Рефераты Изложения История

Противоречие принципов Петровской эпохи. История россии и советского союза - петровская эпоха Изменения в сословиях

Петровская эпоха — это интереснейший период российской истории. Россия меняется и укрепляется, становится великой империей. В стране проходят реформы одна за другой. Достигнуты колоссальные успехи в промышленности и экономике. В стране идут постоянные войны, что неудивительно, ведь именно войны Петр I считал необходимыми для завоевания выхода к морю и усиления России. Сам Петр, бунтарь и реформатор, заставляет одних восхищаться им, других же приводит в бешенство. Ведь он дал настолько мощный толчок развитию своей страны, что, как говорят историки, «едва не сломал ей хребет».

  • - Развитие страны и превращение ее в европейскую державу требовало не только многочисленных реформ, но и экономической независимости во внешнеторговых отношениях. Для этого империи требовался выход к морским берегам.
  • - Историки называют внешнюю политику Петра безупречной. Он показывает себя лояльным союзником и человеком, который держал свое слово. В военном деле Петр был гениальным организатором и полководцем. В результате проведенных реформ российская армия не только увеличилась, но и качественно изменилась в лучшую сторону.
  • - Личность Петра, как и его реформы, потомки и современники оценивают неоднозначно. Отдавая все силы службе государству, Петр требовал того же от своих подчиненных. В государственном управлении стремился ввести принцип законности. Петр потерпел много неудач, велики были жертвы, но также велики были его достижения.
  • - Петр всячески старался придать офицерам привилегированное положение, сделать их элитой общества. За особые заслуги военных награждали орденами. Армия при Петре не испытывала трудностей с оружием и продовольствием. Большое значение придавалось дисциплине и несению караульной службы.
  • - После неудачной попытки найти путь в Индию через Среднюю Азию, Петр решает зайти с другой стороны. В результате персидского похода к России было присоединено побережье Каспийского моря. Однако приемники Петра не видели в этом выгоды. После смерти Петра русские войска были выведены с завоеванных земель.
  • - Огромным успехом России был заключенный в 1721 г. Ништадтский мирный договор. По этому договору Россия получала земли на побережье Балтийского моря, решив, таким образом, важную внешнеполитическую задачу. Швеция утратила статус великой державы. Границы России отодвинулись далеко на запад, на Балтийском море появился мощный военный флот.
  • - В 1712 г. Россия продолжает войну и ведет успешные действия, одержав ряд побед. Петр вел переговоры с королем Швеции о союзе, однако король погибает, а его сестра решает продолжить войну с Россией. Начинаются активные боевые действия на море. Русский флот одерживает победу у Гренгама, что становится последним сражением войны.
  • - Несмотря на возникшие проблемы со снабжением, Петр решает двигаться вперед. Турецкий султан предлагает ему мир в обмен на земли, Петр отказывается и начинает наступление. «Союзники» России бежали в первом же сражении, положение русской армии становится тяжелым, однако турки соглашаются на переговоры, в результате которых был заключен крайне невыгодный для России Прутский мир.
  • - После победы над шведами Петр решает продолжить завоевание Балтийского побережья. В 1710 г. была окончательно покорена Лифляндия, захватом Выборга и Кексгольма создан плацдарм, надежно прикрывший Санкт-Петербург. Однако дальнейшие успехи русского оружия были остановлены в результате происков Карла XII в Турции.
  • - 28 сентября в битве при Лесной шведские войска были наголову разбиты и понесли большие потери. После нескольких неудачных попыток захватить Белгород, Карл решает захватить Полтаву. Однако осада не приносит успеха. 27 июня состоялся решающий бой. В результате шведская армия была полностью разгромлена, Карл бежал к туркам.
  • - Русские войска продолжали боевые действия на западном направлении. Под Головчино Русская армия терпит поражение в результате неправильного выбора позиции. В дальнейшем ситуация сложилась благоприятно для русских. Карл, не имея вестей от генерала Левенгаупта, отступил на Украину.
  • - К началу Северной войны русская армия была недостаточно подготовлена и понесла большие потери. После этого по приказу Петра началось лихорадочное строительство промышленных предприятий, было завершено оформление рекрутской системы. Благодаря этому, а также более эффективной тактике, вскоре русская армия одержала ряд побед, захватив стратегически важные территории и закрепившись на них.
  • - Первоочередной задачей для Петра Первого было обеспечение России надежного выхода к морю. Архангельск на севере и Азов на юге не решали в полной мере эту задачу. Так как Черное море, по мнению Петра, представляло множество неудобств, его основное внимание было направлено на Балтику.
  • - Петр стремился не просто ввести в России европейские нравы, но и поднять русскую технику и просвещение до европейского уровня. Для этого молодых людей отправляли учиться за границу. Были созданы различные учебные заведения. Массово печатались книги светского содержания, было положено начало периодической печати. В столицах по приказу Петра устраивали вечерние публичные собрания.
  • - Высокие военные расходы вынуждали Петра искать новые источники государственных доходов. С 1704 г. вводится бесконечный ряд новых налогов. Для повышения производительности и качества народного труда Петр принимал ряд мер по повышению качества и производительности труда в сельском хозяйстве, заботился о развитии горного дела, крупной фабрично-заводской промышленности и достиг в этих направлениях немалых успехов.
  • - При Петре Первом исчезает боярство. Должностных лиц он назначал, не считаясь с происхождением. Служебная повинность дворянского сословия не только не облегчилась, но и стала более тяжелой, чем в Московском государстве. Отношения крестьян и помещиков законодательством Петра не регулировались, однако введение «подушной подати» ухудшало положение крестьян.
  • - Петр Первый видел в своем сыне Алексее будущего наследника. Однако Алексей не разделял взглядов отца и отказывался от престола, впоследствии сбежав за границу. Петр обманом убедил его вернуться в Россию, где Алексей был арестован и умер от пыток. После смерти Петра Первого вопрос о престолонаследии стал спорным.
  • - В результате церковной реформы, проведенной Петром, патриаршество было заменено коллегиальной формой управления. По мнению историков, события, пережитые Петром в детские годы, оказали существенное влияние на его личность. Поэтому его стремление обустроить все по западному образцу коснулось и церкви.
  • - После Азовских походов Петр убедился в малой пригодности войск к военным действиям. В 1698 г. начинается военная реформа. Изменился принцип комплектования войск, большинство командных должностей было отдано иностранцам. В 1703 г. начинается подготовка к созданию военно-морского флота.
  • - В процессе проведенной Петром реформы государственного управления боярская дума была заменена Сенатом. Были учреждены государственные контролирующие органы. В 1708 г. Россия была разделена на 8 административных округов, названных губерниями. Предпринимались попытки создания городского самоуправления.
  • - В 1705 г. после распоряжения о новых чрезвычайных налогах в Башкирии вспыхивает восстание, в результате которого пострадали не только царские чиновники, но и простые крестьяне. Были разорены сотни русских деревень. Башкиры вели переговоры о переходе под власть крымского хана. Подавить бунт удалось только в 1711 г.
  • - Петр I недоволен поселениями на Дону и отправляет туда отряд во главе с князем Долгоруким. Против правительственного войска выступили донские казаки. Возглавили войска казаков Кондратий Булавин и Лукьян Максимов. Среди казаков не было единства и они были разбиты.
  • - Жители Астрахани недовольны правлением воеводы и высокими налогами, которые он ввел. В 1705 году начался бунт, в результате которого убиты члены астраханского правления, в том числе сам воевода Ржевский. Все указы и налоги, введённые Ржевским были отменены.
  • - На российских мануфактурах использовался принудительный труд крепостных, бездомных, осужденных. Некоторые мануфактуры в стране, в первую очередь металлургические, полностью обслуживались только ими. Связано это с тем, что труд в металлургии был изнурительным.
  • - Удачи в промышленности России при Петре I. Растет продажа металла. Быстрое развитие Урала, строительство новых металлургических заводов. Металл необходим для российской армии и флота. Строительство мануфактур за счёт казны. Льготы для всех успешных мануфактур.
  • - Слой крепостных крестьян России был неоднороден. Среди них были и зажиточные крестьяне и бедняки. Крестьяне могли заниматься промыслами в городе: торговлей или работой на мануфактурах. Немногим удавалось разбогатеть и они могли выкупить себя и свою семью.
  • - Знать при Петре получала большие владения земли. Крестьяне платили помещикам натуральный и денежный оброк, отрабатывали на их землях барщину. Положение крестьян ещё больше ухудшилось, когда правительство перешло к подушному налогообложению (вместо подворного).
  • - В 1724 году издан таможенный тариф, который увеличивал торговый баланс России за счёт большой пошлины с иностранцев. Пошлина на товары, которые не производились в России, составляла 10 %. Самую большую пошлину платили за ввоз железа, шелка, воска и парусины.
  • - В российских городах быстрыми темпами развивается ремесло, но уровень развития ремесла очень сильно отстаёт от европейского. Ремеслом в городе занимаются в основном бывшие крестьяне. Знаменитые российские ярмарки и их особенности. Расширение торговли с Европой.
  • - Контроль государства абсолютно над всеми сферами жизни. Развивается торговля между российскими городами. Расширяются торговые связи с Востоком. Государственная монополия на торговлю привела к пополнению казны, однако одновременно «расцветает» контрабанда в стране.
  • - Российская торговля продолжает развиваться, однако страны Европы пытаются оказывать давление на страну. Россия пытается сохранить независимость в торговле и диктовать свои условия. Российские купцы поворачиваются лицом к восточным странам, которые наиболее открыты.
  • - Длительное отсутствие государя, как и следовало ожидать, привело к восстаниям и попыткам перевернуть власть. Однако, по возвращении, молодой Петр I проявил все задатки сильного правителя, которого ждали впереди великие свершения. Он объявил «стрелецкий розыск».
  • - Царю следовало себя проявить и в качестве великого полководца. Отчасти именно поэтому был совершен Азовский поход, ставший знаменательным событием в российской истории. Он укрепил Петра I на троне, а также имел далеко идущие последствия для самого государства.
  • - Софья, старшая сестра будущего императора Петра I, страстно желала власти, но морально была не готова к ней. В итоге годы перед восшествием царя были полны смуты и противоречий, а также бунтов и восстаний. В такой атмосфере воспитывался будущий великий государь.
  • - Первые годы правления Петра I отличались сложностью и противоречивостью. Россия в конце XVIIв была вовсе не той страной, какой она стала к концу правления императора. Какой она досталась еще совсем молодому Петру, становится ясно из дальнейшего повествования.
  • - Какие именно нововведения и преобразования внедрил император в жизнь русского народа? Все, что поменялось с его правлением, исчезло навсегда, появилось и устоялось в политике, экономике, быту стало толчком для дальнейшего развития государственности в России.

Публикации раздела Архитектура

П етровское барокко - архитектурное направление, которое появилось в 1703–1730 годах. Оно возникло на фоне увлечения Петра I голландской и немецкой стилистикой строительства зданий. Мы собрали 10 зданий в стиле петровского барокко, построенных в городе на Неве одними из первых .

Меншиковский дворец

Меншиковский дворец стал первым каменным зданием в новой российской столице. Его строительство длилось четыре года и было завершено к 1714 году. Проект дворца создали архитекторы Джованни Мария Фонтана и Готфрид Иоганн Шедель. Это трехэтажное здание с мансардой долго было одним из самых роскошных в Петербурге. Здесь проводились торжественные обеды царской семьи и даже свадьбы - царевича Алексея с немецкой принцессой Шарлоттой Софией и Анны Иоанновны с Фридрихом Вильгельмом, герцогом Курляндским.

С дворцом связана городская легенда: Александр Меншиков, первый губернатор Санкт-Петербурга, должен был заплатить Петру двести тысяч рублей штрафа. Для того чтобы погасить этот долг, он продал кое-что из обстановки своего дворца. Петр Меншикова пристыдил: «В первый твой приемный день если найду здесь такую же бедность, не соответствующую твоему званию, то заставлю тебя заплатить еще двести тысяч рублей» . Меншиков волю царя исполнил, и его дом снова засиял богатым убранством.

Летний дворец Петра I

Летний дворец Петра I , построенный в 1710–1714 годах, был образцом для строительства домов «зело именитых» особ. Разве что отделка фасада и внутренняя планировка отличала царский дворец от домов его сановников.

Двухэтажное каменное здание было построено на голландский манер по проекту Доменико Трезини. Фасады здания выглядят изысканно - их украшают терракотовые барельефы - иллюстрации сражений в Северной войне, выполненные Андреасом Шлютером. Внутренняя планировка дворца отличается простотой - в нем всего четырнадцать небольших комнат и две кухни. Современники находили дворец неподходящим для царской резиденции, один из послов назвал его «жалким домом, нисколько не соразмерным со всем остальным» . По его словам, Летний дворец был «до того тесный, что зажиточный дворянин, наверное, не захотел бы поместиться в нем» . После смерти Петра во дворце жили как члены императорской семьи, так и царские сановники.

Петропавловский собор

Петропавловский собор , строительство которого началось в 1712 году на месте одноименной деревянной церкви 1703 года, долгое время был самым высоким зданием России. Высота колокольни, с которой и было начато строительство, составляла 122,5 метра. При этом, как гласит легенда, шпиль колокольни Петр распорядился возвести над тем местом, где был похоронен царевич Алексей, «дабы крамола никогда не восстала из земли и не распространилась по Руси» (царевича Алексея, сына Петра I, обвиняли в государственной измене). Петропавловский собор сильно отличается от традиционных русских храмов: это вытянутое в плане здание с очень сдержанными фасадами, которые оформляют только плоские колонны - пилястры и наличники с херувимами. Петропавловский собор стал первым российским храмом, построенным в тенденциях западноевропейской архитектуры.

Палаты Кикина

Палаты Кикина - один из старейших частных домов Петербурга. Свое название он получил по имени первого владельца - Александра Кикина, соратника Петра I. Его положение при дворе позволило построить роскошный дом, чем-то напоминающий Большой дворец в Петергофе. После того как Кикин, обвиненный в государственной измене, был казнен, в палатах разместили тогда не имевшую своего здания петровскую Кунсткамеру и личную библиотеку царя.

При Кикине палаты были одноэтажными, позже был надстроен второй этаж. В 1733 году, когда рядом появились казармы для полка Конной гвардии, в палатах разместились лазарет и канцелярия. Большой зал переделали в полковую церковь - в средней части палат появилась деревянная колокольня с куполом и крестом. В XIX веке здание еще неоднократно перестраивалось. Сейчас же палаты выглядят так же, как и при Кикине, - после окончания войны здание, сильно пострадавшее от обстрелов, реконструировали в формах петровского барокко.

Монплезир

Петр I был известен своей невзыскательностью и порой даже презрением к роскоши, поэтому его дворец в Петергофе, получивший название «Монплезир» , или «Мое удовольствие», имеет мало общего с дворцами других европейских монархов. Небольшое здание построили по рисункам царя архитекторы Андреас Шлютер и Иоганн Фридрих Браунштейн. Фасад одноэтажного здания из красного кирпича был выполнен в голландском стиле.

Если внешне дворец выглядит очень сдержанно и скромно, то в создании интерьеров Петр I отошел от своих аскетичных правил: в комнатах мраморный пол, стены, отделанные дубовыми панелями, потолки с росписью, богатая коллекция живописи и предметов искусства.

Монплезир ни разу не был перестроен, его внутренняя отделка не менялась - дворец сохраняли как память о первом российском императоре. Тот его очень любил, особенно за прекрасный вид на Финский залив, открывающийся с террасы.

Троицкий Александро-Невский монастырь

Александро-Невская лавра была заложена еще в 1710 году на том месте, где Александр Невский одержал победу над шведами. Эта символичность была очень важна для Петра - Москве с ее Георгием Победоносцем надо было что-то противопоставить, а будущую обитель он видел главным русским монастырем. На сегодняшний день самой старой церковью в монастыре, вокруг которой и строилась обитель, является Благовещенская (1717–1724). Автором проекта стал Доменико Трезини. Он построил прямоугольное в плане здание, фасад которого сдержанно украшен пилястрами и лепниной. Завершает храм граненый купол, установленный на световом фонаре. Впоследствии в этой церкви были захоронены члены императорской фамилии и царские сановники.

Кунсткамера и Академия наук

Петр I после поездки в Голландию и Англию вдохновился идеей создания собственного кабинета редкостей, или на немецкий манер - кунсткамеры . Он планомерно закупал как отдельные предметы, так и целые коллекции. В скором времени это собрание потребовало отдельного здания. В 1718 году на стрелке Васильевского острова были заложены «Палаты Санкт-Петербургской Академии наук, Библиотеки и Кунсткамеры».

По преданию, место для строительства музея лично выбрал Петр I. Он увидел необычную сосну: «Отрубок сей достоин примечания по находящемуся в нем суку толщиною в дебелую человеческую руку, который, выросши из одного места и нагибаясь полукружием, наконец врос в другое расстоянием на 1 аршин и 10 вершков от своего исходища» . Петр сказал: «Где нашел я сие любопытное дерево, тут да будет и Кунсткамера построена» . Первые эскизы музея были сделаны Андреасом Шлютером, а после его смерти доработаны Георгом Маттарнови. Петр был так заинтересован в строительстве Кунсткамеры, что жертвовал на него так называемые кабинетные (то есть свои личные) средства. До середины XIX века в башне Кунсткамеры размещалась и первая в России астрономическая обсерватория. На вершине башни сначала планировали сделать флюгер, но потом было решено установить там армиллярную сферу, представляющую модель солнечной системы.

Марли

Небольшой двухэтажный дворец, расположенный в западной части Нижнего парка Петергофа, получил свое название в честь резиденции Людовика XIV Марли ле Руа. Двухэтажным дворец решили делать не сразу: сначала Петр распорядился возвести одноэтажное здание, и уже когда оно было подведено под крышу, было решено построить второй этаж. Марли стало первым русским зданием с коридорной системой планировки - системой изолированных комнат, связанных одной галереей. В Марли приезжали члены царской семьи - Екатерина I, Анна Петровна с мужем, герцогом Голштинским, Николай I с Александрой Федоровной. Здание использовалось и как место хранения личных вещей Петра I - одежды, посуды, дипломатических подарков и картин. Некоторые экспонаты и сегодня можно увидеть в музейной экспозиции, развернутой в залах Марли.

Павильон Эрмитаж

Эрмитаж был построен согласно бытовавшей тогда моде на так называемые приюты отшельника. Автором проекта стал Иоганн Браунштейн, начавший строительство в 1721 году и завершивший его уже после смерти Петра I. Вокруг здания на средневековый манер прорыли ров, через который был перекинут разводной мост.

В нижнем этаже Эрмитажа располагались хозяйственные помещения - чулан, кухня, буфет, оттуда на специальных подъемниках на второй этаж доставляли еду. Гости также поднимались на своеобразном лифте - подъемном кресле. Правда, после того, как во время посещения Эрмитажа Павлом I один из тросов оборвался, было решено построить лестницу.

Здание государственных коллегий

В 1718 году Петр I принял закон об учреждении государственных коллегий . В скором времени для них потребовалось отдельное здание. Архитекторы Доменико Трезини и Теодор Швертфегер начали строительство на Васильевском острове в 1722 году. Петр I распорядился, чтобы все коллегии располагались в отдельных зданиях, но при этом в каждое из них можно было пройти один за одним - Трезини спроектировал план, согласно которому каждый корпус имел свой вход, был перекрыт отдельной крышей, но все коллегии соединялись в единую 400-метровую композицию. Архитектор создавал проект под впечатлением от Биржи в Копенгагене, где жил до переезда в Петербург.

Интересно и расположение здания - перпендикулярно набережной. С этим фактом связана одна городская легенда: строительство здания Петр I перед отъездом из Петербурга поручил Меншикову. В благодарность за службу он обещал отдать под усадьбу Меншикова всю оставшуюся после строительства землю. Царедворец рассудил, что если расположить здание вдоль набережной, то земли останется совсем немного, поэтому он и решил поставить его таким необычным способом. Конечно, Петр I, увидев это, пришел в ярость, но сделать ничего не мог.

Своего предназначения здание так и не выполнило. При Анне Иоанновне центр города был перенесен на Адмиралтейскую сторону, куда постепенно и переехали коллегии. Сейчас в здании располагается Санкт-Петербургский государственный университет.

28.Русское искусство Петровской эпохи

КЛАССИЦИЗМ

В первой четверти XYIII века в России осуществляются преобразов ания, непосредственным образом связанные с “европеизацией” русской культуры. Главным содержанием реформ в этой области было становление и развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и нравах, осуществляемых в плане европизации.

Успех этих реформ Петр связывал с формированием нового мировоззрения, перестройкой культуры и быта русского дворянства в соответствии с европейскими ценностями.

Преобразования Петра I направили течение художественной жизни в новое русло. Процессы, обозначившиеся уже в предыдущем столетии (возрастание роли светской культуры, укрепление связей с Западной Европой), теперь мощно активизировались, получив радикальные импульсы. Благодаря петровским реформам именно светские, а не религиозные произведения вышли на первый план жизни, обретая стилеобразующий смысл. Все искусство было поставлено на службу уже не церковным, лишь опосредованно политическим, а уже непосредственно политическим целям прославления государства и воспитания идеального гражданина. Россия вошла в период своего рода ускоренного Ренессанса, стремительно усваивая опыт Возрождения барокко и раннего европейского классицизма, причем уже не в синкретическом, «западно-византийском», как совсем недавно, а вполне цельном варианте.

Архитектура, скульптура

Динамика стилевого развития русской архитектуры XVIII века нарастала своеобразно. В стране, с запозданием выходившей на общеевропейский путь развития, освоение западноевропейских стилей неизбежно протекает ускоренными темпами, причем уже на начальной стадии развития, в петровскую эпоху, существуют зачатки всех стилевых линий, через которые предстояло пройти русской архитектуре на протяжении века. Сущность переходного времени выражалась состоянием многостилья, когда русское искусство образно говоря «примеряло» себя к разным европейским стилям, еще не сделав окончательного выбора, совмещая в себе черты барокко, классицизма и рококо.

Особое значение имело строительство новой российской столицы - каменного Санкт-Петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы и которое осуществлялось по разработанному царем плану. В разработке плана принимали участие как иностранные, так и русские архитекторы. Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта, времяпрепровождения. Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр.

Главной архитектурной доминантой в Петербурге стал Петропавловский собор, увенчанный позолоченным шпилем, высота которого достигала 45 м. Петр строил Петербург как европейский город, хотя решающими для формирования стиля новой столицы были его личные вкусы, особое географическое положение и климатические условия. В самом начале строительства города Петр ориентировался на Амстердам.

В целом облик города при Петре имел необычайно своеобразный вид, так как стиль архитектуры включал и элементы барокко, и европейского классицизма XYII века, и французского “регентства” рубежа XYII -XYIII веков.

В середине века усилившаяся стилевая тенденция к скульптурной экспрессии форм сказалась на силуэте Петербурга, обогатившегося множеством новых, высоко поднятых колоколен и церквей. Причем вместо шпилей появились, подчеркнуто национальные мотивы пятиглавия, ярусности, башнеоб-разности, отчего силуэт города получил новые объемно-пластические акценты и несвойственный ему ранее живописный характер. «Регулярная» российская столица Петербург становится символическим воплощением образа самой абсолютистской империи с ее идеей всеобщего порядка.

В новой столице работали зодчие разных национальных школ. Русские, итальянские, голландские, немецкие и французские архитекторы возводили в русской столице дворцы, храмы и государственные здания, архитектура которых имела общие художественные черты, определяющие архитектурный стиль, обычно называемый русским барокко первой трети XVIII века или петровским барокко.

Все многообразие индивидуальных творческих взглядов различных архитекторов на практике смягчалось под влиянием двух основных факторов: во-первых, воздействием русских многовековых традиций, носителями и проводниками которых были исполнители архитектурных замыслов - многочисленные плотники, каменщики, штукатуры, лепщики и прочие строительные мастера. Во-вторых, ролью заказчиков, и, прежде всего, самого Петра I, который чрезвычайно внимательно и требовательно рассматривал все проектные предложения архитекторов, отвергая те, которые не соответствовали, с его точки зрения, облику столицы, или внося существенные, а иногда и решающие изменения.

Неоценимую роль в этом сыграли великие русские и иностранные ар-хитекторы. Одним из известнеиших представителеи западнои архитектурной школы, работавших в России, был Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771г.), сын итальянского скульптора К.Ф. Растрелли, служившего при дворе французского короля Людовика XIV. Наиболее известные его творения - это и ансамбль Смольного монастыря в Петербурге (1748-1764г.), созданный в традициях русских монастырских ансамблей предыдущих столетий, и дворцы елизаветинских вельмож М.И. Воронцова и С.Г. Строганова в Петербурге, но в наивысшей степени его талант проявился в создании таких шедевров как Зимний дворец в столице, Большой дворец в Царском Селе и Петергофе (Петродворце).

Новая столица кардинально отличалась от традиционного древнерусского города - прямые, пересекающиеся под прямым углом улицы-проспекты, типовые проекты домов, европейский облик архитектуры. Во многом внешний вид города был определен творчеством уроженца итальянской Швейцарии, приехавшим в 1703 г. Доменико Трезини (1670 - 1734). Им были построены такие замечательные архитектурные шедевры, как Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий. Появляется новый тип усадебной архитектуры. По указанию Петра I Доменико Трезини впервые в русской архитектуре разработал в 1714 году образцовые проекты жилых домов, предназначенных для застройщиков разного достатка: одноэтажные небольшие для беднейшего населения, побольше для знатных.

Вместо древнерусских палат получает распространение тип дворца в западноевропейском стиле. Одна из первых построек такого рода - дворец А. Д. Меншикова в Петербурге (арх. Дж. -- М. Фонтана и Г. Шедель).

Первой постройкой в Петербурге был Домик Петра I. Небольшой деревянный домик Петра I был построен 24 - 27 мая 1703 года, буквально за 3 дня сразу же после первых побед русских войск на Неве во время Северной войны.

28 Мая 1703 года Петр I с генералитетом и знатными статскими чинами на 63 судах прошествовали к недавно построенному дворцу. Дворец был освящен, и стал местом жизни Петра в первые годы строительства Петербурга. В 1708 году появился первый "Зимний дом". Но свой первый дворец Петр любил и заботился о нем.

Сохранилось описание дворца. Площадь составляет 60 кв. метров, высота до конька крыши 5 м 72 см. Резное украшение на крыше указывает на то, что дом принадлежал бомбардиру. Вспомним о том, что в 1694 году в Преображенском полку была учреждена особая почетная рота бомбардиров, шефом которой был сам Петр I. Размер самого дворца никогда не менялся, рублен дворец был топором, сохранилась декорировка стен дворца под кирпич. В этом отразилась сама суть времени Петра, когда жили с опережением, подчас желаемое выдавалось за действительное. Пожалуй, Потемкинские картонные деревни берут исток от деревянного дворца, расписанного под кирпич.

У истоков маленькой речки Безымянный Ерик напротив первого дворца Петра I его Домика император решил создать одно из чудес нового города - регулярный Сад, "лучше чем в Версале у французского короля". Воображение Петра поразила эта роскошная загородная резиденция и в последствии он как в Петербурге в Летнем саду, так и в Петергофе старался превзойти чудо французского искусства.

Сад в Петербурге был основан осенью 1704 года и назван Летним. Петр принялся за новое дело для себя с характерной для него страстью к преобразованию. Первоначальный план сада был начертан самим Петром I, а русские архитекторы разработав и усовершенствовав его создали хитроумные лабиринты.

Многие его указы показывают с каким увлечением и размахом создавался Летний сад, например указы "О высылки из Москвы огородных семян и кореньев, а также 13 молодых робят для обучения огородной науке". Петр заботился о том, чтобы его сад закладывался по всем правилам искусства. Он заказывал много специальной литературы "образцовую книгу по фонтанам" и книгу о Версальском парке, из Голландии была выписаны 2 тома "Огородник с цветами (фигурами)", куплены "5 книг теории огородныя", "книга римских огородов". Для сада из Соликамска везли кедры и пихты, из Киева - вязы и липы. Лучшие садовники Европы и России участвовали в создании нового детища Петра I. Я. Роозен, К. Щридер, И. Сурлин, Крылов, Сляднев высаживали деревья вдоль геометрически распланированных аллей и подстригали их кроны в виде правильных шаров, кубов, конусов. Посланцы Петра ездили по Италии разыскивая для Сада "редкостные скульптуры". В Венеции была приобретена садовая беседка "редкой красоты". Петр не забывал заботится о своем Саде даже в тяжелые и трудные времена, которые казалось бы не способствовали мыслям о новом Петербургском парке.

В 1721 году вдоль Невы тянулись три крытые прозрачные галереи через которые посетители могли попасть в сад. Две по бокам белые из дерева, а в центре галерея на столбах из русского мрамора. В центре сада была установлена "Венус старинный" - Венера Таврическая, ныне хранящаяся в Эрмитаже. "Белая дьяволица" вызывала такую лютую ненависть приверженцев к "старине", что возле нее была установлена круглосуточно вооруженная охрана. На пересечении фонтанов были установлены фонтаны и статуи. У аллей, были свои названия. Была Шкиперская аллея, где Петр I любил играть в шашки со своими приближенными и пить пиво.

В петровские времена в Летнем саду был птичник, изящная беседка, дом с фонтанным снарядом, приводимым в движение по средству большого колеса, а рядом с ним зверинец. Была большая оранжерея с экзотическими цветами. В центре парка располагался водоем, выложенный плиткой, а в центре водоема был грот из которого бил фонтан.

Для питания фонтанов и лучшего их функционирования берега речки Безымянный Ерик были расчислены и углублены, была поставлена водонапорная башня. Безымянный Ерик стал называться Фонтанной рекой, а позднее просто Фонтанкой. Для осушения западной части парка прорыли Лебяжий канал, расширили и углубили маленькую, болотистую речку Мью, прозванную Мойкой и соединили ее каналом с Фонтанкой.

В 1710 году Петр I издал указ, обязывающий вести застройку южного берега Финского залива. Возводятся дворцово-парковые ансамбли в Петергофе. К 1725 году возвели двухэтажный Нагорный дворец. В дальнейшем дворец подвергся перестройке и был расширен в середине XVIII века. Архитектором Растрелли.

В этот же период у самого залива был выстроен небольшой дворец, состоящий из нескольких помещений для Петра I и парадного зала - дворец Монплезир. Были построены павильон для уединения “Эрмитаж” и небольшой двухэтажный дворец “Марли”.

До 18 века развитию скульптуры в России мешали церковные запреты. Более всего была распространена плоская резьба по камню и дереву. В XVIII веке в России происходил небывалый размах развития ваяния появления новой, западноевропейского типа скульптуры, какой еще не знала Россия.

Пётр пригласил в Россию скульпторов, ему посчастливилось привлечь одного действительно крупного мастера - итальянца Карло Бартоломео Растрелли (1675 - 1744) - выходца из Флоренции, приглашенного Петром в Россию в 1716 г. Им была создана целая галерея скульптурных портретов виднейших деятелей эпохи - бюст и конная статуя Петра (установленная около Инженерного замка в Петербурге), бюст А. Д. Меншикова, статуя Анны Иоанновны с арапчонком.

Живопись

В начале XVIII века, вступая на позиции искусства нового времени со значительным запозданием по сравнению с другими передовыми в художественном отношении европейскими странами, русская живопись по-своему отражает общие закономерности этой стадии развития. На первый план выдвигается светское искусство. Первоначально светская живопись утверждается в Петербурге и Москве.

Русские живописцы писали только иконы, а нужны были и торжественные баталии, прославляющие военные победы, и портреты царя и его приближённых. Русские граверы умели делать иллюстрации к церковным книгам, а нужны были виды строящегося Петербурга, изображения побед на суше и на море, гравюры к учебникам архитектуры, морского и артиллерийского дела.

Русская культура должна была высвободиться, наконец, из-под власти церкви, догнать, наконец, ушедшие вперёд европейские страны.

Петровская реформа, глобальные изменения в жизни российского общества дали сильнейший импульс для развития искусства. На рубеже двух столетий происходит резкая трансформация художественной традиции. Россия приобщается к западной школе живописи.

Петровские преобразования в культуре ставили целью не только привлечь иностранных художников, но и просветить отечественную публику, привнести в русское искусство лучшие традиции европейского художественного творчества. Период ученичества был для русских мастеров недолгим, и уже во второй половине столетия вернувшиеся из Италии и Голландии художники доказали миру собственный талант, обретенное мастерство, создавая непревзойденные шедевры.

Новое искусство характеризовалось усилением интереса к человеку, к его внутреннему миру, с одной стороны, и к строению его тела, с другой. Русские художники овладевают техническими достижениями западных мастеров: в обиход входят новые материалы (холст, масляные краски, мрамор), живописцы овладевают техническими приемами реалистической передачи окружающего мира. В работах начинает использоваться прямая перспектива, позволяющая показать глубину и объемность пространства. Художники в бликах и тенях прослеживают направление света, учитывают расположение его источника, учатся передавать фактуру материала: металл, мех, ткань и стекло. В живопись проникает невиданное дотоле многообразие образов и сюжетов. Самой, пожалуй, интересной сферой развития изобразительного искусства была портретная живопись, более всех других свидетельствующая о глубине и резкости произошедшего перелома. Первыми художниками, чье творчество ознаменовало рождение нового искусства, были И.Н. Никитин и А.М. Матвеев.

Наиболее интересным явлением в искусстве петровской эпохи стал портрет . У истоков портретной живописи нового времени стоит И.Н.Никитин (ок. 1680 - 1742). И.Н.Никитин ярко воплощает силу человеческих возможностей, открытых петровской эпохой. Крупнейший реформатор русской живописи, он разделяет с ним триумфы, а под конец - трагические невзгоды.

Портреты, созданные им в ранний пе-риод, уже представляют собой вполне европейские по характеру изображения, наиболее близкие произведениям французской школы начала XVIII ве-ка. Используя общеевропейский опыт, русский художник реализует свои собственные представления о мире, красоте и индивидуальных особенностях модели. Так возникает свой вариант портрета - общепонятный и неповторимый.

С портретов, которые он написал, смотрят сильные, резко очертанные лица царя и его приближённых. К кисти этого великого художника принадлежат такие произведения, как: портрет цесаревны Анны Петровны и царевны Прасковьи Иоанновны (предположительно 1714 г.).

Самым сильным его произведением является портрет государственного канцлера Г.И. Головкина (1720-е.г.). Откуда-то из темноты выдвигается вперёд его длинное лицо, суженное свисающими локонами парика. Чуть мерцают в полутьме на красноватом кафтане драгоценные орденские знаки. Но не ордена, не эффектный жест полководца - обычные тогда средства возвеличить - делают лицо Головкина значительным. Художник изобразил канцлера в упор, прямо и остро глядящим в глаза зрителю, и он смотрит на нас, как на противников в словесном поединке, зоркими глазами дипломата.

Помимо возросшей грамотности в рисунке и технике живописи он демонстрирует духовность выражения и взаимодействие образа со зрителем. Не меньшая серьезность присуща и «Портрету напольного гетмана» (1720-е.г.) . Авторская самостоятельность проявляется и в портрете С.Г.Строганова (1726 г.) и в картине «Петр-I на смертном ложе» (1725 г.). Со смертью Петра трагично закончилась и жизнь самого художника - он был судим по ложному обвинению и сослан в Тобольск.

К петровской эпохе по духу принадлежит и творчество другого русского живописца - Андрея Матвеева (1701-1739). По указу Петра он был послан в Голландию учиться, что обеспечило необходимый уровень знаний. Еще в период прохождения обучения им были созданы картины - «Аллегория живописи» (1725 г.) и « Венера и Амур». Самое известное произведение Матвеева - « Автопортрет с женой» (1729 г.).Произведение Макеева рисует новую для России культуру отношений. Муж и жена не просто выступают как равные: художник бережно и горделиво представляет зрителю свою супругу. Заинтересованность в делах искусства и трудолюбие выгодно отличали этого художника.

Особое место в изобразительном искусстве I половине XVIII в. занимала гравюра. Это был наиболее доступный широким массам вид искусства, быстро откликающийся на события времени. Виды морских сражений, городов, торжественных праздников, портреты великих людей - таков был спектр сюжетов, над которыми работали мастера гравюры. Лицо русской гравюры I четверти XVIII в. определяли мастера, сочетавшие в своих работах западную технику и национальный характер русской гравюры Иван и Алексей Зубовы, Алексей Ростовцев. Излюбленной темой работ А. Ф. Зубова были виды Петербурга, в которые обязательно включались водные пейзажи с кораблями.

Живописные миниатюрные портреты на эмали появились в России в начале XVIII века, первыми мастерами были Григорий Мусикийский и Андрей Овсов. Вначале на миниатюрах писали в основном портреты царствующих особ и членов их семей. В дальнейшем спрос на миниатюрные портреты был так велик, что в последней четверти столетия в Академии художеств был учрежден специальный класс миниатюрной живописи на эмали.

Ювелирное искусство

Преобразования и приобщение России к европейским традициям, культуре, быту в конце XVII - XVIII веков отразились и на изделиях русского ювелирного искусства. Само слово «ювелир», столь привычное сейчас, пришло в начале XVIII века на смену старому русскому названию «золотых и серебряных дел мастер». Причем, это не просто замена одного термина другим, а показатель наличия новых тенденций, связанных с европейскими веяниями в русской жизни, культуре и искусстве.

На протяжении веков развитие ювелирных украшений находилось в тесной зависимости от стилистических изменений моды, покроя одежд и т.п. Украшения начала XVIII века не отличались от аналогичных изделий конца XVII века до тех пор, пока не произошли и прочно не укоренились в быту изменения в костюме. Для украшения одежды и головных уборов по-прежнему использовались запоны разных форм и с разным декором (от скромных серебряных со стеклами до золотых, обильно дополненными алмазами, рубинами, изумрудами и эмалями).

Изысканным украшением костюма могли быть и пуговицы разных размеров и форм: плоские, в виде диска, шарообразные, куполообразные и т.д. Их делали из меди, серебра, золота, порой превращая в изящнейшие произведения ювелирного искусства. Пуговицы были гладкими литыми и ажурными сканными, с узорной чеканкой, чернью, эмалью, зернью, гравировкой, драгоценными камнями. По мастерству исполнения медные пуговицы порой превосходили серебряные. Во второй четверти XVIII века в Москве существовали цеховые объединения мастеров медных перстней и запонок, медных и железных серег, серебряных серег, медного пуговичного дела.

В 1700 году указом Петра I был введен новый обязательный для ношения костюм на западноевропейский манер; новый костюм, естественно, требовал новых украшений - среди русских ювелирных изделий впервые появились броши, диадемы, пряжки для обуви и платьев, запонки и др., широко распространенные в это время в Европе. За двадцать пять лет после указа новый костюм прочно вошел в быт русских дворян, хотя одежда купечества, мещан и крестьян существовала почти без изменений до конца столетия.

Для XVIII века, за исключением последних лет характерно женское платье с облегающим фигуру декольтированным корсажем и широкой юбкой; для мужчин вводятся французского образца кафтаны, камзолы, короткие панталоны, чулки, башмаки с пряжками, парик.

Русское общество познакомилось в XVIII веке и с таким новым для него явлением, как мода. Модная одежда распространялась с помощью готовых образцов, которые выписывались наиболее состоятельными дворянами из Парижа и Лондона; информация о модных новинках печаталась журналах «Трудолюбивая пчела», «Всякая всячина», «Магазин общеполезных знаний» и др.

Кроме моды в России XVIII века одежду дворян регламентировали также государственные постановления и указы, в которых четко определялась не только форма костюма, но и характер его отделки, ткань, цвет, украшения.

В связи с коренными переменами в женской и мужской одежде меняется и характер украшений. Вместо мониста, «кружева» и т.д. появляются броши различных форм, запонки, булавки для галстуков и причесок, эгреты (украшения для шляп), ожерелья, браслеты, диадемы, пояса, пряжки для платьев и обуви. Новым и весьма популярным украшением стал склаваж, который носили на ленте высоко на шее, порой, одновременно с длинными, свободно висящими рядами жемчужных нитей.

Бурному расцвету придворного ювелирного искусства в XVIII веке способствовала организация отечественных гранильных фабрик и привлечение большого числа опытных западноевропейских ювелиров для выполнения дорогих заказов петербургской знати. В 1721 году Петр I основал в Петергофе «Алмазную мельницу» для обработки драгоценных и поделочных камней, там же гранились и алмазы.

В XVIII веке в Петербурге было много опытных иностранных ювелиров - Жан-Пьер Адор, Иоганн Голиб Шарф, Иеремия Позье. Они долгие годы работали в России, обслуживая царский двор и знать. Знать способствовала распространению моды на все слои общества, разница состояла только в материале, из которого изготовляли украшения, и в искусности мастеров.

Позье оставил свои записки о пребывании в России в 1729-1764 гг. Там он отмечал, что «бриллиантов придворные дамы одевают изумительное множество. Они даже в частной жизни никогда не выезжают не увешанные драгоценными уборами».

Редкими и дорогостоящими украшениями были часы, которые привозились из-за границы, или же иностранный механизм вставлялся в отечественный корпус. К последним относятся нагрудные часы в форме креста с механизмом работы лондонского мастера Гарфа (Guarf). Серебряный корпус их декорирован с обеих сторон растительным узором в технике многоцветной эмали на скани.

Оригинальным украшением были подвесные ароматники, предназначавшиеся для душистых веществ. Ароматникам придавали самые разнообразные формы: плодов, флаконов, сердечек, разных бытовых предметов. Ароматники начала XVIII века украшали красочными перегородчатыми эмалями, сканью с драгоценными камнями, гравировкой.

Самыми распространенными и любимыми украшениями в России во все времена были серьги и перстни. В конце XVII-начале XVIII века по прежнему носили одинцы, двойчатки, серьги в виде корабликов и голубков; также появляется новая форма серег с квадратными и трапециевидными подвесками с драгоценными камнями в глухих гнездах, с крупными сверлеными жемчужинами и камнями-подвесками. Мочки серег становятся более тонкими, разъемными с шарнирами, предназначенными для продевания ухо. При этом украшалась только лицевая сторона подвески и мочки. В недорогих серебряных серьгах разъемные мочки часто заканчивались стилизованным листочком или раскрытым клювом птицы.

С начала XVIII века стали широко использоваться для украшения одежды запонки с головками разнообразных форм (крестообразные, в виде розетки из драгоценных камней, со стеклом, жемчугом и т.д.).

Широкое распространение получили платяные броши и булавки, которые с одной стороны были украшениями, а с другой выполняли чисто утилитарные функции: собирали складки платья, прикрепляли воротничок и т.д. Внешняя сторона их обильно украшалась самоцветами и гранеными алмазами. В изделиях с большим количеством драгоценных камней трудно проследить характерные особенности смены стилей (барокко, рококо). Только на украшениях со значительными поверхностями драгоценных металлов можно увидеть орнаментальные особенности стилей. Были распространены броши в виде букетов цветов, модными становятся броши с миниатюрными портретами, а в оправе более четко проявляются стилистические особенности классицизма.

«Петровская эпоха»

Игра в стиле Что? Где? Когда? для учащихся 8-10 классов, включает в себя проблемно-аналитические задания, использующиеся в предметных олимпиадах.

Цель и задачи мероприятия :

Обобщить и расширить знания учеников по литературе и истории по теме: «Россия в ХУП-ХУШ веке» и роману А.К. Толстого «Петр1». Сформировать представления об исторической эпохе и ее противоречиях.

Активизировать умения работать с историческими документами и литературными источниками. Развивать творческие способности при написании исторических и литературных сочинений.

Укреплять навыки коллективной работы при выполнении разноплановых, дифференцированных по сложности заданий.

Привитие интереса к чтению научной и художественной литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированная историко-литературная игра

«Петровская эпоха»

Игра в стиле Что? Где? Когда? для учащихся 8-10 классов, включает в себя проблемно-аналитические задания, использующиеся в предметных олимпиадах.

Цель и задачи мероприятия :

Обобщить и расширить знания учеников по литературе и истории по теме: «Россия в ХУП-ХУШ веке» и роману А.К. Толстого «Петр1». Сформировать представления об исторической эпохе и ее противоречиях.

Активизировать умения работать с историческими документами и литературными источниками. Развивать творческие способности при написании исторических и литературных сочинений.

Укреплять навыки коллективной работы при выполнении разноплановых, дифференцированных по сложности заданий.

Привитие интереса к чтению научной и художественной литературы.

Опережающее задание:

1. Сформировать 2 команды (5-6 человек), выбрать капитанов, придумать название команды, девиз, сделать эмблему и составить ее обоснование.

2. Изучить необходимую литературу по эпохе Петра 1, используя интернет-ресурсы.

Оборудование : портреты и репродукции картин, относящиеся к эпохе Петра на экране.

Раздаточный материал для выполнения заданий.

Организационная часть игры:

Ведущий учитель приглашает команды, группы поддержки и жюри. Объясняются правила игры: команды представляются, объясняют смысл девиза и эмблемы. Устные задания общие. Право ответа получает та команда, капитан которой первым поднял руку. Вторая команда отвечает тогда, когда ответ первой неправилен или может быть дополнен. За правильный ответ 2 балла, за дополнение 1 балл. Если команды затрудняются ответить, то можно прибегнуть к помощи группы поддержки. Письменные задания команды получают отдельно, они оцениваются по 10 баллов по отдельным критериям.

Победители получают призы, определяют лучшего игрока и лучшего болельщика.

Жюри проводит церемонию награждения.

Ведущий учитель приглашает команды для представления (девиз, название и эмблема), после чего они занимают приготовленные места.

Вводное слово учителя : Мы все изучали в школе петровскую эпоху, читали роман А.К.Толстого «Петр1», поэму А.С. Пушкина «Медный всадник» и т.д.. В романе дается

Потрясающе правдивая картина петровской эпохи. Нам хотелось не только вспомнить исторические факты, но и попробовать использовать их при выполнении творческих и проблемных заданий. При ответе на некоторые вопросы можно воспользоваться картинкой-подсказкой, которая появляется на экране проектора.

Разминка (отвечает команда, первая поднявшая руку)

1. Какую фамилию носил Петр1 ! (Романов)

2. В петровский времена самый распространенный овощ среди простонародья. Его пекли, варили, парили, сушили, растирали в муку. Ели с медом и солью. Его название вошло в поговорку и сказки.

Что это за овощ? (Репа)

3. В конце ХУП века Петр 1 издал указ, «повелевавший собирать и доставлять все, что зело старо и необыкновенно». В 1718 г. собранные предметы оказались в особом здании.

Как оно называлось? (Кунсткамера)

4. Историки пишут о печальной участи русских царевен. Они вели замкнутый образ жизни, и их никогда не выдавали замуж – ни за иностранных принцев, ни за своих аристократов. Петр изменил эту традицию.

Почему существовала такая традиция? Как ее изменил Петр?

(Необходимость менять религию или понижать свой статус)

5. В знаменитой сказке А.С.Пушкин старуха просит сделать ее «столбовой дворянкой».

Что это означает? (Дворянские фамилии вписывались в особый свиток, называемый столбцом)

6. В русских документах ХУ1 – ХУП веков встречается такая должность, как «квасной целовальник». Чем он занимался? Каково происхождение термина?

(На Руси существовала государственная монополия на продажу кваса, право на продажу которого, подтверждалось крестоцелованием.)

7. В знаменитой комедии «Недоросль» Митрофанушка говорит: «не хочу учиться, а хочу жениться». Если бы он произнес эту фразу 21 января 1714 года, то прослыл бы бунтарем!

8. В начале 18 века в Петербурге открылось просветительное заведение. Вход был бесплатный, но посетителей пришлось заманивать подарками: мужчинам чарку водки с закуской, женщинам – пряники и ленты. Объясните почему?

(Кунсткамера)

9. Петр 1 вводил перемены в одежде и прическе, это касалось дворян и богатых купцов. Крестьяне же долго сохраняли старые традиции. Как по старинному головному убору и прическе можно было отличит замужнюю женщину от девушки?

(Незамужняя девушка открывала косу)

10. Как называется мероприятие, на котором царским указом предписывалось танцевать, курить табак, играть в шашки и шахматы, а хозяину – ни в коем случае не потчевать гостей?

(Ассамблея)

11. С какого дня начинался новый год в допетровскую эпоху?

12. Какой принцип летосчисления был введен при Петре 1?

(От рождества Христова – юлианский календарь.)

13. Как вы думаете? Почему Петр хотел приучить своих подданных к табаку? Огласите ваши версии?

(Версии разные, оценивается убедительность аргументации)

(по 2 балла за правильный ответ)

Историко-литературная игра «имитация исторического документа»

Переписка родителей с сыном, направленным на учебу в Лондон в петровские времена. (Вспомнить политику Петра в области образования, государственные документы новшества, вводимые в России в это время.)

1 команда пишет письмо сына к родителям.

Чем занимается, как живет и развлекается, охотно ли учится, хочет ли вернуться? О чем просит, какие вопросы его волнуют?

2 команда пишет письмо отца к сыну, находящемуся на учебе в Лондоне.

Что нового в России? Ждут ли они сына, и чем они будут заниматься? Денежные вопросы и т.д.

Критерии оценки : а) выразительность чтения;

Б) обрисовка характера героя;

В) использование исторических фактов и лексики (максимум 10 баллов)

Проблемное задание

Обе команды составляют свою версию ответа на проблемный вопрос. (Макс. 8 баллов)

1.Некоторые историки считают, что уже в 17 веке сложилась программа реформ всех областей русской жизни. Петр лишь продолжил то, что было начато до него? Так ли это? Приведите свои доводы?

2.Соперничество Софьи и Петра - это выбор дальнейшего пути для России или просто схватка за власть?

Критерии оценки:

а) правильность приведения исторических фактов;

в) логика изложения;

г) количество и качество аргументов.

Работа с текстом

1. Команды получают копии исторических документов. Их надо выразительно прочитать и ответить на вопросы:

1. Командам предлагаются 2 письма.

О какой проблеме идет речь?

2. Команды получают текст с описаниями исторических персонажей и по ним пытаются определить имя героя. (макс. балл 15)

Жюри проводит подсчет баллов.

Объявляется победитель, и награждаются лучшие игроки.

Список литературы:

Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История. 5-9 классы.- 2-е изд., испр. – М: Айрис-пресс, 2005 г.

Буганов В.И. История России, конец17-19 век: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений; под ред. А.Н. Сахарова. – М. : Просвещение, 2006

Толстой А.К. «Петр 1»

Пушкин А.С. «Медный всадник»

Иллюстрации взяты из Интернет-ресурсов без подписи, используются презентацией в качестве визуальной подсказки.

Приложение к заданию «Письмо»

Для 1 команды.

Перед Вами фрагменты письма.

Объявление сыну моему. Понеже всем известно, что пред начинанием сея войны наш народ утеснен был от шведов, которые… к нашему нелюбозрению добрый задернули занавес и со всем светом коммуникацию пресекли. Но потом, когда сия война началась, о коль великое гонение от сих неприятелей в войне претерпели и с какою горестию и терпением сию школу прошли!.. И тако сподобились видеть, что оный неприятель, от которого трепетали, едва не боле от нас ныне трепещет… Когда же сию Богом данную нашему отечеству радость рассмотря, обозрюсь на линию наследства, едва ли не равная горесть меня снедает, видя тебя, наследника, весьма на правление дел государственных непотребного (ибо Бог не есть виновен, разума тебя не лишил); паче же всего о воинском деле ничего слышать не хочешь, чем мы от тьмы к свету вышли… Я не научаю, чтоб охоч был воевать без причины, но любить сие дело и учить: ибо сие есть едина из двух необходимых дел к проявлению, еже распорядок и оборона.

Для 2 команды.

Перед Вами фрагменты письма.

Милостивейший государь-батюшка! Сего октября отданное мне от тебя вычел; на что иного донести не имею, только буде изволишь меня наследия лишить короны российской. Буди по воле Вашей. О чем и я вас, государя, всенижайшее прошу: понеже памяти весьма лишен и всеми умными и телесными ослабел и непотребен стал к толикого народа правлению, где требует не такого гнилого человека, как я.

2. Какие вопросы обсуждаются в письмах?

Приложение к заданию «Исторический портрет»

Назовите по описанию имя персонажа петровской эпохи (вопрос по истории)

Судьба его полна невероятных взлетов и падений. А.С.Пушкин называл его «полудержавным властелином». Среди его многочисленных должностей и званий встречаем: Царский денщик, генералиссимус, светлейший князь, Член Британского королевского научного общества. Он – помощник царя по внедрению новой культуры, полководец, администратор, дипломат и финансист. При этом до конца жизни он оставался практически неграмотным и с трудом подписывал свое имя. После смерти великого императора вознамерился породниться с царской семьей и выдать свою дочь за его внука. Однако судьба была против. Он был лишен всего огромного имущества и сослан в далекий город Березов со всей семьей. Там он своими руками построил церковь.

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Петровская эпоха Историко-литературная игра учитель истории Ляхова Е.Е. МБОУ СОШ п. Нивенское

Разминка команд В петровские времена самый распространенный овощ среди простонародья. Его пекли, варили, парили, сушили, растирали в муку. Ели с медом и солью. Его название вошло в поговорку и сказки. Что это за овощ?

В конце 17 века Петр1 издал указ, «повелевавший собирать и доставлять все, что зело старо и необыкновенно».В 17188 г. собранные предметы оказались в особом здании. Как оно называлось?

Историки пишут о печальной участи русских царевен. Они вели замкнутый образ жизни, их никогда не выдавали замуж – на за иностранных принцев, ни за своих аристократов. Петр изменил эту традицию. Почему существовала эта традиция? Как ее изменил Петр?

В знаменитой сказке А.С.Пушкина старуха просит сделать ее «столбовой дворянкой». Что это означает?

В русских документах 16-17 века встречается такая должность, как « квасной целовальник». Чем он занимался? Каково происхождение термина?

В знаменитой комедии «Недоросль» Митрофанушка говорит: «не хочу учиться, а хочу жениться». Если бы он произнес эту фразу 21 января 1714 года, то прослыл бы бунтарем! Почему? Назовите автора комедии?

В начале 18 века в Петербурге открылось просветительное заведение. Вход был бесплатный, но посетителей пришлось заманивать подарками: мужчинам чарку водки с закуской, женщинам – пряники и ленты. Объясните почему?

Петр 1 вводил перемены в прическе и в одежде, это касалось дворян и богатых купцов. Крестьяне же долго сохраняли старые традиции. Как по старинному головному убору и прическе можно было отличить замужнюю женщину от девушки?

Как называется мероприятие, на котором царским указом предписывалось танцевать, курить табак, играть в шашки и шахматы, а хозяину – ни в коем случае не потчевать гостей?

С какого дня начинался новый год в допетровскую эпоху? Какие изменения были введены в календарь?

Как вы думаете? Почему Петр хотел приучить своих подданных к табаку? Каждая команда оглашает свою версию?

«Имитация исторического документа» Переписка родителей с сыном, находящимся на учебе в Лондоне в петровские времена. 1 команда пишет письмо сына к родителям. 2 команда пишет письмо отца к сыну.

«Проблемное задание» Обе команды составляют свою версию ответа на проблемные вопросы.

Проблемный вопрос для 1 команды: Некоторые историки считают, что уже в 17 веке сложилась программа реформ всех областей русской жизни. Петр лишь продолжил то, что было начато до него? Так ли это? Приведите свои доводы?

Проблемный вопрос для 2 команды: Соперничество Софьи и Петра – это выбор дальнейшего пути для России или просто схватка за власть?

«Работа с историческим документом» «Письмо» Команды получают копии исторических документов - 2 письма. Их надо выразительно прочитать и ответить на следующие вопросы: Кто автор документа? О какой проблеме в нем идет речь? Какова позиция автора письма по отношению к этой проблеме?

«Исторический портрет» Команды получают текст с описаниями исторических персонажей и по ним пытаются определить имя героя.

Жюри проводит подсчет баллов и объявляет результаты игры. Победители получают призы. Спасибо за участие!


"Время помпезных, лозунгообразных гимнов безвозвратно миновало, ему на смену приходит эра высокой поэзии, и не за горами пора, когда, к примеру, английский гимн положат на слова Шекспира... а российский - Пушкина", - говорит композитор Андрей Петров

- Не возражаете, Андрей Павлович, если не будем сегодня говорить о грустном? Это я о прошедшем юбилее Питера.

А мне не кажется, будто это такая уж скорбная тема. Хочется верить, после окончания всех торжеств по случаю трехсотлетия о моем родном городе не забудут на несколько ближайших десятилетий и юбилей окажется не финальным аккордом, а началом большой программы по возрождению Петербурга. Город того заслуживает. Еще более в этом нуждаются питерцы. Наблюдал за предпраздничной суетой, за поспешной покраской фасадов и укладкой свежего асфальта на центральных улицах и ловил себя на мысли: вспомнят ли в запарке о рядовых горожанах? К примеру, тысячи блокадников продолжают доживать век в коммуналках. Это стыдно... Говорят, в Питер переберется верхняя палата парламента, сюда переедет Министерство культуры. Может, это единственная возможность вдохнуть жизнь в город?

- ...Почетным гражданином которого вы, Андрей Павлович, являетесь.

Горжусь этим фактом. За все годы, что присваивается звание, лишь двадцать один человек удостоился подобной чести - Иосиф Бродский, Дмитрий Лихачев, Кирилл Лавров, Алиса Фрейндлих, Ольга Берггольц, Жорес АлферовЙ С 1998 года и я в этом списке. Кстати, в рамках прошедшего весной музыкально-театрального фестиваля "Почетные граждане Санкт-Петербурга - юбилею города" в Большом зале филармонии состоялся мой гала-концерт "Уличные мелодии в смокингах". Участвовали симфонический оркестр, камерный хор, ансамбль ударных инструментов. Это был мой, если можно так сказать, скромный вклад в празднование трехсотлетия.

- Разве вы не участвовали в конкурсе на создание гимна города?

Тут вот какая история... Глубоко убежден, время помпезных, лозунгообразных гимнов безвозвратно миновало, ему на смену приходит эра высокой поэзии, и не за горами пора, когда, к примеру, английский гимн положат на слова Шекспира, а итальянский - Данте.

- А российский?

Пушкина, по всей видимости. Но выберут не политическое заявление великого поэта, а строчки о русской душе, российской природе, нашей национальной гордостиЙ Словом, года полтора назад питерское отделение Союза композиторов посоветовало Законодательному собранию города подать пример всему миру. Мы посчитали, для Питера не придумаешь ничего лучше, чем музыка Глиэра, его "Гимн великому городу" из балета "Медный всадник". Там есть и возвышенность, и европейский стиль. Осталось решить вопрос со стихами. Казалось бы, зачем что-то выдумывать и изобретать, когда вот оно, знаменитое "Люблю тебя, Петра творенье"? Но слова Пушкина не вполне ложились на музыку, тогда мы предложили заменить одно четверостишие Александра Сергеевича своим:

"Великим Пушкиным воспетый,

Свидетель славы и побед,

В гранит и золото одетый,

Стоишь, мой град, в расцвете лет".

Текст поддавался редактированию, но нас даже слушать не стали. Пушкинисты подняли такой вой, словно совершено жуткое святотатство! В общем, наша идея провалилась, и от участия в конкурсе мы сочли за благо отказаться. Законодатели нас и в качестве экспертов не привлекали, у депутатов имелось свое жюри, оно все и решало. Кстати, среди предложенных вариантов был симпатичный текст Александра Городницкого, но победил не он, а другой. То, что утвердили в итоге, мне оценивать не хочется, скажу лишь, что Петербург достоин лучшего...

- У Москвы, по-моему, до сих пор никакого гимна нет - и ничего, восемьсот с гаком лет стоит.

Ошибаетесь. Гимном столицы еще в 1995 году объявлена песня Дунаевского "Я по свету немало хаживал".

- Извините, оплошал... Но я что спросить хотел: вас никогда в Белокаменную не сманивали?

Было дело. Но это история старая, сорокалетней давности. В начале 60-х возникла идея назначить меня председателем ленинградского отделения Союза композиторов, которое тогда возглавлял Соловьев-Седой. Видимо, со временем ему все порядком поднадоело, а тут еще Шостакович выступил со статьей в "Правде", предложив больше доверять молодым и вводить их в руководящий состав творческих союзов. Мне в ту пору было 33 года, и когда Дмитрий Дмитриевич принялся уговаривать, я не посмел отказаться. Если бы не Шостакович, ни за что не согласился бы. Прошло немного времени, и Дмитрий Дмитриевич позвал меня в Москву, предложив двигаться дальше и возглавить российский Союз. Тут уж я уперся, поскольку понимал: соглашусь - и переезда в Первопрестольную не избежать, чего никак не хотел.

- Настолько Москва вам не люба?

Во-первых, в питерской организации Союза было сто шестьдесят членов, и каждого я знал, а в Москве пришлось бы брать ответственность за пятьсот или шестьсот человек. Во-вторых, мне, конечно, жаль было покидать родной город. Подсознательно, интуитивно я пришел к единственно верному выводу: остаться.

- Где вы тогда жили в Питере?

На 4-й линии Васильевского острова в квартире моего дедушки, известного художника-керамиста Петра Кузьмича Ваулина. К примеру, это он делал облицовку мечети на Петроградской стороне. В Москве его керамика на зданиях Третьяковской галереи, Ярославского вокзала, гостиницы "Метрополь"...

- А мне казалось, над "Метрополем" Врубель работал.

Верно, эскизы Врубеля, но рисунки художника с бумаги на твердый материал переносил дед. Он подбирал плитку, придумал свою систему обжига. У него даже был собственный завод в поселке Кикерино под Петербургом, "Горн" назывался. В 30-е годы деда выслали в Куйбышев, и квартира пошла, как тогда говорили, под уплотнение. Кстати, жилье не такое уж роскошное - всего пять комнат. К счастью, у нас много родни, между ними жилплощадь и распределили. Но квартира превратилась в коммуналку. Жил я там долго, пока не женился и у нас не родилась дочка. Вместе с родителями и сестрой ютиться в одной комнате стало невозможно, и мы временно перебрались на дачу в Ольгино, это километрах в двадцати от города. Потом Союз композиторов дал мне маленькую двухкомнатную квартиру, откуда я и переехал сюда, в "Дворянское гнездо"...

- Наверняка этот дом на Петровской аллее считался тогда суперпрестижным.

Да! Под нами жили режиссер Товстоногов и актер Лебедев, этажом выше - художник Угаров, позже возглавивший Академию художеств СССР. В соседнем парадном - Мравинский и Толубеев-старший, а еще дальше - Белоусова и Протопопов, фигуристы. Квартиру над ними занимал начальник ленинградского КГБ. Когда Белоусова с Протопоповым остались на Западе, у них дома обнаружили только пустые шкафы - они все вывезли или заранее продали. Помню, все смеялись над чекистским командиром, который не видел и не слышал, как "предатели Родины" готовятся к побегу.

- А сейчас с какой публикой соседствуете?

Все скупают новые русские. Многих бывших жильцов нужда заставила продать эти квартиры и перебраться в более скромные. Скажем, Борис Штоколов, известный певец, так поступил. Печально...

- Надо думать, вам, Андрей Павлович, на плаву позволяет оставаться сотрудничество с кинематографом?

Это да, хотя, конечно, мои гонорары не сравнить с доходами шоу-бизнеса, там совершенно иные расценки. Но я не жалуюсь, работа в кино оплачивается хорошо, во всяком случае гораздо адекватнее и справедливее, чем труд композиторов, пишущих симфоническую, оперную, балетную музыку. Там ставки абсолютно не соответствуют затратам.

- Сколько, к примеру, может стоить симфония?

Тысячи две долларов.

- А музыка к кинофильму?

Дороже. Определенно дорожеЙ Понимаете, симфоническую музыку приобретает Министерство культуры, у которого существуют фиксированные ставки. А в кино - как договоришься. Много значит имя. Мэтрам, понятно, платят больше, новичкам - меньше, но, повторяю, киногонорар даже у нераскрученного автора не ниже трех-четырех тысяч долларов.

- А времени что отнимает больше?

Разумеется, классические жанры. В несколько раз. И времени, и вложенного труда. Даже при высокой интенсивности работы быстрее, чем за полгода, с симфонией не управиться. А заказ к фильму можно сделать за месяц.

- Странно, что все композиторы до сих пор в кинематограф не переметнулись... А, интересно, за исполнение в концертах песен из фильмов вам отчисления идут?

Конечно. Это же авторское право. Но, на мой взгляд, инструментальная музыка более универсальна и долговечна, чем вокальное произведение. Текст все же ассоциируется с определенным временем. Допустим, песня "Я иду, шагаю по Москве". Сразу вспоминаешь фильм Данелия, хрущевскую оттепель. А вот вальс из картины Рязанова "Берегись автомобиля" более самодостаточен, мелодия существует отдельно.

- Что плохого, если за "Усатым шмелем" видится Никита Михалков?

Это замечательно, но я говорю, что песни все же зависимы.

- Никита Сергеевич, кстати, налил вам сто граммов за то, что помогли ему певцом стать?

Хорошая идея! Надо бы обсудить с Никитой! У меня, к слову, и Валентин Гафт запел в "Бедном гусаре", и Андрей Мягков в "Служебном романе", и Олег Басилашвили в "Небесах обетованных"... Все трое - впервые.

- Басилашвили в "Вокзале для двоих" и на рояле заиграл.

Он только водил руками над клавишами. У Олега жена окончила консерваторию по классу оперной режиссуры, показала, как правильно пальцы держать, чтобы выглядело убедительно...

- Вам приходилось отказываться писать музыку к тому или иному фильму?

Однажды, лежа на пляже, от безделья взял да и подсчитал. Оказалось, отказов почти столько же, сколько принятых предложений. Обвал был после "Человека-амфибии", "Берегись автомобиля". Просто ураган какой-то! Андрон Кончаловский, например, предлагал поработать над "Асей Клячиной", но я считал себя, скажем так, урбанистическим композитором, а фильм был о деревне...

С "Иронией судьбы" не сложилось по другим соображениям.

- Наверное, жалеете теперь, что лакомый кусочек достался Таривердиеву?

В это время начинались репетиции моей оперы "Петр Первый". Я заканчивал партитуру и ни на что другое отвлекаться не мог... Профессия такая, что особой дружбы между композиторами не предполагает, но с Микаэлом у нас были прекрасные отношения, мне и в голову не приходило ревновать. Тем более что музыку к следующему фильму Рязанов снова заказал мне. Это был "Служебный роман". С Эльдаром Александровичем я так и сотрудничаю до сих пор, с возрастом наша дружба становится только крепче, хотя мы лишь лет пять назад перешли в общении на ты.

- Что так?

Питерская привычка, воспитание...

- Молодые режиссеры предлагают вам работу, Андрей Павлович?

Сейчас - редко. Но это и понятно. У них все же иная стилистика, другая эстетика. Например, в фильме "Москва" звучат известные мелодии, но они так аранжированы, что возникают второй, третий, пятый, десятый смыслы. Нет, я предпочитаю сотрудничать с режиссерами моего поколения. Вот с Виталием Мельниковым недавно закончили работу над исторической картиной "Бедный, бедный Павел"...

- Из той музыки, которую слышите на экране, за последнее время что-то запало в душу?

К сожалению, редко бываю в кино, мало смотрю телевизор и слушаю радио. Из того, что видел, "Мулен Руж" и "Чикаго" не произвели должного впечатления. С "Вестсайдской историей" и "Моей прекрасной леди" эти мюзиклы рядом не стояли. Нет, наверное, они сняты неплохо, качественно, но не более. Стандарты, не открывающие ничего нового. Думаю, сегодня в России музыка поинтереснее и поразнообразнее. Впрочем, моя осведомленность неполная, готов восполнить пробелы. Если дадите время, к следующей встрече обязательно подготовлюсь...