Рефераты Изложения История

Правила и факторы определяющие здоровье человека. Влияние средств массовой информации на сознание людей Факторы негативно влияющие на здоровье как защитить себя

Сегодня в посте: Вероятность проявления психологических опасностей, , может быть различной в зависимости от конкретных условий.

Приветствую Вас, уважаемые читатели блога , желаю всем психического здоровья.

Влияние информации на человека — классификация

В настоящее время нет достаточно обоснованной и подробной общей классификации влияния информации на человека. Это связано с новизной и сложностью этой проблематики, а также с тем, что сама процедура и результат классификации зависят от тех задач, которые необходимо решить, и в связи с этим - от избираемых оснований и критериев, которые используются при классификации.

В первую очередь необходимо выделить следующие основные источники влияния информации на человека , которые можно разделить по отношению к личности на две группы: внешние и внутренние.

Источники влияния информации на человека

Общим источником внешнего влияния информации является та часть информационной среды общества, которая в силу различных причин не адекватно отражает окружающий человека мир. Т.е. информация, которая вводит людей в заблуждение, в мир иллюзий, не позволяет адекватно воспринимать окружающее и самого себя.


Информационная среда приобретает для человека характер второй, субъективной реальности. Ту ее часть, которая содержит информацию, неадекватно отражающую окружающий мир, и те ее характеристики и процессы, которые затрудняют или препятствуют адекватности восприятия и понимания человеком окружающего мира и самого себя.

Одним из них является объективная сложность самого мира и процесса его познания, ошибки и заблуждения людей, познающих его.

В другую группу источников влияния можно объединить действия тех людей, которые, преследуя собственные цели, добиваются этого, используя различные способы информационно-психологического воздействия на других (см. Психология влияния на человека) без учета их интересов, а зачастую, просто вводя в заблуждение, действуя вразрез с их интересами и нанося им ущерб. Это деятельность различных лиц - от политических лидеров, государственных и общественных деятелей, представителей средств массовой коммуникации, литературы и искусства, до повседневных наших партнеров по межличностному взаимодействию.

К этим лицам относятся те из них, кто, оказывая на окружающих информационно-психологическое воздействие, искусно, смешивая ложь с правдой, увеличивают степень неадекватности информационной среды общества и тем самым расширяют иллюзорную субъективную реальность.
(манипуляции или управление людьми)
Правда, от этого не становится легче тем, кто уже попал в паутину его манипуляций, кто на себе испытывает их разрушающее и уничижительное влияние.

Влияния информации на человека — отношения манипуляций

Сама социально-политическая и экономическая ситуация кардинальных общественных изменений и перехода к рыночным отношениям, способствует этому и усиливает данную тенденцию.

Продавец стремится продать товар покупателю, и их интересы далеко не всегда совпадают, если не сказать, что расходятся и имеют лишь одну общую точку соприкосновения - факт продажи конкретного товара. При этом продавец активно прибегает к различным приемам, чтобы скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства, действительные, а чаще всего мнимые у рекламируемого товара.
Зачастую он скрывает необходимую клиенту информацию, а часть ее изменяет и тем самым затрудняет получение адекватных сведений о товаре.
(психология убеждения, или все будет по моему)
Работодатель прибегает также к психологическим манипуляциям, чтобы, например, дешевле оплатить труд работника и т.п.

Участники переговоров, используя различные способы манипулирования информацией, реализуют технологию рефлексивного управления, чтобы достичь своих целей и добиться более выгодных условий для своей стороны, как правило, за счет ущемления интересов другой стороны. Причем это происходит как в ситуациях, затрагивающих интересы отдельного человека или нескольких лиц, так и межгосударственные отношения, в которых ценой манипуляций выступают интересы целых народов и даже, как свидетельствует история, само их существование.

Доступ к широкомасштабному использованию новых информационных технологий и контролю за средствами массовой коммуникации многократно усиливает возможности информационно-психологического влияния на людей посредством изменения информационной среды общества. В наибольшей степени это возможно для разнообразных социальных организаций - различных объединений людей, социальных групп, общественных, политических и государственных структур, некоторых социальных институтов общества.

В связи с этим возможно выделить еще три относительно самостоятельных группы источников влияния информации на человека.

Группы влияния информации на человека

Так, для личности может представлять информационно-психологическую опасность деятельность различных группировок и объединений людей, в частности, некоторых политических партий, общественно-политических движений, националистических и религиозных организаций, финансово-экономических и коммерческих структур, лоббистских и мафиозных групп и т.п.

Их деятельность становится опасной, когда для достижения своих целей они начинают применять различного рода средства информационно-психологического воздействия, изменяя посредством этого поведение людей таким образом, что наносится ущерб их же интересам. Широко известны примеры деятельности такого рода некоторых религиозных сект, провоцирования национально-этнических конфликтов, недобросовестной рекламы, в частности, нашумевшая история с АО «МММ» (у которого не было проблем, но эти проблемы возникли у большинства его клиентов).

В качестве еще одного источника влияния информации, при определенных условиях можно выделить само государство, органы государственной власти и управления. Это связано с действиями государственных лидеров, правящей элиты. Опасность возникает, когда они, реализуя собственные интересы, а иногда и просто амбиции, используют мощь государственного аппарата для оказания информационно-психологического влияния на людей, маскируя свои действия и истинные цели, которые не соответствуют интересам государства, общества и населения страны.

Опасность влияния информации усугубляется также тем, что государство нередко начинает экспериментировать с массами ради «благих великих целей» и влиять их сознание.

Основные источники влияния информации на человека

Основные источники информационно-психологического влияния на человека в обобщенном виде можно представить следующим образом:
— Государство (в том числе иностранные), органы власти и управления и другие государственные структуры и учреждения.
— Общество (различные общественные, экономические, политические и иные организации, в том числе зарубежные).
— Различные социальные группы (формальные и неформальные, устойчивые и случайные, большие и малые по месту жительства, работы, учебы, службы, совместному проживанию и, проведения досуга и т.д.);
— Отдельные личности (в том числе представители государственных и общественных структур, разнообразных социальных групп и т.п.).

Основные средства влияния информации на человека

В качестве основных средств влияния информации на человека в обобщенном виде выделяются следующие:
— средства массовой коммуникации (в том числе информационные системы, например, интернет и т.п.);
— литература (в том числе, художественная, научно-техническая, общественно-политическая, специальная и т.п.);
— искусство (в том числе, различные направления так называемой массовой культуры и т.п.);
— образование (в том числе, системы дошкольного, среднего, высшего и среднего специального государственного и негосударственного образования, система так называемого альтернативного образования и т.п.);
— воспитание (все разнообразные формы воспитания в системе образования, общественных организаций - формальных и неформальных, система организации социальной работы и т.п.);
— личное общение .

Внутренние источники влияния информации на личность человека заложены в самой биосоциальной природе психики человека, в особенностях ее формирования и функционирования, в индивидуально-личностных характеристиках индивида.

В силу этих особенностей люди отличаются степенью восприимчивости к различным информационным влияниям, возможностями анализа и оценки поступающей информации и т.д.

Кроме индивидуальных особенностей есть и определенные общие характеристики и закономерности функционирования психики, которые влияют на степень подверженности информационно-психологическому воздействию и присущи большинству людей.

Так, например, в кризисных изменениях общества повышается внушаемость людей, и, соответственно, возрастает подверженность информационно-психологическим влияниям. Она также возрастает в условиях нахождения человека в массовых скоплениях людей, в толпе, на митинге, демонстрации. С человеком происходит своеобразное психическое заражение определенным психоэмоциональным состоянием, что, например, достаточно ярко проявляется на различных зрелищных мероприятиях.

Существуют определенные закономерности восприятия и реагирования на малоосознаваемые и неосознаваемые воздействия, например, на подпороговые стимулы и т.п.

Психофизиологические возможности противостояния влиянию информации на человека

Знание своих индивидуально-психологических особенностей и общих характеристик и закономерностей функционирования психики становится для человека в настоящее время не просто обязательным элементом его общей культуры, но и необходимым условием безопасности в социальном взаимодействии, в различных межличностных коммуникативных ситуациях.
Как это ни парадоксально, но множество людей куда больше стремятся узнать об устройстве автомобиля и способах обращения с ним, чем о собственных психологических характеристиках и способах использования своих психических возможностей.

Желаю всем психологического благополучия!

Часто задаваемые вопросы:

Все чаще современные люди именуют телевизор «зомбоящиком». У других СМИ тоже появляются свои нелицеприятные названия. И неспроста, ведь СМИ сегодня — средство для формирования мировоззрения народных масс.

Мировоззрение помогает определить виды путей, которыми человек будет шагать в мире. Сформированное мировоззрение определяет не только то, как человек будет воспринимать окружающую его действительность, но и направление его активности. Для того, чтобы сформировать мировоззрение необходимы три условия, а именно:

  • информация,
  • метафора,
  • личный опыт.

Говоря другими словами, человеку необходимо преподать нужную информацию наиболее простым для него способом с последующим возбуждением в человеке желания на основе полученной ин формации достичь практического знания, то есть получить определенный личный опыт. Именно переживание человеком личного опыта (или внутреннего опыта) является закреплением полученной информации. Это адекватное чувственное состояние на основе полученной информации , преподнесенной с помощью определенных метафор . Личный опыт является своеобразным связующим материалом между двумя величинами: «истина» и «ложь» . И здесь неважно соотносить понятие «истина» с понятием морали «хорошо», а понятие «ложь» с понятием морали «плохо». Здесь всё относительно. «Истина» и «ложь» существуют в конкретном мире одного человека. Они формируют будущие понятия «хорошо» и «плохо», и с уверенностью можно сказать, что мораль и понятия «истина» и «ложь» будут разниться между собой у каждого человека.

Для того чтобы информация глубже проникла в человека, необходимо повторение чувственного состояния , то есть повторение личного или внутреннего опыта. Так, на основе биохимических процессов, происходящих в организме при переживании тех или иных чувств и эмоций, происходит процесс развития вектора мировоззрения человека, то есть процесс направления пути развития человека во внешнем мире.

Дело остается за малым: дать нужную информацию с помощью завуалированных метафор и позволить человеку переживать положительный личный опыт, для того, чтобы человек обрел «истинное» счастье. Так можно легко и незаметно написать нужный жизненный путь практически для каждого конкретного человека.

Средства массовой информации

Ключевое слово в средствах массовой информации - информация . Первое необходимое условие для формирования нужного мировоззрения. Средства массовой информации располагают тремя самыми важными средствами доведения информации до конечного потребителя:

  • написанным словом (газеты, журналы и т.п.),
  • произнесенным словом — звуком (радио),
  • воспроизведенным словом (телевидение).

То есть присутствует и второе условие формирования у человека «необходимых» ему идей и принципов — метафора. Интернет-источники информации делают эти средства ещё более доступными и распространёнными. Третьим условием, как мы выяснили, является личный опыт. И здесь вроде человек остается один на один с собой, ведь кроме него никто не может пережить за него этот внутренний опыт.

Однако нужно вспомнить, что средства массовой информации - это «четвертая» власть . В чем заключается эта власть? Она заключается в способности управлять самими действиями человека — действиями, которые в конечном итоге должны привести к переживанию этим человеком нужного внутреннего опыта. И не нужно применять никаких методик зомбирования, достаточно лишь грамотно, методично и постепенно формировать мировоззрение каждого человека.

К примеру, западный образ жизни говорит о том, что человек должен быть успешен, что он должен быть индивидуален, что он должен стремиться к вершинам. Средства массовой информации начинают нам в различных метафорах преподносить этот стереотип. Нам говорят, что сначала нужно получить хорошее образование, затем работать и набирать опыт, после чего устроиться в хорошую компанию, где нужно занять определенное место, и только добившись этого можно подумать о семье. И почти в любом западном издании ответят вам на ваш вопрос о ранней семье, как о гибели всего вашего будущего. Молодость - это возможность карьерного роста, свободных отношений, множества новых впечатлений. Так преподносят молодость на западе. Таким образом, человек получает информацию, что пока он молод, он должен распределить свою жизнь между двумя «истинами»: работой (карьерой) и отдыхом (развлечениями).

Человек получает эту информацию постоянно через журналы, газеты, сайты, книги, кино, шоу и так далее. Всё это приводит к тому, что он начинает совершать определенные действия, а именно: идет учиться в хорошее учебное заведение, затем стремится устроиться в хорошую компанию, ради чего может работать 20 часов в сутки! Но человек получает нужный личный опыт, который соответствует тому ожиданию, сформировавшемуся у него из полученной информации, и он передает этот опыт из поколения в поколение. Так формируется мировоззрение целых наций. И вот люди (а не один конкретный человек) совершают ряд определенных действий, описанных выше для получения описываемого личного опыта. Поколение за поколением.

А если посмотреть вглубь? Одиночество людей - это
дополнительный доход для производителей бытовой техники, мебели, автомобилей, для арендодателей и так далее. Грубо говоря, два человека не вместе, это как минимум два телевизора, два холодильника, два дивана, две комнаты и так далее. Поздние роды - это огромный плюс для частных клиник (а на западе система медицинского страхования частная), которые получают увеличенные выплаты по медицинским страховкам за сложные роды (а чем старше возраст, тем беременность и роды протекают сложнее).

Приведенный выше пример показал нам, как с помощью СМИ можно создать нужное мировоззрение у большого количества людей. Но СМИ могут не только формировать устойчивое мировоззрение нескольких поколений людей, но и побуждать людей к сиюминутным поступкам, нужным заказчику.

Контролировать чувства!

Человеку присущи чувства, эмоции и желания. И пока он не сможет их контролировать, не поставит свой разум над ними, другой человек или люди могут незаметно для него вложить всё, что им нужно. И инструментом между ними станут СМИ.

Автор не ставил целью осуждение западных ценностей. Любые це нности — результат свободного выбора, и в них вкладывают смысл миллионы людей.

В этой статье лишь говорится о том, что нужно уметь самому выбирать свой путь развития, самому формировать свое мировоззрение, опираясь на природное чутье «истины» и «лжи», которое порождает только незамутненная совесть. Ведь инстинктивно маленький ребенок всегда правильно распределит понятия «добра» и «зла», так как его сознание еще не обработано должным образом. Весьма трудно найти правильную «истину» и разоблачить «ложь», ведь даже в древности, когда люди пользовались только устным словом уже было трудно отличить «правду» от «кривды», но «правда у каждого своя», а «истина всегда одна». Думайте, анализируйте, смотрите сквозь строки, всегда проверяя то, что вам говорят совершенно чужие вам люди .

Антон Тенсин

Любом обществе. В здоровом обществе, как правило, формируют- ся здоровые личности. Недостатки воспитания и неблагоприятные влияния окружающей среды могут вызвать деградацию личности. Личность с развитым сознанием и самосознанием может противо- стоять воздействию внешних условий, бороться с трудностями и оставаться здоровой физически, психически и социально. Одной из объединяющих социальное и психическое здоровье является творческая компонента здоровья. Присутствие элемен- тов творчества в работе рассматривают как источник здоровья. Чем больше в трудовой деятельности выражено творческое нача- ло, инициатива, применяются личные способности и знания, тем больше приносит она удовлетворение, тем заметнее ее оздорови- тельное воздействие. И наоборот, чем меньше труд увлекает чело- века своим содержанием и способом исполнения, тем ниже удов- летворение от него, тем скорее, посредством отрицательных эмо- ций, он может стать источником различных заболеваний. К ха- рактеристикам работы, влияющим на здоровье, относят: творче- ство, познание нового, неповторяемость. Работа может быть ис- точником укрепления здоровья, так как она дает чувство принад- лежности к обществу, чувство нужности, ценности, возможность выражения своих способностей, раскрытия личности. Развитие духовного мира человека, его творческих способностей, творчес- кое отношение к себе, своим близким, к работе, к отдыху – являет- ся стратегическим изменением образа жизни по направлению к индивидуальному здоровью. КОНЦЕПЦИИ ЗДОРОВЬЯ Концепция – это набор основных идей, составляющих понятие. Например, концепция педагогики – кого учить, чему учить и зачем учить. Концепций понятия здоровья существует несколько, из которых наибольший интерес представляют кон- цепция баланса здоровья и адаптационная концепция здоровья. Концепцию баланса здоровья предложил Noack (1993), чтобы описать то динамическое равновесие, которое поддержива- ется, несмотря на внешние проблемы (результат факторов среды 11 PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com или поведения). В ней два ключевых измерения здоровья: баланс и потенциал здоровья. Потенциал здоровья – это способность взаимодействия с окружением для поддержания или восстановления равновесия. Он может означать иммунологическое сопротивление инфек- циям, физическую норму, эмоциональную стабильность, адек- ватные знания о здоровье, стиль жизни, эффективный способ справляться со стрессами и пр. Баланс здоровья – выражение моментального состояния равновесия между потенциалом здоровья и запросом. Кроме того, вводится ресурс здоровья – сумма доступных средств для улучшения потенциала здоровья. Укрепление здо- ровья – это силы, направленные на улучшение системы баланса. Однако, потенциал здоровья неизвестен до внешнего воз- действия. Только воздействие определяет возможности орга- низма. Поэтому более жизненна адаптационная концепция здо- ровья. Адаптация – составная часть приспособительных реакций биологической системы на изменение условий среды существо- вания. При адаптации система перестраивает, изменяет свои структурные связи для сохранения функций, обеспечивающих ее существование как целого в условиях изменяющейся среды. Способность к адаптации – одно из свойств и условий развития здорового человека. Как универсальное фундаменталь- ное свойство живых организмов, адаптация является тем «ки- том», который вместе с саморегуляцией поддерживает посто- янство внутренней среды, осуществляет связь с внешней средой. Различают два вида адаптивных изменений: срочные и кумулятивные (долговременные). Срочная адаптация характеризуется непрерывно протека- ющими приспособительными изменениями, которые не закреп- ляются, а исчезают после устранения воздействия. Характер и интенсивность срочной адаптации (реакции) точно соответству- ет характеру и силе внешнего раздражителя, которые не превыша- ют физиологических возможностей организма. 12 PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com Кумулятивная адаптация отличается изменениями, воз- никающими в ответ на длительные, повторяющиеся внешние и внутренние воздействия. Исходы адаптивного поведения могут быть представле- ны как стадии: 1. Состояние удовлетворительной адаптации; 2. Состояние неполной или частичной адаптации; 3. Состояние напряжения регуляторных механизмов; 4. Состояние неудовлетворительной адаптации; 5. Состояние полома адаптационных механизмов. По-видимому, само понятие «адаптация» следует считать центральным в проблеме здоровья. Поэтому, неслучайна, та связь, которую проводят многие авторы между этими двумя понятиями. У новорожденных нет жестких механизмов адаптации, поэтому ее диапазон оказывается достаточно широким, что позволяет ему выживать в довольно значительных границах изменений условий жизнедеятельности. Формирование жестких механизмов адаптации сопровож- дается не уменьшением, а возрастанием социально-психологи- ческих возмущающих факторов. Поэтому с возрастом растет число людей со срывом адаптации и уменьшается число людей, имеющих удовлетворительную адаптацию к условиям среды. Помимо возрастного ограничения пределов и жесткости адап- тации, на развитие дезадаптивных процессов оказывают влия- ние два фактора: отсутствие тренировки механизмов адаптации естественными факторами и невостребованность адаптацион- ных резервов в связи с комфортными условиями жизнедеятель- ности. П.К. Анохин отмечал, что резервы адаптационных воз- можностей в организме всегда выше, чем их реализация. С этих позиций, здоровье следует рассматривать как понятие динами- ческое, характеризующееся индивидуальным, возрастным и историческим аспектами. Возрастной аспект определяется характерными для каждого этапа возрастного развития человека специфическими особеннос- 13 PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com тями биологической и социальной адаптации. Для каждого возраст- ного этапа должны существовать свои критерии здоровья, свой- ственные этому возрасту, его морфофункциональной организации и социальной роли. В историческом аспекте развитие производства и произ- водственных отношений, культуры и религии ведет к тому, что меняется во времени сама обстановка, место человека и его роль в социуме. В связи с ростом качества жизни и комфортности для поддержания своей жизни человек все меньше использует свои функциональные резервы и все больше – достижения сво- его разума, что от поколения к поколению приводит к сниже- нию функционального резерва, резерва адаптации индивида. ПРЕДБОЛЕЗНЬ. БОЛЕЗНЬ. Переход от здоровья к болезни не является внезапным. Между этими состояниями имеется ряд переходных стадий, ко- торые не вызывают у человека выраженного снижения соци- ально-трудовой активности и субъективной потребности в ме- дицинской помощи. Современный врач-клиницист, как правило, фиксирует болезнь или ее отсутствие. Однако уже Гален указывал на су- ществование трех состояний: здоровье, переходное состояние и болезнь. Здоровье – это динамический процесс в жизни челове- ка. При снижении его количества развивается третий уровень здоровья (третье состояние, преморбидный период или пред- болезнь) - состояние, при котором возможно развитие патоло- гического процесса без изменения силы действующего фактора вследствие снижения резервов адаптации. Предболезнь – это латентный, скрытый период болезни или стадия функциональной готовности организма к развитию опре- деленного заболевания. «Тело здоровое, но не до предела; тело не здоровое, но и не больше», так отзывался Авиценна об этом периоде, то есть это еще не болезнь, но уже и не здоровье. В логико-диалектическом рассмотрении третье состояние, по сути, вмещает в себе и выдер- 14 PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com живает единство противоположности здоровья и болезни. Признаки (индикаторы) предболезни: общее недомогание, снижение аппетита, переедание, изжога, запор/понос, отрыж- ка, тошнота, нарушение менструального цикла, утрата сексу- ального желания, спазмы, головные боли, неприятные ощуще- ния в области сердца, мышечные судороги, обмороки, повы- шенная потливость, нервный тик, подергивания, слезливость без видимой причины, боль в спине, ощущение общей слабости, головокружения, тревожность, беспокойство, постоянное чув- ство усталости, бессонница, сонливость, хроническая раздра- жительность и др. В этот период третьего состояния у человека есть все ре- сурсы, чтобы выйти из предболезненной фазы с помощью пере- смотра своего образа жизни. Если и дальше из-за невежества че- ловека давление на нормативные границы адаптации продолжа- ет усиливаться, то резервные возможности защитных систем ока- зываются исчерпанными. При истощении адаптационных резер- вов здоровья наступает переход от количественных накоплений к качественному изменению, которое называется болезнью. Французский врач Рене Лариш мудро заметил: «Болезнь – это драма в двух актах, из которых первый разыгрывается в угрю- мой тиши тканей, при погашенных огнях. Когда появляется боль или другие неприятные ощущения, это почти всегда второй акт». Болезнь – это жизнь, нарушенная в своем течении повреж- дением структуры и функций организма под влиянием внешних и внутренних факторов; болезнь характеризуется снижением приспособляемости к среде и ограничением свободы жизнедея- тельности больного. Согласно другому определению болезнь – это жизнедея- тельность организма, которая выражается в изменениии функ- ции, а также в нарушении строения органов и тканей и возника- ющая под влиянием чрезвычайных для данного организма раздра- жителей внешней и внутренней среды организма. Если здоровье и болезнь организмов животного мира имеют исключительно биологическую природу, то здоровье и болезнь че- 15 PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com ловека помимо биологического включает в себя и социальный ас- пект. Социальный аспект здоровья и болезни человека проявляется в нарушении саморегуляции поведения. Болезнь – манифестаци- онный процесс в виде клинических (патологических) проявле- ний в состоянии организма, отражающийся на социально- экономическом статусе человека. Таким образом, болеть не только вредно для здоровья, но и дорого с точки зрения экономики. «Болезнь – стесненная в своей свободе жизнь» (К. Маркс). По продолжительности течения болезни разделяются на ост- рые и хронические. Первые продолжаются недолго, а хронические занимают более продолжительный промежуток времени и затяги- ваются на многие месяцы, годы, десятилетия. Все болезни также подразделяются на инфекционные (за- разные) и неинфекционные (незаразные). ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ И БОЛЕЗНЬ Причин нездоровья (третьего состояния) и болезней мно- го. На человека постоянно и одновременно действуют три пото- ка информации: сенсорной, воспринимаемой органами чувств через первую сигнальную систему, вербальной (устное или письменное слово), воспринимаемой через вторую сигнальную систему, и структурной (компоненты пищи и воздуха), поступа- ющей через желудочно-кишечный тракт и дыхательную систе- му. Информация может быть необходимой (полезной), индиф- ферентной и вредной. Организм, с учетом адаптации, имеет оп- ределенную пропускную способность восприятия информации. Известны отрицательные эффекты почти полного отклю- чения (Павловская башня молчания), резкого дефицита (состо- яние невесомости) или чрезмерного воздействия (смерть от ще- котки) сенсорной информации. Между этими крайними суще- ствует множество повседневных и достаточно сильных откло- нений от оптимальных уровней сенсорной информации. Последние десятилетия резко снизился объем двигательной активности людей всех возрастов. Доля физического труда в произ- водстве с 90% снизилась до 10%. Физической культурой и спортом 16 PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com занимается небольшая часть людей, особенно регулярно и в тече- ние всей жизни. На органы чувств обрушились неведомые ранее по силе и разнообразию шумы, вибрации и разнообразные виды излу- чений не только на производстве, но и дома, и в местах отдыха. В то же время, человек лишил себя многих ощущений непосредствен- ного общения с природой. Очень много стало удобств, детрениру- ющих организм. Поток вербальной информации многократно уве- личился, что само по себе не безразлично для организма. В отли- чие от еще недалеких предков, пища современного человека значи- тельно менее разнообразна по набору природных продуктов. Поток структурной информации (включая химическое загрязнение вдыха- емого воздуха) претерпел самые большие изменения. В результате изменений в триедином потоке информации, характеризуемых де- фицитом необходимой (полезной) и воздействием на организм вред- ной информации, возникает хронический стресс, понижение общей неспецифической устойчивости организма, развитие так называе- мого третьего состояния (промежуточное состояние между здо- ровьем и болезнью). Таким образом, заболевания возникают в результате воз- действия тех или иных факторов внешней или внутренней среды, превышающих приспособительно-компенсаторные возможности организма, а также передаются от больного человека, бацилло- носителя или больного животного здоровому. Несколько лет назад Всемирной организацией здравоох- ранения была сделана попытка ранжировать все факторы в по- рядке их значимости для здоровья. В результате было выделе- но более 200 факторов, которые оказывают самое значительное влияние на современного человека. Среди них выделяют физи- ческие, химические, биологические, социальные, психологичес- кие, генетические факторы. Однако наиболее важное значение в развитии самых распространенных болезней, являющихся ос- новной причиной смерти населения являются: гиподинамия (не- достаток движения), неправильное питание (прежде всего пе- реедание), психоэмоциональное напряжение и вредные при- вычки (злоупотребление алкоголем, курение, употребление нарко- 17 PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com тиков и других химических веществ). Неблагоприятная эколо- гическая обстановка во многих странах также является причи- ной многих современных болезней. Если первые три фактора зави- сят непосредственно от самого человека, от его мировоззрения, культуры и поведения, то решение экологических проблем за- висит от совместных усилий многих стран. В 1994 году Межведомственная комиссия по охране здо- ровья населения Совета безопасности РФ определила это соот- ношение применительно к нашей стране следующим образом (в скобках – данные ВОЗ): Таблица 1. Факторы, влияющие на здоровье Конечно для разных групп заболеваний такое соотношение факторов различно. Например, в возникновении болезней, передаю- щихся половым путем исключительное значение имеет образ жиз- ни человека. 18 PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com Таблица 2. Факторы обусловленности здоровья Модель обусловленности общественного здоровья (Ю.П. Лисицин, 1992) В настоящее время различают здоровье населения (обще- ственное здоровье) и здоровье индивида (индивидуальное здоро- вье). ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ Общественное здоровье – это совокупное здоровье людей, проживающих на данной территории или государства в целом. Общественное здоровье – характеристика одного из важ- нейших свойств, качеств общества как социального организма; со- ставляющий фактор внутреннего валового продукта (ВВП), функ- ция и производное общества (Ю.П. Лисицин, 1992). Обществен- ное здоровье характеризует жизнеспособность общества (Д.Д. Венедиктов, 1981). В международной практике для описания общественно- го здоровья традиционно используют: 1) комплекс демографи- ческих показателей: рождаемость, смертность (общую, детскую, перинатальную, младенческую, повозрастную), среднюю продол- жительность предстоящей жизни; 2) заболеваемость (общую, по отдельным возрастным группам, для инфекционных, хронических неспецифических заболеваний, отдельных видов заболеваний, за- 19 PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com болеваемость с временной утратой трудоспособности, госпитали- зацию и т. д.); 3) показатель инвалидности (общей, детской, повоз- расной, по причинам); 4) уровень физического развития. Однако эти показатели в основном отражают нездоровье, а здоровье ха- рактеризуют от противного. Эксперты ВОЗ при выработке стратегии «здоровье для всех в 21 веке» выбрали несколько иных показателей обществен- ного здоровья: % ВВП, идущий на здравоохранение; доля ВВП на душу населения; доступность первичной медико-санитарной помощи; обеспеченность населения безопасным водоснабжени- ем; % лиц, подвергнутых иммунизации от инфекционных бо- лезней; состояние питания детей, в частности, % детей, родив- шихся с низкой массой тела (< 2,5 кг); уровень детской смерт- ности и средней продолжительности жизни; уровень грамотно- сти взрослого населения. Поскольку общественное здоровье примыкает к поняти- ям богатство, потенциал общества, Ю.П. Лисицын (1992) пред- лагает использовать «индекс общественного здоровья» – соот- ношение факторов здорового и нездорового образа жизни. Основные показатели общественного здоровья: Показатель рождаемости: Число родившихся живыми за год х 1000; Среднегодовая численность населения Так, например, в Псковской области в 2000 году рождае- мость составила 7,9 на 1000 населения, а смертность – 14,2. Показатель смертности: Число умерших за год х 1000 Среднегодовая численность населения; Общая смертность населения в зрелом возрасте в России в конце ХХ века составляла 1560 на 100 000 (в США – 780). Смерти по причине сердечно-сосудистых заболеваний в Рос- сии составляют 54%, от новообразований – 17%, от несчастных случаев – 16%, от болезней органов дыхания – 5%. 20 PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

Говоря о вопросах питания спортсмена, следует сказать о питании человека вообще и в частности.

Человек может защитить себя от воздействия внешних факторов, изменить условия своей личной жизни, работу и даже профессию, но ему ни как не уйти от необходимости ежедневного потребления пищи. В век безудержного совершенствования современных технологий, пищевая промышленность не стала исключением. В конце прошедшего столетия, когда приготовление пищи переместилось из дома на фабрику, это стало особенно ощутимым. Эти процессы стали всё более подвергаться механизации и глубокой переработке. Ответственность за питательную ценность и безопасность полностью легла на производителя и больше рассчитана на массового потребителя, технические условия (ТУ) оттеснили ГОСТы. В условиях жесткой эксплуатации природных ресурсов происходят ощутимые изменения экологической среды, что неизбежно влечет за собой ухудшение плодородных почв и климатических условий для возделывания пищевых продуктов природного происхождения. К этому можно смело добавить всё более опутывающий человека электромагнитный смог. Однако эти тенденции нарастают. Человек сам вынуждает себя идти по пути создания модифицированных продуктов синтезированного производства, используя различные пищевые добавки и заменители. Сегодня их известно огромное количество. Основную часть пищевых добавок составляют химические соединения, которые сознательно добавляются к процессу переработки продуктов питания. Это антизатвердители и затвердители, красители и консерванты, антиоксиданты и абсорбенты, эмульгаторы и стабилизаторы, а также различные вещества, ускоряющие процессы созревания продукта, заменители сахара и многие другие, в том числе и поверхностно активные вещества. В результате безостановочного стремления к усовершенствованию технологических процессов переработки и производства пищевых продуктов, пищевая промышленность всё более совершенствует процессы их очистки, такие как рафинирование, дистиллирование и другие. К чему это приведет? Конечно же, к ухудшению качества питания. Таким образом, происходит вытеснение природных продуктов питания. Наряду с сужением набора природных пищевых продуктов нарастала «эпидемия» рафинирования и первой ее жертвой стала мука. Как пишет Р.Х. Холл, в период римской цивилизации мельничная технология достигла высокого уровня, уже тогда, римляне производили четыре сорта муки. Чистейшую, из которой удалялись все отруби, ели самые богатые люди. Но римляне понимали, что белая мука - это малопитательный и выхолощенный продукт и его называли - castratus. Однако трудовой люд и борцы гладиаторы ели грубый пшеничный хлеб для сохранения физической силы. В Риме в небольших количествах производилась мука тонкого помола кремового цвета, получавшаяся при длительном размоле зерна на мельничном камне вместе с отрубями. Однако ещё до падения Римской империи, белая мука потреблялась все больше, что, как считают, явилось причиной распространения кариеса зубов в большей степени, чем у менее цивилизованных народов того времени.

Современная технология видит в зерне только углеводы, белок и жир. Большая часть всего остального, самое ценное - витамины, макро и микроэлементы и прочее искусственно отметаются. Хлеб стал заманчиво белым и аппетитным, но менее полезным продуктом. Таким образом, из семи основных продуктов таких как: хлеб ржаной, хлеб пшеничный, мясо, масло, молоко, сахар и картофель, составляющих вместе 72-83 % общей калорийности питания, три продукта - сахар, масло и хлеб пшеничный являются рафинированными. К этому можно добавить макаронные изделия из муки тонкого помола, а также пастеризованное молоко с различными консервантами. Сегодня, кроме известной роли аминокислот и витаминов группы А, В и С, уже известно огромное количество незаменимых факторов, входящих в природный комплекс, предназначенный для питания человека, однако человек идет не по пути их сохранения, а продолжает идти по пути замещения их продуктами синтезированного производства. Поэтому можно представить, что перечень недополучаемых и важных для организма веществ во много раз больше чем нам известно, и он неизбежно будет расти. Это связано с тем, что при рафинировании и других видах очистки сотни и даже тысячи полезных и необходимых человеку биологически активных веществ уничтожаются или идут в отходы. Это приводит к обеднению продукта, то есть снижению его пищевой и биологической ценности и, в конечном счёте, по определению, профессора И.И. Брехмана, к утрате необходимой для человека структурной информации. Недостаток важнейшей для человеческого организма информации неизбежно ведет к нарушению кислотно-щелочного баланса и возможному нарушению функций различных систем и органов человеческого организма.

Современный уровень технологий позволяет предположить, что модификаторы и синтезированные продукты могут моделировать необходимый набор такой информации, но каково воздействие, по сути искусственных продуктов, на человеческий организм? Не вызовет ли это перерождение человека как индивида и не повлечёт ли за собой изменений в человеке, свойственных ему природных качеств интеллектуального, эмоционального и нервно-психического порядка? Каковы перспективы эволюционных процессов на пути человека в условиях изменения структурной информации питания? Можно строить различные гипотезы и предположения, но нельзя исключать и худшего прогноза так как, ничто не может полностью заменить природного комплекса необходимых для человека элементов питания организма, входящих в структуру естественных продуктов. Нарушение структурной информации может привести к искажению результатов ее считывания и вызвать иные, нежелательные изменения не только в эволюционном развитии человека, но и в физическом, которые станут очевидными. Например, уже сегодня практика показывает, что уровень физического развития детей и подростков, показатель состояния и функциональные возможности их сердечно-сосудистой системы крайне низки. Современные дети значительно уступают по этим показателям их сверстникам из 70-80-х годов прошлого столетия. Можно смело предположить, что такой итог является и следствием ущерба, причиняемого пищевым продуктам рафинированием и заменой в них многих природных элементов на искусственные, которые мы, к большому сожалению и подрастающее поколение активно потребляем. Второй причиной столь плачевного состояния здоровья нынешних детей и подростков, а также современной молодежи является исключительно неэффективная работа по физическому воспитанию в системе дошкольного воспитания и образования, особенно общеобразовательной школы.

Современная наука, подгоняемая техническим прогрессом и технологиями, пытается компенсировать витаминными добавками или синтетическими соединениями этот дефицит, однако это ни как не может воспроизвести всего комплекса биологически активных веществ, который создает природа. Известный дальневосточный ученый, доктор медицинских наук, профессор И.И. Брехман в своей работе «Валеология - наука о здоровье» писал: «Надо понимать, что вещества пищевых продуктов составляют основную часть потока структурной информации, которая определяет самое интимное общение человека с внешней средой, которая как бы проходит через организм, создавая его внутреннюю экологию. Сложный как мир пищевой поток состоит из тех же элементов, что и планета, в нем сотни тысяч или даже миллионы природных веществ». Далее Брехман приводит слова великого В.А. Энгельгардта, который говорит, что «…в основе жизни лежит сочетание трех потоков: потока вещества, потока энергии и потока информации. Они качественно глубоко различны, но сливаются в некоторое единство высшего порядка, которое можно было бы охарактеризовать как «биотическое триединство», составляющее динамическую основу жизни». Наука о процессах и законах передачи, распространения, обработки и преобразования информации получила название информологии. Она рассматривает «сведения» и «свойства». Соединяясь с потребителями, информация «из вещи в себе» становится «вещью для нас». Потребность людей в информации (инфопотребность) относится к числу самых древних.

На человека постоянно влияют три потока информации: сенсорный, вербальный и основной из рассматриваемых нами - это структурный . В него входят компоненты пищи и вдыхаемого воздуха, поступающие через желудочно-кишечный тракт и дыхательную систему. Все они соединяются на определенном химическом уровне, где различные факторы среды, действующие на органы восприятия, вызывают в организме биологические перестройки. К факторам среды могут относиться стрессы или раздражители в виде смены привычных биоритмов, что необходимо учитывать при подготовке спортсменов также как и адаптивные свойства организма, включающие перестроечные условия хроноадаптации и акклиматизации. Принято считать, что общей неспецифической реакцией организма является стресс. Определённый уровень стресса, как считал Г. Салье, необходим для обеспечения нормальной реакции организма - это, так называемый эустресс. Довольно часто уровень стрессорных воздействий выше оптимального, что приводит к значительным, разного рода расстройствам - дистресс. Это может быть вызвано резким изменением количественных и качественных информационных характеристик продуктов питания, чрезмерным физическим воздействием в результате спортивной тренировки, ощутимым регулированием массы тела спортсмена при сгонке, а также биологическими перестройками организма по разным причинам, в том числе и связанными с адаптацией. Для выхода из таких ситуаций необходима осознанная мобилизация доступных ресурсов. И здесь не лишним будет привести слова того же Г. Салье: «Стремись к самой высшей из доступных тебе целей и не вступай в борьбу из-за безделиц».

Продолжая разговор о потоках информации, следует отметить, что объем каждого из трех потоков может быть оптимальным, избыточным или недостаточным. Информация может быть необходимой (полезной), или вредной (индифферентной). Следует иметь в виду, что организм имеет лимит пропускной способности восприятия информации и ограниченные резервы для ее защиты от неблагоприятных последствий, таких как резкие изменения количества и качества информации. При этом сложность и ценность вносимой в организм информации имеет важное значение для процессов питания человека и спортсмена в частности, в том числе и фармакологического действия.

По И.И. Брехману, для питания и лечебно-профилактических целей важны качественный состав пищи и её структура, что не отражается ни массой, ни калорийностью. Масса, объем и калорийность - это показатели экстенсивные, структурная информация является интенсивным показателем. Энергия и структурная информация равноценны и одинаково необходимы организму человека. В соответствие с принципом дополнительности Н. Бора эти две противоположности не противоречивы, а дополнительны. В этом состоит философское единство противоположностей энергетико-структурного дуализма связей организма со средой, являющихся важнейшим фактором, определяющим здоровье человека как такового и спортсмена в частности.

Говоря о необходимости правильного питания в спортивной практике, наукой используется такое определение как «структурная информация» и это не случайно. Она поставляется организму, считывается из предлагаемого набора продуктов питания и, распределяясь, становиться необходимой «вещью для нас».

В своих ранних работах экономическо-философских рукописей К. Маркс писал: «Человек живет природой. Это значит, что природа есть его тело, … что природа неразрывно связана сама с собой, ибо человек есть часть природы».

Безудержный технический прогресс все дальше уносит нас от естественных соприкосновений с природой. Нарушая экологию планеты, и все больше проникая в ее первозданные механизмы регуляции, мы, тем самым, не только нарушаем биологический цикл природы земли, растений, воздуха и воды мы еще и умудряемся подменять их свойства. Мы уже не замечаем, что вступили в эпоху эксплуатации нами же и обедненных и ставших «нищими» почв. Мы уже не обходимся от их мощной «подкормки» химическими соединениями, чтобы получить желаемый урожай. Мы не замечаем, что полученные продукты питания с таких почв не отвечают естественному набору структурной информации, необходимой организму человека. Что же мы сегодня потребляем, и что будем потреблять в недалеком будущем, вот главный вопрос человечества в самом не далеком будущем? Спортивная практика и особенно спорт высших достижений ощутят это сразу.

К сожалению, тенденция все большей утраты природного естества коснулась и России. Поставив во главу своей экономики сырьевой акцент и подпитывая индустрию других стран, она слепо и безостановочно губит природу, не заботясь о завтрашнем дне.

Первая лекция проекта Научи хорошему из курса «Информационная безопасность личности в условиях агрессивной массовой культуры» (14+). Была зачитана на Трезвом слёте в Таганроге в мае 2017 года.

Влияние информации на человека

Человек в своих решениях и действиях всегда исходит из своего мировоззрения. То, как он представляет себе окружающий мир, влияет на его поведение. Считаете, что мир жесток и люди в нём злые – будете соответствующим образом относиться к окружающим и получать такую же обратную реакцию. Считаете, что мир – исключительно прекрасное и светлое место, будете всегда ходить с улыбкой на лице, пока не встретите того, кто считает мир злым. Поэтому, конечно, надо сохранять положительный настрой, но обстановку оценивать максимально объективно с учётом как положительных сторон, так и отрицательных. Чем более объективны и целостны будут ваши представления об окружающем мире, тем яснее вы будете представлять последствия ваших действий, а соответственно, и прогнозировать ситуацию сможете с большей степенью достоверности.

При этом очень многие поступки в нашей жизни мы совершаем не в результате осознанных волевых действий, а, что называется, на автомате. В таких случаях нами управляет наше подсознание, которое опирается на уже сформированные стереотипы и модели поведения, и можно сказать, что в эти моменты мы действуем неосознанно, не задумываясь, а просто отрабатывая привычные поведенческие программы. Но прежде, чем мы начнём разбираться, откуда берутся эти поведенческие программы, давайте дадим определение тому, что значит «жить осознанно».

Популярное сегодня слово «осознанность» многими понимается по-разному и часто носит размытый характер. Предлагаем такой образ для этого слова: «Жить осознанно – значит, стремиться к тому, чтобы все ваши действия приближали вас к вашим жизненным целям»

Соответственно, говорить о том, что человек живёт осознанно, можно только тогда, когда он сформировал себе некий упорядоченный список целей и жизненных ориентиров и старается согласовывать все свои действия и поступки с этими целями, чтобы они приближали его к реализации задуманного. Например, если одна из целей человека – сохранять и укреплять своё физическое и психическое здоровье, то он никогда не станет употреблять алкоголь, табак и другие наркотики. То есть, чтобы жить осознанно – нужно ответить самому себе на вопрос: «Зачем ты живёшь?», а потом всегда об этом помнить.

Осознанная жизнь начинается с ответа на вопрос «зачем я живу?» и создания упорядоченного списка целей, которых вы хотите достигнуть. Если у вас нет целей, то вы не можете управлять собой, а значит – вами будет управлять кто-то другой.

Но вернёмся к мировоззрению, которое и определяет поведение каждого человека.

Мировоззрение – это совокупность взаимосвязанных и упорядоченных образов, которые отражают наши представления об окружающем мире. Если мировоззрение адекватно действительности, то есть картинка, сформированная в нашей голове, похожа на реальный мир – то и человек ведёт себя адекватно. Если в голове калейдоскоп и хаос – то и поведение будет в стиле «семь пятниц на неделе».

Представления об окружающем мире формируются под воздействием информации, которая к нам поступает извне. У нас в голове вся информация неким образом обрабатывается и складируется, занимая свою нишу в той самой мировоззренческой картине. При этом чтобы лучше понимать механику этого процесса, психику человека можно представить себе как взаимосвязанную двухуровневую информационную систему, состоящую из сознания и подсознания, в которой подсознание – это аналог мощного компьютера, оперирующего огромными объёмами различных данных – визуальных образов, текстов, звуков и так далее. А у сознания возможности обработки информации гораздо ниже, и оно может одновременно удерживать небольшое количество объектов. В тоже время сознание служит своеобразным аналогом интерфейса ввода-вывода информации и операционной системы, которая в ходе своей деятельности опирается на результаты обработки информации подсознанием.

Например, человек учится водить автомобиль. Для этого он длительное время изучает правила дорожного движения, осваивает вождение – сначала с инструктором, потом сам, сосредотачивается на том, как правильно переключать передачи, поворачивать и так далее, но в какой-то момент весь этот процесс перестаёт требовать каких-то серьёзных волевых усилий и в значительной степени переходит в автоматический режим. То есть, чтобы научиться водить автомобиль, нужно загрузить в своё подсознание определённое количество информации, связанной с этим процессом, и получить практические навыки.

Похожим образом человек учится всему в этом мире – он воспринимает большое количество информации, после чего использует её на практике. Но хитрость заключается в том, что далеко не вся информация, которую мы в себя «загружаем», оказывается достоверна или полезна. А многие вдобавок пребывают в ложной убеждённости, что существует так называемый «развлекательный контент», который вообще не надо оценивать с точки зрения его полезности или вредности, так как его влияние якобы сводится только к тому, чтобы дарить позитивные эмоции или помогать отдохнуть от обыденных дел. Так это или нет, разберёмся далее, а сейчас ответим на вопрос, какие внешние факторы сильнее всего влияют на мировоззрение человека, или какие информационные каналы наполняют его внутренний мир и тем самым обучают его новым моделям поведения и навыкам?

Основные внешние факторы, влияющие на мировоззрение человека:

  • Родители/семья
  • Школа/институт/профессиональная сфера
  • Друзья/круг общения
  • Медиасреда (СМИ, ТВ, Интернет…)
  • Другое (место проживания, образ жизни и т.д.)

Каждый из этих факторов играет огромную роль в жизни человека, но мы сосредоточимся на том, значение которого с каждым годом возрастает и, по всей видимости, в 21-веке – веке информационных технологий – постепенно выйдет на первое место. Речь идёт о современной медиасреде, которую ещё называют «медиапространством». Его основные составляющие.

Основные составляющие современного медиапространства:

  • Телевидение
  • Кинематограф
  • Музыкальная индустрия
  • Компьютерные игры
  • Рекламная сфера
  • Другое (радио, глянцевые журналы…)
  • Интернет (объединяет в себе всё перечисленное)

Все перечисленные информационные потоки сказываются на жизни каждого из нас. Даже если вы полностью оградите себя от телевизоров, компьютеров и радио, то их влияние всё равно дойдёт до вас через друзей, знакомых, коллег по работе. Поэтому надо учиться взаимодействовать с окружающей медиасредой, понимая, какое влияние – хорошее или плохое – она на нас оказывает, и какие используются технологии. С этой целью мы проанализируем популярный медиаконтент, начав с самого значимого пункта – «Телевидение».

Телевидение как главный манипулятор общественным мнением

В представленном видеоролике в качестве примера влияния телевидения приводится эксперимент с куклой Бобо и маленькими детьми, но надо понимать, что телевизор влияет и на взрослых зрителей.

Эксперимент психолога Соломона Аша

В 1951 году американский психолог Соломон Аш провёл серию простых, но очень показательных экспериментов. Он усаживал в аудитории группы из 8 человек и показывал им 2 картинки. На одной картинке была нарисована одна линия. На второй картинке были нарисованы три линии, отличающиеся по длине. Надо было сказать, какая из этих трех линий совпадает по длине с той, которая изображена на образце. Отличались они заметно.

Фокус был в следующем. В каждой группе из 8 человек реальным обследуемым был только один. Остальные 7 были подсадными утками. Обследуемому говорили, что целью эксперимента являлась проверка зрительного восприятия. Хотя на самом деле изучался конформизм, то есть склонность человека согласиться с мнением большинства.

Реальный обследуемый всегда отвечал последним в очереди. То есть предварительно он видел и слышал ответы остальных семерых участников. Всего попыток было 18. И в первых двух попытках подсадные утки давали верные ответы. Испытуемый мог таким образом убедиться в том, что его глаза его не подводят, и чувствовать себя молодцом.

А вот в последующих попытках подсадные утки специально хором давали неверные ответы, утверждая, что совпадают по длине две очевидно разные линии. Обследуемый слышал 7 таких одинаковых ответов, которые единогласно противоречили тому, что видят его же собственные глаза, а затем наступала очередь его собственного ответа.

Что показали результаты эксперимента?

Результаты эксперимента показали, что 37 % испытуемых давали тот же ответ, который давала группа! Эксперимент продемонстрировал, что огромная часть людей готова даже не верить собственным глазам, лишь бы согласиться с мнением большинства. А телевидение в восприятии зрителей чаще всего как раз и представляет свою позицию, как мнение большинства, или как экспертное мнение, тем самым мотивируя аудиторию не думать над многими вопросами самостоятельно, а просто принять транслируемую точку зрения.

Теперь давайте посмотрим ещё несколько видеороликов, в которых раскрываются цели, на достижение которых работают популярные российские телевизионные шоу. Видеоролики делались в разное время и разными людьми, поэтому они заметно отличаются по качеству видео и звука, но при этом они всё равно объединены единым аналитическим подходом.

Бесструктурное управление

Как вы наверняка заметили, во всех видеороликах постоянно встречается термин «пропаганда». А что он, собственно, означает, и уместно ли его использовать?

На самом деле в материалах проекта Научи хорошему всегда говорится о бесструктурном управлении, но делается это на доступном и понятном широкой аудитории языке, для чего используется общеизвестная лексика и в частности термин «пропаганда», который подразумевает управление общественными процессами путём распространения специфической информации. Но давайте сначала разберёмся в том, каким образом может протекать процесс управления.

Управление может быть структурным, то есть, это как в армии – когда есть начальник и подчинённый, и один отдаёт приказы и управляет другим. Армия или любая другая система с подобной иерархией – это и есть структура, по линии которой протекают информационные процессы и решаются поставленные сверху задачи.

Но управлять можно и бесструктурно – путём формирования такой информационной обстановки вокруг объекта, которая будет стимулировать его действовать нужным заказчику образом. Самый простой пример – это реклама. Она напрямую никому не говорит «иди и покупай такую-то вещь», она действует по-другому: создаёт товару привлекательный образ и пытается сформировать у зрителя новую потребность, ответом на которую и станет покупка. Приказа и структуры нет, а человек идёт и покупает навязанный ему товар.

Но ведь рекламировать или бесструктурным методом продвигать в общество можно не только предметы, но и модели поведения, идеи, взгляды на жизнь, жизненные ориентиры, ценности. Так вот, целенаправленное и системное продвижение каких-то идей бесструктурным способом – это в привычной широкой аудитории терминологии и есть «пропаганда», которой и занимаются все без исключения средства массовой информации, хотя многие журналисты этого даже не осознают. Поэтому чтобы хорошо разбираться в вопросах пропаганды, желательно знать основные положения теории управления и понимать, как протекают процессы бесструктурного управления в обществе. В конце курса мы порекомендуем вам список книг, с которыми полезно ознакомиться.

Также надо стараться переходить к использованию правильной терминологии. В частности, средства массовой информации по своей сути являются средствами формирования и управления общественным сознанием , и, когда это уместно, лучше их так и называть.

«На меня не влияет»

Многие скажут: «Ну что вы, я посмотрел выпуск !, посмеялся над их похабными шутками, но не пошёл после этого в кабак и не стал изменять жене. Получается, что ваше бесструктурное управление или пропаганда в отношении меня не работают?»

Во-первых, то, что вы не пошли сразу браться за бутылку, ещё не значит, что телепередача на вас никак не повлияла. К примеру, после просмотра , человек как минимум становится более толерантным к пороку, потому что закономерное чувство негодования и отвращения постепенно вытесняется юмором и связанными с ним положительными эмоциями. К тому же отравление информацией происходит постепенно и незаметно. Та же реклама должна быть показана человеку множество раз, чтобы он, наконец, принял решение. Так же и эффект телевидения в навязывании моделей поведения может проявиться далеко не сразу и со своей спецификой, свойственной отдельной личности, ведь телевидение всегда работает с массовой аудиторией. Его не интересуете лично вы, его интересует влияние на общество в целом.

С помощью критического мышления, можно блокировать выявленные деструктивные программы, которые вам пытаются навязать, и оградить себя от откровенно деградационного контента. Но для того, чтобы ваши фильтры критического восприятия были постоянно в активном режиме, нужно очень хорошо запомнить, что никакая информация не проходит бесследно и всегда каким-то образом влияет на человека. Если вы в следующий раз от сотрудников телеканала услышите, что их главная задача – развлекать телезрителей, то будьте уверены, под маской развлечения эти люди просто скрывают свои деструктивные цели

Нужно навсегда запомнить, что никакая информация не проходит бесследно и всегда каким-то образом влияет на человека.

Информация = еда

Чтобы лучше это осознать, процесс просмотра фильма, сериала, передачи или любого другого медиапродукта, можно сравнить с процессом потребления пищи. Ни у кого не вызывает сомнений, что еда является одним из главных факторов, влияющих на здоровье человека. Это влияние проявляется не сразу – от одного гамбургера вы не умрёте и даже не заметите вредного эффекта, но стоит ввести фастфуд в свой постоянный рацион, как болезни не заставят себя ждать.

Абсолютно аналогичный принцип воздействия и в случае с информацией, которую потребляет человек. Если еда влияет на физическое здоровье, то информация напрямую влияет на его психическое и духовное состояние.

Вся продукция российского телеканала ТНТ, да и многих других развлекательных телеканалов, – это отравленная пища, это те же самые гамбургеры, которые разрушают вас духовно, постепенно превращая в недочеловеков, а в случае с молодёжью и детьми – изначально блокируя им возможность стать полноценными людьми. Обилие пошлости, извращений, плоского юмора, цинизма и глупости – это аналоги усилителей вкуса, которые используются в пищевой промышленности. Обществу кажется, что его только развлекают, в то время как на самом деле его программируют. Давайте посмотрим ещё один ролик на эту тему.

По той же схеме, как телевидение продвигает алкоголь, аналогичным образом продвигаются и другие вредные модели поведения.

Искаженные стереотипы поведения, формируемые современным телевидением:

  • Быть вульгарным, развязным, готовым к жизни напоказ – норма.
  • Эгоистический, «мажорный» образ жизни – норма.
  • Меркантильность и зацикленность на деньгах – норма.
  • Образ глупой/«роковой», доступной женщины – норма.
  • Образ гуляки, стремящегося к непостоянным отношениям, – норма.
  • Пропаганда пошлости, бесстыдства, извращений – норма.
  • Пропаганда алкоголя и табака – норма.

Казалось бы, раз телевизор такой плохой – откажись от его просмотра, вот тебе и вся «информационная безопасность личности». Но не всё так просто. Ведь телевизионный яд сам по себе очень привлекателен. Своеобразный бесплатный сыр в мышеловке. Да и другие направления современной массовой культуры по большей части не несут ничего хорошего.

Поэтому суть не в том, чтобы убрать телевизионный ящик из дома и начать потреблять аналогичный контент из интернета, а в том, чтобы, во-первых, научиться отличать хорошее от плохого, а для этого нужно знать о влиянии на человека информации и уметь выявлять реальные цели, на достижение которых работает подобный медиаконтент, а во-вторых, – нужно захотеть убрать плохое.

Это как с отказом от алкоголя и табака – вроде бы ничего сложного, просто перестал их покупать и травить себя ядами, никто же насильно не заставляет, но, как показывает практика, это самое «захотеть» совсем не просто. Проблема в том, что в голове уже есть большое количество сформированных с детства через тот же телевизор моделей восприятия и программ поведения, и их пересмотр требует времени и работы над собой. Необходимо постепенно пересматривать и заново давать оценку многим информационным блокам, которые вам кажутся настолько привычными, что вы их воспринимаете как что-то близкое и родное, но при этом над их влиянием на вашу жизнь вы никогда по-настоящему не задумывались.

К тому, чтобы вы перехотели тратить своё время на весь вредный медиаконтент, очистили своё мировоззрение от информационного мусора и перешли к осознанной жизни, мы и будем стремиться, подробно разбирая в других лекциях, чему учат современные популярные сериалы, фильмы, мультфильмы, музыкальные группы и многое другое.