Рефераты Изложения История

Целевые ориентиры на этапе завершения средней группы. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

В последние годы учебно-воспитательная практика российских детских садов претерпела значительные структурные изменения, предусматривающие отказ от ранее утвержденной трактовки дошкольного детства исключительно как этапа подготовки к школе. Дошкольный возраст - удивительное время, вписанное в контекст непрерывного образовательного процесса, когда малыши овладевают специфическими видами деятельности: предметной и сюжетно-ролевой игрой, являющейся способом адаптации к окружающему миру, познанием явлений и процессов, конструированием, наблюдением, исследованием, экспериментированием. Введение ФГОС ДО направлено на обеспечение детям возможности полноценного проживания детства посредством организации различных видов активности, результаты которой не могут быть оценены по стандартной шкале, но их можно представить как . Они используются:

  • учредителями для определения перспектив развития детского сада, утверждения специфики реализации учебно-воспитательного процесса и связанного с ним планирования материально-технического обеспечения;
  • методистами и воспитателями для выбора программного содержания, соответствующего реалиям образовательной ситуации, а также подбора оптимальных методов и форм взаимодействия с родительской общественностью, оценки собственного профессионального уровня;
  • методистами для изучения социально-психологических характеристик дошкольников возрастом от 2 месяцев до 8 лет;
  • родителями в рамках определения соответствия умений ребенка показателям возрастного развития.

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ

Рекомендации по руководству деятельностью педагогического состава ДОУ в вопросах мониторинга качества учебно-воспитательного процесса читайте в журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»:
- Педагогическая диагностика детей в соответствии с ФГОС ДО (показатели развития личности ребенка по возрастам)
- Оценка достижения целевых ориентиров дошкольного образования (проблемы и пути решения)

Целевые ориентиры дошкольного образования

Особенностью дошкольного возраста является пластичность и индивидуальный характер показателей развития, что на фоне многообразия факторов, определяющих взросление ребенка, затрудняет возможность использования каких-либо диагностических инструментов. К тому же, дошкольное образование хоть и является самоценным, но не носит обязательный характер. В свете этого в рамках ФГОС ДО были выделены целевые ориентиры дошкольного образования (далее - ЦО ДО), представляющие собой совокупность социально-нормативных характеристик потенциальных достижений детей на этапе зачисления в школу. Это черты целостного образа дошкольника, его нормативы возрастного развития. При их выявлении не принимается во внимание особенности реализуемого в детском саду программного содержания, применяемые методы и формы педагогической работы, индивидуальные показатели развития воспитанников и другие факторы, поскольку целевые ориентиры являются условными маркерами-сигнализаторами, определяющими общие ориентиры личностного становления и взросления.

В Стандарте, определяющем период дошкольного обучения как самоценный процесс, представлены две группы целевых ориентиров - актуальные для детей младшего дошкольного возраста и утвержденные для воспитанников на завершающих этапах пребывания в ДОУ. Рассмотрим эти ориентиры возрастного развития подробнее.

Целевые ориентиры дошкольного образования по ФГОС в таблице

Ориентиры развития Ожидаемые результаты
Младенческий и ранний возраст На этапе завершения дошкольного образования
Основная деятельность

Во время игр копирует поведение взрослых, воспроизводит их действия, интересуется литературными и песенными произведениями, с любопытством рассматривает изображения, стремится улавливать ритм.

Демонстрирует эмоциональный отклик на предметы и явления изобразительного, прикладного, музыкального, исполнительского искусства.

Воспитанник проявляет инициативность, коммуникабельность и самостоятельность, интересуется познавательно-поисковой и экспериментальной деятельностью. С учетом личных интересов и предпочтений других детей может выбрать занятие для продуктивной и интересной самозанятости. Успешно проявляет себя в наблюдениях, выполнении простых заданий по образцу, коллективной работе.

Психофизиологические особенности Согласно возрасту развивается крупная моторика, благодаря чему он осваивает прыжки, лазанье, бег. Проявляет настойчивость в своих действиях, стремясь достичь результата. Общая моторика развита на достаточном уровне. Дошкольник отличается выносливостью, подвижностью, умением управлять своими движениями, координировать их. Самостоятельно принимает решения, на основании которых впоследствии реализует свою деятельность. Способен к планированию для достижения цели, может управлять своими поступками. Поведенческая модель в основном подчиняется сформированным представлениям о добре и зле, а также установками взрослых.
Социально-бытовые и личностные качества

В числе представлены следующие: ребенок осознает и применяет простые предметные действия, социальные установки, знаком с назначением основных предметов в быту (вилка, ложка, расческа, мыло, полотенце и т.д.) и принципами их применения. Старается проявлять самостоятельность в играх и быту, знаком с азами самообслуживания.

Ребенок демонстрирует самодостаточность и веру в себя, способен проявлять волевое усилие, сопереживать радостям и трудностям других людей, персонажам литературных произведений или мультфильмов. Успешно находит компромиссы и договаривается с другими, подчиняется социальным установкам и правилам группового взаимодействия. Корректно и спокойно демонстрирует свои эмоции, имеет развитое воображение, которое находит применение в ключевых видах деятельности. Безоговорочно и систематически соблюдает санитарно-гигиенические нормы, правила личной безопасности и здорового образа жизни.

Общение и взаимоотношение с окружающим миром Свободно разговаривает, включаясь в общение со сверстниками и взрослыми, понимая их и уверенно им подражая. Демонстрирует положительное и гуманное отношение к окружающему миру, взрослым и сверстникам, собственному и чужому труду. Активно привлекает взрослых и одногодок к играм и занятиям. Стремится познать неизвестное, интересуется новым. При возникновении затруднений обращается за советом или помощью к взрослым, но чаще старается справиться со всем самостоятельно.
Речевое развитие

Ребенок умеет формулировать вопросы, знает название предметов из зоны ближайшего окружения (игрушек, кухонных и бытовых приспособлений).

ФГОС дошкольного образования и целевые ориентиры предусматривают, что выпускник ДОУ свободно формирует и выражает мысли, потребности, желания. Проявляя инициативу, устанавливает причинно-следственные связи, задает вопросы. Используя воображение, придумывает и озвучивает объяснения к поступкам людей, поведению животных. Использует все доступные средства коммуникации (речь, мимику, символы), демонстрирует сформированность навыков составления монологических высказываний и поддержания диалога. Правильно или относительно правильно строит речевое высказывание. Умеет находить отдельные звуки в словах, демонстрирует предпосылки к письменной речи и грамотности.

Познавательная активность

Целевые Малыш демонстрирует интерес к окружающим его вещам, эмоционально реагирует на игрушки и предметы, активно использует их для организации собственной деятельности, с любопытством наблюдает за другими детьми.

Имеет сформированные представления о предметах и явлениях окружающего мира, их взаимосвязи, живой природе, исторически значимых фактах и событиях. Знаком с содержанием литературных и музыкальных произведений, соответствующих показателям возрастного развития.

Таким образом, целевые ориентиры дошкольного образования являются своеобразным минимумом, к которому образовательные учреждения вправе добавлять новые аспекты и углублять существующие. Аспектами ЦО ДО следующие характеристики личности дошкольника:

  1. Способность выбирать вид деятельности, проявляя в нем самостоятельность и инициативность.
  2. Демонстрация творческих способностей, фантазии и воображения.
  3. Построение взаимоотношений с одногодками и взрослыми.
  4. Следование социальным нормам и правилам.
  5. Способность к проявлению воли, принятию решений и контролированию своих движений (координация и моторика).
  6. Отношение к окружающему миру, обладание чувством собственного достоинства.

При этом ЦО ДО для детей раннего и младенческого возраста важны не только для воспитателей, но и родителей, которые таким образом оценивают корректность возрастного развития ребенка. В свою очередь знания, полученные дошкольниками и их психофизиологические качества служат предпосылками для успешной учебы в школе, поскольку переход от первой ко второй ступени среднего образования характеризуется постепенным изменением или сохранением учебных методов, форм, принципов и технологий.

ФГОС дошкольного образования: целевые ориентиры

Актуальные нормативы, действующие в сфере дошкольного образования, в частности ФГОС ДО, предусматривают объединение целевых ориентиров программы дошкольного образования в рамках выделения у дошколят предпосылок к учебной деятельности. Это означает, что в период дошкольного детства основным видом активности малышей остается игра, но отдельные умения и навыки (саморегуляция, самоконтроль, саморегуляция, концентрация внимания, взаимодействие с окружающими и прочие) формируют базу, на основе которой далее будут формирования универсальные учебные действия. Таким образом, выделение ориентиров развития дошкольников становится еще одним связующим фактором между педагогическими целями детского сада и школы.

Чтобы обеспечить метапредметные результаты обучения, следуя принципу преемственности, воспитателям важно помнить о входных видах диагностики первоклассников на начальных этапах школьного обучения. Благодаря этому по результатам наблюдений, применения мониторинговых мер можно будет реализовать ряд коррекционных мероприятий и разработать систему стимулирования дошкольников. При этом важно учитывать взаимосвязь между целевыми ориентирами программ дошкольного образования и группам УУД по ФГОС НОО:

  1. Овладение основными продуктивными и культурными способами деятельности способствует формированию личностных УУД.
  2. Содержательное взаимодействие дошкольников в рамках группы, со взрослыми гарантирует закладку коммуникативных УУД.
  3. Развитие воображения, творческого мышления, способности к волевым усилиям, осознание разницы между реальными и вымышленными ситуациями обеспечивает рефлексивные УУД.
  4. Овладение средствами устной речи, готовностью облекать мысли и желания в словесную форму способствует становлению коммуникативных и рефлексивных УУД.
  5. Развитие природной любознательности, потребность задавать уточняющие вопросы, находить причинно-следственные связи наравне со способностью принятия осмысленных и взвешенных решений является базисом для закрепления познавательных УУД.

Давая определение, что такое целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования , важно помнить, что данное понятие охватывает предполагаемый социальный портрет, модель выпускника детского сада, объединяющая объективные нормативы развития и личностные качества, не поддающиеся качественной или количественной оценке. Формирование социального портрета является контролируемым процессом, содержащим высокий уровень субъектевизма и непредсказуемости, и он в полной мере отражает результативность педагогического труда воспитателей детского сада и реализуемого программного содержания, усилий родителей и социальной среды.

Модель выпускника ДОУ - значимый критерий эффективности учебно-воспитательного процесса, используемый для соотнесения мнения представителей семей, педагогов, специалистов, оказывающих поддержку педагогической стратегии, о планируемых результатах с полученными достижениями. Зачастую мамы и папы оценивают уровень подготовленности любимого чада к школе по качественным и количественным критериям, проверяя, умеет ли ребенок правильно держать ручку и выводить в прописях элементы букв, читать по словам, считать и выполнять простые математические действия. Однако целевые ориентиры по возрастам и ФГОС дошкольного образования предусматривают смещение акцентов развития смещаются в сторону формирования общей культуры, которая гарантирует учебную и социальную успешность.
Для достижения желаемой модели выпускника в детских садах:

  1. Формируется и пополняется предметно-развивающая среда, характеризующаяся безопасностью, содержательностью, вариативностью, доступностью.
  2. Педагоги и воспитатели применяют передовые образовательные материалы и технологии. в
  3. В ДОУ привлекаются квалифицированные педагогические кадры, используется инновационная методическая база.

Целевые ориентиры программы дошкольного образования: трудности оценки достижения и пути решения

С момента введения ФГОС ДО эксперты отрасли сходятся во мнении, что по сравнению со школьной образовательной практикой управление учебно-воспитательным процессом в детских садах вызывает гораздо больше трудностей ввиду отсутствия конкретности и четкости реализуемых задач. Воспитателям и родителям следует помнить, что дошкольное образование преследует цель развития у детей произвольности, самостоятельности, творческой активности, потому показателем успешности является уровень психического развития, а не получение детьми определенных навыков и знаний. Так, утвержденные целевые ориентиры дошкольного образования соответствуют правилу «пяти нет»:

  • не могут оцениваться посредством педагогического мониторинга;
  • не вправе вменяться дошкольнику при отсутствии предполагаемого результата;
  • не применяются для проведения аттестации педагогов и оценки уровня развития воспитанников и решения прочих управленческих задач;
  • не используются для распределения стимулирующих выплат педработникам;
  • не применяются для анализа степени выполнения госзадания,
а также их использование не предусматривает возможности сравнивать потенциальные и реальные детские достижения.

В свете этого остро стоит проблема мониторинга уровня подготовки дошкольников к школе в ДОУ: образовательные учреждения, ввиду отсутствия точных методических рекомендаций, могут оформлять аналитическую справку, предоставляя ее в методкабинет. Согласно актуальным нормативам, мониторинг освоения ООП в детском саду запрещен, а оценивание уровня индивидуального развития воспитанников может осуществляться путем наблюдения, бесед и создания диагностических ситуаций, необходимых для оценки динамики развития дошколят и корректировки педагогической стратегии и образовательного процесса. Нами было выделено несколько групп затруднений в вопросах реализации целевых ориентиров по ФГОС дошкольного образования , представленных ниже с комментариями и рекомендациями экспертов.

Затруднение 1. Содержание дошкольного образования обновлено

На сегодня существует несоответствие между требованиями ФГОС и компонентами системы дошкольного образования:

  • массово-репродуктивно организованный образовательный процесс должен способствовать индивидуализированному развитию личности ребенка;
  • деятельность, которая имеет основополагающее значение для развития личности, является только формально свободной и самостоятельной;
  • при условии доминирования словесных образовательных методов и знаниевого подхода дошкольники должны овладеть культурными способами деятельности.

Ввиду изменения принципом взаимоотношений между воспитанниками и педагогами, обновлением концепции образовательного процесса, следует организовать деятельность дошколят, выбрать формы и методы организации занятий в соответствии с целевыми ориентирами дошкольного образования . Задействованный кейс методов должен способствовать достижению предполагаемых показателей, поскольку доминирование наглядно-иллюстративного, словесного и объяснительного методов препятствует формированию у детей активной познавательной позиции. Педагогам следует направить силы на пересмотр привычной учебной модели, ориентировав ее на совместную деятельность дошкольников и воспитателей на правах партнерства, которое позволит развить психологическую готовность к учебе и мотивацию. Для этого следует включить в образовательный план проблемно-обучающие ситуации, игры, проектную деятельность и ИКТ, всячески поддерживая детскую образовательную инициативу.

Затруднение 2. Индивидуальные особенности и состояние здоровья детей

Нередко достижение целевых ориентиров дошкольного образования ФГОС ДО невозможно из-за соматических ослабленных и детей с ОВЗ, педагогических запущенных воспитанников и тех, у кого диагностированы речевые дефекты. Решить подобную проблему позволит комплексная оздоровительная работа - профилактика, применение здоровьесберегающих технологий, спортивные мероприятия, а также своевременная диагностика недугов как элемент постоянного контроля за состоянием здоровья ребенка. В детских садах для этих целей используются коррекционные методики - многочисленные настольные игры, Су-Джок терапия, гимнастика, методы игровой коррекции и психологического воздействия. Последние преимущественно направлены на саморегуляцию состояния и поведения детей, приобщение к эмоциональному восприятию мира и используют музыкотерапию, мимические, релаксационные упражнения.

Затруднение 3. Родители недостаточно активно участвуют в образовательной деятельности

Социальное окружение ребенка должно быть максимально задействовано для работы с ним, для чего воспитатели и логопеды консультируют родителей по вопросам логопедической работы и развития речевых навыков, организации коррекционно-развивающей среды дома. Создание информационных стендов, онлайн-консультирование, проведение индивидуальных и регулярных групповых консультаций способствует повышению эффективности профилактической и коррекционно-развивающей деятельности.

Затруднение 4. Педагоги ДОУ недостаточно взаимодействуют между собой

Формирование комплексного взаимодействия педагогов и специалистов детского сада на каждом этапе развития детей позволит избежать затруднений на пути достижения целевых ориентиров дошкольного образования . Систематически взаимодействовать должны педагог-психолог, логопед (дефектолог), музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию для сопровождения воспитанников и достижения их эмоционального благополучия. Проблема также устраняется четким распределением и планированием видов и объема деятельности детей в течение дня.

Затруднение 5. Штат специалистов не до конца сформирован из квалифицированных сотрудников

Только педработники, которые систематически повышают уровень квалификации, способны эффективно решать нестандартные образовательные ситуации, благоприятно влиять на эмоциональный фон в группе и решение воспитательных задач.

Масютина Татьяна
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников

По совместной деятельности.

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.

Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.

Ребенок обладает развитым воображением , которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.

Проявляет ответственность за начатое дело.

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в которомон живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению вшколе.

Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу обокружающей среде.

Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т . д.).

Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии , многонациональное™, важнейших исторических событиях.

Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные тендерные ориентации , проявляет уважение к своему и противоположному полу.

Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо» , стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

Имеет начальные представления о здоровом образе жизни . Воспринимает здоровый образ жизни как ценность .

«Поступление в школу – важное событие в жизни ребенка.»

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни . Свойственные дошкольникам беспечность , погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений : теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т. д.

В этот же период жизни- в 6-7 лет меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность , познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.

Центральным новообразованием дошкольного детства является самосознание, которое формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию. Появляется самооценка. Ребенок приобретает умение оценивать действие сначала других детей, затем свои собственные, моральные качества и умения.

В дошкольном возрасте преобладает игровая деятельность. В школе ведущей деятельностью становится учебная. Особое внимание следует обратить на сформированность речи, правильное произношение звуков, так как это может привести к негативным последствиям : от проблем с успеваемостью до развития личностных комплексов. Ребенок поступающий в школу должен достичь определенного уровня умственного развития, чтобы справиться с новыми задачами. Какие же особенности мыслительных процессов играют наиболее важную роль в готовности к школе?

Это – развитие наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, умение упорядоченно ориентироваться в мире . Ребенок должен научиться целенаправленно наблюдать , сравнивать предметы и явления, видеть черты свойства и различия, выделять главное и второстепенное. Быть готовым к школьному обучению- значит обладать умением обобщать в соответствующих категориях предметы и явления – живая природа, предметный и социальный мир и т. д. И если мы заговорили о занятиях, то хочу отметить важно не только их расширение, сколько углубление т. е осознание, систематизация и умение оперировать ими. Это и есть показатели освоения знаний детьми в школе.

Готовя ребенка к школе необходимо воспитывать интерес к самой учебной деятельности – стремление больше узнать, лучше уметь, быстрее делать, выполнять трудные задания, добиваться результата.

Речь- яркий показатель развития ребенка. Прежде всего необходимо вырабатывать такие навыки :

Умение слушать собеседника, не перебивая его;

Уметь говорить только после того, как собеседник закончит свою мысль;

Пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегать грубости.

Ребенок учится оценивать свои и чужие поступки с позиции общечеловеческих ценностей.

Считается, что ребенок готов к школе, если он умеет планировать и контролировать свои действия, может выделять закономерности в окружающей обстановке и выделять свойства предметов, уметь слушать и вступать в контакты с другими людьми, может выполнять логические операции анализа, сравнения и обобщения. Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом, социальном и эмоциональном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально – волевого развития. Важны положительное отношение к обучению в школе и способность к мотивации. Не менее важно и то, насколько развита моторика руки, зрительно- двигательная координация и навыки речевого общения. Понятие «готовность к школе» - многогранное, комплексное и охватывает все сферы жизни ребенка.

Основными задачами при подготовке детей к школе являются :

1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

2. Развитие образного мышления (ощущения, восприятия, представления) .

3. Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия) .

4. Развитие творческих способностей, фантазии, воображения .

5. Увлечение объема внимания и памяти.

6. Развитие речи, умения высказывать и обосновывать свои суждения.

7. Воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом.

Старший дошкольный возраст – особенный период дошкольного детства . Это этап подготовки и перехода к новой возрастной ступени, к новой системе образования , новым типам социальных отношений. Этот период в психологии характеризуется как кризисный. Кризис этот соотносим с новообразованиями в физиологии и психике, изменениями в личности, социальном статусе, интеллектуальной, эмоционально-волевой, нравственной, двигательной сферах.

Г. С. Абрамова, Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, В. С. Мухина отмечают, что у детей этого возраста хорошее чутье к языку; они знают много слов, любят говорить. Так как в жизни дети и реалисты, и фантазеры, то в своем воображении , которое имеет большую вариативность, они создают вымышленные ситуации о себе, о своей семье, воссоздавая те социальные условия, в которых они находятся. Постепенно ребенок учится управлять своим воображением , экспериментирует (притворяется, делает вид, что понарошку и т. п.) . Можно сказать, что это хотя и непроизвольные действия, но уже действия, которые основаны на усилии.

И со временем дети-шестилетки теряют непосредственность поведения во взаимоотношениях с другими людьми. Появляется тайна собственного “Я”, поэтому ребенок становится более закрытым и менее понятным для взрослого. В поведении это выражается в уходе от воздействия взрослых (послушаем, но сделаем по-своему) . Состояние “Я – тайна” требует охраны, поэтому ребенок начинает придумывать свой собственный, только ему принадлежащий мир. Появляется детская ложь, как преднамеренная (попытка защитить свой мир от непрошеных гостей, так и непреднамеренная (ребенок действительно не может разделить реальность и собственный вымысел, или мнимая. Именно с этой личностной особенностью связано появление продуктивного и направленного воображения .

Для детей старшего дошкольного возраста характерна познавательная активность, которая выражается в их бесконечных “почему?” и организует их внимание. Они могут уже произвольно регулировать свое поведение, сосредоточивать внимание на том, что их привлекает, хотя для них характерна в основном непроизвольность внимания. Они легко запоминают то, что важно для реализации собственных притязаний (успех в игре, чтение стихов на празднике и т. п., хотя в целом непроизвольное запоминание у них наиболее продуктивно.

В продуктивной деятельности любого типа детей старшего дошкольного возраста больше привлекает процессуальная сторона и меньше – результат, что очень важно использовать в обучении их всем видам умений (трудовых, организаторских) .

Для детей старшего дошкольного возраста свойственны тесные эмоциональные связи с родителями, близкими (бабушка, дедушка и др., в которые они погружены и которые, к сожалению, еще не умеют анализировать. Дети находятся в большой эмоциональной зависимости от взрослого, поэтому стиль отношений, выбранный взрослыми, определяет психическое здоровье детей. Они склонны к глубоким переживаниям как горя, так и радости, поэтому нельзя недооценивать их чувств.

Дети стремятся к положительным взаимоотношениям со взрослыми. Это организует их поведение. Заслужить одобрение – один из основных мотивов поведения детей-дошкольников старшего возраста . Желание же самоутвердиться является иногда причиной детских капризов, особенно когда ребенок не может справиться с тем или иным поручением. Негативное поведение взрослых еще больше усугубляет капризы детей. Дети шести-семи лет постоянно переживают по тому или иному поводу, являясь пленниками своих эмоций. Они очень экспрессивны – их чувства быстро вспыхивают.

Детям этого возраста не хватает силы воли. Мотивы “хочу” и “надо” вступают в единоборство. И не всегда побеждает нравственный мотив. Ребенок иногда сознательно идет на ложь, чтобы сохранить хорошие отношения со взрослыми. Он нуждается в положительных эмоциях – первейшей человеческой потребности. Способность к рефлексии, которая у детей этого возраста уже достаточно хорошо развита, дает им возможность ориентироваться во взаимоотношениях со взрослыми и преднамеренно корректировать свои действия, поведение, подчас в угоду взрослому.

Целевые ориентиры дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.

Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации, однако каждая из примерных программ имеет свои отличительные особенности, свои приоритеты, целевые ориентиры, которые не противоречат ФГОС ДО, но могут углублять и дополнять его требования.

Таким образом, целевые ориентиры программы «От рождения до школы» базируются на ФГОС ДО и целях и задачах, обозначенных в пояснительной записке к программе «От рождения до школы», и в той части, которая совпадает со Стандартами, даются по тексту ФГОС. В программе «От рождения до школы», так же как и в Стандарте, целевые ориентиры даются для детей раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту) и для старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте

  • Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
  • Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.
  • Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
  • Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.
  • Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.
  • Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
  • Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.
  • Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.
  • Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
  • С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-роле-вых играх.
  • Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).
  • У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.

Целевые ориентиры образования для детей второй младшей группы.

  • Ребенок может спокойно, не мешая другому ребенку, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, участвовать в несложной совместной практической деятельности.
  • Проявляет стремление к положительным поступкам, но взаимоотношения зависят от ситуации и пока еще требуют постоянного внимания воспитателя.
  • Активно участвует в разнообразных видах деятельности: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве.
  • Принимает цель, в играх, в предметной и художественной деятельности по показу и побуждению взрослых ребенок доводит начатую работу до определенного результата.
  • Охотно включается в совместную деятельность со взрослым, подражает его действиям, отвечает на вопросы взрослого и комментирует его действия в процессе совместной игры, выполнения режимных моментов. Проявляет интерес к сверстникам, к взаимодействию в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности.
  • Владеет игровыми действиями с игрушками и предметами- заместителями, разворачивает игровой сюжет из нескольких эпизодов, приобрел первичные умения ролевого поведения. Способен предложить собственный замысел и воплотить его в игре, рисунке, постройке.
  • Значительно увеличился запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, ребенок пользуется не только простыми, но и сложными предложениями.
  • Владеет элементарной культурой поведения во время еды за столом, навыками самообслуживания: умывания, одевания. Правильно пользуется предметами личной гигиены (полотенцем, носовым платком, расческой).
  • Проявляет стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов, использованию сенсорных эталонов (круг, квадрат, треугольник), к простейшему экспериментированию с предметами и материалами. В совместной с педагогом познавательной деятельности переживает чувство удивления, радости познания мира.
  • Знает свои имя, фамилию, пол, возраст. Осознает свои отдельные умения и действия, которые самостоятельно освоены («Я умею строить дом»), узнает дом, квартиру, в которой живет, детский сад, группу, своих воспитателей, няню. Знает членов своей семьи и ближайших родственников.
  • Освоил некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»), может увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам поведения. Испытывает удовлетворение от одобрения правильных действий взрослыми. Внимательно вслушивается в речь и указания взрослого, принимает образец. Следуя вопросам взрослого, рассматривает предметы, игрушки, иллюстрации, слушает комментарии.

Целевые ориентиры образования для детей средней группы.

  • Ребенок может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения несложных задач, поставленных взрослым.
  • Доброжелателен в общении со сверстниками в совместных делах; проявляет интерес к разным видам деятельности, активно участвует в них.
  • Овладевает умениями экспериментирования и при содействии взрослого активно использует их для решения интеллектуальных и бытовых задач. Сформированы специальные умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности
  • Откликается на эмоции близких людей и друзей. Испытывает радость от общения с животными и растениями, как знакомыми, так и новыми для него. Сопереживает персонажам сказок. Эмоционально реагирует на художественные произведения, мир природы.
  • Проявляет стремление к общению со сверстниками, нуждается в содержательных контактах со сверстниками по поводу игрушек, совместных игр, общих дел, налаживаются первые дружеские связи между детьми. По предложению воспитателя может договориться со сверстником. Стремится к самовыражению в деятельности, к признанию и уважению сверстников.
  • В играх наблюдается разнообразие сюжетов. Называет роль до начала игры, обозначает свою новую роль по ходу игры. Проявляет самостоятельность в выборе и использовании предметов- заместителей, с интересом включается в ролевой диалог со сверстниками. Выдвигает игровые замыслы, инициативен в развитии игрового сюжета. Вступает в ролевой диалог. В играх с правилами принимает игровую задачу, проявляет интерес к результату.
  • Речевые контакты становятся более длительными и активными. Для привлечения и сохранения внимания сверстника ребенок использует средства интонационной речевой выразительности (силу голоса, интонацию, ритм и темп речи). Выразительно читает стихи, пересказывает короткие рассказы, передавая свое отношение к героям. Использует в речи слова участия, эмоционального сочувствия, сострадания для поддержания сотрудничества, установления отношений со сверстниками и взрослыми. С помощью образных средств языка передает эмоциональные состояния людей и животных.
  • Движения стали значительно более уверенными и разнообразными. Ребенок испытывает острую потребность в движении, отличается высокой возбудимостью.
  • Выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни: рассказывает о последовательности и необходимости выполнения культурно-гигиенических навыков. Самостоятелен в самообслуживании, сам ставит цель, видит необходимость выполнения определенных действий. В привычной обстановке самостоятельно выполняет знакомые правила общения со взрослыми здоровается и прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста». По напоминанию взрослого старается придерживаться основных правил поведения в быту и на улице.
  • Отличается высокой активностью и любознательностью. Задает много вопросов поискового характера: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?», стремится установить связи и зависимости в природе, социальном мире. Владеет основными способами познания, имеет некоторый опыт деятельности и запас представлений об окружающем; с помощью воспитателя активно включается в деятельность экспериментирования. В процессе совместной исследовательской деятельности активно познает и называет свойства и качества предметов, особенности объектов природы, обследовательские действия.
  • Имеет представления: - о себе: знает свои имя полное и краткое, фамилию, возраст, пол. Осознает некоторые свои умения («умею рисовать» и пр.), знания («знаю, о чем эта сказка»), Стремится узнать от взрослого некоторые сведения о своем организме (для чего нужны руки, ноги, глаза, ресницы и пр.); - о семье: знает состав своей семьи, рассказывает о деятельности членов своей семьи, о происшедших семейных событиях, праздниках, о любимых игрушках, домашних животных; - об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях: беседует с воспитателем о профессиях работников детского сада: помощника воспитателя, повара, медицинской сестры, воспитателя, прачки; - о государстве: знает название страны и города, в котором живет, хорошо ориентируется в ближайшем окружении.
  • Владеет разными способами деятельности, проявляет самостоятельность, стремится к самовыражению. Поведение определяется требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо» (например, нельзя драться, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и пр.).

Целевые ориентиры образования для детей старшей группы.

  • Ребенок проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремится к проявлению творческой инициативы. Может самостоятельно поставить цель, обдумать путь к ее достижению, осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели.
  • Понимает состояния взрослых и других детей, выраженные в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи, проявляет готовность помочь, сочувствие. Способен находить общие черты в настроении людей, музыки, природы, картины, скульптурного изображения. Высказывает свое мнение о причинах того или иного эмоционального состояния людей, понимает некоторые образные средства, которые используются для передачи настроения в изобразительном искусстве, музыке, в художественной литературе.
  • Дети могут самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя объединяться для совместной деятельности, определять общий замысел, распределять роли, согласовывать действия, оценивать полученный результат и характер взаимоотношений. Ребенок стремится регулировать свою активность: соблюдать очередность, учитывать права других людей. Проявляет инициативу в общении - делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы.
  • Может предварительно обозначить тему игры, заинтересован совместной игрой. Согласовывает в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, умеет объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру. Проявляет интерес к игровому экспериментированию, к развивающим и познавательным играм; в играх с готовым содержанием и правилами действуют в точном соответствии с игровой задачей и правилами.
  • Ребенок имеет богатый словарный запас. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, появляются элементарные виды суждений об окружающем. Ребенок пользуется не только простыми, но и сложными предложениями.
  • Проявляет интерес к физическим упражнениям. Ребенок правильно выполняет физические упражнения, проявляет самоконтроль и самооценку. Может самостоятельно придумать и выполнить несложные физические упражнения.
  • Самостоятельно выполняет основные культурно- гигиенические процессы (культура еды, умывание, одевание), владеет приемами чистки одежды и обуви с помощью щетки. Самостоятельно замечает, когда нужно вымыть руки или причесаться. Освоил отдельные правила безопасного поведения, способен рассказать взрослому о своем самочувствии и о некоторых опасных ситуациях, которых нужно избегать. Проявляет уважение к взрослым. Умеет интересоваться состоянием здоровья близких людей, ласково называть их. Стремится рассказывать старшим о своих делах, любимых играх и книгах. Внимателен к поручениям взрослых, проявляет самостоятельность и настойчивость в их выполнении, вступает в сотрудничество.
  • Проявляет интеллектуальную активность. Может принять и самостоятельно поставить познавательную задачу и решить ее доступными способами. Проявляет интеллектуальные эмоции, догадку и сообразительность, с удовольствием экспериментирует. Испытывает интерес к событиям, находящимся за рамками личного опыта, интересуется событиями прошлого и будущего, жизнью родного города и страны, разными народами, животным и растительным миром.
  • Знает свои имя, отчество, фамилию, пол, дату рождения, адрес, номер телефона, членов семьи, профессии родителей. Располагает некоторыми сведениями об организме, назначении отдельных органов, условиях их нормального функционирования. Охотно рассказывает о себе, событиях своей жизни, мечтах, достижениях, увлечениях. Имеет положительную самооценку, стремится к успешной деятельности. Имеет представления о семье, семейных и родственных отношениях, знает, как поддерживаются родственные связи, как проявляются отношения любви и заботы в семье, знает некоторые культурные традиции и увлечения членов семьи. Имеет представление о значимости профессий родителей, устанавливает связи между видами труда. Имеет развернутые представления о родном городе. Знает название своей страны, ее государственные символы, испытывает чувство гордости своей страной. Имеет некоторые представления о природе родной страны, достопримечательностях России и родного города, Имеет представления о многообразии растений и животных, их потребностях как живых организмов, владеет представлениями об уходе за растениями, некоторыми животными, стремится применять имеющиеся представления в собственной деятельности.
  • Соблюдает установленный порядок поведения в группе, ориентируется в своем поведении не только на контроль воспитателя, но и на самоконтроль на основе известных правил, владеет приемами справедливого распределения игрушек, предметов. Понимает, почему нужно выполнять правила культуры поведения, представляет последствия своих неосторожных действий для других детей. Стремится к мирному разрешению конфликтов.
  • Слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в разных видах деятельности, способен к произвольным действиям, самостоятельно планирует и называет два-три последовательных действия, способен удерживать в памяти правило, высказанное взрослым, и действовать по нему без напоминания, способен аргументировать свои суждения, стремится к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

  • Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
  • Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
  • Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
  • Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
  • Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
  • Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
  • Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
  • Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
  • Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
  • У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
  • Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
  • Проявляет ответственность за начатое дело.
  • Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в которомон живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
  • Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению вшколе.
  • Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу обокружающей среде.
  • Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т.д.).
  • Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональное™, важнейших исторических событиях.
  • Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные тендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
  • Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
  • Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.