Рефераты Изложения История

Социальный проект для школьного ученического самоуправления «Чирлидинг. Проект – исследование «Школьное самоуправление как средство формирования активной гражданской позиции школьника Результаты проекта по развитию ученического самоуправления

«Развитие коллектива процесс диалектический, включающий не только момент движения, но и момент инерции, возможность сохранить ранее достигнутый уровень»

А.С. Макаренко

Пояснительная записка

Что такое самоуправление? Понятие «самоуправление» говорит само за себя и означает, что та область, на которую оно распространяется и применяется обществом или субъектом, представляет собой самоорганизацию, исключая принудительное поведение, определяемое правилами, принципами, законами, продиктованными кем-то другим извне, то есть без участия и согласия самого субъекта.

Это понятие наиболее близко примыкает к понятию «Автономия», что очень тесно перекликается с положениями Федерального закона РФ «Об образовании». Этимологический термин «автономия» происходит от греческих слов «autos» - «сам» и «nomos» - «закон», что означает «самоуправляемый», который сам детерминирует, а не является проводником чужой воли или не выполняет чужие приказы.

С социологической точки зрения самоуправление – это коллективное управление, участие всех членов организации.

Самоуправление - это демократичный способ организации коллективной (общественной) жизни.

Этот термин имеет очень продолжительную историю, реальный апробированный временем опыт использования такой формы организации небольших сообществ, как самоуправление.

Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои способности и потребности.

Цель программы: создание благоприятных педагогических, организационных социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность; стимулирование учащихся к социальной активности и творчеству, воспитание гражданина с высокой демократической культурой

Через самоуправление решаются задачи:

    развитие, сплочение и координация ученического коллектива;

    жизненное самоуправление;

    формирование культуры деловых отношений, навыков ведения деловой документации;

    умение решать проблемы;

    общественно значимые мотивы участия в управленческой деятельности;

    умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать рабочее время и место, вести учет результатов труда;

    повышение требовательности к себе и товарищам;

    воспитание нетерпимого отношения к нарушителям трудовой дисциплины;

    адаптация выпускников к непрерывно изменяющимся жизненным усло­виям;

    раскрытие школьников как мыслителей, способных прогнозировать свою жизнь;

    формирование готовности участвовать в различных социальных проектах.

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕНИЧЕСКОМ САМОУПРАВЛЕНИИ

Глава I . Общие положения

Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, Уставом школы.

Ученическое самоуправление школы – это самостоятельная деятельность учащихся по решению школьных вопросов исходя из своих интересов, а также традиций школы.

Самоуправление способствует приобретению учениками знаний, умений и опыта организационной и управленческой деятельности, знакомству подростков с деятельностью исполнительной и законодательной власти России и других стран мира. Ученическое самоуправление позволяет формировать молодежное пространство, помогает развитию гражданственности, становлению личности и демократизации общества. Молодому поколению необходимо учиться неравнодушию к различным проявлениям общественной жизни, а для этого нужны знания методов и процедур, принятых в общественно-политической деятельности, получение практических навыков участия в общественной жизни на уровне школы, микрорайона, города, страны.

Статья 1. Право учащихся на осуществление ученического самоуправления.

Учащиеся школы имеют равное право на осуществление ученического самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей.

Права и свободы человека определяют смысл и деятельность ученического самоуправления.

Органы ученического самоуправления обязаны обеспечить каждому право на получение информации об их деятельности, возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

Статья 2. Поддержка ученического самоуправления администрацией.

Администрация школы создает необходимые условия для становления и развития ученического самоуправления и оказывает содействие учащимся в осуществлении права на ученическое самоуправление.

Статья 3. Деятельность ученического самоуправления.

Ученическое самоуправление решает следующие вопросы:

    организация школьного досуга учащихся (подготовка и проведение внеклассных и внешкольных мероприятий);

    освещение событий школьной жизни;

    содействие соблюдению учащимися режима и правил поведения в школе;

    сотрудничество с общественными организациями, школами, клубами и другими учреждениями, чья деятельность может благотворно повлиять на жизнь учащихся.

Глава II . Органы ученического самоуправления

Статья 4. Президент школьного ученического самоуправления

Избирается голосованием учащихся 5-11 классов. Президент осуществляет исполнительные, распорядительные и контрольные функции. Президент разрабатывает план работы ученического самоуправления школы, ведет заседания актива; назначает ответственных по секторам ученического самоуправления; осуществляет контроль реализации плана.

Статья 5. .

Актив ученического самоуправления состоит из представителей 6 - 11 классов и является органом самоуправления в школе, основанном на согласии и сотрудничестве. Деятельность Актива строится на общечеловеческих принципах демократии, гуманности, согласия, открытости. Члены Актива старшеклассников являются связующим звеном между организаторами детского коллектива и классом. Доводят до сведения класса и классного руководителя решения Актива ученического самоуправления. Актив собирается 1 раз в месяц, участвует в планировании и организации внеклассной и внешкольной работы учащихся. Выборы в Актив проводятся ежегодно в начале учебного года. Членами актива могут быть выбранные классом учащиеся 6 -11 классов, имеющие желание работать в Активе, быть в центре школьной жизни. Члены Актива за систематическое непосещение заседаний и невыполнение возложенных на них обязанностей общим голосованием могут быть исключены из актива.

Статья 6. Права и обязанности членов актива ученического самоуправления.

Члены Актива обязаны :

    принимать активное участие в деятельности актива;

    быть опорой администрации школы, организатора детского коллектива, классных руководителей во всех делах школы и класса;

    доводить до сведения учителей и учащихся решение актива.

Члены Актива имеют право :

    принимать активное участие в планировании воспитательной работы школы, на своих заседаниях обсуждать и утверждать планы подготовки и проведения мероприятий в школе;

    иметь свой орган печати, свою эмблему и девиз;

    слушать отчеты о работе своих секторов и принимать по ним необходимые решения.

Документация и отчётность Актива ученического самоуправления.

Заседания Актива протоколируются.

План работы Актива составляется на весь учебный год исходя из плана воспитательной работы школы.

Анализ деятельности Актива представляется заместителю директора по воспитательной работе в конце учебного года.

Глава III . Формы прямого волеизъявления учащихся и другие формы осуществления ученического самоуправления.

Статья 7. Ученический референдум.

По вопросам школьного значения может проводиться ученический референдум.

В нем вправе участвовать все ученики 5-11 классов.

Ученический референдум назначает Актив ученического самоуправления по собственной инициативе или по требованию учащихся.

На референдум могут выноситься вопросы общешкольного значения, за исключением вопросов касающихся деятельности директора и администрации школы.

Статья 8. Классное собрание.

Ученическое самоуправление в классе осуществляется посредством классного собрания.

Исполнительным органом является совет класса, во главе которого избирается староста класса.

Глава IV . Члены ученического совета.

Статья 9. Статус члена совета класса

Член совета выражает волю учащихся своего класса.

Член совета класса может быть отозван одноклассниками до окончания срока полномочий.

План

реализации программы развития ученического самоуправления

пп

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Разработка и утверждение плана работы ученического самоуправления. Выборы в Актив ученического самоуправления

Ежегодно, в начале года

Актив ученического самоуправления

Утверждение плана работы школьной редколлегии.

Ежегодно, в начале года

Школьная редколлегия

Подготовка и проведение торжественной линейки, посвященной Дню Знаний.

Ежегодно, сентябрь

Организаторы досуга

Проведение Дня самоуправления. Организация праздника, посвященного Дню учителя.

Ежегодно, октябрь

Организаторы досуга

Проведение «Осеннего бала»

Ежегодно, ноябрь

Организаторы досуга

Участие в праздновании Дня пожилого человека

Ежегодно, октябрь

Совет Республики

Организация предновогодней ярмарки

Организация традиционного предновогоднего концерта

Организация празднования Нового года.

Ежегодно, декабрь

Советы классов организаторы досуга

Участие в месячнике оборонно-массовой работы

Ежегодно, февраль

Актив ученического самоуправления

Организация празднования мероприятия «День Земли»

Ежегодно, апрель

Организаторы досуга

Организация поздравления ветеранов ВОВ с Днем Победы (на дому)

Ежегодно, май

Совет Музея

Проведение выездных концертов по хуторам для очевидцев Великой Отечественной войны

Ежегодно, май

Организаторы досуга

Участие в молодежных акциях:

    «Земля – наш общий дом»;

    «Мы против наркотиков»;

    «Молодые за здоровый образ жизни»;

Ежегодно, по плану работы школы

Актив ученического самоуправления

Проведение итогового сбора ДМОО «Парус»

Май, ежегодно

Актив ученического самоуправления

Проведение торжественной линейки «Последний звонок»

Ежегодно, май

Организаторы досуга

Организация школьной практики.

Ежегодно, июнь - август

Совет дела

Проведение Выпускного бала 9-ым классам и 11-ым классам

Ежегодно, июнь

Организаторы досуга

Подготовка стенда, посвященного ученическому самоуправлению. Сбор информации о дальнейших успехах выпускников школы, принимавших участие в ученическом самоуправлении

Школьная редколлегия

Встреча активистов ученического самоуправления с администрацией школы

Ежегодно, 1 раз в четверть

Президент ученического самоуправления

Участие в ежегодных семинарах, конференциях, слетах, форумах, обмен опытом с учащимися других школ

Согласно плану районного комитета по делам молодёжи

Актив ученического самоуправления

Подведение итогов за год. Заседание всех секторов ученического самоуправления с отчетом о проведенных мероприятиях

Ежегодно, декабрь, май

Президент ученического самоуправления

Выборы президента ученического самоуправления

1 раз в года

Выборная комиссия

План

заседаний актива ученического самоуправления

I четверть

Сентябрь.

1. Утверждение плана работы ШУС «Совет Президента» на год. Выборы и.о.президента школьного ученического самоуправления.

2. Разработка мероприятия по здоровому образу жизни «Осенний поход в сосновый бор».

Октябрь.

1. О подготовке к празднованию « Дня учителя».

2. О подготовке к осенним праздникам.

II четверть.

Ноябрь.

  1. Проведение операции «Тепло и уют».

2. Подготовка к проведению традиционного предновогоднего концерта и ярмарки

Декабрь.

    План проведения Новогодних утренников и вечеров.

    О проведении зимнего месячника по ПДД

III четверть.

Январь

    Отчет о работе за I полугодие.

    Утверждение плана месячника по обороно- массовой работе учащихся.

Февраль

1. Обсуждение итогов месячника по обороно- массовой подготовке учащихся.

Март.

    Отчет старост классов о проделанной поисковой работе « Наши выпускники - наша гордость»

IV четверть

Апрель

1.Подготовка к отчетам Актива ученического самоуправления.

2. Проведение отчетов в классных коллективах

1. Проведение и подготовка итогового сбора ШУС «Совет Президента»

    Об организации летней трудовой практики учащихся 5 – 8, 10 классов

Устав

школьного (ученического) самоуправления МОУ СОШ № 11 (принят Школьным парламентом)

1. Общие положения.

1.1 Школьное (ученическое) самоуправление действует на базе школы.

1.2 Школьное (ученическое) самоуправление осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом школы, Уставом школьного (ученического) самоуправления и Конституцией РФ.

1.3 Школьное (ученическое) самоуправление – общественное, самодеятельное, самоуправляемое, некоммерческое, добровольное объединение учеников.

2. Цели, задачи и предмет деятельности.

Самоуправление создано в целях:

2.1 Демократизации образовательного процесса в школе.

2.2 Создания условий для реализации детьми и подростками своих интересов и потребностей.

2.3 Развития социально значимых проектов.

2.4 Развития взаимодействия с различными молодёжными объединениями и организациями.

Основными задачами самоуправления являются:

2.5 Координация деятельности членов школьного самоуправления при осуществлении совместных программ, проектов и инициатив.

2.6 Защита прав и законных интересов детей и подростков, учеников школы.

2.7 Осуществление взаимодействия с администрацией школы, педагогическим составом школы, различными молодёжными организациями в выработке решений в интересах членов самоуправления.

2.8 Стимулирование и поддержка общественно-ценностных инициатив учеников.

2.9 Привлечение внимания ученической общественности к проблемам детей и подростков.

2.10 Организация взаимодействия членов школьного (ученического) самоуправления (Школьного парламента) и администрации школы в решении важных вопросов.

Деятельность школьного самоуправления строится на следующих основных принципах:

2.11 Добровольности, равноправия всех членов самоуправления, законности и гласности.

2.12 Приоритета интересов детей и подростков, общечеловеческих ценностей.

2.13 Неприятия социальной, классовой, национальной, идейной, религиозной вражды и неприязни.

2.14 Открытости для всех учеников-членов самоуправления и для сотрудничества с другими молодёжными коллективами, разделяющими его цели и задачи.

2.15 Уважение к интересам, достоинству и мнению каждого члена самоуправления.

2.16 Коллегиальность принятия решений.

2.17 Взаимная и личная ответственность за выполнение принятых решений.

2.18 Свобода дискуссий, гласность работы самоуправления.

2.19 Уважение мнений меньшинства и большинства.

3. Порядок управления самоуправлением.

3.1 Высшим руководящим органом ученического самоуправления (Ученического Совета актива) является Школьный парламент (выборный орган), который имеет право представлять и защищать права ученического самоуправления и всех обучающихся школы в администрации школы.

3.2 Ученический Совет актива обладает следующими полномочиями:

3.2.1 Избирает из своего состава членов различных направлений «Досуг», «Знание», Пресс-центр» «Дисциплина и порядок», «Спорт – ты жизнь!», «Память».

3.2.2 Свободно распространять информацию о деятельности самоуправления.

3.2.3 Выступать с инициативами по различным вопросам, в том числе и по благоустройству школы, вносить предложения в администрацию школы.

3.3 Порядок работы школьного (ученического) самоуправления:

3.3.1 Руководит ученическим самоуправлением спикер Школьного парламента, который выбирается (раз в год) из числа депутатов Школьного парламента (старшей палаты) на конкурсной основе.

3.3.2 Вице-спикер Школьного парламента назначается спикером Школьного парламента сроком на год.

3.3.3 Председатели направлений ученического самоуправления избираются членами Школьного парламента из числа членов Школьного парламента.

3.4. Членами школьного (ученического) самоуправления являются ученики школы, начиная с 5-ого класса, признающие настоящий Устав, осуществляющие деятельность, направленную на реализацию его целей и задач.

3.5. Утрата членства происходит в случае ликвидации школьного (ученического) самоуправления школы.

4. Права и обязанности членов школьного самоуправления:

4.4 Спикер имеет право:

4.4.1 Представлять интересы школьного (ученического) самоуправления в администрации школы, педагогическом совете.

4.4.2 Назначать ответственных за различные мероприятия из состава школьного (ученического) самоуправления.

4.5 Член Школьного парламента обязан:

4.5.1 Организовать работу Ученического Совета актива.

4.5.2 Следить за выполнением настоящего Устава.

4.5.3 Защищать интересы членов школьного самоуправления в управляющих органах школы.

4.5.4 Активно участвовать в жизни школы.

4.5.5 Участвовать в заседаниях Школьного парламента.

4.6 Вице-спикер имеет право:

4.6.1 Вести заседания Школьного парламента в случае отсутствия спикера.

4.6.2 Выполнять обязанности спикера в случае его отсутствия.

4.6.3 Иметь полномочия спикера при его отсутствии.

4.7 Член Ученического Совета актива обязан

4.7.1 Активно участвовать в жизни школы.

4.7.2. Выполнять обязательства, возложенные членами Школьного парламента.

4.7.3 В случае троекратного отсутствия члена Совета на заседании Совета без уважительной причины, ему выносится выговор.

4.8 Члены Школьного парламента ведут постоянную работу с Ученическим Советом актива по своему направлению, регулярно отчитываются на заседаниях Школьного парламента.

4.9 Срок полномочий Ученического Совета актива – 3 года.

5. Порядок внесения изменений в Устав школьного (ученического) самоуправления.

5.1 Изменения и дополнения в Устав школьного (ученического) самоуправления вносятся Школьным парламентом при принятии их большинством голосов на заседании Школьного парламента, либо на общем заседании школьного (ученического) самоуправления.

1. Актуальность проекта, описание проблемы

Мы много говорим о здоровом образе жизни и обычно все усилия по его развитию и популяризации сводятся к проведению агитационной работы (плакаты, листовки) и проведению спортивно-массовых мероприятий.

Вопрос: Являются ли эти меры эффективными и стал ли спорт, как часть понятия «ЗОЖ» действительно массовым явлением?

Ответ: В нашем посёлке не смотря на многочисленные спортивные мероприятия спорт нельзя назвать ни массовым ни популярным. Им занимаются определённые группы спортсменов и во время соревнований в зале почти нет болельщиков.

В нашей школе часто проводятся спортивные турниры, соревнования школьного уровня, районного и иногда межрайонного. Вроде бы созданы предпосылки для того, чтобы увлечь и вовлечь в занятие спортом всю школу.

В школе с 20 по 30 сентября 2013 года производился опрос среди учащихся групп классов. Вот результаты опроса:

Вопрос

Возраст (классы)

Кол-во респондентов

Результат

Какие виды спорта популярны в нашей школе?

Футбол-40%

Теннис-20%

Не знаю-40%

Волейбол-50%

Баскетбол-15%

Теннис-35%

Теннис-60%

Волейбол-40%

Волейбол-60%

Баскетбо30%

Теннис-10%

Кто играет в школьной команде по волейболу?

Не знаю-100%

Не знаю-100%

Дан ответ полный-0%

Дан неполный ответ-15%

Дан ответ полный-0%

Дан неполный ответ-15%

Дан ответ полный-0%

Дан неполный ответ-35%

Посещаешь ли ты соревнования в качестве болельщика?

Никогда-98%

Иногда-20%

Никогда-75%

Иногда-40%

Никогда-50%

Иногда-30%

Никогда-60%

По результатам опроса можно сделать вывод, что спортивные мероприятия не представляют интерес для школьников.

Наша идея - сделать спортивные мероприятия яркими, зрелищными, привлечь и заинтересовать максимальное количество людей.

Для этого стоит перенять опыт организации групп поддержки-чирлидинг. Яркие костюмы, динамичные номера сделают спортивные мероприятия более интересными это привлечёт большее количество зрителей, что будет в свою очередь способствовать популяризации спорта.

Кроме того предусмотрены соревнования между группами поддержки, например Команда по чирлидингу школы №3 против команды школы №4.

Общая идея проекта

Во время соревнований в перерывах проводится выступление групп поддержки какой-то команды. Кроме своего выступления команда может раздавать листовки в поддержку своей команды, демонстрировать постеры со словами поддержки.

Гипотеза проекта:

Чирлидинг является новой и привлекательной для молодёжи формой активного времяпрепровождения, способствует приобщению к здоровому образу жизни и популяризации спорта.

Слоган проекта «Мы-за спорт!»

Целевая группа: Школьники, молодёжь посёлка.

Срок реализации проекта:

Партнёры проекта: работники ММЦ, Абанское телевидение, газета «Красное Знамя»,

Место проведения - школа №4, школа №3.

2. Цели и задачи проекта

Цель: Популяризация массового спорта, здорового образа жизни Абанцев.

Задачи, решаемые проектом

1. Повысить интерес детей и молодежи к спорту, вовлечь детей в регулярные занятия черлидингом.

2. Организовать и подготовить школьную команду по черлидингу.

3.Организовать проведение мастер-классов и показательных выступлений по черлидингу в местах массового отдыха и по месту жительства.

4. Привлечь зрителей (болельщиков) на стадионы и в спортивные залы с целью популяризации физкультуры и спорта, здорового образа жизни

Ожидаемые результаты:

1. Будут созданы команды по чирлидингу.

2. Спортивные мероприятия станут более посещаемыми.

3. Спорт станет более популярным среди молодёжи.

3. Календарный план выполнения проекта

Основные этапы реализации проекта:

I этап (начальный):

На этом этапе происходит заседание оргкомитета, осуществляются приобретения по проекту.

II этап: (основной): На основном этапе осуществляется деятельность по проекту, проводится выступление команды по чирлидингу.

III этап (заключительный): Этап подведение итогов, подготовки и сдачи отчета.

Мероприятие по проекту

Сроки исполнения

Исполнители

Результат

Начальный этап

1.Опрос общественного мнения (анкетирование)

Манилова С.В.

(волонтёры-старшеклассники)

Проведено анкетирование

1.Формирование команды(8 человек)

Манилова С.В.

Сформирована команда (3)

1.Приобретение формы для выступления.

Артёменко Л.Ю.

Приобретены футболки, бейсболки, изготовлены помпоны.

Основной этап

1.Разучивание танцевальных движений.

Октябрь-ноябрь

Манилова С.В.

подготовлен номер

для выступления.

1.Выступление команды.

Декабрь-сентябрь

Манилова С.В.

(команды по чирлидингу)

Организовано выступление команды на школьных мероприятиях и соревнованиях

1.Внутришкольное Соревнование между командами.

Манилова С.В.

(команды по чирлидингу)

Проведён конкурс школьных команд по чирдидигну.

Заключительный

Сентябрь-октябрь

1.Опрос общественного мнения.(анкетирование)

сентябрь

(волонтёры-старшеклассники)

Проведено итоговое анкетирование

2.Подведение итогов проекта, определение эффективности проекта

Артёменко Л.Ю.

Подведены итоги проекта, определена эффективность проекта

3.Отчёт по проекту

Артёменко Л.Ю.

Текстовой и финансовый отчёт

4. Ожидаемые результаты проекта

Планируемая результативность:

1. Информированность населения о пользе аэробики.

2. Увеличение участников танцевальногофлешмоба.

3. Приобщение молодёжи к здоровому образу жизни.

5. Предложения по оценке эффективности проекта

Показатели, оценивающие результативность:

1. Увеличивающееся количество участников флешмоба.

2. Отзывы в СМИ

Возможное развитие проекта в дальнейшем:

1. Расширение географии проекта (Абанский район)

2. Привлечение большего числа детей к реализации проекта

3. Проведение районных соревнований по чирлидингу.

4. Передача накопленного опыта, желающим реализовать подобный проект.

Расчет бюджета проекта «Чирлидинг в Абане»

Скачать полную версию Чтобы скачать материал или !

Бабийчук Александра

В настоящее время в российском обществе происходят глубокие изменения в социальной, политической, культурной сфере. Эти изменения настолько значительны, что никто уже не сомневается - нам предстоит жить в таком обществе, которое будет существенно отличаться от того, в котором жили наши родители и учителя, - в обществе, которому необходима самостоятельная, активная, творческая личность, способная делать выбор и брать на себя ответственность.

Приступая к работе над проектом, я провела социологический опрос среди учащихся, учителей и родителей, который показал: большинство, из опрошенных считает, что самоуправление в школе - НЕОБХОДИМО, потому что

Помогает учащимся раскрывать и реализовывать свой организаторский и творческий потенциал;

Развивать такие качества как ответственность, инициативность, самостоятельность, толерантность;

Почувствовать свою значимость, причастность к общему делу.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Краснодарский край

муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная

Школа № 4 г. Гулькевичи

муниципального образования

Гулькевичский район

Краевой конкурс проектов среди участников тематической смены «Школьное самоуправление»

Направление «Создание условий для гражданского становления,

духовно-нравственного и физического развития молодёжи»

Наименование проекта:

«Развитие школьного ученического самоуправления «Алые паруса»

Лидер школьного ученического

самоуправления

МБОУ СОШ № 4 г.Гулькевичи

Александра Бабийчук

Руководитель:

куратор школьного

ученического самоуправления

Литовченко Нина Николаевна

Проект развития

школьного ученического самоуправления «Алые паруса»

МБОУ СОШ № 4 г. Гулькевичи

Актуальность данного проекта:

В настоящее время в российском обществе происходят глубокие изменения в социальной, политической, культурной сфере. Эти изменения настолько значительны, что никто уже не сомневается - нам предстоит жить в таком обществе, которое будет существенно отличаться от того, в котором жили наши родители и учителя, - в обществе, которому необходима самостоятельная, активная, творческая личность, способная делать выбор и брать на себя ответственность.

Приступая к работе над проектом, я провела социологический опрос среди учащихся, учителей и родителей, который показал: большинство, из опрошенных считает, что самоуправление в школе - НЕОБХОДИМО, потому что

Помогает учащимся раскрывать и реализовывать свой организаторский и творческий потенциал;

Развивать такие качества как ответственность, инициативность, самостоятельность, толерантность;

Почувствовать свою значимость, причастность к общему делу.

Но многолетний опыт школ показывает – существует общая для всех проблема: зачастую учащиеся не принимают активное участие в общественной жизни, много равнодушных к проблемам школы.

Почему?

Самоуправление, как правило, сводится к игре в демократию;

Учащиеся слабо представляют себе свои права и обязанности, подчас требуют предоставления явно завышенных прав;

Коллектив детей и коллектив взрослых действуют в школе изолировано друг от друга, не обеспечивая координацию деятельности по актуальным школьным проблемам.

К сожалению, такие проблемы существуют и в нашей школе. Безынициативность, безразличие, отсутствие желания действовать, брать на себя ответственность - вот причины, которые указывали учащиеся в анкетах, объясняя нежелание принимать участие в общественной жизни школы, вникать в существующие школьные проблемы. Такая социальная пассивность ребят, на наш взгляд, определяет отсутствие социальной, гражданской активности и во взрослой жизни, поэтому важно создавать для учащихся такие условия, при которых они могли бы почувствовать свою значимость и ценность как полноправные члены коллектива, способные самостоятельно принимать решения, касающиеся собственного самоопределения в жизни, и нести за них ответственность.

В процессе анализа указанных проблем в области школьного самоуправления мы, при поддержке взрослых, пришли к выводу о необходимости реализации проекта развития ученического самоуправления в школе под названием «Алые паруса».

Примечание: Название «Алые паруса» - неслучайно. Корабль символизирует стремление к открытию нового, неизведанного. Алые паруса символизируют общечеловеческие ценности: гуманизм, доброту, красоту, милосердие. Безграничный океан означает целостность, непрерывность и законченность. Кораблю сопутствует Солнце - источником света, тепла, обновлением жизни. Желтый цвет символизирует радость, надежду, удачу, целеустремленность, созидание.

Цель данного проекта: реализация права учащихся на участие в управлении школы через вовлечение в общественные отношения и организацию жизнедеятельности ученического коллектива.

Задачи:

Формирование у школьников личной готовности к самореализации в условиях современного общества через освоение навыков социального взаимодействия,

Создание условий для полноценного раскрытия и реализации творческих способностей школьников;

Поддержка инициативы и социальной активности учащихся в решении проблем организации школьной жизни;

Формирование культуры межличностных отношений и совместной деятельности;

Передача и сохранение традиций.

Правовой базой для организации и развития ученического самоуправления являются следующие документы:

Всеобщая декларация прав человека (статья № 21);

Конституция РФ (статья 17, статья 30, статья 32);

Закон РФ “Об образовании”;

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (1998г.);

Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 г. Гулькевичи

Положение об ученическом самоуправлении муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 г. Гулькевичи

Положение о Совете школы муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 г. Гулькевичи

Положение о выборах Лидера школы муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 г. Гулькевичи

Положение о конкурсе «Лучший класс года» муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 г. Гулькевичи

Положение о конкурсе « Лучший ученик года» муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 г. Гулькевичи

Принципы, на которых строится ученическое самоуправление:

Добровольность, равноправие, открытость, ответственность, взаимопомощь, взаимоуважение, сотрудничество.

Система ученического самоуправления

Ученическое самоуправление охватывает учащихся 1-11 класс и представлено следующим образом:

Ученическая конференция

  • В начале учебного года проводится ученическая конференция, на которую собираются делегаты от 5-11 классов. Это высший избирательный орган ученического самоуправления. Конференция решает все вопросы жизнедеятельности ученического самоуправления:
    утверждает Положение об ученическом самоуправлении и вносит в него изменения;
  • устанавливает дату выборов Лидера школы;
    заслушивает отчеты Совета самоуправления, дает оценку его деятельности;
    формирует органы самоуправления, определяет их полномочия;
  • планирует работу центров Совета самоуправления;
  • вырабатывает предложения по совершенствованию работы школы в адрес администрации.
    Затем в школе проходят выборы Лидера школы и лидеров классных коллективов. Кандидатами могут быть только учащиеся 8-11 классов. В качестве избирателей на выборах принимают участие учащиеся 5-11 классов, учителя и общешкольный родительский комитет.

Ученический Совет самоуправления

В ученический Совет самоуправления входят: Лидер школы, лидеры классов (учащиеся 5-11 классов) и учителя-консультанты каждого Центра

Главный принцип работы Совета школьного ученического самоуправления:

НЕ претендуй - будь!

НЕ обещай - действуй!

НЕ мечтай - свершай!

Собирается Совет школьного ученического самоуправления 1 раз в месяц + по необходимости: обсуждает вопросы, определяющие общие перспективы деятельности Совета школьного ученического самоуправления и центров, обеспечивает стратегию в реализации поставленных целей.

Можно выделить главные направления деятельности ученического Совета школы:

Представительское направление - участие ученического Совета школы в решении школьных проблем и принятии решений;

Информационное направление - информирование школьников о школьных проблемах и путях их решения, о деятельности ученического Совета школы;

Организаторское направление-поддержка социально значимых и досуговых инициатив школьников;

Правозащитное направление - защита прав учеников в школе;

Внешние связи – организация и взаимодействие с социумом.

Ученический Совет школы взаимодействует со следующими организациями и коллективами:

Администрация школы;

Педагогический коллектив;

Общешкольный родительский коллектив;

Районный Совет ветеранов и городской Совет ветеранов;

Город Молодых;

Комитет по делам молодежи, физической культуре, спорту и молодежной политике г. Гулькевичи;

Школьные объединения дополнительного образования.

Лидер школы

На начало каждого учебного года проходят выборы Лидера школы.

Лидер школы

  • организует стратегическое планирование деятельности ученического Совета школы;
  • определяет повестку дня и председательствует на заседаниях;
  • организует работу по согласованию деятельности ученического Совета школы с администрацией школы, методическими объединениями и другими органами, существующими в школе;
  • координирует работу центров;
  • осуществляет контроль исполнения решений Совета школы.

Центры ученического самоуправления:

«Знания», «Досуг», «Спорт и здоровье», «Пресс – центр», «Телестудия «Большая перемена», «Дисциплина и порядок», «Инициатива» . В каждый Центр входят учащиеся, отвечающие за работу такого Центра в своем классе. Руководит работой Центра Лидер (учащийся 9-11 классов), который выбирается большинством голосов на заседании Центра и входит в Совет школы. При необходимости помощь оказывает учитель – консультант, который только поддерживает и консультирует ребят, но не руководит ими.

Центры «Досуг», «Знания», «Спорт и здоровье», «Дисциплина и порядок», «Пресс-центр» представляют собой постоянные творческие группы (ребята объединяются по интересам и желанию).

Центр «Инициатива» является временным. Формируется из представителей постоянных центров на время организации и проведения коллективных творческих дел.

Центры на заседаниях планируют и организуют свою повседневную работу, дают общественные поручения, задания классам, отрядам или отдельным учащимся, заслушивают отчеты о выполнении поручений, используют различные формы поощрения и порицания учащихся. Заседания центров проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в две недели.

Работа Центров заключается в следующем:

Название центра

Направление деятельности Центра

Деятельность Центра

Традиционные дела

«Знания»

интеллектуальное и познавательное направления

организует мероприятия познавательного характера, проводит интерактивные игры, заседания Научного общества учащихся, помогает педагогам в подготовке и проведении предметных олимпиад, ведет учет интеллектуальных достижений учащихся, разрабатывает учебные проекты и реализует их, анализирует успеваемость в школе, организует проверку дневников, помогает слабоуспевающим учащимся.

ежегодный интеллектуальный марафон «Эрудит», школьная неделя Науки, тематические интерактивные игры, День открытых дверей, День Дублера, предметные недели, научно-практическая конференция

«Досуг»

художественно-эстетическое и ценностно-ориентировочное направления

Организует и проводит КТД, школьные вечера, дискотеки, выставки, встречи с интересными людьми, экскурсии, поездки в театры и музеи; ведет учет и разрабатывает систему поощрений творческих достижений учащихся, разрабатывает сценарии мероприятий, праздников.

Посвящение в ученики первоклассников, Конкурс мам, посвященный Дню Матери, новогодняя сказка с участием детей и учителей, Масленичная ярмарка, выставка декоративно-прикладного творчества «С любимым делом жить в сто крат милее…», фестиваль творчества «Звездный час», Вахта Памяти.

«Спорт и здоровье»

спортивное и валеологическое направления

Организует и проводит спортивные праздники и мероприятия, проводит просветительскую работу по здоровому образу жизни, ведет учет спортивных достижений учащихся.

Товарищеские встречи по баскетболу и волейболу между командами учителей и учащихся, «Зарница», Кросс наций, командная игра «Добры молодцы», спортивная игра по станциям «Стартинейджер»

«Дисциплина и порядок»

организация правопорядка в школе и трудовое направление

Организует и контролирует дежурство по школе, во время мероприятий, праздников, дискотек следит за порядком, контролирует посещаемость уроков и опоздания, следит за внешним видом учащихся, проводит классные часы, беседы, следит за сохранностью школьного имущества трудовая бригада, организует трудовые десанты, субботники, генеральные уборки.

Смотр-конкурс кабинетов «Самый лучший класс», акции «Чистый район», «Поможем парку»

«Пресс-центр» и «Телестудия «Большая перемена»

информационное направление

Освещает события, происходящие в школе и вне ее в ученической газете «Наше время», ведет фотоальбом и летопись «День за днем» в школьном музее (а также создает их электронную версию), обновляет информационный стенд Совета школы, создание видеосюжетов на актуальные темы.

Ученический журнал «Солнечный круг»

Пресс-центр является неотъемлемой частью ученического самоуправления.

Цель его деятельности:

Объединение учащихся разного возраста с целью формирования разносторонней развитой личности и реализации творческих интересов и способностей учащихся;

Поддержка связей с городской прессой;

Мотивация ученика к самостоятельному поиску общественно-значимой информации.

Задачи:

Проводить работу по созданию единого информационного пространства;

Освещать всесторонне в школьной газете и видеосюжетах жизнь школы;

Содействовать воспитанию информационной культуры учащихся;

Повышать интерес к учебе;

Развивать творческие и коммуникативные способности.

Деятельность школьного Пресс-центра позволяет оформлять информационные стенды школы, издавать ученическую газету «Наше время».

В редакционную коллегию входят Лидер Пресс-центра, учащиеся 5 – 11 классов, заместитель директора по воспитательной работе, преподаватель русского языка.

В школе были созданы разновозрастные отряды. Их шесть: по 3 класса в каждом отряде.

Классы из начального, среднего и старшего звена объединены в разновозрастные отряды (принцип распределения: по желанию, по общим интересам).

Такое объединение, на наш взгляд, дает возможность лучше узнать друг друга, учит общаться и с теми, кто младше, и с теми, кто старше, передавать накопленный опыт и знания, помогает поддерживать дух соревновательности.

Отчетная конференция

В конце учебного года проводится отчетная конференция в форме фестиваля под названием «Зажги свою звезду!»

Он представляет собой творческий отчет о достижениях и успехах Совета школы, каждого центра, отрядов школы и классных коллективов.

С целью активизации деятельности отрядов проводится конкурс на «Лучший класс года». Итоги его подводятся по четвертям и в конце учебного года. На линейке 25 мая классу-победителю вручается переходящий кубок. Также в конце учебного года подводятся результаты конкурса «Лучший ученик года».

Уровни школьного самоуправления

При организации самоуправления необходимо развивать активность всех членов ученического коллектива. В школе должна быть создана обстановка, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и учащимися. Развитие самоуправления помогает им сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских качеств.

Самоуправление в нашей школе четырехуровневое: школьное собрание - совет школы –класс - учащийся

1-й уровень (отдельный участник образовательного процесса).

Участие по собственному желанию в деятельности ученического самоуправления школы

Педагогические задачи:

Стимулирование самостоятельной деятельности и гражданской инициативы учащихся;

Поддержание инициативы в планировании и самостоятельном участии в мероприятиях различного уровня;

Воспитание личной ответственности за выбранное дело.

2-й уровень – (первичный коллектив – класс): участие по личному желанию в органах ученического самоуправления класса.

Высший орган классного самоуправления - Собрание класса, который собирается 1 раз в месяц + при необходимости чаще.

На начало учебного года в каждом классе проходят выборы Лидеров Центров «Досуг», «Знания», «Спорт и здоровье», «Дисциплина и порядок», «Пресс-центр» , старосты класса открытым голосованием. Они представляют собой актив класса.

Каждый учащийся самостоятельно определяет направление (и соответственно Центр), в котором он будет работать. Сменность поручений в классном коллективе происходит по решению актива класса (от 1 раза в четверть – до 1 раза в год). Тем самым каждому дается возможность попробовать себя в различных видах деятельности с разной степенью ответственности, побыть ведущим и ведомым, организатором и исполнителем.

Педагогические задачи:

Стимулирование самостоятельной деятельности и инициативы учащихся под руководством представителей Совета школы, классного руководителя;

Формирование самоуправляемого классного коллектива;

Поддержание инициативы в планировании и самостоятельном проведении мероприятий;

Воспитание личной ответственности за порученное дело;

Реализация права на управление классом, школой.

3-й уровень - (коллективный субъект образовательного процесса). Участие (на основе выборов и назначения) в работе ученического Совета школы.

Высшим органом ученического самоуправления является ученическая конференция.

Совет школы + школьные центры «Досуг», «Знания», «Спорт и здоровье», «Дисциплина и порядок», «Пресс-центр» и «Телестудия «Большая перемена».

Педагогические задачи:

Помощь в планировании, организации и последующем анализе общешкольных мероприятий по различным направлениям деятельности.

Создание условий для формирования умений и навыков лидерского поведения, Совета школы, анализ результативности работы Совета школы;

Помощь в налаживании связей с администрацией, классами, родительской общественностью;

Помощь в разработке предложений ученического коллектива по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;

Оценка результативности деятельности ученического самоуправления в классах.

Помощь в создании нормативно-правовых документов, совершенствующих функционирование Совета школы.

Ученическое самоуправление третьего уровня составляют общешкольные органы самоуправления – Совет школы, центры «Знания», «Досуг», «Дисциплина и порядок», «Спорт и здоровье», Пресс-центр, избираемые на 1 год.

Центры ученического самоуправления возглавляют Лидеры.

Лидер школьного ученического самоуправления избирается на 1 год.

4-й уровень - общешкольное самоуправление - школьное Собрание. На нем присутствуют Лидер школьного ученического самоуправления, лидеры центров Совета школы , педагоги и представители общешкольного родительского комитета.

Решения принимаются открытым голосованием, решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины членов списочного состава школьного Собрания. Решения школьного Собрания являются обязательными для всех участников образовательного процесса.

Развитие ученического самоуправления происходит поэтапно:

1 этап: Делаем вместе (дети + взрослые)

Формирование навыков самоуправления, для которого характерно проведение работы по воспитанию у учащихся уважения к самому себе, членам коллектива, стремления к активной социальной деятельности.

2 этап: Делаем сами, но можем посоветоваться .

Развитие навыков самоуправления, характеризующийся стабильной деятельностью постоянно увеличивающегося актива, расширением его прав и обязанностей.

3 этап: Делаем сами.

Совершенствование навыков самоуправления, характеризующееся тем, что основой ученического самоуправления является общественное мнение и твёрдо устоявшиеся традиции.

Сейчас мы на первой ступеньке: всё делаем вместе - взрослые и дети, старшие и младшие, учим друг друга и учимся друг у друга.

На ученической конференции были разработаны и приняты права и обязанности учащихся.

Учащиеся имеют право:

1. На уважении своего человеческого достоинства, своего мнения.

2. На проявление собственной активности в работе, на творческую реализацию своего потенциала.

3. Избирать и быть избранным в органы самоуправления, оценивать их работу.

4. Излагать свои проблемы и получать помощь для их решения.

5. Участвовать в планировании деятельности и выполнять принятый план.

Учащиеся обязаны:

1. Добросовестно учиться, готовить себя к активной трудовой деятельности.

2. Действовать на благо школы, заботиться о чести и поддержании ее традиций и авторитета.

3. Достойно, культурно вести себя, быть вежливым.

4. Быть прилежным и аккуратным учеником.

5. Исполнять свои обязанности и поручения.

6. Проявлять уважение к старшим, заботиться о младших.

7. Беречь свое здоровье и здоровье других.

8. Уважать взгляды, убеждения, свободу и достоинство других людей.

9. Соблюдать дисциплину на уроках и переменах.

10. Бережно относиться к школьному имуществу, следить за чистотой и порядком в своем классном кабинете.

11. Заботиться о своем внешнем виде, прическе.

Законы, по которым мы живем:

Будь правдив.

Будь терпелив.

Будь терпим.

Будь трудолюбив.

Делай добро.

Умей дарить радость людям.

Умей прощать.

Заботься о своем здоровье и здоровье других.

Уважай человеческое достоинство и взгляды других.

Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.

Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям.

Защищай ценности своего классного коллектива и школы, укрепляй и развивай их традиции.

Педагогическое сопровождение развития ученического самоуправления

Педагогический коллектив

МО классных руководителей;

Школьная социально-педагогическая служба;

Совет по профилактике;

Библиотека школы;

Объединения дополнительного образования;

Музей школы

Ожидаемые результаты проекта

Создание единого школьного коллектива детей и взрослых.

Повышение активности и заинтересованности учащихся в деятельности ученического самоуправления;

Проект рассчитан на три года.

Приобретенные навыки и умения:

Ставить цель и достигать её,

Организовывать свою деятельность и деятельность других,

Работать в команде,

Передавать собственный опыт,

Анализировать свою деятельность.

Начало положено - мы движемся вперед, к своей цели, появились замыслы, реализуются проекты. А есть ли у них будущее и приведут ли наши усилия, желания, стремления к успеху? - покажет время:

Собраться вместе – это начало.

Остаться вместе – это прогресс.

Работать вместе – это успех .

Лидер школьного ученического самоуправления

МБОУ СОШ № 4 г. Гулькевичи Александра Бабийчук

Руководитель – куратор ШУС Н.Н.Литовченко

Тамбовская область

Пичаевский район

МБОУ «Пичаевская СОШ»

СОЦИАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ШКОЛЬНОГО САМОМОУПРАВЛЕНИЯ

«ШАГ В БУДУЩЕЕ»

Пашина Мария Михайловна,

Старшая вожатая

с. Пичаево, 2017 г.

ВВЕДЕНИЕ

Перед тобой открыты все дороги

Перед тобой открыты все пути

Ведь в жизни сделать надо много

Лишь сделай шаг, всё впереди…

Ученическое самоуправление – это форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Самоуправлению присущи определенные функции:

  • адаптационная (обеспечение личности некоторой гармонии взаимоотношений в коллективе);
  • интегративная (сочетание коллективных и индивидуальных видов деятельности; объединение учащихся, учителей, родителей; сферное объединение культурных норм различных наук);
  • рефлексия и прогнозирование (определение перспектив на основе диагностики);
  • ввод в управленческую культуру (учить жить в будущем!)

Актуальность: в современной школе необходим новый подход к воспитанию личности. Одним из механизмов является детское самоуправление, с помощью которого можно внедрять различные социокультурные проекты.

Мы предлагаем социально-творческий проект «Шаг в будущее »

Цель: создание воспитательного пространства школы, с помощью которого происходит формирование социально активной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, деловитость, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру.

Задачи:

1. Формирование модели «социально-активная личность».

2.Предоставить учащимся возможность участвовать в управлении школы через деятельность органов ученического самоуправления и детскую организацию имени Ульяны Громовой..

3. Развитие сотрудничества между младшими и старшими школьниками, между школьниками и учителями, между педагогами и родителями, родителями и учениками.

4. Создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в различных видах деятельности.

5. Развитие творческих и лидерских способностей.

6. Развитие умения писать проекты.

На основе данной цели выдвинута рабочая гипотеза : целенаправленное воспитательное воздействие на учащихся с помощью институтов семьи и школы будет способствовать формированию социально-активной личности, способной адаптироваться в современном мире.

Социально-творческий проект основан на принципах:

- индивидуальности (личностно ориентированном подходе);

- деятельностного подхода (через систему мероприятий, дел, акций учащиеся включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для каждого ребёнка);

Творчества (каждое дело, занятие, в т.ч. создание проекта, модели, участие в мероприятии художественно-эстетического направления и т.д., - творчество ученика, коллектива учащихся, педагогов);

- разновозрастного единства (существующая система ученического самоуправления обеспечивает сотрудничество учащихся разных возрастов и педагогов);

- открытости системы (совместная работа школы, семьи, других социальных партнёров направлена на обеспечение каждому ребёнку максимально благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей)

Способы и методы создания проекта:

  1. Анализ литературы и теоретическое обоснование проблемы.
  2. Педагогическое наблюдение.
  3. Социологические методы – беседы, анкетирование, интервьюирование учащихся, педагогов.
  4. Статистическая обработка полученных материалов: результатов анкет и интервью с последующим анализом.

5) Консультации со специалистами: заместитель директора по ВР МБОУ «Пичаевская СОШ» Лазутина Ирина Евгеньевна.

В ходе написания проекта проводились консультации со специалистами: заместитель директора по ВР МБОУ «Пичаевская СОШ» Лазутина Ирина Евгеньевна

Вот выдержки из интервью:

«Детское самоуправление – одно из важных составляющих воспитательной системы школы. С помощью самоуправления ребята вовлекаются в активную общественную деятельность. Кроме того, они развивают свои творческие и лидерские способности. Не каждый ребёнок способен к хорошей учёбе, но он всегда может себя реализовать в любой другой внеклассной деятельности. К тому же работа детского самоуправления адаптирует ребёнка во взрослую жизнь. После школы ребята становятся студентами, а некоторые начинают работать, поэтому им необходимо быть готовыми к новому этапу жизни. Я считаю, что данный проект поможет активизировать работу детского самоуправления и окажет влияние на формирование социально-активной личности», - так считает заместитель директора по ВР МБОУ «Пичаевская СОШ» Лазутина Ирина Евгеньевна.

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Место проведения: МБОУ Пичаевская СОШ

Сроки проведения: в течение одного календарного года (2011-2012 учебный год)

Целевая группа: учащиеся школы 1-11 классов

Материально-техническое обеспечение:

Учебные кабинеты,

Актовый зал,

Вожатская,

Компьютерный и мультимедийный кабинеты,

Спортивный зал,

Библиотека,

Медпункт,

Школьный стадион,

Канцелярские товары и расходные материалы,

Грамоты, дипломы,

Призы,

Костюмы,

Школьный автобус,

Техническое оснащение (звуковая аппаратура, компьютеры, ноутбук, принтер, копировальная техника, медиапроектор, интерактивная доска, камера, фотоаппарат)

Кадровое обеспечение:

Лидеры детской организации имени Ульяны Громовой (5-8 классы), совет старшеклассников (9-11 классы),

Педагогический коллектив,

Родители,

Внешний социум (специалисты центра занятости, методисты ЦРТДиЮ и другие).

Информационное обеспечение: размещение информации на сайтах школы, в школьной газете «Школьный Олимп» и по необходимости в средствах массовой информации.

Финансирование : проект будет осуществляться с помощью проведения учащимися школьной ярмарки.

СТРАТЕГИЯ ПРОЕКТА:

Проект основан на моделировании образа социально-активной личности.

Какой должна быть социально-активная личность?

  • Каждая характеристика личности ассоциируется с месяцем, в течение которого проводятся несколько ключевых мероприятий, воспитывающих ту или черту характера личности.
  • В начале года оформляется творческая план-сетка с основными мероприятиями. На специальном стенде в течение года творчески оформляется модель «Социально-активная личность» по ходу реализации проекта.

Перспективный план мероприятий, реализуемый в ходе

социально-творческого проекта «Шаг в будущее»

Сентябрь

Общение

Октябрь

Право

Ноябрь

Здоровый образ жизни

1. Круглый стол на тему «Школьное самоуправление». Перспективы на будущий учебный год.»

Среди 5 – 11 классов

2. Посвящение в Совет Актива всех новых лидеров.

Среди 5 – 11 классов;

3. Игра по станциям «Мы вместе». Цель: сплочение коллектива, выявление лидерских способностей отдельно взятой личности, знакомство, общение. Для Совета Актива

4. Специальное собрание для 1 – 4 классов. Цель: ознакомление с понятием детского самоуправления. Назначение шефства старшими классами.

1.Тематическая игра «Я имею право».

Цель: ознакомление учащихся со своими основными правами и обязанностями.

Среди 7 – 8 классов.

2. Анкетирование среди учащихся «Что мы знаем о правах?». Среди 5 – 11 классов.

3. Дискуссионный клуб «Правовое общество». Цель: беседа, развитие дискуссии об обществе. Среди 5 – 11 классов.

4. Лекторий на тему: «Профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних». (С приглашением инспектора ОПДН). Среди 1 – 11 классов.

1. Школьная агитбригада «Молодёжь за здоровый образ жизни».

Участники: 8 – 11 классов.

2. Игра по станциям «Быть здоровым – это стильно!». Среди 3 – 4 классов;

3. Интеллектуальная игра «Основы ЗОЖ». Среди 5-6 классов.

4. Проведение семинаров – тренингов команды волонтёров «Юный патриот».

5. Тематический лекторий: «Вредные привычки и способы борьбы с ними». (С приглашением нарколога).

Среди 7-11 классов

Декабрь

Творчество

Январь

«Шаг в будущее».

Переход в новый год!

Февраль

Патриотизм

1. Творческий конкурс «Созвездие талантов».

Среди 1 – 11 классов.

2. Творческий мини – проект «Новогодний ажиотаж».

Среди 1 – 11 классов.

3. Новогоднее представление для старшеклассников «Ночь перед Рождеством».

Среди 8 – 11 классов.

1. Профориентационная игра «Профессия моей мечты». Среди 9 – 10 классов.

2. Конкурс рисунков и плакатов: «Я и моя семья в мире профессий», «Кем я хочу стать». Среди 1 – 11 классов.

3. Конкурс стихов, сочинений, эссе на тему: «Я хочу стать…». Среди 1 – 11 классов.

4. Конкурс мультимедийных презентаций «Нужные профессии». Среди 5 – 11 классов.

5. Дискуссионный клуб между учащимися и родителями «Выбор профессии»

1. Маршрутная игра «Мы – дети России». Среди 5 классов.

2.Встреча – экскурсия с участниками ВОВ в школьной музейной комнате «История поколений». Среди 7 – 11 классов.

3. День классической музыки.

4. Конкурс «Суперпарень – 2017». Среди 8 – 11 классов.

5. Конкурс рисунков «Нам дороги эти позабыть нельзя…». Среди 1 – 8 классов.

Март

Интеллект

Апрель

Ответственность

Май

Семья

1. Интеллектуальная игра «Цивилизация». Среди 11 классов.

2.Интеллектуальная игра «Самый умный». Среди 1 – 4 классов.

3. Творческий конкурс «Экспериментальный театр моды». Среди 5 – 8 классов.

4. Круглый стол на тему: «Трудоустройство в современном мире». Среди 8 – 11 классов. (С приглашением специалиста из Центра Занятости).

1. Игра по станциям «ПДД». Среди 1 – 2 классов.

2. Выставка рисунков по теме «Безопасное поведение на воде», «Не играй с огнём», «Внимание, дорога!» Среди 1 – 4 классов.

3. .Лекторий на тему: «Особенности подросткового образа жизни. (Приглашение школьного психолога).

1. Семейная туристическая тропа. Среди 3 – 4 классов.

2. Круглый стол на тему: «Толерантность в наши дни». Среди членов Совета Актива.

3. Семинар – тренинг «Семейные будни». Среди 10 классов.

Июнь

Позитив

Июль

Красота

Август

Дружба

1. Организация трудовой бригады «Позитив». Среди 8-10 классов.

2. Работа волонтёров школы в детском саду «Берёзка»

3. Организация профильного отряда «Лидер».

1. Активный отдых, досуг.

2. Дневник «Мои увлекательные каникулы».

3. Фоторепортаж «Ах, лето…».

1. Встреча с одноклассниками.

3. Акция «Подарок библиотеке».

  1. Что в Вашем понимании означает социально-активная личность?

1. Это творческая, креативная личность, которая не только может мастерски конструировать уже имеющийся опыт, но и претворять в жизнь самые смелые свои идеи и замыслы. Он созидает и вдохновляет.

2. Человек, который всегда повышает качество своей работы.

3. Человек, который принимает активное участие в деятельности организации, поддерживает её своим делом, мнением, советом.

4. Свой вариант ответа.

2. Каким должен быть по - Вашему мнению настоящий, действительно настоящий лидер?

1. Этот лидер может иногда пожертвовать своим временем, чтобы совершить важное для других и для себя дело.

2. Этот лидер должен день ото дня повышать свою ответственность.

4. Этот лидер должен активно относиться не только к обществу, с которым он постоянно взаимодействует, но и, прежде всего, к себе. Он постоянно личностно и профессионально растёт и развивается.

3. Какие, на Ваш взгляд, должны проводиться мероприятия для полного развития социально-активной личности?

4. Вы слышите слово «лидер»…Какие ассоциации сразу вызывает у Вас это слово? Сравните, одним словом, лидера с кем-нибудь или с чем-нибудь.

Результаты опросов и анкетирований:

Вопрос № 1

Вопрос № 2

Вопрос № 3

Какие на Ваш взгляд должны проводиться мероприятия для полного развития социально-активной личности?

Большинство учащихся считают, что должен проводиться комплекс различных мероприятий: творческие (музыкальные, танцевальные, актёрские, КВН), интеллектуально-игровые, спортивные.

Вопрос № 4

Вот Вы слышите слово «Лидер»…Какие ассоциации у Вас сразу вызывает это слово?

Сравните одним словом лидера с кем-нибудь или с чем-нибудь.

В.В. Путин

Главный человек

Первый

Лев (гордый лев)

Движение, энергия

Тигр

Народ

Активность

Спортсмен, бегущий впереди всех на высокой горе

Победа

Человек-зверь

Герой

Лучший в определённом обществе

Человек, участвующий во всех мероприятиях и хорошо знающий своё дело

Человек, который в меру может командовать людьми

Лидер

ВЫВОДЫ : 1) Не все учащиеся полностью представляют что такое «социально- активная личность», никто из опрошенных не смог дать свой вариант ответа;

2) О том, кто такой «лидер» большинство учащихся имеют представление. Однако, социально- активная личность и лидер это не одно и тоже.

3) Большинство учащихся осведомлены о разных направленностях мероприятий и готовы помочь в реализации данного проекта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Вишневская С.Ю., Либерман А.А., Патракеева В.А., Репина О.К. Создание развивающего пространства для подростков (методическое пособие). М.: Сентябрь, 2005.
  2. Классному руководителю о воспитательной системе класса. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
  3. Научно – методический журнал «Классный руководитель». М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.
  4. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. М.: Центр «Педагогический поиск», 1999.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Формирование у учащихся основных представлений о социально- активной личности и способах адаптации в современном обществе.

Развитие лидерских и творческих способностей.

Активизация работы детского самоуправления как внутри класса, так и на общешкольном и городском уровнях.

Содействие формированию у учащихся правильных социальных установок в отношении здорового образа жизни.

Содействие формированию у учащихся собственной жизненной позиции и способности противостоять негативному влиянию референтных групп.

Развитие умения писать проекты.

Развитие сотрудничества между учащимися разных возрастов, педагогов и родителей.

Подтверждение рабочей гипотезы: целенаправленное воспитательное воздействие на учащихся с помощью институтов семьи и школы будет способствовать формированию социально-активной личности, способной адаптироваться в современном мире.

  1. ВВЕДЕНИЕ
  2. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
  • Основные механизмы реализации проекта
  • Стратегия проекта
  • Перспективный план проекта
  1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
  2. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  3. ПРИЛОЖЕНИЕ
  • Анкетирование на тему «Социально-активная личность»
  • Сценарии мероприятий, реализуемых в проекте

ПРИЛОЖЕНИЕ


Еще четверть века тому назад каждый педагог знал, что формирование активной позиции ученика возможно через вовлечение его в деятельность пионерской или комсомольской организаций, имеющих четкую структуру, свои законы и традиции. Время неузнаваемо изменило общество, которое, в свою очередь, предъявляет новые требования к школам. Готовы ли мы сегодня к демократизации учебно-воспитательного процесса? Опыт показывает, что в школах, где педагоги, ученики и родители готовы к таким переменам, существует реально действующее ученическое самоуправление.

Самоуправление в школе находится в непрерывном развитии. Но этот путь состоит из выявления и решения множества вопросов. Что скрывается за самим словом “самоуправление”? Где заканчивается игра и начинается деятельность, направленная на самореализацию учащихся в интересах своего коллектива? Какие полномочия нужны органам ученического самоуправления.

На некоторые вопросы мы предлагаем найти ответы в нашем проекте “Ученическое самоуправление”.

Цель:создание условий для формирования активной позиции учащихся через обновление содержания, форм и методов ученического самоуправления.

Основные задачи, решаемые внедрением проекта:

  • Повышение роли классного и общешкольного коллектива в формировании ученического самоуправления.
  • Расширение арсенала форм работы ученического самоуправления.
  • Воспитание актива и обучение его методике организаторской работы.

Ожидаемые результаты:

  • Основным структурным элементом ученического самоуправления является первичный коллектив (класс, общешкольный коллектив).
  • Большинство учащихся, активные участники самоуправленческой деятельности, обладает достаточным арсеналом форм работы.
  • Большинство актива обучено методике организаторской работы, поэтому может применить опыт на практике.

Обоснование актуальности.

Бурмакинская школа с 1996 года строит и развивает свою воспитательную систему, опираясь на программу “Востребованное воспитание”. Одно из направлений данной программы – повышение роли ученического самоуправления.

Мы рассматриваем самоуправление не как вседозволенность, а как участие школьников в управлении собственными делами.

В повседневной деятельности самоуправление учащихся проявляется в планировании деятельности своего коллектива, организации этой деятельности, в анализе работы, подведении итогов сделанного и принятии решений.

Мы давно заметили и принимаем как должное то, что ребята сами, без особых проблем, определяют, кто будет капитаном команды. Сами скажут, кто должен войти в состав сборной класса на викторине “Что, где, когда?”, кому представлять класс в конкурсе “На лучшую поделку”.

Наши ученики (по итогам опроса) понимают сущность самоуправления и определяют ее как:

– управление жизнью класса, школы;

– решение задач, самостоятельно поставленных перед коллективом;

– организация дел для своего класса, школы, а значит, и для себя;

– школа ответственности, доверия, взаимопомощи, взаимопонимания и взросления.

Радует, что дети понимают сущность правильно, но на деле не всегда получается так, как надо. Поэтому данный проект “Ученическое самоуправление” позволит нам обновить содержание, активизировать работу в данном направлении.

“Новизна” проекта.

“Три пути ведут к знанию:

Путь размышления – это путь самый благодарный, путь подражания – это путь самый легкий, путь опыта – это путь самый горький”. (Конфуций).

Мы выбираем третий путь. “Новизна” данного проекта, на наш взгляд, заключается в отработке нового содержания, форм, методов ученического самоуправления в следующих положениях:

  • Основным структурным элементом ученического самоуправления является первичный коллектив – класси общеученический коллектив школы.
  • Необходимо обладать арсеналом форм работы, которые ставят наших детей в позицию активного участника самоуправленческой деятельности.
  • Существенное значение для дальнейшего развития самоуправления приобретает воспитание актива и обучение его методике и технике организаторской работы.

Основной структурный элемент ученического самоуправления является первичный коллектив – класс и общеученический коллектив школы.

Класс является центром воспитательной работы, основой школьного самоуправления. Самоуправление в классе формируется в определенную систему благодаря функционированию микроколлективов (звенья, содружества, звездочки). Ребят разбиваем по микроколлективом по разным принципам: дружба, местожительство, интересы, характер деятельности. Кстати, завершающим систему и важным ее компонентом является поручение. Поручения включают учащихся в жизнедеятельность коллектива и социально значимую деятельность. В числе принципов, которые лежат в основе системы поручений – преемственность (обогащающийся из года в год опыт социальной деятельности), последовательность, (постепенное усложнение содержания характера заданий), массовость, (участие в делах коллектива каждого воспитанника).

Обычно в первичных коллективах преобладают индивидуальные поручения, но наиболее эффективными в воспитательной работе являются групповые и коллективные.

Общешкольный ученический коллектив имеет структуру, подобную структуре классных коллективов. В школьном коллективе функционирует высший орган (у нас это Большой звездный совет), есть исполнительные органы (Совет больших звезд), действует большая армия уполномоченных органов (выборный актив).

Одной из задач органов самоуправления – вместе с педагогическим коллективом формировать морально-этический климат в школе, специальную атмосферу, т.е. дух школы!

Как свидетельствует опыт развития ученического самоуправления, многие школы имеют свой девиз (таковой есть и у нас – “Образование сегодня – наше благополучие завтра”), законы (закон правды, закон добра, закон заботы, закон памяти, закон уважения, закон свободы, закон смелости, закон чести), клятву (вступающего в детскую организацию “Вселенная детства”), Устав ДПО (где прописаны права и обязанности членов организации), свой орган печати (газета “Первый шаг”).

Конечно же, все разрабатываемые в коллективе документы, определяющие морально-этическую основу самоуправления, не самоцель, а средство саморазвития личности.

Необходимо обладать арсеналом форм работы, которые ставят наших детей в позицию активного участника самоуправленческой деятельности.

Коллективное планирование. Мы активно используем методику коллективного планирования, для этого проводим конкурс на лучшее предложение в план, анкетирование по изучению мнений учащихся, тематические задания по планированию, публичную защиту проектов и предложений, банк идей интересных предложений, разведку интересных дел и др. При выборе любой формы работы следует помнить, что планировать за ребят нельзя. Сам процесс планирования является процессом воспитания.

Следующей важной формой привлечения учащихся к самоуправленческой деятельности является собрание. Очень ответственно относимся к пропаганде темы собрания (через газету, листовки), изучаем общественное мнение (через анкетирование, интервью), готовим творческий доклад. Кульминационным моментом собрания является дискуссии. Могут быть изложены коллективные точки зрения, точки зрения отдельных групп, индивидуальные.

Совет дела – создание групп для выполнения творческих поручений. Деятельность таких мини-групп строится по логической цепочке: планирование и подготовка конкретного дела; организация и проведение; анализ и оценка; принятие решений о дальнейшем деятельности. В коллективе столько советов, сколько и дел.

Ученический референдум проводится в период между общешкольными собраниями. На референдум выносятся вопросы, по которым собрание и конференция не смогли принять решение.

Дежурство по школе. Это наиболее распространенный вид самоуправленческой деятельности, привлечение самих детей к борьбе за культуру поведения и четкий распорядок.

  • Дежурство по школе организуется согласно графика.
  • Продолжительность дежурства 1 неделя.
  • Дежурная линейка в 7.20ч., ежедневно.
  • Смена дежурства 1 раз в неделю – суббота.
  • Ответственный дежурный отчитывается по итогам дежурства на общешкольной линейке в понедельник в 7.45ч.
  • В дежурном классе назначается ответственный дежурный.

Каждый ученик, который принимает участие в коллективных формах работы, может пользоваться определенными правилами: “Чтобы решение было верным, необходимо дать четкий ответ на 5 вопросов: Зачем? Кто? Когда? Где? Каким образом?”

Существенное значение для дальнейшего развития самоуправления приобретает воспитание актива и обучение его методике и технике организаторской работы.

Мы считаем, что лидеров в детском коллективе следует не искать, а воспитывать. Для этого каждого ребенка периодически ставим в условия функций вожака, например, командира класса, старшего друга малышей, организатора конкретного дела. Используем разнообразные методы выдвижения учащихся для выполнения функций лидера: назначение (не знают друг друга), выборы (знают друг друга и могут подойти объективно), очередность (большинство обладает организаторскими навыками), перемещение (изменение обязанностей: от исполнительной к
организаторской). Проводим мероприятия, которые способствуют обучению актива:

Школа “Лидер” (проводится под руководством вожатой, которая по совместительству является психологом). Организуется для актива учащихся, проводится 1 раз в месяц, тематика разноплановая.

Коммунарский сбор – элемент коллективного творческого воспитания, хорошая традиция нашей школы, которая продолжается 19 лет.

  • На 2 дня школа превращается в улей, где встречаются учащиеся 5-11 классов, за один сбор мы обучаем до 50 человек учащихся, педагогов.
  • Тематика сборов разноплановая.
  • Отряды разновозрастные. (12-15 человек. 3 отряда).
  • Командир и комиссар – учащиеся старших классов.
  • Весь день расписан по минутам (одно дело на день главное, обучающие мастер-классы).
  • Выпускники, которые прошли школу – проводят мастер-классы.

Продолжительность реализации проекта 3 года.

1 этап (2005-2006гг.) – подготовительный,
2 этап (2006-2008гг.) – практический,
3 этап (2008г.) – заключительный.

Объем финансирования.

В рамках тарификации и использования ресурсов надтарифного фонда, согласно Положению о поощрении педагогического и ученического коллективов.

Промежуточные результаты.

В классных коллективах выстраивается своя система самоуправления.

В общешкольном ученическом коллективе оптимальная структура органов самоуправления.

Используем в работе следующие методики:

  • Уровень воспитанности учащихся (Е.Н.Степанов)
  • Уровень удовлетворенности школьной жизнью (А.А.Андреев).
  • Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе (М.И.Рожков).
  • Методика “Экзаменуем лидера” (пособие “Учить самодеятельности Л.Г.Садакова).

В перспективемы видим, что в школе выстроена система ученического самоуправления, которая очень логично впишется в программу воспитания “Школа социального успеха”. Стержневой идеей мы считаем формирование и саморазвития личности ученика, ориентированного на социальный успех, выделили три эффективные пути: творчество, социальность действий, лидерство.