Рефераты Изложения История

Психология. Как избавиться от постоянного обвинителя внутри себя? Психология Повышенное чувство ответственности что делать

Подводя итоги закончившегося октября, я с сожалением вынужден признать, что мне не хватило ответственности. К сожалению, руководства по развитию этого качества для взрослых в интернете я не нашел. Поэтому пришлось писать руководство самому себе.

Надеюсь, оно поможет и вам.

Сначала давайте разберемся, а что такое ответственность? Словарь дает такую трактовку: «субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия». На йоге, где одна из ценностей — это осознанность жизни, мне говорили, что слово «ответственность» идет от корня «вед» и обозначает «ведаю, что творю ». Звучит красиво, но лингвисты говорят, что корнем является ветео (совет) , которое уходит к βουλή, что с древнегреческого означает воля. Вот как раз воля — это способность сознательно управлять своей жизнью. Так что тренер по йоге был близок к истине.

Учитесь признавать свои ошибки. Это, наверно, самое сложное. В тот момент, когда тебя хвалят или благодарят, каждому из нас это приятно. Только вот когда мы слышим критику или порицания, то ведем себя совсем по-другому. Очень трудно не начать обороняться, стараясь сделать виноватым другого. А ведь куда правильнее сказать «Извини» и описать в чем именно ты раскаиваешься. Как раз тут ты развиваешь понимание поступков.

Еще сложнее извиниться, если тебя уличили во лжи. Ведь тогда надо будет сказать правду, а не просто предложить пути разрешения ситуации.

Проводите границы ответственности. Очевидно, что вы не можете быть в ответе и за всех, и за всё. Поэтому регулярно стоит размышлять, а где проходит граница? Мы каждый в ответе в первую очередь за себя. Поэтому на этом примере давайте попробуем провести границы.
Попробуем ответить на вопросы:

  • Кто отвечает за мои мысли, поступки, слова? Однозначно я сам.
  • Кто отвечает за моё здоровье? Если долго относится к нему безответственно, то настанет момент, когда отвечать будет врач. А пока я.
  • Кто отвечает за мою репутацию? Я и мои близкие.
  • Кто отвечает за мой уют? Женатый мужчина ответит — моя жена.
  • И так далее.

Проводить границы стоит не только в отношении себя. При этом помните: «очень многие вещи находятся не в зоне нашего влияния, а значит мы не можем за них отвечать» . Вы не можете брать на себя ответственность за последствия землетрясения – вы же не Господь Бог. Вы отвечаете только за то, как потратить 10$ – пожертвовать их или купить новую книгу.

Формулируйте правила и придерживайтесь их. Принимать решения всегда трудно. А зачастую еще и долго. Именно поэтому люди придумали правила, законы, мораль. Но мы все разные, кто-то может больше, кто-то меньше. Поэтому придерживаться чужих правил не всегда верно. Более того, чужие правила зачастую конфликтуют не только с нашим представлением о правильном, но и друг с другом.

В заключение перефразирую слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за то, что сотворили ».

ОПИСАНИЕ

Являясь детьми, выросшими в дисфункциональной семье, мы чувствовали ответственность за все, что происходит. Мы старались быть «образцовыми детьми», чтобы разрешить проблемы своих родителей. В нас сформировалось убеждение, что мы в ответе за эмоции и поступки других людей, и даже за исход событий. Мы гиперчувствительны к нуждам других, и мы предпринимаем попытки нести ответственность за окружающих. Нам важно быть как можно более совершенными. Мы беремся за вещи, за которые люди будут нас ценить. Наше чувство ответственности заставляет нас перегибать палку, и мы склонны брать на себя больше, чем мы можем вынести.

ЧУВСТВА И ПОВЕДЕНИЕ

  1. СМОТРЕТЬ НА ЖИЗНЬ СЛИШКОМ СЕРЬЕЗНО
  2. КОСНОСТЬ
  3. ЛОЖНАЯ ГОРДОСТЬ
  4. БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  5. БИТВА ЗА ДОСТИЖЕНИЯ
  6. ГИПЕРОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  7. ПЕРФЕКЦИОНИЗМ
  1. Перечислите конкретные примеры своего поведения, которые характеризуют вас как чрезмерно ответственного человека.
  2. Что, по вашему мнению, является основной причиной такого поведения? (например, страх, перфекционизм, вина, обида).
  3. Какие сферы жизни задеты, подвергаются угрозе или мешают вам? (например, самооценка, цели, безопасность, личные или сексуальные отношения).

ИСЦЕЛЕНИЕ ОТ ЧРЕЗМЕРНО РАЗВИТОГО ЧУВСТВА ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ОПИСАНИЕ

Принятие факта, что мы не несем ответственность за других людей, высвобождает время, чтобы позаботиться о себе. Мы понимаем, что мы не властны над жизнью других людей, мы осознаем, что люди сами отвечают за свои действия. Когда мы несем ответственность за собственные действия, мы осознаем, что должны заботиться о выполнении своих потребностей и полагаться на руководство Высшей Силы. Мы находим время, чтобы поддерживать и подпитывать самих себя, также как и других.

ЧУВСТВА И ПОВЕДЕНИЕ

  1. ЗАБОТИТЬСЯ О СЕБЕ
  2. НАСЛАЖДАТЬСЯ ДОСУГОМ
  3. ПРИНИМАТЬ СВОИ НЕДОСТАТКИ

1. Перечислите конкретные примеры своего поведения, которые свидетельствуют о том, что вы не несете ответственности за других людей.

2. Что вы надеется достичь по мере того, как вы даете окружающим возможность позаботиться о себе и начинаете заботиться о себе?

СЕКСУАЛЬНОСТЬ

ОПИСАНИЕ

Мы не можем четко и с уверенностью разобраться в своих физических ощущениях по отношению к другим людям, особенно к тем, с которыми мы в тесных взаимоотношениях или с кем мы хотели бы быть эмоционально близки. Мы привыкли рассматривать наши сексуальные ощущения как что-то неестественное, ненормальное. Нам не удается выработать здоровое отношение о собственной сексуальности, так как мы не делимся своими чувствами с другими. Возможно, нас наказаывали в детстве за то, что мы со сверстниками исследовали собственную сексуальность. Мы получили установку «Секс – это грязно, это не обсуждается, его нужно избегать».

Некоторые из нас считали своих родителей бесполыми существами и думали, что мы появились на свет в результате «непорочного зачатия». Возможно, мы стали жертваим домогательств со стороны родителя или близкого родственника, который не контролировал себя в результате злоупотребления спиртным или изменяющими сознание веществами. Нам дискомфортно в нашей текущей роли в интимных отношениях, а возможно мы и вовсе не удовлетворены. У нас выработался запрет на обсуждение сексуальных отношений с нашим партнером, так как мы боимся, что он не поймет нас и оставит. Если у нас есть дети, мы, возможно, избегаем обсуждений вопросов сексуальности и отрицаем их потребность в сексуальном самоопределении.

ЧУВСТВА И ПОВЕДЕНИЕ

  1. ПОХОТЬ
  2. ИНЦЕСТ
  3. СЕКСУАЛЬНАЯ ОДЕРЖИМОСТЬ
  4. ОЗАБОЧЕННОСТЬ
  5. СМЕЩЕНИЕ СЕКСУАЛЬНЫХ РОЛЕЙ
  6. ПОТЕРЯ НРАВСТВЕННОСТИ
  7. ФРИГИДНОСТЬ
  8. ИМПОТЕНЦИЯ

1. Перечислите конкретные примеры своего поведения, которые свидетельствуют о том, что у вас проблемы с сексуальностью.

2. Что, по вашему мнению, является основной причиной такого поведения? (например, неадекватность, беспокойство, отсутствие безопасности, вина).

3. Какие сферы жизни задеты, подвергаются угрозе или мешают вам? (например, самооценка, цели, безопасность, личные или сексуальные отношения).

ИСЦЕЛЕНИЕ ОТ НЕЗДОРОВОГО СЕКСУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

ОПИСАНИЕ

Когда мы опираемся на всеобъемлющую любовь своей Высшей Силы, наша самоценность растет. По мере того, как мы растим любовь к себе и способность заботиться о себе, мы стремимся к здоровым людям, которые любят и заботятся о себе. Мы больше не боимся вкладывать в отношения и лучше готовы к тому, чтобы устанавливать здоровые взаимоотношения – на эмоциональном, интеллектуальнмо и физическом уровнях. Мы чувствуем себя более защищенно, рассказывая другим людям о своих чувствах, сильных и слабых сторонах. Наша уверенность в себе крепнет, и мы позволяем себе быть уязвимыми. Мы отказываемся от потребности быть совершенными и искать совершенства в других и, благодаря этому, открываемся обсуждениям и переменам. Мы честны относительно собственной сексуальности в разговорах со своими детьми, и мы принимаем их потребность в информации и развитии сексуального самоопределения.

ЧУВСТВА И ПОВЕДЕНИЕ

  1. ЧЕСТНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ
  2. УЧИТЫВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
  3. ДЕЛИТЬСЯ ИНТИМНЫМИ ОЩУЩЕНИЯМИ
  4. УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ
  5. ПРИНЯТИЯ СЕБЯ ФИЗИЧЕСКИ

1. Перечислите конкретные примеры своего поведения, которые свидетельствуют о том, что ваше поведение меняется.

2. Что вы надеется достичь по мере того, как вы чувствуете себя более уверенно в сексуальной сфере?


УПРАЖНЕНИЕ НА ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА (НЕДОСТАТКИ)

Перечисляя ваши недостатки, используйте следующие характеристики для идентификации ваших действий. Перечитайте то, что вы написали в вашем самоииследовании и опишите, каким образом проявляются следующие характеристики.

  1. ГОРДОСТЬ : чрезмерная самооценка. Демонстрация превосходства.
  2. ЖАДНОСТЬ (эгоизм): Чрезмерное стремление к обогащению. Нам всегда не хватает. Энергия сосредоточена на добывании. В процессе добычи мы раним других людей.
  3. ПОХОТЬ (озабоченность): Сильное желание, потребность или сексуальное стремление. Часто в основе его лежит страх покинутости.
  4. НЕЧЕСТНОСТЬ (лживость). Склонность к обману или нечестному получению. Оправдание собственного поведения ссылками на нечестность других людей.
  5. ЧРЕВОУГОДИЕ (ненасытность): привычка жадно и чрезмерно есть или пить. Страх отвержения или чувство бесполезности.
  6. ЗАВИСТЬ (ревность). Болезненное или обиженное восприятие преимуществ, полученных другим человеком, сопровождающееся желанием обладать этим же преимуществом. Убежденность, что посторонний человек может стать источником любви к себе.
  7. ЛЕНЬ. Избегание деятельности, отсутствие энергии или желания. Страх ответственности.

Выберите черту характера из списка ваших недостатков (например, поиск одобрения). Опишите, что вы обнаружили в ходе исследования этого недостатка, что повлекло за ним характеристики, перечисленные выше (например, поиск одобрения может вести к нечестности).


УПРАЖНЕНИЕ НА ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА (ДОСТОИНСТВА)

В выздоровлении мы заменяем страх верой и укрепляем наше доверие Высшей Силе. Мы смотрим на себя как на сочетание желаемых и менее желаемых черт характера. Мы принимаем себя и все, что связано с нами.

  1. СМИРЕНИЕ (Скромность): Признавать бессилие и неуправляемость, также, как мы признаем свои сильные и слабые стороны.
  2. ЩЕДРОСТЬ (Готовность делиться): Когда мы находимся в мире с собой, у нас появляются силы заботиться о благосостоянии и счастье других людей.
  3. УВЕРЕННОСТЬ И ПРИНЯТИЕ СВОЕЙ СЕКСУАЛЬНОСТИ : Чувствовать себя комфортно, быть чувственным, не вступая при этом в гонку за сексуальными победами. Ясно выражать свои сексуальные предпочтения партнеру.
  4. ЧЕСТНОСТЬ: Говорить правду, смотреть в лицо фактам, отвечать на вопросы о нашем поведении с чувством безопасности и уверенности.
  5. СДЕРЖАННОСТЬ: Умеренность в действиях, мыслях и чувствах. Перестать использовать еду и напитки для заглушения чувств или выравнивания низкой самооценки.
  6. ДРУЖЕЛЮБИЕ, НАДЕЖНОСТЬ : Выражать окружающим поддержку и поощрение.
  7. ЭНЕРГИЧНОСТЬ: Инициативность, самостоятельное выполнение задач. Живость, активность. Внимательное отношение к работе, рационализаторство.

Выберите черту характера из списка ваших недостатков (например, поиск одобрения). Опишите, как меняется этот недостаток по мере выздоровления (например, говорить правду о своих чувствах).


Анoнимные алкoгoлики, Всемирная Служба Анoнимных Алкoгoликoв (Нью Иoрк), страница 63

Как избавиться от чувства вины — Вы ничего никому не должны

Причины возникновения чувства виновности. Как избавиться?

— Причины возникновения чувства виновности. Как избавиться?
Характерные признаки обвинения
— Как убрать вину из своей жизни? 6 уроков
— Как навсегда избавиться от угрызений совести?
— Как освободиться от ощущения вины? Меняем жизненную позицию!
— Как избавиться от постоянного обвинителя внутри себя? Психология
— Заключение

Чувство вины является одним из базовых и разрушительных чувств человека. Однако никогда не стоит путать понятия «быть виноватым» и «чувствовать свою вину».

Ведь если первое понятие является реальным, то второе зачастую не имеет место лишь в нашей голове. В таких случаях всегда нужно думать, как избавиться от чувства вины?

Разновидностей этого чувства встречается великое множество в зависимости от ситуации и психологических причин, которыми оно вызвано. Далее рассмотрим некоторые из них.

1. Вы чувствуете себя виноватым за то, что злитесь на других людей.
Вы убеждены, что хорошим людям злость чужда. Чувство вины отягощается особенно в тех ситуациях, в которых злость вызывают очень близкие люди.

На самом деле убеждение, что любовь и злость не могут существовать вместе, ошибочно, они не исключают друг друга. Вы можете злиться на любимого человека. А вот равнодушным быть не должны.

2. Вы испытываете чувство вины за негативные эмоции.
Вы должны понять, что любая отрицательная эмоция до какого-то предела – созидательна, а после него начинает разъедать душу. Не надо бояться отрицательных чувств, если они не слишком интенсивны.

3. Вы испытываете чувство вины за свои действия и поступки.
Вы совершили какой-то поступок, зная, что это неправильно и плохо.

Чтобы помочь себе справиться с ситуацией, попробуйте разобраться, настолько ли ваш поступок плох, что мешает нормально жить. А вдруг это, всего лишь, общественное мнение, и вам следует научиться не зависеть от него.

4. Вы чувствуете себя виноватым в равнодушном отношении к людям.
Это ложное чувство вины, так как нельзя заставить себя полюбить кого-то по приказу рассудка, как и разлюбить тоже.

5. Вы испытываете чувство вины за отсутствие результата каких-то своих действий.
Избавление от чувства вины в этом случае может придти только с навыками получать удовлетворение не только от достигнутого, но и от самого процесса достижения.

6. Вы испытываете чувство вины от того, что не все сделали, что могли для другого человека.
Причиной возникновения чувства вины в таком случае является ошибочное убеждение, что только вы способны сделать другого человека счастливым.

Избавление от этого в понимании того, что нельзя всю ответственность за жизнь других взваливать на себя. Каждый сам хозяин своей жизни.

7. Вы только предполагаете что-то сделать неправильное, но уже испытываете чувство вины за поступок.
Избавиться от такого чувства вины можно лишь, научившись совершать поступки по желанию и не думать о последствиях, тем более, они чаще всего непредсказуемы.

8. Вы не оправдали чьи-то ожидания и чувствуете себя виноватым.
Это характерно для людей, на которых родители в детстве возлагали большие надежды. Однако, они не были оправданы.

Избавление от чувства вины придет с пониманием, что это только ваша жизнь и вы делаете все не ради чьих-то ожиданий, а ради себя самого.

Характерные признаки обвинения

  • Человек все время хочет быть «хорошим».
    Если этого не происходит, он чувствует себя виноватым. Поэтому он не может никому отказать, не конфликтует, не выясняет отношения, боится принимать решения и быть честным как с собой, так и с другими.
  • Всегда переживает , что о нем подумают, правильно ли его поняли, как он будет выглядеть в глазах других.
  • Часто беспокоится и переживает, что сделал что-то не так, обидел кого-то.
  • Считает, что должен отвечать за всех и вся , не позволяет себе расслабиться и ошибиться.
  • Пытается «спасать положение» , потому что не понимает, что от него не все зависит, и другие люди сами делают свой выбор, может, и не всегда правильный.
  • Старается соответствовать ожиданиям других, расстраивается, если не получается.
  • Не может прямо объяснить , почему что-то не сделал, начинает оправдываться и всячески «заглаживать вину».
  • Многое скрывает , не договаривает, потому что не хочет кого-то расстроить, обидеть или разозлить.
  • Постоянно связывается с людьми , которые вызывают у него чувство вины.
  • Живет с партнером, который постоянно нуждается в его помощи, не в состоянии сам позаботиться о себе.
    Жить с таким партнером тяжело, но чувство вины не позволяет с ним расстаться.
  • У него часто бывает депрессия , недовольство собой, окружающими людьми и миром.

Как убрать вину из своей жизни? 6 уроков

Урок 1. Перестаньте винить себя за реакцию окружающих.
Никогда не вините себя за мысли другого человека. Вы не несете никакой ответственности за то, что кто-то на вас злится, влюбился в вас или не переносит вашу персону.

Другим людям нет совершенно никакого дела до того, что вы чувствуете. Тогда почему вы зацикливаетесь на чувствах других?

Если вы действительно хотите избавиться от чувства вины – перестаньте думать о чувствах других.

Урок 2. Перестаньте корить себя за ошибки.
Запомните: все люди учатся на своих и чужих ошибках.
В мире просто не существует человека, у которого бы получались все дела с первого раза.

Урок 3. Отбросьте чувство вины за поступки окружающих.
У каждого человека есть своя голова на плечах, за которую вы не в ответе.
Думайте, прежде всего, о себе, а не о других!

Урок 4. «Сжигаем» чувство вины.
Возьмите лист бумаги и запишите на нем все ситуации, когда вы чувствуете или чувствовали свою вину. Теперь скомкайте лист, подожгите, а пепел выбросите в окно.

Урок 5. Не извиняйтесь.
Очень часто бывает так, что нами манипулируют, заставляют оправдываться и извиняться. Никогда не извиняйтесь за поступки, в которых вы не виноваты.

Урок 6. Отвечайте манипуляциями на манипуляции.
Никогда не позволяйте людям манипулировать собой и всегда давайте им достойный отпор.

А если вы не можете дать манипулятору отпор – бегите от него без оглядки.

Как навсегда избавиться от угрызений совести?

1. Станьте взрослым и перестаньте реагировать на детские способы манипуляции.
Для эмоционально зрелого человека чувства вины не существует. Вместо этого у него есть ответственность за принятые решения, за свой выбор, а также ответственность за то, что он может отказываться от своего выбора, признав его неверным.

Осознайте и проанализируйте те рычаги, которые вызывают в вас чувство вины.

2. Перестаньте всех «спасать».
Признайте за другими людьми право выбора, благодаря которому они попали в такую ситуацию.

3. Признайте за собой право на ошибку.
Не старайтесь быть идеальным и хорошим для всех и всегда.

4. Научитесь открыто и в приемлемой форме выражать свои чувства — как положительные, так и отрицательные.

Честность — лучший фундамент для отношений. Ведите диалог, не пытаясь постоянно заглаживать свою вину.

5. Оставайтесь собой, не пытаясь соответствовать чужим ожиданиям.
Поймите, какой вы на самом деле человек, чего хотите от жизни, ситуации и людей.

6. Простите себя за все свои настоящие и вымышленные провинности, признайте свои ошибки, исправьте их.

Как освободиться от ощущения вины? Меняем жизненную позицию!

Каждый раз, когда вы замечаете за собой чувство вины, проговаривайте про себя новые принципы. Все принципы необходимо понимать и пропускать глубоко, настолько глубоко, чтобы добраться до своих болезненных чувств. Это даже не просто понимание, это полное, безоговорочное принятие новой истины.

Ваши новые принципы:

1. Я не виноват(а) в вашем (собеседника) восприятии.
Это означает, что я не несу ответственности за реакцию человека.
Каждый человек реагирует так, а не иначе, потому что он не умеет по-другому реагировать. Но ты не несешь ответственности за его чувства и ощущения.

2. Я не виноват(а) в том, что делаю ошибки, о которых не знаю.
Мы живем и учимся, набираемся опыта, знаний. И совершение ошибок - это нормально, это признак, что ты двигаешься, а не стоишь на месте. Не совершает ошибок тот, кто ничего не делает.

3. Я не виноват(а) в поведении и поступках других людей.
В жизни очень важно разграничивать «ты» и «я». Я отвечаю за свои чувства, свое настроение, свои поступки, свою жизнь. Но я не имею никакого отношения к твоим реакциям, к твоему поведению, к твоему «плохо» и т. д. В таком подходе вы снимаете с себя ненужный лишний балласт ответственности за чужую жизнь, но зато берете на себя ответственность за свою жизнь.

4. Я не виноват(а) в том, что чего-то не умею.
Жизнь - бесконечная учеба. А учиться означает спокойно относиться к периоду, когда ты ничего не умеешь и все у тебя получается «плохо»!

5. Я не лишусь любви или хорошего отношения из-за своего поведения.
Не пытайтесь заслужить хорошего отношения. Это ничего не даст. Всем все равно не угодишь. Будьте самими собой. Но, в свою очередь, не стоит других оскорблять или обвинять в ответ на нападки. Просто перестаньте реагировать.

Как избавиться от постоянного обвинителя внутри себя? Психология

Первым делом надо осознать это чувство в себе, что оно у вас есть. Осознание своих состояний - главнейший шаг в развитии, а и можно начать постепенно действовать по-новому.

Для начала нужно со всех сторон пересмотреть причину появления этого чувства, взглянуть на неё взглядом уже из настоящего, взрослого и зрелого человека.

Во-вторых, если вы привыкли постоянно мысленно винить себя, всегда останавливайте этот бессмысленный, вредный, внутренний диалог: «так и знал что…», «снова я сделал плохо» и т.п.

И в жизненных ситуациях старайтесь не застревать на каких-то оценках. Если фокусироваться только на оценках окружающих или негативных оценках себя, то мы утрачиваем себя.

И теперь, занимаясь чем-то, например, какими-то делами по работе, чтобы вы ни сделали, если вы сознаете, что старались и хотели сделать хорошо, но вышло так, как вышло, все равно всегда говорите себе: «КАКОЙ Я МОЛОДЕЦ», это будет служить для вас точкой опоры.

Важно сознавать, что невозможно вот так резко что-то взять и изменить внутри себя, это всегда постепенный процесс и, никуда от этого не денешься.

Самые важные в нашей жизни маленькие шаги, а не большие, как многие думают, к тому же именно маленькие шаги ведут нас к большим.

Учитесь видеть во всем позитив, видеть пользу и новые возможности, а не только внешние обстоятельства и неприятность.

Внутреннее состояние подтягивает внешнее также, как внешнее постепенно вытягивает внутреннее.

Но такому подходу нужно ещё научиться, постепенно обучить свой мозг полезным привычкам: улыбаться, говорить фразы «довольствия», по чуть-чуть перекючаться и думать о полезном и хорошем, задавать себе правильные вопросы (если ранее вы этого не делали).

А чтобы вам было эффективней работать с какими-то чувствами, в момент их переживания осознавайте свои эмоции, а не слепо ведитесь на них.

И к примеру с чувством вины говорите себе не такие фразы, как: «Я виноват» (это неверно), а скажите: «Я испытываю чувство вины» (верно).

Заключение

В наше время одним из самых актуальных вопросов является вопрос: «Как избавиться от чувства вины?». Многие люди мучаются подобным чувством, тем самым портя свою жизнь. Самое печальное, что иногда подобная вина не имеет под собой никаких оснований. Поэтому так важно отличать, когда вы действительно виноваты и следует извиниться, а когда эта вина надумана и вам не стоит ни в чем себя обвинять.

В этой статье описаны признаки и причины чувства вины, а также способы избавиться от нее. Надеюсь, вам это поможет. Желаю удачи!

Материал подготовлен Дилярой специально для сайт

Ответственность - это та форма контроля над деятельностью человека, которую он осуществляет сам согласно принятым им нормам и правилам поведения. Общество принуждает человека быть ответственным за последствия принимаемых им решений. Степень ответственности, подотчетности и мера наказания определяются общественными институтами, государством. На каждого человека возложены моральная, правовая, экономическая ответственность, и невыполнение соответствующих законов и норм влечет за собой наказание. Субъективное принятие или непринятие, знание или незнание, например, юридических законов или правил поведения в обществе, не освобождают человека от ответственности. Угрожая наказанием, общество всегда готово привлечь нарушителя к ответственности, и эта угроза заставляет человека вырабатывать внутренние формы контроля своей деятельности. Это и есть ответственность. В конце концов она становится чертой личности, а формируется в процессе интериоризации, т. е. принятия как своих социальных ценностей, норм и правил. Ответственность предполагает осознание своих действий и их последствий. Степень осознания принимаемых решений и степень контроля над последствиями при реализации этих решений могут быть различными. Можно выделить:

Высокий уровень ответственности - ответственность является чертой личности, все принимаемые решения соотносятся с внутренней структурой ценностей, появляется чувство ответственности за принятые решения, реализованные действия и последствия этих действий для жизни.

Средний уровень ответственности - по существу, такой же, но происходит осознание только ближайших последствий предпринимаемых действий, нет чувства ответственности за стратегию поведения в жизни.

Низкий уровень ответственности - проявляется в ситуационном самоконтроле над деятельностью. Принятие ответственности, осознание последствий в отдельных моментах жизни - это не черта личности, а ответственное отношение, возникающее в отдельных актах. Оно может быть неустойчивым, временным, зависимым от настроения и обстоятельств.

Безответственность - может иметь два проявления: либо у человека нет сформированной внутренней системы ценностей, осуществляющей контроль и регуляцию деятельности, либо внутренние правила очень жестки для человека, а нормы и ценности очень высоки, он не чувствует или не считает себя способным принимать решения, брать ответственность за возможные последствия, поскольку в случае неудачи наказание самого себя будет чрезмерно строгим. В таком случае у него формируется страх ответственности.

В психологическую структуру ответственности входят три компонента: рациональный, эмоциональный и волевой. Осознание личностью общественных потребностей и преломление их в структуре внутреннего мира может осуществляться на уровне знаний, чувств, убеждений и действий.

Человек может считать себя ответственным, чувствовать себя ответственным и действовать с позиций ответственного человека. Рационально-волевые компоненты наиболее четко характеризуются такими состояниями, как проницательность и целеустремленность. Естественно, что акт принятия ответственного решения может сопровождаться самой разнообразной гаммой эмоциональных состояний: озабоченность, напряженность, беспокойство, волнение, тревога, сосредоточенность, сомнение и т. д. Связь между деятельностью, т. е. актом принятия ответственного решения, и эмоциями взаимна: с одной стороны, ход и исход человеческой деятельности вызывают обычно те или иные чувства, с другой, - чувства человека, его эмоциональные состояния влияют на его деятельность.

Каждый человек может оказаться в ситуации, когда его действия и поступки могут причинить вред, обидеть окружающих. Это может произойти по незнанию, если у человека нет достаточной информации о ситуации или людях, его окружающих. Субъективное переживание ответственности может быть различным. Если человек не знал, он не ответственен за последствия совершенного действия, но с получением знаний о последствиях своих действий, человек либо берет на себя ответственность, либо отказывается от нее, что говорит о степени развития у него чувства ответственности. Субъективное переживание чувства ответственности может возникнуть только тогда, когда есть осознание своих действий и возможных последствий.

Существует «шкала» объема ответственности: чувство или принятие ответственности только за себя, за себя и близких, за себя и окружающих, за все в ответе. Человек, считающий себя ответственным только за себя, пытается влиять на жизненные события, которые касаются только его жизни. Эти люди выглядят независимыми, они не спрашивают советов, но и не стараются переделать окружающих, определять их действия. Однако большинство считает себя ответственными не только за себя, но и за близких - членов своей семьи, особенно детей. Родители считают, что они обязаны учить своих детей даже тогда, когда те уже выросли. Супружеские отношения, в свою очередь, тоже могут определяться мерой ответственности, которую несет каждый из партнеров. Человек, который боится брать ответственность на себя, самостоятельно принимать решения, ищет партнера, готового выполнять эту обязанность вместо него. Неудачным будет сочетание партнеров, один из которых стремится быть независимым, имеет собственную систему ценностей, а другой считает себя ответственным за принятие решений и определение жизненного пути партнера, исходя из своей системы норм и правил. Однако существуют возможности взаимодействия партнеров, когда они не навязывают друг другу своих ценностей, и в то же время остаются ответственными друг за друга. Это достигается в процессе эмпатического общения с другой личностью, когда ты временно живешь жизнью другого, оставляя в стороне свою точку зрения, ценности, свое «Я». Эмпатический способ общения, согласно К. Роджерсу, характеризуется следующим:

вхождение в личный мир другого и пребывание в нем как дома;

постоянная чувствительность к меняющимся переживаниям другого;

улавливание того, что другой сам едва осознает, без попытки вскрыть совершенно неосознаваемые чувства, так как они могут оказаться травмирующими;

сообщение ваших впечатлений о внутреннем мире другого;

спокойный взгляд на те элементы, которые волнуют или пугают вашего собеседника.

Позволяя близкому человеку самому принимать решения, не навязывая своих суждений и оценок, помогая ему осознавать переживания, можно чувствовать себя ответственным за него и позволить ему быть ответственным за тебя.

С точки зрения ответственности можно установить два типа личности - зрелая и инфантильная. Исследователи выделяют следующие психологические характеристики зрелой личности: развитое чувство ответственности, потребность в заботе о других людях, способность к активному участию в жизни общества и эффективному использованию своих знаний и способностей, психологическая близость с другим человеком, конструктивное решение различных жизненных проблем на пути к наиболее полной самореализации. С субъективной стороны ответственность - это показатель свободы личности, самостоятельности, позволяющий оставаться индивидуальностью при взаимодействии с другими людьми. Инфантильность определяется сохранением в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту. Это выражается в несамостоятельности решений и действий, чувстве незащищенности, пониженной критичности по отношению к себе, повышенной требовательности к заботе других о себе и т. д. Инфантильная личность либо не знает или не пытается предположить последствия своих действий, либо оправдывает себя обстоятельствами, пытаясь таким образом избежать ответственности, которая для нее совпадает с наказанием.

Возможны различные способы избегания ответственности. Например, анализируя поведение человека в толпе, многие исследователи отмечают, что чем больше людей сосредоточено в одном месте, тем слабее в каждом из них проявляется чувство ответственности. Благодаря численности возникает сознание непреодолимой силы и в то же время анонимности, толпа устанавливает свои законы - законы хаоса и стихии (толпа замещает собой в этот момент общество, государство), и человек легко утрачивает прежнюю ответственность. Избежать самостоятельного решения, а следовательно и, чувства ответственности за него можно, выразив согласие с решением группы, семьи.

Часто выполнение приказа, требований начальника, своих профессиональных или гражданских обязанностей происходит на уровне автоматизированных действий. Эти действия не считаются своими, они не контролируются с точки зрения внутренних ценностей, следовательно, человек не просчитывает возможные последствия предпринимаемых действий, не заботится об исходе дела. Э. Фромм ввел в психологию понятие «автоматического конформизма». Это механизм, с помощью которого человек перестает быть самим собой, полностью усваивает тот тип личности, который ему предлагают модели культуры, и полностью становится таким, как другие, и каким они его ожидают увидеть. Человек, который уничтожил свое индивидуальное «Я» и стал автоматом, не испытывает больше страха одиночества и бессилия. Субъективное переживание ответственности исчезает, так как все остальные ничем не отличаются от него. Ответственным за все становится общество, которое сделало человека таким, каков он есть.

Ответственность отличается от обязанности степенью внутренней осознанности. В обязанности сказывается элемент внешней принудительной силы. Ответственность можно рассматривать как частный случай проявления долга, конкретизацию его требований.

Об ответственности человека можно судить лишь по ее проявлениям в деятельности, поступках, отношении к людям, хотя конкретные социально-психологические исследования показали, что между внешне наблюдаемым поведением и ценностными установками отсутствует прямое соответствие. Таким образом, выполнение социальных норм может мало говорить об ответственности.

Структура ответственности как качества личности включает:

осознание необходимости действовать в соответствии с общественными требованиями и нормами как социальными ценностями;

осознание своей социальной ценности и общественной роли;

предвидение последствий выбора, решений, действий;

критичность и постоянный контроль за своими действиями, учет их последствий для других людей;

стремление к самоосуществлению, реализации себя в объективном мире;

самоотчет и самооценку;

готовность отвечать за свои действия;

социально ответственную деятельность.

Ответственность сотрудников в процессе выполнения своих рабочих обязанностей – очень важный момент. Часто подчиненные перекладывают ее на руководство, аргументируя это отсутствием полномочий. Хотя, по сути, это пример стандартного ухода от ответственности, который встречается в очень многих компаниях. Как научить подчиненных быть более ответственными?

В мастер-классе «Путь победителя: управленческая борьба» подробно описывает уловки сотрудников, которые применяются ими в отношении руководителя. Например, подчиненный обращается к начальнику с вопросом, как разрешить некоторую ситуацию. Начальник отвечает. Кто ответственен за результат разрешения ситуации? Конечно же, руководитель - по мнению подчиненного. Сотрудник доволен, вопрос решен, дискомфорт устранен. В случае, если что-то пойдет не так, с кого спросят? Ну конечно же с того, кто предложил вариант решения задачи.

Как научить подчиненных брать ответственность на себя? В ситуации, когда руководитель рассматривает вопрос сотрудника, он не должен предлагать свой вариант, а прямо спросить:

– А как бы вы ответили на данный вопрос?

В случае предоставления подчиненным нескольких альтернативных вариантов, руководителю также не следует указывать на один из них. Лучше уточнить:

– Какой ответ из трех вы считаете лучшим? Правильно. Зачем же вы ко мне пришли? Хотите, чтобы я за это отвечал?

Другой способ осадить уловки сотрудника, как отмечает Владимир Тарасов в своей книге , - нагрузить его ответственностью. Необходимо задать ему такую мотивацию, чтобы он осуществлял проверку задания для вас столь же добросовестно, как если бы он делал это для себя. Нагрузить ответственностью – это значит, построить в его картине мира технологическую цепочку, связывающую качество его проверки с неизбежными и важными лично для него следствиями. Отношение к мелочам показывает степень искусности в деле, жизненный и иной опыт, меру цивилизованности личности.

Ответственность – неудобное переживание, которое можно наблюдать не только в профессиональной деятельности, но и в личной жизни. Всегда хочется найти того, кто мог бы принять решение за нас, а еще лучше – полностью снять с нас ответственность. Каждый человек в своей жизни играет роль и подчиненного, и босса. Сам руководитель выступает в некоторых сферах жизни в роли подчиненного, и, безусловно, знает о всех уловках игры под названием «перенос ответственности».

Александр Фридман об ответственности подчиненных

Что такое ответственность подчиненных? Есть люди с разным порогом ответственности – у кого-то это качество развито лучше, у кого-то хуже. Люди с высоким коэффициентом осознанности продумывают свои действия, не нуждаются в подтверждении каждого своего шага, используют голову «по назначению». Таких людей можно условно назвать «самураями». Есть противоположный типаж – так называемые «растаманы». Они не в состоянии держать себя, ни за что не хотят и не могут отвечать. Существует и промежуточный тип людей, которые в разных ситуациях ведут себя как ответственно, так и безответственно, в зависимости от того, какими будут внешние обстоятельства.

Как повысить внешнюю ответственность сотрудников? рекомендует придерживаться таких правил:

  • разработать и внедрить систему координат (ввести правила, принципы, даже термины);
  • предоставить сотрудникам право вносить поправки в конструкцию этой системы;
  • настроить канал обратной связи между сотрудниками и руководителем;
  • контролировать исполнение подчиненными условий системы координат;
  • поощрять сотрудников, работающих по правилам системы.

Британский предприниматель Ричард Брэнсон говорил: «Если вы не знаете, как научить подчиненных самостоятельности, необходимо дать им свободу. Разрешайте сотрудникам приходить на работу в любое время, если человеку требуется двухмесячный отпуск – дайте!». Что ожидал бизнесмен от людей? Проявления лучших качеств – ответственности, самостоятельности в условиях свободы и отсутствии «канонов» на рабочем месте.
Можно ли согласиться с британским бизнесменом? Лишь отчасти. Далеко не все люди, помещенные в такие условия, проявят свои лучшие качества. Правильно воспользуются предоставленной свободой только люди с высокой степенью внутренней ответственности. Остальные будут рассматривать ее как благоприятную питательную среду для реализации своих задач, но не целей компании.

В чем секрет подхода к работе Брэнсона? Можно предположить, что в его компании хорошо поставлен отбор персонала, и людей с низким порогом ответственности просто не берут на работу. Второй вариант – человека без жесткого отбора принимают в компанию, предоставляют свободу, а затем смотрят, как он себя проявляет в процессе работы. Если не справился – увольняют. Несоблюдение таких условий привело бы к тому, что компания Брэнсона могла бы просто стать «пристанищем для ленивых и сытых котов».

Во многих западных компаниях проповедуются довольно жесткие принципы, о которых никто не говорит, но они общеизвестны, их знают «по умолчанию». Например, если человек просит длительный отпуск – да, пожалуйста, но сначала выполни задачи, которые ты должен сделать. Не сделаешь – полная ответственность за это на тебе.

Как повысить самостоятельность подчиненных: долой безответственность


Если проанализировать действия сотрудников в компании, можно определить степень их ответственности. Низкие показатели будут при наличии таких признаков:

1. Сотрудники постоянно и упорно выполняют массу бессмысленной, рутинной работы.
2. Отсутствует автономность в действиях: к задачам, которые могут быть выполнены одним человеком, дополнительно привлекаются коллеги.
3. Не определена ответственность за результаты работы: она перебрасывается от одного подчиненного к другому.
4. Сотрудники безынициативны, отсутствует мотивация.
5. Наблюдается высокая степень агрессии в коллективе.

Как еще повысить ответственность и самостоятельность подчиненных в компании? В первую очередь нужно внедрить изменения в корпоративную культуру, сделать анализ мотивационной системы. Это долгая индивидуальная работа со всеми звеньями компании – системный процесс должен затрагивать все сегменты организации.

Облегчает принятие решений в компании четкое наличие правил и инструкций в отношении бизнес-процессов. Ответственными должны быть все сотрудники, вне зависимости от их должностного положения. Под внимание службы работы с персоналом попадают, прежде всего, те отделы, в которых наблюдается низкая самостоятельность.

Шагом к повышению самостоятельности подчиненных является отказ от традиционной пирамиды управления и переход к децентрализации. Сотрудникам компании предоставляются новые границы возможностей. Они берут участие в обсуждении вопросов, бизнес-процессов, решении сложных рабочих моментов. Приветствуется инициативность, самостоятельная работа.

Например, в компании «Мастерфайбр» (Москва), вопрос, как повысить самостоятельность сотрудников, не поднимается. Подчиненным запрещено обращаться к руководству для решения возникшей проблемы. Существуют четкие правила: в отношении каких вопросов подчиненные полагаются на собственные полномочия, а в каких случаях им необходимо одобрение руководства, причем в письменной форме. Да, именно одобрение, но не решение. В письменном виде сотрудник направляет проблему и предлагает варианты ее разрешения. Руководитель изучает предоставленную информацию, одобряет один из вариантов или просит подобрать другой.

Решая рабочие проблемы за подчиненных, руководитель обесценивает их работу, превращая персонал компании в серую массу, состоящую из безынициативных, безответственных исполнителей.

Если сотруднику будет предоставлена возможность решить вопрос самостоятельно, он будет чувствовать себя более уверенно, относиться к своей организации «по-хозяйски» и проявлять ответственность в любых рабочих ситуациях, требующих правильного и быстрого решения.