Рефераты Изложения История

Формирование связной речи посредством театрализованной деятельности. Опыт работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность Формирование связной речи через театральную деятельность



Кто из нас не мечтал в детстве окунуться в волшебный мир сказки и превратиться в одного из его героев? Известно, что необходимым условием развития детского творчества является обогащение ребёнка впечатлениями, знакомство его с различными видами искусства. В нашей работе с детьми акцент делается на театральное искусство в широком его аспекте или театрализации – в частности. Это драматизации, постановка спектаклей, сказок. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Театрализация это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков, так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности пением, движением под музыку, слушанием и т.д.


Тематика театрализованной деятельности не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться.


При обучении детей средствам речевой выразительности, мы используем знакомые и любимые сказки.Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения).


Театрализованная деятельность детей является огромным стимулом для развития и совершенствования речи. Актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, силу голоса, темп речи). Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, жестами, а самое главное – четкой артикуляцией. Участие детей в играх-театрализациях способствует развитию памяти и взаимодействию друг с другом.


Театральная деятельность детей не только развивает психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же для ребенка театрализованное представление – это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.

Ирина Францева
Опыт работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Опыт работ

Выполнила : воспитатель МКДОУ № 4 Францева И. П.

Цель кружка :

Учить исполнять небольшие монологи и более развернутые диалоги между персонажами. Разыгрывать с персонажами действия с применением разнообразных движений (повороты туловища, головы, движения рук) ; уметь согласовывать свои действия с действиями партнеров, не заслонять их, выбирать разнообразные движения и действия, все время чувствовать рядом с собой партнеров, находить выразительные средства исполнения роли своего персонажа. Стремиться оформить место персонажей некоторыми элементами декорации.

Задачи кружка :

1. Развивать память , мышление, воображение, речь, внимание и различных качеств личности (самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости) .

2. Познакомить с чувствами, настроениями героев; помочь освоить способы их внешнего выражения, осознать причины того или иного настроения.

3. Создать благоприятную атмосферу для дружественных взаимоотношений; дать возможность объединиться детям общей идеей, переживаниями; сплотить на основе интересной деятельности , позволить каждому ребенку проявить свою активность, индивидуальность, творчество.

4. Познакомить с понятиями «мимика» , «жест» , «пантомима» , упражнять с помощью театральных игр в изображении образов с помощью мимики, жестов, пантомимы

Используемая литература :

1. Антипина Е. П. Театрализованная деятельность в детском саду . М., 2009.

2. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2008.

3. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду . М. ,2004.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность .

Введение

Общение, являясь одним из первых видов деятельности , которыми овладевает ребенок, выступает универсальным условием развития его личности в период дошкольного детства .

Связная речь является средством общения со сверстниками, а также необходимым условием успешного обучения в школе. Важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно.

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических. работников . Исследованиями речевого развития дошкольников занимались С . Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин, А. М. Леушина, М. И. Лисина и другие. Давно установлено, что к дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне развития связной речи детей . Это показывает и мой опыт педагогической деятельности .

Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической и диалогической речи . Эта задача решается через различные виды речевой деятельности .

Среди многообразия методов и приемов, используемых в данном направлении воспитания детей , моё внимание привлекли возможности театрализованной деятельности . Именно , как один из видов игровой деятельности , способствует легкому и свободному осуществлению процессов обучения и развития детей .

К сожалению, в современных условиях в дошкольных учреждениях недостаточно используется развивающий потенциал театрализованной деятельности . Изучив методическую литературу по данной теме, я пришла к выводу, что система работы по развитию речи детей в театрализованной деятельности недостаточно разработана . Поэтому я решила исследовать эту проблему и провести работу , направленную на развитие связной речи детей , через деятельность театрального кружка «Гармошечка» и проведение игр.

В связи с этим , целью нашей работы стало- повысить уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность .

Я предполагаю, что театрализованные игры и деятельность детей в театральном кружке «Гармошечка» послужат важнейшими факторами, стимулирующими развитие у детей связной речи . А значит, будут способствовать повышению уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста .

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общее понимание и взаимопонимание. Основная функция связной речи - коммуникативная . Она осуществляется в диалоге и монологе.

На протяжении дошкольного детства идет активная работа по развитию связной речи . Происходит формирование диалогических и монологических умений. Одно из эффективных средств развития коммуникативных способностей дошкольника- является театрализованная деятельность . Театрализованная деятельность помогает решать речевые задачи через совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи . Дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи , использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.

Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты этой деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений и тематических вечеров.

В нашем детском саду был организован театральный кружок «Гармошечка» .

Целью кружка стало- развитие связной речи и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста .

Представленную цель реализовывали через следующие задачи :

1. Создать условия для развития творческих способностей детей через театрализованную деятельность .

2. Дать разностороннее представление о различных видов театров , профессии людей создающих спектакли.

3. Овладение выразительными средствами общения : словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами) .

4. Совершенствование познавательных процессов : памяти, мышления, воображения, внимания.

5. Создать благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности .

6. Приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов.

Работа театрального кружка «Гармошечка» предназначена для детей старшей и подготовительной групп и рассчитана на 2 года обучения. Работа кружка опирается на ведущие цели и задачи программы «От рождения до школы» /Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Занятия в театральном кружке проводятся один раз в неделю, продолжительностью 30 мин. Оптимальное время для проведения занятий театрального кружка - четверг , вторая половина дня.

Одним из важных направлений в развитии ребёнка в театрализованной деятельности является создание условий, поэтому первым этапом моей работы стало - создание театрально - игровой среды кружка. Для этого в группе был отведен уголок для театрализованных представлений , спектаклей. В нем располагались разные виды театров : настольный, бибабо, на фланелеграфе, теневой и другие. В дальнейшем, мы с детьми изготавливали театральных героев на ложках , бутылках, губках. Конечно, не обошлось без родителей, они помогли нам связать сказочных героев для пальчикового театра .

В уголке расположился реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей : костюмы, атрибуты, маски, ширмы для кукольного театра , театральный реквизит , книги, афиши, касса, билеты.

Не забыли и про режиссерские игры. Отвели место для игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром , на рукавичках, на бутылках. Организовали игровое пространство- игровые поля по различным сказкам (конечно, в соответствии с возрастом детей , сказочный городок из ракушек для обыгрывания.

Необходимо было подобрать соответствующий дидактический материал : театрализованные игры ; инсценировки по литературным произведениям; подборку иллюстрированных книг из серии «Русские народные сказки» , а также разработать сценарии тематических вечеров.

Таким образом, следующим этапом подготовки стала подборка театральноигрового материала .

Для того чтобы кружок функционировал, нужно было разработать перспективный план работы на год , где отражались бы основные направления работы по развитию связной речи . Был составлен перспективный план работы театрального кружка «Гармошечка» с детьми старшего дошкольного возраста , который представлен в приложении 1.

Очень многое зависит от родителей. Если родители заинтересованы, то и ребенок будет "гореть". Именно они - самые желанные зрители на театрализованных представлениях . Поэтому, мы провели родительское собрание, где постарались раскрыть положительное влияние театрализованной деятельности на речевое развитие ребенка .

Основным этапом работы по развитию связной речи стала театрально-игровая деятельность детей в рамках кружка «Гармошечка» . Каждое занятие проходило по определенной структуре. Изучив методическую литературу и разработки коллег по проведению театрализованных занятий в детском саду, мы разработали свою структуру занятия, которая наиболее полно отражает цели и задачи кружка. На наш взгляд, наиболее целесообразно давать знания детей блоками (см. Приложение 2) .

Структура занятия театрализованной деятельности кружка включает :

1 блок- театральная «любознайка» . Форма проведения- познавательная беседа.

Педагог в начале занятия проводит небольшую беседу познавательного характера. Это может быть знакомство с театральными понятиями . Знакомство начинается с более простых понятий, которые постепенно усложняются. Дети знакомятся с театральными профессиями : гример, костюмер, режиссер. Пробуют себя в этой роли, разыгрывая мини-этюды.

Раз в месяц проводиться беседа о культуре поведения в театре . Дети закрепляют правила поведения в театре , что значит быть «культурным зрителем» . Полученные знания закрепляются в мини- спектаклях, которые разыгрываются «артистами» перед другой частью детей «зрителей» .

Через беседы происходит знакомство детей с разными видами театров (настольным, пальчиковым, на фланелеграфе и др, с историей их возникновения.

При подготовке детей к спектаклям , проводятся беседы по литературному произведению. Педагог с детьми обсуждает главную мысль произведения; характерные особенности героев; повадки животных и др.

2 блок-«игралочка» ~ игры на развитие речевого дыхания речи (основы актерского мастерства)

Для активизации речевого развития , особенно на начальном этапе, используются различные игры : на развитие речевого дыхания , артикуляционной моторики, выразительности речи .

Образные двигательно-речевые миниатюры, помогают преодолеть речевые недостатки. Проводимые двигательно-речевые миниатюры «Мишка» , «Жук» , «Стирка» учат детей координировать свои действия с текстом.

Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Поэтому в кружке применяются упражнения на развитие речевого дыхания . Например, «Осенние листья» , «Одуванчик» , «Плыви кораблик» , и другие.

На театрализованных занятиях у детей развивается четкая дикция , ведется работа над артикуляцией с помощью скороговорок, чистоговорок, потешек. Придумывают рифмы к словам. Например, ритмическая игра “Капли” М. Картушина, упражнение на развитие артикуляции «Пяточок» , «Обезьяны» .

Используются этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом. Например : «Разбуди товарища» , «Дойди до цели» .

Даются задания для совершенствования грамматического строя речи , диалогической и монологической формы речи . Игра “Придумай веселый и грустный диалог между Белкой и Стрелкой. ” Этюды на простейшие виды общения «Подружки» , «Поздравления» и другие.

Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т. п.). Поэтому в театральном кружке проводятся игры, направленные на развитие выразительности движения (имитационные движения, ритмопластика, этюды на выражение основных эмоций). Дети в игровой форме осваивают основы актерского мастерства.

3 блок-«выступалочка»

На этом этапе дети разучивают небольшие сценки, драматизируют сказки, показывают мини концерты, используют в играх настольный театр , пальчиковых и перчаточных кукол. Причем, дети делятся на «зрителей» и «актеров» , которые показывают мини- спектакли. Для детей более старшего возраста , используются сценки- импровизации. Каждый раз «зрители» и «актеры» меняются местами, что позволяет им примерить на себя разные роли и закреплять культуру поведения в театре .

С группой наиболее активных детей мы драматизируем простейшие сказки, используя настольный театр ; с малоактивными - драматизируем произведения с небольшим количеством действий.

При постановке спектакля, герои поют, танцуют, говорят - отсюда идёт развитие выразительной речи , мимики, жеста.

Вместо уже привычной инсценировки литературного произведения можно предложить детям инсценировки- фантазии, где дети придумывают

поведение героев, диалоги, которые не описаны в тексте, а затем- проигрывают. Готовя спектакли по сказкам нужно обязательно разобрать сюжет, дать характеристику времени, главным героям, рассмотреть иллюстрации, прослушать музыкальный материал.

Нельзя во время репетиций перегружать детей , иначе пропадёт интерес. Нужно давать возможность всем детям попробовать себя в разных ролях, тогда все дети будут знать слова и смогут заменить друг друга.

Очень важны отношения детей в коллективе во время постановки, спектакля. Одна из задач педагога - создать комфортный микроклимат. Интенсивному речевому развитию способствует и самостоятельная театральная деятельность , которая включает в себя не только само действие детей с куклами и персонажами, или собственные действия по ролям, но также художественно- речевую деятельность .

Для самостоятельного показа используются хорошо знакомые детям сказки : «Репка» , «Теремок» , «Колобок» или произведения собственного сочинения (уже. в более старшем возрасте ) . Самостоятельная театральная деятельность детей может выводиться из занятия в вечернее и утреннее время или плавно перетекать из занятия.

4 блок- «мастершка» -изготовление атрибутов и костюмов к спектаклям

Часто дети выступают в роли изготовителей персонажей предстоящего спектакля. Изготовление кукол своими руками полезно для детей , так как это также развивает мелкую моторику рук , фантазию, образное мышление. Изготовление кукол происходит из разных материалов. Это могут быть бутылки, ложки, поролон и другие материалы. Дети изготавливают атрибуты, маски для спектаклей. Изготовление атрибутов можно осуществлять на занятиях по конструкторской деятельности , по изобразительной деятельности , в самостоятельной деятельности детей .

Полезно к этому процессу привлекать родителей, старших братьев сестер . Это сплачивает детей и родителей , позволяет им лучше понимать друг друга. А также нормализует взаимоотношения между воспитателем и родителями.

Результатом работы кружка , конечно же, является -проведение спектаклей к праздникам, досугов и развлечений . Спектакли показываются детям других групп, родителям, приурочиваются к праздникам. Важно участие родителей в тематических вечерах. Мною были подобраны и разработаны сценарии тематических вечеров «Чайный вечер» , «Уроки вежливости» и других с использованием театрально- игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста (см. приложение 3) .

Кроме работы в кружке , работа по развитию связной речи ведётся через использование театрализованных игр в свободное время. Проведение игр

можно осуществлять как отдельно, так и включать в организованную деятельность детей (см. Приложение 4) .

Первые театрализованные игры проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей . Далее в занятиях используются небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнером в игре и предлагает ребенку проявить инициативу в ее организации, и только лишь в старших группах педагог может иногда быть участником игры и побуждает детей к самостоятельности Таким образом, театрализованная деятельность детей , явилась стимулятором для развития связной речи .

Заключение

Опыт работы и проведённая диагностика показали, что участие детей в театрализованной деятельности благоприятно влияет на обогащение словаря детей , на развитие речевых способностей. Я обратила внимание на то, что у детей улучшилось настроение, появилась уверенность в себе, чувствуют они себя свободнее, общаются доверчивее.

Обучение связной речи с помощью театрализованных игр проходит легко и свободно, без строгих правил и навязчивости. Занятия в театральном кружке помогают решать сразу несколько задач : развитие речи и творчества , самовыражения. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов.

Приобретенные умения в театрализованных играх дети переносят в повседневную жизнь - это и песни, и танцы, и стихи. В играх ребенок обучается незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить и действовать.

Таким образом, комплексный подход с применением театрализованных игр и занятий позволит педагогам решать целый комплекс речевых задач, сделать жизнь ребенка богаче и разнообразнее.

Практическая значимость опыта состоит в том , что его могут использовать воспитатели ДОУ в работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию связной речи .

Структура деятельности театрального кружка «Гармошечка» .

1 блок- театральная «любознайка» - познавательная беседа.

-театральная грамотность (знакомство с театральными понятиями и профессиями; правилами поведения в театре );

Виды театров (знакомство с пальчиковым театром , теневым, куклами би-бабо, перчаточным и другими)

Обсуждение литературных произведений для драматизации и характеров героев.

2 блок- «игралочка» - упражнения, игры, этюды.

Игры на развитие речевого дыхания , интонационной выразительности речи ; -ритмопластика;

Актерское мастерство

3 блок- «выступалочка» - инсценировки, игры- драматизации, подготовка к спектаклям.

Основные принципы драматизации -основы кукловождения -самостоятельная театральная деятельность

Развитие связной речи детей через театрализованную деятельность.

Развитием называют процесс изменений, представляющих собой переходы от простого к более сложному, от низшего к высшему, процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к качественным изменениям. Год от года растёт число старших дошкольников имеющих дефекты произношения звуков речи и другие её качества: темпа, силы голоса, речевого общения, слабо развитую связную речь. Далеко не каждый ребёнок может построить развёрнутый рассказ, придумать собственную сказку, запомнить стихи. Не каждый может пересказать литературное произведение, понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного текста, и тем более задать вопрос.

Некоторые родители в первые годы жизни ребёнка не придают особого значения тому, что ребёнок не может связно изложить свою мысль или желание. Часто роль речи в развитии ребёнка недооценивается и не связывается напрямую с интеллектуальным развитием ребёнка. Мама думает: «Вот подрастёт и научится сам». В действительности развитие речи детей тесно связано с самим развитием мозга, которое наиболее интенсивно протекает в первые три года жизни. Профессор М.М.Кольцов пишет: «Для речи «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребёнка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребёнок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное»

Сам процесс развития мозга, заложенный от природы, основополагающего значения не имеет – то есть человек может обладать врождёнными неплохими данными, но если не создавать условия для того, чтобы речевое развитие шло правильно, то интеллектуальное и психоэмоциональное развитие ребёнка будет отставать от нормы с каждым годом всё сильнее. Навыки правильной речи и богатый словарный запас не формируется самостоятельно. Именно речь взрослого и сам взрослый является запускающим механизмом детской любознательности.

Л.С.Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоции и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Воспитатель должен помнить, что речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребёнка родной речи, одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для успешного обучения в школе (а это одна из важнейших задач, стоящая перед воспитателем), для творческого поведения его в трудовой деятельности. Задержка речевого развития на первых возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии. Также необходимо помнить и об обратной зависимости: мозг развивается, если в процессе речевого общения ребёнок тренирует свой речевой аппарат, т.е. если с ребёнком говорят, выслушивают его.

Исследования показали, что только посредством речи развиваются такие важные вещи, как память, внимание, восприятие, воображение, логические способности. Таким образом, роль речи в развитии ребёнка огромна.

На формирование способности говорить природа отвела не так уж много времени – это период с рождения до 8 -9 лет. После 9 лет природа отбирает эту возможность, закрывая речевую зону коры головного мозга. Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растёт, поэтому развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе.

Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст. Иными словами связная речь представляет собой развёрнутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

Существует два типа связной речи: монологическая и диалогическая. Диалог – это не просто композиционная форма речи, но и вид речевого общения, в котором проявляются и существуют межличностные отношения, очень важные в личностном развитии ребёнка. Не смотря на работу, которую проводят педагоги по речевому развитию, существуют проблемы в данном разделе. Исследователи А.Шахнорович, К.Менг показали, что старшие дошкольники овладевают лишь самыми простыми формами диалога: нет навыка рассуждения, речь бедная, нет речевого творчества, фантазии. Дети не умеют длительно поддерживать диалог, недостаточно инициативны.

С 3-5 лет развивается ситуатично – познавательная форма общения. В этот период быстро развивается воображение, фантазия – благодатная почва для коммуникативного общения. Малыши могут искренно верить в свои фантазии, делиться ими со своими сверстниками, взрослыми. Младший возраст сензитивен для возникновения общения вокруг игрушки, предмета. Начинают формироваться межличностные связи друг с другом в сюжетно- ролевой игре. Значит, развивать диалог нужно с младшего возраста. Диалог – это самая естественная, природная форма речи. Это реактивная, ситуативно– непроизвольная речь, которая часто жестко подавляется в условиях организованных занятий. Следовательно, для детей нужны способы работы, включающие игры и игровые упражнения для развития диалога.

Многие исследователи подчёркивают первичную роль диалога в развитии монологической связной речи (Л.Леонтьев, О.Ушакова, Е.Струмина, А.Шахнорович и др.)

Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого умственного развития ребёнка.(Л.С.Выготский)

Развитие связной речи осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях. В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально- практическим путём. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребёнка- дошкольника виды деятельности игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспериментирование, театрализованная и другие виды деятельности.

Размышляя над вопросом о повышении уровня связной речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя с детьми, мы общаемся с ними на их территории. Вступая в мир детства – игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.

Театрально – игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребёнка.

С социально – педагогической точки зрения театрализация многофункциональна:

· Функция социализации(приобщение подрастающего поколения к общечеловеческому и этническому опыту)

· Креативная функция(способность выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление)

· Галаграфическая функция(пространственно – временное и чувственное содержание(место и время, сюжет и образ))

· Развивающая терапевтическая функция(лечебный эффект, сказкотерапия)

· Лексико – образная функция(активизирует и развивает слухо- речевую память ребёнка)

Вместе с тем ныне в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно. Чаще театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего «зрелища» на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми тексты, интонации, движения. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность. Или наоборот, взрослый не вмешивается в организацию театрализованной игры. Дети предоставлены сами себе, а воспитатель только готовит атрибуты для «театра». Если младших дошкольников это привлекает из-за возможности переодеться, а старшего дошкольника это уже не удовлетворяет. Дети 5-7 лет испытывают огромный интерес и потребность к этой деятельности.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две группы:

ü Игры – драматизации (ребёнок исполняет роль в качестве «артиста», самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности)

o Игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей

o Ролевые диалоги на основе текста

o Инсценировки произведений

o Постановки спектаклей

o Игры –импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки

ü Режиссерские ( «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребёнок организует деятельность как «сценарист» и «режиссёр» управляет «артистами»)

o Настольный театр

o Плоскостной и объёмный театр

o Кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.

Театрализованную деятельность можно отображать в различных режимных моментах в виде игр, в ходе наблюдений за окружающим, интегрировать со всеми образовательными областями. Интеграция может быть фрагментарной; мини-игрой; введение сказочного персонажа, как сюрпризный момент.

Для развития речи, посредством театрализованной деятельности необходимо придерживаться следующих критериев:

1. Создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности(поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.)

2. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театров, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).

3. Обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

4. Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Изучая психолого- педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка. Стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средствами интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли.

В театрализованной игре формируется связная, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованная деятельность способствует усвоению элементов общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ

ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Подготовила

воспитатель гр.№3

Краснодар, 2016

Развитие связной речи через театрализованную деятельность

1. Театрализованная деятельность

Среди различных видов детских игр игра "в театр" занимает особое место. Как писал, театральная постановка представляет самый частый вид детского творчества. "И понятно, почему она близка ребенку… …драма, основанная на действии – на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием".

Рассматривая театрализованную игру как творческую деятельность, подчеркивал, что драматургия – это вид детского творчества, который проявляется в разнообразной деятельности – как в сочинительстве и импровизации коротких сценок, так и в инсценировке готового литературного материала. Детей привлекает внутренняя эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей. Ребенок в театрализованной игре – и играющий и озвучивающий сценарный текст артист, и зритель, воспринимающий роли.

Появление у дошкольников замысла сценарного сюжета означает переход к творческой речевой деятельности. В раннем детстве ребенок руководствуется принципом "от действия – к мысли", в старшем дошкольном возрасте развивается принцип "от мысли – к действию", чем обусловлена способность воплощать свои замыслы. Появление замыслов связано с развитием творческого воображения. Проявляется это прежде всего в речевой деятельности, а формируется лучше всего в театрализованной игре.


Для развития речи, а также творческого воображения, гораздо эффективнее самостоятельное сочинение и импровизация театральной сценки: такие пьесы менее литературны, но имеют огромное преимущество, заключающееся в том, что созданы они в процессе детского творчества.

Творческая активность ребенка в формировании новых сценических образов состоит в разрушении шаблонов существующих сценических образов. Основываясь на собственных впечатлениях, полученных от знакомства с литературным произведением, самостоятельно анализируя его, самостоятельно создавая художественный образ, ребенок создает тем самым основу своей творческой активности. При этом весь процесс создания сценического образа представляет собой единство закрепления новых образов и разрушение прежних с помощью приемов изобразительности.

2. Формирование лексико-грамматического строя речи

через театрализованную деятельность.

Развитие связной речи является одним из направлений формирования лексико-грамматического строя речи в старших и подготовительных группах детского сада, что включает в себя работу по развитию диалогической и монологической речи.

И, в свою очередь, важнейшей предпосылкой развития связной монологической речи является сформированность диалогической речи.

Овладение диалогической речью осуществляется параллельно с расширением и уточнением словаря, структуры предложения, с овладением и .

Наряду с познавательными и воспитательными целями проведение диалога ставит своей целью развитие речи детей.


В процессе работы по формированию диалогической речи ребенок должен научиться слушать и понимать вопросы, сам задавать вопросы правильно, точно, в соответствии с содержанием вопроса выражать свои мысли в ответах на них.

Одним из приемов развития диалогической речи является театрализация художественных произведений.

Использование приемов театрализации (игр-драматизаций, театрализованных представлений) в старших и подготовительных группах детского сада способствует совершенствованию эмоциональности речи, развивает интонационную выразительность, обогащает словарь, формирует , активизирует речевую деятельность ребенка в целом.

Можно проводить игры-драматизации коротких стихотворных текстов, которые сначала заучиваются целиком, а затем воспроизводятся по ролям (Примеры таких игр-драматизаций приведены в тексте предыдущей консультации).

Прежде чем приступать к театрализации даже маленького произведения, важно провести работу по формированию связной монологической речи через обсуждение сюжета произведения.

Это станет работой над смысловой стороной произведения, в которой ставятся следующие задачи:

Развитие умения анализировать наглядную ситуацию, выделять главное и второстепенное, основное и фоновое;

Формирование умения располагать смысловые звенья в определенной последовательности;

Развитие способности удерживать смысловую программу в памяти.

Работу над смысловой стороной произведения лучше всего проводить с помощью серий сюжетных картинок. Рекомендуются следующие виды заданий:

а) восстановить последовательность картинок по памяти. Детям предлагается запомнить последовательность картинок, которая затем изменяется. Дается задание восстановить ее;

б) отобрать среди других те картинки, которые имеют отношение к какой-то одной части произведения или только к одному герою;

в) определить место "выпавшей" картинки среди других;

г) расположить сюжетные картинки в определенной последовательности;

д) найти лишнюю картинку в серии сюжетных картинок;

е) определить ошибку в последовательности картинок после прочтения рассказа взрослым;

Работа по каждому виду заданий проводится как на невербальном уровне, так и с использованием речи.

В процессе работы над языковым оформлением текста произведения ставятся следующие задачи:

Развитие умения перекодировать каждый смысловой элемент в грамматически правильную структуру предложения;

Формирование умения располагать предложения в определенной последовательности;

Развитие умения связывать предложения в тексте.

В процессе работы над текстом одновременно осуществляется развитие умений как смыслового программирования, так и языкового оформления текста. Используются следующие задания:

а) добавить одно—два предложения к незаконченному тексту (по серии сюжетных картинок);

б) придумать новый финал произведения с опорой на предметные картинки или слова.

Предварительно ознакомиться со сказкой, чтобы получить о ней общее представление и осмыслить задачи, связанные с развитием воображения ребёнка. В предварительную подготовку входит подбор аудиокассет или пластинок, на которых записаны инсценировки сказок. Можно использовать настольный театр, картины с изображением природы, иллюстрации сказок и портреты некоторых героев сказок и т. п.


Поощрять инициативу и творчество ребёнка, не останавливать его, если в задании он хочет сделать что-то по-своему.

Осмысление содержания сказки после прослушивания. Обсуждение характеров героев сказки: перечисление всех положительных и отрицательных качеств, присущих персонажам сказки. Обсуждение связи характеров героев с последовательностью их поступков (педагог помогает детям сделать нравственный вывод из прослушанного произведения). В ходе дискуссии по сюжету сказки – обсуждение судьбы ее персонажей. При этом делается вывод о том, что судьба героя обусловлена его характером, а о характере следует судить по поступкам.

Детям предлагается провести игру-драматизацию, с инсценировкой нескольких сюжетов сказки или выполнить задание "допридумывания сказки", что развивает творческие способности ребенка.

5. Методический пример

Сочинение сказки "В чудесном лесу" с использованием игрушек из различных материалов настольного театра. На большом листе бумаги надо нарисовать несколько деревьев, небольшие фигурки неопределённой формы и отдельные линии в разных местах. Ведущий предлагает детям дорисовать на бумаге "чудесный лес". Дети поочерёдно дорисовывают все неоконченные изображения, превращая их, кто во что захочет: в деревья, цветы, бабочек, птиц и т. п. Превращать недорисованные линии можно и в то, чего не бывает на самом деле: невиданные растения, животные и даже пришельцы. Нарисованный "чудесный лес" становится декорацией к настольному театру. Воспитатель предлагает детям придумать историю про одного из обитателей с привлечением игрушек настольного театра.

Восприятие и сочинение сказок

Сказка играет не менее важную роль в формировании речи дошкольника. Подбор сказок в соответствии с целями воспитания и возрастными особенностями ребенка, мастерство рассказывания и вдумчивая работа над преломлением образов прослушанной сказки в творческой деятельности ребенка, - в его играх, рисовании, сценической деятельности, - все это оказывает глубокое влияние на развитие как отдельных психических процессов, таких как речь, так и детской личности в целом. Вместе с тем слушание сказки является первым шагом в знакомстве ребенка с важнейшей областью духовной культуры народа – с литературным творчеством.

Творческое рассказывание (пересказ и самостоятельное сочинение) сказок детьми старшего дошкольного возраста предполагает наличие у них целой системы сложных умений:

Умение видоизменять, преобразовывать, комбинировать способы передачи сюжета (ребёнок может передавать сюжет с помощью диалогической речи, входя в роль то одного, то другого героя, или описывать события от третьего лица);

Умение выявить героя; представлять события в последовательности его развития (от возникновения действия до окончания), а также устанавливать зависимость между отдельными событиями; рассказывать об этом ясно и понятно. Эта группа умений связана с развитием у ребенка навыков связной речи;

Умение "входить" в изображаемые обстоятельства – содействовать героям. Это умение предполагает эмоциональную отзывчивость ребенка, выразительность речи;


Умение использовать соответствующие выразительно-изобразительные средства речи для воплощения образов в рассказе.

Структура занятий по сочинению сказки:

В начале занятий дети выполняют задания с набором карточек-заместителей:

1."Дорисовывание схематических изображений" – развитие детализации образов воображения и умение разворачивать сжатое схематичное изображения в полное. Детям раздаются наборы геометрических фигур, вырезанных из плотного картона, одинаковые для каждого ребенка и сообщается, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересных вещей. Для этого надо разные фигурки (кто какие захочет) приложить друг к другу так, чтобы получилось что-нибудь интересное. В задание вносится соревновательный момент: кто может сложить больше разных предметов из своей мозаики и придумать какую-нибудь историю про один из них.

2. "Сочинение историй и сказок по нескольким заместителям". Детям раздаются предметы-заместители (каждому разные, например: цветные кружки, палочки разной величины и т. д.) и предлагается придумать, что это или кто это и что с ним случилось. Так как у всех детей разные предметы-заместители, им приходится работать самостоятельно. Сначала это задание вызывает трудности, чаще всего дети констатируют, на что могут быть похожи имеющиеся у них предметы, не определяя их в сюжетно оформленное произведение или истории, составленные по заместителям. Чаще всего это - пересказ знакомой сказки. Однако многократное повторение заданий подобного типа с разбором и оценкой детских сочинений существенно повышают уровень их выполнения: дети придумывают сложные и оригинальные истории.

3. "Придумывание сказки по модели". В задании предполагается, что сначала ребенок должен научиться следовать плану, предложенному взрослым, а затем переходить к построению собственных замыслов-планов.

Детям дается небольшая модель (3-4 блока-рамочки с 2-3 заместителями в каждом блоке), по которой они должны составить собственную сказку.

Чтобы избежать построения шаблонных и повторяющихся сюжетов рассказов детей и стимулировать творческий подход к сочинению, следует предложить детям особый тип задания, в котором форма модели значительно изменена. Вместо применявшихся ранее чисто условных заместителей (цветных геометрических фигур) в блоках поместить схематические изображения персонажей и декораций (людей, животных, деревьев, фантастических существ и т. п.). Подобные занятия существенно увеличивают оригинальность рассказа.

Детям предлагается самостоятельно составить рассказ и по своему рассказу заполнить заместителями пустые рамочки-блоки, т. е. сделать собственный план-модель для своего рассказа, и, опираясь на него, рассказать сочиненную историю. Свободное использование планов-моделей позволяет перейти к сочинениям без опоры на внешние вспомогательные средства, но создавать такие рассказы сначала необходимо коллективно под руководством педагога. В таких заданиях детям можно предложить тему сочинения (например, про воробышка, который учился летать; или про зайца, который победил волка и т. п.). В случае необходимости педагог помогает детям составить . Такая работа предполагает развитие у детей глубокого отношения к замыслу, умение его варьировать и перестраивать в соответствии с новыми условиями. Педагог должен следить за ходом коллективного сочинения сказки (истории). В начальных занятиях одни дети стремятся изложить всю историю целиком, не учитывая рассказанного ранее, другие не могут изменить свой замысел и продолжить то, что уже выдумали до них и т. п. Однако, в процессе работы, на таких занятиях с помощью педагога дети на достаточно высоком уровне могут создавать коллективные сочинения.

4. "Моя сказка". Детям предлагается несколько тем c иллюстрациями (с изображениями разных предметов или предполагаемых персонажей) для составления планов-моделей и сочинения волшебной сказки. Педагог записывает в индивидуальные тетради рассказы каждого ребенка, оставляя место по указанию рассказчика, для иллюстраций. У каждого ребенка получается собственная сочиненная и написанная книжка, что вызывает большой интерес детей к сочинению собственных историй и сказок.

Таким образом, используя модели, дети учатся самостоятельно сочинять сказки.

Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок”.
Сухомлинский В.А

Проблема развития связной речи и творческих способностей детей является одной из самых важных, сложных и всегда актуальных. К числу важнейших задач работы с детьми является формирование у них связной монологической речи. Ведь адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.

Как показывает практика, особая роль в этом принадлежит театрализованным играм . Участвуя в них дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных и растений. Исходя из особенностей речевого развития детей, все театрализованные игры строятся на материале сказок. При выборе игр на своих занятиях я руководствуюсь рекомендациями программы коррекционного обучения, индивидуальными возможностями каждого ребенка и ставлю перед собой цель, чтобы каждая тема пронизывала все этапы работы - от развития понимания речи до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать интонацию, пользоваться движениями, мимикой, жестами. В каждой театрализованной игре есть сюжетный замысел, и ролевые действия.

Сказка есть наиболее универсальный, комплексный метод воздействия в работе с детьми. Ведь сказка – это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь, учатся правильно и интонационно выразительно говорить. Достоинство и привилегии данного метода заключаются еще и в том, что воздействие на детей в процессе занятий облачено в сказочные одежды и у детей не возникает ощущение давления. Однако «сухое» прочтение сказок не будет иметь широкого воздействия.

Необходимо искать различные средства, которые помогут детям лучше воспринять сказку.

Дети всегда готовы играть в сказки. Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребенок развивается быстрее, полноценнее. Сказка радует детей своим оптимизмом.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу.

Любимые герои становятся образцами для подражания. За время своей работы я столкнулась с тем, что многие из детей, в силу своих личностных особенностей, таких как замкнутость, нерешительность, робость, испытывают сложность при общении со сверстниками и взрослыми. У многих детей отмечен недостаток наблюдательности, творческой выдумки. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время. Словарный запас их ограничен и беден, речь эмоционально невыразительна, планирование высказываний затруднено, в речи используются короткие и простые предложения. Я считаю, что эмоционально раскрепостить ребенка, снять зажатость, развить связную речь можно через игру, фантазирование, сочинительство. И все это может дать театрализованная деятельность.

Как сказал Л.С.Выготский: « Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями».

Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Работа по развитию связной речи и расширении активного словаря основывается на описательных рассказах, пересказах знакомого текста, события, используются например:

    Сказки и рассказы с новым концом

Логопед просит ребенка дать имена лягушками и закончить сказку: «Жили- были две лягушки. Были они подруги и жили в одной канаве. Но только одна из них, настоящая лесная лягушка, слыла храброй, сильной, весёлой. Звали её _____а другая, болотная, была трусиха, слабая, соня. Звали ее______. Но все - таки жили они вместе. И вот однажды ночью вышли погулять. Идут себе по лесной дорожке и вдруг видят…….»;

    Сказки с середины : « Однажды мы с папой спешили из детского сада .

Вдруг мы увидели…. … Теперь – это мой самый лучший друг.»;

    Составление сказок из аналогии известных сказок; сказки из превращений:

Я превращаюсь ….. Начало сказки

В кота Скучно мне стало все время

находится

возле хозяйки, и я пошел гулять….

В бабочку Как хорошо летать над

цветочками

все видно. Но вот однажды………;

    Сказки о любимых игрушках – о которых дети очень любят рассказывать (от имени самих игрушек – кукол, мишек, роботов);

    Цветные сказки – цвет имеет важное значение в жизни человека, он несет определённую информацию об окружающем мире. Чтобы научить детей ярче и образнее воспринимать цвета, я предлагаю детям рассказать «Сказку о волшебных красках»:

«Жили – были в одной сказочной стране краски. Каждая краска жила в своем сказочном замке. Красная краска в красном замке.

Рисуем на мольберте красное пятно.

И в нем все было ---- какого цвета? (Красного)

Рядом стоял замок синей краски, и у нее все было --- какое? (синее)

А еще дальше стоял замок желтой краски, а в нем все было желтое. Краски любили, как и все дети, ходить друг к другу в гости, и вот что у них получилось. Как-то раз пошла красная краска в гости к желтой.

Набираем красный цвет и добавляем в желтую краску. Что получилось? (Оранжевый цвет). И так далее…

Можно сочинить сказку об одном конкретном цвете и попросить ребенка продолжить ее ;

    Бином фантазии – дети выбирают на картинках два предмета, которые трудно объединить в сказочном сюжете и придумывают сказку.

Пары Начало сказки

Волк и коньки Вот как – то шел волк по лесу и видит

лежат коньки…….

Слон и ручка Однажды слон решил написать

письмо своему другу жирафу.

И задумался, а где же

найти ручку…..

Дети очень любят эксперименты в сказках, сказки на новый лад, где знакомые герои в новых обстоятельствах. Данный метод развивает фантазию, ломает стереотипы у ребят, создаёт условия, при которых главные герои остаются, но попадают в совершенно другие обстоятельства. Я стараюсь приучать детей быть активными, ломать стереотипы привычного содержания сказок. Например, в сказке «Репка » Внучка поет песню, Мышка занимается спортом, Кот собирается на рыбалку. В сказке «Колобок» появляется Милиционер, так как Бабка с Дедом ищут своего сынка - Колобка, который ворует у них котлеты, а потом ему становится стыдно и он прячется от Бабки с Дедом.

Но потом все заканчивается благополучно. Колобок понимает, что поступил плохо, просит у всех прощения и все его прощают.

Театрализованная деятельность помогает формирует у детей умение говорить четко, выразительно, используя различную интонацию, темп для передачи конкретного образа. Формируя навыки выразительного пересказа, обращается внимание на артикуляцию, точность произнесения поставленных звуков, на развитие речевого дыхания, четкости дикции, умение управлять своим голосом.
Кроме того, дети осваивают разные виды кукол (сначала пальчиковые, куклы – рукавички, затем перчаточные и так далее), а также умение водить куклу за настольной ширмой.
Имеются различные виды театров, некоторые из них я вам представлю:
Пальчиковый театр. Представлен куклами – головками.
Теневой театр. Плоскостные куклы показывают на освещенном экране в виде силуэтов.
Театр игрушек. Используются любые обыкновенные игрушки, одинаковые по материалу.
Театр из картона. Картинки – персонажи передвигают в соответствии с содержанием читаемой сказки.
Театр на фланелеграфе.
Театр рукавички.
Настольный деревянный театр.
Театр кукол с «живой рукой».
Театр кукол.

Целенаправленное использование средств театрального искусства повышает уровень развития связной речи у детей и развивает их индивидуальные творческие способности.
Результатом работы над кукольной театрализацией сказок являться развитие не только связной речи и всех компонентов языковой системы, но и личности ребенка в целом.

Сказки из считалки

Считалка лаконична, рифма ее, как правило, легка. Сюжет близок и понятен детям дошкольного возраста. Механизм таков – мы разучиваем считалку, обыгрываем ее, а заем предлагаем загадочное начало, идущее от ее содержания.

Считалка Начало сказки

Чижик в клетке сидел, Один раз бабушка, покормив

Чижик громко песню пел, забыла закрыть клетку…..

Катилось яблочко мимо сада, Но яблоко было волшебное,

Мимо сада, мимо града. добрых людей оно превращало

Кто поднимет, тот и выйдет. в …., а злых в……….

Сказки из пословиц

Краткая по объёму сказка служит основой для сказки.

Пословица Начало сказки

За двумя зайцами погонишься, Однажды мальчик охотник, увидел

Ни одного не поймаешь. сразу двух зайчиков. Они были

такие маленькие…….

Без труда, не выловишь Жили-были ленивый медведь и

и рыбку из пруда. Трудолюбивая рыбка…..

Истории из одного слова

Дж.Родарри рекомендует составлять истории, отталкиваясь от одного слова. Рассказчик придумывает слово и начинает сочинять. Первым словом может быть «привет..» (…сказала лиса зайцу) или «Жили-были» (на свете старик со старухой).

Слово Начало истории

Жили - были Жил-был на свете мальчик….

Три Три товарища договорились: кто из

них быстрее принесёт, то не знаю

что, тот и…….

Лес Лес однажды поспорил с речкой,

Кто из них важнее…..

Мальчик Мальчик не слушался своих

родителей. И вот решил отправится

в путешествие….

Встретились Встретились два воробья.

И один другому говорит ……..

Пальчики рассказывают сказки

Где только ни побывали наши любознательные пальчики, что только ни повидали. Многое узнали за это время и многому научились. Теперь все, что захотят, могут они показать. Даже показывать живые картинки к знакомым сказкам, превращая их в настоящие спектакли.

Давайте вспомним несколько хорошо всем знакомых русских народных сказок и попробуем их рассказать и показать с помощью маленьких артистов.

    Курочка Ряба

Жили-были дед

(обведите двумя руками сверху вниз воображаемую бороду)

и баба

(изобразите, как завязывают под подбородком уголки платка).

И была у них курочка Ряба

(для детей младшего возраста постучите указательным пальцем по столу, а детям постарше покажите пальчиковое упражнение «Курочка»),

Спеша курочка яичко

(округлите пальцы и соедините их кончики).

Да не простое а золотое, Дед бил, бил

(постучите кулаком по «яичку»)

- не разбил. Баба била, била

(стучите кулаком по «яичку»)

- не разбила.

Мышка бежала

(для детей младшего возраста - пробегите всеми пальцами правой руки по столу, а детям постарше покажите пальчиковое упражнение «Мышка»),

Хвостиком махнула

(помашите указательным пальцем)

- яичко упало и разбилось

(уроните расслабленные руки на колени).

Дед плачет

(закройте лицо руками).

Баба плачет (закройте лицо руками).

А курочка кудахчет: «Не плачь, дед не плачь, баба, я снесу вам яичко

(округлите пальцы и соедините их кончики)

другое, не золотое, а простое.

    Репка

Новые персонажи:

Репка - двумя руками сверху вниз «нарисуйте» в воздухе круг с заостренным кончиком внизу - по форме репы;

Внучка - пальчиковое упражнение «Бантик»;

Жучка - пальчиковое упражнение «Собака»;

Кошка - пальчиковое упражнение «Кошка»;

Мышка - пальчиковое упражнение «Мышка».

    Теремок

В сказке «Теремок» на сцену выйдут следующие новые персонажи:

Лягушка - пальчиковое упражнение «Лягушка» ;

Зайчик - пальчиковое упражнение «Зайчик» ;

Лисичка - пальчиковое упражнение «Лиса»;

Волчок - пальчиковое упражнение «Волк»;

Медведь - пальчиковое упражнение «Медведь»;

Кроме того, надо будет изобразить и сам теремок - пальчиковое упражнение «Домик».

    Рукавичка

Дополнительный персонаж - рукавичка

(покажите раскрытую ладонь).

    Колобок

Новый персонаж - Колобок

(пальчиковое упражнение «Шарик»).

Когда Колобок поет свою песенку, ее следует сопровождать такими движениями:

Я колобок, колобок! По амбару метен

(пальчиковое упражнение «Веник»),

По сусекам скребен

(поскрести пальцами рук по столу) ,

На сметане мешен

(выполняйте движения, как при замесе теста).

В печку сажен

(выполните пальчиковое упражнение «Печка»),

На окошке стужен (

выполните пальчиковое упражнение «Окошко» и подуйте в него).

Я от дедушки ушел

(изобразите дедушку)

Я от бабушки ушел

(изобразите бабушку),

Я от зайца ушел

(пальчиковое упражнение «Заяц»)...

* Пальчиковое упражнение «Печка »: согните пальцы под прямым утлом к ладоням; большой палец левой руки согните и «спрячьте»; средний палец, безымянный и мизинец правой руки положите поверх пальцев левой руки, большой палец прижмите к указательному, а указательный вытяните - это «печная труба».

Пальчиковое упражнение «Окошко»: пальцы обеих ладоней округлите и сложите в виде овального окошка.

После исполнения песенки, при словах: «Покатился колобок дальше - только его и видели», можно повращать руками относительно друг друга.

    Аленушка и лиса

В этой сказке юный артист должен будет показать

Аленушку - пальчиковое упражнение «Бантик».

Кроме сказочных героев, следует изобразить сказочные декорации:

Лес -

Ягоды - пальчиковое упражнение «Ягоды»;

Дом - пальчиковое упражнение «Домик»

Кот, петух и лиса

В этой сказке всего три героя:

Кот . - пальчиковое упражнение «Кошка»;

Петух - пальчиковое упражнение «Петух»;

Лиса - пальчиковое упражнение «Лиса».

А также декорации и атрибуты:

Дом - пальчиковое упражнение «Домик»;

Лес - пальчиковое упражнение «Деревья»;

Окошко - сложите кисти рук в овальное окошечко и загляните в него;

Горошек - постучите указательным пальцем по столу.

    Лиса, заяц и петух

В сказке «Лиса, заяц и петух» все персонажи уже хорошо знакомы нашим пальчикам-артистам, а избушку можно изобразить, выполнив пальчиковое упражнение «Домик».

Маша и медведь

Маша - пальчиковое упражнение «Бантик».

Кроме сказочных героев понадобится показать и сказочные декорации:

Лес - пальчиковое упражнение «Деревья»;

Грибы - пальчиковое упражнение «Грибок».

Ягоды - пальчиковое упражнение «Ягоды»;

Дом - пальчиковое упражнение «Домик»;

Пирожки – перекладывайте из руки в руку воображаемые пирожки

Пенек - кулак, поставленный на стол;

Короб пальчиковое упражнение «Корзина»

лексических тем на занятиях по развитию связной речи в подготовительной к школе логопедической группе.

Лексическая тема

Осень. Овощи

«Репка», «Вершки – корешки»

Фрукты

«Крошечка – Хаврошечка»

Грибы. Ягоды

В.Сутеев «Под грибом», рус.нар сказка «Война грибов»

Деревья. Кустарники

«Как коза избушку строила»

Хлеб

«Колосок»

Семья

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Человек

«Маша и медведь»

Домашние животные

«Волк и семеро козлят», «Коза дереза»

Подготовка птиц к зиме

«Серая шейка»

Начало зимы

«Зимовье зверей»

Зимние забавы

«Снегурочка»

Новый год

В.Сутеев «Новогодняя ёлка»

Дикие животные

«Три медведя», «колобок», «Два жадных медвежонка»

Домашние птицы

«Петушок и бобовое зернышко», «Белая уточка»

Рыбы

«Сказка о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове»

Одежда. Ткань обувь

Ш.Перро «Золушка»

Посуда

«Лиса и журавль»

День Защитника Отечества

Г.Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

Строительство

«Теремок»

Весна

«Крошечка – Хаврошечка»

Сельхозработы весной

«Репка», «Вершки и корешки»

Перелетные птицы

«Журавль и цапля»

Насекомые

Эстонская сказка «Три бабочки»

М.Михайлов «Лесные хоромы»

Безопасность жизни

Ш.Перро «Красная шапочка»

Здоровье. Больница. Аптека

К.Чуковский «Доктор Айболит»

Глобус. Карта. Путешествие

М.Гаршин «Лягушка – путешественница»

Животный мир Севере

Г. Х. Андерсен «Снежная королева»

Животные жарких стран

К. Чуковский «Доктор Айболит»

Наша Родина

«Никита Кожемяка»

Времена года

К.Ушинский «Четыре желания»

Сказки из стишков.

Существует множество коротких стишков, которые словно просят сказочного продолжения. Например, стихотворения А.Барто

Стишок Начало сказки

Зайку бросила хозяйка, Проснулась хозяюшка ночью…..

Под дождем остался зайка, или: Бежала собачка мимо…, или

Со скамейки слезть не мог - Один прохожий вдруг увидел на

Весь до ниточки промок. скамейке комочек…..

*********

Наша Таня громко плачет, Таня не зря плакала, так как мяч был

Уронила в речку мячик. не резиновый, а волшебный…….

Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

Завязки для сказки из смешных стишков

Шар воздушный, шаловливый, Полетел наш шар спросонок,

Непослушный и строптивый, где Нуф-нуф жил, поросенок.

Вместе с ветром убежал. Заглянул он к Колобку.

А куда – нам не сказал. Разрумяному бочку.

Не забыл он побывать

И у деда с бабой,

Ну а там потолковать

С курочкою Рябой.

*********

Зачем шнурки ботинку? Однажды ночью, когда

Если напрямик, шнурки отдыхали, язык

Чтоб он не очень пропутешествовал……

Распускал язык.

*********

Не знахарка, не ведьма, не ворожа, Ранним утром Ложка из

Но обо всем, что в Миске обыкновенной превратилась в

Знает ложка. Волшебную и стала невидимкой.

Сказки из загадок

Вначале необходимо поработать с загадкой: выразительно прочитать, обращая внимание на все языковые средства, отгадать ее, а затем предложить так называемый мостик – перекладинку от загадки к началу сказки

Загадка Начало сказки

Чем вата ниже, Вата спускалась все ниже и ниже,

Тем дождик ближе. а дождя все не было. И вот…

(туча и облака)

Крылья распластала. Все вдруг потемнело, ничего не стало

Солнышко застлала. (туча) видно, светило спряталось. И вдруг…

Так любая загадка может служить зачином сказки.

Сказки из кричалок, потешек.

Потешка Начало сказки

- Что ж ты, ёж, такой колючий? В одном лесу жил ёж, у

- Это я на всякий случай: которого весной почему-то

Знаешь, кто мои соседи? пропали все иголки. Оглянулся

Лисы, волки и медведи! он …..

*********

В лесу одна смешная птица Однажды летом встретились

Весь день поет: «Ку-ку! Ку-ку!» кукушка и петух и начали

Никак не может научиться разговаривать каждый на

Петь, как петух: «Ку-ка-ре-ку!» своём языке…….

Сказки из одного слова

Дж. Родари рекомендует составлять сказочные истории, отталкиваясь от одного слова. Рассказчик сам придумывает первое слово и начинает сочинять. Первым может быть любое слово.

Например:

Слово Начало сказочной истории

Мальчик Жил был на свете мальчик, который…

Три Три товарища договорились: кто из них

быстрее принесет то, не знаю что,

тот женится на прекрасной царевне и …..

Лес Лес однажды поспорил с речкой, кто

из них важнее……

Из сказок – задачки

Не менее важна обратная связь: на основе знакомых сказок составлять интересные задачки. Сказочного материала много, главное - научить детей преобразовывать сказки в задачки при помощи образца.

Сказка Задачка

«Волк и семеро козлят» Если бы один козленок побежал за

мамой, двое других за ним, а еще двое

ушли без разрешения купаться, то

сколько козлят нашёл волк в избушке?

«Три медведя» Если бы девочка вела себя примерно,

то сколько бы героев сказки

за нее переживали?

«Колобок» Колобок повстречал медведя, волка,……

Сколько раз могли съесть волка?

Сказки из фантастических явлений.

Фантастические явления также могут послужить важным отправным моментом для сочинения сказки. Но при этом не следует забывать о двух правилах:

- дать понять детям, что они сейчас буду фантазировать;

- предложить им разнообразие фантастических явлений.

Можно начинать примерно так.

    Представить, что ты можешь уменьшиться до размеров муравья… (Какое бы у тебя было любимое занятие? Чего бы опасался? Захотел бы стать прежним? И т.д.)

    Представь, что из кран на кухне полился мандариновый сок; из тучи вместо дождя стал падать изюм; люди придумали таблетки от сна.

Постепенно диапазон таких явлений расширяется.

    Мама с папой купили ковер. Но никто не знал, что это волшебный ковер-самолёт из страны Сочиняйка. Провисел ковер-самолёт на стене не один год, другой. А на третий год стало ему скучно, и решил он…… (Расскажите о приключениях ковра самолёта.)

Сказка их «живых» капель и клякс.

Интересно сочинять сказки на основе кляксографии. Главная задача здесь – научить детей делать кляксы. Даже трехлетний ребенок, может, глядя на них увидеть образы, предметы или их отдельные детали.

На что похожа твоя или моя клякса? Кого или что она тебе напоминает? – эти вопросы полезно задавать, так как они развивают мышление и воображение ребенка. После это непринужденно перейти к обведению и дорисовке кляксы. В результате может получиться целый сюжет.

А «живые» капли получить еще проще: капните на бумагу краску или чернила и быстро наклоните ее в разные стороны – тотчас же появится какой-то образ