Рефераты Изложения История

Как успешно сдать ОГЭ по обществознанию (5 ловушек). Личный опыт: как сдать ОГЭ по обществознанию Что надо знать чтобы сдать общество огэ

ЕГЭ по обществознанию — самый популярный экзамен по выбору после обязательных ЕГЭ по математике и русскому языку. По данным прошлых лет, обществознание выбирало более половины выпускников, а в 2013 году его сдавало 69,3%! И вместе с тем это — один из сложнейших экзаменов. В этом году ЕГЭ по обществознанию не сдали 5,3% выпускников, а это около 25 тысяч человек! В чем причина такого неуспеха?

Среди выпускников распространено ошибочное мнение, что обществознание — один из самых легких предметов . Многие из них уверены, что по нему-то уж можно "что-нибудь наболтать". Это и есть первая ловушка обществознания. Ученики опираются на свой опыт устных ответов в классе, где действительно можно наговорить много, а учитель сам вычленит из сказанного верный ответ. На ЕГЭ же, где даже развернутые ответы части С состоят всего из нескольких предложений, невозможно "наболтать", а нужно давать четкие ответы.

И вот перед нами вторая ловушка обществознания: знание терминологии и умение ею оперировать . Если терминологию можно выучить, то способность ею оперировать требует навыков логического мышления: умения сопоставлять и анализировать. А это значит, что ЕГЭ по обществознанию в большей мере, чем любой другой экзамен, предполагает не простое воспроизведение заученного материала, а его "препарирование", что гораздо сложнее.

ЕГЭ по обществознанию — это настоящий интегральный экзамен: он включает в себя пять тем, относящихся к разным наукам : экономике, праву, философии, социологии и политологии. У каждой науки свой понятийный аппарат: терминология, подходы к оценке и анализу. Это и есть третья ловушка — ученику необходимо освоить всю терминологию и логику каждой из пяти наук. Сложность ЕГЭ по обществознанию состоит в том, что, в отличие от, например, математики, где геометрические задачи занимают четкое место в структуре экзамена, вопрос на сопоставление может быть как в теме экономики, так и социологии. Следовательно, ученику надо, в первую очередь, определить, с какой дисциплиной он имеет дело, а потом "включить" нужный понятийный аппарат.

При подготовке к ЕГЭ по обществознанию сложно избежать и четвертой ловушки:многочисленных учебников и пособий . Часть из них, к сожалению, не всегда добросовестна и может сослужить плохую службу. За основу лучше всего брать два базовых учебника — Кравченко и Боголюбова, которые используются в большинстве школ. Однако надо иметь в виду, что школы могут использовать учебники разных лет, а ФИПИ в своих разработках ЕГЭ опирается на последние издания.

Пятая ловушка ЕГЭ — недостаточное количество часов , которое отводится этому предмету в школе. Это связано, в первую очередь, с парадоксами развития российского образования. По мере своего совершенствования ЕГЭ по обществознанию усложняется, а в школе в это время идет отход от профильного изучения данного предмета. И это несмотря на то, что он востребован более чем в 30% гуманитарных вузов. Сегодня обществознание в школьной программе существует только как базовый предмет, которому уделяется всего один час в неделю.

Первая ловушка: выбирая этот предмет, объективно оцените свои знания. Относитесь к обществознанию как к точной науке.

Вторая ловушка: учите терминологию и тренируйтесь мыслить логически. Все типы заданий описаны в материалах ФИПИ. Ищите ответы на вопросы, узнайте, что конкретно требуется в данном ответе и как оценивается каждый ответ. В развернутых заданиях уточните, какой объем надо написать для ответа на каждый вопрос.

Третья ловушка: научитесь различать терминологию каждой из пяти дисциплин, входящих в ЕГЭ по обществознанию. При ответе первое, что нужно сделать, это определить дисциплину, с которой придется иметь дело.

Четвертая ловушка: с осторожностью выбирайте пособия для подготовки: ряд из них использует неупотребляемую терминологию и понятия. Учитывайте изменения, которые внесены в ЕГЭ-2014 по сравнению с 2013 годом, а именно:

  1. Усложнено задание В5. Общее число приведенных в условии задания суждений увеличивается с 4 до 5. Нужно распределить их по трем, вместо прежних двух, группам суждений: факты, оценки, теоретические утверждения. Здесь очень легко запутаться в оценках и теоретических утверждениях. Следует помнить, что теория — это заученное знание, а оценка — это собственное мнение.
  2. Темы, предлагаемые для написания эссе, сгруппированы в пять блоков вместо прежних шести. Темы, раскрываемые с учетом положений социологии и социальной психологии, теперь включаются в одно общее направление. Это облегчает написание задания на данную тему, так как грань между терминологией этих двух дисциплин не всегда различима.
  3. За эссе максимально можно получить 5 баллов. Здесь важно помнить, что если не раскрыт смысл высказывания, то работа просто не проверяется. Дополнительные баллы даются за приведение теоретического обоснования, а самые высокие — за фактическую аргументацию.Пятая ловушка: недостаточное количество часов можно компенсировать только одним — дополнительной подготовкой к ЕГЭ по обществознанию на верно и своевременно выбранных курсах.

По окончании 9-го класса. Многие ученики осознанно выбирают этот предмет как дополнительный для сдачи потому, что обществознание требуется для поступления в профильные 10-е классы с уклоном на гуманитарные специальности, а также может быть первым этапом подготовки к ЕГЭ, который будет через 2 года.

После ознакомления с общей информацией об экзамене сразу приступайте к подготовке. Экзамен в этом году совсем не отличается от прошлых лет, потому готовиться можно по материалам и 2017-го, и 2018 года.

Оценивание ОГЭ

Минимальный порог по ОГЭ определяют местные региональные власти после проведения досрочного этапа проведения экзаменов. Поэтому самую точную информацию по этому вопросу нужно искать на сайте исполнительного органа в сфере образования вашего субъекта Федерации. В Москве, например, это Департамент образования.

Однако у регионов есть эталон, с которым они сверяются и как правило не отходят от него – это ежегодные рекомендации Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Согласно этим рекомендациям, чтобы сдать ОГЭ по обществознанию хотя бы на тройку , необходимо набрать не менее 15 первичных баллов . Это равносильно правильному выполнению первых 15 заданий.

Для пятерки необходимо набрать 34-39 первичных баллов . С таблицей перевода первичных баллов в оценки по пятибальной системе можно ознакомиться здесь.

Структура ОГЭ

Работа состоит из двух частей и содержит 31 задание.

  • Часть 1: 25 заданий (№ 1–25) с кратким ответом (выбрать вариант ответа, установить последовательность, установить соотношение понятий, определений и т.п.).
  • Часть 2: 6 заданий (№ 26–31) с развернутым ответом (вопросы относятся к одному тексту, который нужно прочитать и проанализировать) .

Подготовка к ОГЭ

  • На нашем сайте вы можете пройти тесты ОГЭ онлайн бесплатно без регистрации и СМС. На данный момент раздел обновляется, и со временем в нем будут появляться новые тесты за весь период проведения ОГЭ. Представленные тесты по своей сложности и структуре идентичны реальным экзаменам, проводившимся в соответствующие годы.
  • Скачайте демонстрационные варианты ОГЭ по обществознанию, которые позволят лучше подготовиться к экзамену и легче его сдать. Все предложенные тесты разработаны и одобрены для подготовки к ОГЭ Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). В этом же ФИПИ разрабатываются все официальные варианты ОГЭ.

Задания, которые вы увидите, скорее всего, не встретятся на экзамене, но будут аналогичны демонстрационным, по той же тематике или просто с другими цифрами.

Общие сведения об ОГЭ

Время проведения экзамена: 180 минут (3 часа).
Разрешенные материалы: отсутствуют.
Минимальный балл (соответствует тройке): 15.
Максимальный балл: 39.
Количество заданий: 31.

«Краткое руководство по подготовке к ОГЭ по обществознанию»

Гусева Ольга Анатольевна,

учитель истории и обществознания первой категории БОУ г. Омска

«Средняя общеобразовательная школа № 104»

Аннотация. В статье обобщается опыт работы учителя средней общеобразовательной школы по подготовке учащихся к итоговой аттестации по обществознанию в 9 классах. Выделены основные проблемы и трудные задания, вызывающие, согласно собственному опыту, затруднения при подготовке и сдаче ОГЭ за курс основной общей школы по обществознанию.

Ключевые слова : итоговая аттестация, ОГЭ, КИМ.

Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы. Проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся. Является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены государством. В соответствии с законом «Об образовании в РФ» (ст. 59) государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме ОГЭ и ЕГЭ.
.

Общегосударственный экзамен (ОГЭ) - это форма проведения обязательных выпускных экзаменов в 9-м классе школы.

Целями ОГЭ являются оценка качества общеобразовательной подготовки выпускников основной школы по обществознанию и дифференциация экзаменуемых по степени готовности к продолжению обучения в профильных классах средней школы или в учреждениях начального и среднего профессионального образования .

Когда перед девятиклассниками встает проблема выбора предмета для сдачи экзамена, большинство выбирают обществознание. ОГЭ по обществознанию - самый популярный экзамен по выбору после обязательных ОГЭ по математике и русскому языку. Согласно статистике прошлых лет, более 80% учащихся выбирают обществознание. Чаще всего выпускники объясняют свой выбор тем, что «предмет несложный, формул, как в физике и химии, учить не надо. Преподается один раз в неделю. А значит, ничего сложного на экзамене не будет».

Возвращаясь к статистике прошлых лет, упомянутой ранее, нужно заметить, что около 9-10%, сдававших ОГЭ по обществознанию по той или иной причине не справились с необходимым минимумом заданий экзамена. Уверенность в том, что обществознание самый легкий предмет, это главная ошибка выпускников. Большинство из них уверены, что «уж про общество, в котором живу - я знаю все». Уверенность в том, что обществознание - это легко, может привести к неожиданным для выпускника последствиям, поэтому учителю необходимо помочь обучающемуся, выбирающему этот предмет, объективно оценить свои знания.

Начиная подготовку к экзамену, учащиеся замечают, что при прочтении столкнулись с главной проблемой: понимание терминологии.

Например:

Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

Какой из примеров иллюстрирует межличностное общение?

Какой из перечисленных признаков характерен для демократических выборов?

Не зная терминов «отклоняющееся поведение», «межличностное общение», «демократические выборы», будет сложно ответить на вопрос КИМА. А зачастую необходимо не только знать значение термина, но и иметь представление о характеристиках, видах, формах, которые может иметь донное понятие.

Знание терминологии и умение ею оперировать - это главный способ избежать массы сложностей на экзамене.Если терминологию можно выучить, то способность ею оперировать требует навыков логического мышления: умения сопоставлять и анализировать.

Учить терминологию и тренироваться мыслить логически, это 1 способ справиться с названной проблемой .

Не каждый ученик, выбирая предмет для сдачи экзамена, понимает, что обществознание - это наука, которая объединят в себе знания сразу целого перечня наук. Это такие науки как экономика, политология, право, философия. Не нужно забывать и о духовной сфере обществознания: только она включает в себя такие части, как культура, наука, образование, религия, мораль и т.д. У каждой науки свой понятийный аппарат: терминология, подходы к оценке и анализу. Ученику необходимо освоить всю терминологию и логику каждой из названых наук. Следовательно, выполняя задание, ученику надо, в первую очередь, определить, с какой дисциплиной он имеет дело, а потом «включить» нужный понятийный аппарат. Это 2 правило, которого нужно придерживаться во время подготовки и сдачи экзамена.

Например:

Задание - форма территориального устройства страны Y - унитарное государство. Это значит, что…

1) в государстве Y реализуется принцип демократических выборов;

2) в регионах государства Y могут существовать собственные правительства;

3) в государстве Y функционирует двух палатный парламент;

4) регионы государства Y не имеют самостоятельности.

Прежде чем приступить к выполнению задания, нужно определить, с какой сферой обществознания будем работать в конкретном задании. Далее «включаем» нужный понятийный аппарат, и только после этого, вспомнив все, что знаем по конкретной теме, можно выбирать правильный ответ.

В предложенном задании ученик рассуждает следующим образом: сфера обществознания, к которой относится вопрос - политическая, тема «Государство». Какие формы государственно-территориального устройства я знаю. Что я знаю об унитарной форме государственно-территориального устройства. Выбираю правильный ответ.

Данная цепочка мыслительных действий должна соблюдаться при выполнении всех заданий КИМА ОГЭ по обществознанию.

Проблема сдачи ОГЭ по обществознанию усугубляется еще и тем, что регулярность учебных занятий по обществознанию в средней школе с базовым уровнем преподавания предмета равняется 1 часу в неделю, это 35 часов в учебном году. Для учащихся, целью которых является положительная отметка на экзамене и реальные знания, этих часов будет недостаточно. Но в любой школе без исключения есть возможность посещать факультативные занятия, кружки по обществознанию, которые станут хорошим подспорьем в подготовке к ОГЭ. Не нужно забывать и о конкурсах, олимпиадах разного уровня по обществознанию, которые позволят пополнить багаж знаний по предмету - это 3 правило .

Озвучив основные проблемы ОГЭ по обществознанию, обратим внимание на трудные вопросы первой части КИМА.

Ежегодно после проведения ОГЭ по обществознанию и получения результатов экзамена на разных уровнях (школа, район, область) проводят анализ полученных результатов, выявляют самые сложные вопросы, которые массово вызвали затруднения учащихся.

Одним из таких проблемных заданий на протяжении нескольких лет остаются задания, требующие определить верность двух предложенных суждений. При этом данное задание усложняется еще и тем, что в первых 20 заданиях, подобных пять. К ним относятся задание № 4, № 6, № 10, № 13, № 16. Если учащийся не научился решать задания данного типа, то на экзамене он может потерять сразу 5 баллов, что достаточно много, если учитывать то, что минимальный балл при сдаче экзамена равняется 15 баллам. Стоит только ученику понять технологию выполнения данных заданий , и проблемы с их решением исчезает.

Например:

Верны ли следующие суждения о личности?

А. Личность формируется в общественно полезной деятельности.

В. Личность характеризуется совокупностью социально значимых качеств.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения не верны.

Выполняем задание по алгоритму описанному ранее.

Определяем сферу обществознания, к которой относится вопрос.

Вспоминаем все, что мы знаем о понятии личность. В первую очередь вспоминаем определение термина личность.

Определяем, верно, ли первое суждение. Обязательно делаем запись на черновике, о том, верно ли суждение. Лучше это оформлять в виде знаков «+», «-». Например, - А+.

Определяем, верно ли второе суждение. Обязательно делаем запись на черновике о том, верно ли суждение. Лучше это оформлять в виде знаков «+»,
«-». Например, Б+.

Только после этого, определив, что суждение А - правильное и суждение Б - правильное, выбираем ответ. Оба суждения верны, правильный ответ - 3.

При выполнении данных заданий правильно будет несколько раз себя проверить.

При анализе результатов экзамена часто замечают, что очень простые задания оказываются, выполнены неправильно. В чем проблема? При выяснении причин неправильного выбора, чаще всего выясняется, что ученик не дочитывает вопрос до точки. Видя правильность утверждения в первой половине предложения, часто даже дальше не дочитывает его и дает ответ.

Например:

Верны ли суждения о принципах избирательного права в РФ:

Б. Одним из условий участия в выборах является достижение 18-летнего возраста и наличие справки об отсутствии судимости.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения не верны.

При анализе задания мы видим, что первая часть утверждения А соответствует действительности. И если учащийся не дочитывает задание до точки, то ошибочно соглашается с утверждением. Дочитав задание до конца, ученик понимает, что возможность иметь только один голос, это не принцип тайны голосования, а принцип - равенства голосования. Соответственно, и утверждение является неверным. Записываем на черновике суждение А - неверно. Суждение Б также может быть принято учащимся как правильное, если не дочитать задание до конца. В данном задании суждение Б неверно, так как для участия в голосовании не требуется справка об отсутствии судимости. Записываем на черновике, суждение Б - неверно. Оба суждения неверны. Правильный ответ на это задание - 4.

Абсолютным условием правильности выполнение задания является полное прочтение текста задания .

При подготовке к экзамену учащемуся нужно обратить внимание на то, задания по каким темам вызывают у него затруднение и, конечно, уделить больше внимания именно на эти темы курса обществознания. При этом, согласно анализу работ разного уровня и, конечно, результату анализа экзамена к таким проблемным темам, относятся следующие темы:

Экономика (налоги, формы организаций предпринимательской деятельности, инфляция, безработица, бюджет);

Духовная сфера (уровни школьного и профессионального образования);

Право (характеристики отраслей права);

Государство (гражданское общество, формы государственно - территориального устройства: федерация, унитарное, типы режимов).

При этом важно помнить, что заниматься только «теорией» нельзя. Повторив тот или иной блок тем, обязательно займитесь решением практических заданий разного уровня по этой теме.

Таким образом, учащиеся должны понимать, что подготовка к ОГЭ - это тяжелый труд, который даст положительный результат только в том случае, если вы занялись подготовкой к экзамену не за месяц до дня экзамена, а уже в начале учебного года начали активную подготовку к испытанию.

Личная заинтересованность учителя и учащихся в успешной сдаче экзамена будут способствовать высокому качеству результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников 9, 11 классов. .

Приходим к выводу, что успех будет гарантирован, если при подготовке к ОГЭ вы учтете рекомендации:

Учить терминологию и тренироваться мыслить логически - это первая ступенька к успеху на экзамене.

- При выполнении задания, ученику надо, в первую очередь, определить, с какой дисциплиной он имеет дело, а потом «включить» нужный понятийный аппарат.

- Посещать факультативные занятия, кружки по обществознанию, которые станут хорошим подспорьем в подготовке к ОГЭ. Не нужно забывать и о конкурсах, олимпиадах разного уровня по обществознанию, которые позволят пополнить багаж знаний по предмету.

Работая с заданиями КИМов ОГЭ, вы будите помнить, что:

- Одним из условий правильного выполнения задания является понимание технологии выполнения заданий и применение этих технологий на практике.

- Не забудете, что одним из условий успеха является полное прочтение текста задания.

- Не тратьте времени зря. Займитесь решением практических заданий разного уровня.

Список литературы

1. Баранов П.А. «ОГЭ. Обществознание. Новый полный справочник». - Москва. АСТ, 2017. - 288 с.

2. Киба O.В. Преподавание курса «обществознание» в гимназических классах: компетентностный подход // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2011. - № 3. - C. 21-41.

3. Киба О.В, Чернышенко Е.Г. Алгоритм работы учителя по подготовке учащихся к государственной (итоговой) аттестации по обществознанию // Электронный журнал Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2013. - № 3. - С. 16-21.

4. Крицкая Н.Ф. Задания по обществознанию в системе подготовки к ГИА // Преподавание истории в школе. 2010. - № 10. - С. 16-20.

5. Лазебникова А.Ю., Котова О.А. Государственная итоговая аттестация по обществознанию: первые результаты // ОКО. Оценка качества образования. - 2008. - № 2. - С. 30.

6. Позднякова Н.А. Использование интеллект-карт в системе подготовки к итоговой аттестации школьников по обществознанию // Международный научный журнал «Символ науки». - 2015. - № 8. - С. 250-254.

7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - Новосибирск: Норматика, 2014. - 128 с.

В 2018 году ОГЭ по обществознанию может претерпеть серьезные изменения. Возможно, случится и так, что через несколько лет данный предмет, наряду с русским языком и математикой, вовсе станет обязательным для сдачи выпускниками 9 классов. Сегодня такой вариант развития событий активно обсуждается в депутатских кругах. Чем же обусловлены эти нововведения, и что еще они могут повлечь за собой?

Представители Министерства образования и Рособрнадзора настроены пойти по пути более жесткого контролирования образовательной системы. Это связано с тем, что чиновникам приходится наблюдать за снижением ученической мотивации и заинтересованности в освоении подростками школьной программы: так, в 2014 году, после отмены сдачи двух обязательных выборочных предметов, количество школьников, изъявивших желание и готовность написать экзаменационную работу по обществознанию, снизилось с 41% до 9%! Поэтому госслужащие, ответственные за повышение общего качества образования, планируют в 2018 году обязать ребят сдавать сразу 5 ОГЭ, 3 из которых окажутся выборочными. В противном случае российское общество рискует просто-напросто остаться без профессиональных кадров.

Другие изменения заключаются в следующем:

  1. Теперь итог, полученный за экзамен, будут напрямую влиять на оценку, проставляемую в аттестате. Данное нововведение вступило в силу с начала 2017 года.
  2. Впредь педагоги не смогут самостоятельно устанавливать пороги «двоек», ведь с текущего года региональные шкалы оценивания были упразднены и заменены на единую систему результатов Распоряжением Рособранадзора №920-10 от 26.04.2017.
  3. Учителя потеряют возможность участвовать в разработке КИМов (контрольно-измерительных материалов). Этим будут заниматься 11 специально учрежденных федеральных комиссий и представляющие их профессионалы образовательной сферы в количестве 150 человек.

Дата проведения

Досрочная сессия сдачи ОГЭ по обществознанию состоится 27 апреля 2018 года (пятница), в то время как ее основной этап пройдет 7 июня (четверг). При этом резервные дни написания работы приурочены к 7 мая (понедельник) и 22 июню (пятница) соответственно, – эти даты необходимы для тех, кто из-за форс-мажорных обстоятельств будет неспособен пройти аттестацию в установленный час. Пересдача назначена на 12 сентября (среда) и 20 сентября (четверг). Эти числа станут последними возможностями выпускников доказать, что курс средней школы был освоен ими как минимум на оценку «удовлетворительно». Что же произойдет, если дополнительная попытка прохождения тестирования завершится провалом? В таком случае ученик не получит аттестата и, даже более того, задержится в стенах образовательного учреждения для повторения программы по второму кругу.

Важно! Планируется, что с 2018 года выпускник будет иметь право на пересдачу всего 2 работ. Если он с первого раза «завалит» 3 предмета и более, это будет очто он остается в школе еще на год.

Правила осуществления пересдачи

Обучающемуся, не набравшему первичного порогового балла для получения оценки «удовлетворительно», понадобится вновь прийти в пункт проведения экзамена для использования своей второй попытки. О том, что сделать это все-таки придется, ученику станет известно максимум через 10-12 суток после написания работы, – именно тогда в школу придут результаты тестирования. С собой не понадобится брать ничего, кроме паспорта. Аналогичные положения распространяются и на некоторых других ребят, а именно тех, кто:

  1. Не смог присутствовать на экзамене или дописать его до конца из-за плохого самочувствия, а также в силу каких-либо других документально зафиксированных обстоятельств.
  2. Обратился в конфликтную комиссию с апелляцией, поднимающей тему нарушения правил проведения контрольного испытания. Если она оказалась удовлетворена, на пересдачу можно рассчитывать без проблем.
  3. Написал и сдал бланк, но позже узнал, что он был аннулирован из-за недобросовестности лиц, ответственных за организацию мероприятия. Сюда относятся работники государственных экзаменационных комиссий и пунктов проведения тестирований, специалисты программного обеспечения, медицинские сотрудники, помощники, курирующие детей-инвалидов и другие, возможно, даже неустановленные, личности.

Данные правила закреплены в Приказе Минобрнауки России № 1394 от 25.12.2013 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования».

Многие экзаменуемые отдают свое предпочтение обществознанию, ошибочно полагая, что этот предмет является наиболее универсальным и одним из самых простых для сдачи в 9 классе. На самом деле, это не совсем верно, – если часть заданий действительно можно решить путем логического рассуждения, то в некоторых вопросах нельзя обойтись без знания терминов и понимания социальных и правовых процессов, происходящих внутри общества.

Важно! Проект демонстрационного варианта ОГЭ по обществознанию 2018 года можно скачать по ссылке fipi.ru/sites/default/files/document/1503331638/ob_oge_2018_pr.zip. Этот тест, выставленный на официальном сайте ФИПИ (Федерального Института Педагогических Измерений, ответственного за разработку КИМов), может стать хорошим подспорьем при подготовке к экзамену. Актуальными останутся и материалы предыдущих лет.

В инструкции, приложенной к бланку, сказано, что аттестация состоит из заданий:

  1. 1-20, требующих выбора цифры, которая соответствует номеру верного ответа.
  2. 21-25, где необходимо записать правильную последовательность цифр без пробелов, запятых и иных дополнительных символов. Максимально возможное количество баллов за первые 25 вопросов равняется 26.
  3. 26-31, в которых из текста понадобится выбрать нужную информацию и аргументировано ее раскрыть (в т.ч. на примерах), в частности, проанализировать общественную ситуацию, высказать собственное мнение, соотнести имеющиеся сведения со своими знаниями. Здесь можно получить не более 13 баллов.

В контрольно-измерительных материалах также содержится информация о следующих важных положениях:

  • общее время проведения экзамена – 180 минут (3 часа);
  • книги и другие средства обучения, разрешенные к использованию, – отсутствуют;
  • минимальный первичный балл, соотносимый с оценкой «3», – 15;
  • балл, достаточный для получения оценки «4», – от 25 до 33;
  • максимальная планка, тождественная оценке «5», – 39.

Для успешного прохождения итогового выпускного испытания необходимо обладать глубокими и всесторонними знаниями в таких темах, как:

  • связь общественной жизни человека с природой;
  • принципы развития социума;
  • духовная и научная сферы и их основные характеристики;
  • моральные нормы, свободы, права, интересы, гуманистические воззрения, патриотизм, совесть и аналогичные им категории;
  • роль экономики и рынка;
  • методы проведения государственной экономической политики (понимание таких терминов, как «предпринимательство», «налоговая система», «денежные отношения» и др.);
  • социальные и межнациональные конфликты;
  • институт семьи и брака;
  • цели и функции государства, типы режимов, предназначение партий и выборов;
  • правовое устройство и виды ответственности;
  • содержание Конституции РФ, механизм регулирования прав, разделение власти на системы и ветви.

Критерии оценивания ОГЭ по обществознанию в 2018 году останутся неизменными. Так, за каждый вопрос с №1 по №25 можно будет получить 1 балл, а за вопрос №22 – 2 балла (1 за допущенную ошибку, 0 – за 2 и более неточности в ответе). Главные же силы проверяющие направят на разбор 2 части. Задания №26, 27, 28 и №30-31 оцениваются 2 баллами в случае правильного и полного выполнения, а №29 – 3 баллами. Здесь от ученика ожидается демонстрация умения:

  • составлять план, выделять основные смысловые фрагменты текста и отражать идею каждого из них;
  • придумывать примеры с опорой на приведенные условия;
  • анализировать ситуации и объяснять причины тех или иных явлений.

Вооружившись новыми знаниями, будущий экзаменуемый может приступать к решению демонстрационных материалов, ведь главный залог успешного преодоления данного выпускного испытания – неустанная практика!

Видео-разбор заданий по ОГЭ для самоподготовки:

Задание №26 в ОГЭ по обществознанию – одно из самых простых и одновременно вызывающих больше всего проблем у школьников. Тем не менее выполнять его не так уж сложно: нужно только усвоить несколько простых правил.

26-е задание представляет собой краткий план представленного для разбора текста. Оценивается оно в 2 балла. Необходимо выделить все смысловые фрагменты отрывка и озаглавить каждый из них.

Задачи у этого вопроса две:

  1. проверить умение ученика выделять ключевые мысли текста, без которых невозможно нормально учиться в профессиональном заведении;
  2. оценить навыки ребёнка по составлению краткого плана ответа.

Есть и третья функция, важная уже для самого школьника: после составления «оглавления» намного проще будет отвечать на остальные вопросы письменной части.

Как должно выглядеть задание №26

Чтобы проще было понять, как именно называть каждый пункт, представьте, что вас попросили написать доклад на какую-то не слишком вам знакомую тему. И взять с собой на выступление разрешили лишь оглавление к этому докладу. Соответственно, каждый пункт этого оглавления должен быть составлен таким образом, чтобы, прочитав его, вы сразу вспомнили содержание всей главы.

Делать план текста можно двумя способами:

  • в виде предложения назывной формы: «Функции среднего класса»;
  • в виде вопроса, содержащего ключевую мысль смыслового блока: «Какие функции выполняет средний класс?»

При этом больше ценится ответ, выполненный именно в виде оглавления, а не списка основных вопросов текста.

Чаще всего смысловой блок совпадает с абзацем. Однако бывают и другие ситуации. Так, иногда в одном крупном абзаце может содержаться два фрагмента, несущих совершенно разную информацию. В этом случае каждый из них придётся выделить отдельным пунктом плана.

Бывает и наоборот: несколько абзацев раскрывают разные аспекты одного и того же вопроса, поэтому выделять каждый пункт по отдельности нельзя. Чаще всего это происходит, когда автор перечисляет функции или признаки какого-либо социального явления.

Например, текст «Средний класс» разделён на 8 абзацев; при этом в четвёртом абзаце говорится, что средний класс выполняет разные функции, а во всех последующих по очереди раскрываются каждая из этих функций. Получается, что реально смысловых блоков в этом задании лишь 4: все функции вместе с вводным предложением нужно выделить одним пунктом.

Правильный план к этому рассказу будет выглядеть так:

  1. Сущность среднего класса.
  2. Состав среднего класса.
  3. Критерии выделения среднего класса.
  4. Функции среднего класса.

Либо же, если вы предпочитаете выполнять 26-е задание в форме вопросов, можно составить оглавление таким образом:

  1. Что такое средний класс?
  2. Кого относят к среднему классу?
  3. По каким критериям выделяют средний класс?
  4. Какие функции выполняет средний класс?

Обратите внимание, что форма задания не допускает слишком длинных предложений, пунктов, состоящих из двух и более предложений, а также дополнительных подпунктов типа «1а», «1б», «1в». Не будут засчитаны пункты, содержащие слова, не несущие смысловой нагрузки, или выглядящие как вырванный из контекста кусок фразы.

При этом выписывать в оглавлении фрагменты текста, если они хорошо отражают смысл абзаца и не содержат лишних слов, не возбраняется.

Как правильно составить название пункта

Для того чтобы научиться правильно делать задание №26, нужно научиться выделять ключевые мысли текста и каждого абзаца в отдельности. Для этого попробуйте мысленно пересказать текст, ответив на вопрос: «о чём рассказывается в отрывке»? А в первом абзаце? Во втором абзаце?

Не нужно повторять фразы, которые в тексте уже есть: сократите и упростите их, передав только общий смысл. Уберите все вводные слова, эпитеты и сравнения, оставьте лишь «каркас» - несколько словосочетаний, без которых предложение или абзац потеряют смысл. Именно они и будут ключевой мыслью.

Например, во фразе «Вполне очевидно, что языковое расслоение проходит по иным линиям, нежели линии расового или государственного расслоения» есть только 5 слов, действительно имеющих значение: «языковое расслоение», «линии», «расовое» и «государственное расслоение». Все остальные слова служат лишь для связок этого предложения с предыдущим и последующим и для придания фразе «эмоциональной» окраски. Именно из этих пяти слов и нужно будет строить название пункта для задания 26.

Ключевая мысль фразы состоит в том, что линии разных типов социального расслоения различаются. Остаётся превратить повествовательную форму предложения в форму названия: «Линии социального расслоения».

Название должно быть кратким, лаконичным и полностью отражать смысл фрагмента. Не нужно ни чрезмерно конкретизировать, ни обобщать смысл высказывания. Так, вариант «социальное расслоение» для упомянутого пункта не будет засчитан. Понятно, что весь текст рассказывает именно о социальном расслоении. Но поскольку в данном абзаце речь идёт конкретно о критериях этого расслоения, то все более «обширные» названия будут неверными, поскольку не дадут представления о содержании «главы».

Девятиклассникам можно дать и ещё один совет: побольше читайте и старайтесь мысленно или вслух, пересказывать прочитанное, чтобы навык выделения ключевых мыслей постепенно становился автоматическим.