Рефераты Изложения История

Внеурочная деятельность как инновационная составляющая фгос второго поколения. Направления и основные формы реализации внеурочной деятельности Направление кружков по фгос

Материал из Saratov FIO Wiki

Системно-деятельностный подход, положенный в основу ФГОС НОО, предполагает развитие у учащихся универсальных умений и способов деятельности, когда задача педагогов состоит в помощи ребенку в самопознании, самораскрытии, в выработке и развитии способов, позволяющих ему приобрести опыт использования средств развития своей индивидуальности. Естественно, что этот подход должен в полной мере реализовываться и в процессе внеурочной деятельности: не давать ребенку готовую сумму знаний, а ставить его в ситуацию поиска, выбора.

Кроме того, опора на данный подход позволит

Объединить усилия всех участников данного процесса, что будет способствовать повышению его эффективности;

Расширить диапазон воспитательного воздействия на ребенка;

Включить ребенка в целостной интегрированный педагогический процесс;

Оптимально использовать кадровые, материально-технические, финансовые ресурсы учреждения.

В связи с этим роль школы заключается в создании системы благоприятных условий для осуществления такого процесса. Достижение этого связано не только с изменением содержания образования и средств педагогической деятельности, но и со значительной перестройкой всей организации жизни школы, её уклада.

При этом особое внимание необходимо уделять организации второй половины дня, когда открывается простор для педагогического творчества, когда вся деятельность строится исключительно на интересе школьников и их свободном выборе.

Идея организации второй половины дня не нова, она была широко обсуждаема в 70-80-х годах XX столетия и нашла свое подтверждение в научной литературе в работах известных ученых-психологов XX века В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина, которые указывали, что внедрение развивающего обучения наиболее успешно будет протекать при условии:

Многообразия видов деятельности и ее добровольности;

Превращения школы в школу-клуб.

Научным фундаментом организации внеурочной деятельности являются гуманистические идеи педагогики и психологии, теоретические разработки в области развивающего образования, дополнительного образования, педагогики сотрудничества, педподдержки А.Б. Воронцова, О.С.Газмана, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, М.В. Катуновой, С.Э. Каркалиной., Э.Г. Костяшкина, Г.Н.Кудиной,О.Е. Лебедева, З.Н. Новлянской, С.Д.Полякова, В.В.Репина, О.К. Репиной, Н.Л.Селивановой, Г.К.Селевко, В.А.Сластенина, Е.Н.Степанова, А.Н.Тубельского, Т.И.Шамовой, Б.Д.Эльконина и др.

Еще в 70-е годы XX века на практике (М.В. Катунова, С.Э. Каркалина, Э.Г. Костяшкин, А.Н.Тубельский и др.) была подтверждена необходимость, с одной стороны, и эффективность, с другой, организации второй половины дня с использованием различных видов деятельности для успешного развития личности ребенка.

Ребёнок уже с детства знакомится с различными видами деятельности. Он оказывается включенным в разнообразные отношения. Характер этих отношений будет влиять на процесс развития и социализации ребенка, формирования его позиции: позиции потребителя или позиции производителя материальных и духовных благ. Это, по мнению Григорьева Д.В. и Степанова П.В., – стержень социализации личности, показатель его развития и взросления (своими руками сделал поделку для младшего брата, вместе с друзьями сделали подарки для детского дома, ходили в экспедицию по очистке родников, рисовали панно для больницы, подготовили концерт для ветеранов и т.д.).

Процесс воспитания в школьном пространстве, безусловно, непрерывен, но следует различать потенциал урочной и внеурочной деятельности. Основой формирования гражданской позиции и социальной активности может явиться внеурочная деятельность школьников. Она имеет большее, чем урок временное пространство, большее количество субъектов – участников того или иного вида деятельности и несёт в себе приоритет воспитания в человеке тех или иных умений, навыков, личностных качеств.

С точки зрения гражданского, духовно-нравственного воспитания, социализации личности внеурочная деятельность обладает (при определённых условиях) огромным потенциалом, так как ребёнку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно «самовоспитываться» в соответствие со своей шкалой ценностей.

В соответствии с приказом Минобрнауки России от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. 373» внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности :

Спортивно-оздоровительное,

Духовно-нравственное,

Социальное,

Общеинтеллектуальное,

Общекультурное.

Выбор направлений и наполнение конкретным содержанием каждого из направлений находится в компетенции образовательного учреждения.

Обратите внимание!!!

Во многих образовательных учреждениях встречается ошибка при определении направлений.

Например, научно-познавательное, патриотическое, художественно-эстетическое и др. не названы в ФГОС НОО.

Рассмотрим подробнее особенности организации каждого из указанных в ФГОС НОО направления.

Спортивно-оздоровительное направление

Основными целями реализации данного направления являются: способствовать

Освоению младшими школьниками основных социальных норм, необходимых им для полноценного существования в современном обществе (ведение здорового образа жизни, сохранение и поддержание физического, психического и социального здоровья);

Развитию позитивного отношения к базовым ценностям современного российского общества (например, в Саратовской области приоритетными базовыми ценностями являются: патриотизм, семья, здоровье, Отечество и т.д.);

Приобретению школьниками нового ценностно-окрашеного социального опыта, на основе которого они смогли бы в будущем выстраивать собственное социальное поведение.

В процессе реализации данного направления предполагается решение следующих задач: мотивирование школьников к участию в спортивно-оздоровительной деятельности; формирование и развитие детских общностей и коллективов, совместно участвующих в спортивно-оздоровительной деятельности; помощь младшим школьникам в осуществлении ими самостоятельного планирования, организации, проведения и анализа наиболее значимых для них дел и проектов спортивно-оздоровительной направленности.

Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности основывается на принципах: природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотизма, проектности, поддержки самоопределения воспитанника.

Примечание. Для детей младшего школьного возраста Саратовской области наиболее оптимальной является такая форма реализации спортивно-оздоровительной деятельности как туристско-краеведческая подготовка (объединения: «Детский туризм», «Наше здоровье - в наших руках», «Эстафетная подготовка», «Пеший туризм», «Общая физическая подготовка», «Легкая атлетика», «Атлетика и скульптура тела», «Юный путешественник», клуб «Здоровячок»). Кроме этого большой популярностью пользуется сюжетно-ролевая деятельность с максимальным использованием средств физической культуры, например, день дублера. В проведении этого дня могут принимать участие дети из разных объединений, кружков, спортивных секций.

Социальное направление

Существует особый тип результатов образования, связанный с социализацией учащихся. Основным содержанием понимания социализации является перевод младшего школьника в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, разрабатывать проекты преобразования общества. Иными словами речь идет о реализации такого направления внеурочной деятельности как социальное (социальное творчество). Социальное творчество школьников – добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью. Примечание. В Саратовской области данное направление удачно реализуется через детские общественные организации («Синегория», «Родничок», «Лидер» и т.д.), детские объединения (пионеры, скауты, юные инспектора движения, юные друзья пожарных), детские движения (волонтеры).

Наиболее эффективной, из применяемых в этом направлении технологий, можно считать технологию социального проектирования.

Технология социального проектирования легла в основу программы «Гражданин» и включает в себя следующие этапы:

Подготовка учащихся к работе над проектом;

Выбор проблемы;

Сбор информации;

Разработка собственного варианта решения проблемы;

Реализация плана действий участниками команды;

Подготовка к защите проекта. Формирование портфолио;

Презентация проекта;

Рефлексия.

Подробнее с программой «Гражданин» и условиями проведения всероссийской акции «Я – гражданин России» можно познакомиться на сайте Самарского института повышения квалификации и переподготовки работников образования http://www.sipkro.ru .

Кроме этого, к использованию в образовательных учреждениях можно рекомендовать такие технологии как социальная проба и социальная практика.

Общеинтеллектуальное направление

Данное направление может реализовываться через факультативные занятия, кружки познавательной направленности, научные общества обучающихся, интеллектуальные клубы и т.д. Основная цель реализации данного направления: активизация познавательной деятельности обучающихся, создание условий, которые способствуют вовлечению школьников в интеллектуально-творческий процесс, результат которого будет интересен не только самому ребёнку, но и окружающим, воспитание у школьника потребности и привычки к самоотдаче, общественно-полезной работе, насыщенной духовной жизни, умение сочетать свои интересы с интересами коллектива. Примечание. Это направление можно с успехом реализовывать через такие объединения как: «Самый умный», «Самоделкин», «Страна Цифирия», «АБВГДейка» «Экология для младших школьников», и т.д.

Духовно-нравственное направление

В направлении духовно-нравственного развития обучающихся можно выделить следующие составляющие:

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

Воспитание нравственных чувств и этического сознания;

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Цель и задачи духовно-нравственного направления организации внеурочной деятельности обучающихся достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных социальных субъектов: государства, семьи, школы, традиционных религиозных и общественных организаций.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

На основе национального воспитательного идеала формулируется основная цель – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников, приведенных в Концепции, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных ФГОС НОО, определяются общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы:

Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала;

Укрепление нравственности;

Принятие обучающимся базовых национальных ценностей;

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

Осознание ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;

Формирование основ российской гражданской идентичности.

Примечание. В образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования Саратовской области данное направление внеурочной деятельности представлено следующими объединениями: «Основы православной культуры», «Моё право», «Литературное чтение», «Души прекрасные порывы», «Я – гражданин своей страны» и т.д.

Общекультурное направление

Задача общекультурного направления внеурочной деятельности состоит в формировании творчески активной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и других сферах жизни и деятельности. Первые элементарные представления о красоте, аккуратности и чистоте ребенок получает в семье, именно с этого начинается общекультурное воспитание.

У всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе общекультурного воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр, декоративно – прикладное искусство и другие виды художественного творчества.

Задача педагога воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала. Взаимодействие ребенка и любого вида искусства, прежде всего, начинается с восприятия.

Примечание. Педагогам образовательных учреждений можно рекомендовать следующие объединения по реализации данного направления: «Театр «Малышок», «Школа волшебников», Музыкальная студия «Мелодия», фольклорная студия «Ручеек» и т.д.

В приказе Минобрнауки России от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. 373» перечислены формы реализации внеурочной деятельности :

Экскурсии,

Круглые столы,

Конференции,

Диспуты,

Школьные научные общества,

Олимпиады,

Соревнования,

Поисковые и научные исследования,

Общественно полезные практики и др.

Разделы: Администрирование школы

Наше образовательное учреждение – одно из трех школ города, которое стало реализовывать ФГОС НОО в 2010–2011 учебном году. Основным документом, регламентирующим данную деятельность, является разработанная в школе основная образовательная программа начального общего образования. Разработан учебный план, состоящий из обязательной (инвариантной) части и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Мы начали с того, что определили одну из приоритетных задач современной школы: создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка.

Под понятие внеурочной деятельности попадают все те виды деятельности школьников, кроме учебной, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и их социализации.

В новом стандарте внеурочная деятельность рассматривается в 2 планах. Во первых – как сфера индивидуализации образования. Сфера, где ребенок может выстроить свои образовательные траектории. А во вторых – как важнейшая сфера воспитания.

При составлении учебного плана перед нами встал вопрос: кто должен вести занятия по ВД?

  1. Может педагоги ДО. Они подходят к данному процессу именно с позиции развития ребенка, а не обучения. Действительно, учреждения ДО обладают значительным потенциалом в организации внеурочной деятельности, обеспечивая вариативность и наличие широкого спектра занятий по каждому из ее направлений;
  2. Может учителя старших классов, шире и глубже видят предмет.
  3. Может учитель начальных классов выберет один-два курса и будет работать в этом направлении со всей параллелью обучающихся.
  4. Может классный руководитель будет вести занятия, каждый в своем классе. Мы остановились на этой модели. Считаем, что в 1 классе это целесообразно, т.к. это приводит к успешной адаптации первоклассников и глубокому знакомству педагога с детьми.

Привлекли инструктора по плаванию (используя возможности школьного бассейна). 1 класс посещает кружок “Макраме”, руководит которым, преподаватель Центра детского творчества. Эта модель облегчает работу при составлении расписания.

Проведя первоклассника через все направления, во втором классе он сможет сделать осознанный выбор в пользу той деятельности, в которой сможет раскрыть свои способности и таланты, проявить себя в полной мере.

Базисный учебный план выделяет основные направления внеурочной деятельности.

Направления ВД:

  • Спортивно-оздоровительное.
  • Художественно-эстетическое.
  • Научно-познавательное.
  • Военно-патриотическое.
  • Общественно-полезная деятельность.
  • Проектная деятельность.

На наш взгляд эти направления являются содержательными ориентирами при организации внеурочной деятельности. Но они не покрывают все видовое многообразие деятельности детей в школе. Поэтому целесообразно наряду с направлениями внеурочной деятельности выделять и виды внеурочной деятельности.

  • Игровая;
  • Познавательная;
  • Проблемно-ценностное общение;
  • Досугово – развлекательная деятельность (досуговое общение);
  • Художественное творчество;
  • Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
  • Техническое творчество;
  • Трудовая (производственная) деятельность;
  • Спортивно-оздоровительная деятельность;
  • Туристско-краеведческая деятельность.

Как соотносятся виды и направления внеурочной деятельности?

Во-первых, очевидно, что ряд направлений совпадают с видами внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество).

Во-вторых, такие направления, как военно-патриотическое, проектная деятельность могут быть реализованы в любом из указанных видов внеурочной деятельности.

В-третьих, направление, связанное с общественно-полезной деятельностью, может быть опредмечено в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.

В-четвертых, такие важные для развития ребенка виды внеурочной деятельности, как игровая и туристско-краеведческая, не нашли прямого отражения в направлениях, что обостряет риск их исчезновения из школьной реальности.

Таким образом, мы предлагаем рассматривать обозначенные выше направления внеурочной деятельности как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ. А разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на выделенных десяти видах .

Поэтому внеурочная деятельность организована в нашей школе с учетом:
– специфики образовательной деятельности школы;
– кадровых возможностей для обеспечения внеурочной деятельности;
– запросов родителей как основных заказчиков образовательных услуг.

В тоже время для полноценной организации ВД в большинстве ОУ сегодня имеются ограниченные ресурсы: кадровые, материально-технические, двухсменный режим занятий. В этих условиях не может быть единых форм организации ВД, единых моделей.

Рабочей группой нашей школы по внедрению ФГОС нового поколения на начальной ступени были разработаны программы по рекомендуемым направлениям.

Программа внеурочной деятельности направлена на разностороннее развитие обучающихся. Оно возможно только в том случае, если весь набор воспитательных технологий и методик работы с детьми создает условия для самореализации ребенка.

Главные идеи программ заключаются в:
– формировании культуры общения обучающихся, осознание обучающимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками;
передаче обучающимся знаний, умений, навыков социального общения людей, опыта поколений;
– воспитании стремления обучающихся к полезному времяпровождению и позитивному общению.

Главная цель:

Создание условий для позитивного общения обучающихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

Основные задачи организации внеурочной деятельности детей:

  • выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к
  • различным видам деятельности;
  • оказание помощи в поисках “себя”;
  • создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
  • формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
  • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
  • создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
  • расширение рамок общения с социумом.

Перед вами программы, обеспечивающие направления внеурочной деятельности. Из таблицы видно, что набор курсов в каждом классе различен.

Направления внеурочной деятельности. Программы, обеспечивающие направление.
1 А 1 Б 1 В 1 Г
Спортивно-оздоровительное. Бассейн.
Бассейн.
“Здоровый ребенок-успешный ребенок”.
Бассейн.
“Школа ЗОЖ”.
Бассейн.
“Жемчужины здоровья”.
Художественно-эстетическое. “Мозаика”. “Сказочное рукоделие”. “Цветик-семицветик”.
“Макраме”.
“Вслед за солнышком идем”.
Научно-познавательное. “Умники и умницы”.
Волшебный мир книги”.
“Родное слово”.
“Школа этики”.
“Родное слово”.
“Книжкорята”.
“Умники и умницы”.
“Школа этики”.
“Знайка”.
“Юные читатели”.
“Заниматика”.
“Грамотеи”.
“Юные умники”.
“Любознатики”.
“От А до Я”.
Военно-патриотическое. “Россия – Родина моя”.
Общественно-полезное. “Капелька”. “Капелька”. “Школа, я, моя семья” “Родники”.
Час общения.
Проектная деятельность. Проходит через все направления.

Содействовать интеллектуальному развитию, расширению кругозора помогают обучающимся курсы “Умники и умницы”, “Любознатики”, “Грамотеи”, “Юные читатели” и др.

Особое внимание в организации внеурочной деятельности уделяется реализации программ художественно-эстетической направленности. Содержание их деятельности направлено на формирование у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности. Это направление представлено курсами “Сказочная мастерская”, “Мозаика”, “Цветик-семицветик”, “Вслед за солнышком идем”.

Немаловажным для заказчиков образовательных услуг является привлечение обучающихся к занятиям спортом.

Это направление внеурочной деятельности для первоклассников представлено курсами: Плавание, “Здоровый ребенок – успешный ребенок”, “Жемчужины здоровья”. Эти курсы выполняют задачу развития двигательной активности, формирования у детей навыков здорового образа жизни, становления характера.

Общественно-полезное направление строится на инициативном участии ребенка в социальных акциях, через КТД, ролевые игры. Это курсы “Капелька”, “Школа, я, моя семья”, “Родники”.

Первоклассники делают первые шаги в написании исследовательских проектов. Вот названия некоторых из них: “Мое любимое число”, “Наша одежда”, “Моя семья”.

В основном все занятия проходят во второй половине дня.

Из огромного количества инновационных форм мы избрали лишь немногие, т.к. считаем, что не имеет принципиального значения число используемых форм, а имеет значение использование таких форм, которые включают обучающихся в процесс добывания знаний и развития мышления, которые раскрывают способности детей, помогают приобретать уверенность в себе.

Такие формы работы с первоклассниками позволяют наметить путь, который в итоге приведет нас к конечной цели, отраженной в “Портрете выпускника начальной школы”.

В целом, анализируя промежуточные результаты внеурочной деятельности, педагоги обозначили факторы, способствующие достижению запланированных результатов. Это заключается в следующем:

1. Все виды внеурочной деятельности, организуемые в рамках ФГОС, предоставляют обучающимся возможность участия в широком спектре занятий по различным направлениям.

2. Реализуемые программы ориентированы на воспитательные результаты.

Проведенный опрос педагогов по организации внеурочной деятельностипоказал, что учителя начальных классов, наряду с позитивными результатами апробации новой системы внеурочной деятельности в условиях ФГОС, отмечают и необходимость совершенствования уровня своих методических знаний и подходов к данной деятельности.

Мы пришли к выводу, что успешность в организации внеурочной деятельности во многом может зависеть от уровня развития воспитательной системы в образовательном учреждении, от наличия в школе социальных партнеров, и, конечно, от целенаправленного творческого взаимодействия учителей, учеников и других субъектов воспитания.

Мы уверены, что только многообразие видов деятельности и включение ученика в систему позитивных отношений с окружающей действительностью сможет выявить и развить индивидуальные особенности каждого ученика и привести к успешной социализации личности.

Нами проведено анкетирование 76 родителей. Перед вами – результаты.

  1. Довольны ли вы тем, что во второй половине дня организована внеурочная деятельность?
    Довольны – 73 человека
  2. Не наблюдается ли в связи с этим перегрузки детей?
    68 человек считают, что перегрузки нет
  3. Посещает ли ваш ребенок кружки ДО? Сколько?
    30 человек – 1 кружок, 10 – 2, 4 – 3
  4. Сколько занятий (в неделю) необходимо Вашему ребенку?
    Только 8 человек ответили, что достаточно 5
  5. Какое направление вызвало наибольший интерес у детей?

Предпочтение отдано 2 направлениям – научно-познавательному и спортивно-оздоровительному.

Это и понятно, так как никогда актуальной остается проблема сохранения и укрепления здоровья. А занятия по научно-познавательному направлению построены на внеучебном материале и способствует развитию познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся.

В целом сегодня родители наших первоклассников удовлетворены результатами участия детей во внеурочной деятельности и отмечают, что тревога за физическую и эмоциональную перегрузку, которая изначально присутствовала в родительской среде, на данный момент исчезла.

В процессе работы явно вырисовываются основные проблемы внеурочной деятельности:

1. Недостаточная оснащенность школы медиасредствами.

2. Удаленность от учреждений ДО, дающих расширение круга возможностей для посещения музеев, выставок, театров. Это позволило бы интегрировать воспитательный, социализирующий потенциал на основе взаимосвязи основного и дополнительного образования.

3. Отсутствие образовательной инфраструктуры, необходимой для организации внеурочной деятельности (наличие специальных помещений, специального оборудования, методического и дидактического оснащения).

Но, несмотря, ни на что, мы стараемся использовать все, что нас окружает, внедряем в свою внеурочную деятельность формы и методы, порожденные новым временем, и сохраняем многолетние духовные традиции воспитательной системы нашей школы. Стараемся дать хороший эмоциональный настрой, помочь с первых же дней пребывания в школе маленькому ученику почувствовать школу родной. А самое главное – чтобы он почувствовал себя сопричастным к тому, что в этой школе происходит. Мы считаем, что активное, деятельное включение ребенка в жизнь с первого дня значительно сокращает адаптационный период, создает лучшие условия для

возникновения мотивации обучения. И очень хочется, чтобы малыши сказали родителям с восторгом: “ Я хочу учиться в этой школе!”

Как говорил венгерский математик Джордж Пойа “Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей”. В рамках городского семинара наше образовательное учреждение предложило 4 занятия внеурочной деятельности.

Каждый педагогвыбрал свои методы.

1-е занятие.

Интегрированное занятие по курсам “Школа этики” и “Час общения”.

“Сервировка стола. Культура поведения за столом”.

На занятии обучающиеся познакомились с понятием “сервировка стола”, с правилами сервировки, с предметами сервировки, с правилами этикета за столом; научились приемам складывания салфеток, расстановки посуды. На ноутбуках с помощью шаблонов смоделировали вазу с цветами для украшения стола.

2-е занятие.

Художественно – эстетическое направление.

Курс “Сказочное рукоделие”.

Тема занятия “Приемы работы с бумагой. Оформление ширмы”.

Обучающиеся изготовили элементы цветов для оформления ширмы, используя приемы: квилинг, оригами, резание. В конце занятия ширма была подарена МДОУ, с которыми ОУ реализует программу “Преемственность”.

3-е занятие.

Научно-познавательное направление.

Курс “Знайка”.

Обобщающий урок-конкурс “Права и обязанности человека”.

(По Конвенции о правах ребенка.)

4-е занятие.

Художественно-эстетическое направление.

Курс “Вслед за солнышком идем”.

Тема занятия “Май – лошадку запрягай. Приметы мая”.

На занятии дети познакомились с приметами мая; узнали о праздниках этого месяца. Итог занятия – творческие работы детей по приметам мая.

– понятие, объединяющее все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно проекту Базисного учебного планаОУ организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. Выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Направления и формы внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО.

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно проекту Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность.

Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

  1. игровая деятельность;
  2. познавательная деятельность;
  3. проблемно-ценностное общение;
  4. досугово - развлекательная деятельность
  5. художественное творчество;
  6. социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);
  7. трудовая (производственная) деятельность;
  8. спортивно-оздоровительная деятельность;
  9. туристско-краеведческая деятельность.

Педагогами школы разработаны образовательные программы внеурочной деятельности следующих направлений:

1 . Художественно-эстетическое направление

Образовательная программа «Истоки русской народной культуры» знакомит учащихся с технологией изготовления тряпичных кукол. Дети, создавая кукол из ниток, ленточек, лоскутков, тесёмок, знакомятся с бытом, обычаями, традициями русского народа, календарными праздниками, обрядами.

2. Спортивно-оздоровительное направление

  1. Реализовывать это направление помогает система клубных часов «Уроки здоровья». Через игры, викторины, путешествия, анкеты, беседы дети учатся правильно относиться к своему здоровью.
  2. Ещё одна образовательная программа, реализующая здоровьесберегающие технологии – это спортивные игры. Возрождаются такие игры, как лапта и городки. Эти незаслуженно забытые игры вызывают восторг и интерес у современных ребят.
  3. У мальчиков особенно пользуется успехом футбольная секция. В школе 3 команды, которые имеют успех на уровне не только района, но и города.

3. Научно-познавательное направление

Особое внимание уделяется образовательным программам научно-познавательного направления.

На кружке «Давайте поиграем» используются игровые и тренинговые технологии с целью преодолеть тяжёлый этап адаптации первоклассников, наладить отношения в складывающемся коллективе, приобретения навыков общения между детьми и со взрослыми.

Игровая деятельность пронизывает все направления внеурочной деятельности. Разнообразные виды игр используются на предметных неделях.

Внеурочная познавательная деятельность школьников может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, научного общества учащихся, интеллектуальных клубов (по типу клубов «Что? Где? Когда?»), киноклубов, школьных редакций газет, библиотечных вечеров, дидактических театров, фестивалей культур, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин и т.п.

Проблемно – ценностное общение можно осуществлять как в школе, так и за её пределами, так как, дети любят выезжать, проводить время вне школы в кругу сверстников, проявлять свои творческие способности.

Организация досугово – развлекательной деятельности требует некоторой подготовки. Например, ежегодно в школе проводится конкурс «Школьный артист» , где может принять участие любой, независимо от возраста и рода увлечений.

Организовать художественное творчество детей позволяют кружки:

  1. Тряпичная кукла
  2. Роспись по дереву
  3. Очумелые ручки
  4. Обучение в хоре
  5. Обучение игре на свирели

Социальные проекты на основе художественной деятельности:

  1. Проект «Мои любимые бабушка и дедушка» , приуроченный ко Дню пожилого человека.

На первом этапе каждая параллель получила задание. 1-ые классы – участвовали в конкурсе рисунков, 2-ые – в конкурсе стихов, 3-ьи – готовили сценки, 4-ые – писали сочинения. Заключительным этапом стала презентация в форме концерта.

  1. Проект «Парад Принцесс» , посвящённый Дню 8 Марта, проходил в 2 тура. В первом туре участвовали все желающие девочки начальной школы. Конкурс проходил в каждом классе. Жюри, в лице родителей, выбрало только по одной представительнице от каждого класса, которая принимала участие в параде. Во втором туру принцессам также представлялась возможность проявить себя.

Ребята легко отзываются на участие в разных акциях, например, «Зелёная планета» (2 раза в год сбор макулатуры), «Цветы победы» (ко Дню Победы).

Очень актуальный вид деятельности – трудовая. Техническое моделирование позволяет раскрыть способности к конструированию, ориентации в пространстве. Практика показывает, всё больше детей имеют нарушения именно в этой области.

Трудовой десант дисциплинирует учащихся.

Традиционно в школе проходят такие мероприятия как:

  1. День бегуна
  2. Неделя здоровья
  3. Ведётся учёт личных достижений
  4. Конкурс стенгазет, презентаций, рефератов на спортивные темы

Туристско-краеведческая деятельность школьников может быть организована педагогами как в форме регулярных кружковых, факультативных или музейных занятий, так и в форме нерегулярных краеведческих экскурсий, походов выходного дня, многодневных оздоровительных походов, спортивных категорийных походов, краеведческих экспедиций, слетов, соревнований и подготовок к ним, краеведческих олимпиад и викторин, встреч и переписки с интересными людьми, работы в библиотеках, архивах и т.п.

Для организации краеведческой деятельности поддерживаем связь с историческим краеведческим музеем Рыбацкой библиотеки. Посещаем интересные занятия, которые проводит увлечённый и знающий историю села и его жителей человек - Вера Михайловна Глушкова.

В школе постоянно пополняется экспонатами музей Ладожской флотилии , в котором проводятся занятия для учеников.

Наш город имеет большую возможность для экскурсионной деятельности .


План внеурочной деятельности - организационно-прогностический документ, который структурирует запланированную в этой сфере работу. Это организационный инструмент реализации ООП, в которую, согласно требованиям ФГОС, входит не только учебная, но и внеурочная деятельность, обеспечивая не только образовательные, но и индивидуально-личностные потребности учеников. План внеурочной деятельности по ФГОС регламентирует:

  • перечень и характер направлений работы;
  • принципы, порядок, формы и объем деятельности.

Документ разрабатывается и утверждается каждым образовательным учреждением самостоятельно.

Внеурочная деятельность по ФГОС: характеристика

Внеурочная деятельность по ФГОС является одним из средств реализации ООП. Это образовательный процесс, осуществляемый в формах, отличающихся от используемых в классно-урочной системе, но неизменно направленный на освоение школьниками программы.

Образовательные учреждения обязаны обеспечивать реализацию учебного плана и внеурочной деятельности по ФГОС , руководствуясь п.16 ФГОС НОО и п.13 ФГОС ООО, указывая это в соответствующих документах. В школе внеурочная деятельность содействует освоению ООП, помогает ученикам достигать метапредметных и личностных результатов, которые предполагают не столько освоение конкретных знаний, сколько получения навыков действия и принятия решений. Это обусловлено тем, что предметные результаты достигаются на уроках, а метапредметные - во внеурочной деятельности. Исходя из этого, внеурочка, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей, опираясь на связь теоретических знаний с практикой, средства наглядности, доступность:

  • упрощает процесс адаптации детей в школе;
  • оптимизирует учебные нагрузки;
  • благоприятно сказывается на условиях для всестороннего развития школьников.

В ходе реализации внеурочной деятельности используется материально-техническое и научно-методическое обеспечение школы, внешние связи и информационные ресурсы.

Внеурочка не входит в учебный план, а потому не измеряется в часах аудиторной нагрузки и не учитывается при расчете предельно допустимой учебной нагрузки. Образовательная нагрузка реализуется через урочную и внеурочную работу, а потому ее величина должна быть согласована с с правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10, однако ограничения на объем не относятся к внеурочке, реализуемой в рамках обязанностей педагогов допобразования, воспитателей групп продленного дня, классных руководителей, работа которых не отражена в учебном плане. Важно чередовать статические и двигательно-активные занятия учащихся, чтобы внеурочная деятельность соответствовала санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Больше узнать о принципах организации внеурочной деятельности в школе, составления и изменения прогностических документов помогут статьи электронного журнала «Справочник заместителя директора школы»

- Программа внеурочной деятельности, которая поможет выполнить с учениками итоговые проекты (образовательная деятельность)
- Как составить перспективный план внеурочной деятельности на уровень основного общего образования (образовательные программы)

План внеурочной деятельности по ФГОС НОО и ООО составляет заместитель директора по УВР, который действует по простому алгоритму. Изначально он определяет объем, формы организации структуру направлений внеурочки, которые могут и будут реализованы в школе. Содержание внеурочной деятельности опирается на ресурсные возможности образовательного учреждения и потребности учащихся. Выбрав модель внеурочной деятельности, школа определяет наполняемость групп и их количество. Согласно санитарным требованиям, наполняемость классов не должна превышать 25 человек, а при наличии дополнительных средств классы могут делиться на группы. В учреждениях допобразования, осуществляющих внеурочную деятельность, в группах должно быть не более 15 учащихся (исключение составляют оркестровые, танцевальные и хоровые коллективы). Ученики и их родители по своему усмотрению выбирают число курсов внеурочной деятельности (по каждому учащемуся классрук ведет учет, дважды в год подавая соответствующую информацию завучу).

Родители или законные представители детей выбирают дополнительные программы внеурочной деятельности в конце учебного года (преимущественно на родительских собраниях). Процедура выбора программ протоколируется, а принятое решение заверяется подписями родителей. При этом родители могут отказаться от реализации внеурочной деятельности через программы в формате аудиторных часов, но поскольку их должно быть не более 50 %, для этого учащегося внеурочка будет реализовываться через другие используемые в школе формы. Аналогичный алгоритм работает для учеников, которые профессионально занимаются в учреждения допобразования (в этом случае в отчетах указывают, что деятельность реализуется ресурсами родителей и школы). Родителям достаточно предоставить заявление о том, что их ребенок посещает учреждения спорта, культуры или допобразования с указанием недельной нагрузки. Любой школьник может быть освобожден от внеурочки «по состоянию здоровья».

Модели и направления внеурочной деятельности

Важно не путать понятия «внеурочная деятельность» и «дополнительное образование», несмотря на то, что оба они направлены на достижение метапредметных и личностных результатов. Именно поэтому благодаря внеурочной деятельности дети учатся принимать решения, действовать и чувствовать, участвуя в различных формах организации работы, отличных от привычной классно-урочной системы. Дополнительное образование, напротив, больше ориентировано на реализацию дополнительной образовательной программы, которая стимулирует творчество, познавательную активность детей. Связывают оба понятия учебные курсы по выбору, школьные научные общества, факультативы и прочее. Основополагающее отличие внеурочной деятельности от дополнительного образования в том, какие образовательные результаты контролируются. Результаты учеников, которых они достигают на внеурочных занятиях, соответствуют ФГОС по уровням общего образования. Результаты обучающихся по дополнительным программам закон не устанавливает.

Прежде чем составить план внеурочной деятельности по направлениям согласно ФГОС , ответственный за эту работу определяет модели организации внеурочной деятельности среди существующих:

  1. «школа полного дня»;
  2. дополнительного образования с привлечением учреждений культуры и спорта;
  3. модель, оптимизирующая все школьные ресурсы;
  4. инновационно-образовательная;
  5. смешанная.

Практика показывает, что чаще всего завучи по УВР выбирают смешанную модель, объединяя оптимизационную и учреждения дополнительного образования. После выбора модели определяют направления и виды деятельности, помня о том, что все они направлены на достижение воспитательных результатов и освоение ООП.

Несмотря на то, что внеурочная деятельность может осуществляться в формате аудиторных занятий, их число не должно превышать 50 % от общего количества, тогда как большую часть должны составлять соревнования, экскурсии, школьные проекты, научные исследования, секционная и кружковая работа, диспуты, конференции, мастер-классы, круглые столы, олимпиады и прочее. Благо, разнообразие видов занятости позволяет выбирать наиболее интересную и актуальную для учащихся. Различают игровую, познавательную, спортивно-оздоровительную, трудовую, туристско-краеведческую, досугово-развлекательную деятельность, социальное и художественное творчество, которые находят отражение в плане занятий по внеурочной деятельности по ФГОС . Все они реализуются как в формате еженедельных занятий, так и в масштабных мероприятиях (соревнования, экспедиции, фестивали и конкурсы), которые проводятся во время вне учебных занятий. Учитываются не только пожелания родителей и потребности детей, но также опыт реализации внеурочной деятельности, рекомендации школьного психолога и возможности педколлектива.

В школах внеурочка, как правило, реализуется через:

  • формируемую школьниками часть учебного плана (практикумы, специальные курсы, дополнительные образовательные модули, школьные научные сообщества);
  • дополнительные образовательные программы, разработанные внутри образовательного учреждения;
  • образовательные программы учреждений культуры, спорта и допобразования;
  • работу групп продленного дня;
  • классное руководство и деятельность отдельных учителей-предметников, старшего вожатого, педагога-организатора, педагога-психолога, социального педагога;
  • инновационную деятельность по внедрению и апробации новых ОП.

Чтобы составить план внеурочной деятельности по ФГОС на 9 класс , 10 или 11 класс, используются два подхода:

  1. взять за основу дополнительную образовательную программу, соотнеся число часов для теории и практики с кадровыми ресурсами и потребностями детей;
  2. разработать рабочую программу на основе созданной, уточнив задачи, цели, содержание, методы, результаты и формы коллективной и индивидуальной работы.

План внеурочной деятельности

План внеурочной деятельности - документ, систематизирующий формы работы с учащимися, которые не вписываются в классно-урочную систему передачи знаний. Его составляют на основе:

  • содержательного раздела ООП (коррекционной работы, программ формирования УУД) с учетом направлений развития личности учащихся;
  • положений примерных ООП, планов работ классруков;
  • программ духовно-нравственного развития, приобщения к ЗОЖ и экологической культуре в начальной школе, а также программ социализации и воспитания в основной и средней.

За отсутствие плана внеурочной деятельности на момент проверки директор получает предписание от контролирующих органов.

Составление плана внеурочной деятельности по ФГОС

Следует отметить, что работу над ООП на следующий год начинают за полгода до начала учебного года.

  1. В феврале рабочая группа оценивает результаты освоения ООП, полноту реализации рабочих программ курсов внеурочной деятельности, качество внеурочных занятий.
  2. В марте завуч по УВР конкретизирует план внеурочки, а вместе с ним и учебный план.
  3. В апреле методисты вносят коррективы в рабочие программы внеурочной деятельности.
  4. В августе директор приказом утверждает новую редакцию или новую ООП.

План разрабатывается на период реализации программы. Алгоритм планирования внеурочной деятельности выглядит следующим образом:

Первый этап . Завучу необходимо определить направления деятельности для развития личности учащихся. Их регулирует ФГОС начального, основного и среднего общего образования, выделяя социальное, спортивно-оздоровительное, общекультурное, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное направления. Направления деятельности должны соответствовать формам.

Направление Формы Образовательные результаты учащихся по ФГОС
Спортивно-оздоровительное Экскурсии, физкультминутки, тематические учения и тренировки, занятия в спортивном зале и на свежем воздухе, беседы, соревнования, подвижные игры, организация походов, «Дней здоровья», внутришкольных спортивных соревнований, проведение выставок рисунков по охране здоровья, проведение летней оздоровительной кампании, проведение классных часов по культуре безопасности жизнедеятельности. Целостное представление о культуре здорового образа жизни. Опыт планирования и соблюдения режима дня. Первичные умения физической саморегуляции.
Социальное Беседы, предметные недели, проектная деятельность, выпуск школьной газеты, благотворительные акции, встречи с ветеранами, уроки мужества, рисование, проведение субботников, экологических акций, разведение комнатных растений, сельскохозяйственный труд на пришкольном участке (выращивание овощных и цветочно-декоративных культур), проведение совместных календарных праздников и других мероприятий и коллективных творческих дел. Опыт конструктивной коммуникации; первичные представления о правовом обществе. Опыт гражданской рефлексии в рамках социальных практик.
Общеинтеллектуальное Интеллектуальные игры, квесты, викторины, диспуты, проектная и исследовательская деятельность, предметные недели, конкурсы, олимпиады, научно-практические конференции, экскурсии, олимпиады, деловые и ролевые игры, игровые познавательные программы. Сформированные универсальные учебные действия. Опыт познавательной рефлексии, учебной самоорганизации. Развитые навыки самооценки.
Духовно-нравственное Концерты, тематические вечера, беседы, выставки творческих работ, просмотр фильмов, рисование, проектная деятельность, экскурсии в театры и музеи, конкурсы, встречи с ветеранами ВОВ и труда, беседы об участниках «горячих точек», проведение «Уроков мужества», оформление рассказов о прадедах, защищавших страну, проведение тематических классных часов, литературно-музыкальных композиций. Опыт морального выбора; освоение нравственных норм и ценностей.
Общекультурное Беседы, экскурсии, посещение концертов, выставок, театров, творческие проекты, выставки детских рисунков и поделок учащихся, организация выездных дней театра, проведение тематических классных часов по этикету, проведение театрализованных представлений на школьных праздниках, украшение, оформление классов, зала к различным мероприятиям. Опыт эмоционально-ценностного отношения к предметам искусства, достояниям мировой культуры.

Второй этап . Расчет ежегодной трудоемкости внеурочной деятельности. Поскольку ФГОС регламентирует только общую нагрузку для внеурочки, школьная администрация вправе распределять ее по годам самостоятельно, руководствуясь только требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 и ресурсной базой учреждения. Так, в начальной школе предусмотрено 1350 часов/4 года = 337 часов в год, в средней - 1750 часов/ 5 лет = 350 часов в год, а план внеурочной деятельности на 10-11 класс по ФГОС - 700 часов/ 2 года = 350 часов в год.

При этом в разные годы объем внеурочной деятельности может отличаться: уменьшая количество часов в один за счет увеличения в другой год. Решением коллегиального органа в связи с особыми финансовыми, материально-техническими и кадровыми условиями школы объем внеурочной деятельности можно уменьшать.

Третий этап . Составляется пакет курсов внеурочной деятельности и образовательных программ на основании направлений, форм и содержания внеурочки. Важно помнить, что содержание программ и курсов федеральные стандарты не регулируют, это относится к компетенции образовательного учреждения, однако внеурочная деятельность неизменно направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов учеников.

Четвертый этап . Утверждение плана внеурочной деятельности по ФГОС НОО, ООО и СОО, учебных программ. Важно учесть, что план для каждого уровня образования составляется отдельно и не входит в структуру учебного плана. План внеурочной деятельности школы по ФГОС включен в ООП, а потому утверждается:

  • соответствующим приказом директора школы или грифом, который проставляется непосредственно на локальном акте «Об основной образовательной программе общего образования»;
  • подписью директора непосредственно на документе.

Изменения в документ вносят по решению коллегиального органа в том случае, если педагогический коллектив принял соответствующее решение, программа курсов была реализована не в полном объеме, если разовые мероприятия были опущены. Все правки в план внеурочки с учетом локальных актов ОУ вносятся параллельно с изменениями в ООП.

Перед утверждением ООП необходимо проверить, чтобы:

  • план внеурочной деятельности был включен в организационный раздел ООП, а не был оформлен отдельным документом;
  • компонент назывался «План внеурочной деятельности начального общего образования», а не «Ученый план внеурочной деятельности начального общего образования», что было бы грубой ошибкой;
  • в содержательном разделе были перечислены «Рабочие программы внеурочной деятельности».

Структура плана внеурочной деятельности

Не все педагоги знают, что план внеурочной деятельности для 1 класса по ФГОС мало чем отличается от прогностического документа для 10-11 классов. На законодательном уровне единая форма плана не установлена, потому составители вправе оформить документ по своему усмотрению. В ходе разработки план внеурочной деятельности, согласно Уставу, согласуют на педсовете (по результатам заседания на титульном листе программы, частью которой он является, ставится соответствующий гриф). Прогностический документ в составе ООП размещают на официальном сайте школы.

Как правило, он включает пояснительную записку, перспективный, недельный и годовой планы.

Пункт плана Описание
Пояснительная записка В этом разделе плана указывают общую информацию касательно целей и задач работы, выбранных форм деятельности, необходимых ресурсов и планируемых результатов. Параллельно могут указываться режим занятий и объем нагрузки.
Недельный план

План на неделю оформляется в виде таблицы, в которой указывают перечень и структуру направлений внеклассной деятельности. При этом составителю документа целесообразно учесть те формы деятельности, которые определяются образовательным учреждением, а также те, которые зависят от заказа потребителей образовательных услуг.

  • Основная часть составляется на основе анализа первичных данных с учетом локальных культурных традиций и региональных особенностей, календаря образовательных событий, разработанного Минобрнауки.
  • Формируемая часть составляется в соответствии с требованиями родителей и образовательными потребностями учащихся (доля формируемой части плана внеурочной деятельности по ФГОС в начальной школе не должна превышать 20 %, в основной - 30 и и в средней - 40.

Правильно распределить внеурочку непросто: но нужно сперва высчитать, какая доля формируемой части попала в учебный план, а после соотнести полученную цифру с общим объемом внеурочной деятельности, рассчитав формируемую часть.

В составлении недельного плана ключевое значение имеет нагрузка, регламентируемая нормами СанПиНа для каждого уровня общего образования (не более 10 академических часов).

Чтобы не перегружать учеников, согласно требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10, наибольшая нагрузка выпадает на вторник и среду, а потому в эти дни целесообразно уменьшить внеурочную деятельность. Чтобы оптимизировать нагрузку и распределить объем внеурочки, можно реализовать запланированные часы во время праздничных дней, выходных и каникул. Так, во время летних каникул внеурочную деятельность реализуют через летние школы или тематические лагерные смены. Однако если недельная нагрузка в течение года окажется неравномерной, потребуется несколько планов.

Годовой план Годовое планирование обобщает данные недельного и учитывает годовую нагрузку внеурочной деятельности. Последняя определяется посредством умножения числа рабочих недель на объем нагрузки. Даже если суммарный объем нагрузки текущего года может отличаться от предыдущего, важно, чтобы не был превышен максимальный объем. Для этого опытные руководители большее число часов отводят в плане внеурочной деятельности по ФГОС для 1, 5 и 10 классов , что позволяет оптимизировать объем внеурочки и эффективнее адаптировать детей к новым условиям обучения.
Перспективный план

Перспективный документ прогнозирует реализацию внеурочки и объем нагрузки на предполагаемый перспективный период. При составлении подобного плана внимательно сверяют показатели годового плана и допустимой максимальной нагрузки. Нагрузку на перспективный период регламентируют требования ФГОС (минимальные показатели школьная администрация устанавливает самостоятельно, суммируя годовые показатели:

  • в начальной школе за 4 года обучения допустимо до 1350 академических часов;
  • в основной за 5 лет - 1750;
  • в средней за 2 года - до 700 часов.

План внеурочной деятельности в соответствии с новыми требованиями ФГОС

  1. Подход к реализации внеурочки. Отныне внеурочка в контексте освоения ООП направляется на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов посредством расширения культурной, предметной и информационной среды. Соответственно, по новым правилам внеурочная деятельность должна осуществляется в разрезе комплексного подхода, а не по отдельным направлениям.
  2. Новый формат содержания. Изменения коснулись также оформления содержания деятельности, что ранее отражалось в прогностических документах, а по новым правилам - в рабочих программах внеурочной деятельности, которые являются обязательной частью содержательного раздела ООП. Рабочие программы формируются на базе примерных ООП и требований стандарта и содержат тематическое планирование, прогнозируемые результаты, содержание, виды и формы работы.
  3. Сетевая форма деятельности. Рекомендации Минобрнауки дают пояснения по поводу реализации сетевой формы внеурочки. Образовательные учреждения могут использовать ресурсы организаций физической культуры, науки, здравоохранения, культуры и допобразования, оформив с ними соответствующий договор. В отличие от реализации ООП, учреждения дополнительного образования можно использовать для проведения практикумов, семинаров, мастер-классов и встреч.
  4. Значение дополнительных занятий. Если долгое время дополнительные занятия были вне парадигмы внеурочной деятельности, то отныне те внешние и школьные допзанятия, которые совпадают с планируемыми результатами дополнительной образовательной программы и рабочей программы внеурочной деятельности, могут засчитываться как внеурочка.
  5. Оценивание результатов работы. Портфолио может использоваться в качестве дневника личных достижений детей для оценивания результатов внеурочной деятельности наряду с привычными психолого-педагогическими инструментами. Допускается использование как цифрового, так и портфолио, оформленного в традиционном бумажном варианте.
  6. Роль учебных проектов. Проектная деятельность теперь является одной из самых эффективных форм реализации программы (плана) внеурочной деятельности по ФГОС . Учебный проект позволяет выполнять самостоятельную работу, объединяя несколько направлений и предметов деятельности. Помогать школьникам в реализации проектов могут не только школьные педагоги, но и специалисты учреждений культуры и спорта, организаций допобразования.

Важные изменения в прогностическом документе

Раздел Что изменить Что оставить
Пояснительная записка

В пояснительной записке указывается название «Программа воспитания», а не «Программа воспитания и социализации». Она должна соответствовать программе формирования УУД (1-4 класс), развития УУД (5-11 классы) и программе воспитания (1-11 класс).

Перечень личностных результатов учащихся был расширен, потому в этом разделе нужно указать. Необходимо привести примеры обновленных личностных результатов, достижению которых будут способствовать педагоги. Обязательным элементом записки является список рабочих программ и курсов, благодаря которым ученики смогут достичь необходимых результатов.

Задачи воспитательной работы должны отражать актуальность не только для школьников, но и для образовательного учреждения (отдельно следует указать те из них, что соответствуют запросам потребителей образовательных услуг).

Мероприятия и курсы внеурочной деятельности учитывают духовно-нравственное, патриотическое и другие направления развития.
Планируемые образовательные результаты и направления внеурочной деятельности

Важно отразить изменения состава личностных результатов в рамках направлений внеурочки. В новых редакциях ФГОС указаны дополнительные списки метапредметных и личностных результатов.

Для начала необходимо отредактировать состав личностных образовательных результатов в целевом разделе основной образовательной программы (ООП). Перечень личностных результатов должен совпадать в плане внеурочной деятельности, в программе воспитания и в целевом разделе ООП. Минимальный состав планируемых результатов по новым требованиям выглядит следующим образом:

  • духовно-нравственное - сформированность УУД - ученик осознает и принимает морально-этические ценности, сравнивает с ними свои поступки и планирует в соответствии с ними свою дальнейшую жизнь;
  • физкультурно-оздоровительное - сформированность основ экологической культуры и ЗОЖ - школьник демонстрирует культуру здорового образа жизни в социуме и образовательной среде;
  • социальное - отношение к труду (учащиеся осваивают общественно-полезный и ручной труд, проявляя уважение к любому его проявлению), волонтерский и опыт участия в социальных проектах, наличие гражданской позиции (участие в школьном самоуправлении, владение общественно-политической терминологией, непринятие дискриминации, идеологии экстремизма), социально-культурный опыт (соблюдение правил языковой культуры, знакомство с мировым художественным наследием, развитие эстетического сознания);
  • общеинтеллектуальное - готовность выбрать профессию и продолжать образование - принятие собственных профессиональных склонностей, реализация проектов по выбранному профилю, опыт углубленного изучения профильных дисциплин;
  • общекультурное - готовность и способность к саморазвитию - принятие моральных норм, этнических традиций.
Перечень направлений внеурочной деятельности остается неизменным, но теперь он тесно связан с Программой воспитания.
Перспективный и годовой план

– российскую идентичность как основу гражданской активности;

– опыт освоения одного или нескольких видов труда;

Перспективный план внеурочной деятельности по ФГОС СОО составляют на 2 года, для ООО - на 5 лет, а для НОО - на 4. В зависимости от планируемых образовательных результатов составитель документа вправе решать, в какую программу включать мероприятия, в программу воспитания относят те, что развивают личностные результаты, а в программы формирования и развития УУД - те, что развивают метапредметные.

Направления внеурочной деятельности, объем ООП, недельная нагрузка остается неизменной, как и часть, которую формируют участники образовательного процесса.
Рабочие программы курсов Тематическое планирование внеурочной деятельности необходимо связать с Программой воспитания. Анкеты и справки по результатам опроса родителей подтверждают то, какие курсы и мероприятия включены по запросу партнеров, учеников и их родителей.

Структура рабочих программ:

  • содержание, формы и виды деятельности;
  • планируемые результаты;
  • тематическое планирование.

Организация внеурочной деятельности школьников позволяет организовать содержательный досуг детей, расширить их кругозор, связать теоретические и практические знания, сформировать социальные навыки, укрепить здоровье.

Стандарт нового поколения отводит ВД важную роль: «Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность».

По ФГОС надо детей развивать, а не обучать. Необходимо научить учиться, самостоятельно выбирать нужную информацию, подготовить к рабочим местам, которых ещё нет, использовать ресурсы, которые пока не существуют, решать проблемы, которые ещё не поставлены.

ВД можно назвать любую организуемую учителями деятельность школьников вне урока.

Виды внеурочной деятельности :

1. Познавательная

2. Трудовая

3. Игровая

4. Досугово-развлекательная

5. Художественное творчество

6. Туристско-краеведческая

7. Спортивно-оздоровительная

Например, кружки, конференции, олимпиады, практики, исследования…

ВД введена в целях обеспечения индивидуальных потребностей учащихся. Одним детям необходимо помочь с научными исследованиями, а другим – развить и или реализовать творческий потенциал, третьим необходима коллективная деятельность.

Сколько часов надо уделять ВД?

В каждом Субъекте Федерации свои нормативы. Если они чётко не определены, каждая школа решает сама. Также надо помнить, что занятия по ВД не являются обязательными.

Но к программам по ВД есть требования :

1. Наличие пояснительной записки

2. Общая характеристика

3. Личностные и метапредметные результаты освоения курса ВД

5. Тематическое планирование с определением основных видов ВД

6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса

Виды образовательных результатов

1. Личностные (чтобы ребёнок смог реализовать себя в жизни)

2. Метапредметнвые (позволяет полученную информацию соединить во едино и принять верное решение)

3. Учебные (человек воспринимает информацию через другого до 15 лет)

Личностные результаты ВД имеют три уровня:

1. Усвоение школьником социально-значимых знаний, т.е. норм и традиций

2. Развитие социально-значимых отношений учащегося –позитивных отношений к тем нормам и явлениям окружающего мира, которые считаются в этом обществе ценностями

3. Приобретение школьником опыта осуществления социально-значимых действий, ориентированных на сохранение и развитие того, что в обществе признаётся ценностями.

Метапредметные результаты:

1. Умение учащихся организовывать совместную деятельность с учителем, сверстниками, старшими и младшими товарищами

2. Умение работать индивидуально и в группах

3. Умение недопускать конфликтов и выходить из них, если они произошли

4. Умение формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения

5. Умение осуществлять самоконтроль и самооценку.

В чем заключается эффективность ВД?

1. Позитивное отношение учащихся к изучаемому материалу

2. Готовность сосредоточиться на решаемой задаче

3. Результативность и продуктивность

4. Рост числа нестандартных решений

5. Более доброжелательная обстановка в классе (кооперация, а не конкуренция)

Список используемой литературы

1. ФГОС основного общего образования/Министерство образования и науки РФ. – М., 2013

2. ФГОС среднего (полного) общего образования/Министерство образования и науки РФ. – М., 2013

3. Внеурочная деятельность/ П.В.Степанов, Д.В.Григорьев. –М.:Просвещение, 2014