Рефераты Изложения История

Возникновение университетского образования в средневековой европе. Возникновение университетов

Доклад

История развития первых университетов


Средневековье знало три вида школ. Низшие школы, образовавшиеся при церквях и монастырях, ставили целью подготовить элементарно грамотных духовных лиц - клириков. Главное внимание обращалось в них на изучение латинского языка (на котором велось католическое богослужение), молитв и самого порядка богослужения. В средней школе, возникавшей чаще всего при епископских кафедрах, практиковалось изучение семи «свободных искусств» (грамматика, риторика, диалектика, или логика, арифметика, геометрия, куда входила и география, астрономия и музыка). Первые три науки составляли так называемый тривиум, последние четыре - квадривиум. Позднее изучение «свободных искусств» стало производиться в высшей школе, где эти дисциплины составляли содержание преподавания на младшем («артистическом») факультете. Высшая школа вначале называлась Studia Generalia (буквально - общие науки), потом это название было вытеснено другим - университеты.

Первые университеты возникли в XII веке - частью из епископских школ, имевших наиболее крупных профессоров в области богословия и философии, частью из объединений частных преподавателей - специалистов по философии, праву (римское право) и медицине. Наиболее древним университетом в Европе считается Парижский университет, существовавший в качестве «вольной шкоды» еще в первой половине XII и в начале XIII века (учредительной грамотой Филиппа II Августа 1200 г. о правах Сорбонны). Роль университетских центров, однако, еще в XI веке начали играть итальянские высшие школы - Болонская юридическая, специализировавшаяся на римском праве, и Салернская медицинская школа. Наиболее типичный Парижский университет, устав которого лег в основу других университетов Европы, состоял из четырех факультетов: артистического, медицинского, юридического и богословского (включавшего в себя и преподавание философии в церковном освещении).

Другими наиболее старинными университетами Европы были Оксфордский и Кембриджский в Англии, Саламанкский в Испании и Неаполитанский в Италии, основанные в XIII веке. В XIV веке были основаны университеты в городах Праге, Кракове, Гейдельберге. В XV веке число их быстро увеличйва лось. В 1500 году во всей Европе было уже 65 университетов.

Преподавание в средневековых университетах велось на латинском языке. Основным методом университетского преподавания были лекции профессоров. Распространенной формой научного общения являлись также диспуты, или публичные споры, устраивавшиеся периодически на темы богословско-философского характера. В диспутах принимали участие главным образом профессора университетов. Но также устраивались диспуты и для схоларов (схолары - студенты, от слова Schola - школа).

В общей массе средневековых университетов выделяются так называемые "материнские". Это - университеты Болоньи, Парижа, Оксфорда и Саламанки. По мнению некоторых исследователей, это были своего рода факелоносцы и остальные университеты лишь подражали им. Особенно подражали Парижскому университету, который даже прозвали в средние века "Синаем учености". Таким образом, выражение "материнские университеты" имеет два значения:

Это были первые по времени университеты;

На новые учебные заведения после провозглашения их университетами автоматически переходили завоеванные материнскими права и привилегии.

По мнению отдельных исследователей "самым ранним университетом средневековой Европы" был Салернский. Он развивался на основе древнейшей Салернской медицинской школы, первое упоминание о которой относится к 197 г. до н. э. В период существования римской империи небольшой городок Салерн в глубине Пестанского залива в Кампании был своеобразны курортом. В 9в. Он был столицей лангобардского королевства, а с 11 века стал резиденцией норманнского герцога Робера Гюискара. Существовавшая здесь "Гиппократова община" (civitas Hippocratica) хранила и развивала лучшее из античного медицинского наследия. Именно здесь в 820 году был основан госпиталь - первая гражданская больница в Западной Европе, финансировавшаяся за счет средств города. Салернская медицинская школа в качестве одного из крупнейших центров образования была известна вплоть до 1812 года. Однако университетом она все же не стала. Во-первых, потому, что кроме медицины такого же высокого уровня образования по остальным дисциплинам не давала. Во-вторых, широкое распространение с начала 13 века арабской медицины, новых идей, лекарств, созданных на основе идеи химического воздействия на организм, смесь знаний и заговоров поразили воображение Европы. Идеи здорового образа жизни, физического воздействия на организм Галена и Гиппократа были оттеснены в университетах на второй план. Салернская же школа сохраняла слепую преданность античным медикам. Студенты начали разбегаться. Примером продукции салернских медиков стал написанный в 13 веке известным врачом, поэтом и еретиком Арнольдом из Виллановы "Салернский кодекс здоровья", вышедший у нас уже несколькими изданиями.

По указанным причинам первым европейским университетом традиционно считается Болонский университет возникший на основе Болонской юридической школы. Годом ее основания называют 1088 год. Основателем считается знаменитый правовед того времени Ирнерий, впервые ставший в широкой аудитории читать римское право. Это имело принципиальное значение для тогдашней Европы, где широко распространялся новый тип города - феодальный. Торговля и ремесла нуждались в правовом обосновании своего существования. Именно римское право является универсальным и уже в этом смысле подходило для интегрирующейся христианской Европы. В нем были развиты торговое и вещное право, четко сформулировано понятие частной собственности, т. е. оно являлось именно такой правовой системой, которая соответствовала складывавшемуся товарно-денежному хозяйству. В "возрождении" римского права и использовании его для оправдания и защиты своих политических притязаний была заинтересована и королевская власть, особенно в период своего усиления. Лекции Ирнерия оказались очень популярны и к нему стали стекаться ученики со всех концов Европы.

Но подлинный рост значения Болонской школы начинается с середины 12 века. В 1158 году германский император Фридрих I Барбаросса захватил один их самых богатых городов Ломбардии г. Милан и созвал на Ронкальском поле (на р. По, между Пьяченцей и Пармой) сейм с целью навязать североитальянским городам новый порядок управления. В благодарность за помощь со стороны болонских профессоров в этом же году он издал закон, по которому:

брал под свое покровительство тех, кто "путешествует ради научных занятий, в особенности преподавателей божественного и священного права";

болонские школяры освобождались от круговой поруки в уплате налогов и от подчинения городским судам Болоньи.

Эти привилегии усилили приток слушателей. По свидетельствам современников к началу 13 века в Болонье обучалось до 10 тысяч человек со всей Европы. У знаменитого болонского профессора Ацо будто было так много слушателей, что приходилось читать лекции на площади. Здесь были представлены почти все языки Европы. Школа стала называться генеральной. Именно в Болонье впервые стали появляться так называемые нации (землячества).

Иной тип объединения представлен Парижским университетом. Здесь объединение начали не школяры, а преподаватели. Но это были не простые преподаватели, а студенты старших факультетов, успевшие закончить подготовительный факультет. Они являлись одновременно магистрами семи свободных искусств и студентами. Естественно, что они начали противопоставлять себя другим преподавателям, школярам - подготовишкам и горожанам, требовать определения своего статуса. Новый университет развивался бурно, Объединение с другими факультетами происходило постепенно. Могущество университета выросло в ожесточенной борьбе с духовными и светскими властями. Основание университета датируют 1200 годом, когда вышли указ французского короля и булла папы Иннокентия III, освобождавшие университет от подчинения светской власти. Автономия университета была закреплена буллами пап 1209, 1212, 1231 годов.

В 13 веке возникает и Оксфордский университет. Как и Парижский университет, он возникает после массы конфликтов с городскими и церковными властями. После одной из таких стычек в 1209 году студенты в знак протеста ушли в Кембридж и там возник новый университет. Эти два университета настолько тесно связаны друг с другом, что часто объединяются под общим названием "Оксбридж". Здесь в меньшей степени были представлены богословские проблемы, зато гораздо большее внимание уделялось естественным наукам. Особенностью Оксбриджа является и наличие так называемых колледжей (от слова "коллегия"), где студенты не только учились, но и жили. Образование в общежитиях привело к появлению такого феномена децентрализованного университета.

Гордостью Испании является университет в Саламанке (1227г). Об основании его окончательно было заявлено в грамоте короля Альфонса X в 1243 году. В XIII веке возникает и масса других университетов:

1220г. - университет в Монпелье(привилегии университета получил, правда, лишь в конце 13 века).

1222г. - Падуанский (в результате ухода школяров из Болоньи).

1224г. - Неаполитанский, т. к. сицилийскому королю Фридриху II нужны были опытные администраторы.

1229г. -Орлеанский, Тулузский (местные власти соблазнили школяров тем, что можно слушать запрещенного Аристотеля и рассчитывать на стабильные цены на вино и продукты питания).

Много университетов появилось в 14-15 вв.:

1347г. - Пражский.

1364г. - Краковский.

1365г. - Венский.

1386г. - Гейдельбергский.

1409г. - Лейпцигский.

К 1500 году в Европе существовало уже 80 университетов, численность которых была самая разная. В парижском университете в середине 14 века обучалось около трех тысяч человек, в пражском к концу 14 века - 4 тысячи, в краковском - 904 человека.

Важной вехой развития науки и образования стало создание университетов. Университеты родились в системе церковных школ. В конце XI - начале XII в. ряд кафедральных и монастырских школ Европы превращается в крупные учебные центры, которые затем становятся первыми университетами. Именно так, например, возник Парижский университет (1200), который вырос из Сорбонны - богословской школы при Нотр-Даме - и присоединившихся к ней медицинской и юридической школ. Подобным образом возникли другие европейские университеты: в Неаполе (1224), Оксфорде (1206), Кембридже (1231), Лиссабоне (1290).

Основание и права университета подтверждались привилегиями - особыми документами, подписанными римскими папами или царствующими особами. Привилегии закрепляли университетскую автономию (собственный суд, управление, право дарования ученых степеней и пр.), освобождали студентов от военной службы и т. д.

Сеть университетов довольно быстро расширялась. Если в XIII в. в Европе насчитывалось 19 университетов, то в следующем столетии к ним добавилось еще 25. Рост университетского образования отвечал велению времени. Появление университета способствовало оживлению общественной жизни, торговле и увеличению доходов. Вот почему города охотно соглашались на открытие университетов.

Открытие университета обставлялось определенными условиями. В ряде случаев городская община оговаривала известный минимум учащихся. Например, город Виченца (Северная Италия), учредив в 1261 г. университетский курс канонического права, согласился оплачивать труд профессора лишь при наличии у него не менее 20 студентов.

Церковь стремилась удержать университетское образование под своим влиянием. Ватикан являлся официальным покровителем ряда университетов. Главным предметом в университетах было богословие. Преподавателями почти сплошь служили выходцы из духовного сословия. И тем не менее университеты раннего средневековья по программе, организации и методам обучения выглядели светской альтернативой церковному образованию.

Важной чертой университетов являлся их в известной мере наднациональный, демократический характер. Так, на скамьях Сорбонны сидели люди всех возрастов из многих стран. Рядом могли оказаться кардинал и политический изгнанник (например, итальянский поэт Данте). Для организации университета не требовалось больших затрат. Годились практически любые помещения. Вместо скамей слушатели могли располагаться на соломе. Студенты нередко выбирали профессоров из своей среды. Порядок записи в университет выглядел весьма вольным. Обучение было платным. Студенты-бедняки снимали для жилья каморки, перебивались случайными заработками, уроками, нищенствовали, странствовали. К XIV в. даже сложилась особая категория странствующих студентов (ваганты, голиарды), которые неоднократно перебирались из одного университета в другой. Многие ваганты не отличались нравственностью, нередко становились подлинным бичом для обывателей. Но из них выросло немало подвижников науки и образования.


Первые университеты были весьма мобильны. Если в окрестностях начинались чума, война и прочие беды, университет мог сняться с насиженного места и перебраться в другую страну или город. Студенты и преподаватели объединялись в национальные землячества (нации, коллегии). Так, в Парижском университете насчитывалось четыре таких землячества: французское, пикар-дийское, английское и германское, в Болонском - и того больше - семнадцать.

Позже (во второй половине XIII в.) в университетах появились факультеты, или колледжи. Ими назывались те или иные учебные подразделения, а также корпорации студентов и профессоров этих подразделений. Землячества и факультеты определяли жизнь первых университетов. Представители наций (прокураторы) и факультетов (деканы) сообща выбирали официального главу университета - ректора. Ректор обладал временными полномочиями (обычно на год). Нередко, особенно на юге Европы, обязанности ректора выполнял один из студентов. Фактическая власть в университете принадлежала нациям. К концу XV в. положение изменилось. Главные должностные лица университета стали назначаться властями, и нации утратили свое влияние.

Факультеты присуждали ученые степени, приобретение которых оценивалось в духе средневековой традиции ученичества и рыцарского воспитания. Порой выпускников, подобно рыцарям, венчали громкими титулами типа граф права. В ученой степени магистр нетрудно угадать звание, которое приобретал ученик ремесленника. Профессора и студенты мыслили себя во взаимоотношениях мастера и подмастерья. Когда юноша 13 - 14 лет являлся в университет, ему надлежало записаться у профессора, который был за него в ответе. Студент занимался у профессора от трех до семи лет и в случае успешной учебы получал степень бакалавра, которая вначале рассматривалась лишь как ступень к научной степени. Бакалавр посещал лекции других профессоров, помогал обучать вновь пришедших студентов, то есть становился своеобразным "подмастерьем". В итоге, подобно ремесленнику, он публично излагал (т.е. показывал) научную штудию, защищая ее перед уже получившими степень членами факультета. После успешной защиты бакалавр получал ученую степень (магистра, доктора, лиценциата).

Большинство первых университетов имели несколько факультетов. Содержание обучения определялось программой семи свободных искусств. Так, на факультете искусств в основном читали сочинения Аристотеля по логике, физике, этике, метафизике, которые были переведены в XII в. с арабского и греческого языков. Усиливалась специализация. Так, Парижский университет славился преподаванием теологии и философии, Оксфордский - канонического права, Орлеанский - гражданского права, университет в Монпелье (южная Франция) - медицины, университеты Испании - математики и естественных наук, университеты Италии - римского права.

От студента требовалось посещать лекции: обязательные дневные (ординарные) и повторительные вечерние. Наряду с лекциями еженедельно происходили диспуты с обязательным присутствием студентов. Преподаватель (обычно магистр или лиценциат) назначал тему диспута. Его помощник - бакалавр - вел дискуссию, т.е. отвечал на вопросы и комментировал выступления. В случае необходимости магистр приходил бакалавру на помощь. Один-два раза в год устраивались диспуты "о чем угодно" (без жестко оговоренной темы). В этом случае нередко обсуждались животрепещущие научные и мировоззренческие проблемы. Участники диспутов вели себя весьма свободно, прерывая оратора свистом и криками.

Университеты явились альтернативой схоластике, вырождавшейся в "науку пустых слов". Университеты противопоставили схоластике деятельную интеллектуальную жизнь. Благодаря им духовный мир Европы стал намного богаче. История первых университетов тесно связана с творчеством мыслителей, давших новый толчок развитию культуры, науки и просвещения (Р Бэкон, Я. Гус, А. Данте, Дж. Уинкли, Н. Коперник, Ф. Петрарка и др).

А.С. Пушкин называл первым русским университетом Ломоносова. Отчасти это утверждение, конечно, верно, хотя если мы имеем дело с реальной жизнью, а не с метафорами, история высшего образования в нашей стране выглядит несколько по-другому.

Первым создать в России университет попытался Борис Годунов, который в 1600 году отправил Иоанна Крамера в Германию - последний должен был привезти в Москву профессоров, однако затея провалилась, поскольку духовенство решительно воспротивилось таким новшествам. Лжедмитрий I, вступив в столицу, также озвучивал свои планы о создании университета, однако осуществить их не успел. До 17-го века высшее образование в России можно было получить только в Славяно-греко-латинской академии, открытой в Москве в 1685 году, однако она светским учреждением не являлась.5

Отправной датой подлинной истории университетской системы можно считать январь 1724 года, когда Сенат принял указ об учреждении Академии наук с университетом и гимназией в Петербурге.

Эта инициатива принадлежала Петру I, который так представлял себе работу этого детища: академики не только занимаются научной деятельностью, но и преподают в университете, а выпускники гимназии становятся студентами.

Поскольку своих кадров в России на тот момент не было, преподавателей приглашали из-за рубежа. Очень немногие соглашались ехать в холодную и незнакомую страну, однако уже при Екатерине I, семнадцать будущих академиков прибыли в Петербург. Другой проблемой было то, что отсутствовали молодые люди, готовые слушать лекции в университете, ведь для этого требовалось знание латыни и других иностранных языков, потому что преподавательский состав русским не владел. Тогда приняли решение выписать из Европы молодых людей, которые были посланы туда учиться еще при Петре - их набрали восемь человек.

В России история университетского образования восходит к 1725, когда был учрежден Академический университет (при Академии наук); в 1766 он фактически закрылся «за отсутствием слушателей».

Вообще, проблема количества студентов в Академическом университете всегда стояла очень остро. Причин этому было довольно много, среди них можно назвать и слабость среднего образования в России того времени, и нежелание дворян отдавать своих детей в университет, поскольку военная карьера была более престижной. Однако было и множество талантливых студентов, которые активно занимались научной деятельностью. Некоторое время ректором университета был Ломоносов, который стремился открыть его двери представителям всех сословий, в том числе крестьянам, а также дать учебному заведению право присваивать ученые степени, но эти проекты не удалось реализовать. Через некоторое время после смерти ученого университет и гимназия были объединены в Училище академии, которое просуществовало вплоть до начала 19го века. Второе рождение университета произошло в 1819 году.

В апреле 1755 года по плану М. В. Ломоносова состоялось торжественное открытие Московского университета, который во многом обязан своим рождением уже упомянутому Ломоносову и Шувалову. Для него было выбрано здание бывшей Главной аптеки у Воскресенских ворот, на месте теперешнего Исторического музея. Лишь в конце 18-го века для Московского университета возведено здание на углу Большой Никитской и Моховой, перестроенные после пожара 1812 года.

Декрет о создании университета был подписан императрицей Елизаветой Петровной 12 (23) января 1755 года. В память о дне подписания указа ежегодно в университете отмечается Татьянин день (12 января по юлианскому календарю, по григорианскому календарю в XX--XXI веках -- 25 января). Первые лекции в университете были прочитаны 26 апреля 1755 года. Граф Шувалов стал 1-м куратором университета, а Алексей Михайлович Аргамаков (1711--1757) -- 1-м директором.9

Первоначально в этом учебном заведении было три факультета - юридический, медицинский и философский. На них должны были преподавать десять профессоров. Кроме того, учреждались две гимназии - для дворян и разночинцев, в них должны были учиться будущие студенты - и университетский суд.

Предполагалось, что профессора, учащиеся и служащие были неподсудны другим властям, а сам университет подчинялся напрямую Сенату. Профессора должны были пять дней в неделю читать студентам лекции и каждый вечер выступать с бесплатными двухчасовыми лекциями на латыни. В первые годы существования Московского университета очень остро стояла проблема кадров: иногда один профессор был вынужден читать все предметы на одном факультете, что, конечно, отрицательно сказывалось на качестве образования, поэтому иногда студентов отправляли учиться в Петербург, где были преподаватели по интересующим их предметам. Случались и конфликты между иностранными и русскими профессорами.

Молодые преподаватели университета смело нарушили традицию, характерную для западноевропейских университетов, - вести преподавание на латинском языке. «Нет такой мысли, кою бы на российском языке изъяснить было не возможно», - говорил профессор Н.Н. Поповский, любимый ученик Ломоносова.

Однако, несмотря на все трудности, университет становился все более влиятельным центром научной и культурной жизни Москвы. В 1756 году указом императрицы этому высшему заведению было разрешено иметь свою типографию, книжную лавку и выпускать газету, первый номер которой вышел в апреле того же года. Печатная продукция университета расходилась по всей стране и, по мнению Ключевского, стала подспорьем формирования общественного мнения в России. Также возникло множество вольных сообществ, которые содействовали распространению науки и обсуждению политических и социальных проблем того времени.

В 1802-1805 учреждены Дерптский (ныне Тартуский), Харьковский и Казанский университет. Виленским университетом стала называться Главная школа Великого княжества Литовского, существовавшая как высшее учебное заведение ещё с 16 в. Университеты удовлетворяли потребность страны в образованных чиновниках, врачах, педагогах, являлись учебными, научными и административными (в 1804-35) центрами учебных округов и осуществляли научно-методическое руководство всеми учебными заведениями округа. В 1816 возник Варшавский университет, в 1819 - Санкт-Петербургский на основе Главного педагогического института. В отличие от западно - европейских, в российских университетах, кроме Дерптского и Варшавского, не было богословских факультетов. Большинство дворянских детей получало образование вне университета, в закрытых пансионах и лицеях. Дворян отпугивала перспектива медицинской и педагогический деятельности. Правительство, опасаясь слишком разночинного состава студенчества, постоянно стремилось изменить его социальный состав, увеличить число студентов из дворян. Однако это не давало ощутимых результатов, и увеличение числа студентов шло за счёт разночинцев.

Итак, возникновение университетов было вызвано потребностями экономического развития общества, ростом городов, развитием ремесел и торговли, подъемом культуры; этому также содействовало возникновение в средние века новых философских течений, а затем схоластики, стремившейся примирить разум и веру, философию и религию и в то же время развивавшей формально-логическое мышление и прочее. В противовес светским университетам церковь создавала церковные университеты, стремясь сохранить свое влияние на науку и подготовить необходимые кадры духовенства, юристов и врачей.

Средневековые университеты в свое время сыграли значительную положительную роль. Они содействовали интернациональному общению студентов и профессоров (профессора и студенты могли переходить из университета одной страны в университет других стран), способствовали развитию городов.

История первых университетов тесно связана с творчеством мыслителей, давших новый толчок к развитию культуры, науки и просвещения.

Развитие России в первой половине XVIII века, необходимость освоения достижений европейской науки вызвали потребность в большом количестве образованных людей

Учреждение первых университетов было очень важным для России, не только потому, что этот опыт был учтен при создании других российских университетов, но и потому что именно они сформировали основные черты университетской системы нашей страны.

Здание Академии наук

Здание Московского университета (слева) у Воскресенских ворот на Красной площади. Гравюра нач. XIX века.


Университет в Саламанке, основанный в 1218 г.


Московский университет в 1820 году


Оксфордский университет. Основан во вт. пол. XII века

Строго говоря, самым первым университетом, появившимся в западном мире, можно считать Константинопольский, основанный еще в 425 году н.э., но статус университета получивший в только 848 году. Студенты, обучающиеся в нем, получали знания в области медицины, права и философии. Кроме того, одной из обязательных дисциплин была риторика – умение излагать свои мысли. С IX века в этом учебном заведении начали изучать и другие естественные науки: астрономию, арифметику, геометрию и музыку. Но поскольку Константинополь, так город, который теперь зовется Стамбулом, находится на границе Европы с Азией, многие склоняются к тому, чтобы отдать пальму первенства университету итальянского города Болоньи, который был основан в 1088 году н.э.

Этому учебному заведению первому в Западной Европе была выдана Хартия от Фредерика I Барбароссы в 1158 году, к тому времени уже 70 лет в университете слушатели изучали курс теологии и гражданского права. Хартия давала право университету реализовывать свои исследовательские и образовательные программы независимо ни от церковной, ни от светской власти. С этого времени в программу был включен курс грамматики, логики и риторики. Университет в Болонье - старейшее учебное заведение, осуществлявшее непрерывную и представлявшее своим выпускникам академическую степень. В настоящее время он является вторым по величине из итальянских университетов. Сегодня на его 23 факультетах проходят обучение около 100 тысяч студентов.

Другие старейшие университеты Европы

В 1222 году бывшими преподавателями и студентами Болонского Университета, конфликтовавшими с его руководством, в другом итальянском городе – Падуе было основано новое учебное заведение с университетской программой и уровнем образования. Этот университет имел два отделения, на одном студенты изучали богословие, гражданское и каноническое право, на другом – медицину, риторику, философию, диалектику, грамматику, астрономию и медицину.

В англоязычном мире старейшим университетом признается Оксфордский, год его основания – 1117. Изначально в его стенах получало теософское образование английское духовенство, но уже с XIII века в нем начала обучаться высшая знать. В настоящее время в этом учебном заведении готовят студентов-гуманитариев, математиков, физиков, социологов, медиков, ботаников, экологов и пр.

Другим старейшим европейским университетом является французский Сорбоннский, основанный в 1215 году. Сначала это было объединение церковных колледжей, но уже с 1255 года в этом заведении получили право учиться богословию молодые люди из небогатых семей. С XVI века Сорбоннский Университет считается центром европейской философской мысли.

  • Как соотносились в средневековой науке и философии вера, разум и опыт?

§ 18.1. Средневековые университеты

Развитие городов и другие перемены в жизни общества сопровождались и изменениями в школьном образовании. Если в раннее Средневековье образование можно было получить главным образом в монастырях, то позже лучшие школы начали действовать в городах.

    В крупных городах при соборах возникали школы, в которых изучали право, философию, медицину, читали произведения латинских, греческих и арабских авторов. Одной из лучших считалась школа в городе Шартр. Её руководителю приписывают слова: «Мы карлики, сидящие на плечах гигантов. Им мы обязаны тем, что можем видеть дальше их». Опора на традицию, уважение к ней - важная черта средневековой культуры.

Студенты на лекции. Рельеф XIV в. Болонья

Из некоторых городских школ со временем выросли первые университеты. Университет (от латинского слова «университас» - совокупность, объединение) - это сообщество преподавателей и студентов, организованное с целью давать и получать высшее образование и живущее по определённым правилам. Только университеты могли присваивать учёную степень, наделять своих выпускников правом преподавать по всей христианской Европе. Это право университеты получали от тех, кто их основал: пап, императоров, королей, то есть тех, кто обладал высшей властью. Университеты гордились своими традициями и привилегиями.

    Основание университетов приписывалось самым знаменитым монархам. Говорили, что Парижский университет основал Карл Великий, а Оксфордский - Альфред Великий. На самом деле биографии древнейших университетов начинаются в XII веке (Болонский в Италии, Парижский во Франции). В XIII веке возникают университеты Оксфорда и Кембриджа в Англии, Монпелье и Тулузы во Франции, Неаполя в Италии, Саламанки в Испании. В XIV веке появились первые университеты в Чехии, Германии, Аварии, Польше. К концу XV века в Европе было около ста университетов.

Во главе университета обычно стоял выборный ректор. Университет делился на факультеты, каждый из которых возглавлял декан. Сначала обучались на факультете свободных искусств (по-латыни искусства - «артес», поэтому факультет назывался артистическим). Прослушав здесь определённое число курсов, студент становился бакалавром, а потом и магистром искусств. Магистр получал право на преподавание, но мог и продолжить обучение на одном из «высших» факультетов: медицины, права или теологии.

Университетское образование было открыто перед каждым свободным человеком. Среди студентов преобладали выходцы из богатых семей, но попадались и дети бедняков. Правда, путь от момента поступления до высшей степени доктора иной раз растягивался на многие годы и мало кто проходил его до конца. Зато учёная степень обеспечивала почёт и возможности для карьеры.

Немало студентов в поисках лучших лекторов перебиралось из города в город и даже из страны в страну. Незнание языка им не мешало, ведь всюду в Европе преподавали на латыни - языке церкви и науки. Они вели жизнь странников и получили прозвище «ваганты» (что означает «бродящие»). Среди них оказались превосходные поэты, стихи которых до сих пор вызывают живой интерес.

    Распорядок дня студента был прост: утром лекции, вечером повторение и углубление пройденного материала. Наряду с тренировкой памяти огромное внимание уделялось умению спорить, которое отрабатывалось на диспутах. Однако жизнь студентов складывалась не только из занятий. В ней находилось место и торжественным церемониям, и шумным пирушкам. Школяры очень любили свой университет, где они проводили лучшие годы жизни, получали знания и находили защиту от чужаков. Его называли кормящей матерью (по-латыни «альма матер»).