Рефераты Изложения История

День русского языка в начальной школе. Предметная неделя русского языка в начальной школе

В течение недели учащиеся 1-4-х классов принимают активное участие в конкурсах и викторинах, проходивших в рамках Недели Русского Языка в начальной школе: викторина «Занимательный русский язык», блиц-опрос «Говори по-русски», конкурс коллажей «Интересные факты о русском языке», конкурс ученических тетрадей «Лучший каллиграф».

В нашей школе викторина «Занимательный русский язык» проводилась среди команд учащихся 2-4-х классов. Конкурсанты продемонстрировали свою эрудицию, богатый словарный запас, умение грамотно говорить и писать на русском языке.

Изготавливая коллажи, учащиеся проявили свои творческие способности, умение работать со словарями, справочниками, научно-популярной литературой, а также навыки работы с электронными ресурсами. Конкурсанты представили большое количество ярких, оригинальных, интересных по содержанию коллажей. По итогам конкурса были определены не только победители и призеры, но и победители в отдельных номинациях: «Творческий подход к работе», «Грамматическое и стилистическое единство», «Стремление к новым открытиям», «Профессиональный подход» и др.

Цель: повышение мотивации и познавательного интереса учащихся к изучению русского языка

Задачи:

  • повысить образовательный уровень учащихся;
  • развить самостоятельность учащихся;
  • развить творческие способности учащихся;
  • повысить уровень профессиональной компетентости учителей.

План проведения мероприятий в рамках Недели Русского Языка в начальной школе

№ п/п

Дата проведения

Время проведения

Форма проведения

Ответственные

1 Торжественная линейка, посвященная открытию Недели Русского Языка в начальной школе
2 Викторина «Занимательный русский язык» для учащихся 4-х классов
3 Викторина «Занимательный русский язык» для учащихся 3-х классов
4 . Викторина «Занимательный русский язык» для учащихся 2-х классов
5 Блиц-опрос для учащихся 2-4-х классов <Приложение 2 > <Приложение 3 > <Приложение 4 >
6 Конкурс коллажей «Интересные факты о русском языке» <Приложение 5 >
7 Конкурс тетрадей по русскому языку «Лучший каллиграф»
8 Торжественная линейка, посвященная закрытию Недели Русского Языка в начальной школе.

Сценарий проведения мероприятий в рамках Недели Русского Языка

Открытие Недели. Знакомство с программой проведения мероприятий.

Ведущий: Вы любите волшебство и превращения? Если любите, то приглашаем Вас на Неделю Русского Языка. Встечайте нашу гостью – Королеву Грамматику!

Ученик 1:

Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике всегда беру с тревогой я!
Пусть трудна, но без нее
Плохо было бы житье.

Ученик 2:

Люблю тебя, грамматика,
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я.

Ученик 3:

Надо дружить с грамматикой,
Учить правила и, если не лениться,
Можно всему-всему научиться.

Королева Грамматика: Ребята, освоить родной язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Наша неделя руского языка поможет вам в достижении того чудесного и таинственного, что прячется за словосочетанием «русский язык». Русский язык – необыкновенный язык и мы в этом убедимся.

Ведущий: Как будет проходить наша неделя?

Ученик 4:

И пусть сильнее кипит борьба,
Острее соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания.

Ученик 5:

И соревнуясь вместе с Вами,
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит острее,
Наша дружба крепнет с ней!

Ведущий: Молодцы! Итак, открываем Неделю Русского языка! На этой неделе Вы должны продемонстрировать и доказать все свои знания и умения в области русского языка!

Викторина «Занимательный русский язык» для учащихся 2-4-х классов.

Участие принимают по 2-3 команды от 2-4-х классов. Участие принимают команды от каждого класса параллели (10 человек). Команды рассаживаются двумя параллельными рядами на стульях.

Ход работы:

Ведущий: Русская пословица гласит: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Для того, чтобы у вас было много друзей, надо научиться приятно общаться друг с другом: чётко проговаривать слова, правильно ставить ударения в словах, а самое главное – знать вежливые слова речевого этикета.
Команды готовы?

Задание 1 «Скороговорки»

Мы сообщаем «по секрету» скороговорку первому из сидящих каждой команды. По его сигналу тот шёпотом передаёт её второму, далее по цепочке. Последние, получив «телефонограмму», должны встать и громко, внятно произнести скороговорку. Выигрывает та команда, которая быстрее передаст скороговорку по цепи и ее представитель точнее произнесёт эту скороговорку вслух.

Скороговорки для команд:

  • Жук жужжит над абажуром.
  • Уже и ужи в луже.
  • Не доела Нина дыню.

Задание 2 «Загадки»

Ведущий: Уважаемые знатоки русского языка. Вам необходимо отгадать загадку, поставить правильно ударение в словах-отгадках, определить количество слогов в слове-отгадке.

Загадки для команд:
На бахче у нас растёт,
Как разрежешь – сок течёт.
Свеж и сладок он на вкус,
Называется… (арбуз ).

Эту зелень ты не тронь:
Жжётся больно, как огонь
Неприятна, некрасива,
Называется… (крапива )

Ежедневно
В шесть утра,
Я трещу:
– Вставать пора! (Будильник )

Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие, как братья.
Мы за обедом – под столом,
А ночью – под кроватью. (Ботинки )

Не смотрел в окошко –
Был один Антошка,
Посмотрел в окошко –
Там второй Антошка!
Что это за окошко,
Куда смотрел Антошка? (Зеркало )

Задание 3 «Искусство общения»

Ведущий: Мы сейчас покажем вам, как общаются между собой некоторые ученики.

(Двое учащихся 1 класса разыгрывают сценку для команд).

Ученик 1: Ты сегодня собирался в кино?
Ученик 2: Ага!
Ученик 1: А билеты ещё не купил?
Ученик 2: Ага!
Ученик 1: Будешь покупать, купи мне.
Ученик 2: Ага!
Ученик 1: Зайти за тобой?
Ученик 2: Ага!

Ведущий: То, что вы услышали – обрывок телефонного разговора. Я приглашаю по 2 участника от каждой команды для того, чтобы разыграть «правильный» диалог, употребляя добрые, вежливые слова. Выиграет та команда, у которой диалог наиболее живой и интересный.

Задание 4 «Поспевай – не зевай»

Ведущий: А сейчас небольшой блиц-опрос. Каждой команде необходимо дать ответ на вопрос.

– Сколько звуков в слове ЯМА? (4 )
– Какого цвета бывает ТОСКА, СКУКА? (Зелёная )
– Как написать МЫШЕЛОВКА пятью буквами? (Кошка )

Задание 5 «Комплимент»

Ведущий: Учиться произносить комплименты необходимо. Ведь, как говорил один из французских писателей: одним словом можно осчастливить человека.
Так, попробуем «осчастливить» своих соперников. Возьмём в руки мяч и бросим его –лови! – тому, кто сидит напротив из команды-соперника. А тот, в свою очередь, бросит следующему из команды-соперника, т.е. броски ломаной линией, туда и обратно, чтобы каждый сказал свой комплимент. Комплименты произносим о внешности, приятные, любезные слова. Например: «Твои глаза, как небо голубое!», «У тебя чудесные волосы!» и т.д.

Задание 6 «Составляем меню»

Ведущий: Дорогие участники, Вам необходимо составить из всех букв, входящих в слова, названия блюд:

Слова для команд:

  • Крот + каша = (картошка)
  • Бобр + редут = (бутерброд)
  • Суд + тень = (студень)

Задание 6 «Разгадаем кроссворд»

Ведущий: Дорогие участники, Вам необходимо решить кроссворд:

По горизонтали:

2) По земле, как змейка, вьётся,
Людям в руки не даётся,
Вдаль бежит издалека –
Это синяя… (река )

5) Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит. (Колокольчик )

6) Привезли на кухню ящик –
Белый-белый и блестящий,
И внутри всё белое.
Ящик холод делает. (Холодильник )

7) Его на палец надевают,
И оно руку украшает. (Кольцо )

8) Гуляю в поле,
Летаю на воле,
Кручу, бурчу,
Знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю,
Сугробы наметаю. (Ветер )

9) Лупоглазый мышеед
В шубу серую одет. (Сова )

По вертикали:

1) Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (Снеговик )

3) Сам он худ,
Голова – с пуд,
Как ударит –
Крепко станет. (Молоток )

4) Когда апрель берёт своё
И ручейки бегут, звеня,
Я прыгаю через неё,
А она – через меня. (Скакалка )

Закрытие Недели. Подведение итогов, награждение победителей.

Ученик 1:

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!

Ученик 2:

Он твой наставник – великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познания кручи,
Выучи русский язык!

Ученик 3:

Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово – свободы зарница,
Выучи русский язык!

Ученик 4:

Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово –
Выучи русский язык!

Ученик 5:

Мир разобщенных безрадостно тесен,
Спаенных мир необъятно велик,
Сын мой, работай, будь людям полезен,
Выучи русский язык!

Ведущий: Дорогие участники, наша Неделя Русского Языка подошла к концу. Предлагаем начать церемонию награждения победителей и призеров. Слово предоставляется … .

Итак, победу в личном первенстве среди учащихся 2-х классов одержал(а) … и пр.
Итак, победу в командном соревновании среди учащихся 2-х классов одержал … класс.
II место присуждается учащимся... класса. и пр.
Самой лучшей работой в конкурсе коллажей «Интересные факты о русском языке» явилась работа учащихся … класса. Поздравляем с победой!
Были также подведены итоги конкурса «Лучший каллиграф». Заслуженную победу одержали учащиеся … классов.

Мы благодарим всех победителей, призеров, участников Недели Русского Языка!
Со всеми заданиями Вы справились блестяще! А помог Вам в этом – русский язык – это удивительное и неповторимое чудо, которое позволяет выражать свои мысли, чувства, настроение, передавать увиденное и услышанное.
Желаем Вам успехов в дальнейшем изучении языка!!!

Неделя русского языка и литературы

«Великое русское слово»

Как будто целый мир тебе знаком,

Когда владеешь русским языком.

Вот почему нам дорог чистый, ясный

Народа русского язык прекрасный.

И. Гришашвили.

В 1-4-ых классах Дрибинской средней школы

под девизом «Грамоте учиться - всегда пригодится»

прошла предметная неделя русского язык и литературы.

Русский язык могуч и прекрасен. Он отличается благозвучностью и мелодичностью, мягкостью тонов и богатой ритмикой. Но мы не всегда ценим это богатство, иной раз небрежны в употреблении слов, засоряем речь ненужными выражениями. Неделя русского языка и литературы - это система мероприятий, которые проводятся с целью совершенствования языковых умений, повышения грамотности, развития интеллектуальных, творческих способностей обучающихся.

В понедельник (23.04) в фойе школы состоялось торжественное открытие Недели русского языка и литературы. Учащиеся к открытию подготовили стихи А.С. Пушкина, которые читали наизусть утром при входе в школу. Затем ребята на линейке были ознакомлены с планом проведения Недели русского языка и литературы.

Во вторник (24.04) был проведён конкурс стенгазет «В мире русского языка и литературы». Учащиеся совместно с учителями начальных классов выпустили красочные и познавательные стенгазеты, которые затем были размещены на первом этаже школы.

В среду (25.04) все учащиеся 1-4-ых классов писали терминологический диктант. Учителя для проведения диктанта подобрали слова-термины из русского языка и литературы, например, «звук», «слог», «эпитет», «суффикс», «существительное», «орфограмма» и др.

В четверг (26.04) был проведён конкурс «Самая лучшая тетрадь по русскому языку». На выставку были представлены самые лучшие тетради из каждого класса.

В пятницу (27.04) проходил конкурс рисунков «Мой любимый сказочный герой». Ребята рисовали героев любимых народных и авторских сказок. Все рисунки получились очень красивыми и интересными.

Кроме общешкольных конкурсов в каждом классе были проведены внеклассные мероприятия:

1 «А» класс (учитель Луганова О.В.) - игровая гостиная «Занимательная грамматика»;

1 «Б» класс (учитель Романова С.В.) -викторина «В гостях у сказки»;

2 «А» класс (учитель Барановская С.М..) -конкурс грамотеев «Знатоки русского языка»;

2 «Б» класс (учитель Якименко И.Н.) - игра «Путешествие в страну Грамматику»;

3 «А» класс (учитель Тишкевич В.Л.) - интеллектуальная игра «Весёлая грамматика»;

3 «Б» класс (учитель Михальчук О.Л.) - литературная игра «Аукцион героев»;

4 «А» класс (учитель Палькова Е.В.) - турнир «В пушкинском царстве, в сказочном государстве»;

4 «Б» класс (учитель Печёнова Л.В.) - КВН «Знатоки русского языка».

Учащимся представилась возможность, не страшась ошибок и двойки, в духе азартного соревнования, задуматься, блеснуть эрудицией и смекалкой при решении трудных и забавных задач, которые дает нам русский язык.

В субботу (28.04) в конце дня состоялась линейка, посвященная закрытию Недели русского языка и литературы. Были подведены итоги, вручены грамоты и небольшие призы победителям конкурсов и активным участникам.

Неделя русского языка и литературы прошла успешно, результативно. Ребята с интересом и большим желанием принимали участие в каждом мероприятии Недели русского языка и литературы.

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре -

Выучи русский язык!

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи -

Выучи русский язык!

Русское слово живёт на страницах

Мир окрыляющих детских книг.

Русское слово - свободы зарница.

Выучи русский язык!

С. Абдулла

План проведения недели русского языка в начальной школе

Предметная неделя русского языка в начальной школе

привить любовь к русскому языку, пробудить интерес к нему как учебному предмету;

повысить общую языковую культуру;

углубить и расширить знания, получаемые на уроках.

развивать интерес к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время.

План проведения:

День первый:

1.Объявление о начале предметной неделе Русского языка

2.Сообщение о плане проведения мероприятий в рамках недели Русского языка.

3.Конкурс «Писать красиво нелегко..» (на образцовую тетрадь по русскому языку) конкурс в классах.

День второй: выставки

1.Конкурс «Оживи букву» для 1 класса

2. Конкурс плакатов о русском языке.(2-4 классы)

. День третий :

1.Олимпиады по классам «Грамоте учиться – всегда пригодится»

День четвёртый:

1.Объявление о завершении работы предметной недели.

2.Фото -отчёт на слайд-презентации и сайте школы.

3.Награждение победителей, подведение итогов.

Открытие недели. Знакомство с календарем недели

Вы любите волшебство и превращения? Если любите, то приглашаем вас на необыкновенную неделю русского языка

Грамматика, грамматика –

Наука очень строгая!

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Пусть трудна, но без нее

Плохо было бы житье.

II ученик.

Люблю тебя, грамматика,

Ты умная и строгая.

Тебя, моя грамматика,

Осилю понемногу я.

III ученик.

Надо дружить

с грамматикой,

Учить правила, и, если не лениться,

Можно всему-

всему научиться.

Ребята, освоить родной язык –

трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь

трудностей на пути к знаниям. Наша неделя поможет вам в достижении того чудесного и таинственного, что прячется за словами «русский язык». Русский язык –необыкновенный язык и мы в этом убедимся.–

Как будет проходить наша неделя?

(Ведущий объясняет план работы)

И пусть сильней кипит борьба,

Острей соревнование,

Успех решает не судьба,

А только наши знания.

И соревнуясь вместе с вами,

Мы останемся друзьями.

Пусть борьба кипит острей,

Наша дружба крепнет с ней!

Молодцы! С сегодняшнего дня у нас в школе будет царить «Неделя русского языка». На этой недели вы должны

показать все свои знания в области русского языка.

Закрытие Недели русского языка в начальной школе

Ведущий 1. Добрый день, дорогие ребята!

Ведущий 2. Здравствуйте, уважаемые взрослые!

Ведущий 1. Приветствуем всех, кто время нашёл

И в школу на праздник наш пришёл!

Ведущий 2. Сегодня мы собрались в этом зале не случайно.

Ведущий 1. Сегодня у нас праздник! Праздник закрытия Недели русского языка!

Ведущий 2. Всю неделю ученики начальной школы принимали участие в интересных конкурсах и викторинах, писали стихи и сочинения, рисовали рисунки и выясняли в олимпиаде, кто лучше знает русский язык.

Ведущий 1. Сейчас мы готовы подвести итог и назвать лучших из лучших!

Ведущий 2. Сегодня можно смело говорить, что за эту неделю мы совместными усилиями смогли достичь прекрасных результатов, подняться на очередную ступеньку знаний.

Ведущий 1. На нашем празднике мы хотим отметить детей, которые проявили творческую активность, стремление к интеллектуальному росту, желание действовать и внедрять новое.

Ведущий 2. Все с нетерпением ждут, кто же, кто же получит высокую награду?!

Ведущий 1. Итак.… Разрешите приступить к вручению наград!

Звучат фанфары.

Слово предоставляется … .

Лучшими работами в конкурсе «Оживи букву» являются ученики 1 класса …..

Самой лучшей работой в конкурсе плакатов «Интересные факты о русском языке» явилась работа учащихся … класса. Поздравляем с победой!

Были также подведены итоги конкурса на образцовую тетрадь.

Заслуженную победу одержали 1место - ….., 2 место……, 3 место ….

По итогам олимпиад выявлены следующие результаты по классам –

1место - ….., 2 место……, 3 место ….

Мы благодарим всех победителей, призеров, участников Недели Русского Языка!

Со всеми заданиями Вы справились блестяще! А помог Вам в этом – русский язык – это удивительное и неповторимое чудо, которое позволяет выражать свои мысли, чувства, настроение, передавать увиденное и услышанное.

Желаем Вам успехов в дальнейшем изучении языка!!!

Ученик:

Спасибо, Грамматика,

Наука прекрасная!

За буквы, слова, предложения ясные.

Где трудное место в словах –

Ты же рядом

И правило чётко подскажешь, как надо

Писать, говорить, размышлять

И трудиться, -

Нам в жизни, Грамматика, всем пригодится!

Одним из средств привития любви и внимания к школьным предметам является проведение предметных недель.

Вот уже второй год в своей гимназии № 16, г. Владикавказа, мы проводим «Неделю русского языка» в начальной школе. Необходимо отметить, что проведение таких недель нацелено не только на повышение познавательного интереса учащихся к предмету, расширения кругозора, но и на повышения профессионального мастерства членов педагогического коллектива.

Являясь руководителем методического объединения учителей начальных классов своей гимназии, стараюсь составить программу недели так, чтобы были задействованы все классы, начиная с 1-ого.

Цель:

  • воспитание у уч-ся бережного отношения к родному слову;
  • развитие интереса к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время.

Оборудование:

  • плакаты с высказываниями о русском языке, стенгазеты,
  • слова с табличками: Морфология, Синтаксис, Пунктуация, Словообразование, Фонетика, Орфография, Графика;
  • карточки со словами для задания №1 для 1-2 кл.;
  • карточки для задания №2 «Грамматическая арифметика» для 1-2 кл.
  • ребусы;
  • карточки со знаками препинания;
  • грамматические билеты, на которых написаны ответы для интеллектуальной игры для 3-4 классов;
  • медальки «Знатоку русского языка»;
  • заготовки для чистописания по классам;
  • буквы для коллажа;

Ход мероприятия

Примечание: каждому входящему ученику 3-4 кл. выдаётся грамматический билет. На нём написаны ответы для интеллектуальной игры, которая будет проходить в конце мероприятия.

Ведущий:

Здравствуйте, ребята!

Посмотрите, внимательно вокруг себя и скажите, с какой целью мы сегодня собрались здесь в зале.

(уч-ся читают на передней части стенки запись)

«Открытие НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА в начальной школе».

Правильно. С сегодняшнего дня у нас в гимназии будет царить «Неделя русского языка». На этой недели вы должны показать все свои знания в области русского языка.


Сегодняшнее мероприятие, посвящённое НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА будем считать открытым.

Это мероприятие включает в себя 2 части: теоретическую и практическую.

В 1 части мы вместе вспомним высказывания советских и зарубежных писателей и поэтов о русском языке, ребята прочитают стихотворения, а также покажут вам небольшие инсценировки о нелепых ситуациях, возникающих из-за незнания русского языка или из-за нежелания его изучать.

А во 2 части, практической, мы выявим знатоков русского языка среди участников нашей встречи.

Итак, начинаем!

Чтец 1 (читает стихотворение А.Яшина «Русский язык»):

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.

Чтец 2 (читает стихотворение Г.Зумакуловой, кабардино-балкарской поэтессы):

Родной язык!
Он с детства мне знаком.
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою порой.
Но, как родной.
Люблю язык я русский,
Он нужен мне, как небо,
Каждый миг.
На нем живые, трепетные чувства
Открылись мне.
И мир открылся в них.
Я поняла на русском слово «счастье»,
Большое счастье жить в большой стране,
С ним не боюсь я горя и ненастья,
С ним не сгорю я ни в каком огне.
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой...
Забыв родной язык - я онемею.
Утратив русский, - стану я глухой.

Ведущий:

Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.

В своём прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И.С. Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным».

В письмах к молодым читателям он завещает бережно относиться к родному языку: «Еще один последний совет молодым литераторам и одна последняя просьба. А просьба моя состоит в следующем, говорил он:

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками». Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!..».

Да, ребята, если в умелых руках, то чудеса действительно случаются. Наверно, всем известен случай, когда от запятой зависела жизнь человека.

Вспомните знаменитую фразу «Казнить нельзя, помиловать!».

Наши артисты сейчас вам напомнят этот случай.

(Разыгрывание сценки)

(На сцену выходят Придворный и Королева Пунктуация)

Придворный:

Ваше величество, королева Пунктуация! В королевство пришел чужестранец! Нечесаный, лохматый! И главное, нас, знаки препинания, не признает, вперед идет напролом.

Королева:

Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться.

(Входит Федя)

Федя:

Какое-то здесь всё странное. Куда я попал? А это кто ещё мешает мне пройти? Вот чудо гороховое! (Обращается к королеве)

Эй ты, каракатица, что у тебя на голове?

Королева: (Поправляет корону)

Как смеешь говорить ты со мною, с королевою самою, да не с простою королевой, а с королевой Пунктуации! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий?

Федя:

Королева:

Так вот, Федя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь - жив будешь, неправильно - умрешь.

Федя:

Давайте ваше предложение и запятую.

Королева:

Задание. Поставь запятую на нужное место.

Федя: (запятую ставит после слова )

Королева:

Прочитай, что у тебя получилось.

Федя:

Королева:

Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу.

(выбегают слуги и оттаскивают его в сторону)

Федя:

Ой, подождите, подумать-то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление». А тут жизнь решается.

Королева:

Ладно, думай. Но смотри, ошибешься, домой не попадешь.

Федя:

Ну, куда же ляпнуть-то ее. Думай, Федя, думай. О! Догадался: Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово казнить, от слова нельзя не убежишь, запятая тебе путь преграждает.

Королева:

Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу!

Федя:

Не надо. Мне домой, если можно.

Королева: Так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят. Куда запятые поставишь в предложении:

Не надо мне домой если можно. ,

(предложение написано на доске)

Федя (ставит запятые):

Не надо, мне домой, если можно.

Королева:

Ну, теперь ясно. Беги, Федя. Ты справился с заданием. И никогда больше не будь таким дерзким.

Королева:

Вот какую роль сыграла такая маленькая запятая. И такую же большую роль в предложениях играют и другие знаки препинания, которые сегодня пришли со мной.

Прошу Вас! Проходите! Представьтесь, пожалуйста!

(На сцену входят знаки препинания в чёрных костюмах и с табличками на груди)

1 уч-cя (?):

Разные вопросы задаю я всем:

-Как?
-Откуда?
-Сколько?
-Почему?
-Зачем?
-Где?
-Куда?
-Какая?
-Отчего?
-О ком?
-Что?
-Кому?
-Который?
-Чья?
-Каким?
-О чём?
Вот какой я мастак, Вопросительный знак!
(А. Шибаев)

2 уч-ся (!):

-Обычно в предложении
Стою я для того,
Чтоб выделить волнение,
Тревогу, восхищение, победу, торжество…
Мне право от рождения
В грамматике дано:
Где я, то предложение
С особым выражением
Произнестись должно!
(А. Тетивкин)

3 уч-ся (.):

Точка
У меня особый пост
В самой малой строчке.
Если Точка -
Вывод прост:
Это значит -
Точка..
Фразу следует кончать,
Если Точка рядом.
Точку надо уважать.
Точку слушать надо.
И хотя же я твердыня
В книге и в тетради,
Без особого труда
Нужно со мной поладить,
Если только мысли
Нить
От воды избавить,
Если Точку
Не забыть
Вовремя поставить.
(Ф. Кривин)

4 уч-ся (…):

- Я - многоточие. (пауза)
Обо мне сложены такие строчки:
Стоят три кумушки рядком,
Ведут беседу, но тайком,
Какими-то далёкими
Туманными намёками…
(А. Шибаев)

5 уч-ся (:):

- Я - двоеточие.
Обо мне говорят так:
Двоеточие глазастое
Ходит, знаниями хвастая:
Так и хочется ему
Разъяснить нам,
Что к чему...
(А. Шибаев)

6 уч-ся (-):

- Я - тире. (пауза)
Лягу палочкой на строчку:
-Проходите по мосточку.
(По А.Шибаеву)

7-8 уч-ся (« ») - 2 уч-ся:

- Мы - кавычки. О нас есть такие стихи:
Всегда подслушать норовят
То, что другие говорят…
(А. Шибаев)

9-10 уч-ся (()) - 2 уч-ся:

- Мы - скобки.
Словам раскрываем объятия:
- Ждём в гости вас,
Милые братья!
(По А.Шибаеву)

Ведущий:

Вот и все наши гости. Прошу садиться. (Жестом приглашает сесть на стулья в глубине сцены.)

Федя (шумно вбегает на сцену):

Да что же это такое?! Разве все знаки препинания на сцене? Еще один знак препинания не представился, а Вы говорите: «Вот и все наши гости Вот так всегда! Ведь многие ребята о нем забывают в своих сочинениях, диктантах.

Ведущий:

Кого же мы забыли? Кого не пригласили?

11 маска(выглядывает из-за кулис):

А, это вы не пригласили ту, о которой говорят:

«Выйдет на дорожку,
Всем подставит ножку».
(А. Шибаев.)

Федя:

Ребята, вы догадались о ком это идёт речь?

Дети:

Речь идет о запятой!

Федя:

А меня как она выручила. Вы же сами в этом убедились только что. Также, ребята?

Ведущий:

Спасибо Федя, что напомнил о нашей важной гости, которая тебя спасла от смерти.

Проходите и садитесь, гости дорогие.

А наш праздник продолжается.

В современном русском языке много разделов:

Морфология, Синтаксис, Пунктуация, Словообразование, Фонетика, Орфография, Графика;

Сложные названия разделов. Но ещё сложнее эти разделы выучить. Но на это у нас ещё впереди много лет! И не нужно лениться их все изучать. Но бывают такие случаи, когда дети ленятся познавать новые знания. И вот какие истории получаются.

Послушайте, что думал мальчик из стихотворения Граубина, которое называлось «Ленительный падеж».

Спросили Лежебокина:
- А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Из-за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
- В том не моя вина.
Пусть им, сперва, ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит.
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
- Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам бы смог-то новые
Придумать имена?
- Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец, Простительный!

Ведущий:

Вот какой был ленивый Лежебокин.

Ребята, а почему этого мальчика прозвали Лежебокин.

И все-таки я, ребята, верю в то, что таких Лежебокиных у нас в стране немного.

Еще в начале тридцатых годов замечательный советский писатель А.Н.Толстой, восторгаясь богатством русского языка, утверждал: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), - русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара».

В наши дни сбылось предвидение писателя: русский язык стал одним из широко известных мировых языков.

На этом мы завершаем первую часть нашей встречи и переходим ко второй.

Задания для уч-ся 1-2 классов

Задание 1. Игра «Слово в слове» (Приложение 3)

Я буду показывать вам написанные слова, а ваша задача найти

в этих словах спрятанные слова.

Кобра (кора) , краска (каска, краса) , скот (кот) , корм (ком) , кочки (очки) ,

Кустарник (куст, тир, наст) , кисель (ель, сел) , кров (ров, вор) , крапива (ива, рак) , крот (кот, рот, ток) , клён (лён) , экран (кран) .

Задание 2. Грамматическая арифметика. (Приложение 4)

Череп-еп+ё+муха= (черёмуха)

Чистый-ый+o+тел= (чистотел)

Часть-ь+ушко-о+а= (частушка)

Кепка-ка+рис= (плод)

Сало-л= (насекомое)

Задание 3. Разгадывание ребусов. (Приложение 5)

Задания для уч-ся 3-4 классов

Предлагаю вам поиграть в интеллектуальную игру. Я вам буду задавать вопросы, а ответы будете находить на своих билетах. Проявите свои знания и смекалку.

За каждый правильный ответ получаете медальку «Знатоку русского языка».

Вопросы для уч-ся 3-4 классов. (Приложение 6)

Примечание: (вопросы можно сократить)

  1. Что такое подлежащее? (это главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении и отвечает на вопросы кто? что?)
  2. Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы: кто? что? называются…(имена существительные)
  3. Какие слова называются однокоренными? (слова, которые имеют что-то общее по смыслу и одинаковый корень: например: осень-осенний)
  4. Сколько звуков обозначают гласные Е, Ё, Ю, Я после согласных? (1 гласный звук)
  5. Как переносится слово с двойными согласными? (одна согласная остаётся на строчке, а другая переносится)
  6. Как называется предложение, в котором о чем-либо сообщают (повествуют)? (повествовательное)
  7. Как переносится слово с буквами Ь и Й? (при переносе слова их нельзя отделять от стоящей впереди буквы: пись-мо, строй-ка).
  8. Слова, которые обозначают признак предмета и от¬вечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? (имена прилагательные)
  9. Назовите главные члены предложения. (подлежащее, сказуемое)
  10. Что такое корень слова? (это общая часть однокоренных слов, в которой передается их основное значение)
  11. Что такое сказуемое? (член предложения, который обозначает, что го¬ворится о подлежащем. Отвечает на вопросы: Что делал? Что делает? Что сделал? И т.д.)
  12. Для чего служат окончания и предлоги?
  13. Что такое приставка? (это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов: например – пригород)
  14. Назовите слова, которые обозначают действие предметов и отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать? (глаголы)
  15. Из чего состоит наша речь? (из предложений, а предложения - из слов)
  16. Как называется предложение, которое произносится с сильным чувством? (восклицательное: например: (Ура!))
  17. Что такое окончание? (это изменяемая часть слова. Например: парта - парты.)
  18. Как пишется корень в однокоренных словах? (одинаково).
  19. Как определить, сколько слогов в слове? (Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников)
  20. Как проверить гласные А, О, Е, И, Я в безударных слогах? (нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным: трава-травы)
  21. Что такое суффикс? (это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)
  22. Какие из парных согласных звуков являются глухими? (П,Ф, К, Т, Ш, С.)
  23. Что такое предложение? (это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль)
  24. Как пишутся предлоги с другими словами в предложении? (раздельно).
  25. Для чего служат предлоги? (для связи слов в предложении)
  26. Какие из парных согласных звуков являются звонкими? (Б, В, Г, Д, Ж, 3)
  27. Что изучает Фонетика? (раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слоги)
  28. Какие буквы пишутся после Ж, Ш, Ч, Щ? (И, А, У)
  29. Как называется часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов? (приставка. Например: придорожный)
  30. Как называется предложение, в котором о чем-либо спрашивается? (Вопросительное. Например: Какой это гриб?).
  31. Назовите гласные, которые придают мягкость согласным? (Е, Ё, И, Ю, Я. Например: ветер, мята, люди.)
  32. Как найти в слове приставку? (нужно подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой: Например: поговорка - говор, договор)
  33. Какое предложение называется восклицательным? (предложение, которое произносится с сильным чувством.)
  34. Что такое имя прилагательное? (это часть речи, которая отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?)
  35. Как проверить слова с двумя безударными гласными в корне? (двумя проверочными словами: например: колос, колосья - колосок)
  36. Как называется общая часть однокоренных слов, в которой передается их основное значение? (корень слова)
  37. Что изучает Графика? (раздел науки о письме, который изучает все те особые знаки, с помощью которых устная речь передаётся на письме: это буквы, дефис, пробел, чёрточка и знаки препинания)
  38. В каких случаях пишется твердый знак? (после приставок, которые оканчиваются на со¬гласную букву, перед корнем, который начинается с гласных Е, Ё, Ю, Я: Например: въехали)
  39. Какие вопросы имеет родительный падеж? (Кого? Чего?)
  40. Какой род имеют имена существительные, к кото¬рым можно поставить слова «он», «мой»? (мужской род: Например: дом, сад)
  41. Ь знак пишется после шипящих у существительных мужского или женского рода? (у существительное женского рода. Например: дочь, ночь)
  42. Что изучает орфография? (раздел науки о языке, который изучает правописание, то есть систему правил, которые устанавливают единое написание слов, их форм и сочетаний)
  43. Что такое местоимение? (это часть речи, которая не называет предмет, а только на него указывает: я, ты, он, они, вы и т.д.)
  44. Как отличить приставку от предлога? (между предлогом и словом, перед которым он стоит, можно вставить другое слово или поставить вопрос: Летел (над чем?) над облаками)
  45. Какие вопросы имеет творительный падеж? (Кем? Чем?)
  46. Как называется изменение окончаний имен существительных по вопросам? (изменение по падежам или склонение.)
  47. Как называются слова, которые обозначают количество предметов или порядок предметов при счете? (имена числительные, они отвечают на вопросы: Сколько? Который?)
  48. Какие звуки в некоторых корнях слов не произносятся, а буквы пишутся? (В, Д, Л, Т. Например: чувство, солнце, праздник.)
  49. Какой род имеют имена существительные, к которым можно поставить слова «она», «моя»? (женский род: кошка, ручка)
  50. На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? (Что делать? Что сделать?)
  51. Что изучает раздел в русском языке – СЛОВООБРАЗОВАНИЕ? (Раздел науки о языке, который изучает законы образования слов и состав слов, то есть из каких частей они состоят)
  52. Что изучает МОРФОЛОГИЯ? (раздел языкознания, который изучает группировку слов по частям речи)
  53. Какие вопросы имеет дательный падеж? (Кому? Чему?)
  54. Что изучает синтаксис? (раздел языкознания, изучающий смысл и структуру предложения и сочетания слов в предложении)
  55. Какая частица придает глаголу отрицательный смысл и как она пишется с глаголами? (частица не, пишется раздельно).
  56. Какие имена существительные отвечают на вопрос «Кто?»? (которые обозначают одушевленные предметы - людей, животных и т.д.)
  57. Какие вопросы имеет предложный падеж? (О ком? О чем?)
  58. На какой вопрос отвечают прилагательные среднего рода и какие имеют окончания в единственном числе? (Какое? Окончания -ое, -ее.)
  59. Что изучает пунктуация? (все правила о постановке знаков препинания в рукописном или печатном тексте)
  60. Какой род имеют имена существительные, к которым можно поставить слова «оно», «моё»? (средний род: перо, дерево.)
  61. Какие вопросы имеет именительный падеж? (Кто? Что?)
  62. Какая часть речи членом предложения не является? (предлог не является членом предложения. Он употребляется вместе с существи-тельными или местоимениями и служит для связи слов в предложении. Например: Кошка спит на коврике.)
  63. Какие имеет части текст-повествование? (начало, основная часть, концовка)
  64. На какой вопрос отвечают прилагательные женского рода в единственном числе и какие имеют окончания? (Какая? Окончания -ая, -яя.)
  65. Сколько грамматических основ имеет простое предложение? (одну грамматическую основу)
  66. Какое слово помощник имеет винительный падеж и на какие вопросы отвечает? (слово-помощник – ВИЖУ и отвечает на вопросы - Кого? Что?)
  67. Сказуемое нужно подчёркивать одной или двумя чертами? (двумя чертами)
  68. На какие вопросы отвечает глагол в прошедшем времени? (Что делал? Что сделал? Что делали? Что сделали?)
  69. Как называются слова, которые чаще всего обозначают признак действия и отвечают на вопросы: Где? Когда? Откуда? Как? (наречие: Например: Как? Громко. Откуда? Издалека)
  70. На какой вопрос отвечают имена прилагательные во множественном числе и какие имеют окончания? (Какие? Окончания -ые, -ие)
  71. Чем обозначаются звуки на письме? (буквами)
  72. Сколько в русском языке гласных букв? (10 гласных букв: а, я,о,ё,у,ю,ы,и,э,е)

Ведущий:

(завершающий этап)

Сегодняшнее наше мероприятие, посвящённое НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА, завершаем замечательным стихотворением, которое называется…

Стихотворение «Выучи русский язык!».

1 -й ученик:

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!

2-й ученик:

Он твой наставник - великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познанья кручи,
Выучи русский язык!

3-й ученик:

Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово - свободы зарница,
Выучи русский язык!

4-й ученик:

Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово -
Выучи русский язык!

5-й ученик:

Мир разобщенных безрадостно тесен,
Спаенных мир необъятно велик.
Сын мой, работай, будь людям полезен,
Выучи русский язык!

Заготовки для чистописания (Анализы каллиграфического письма , Король письма 1,2,3,4 классы)

Используемая литература:

  1. Подгорная С. Н., Перекатьева О. В. Тематические недели в начальной школе. 1- 2 классы
  2. Аверьянова И.В.,Лапшина Н.Н. Предметные недели и праздники. Внеклассная работа в начальной школе
  3. сост. Косивцова Л.И. Предметные недели в школе: Русский язык и литература
  4. Статьи из интернета.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9

с. Красная Поляна, Кущёвского района, Краснодарского края

Неделя

«Русского

языка»

в начальных

классах.

План проведения Недели:

Понедельник. Открытие недели.

КВН для 2 и 3 классов.

Вторник. КВН для 3 и 4 классов.

Среда. Конкурс стихов о русском языке (для всех начальных классов).

Диктанты.

Четверг.

Пятница. Все классы выпускают газеты. Закрытие недели.

Подведение итогов, награждение активных участников.

А. М. Горький писал: «Ребёнок до 10 – летнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, играет всем и познаёт окружающий мир прежде всего и легче всего в игре, игрой. Именно на игре словом ребёнок учится тонкости русского языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка».

Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся начальных классов, надо сделать так, чтобы материал к Неделе был яркий, эмоциональный, интересно оформленный, а также небольшой по объёму и доступный для понимания.

В программу данного внеклассного мероприятия включены следующие виды работы: а) диктант; б) конкурс чтецов; в) грамматический бой; г) утренник; д) КВНы; е) выпуск тематических газет.

План проведения Недели.

Понедельник.

Открытие недели. КВН для 2 и 3 классов.

Вторник.

КВН для 3 и 4 классов.

Среда.

Конкурс стихов о русском языке (для всех начальных классов). Диктанты.

Четверг.

Праздник пунктуационных знаков для 1 – го класса.

Пятница.

Все начальные классы выпускают газеты. Закрытие недели. Подведение итогов, награждение активных участников.

Понедельник.

КВН для 2 и 3 классов.

    Оформление.

В классе вывешен плакат:

Нет силы более могучей, чем знание:

Человек, вооружённый знанием, — непобедим.

А. М. Горький

2. Вступление.

Ведущий.

— Язык, на котором мы говорим, красив и богат. На русском языке говорят не только русские. Он понятен каждому человеку, живущему в России. Во всех школах нашей страны мальчики и девочки учатся на родном языке: украинцы на украинском, грузины на грузинском, якуты на якутском, но все они изучают и русский язык.

Русский язык помогает всем людям нашей Родины лучше понимать друг друга.

    Приветствие команд (участвуют 2 команды).

1 – я команда.

Мы – весёлая команда,

И не любим мы скучать,

С удовольствием мы с вами

В КВН будем играть.

2 –я команда.

Мы отвечаем дружно,

И здесь сомнений нет

Сегодня наша дружба

Владычицей побед.

    Представление жюри (представляет ведущий).

    (сообщает капитан каждой команды).

    Чёрные, кривые,

Встанут в ряд –

Заговорят.

Кто такие? (буквы)

    На странице Азбуки

33 богатыря.

Мудрецов – богатырей

Знает каждый грамотей. (алфавит)

— Назовите, какие буквы вы знаете?

— Назовите гласные буквы.

    Конкурс капитанов.

Задание: расставить ударение в словах: магазин, портфель, предмет, дневник, квартал, ворота, алфавит, положил, шофёр, километр, сантиметр, щавель. (слова на доске)

    Соревнование команд.

Задание: выделить окончания в словах: загадку, кружева, снежок, засада, пригород, садик.

    Конкурс болельщиков.

Задание: подобрать по 2 слова – названия признаков к каждому из следующих слов: картофель, тополь, путь, собака.

    Конкурс команд.

Задание: найти и подчеркнуть грамматическую основу в следующих предложениях: Маша идёт в школу. Наступила золотая осень. В клетке сидит злой лев. Мама пришла с работы. Сегодня Петя получил хорошую оценку. Хмурые тучи плывут по небу.

    Конкурс болельщиков.

Задание: в стихотворении найдите и назовите слова – названия предметов (читает ведущий):

Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснёшь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, ложка, нож,

И каждый гвоздь,

И каждый дом,

И караваи хлеба –

Всё это сделано трудом,

А не свалилось с неба.

    Конкурс команд.

Задание: назвать как можно больше слов, где звуков больше, чем букв (только слова – названия предметов).

    Конкурс болельщиков.

Задание: разгадать кроссворды:

(лыжи, мыши, часы, пища, щука, чулки, шина)

(чай, часы, чашка, чайник, чулки, чудо, жир)

    Жюри объявляет счёт.

    Звучит весёлая музыка.

Вторник.

КВН для 3 и 4 классов.

    Оформление.

В классе вывешен плакат:

Учите русский –

годы к ряду,

С душой,

С усердием,

С умом!

Вас ждёт великая награда,

И та награда – в нём самом.

Сабир Абдулла

    Вступление.

Ведущий.

— Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Русский язык называют великим и могучим. На русском языке говорят не только русские. Он понятен каждому человеку, живущему в России.

    Приветствие команд (участвуют 2 команды).

1 – я команда.

Мы – весёлые ребята,

И не любим мы скучать,

С удовольствием мы с вами

В КВН будем играть.

2 – я команда.

Мы отвечаем дружно,

И здесь сомнений нет

Сегодня наша дружба

Владычицей побед.

1 – я команда.

И пусть острей кипит борьба,

Сильней соревнование,

Успех решает не судьба,

А только наши знания.

2 – я команда.

И, соревнуясь, вместе с вами

Мы останемся друзьями.

Пусть борьба кипит сильней

И наша дружба крепнет с ней.

    Команды приветствуют жюри и вручают им свои эмблемы (капитаны):

Вам и слава, и почёт!

Все мы любим точный счёт.

    Болельщики приветствуют команды:

За команду мы «болеем»

И друзьям помочь сумеем!

    Разминка «Угадай название нашей команды» (сообщает капитан каждой команды):

    Название нашей команды обозначает название предмета, отвечает на вопросы КТО? ЧТО?, в предложении бывает подлежащим и второстепенным членом.

    Название нашей команды обозначает название действий предмета, отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?, в предложении бывает сказуемым.

    Ведущий обращается с вопросами к болельщикам:

— Какое название имеет каждая команда?

— Какие ещё части речи вы знаете?

— Какая часть речи не изменяется?

    Конкурс капитанов.

Задание: определить часть речи (по одному предложению).

    Посадила мама в ПЕЧЬ пироги с капустой ПЕЧЬ.

    Снежное ПОКРЫВАЛО ПОКРЫВАЛО всё поле.

    Конкурс болельщиков.

Задание: отгадать загадку и определить часть речи.

    Стоит дом, кто в него войдёт, тот ум приобретёт. (школа)

    Белый зайчик прыгает по чёрному полю. Слёзы проливает. дети их читают и стирают. (мел)

    Одной рукой всех встречаю, другой провожаю. (дверь)

    Если ей работу дашь – зря трудился карандаш. (резинка — ластик)

    Конкурс команд «Слово – змейка».

(Представителю от каждой команды предлагается за 2 минуты записать на доске слова в таком порядке, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого, например:

адре с , с алю т , т етра д ь, д еревн я …).

    Конкурс болельщиков.

Задание: отгадать слова.

Для 1 – й команды: его корень в слове ПИСАТЬ, приставка в слове РАССКАЗАТЬ, суффикс в слове КНИЖКА, окончание в слове ВОДА.

Для 2 – й команды: его корень в слове ВЯЗАТЬ, приставка в слове ЗАМОЛЧАТЬ, суффикс в слове СКАЗКА, окончание в слове РЫБКА.

    Конкурс для команд «Можем мы диктант писать на «4» и на «5».

(Каждый участник команды пишет только по 2 слова и передаёт листок другому участнику. Как только вся команда закончит писать диктант, она сообща его проверяет и сдаёт жюри.)

Текст диктанта.

Русский язык.

Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать силу и красоту родного языка.

Теплотой веет от близких с детства слов: ручей, роща, поляна, тропинка.

Торжественно произносим мы слова: Родина, мир, труд, свобода.

Русский язык помогает нам дружить.

    Конкурс болельщиков (пока команды пишут диктант).

Задание: найти слова, которые спрятались.

Хлев – (лев), коса – (оса), щель, зубр, столб, укол, удочка, точки.

    Жюри объявляет счёт.

    Ведущий подводит итоги соревнования.

    Награждение участников.

    Ведущий благодарит детей за участие в соревновании.

Ведущий.

Грамматика, грамматика –

Наука очень строгая!

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Она трудна, но без неё

Плохое было бы житьё!

Не составить телеграмму

И открытку не отправить,

Даже собственную маму

С днём рожденья не поздравить!

Отправляя поздравленья,

Помни правило склоненья.

Род, число и падежи

Крепко в памяти держи!

А приставки и частицы –

Вроде хитреньких зверьков!

Им охота порезвиться,

Обмануть учеников!

Люблю тебя, грамматика!

Ты умная и строгая.

Тебя, моя грамматика,

Осилю понемногу я!

Среда.

Конкурс стихов о русском языке.

Русский язык.

Об Артеке я читал,

Об Артеке я мечтал.

Этим летом, этим летом

Я в Артеке отдыхал!

Что за славная пора!

Собираясь у костра,

Мы за дружеской беседой

Проводили вечера.

Пионерка Деспине,

Что в одном со мной звене,

Обратилась по – грузински

Очень ласково ко мне.

Я качаю головой,

Словно я глухонемой.

Отвечаю по – казахски –

Непонятен говор мой.

Но подумал и сказал

Ей по – русски: «Я казах –

И беседовать не надо

Нам на разных языках!»

Пионерка Деспине

Поняла меня вполне.

Русский знают все ребята

В нашей солнечной стране.

Как прекрасен и велик

Русский, близкий нам язык!

Я на нём, как на родном,

Разговаривать привык!

Т. Абдрах

Нажми!

«Отчего ты плачешь, друг?» —

Внука дедушка спросил.

«По письму, — ответил внук, —

Тройку нынче получил».

«Ты нажми!

Не будь же плаксой».

«Нажимал я…сделал кляксу!..»

Ф. Бобылёв

Мой русский язык.

Щедрое народное наследство –

Я люблю красивый наш язык.

На якутском говорю я с детства,

Словно к матери, к нему привык.

Но порой, друзья мои, бывает

Час, когда сижу с пером в руке,

Новых слов для песни не хватает

Мне в моём не бедном языке.

Жизнь идёт, словарь опережая

(сколько новых дел, событий, чувств!).

Мысль свою на русском выражая,

Я у русских многому учусь.

Навсегда вошли без перевода

Русские могучие слова

В речь и душу каждого народа

На правах духовного родства.

Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей Вселенною знаком –

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком.

Я умею говорить по – русски,

Потому беседовать могу

С братом – негром, с докером французским,

С другом на кубинском берегу.

наш язык – язык труда и света,

Он широк, и ясен, и велик.

С. Данилов

Части речи.

Существительное – школа,

Просыпается – глагол,

С прилагательным весёлый

Новый школьный день

пришёл.

Встали мы – местоименье,

Бьёт числительное семь.

За ученье, без сомнения,

Приниматься надо всем.

Мы наречием отлично

На уроках дорожим,

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим

Не и ни у нас частицы,

Нам их надо повторять.

И при этом не лениться,

И ни часу не терять!

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья ох и ах.

А потом

У тёплой печи

Повторяем

Части речи!

О. Высотская

Имя прилагательное.

Очень занимательное –

Имя прилагательное.

Трудно будет без него,

Если пропадёт оно.

Ну, представь – ка себе это:

Как без признаков предмета

Будем спорить, говорить,

Веселиться и шутить?

Что тогда получится?

Стоит разве мучиться?

Не скажем мы «прекрасное»,

Не скажем «безобразное»,

Не скажем маме «милая»,

«Красивая», «любимая»,

Отцу, и брату, и сестре

Не сможем говорить нигде

Эти замечательные

При – ла – га – тель – ные.

Чтобы всё отличным стало,

Разных признаков немало

Будем всюду замечать

И к месту в речи

Их вставлять.

Имя прилагательное,

Мы с тобой дружны.

Признаки предметов

Называешь ты.

Солнечное лето,

Праздничная ель,

Вкусные конфеты,

Машенькин портфель.

Знаки препинания.

У последней точки на последней строчке

Собралась компания знаков препинания.

Прибежал чудак – восклицательный знак.

— Ура! Долой! Караул! Разбой!

Притащился кривоносый вопросительный знак.

Задаёт он всем вопросы: Кто? Кого? Откуда? Как?

Явились запятые, девицы завитые.

Живут они в диктовке на каждой остановке.

Прискакало двоеточие.

Прикатило многоточие.

И прочие, и прочие, и прочие…

С. Маршак

Диктанты.

2 класс.

Птица.

Настала суровая зима. С ветки на землю упал тёмный ком. Это была птица. Она замёрзла. Витя взял её домой. Птица ожила. Он выпустил её на волю.

Слова для справок: это, ожила, выпустил.

3 класс.

Лес.

Красив русский лес зимой. Белые кружева застыли на берёзках. Блестят пушистые шапки на вековых соснах. Вот и солнышко заглянуло в лес. Заискрились шишки на ветках ёлки. На лесной тропе затаилась рысь. На полянку вылетел рябчик. Он уселся на дерево. Ветерок весело играл с берёзами. Летел белый пух зимы. Лес запел песню. О чём она?

Слова для справок: кружева, заглянуло, о чём.

4 класс.

В тайге.

Зима спустилась в тайгу. Налетел северный ветер. Засверкали на солнце снега. На белой скатерти ярко выделялись лиственницы. Ночью высоко в небе прокричал дикий гусь. Он отбился от своей стаи.

Жители посёлка собрались на улице. Они вглядывались в леса на горизонте. Все ждали прихода оленей. Олень очень умное и доброе животное. Он чувствует под глубоким снегом незамёрзший ключ и обходит его. Олень легко перепрыгивает через завалы.

Слова для справок: вглядывались, незамёрзший.

Четверг.

Праздник пунктуационных знаков для 1 – го класса.

Ведущий.

— Здравствуйте, ребята!

— Ребята! Сегодня на наш праздник пришли гости. Я приглашаю их на сцену, давайте им поаплодируем.

(десять человек – знаки препинания – в масках и с большими белыми карманами на груди выходят)

Ведущий.

— Все они в масках… давайте попробуем угадать, какой знак препинания скрывается за каждой из них.

1 – я маска.

— Вечно думая над смыслом,

Изогнулся коромыслом. (вопросительный знак)

(1 – я маска достаёт из кармана вопросительный знак, открывает своё лицо)

— Разные вопросы задаю я всем:

— Как?

— Откуда?

— Сколько?

— Почему?

— Зачем?

— Где?

— Куда?

— Какая?

— Отчего?

— О ком?

— Что?

— Кому?

— Который?

— Чья?

— Каким?

— О чём?

Вот какой я мастак,

Вопросительный знак!

Ведущий.

— Прошу вторую маску загадать свою загадку.

2 – я маска.

— Бурным чувствам нет конца:

Пылкий нрав у молодца. (восклицательный знак)

(2 – я маска достаёт из кармана восклицательный знак, открывает своё лицо)

— Правильно, ребята!

— Обычно в предложении

Стою я для того,

Чтоб выделить волнение,

Тревогу, восхищение,

Победу, торжество…

Мне право от рождения

В грамматике дано:

Где я, то предложение

С особым выражением

Произнестись должно!

Ведущий.

— Следующая маска, ваша загадка.

3 – я маска.

— Загораживает путь,

Предлагает отдохнуть. (точка)

(3 – я маска открывает лицо)

Ведущий.

— Точка пришла к нам для того, чтобы рассказать одну забавную историю.

(точка достаёт из бумажного кармана свой знак и шапочку с изображением божьей коровки, надевает её на голову)

— Брошенный кем – то

Тетрадный листок

Божьей коровки

Вниманье привлёк.

— Что здесь написано?

Каждую строчку

Лапками щупала

Долго она.

И наконец обнаружила…

Точку.

Божья коровка

Удивлена:

— Кто умудрился

И, главное, как

Снять у меня со спины

Этот знак?

Ведущий.

— А теперь прошу представиться остальных. Ведь эти знаки препинания встречались нам не так часто.

(остальные маски называют себя, открывая лицо и доставая из бумажного кармана свой знак)

Многоточие.

— Я – многоточие.

— Обо мне сложены такие строчки:

Стоят три кумушки

Рядком,

Ведут беседу,

Но тайком,

Какими – то

Далёкими

Туманными намёками…

Двоеточие.

— Я – двоеточие.

— Обо мне говорят так:

Двоеточие глазастое ходит,

Знаниями хвастая:

Так и хочется ему

Разъяснить нам,

Что к чему…

Тире.

— Я – тире.

— Лягу палочкой на строчку:

— Проходите по мосточку.

(две пары детей представляют кавычки и скобки)

Кавычки.

— Мы – кавычки. О нас есть такие стихи:

Всегда подслушать норовят

То, что другие говорят…

Скобки.

— Мы – скобки.

Словам раскрываем объятья:

— Ждём в гости вас,

Милые братья!

Ведущий.

— Вот и все наши гости. Прошу садиться.

(жестом приглашает сесть на стулья в глубине сцены)

Ученик (шумно вбегает на сцену).

— Что же это такое?! Ещё один знак препинания забыли. Не пригласили. А он на нас обижается. Вот так всегда! Многие ребята о нём забывают в своих сочинениях.

Ведущий.

— Кого же мы забыли?

— Кого не пригласили?

(Клякса – девочка со спутанными волосами в фиолетовом платье с табличкой на груди: «Клякса», выглядывает из – за кулис).

— А, это вы не пригласили ту, о которой говорят:

Выйдет на дорожку,

Всем подставит ножку.

Ученик.

— Нет, нет! Так говорят её враги. Она, наоборот, помогает людям читать. Там, где она стоит, нужно сделать небольшую паузу. Ребята, вы догадываетесь, о ком идёт речь?

(Речь идёт о запятой!)

Ученик.

— Да, да! Это – о запятой. Многие вежливые слова любят стоять с нею рядом: пожалуйста, спасибо, здравствуйте, до свидания.

А меня как она выручила однажды! Вот послушайте.

(Ученик отводит ведущего в сторону и начинает тихо что – то рассказывать. На сцене в это время выстраиваются ребята с карточками в руках:

Ученик продолжает громко):

И тогда царь сказал, что жизнь моя зависит от правильной постановки запятой.

Ведущий.

Казнить, нельзя помиловать.

Ученик.

— Да, так получилось, но я был дружен с запятой, и она помогла мне.

(Ученик переставляет ребят с запятой и продолжает.)

— И получилось: казнить нельзя, помиловать.

Ведущий.

— Каких только историй не бывает на свете!

(В зале появляется Буратино, он пробирается между рядами на сцену.)

Буратино.

Телеграмма! Телеграмма! Срочная телеграмма! Здравствуйте, ребята! Вот принёс вам телеграмму от Незнайки. Только не разберу, что здесь написано.

Ведущий.

— Действительно, телеграмма. Но в ней перепутаны слоги и даже знаки препинания. Кто же поможет нам прочитать текст?

Знаки препинания (хором):

— Мы!

(Знаки препинания отходят в сторону и шепчутся. В это время ведущий предлагает учащимся из зала попробовать свои силы в отгадывании необычной загадки. Перепутанный текст телеграммы дан на большом листе бумаги.)

ТЕЛЕГРАММА

ребя

доро

здрав

гие

та

ляю

вас

с празд

зна

препи

ков

ником

нания

по

Ведущий (после ответа ребят).

— Давайте спросим у знаков препинания, правильно ли мы расшифровали текст?

Двоеточие и кавычки (хором).

— В телеграмме говорится: «Дорогие ребята…»

Запятая.

— Запятая!

Двоеточие и кавычки.

— Поздравляю вас с праздником Знаков препинания!!!

Точка.

— Точка!

Ведущий.

Да, да. Запятая и точка, а вопросительные знаки здесь ни при чём.

Знаки нужно уважать,

Правильно употреблять…

Знаки препинания (хором).

— Никогда не забывать!

Буратино.

— Я, ребята, тоже учусь. Послушайте, какое стихотворение я выучил в школе:

Шьёт иглой портниха в строчку.

Взял коньки точильщик в точку.

Я заканчиваю строчку,

Ставлю маленькую точку.

Ведущий.

— Этой маленькой точкой мы и завершим наш праздник.

(Все действующие лица берутся за руки и за ведущим спускаются со сцены в зал. Звучит грамзапись песни «Чему учат в школе»).

Использованная литература:

    Пособие для учителя «1200 диктантов и творческих работ по русскому языку» /Авт. – сост. Л. И. Тикунова, Т. В. Игнатьева. – Москва: Дрофа, 1999.

    «Внеклассные мероприятия. 3 класс»/ Авт. – сост. Л. Н. Яровая, О. Е. Жиренко, Л. П. Барылкина, Л. А. Обухова. – Москва: ВАКО, 2004.

    «Внеклассные мероприятия. 4 класс»/ Авт. – сост. Л. Н. Яровая, О. Е. Жиренко, Л. П. Барылкина, Л. А. Обухова. – Москва: ВАКО, 2004.

    «Настольная книга учителя начальных классов»/ Авт. – сост. Л. С. Бескоровайная, О. В. Перекатьева. – Ростов н/Дону: изд-во «Феникс», 2001.

    «Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1 – 4 классы», Москва: «ВАКО», 2003.

    «Школьные олимпиады. Начальная школа. 2 -4 классы/Н. Г. Белицкая, А. О. Орг. – Москва: Айрис-пресс, 2009