Рефераты Изложения История

Основная образовательная программа общеобразовательной организации включает. Основная образовательная программа - это что? Особенности

Основная образовательная программа - локальный документ, определяющий цели и задачи реализации образовательного процесса, содержание и ступени, планируемые результаты обучения и воспитания детей. Текст программы ориентирован на всестороннее развитие учащихся, формирование общей культуры, а потому служит вектором работы для педагогического коллектива образовательного учреждения. Она:

  • определяет уровень образованности личности;
  • используется в качестве управленческого инструмента;
  • незаменима для аккредитации и лицензирования образовательного учреждения;
  • позволяет установить компетентность и ответственность образовательного учреждения в зависимости от показателей реализации ООП.

Структура основной образовательной программы

В законе «Об образовании» нет строгого определения образовательной программы, однако достаточно точно обозначено ее место в системе российского образования. Этот управленческий образовательно-правовой документ:

  • самостоятельно разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении;
  • формируется на базе государственного стандарта и в соответствии с его требованиями к структуре образовательной программы ;
  • включает требования, следование которым позволит достичь определенного уровня образования и получения соответствующего документа.

В контексте отсутствия нормативной трактовки образовательную программу сопровождает двойственность понятия, которое можно рассматривать в следующих аспектах:

  • по отношению к учащимся - она содержит характеристику планируемых компетенций учеников и систему оценивания образовательных достижений, тогда как методы и формы освоения содержания образовательной программы не должны быть очевидными для школьников;
  • с точки зрения педагога - документ является основой для целеполагания, он характеризует содержание школьного образовательного курса, учебного материала, содержит методическое обеспечение и принципы организации учебного процесса.

Образовательные учреждения реализуют ООП посредством чередования урочной и внеурочной деятельности, порядок и характер которого образовательные учреждения устанавливают самостоятельно. Внеурочная деятельность осуществляется по шести основным направлениям (общекультурное, социальное, оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное и туристско-краеведческое) посредством работы секций и клубов, кружковой работы, конкурсов, викторин, экскурсий, встреч с интересными людьми, краеведческой и проектной деятельности.


Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Больше узнать о программе развития образовательного учреждения помогут статьи электронного журнала "Справочник руководителя образовательного учреждения"



Структура образовательной программы включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный. Документ структурно делится на обязательную часть, составляющую 80 % текста, и факультативную (20 %), составляемую участниками образовательного процесса.

Целевой раздел Это вводный раздел ООП, которые определяет цели и задачи документа и образовательно-воспитательной деятельности в целом. Он включает пояснительную записку, планируемые результаты и систему оценки результатов учебно-воспитательной деятельности.
Содержательный

Является основным разделом, определяя содержание основного общего образования и то, что входит в образовательную программу . В нем обозначаются механизмы и общие рамки реализации образовательного процесса, указывается:

  • программа развития УУД у учеников с учетом формирования необходимых компетенций и задействования различных видов деятельности;
  • программы всех учебных предметов, включая интегрированные;
  • программа коррекционной работы;
  • программа социализации и воспитания по профориентации, социализации, духовно-нравственному развитию, безопасному образу жизни, формированию культуры здоровья и экологии.
Организационный Заключительный раздел, содержащий практическую информацию: систему условий реализации ООП по ФГОС и учебный план.

Школьная образовательная программа традиционно рассматривается в научно-методическом и нормативно-правовом аспектах и представляет собой обобщенный нормативный документ, положения которого должны в обязательном порядке исполняться. В таком ключе в структуре образовательной программы содержится внутренний образовательный стандарт, который устанавливает важность развивающей направленности учебного процесса и включения в него многочисленных компонентов. Она разрабатывается представителями школьного педколлектива с учетом особенностей ученического и педагогического контингента, согласно требованиям главных потребителей образовательных услуг - детей и их родителей - на базе федеральных стандартов.

Опытные методисты напоминают, что:

  1. Объем образовательной программы не регламентируется требованиями ФГОС, а потому может быть произвольным и достаточным для раскрытия сути трех основных разделов.
  2. Авторами основной образовательной программы могут быть администрация и работники учреждения (к составлению текста ООП допускается привлечение всех заинтересованных лиц, включая родителей учеников и самих учащихся). Разработкой и утверждением программы занимается руководитель ОУ совместно с советом школы, тогда как учителя на базе образовательной программы составляют рабочие, планируя учебный процесс.
  3. Составляя ООП на базе примерной программы, разработчики должны соотносить приоритеты деятельности, характеристику педколлектива и учеников, кадровые и материально-технические условия, цели и задачи со спецификой конкретного образовательного учреждения, для которого составляется документ.

Основная образовательная программа школы - главный и даже стратегический документ, от которого существенно отличается программа развития - перспективный план, определяющий целеполагание ОУ. ООП же является текущим планом, демонстрирующим текущее состояние школьной образовательной системы,а если опирается на педагогические инновации, тогда она носит инновационный характер.

Работая над структурой основной образовательной программы , следует помнить, что:

  • при написании текста ООП важно учитывать особенности своей школы, а не бездумно переписывать содержание примерной программы, дублируя не только формулировки, но также цели и задачи, которые должны быть максимально адаптированы к реалиям ОУ;
  • особое значение имеет преемственность ступеней образования, которая должна находить отражение в документе;
  • каждую новую программу от предыдущей должна отличать инновационная составляющая, новизна, обуславливающая ее актуальность;
  • к каждому разделу необходимо характеристику, указав ответственных исполнителей, сроки и задачи;
  • программа должна быть написана точным и грамотным языком и изложена понятными для педагогов формулировками (поскольку текст пишется не для проверяющих органов, а для учителей, стоит отказаться от чрезмерного количества канцеляризмов).

Разработка ООП

Работа над созданием основной образовательной программы ведется по нескольким направлениям:

    • нормативное обеспечение - изучение примерной ООП, обеспечение соответствия положений основной образовательной программы требованиям ФГОС и школьной нормативной базы, обозначение перечня учебных пособий и учебников, которые будут рекомендованы документом (при необходимости осуществляется корректировка программы развития школы);
    • организационно-содержательное обеспечение - создание и утверждение плана-графика работы над ООП, формирование рабочей группы, анализ содержания основной образовательной программы , которая реализуется в данный момент, координирование деятельности субъектов учебного процесса, планирование ресурсного обеспечения, привлечение органов госуправления;
    • финансово-экономическое обеспечение - корректировка Положения о системе охраны труда, составление плана финансово-хозяйственной деятельности, локальных актов, устанавливающих объем заработной платы, заключение допсоглашений к трудовым договорам с педагогами;
    • кадровое обеспечение - проверка соответствия должностных инструкций требованиям ФГОС, формирование плана-графика повышения квалификации педработников, плана проведения научно-методических семинаров, обучение сотрудников ИКТ-технологиям (допускается система поощрения и поддержки инициативных педагогов);
  • методическое обеспечение - планирование методической работы, направленной на реализацию ФГОС, изучение и создание методического сопровождения рабочих учебных программ, внедрение изменений в план внутришкольных научно-методических семинаров, организация экспериментальной и инновационной деятельности;
  • информационное обеспечение - работа по обновлению (редизайну) школьного сайта для более точного информирования общественности о результатах деятельности, изучение мнения родителей, утверждения локальных актов, регулирующих публичную отчетность;
  • материально-техническое обеспечение - обеспечение образовательного процесса необходимым оборудованием и оснащением (вспомогательными и интернет-ресурсами), разработка локальных актов, регламентирующих требования к школьной инфраструктуре.

Права и обязанности разработчиков ООП

Работа над ООП - это не точечный процесс, а непрерывная система действий. Поскольку особое значение придается скоординированности усилий всех участников образовательного процесса, именно от них зависит и его результативность.

Требования к структуре образовательной программы

Стандарт последнего поколения на первое место выносит достижение не предметных, а компетентностных результатов, потому основой разработки современных образовательных программ становится метапредметный подход, интегрирующий школьное образование, дополнительное и саморазвитие в социальный и прикладной опыт учащихся.

Основная образовательная программа в школе разрабатывается на базе примерной. В построении документа особое значение приобретает оценка образовательных результатов в целом в контексте возрастных особенностей, социализации и метапредметных компетенций школьников. С этой целью при формировании образовательной программы образовательная организация использует технологии рефлексивного, исследовательского и проектного обучения, учитывает технологии консультирования, тьюторской поддержки учащихся.

Целевой раздел ООП: требования к составлению программы

Первый раздел программы содержит три главных составляющих.

    1. Пояснительная записка дает общую характеристику программы, раскрывает новизну и актуальность документа, цели и задачи ООП, связывая их с требованиями стандарта, ключевые подходы к осуществлению программы. Важно обосновывать целевую направленность документа фактами, давать выдержки из нормативных актов и ФГОС, чтобы избежать формальных рассуждений и пустых формулировок.
  1. Планируемые результаты освоения ООП должны быть взаимосвязаны с нормами ФГОС, системой оценки результатов и характером образовательного процесса в выбранном учебном заведении. Этот блок текста служит критериальной и содержательной основой для создания рабочих программ учебных дисциплин и курсов внеурочной деятельности, а потому должен быть предельно четким и лаконичным, опираясь на нормативную базу и ФГОС. Важно соответствие возрастным особенностям детей и специфике образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении.
  2. В структуре ООП особое место занимает система оценки планируемых результатов, конкретизирующих и уточняющих те компетенции, которых должны достичь учащиеся по завершению школьного курса обучения. То, насколько были достигнуты запланированные результаты, отражается на оценке результатов работы педагогов, школы и системы образования в целом. Система оценки описывает организацию и реализацию промежуточной, государственной аттестации и итогового оценивания по предметам и позволяет:
  • направлять учебный процесс на воспитание и духовно-нравственное развитие детей;
  • акцентировать оценочную деятельность на разных аспектах и направлениях, характеризуя суть, процедуру, форму представления и объект оценивания;
  • осуществлять комплексный аналитический подход, оценивая личностные, метапредметные и предметные результаты в динамике в процессе освоения ООП;
  • задействовать комплекс аналитических методов, взаимодополняющих друг друга;
  • использовать результаты освоения детьми ООП для анализа эффективности работы образовательного учреждения.

Содержательный раздел ООП: структура и характеристика

Во втором разделе документа содержатся положения, позволяющие достичь всестороннего развития личности ребенка. Для этого в тексте дается дается характеристика работы учреждения по пяти образовательным областям, перечисляются вариативные способы и методы реализации ООП, ориентированные на индивидуальные и возрастные особенности детей, и принципы коррекционной работы.

В этот раздел авторы вносят всю необходимую по их мнению информацию касательно стимулирования детской образовательной инициативы, культурных практик, внедрения различных видов деятельности, взаимодействия с семьями учащихся и прочих аспектов. Разработчики программы учитывают социокультурные и национальные условия, потребности и интересы учеников, традиции образовательного учреждения, потому в него могут быть включены адаптационные механизмы и методы формирования условий для обучения детей с ОВЗ, принципы проведения коррекционных занятий.

Программа развития универсальных учебных действий - реализует системно-деятельностный подход и позволяет достигать метапредметных и личностных результатов. Она направлена на проектную и исследовательскую деятельность, повышение эффективности усвоения знаний, профориентацию и социальное проектирование. Примерная структура программы формирования УУД выглядит следующим образом:

  1. актуальность программы и ее место среди других ООП;
  2. нормативно-правовая база вопроса;
  3. ценностные ориентиры и задачи документа;
  4. характеристики и функции УУД;
  5. связь универсальных учебных действий с содержанием учебных дисциплин;
  6. типовые задачи и преемственность программы при переходе на следующую ступень общего образования.

Программы учебных предметов и курсов , которые позволяют в полной мере освоить содержание основного общего образования. Эти документы разрабатываются с учетом требований к освоению ООП и становятся частью основной программы. Структура программ отдельных учебных предметов:

  1. пояснительная записка и общая характеристика курса или предмета;
  2. описание курса в учебном плане и учебного предмета в системе среднего образования;
  3. компетенции учащихся, предметные, личностные и метапредметные результаты освоения;
  4. содержание учебного курса, предмета;
  5. тематическое планирование, учитывающее различные виды деятельности;
  6. необходимое кадровое, материально-техническое и учебно-методическое обеспечение;
  7. планируемые результаты.

Программа социализации и воспитания опирается на национальные и общекультурные ценности (мир, семья, гражданственность, дом, наука, здоровье, природа, искусство) и направлена на получение детьми социального опыта, понимания социальных ролей, норм общественной морали, формирование готовности к выбору профессии, получение установок для ведения здорового образа жизни, экологической культуры.

Программа коррекционной работы - призвана обеспечивать коррекцию недостатков физического и психического развития учащихся с ОВЗ, помогать в преодолении трудностей, поддерживать детей, которые нуждаются в помощи. Она направлена на определение особых образовательных потребностей детей и их интеграцию в образовательной процесс учреждения, осуществление комплексного подхода к психолого-медико-педагогическому сопровождению детей, формирование необходимых условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ, обеспечение их необходимыми учебно-методическими средствами, специальными программами. Содержание программы коррекционной работы:

  1. цели и задачи коррекционной работы;
  2. список и содержание направлений работы, индивидуализированных и ориентированных на удовлетворение потребностей детей с ОВЗ;
  3. система психолого-медико-социального сопровождения;
  4. методики воздействия с учетом привлечение медработников, психологов, социальных педагогов и других специалистов;
  5. планируемые результаты освоения программы.

Организационный раздел ООП: структура документа

Поскольку организационный раздел программы определяет механизмы реализации всех компонентов ООП, в нем отражается практико-деятельностный подход. Третий раздел программы содержит учебный план учреждения и описание системы условий, необходимых для его реализации.

Новые возможности для карьерного роста

Для грамотного и эффективного управления образовательным учреждением рекомендуем пройти обучение по

За прохождение - диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Учебный план - инструмент реализации требований ФГОС, который регламентирует объем аудиторной нагрузки, структуру и перечень обязательных учебных дисциплин. Важно подчеркнуть, что в структуре образовательной программы может быть не один, а несколько учебных планов (общий и индивидуальные), число которых зависит от контингента образовательного учреждения и потребностей детей, поскольку учебный план школы должен обеспечивать образовательные потребности всех учащихся.

В учебный план входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы:

  • филология (русский язык, родной язык, литература, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык);
  • общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география);
  • математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика);
  • основы духовно-нравственной культуры народов России;
  • естественно-научные предметы (физика, биология, химия);
  • искусство (изобразительное искусство, музыка);
  • технология (технология);
  • физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности).

Срок освоения ООП составляет 5 лет, за время которых должно быть проведено от 5267 до 6020 учебных занятий.

В календарном учебном графике чередуется урочная и внеурочная учебная деятельность и плановые перерывы (каникулы). В нем указываются даты начала и завершения учебного года, его продолжительность, каникулярные периоды, сроки проведения промежуточных аттестаций.

Помимо плана урочной деятельности в структуре ООП должен содержаться план внеурочной деятельности, учитывающий потребности и индивидуальные особенности школьников. Дети принимают участие во внеурочной деятельности, которая реализуется по пяти основным направлениям, исключительно на добровольных началах. Учащимся предлагаются занятия в секциях и клубах, кружковая работа, исследовательская деятельности, военно-патриотические объединения, социальные акции, экскурсии и прочее. В документе отражают перечень и структуру направлений работы, механизмы организации, объем внеурочной деятельности с учетом интересов учащихся.

За 5 лет обучения в плане внеурочной деятельности должно быть не более 1750 часов.

Система условий реализации ООП работает на достижение планируемых результатов при учете организационной структуры ОУ и его локальных нормативных актов. В этом подразделе отражают:

  • имеющиеся в школе материально-технические, кадровые и информационно-методические условия;
  • характеристику и обоснование требуемых изменений уже сложившихся условий;
  • принципы достижения целевых ориентиров;
  • дорожную карту формирования обновленных условий;
  • принципы контроля.

Проблемы проектирования основной образовательной программы

Основная образовательная программа образовательного учреждения - документ, который объединяет различные программы воспитания и освоения учебных предметов, социализации, коррекционной работы, развития универсальных учебных действий. Проектируя структуру образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС , разработчики учитывают программно-методическое обеспечение учебного процесса и ориентируются на компетентностную модель выпускника средней школы.

При этом ответственные за разработку документа педагоги нередко сталкиваются с неготовностью и отсутствием должной мотивации для проектирования ООП, а потому вынуждены действовать по привычной для администрации и педколлектива модели, не учитывая или не в полной мере учитывая интересы других участников образовательного процесса, включая учащихся и их родителей.

Немало педагогов отмечают наличие затруднений с проектированием каждого из трех разделов программы:

  • непросто сформулировать цели и задачи документа, разработать систему мониторинга достижения планируемых результатов;
  • учителя затрудняются с точным определением планируемых метапредметных и личностных результатов, поскольку зачастую они формулируются весьма условно;
  • проблемы возникают с проектированием учебных планов для школьников с особыми индивидуальными потребностями.

Поскольку проектирование ООП на уровне школ осуществляется с нарушениями или вызывает серьезные затруднения, целесообразнее выбрать готовую примерную ООП из госреестра и адаптироваться ее для конкретного образовательного учреждения. Однако и в этом случае на администрацию школы возлагается большая ответственность, поскольку выбору примерной программы должна предшествовать профессионально-общественная экспертиза и тщательное изучение. Директору школы следует оценить кадровые, материально-технические, методические, нормативно-правовые и информационные ресурсы, которые потребуются для реализации выбранной программы.

Привлекая к обсуждению примерной ООП не только коллег-педагогов, но и родителей учеников, директору важно быть готовым к разнице восприятия документа и критериев выбора. Если родители руководствуются доступностью программы для понимания ребенком, соответствием его психолого-физиологическим возможностям, отсутствием негативного влияния на здоровье ввиду переутомления, то учителя акцентируют внимание на степени сложности обучения программе со стороны педагога и освоения программы учениками, соответствии текста возможности достижения планируемых результатов, наличие апробированной системы оценки результатов. Учитывая требования к структуре ООП и специфику ее реализации, администрации школы необходимо взвесить:

  • есть ли в школе научно-методическая литература, инструкции и регламенты, которое позволят успешно адаптировать текст примерной программы для конкретного ОУ;
  • насколько информационно-техническое и материальное обеспечение школы соответствует требуемому по программе;
  • готов ли педколлектив к реализации выбранной ООП, насколько его квалификационный уровень соответствует требованиям программы.

После разработки и утверждения ООП учительский коллектив школы должен принять участие в формировании учебного плана, достигнув желаемых межпредметных связей, целостности содержания образовательного процесса и создания единого учебно-методического пространства. При этом осуществляется соотнесение имеющейся учебно-методической и материально-технической базы требуемой с последующим приобретением необходимых пособий и оборудования.

Образовательные программы определяют содержание образования.

Образовательная программа, разрабатываемая на базе федерального образовательного стандарта (образовательного стандарта), представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации. Комплекс вышеупомянутых характеристик представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (ст. 2 п. 9 комментируемого Закона).

В ст. 3 комментируемого Закона среди основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования закреплен гуманистический характер образования. В соответствии с этим принципом законодатель в ч. 1 комментируемой статьи установил, что содержание образования должно содействовать «взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями»

Что касается содержания профессионального образования и профессионального обучения, то оно должно обеспечивать получение квалификации - уровня знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующего подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

Законодательство разделяет образовательные программы на основные и дополнительные в зависимости от уровня образования, на котором эти программы реализуются.

Основные образовательные программы (ООП) реализуются по уровням общего и профессионального образования, а также по профессиональному обучению.

Дополнительные образовательные программы реализуются по дополнительному образованию.

Система образовательных программ может быть представлена следующим образом.

Образовательные программы в Российской Федерации

1. Основные образовательные программы

1.1. Основные общеобразовательные программы:

1.1.1. образовательные программы дошкольного образования;

1.1.2. образовательные программы начального общего образования;

1.1.3. образовательные программы основного общего образования;

1.1.4. образовательные программы среднего общего образования.

1.2. Основные профессиональные образовательные программы:

1.2.1. образовательные программы среднего профессионального образования

1.2.1.а. программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих;

1.2.1.б. программы подготовки специалистов среднего звена;

1.2.2. образовательные программы высшего образования:

1.2.2.а. программы бакалавриата;

1.2.2.б. программы специалитета;

1.2.2.в. программы магистратуры;

1.2.2.г. программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);

1.2.2.д. программы ординатуры;

1.2.2.е. программы ассистентуры-стажировки.

1. 3. Основные программы профессионального обучения :

1.3.1. программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих;

1.3.2. программы переподготовки рабочих, служащих;

1.3.3. программы повышения квалификации рабочих, служащих.

2. Дополнительные образовательные программы

2.1. Дополнительные общеобразовательные программы :

2.1.1. дополнительные общеразвивающие программы;

2.1.2. дополнительные предпрофессиональные программы.

2.2. Дополнительные профессиональные программы:

2.2.1. программы повышения квалификации;

2.2.2. программы профессиональной переподготовки.

По общему правилу, организация, осуществляющая образовательную деятельность, самостоятельно разрабатывает и утверждает свои образовательные программы.

Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования (ч. 6 комментируемой статьи).

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОСами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (ч. 7 комментируемой статьи).

Из этого правила законодательно закреплено исключение, предусмотренное для образовательных организаций высшего образования, имеющих право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты. Такие организации разрабатывают образовательные программы высшего образования самостоятельно на основе собственных образовательных стандартов.

Перечень образовательных организаций, наделенных таким правом, установлен ч. 10 ст. 11 комментируемого закона. В него включены:

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет;

Образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет»;

Образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет»;

Федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента РФ (Указ Президента РФ от 9 сентября 2008 г № 1332 «Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования»).

Как уже отмечалось, образовательная организация формирует свою образовательную программу на базе ФГОС и учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Под примерной основной образовательной программой понимается учебно-методическая документация, определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.

В состав такой учебно-методической документации входят:

Примерный учебный план,

Примерный календарный учебный график,

Примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

Примерные программы разрабатываются по:

основным общеобразовательным программам :

Образовательным программам дошкольного образования;

Образовательным программам начального общего образования;

Образовательным программам основного общего образования;

Образовательным программам среднего общего образования;

основным профессиональным образовательным программам:

- образовательным программам среднего профессионального образования (программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программам подготовки специалистов среднего звена);

Образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки);

Основным образовательным программам в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ утверждается Министерством образования и науки РФ (Приказ Минобрнауки России от 28 мая 2014 № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ») .

Проекты примерных основных общеобразовательных программ разрабатываются по заказу Минобрнауки России. Они направляются разработчиками для организации проведения экспертизы в федеральное учебно-методическое объединение по общему образованию (УМО по общему образованию), создаваемое Минобрнауки России. В случае если федеральное УМО является разработчиком проекта примерной основной общеобразовательной программы, то оно самостоятельно организует проведение экспертизы проекта примерной основной общеобразовательной программы.

К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Примерные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации в соответствии с ее внутренними установлениями.

Проекты примерных основных профессиональных программ направляются разработчиками для организации проведения экспертизы в учебно-методические объединения в системе профессионального образования.

Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. К таким федеральным органам исполнительной власти относятся Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков и т. д. В соответствии с Федеральным законом от 4 июня 2014 г. № 145-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации» к числу таких органов будет отнесен Следственный комитет РФ.

Разработку примерных программ ассистентуры-стажировки обеспечивает Министерство культуры РФ, а обеспечение разработки примерных программ ординатуры возлагается на Министерство здравоохранение РФ.

В соответствии с ч. 10 комментируемой статьи примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Содержащаяся в этом реестре информация является общедоступной.

Организации, которым предоставляется право ведения реестра, устанавливаются Министерством образования и науки РФ.

Ведение реестра осуществляется оператором путем:

Внесения в реестр реквизитов решения об одобрении примерной программы, реквизитов решения о переводе примерной программы в раздел архива, по которой принято такое решение;

Технического обеспечения функционирования реестра;

Автоматизированной обработки информации, содержащейся в реестре;

Предоставления доступа к примерным программам, содержащимся в реестре;

Обеспечения сохранности информации, содержащейся в реестре;

Обеспечения защиты информации, содержащейся в реестре.

Примерная программа после одобрения направляется Министерством образования и науки РФ или учебно-методическим объединением в системе профессионального образования оператору, который и размещает программу в реестре.

Лябипова Ляйсан
Разделы основной образовательной программы начального общего образования СОШ

Разделы основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Троицкая СОШ

Целевой раздел :

1. пояснительная записка;

2. планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы ;

3. система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования .

4. программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования ;

5. программа отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;

6. программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования ;

7. программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни ;

8. программа коррекционной работы.

Организационный раздел :

9. учебный план начального общего образования ;

10. план внеурочной деятельности;

9. система условий реализации в соответствии с требованиями Стандарта.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ .

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Троицкая средняя общеобразовательная школа » реализует на первой ступени образования основную образовательную программу начального общего образования . ООП НОО формировалась исходя из положений Закона Российской Федерации «Об образовании » , где в статье 9 и 32 поясняется, что образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса . Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. ООП ООН обеспечивает право граждан на получение бесплатного начального образования и предназначена для детей с 6,5 лет до 11 лет, которые проживают в селе Троицкое, посёлке Песоченка Чеховского муниципального района Московской области. ООП ООН реализуется на первой ступени обучения :1-4 классы. Продолжительность обучения четыре года.

Целью реализации является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными , государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены :

Личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы , отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской , гражданской идентичности;

Метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) ;

Предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению , а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает :

Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества , инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального состава;

Переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования , определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

Ориентацию на достижение цели и основного результата образования - развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

Признание решающей роли содержания образования , способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

Учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно -воспитательных целей и путей их достижения;

Обеспечение преемственности дошкольного, начального общего , основного общего образования ;

Цель деятельности начальной ступени образования МБОУ Троицкая СОШ –реализация модели школы личностного развития и самосовершенствования и создания определённой системы учебно-воспитательной работы,

Задачи : воспитание и развитие свободолюбивой, талантливой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности, главные направления деятельности которой являются :

Учить мыслить (развитие интеллекта) ;

Воспитывать чувства (формирование нравственных отношений) ;

Укрепление здоровья детей.

ООП НОО включает в себя Базисный учебный план, рабочие программы учебных курсов , предметов и другие материалы, обеспечивающие духовно- нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.

Важнейшей частью основной образовательной программы является Базисный учебный план образовательного учреждения , который содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса . Внеурочная деятельность организуется в кружковой форме с применением таких видов деятельности как : экскурсии, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования.

ООП НОО основывается на следующей совокупности ценностей :

Обеспечение прав и свобод личности;

Выполнение Конвенции о правах ребёнка;

-общечеловеческие ценности ;

Патриотизм, осознание себя жителем России и хранителем её исторического и культурного наследия;

Ориентация на солидарность и сотрудничество с представителями различных культур, жизнь в согласии с собой, с окружающими людьми, с природой в целом.

ООП НОО направлена на удовлетворение потребностей учащихся – в программах обучения , обеспечивающих личное становление, общества и государства - в реализации ФГОС, обеспечивающих гуманистическую ориентацию личности.

ООП НОО строится на основе следующих принципов :

Гуманизация и гуманитаризация;

Индивидуально-личностная ориентация содержания образования ;

Целостность образовательного процесса .

Задачи, достижения запланированных образовательных результатов :

Обеспечивать связь между требованиями стандарта, образовательным процессом и системной оценки результатов освоения ООП НОО;

Обеспечить содержательную и критериальную основу для разработки рабочих программ учебных предметов , системы оценки освоения обучающимися ООП НОО в соответствии с требованиями стандарта.

Этапы реализации ООП НОО.

Этапы реализации ООП НОО строятся в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

1 этап – первое полугодие первого класса.

Цель : обеспечить плавный переход детей от игровой к учебной деятельности, выработка основных правил и норм школьной жизни.

2 этап – второе полугодие первого класса - первое полугодие четвёртого класса.

Цель : конструирование коллективного «инструмента» учебной деятельности в учебной общности класса.

3 этап - второе полугодие четвёртого класса.

Цель : рефлексия общих способов действия учащихся, формирование основ умения учиться .

Организация годового цикла образовательного процесса состоит из трёх фаз учебного года :

1 фаза (сентябрь) - фаза совместной постановки задач учебного года (фаза «запуска» ). 2 фаза (октябрь- апрель) - фаза совместной постановки и решения задач учебного года. 3 фаза (апрель-май) - рефлексивная фаза учебного года.

Образовательное пространство МБОУ Троицкая СОШ представлено урочной и внеурочной деятельностью обучающихся. Основной формой организации обучения является урок. В условиях урочного пространства через урок, учебное занятие и модуль реализуются три направления деятельности : а) учебная; б) учебно-исследовательская; в) учебно-проектная. В образовательный процесс включаются следующие формы учебной деятельности :

Урок (форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач) ;

Учебное занятие (форма учебной деятельности для построения индивидуального детского действия);

Консультативное занятие (форма учебной деятельности по разрешению проблем младшего школьника) ;

Домашняя самостоятельная работа (форма учебной деятельности по построению индивидуальных образовательных маршрутов ).

Предметное содержание образования реализуется через :

- основные способы учебной деятельности;

Систему предметных знаний и умений;

Учебное сотрудничество;

Контрольно- оценочные действия младших школьников.

Особенностью использования педагогических технологий является направленность на развитие познавательного интереса обучающихся, формирование универсальных учебных действий, проявление творческих возможностей, развитие коммуникативной культуры.

Ведущие образовательные технологии :

Игровые технологии;

Диалоговые технологии;

Групповые технологии организации учебного процесса;

Технологии проблемно- творческого обучения;

Проектная деятельность;

Участие детей в школьных, районных олимпиадах, конкурсах.

Использование подобных технологий создаёт базу для продолжения образования в основной школе . Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определены в соответствии с действующими санитарными нормами. Кроме того, учтены концептуальные положения используемого в начальной школе учебно-методического комплекта «Школа России» .

Система учебников «Школа России» разработана на основе единых методологических принципов, методических подходов и единства художественно- полиграфического оформления УМК, представляющего собой единую информационно-образовательную среду для начальной школы . В соответствии с требованиями ФГОС предметное содержание, дидактическое и методическое обеспечение системы УМК «Школа России» способствует достижению метапредметных результатов освоения ООП НОО посредством формирования познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться .

Основными характеристиками , достигаемыми на протяжении младшего школьного возраста являются :

Смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому социально организованному обучению (игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития детей, на её базе развиваются важные учебные и компетентности);

Формирование системы учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовывать учебные цели (в процессе их реализации младший школьник учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат);

Выносливость и упорство, позволяющие осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения и длительной сосредоточенности.

Разработанная основная образовательная программа предусматривает :

Достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися ;

Выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему секций, студий и кружков;

Организацию интеллектуальных и творческих соревнований, проектно- исследовательской деятельности;

Использование современных образовательных технологий ;

Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;

Включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия.

Начальное образование в МБОУ Троицкая СОШ создаёт условия для формирования у младших школьников способности к организации самостоятельной учебной деятельности; исследовательского интереса; коммуникативности; ответственности; саморегуляции; уважительного отношения к окружающим, к иной точке зрения, навыков саморорганизации и здорового образа жизни .

Реализацию ООП НОО обеспечивает ряд локальных нормативно-правовых документов :

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ;

Закон Российской Федерации «Об образовании » ;

Конституция Российской Федерации;

Устав образовательного учреждения ;

Свидетельство о государственной аккредитации ОУ;

Лицензия ОУ;

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее - планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу . Они представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования , допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.

Планируемые результаты :

Обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования , уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки;

Являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов , курсов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования .

В соответствии с системно-деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований Стандарта, содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе как задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, так и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.

Иными словами, система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями - познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания того или иного предмета, - овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса . При этом в соответствии с требованиями Стандарта в системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий основой для последующего обучения.

В соответствии с требованиями Стандарта структура планируемых результатов строится с учётом необходимости :

Определения динамики картины развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы - зоны ближайшего развития ребёнка;

Определения возможностей овладения учащимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данного предмета;

Выделения основных направлений оценочной деятельности - оценки результатов деятельности систем образования различного уровня , педагогов, обучающихся.

С этой целью в структуре планируемых результатов по каждой учебной программе (предметной, междисциплинарной) выделяются следующие уровни описания.

Цели, ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы .

Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, представлены в первом, общецелевом блоке , предваряющем планируемые результаты по отдельным разделам учебной программы . Этот блок результатов описывает основной , сущностный вклад данной программы в развитие личности обучающихся, в развитие их способностей; отражает такие общие цели образования , как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование определённых познавательных потребностей обучающихся.

Оценка достижения этих целей ведётся в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации, а полученные результаты характеризуют деятельность системы образования на федеральном и региональном уровнях.

Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала.

Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу учебной программы . Они ориентируют пользователя в том, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников. Критериями отбора данных результатов служат : их значимость для решения основных задач образования на данной ступени , необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством обучающихся, как минимум, на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся. Иными словами, в эту группу включается система таких знаний и учебных действий, которая, во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и , во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя в принципе может быть освоена подавляющим большинством детей.

Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы (с помощью накопительной оценки, или портфеля достижений, так и по итогам её освоения (с помощью итоговой работы) . Оценка освоения опорного материала на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся, ведётся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, соответствующих зоне ближайшего развития, - с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.

Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета.

Планируемые результаты, описывающие указанную группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу примерной программы учебного предмета и выделяются курсивом. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей. В повседневной практике обучения эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий для обучающихся, так и в силу повышенной сложности учебного материала или его пропедевтического характера на данной ступени обучения. Оценка достижения этих целей ведётся преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. Частично задания, ориентированные на оценку достижения этой группы планируемых результатов, могут включаться в материалы итогового контроля. Основные цели такого включения - предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения. В ряде случаев учёт достижения планируемых результатов этой группы целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать посредством накопительной системы оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки.

Подобная структура представления планируемых результатов подчёркивает тот факт, что при организации образовательного процесса , направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.

На ступени начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения :

Двух междисциплинарных программ - «Формирование универсальных учебных действий» и «Чтение. Работа с текстом» ;

программ по всем учебным предметам - «Русский язык» , «Литературное чтение» , «Иностранный язык» , «Математика» , «Окружающий мир» , «Основы религиозных культур и светской этики» , «Музыка» , «Изобразительное искусство » , «Технология» , «Физическая культура» .

Формирование универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты)

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться .

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение. В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты - тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ТОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ

КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ

РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Составители:

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона РФ «Об образовании» единственным официальным нормативным документом в общеобразовательном учреждении, определяющим содержание образования определенного уровня и направленности, является основная образовательная (общеобразовательная) программа (далее – ООП) ступени образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Основная образовательная программа (ООП) – это документ, в котором фиксируется и аргументировано представляется цель учебного процесса, тематический и учебный планы, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов в условиях конкретного образовательного учреждения.

Уровень образовательной программы – это показатель её полноты и качества в создании условий для достижения личностью определённого уровня образованности, системной организованности образовательного процесса в учреждении по обеспечению всего спектра условий освоения обучающимися всех уровней образованности.

Направленность образовательной программы – это обобщенное определение результата, от которого зависит её содержание, методы, технологии, формы организации образовательного процесса. Обязательный минимум содержания каждой основной образовательной программы устанавливается соответствующим образовательным стандартом.


В соответствии с п.5 ст.14 Закона РФ «Об образовании» содержание образования в конкретной школе определяется ООП (образовательными программами ступеней), которая разрабатывается и реализуется школой самостоятельно.

Анализ концептуальных подходов к разработке ООП для учреждений общего образования (на основе нормативно-правовых документов и научно-методических разработок) выявил следующие важные положения:

· основная образовательная программа ОУ рассматривается (в нормативно-правовом и научно-методическом аспектах) как многофункциональный обобщенный нормативный документ, обязательный к использованию;

· основная образовательная программа есть внутренний образовательный стандарт, определяющий эффективность образовательной деятельности на основе реализуемого содержания и средств организации работы с детьми;

· основная образовательная программа есть также инструмент управления качеством образования, основание для лицензирования и аккредитации образовательного учреждения, изменения параметров бюджетного финансирования и введения, при необходимости, платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей.

Исходя из вышеизложенного, органы управления образованием определяют качество образования в каждом конкретном учреждении не только по его программе развития , а на основе разрабатываемых и используемых ООП ступеней, отражающих специфику его деятельности.

Основная образовательная программа каждого ОУ специфична, т. к. разрабатывается самими практиками с учётом особенностей социума, запросов родителей и других участников образовательного процесса.

ООП для ОУ, также как и для любого другого учреждения образования есть обязательный к разработке и исполнению нормативный документ. Она же – основание для оценки образовательного процесса.

Наиболее типичные вопросы:

1. Каким должен быть объём образовательной программы?

Объём основной образовательной программы не регламентируется ФГОС.

2. Не получится ли так, что программы школ, составленные на основе Примерной программы, будут как «братья-близнецы»?

Предполагается, что характеристика особенностей ОУ, обоснование и описание «приоритетов, специфики и т. д.», а также «характеристика учащихся, педагогического коллектива, материально-технических условий, концептуальных оснований деятельности» будут представлены в Пояснительной записке к основной образовательной программе. Цели и задачи реализации программы должны соотноситься со спецификой ОУ.

3. Зачем каждому образовательному учреждению нужно составлять примерные программы отдельных учебных предметов? Разве это не нормативные документы?

В приложении к Примерной основной образовательной программе, разработанной на федеральном уровне, будут представлены примерные программы по учебным предметам, на основании которых учителями разрабатываются рабочие программы, курсы и т. д. Примерные программы по учебным предметам носят рекомендательный характер. Разработанные на их основе рабочие программы отражают и учитывают специфику ОУ, обучающихся, условий и т. д., но обязательно должны обеспечивать достижение каждым учеником планируемых результатов и реализацию индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с потребностями обучающихся и их родителей.


4. Кто должен написать основную образовательную программу в школе? В чьи профессиональные обязанности что входит?

Основная образовательная программа ОУ разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно с участием педагогов, обучающихся, родителей, всех заинтересованных лиц.

В соответствии с новым Единым квалификационным справочником (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.01.2001 N 593 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ, РАЗДЕЛ «КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»):

Руководитель образовательного учреждения : «определяет стратегию, цели и задачи развития образовательного учреждения, принимает решения о программном планировании его работы… Совместно с советом образовательного учреждения и общественными организациями осуществляет разработку, утверждение и реализацию программ развития образовательного учреждения, образовательной программы образовательного учреждения, учебных планов, учебных программ курсов, дисциплин, годовых календарных учебных графиков, устава и правил внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения».

Учитель : «планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ ».

Аналогичные обязанности возложены и на других участников образовательного процесса.

Конкретное распределение обязанностей входит в компетенцию ОУ.

5. Чем отличается программа развития от основной образовательной программы школы?

Программа развития не может не касаться главной – образовательной подсистемы школы, но при этом она существенно отличается от другого, также стратегического по своему значению документа – основной образовательной программы школы:

– программа развития, как план перспективный, показывает цели образования и образовательную систему школы в будущем, те цели и ту систему, которая должна быть создана за счёт завтрашних нововведений; ООП, как план текущий, фиксирует цели образования и образовательную систему школы в настоящем, является сегодняшней визитной карточкой образовательной системы школы для её потребителей, заказчиков, родителей, партнёров, конкурентов; при этом, текущая ООП может носить инновационный характер, если она уже сегодня опирается на инновационные психолого-педагогические концепции и модели, культивирует инновационную организационную культуру, ставит новые цели, использует инновационные образовательные технологии в инновационной образовательной среде;

– программа развития рассматривает новшества во всех подсистемах школы, в то время, как для образовательной программы более характерна выраженная доминанта на собственно образовательной подсистеме школы .

Чего нужно избегать?

· Основная ошибка разработчиков в том, что они переписывают почти весь текст содержания примерной основной образовательной программы.

· При написании каждого раздела не учитывают особенности своего образовательного учреждения, копируют формулировки целей и задач, предложенных в примерной программе.

· Планы мероприятий в каждом разделе (подпрограмме) не конкретны, без дат и фамилий исполнителей.

· При написании программы забывают отражать преемственность между ступенями образования.

Помните, что программа пишется для вашего коллектива, учреждения, а не для проверяющих. Пишите её ясным, точным языком. Но не забывайте, что данная образовательная программа должна отличаться от предыдущих своим инновационным содержанием в соответствии с ФГОС.

§ планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

§ учебный план начального общего образования;

§ программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

§ программы учебных предметов, курсов;

§ программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

§ программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

§ система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Пояснительная записка

Пояснительная записка является системообразующим элементом ООП и должна раскрывать (ФГОС, п.19.1):

· цели реализации ООП НОО , конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися ООП НОО;

· принципы и подходы к формированию ООП НОО и состава участников образовательного процесса конкретного ОУ;

· общую характеристику ООП НОО.

1. Нормативно-правовая база ООП НОО

Основная образовательная программа начального общего образования (далее – Программа) МОУ СОШ № _____ является основным нормативным документом в ОУ, определяющим содержание образования на начальной ступени и разработана с учётом требований следующих нормативных документов:

§ Закон РФ «Об Образовании»

§ Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении»

§ Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002г. №44 о введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02»

§ Федеральный государственный образовательный стандарт

§ Устав ОУ №___

§ Правила внутреннего распорядка ОУ № ___

Другие локальные акты ОУ,

регламентирующие образовательную деятельность

2. Адресность ООП НОО

Программа адресована участникам образовательного процесса МОУ СОШ № ____, к числу которых относятся:

· Педагоги начальной школы;

· Родители обучающихся 1-4 классов;

· Дети, школьного возраста, принятые в 1 – 4 класс МОУ СОШ № ____;

· Представители общественности, являющиеся членами Управляющего совета и других выборных органов ОУ.

Функции, права и обязанности участников образовательного процесса закреплены в локальных актах ОУ (Уставе школы, Положении о родительской общественности, Положении об Управляющем совете и т. д.)

3. Принципы реализации Программы

Основными принципами реализации Программы являются:

· предоставление равных возможностей…

· открытость образовательного пространства…

· первостепенность интересов обучающихся…

· свобода выбора для обучающихся (темпа учения, уровня выполняемых заданий…)

4. Цели и задачи.

Цели и задачи ступени школьного образования формулируются на основе целей начального образования, заложенных в ФГОС НОО и с учетом местных (национальных, региональных) особенностей . Кроме этого, образовательное учреждение вправе самостоятельно к заданным целям добавить собственные цели, которые формулируются под запрос родителей конкретного образовательного учреждения.

Задачи необходимо рассматривать как условия достижения конкретных целей.

5. Образовательно-развивающая среда

Для осуществления целей Программы сформирована необходимая образовательно-развивающая среда, включающая в себя ресурсы школы, микрорайона и т. д.

(Подробный перечень или схема)

6. Условия реализации программы

Для реализации программы в ОУ созданы следующие условия:

кадровые (квалификация, опыт, повышение квалификации, победители профессиональных конкурсов , участие в проектах, грантах и т. п.);

материально-технические (помещения и оборудование);

информационные (обоснованное и эффективное использование информационной среды (локальной среды, сайта, цифровых образовательных ресурсов, мобильных компьютерных классов, владение педагогогами ИКТ-технологиями) в образовательном процессе).

Учебно-методическое обеспечение ОП (обоснование использования списка учебников для реализации задач ООП; наличие и оптимальность других учебных и дидактических материалов, включая цифровые образовательные ресурсы, частота их использования учащимися на индивидуальном уровне).

Санитарно-гигиенические (соответствие условий физического воспитания гигиеническим требованиям; обеспеченность горячим питанием; наличие лицензированного медицинского кабинета; расписание учебных занятий, учебный план, учитывающий разные формы учебной деятельности и полидеятельностное пространство).

7. Режим работы ОУ и особенности организации учебного процесса

График учебного времени и времени отдыха; одна-две смены и проч.

Планируемые результаты

освоения обучающимися

начального общего образования

Данный раздел целесообразно посвятить описанию планируемых результатов начального образования, ожидаемых в конкретном ОУ.

Планируемые результаты должны соотноситься с целями, сформулированными ОУ в разделе «Пояснительная записка».

Необходимо отметить, что в новом ФГОС НОО результат образования имеет три составляющих:

· предметные результаты – освоенный обучающимися опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Эта группа результатов прописывается через блоки «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» для каждой учебной программы.

· метапредметные результаты – освоенные обучающимися УУД, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться , и межпредметные понятия;

· личностные результаты готовность и способность обучающихся к саморазвитию , сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

Данный раздел предполагает наличие портрета выпускника начальной ступени общеобразовательной школы.

Учебный план

начального общего образования

Стандартом НОО право распределения часов внутри учебного плана на учебные дисциплины , модули, на классы и по учебным неделям передается непосредственно образовательному учреждению.

Формирование учебного плана – самый ответственный этап разработки программы, так как в стандарте определено только общее (на четыре года) количество часов, отведённых на учебную и внеурочную деятельность . Учебный (образовательный) план может определять:

· перечень предметных областей: филологию, математику, окружающий мир; искусство и культуру; здоровье и технологию (состав и структуру обязательных предметных областей);

· перечень компонентов внеучебной образовательной деятельности, организованных в разных формах (клубная, студийная, секционная, кружковая, проектная деятельность и др.) за пределами урочных занятий, с указанием объемов за учебный год и возрастов (годов обучения) учащихся;

· соотношение между обязательной частью, которая составляет 80% от общего нормативного времени, отведенного на предметную область, и частью, формируемой ОУ, которая составляет 20% от общего нормативного времени, отведенного на образовательную область. Часть, формируемая ОУ, предоставляет возможность расширения отдельных учебных курсов (дисциплин), модулей обязательной части образовательной области иди добавления новых с учетом интересов и склонностей учащихся, национально-региональных особенностей; мнений их родителей (законных представителей) и педагогических работников. В данную часть входит и внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т. д.). Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении. Общеобразовательные учреждения предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленны на их развитие;

· максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся;

· вариант индивидуального учебного плана для одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Целесообразно основную образовательную программу реализовывать в рамках пятидневной учебной недели, предусмотрев возможность шестого дня недели (по желанию родителей), для реализации в субботу (или в другой день недели) дополнительной образовательной программы или внеурочных форм организации образовательного процесса в рамках основной образовательной программы.

Программа формирования

универсальных учебных действий

у обучающихся на ступени начального

общего образования

Овладение ребенком УУД означает формирование «умения учиться», т. е. способности к самостоятельному добыванию и усвоению новых знаний и умений, и его коммуникативную компетентность.

Программа формирования универсальных учебных действий для начального общего образования устанавливает ценностные ориентиры начального образования; определяет понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте; выявляет связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; определяет условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию.

Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. В данном разделе необходимо показать связь универсальных учебных действий с содержанием конкретных учебных предметов.

Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.

· Место Программы формирования УУД среди других подпрограмм ООП НОО;

· Нормативно-правовая и документальная основа;

· Описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования;

· Понятие, функции, состав и характеристики УУД;

· Связь УУД с содержанием учебных предметов;

· Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

· Обеспечение преемственности программы формирования УУД при переходе на новую ступень общего образования.

Программа духовно-нравственного развития

и воспитания обучающихся на ступени

начального общего образования

Программа подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования , традиционными религиозными и другими общественными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов.

Программа духовно-нравственного развития ОУ должна содержать теоретические положения и методические рекомендации по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона.

Разделы программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

2. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

3. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

5. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся

6. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа формирования культуры

здорового и безопасного образа жизни

Разработка программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, а также организация всей работы по ее реализации должна строиться на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.

Анализ здоровья обучающихся дает возможность для организации здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении. При этом необходимо создание внутришкольной здоровьесберегающей среды, рациональной организации учебного процесса, совершенствование двигательного режима в процессе обучения, физкультурно-оздоровительная работа, работа по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни, организация медицинской помощи и диспансеризации.

Здоровьесберегающая инфраструктура прописывается образовательным учреждением в основной образовательной программе блоком программы, структура которой выглядит следующим образом:

Паспорт программы.

Нормативно-правовая и документальная основа.

Пояснительная записка.

Ожидаемые результаты.

Критерии оценки эффективности оценки ожидаемых результатов.

Форма представления результатов.

В паспорте программы необходимо указать:

1. Заказчика программы.

2. Сроки реализации программы.

5. Источник финансирования, если таковой предусмотрен.

6. Ожидаемые результаты.

В пояснительной записке необходимо дать информационно-аналитическую справку о состоянии здоровья обучающихся. Указать связь с уже существующими программами и отличительные особенности данной программы. Так же в пояснительной записке необходимо прописать базовые теоретические идеи и ключевые понятия.

В разделе «Форма представления результатов» целесообразно представлять ежегодные аналитические отчеты о ходе реализации комплексо-целевой программы, которые покажут качество реализации программы по здоровьесбережению.

Система оценки достижения

планируемых результатов освоения

основной образовательной программы

начального общего образования

Система оценки в условиях личностно-ориентированного образования направлена, прежде всего, на раскрытие личностных качеств каждого ребёнка.

Первые классы – безотметочное обучение с зачётом по каждой теме. Экран (дневник) успеваемости, где отмечаются результаты продвижения в усвоении новых знаний.

Текущий контроль. Поощрение действий ученика. Обучение ученика критериям оценивания собственной работы. Использование взаимопроверки и самопроверки.

Тематический, промежуточный и итоговый контроль. Для оценивания уровня развития ключевых компетентностей (метапредметные результаты) обучающихся используются карты оценки сформированности ключевых компетентностей:

§ на материале решения учебных задач;

§ на материале решения исследовательских и проектных задач;

§ портфолио.

Оценивание проводится на основе описаний (дескрипторов) уровней сформированности отдельных компонентов

Уровни выделяются как этапы/уровни присвоения культурных средств (способов действий):

w 1-й уровень – формальный – освоение внешней стороны образца (алгоритма, правила);

w 2-й уровень – предметный – освоение существенного предметного основания (внутренней формы) способа действия;

w 3-й уровень – функциональный – способность использовать, преобразовывать знание (способ действия) для решения задач в новых условиях, новых структурах действия.

Предметные результаты оцениваются по:

§ владению предметными понятиями и способами действия,

§ умению применять знания в новых условиях,

§ по системности знаний.

Оценка уровня сформированности предметной грамотности проводится по трехуровневым контрольно-диагностическим материалам. 3-й уровень дополнительно диагностируется при выполнении проектных задач и «практик».

Личностные результаты возможно определить через листы наблюдений или портфолио обучающегося (подробно см. «Методические рекомендации», разд. «Новая система оценивания», сайт ТОИПКРО, ссылка ФГОС).

Что означает в контексте Постановления Правительства РФ от 15.08.2013 г. № 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг" реализация услуг не в полном объеме предусмотренными образовательными программами (частью образовательной программы). Что такое часть основной образовательной программы?

Ответ

Частью основной образовательной программы является любой, входящий в нее элемент.

Обоснование

Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в некоторых случаях, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов ( Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Важно видеть отличие образовательной программы и учебного плана:какое количество учебных планов приемлемо в общеобразовательной организации читайте в рекомендации.

Например, ООП делится на общую часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса ( Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Образовательная программа состоит из таких частей как: , и иных компонентов. При этом частью образовательной программы является любой, входящий в нее элемент.

Исполнитель обязан обеспечить заказчику оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами (частью образовательной программы) и условиями договора ( Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706). Это означает, что исполнителем могут оказываться образовательные услуги не только по всей ОП в целом, но и в ее части. Реализация части основной образовательной программы возможна при сетевой форме.

Также будет полезно узнать:

<…>Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких , в т. ч. иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций (). Таким образом, сетевая форма предусматривает использование ресурсов нескольких юридических лиц, в т. ч. не относящихся к сфере образования.<…>

<…>Основными механизмами, обеспечивающими реализацию и использование сетевой формы реализации образовательных программ, являются:

  • договор о сетевой форме реализации образовательных программ между организациями – участниками сетевой формы;
  • совместная разработка и утверждение несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ.<…>

Существенные условия договора о сетевой форме реализации образовательных программ определены в Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, к ним относят:

  • вид, уровень и (или) направленность образовательной программы или ее части, которая реализуется с использованием сетевой формы;
  • статус обучающихся;
  • правила приема на обучение;
  • условия и порядок осуществления образовательной деятельности;
  • порядок реализации образовательной программы;
  • характер и объем ресурсов, которые используют организации-участники;
  • документ об образовании или об обучении и организации, которые выдают эти документы;
  • срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.<…>

При сетевой форме реализации образовательной программы, несколько организаций могут реализовывать одну ОП каждая в своей части. Например, одна организация оказывает услуги по реализации программ по русскому языку и литературе, а другая по всем остальным предметам. При этом обе организации будут реализовывать части одной образовательной программы.