Рефераты Изложения История

Десять самых образованных стран в мире с высоким уровнем грамотности. Лучшие страны для получения образования Рейтинг стран по школьному образованию

Индекс уровня образования в странах мира (Education Index) - комбинированный показатель Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), рассчитываемый как индекс грамотности взрослого населения и индекс совокупной доли учащихся, получающих образование.

Индекс измеряет достижения страны с точки зрения достигнутого уровня образования ее населения по двум основным показателям:

Индекс грамотности взрослого населения (2/3 веса).

Индекс совокупной доли учащихся, получающих начальное, среднее и высшее образования (1/3 веса).

Эти два измерения уровня образования сводятся в итоговом Индексе, который стандартизируется в виде числовых значений от 0 (минимальное) до 1 (максимальное). Принято считать, что развитые страны должны обладать минимальным показателем 0,8, хотя в подавляющем большинстве они имеют показатель 0,9 или выше. При определении места в мировом рейтинге все страны ранжируются на основе Индекса уровня образования (см. ниже таблицу по странам), и первое место в рейтинге соответствует наивысшему значению этого показателя, а последнее - низшему.

Данные о грамотности населения поступают из официальных результатов национальных переписей населения и сравниваются с показателями, вычисляемыми Институтом статистики ЮНЕСКО. Для развитых стран, которые уже не включают вопрос о грамотности в анкеты переписи населения, принимается уровень грамотности равным 99%. Данные о числе граждан, поступивших в учебные заведения, агрегируются Институтом статистики на основе информации, предоставленной соответствующими правительственными учреждениями стран мира.

Данный показатель, хотя и является достаточно универсальным, обладает рядом ограничений. В частности, он не отражает качества самого образования. Также он не показывает в полной мере разницу в доступности образования в силу различий в возрастных требованиях и в длительности обучения. Такие показатели, как средняя длительность обучения или ожидаемая продолжительность обучения, были бы более репрезентативными, однако соответствующие данные отсутствуют для большинства стран. Кроме того, показатель не учитывает студентов, обучающихся за рубежом, что может искажать данные по некоторым малым странам.

Индекс обновляется раз в два-три года, при этом отчеты с данными ООН, как правило, запаздывают на два года, так как требуют международного сопоставления после публикации данных национальными статистическими службами.

Рейтинг лучших университетов мира (THE World University Rankings) - глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг лучших высших учебных заведений мирового значения. Рассчитан по методике британского издания Times Higher Education (THE) при участии информационной группы Thomson Reuters. Считается одним из наиболее влиятельных глобальных рейтингов университетов. Рейтинг разработан в 2010 году Times Higher Education совместно с Thomson Reuters в рамках глобального проекта Global Institutional Profiles Project и пришел на смену популярному рейтингу World University Rankings, который выпускался с 2004 года Times Higher Education совместно с компанией Quacquarelli Symonds. В свою очередь Quacquarelli Symonds с 2010 года выпускает рейтинг лучших университетов мира под названием QS World University Rankings, который также считается одним из ведущих в этой области.

Уровень достижений университетов оценивается на основании результатов комбинации статистического анализа их деятельности, аудированных данных, а также результатов ежегодного глобального экспертного опроса представителей международного академического сообщества и работодателей, которые высказывают свои мнения об университетах. Опросы охватывают десятки тысяч ученых из большинства стран мира. Критериями отбора экспертов для опроса служит наукометрический анализ продуктивности и цитируемости, а также преподавательская и научная деятельность в высших учебных заведениях более 16 лет, наличие не менее 50 опубликованных научных работ и другие критерии. В ходе опросов эксперты выбирают из шести тысяч учреждений только лучшие, по их мнению, высшие учебные заведения, а также сильнейшие университеты для продолжения образования на магистерском и докторском уровнях. Данные глобального опроса составляют основу субрейтинга научной репутации университетов мира (THE World Reputation Rankings), который выпускается в рамках проекта отдельным изданием.

Анализ деятельности высших учебных заведений складывается из 13 показателей. Основными оценочными критериями служат международная студенческая и преподавательская мобильность, количество международных стипендиальных программ, уровень научных исследований, вклад в инновации, цитируемость научных статей, уровень образовательных услуг и так далее. Все оценки нормированы по максимуму и приведены к 100-балльной шкале. Ниже представлены количественные и качественные показатели, по которым проводится оценка деятельности университетов.

1Калифорнийский технологический институтCalifornia Institute of TechnologyСША2Гарвардский университетHarvard UniversityСША3Оксфордский университетUniversity of OxfordВеликобритания4Стэндфордский университетStanford UniversityСША5Кембриджский университетUniversity of CambridgeВеликобритания6Массачусетский технологический институтMassachusetts Institute of TechnologyСША7Принстонский университетPrinceton UniversityСША8Калифорнийский университет в БерклиUniversity of California, BerkeleyСША9Имперский колледж ЛондонаImperial College LondonВеликобритания9Йельский университетYale UniversityСША11Чикагский университетUniversity of ChicagoСША12Калифорнийский университет в Лос-АнджелесеUniversity of California, Los AngelesСША13Швейцарский федеральный технологический институт в ЦюрихеSwiss Federal Institute of Technology ZürichШвейцария14Колумбийский университетColumbia UniversityСША15Университет Джонса ХопкинсаJohns Hopkins UniversityСША16Пенсильванский университетUniversity of PennsylvaniaСША17Мичиганский университетUniversity of MichiganСША18Университет ДьюкаDuke UniversityСША19Корнеллский университетCornell UniversityСША20Университет ТоронтоUniversity of TorontoКанада

Показатели уровня образования населения в странах мира: анализ данных международной статистики.

Интерес мирового академического сообщества к проблемам и перспективам развития образования продолжает возрастать столь стремительно, что возникают трудности по переработке, обобщению и анализу растущего потока информации. С учетом этого для определения мировых тенденций развития высшего образования целесообразно провести классификацию образовательных систем по ряду признаков, отражающих наиболее существенные стороны системы. При рассмотрении таких системообразующих факторов важно определить круг вопросов, с ними связанных, выделить крайние и промежуточные позиции, соотнести векторы их развития с социально-экономическим уровнем разных стран.

Данные международной образовательной статистики предоставляют возможность увидеть реальную картину состояния образования в большинстве стран мира. Сопоставительный анализ систем образования различных стран на основе этих данных позволяет оценить положительные и отрицательные моменты развития национальных образовательных систем и определить общемировые тенденции развития образования.

Наиболее обширная база данных по высшему образованию стран мира - WHED (World Higher Education Database) - создана Всемирной Ассоциацией Университетов IAU (International Association of Universities)4. В ней содержатся сведения по 180 странам, имеющим сформировавшиеся системы образования. Однако эти сведения носят в основном описательный характер, поэтому при сопоставительном статистическом анализе образовательных систем различных стран могут использоваться лишь в качестве дополнительного источника информации. В основе анализа должны лежать данные образовательной статистики, сгруппированные по системообразующим международным показателям. Признанными источниками такой информации являются:

ежегодные всемирные доклады по образованию Института статистики ЮНЕСКО (Global Education Digest);

материалы Организации экономического содружества и развития (ежегодные отчеты по образованию по странам ОЭСР и партнеров: Education at a Glance - OECD Indicators);

доклады Всемирного банка.

Для сопоставления данных образовательной статистики разных стран используется Международная стандартная классификация образования (МСКО) утвержденная Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1997 г. Схема МСКО-1997 предлагает методологию перевода национальных учебных программ в международно-сопоставимый набор категорий для определения ступеней образования.

Основные критерии выбора стран-лидеров:

Для рассмотрения различных аспектов развития систем высшего образования важно выделить группу стран, наиболее продвинутых в этой области. При выборе ведущих стран в сфере образования мы исходили из трех основных критериев:

Уровень охвата населения высшим образованием.

Индекс образования, характеризующий образовательный потенциал населения страны.

Количество студентов высших учебных заведений, характеризующее масштаб развития высшего образования в стране.

Уровень охвата населения высшим образованием представляется целесообразным оценивать с учетом двух показателей:

доли лиц с высшим образованием во взрослом населении (25-64 года),

доли студентов высших учебных заведений в населении страны.

Первый из этих показателей относительно статичен (характеризует результаты многолетнего функционирования образовательной системы), второй позволяет оценить динамику развития образовательной системы и перспективы изменений в уровне образования населения. Следует подчеркнуть, что здесь и в дальнейшем речь идет о высшем образовании по российской классификации.

Индекс образования является составной частью общего показателя - индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), методика расчета которого разработана специалистами ООН. Индекс образования измеряет относительные достижения страны как в повышении грамотности взрослого населения, так и в увеличении общего показателя поступивших в начальные, средние и высшие учебные заведения страны. Вес в две трети приходится на индекс грамотности взрослого населения и вес в одну треть - на индекс общего показателя поступивших в учебные заведения.

Если взять рейтинг образования по всему миру, Россия не занимает в нем первые места, оказывается на 20-40-х позициях. Что это – некомпетентность отечественных педагогов или предвзятое отношение западных рейтинговых агентств в оценке уровня российского образования? В этом вопросе разбирались специалисты портала.

Зачем составляются?

Составители, заказчики рейтингов преследуют бизнес-цели. Им нужно продавать услуги высших учебных заведений, повысить посещаемость собственных веб-ресурсов. Кроме того, высокие позиции по публикуемым показателям – это престиж не только самих университетов, но и стран, в которых они находятся, позволяет привлекать и человеческий капитал, и инвестиции.

Вслед за этим в строке экспорта такой страны увеличивается доля образовательных услуг. Это важный фактор, чем лучше развит экспорт услуг в стране, тем сильнее экономика. Например, в США на долю услуг приходится 78% от ВВП, на промышленность – 21 %, и всего 1 % – на сельское хозяйство. То есть, из 18,5 трлн долларов ВВП, 14,5 трлн приходится на услуги. ВВП Великобритании – пятый по счету в мировом рейтинге. Страна захватила 10% мирового рынка услуг, что делает ее экономически сильной и устойчивой. Лидирующие позиции на мировом рынке услуг – залог мощного экономического роста.

Некоторые данные

Часть этого рынка – образование. Ежегодно свыше 4 млн студентов обучаются за рубежом.

Они выбирают университеты, исходя из рейтингов, первые места в которых занимают США и Европейские страны. Поэтому на США приходится около 20% всех иностранных студентов – это около 800 тыс. человек. На Великобританию – чуть больше 11% или около 450 тыс. человек.

Российским университетам удается привлечь 5% зарубежных студентов, уступая Австралии (7,5-8%), Франции (7,5-8%) и Германии (6-7%). Здесь отечественные ВУЗы опережают КНР (менее 2%), Южную Корею (около 1,5%), Малайзию и Сингапур (каждая привлекают по 1,2%).

Из общего количества студентов треть приходится на следующие страны:

  1. Китай – чуть более 15%;
  2. Индия – около 6%;
  3. Южная Корея – 3,5-3,7%;
  4. Германия – 2,6-2,8%.

Наибольшим спросом у студентов, исходя из распределения общего количества учащихся, пользуются направления:

  1. Бизнес – 22-23%;
  2. Инженерное дело – 14-15%;
  3. Гуманитарные науки – 14-15%;
  4. Право, социология – 12-13%.

Борьба университетов за первые места в мировых рейтингах – это метод повышения экономического роста страны.

Какие рейтинги?

Существует разные показатели, основанные на различных системах оценивания. Некоторые из них представлены в таблице ниже:

ТОП-5 по разным системам оценивания

ТОП-5

Место России

Уровень образования

Австралия, Дания, Новая Зеландия, Норвегия, Германия

Лучшие университеты мира по версии TIMES HIGHER EDUCATION

Оксфорд, Кембридж, Калифорнийский Технологический институт, Стэнфордский Университет, Массачусетский Технологический институт

194 (Московский Государственный Университет имени М. В. Ломоносова)

Эффективность национальных систем образования

США, Швейцария, Дания, Великобритания, Швеция

Международное исследование качества чтения и понимания текста (по результатам учащихся 4-х классов)

Гонконг, Россия, Финляндия, Сингапур, Северная Ирландия

Международное исследование качества математического образования (по результатам учащихся 11-х классов)

Россия (углубленное изучение), Ливан, США, Россия, Португалия,

Международное исследование качества естествонаучного образования (по результатам учащихся 11-х классов)

Словения, Россия, Норвегия, Португалия, Швеция

Если российские школы достойно справляются с возложенными на них функциями, возникают вопросы к системе высшего образования. Почему, получая неплохо подготовленных студентов, отечественные ВУЗы не составляют конкуренции американским, английским, немецким университетам?

Проблема кроется в подходах оценивания и направлениях, которые берутся за основу, а именно:

  1. Образование;
  2. Наука;
  3. Интернационализация;
  4. Коммерциализация.

Отечественные специалисты объясняют неблагоприятные данные по России в зарубежных рейтинговых агентствах несовершенной системой оценивания. Объекты изучения – ВУЗы – для них представляются в качестве научно-исследовательских учреждений.

Простой пример. Один из параметров оценивания – соотношение количества обучающего персонала и студентов учреждения. На одного российского преподавателя приходится 8 учащихся. В зарубежных ВУЗах это соотношение в 2,5 раза выше – 1 к 17. Сказываются разные подходы, отечественный путь выдвигает на первое место работу в аудиториях, на Западе преимущество за самостоятельным обучением.

Кстати, за счет этого показателя России удалось подняться в рейтинге, но планируется изменение соотношения, после которого на одного отечественного преподавателя будет 12 студентов. Это понизит страну в списках, ухудшит привлекательность обучения в российских университетах для иностранцев.

Университеты вынуждены меняться под давлением требований, которые диктует новое время. Их деятельность необходимо учитывать с позиций внедренных инноваций, внесения новшеств в экономику, а также их роли в развитии регионов страны. Расширение направлений оценивания позволит избежать противоречий и составлять объективный рейтинг.

Нидерланды - замечательная страна со множеством выдающихся достопримечательностей, высоким уровнем жизни, соблюдением прав человека и медициной. Не удивительно, что она входит в список десяти самых образованных стран мира с уровнем грамотности в 72%. Некоторые самые известные университеты в мире расположены в Нидерландах. Высшее образование доступно для каждого гражданина страны, а с возраста в пять лет образование для детей обязательно. В Нидерландах насчитывается 579 общественных библиотек и приблизительно 1700 колледжей.


Новая Зеландия расположена в юго-западной части Тихого океана. Страна является не только одной из самых богатых экономик мира, но это считается одной из самых грамотных стран в мире. Система образования Новой Зеландии классифицирована в трех разных уровнях, включая базовую школу, старшую школу и высшее образование. На каждом из этих уровней образования школьная система Новой Зеландии опирается прежде всего на функциональные исследования, а не на простое заучивание материалов.Новозеландское правительство уделяет максимум внимания образовательным институтам. Именно поэтому уровень грамотности в Новой Зеландии составляет 93 процента.


Центральноевропейская немецкоязычная страна Австрия - одна из самых сильных экономических систем мира. 98-процентов австрийцев могут читать и писать, что является очень высоким показателем. Не удивительно, что Австрия входит в список самых развитых стран в мире с высоким уровнем жизни, первоклассными учебными заведениями и медицинскими услугами. Первые девять лет бесплатного и обязательного образования оплачиваются за счет правительства, а дальнейшее образование нужно оплачивать самостоятельно. В Австрии есть 23 известных государственных университета и 11 частных университетов, восемь из которых входят в список лучших в мире.


Франция - одна из самых красивых стран в Европе и 43-я по величине страна в мире. Образовательный индекс составляет 99%, что указывает на один из самых высоких уровней образования среди 200 стран во всем мире. Несколько десятилетий назад система образования Франции и вовсе считалась лучшей в мире, упустив лидирующую позицию в последние несколько лет. Образовательная система Франции разделена на три этапа, включающих основной, средний и высший. Среди множества университетов страны, 83 финансируются государственными и общественными фондами.


Североамериканская страна Канада не просто вторая по величине страна в мире, но еще и одна из самых богатых стран в мире по ВВП на душу населения. Это также одна из самых образованных стран в мире. Проживая в одной из самых безопасных стран в мире, канадцы наслаждаются роскошным и более здоровым образом жизни, наряду с высококачественными учебными заведениями и продвинутой медициной. Уровень грамотности в Канаде составляет приблизительно 99%, а трехуровневая канадская система образования во многом схожа с голландской школьной системой. 310000 учителей преподают на базовых и старших уровнях, а приблизительно 40000 учителей задействованы в университетах и колледжах. В стране насчитывается 98 университетов и 637 библиотек.


Скандинавская страна входит в пятерку самых образованных стран в мире. Бесплатное образование на регулярной основе для детей в возрасте от 7 до 16 лет является обязательным. Образовательный индекс Швеции составляет 99%. Правительство очень старается предоставить равное бесплатное образование каждому шведскому ребенку. В стране насчитывается 53 общественных университета и 290 библиотек. Швеция - одна из самых богатых, а также высококвалифицированных стран в мире.


Дания может похвастаться не только самой сильной экономической системой в мире. Это также самая счастливая страна на планете с уровнем грамотности в 99%, что делает ее одной из самых грамотных в мире. Датское правительство тратит огромную сумму от их ВВП на образование, которое является бесплатным для каждого ребенка. Школьная система в Дании предлагает высококачественное образование всем детям без исключения.


Республика Исландия - красивая островная страна, расположенная в Североатлантическом Океане. С уровнем грамотности в 99.9%, Исландия входит в тройку самых грамотных стран мира. Система образования Исландии разделена на четыре уровня, включая дошкольный этап, начальную, старшую школу и высшее образование. Образование с шести до шестнадцати лет обязательно для всех без исключения. Большинство школ финансируется правительством, предоставляющим детям бесплатное образование. Высшее образование имеют 82.23% граждан страны. Исландское правительство тратит значительную часть своего бюджета на образование, обеспечивая высокий индекс грамотности.


Норвежцев можно назвать самыми здоровыми, богатыми, а также образованными людьми в мире. С уровнем грамотности в 100%, Норвегия славится самыми высококвалифицированными специалистами в мире. Значительная часть налоговых поступлений в бюджет расходуется на систему образования страны. Здесь очень любят читать книги, что подтверждается количеством общественных библиотек - в Норвегии их 841. Школьная система в Норвегии разделена на три уровня: базовый, средний и высший. Образование с шести до шестнадцати лет для детей является обязательным.


Финляндия - красивая европейская страна. Она по праву занимает лидирующие места в списках самых богатых, а также самых грамотных стран мира. Финляндия на протяжение многих лет совершенствует свою собственную, уникальную систему образования. Девятилетнее обучение обязательно для детей в возрасте от семи до шестнадцати и является абсолютно бесплатным, включая субсидируемое правительством полноценное питание. Финнов можно назвать лучшими читателями в мире, если судить по количеству библиотек в стране. Уровень грамотности в Финляндии составляет 100%.

Как сказал Нельсон Мандела, “Образование является самым мощным оружием для того, чтобы изменить мир”. У каждой страны на Земле есть собственная система образования, но не все они одинаково эффективны и способны воспитать в детях нужные навыки и умения. Как правило, в подобных списках лидируют страны с высоким уровнем жизни. Статистика разрыва в качестве образования между развивающимися и развитыми странами далеко не утешительная. Согласно данным, разрыв между развитым и развивающимся миром составляет около 100 лет. Лучшие из лучших поддерживают на должном уровне соотношение учителей к ученикам, обучают детей в школе дольше и дипломируют самое большое число студентов с качественным образованием. Кто же эти лидирующие страны? Продолжайте читать, чтобы изучить список из 10 лучших систем образования.

Австралия

"Образование для всех". Расположенная во главе рейтингов Развития человечества Организации Объединенных Наций страна с населением в 24 миллиона обучает школьников до возраста 20 лет (США, для сравнения, до 16 лет). У 94% граждан старше 25 лет есть среднее образование. Соотношение учеников к учителям составляет приблизительно 14:1, при этом Австралия превосходно поддерживает своих педагогов. Страна стимулирует учителей, отправляющихся в сельскую местность и старается обеспечить равную зарплату для педагогов на всех уровнях.


Япония

Благодаря интенсивному вниманию к обучению детей начиная с 6 лет, японские школьники имеют глубокие познания в науке. Япония занимает второе место в ежегодном глобальном образовательном отчете, четвертое место в чтении и седьмое по математике согласно влиятельной Международной программе оценки образовательных достижений учащихся. Программа тестирует 15-летних учеников во всем мире, чтобы сравнить системы образования стран. Согласно этим оценкам, островное государство Тихого океана серьезно относится к образованию. Уровень грамотности 127 миллионов граждан Японии составляет 99 процентов.


Южная Корея

Стандартизированные тесты подтверждают высочайшее качество системы образования в Южной Корее. Школьники в 49 миллионной республике посещают как частные, так и общественные средние школы и лидируют во многих академических оценках. Длительное изучение предметов помогло ученикам достичь столь высоких результатов, ведь южнокорейские родители тратят значительные суммы на внеурочное обучение своих детей.


Образование в Финляндии

Кто знал, что множество перерывов может значительно улучшить результаты учеников? Финны. У детей из этой северной европейской страны в возрасте от 7 до 15 лет проводятся 15-минутные перерывы для свободной игры в течение каждого часа их пятичасового школьного дня. И хотя оценки не ставятся до четвертого класса (и школы не требуют никаких стандартизированных тестов до четвертого года обучения), успех их учеников бесспорен. Последовательно высокие оценки в международных тестах подтверждают это. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), разрыв между самыми слабыми и самыми сильными учениками в Финляндии является самым маленьким в мире.

Норвегия

Норвегия имеет высочайшие оценки развития согласно ООН, т.к. ставит образование для 5.1 миллионов жителей одним из главных приоритетов. Скандинавская страна тратит 6.6% их ВВП на образование, и поддерживает отношение учителей к ученикам на уровне 9:1. Полагаясь на национальный учебный план, учителя знакомят школьников с прикладным искусством, правилами здорового образа жизни, музыкой и физкультурой. И их система определенно работает. Сто процентов населения Норвегии школьного возраста зарегистрированы в школе, а у 97 процентов жителей есть среднее образование.

Сингапур

Описанная как “ориентированная на экзамен” система образования в этом островном городе-государстве Юго-Восточной Азии с населением в 5.7 миллионов стремится научить детей решать проблемы. При этом, ученики отлично справляются с тестами и занимают первые места во всех науках. Учителя в Сингапуре также участвуют в профессиональном развитии на протяжение всей их карьеры.

Нидерланды

Даже если вы не знаете голландского языка, с обучением в Нидерландах не будет проблем. Страна с 17 миллионами жителей высоко оценивается во всех рейтингах качественного образования. Здесь обеспечивают обучение на множестве языков помимо нидерландского для учащихся 1 - 4 классов, чтобы способствовать скорейшему изучению языка. Среднее образование есть у 94% жителей, при этом обеспечивается дополнительное финансирование более бедным студентам и этническим меньшинствам. По данным ЮНЕСКО, у начальных школ с самой высокой пропорцией таких учеников, в среднем приблизительно на 58 процентов больше учителей и технического персонала.

Германия

Ирландия

Далеко не простая удача стала причиной высоких рейтингов Ирландии в Образовательном индексе ООН. Страна с 4.7 миллионами жителей вкладывает значительный капитал в образование граждан, тратя 6.2 процентов ВВП (вдвое больше, чем Сингапур). Такая расстановка приоритетов помогла Ирландии создать одну из лучших систем образования в мире.

Англия

99.9 процентов англичан в возрасте 25 и старше имеют среднее образование. Англия в настоящее время вырабатывает стратегию размещения дополнительных 750,000 учеников, которые по оценкам Министерства образования пополнят школы к 2025 году. Страна занимает лидирующие места в рейтинге систем образования, что подтверждается различными видами тестирования учеников.

Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Воспитание появилось вместе с первыми людьми, но наука о нем сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие науки, как геометрия, астрономия и многие другие.

Первопричина возникновения всех научных отраслей – потребности жизни. Наступило время, когда воспитание стало играть в жизни людей важную роль. Обнаружилось, что общество развивается быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась необходимость обобщать опыт воспитания, создавать специальные учебно-воспитательные учреждения для подготовки молодых людей к жизни.

То, что экономическое развитие государства напрямую зависит от уровня развития науки и образования в стране, общеизвестно. Это аксиома, не требующая доказательств. Потому что образование – самое эффективное средство, которым располагает общество, чтобы противостоять вызовам будущего. Именно образование будет формировать мир завтра. О том, что представляют собой образовательные системы мира, какие из них заслуживают особого внимания, и пойдет разговор ниже.

20 лучших систем образования в мире

Ирина Каминкова,«Хвиля»

В современном мире с его тесными глобальными связями не вызывает сомнений значение образования: эффективность учебных заведений вносит существенный вклад в процветание государств наряду с другими факторами социально-экономического развития.

Для оценки и сравнения качества систем образования специалистами разработан ряд метрик, среди которых наиболее известные: PISA, TIMSS и PIRLS. Группа Пирсон с 2012 года публикует свой индекс, рассчитанный по данным метрикам, а также по ряду других параметров, таких как уровень грамотности и количество выпускников по различным странам. Кроме общего индекса, рассчитываются две его составляющие: навыки мышления и успехи в обучении.

Отметим сразу, что данные по Украине в этом рейтинге отсутствуют. Основная причина в том, что за все годы независимости чиновники у власти не удосужились оформить и подать ни одной заявки на международное тестирование. Очевидно, что, несмотря на ярую патриотическую риторику, развитие национальной системы образования и её продвижение на глобальном уровне, мягко говоря, не входит в круг их интересов. Тут уж впору брать пример с России, которая, несмотря на похожие проблемы с усушкой, угаром и утечкой ресурсов, всё же вошла в двадцатку лучших и обогнала (!) США.

В целом, развитие национальных систем образования в мире демонстрирует следующие тенденции:

страны Восточной Азии по-прежнему опережают остальных. Южная Корея находится на вершине рейтинга, далее следуют Япония (2), Сингапур (3) и Гонконг (4). Идеологией образования в этих странах является примат усердия над врожденными способностями, четко сформулированные цели и задачи обучения, высокая культура отчетности и взаимодействия среди широкого круга заинтересованных лиц.

страны Скандинавии, традиционно удерживающие сильные позиции, несколько растеряли своё преимущество. Финляндия, лидер Рейтинга-2012, переместилась на 5 место; а Швеция опустилась с 21-го на 24-е.

заметно улучшилась позиция Израиля (с 17 на 12 место), России (вверх на 7 мест до 13-го) и Польши (вверх на четыре места до 10-го).

развивающиеся страны занимают нижнюю половину рейтинга, Индонезия замыкает список из 40 представленных стран, ей предшествует Мексика (39) и Бразилия (38).

Дадим краткую характеристику 20 странам-лидерам

  1. Южная Корея.

Япония и Южная Корея жестко конкурируют за 1-е место в рейтинге. Корейцы победили Японию по 3-м позициям. Япония, несмотря на солидные инвестиции в начальное образование детей, уступила в уровне мышления и ряде других позиций рейтинга. А вы знаете, что в Южной Корее дети часто ходят в школу семь дней в неделю, без выходных? Госбюджет образования в прошлом году составил $ 11300 млн. Уровень грамотности всего населения 97,9%, в т.ч. мужчин - 99,2%, женщин - 96,6%. ВВП на душу населения в 2014 году составил $34795.

  1. Япония

Система образования базируется на высоких технологиях, что обеспечивает лидерство в уровне знаний и понимания проблем. ВВП - около 5.96 триллионов долларов США - прекрасная материальная база для дальнейшего развития.

  1. Сингапур

Лидер по уровню системы начального образования, имеет сильные позиции по другим показателям, что обеспечило 3-ю позицию в рейтинге. ВВП на душу населения - $64584, 3-е место в мире.

  1. Гонконг

В школах представлена в основном британская система образования. Госбюджет образования за последний год - $39420 на душу населения. Начальное, среднее и высшее образование имеют очень высокий уровень. Обучение ведется на английском и кантонском диалекте китайского языка. Уровень грамотности населения 94,6%, отмечается очень хорошая математическая подготовка.

  1. Финляндия

Лидер рейтинга-2012 утратил свои позиции, уступив азиатским конкурентам. Многие продолжают считать систему образования Финляндии лучшей в мире, хотя фактически она таковой уже не является. Существенным недостатком системы признано позднее начало учебы в возрасте 7 лет. Образование в стране бесплатное, годовой образовательный бюджет 11,1 млрд €. ВВП на душу населения - $36395

  1. Великобритания

Вопросы образования в Великобритании решаются не на уровне королевства, а на уровне правительств Англии, Шотландии, Северной Ирландии и Уэльса. Согласно индексу Пирсона, Британия заняла 2-е место в Европе и 6-е место в мире. При этом шотландская система образования получила относительно более высокие оценки, чем в целом по стране. ВВП на душу населения - $38711, 21-е место в мире.

  1. Канада

Английский и французский языки являются языками обучения. Уровень грамотности не менее 99% (как среди мужчин, так и среди женщин). Показатель уровня образования также высокий. Процент выпускников колледжа самый высокий в мире. Канадцы поступают в колледж в 16 (в большинстве провинций) или 18 лет. Учебный календарь варьируется от 180 до 190 дней. Результаты могут стать еще лучше, если сделать приоритетом инвестиции в начальное образование. ВВП на душу населения - $44656. Канада инвестирует 5,4% своего ВВП в сектор образования.

  1. Нидерланды

Низкий уровень инвестиций, слабое планирование и управление в среднем образовании, опустили Нидерланды на 8 место в рейтинге. ВВП на душу населения - $42586.

  1. Ирландия

Уровень грамотности составляет 99% среди мужчин и женщин. Образование в стране является бесплатным для всех уровней - от начального до колледжа /университета. Только студенты из ЕС платят за обучение и облагаются налогами. Ирландское правительство инвестирует в образование 8.759 млн евро ежегодно.

  1. Польша

Министерство образования Польши руководит системой в стране. Согласно индексу Пирсона, Польша заняла 4-е место в Европе и 10-е в мире, благодаря хорошей организации начального и среднего (базового и полного) образования. ВВП на душу населения - $21118.

  1. Дания

Система образования Дании включает дошкольное, начальное, среднее и высшее образование, а также, образование для взрослых. В среднем образовании дополнительно выделяются гимназия, программа общей подготовки, программа поступления в коммерческие и технические вузы и профессионально-техническое образование. Аналогично, высшее образование также включает в себя ряд программ. Образование является обязательным для детей до 16 лет. «Folkeskole» или высшее образование не является обязательным, однако 82% студентов проходят обучение, что положительно характеризует перспективы страны. Образовательные индексы и индекс человеческого развития ООН в Дании являются одними из самых высоких в мире. ВВП на душу населения - $57998.

  1. Германия

Германия стремится к организации одной из лучших образовательных систем в мире. Образование полностью в ведении государства и, следовательно, не имеет никакого отношения к местному управлению. Детский сад не является обязательным, но среднее образование обязательно. В системе среднего образования действует пять типов школ. Немецкие университеты признаны одними из лучших в мире и способствуют распространению образования в Европе. ВВП на душу населения - $41248.

  1. Россия

Страна имеет дальнейшие резервы для улучшения позиций, если обратит внимание на развитие дошкольного и начального образования. Уровень грамотности практически 100%. Согласно опросу Всемирного банка, 54% занятого населения в России имеют высшее образование, что, несомненно, является высшим достижением для образования на уровне колледжа в мире. Расходы на образование превысили $20 млрд. в 2011 году. ВВП на душу населения - $14645.

Многие считают США страной с высоким рейтингом образования, однако, это далеко не так. Несмотря на хорошо развитую и одну из самых мощных экономик в мире, образовательная система США не входит даже в топ-10. Затраты национального бюджета на образование в $ 1,3 трлн обеспечивают уровень грамотности 99% (среди мужчин и женщин). Среди 81.5 млн учащихся 38% посещают начальную школу, 26% среднюю и 20,5 млн - высшую. 85% учащихся заканчивают среднюю школу, 30% получают диплом о высшем образовании. Все граждане имеют право на бесплатное начальное образование. ВВП на душу населения - $54980 (6-е место в мире).

  1. Австралия

Годовой бюджет на нужды образования составил 5,10% ВВП - более $ 490 млн - в 2009 году. Английский язык – основной язык обучения. Уровень населения с начальным образованием - почти 2 миллиона. Уровень грамотности 99%. Среднее образование имеют 75%, а высшее - 34% жителей страны. Штаты и громады практически полностью контролируют местные образовательные учреждения и систему оплаты. PISA оценила австралийскую систему образования с точки зрения чтения, науки и математики, как 6, 7 и 9 в мире. ВВП на душу населения - $44346.

  1. Новая Зеландия

Расходы Министерства образования Новой Зеландии в 2014-2015 учебном году составили $ 13183 млн. Английский и маори являются основными языками обучения. Плохие результаты тестов в начальной школе являются основным препятствием для улучшения рейтинга. PISA даёт 7-е место стране в области науки и чтения, и 13-е в математике. Индекс образования HDI самый высокий в мире, но он оценивает только количество лет, проведенных в школе, а не уровень успеваемости. ВВП на душу населения - $30493.

  1. Израиль

Бюджет системы образования составляет примерно 28 млн.шекелей. Обучение ведется на иврите и арабском языке. Уровень грамотности среди мужчин и женщин достигает 100%. Начальное, среднее и высшее образование образуют комплексную систему. В рейтинге Организации экономического сотрудничества и развития 2012 года Израиль представлен как вторая наиболее образованная нация в мире. 78% затрат берет на себя государство. 45% граждан имеют среднее или высшее образование. Низкий показатель по индексу Пирсона связан с низким уровнем инвестиций в сферу дошкольного и начального образования. ВВП на душу населения - $35658.

  1. Бельгия

Система образования в Бельгии является неоднородной и в основном финансируется и управляется на уровне земель: фламандских, немецкоязычных и французских. Федеральное правительство играет несущественную роль в финансирование местных учебных заведений. Начальное образование является обязательным. Во всех громадах следуют одинаковым этапам обучения: базовое, дошкольное, начальное, среднее, высшее, образование в университете и профессионально-техническое обучение. По индексу образования ООН страна занимает 18-е место. ВВП на душу населения - $38826.

  1. Чехия

Образование является бесплатным и обязательным до 15 лет. Обучение в основном состоит из пяти этапов, включая дошкольное, начальное, среднее образование, колледжи и университеты. ВВП на душу населения - $28086.

  1. Швейцария

Вопросы образования решаются исключительно на уровне кантонов. Начальное образование является обязательным. 10 из 12 вузов в конфедерации принадлежат и управляются кантонами, два находятся в федеральной юрисдикции: управляются и контролируются Государственным секретариатом по вопросам образования, науки и инноваций. Университет в Базеле имеет славную многовековую историю: он основан в 1460 году и прославился исследованиями в области медицины и химии. Швейцария занимает второе место после Австралии по числу иностранных студентов, обучающихся в высших учебных заведениях. В стране относительно высокое число Нобелевских лауреатов. Страна занимает 25 место в мире в области науки, 8 в математике. В рейтинге глобальной конкурентоспособности Швейцария занимает 1-е место. ВВП на душу населения - $47863 (8-е место в мире).

Судя по представленной информации, деньги – важный фактор для развития системы образования, но далеко не единственный. Во всех странах-лидерах образование – это неотъемлемая часть культуры и образа жизни:

не только родители и преподаватели, но и сами студенты заинтересованы в получении образования, т.к. оно высоко ценится в обществе и монетизируется в процессе карьерного роста;

преподавание почетно в качестве карьеры и имеет высокий социальный статус, хотя оплата может быть относительно невысокой.

Если у вас подрастают дети, и по прочтении данной статьи вы вдруг задумались о переезде в Азию, приглядитесь к стране, которая намного ближе - Финляндии. Кстати, по рейтингу знания разговорного английского Финляндия заняла 4-е место в 2012 году. Хотите, чтоб детишки знали английский? Вот вам отличное место для учебы.

Что ещё может понравиться в школе у финнов:

обучение начинается с 7 лет;

домашних заданий не задают;

никаких экзаменов, пока ребенку не исполнится 13;

в классах ученики с разным уровнем способностей;

максимум 16 учеников в классах с изучением математики и естественных наук;

много времени на переменках каждый день;

учителя имеют степень магистров;

подготовка учителей оплачивается государством.

Если школа уже позади, тогда колледжи и ВУЗы Польши предлагают хороший уровень образования по ценам, сопоставимым с украинскими, - и неизмеримо лучшую материальную базу. Или Чехия. Или Германия. Или Канада…

А что же Украина с её 100% грамотностью? Успеет ли она заявить о себе в мировых рейтингах? Сможет ли?

Шансы ещё есть. Но только для этого нужно научиться превращать золотые батоны обратно в обычное оборудование физ и химкабинетов, компьютерных классов и лабораторий. И ни в коем случае не допускать обратных реакций.

По материалам интернета подготовил Николай Зубашенко