Рефераты Изложения История

Синонимы план-конспект урока по русскому языку на тему. Введение в тему

Конспект урока русского языка в 5 классе «Синонимы»

Тема урока : « Синонимы».

Тип урока : изучение нового материала.

Цели :

1. Общеобразовательные : сформировать у учащихся понятие о синонимах; совершенствовать навыки грамотного письма; способствовать формированию навыков правильного использования синонимов в речи.

2 . Развивающие : развивать исследовательские навыки, навыки самостоятельной работы, развивать монологическую речь учащихся, умение обобщать, делать выводы ;

3 . Воспитательные : воспитывать интерес и любовь к предмету, слову, книге; воспитывать умение слушать, оценивать, работать в группе, вести диалог .

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Оформление тетрадей.

2. Мотивация к учебной деятельности.

Ребята, на доске написана тема урока: МЫНОСИНИ.

Вижу ваши улыбки и недоумение на лицах. Но скоро вам всё станет понятно -вы сможете расшифровать это слово.

А пока пожелаем друг другу плодотворной работы. Ребята, подберите, пожалуйста, похожие по значению слова, которыми можно заменить слово «плодотворной».

(Хорошей, продуктивной и др.)

Скажите, а как называются слова близкие по значению, но разные по написанию?

(Синонимы)

А теперь попробуйте расшифровать смешное слово и записать тему урока.

(МЫНОСИНИ - синонимы, в слове поменяли местами слоги)

Да, сегодня на уроке мы ещё ближе познакомимся с синонимами

Ребята, а что же мы должны узнать, каковы цели нашего урока?

(Что такое синонимы? Как правильно употреблять их в речи? Зачем они нужны в языке?

3.Изучение нового материала.

Кто сможет дать более точное определение синонимам?

Молодцы. Давайте проверим ответ по учебнику. Но вы сейчас не просто будете читать материал, а во время изучения отмечать карандашом (маркировать) то, что вам уже известно, «галочкой» (\/), а новое - восклицательным знаком (!). (Ученики читают новый материал, маркируют, затем комментируют то, что и как обозначили. Сравнивают прочитанное со своим ответом, уточняют, оценивают ответ одноклассника)

Ребята, посмотрите на слова (на доске или на слайде презентации): смеяться, хохотать, заливаться, фыркать, прыскать . Скажите, можно ли назвать данные слова синонимами и почему? Чем они отличаются? (Разная стилистическая окраска: нейтральная, книжная, разговорная лексика)

А можно ли эти слова назвать синонимами: грохот, шумный, трещать ? (Их нельзя назвать синонимами, т.к. они являются разными частями речи)

Давайте попробуем подобрать как можно больше синонимов к слову красивый . Поиграем: кто больше слов напишет за 2 минуты, тот победитель. (Ученики подсчитывают записанные ими слова. Тот, у кого больше, зачитывает вслух. Остальные корректируют, дополняют)

Вспомните, как называется целая группа слов, состоящая из нескольких синонимов? (Синонимический ряд)

Ребята, скажите, пожалуйста, а где можно найти наиболее полный перечень синонимов? (В словаре синонимов) .

(Учитель демонстрирует словари, м.б. на слайдах презентации, и показывает как строится словарная статья) .

4.Закрепление изученного материала.

Словарная работа .

- Ребята , обратите внимание: на доске записана группа слов, представляющих синонимический ряд:

большой, огромный, громадный, гигантский, колоссальный, исполинский.

Определите лексическое значение слов, поясните, в каком слове признак

проявляется в большей степени, в каком - в меньшей.

Игра «Подскажи словечко».

Предлагаю поиграть. Я называю слова -вы подбираете синонимы.

Идти - шагать, выступать, шествовать, семенить (разг.), плестись (разг.),

брести (разг.); спешить - торопиться, поспешать (разг.); отвага - решимость,

мужество, смелость, храбрость; жара - зной, пекло (разг.), жарища (разг.);

большой - огромный, здоровенный (разг.), солнце - светило, ярило (книжн., миф.) затем сверимся и вы себя оцените по качеству и количеству записанного.

Работа в малых группах .

Советуясь с соседом по парте, расположите синонимы в порядке усиления признака и подчеркните главное слово синонимического ряда:

забавный, нескучный, увлекательный, интересный; напрасный, тщетный, безуспешный, безрезультатный, бесполезный.

Составьте возможные словосочетания: коричневые, карие (глаза, носки), жёсткий, черствый, твёрдый, вчерашний (хлеб, диван, материал).

Работа с текстом .

Прочитайте данный текст.

Ребята поднимались на крутой холм. Подниматься было трудно, и они устали. Когда поднялись на вершину холма, сели отдохнуть и полюбоваться окрестностью . (Текст на слайде )

Понравился ли он вам? Почему? (В тексте очень много неоправданных повторов). Давайте попытаемся заменить повторяющиеся слова синонимами . (Взбираться, влезать ). Ученики зачитывают получившиеся тексты.

5.Итоги урока .

Итак, подведем итоги.

Для чего служат синонимы в речи? (Помогают избежать повторов, передать мысль более точно, ясно. Служат для связи предложений в тексте. Делают речь эмоциональной, выразительной, красивой)

Что нового вы узнали на уроке?

6. Рефлексия .

7. Домашнее задание.

Выполнить упражнение учебника или придумать загадку с использованием синонимов. Например, как в этой загадке:

Называю паузу я так:

Промежуток, интервал, антракт.

Ну а в школе непременно

Я бываю …(перемена).

Спасибо за работу на уроке.

Цели:

  • познакомить с понятием “синонимы”,
  • учить находить сходство и различие слов - синонимов,
  • развивать речь учащихся,
  • формировать навыки работы в парах и группах,
  • воспитывать положительное отношение к учебе.

Оборудование:

  • карточки со словарными словами,
  • предметные рисунки,
  • карточки со словами синонимами,
  • карточки с тестовыми заданиями,
  • учебники, тетради.

Ход урока

I. Психологический настрой.

Ребята, повернитесь (в парах) друг к другу лицом, посмотрите в глаза соседу по парте, улыбнитесь, передайте глазами, что вы желаете ему хорошего настроения и доброй работы. Сегодня у нас новая тема, а это значит, что вы получите новые знания.

II. Каллиграфическая минутка.

С чего мы обычно начинаем урок? Буква, над написанием которой мы будем работать, обозначает непарный согласный твёрдый звук в словах, которые вы сейчас записали.

На что надо обратить внимание при написании строчной буквы эр ?

На второй строчке напишите сочетание букв –оро- ? На что посоветуете обратить внимание здесь? (Соединительный штрих.) В каких словах встречается сочетание -оро-?

III. Словарная работа.

1. Отгадайте загадку: Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)

Какую букву надо запомнить?

Почему? (Непроверяемая согласная)

Запишите это слово.

2. Закончите стихотворение:

Всё лицо и руки
Залепил мне снег...
Мне в сугробе горе,
А ----------- смех. (И.Суриков. “Детство”)

Как называется стихотворение, отрывок из которого прозвучал?

Запишите слово ребята.

На какую букву падает ударение?

Какую букву надо запомнить? Почему?

3. Посмотрите на рисунок и скажите, как то, что здесь изображено, назвать одним словом? (Одежда)

На какую букву падает ударение?

Какую букву надо запомнить? Почему? (Непроверяемая согласная)

Запишите это слово.

Составьте предложение с этими словами.

(Ребята в мороз вышли на улицу в тёплой одежде.

Тёплая одежда спасает ребят от мороза.)

Одно предложение запишите в тетрадь.

Кто хочет написать предложение с комментированием на доске?

IV. Ведение в новую тему.

Что вы сейчас записали? (Предложение)

Чему учились вчера на уроке? (Составлять текст.)

Чем текст отличается от предложения?

Прочитайте то, что записано на доске.

С самого утра во дворе слышны веселые крики малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет детворе кататься с горки.

С самого утра во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.

Можно ли назвать прочитанное текстами? Докажите.

V. Работа над новой темой.

Поработайте в парах над вопросами:

Чем отличаются тексты? Какой интереснее?

(Ответы учащихся.)

Выпишите только те слова, которыми эти тексты различаются.

Измените, если нужно, форму слова так, чтобы слова отвечали на вопрос (кто?).

Малыши, дети, детвора.

Допишите слово, которое чаще всего употребляется во втором тексте. Ребята.

Что вы можете сказать об этих словах? (Слова близкие по значению.)

Откройте учебники (стр.40), прочитайте

О чём вы узнали? Как называется тема урока? Синонимы.

Запишите её в тетрадь.

Как вы думаете, для чего вам нужно изучать эту тему?

VI. Наблюдение за значением слов-синонимов с опорой на рисунки.

Прочитайте задание. Упр. №1, стр. 40.

Рассмотрите вначале рисунки. (см. рисунки 1-4)

Подберите к каждому рисунку подписи, используйте данные слова

Работа в группах. Проверка.

(На доске рисунки 1-4 и карточки со словами погасить, потушить, выключить, задуть.

От каждой группы выходит один ученик, подбирает к рисунку карточку).

Что объединяет эти слова и чем они различаются? (В каждой группе приведены

слова-синонимы. Они объединяются близостью, схожестью значения, но различаются тем, что не могут одинаково сочетаться с другими словами, так как называют только схожие, но не одинаковые действия.)

VII. Физминутка.

Дует ветер, ветки гнёт,
А потом затихнет.
Вдруг деревья шевельнёт
И совсем утихнет.

VIII. Наблюдение за значением слов-синонимов при сочетании с другими словами.

Упр. №2, стр. 41, часть 1.

Прочитайте задание.

Расскажите, что будете делать.

Как называются слова, записанные в скобках?

Что значит изменить форму слова?

Самостоятельная письменная работа.

Взаимопроверка.

IХ. Выполнение задания в тестовой форме.

1. Отметь галочкой слово с непроверяемой орфограммой.

Холод
стужа
мороз

2. Отметь галочкой, каким словом лучше всего назвать учеников 2-3 класса.

Дети
ребята
малыши

3. Отметь галочкой синоним к слову друг. Х. Подведение итогов урока.

Что нового вы узнали на уроке? Свой ответ начните со слов: Сегодня на уроке я...

Задайте вопросы по теме урока классу.

ХI. Д. з.: правило на стр. 40-41.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Тема: Синонимы.
Цель урока: дать понятие синонимов и их роли в речи.
Задачи:
­ обучающие: научить различать
синонимы с разными оттенками значений;
эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;
­ развивающие: развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать
синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся;
­ воспитательные: воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: формирование интерес к русскому языку;
Метапредметные УУД: развитие логического мышления: сопоставление, анализ,
навыки самоконтроля, взаимоконтроля; умение работать индивидуально и в группе, находить
общие решения, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определение цели
предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценка достигнутых
результатов.
Предметные УУД: расширение понятийной базы о лексике русского языка; с помощью
практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными
оттенками значения.
Тип урока: расширение и закрепление полученных знаний.
Формы работы: индивидуальная, работа в группах, коллективная
Оборудование: учебник, презентация, компьютер, раздаточный материал.
Синонимы – это точность, выразительность, богатство
нашей речи.
I Оргмомент
Ход урока
Зеленый и таинственный
Средь моря остров спит.
И надо нам единственный
Путь выбрать, что лежит
Через моря Познания
На горы Мастерства,
Минуя очень топкие
Опасные места.
В стране далекой Лексике
Ищите те пути,
Которые вас к знаниям
Помогут привести.
­ Сегодня на уроке мы продолжим осваивать просторы страны Лексики. Вчера мы
познакомились с новой ее губернией, которая называется …?
­ Верно, Синонимия.
Запишите в Путевых заметках дату. Во время нашего вчерашнего путешествия несколько
районов губернии Синонимии осталось неисследованными, мы сегодня отправимся знакомиться с
ними. Нам предстоит узнать, какую роль играют синонимы в речи, какими богатствами обладают и
что дарят тому, кто умеет пользоваться их богатствами.

II. Актуализация знаний
Поскольку пропуск на территорию этой губернии мы оформили ещё вчера, то сегодня нас
ждёт только небольшая лингвистическая разминка, помогающая освежить знания.
Вставьте недописанные слова.
 Все слова языка _________________ (лексика).
 Раздел лингвистики, изучающей лексику _______________ (лексикология).
 Слова, имеющие одно лексическое значение ___________________(однозначные).
 Слова, имеющие несколько лексических значений _____________ (многозначные).
 Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению ____________
(омонимы).
 Слова, различные по звучанию и написанию, но близкие по лексическому значению
___________________________
 Являются ли синонимами слова радость, смеяться? Почему?
III. Тренировочные упражнения.
1. Редактирование текста + индивидуальное задание по карточке
­ И вот мы вышли на улицу. А здесь…
Проходят троллейбусы, проходят автобусы, проходят легковые машины.
­ Понравилось ли вам такое продолжение нашего рассказа о путешествии?
­ Давайте исправим его.
(Слова для справок: величаво проплывают, бешено мчатся, едут, проносятся.)
­ Что мы использовали, исправляя предложение?
­ В чем помогли, для чего послужили синонимы?
Вывод 1: Синонимы используют, чтобы не повторять одно и то же слово, чтобы избежать
повторов.
2. Роль синонимов и повторение однородных членов.
­ Предложение стало, конечно же, лучше, но на улице все равно шум и суета. Давайте
проедем за город и очутимся в зимнем лесу.
Красиво? Нам придется описать увиденную красоту.
Выберите из синонимов, данных в скобках, наиболее подходящий для данного
предложения.
Зимний лес
Зима (спряталась, скрылась, притаилась) в дремучем лесу. (Кружатся, вьются,
вращаются) в воздухе (легкие, невесомые) снежинки. (Мохнатые, лохматые, косматые) ели
(укрылись, укутались) белым пушистым одеялом. Снег (светится, сверкает, сияет) на солнце. И
(дремучий, густой, глухой) лес теперь уже не кажется таким (мрачным, темным).
­ Почему мы не могли использовать все синонимы, данные в скобках, как однородные
члены, записывая все подряд? Что различает эти синонимы в этих рядах?


3. Проверка индивидуального задания по карточке
Карточка
Вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу слова
На нас смотрит симпатичное,…. лицо девушки. Её лукавая,…улыбка, смеющиеся,…глаза
заставляют и нас улыбнуться и порадоваться ее счастью. Жизнерадостное,…настроение
передается нам, и, наверное, поэтому так приятно,…смотреть на эту девушку, любоваться ее

одеждой.
Платье девушки из прозрачного,… материала. Оно подчеркивает нежность и молодость
Арсеньевой, ее изысканный,…вкус.
Ощущение радости,… остается от этой картины.
Слова
задорная,
справки:
для

хитринкой;
приятное, милое; просвечивающий, просторный; веселый, задорный, оживленный, радостный,
ликующий,
утонченный,
тонкий; отрадный, милый; ликование, веселье, оживление, праздник, торжество, полнота жизни.
Сделать вывод: потребовались ли вам синонимы при выполнении задания и для чего.
Вывод 2: Синонимы служат, для более точного описания предмета, явления или
оптимистичный;
лучезарный,
кокетливая,
сияющий,
светлый;
бодрый,

состояния. Для тонкого разграничения оттенков смысла.
Слово учителя: Это портрет Елены Николаевны Арсеньевой, которая была воспитанницей
Смольного института благородных девиц и фрейлиной императрицы Марии Федоровны. Эта
картина написана известным русским художником­портретистом Владимиром Лукичом
Боровиковским. Ему позировали вельможи, генералы и даже Екатерина II.
4. Знакомство с понятие «градация»
­ Но посмотрите, пока мы с вами записывали вывод, в лесу что­то изменилось.
Бураны, вьюги и метели,
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они! –
Так проворчал мороз угрюмый
И речку в лед сковал без шума.
­ Найдите синонимы. Подчеркните их.
­ Одинаковы ли они в своем лексическом значении? В чем отличие? (Степень проявления)
­ Выпишите эти слова в порядке возрастания проявления признака.
Перед вами пример градации.
­Посмотрите на экран
Слайд
Дерево ­ большое, огромное, громадное.
­ Как располагаются данные синонимы? (по мере возрастания признака).
Зёрнышко – маленькое, крохотное, ….. Продолжите ряд.
­ Как располагаются слова? (по мере убывания)
Это тоже градация
Градация ­ расположение ряда слов (обычно синонимов) по степени нарастания или
ослабевания их смыслового и эмоционального значения. При таком расположении слов достигается
особая выразительность, сила впечатления. Это ещё одно средство выразительности.
­ Для чего ещё используются синонимы в речи, чаще в художественных произведениях?
Вывод 3: Синонимы придают особую выразительность речи.
5. Индивидуальная работа по карточкам для слабоуспевающих
Карточка
Расположи по мере возрастания следующие синонимы:
Торопиться, спешить, бежать
Храбрый, отважный, смелый.
Свирепый, лютый, злой (враг).
6. Знакомство с понятием «контекстные синонимы»

А давайте вспомним «Сказку о рыбаке и рыбке». Сколько раз ходил старик к морю? А
море при этом оставалось одинаковым? Понаблюдаем.
Вот пошел он к синему морю;
Видит,­ море слегка разыгралось…
Вот пошел он к синему морю;
Помутилося синее море…
Пошел старик к синему морю;
Не спокойно синее море…
Старичок отправился к морю,
Почернело синее море…
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря…
Подчеркнём слова описывающие состояние моря. Они близки по значению, но отличаются
степенью проявления признака. То есть, какое средство выразительности использовано? Но
помимо степени проявления признака их различает ещё что­то. Можем ли мы их назвать
синонимами в прямом значении этого слова? (Нет. Они синонимичны только в этом тексте.)
Это контекстные синонимы.
­ Какими новыми понятиями обогатилась наша речь?
­ На каком уроке нам особенно пригодятся эти знания?
­ Как вы думаете, почему менялось море?
­ Только ли старухиной о жадности говорил А. С. Пушкин? О чем говорит его известное
высказывание о сказках? Каков «намёк» и «урок» в данной сказке?
7. Объяснение домашнего задания: Поработайте дома со сказками и подберите 3
примера градации или контекстных синонимов.
8. Исследовательский проект учащегося
А теперь продолжим путешествие с целью освоения новых богатств синонимов.
Оказывается, у них есть ещё одна особенность, о которой расскажет …….. (стилистическое
употребление.)
Состав синонимов русского языка изучается уже более 200 лет (первый синонимический
словарь вышел в 1783 г., его автором был известный русский писатель Д.И. Фонвизин).
Современная наука достигла больших успехов в изучении и описании лексической синонимии.
Особую ценность представляют словари синонимов. Писатели и переводчики отдают предпочтение
«Словарю синонимов русского языка» З.Е. Александровой (первое издание 1968 г.)
В непосредственной речи повседневного общения мы также употребляем синонимы, но не
задумываемся о их значении. А они между тем служат для выражения наших чувств и эмоций,
могут показать наш уровень культуры.
Например,

любой:
женщина,

ребенок,
Упасть может
слово).
Шлепнуться – слово разговорного стиля, употребляется, когда мы иронизируем над своей
неловкостью.
Рухнуть – стиль разговорный. Оттенок смысла: если рухнуть сказано о человеке, то это означает
«упасть без сил», о дереве, здании – «упасть неожиданно, тяжело».
Пожелание, чтобы человек ушёл так же может быть выражено по­разному.
Уходите, скройтесь, исчезните, убирайтесь. (В последнем звучит грубо, и выдаёт уровень
(нейтральное
старик

культуры говорящего)
Вывод 4: Синонимы могут обладать стилистической и эмоциональной окраской.
IV. Итог урока
1. Прочитайте, что получилось у нас в записях о синонимах?
­ Как наши выводы перекликаются с эпиграфом к уроку?
2. Вот и подходит к концу наше сегодняшнее путешествие. И жители губернии Синонимии
хотели бы узнать, насколько хорошо вы поняли и оценили их богатства. Для этого следует решить
небольшой тест.
1. Подберите синоним к слову БОРОТЬСЯ.
А) состязание
Б) сражаться
В) борьба
2. Какое из данных слов не является синонимом к слову АККУРАТНЫЙ?
А) чистоплотный
Б) опрятный
В) аккуратно
3. Какая из данных строк является синонимическим рядом?
А) добрый – участливый – человеколюбие
Б) лёгкий – воздушный – невесомый
В) молодость – юность – молодеть
­ Взаимопроверка и выставление оценки. Коллективная проверка и авыставление оцнки
самому себе.
V. Рефлексия
Закончите строчку
­ Сегодня я повторил(а) ______________________________________________________________
­ Сегодня я познакомился­(ась)________________________________________________________
­Я узнал(а), что_____________________________________________________________________
­Считаю, что_______________________________________________________________________
­Мне было интересно_________________________________________________________________
­ Мне было неинтересно______________________________________________________________
VI. Домашнее задание
Закончилось наше сегодняшнее путешествие, но мы не прощаемся со страной Лексикой. На
следующем уроке нас ждет знакомство с новой её областью. Подготовимся к встрече с ней,
выполнив домашнее задание:
в художественной литературе найти примеры градации или контекстных синонимов.(3
примера) или упражнение

Синонимы

Цели урока: формировать у учащихся знаний о синонимах, развивать умение различать слова-синонимы по оттенкам значений, эмоциональной окраске и стилевой принадлежности, учить подбирать синонимы к данному слову. строить синонимический ряд, пользоваться словарём синонимов, употреблять синонимы в речи, воспитывать положительные качества у учащихся.

Ход урока

Организационный момент

Сообщение целей урока.

Мы с вами уже познакомились с многозначными словами и омонимами, сегодня продолжим изучение разделов лексики. Все в сборе, нет только Алеши и Гены.(Распахивается дверь, входят мальчики, они поняли,что опоздали.)

Не сердитесь на нас.

Не обижайтесь.

Не дуйтесь.

Где вы были?-спрашивает учитель.

В школе, тут близко.

Совсем недалеко.

Рядом.

Что же вы там делали? И почему так странно отвечаете? Говорите все об одном и том же, но по-разному.

Мы узнали, что сегодня пятиклассникам обещали рассказать о словах-друзьях. Их ещё называют синонимами.

Учитель: Да, тема нашего урока называется «Синонимы».Проходите, присаживайтесь. Откроем тетради, запишем число и тему урока.

Синтаксическая пятиминутка.

Кусты опушились блестящим инеем.

Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения.

Какие орфограммы есть в этом предложении?

Какими ещё словами можно описать иней?(сверкающий, сияющий, переливающийся, искрящийся).

Одинаковое или разное значение у этих слов?

Совпадает ли у них звучание и написание?

Делается вывод о том, какие слова называются синонимами.

Прочитаем правило в учебнике. Всё ли мы сказали о синонимах? А чем синонимы отличаются от омонимов? Знакомство со словарём синонимов.

3. Упражнение на экране.

Найти слова, похожие по значению, но разные по написанию. Как связаны предложения в тексте?

Во время каникул я побывала в цирке. Восторг и ликование вызвало в моей душе выступление медвежат. Топтыжки катали мячи, танцевали, управляли мотоциклами. Видно было,что косолапым нравится участвовать в цирковом представлении.

(в тетрадь выписать слова-синонимы, проверить себя по словарю)

А теперь поучимся доказывать, что данные слова являются синонимами. Упражнение 349.

Ученики записывают в тетрадь слова и доказывают, что они являются синонимами.

Игра »Третий лишний»

Исключить лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее.

Огонь, дым, пламя.

Алфавит, азбука, чистописание.

Лошадь, конница, кавалерия.

Бросать, кидать, ловить.

Ураган, дождь, буря.

Шалун, озорник, тихоня.

Физминутка

Запишем слова в два столбика.

Соотнесите слова из левого столбика с их синонимами из правого.

Неразговорчивый рассеянный

Невнимательный молчаливый

Неправильный простой

Неудачный безуспешный

Несложный легкомысленный

несерьезный ошибочный

Продолжить загадки

Простое слово »промежуток»:

В театре несколько минуток,

Пока начнётся новый акт,

Мы называем их …(антракт).

На время что-то прекратив,

Мы объявляем… (перерыв).

В борьбе, в труде устали слишком,

Дают уставшим… (передышку).

После урока непременно

Нужна ребятам …(перемена).

Упражнение 351(самостоятельно).

Есть у нашего народа такая пословица:»Добра мать до своих детей, а земля до всех людей.» Для всех нас одинаково светит солнце, поют птицы, растут деревья, расцветают цветы. Но ведь мы все разные. Потому что одни люди добрые, а другие злые. Сила доброты в том, что один добрый человек может сделать добрыми и счастливыми многих людей, а злой- никогда.

(В.Крупин)

О чём говорится в этом тексе? Какими нам нужно быть друг к другу? Подберём синонимы к слову добрый. Можно пользоваться словарём синонимов(добродушный, добросердечный, мягкосердечный, благодушный).Составьте предложения с этими словами.(Дети зачитывают получившиеся предложения)

Вот и заканчивается наш урок. Давайте вспомним, с какими словами мы с вами сегодня познакомились? Чем они отличаются от омонимов? Где можно найти эти слова? Какие задания для вас были лёгкими, трудными? Что больше всего понравилось на уроке?

Отройте дневники, запишите домашнее задание. П. 68, придумать и записать 5-6 предложений со словами –синонимами, используя материал сегодняшнего урока.