Рефераты Изложения История

Завоевание золотого вавилона. Древний мир


Ново-Вавилонское царство
Завоевание Вавилона персами

Между тем в 550г. до н. э. персидский царь Кир покорил Мидию. Готовясь к борьбе, Вавилония, по некоторым известиям, вступила в союз с Египтом и Лидией (в Малой Азии). Но Киру удалось в 546 г. завоевать всю Малую Азию, включая Лидию, причём его войска прошли вдоль вавилонской границы. После покорения Лидии персы стали явно готовить поход на Вавилон. Набонид и Валтасар рассчитывали, видимо, отсидеться за мощными укреплениями, сооружёнными ещё Навуходоносором. Однако решающим оказалось то, что к моменту персидского наступления в 538 г. они лишились всякой поддержки в стране.

Торгово-ростовщическая верхушка рабовладельцев и жречество не видели для себя пользы от царствования Набонида;им мерещились обширные рынки державы Кира, и они не усматривали ничего плохого в том, что горный “варвар” станет в конце концов вавилонским царём, как были до него вавилонскими царями, например, касситы и халдеи. Вавилонское войско, вероятно наполовину наёмное, наполовину набранное насильно, при этом долго находившееся в бездействии, не имело ни нужной боевой подготовки, ни охоты драться с армией, покорившей в течение немногих лет две крупнейшие державы. Широкие народные массы были безразличны к судьбе рабовладельческого государства, которое приносило им одни лишь непосильные тяготы, разорительные повинности и непрестанные поборы.

В 538 г. началось наступление персов и мидян вниз по долине реки Диялы. После сражения под Описом, у впадения этой реки в Тигр, персы без боя миновали Мидийскую стену Навуходоносора и заняли Сиппар.

Широко известна легенда, рассказанная в “Книге Даниила” в Библии о том, что Валтасар пировал во дворце, когда на стене появились буквы, начертанные огненной рукой и предвещавшие падение Вавилона в ту же ночь. Образ деспота, пирующего во дворце и неспособного понять знаки, предвещающие его неминуемую гибель, вошёл в демократическую и революционную поэзию XIX и XX вв. н. э.

Вавилон был взят при следующих обстоятельствах: Набонид вернулся в Вавилон и вместе с Валтасаром заперся в цитадели. Но когда персидские войска оказались под стенами Вавилона, перед ними ворота были открыты без боя. Сражались только во дворах дворца-цитадели; Набонид был захвачен в плен и позже отправлен в почётную ссылку в Карманию, на востоке Ирана; Валтасар был убит. Характерно, что персы взяли под охрану вавилонские святилища, и культ отправлялся все время беспрепятственно. Когда же через некоторое время Кир лично явился в Вавилон, была составлена надпись-манифест, в котором Кир присвоил себе традиционную титулатуру вавилонских царей и выражал порицание “безбожному” правлению Набонида. Статуи богов, свезённые Набонидом в Вавилон перед осадой, были возвращены наих прежние места. Жречеству Вавилонии персы оказывали всяческое покровительство.

Формально Вавилонское царство просуществовало ещё некоторое время и после этого, так как цари персов продолжали одновременно именоваться “царями Вавилона”. Но надежды вавилонской знати на ведущую роль в Персидской державе не оправдались. На Вавилонию была наложена дань, которая около 500 г. до н. э.- составляла более 30 т серебра в год; даже Египет уплачивал меньше - 20 т. В остальном хозяйственная и внутренняя политическая жизнь Вавилонии мало изменилась, но, этнический состав населения стал значительно более пёстрым: появились малоазийские, египетские и иранские воины и купцы; много персов осело здесь, войдя в число вавилонских землевладельцев и рабовладельцев. Положение народных масс всё более ухудшалось под двойным гнётом собственного господствующего класса и персидской деспотии.

Кир II - один из немногих исторических деятелей, имеет полное право именоваться Великим. Его уникальное величие состоит в том, что он создал гигантскую империю, последовательно устраняя препятствующие этой цели факторы и обстоятельства.

Поход за славой и величием

Когда царь Кир покорил Лидийское царство, встал вопрос о распространении персидской экспансии на могущественное Вавилонское царство, мешавшее завершению строительства самого большого государственного образования Древнего мира. Важно показать, что захват персами Вавилона должен продемонстрировать всем, пока еще свободным странам их ничтожность по сравнению со славой Персии. И совсем неважно, что главным лейтмотивом достижения такого состояния становятся хитрость, коварство и предательство.
Чтобы ослабить противника, Кир решил организовать торговую блокаду Вавилону. Мероприятие оказалось небесполезным, оно вызвало острое недовольство вавилонского торгового сословия. Почувствовали запах свободы и многочисленные пленники вавилонян. Евреи, финикийцы и другие народы, после покорения их вавилонскими царями приводились в Месопотамию, где использовались на тяжелых работах. В захвате персами Вавилона они видели свое освобождение и с нетерпением ожидали его.
Нашествие персидской армии на Вавилон, начавшееся по весне 539 года до нашей эры, сразу не задалось. Несмотря на то некоторые подданные вавилонского царя Набонида сразу же перешли на сторону персов, неблагополучная переправа через одну из рек, задержала на несколько месяцев захват Вавилона. Разгневала Кира Великого река, поглотившая белую священную лошадь. Царь приказал наказать реку, осушив ее русло отводом воды в каналы, которые войска персов рыли все лето. Скорее всего, это не было фактом самодурства царя персов. Видимо, дамбы, когда-то построенные Навуходоносором были открыты и искусственное наводнение, накрывшее огромное пространство, остановило армию персов. Лишь в начале осени войско Кира стало под стенами Вавилона.

Крепкие стены безопасности не гарантируют

А стены те, как свидетельствует Геродот и подтверждается более поздними раскопками, были вовсе не шутейными. Город был окружен тройным обводом стен толщиной от трех до почти восьми метров. На внешней стене, через каждые 44 метра были устроены башни. Множество ворот были окованы листовой медью. Широкий ров, наполненный водой, опоясывал городские стены по всему периметру. Это была первоклассная для того времени, неприступная крепость.
Все, кто укрылся за такими мощными оборонительными укреплениями чувствовали себя в безопасности, в том числе и царевич Валтазар. В текстах Ветхого завета можно прочесть о пире Валтазара. Он устроил его в последнюю ночь перед падением города. Вакханалия проходила со святотатствами и знаки свыше, предупреждавшие о надвигающейся катастрофе, не смутили беснующегося Валтазара и его собутыльников.
Основное войско вавилонян, под командой царя Набонида, находилось в стороне от столицы царства у переправ через реку Тигр. На него Кир направил главные силы своей армии и в непродолжительном сражении наголову разбил вавилонскую армию. Набонид безуспешно пытался отойти к Вавилону, но на его пути встал предатель Угбару со своим корпусом уже осадившим крепость. Завоевать Вавилон персам помогла военная хитрость.
О штурме города рассказал тот же Геродот. В его повествовании говорится о том, что персы в ночь приступа, отвели русло реки от города и по сухому руслу проникли в крепость. Перебили его защитников во главе с царевичем Валтазаром. Командовавший взятием города предатель Угбару немедленно пресек бесчинства победителей и подготовил триумфальное вступление в Вавилон царя Кира. Великий завоеватель и пышная свита прошли по центральной улице супергорода, которому тут же был объявлен «мир».
Несчастный Набонид, в одночасье потерявший царство и сына сдался на милость победителя. На удивление всем, Кир весьма любезно обошелся с низверженным царем Вавилона и отправил его в почетную ссылку в восточный Иран, где тот тихо почил.
После захвата персами Вавилона мало чего изменилось в жизни царства. Вавилоняне жили, как прежде, только вот правил ими наместник Кира Угбару. Вот что значит: «вовремя предать, это не предать - это предвидеть!»

Завоевание Вавилона персами

Персидский царь Кир в 550 г. до н. э. покорил Мидию.

Падение Мидийской державы было встречено Набонидом с радостью, ибо давало ему возможность закрепиться в Харране. Но торжество его было преждевременным, так как Персия оказалась более опасным врагом, чем Мидия.

Если верить некоторым источникам, Вавилония, проводя подготовку к предстоящей войне, заключила союз с Египтом и Лидией (в Малой Азии). Несмотря на это, в 546 г. Кир покорил всю Малую Азию, включая Лидию, а его войска прошли вдоль вавилонской границы.

Очевидно, Набонид и Валтасар, надеялись, что какое-то время им удастся отсидеться за мощными укреплениями, которые в свое время были сооружены Навуходоносором. К этому моменту, когда персы начали наступление в 538 г., цари Вавилонии уже не обладали никакой поддержкой в стране. Это и было определяющим.

Когда началась война Нововавилонского царства с Персией, положение Набонида осложнилось внутренними раздорами. Столичное жречество и торгово-ростовщическая верхушка рабовладельцев не видели пользы для себя от царствования данного царя. Росло недовольство религиозной политикой царя, провозгласившего главой пантеона вместо Мардука бога луны Сина, почитавшегося в родном городе Набонида Харране.

Вавилонские купцы, деловые операции и доходы которых страдали от военных действий, желали окончания тяжелой войны, хотя бы за счет подчинения Киру, надеясь развернуть свою деятельность в пределах обширной державы Персии.

Жречество и торгово-ростовщическая верхушка рабовладельцев не усматривали ничего плохого в том, что на вавилонский престол вступит Кир, как до него были вавилонскими царями, например, касситы и халдеи.

Вавилонское войско, долгое время находилось в бездействии. Очевидно, это войско наполовину наемное, наполовину набранное насильно, не было достаточно подготовлено, а также не имело желания сражаться с армией, которая завоевала на протяжении многих лет две крупнейшие державы.

Судьба рабовладельческого вавилонского государства была безразличной широким народным массам, которые видели в его существовании для себя непосильные тяготы, разорительные повинности и непрестанные поборы.

Еще более горячо ждали прихода персов иудейские переселенцы, надеясь, что персидский царь освободит их из «вавилонского плена» и вернет на родину.

В 538 г. до н. э. персы и мидяне начали наступление вниз по долине реки Диялы. После сражения под Описом, у впадения этой реки в Тигр, персы без боя миновали Мидийскую стену Навуходоносора и заняли Сиппар.

До нас дошла легенда, которая рассказана в «Книге Даниила» в Библии о том, что Валтасар пировал во дворце, когда на стене появились буквы, начертанные огненной рукой. Эти буквы предвещали скорое падение Вавилона, которое произойдет в ту же ночь.

В демократической поэзии XIX и XX вв. хорошо представлен образ Валтасара, пирующего во дворце, и не способного понять знаки, пророчащие его неминуемую гибель.

Вавилон был захвачен при следующих обстоятельствах: Набонид вернулся в Вавилон и вместе с Валтасаром заперся в цитадели. В то время, когда войска Кира находились под стенами Вавилона, ворота перед ними были открыты без боя.

Сражение велось только во дворах дворца-цитадели. В такой обстановке Вавилон не могло спасти ни открытие шлюзов и затопление окрестностей, ни могучие стены. Персы проникли в город с помощью своих сторонников.

Набонида захватили в плен и позже отправили в почетную ссылку в Карманию, на востоке Ирана. Валтасар был убит.

Очень примечательно было отношение персов к вавилонским святилищам. Они взяли под охрану вавилонские святилища, и культ отправлялся все время беспрепятственно.

Кир, спустя некоторое время, лично прибыл в Вавилон, где им была составлена надпись-манифест. В этой надписи-манифесте Киром была присвоена традиционная титулатура вавилонских царей. В ней же он порицал «безбожное» правление Набонида.

Известно, что перед осадой Набонид перевез в Вавилон статуи богов. С приходом Кира эти статуи были возвращены на их прежние места.

Как и ожидали представители жречества, жившие в Вавилонии, персы оказали им всяческое покровительство.

Вавилонское царство после падения Вавилона формально просуществовало еще какое-то время. Цари персов одновременно продолжали именоваться «царями Вавилона» Вавилонской знати так и не удалось играть ведущую роль в Персидской державе.

Персами была наложена дань на Вавилонию. Эта дань около 500 г. до н. э. составляла 30 т серебра в год. Известно, что размер такой дани, уплачиваемой Египтом, был значительно меньшим: 20 т.

Незначительные изменения произошли в хозяйственной и внутренней политической жизни Вавилонии. Зато этнический состав населения приобрел более пеструю окраску: появились малоазийские, египетские и иранские воины и купцы. Также некоторое количество персов вошло в число вавилонских землевладельцев и рабовладельцев.

Простое население ожидало лишь ухудшение их участи, так как теперь они подвергались двойному гнету: собственно господствующего вавилонского класса и персидской деспотии.

Из книги Скифы: исчезнувшие владыки степей автора Алексеев Сергей Викторович

Война с персами Сыном и наследником Сальвия был Иданфирс. В историю он вошёл как предводитель скифов в борьбе с персидским нашествием. Эта схватка причерноморских кочевников с сильнейшим и крупнейшим государством тогдашнего мира известна нам благодаря подробному

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора

6. БИБЛЕЙСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ ЗЕМЛИ ОБЕТОВАННОЙ - ЭТО ОРДЫНСКО-АТАМАНСКОЕ = ТУРЕЦКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО ВЕКА 6.1. ОБЩИЙ ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ БИБЛЕЙСКОГО ИСХОДА Всем хорошо известна библейская история исхода 12 израильских колен из Египта под предводительством пророка

Из книги Великие тайны цивилизаций. 100 историй о загадках цивилизаций автора Мансурова Татьяна

Встреча с персами В конце VI века до н. э., после возвращения скифов из Азии, в Скифию вторглись войска персидского царя-полководца Дария, создателя самой могущественной державы того времени, простиравшейся от Египта до Индии. Война со скифами для персов принесла немало

Из книги История Византийской Империи VI – IX вв автора Успенский Федор Иванович

Глава III Взятие Иерусалима персами. Вторжение в Персию в 623 г. и ряд поражений, нанесенных персидскому царю Осада Константинополя аварами и персами Всемирно-историческое значение персидской войны Первые годы правления Ираклия изображаются в историографии как период

Из книги История Византийской империи. Т.1 автора

Из книги Русь и Рим. Русско-Ордынская Империя на страницах Библии. автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 3 Завоевание земли обетованной - это османское = атаманское завоевание XV века 1. Общий взгляд на историю библейского Исхода Всем хорошо известна библейская история Исхода двенадцати израильских колен из Египта под предводительством пророка Моисея. Она описана в

Из книги История Византийской империи. Время до крестовых походов до 1081 г. автора Васильев Александр Александрович

Война с персами Пятидесятилетний мир с Персией, заключенный в 562 году Юстинианом, был нарушен при Юстине II, который не захотел дальше платить условленной ежегодной суммы денег. В это время ввиду общих действий против Персии завязались интересные сношения Византии с

Из книги Прокопий Кесарийский. Война с вандалами. Война с персами. Тайная история автора Кесарийский Прокопий

Война с персами

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Завоевание Вавилона касситами Вавилонское царство после смерти Хаммурапи стало постепенно клониться к упадку. Преемники Хаммурапи пытаются первое время продолжать его деятельность. Так, Самсуилуна (1749–1712 гг. до н. э.) - сын Хаммурапи - приказывает прорыть два новых

Из книги История Персидской империи автора Олмстед Альберт

Завоевание персами Лидии Получив весть о том, что его мидийский союзник свергнут, лидийский царь Крез поспешно собрал армию и пересек бывшую границу, проходившую по реке Халис, чтобы спасти остатки империи. Кир, который не так давно возродил титул «царь Парсы», «посчитал

Из книги История Византийской империи. Эпоха смут автора Успенский Федор Иванович

Глава III Взятие Иерусалима персами. Вторжение в Персию в 623 г. И ряд поражений, нанесенных персидскому царю. Осада Константинополя аварами и персами. Всемирно-историческое значение персидской войны Первые годы правления Ираклия изображаются в историографии как период

автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 4 Пятикнижие Библейский Исход и завоевание Земли Обетованной - это османское = атаманское завоевание XV века 1. Общий взгляд на историю Библейского Исхода Великий Египет в Библии Всем хорошо известна библейская история исхода 12 израильских колен из Египта под

Из книги Книга 1. Библейская Русь. [Великая Империя XIV-XVII веков на страницах Библии. Русь-Орда и Османия-Атамания - два крыла единой Империи. Библейский пох автора Носовский Глеб Владимирович

4. Атаманское = османское завоевание Земли Обетованной Иисусом Навином описано также как завоевание апостола Иакова 4.1. Святой апостол Иаков и его захоронение в известном испанском соборе Сантьяго де Компостела Считается, что святой апостол Иаков, один из двенадцати

Из книги Быстьтворь: бытие и творение русов и ариев. Книга 1 автора Светозаръ

Завоевание русами и ариями Ирана и Вавилона В то время, когда князья русов Словен и Скиф двинулись на запад, другой князь арий Кисек повёл своих родичей «на полдень», что означает на юг. Естественно, что русы и арии в честь своего князя самоназвались кисейцами. Это

Из книги Жанна д’Арк, Самсон и русская история автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Рассказы по истории Крыма автора Дюличев Валерий Петрович

ВОЙНА СКИФОВ С ПЕРСАМИ Скифы пришли в Крым в VII веке до н. э. из Азии. Это ираноязычные племена. В Крыму проживали племена царских скифов (существовали также племена скифов-пахарей, скифов-кочевников и другие).Самым замечательным событием в ранней истории Скифии явилось

Вавилон был одним из самых грандиозных городов в древнем мире, а также являлся центром цивилизации Месопотамии. Это была держава, которой управлял Сейчас руины давно утратившего своё величие Вавилона - это холмы, располагающиеся поблизости Эль-Хилла, города в Ираке.

История Вавилона

Просуществовал Вавилон приблизительно около двух тысячелетий. Его возникновение относят к третьему тысячелетию до н.э. Через тысячу лет после основания городом завладели амореи, которые начали основывать свою династию. Во время правления Хаммурапи Вавилон становится политическим центром в стране. Такое положение он сохранял ещё 1000 лет. Город олицетворял «обитель царственности», и даже его бог Мардук получил почетное место в пантеоне покровителей всей Месопотамии. Со второго тысячелетия до н.э. здесь наблюдался заметный подъём - происходило развитие торговли и ремёсел, численность населения резко возросла. Расцвёл и внешний облик Вавилона - районы застраивались, обновлялось укрепление, прокладывались улицы.

Год взятия Вавилона персами

Середина 6 века до н.э. стала временем значительных изменений. Царь Кир II повёл свои персидские войска на город с целью завоевания Вавилона. Армия его равнялась на ассирийскую - были подобраны превосходные лучники и конница. Помощь от Египта не поступила, и Вавилону пришлось самостоятельно встретить жестоких и решительно настроенных завоевателей.

Год взятия Вавилона персами - 539 до н.э. Войска Кира осадили город. Жители, которых когда-то заставили переселиться со своих земель, не хотели защищать Вавилон. Их намерения были прозрачны - если старая власть падёт, то, возможно, персы не будут их удерживать, и они смогут вернуться в родные края. Таким образом, ведение захватнической политики отразилось на агрессивном отношении жителей города. Даже среди вавилонской знати были разговоры о том, что Кир II может стать лучшим царём. Жрецы открыли ворота армии в надежде обрести более весомый статус перед народом и новой властью. Так у Персидского царства появилась новая столица - Вавилон.

Последний вавилонский царь

Завоевание персами Вавилона не застигло столицу врасплох. Во время нападения город имел большой продовольственный запас и мог бы ещё удерживать осаду продолжительное время. Царь Валтасар (насчёт подлинности его имени у историков возникает множество сомнений) устраивал пиры, чтобы показать, что он не боится Кира. Столы были уставлены драгоценными сосудами, которые служили чашами для питья. Они были отобраны у покорённых народов. Имелись среди них и сосуды из храма в Иерусалиме. Правители прославляли вавилонских богов, которым доверяли свою судьбу, потому что полагали, что удача их не оставит и на сей раз, несмотря на усилия Кира и его сообщников в городе.

Судьба Валтасара

Во время одного из празднований, где находилось множество вельмож и дворян, по преданию, в воздухе появилась рука человека и начала медленно выводить слова. Царь остолбенел от ужаса при виде этой картины. Были собраны мудрецы, но язык им этот был неведом. Затем царица посоветовала позвать Даниила - пожилого пророка, который ещё при Навуходоносоре слыл мудрым советчиком. Он перевёл фразу с Дословно она гласила «Исчислен (конец твоего царствия), взвешен и отдан персам». Этой же ночью халдейского правителя настигла смерть.

Как был взят Вавилон - версии

Разные источники описывают различные варианты покорения. Год взятия персами города Вавилона таит много неясностей. В библейском рассказе говорится (больше предполагается), что столица после осады была взята приступом (или при помощи хитрости). По этой версии, царь Валтасар погиб во время стычки с врагами ночью. Геродот подробно рассказывает о военной хитрости, проявленной Киром.

Клиническая летопись повествует о другом - персидские войска разбили вавилонян во время боя в открытом поле. Затем Кир беспрепятственно вошёл в город. Однако и в этой истории есть двусмысленность. Её можно также понимать следующим образом - город продержался 4 месяца, а затем персы вступили в него.

Правительство Кира

Год взятия Вавилона персами показал, что новый царь начал восстанавливать порядок. В города были возвращены изображения божеств, которые вывезли во время предыдущих правлений. Началась реставрация разрушенного Навуходоносором. Иудейские изгнанники смогли вернуться на свою родину. Кир планировал борьбу с Египтом и укреплял границы своих владений. При его правлении Иерусалим стал самоуправляемым храмовым городом, как и Вавилон, Ниппур и другие. Некоторое время руководить новому царю помогал Камбис - его сын. Киром были приняты царские титулы Вавилонии. Таким образом, он показывал, что намерен продолжать установившуюся политику. Кир стал «царём стран и царей», что говорит о многом касательно самой державы.

Год взятия Вавилона персами принёс много изменений. После того как город был завоёван, западным странам до границ с Египтом ничего не оставалось, как подчиниться новому могущественному властителю - Киру.

Воссоединение в одно большое государство было выгодно торговым группам и купцам, которые ранее опасались нападений на дорогах. Теперь весь посреднический рынок между Востоком и Западом был в их руках. История Вавилона говорит о новой столице большой державы и присоединённых странах как о «Вавилоне и Заречье».

Город окреп и возродился, стал очень важным политическим центром нового государства. Кир не только думал о расширениях территорий своего царства в Египте, но и внимательно следил, чтобы границы его державы оставались неприступными, например, для кочевников-скифов.


Начало истории

Всю весну и часть лета 539 г.до н.э. персидская армия Кира Великого стояла под мощными стенами Вавилона, надеясь, что голод заставит его жителей сдаться. До этого персы уже покорили Мидию и сказочно богатую Лидию. С падением Вавилона Кир становится единовластным правителем не только Месопотамии, но и Сирии и Палестины, подвластных Вавилону.

Вавилоняне загодя накопили в городе столько съестных припасов, что хватило бы на несколько лет. Но они не учли один небольшой недостаток в оборонительной системе Вавилона: через центр города протекал Евфрат. Кир же сразу понял, что река может стать дорогой в самое сердце Вавилона.

Кир повелел вырыть выше по течению канал для отвода воды Евфрата к близлежащим болотам. Уровень воды в реке понизился, а когда глубина стала лишь по бедро взрослому человеку, персы вброд по дону пробрались внутрь городских стен, в самое сердце Вавилона. Горожане отмечали какой-то праздник и ничего не заметили, пока персы не заполнили весь город.

Кир был тепло встречен вавилонянами. Он тоже благоволил им и даже присутствовал на церемониях поклонения наиболее почитаемому в Вавилоне божеству – Мардуку. Так пал Вавилон, согласно свидетельствам греческих историков Геродота и Ксенофонта. Однако библейский пророк Даниил, очевидец падения города, счел это божественным возмездием. Он поведал, как в то время, когда персы подходили к городу, Валтасар, которого Диниил называет царем вавилонским, хотя на самом деле тот правил только в отсутствие своего отца Набонида, устраивал пир для «тысячи вельмож своих». Гости пили вино из священных иудейских чаш, раннее вывезенных из Иерусалима воинством Навуходоносора II в качестве военных трофеев. И вдруг в разгар пира из воздуха возникла рука, начертавшая на стене слова: «Мене, текел, перес».

Из плена – на родину

Даниил узнал в этих словах названия трех иудейских мер веса, и истолковал их следующим образом: «Мене – исчислил Бог царство твое и положил конец ему, текел – ты взвешен на весах и найден очень легким, перес – разделено царство твое и дано мидянам и персам». И в соответствии с пророчеством Даниил персидское войско ворвалось в город, и в ту же ночь Валтасар бал убит, хотя, возможно, не Киром, а своими же возмущенными подданными.

Кир освободил из вавилонского плена евреев, отправив их в Иудею для восстановления Иерусалима и священного храма Соломонова. Пророк Ездра описывает, как Бог Израилев надоумил Кира вернуть иудеев на родину и отдать им священные сосуды числом «пять тысяч четыреста».

Греческие историки и библейские иудейские пророки единодушно отмечают мощь и размеры Вавилона, название которого означает «Врата Бога». Это был крупнейший в мире город, раскинувшийся на 4000 га земли, со времен царя Навуходоносора пребывавший в славе. Протяженность внешней линии двойных стен, окружавших город, достигала 17 км, через определенные промежутки они были укреплены сторожевыми башнями. Над оживленными речными пристанями возвышался огромный зиккурат – Вавилонская башня, упомянутая в Книге Бытия. Это было искусно выстроенное сооружение из глиняного кирпича высотой около 90 метров, хорошо видное за многие километры из долины Евфрата. Состояло оно из 8 башен, соединенных между собой лестницей, ведущей наверх. Вавилоняне называли башню Этеменанки, т. е. «Дом основы Небес и Земли». Неподалеку от нее располагался храмовый комплекс, именуемый Эсагила, «Дом Головы», где Кир сумел завоевать благосклонность вавилонян, поклоняясь Мардуку.

Сады и блистающий дворец

В северной части древнего города, возвышаясь над Евфратом, стоял дворец, в котором, возможно, Валтасар и устроил пир в ту роковую ночь. Неподалеку от него находилось одно из Семи чудес света – висячие сади Семирамиды.

Эти Сады были построены при правлении царя Вавилона Навуходоносора II. В жены себе он выбрал красавицу Семирамиду, дочь царя горной страны Мидии. Она очень тосковала по своей родине, которая так не похожа была на пыльный и шумный город, где ей пришлось жить с мужем.

Навуходоносор любил свою жену, он решил сделать все, чтобы развеять ее печаль. По приказу царя в город были согнаны тысячи пленных, захваченных на недавней войне, и закипела работа.

Рядом с дворцом было построено четырехэтажное здание из камня и кирпича. На каждом этаже насыпали слой плодородной земли и посадили деревья и цветы. Этажи соединялись между собой лестницами.

Для поливки садов использовалось специальное водоподъемное устройство. Все это сооружение поддерживали мощные колонны, но издали казалось, что прекрасные сады висят прямо в воздухе – потому их и назвали «висячими садами».

К сожалению, это чудо света просуществовало недолго – около двух столетий. Сначала перестали ухаживать за садами, затем мощные наводнения разрушили фундамент колонн, и все сооружение рухнуло. Так погибло одно из чудес света. Доступ в город осуществлялся через 8 городских ворот, из них самыми роскошными были Ворота Иштар, сооруженные в честь богини плодородия и любви.

Падение Вавилона ознаменовало закат славы города, хотя при правлении преемников Кира Вавилон стал столицей богатейшей провинции Персидской империи. В 482 году до н.э. в городе вспыхнуло восстание против Ксеркса, который снес городские стены и храмы и расплавил золотую статую Мардука. В 331 г.до н.э. Вавилон был захвачен войсками Александра Македонского, а в 275 г.до н.э. практически всех горожан переселили в новую столицу на реке Тигр. И все же обдуваемые ветрами руины простояли еще более 2000 лет, пока в 1990 году правитель Ирака Садаам Хусейн, подготавливая площадку под строительство «Нового Вавилона», не сравнял с землей большую их часть.

Падение и возрождение города-законодателя

Город Вавилон поздно встал в ряд государств Центральной Азии. Он появился спустя столетия после зарождения первой – шумерской – цивилизации, однако к 1900 г.до н.э. уже стал столицей Вавилонского царства.

Первый из его великих царей, полулегендарный Хаммурапи, правил примерно с 1792 по 1750 г.до н.э. При нем Вавилон подчинил себе основную часть Месопотамии – плодородные земли между Тигром и Евфратом. Он сделал Вавилон центром процветающей империи. Хаммурапи создал свод законов, просуществовавшей почти 1000 лет и еще долго сохранявший влияние.

Величие и слава Вавилона привлекали к нему внимание многих захватчиков. В течение XVI в.до н.э. он находился под властью касситов, правивших примерно 400 лет. Тогда же бог Мардук, которому ранее поклонялись лишь вавилоняне, стал главным божеством всей Месопотамии.

Начиная с IX столетия до н.э. Вавилоном правили ассирийцы. Не раз вавилоняне пытались сбросить ассирийское иго, и в 689 г.до н.э. ассирийский царь Синахериб разрушил Вавилон. Храмы были снесены, статуя Мардука была перевезена в столицу Ассирийского царства Ниневию, а воды Евфрата были направлены так, чтобы река смыла город с лица земли.

Вавилон был поднят из руин преемником Синахериба Ассархаддоном, и к концу VII в.до н.э. вновь обрел былую мощь. В 626 г.до н.э. Вавилон провозгласил независимость от Ассирии, и 14 годами позже в союзе с мидийцами вавилоняне разбили ассирийские войска и разрушили их столицу Ниневию. Этой победой над ассирийцами Вавилон открыл эпоху своей величайшей славы.

Навуходоносор взошел на вавилонский трон после смерти своего отца, Набопаласара, в 605 г.до н.э. За 43 года своего правления он возродил Вавилонскую империю и практически заново отстроил ее столицу – великолепный город Вавилон. По всей империи он строил храмы, и археологи почти в каждом раскопе находят таблички или кирпичи с именем Навуходоносора. Навуходоносор II использовал рабочую силу со всех концов своей империи. Среди рабочих были и иудеи, взятые в плен после завоевания Навуходоносором Иерусалима в 586 году. Царь вавилонский, как записано в Четвертой Книге Царств, вывез «все сокровища дома Господня, и выселил вест Иерусалим, и всех князей, и все храброе войско, и всех плотников и кузнецов; никого не осталось, кроме бедного народа земли».

Как рассказывает пророк Даниил, царь Навуходоносор повелел бросить иудейских мудрецов Седраха, Мисаха и Авденаго в «печь, раскаленную огнем», за отказ поклониться золотому истукану. За это впоследствии на царя обрушилась божественная кара, он утратил разум и с тех пор, как говорил Даниил, «был отлучен от людей, и травою кормили его, как вола». Современные ученые полагают, что здесь имеется в виду наследник Навуходоносора Набонид, который, очевидно, был психически болен и в самом деле на долгие годы был удален из Вавилона.

Свод Законов Хаммурапи

Законы Хаммурапи, влиявшие на вавилонское общество и во времена Навуходоносора, уходили корнями к своду законов, высеченному в 1750 году до н.э. на базальтовой плите, которая теперь хранится в Лувре. Он высечен клинописью, способом письма, ранее использовавшимся на глиняных табличках: перед обжигом на сырую глину наносили знаки с помощью палочки. Законы охватывали все правовые сферы: от имущественных преступлений до порядка наследования, от врачевания больных до усыновления детей. Общество, над которым стоял царь, подразделялось на три социальных класса – знать, простолюдинов и рабов. Мужчины имели больше прав, чем женщины. Карались преступления по принципу «око за око»: тот, кто повредил глаз вавилонскому вельможе, в наказание лишался собственного. Знатный гражданин, выбив глаз простолюдину, отделывался штрафом.

Многие виды преступлений карались смертью. За кражу из горящего дома виновного бросали в пламя; прелюбодеев привязывали друг к другу и бросали в реку. Если дом обрушивался на его владельца, приговаривали к смерти строителя.

Регулировались расценки найма тяглового скота, оплата труда ремесленников и рабочих, услуги специалистов. Многие иудейские законы того периода, отраженные в Ветхом Завете удивительно схожи с Законами Хаммурапи. Но это не означает, что Законы Моисеевы были заимствованы из вавилонского кодекса, или наоборот. Скорее всего, сходные социальные условия в сходных климатических и экономических обстоятельствах привели к появлению сходных правовых норм.

Каким богам поклонялись в Вавилоне

Подобно древним грекам и римлянам, древние народы Ближнего Востока поклонялись целому сонму богов. У шумеров, ассирийцев и вавилонян были три основных божества: Ану – царь богов, Энлиль – бог грозы и Энки, или Эа, - бог мудрости и колдовства.

Во II тысячелетии до н.э. главным богом вавилонян становится сын Энки, Мардук, чье изображение находилось в храме Исагила. Вход в храм охраняли два крылатых существа керибима (отсюда – «херувим»).

Именно в Исагиле происходили священные обряды бракосочетания вавилонских царей с богиней Иштар – залог плодородия земель и долгой жизни правителя. На вершине зиккурата при храме находился алтарь, на который сходил Мардук, чтобы говорить со своим народом.

Иштар, являющаяся людям в виде планеты Венеры, была богиней и войны, и любви. Геродот описывает «совершенно непристойный» обычай: каждая вавилонянка была обязана раз в жизни отправиться в храм Иштар, чтобы отдаться там незнакомому ей мужчине. Иным дурнушкам, свидетельствует Геродот, приходилось оставаться в храме по четыре года, прежде, чем какой-либо мужчина польститься на них. Вавилоняне безоговорочно верили в приметы и предзнаменования. Так, если собака задирала ногу на человека, это считалось верным признаком несчастья, предотвратить которое можно было, лишь вылепив из глины фигурку этого животного и зашвырнув ее в реку, непрестанно бормоча заклинания. А после обряда «следовало отправиться в кабачок».