Рефераты Изложения История

Чогьял Haмкaй Hорбу: Моей мaме из глубины сердцa. Намкай норбу ринпоче

Это отрывок из более обширного комментария мастера дзогчен Намкая Норбу Ринпоче к практике Гуру Дракпура, которая выполняется в одной из линий тибетского буддизма. В этом отрывке он подробно поясняет, как влияют на жизнь людей восемь класов живых существ, отличных от людей и для большинства людей невидимых. И какое отношение они имеют к болезням, войнам и революциям.

Наблюдая за тем, что происходит с моими друзьями и знакомыми в связи с событиями на Украине и в Крыму, я чувствую важным рассказать о том, что есть еще и такой возможный взгляд на эти события. Я надеюсь, что кого-то этот текст заставит стать чуть более внимательным, остановиться на миг в вынесении оценок и суждений, а также в совершении действий, которые могут привести к усилению вражды между людьми. Полный текст комментария можно прочитать здесь.

Тескт © Намкай Норбу Ринпоче.

Перевод с английского © Дмитрий Айнабеков,

© Shang Shung Edizioni, 2007

Вредоносные силы и влияния различных классов существ.

Важно знать, что мы имеем в виду, когда говорим о вредоносных силах и влияниях. Многие рассматривают вредоносные воздействия как нечто связанное с функцией элементов. В какой-то мере эти явления действительно связаны с материальным миром. Например, если оказаться в очень загрязненном месте, это может сразу же нанести какой-нибудь ущерб здоровью. Вот что подразумевается под «вредоносным влиянием обстоятельств». Однако есть множество других вредоносных влияний, в особенности тех, что связаны с могущественными классами существ, которые управляют энергией и воздействуют на других.

Как правило, люди не верят в такие вещи, но, тем не менее, им приходится страдать от их последствий. Иногда мы говорим о враждебных энергиях, иногда о действиях некоторых классов существ. Например, последователи всех традиций: сакья, гелуг, ньингма и кагью - делают пуджи Махакале (тиб. Гонпо). Если спросить их, что они делают, они ответят: «Я делаю пуджу защитнику, дхармапале». Но некоторые делают пуджу, не зная в точности, что такое Махакала. И, долгое время делая пуджу, они затем спрашивают: «Махакала - это некая сила или существо?». На самом деле они не знают, что же они делают. Поэтому очень важно отчетливо это понимать.

Махакала - это не только сила; Махакала - существо, или некто, обладающий сознанием. Также махакала - это один из классов существ. Существа этого класса, называемые махакалами, очень энергичны и способны оказать свое вредоносное воздействие на любого. Чтобы обуздать этот класс махакал, Авалокитешвара, пробужденное существо, проявился во множестве обликов. По мнению последователей школы кагью, в особенности другпа-кагью, Чакрасамвара тоже проявился, чтобы подчинить этот класс существ.

Махакалы представляют собой не один род существ. Класс махакал объединяет много разновидностей. Например, Авалокитешвара проявился в облике Махакалы Манинг, или Гонпо Манинг. Махакала Манинг - это не обычное существо из класса махакал; он - проявление Авалокитешвары, проявившегося в их облике, чтобы получить возможность общаться с махакалами.

Будда Шакьямуни - пробужденное существо. Он принял человеческий облик, чтобы, живя в Индии, суметь войти в контакт с людьми и общаться с нами обычным образом. Точно так же Авалокитешвара проник в измерение махакал и проявился как огромный и очень могущественный махакала. Таким образом, он смог управлять этим классом существ…

Авалокитешвара - это не единственное пробужденное существо. Существует великое множество пробужденных, и все они обладают всеведением, бесконечной мудростью и способностью проявляться и подчинять себе все разнообразные классы существ. Почему им нужно подчинять эти разнообразные классы существ? Некоторые из этих классов обладают огромной мощью, но эта мощь направлена лишь на то, чтобы причинять вред и нести беды другим. Хотя есть некоторые могущественные существа, получившие передачу от проявлений самбхогакаи, большинство остальных по своей природе очень свирепы и вредоносны. Вот почему они всегда несут беды и причиняют нам вред, в особенности, если мы провоцируем их.

Возможно, нам кажется, что мы не сделали ничего, что могло бы их спровоцировать, но это не так. Мы всегда делаем что-то, что их раздражает. Прежде всего, мы совершенно ничего не знаем об этих классах существ. Говорят: «Я не верю в этих духов или еще каких-то существ, потому что никогда никого из них не видел!». Мы считаем, что это обоснованно и вполне логично, но на самом деле никакой логики здесь нет. Нельзя отрицать что-либо по той причине, что мы этого не видим.

Мы неспособны увидеть и предмет, находящийся от нас слишком далеко; так что недопустимо слепо отрицать что-то лишь потому, что мы не можем этого видеть. Например, я не могу видеть всю вселенную, но не вправе отрицать ее существование только потому, что не вижу. Мы не можем отрицать существование того, что существует в другом времени - в прошлом или будущем. Существует так много существ и ситуаций, которых мы не можем видеть! Убедиться в этом очень просто.

Например, гуляя по лесу, среди деревьев можно увидеть много животных, насекомых. Там есть и множество существ, которые неспособны видеть нас. Это не значит, что на самом деле мы для них не существуем: просто у них нет способности видеть нас. Они не могут опровергнуть нашего существования. Точно так же и мы не можем видеть много разновидностей существ, которые намного больше или могущественнее нас. Так устроен наш мир. Если мы в них не верим и думаем, что их не существует, это просто свидетельствует о нашей умственной ограниченности.

Возможно, прямо перед нами, в нашем измерении, находятся миллионы существ, но мы их не воспринимаем. Например, просветленное существо с развитой ясностью может также видеть существ бардо, обладающих только психическим телом. Мы не можем видеть психическое тело обычным зрением, но если мы на самом деле развили в себе ясность, то они тоже становятся для нас видимыми.

Вот почему некоторые учителя говорят, что в бардо на маленьком участке пространства пребывают миллионы существ. Иногда, глядя в небо, можно увидеть бесконечное множество точек, похожих на сияющие звезды. С этим сравнивают бесконечное множество существ бардо: так мы можем представить бесконечное число живых существ.

В современном обществе множество людей, не верящих, что другие могущественные существа на самом деле существуют. Здесь важно понимать ситуацию. Это не значит, что надо верить слепо. Вместо того чтобы принимать на веру любые утверждения о существовании какого-то божества или духа, необходимо немного подумать. Тогда мы можем что-то обнаружить и понять.

Например, во вселенной есть множество измерений; мы можем это понять с помощью науки. Мы говорим о существовании многих галактик и солнечных систем и знаем, что у этих звезд - необъятные измерения. Но если есть такие измерения, то почему бы там не быть и существам? Разве можем мы быть уверенны, что существуют только люди? Кто может гарантировать, что есть только люди, кошки и собаки?

Просто смешно ставить себе какие-то рамки и жить в них. Это всего лишь проявление нашего человеческого эго. Мы думаем, что знаем всё, но на самом деле не можем выйти за пределы возможностей наших органов чувств. Вот почему мы не верим, что есть другие существа. Если же кто-то утверждает, что эти существа есть, то мы думаем, что должны согласиться с этим мнением. Необходимость - не в том, чтобы разделить это мнение, а в том, чтобы сломать свою ограниченность. Только и всего.

Если вы сломаете свою ограниченность, то сможете понять, что подразумевается под вселенной и ее существами. Таким знанием обладают индийцы, индейцы и аборигены Австралии; мы же, ничего не зная об особенностях этих существ, не принадлежащих к человеческому роду, навлекаем на себя их ярость.

Мы также говорим, что все эти существа были нашими отцами и матерями. Хотя это не обязательно означает, что они все были нашими отцами и матерями в физическом смысле, подразумевается, что в этом измерении мы живем вместе с другими. Однако мы эгоистичны: мы всегда думаем, что нам принадлежит это место или эта земля.

Например, если у вас есть сколько-то соток земли, вы считаете: «Это - моя земля!». По закону это ваша земля. Если кто-нибудь зайдет на нее и станет своевольничать, вы этого не допустите. Вы считаете себя полноправным владельцем своей земли, но на самом деле вы не единственный хозяин. Есть много хозяев, больших и маленьких. Большой хозяин- охранитель местности, которого вы не можете видеть, но который также владеет этой землей. Совершая неправильные поступки, вы можете его разгневать.

На вашей земле есть и много мелких хозяев. Например, присмотревшись, вы увидите много птиц, мышей и других мелких животных. Еще есть много маленьких муравьев, которые на самом деле тоже чувствуют себя хозяевами этого места. И им нет дела до ваших прав на собственность. Если вы предпримете что-нибудь против них, они постараются вам навредить. И пусть они не смогут нанести большого урона, но, по крайней мере, попробуют покусать вас! На этом примере вы можете понять, что такое провокация.

Я расскажу вам одну подлинную историю из собственной жизни. В 1954-55 годах я находился в Китае, потому что меня пригласили принять участие в одной конференции. Тогда китайские чиновники пригласили всех, кто носил высокий титул. После конференции была организована поездка по Китаю, а на обратном пути меня вынудили преподавать в школе ста шестидесяти ученикам.

Мне казалось, что я слишком молод, чтобы учить. Мне было лишь семнадцать, и я только что окончил монастырскую школу и хотел продолжить учебу, но меня не отпустили. Кангкара Ринпоче (1903-1956) тоже заставили преподавать там. Он был наставником Гьялва Кармапы Шестнадцатого (1924-1981), и я тоже получал у него учения. Итак, мы разбили учеников на два класса. Он учил в одном, а я в другом. Приблизительно через год, в 1955 году, Кангкар Ринпоче отправился в Пекин, а я остался со своими учениками в Тарцендо, которое также называют Таченлу или Кандинг. Поскольку я был вынужден остаться там, и не хотел терять время, то стал изучать китайский язык, политику т. д.

Однажды ко мне подошла одна из моих подопечных и попросила сделать что-нибудь для ее знакомой, которая обезумела и непрестанно билась в конвульсиях. Я не мог открыто покинуть школу: хотя культурная революция еще не началась, я знал, какова обстановка. Так что я отправился к этой женщине тайно, в свое свободное время. По прибытии я увидел беснующуюся пожилую женщину и двух молодых людей, пытавшихся ее удержать.

Я не знал, что и делать. Я помнил, что мой дядя очень хорошо успокаивал сумасшедших, но он обладал огромной силой. К нему часто приводили сумасшедших, и он бил их книгой садханы до тех пор, пока они не успокаивались. Я же никогда такого не делал и даже не знал, подействует ли это, если я попробую сделать то же самое.

За несколько лет до этого я выполнял особую практику Сингхамукхи и после этого затворничества часто с успехом использовал ее мантру, а потому я доверял ее силе. Итак, я попросил принести мне риса и прочитал мантру Сингхамукхи, чтобы освятить рис. Я представил, как преображаюсь в Сингхамукху, рассыпающую искры, чтобы устранить все вредоносное, объединил рис с искрами и стал бросать рисовые зерна в эту женщину.

Она заметалась еще больше, вопя, что горит. Остальные едва могли ее сдерживать, но я продолжал бросать в нее рис. Женщина вопила и рыдала, но постепенно ослабла, и, когда освященный рис закончился, она все еще всхлипывала, но совсем обессилела. Она пролежала в постели, не вставая, два или три дня. После этого она полностью пришла в себя и стала своего рода медиумом. Время от времени ею овладевали странные ощущения, и она становилась посредником для местного охранителя.

Однажды я пошел посмотреть на нее в роли медиума. Когда ее о чем-то спросили, она ответила: «Я - охранитель Шара Лхаце». Шара Лхаце - очень известный местный охранитель в этой части Восточного Тибета. Если ехать полдня на машине на восток от Тарцендо, вам встретится гора, затем долина, а с правой стороны долины - знаменитая гора.

Та женщина, ставшая медиумом, попросила нас заново отстроить опору охранителя того места, который попросил ее об услуге: «Мою старую опору разрушили китайцы, превратившие это место в пашню». Мы спросили ее, где была та опора, и она ответила, что в Атале. Женщина-медиум была не местная и даже не знала тех краев; но, когда мы спросили ее, как была разрушена опора, она рассказала, что китайские солдаты разрушили опору, что была построена на холме, и распахали всю землю. Затем через нее тот местный охранитель вынес приговор виновнику - командиру китайских солдат. Она сказала нам его имя.

Вернувшись в школу, я расспросил учеников из этой области, так как некоторые были из самого Атала. Я спросил, действительно ли там была опора этого охранителя. Ученики сказали, что это именно так, и что командира военных разбил паралич. Его не смогли вылечить на месте, и он провел около года в столице той области, но безуспешно. Затем его забрали в Ченгду, самый большой город провинции, и никто не знал, что с ним случилось - жив он или умер. Это конкретный пример того, что определенные вещи не зависят от того, веришь ты в них или нет. Ведь китайский офицер явно не верил во вредоносные воздействия, но, тем не менее, ему пришлось поплатиться за содеянное.

Ныне подобное происходит и на Западе. Люди тяжко расплачиваются за беспокойство, которое причиняют другим существам. Но они не осознают этого. Порой, хотя на вас наслали вред, вы можете не сразу это ощутить, потому что ваша энергия сильна и ваши элементы пребывают в равновесии. Пока что вы можете не испытать никаких последствий, но вы живете во времени, и никто не знает, что будет в следующем месяце. Так что, когда вы будете не в лучшей форме, направленное на вас вредоносное воздействие может проявиться.

Многие болезни и другие бедствия насылаются теми или иными классами могущественных существ. Если вы стали причиной ярости таких существ, то их вредоносное влияние распространяется не только на вас лично, но на всю вашу семью. В таком случае вы будете расплачиваться до тех пор, пока существует ваша семья. В семье тот, кто слабее и уязвимее, первым становится жертвой вредоносного воздействия.

Если ваша семья находится под таким влиянием, то приходится расплачиваться всей семье, верят домашние в это или нет. В семье могут быть разные ситуации. Если ваша энергия или условия ее деятельности безупречны, то в этот момент вы не получите ничего вредоносного; но тот, чья энергия ослаблена, расстроена или ущербна, испытает этот вред. По этой причине порой необходима своего рода защита для преодоления таких вредоносных влияний.

Как деятельность человека может стать причиной вредоносных воздействий.

Сегодня многие говорят об экологических проблемах; однако если вы хотите добиться чего-то в области экологии, то недостаточно сохранять лишь травы, цветы и деревья. Мы должны понять главное в экологии и привести человека к гармонии с измерением, в котором он живет. Прежде всего, вы должны понять силу энергии субъекта, объекта и их взаимосвязь. Недавно я постарался перечитать многие книги учения Дешег кагъе - «Восемь разделов», цикла учений традиции ньингма, в особенности связанного с восемью классами существ. У нас много таких болезней, как рак и опухоли, а теперь еще и СПИД.

Все эти болезни связаны с вредоносными влияниями. Если мы невластны над этими вредоносными энергиями, а просто пытаемся лечить такую болезнь лекарствами и процедурами, она неизлечима. Но мы знаем, что это за вредоносная сила и какую практику выполнять, чтобы ее сдерживать, и выполняем эту практику в сочетании с лечебными процедурами и лекарствами, тогда это действительно помогает. Поэтому очень важно понимать, каковы эти вредоносные силы.

Если мы провоцируем какие-нибудь классы существ, они насылают на нас свои вредоносные воздействия, и у нас могут быть большие неприятности. Например, у нас повсюду сжигают мусор, особенно пластик, - чаще всего в больших городах. Это чрезвычайно опасно, поскольку провоцирует класс мамо. Вообще говоря, даже просто сжигание плохо пахнущей одежды может вызвать раздражение мамо. А жечь пластик - намного хуже. Никто об этом не думает.

Люди считают, что сожжение мусора - это уборка и очищение, однако если дым попадает в окружающую среду - это очень опасно. Мы совершаем такие действия из-за недостатка собственной ясности. Тот, кому недостает ясности и кто об этом не думает, провоцирует иных существ и вынужден расплачиваться. Было бы лучше создать современные устройства, которые не производят ни дыма, ни пепла.

Кое-где люди взрывают горы и скалы и полностью их разрушают. Конечно, если там живут местные охранители, это вызовет их ярость. Даже если местный охранитель мал и не слишком влиятелен, он все равно принадлежит к определенному классу.

У нас в обществе схожая ситуация. Если французские рыбаки отправятся за рыбой к берегам Северной Африки, то они отчасти лишат рыбы местных рыбаков. Хотя простой рыбак не столь важная фигура для французского правительства, тем не менее, он гражданин Франции. А потому французское правительство заступится за него перед государством Северной Африки, и, если стороны не придут к соглашению, это может повлечь за собой большие неприятности.

Порой мы испытываем на себе и воздействие природной энергии, потому что, когда энергия субъекта и объекта не уравновешенна, у нас могут быть неприятности. Однако многие вредоносные влияния связаны с существами восьми классов. И поэтому мы выполняем практики проявлений [просветленных существ].

Сдерживание вредоносных сил с помощью проявлений (просветленных).

В целом, все разнообразные существа подразделяются на восемь классов. Это общее подразделение, потому что в одном классе могут быть сотни подклассов. Проявления просветленных существ обрели власть над восемью классами, наложив на них обет повиновения…

Каждый класс способен на то или иное вредоносное действие. Того, кто потревожил класс за, может разбить трудноизлечимый паралич. Рак связан с влиянием класса цен, и заразные заболевания тоже связаны с подобными влияниями. А расстройства лимфы и кожные заболевания связаны с влиянием нагов. Однако помимо болезней есть множество других разновидностей причиняемого вреда. Например, мамо порождают раздоры, конфликты и войны, а также такие смертоносные эпидемии, как холера.

Способ преодоления всех этих вредоносных влияний - прибегнуть к соответствующему проявлению просветленных…

Как я уже сказал, в ньингма есть учения Дешег кагъе, связанные именно с восемью классами существ. Последние три из этих учений содержат объяснения о защитниках, о различных проявлениях просветленных существ в облике защитников и об истинном месте различных классов существ. Также там содержатся объяснения взаимосвязей между людьми и этими классами, того, чем мы, люди, можем их спровоцировать, и какое наказание можем за это понести. Если вы почитаете и изучите эти книги, то сможете узнать больше, однако вы не найдете одной книги, в которой были бы собраны все эти объяснения. Я думаю, эти сведения очень важны.

Те, кто практикует Дзогчен, подчас думают: «Если мы пребываем в знании Дзогчена, то что нам защищать? Защищать нечего». Конечно, если вы действительно пребываете в знании Дзогчена постоянно, если вы объединены с этим состоянием, то вам не нужна никакая защита. Но вам нужно понаблюдать за собой. Сколько часов в день вы на самом деле находитесь в этом состоянии? Если вы отвлекаетесь, как это обычно бывает, то, разумеется, можете столкнуться с любыми неприятностями…

Не следует путать воззрение с вашим поведением, с тем, как вы себя ведете… В противном случае вас ждут неприятности. Умозрительное понимание Дзогчена - это не истинное знание. Оно не объемлет нашего истинного состояния. Вот почему нам нужно осознавать происходящее вокруг, чтобы преодолеть и устранить возможный вред.

Класс гьялпо и насылаемый им вред.

Гьялпо - один из восьми классов. Гьялпо - очень обширный класс и также очень опасный. Где действуют вредоносные гьялпо, там люди становятся очень нервными; где гьялпо, - там войны, конфликты, бедствия и серьезные беспорядки. Даже если вы никак не затрагиваете гьялпо, иногда, когда вы очень уязвимы, они могут наслать на вас какой-то вред. Кроме того, и вполне мирные люди, если они пассивны и у них есть слабые места, могут стать жертвой гьялпо, в особенности если у них есть какие-либо отношения с ними. Ныне в нашем обществе класс гьялпо - настоящая проблема.

Вредоносное влияние гьялпо существует повсеместно. Побывав в Китае, Монголии и России, я наблюдал много таких явлений, происходящих от класса гьялпо. Чтобы подвергнуться вредоносному воздействию гьялпо, должен быть также канал связи. Как правило, если мы напрямую не провоцируем их, то и не получаем особых неприятностей, но порой, пусть мы их и вовсе не провоцируем, но есть канал связи с гьялпо, мы можем ощутить на себе их влияние.

В древние времена где-то в Монголии жил очень сильный и могущественный гьялпо. Затем Гypy Падмасамбхава подчинил этого гьялпо, который стал впоследствии охранителем храма Самье. Этого гьялпо зовут Гьялпо Пехар. Он - один из главнейших гьялпо, одно из важнейших существ этого класса. Гуру Падмасамбхава встретился с Пехаром и покорил его. Так Гьялпо Пехар стал защитником храма Самье. Так что мы считаем Пехара важным охранителем.

Ныне официальный оракул Тибета, которого называют Нэчунг Чоянг, - один из служителей Гьялпо. Хотя Пехар принадлежит к классу гьялпо, у него есть обязательство перед Гуру Падмасамбхавой, поэтому он не станет вам вредить. Например, если вы делаете практику с пуджей Гьялпо Пехару, он будет защищать вас. Однако вы можете на деле заметить, что простое выполнение практики Пехара может сделать вас очень нервным - такова уж природа класса гьялпо; так что, делая эту практику, вы можете подвергнуться такого рода влиянию.

Например, еще в детстве, когда я учился в монастырской школе, я знал, что храм Самье очень важен, потому что это единственный храм, построенный Падмасамбхавой во время его пребывания в Тибете. А так как охранитель этого храма - Гьялпо Пехар, я думал, что он, должно быть, тоже очень важен. Делая пуджу охранителям, я всегда включал в нее практику Гьялпо Пехара. Позже мне стало казаться, что Гьялпо Пехар очень хороший и что мне нужно побольше делать его практику. Но потом я узнал, каковы особенности вредоносного влияния класса гьялпо, и заметил, что, когда я выполнял практику Гьялпо Пехара, я становился несколько более нервным и несобранным, так что я подумал, что лучше больше ее не делать. И с той поры я ее уже не делал.

Есть гьялпо и другого рода - не только обладающие благими качествами и принявшие на себя обязательства. Вообще говоря, в этом классе существуют сотни и тысячи менее важных гьялпо. У них есть множество слуг. Многие из этих существа предстают как охранители, и у всех этих охранителей есть обязательства; как у Гьялпо Пехара есть обязательства перед Гуру Падмасамбхавой. Делая какие-либо практики гьялпо, мы становимся очень нервными, потому что вредоносное влияние гьялпо делает человека беспокойным и сводит с ума (вообще, гьялпо известны тем, что вызывают безумие).

Есть много злых духов, подпавших под власть класса гьялпо. Собственно, это не гьялпо, а так называемые церсеб, цернгэн или гъялнгэн. Гьялнгэн означает «злой гьялпо» (злые духи вообще называются дренгэн: дре - это «дух», а нген - «плохой» или «злой»; в сочетании с гьял- сокращением от гьялпо - получается слово гьялнгэн, т. е. «злой гьялпо»; духа гьялпо называют также дрегъял), и, как правило, наши неприятности связаны с этой разновидностью гьялпо. В Тибете прибегают и этой разновидности охранителей, в особенности в сакья и гелуг.

Есть злые духи, которыми стали, в частности, некоторые практики, получавшие учения Ваджраяны, а потом совершившие очень тяжкие нарушения самаи. В результате каких-то неблагоприятных обстоятельств они становятся злыми духами. Поскольку от природы существа класса гьялпо наделены большой продолжительностью жизни, которая может длиться восемьдесят тысяч лет, тот, кто становится гьялпо, остается им надолго.

Примеры вреда, причиняемого гьялпо.

Многие проблемы, стоящие ныне перед нашим миром, порождены классом гьялпо. Один из примеров - Югославия, где есть две или три этнических группы, и каждая считает, что она важнее остальных, а потому они воюют друг против друга. Но на самом деле они могут жить в мире, потому что их разногласия не очень-то существенны. И так происходит не только в такой небольшой стране, как Югославия, но во всем мире. Мы все могли бы жить в мире и гармонии, но люди эгоистичны.

В учении Дзогчен говорится, что причина рождения человеком - гордость. Это поистине так, а мы раздуваем ее еще больше. Когда вода в котле кипит, то, если вы подольете в огонь масла или добавите дров, вода будет кипеть еще больше. Когда к гордости, причине рождения человеком, добавляется эгоизм и слабость, мы становимся жертвой вредоносного влияния. Там, где дела обстоят таким образом, гьялпо ликуют, а люди терпят всевозможные бедствия.

Культурная революция в Китае и недавняя резня в Руанде между двумя народами, живущими в одной стране, -тому примеры. Все это спровоцировано гьялпо. Другой пример. Гьялпо насылают вред не только на людей, но и на животных, например на коров и овец, которые заболевают бешенством. Это то, что случилось в Англии (где вспыхнула эпидемия коровьего бешенства). Так что ситуация действительно очень опасна, и мы должны это понимать.

ЧОГЬЯЛ НАМКАЙ НОРБУ

Величайший Мастер Дзогчена нашего времени, Чогьял Намкай Норбу, родился в деревне Геуг, в районе Деге, в Восточном Тибете, на восьмой день десятого месяца года Земли - Тигра (1938 г.).


Говорят, что в этот день возле дома зацвели розы, хотя был декабрь. Начиная с самого раннего возраста он получал многочисленные передачи учения и посвящения от учителей, принадлежавших к разным школам тибетского буддизма.

Его отца звали Долма Церинг , он был из благородной семьи и служил некоторое время чиновником местного управления области, его мать звали Еше Чодрон .

Когда Намкаю Норбу Ринпоче было два года, мастера школы Ньингма Палъюл Карма Янсрид Ринпоче и Шечен Рабджам Ринпоче узнали в нем воплощение, который был одним из величайших мастеров Дзогчена начала двадцатого столетия.

Адзом Другпа был учеником, а также учеником. Оба этих мастера были лидерами внесектарного движения Риме, развившегося Восточном Тибете в девятнадцатом столетии.

В 30 лет Адзом Другпа, получив прямое видение от несравненного (1730-1798), стал тертоном , т.е. открывателем скрытых духовных сокровищ.

Адзом Другпа был мастером для многих учителей Дзогчена того времени. Среди них был дядя Намкая Норбу по отцовской линии Тогден Ургьен Тензин , который стал для него первым учителем Дзогчена. В конце жизни он достиг васшей реализации в Учении Дзогчен - тела света .

Когда Намкаю Норбу Ринпоче было восемь лет, и Палден Пун Ситу Ринпоче узнали в нем воплощение ума (1594-1651гг.). Этот Учитель был воплощением знаменитого Мастера школы Другпа Кагью - Падма Карпо (1527-1592гг.). Шабдрунг Ринпоче был историческим основателем государства Бутан. Вплоть до начала XX века Шабдрунги Ринпоче были дхармараджами - светскими и духовными правителями Бутана.

Еще ребенком Намкай Норбу Ринпоче получил наставления по Дзогчену от Дзогчен Хана Ринпоче . С 8 до 14 лет Намкай Норбу Ринпоче учился в монастыре, где изучал сутры Праджняпарамиты, Абхисамаяланкару, Тантру Хеваджры и Сампутатантру. Он стал знатоком Абхисамаяланкары. Он изучил большой комментарий к Тантре Калачакры, изучил тантру Гухьясамаджа, медицинские Тантры, индийскую и китайскую астрологию, а также "Забмо Дандон" Кармапы Ранджунга Дорже. Там же он обучался светским наукам. В это же время он изучил основную доктрину школы Сакьяпа и коренной текст по логике Сакья Пандиты.

Затем со своим дядей Тогдэном Ургьеном Тензином он удалился в пещеру для созерцания Ваджрапани, Симхамукхи и Белой Тары. В это время из центрального Тибета вернулся сын Адзома Другпа Гьюрме Дорже и передал Намкаю Норбу Ринпоче посвящение в цикл.

Встреча с Чжангчубом Дорже

Когда Намкаю Норбу Ринпоче было 17 лет, он, следуя видению, полученному во сне, отправился на встречу со своим коренным учителем Чжангчубом Дорже Ринпоче (1826-1978 гг.), жившем в уединенной долине к востоку от Деге .

Вот что пишет Намкай Норбу Ринпоче в книге "Кристалл и путь света" об этом:

"Хотя я этого еще не знал, обстоятельствами мне была уготована встреча с особенным Учителем, которому предстояло придать всему, что я узнал и прочувствовал, новую, более глубокую перспективу, и благодаря встрече с ним мне довелось пробудиться и прийти к правильному пониманию учения Дзогчен.

С его помощью я понял важность Учения, которое в конце концов сам стал передавать на Западе. Этот учитель не был важной персоной. Тибетцы привыкли, что знаменитые учителя высокого ранга, как правило, подают себя с большой помпезностью. Без таких внешних признаков люди обычно не в состоянии определить качеств учителя, и я сам, наверное, не был исключением.

Однажды я увидел сон, где оказался в местности с множеством белых домов, построенных из бетона. А поскольку такие здания были характерны для Китая, а не для Тибета, я ошибочно (как оказалось впоследствии) предположил, что дома были китайскими. Но когда я во сне подошел поближе, то увидел на одном из них мантру Падмасамбхавы, написанную очень большими тибетскими буквами.

Я был озадачен: ведь если дом китайский, то почему над дверью мантра, написанная по-тибетски? Открыв дверь, я вошел и внутри увидел старика - на вид совсем обыкновенного старика. Я подумал: "Неужели этот человек - действительно Учитель?" И тогда он нагнулся, коснувшись своим лбом моего, - так тибетские учителя дают благословения - и начал читать мантру Падмасамбхавы.

Все это показалось мне очень странным, но теперь я уже был совершенно уверен, что он - Учитель. Затем старик велел мне обойти находившуюся неподалеку большую скалу; сказав, что в середине скалы я найду пещеру, в которой находятся восемь нерукотворных мандал. Он велел мне немедленно пойти туда и взглянуть на них. Сказанное им удивило меня еще больше, но, тем не менее, я сразу же пошел туда.

Когда я добрался до пещеры, позади меня возник мой отец - как только я вошел, он начал читать вслух Праджняпарамита-сутру, важнейшую из сутр Махаяны. Я начал повторять за ним, и мы вместе стали обходить пещеру. Я не смог увидеть все восемь мандал целиком, а разглядел только их углы и края, но проснулся я, ощущая их присутствие.

Спустя год после того сна, когда я уже вернулся в Тибет, в нашу деревню прибыл один человек навестить моего отца, и я стал свидетелем их разговора, в котором гость сообщил отцу о своем знакомстве с одним очень необычным лекарем. Он описал место, где жил лекарь, а также подробно описал самого человека, и, пока он рассказывал, в моей памяти всплыл прошлогодний сон.

Я был уверен, что человек, описанный гостем, - тот самый, которого я видел во сне. Обратившись к отцу, я напомнил ему свой сон, о котором рассказал вскоре после того, как его увидел, и спросил отца, не хочет ли он посетить этого лекаря. Отец согласился, и мы отправились на следующий же день.

Наше путешествие верхом длилось четыре дня, и, когда мы добрались до места, старик действительно оказался тем человеком, которого я видел во сне. У меня было реальное чувство, что я бывал в этой деревне раньше и мне знакомы и эти тибетские дома, построенные по-китайски, из бетона, и мантра над дверью дома лекаря.

У меня уже не оставалось сомнений, что он должен быть моим Учителем, и я остался у него, чтобы получить учение. Его имя было Чжангчуб Дордже, а выглядел он как простой тибетский крестьянин. Внешне его манера одеваться и образ жизни были совсем обычными, хотя в этой книге я поведаю некоторые другие истории о нем, из которых вы сможете понять, что его состояние было весьма далеко от обычного. Его ученики тоже жили совсем скромно, причем большинство из них были самыми простыми, далеко не богатыми людьми, которые выращивали урожай, работая в поле, и в то же время занимались совместной практикой.

Чжангчуб Дордже был учителем Дзогчена, а Дзогчен опирается не на внешнее, это учение о сущности состояния человека. Поэтому, когда позднее я по политическим обстоятельствам покинул Тибет и в конце концов поселился на Западе, в Италии, получив должность профессора в Восточном институте Неапольского университета, я убедился: хотя внешние условия и культура здесь и отличаются от тех, которые окружали меня в Тибете, основополагающее состояние каждого человека всегда одинаково. Я убедился, что учения Дзогчена не зависят от культуры, и их можно изучать, понимать и практиковать в любом культурном контексте".

Чжангчуб Дорже был родом из области Ньяронг, что у границы с Китаем. Он был учеником Адзома Другпа, и Шардза Ринпоче (1859-1935гг.) - знаменитого Учителя Дзогчена школы Бонпо. Ньяла Пема Дудул и Шардза Ринпоче также достигли высшей реализации в Учении Дзогчен - тела света .

Чжангчуб Дорже был практикующим врачем и возглавлял в своей долине общину, называвшуюся Ньяглагар . Община полностью обеспечивала себя всем необходимым и целиком состояла из практикующих йогов и йогинь.

От Чжангчуба Дорже Намкай Норбу Ринпоче принял посвящение и передачу основных разделов Дзогчена: Семдэ, Лонгдэ и Меннагдэ. Но что более важно, этот Учитель ввел его непосредственно в переживание состояния Дзогчена. Некоторые передачи он принял также от сына учителя. Он оставался в Ньяглагаре почти год, часто помогая Чжангчубу Дорже в его медицинской практике, и служа ему в качестве секретаря.

После этого Норбу Ринпоче отправился в длительное паломничество в Центральный Тибет, Непал, Индию и Бутан. Вернувшись в Дерге, на свою родину, он обнаружил, что политическая ситуация в стране сильно ухудшилась, поскольку китайская армия захватила Тибет. Продолжив путешествие по Центральному Тибету, он прибыл в Сикким.

Жизнь в изгнании. Переезд в Италию

В настоящее время существует множество в Европе, Южной Америке, США, Японии, Австралии и других странах.

Начала свое существование в 1992 году, когда Чогьял Намкай Норбу Ринпоче посетил страны только что распавшегося СССР.

За 15 лет существования община многократно возросла и развилась в единую сеть местных общин, существующих более чем в 40 городах России, Украины и стран Балтии.

Дзогчен-община состоит из тех, кто заинтересован следовать практике учения Дзочен. Основанная Чогьялом Намкаем Норбу в Италии во второй половине 60-х, Дзогчен-община стала быстро появляться в различных странах мира, становясь поистине международной. В настоящее время члены Дзогчен-общины живут в более чем 40 странах.

Сам способ организации общины является плодом видения Чогьяла Намкая Норбу: гары (букв. «резиденции», наиболее крупные места) и линги (меньшие по размеру) образуют большую Мандалу (букв. круг), которая объединяет различные географические регионы мира. Символически Мандала представляет собой вселенную, как она воспринимается индивидуумом, а в этом конкретном случае, места, где практикуют Дхарму.

В видении Мандалы не существует иерархических отношений ни между разными гарами, ни между гарами и лингами, а только отношения сотрудничества и взаимодействия.

Гары в мире: в России - Северный Кунсангар, на Украине, в Крыму - Южный Кунсангар, Европе - Западный Меригар (Италия) и Восточный Меригар (Румыния); в Северной Америке - Восточный Цегьялгар (США, Массачусетс) и Западный Цегьялгар (Западное побережье США и Мексика); в Южной Америке – Северный Ташигар (Венесуэла) и Южный Ташигар (Аргентина); в Океании – Намгьялгар (Австралия).

С Гарами связаны линги, которые, в свою очередь, образуют основные центры общины. Несколько лингов возникло в крупных городах (например, в Риме, Барселоне, Нью-Йорке, Москве).

Управлением и организацией в различных центрах и группах Дзогчен-общины занимается ганчи (gakyil, букв. «мандала радости»), орган, состоящий из трех отделов (различаемых по цветам: желтый, красный и синий), которые, согласно древней буддийской модели, соответствуют трем аспектам существования (телу, речи или энергии, и уму). Желтый ганчи, связанный с измерением тела, занимается экономическим управлением, красный, связанный с измерением речи или энергии, - деятельностью и проектами, направленными на поддержание и развитие центра, синий ганчи (связанный с измерением ума) - деятельностью, связанной с культурой и практикой.

Ганчи - это коллективный орган, без какой-либо внутренней иерархии, решения принимаются при общем согласии всего состава. Ганчи может состоять из трех, шести или девяти человек, они избираются каждый год. Кроме местных ганчи, существует международный ганчи, который относится непосредственно к Учителю, и который имеет функции управления и координации

Чогьял Намкай Норбу много путешествует по миру, передавая счастливым ученикам драгоценное Учение Дзогчен. Кроме того, он подготовил множество квалифицированных учителей по , и .

На фотографии - храм в Меригаре, центре Дзогчен Общины в Италии.


ТАНЕЦ ВАДЖРА

Танец Ваджра был открыт Чогьялом Намкаем Норбу в серии снов, связанных с дакини Гомадеви, и передан в начале 1990-х. Это медитация в движении, которая ведет к глубокому расслаблению и помогает гармонизировать физическую и ментальную энергию.

Для тех, кто обладает более глубоким пониманием смысла Ваджрного Танца, он является методом объединения тела, речи и ума в состоянии созерцания. Танец Ваджра практикуют на Мандале, которая представляет соответствие между внутренним измерением человека и внешним измерением мира.

В Кунпэнлинге есть зал с двумя мандалами для Танца Ваджра. Все, кто ранее принимал участие в обучающих ретритах по Танцу Ваджра с инструкторами Дзогчен Общины, могут приезжать и заниматься этой практикой в любое время, когда Ваджра-холл не задействован для других коллективных занятий - в том числе поздно вечером, ночью или рано утром.

Практика Танца Ваджра продолжается около часа. Один тун - это обычно так называемый complete (комплит), то есть последовательно Танец Песни Ваджра, Шесть Пространств Самантабхадры и Танец Трех Ваджр. Полным туном также считается три Танца Песни Ваджра или шесть Танцев Трех Ваджр irregular (иррегулер). Как правило, коллективная практика Ваджрного Танца в Кунпэнлинге назначается на 9.00, 15.00 и 20.00. Во время крупных мероприятий время занятий Танцем объявляется дополнительно.

Периодически проводятся обучающие ретриты по Танцу Ваджра с местными или международными инструкторами - как правило, для тех, кто уже получил передачу Гуру-йоги от Намкая Норбу Ринпоче и является членом Дзогчен Общины. Возможность "открытого" изучения предусмотрена только для Танца Шести Пространств: считается, что его изучение приносит неизмеримую пользу живым существам, а потому его разрешается изучать всем заинтересованным, независимо от наличия передачи и членства в ДО.

Информация об обучающих ретритах (сроки, время занятий и условия участия) обычно заранее публикуется в VOICE - информационной рассылке Дзогчен-общины.

На иллюстрации - Дакини Гомадеви, худ. .

На фотографии - аджра-холл в Кунпэнлинге во время ретрита по практике Танца Ваджра.


ЯНТРА-ЙОГА

Янтра-Йога, или йога движения - это йога тибетской традиции, устно передаваемой со времен создания текста Вайрочаной, великим Учителем VIII века. C тех пор, вплоть до наших дней, Янтра-йога передавалась от учителя к ученику в непрерывной линии приемственности.

"Для того, чтобы глубокий смысл, самая суть Учения, воистину стала нераздельна с тремя вратами (телом, речью и умом) практикующего, он должен включить в свою практику Янтра-йогу, переданную в тексте "Янтра соединения солнца и луны". Она очень действенно способствует появлению у нас ощутимых переживаний пути, связанных с поведением."

(Намкай Норбу Ринпоче "Драгоценный Сосуд - наставления по Базовому уровню Санти Маха Сангхи" )

Практика Янтра-йоги начинается с упражнений для тела, развивается в упражнениях для дыхания, и наконец, выходит на уровень ума. Измерение человека состоит из трех взаимосвязанных аспектов - физического тела, энергии и ума. Достижение совершенной гармонии этих составляющих и есть конечная цель Янтра-йоги.

В Янтра-йоге, как и в Хатха-йоге, много асан. Асана, или поза - один из важных моментов, но не самый главный. Движение - самый важный аспект. Чтобы войти в асану, дыхание и движения взаимосвязаны и выполняются постепенно. Движение ограничено во времени, которое подразделяется на периоды, состоящие из четырех счетов: период входа в асану, определенный период нахождения в асане, и период завершения асаны. В Янтра-йоге все связано. Важно все движение полностью, не только асана.

Для практики Янтра-йоги во всей ее полноте необходимо получить передачу Учения Дзогчен; тем не менее, ее начальная ступень, связанная гармонизацией асан, движений и дыхания, доступна всем, кто в этом заинтересован.

Обучающие и корректирующие курсы по Янтра-йоге проводятся местными и международными инструкторами Дзогчен-общины, получившими эти полномочия непосредственно от Чогьяла Намкая Норбу.

Базовый уровень Санти Маха Сангхи посвящен изучению книги Чогьяла Намкая Норбу «Драгоценный сосуд» и освоению содержащихся в ней практик. Книга «Драгоценный сосуд» основана на тексте-упадеше Гуру Падмасамбхавы «Ожерелье воззрений», который очень сжато и сущностно объясняет особенности воззрения и принципов практики буддийских и небуддийских колесниц. В качестве комментария Намкай Норбу Ринпоче приводит обширные цитаты из учений таких великих учителей, как сам Гуру Падмасамбхава, Шантидева, Лонгченпа, Джигме Лингпа, Палтрул Ринпоче, Джамгон Конгтрул, Джу Мипам, Адзом Другпа и других.

Среди практик базового уровня есть как общебуддийские практики тренировок ума, постижения относительной и абсолютной бодхичитты, основополагающие тантрические практики Трех Корней, так и особые сущностные практики Дзогчена из различных циклов раздела Упадеша.

Освоение теоретического материала базового уровня СМС позволяет получить основополагающее понимание различий между мирскими и немирскими путями, а также глубже понять особенности пути Дзогчен и его сущностное отличие от путей сутр и тантр. Освоение практик базового уровня создает прочную основу для последующей успешной практики Дзогчен, позволяя достоверно на собственном опыте обнаружить истинное состояние.

В эти дни вся Международная Дзогчен Община делает практику Гуру-йоги в один и тот же момент, одновременно с Чогьялом Намкаем Норбу. Благодаря открытой web-трансляции достигается полная синхронность действий Учителя и учеников, что позволяет Учителю во время практики ввести ученика в состояние знания, которое не зависит от расстояний. Так ученик получает возможность соединиться с линией передачи, где бы он ни находился. После практики Гуру-йоги Ринпоче также дает лунг (устную передачу) на несколько основных практик Дзогчен-общины, чтобы у новичков сразу появилась возможность практиковать, не дожидаясь возможности съездить на ретрит.

Важно понимать, что для получения такой передачи недостаточно простого присутствия на практике - необходимо осознанное её выполнение. Для новичков, заинтересованных в получении передачи от Намкая Норбу Ринпоче, накануне Всемирной практики опытные практикующие Дзогчен Общины обязательно проводят инструктаж, где объясняется смысл Гуру-йоги и детали предстоящей практики (дыхание, текст, мелодии, визуализация и мудры).

Кроме трех особых дней, передачу от Намкая Норбу Ринпоче можно получить во время WEB-трансляций ретритов, когда он дает Учение Дзогчен в той или иной точке мира.

WEB-трансляции ретритов с Ринпоче - это уникальная возможность получить от Учителя не только прямое введение в природу ума, но и устные наставления, а также лунги на разнообразные вторичные практики, которые могут быть полезны и эффективны в тех или иных обстоятельствах.

Трансляции Учения бывают открытыми и закрытыми . Для доступа к открытым трансляциям нет никаких ограничений - любой человек, интересующийся Учением Дзогчен, может беспрепятственно слушать такую трансляцию. Открытые трансляции обычно дают общее представление об основных принципах и аспектах Учения Дзогчен. Доступ к закрытым трансляциям (где, как правило, Учение дается на более глубоком уровне) предоставляется только членам Дзогчен-общины.

В аудио-формате трансляцию можно слушать на любом компьютере, подключенном к интернету. Можно принимать как оригинальный аудиопоток (Ринпоче обычно дает Учение на английском языке), так и поток с качественным русским переводом.

Прием трансляций с видеопотоком (в том числе в дни Всемирной практики) возможен пока только в центрах Дзогчен-общины; в московском регионе просмотр видеотрансляций возможен в и в Кунпэнлингe, с которым Дзогчен-община активно сотрудничает. Оба места оборудованы качественной аппаратурой и большим экраном для проекции видео .

Подключение к web-трансляциям

Раздел, посвященный web-трансляциям, на сайте русскоязычной Дзогчен-общины:

Сайт международной Дзогчен-общины, посвященный web-трансляциям с Чогьялом Намкаем Норбу (на английском языке):


Чогьял Намкай Норбу Ринпоче (также Намхай Норбу,Namkhai Norbu, 8 декабря 1938) — тибетский учитель Дзогчена, активно распространяющий буддийское учение Дзогчен по всему миру, в частности в Италии, России, Латинской Америке, Австралии, США, Украине, Белоруссии, государствах Прибалтики.

Намкай Норбу родился в Восточном Тибете, в Дерге, провинция Кхам.

В возрасте трёх лет в нём признали воплощение великого учителя Дзогчен, Адзома Другпа. Также в нем распознали воплощение Кунчен Пема Карпо и Шабдрунг Нгаванг Намгьяла, фактически главы традиции Друкпа Кагью в Бутане. Намкай Норбу получил полноценное образование, соответствующее рангу тулку, и передачи от многих тибетских учителей. После оккупации Тибета Китаем эмигрировал в Индию. Итальянский профессор Дж. Туччи пригласил его в Рим для работы в Восточном институте. В начале 60-х годов он работает в Институте Ближнего и Дальнего Востока в Риме, а впоследствии, с 1962 по 1992, преподаёт тибетский и монгольский язык и литературу в Восточном университете Неаполя. Его академические работы выявляют глубокое знание тибетской культуры, всегда подпитываемое стойким желанием сохранить живым и востребованным уникальное наследие культуры Тибета.

В 1964 году Намкай Норбу получил должность профессора тибетского и монгольского языка и литературы Института востоковедения Неаполитанского университета. В середине 60-х годов, после нескольких лет преподавания янтра-йоги в Неаполе, Чогьял Намкай Норбу начинает давать учения Дзогчен, которые с растущим интересом встретили вначале в Италии, потом на всём Западе Дзогчен. В 1971 году учредил Международное Общество Дзогчен, деятельность которого объединяет в настоящий момент тысячи практикующих в дзогчен-общинах.

В 1981 году он основывает первую Дзогчен-общину в Арчидоссо, провинция Тоскана, и дает ей название «Меригар». В дальнейшем, тысячи людей становятся членами Дзогчен-общины во всем мире. Появляются центры в США, в различных частях Европы, в Латинской Америке, России и Австралии.

В 1988 году Чогьял Намкай Норбу основывает A.S.I.A. (Ассоциацию международной солидарности в Азии), неправительственную организацию, задачей которой стало удовлетворение потребностей тибетского населения в образовании и медицине.

В 1989 году Чогьял Намкай Норбу основывает институт «Шанг-Шунг», который ставит своей целью сохранение тибетской культуры, способствуя развитию знания о ней и её распространению.

Книги (19)

Чогьял Намкай Норбу родился в 1938 году в Дерге в Восточном Тибете. В 3-летнем возрасте он был узнан многими высокими тибетскими учителями как воплощение Адзома Другпы - великого учителя Дзогчен - и получил полное традиционное образование, соответствующее его рангу тулку (перерожденца). Помимо теоретических дисциплин, он получал наставления от многих учителей различных буддийских школ и выполнял практики под их руководством. В 18 лет он встретил своего коренного учителя Чангчуба Дордже, благодаря которому смог полностью пробудить своё духовное знание.

В 1960 г. профессор Дж. Туччи пригласил его в Рим для исследовательской работы в Восточном институте. Впоследствии Чогьял Намкай Норбу занимал должность профессора тибетского и монгольского языка и литературы Института востоковедения Неаполитанского университета, где работал до 1992 года и внес большой вклад в развитие тибетологии на Западе.
В середине 70-х, впервые в западном мире, он по просьбе учеников начал передавать Учение. Сейчас Чогьял Намкай Норбу - один из главных ныне живущих учителей Дзогчен. Он является основателем международной Дзогчен-общины, института Шанг-Шунг и организации A.S.I.A., которая помогает тибетским школам и больницам. Много лет он неустанно путешествует по миру, передавая учение Дзогчен и посвящая себя заботе о тибетской культуре.

Биография Чогьяла Намкая Норбу

Эта краткая биография была первоначально опубликована во втором издании книги Намкая Норбу Ринпоче "Ожерелье из драгоценного камня Дзи: история культуры Тибета" на тибетском языке, выпущенную информационной службой Его Святейшества Далай-ламы.
Чогьял Намкай Норбу родился в деревне Геуг, в районе Деге, в Восточном Тибете, на восьмой день десятого месяца года Земли - Тигра (1938 г.). Его отца звали Долма Церинг, он был из благородной семьи и служил некоторое время чиновником местного управления области, его мать звали Еше Чодрон. 

Когда Намкаю Норбу Ринпоче было два года, Палъюл Карма Янсрид Ринпоче и Шечен Рабджам Ринпоче узнали в нем воплощение Адзома Другпа. Адзом Другпа был учеником Первого Кенце Ринпоче - Джамьянга Кенце Вангпо (1829-1892гг.), а также учеником Патрула Ринпоче. Оба знаменитых Учителя были лидерами Римэ - внесектарного движения в Восточном Тибете в девятнадцатом веке.
Адзом Другпа получал передачу наставлений от своего коренного Учителя Жамьянга Кенце Вангпо тридцать семь раз, а от Патрула Ринпоче он принял полную передачу Учения Лончен Ньинтиг и наставления по Ца-лунг.
Затем Адзом Другпа стал тертоном - открывателем скрытых Учений Терма, имея видения и указания от самого Всеведающего Жигме Лингпа. В то время ему было тридцать лет. Адзом Другпа жил и учил в Адзомгаре, в Восточном Тибете и стал Учителем многих мастеров Дзогчен того времени. Среди них был дядя Намкая Норбу Ринпоче по отцу Тогдэн Ургьен Тензин, который и стал его первым Учителем Дзогчен.

Когда Намкаю Норбу Ринпоче было восемь лет, Шестнадцатый Кармапа и Палдэн Пун Ситу Ринпоче узнали в нем воплощение ума Нгаванга Намгьяла Лхобруга Шабдуна Ринпоче (1594-1651гг.). Этот Учитель был воплощением знаменитого Мастера школы Другпа Кагью - Падма Карпо (1527-1592гг.). Шабдун Ринпоче был историческим основателем государства Бутан. Вплоть до начала XX века Шабдуны Ринпоче были дхармараджами - светскими и духовными правителями Бутана.

Путь к дзогчен

Еще ребенком Намкай Норбу Ринпоче получил наставления Дзогчен от Дзогчен Хан Ринпоче. С восьми до четырнадцати лет Намкай Норбу Ринпоче учился в монастыре, где изучал сутры Праджняпарамиты, Абхисамаяланкару, Тантру Хеваджры и Сампутатантру. Он стал знатоком Абхисамаяланкары. Он изучил большой комментарий к Тантре Калачакры, изучил тантру Гухьясамаджа, медицинские Тантры, индийскую и китайскую астрологию, а также "Забмо Дандон" Кармапы Ранджунга Дорже. Там же он обучался светским наукам. В это же время он изучил основную доктрину школы Сакьяпа и коренной текст по логике Сакья Пандиты.

Затем со своим дядей Тогдэн Ургьен Тензином он удалился в пещеру для созерцания Ваджрапани, Симхамукхи и Белой Тары. В это время из центрального Тибета вернулся сын Адзома Другпа Гьюрме Дорже и передал Намкаю Норбу Ринпоче посвящение в цикл Учений Лонгчен Ньинтиг.
В 1951 году, когда Намкаю Норбу Ринпоче было четырнадцать лет, его наставник посоветовал ему разыскать женщину, жившую в местности Кадари, которая была воплощением самой Ваджрайогини, и принять от нее посвящение. Эта женщина - Учитель по имени Аю Кхадро Дорже Палдрон (1838-1953гг.) была ученицей великого Жамьянга Кенце Вангпо и Ньягла Пема Дуддула, а также старшей современницей Адзома Другпа. В это время ей было сто тринадцать лет, и она уже пятьдесят шесть лет пребывала в темном ритрите в созерцании.
Намкай Норбу Ринпоче принял от Аю Кхадро, в частности, передачу Учений Лонгчен Ньинтиг и Кхадро Янтиг, в котором основной практикой является созерцание в темноте. Кроме того она даровала ему свои собственные терма ума, такие как практика Львиноголовой Дакини - Симхамукхи.

В 1954 году Намкай Норбу Ринпоче был приглашен посетить Китайскую Народную Республику в качестве представителя тибетской молодежи. Он преподавал в Китае тибетский язык в Юго-Западном Университете малых национальностей в Ченду. В Китае он встретил знаменитого Ганкар Ринпоче (1903-1956гг.) и услышал от него разъяснения Шести Йог Наропы, Махамудры и наставления по тибетской медицине. В этот период Намкай Норбу Ринпоче достиг совершенства в изучении китайского и монгольского языков.

Вернувшись в семнадцать лет домой, в Деге и, следуя видению, полученному во сне, он отправился на встречу со своим коренным Учителем Чжангчубом Дорже Ринпоче (1826-1978 гг.), жившем в уединенной долине к востоку от Деге. Чжангчуб Дорже был родом из области Ньяронг, что у границы с Китаем. Он был учеником Адзома Другпа, Ньягла Пема Дуддула и Шардза Ринпоче (1859-1935гг.) - знаменитого Учителя Дзогчен школы Бонпо. Ньягла Пема Дуддул и Шардза Ринпоче достигли высшей реализации в Учении Дзогчен - Тела Света. Чжангчуб Дорже был практикующим врачем и возглавлял в своей долине общину, называвшуюся Ньяглагар. Община полностью обеспечивала себя всем необходимым и целиком состояла из практикующих - йогов и йогинь.
От Чжангчуба Дорже Намкай Норбу Ринпоче принял посвящение и передачу основных разделов Дзогчена: Семдэ, Лонгдэ и Меннагдэ. Но что более важно, этот Учитель ввел его непосредственно в переживание Дзогчен. Некоторые передачи он принял также от сына Учителя. Он оставался в Ньяглагаре почти год, часто помогая Чжангчубу Дорже в его медицинской практике и служа ему в качестве секретаря.
После этого Намкай Норбу Ринпоче отправился в долгое паломничество в Центральный Тибет, Индию и Бутан. Вернувшись на родину, в Деге, он застал ухудшившуюся политическую ситуацию и лавину насилия. Он вынужден был спасаться в Центральном Тибете и добрался до Сиккима уже как политический эмигрант. Там, в Гантоке, с 1958 по 1960 гг. он работал как автор и издатель тибетской литературы для Правительственного Департамента Развития Сиккима.

Деятельность Намкай Норбу Ринпоче в западном мире

В 1960 году, когда ему было двадцать два года, Намкай Норбу Ринпоче поехал в Италию, по приглашению профессора Джузеппе Туччи и на несколько лет поселился в Риме. С 1960 по 1964 гг. он занимался исследовательской работой в Итальянском Институте Среднего и Дальнего Востока. Получая стипендию Рокфеллера, он работал в тесном контакте с профессором Туччи, и вел семинары по йоге, медицине и астрологии.

С 1964 года Намкай Норбу Ринпоче работал профессором Восточного факультета Университета Неаполя, где он преподавал тибетский язык и историю тибетской культуры. Он провел обширное изучение исторических источников тибетской культуры, в частности, исследовал малоизученные источники, относящиеся к традиции Бонпо. В 1983 году, Намкай Норбу Ринпоче собрал первую международную конференцию по тибетской медицине, состоявшуюся в Венеции.
С середины семидесятых Намкай Норбу Ринпоче начал учить Янтра-йоге и созерцанию Дзогчен нескольких учеников из Италии. Растущий интерес к этим учениям убедил его еще более посвятить себя этой деятельности. Вместе со своими учениками он основал первую Дзогчен Общину в Арчидоссо в Тоскании, позже основав и другие центры в различных частях Европы, России, США, Южной Америке и Австралии.
Материал взят с сайта

Намкай Норбу Ринпоче

Намкай Норбу Ринпоче родился в деревне Геуг, в районе Деге, в Восточном Тибете, на восьмой день десятого месяца года Земли - Тигра (1938 г.). Его отца звали Долма Церинг, он был из благородной семьи и служил некоторое время чиновником местного управления области, его мать звали Еше Чодрон.

Когда Намкаю Норбу было восемь лет, Шестнадцатый Кармапа и Палдэн Пун Ситу Ринпоче узнали в нем воплощение Ума Нгаванг Намгьял Лхобруг Шабдун Ринпоче (1594-1651гг.). Этот Учитель был воплощением знаменитого Мастера школы Другпа Кагью - Падма Карпо (1527-1592гг.). Шабдун Ринпоче был историческим основателем государства Бутан . Вплоть до начала XX века Шабдуны Ринпоче были Дхармараджами - светскими и духовными правителями Бутана.

Еще ребенком Намкай Норбу Ринпоче получил наставления Дзогчена от Дзогчен Хан Ринпоче . С восьми до четырнадцати лет Намкай Норбу учился в монастыре, где изучал сутры Праджняпарамиты, Абхисамаяланкару, Тантру Хеваджры и Сампутатантру. Он стал знатоком Абхисамаяланкары. Он изучил большой комментарий к Тантре Калачакры, изучил тантру Гухьясамаджа, медицинские Тантры, индийскую и китайскую астрологию, а также "Забмо Дандон" Кармапы Ранджунга Дорже . Там же он обучался светским наукам. В это же время он изучил основную доктрину школы Сакьяпа и коренной текст по логике Сакья Пандиты .

Затем со своим дядей Тогдэн Ургьен Тензином он удалился в пещеру для созерцания Ваджрапани, Симхамукхи и Белой Тары. В это время из центрального Тибета вернулся сын Адзома Другпа Гьюрмед Дорже и передал Намкаю Норбу посвящение в цикл Учений Лонгчен Ньинтиг .

В 1951 году, когда Намкаю Норбу было четырнадцать лет, его наставник посоветовал ему разыскать женщину, жившую в местности Кадари, которая была воплощением самой Ваджрайогини и принять от нее посвящение. Эта женщина учитель по имени Аю Кхандро Дорже Палдрон (1838-1953гг.) была ученицей Великого Джамьянга Кенце Вангпо и Ньягла Пема Дуддула , а также старшей современницей Адзома Другпа . В это время ей было сто тринадцать лет, и уже пятьдесят шесть лет пребывала в темном ритрите в созерцании. Намкай Норбу принял от нее, в частности передачу Учений Лонгчен Ньинтиг и Кхандро Янтиг , в котором основной практикой является созерцание в темноте. Кроме того она даровала ему свои собственные Терма Ума, такие как практика Львиноголовой Дакини - Симхамукхи .

Намкай Норбу Ринпоче

В 1954 году Намкай Норбу Ринпоче был приглашен посетить Китайскую Народную Республику в качестве представителя тибетской молодежи. Он преподавал в Китае тибетский язык в Юго-Западном Университете малых национальностей в Ченду. В Китае он встретил знаменитого Ганкар Ринпоче (1903-1956гг.) и услышал от него разъяснения Шести Йог Наропы , Махамудры и наставления по тибетской медицине. В этот период Намкай Норбу достиг совершенства в изучении китайского и монгольского языков.

Вернувшись в семнадцать лет домой, в Деге и, следуя видению, полученному во сне, он отправился на встречу со своим коренным Учителем Чжангчубом Дорже Ринпоче (1826-1978 гг.), жившем в уединенной долине к востоку от Деге. Чжангчуб дорже был родом из области Ньяронг, что у границы с Китаем. Он был учеником Адзома Другпа , Ньягла Пема Дуддула и Шардза Ринпоче (1859-1935гг.) - знаменитого Учителя Дзогчен школы Бонпо. Ньягла Пема Дуддул и Шардза Ринпоче достигли высшей реализации в Учении Дзогчен - Тела Света. Чжангчуб Дорже был практикующим врачем и возглавлял в своей долине общину, называвшуюся Ньяглагар. Община полностью обеспечивала себя всем необходимым и целиком состояла из практикующих - йогов и йогинь. От Чжангчуба Дорже Намкай Норбу принял посвящение и передачу основных разделов Дзогчена: Семдэ, Лонгдэ и Меннагдэ. Но что более важно, этот Учитель ввел его непосредственно в переживание Дзогчена. Некоторые передачи он принял также от сына Учителя. Он оставался в Ньяглагаре почти год, часто помогая Чжангчубу Дорже в его медицинской практике и служа ему в качестве секретаря.

После этого Намкай Норбу отправился в долгое паломничество в Центральный Тибет, Индию и Бутан. Вернувшись на родину, в Деге, он застал ухудшившуюся политическую ситуацию и лавину насилия. Он вынужден был спасаться в Центральном Тибете и добрался до Сиккима уже как политический эмигрант. Там, в Гантоке, с 1958 по 1960 гг. он работал как автор и издатель тибетской литературы для Правительственного Департамента развития Сиккима. В 1960 году, когда ему было двадцать два года, Намкай Норбу поехал в Италию, по приглашению профессора Джузеппе Туччи и на несколько лет поселился в Риме. С 1960 по 1964 гг. он занимался исследовательской работой в Итальянском Институте Среднего и Дальнего Востока. Получая стипендию Рокфеллера, он работал в тесном контакте с профессором Туччи, и вел семинары по йоге, медицине и астрологии.

С 1964 года, по настоящее время Намкай Норбу Ринпоче является профессором восточного факультета Университета Неаполя, где он преподает тибетский язык и историю тибетской культуры. Он провел обширное изучение исторических источников тибетской культуры, в частности, исследовал малоизученные источники, относящиеся к традиции Бонпо. В 1983 году, Намкай Норбу Ринпоче собрал первую международную конференцию по тибетской медицине, состоявшуюся в Венеции.

Продолжая активно преподавать в Университете, последние двадцать лет Намкай Норбу ведет обучение в различных странах, включая Италию, Францию, Англию, Австрию, Данию, Норвегию, Финляндию, Соединенные Штаты Америки и Россию. На этих семинарах он дает практические наставления по Учению Дзогчен и освещает различные стороны тибетской культуры, такие как Янтра-йога, тибетская медицина и астрология. Более того, под его руководством, сначала в Италии, а затем и во многих других странах, появились общины Дзогчен. Это неформальные объединения людей, которые, желая продолжать свои обычные занятия в обществе, разделяют общий интерес к следованию и практике учений, которые передает Намкай Норбу Ринпоче.