Рефераты Изложения История

4 в чем особенности метода направленных ассоциаций. Методы ассоциативного поиска идей: метод фокальных объектов, гирлянда ассоциаций и метафор

Разделы: Начальная школа

За последние годы изменилось отношение педагогов школы к применению современных образовательных технологий: от сомнения до внедрения. В чем же основное отличие традиционных методов преподавания от новых? Деятельность учителя носит объяснительно- иллюстративный характер, а сам учитель становится транслятором этих знаний. Учащиеся воспринимают сообщаемое, осмысливают, запоминают, заучивают, воспроизводят, тренируются и т.п. Их деятельность носит репродуктивный характер. Хорошо это или плохо? Не то и не другое – репродуктивная деятельность неизбежна при любом характере обучения. Следовательно, основное отличие новых технологий – это идея диалога, где ученик рассматривается как субъект обучения. Именно деятельность ученика стоит на первом месте в обучении, а учитель направляет и корректирует его работу.

Одним из компонентов инновационных технологий обучения является ассоциативный метод.

Чтобы создать условия для благоприятного внедрения в практику работы данного метода необходимо вести совместную работу по усилению познавательной активности и познавательного интереса у учащихся и педагогов. При работе с ассоциациями следует уделить особое внимание системности подачи изучаемого материала. Одним из важнейших условий применения метода является эмоциональность учителя: мимика, жесты, выразительность речи.

Ассоциативный метод реализуется через ассоциативные образы. Существуют определённые требования к образам:

Ассоциативный образ обязательно должен быть связан каким-то общим признаком.

Ассоциативная связь может быть по:

Цвету;23
- месту расположения;
- форме;
- звучанию;
- действию;
- вкусу;
- материалу;
- назначению;
- количеству

Не следует навязывать ребенку своей ассоциации!

Ценность идеи – наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная тема.

Применение ассоциативного метода реализуется через систему упражнений. Одним из таких упражнений является упражнение ассоциативная цепочка. На уроках литературного чтения используется тематическая ассоциативная цепочка. Учащиеся выстраивают цепочку ассоциаций по заданной теме или добавляют пробелы в тематической цепочке. Например, тема “Огород”. Дети выстраивают линейную цепочку ассоциаций: земля, лопата, грядка, овощи, урожай. То есть каждый ученик предлагает свое ассоциативное слово к заданной теме. На следующем этапе работы создается общая цепочка ассоциаций по заданной тематике: урожай – осень – школа – праздник. Можно дать задание использовать в ассоциативной цепочке только прилагательные, только существительные, только глаголы. Так же в работе используются задания восстановить пробелы в ассоциативной цепочке. Учитель задает первое и последнее слово, а дети должны восстановить середину. Например: первое слово “мелодия”, а последнее “одуванчик”. Дети восстанавливают цепочку: мелодия – вальс – легкость – ветер – полет – пушинки – одуванчик.

Для учащихся начальной школы часто бывает трудным запоминание математических терминов и компонентов действий: сложение, вычитание, умножение и деление.

Ассоциативные цепочки помогают учащимся ориентироваться в названиях компонентов и быстрее их запоминать. Так на уроках математики можно использовать ассоциативную игру. Например: дается слово “вычитание”, детям предлагается выстроить цепочку ассоциаций. У них может получиться следующий результат: минус – компоненты вычитания –уменьшаемое – вычитаемое –разность – результат вычитания. Так же в игровой форме можно работать над восстановлением логической цепочки “состав числа”, “алгоритм решения задачи” и т.д.

Ассоциативные цепочки можно использовать и на уроках окружающего мира при изучении специальной терминологии, природных зон, при работе с картой, при изучении животного мира и т.д.

Кроме ассоциативной цепочки в работе начальной школы используется символизация. Ребятам предлагаются следующие задания и упражнения: выразить при помощи цвета настроение произведения, характер героя произведения, цвет своего настроения и т.д.

При помощи знаков и символов учащимся предлагается изобразить герб героя, герб числа, герб математического действия. При помощи символов и знаков, придуманных самими же детьми, учебный материал или отдельные элементы урока формируются в смысловые группы. Так, например, на уроках окружающего мира каждый ребенок придумывает свой символ живой и неживой природы. Таким образом, что по его элементам другие дети могут назвать составляющие живой и неживой природы. Так же говоря об ассоциативном восприятии, на различных этапах урока детям предлагается из музыкальных произведений выбрать то, которое у них ассоциируется с художественным произведением, с характером героя, с настроением.

Для более успешного запоминания словарных слов используется прием ассоциативного запоминания.

Орфограмма представлена в виде яркого образа, связанного с личным опытом ребенка. Так же используются короткие сказки или рассказы о слове с использованием ассоциативной пантомимики. Например: изучая словарное слово “помидор”, дети показывают пальцем круглую, или овальную форму помидора и это движение ассоциируется у них с буквой “о” в написании этого слова. Работая над словом “народ”, мы говорим, что на параде от радости люди кричат “Ура!”. Акцент делается на букву “а”. Это ассоциируется с написанием этой буквы в слове “народ”. Так же дети легко запоминают правильное написание словарных слов, когда опираются на личные ощущения, связанные с этим словом. Например: произнося слово “лимон”, у детей возникает ассоциация с чем – то кислым и их губы растягиваются. Волей неволей они произносят звук “и” в слове “лимон”.

В начальной школе используются наглядные опорные карты со словарными словами, где орфограмма является ярким образом и способствует лучшему запоминанию словарных слов. На первом этапе детям предлагаются готовые опорные карты, а затем они уже сами предлагают свои варианты таких карт. При чем ассоциации у каждого ребенка могут быть различные. Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове. Например: в слове “погода” кто – то рисует безударную гласную “о” в виде солнышка, а кто – то в виде круглой тучки, из которой идет дождь. Так же ассоциативный метод работы помогает учащимся начальной школы создавать опорные карты со словарными словами в виде ребусов.

Причем, составляя ребус, дети должны не только зашифровать слово, но и придумать такой вариант, который бы помог одноклассникам лучше запомнить это словарное слово.

Результатами работы данного метода являются:

  1. Творческая активность детей;
  2. Раскрепощение личности каждого ребёнка;
  3. Создание ситуации успеха;
  4. Обогащение словарного запаса;
  5. Развитие логического мышления;
  6. Улучшение памяти учащихся;
  7. Приобретение опыта работы в группах, в парах, самостоятельно;
  8. Усиление мотивации в обучении.

Эффективность метода свободных ассоциаций определяется емкостью и качеством стимульного материала (например, при исследовании элитных алкогольных напитков на стимул «водка» был дан ответ «слеза комсомолки»).

Пример 1. При исследовании имиджевых характеристик использовался метод свободных ассоциаций. Далее приводятся обобщенные данные.

Индивидуальность у потенциальных потребителей ассоциируется единственный, особенный, старинный, специальный, неповторимый, редкий, интересный.

Элегантность ассоциируется с индивидуальным, модным, неповторимым, легким, простым, стильным изящным, изысканным.

Благородный воспринимается как верный, старинный, дубовый, порядочный, надежный, изделия из красного дерева.

Надежный - прочный, твердый, прежний, дубовый, благородный, постоянный, долговечный, качественный, престижный.

Традиционность ассоциируется с определениями постоянный, классический, понятный, стандартный, привычный, доступный. Данная имиджевая характеристика воспринимается неоднозначно с точки зрения отношения: одновременно присутствует и положительное, и отрицательное. Положительное связано с отношением к традиционному как надежному, отрицательное – как к немодному, несколько отсталому.

Безопасность ассоциируется с большим, экологически чистым, проверенным, надежным, прочным, застрахованным.

Качественный воспринимается как аккуратный, высоко технологичный, стабильный, прочный, надежный, долговечный, постоянный, практичный, дорогой.

Изысканный связывается с дорогим, массой излишеств, изящным, красивым, необычным, стильным, шикарным.

Комфортность связывается с легкостью, уютом, удобством, мягкостью, прохладой, теплом.

Респектабельный в восприятии участников – это шикарный, стильный, основательный, дорогой, строгий, с наворотами.

Престижность воспринимается как дорогой, для элиты, качественный, модный, надежный, красивый.

Пример 2. Обозначенные в Примере 1 имиджевые характеристики исследовались методом свободных цветовых ассоциаций. Результаты по группе испытуемым представлены ниже:

· Престижность – синий, черный, желтый, белый, красный.

· Комфортность – бежевый, коричневый, зеленый.

· Респектабельность – черный, белый, серый, зеленый.

· Изысканность – золотой, фиолетовый, белый, серый, зеленый.

· Качество – черный (5 выборов), серебряный.

· Традиционность – черный, белый.

· Индивидуальность – бордо, фиолетовый, голубой.

· Элегантность – белый, бежевый.

· Благородство – серый, коричневый, красный, бордо, бежевый.

· Надежность – зеленый, коричневый, серый.

· Безопасность – желтый, голубой, зеленый, белый.



Область применения метода свободных ассоциаций:

1. Для изучения мнения и отношения респондентов о функциях товара или услуги, так как вербальные техники в большей степени, чем невербальные отражают впечатление об утилитарных и социальных функциях.

2. Для определения желательных имиджевых характеристик товара, услуги, организации, торговой марки и т.д.

3. Метод позволяет более точно отслеживать тенденции настроений целевых аудиторий.

5. Метод позволяет понять место товара в общей системе социальных ценностей целевой группы, в шкале рангов подобных товаров.

Метод направленных ассоциаций (принудительные связи)

При использовании данной методики участников просят определить, какое из нескольких предъявляемых изображений, понятий, качеств одной категории больше всего подходят к стимульному материалу.

Пример 3. При уточнении названия торговой марки и наиболее значимых имиджевых характеристик использовался метод направленных ассоциаций. Испытуемым предлагалось выбрать из обозначенных имиджевых характеристик 5 наиболее важных для каждого названия организации, производящей и продающей изделия из дерева. Выбранные характеристики необходимо было зафиксировать в соответствующей колонке.

Дарлес Ангарра Дубрава Леско Тэкко Крона
Престижность
Комфортность
Респектабельность
Изысканность
Качество
Традиционность
Индивидуальность
Элегантность
Благородство
Надежность
Безопасность


Области применения метода направленных ассоциаций:

1. Данный метод применяется в случаях, когда респонденты испытывают трудности с выражением своего отношения к предмету обсуждения, когда тема обсуждения слишком неинтересной или приземленной.

2. В случаях, если автору исследования необходимо в ходе дискуссии или флкус-группы активизировать участников, когда они испытывают усталость. В данном случае метод направленных ассоциаций позволяет повысить качество и количество высказываний участников группы.

3. Для уточнения данных, полученных в ходе проведения других исследований.

Методика проведения ассоциативного метода:

1. Определение темы исследования. Например, имиджевые характеристики торговой марки пива.

2. Создание или отбор стимульного материала. Если ранее проводилось исследование, например, по желаемым имиджевым характеристикам организаций, оказывающих туристические услуги (туроператоры), с использованием контент-анализа или опроса, то данные исследований используются в качестве основы для стимульного материала. Определяется перечень вербальных стимулов (слов, словосочетаний и т.д.) или невербальных (изображения, образцы продукции и т.д.).

3. Определение формы проведения и выборки (участников). Среди форм проведения можно выделить:

Ведущий зачитывает или демонстрирует стимульный материал, испытуемые дают вербальные ассоциации, которые фиксирует ведущий или помощник;

Ведущий предъявляет стимульный материал, испытуемые самостоятельно фиксируют ассоциации;

Ведущий раздает стимульный материал каждому участнику, которые в письменном виде фиксируют вербальные ассоциации.

Выборка соответствует целевой группе, ее объем определяется в зависимости от целей исследования.

4. Непосредственное проведение исследования с использованием ассоциативного метода.

5. Обработка и интерпретация результатов. Кроме статистической (количественной) обработки результатов с определением частоты встречающихся ассоциативных вариантов составляются карты взаимосвязей (см. кейс по взаимосвязи имиджевых характеристик и цветового диапазона при формировании торговой марки). Первичная карта взаимосвязей отражает все полученные зависимости между стимульным материалом и возникшими ассоциациями. На основе анализа первичной карты взаимосвязей проводится отбор наиболее емких соотношений, что находит свое отражение на вторичной карте (кейс содержит вторичную карту).

.

К. Юнг подчеркивал, что терапия - это соединенное усилие анализирующего и анализируемого, работающих вместе, как рав­ные. Он определял психотерапию каклечение души илечение душой. Он старался избегать опоры на формальную теорию и на специ­фические техники в процессе терапии, поскольку это могло бы сделать анализ механическим и ослабить контакт анализирующе­го с анализируемым. Он подчеркивал, что в процессе терапии про­исходит взаимодействие не только сознания, но и бессознатель­ного клиента и терапевта. Основные методы, которые он практи­ковал, - это метод направленных словесных ассоциаций, метод анализа сновидений и метод активного воображения. Также исполь­зовал приемы рисования и лепки. Его ученица Д. Кальфф на осно­ве метода М.Ловенфельд разработала юнгианскую песочную тера­пию, когда клиент в специальной песочнице творит свой мир .

Юнг различал две основные стадии терапевтическо­го процесса, каждая из которых, в свою очередь, делится на две части.

Первая стадия- аналитическая. Сначала следует призна­ние, во время которого индивид начинает возвращать себе ранее подавленный и загнанный в бессознательное материал. Затем сле­дует фаза толкования рассказанного материала. Клиент пока оста­ется зависимым от терапевта.

Вторая стадия - синтетическая. Сначала следует обуче­ние, в котором Юнг подчеркивает необходимость перехода от пси­хологических открытий к новому актуальному опыту, результа­том которого является индивидуальный рост и формирование новых привычек. Последняя фаза - трансформация, это стадия мини-индивидуации, или самообучения, в котором индивид при­нимает все больше ответственности за свое развитие. По сути дела, это фаза личностного роста, становления более высокоразвитым в душевном и духовном смысле существом.

Юнг ввел в психологическую практику новую технику анали­за, он использовал не свободные (как Фрейд), а направленные словесные ассоциации. В ответ на слово, предложенное терапевтом, клиент должен был отвечать первым пришедшим ему на ум словом. Ассоциация, даваемая в ответ на слово, «задевающее» проблему клиента, дается им с некоторой задержкой и сопровождается непроизвольной эмоциональной реакцией. Это помогает терапев­ту выявить исходный психологический комплекс и точнее истол­ковать полученные ответы.


Интересно, что аналогичный метод применяется в знамени­том детекторе лжи.

В книге «Аналитическая психология» (Тевистокские лекции) Юнг изла­гает случай работы с женщиной, получившей диагноз «шизофрения деп­рессивного характера», который мы приводим с сокращениями.

Юнг применил тест на направленные ассоциации. Он обнаружил, что нарушение реакций (задержка) наблюдается на слова «ангел», «упорный», «зло», «богатый», «деньги», «глупый», «дорогой» и «женитьба». Опираясь на этот набор слов, Юнг провел беседу с пациенткой, в ходе которой он выяснил, что в небольшом городе, где она росла, жил молодой и богатый аристократ, в которого она была влюблена. Но родители сказали, что он богат и вовсе не думает о ней. Она вышла замуж за другого по их совету, родила двух детей и даже была счастлива.


Она жила уже в другом городе, и однажды ее навестил друг детства и сообщил ей, что своим браком она причинила боль одному джентльмену, который любил ее (тому самому, в которого была влюблена и она). Это известие ударило ее словно током. Через две недели она купала своих детей - мальчика и девочку, вода вызывала подозрения и, как оказалось, действительно была заражена тифозной палочкой. Мать заметила, что де­вочка тянет в рот губку, но не остановила ее, а когда мальчик попросил попить, она дала ему эту воду. Девочка заболела тифом и умерла, мальчи­ка спасли. Через два месяца мать оказалась в психиатрической клинике. Получалось, что она совершила убийство, как бы не осознавая этого, но наказывала себя, хотя криминал ей не грозил.

Собравшись с духом, Юнг сказал ей: «Вы убили своего ребенка». Про­изошел взрыв эмоций, они затмили все, но потом она пришла в себя. Через три недели ее выписали. Юнг наблюдал ее еще в течение 15 лет, и никако­го рецидива не было .

В отличие от 3. Фрейда К. Юнг работал с больными шизофре­нией, и известны случаи, когда он добивался их исцеления чисто психологическими средствами.

Анализ сновидений проводился К. Юнгом иначе, чем это было принято в классическом психоанализе. В основном он стремился обнаружить в сновидении те или иные архетипы и истолковать их значение исходя из процесса развития личности клиента (процес­са индивидуации) и трудностей, с которыми он сталкивается на этом пути. Каждый сон - это еще и портрет сновидящего, в нем отражаются те черты личности или убеждения, существование которых он не вполне осознает.

«Одному молодому человеку, который верил, что его интересует не мировое господство, а служение бедным, на следующий день после полу­чения диплома приснился следующий сон.


Когда я явился на место деловой встречи, выяснилось, что этим местом является стоянка подержанных автомобилей. Неожиданно появляется Ричард Никсон, похоже на то, что он здесь работает продавцом. Он хлопает меня по спине и говорит: «Отлично! Я хочу видеть твой энтузиазм! Если ты собираешь­ся стать настоящим профессионалом, то должен овладевать основами искус­ства манипулирования людьми. Научись мыслить соответствующим образом. Надень костюм, напусти на себя солидный вид и чувствуй себя соответствен­но. Давай вали отсюда и продавай себя. Это и есть путь куспеху».

Этот сон показался сновидцу чрезвычайно саркастическим (как это час­то бывает со снами). В его сознании укоренилось неприязненное отноше­ние к политикам как к людям, которые рвутся к мировому господству или используют «мотивационные приемы» и эвфемизмы для манипулирова­ния людьми. Но из своего сна он узнал, что в глубине его души скрывает­ся не только жажда власти, но и целая тайная система убеждений. Вопре­ки своим идеалам он втайне верил (или верила какая-то его часть), что целью жизни является дешевая версия мирового господства и достичь его можно посредством «примочек», которыми пользуются обитатели Мэ­дисон Авеню .

Метод активного воображения заключается в свободном фан­тазировании, как бы сочинении сна наяву, в котором терапевт может мягко направлять клиента к решению его проблемы (см. гл. «Эмоционально-образная терапия»). Активное воображение направ­лено к диалогу и взаимодействию с возникающими в воображе­нии образами.

Пример зафиксирован Юнгом. Это был один из первых случаев исполь­зования им активного воображения. Свои наиболее значительные и глубо­кие открытия в области природы души Юнг совершил благодаря обраще­нию в своем активном воображении к внутреннему человеку, которого он назвал Филимоном и который впервые явился к нему во сне.

«...Вскоре после этой фантазии из глубин бессознательного поднялась еще одна фигура. Она развилась из фигуры Илии. Я назвал этот образ Филимоном. Филимон был язычником и принес с собой дух Египта и Элла­ды, с привкусом гностицизма. Его образ впервые явился мне в нижеследу­ющем сне:

Небо было голубым, как море, и по нему плыли не облака, а плоские коричневые глыбы земли. Было похоже на то, что глыбы раскалываются и в трещинах между ними появляется голубая морская вода. Но это была не вода, а голубое небо. Внезапно справа появилось плывущее по небу кры­латое создание. Я увидел, что это был старик с рогами быка. В руке у него была связка из четырех ключей, один из которых он держал наготове, слов­но собирался открыть дверь. У него были крылья зимородка, с их характер­ной расцветкой».

Филимон и другие образы из моих фантазий помогли мне сделать зна­менательное открытие: в моей душе существуют вещи, которые создаю не


я. Эти вещи создают сами себя и живут своей собственной жизнью. Фили­мон представлял силу, которая мне не подчинялась. В моих фантазиях я вел с ним долгие беседы, и он говорил вещи, недоступные моему осозна­нию, ибо я совершенно четко понимал, что эти вещи говорит он, а не я. Он сказал, что я воспринимаю свои мысли как нечто порожденное мною са­мим, но, с его точки зрения, мысли подобны животным в лесу. ...Это он научил меня психической объективности, реальности души. Благодаря ему я усвоил разницу между своим Я и объектом своих размышлений...

С психологической точки зрения, Филимон представлял высшую форму интуиции. Для меня он был таинственной фигурой. Иногда он казался мне совершенно реально существующей личностью. Я гулял с ним в саду, и он был для меня тем человеком, которого индусы называют гуру .

Вопросы для самоконтроля

1. Чем коллективное бессознательное отличается от индивидуального бессознательного?

2. Что такое архетип?

3. Какие основные типы личности выделил К. Юнг?

4. В чем особенности метода направленных ассоциаций?

5. Какие типы личности выделял К. Юнг?

6. На какие фазы делил К. Юнг процесс психотерапии?

7. Какие основные методы терапии использовал К. Юнг?

Литература

1. Гроф С. Путешествие в поисках себя. - М., 1994.

2. Джонсон Р. Сновидения и фантазии. - М., 1996.

3. Крегер О., Тьюсон Дж. М. Типы людей. - М., 1995.

4. Робертсон Р. Введение в психологию Юнга. - Ростов н/Д, 1999.

5. СамуэлсЭ. Юнгипостьюнгианцы.- М., 1997.

6. Фейдимен Д., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентиро-ванной психологии. - М., 1996.

7. ХилманД. Архетипическая психология. - СПб., 1996.

8. ШтейнхардЛ. Юнгианская песочная психотерапия. - СПб., 2001.

9. Юнг К. Г. Конфликты детской души. - М., 1997.

10. Юнг К. Г. Избранное. - Минск, 1998.

11. ЮнгК.Г. Психология переноса. - М., 1997.

12. Юнг К. Г. Душа и миф. - М; Киев, 1996.

13. ЮнгК.Г. Проблемы души нашего времени. - М., 1993.

14. ЮнгК.Г. Психологические типы. - М., 1992.

15. ЮнгК. Г. Аналитическая психология. - СПб., 1994.


Глава 5. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

А. АДЛЕРА

Альфред Адлер, как и Карл Юнг, был учеником З.Фрейда и также разошелся со своим учителем, построив свою собственную психоаналитическую концепцию. Он покинул Венское психоана­литическое общество в 1911 г., отказавшись от поста его прези­дента (с ним ушли еще 9 членов общества), и основал собствен­ную организацию - Ассоциацию индивидуальной психологии, которая постепенно распространилась по всей Европе. Адлер мно­го работал в области образования, в особенности в области обу­чения самих учителей.

Основные идеи

В качестве основных принципов психической жизни индиви­да Адлер выделял холизм (принцип целостности), воплотившийся в идее единства индивидуального стиля жизни, стремление индивида к власти и агрессии, социальный интерес или общественное чувство, направленность поведения на достижение цели. Адлер утверждал, что цели и ожидания больше влияют на поведение, чем про­шлый опыт, он полагал, что каждый мотивирован прежде всего целью превосходства и овладения средой (мотив власти и аг­рессии) . В то же время человеку врождены так называемые кооперативные чувства (или социальный интерес), если они не удовлетворены, то личность не может быть счастлива. Сюда отно­сятся такие чувства, как любовь, дружба, доверие, альтруизм, желание служить человечеству, чувства близости, родства и т.д. Эти идеи в значительной степени противоречат классическому психоанализу и во многом способствовали возникновению гума­нистической психологии.

В то же время ключевым понятием для него является комплекс неполноценности (или как сейчас уточняется - комплекс не­достаточности), он полагал, что все дети глубоко испытывают чувство неполноценности вследствие их малых физических раз­меров и недостатка сил и возможностей. Особенно это касается детей, часто болеющих, имеющих те или иные физические не­достатки. У ребенка возникает стремление к компенсации своего недостатка.


Комплекс неполноценности может возникнуть как в резуль­тате наличия реального физического недостатка, так и в случае недостатка внимания и любви, неспособности добиться таких же успехов, как другие дети, в случае частых болезней, бедности, насилия, угрозы смерти и вследствие избалованности в родитель­ской семье.

Чувство неполноценности вызывает стремление к превосход­ству, которое направляет помыслы и действия к «цели победы». Адлер подчеркивал важность в жизни человека агрессии и борьбы за власть. Однако агрессию он понимал не как стремление к унич­тожению противника, но скорее как сильную инициативу в пре­одолении препятствий. Позже Адлер рассматривал агрессию и волю к власти скорее как мотив, лежащий в основе стремления к пре­восходству и самосовершенствованию, т.е. побуждения улучшать себя, развивать свои способности и свою потенциальность. (Вспом­ним пример Александра Суворова, росшего болезненным и хи­лым мальчиком, или пример Демосфена, набиравшего камешки в рот, чтобы бороться со своим косноязычием). Как считал Ад­лер, в самом комплексе неполноценности нет ничего страшного, более того, именно ему мы обязаны всеми улучшениями в жизни человечества.

Цель превосходства может быть как позитивной, так и нега­тивной. Если она включает в себя общественные заботы и заинте­ресованность в благополучии других, то она развивается в конст­руктивном и здоровом направлении. Она принимает форму стрем­ления к росту, к развитию умений и способностей, к работе ради более совершенного образа жизни.

Однако некоторые люди борются за личное превосходство лю­бой ценой, они пытаются господствовать над другими, унижать и подавлять их, а не становиться полезными другим. По Адлеру, борьба за личное превосходство такого рода - это невротическое извращение, результат очень сильного чувства неполноценности и отсутствия социального интереса.

Самосовершенствование невозможно без формирования конк­ретных жизненных целей. Их формирование начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, неуверенности и сла­бости в мире взрослых. Например, многие врачи избрали эту про­фессию уже в детстве как средство справиться с ощущением небезопасности и страхом смерти. У невротиков всегда имеется значительное расхождение и даже противоречие между сознатель­ными и бессознательными жизненными целями, последние игра­ют роль защит и вращаются вокруг фантазий личного превосход­ства и самопочитания.

Каждый индивид выбирает свой жизненный стиль, т. е. уникаль­ный способ следования своей жизненной цели. Кажущиеся независи­мыми друг от друга привычки и черты поведения получают свое


значение в полном контексте жизни и целей индивида, так что психологическиеиэмоциональныепроблемынемогутрассматриваться изолированно, они включены в общий стиль жизни как его части или стороны.

Если человек устремлен к цели власти над другими людьми ради само­го факта власти, основным средством достижения этого считая борьбу с людьми, то он будет развивать в себе специфические черты личности: ам­бициозность, подозрительность, умение интриговать, способность преда­вать друзей, легко менять убеждения, если надо, ловко пользоваться мо­ментом, давать ложные обещания, производить нужное впечатление и т.д.

Если же он хочет служить обществу и власть для него лишь инструмент для освобождения людей, достижения справедливости и благополучия общества, то он будет формировать в себе другие черты: принципиаль­ность, верность идеям, надежную дружбу с единомышленниками, честность и прямоту, способность убеждать, доброту и т.д.

Отсюда понятно, что основой целостности личности, по ААд-леру, является стиль жизни, из которого проистекают все осталь­ные ее особенности. Вот почему его школа называется «индивиду­альная психология», а ведущим принципом является холизм. В этом смысле ААдлер был, пожалуй, первым и наиболее последова­тельным «системщиком» в психологии.

Можно указать на три основных стиля жизни ин­дивида:

1. Успешнаякомпенсациячувствааеполаоцетюстшврезулъта-
те совпадения стремления к превосходству с социальным интере­
сом.

Примером может служить успешная профессиональная карь­ера, связанная со служением людям. Представим себе замеча­тельного хирурга, который спасает жизнь сотням людей. Это ог­ромная власть, власть над жизнью и смертью. Это превосходство над другими, но превосходство, которое не унижает, а восхища­ет. В то же время это реализация добрых социальных чувств как со стороны самого врача к людям, так и со стороны людей к нему.

2. Гиперкомпенсация, которая означает одностороннее приспо­
собление к жизни в результате чрезмерного развития одной черты
или способности.

Это не означает, что всякое феноменальное развитие таланта является гиперкомпенсациеи, талант может развиваться и по пути нормальной компенсации. Гиперкомпенсация, в понимании Ад­лера, является обратной стороной определенной ущербности, которая остается, несмотря на сверхразвитие способностей, стра­дают прежде всего нормальные межличностные связи человека с


другими людьми. В таком случае талант может развиваться как спо­соб оправдать свою неполноценность.

Также гиперкомпенсация может приводить к усиленному раз­витию какой-то одной черты личности: властолюбия, скупости, подозрительности, лживости, авантюристичности и т.д. Подме­чено, что великие властители и полководцы часто были низкого роста, например Наполеон, Кутузов, Суворов (в детстве был бо­лезненным мальчиком), маршал Жуков и др. Такие тираны, как Гитлер и Сталин, в детстве были очень унижаемы, кроме того, они были низкорослыми мужчинами. Все ближайшее окру­жение Сталина было низкорослым, а самым маленьким был кро­вавый нарком Ежов.

3. Уход в болезнь. Человек не может освободиться от чувства неполноценности, не может прийти к компенсации нормальны­ми способами и вырабатывает симптомы болезни, чтобы оправ­дать свою неудачу .

В последнем случае невротик уходит в самоизоляцию, он не идет по пути социальных достижений и живет в фантазиях, ко­торые вертятся вокруг идей о собственном превосходстве. Его властолюбие реализуется в сопротивлении любым требованиям социальной жизни, в нем развивается сверхчувствительность к любым естественным обязанностям: он не может заниматься домашней работой, учиться, сдавать экзамены, ночью спать, а днем бодрствовать, доверять кому-либо, кого-либо уважать, сле­довать логике, хранить верность, работать, признавать чужие права и т.д. Все перечисленное он ощущает как невыносимое принуждение. Логика, эстетика, правила языка, любовь, забота о ближнем, сотрудничество, доверие и т.д. - против них на­правлено поведение стремящегося к изоляции властолюбивого невротика.

Вся его активность упирается в малый круг семьи, где он, по сути дела, является тираном на основании своей «болезни», и все, что он «делает», - это отстаивает свои привилегии с по­мощью страхов, навязчивых состояний, обмороков, депрессии и даже психозов. Тем не менее такое поведение нельзя рассматри­вать как симуляцию, поскольку это происходит бессознательно.

Женщина 35 лет, занимавшая достаточно престижную должность, вы­нуждена была оставить работу, чтобы заботиться о своей дочери восьми лет (бабушка, которая занималась этим ранее, заболела). Через два меся­ца женщина заболела сама, только уже психически. После нескольких ме­сяцев лекарственной терапии ее состояние значительно улучшилось, но полного выздоровления не наблюдалось. Она производила впечатление сутулой старушки с колючим и мрачным взглядом, она не могла занимать­ся никакими домашними делами, постоянно конфликтовала с дочерью, по-


чти полностью прекратила сексуальные отношения с мужем, жаловалась, что ничего не помнит из того, что читает, занималась постоянными самооб­винениями, что мучает свою семью, но ничего не может поделать. Семья пригласила психолога для консультаций.

В ходе терапевтических бесед выяснилось, что в детстве она чувство­вала недостаток любви и заботы о себе (она росла с отчимом), очень за­видовала подруге, у которой «все было». Тогда она как бы «сжалась в кулак» и решила всего для себя добиваться сама, что и делала всю ос­тальную жизнь. На работе она была «борцом за справедливость». Она дей­ствительно добилась того, чего хотела, но когда вынуждена была «сесть» дома - заболела.

В ходе девяти терапевтических встреч психолог помог ей осознать, что ее заболевание явилось следствием комплекса неполноценности и жажды реванша, что ее самообвинения только усиливают ее состояние. В резуль­тате проведенной терапии она смогла заниматься домашними делами, у нее восстановилась память, она возобновила сексуальные отношения с му­жем, отношения с дочерью значительно улучшились, выражение глаз ста­ло мягким, сутулость прошла, весь облик обрел нормальную женственность.

В одну из встреч, имевшую кульминационное значение, она пожалова­лась, что первые три дня после предыдущего сеанса она чувствовала себя хорошо, а потом «болезнь снова настигла» ее. Психолог напомнил ей, что в ходе предыдущих встреч они уже поняли, что «болезнь» - это какая-то часть личности самой клиентки. Затем он поставил стул перед клиенткой и предложил ей представить, что «болезнь» находится на нем.

«Если болезнь Вас настигает, то это зачем-то нужно. Наверное, она Вас от чего-то защищает?» - сказал он.

«Я Вас не понимаю, - возмущенно ответила клиентка, - да она все отняла у меня!»

«Хорошо. Пусть все то, что она отняла, находится с этой стороны стула, теперь я отодвигаю стул, и все это хлынуло к Вам потоком... Что это та­кое?»

«О! Это любовь... Любовь моих близких, моего мужа, моей дочери, моих друзей. Это то, что для меня дороже всего! Этого всего она меня лиши­ла...»

«Понятно. - Психолог ставит стул на место. - Значит, «болезнь защи­щает Вас от любви...»

Агрессивно: «Я не понимаю Вашей логики. Она у меня все отняла!»

«Но мы же договорились, что это часть Вашей личности... Значит, Вам это зачем-то нужно...»

«Вы какую-то ерунду говорите, мне это не нужно. Она меня измучила, все отняла».

«Ладно. Не вспомните ли Вы, был ли в Вашей жизни случай, когда бы Вы отказались от любви?»

«Да, в 9-м классе был один мальчик. Он так меня любил... Как собачон­ка за мной бегал, готов был в окошко по моему слову выпрыгнуть. А я его пинала...»

«Что Вам давало то, что Вы его "пинали"?»

«Возможность помучить... Ну, власть...»


«Значит, Вы отказывались от любви ради власти...»

«Боже мой! (хватается за голову). Действительно, я же всеми ими вла­ствую, они вокруг меня носятся... Неужели я отказалась от их любви ради власти?! Что же делать?!»

«Отдавайте всю власть, которую Вы в себе ощущаете, назад этой бо­лезни (показывает на стул), пока не избавитесь от нее полностью».

Клиентка несколько минут сосредоточенно работает, мысленно расста­ваясь с властью (процесс необходим для растождествления с осознанным нежелательным качеством), при этом заметно, как расслабляется ее тело, глаза начинают светиться мягким светом. Наконец она говорит, что «бо­лезнь» на стуле растаяла, власть ей больше не нужна. Она подтверждает, что чувствует, как любовь, которую она утратила ранее, возвращается к ней.

«Как Вы чувствуете себя в целом?»

«Я уже много лет так хорошо себя не чувствовала...»

Работа продолжалась на последующих сеансах, но, анализируя дан­ный ее этап, можно понять, что клиентка с помощью болезни властвовала над малым кругом семьи и что власть и любовь - вещи не­совместимые.

Что еще важно - после девяти сеансов у клиентки восстановились все нормальные психические функции, а это еще раз подтверждает, что у нее не было никаких нарушений работы мозга, все симптомы были следствием внутрипсихического конфликта, ее ухода в болезнь.

Еще одной составляющей теории А. Адлера является концепция о роли порядкарожденияребенка в семье. Например, первенец до появления второго ребенка получает в семье безграничную лю­бовь и заботу родителей. Рождение же второго ребенка означает для него как бы «лишение трона», и он склонен отвоевывать свое верховенство в семье. Но прошлого не вернуть, и поэтому он обыч­но идет по пути социальных достижений, стремится к власти и лидерству. Первенцы обычно достигают более существенных со­циальных успехов, чем вторые дети, и обладают более высоким интеллектом, что подтверждается статистическими данными.

На своем терапевтическом опыте я убедился, как тяжело пере­живает рождение брата старшая сестра. Мне известно несколько случаев развития невроза на этой почве. Видимо, это связано с тем, что ей труднее компенсировать потерю «трона» на пути со­циальных достижений и она чувствует, что все равно будет хуже мальчика, поскольку для родителей мальчик более ценен (как ей кажется).

Одна моя студентка заявила, что у нее с братом прекрасные отноше­ния. Сначала я сказал, что, видимо, у них очень мудрая мама, сумевшая наладить их отношения. Она подтвердила это. Но потом я обратил внима­ние на то, что эта студентка обладает совершенно недюжинным интеллек-


том, учится одновременно на двух курсах института, имея собственную се­мью и ребенка, занимается довольно сложными проблемами психологии, требующимихорошегознания математики и аппаратуры, и одновременно обучается нетрадиционному методу лечения (рейки). То есть она идет по пути социальных достижений, как обычно делает первенец, и прекрасно компенсирована в этом смысле.

В то же время старшего брата сестра обычно очень любит, вос­принимает как покровителя и не конкурирует с ним, часто рев­нует к его невесте.

Единственный ребенок никогда не борется за свое централь­ное положение в семье с братьями и сестрами, поэтому у него могут быть проблемы в общении со сверстниками, он ожидает от окружающих защиты и заботы. Часто у него возникает сильное соперничество с отцом.

Второму ребенку приходится «побивать рекорды» старшего, он как будто мчится на всех парах. Он вырастает соперничающим и честолюбивым. Он может ставить себе непомерно высокие цели, что повышает вероятность неудач. Часто он ищет другие пути, чем старший ребенок, поскольку на пути, избранном первым ребен­ком, он не в силах с ним соревноваться. Но его также может больше интересовать эмоциональная близость, чем социальный успех.

Последний ребенок никогда не испытывает «лишения трона» и часто является «малышом» и «баловнем» семьи. Но у него прак­тически нет ничего своего, он вынужден пользоваться вещами других членов семьи. Это может приводить к определенным не­вротическим проблемам. У него возникает высокая мотивация превзойти старших детей. Он часто становится самым быстрым пловцом, самым лучшим музыкантом. Адлер говорил о «борю­щемся младшем ребенке» как о возможном будущем революцио­нере.

Сегодня весь мир говорит о навыке, ценность которого за последние пять лет выросла в несколько раз. Этот навык - креативность.

На пороге четвёртой индустриальной революции в мире, который, кажется, медленно сходит с ума, люди должны заново придумать свою роль, чтобы остаться нужными и полезными. Иначе что нам останется после неизбежной автоматизации и роботизации всех отраслей и большинства рядовых профессий?

Даже если предыдущий абзац сложно читается и вы не хотите в это верить, перечитайте его ещё раз. в этом понимании - это не просто умение найти красивую картинку или подобрать рифму к слову «жуй», а возможность продолжать осмысленную жизнь, возможность жить и радоваться, возможность творить и быть полезным.

Я расскажу вам о нескольких инструментах, которые можно брать и применять для поиска новых идей сразу, не имея академического образования в креативности. Сегодня будет первый пост креативной серии про базовый инструмент творческого человека.

Что такое ассоциации?

Ассоциациями в психологии называют связи, возникающие между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, которые находятся в сознании человека и закреплены в его памяти.

Как они работают?

При наличии ассоциативной связи между явлениями A и B возникновение в сознании A влечёт появление в сознании явления B. Процесс ассоциативного мышления протекает в два этапа: сначала анализ, затем синтез. У вас не получится придумать что-то, что ранее не существовало, так как ассоциативное мышление производит новые комбинации встречавшегося ранее.

А какие ассоциации есть?

  1. По сходству. Явления схожи по некоторым признакам: телевизор - ящик , облако - вата .
  2. По контрасту. Явления противоположны по некоторым признакам: чёрное - белое , смех - грусть .
  3. По расположению в пространстве или во времени. Явления близки друг к другу: гром - молния , картина - стена .
  4. Причинно-следственные. Явления связаны как причина и следствие: нарушение - штраф , сарказм - драка .

Как использовать метод ассоциаций для решения творческих задач?

Правильно поставленная задача - половина успеха. И неважно, кто это сказал. Вам понадобится:

  1. Сформулировать первый вариант задачи.
  2. Разобрать задачу на составляющие.
  3. Для каждого элемента задачи написать 15–20 ассоциаций.
  4. Переформулировать задачу, используя созданные ассоциации, написать не менее 10 новых формулировок.
  5. Выбрать самую подходящую формулировку.
  6. Реализовать.

Как составить цепь ассоциаций?

Вам потребуется всего шесть минут. За три минуты нужно записать на листе цепь ассоциаций к слову «творчество». Каждое следующее слово должно быть ассоциацией к предыдущему.

Начало цепи: творчество - картина - краска - ворс - буйвол - луг - … Чем закончится такая цепь через три минуты, сложно предположить. Допустим, у меня получилось слово «колония».

Теперь у вас есть два слова: «творчество» и ваше последнее слово в цепи. Засеките ещё три минуты и попытайтесь создать и описать продукт, сервис или услугу, которые объединяют первое и последнее слово. Вариантов может быть несколько.

Мои примеры («творчество» + «колония»):

  • специальная реабилитационная территория, в которую приезжают на постой перегоревшие офисные менеджеры;
  • тематическая выставка современного искусства, посвящённая колонизации человеком других планет;
  • аукцион предметов, созданных заключёнными.

Как тренировать ассоциативное мышление?

Ассоциативное мышление, как часть мышления , можно и нужно развивать. Самые простые способы - играть в настольные игры с друзьями и каждый день практиковать ассоциативную цепь.

Результат такой работы над собой - более гибкое мышление, интересные идеи для работы и жизни. Вы можете получить результат через 20–60 дней. Примерно столько формируется устойчивая привычка.

История

Метод свободных ассоциаций или ассоциативный эксперимент первыми применили Френсис Гальтон и Вильгельм Вундт в 80–х годах 19 столетия с целью исследования психических процессов. В начале ХХ века Э. Крепелин, З. Фрейд и К.Юнг начали применять его в психиатрии для изучения бессознательного. Суть метода в этом случае состоял в быстром спонтанном ответе первым, пришедшим в голову словом на предъявленное «слово – стимул». Универсальность ассоциативных процессов послужила причиной прикладного применения данного метода в 70-х годах ХХ столетия в менеджменте, бизнесе, рекламе и изобретательском творчестве.

Функции метода

1. Метод ассоциаций может выступать эффективным способом творческого решения проблем и поиска новых решений, а также применяться для выявления всех возможных признаков и свойств исследуемого объекта.
2. Он может рассматриваться как эвристический прием, используемый для избавления от традиционных, стереотипных связей, расшатывании стереотипов, выработке совершенно нового взгляда на проблему и достижения оригинальности, свежести, неожиданности идей и решений.
3. Метод ассоциаций выступает как способ расширения семантического пространства проблемы, получения неожиданных образов, понятий и смыслов, высвечивания новых возможностей.
4. Метод выступает как способ, пробуждения фантазии и воображения, активизации творческого мышления в решении различных прикладных задач.

Сущность и цель метода

Суть метода состоит в нахождении как можно большего числа отдаленных и неожиданных ассоциаций к рассматриваемому объекту или проблеме и созданию новых связей между данными ассоциациями и исходным объектом.
Создание смысловых связей между проблемой и различным способом найденным ассоциативным объектом (понятием, образом, чувством, феноменом или процессом), является средством усмотрения и нахождения аналогии, которая и содержит в себе творческую идею.
Применение метода позволяет разорвать старые связи, разрушить стереотипы, высветить новые контесты и тем самым перекинуть мостик к аналогиям, выступающими мощными генераторами новых идей.
Именно аналогии, найденные с помощью ассоциативной связи, содержат в себе самые сильные, свежие и неожиданные решения.

Методологические и теоретические основания метода

Фундаментальные принципы
1. Принцип всеобщей связи , общности и единства всех объектов и явлений мира. Все связано со всем. Ассоциативные связи носят глобальный характер и возникают между любыми объектами, имеющими любые общие признаки. Любое слово способно порождать в сознании безграничную систему связей и отношений.
2. Принцип универсальности основных закономерностей и структур творчества. Творческие механизмы и принципы работы одной сферы деятельности переносятся на другую.
3. Принцип неисчерпаемости и бесконечного богатства мира. Мир более широкий, богатый и разнообразный, чем мы видим и чем он нам кажется. Слово — стимул порождает в нашем сознании безграничную систему связей, пробуждает самые разнообразные и неожиданные образы.
4. Принцип прагматичности. Весь мир предстает как ресурс: все может быть полезно, у нас в распоряжении весь Универсум.
5. Принцип единства сознательного с бессознательным , подсознательной творческой активности. Ассоциации являются способами спонтанного порождения содержания бессознательного, мостиками, зонами перехода между сознательными и подсознательными процессами. Ассоциативное мышление осуществляется при отключенном или отсроченном логическом анализе.

Теоретические основания
Под ассоциацией понимается отражение в сознании человека взаимосвязи между объектами действительности и психическими представлениями, понятиям, ощущениями, восприятиями, переживаниями, двигательными актами, при которых одно представление об объекте порождает другое, сходное с ним.
Объектом-стимулом для генерирования ассоциаций могут быть любые объекты окружающего мира: случайно выбранные слова, символы, рисунки, мелодии.
На внутреннем, психическом уровне ассоциации понимаются как связи между отдельными представлениями, при которых одно из представлений вызывает другое, а на психофизиологическом — как условный рефлекс.
Ассоциации появляются без активного восприятия, спонтанно и без логической оценки.
Сила, оригинальность и яркость ассоциаций зависит от богатства внутреннего мира человека, опыта, направленности и его индивидуальных особенностей.
Открытие и установление новых ассоциативных связей.
В процессе зарождения ассоциаций устанавливаются неординарные взаимосвязи между совершенствуемым объектом или решаемой проблемой и случайно выбранными элементами внешнего мира и внутреннего мира, включающего содержания ОПЫТА. При открытии или создании новых ассоциативных связей, сознание и подсознание человека, начинает генерировать новые идеи.
Сам процесс открытия и рождения новых ассоциативных связей и нахождение новых аналогий ведет к созданию оригинальных идей и творческих решений проблемы.
Таким образом создается следующая творческая цепочка: проблема или совершенствуемый объект – найденное с помощью свободных ассоциаций слово — открытие связи между проблемой и этим словом — создание аналогии –рождение оригинальной идеи.
Творчество понимается как связывание отдаленных феноменов, понятий и смыслов, видов деятельности, различных миров и сфер реальности
При этом хождение на основе созданных связей полезных функциональных аналогий, позволяет переносить принципы работы, успешные способы действия и способы решения проблем из знакомых миров во вновь открытые.

Способы создания ассоциаций

1. Свободные ассоциации создаются путем спонтанного ответа на предъявленное слово без каких-либо ограничений смыслового или грамматического характера.
При этом ассоциации могут быть выражены любой частью речи: существительным, прилагательным, глаголом, а также переживанием, образом, символом.
2. Направленные или контролируемые ассоциации ограничиваются определенными, заранее заданными условиями.
Примером последних служит инструкция, предписывающая создание ассоциаций по контрасту, словами определенной части речи (существительными или прилагательными), символами, цветами, именами знаменитостей и т.д.

Ассоциации могут генерироваться с помощью следующих техник:

а) на стимул-слово моментально дается слово-ассоциация,
б) ассоциации генерируются и группироваться вокруг центрального слова-стимула,
в) ассоциации генерируются в виде потока и выстраиваться в виде цепи, в которой одна ассоциация свободно порождает другую.

В практике активизации творческого решения проблем способы генерирования ассоциаций представляются как:
1. Генерирование множества ассоциаций в ответ на одно слово-стимул .
Данная техника напоминает «Майнд- мэппинг», картографию ума или создание интеллектуальных схем. Случайно выбранное слово или совершенствуемый объект держатся в фокусе внимания, и при этом свободно генерируются все слова-ассоциации, связанные с этим объектом.
Например: Телефон – волны, компьютер, музыка, искусство, рука, свет, тепло, вибрации, пиджак, мир, искусственный интеллект, цепь, энергия, оружие, робот…
2. Представления цепи ассоциаций, в которой стимульное слово порождает последовательность связанных с друг другом слов-ассоциаций, каждое из которых порождает другое.
Например: Телефон–связь-отношения-любовь–роза-бархат-тепло-лампа-солнце-жизнь-здоровье… (Связка телефон-здоровье может служить источником ряда оригинальных и сильных решений по усовершенствованию устройства).
Формы генерации ассоциаций:
1. Индивидуальная.
2. Групповая – в которой, каждый член группы составляет свои «облака» и «цепи» ассоциаций, служащих материалом общего, взаимообогащенного пула ассоциаций, идей и решений.

Правила метода

1. Предлагаемое ключевое слово –стимул, желательно должно быть существительным и вызывать какой-то образ.
2. Необходимо создать атмосферу спонтанности, игры, юмора и творчества, способствующую порождению у участников стремительного потока свободных ассоциаций.
3. Критика на этапе генерирования ассоциаций должна быть запрещена.
4. Ассоциации должны быть образными, яркими, отдаленные, смелые, а их смена происходить, быстро, гибко и стремительно.
5. Необходимо записывать все что приходит в голову при отключенной критичности и логическом анализе.
6. Все ассоциации и идеи должны фиксироваться.

Процедура и основные сновные этапы

1. Сформулировать и записать на доске проблему. Можно выделить ключевое слово, выражающее суть проблемы. Слово совершенствуемый объект или ключевые слова, характерные для совершенствуемого объекта.
2. Определить список, облако, цепь ассоциативных слов и записывает все ассоциации в блокноте или на доске.
При этом каждый участник группы создает:
А) Группу слов, связанных с ключевым словом-стимулом (3 мин).
б) Цепочку слов, в которой каждое слово является ассоциацией к предыдущему (3 мин).
3. Последовательно объединять ключевое слово , со всеми словами, начиная с отдаленных по смыслу и стоящих в конце ряда.
4. На основе аналогий, созданных каждой связкой и последующим переносом свойств, форм и принципов работы с ассоциативного объекта на ключевой, генерировать новые идеи и решения.
5. Систематизировать и оценить полученные идеи и решения и выбрать наилучшие из них.

Преимущества

1.Метод свободных ассоциаций - один из самых простых и в то же время самых действенных методов выработки новых идей.
2. Процесс реализации метода сопровождается положительными эмоциями, активизирует творческое мышление, пробуждает фантазию и воображение участников.
3. Применение метода расшатывает стереотипы, способствует преодолению инерции мышления, существенно расширяет поле поиска и способствует порождению свежих, оригинальных и неожиданных идей и решений.

Ограничения

Успешность метода во многом зависит от компетентности ведущего-фасилитатора, способного создать атмосферу спонтанности, игры и творчества. В противном случае участники предлагают стереотипные ассоциации, которые не могут являться источником оригинальных идей.

Метод ассоциаций тесно связан с методами бисоциаций , аналогий , метафор, случайного слова и принудительных связей .

Навигация по теме << Предыдущая запись >">Следующая запись >>

(Visited 804 times, 1 visits today)