Рефераты Изложения История

Задатки, способности, умения и навыки. Способности в психологической структуре личности Умения и способности к деятельности выведенная формула

Задатки, способности, умения и навыки

Данные нам от природы задатки – анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы – обусловливают предрасположенность к наиболее эффективным видам деятельности. В этом кроется тайна психической энергии врожденного задатка. Предрасположенность означает выраженную приспособленность к конкретной деятельности, внутреннюю побудительную тягу к ней. Предрасположенность к какой-либо деятельности, то есть задаток, – это генетическая программа наиболее легкого и потому приемлемого и приятного для индивида стиля существования. Задаток – словно некая свернутая пружина, стремящаяся распрямиться и действовать. Его энергия проявляется спонтанно. Нет задатка – нет соответствующей ему психической энергии. Если он есть, то заявляет о себе независимо от воли индивида. Его можно лишь подавить более мощной психической энергией. Например, сознательно не давая ему выхода, блокируя конкурирующими ценностями или потребностями. Чем отчетливее выражен задаток, тем ощутимее в поведении его энергетический момент – стремление «вырваться наружу», материализоваться. Вспомним, как активно заявляют о себе, например, музыкальные, изобразительные, математические и прочие наклонности – одаренный человек не может не проявлять их или скрывать. Им движет мощная психическая энергия природных потенций.

Развиваясь на основе практики, знаний и опыта, задатки служат почвой для развития различных способностей – это уже новая энергетическая сила. Она вбирает в себя энергоинформационную насыщенность знаний и опыта.

В результате обучения на основе задатков и способностей формируются умения – действия, регулируемые правилами и знаниями. Умения обладают внутренней энергией, которая сосредоточена в приобретенных алгоритмах действий, готовых к реализации.

Если умения многократно повторяются и, в конце концов, становятся автоматическими, возникают более сложные и хорошо сформированные действия – навыки: моторные, интеллектуальные, трудовые, коммуникативные. А что собой представляет всякий навык? Это энергетически емкая программа поведения, стремящаяся воплотиться в физических актах – деловых операциях, приемах труда и т. п., либо в интеллектуальных действиях, то есть в новой форме психической энергии.

Нельзя не восхищаться тем, как целеустремленно природа объединяет мощь психической энергии вокруг врожденных и приобретенных потенциалов. Механика удивительно изящна: энергия задатков преобразуется в новое усиленное качество – энергию способностей; способности подкрепляются энергией умений; умения переходят в еще более действенную и спонтанную силу – навыки. На этом энергетическое приращение не заканчивается. Приобретенный в процессе осуществления умений и навыков опыт обычно приводит к появлению все более совершенных умений и навыков, для развития которых требуются новые знания.

Столь вероятная последовательность во взаимодействии врожденных и приобретенных потенциалов личности, влияющих друг на друга, возможна благодаря тому, что каждый из них обладает психической энергией. Она передается от одного звена к другому, трансформируется, интенсифицируется или ослабевает, становится более или менее динамичной, определяя энергетическую сущность и проявления индивида. Происходящее напоминает своеобразный вечный двигатель, в котором одна потенция, обладающая психической энергией, побуждает другую. В конце концов внутри личности образуется замкнутый энергетический контур, который стимулирует активную самореализацию.

Психическая энергия различных врожденных и приобретенных потенциалов личности – задатков и способностей, навыков и умений, знаний и опыта – возникает вследствие того, что внутреннее непроизвольно стремится к внешнему воспроизведению, к воплощению в материализованных формах.

Материализация происходит в действиях, поступках, инициативах, результатах труда, в продуктах творчества, в интеллектуальной деятельности, в исполняемых ролях. Одаренный от природы человек, способности которого к тому же получили развитие и подкрепление знаниями, обладает столь мощной психической энергией, что ее хватает на разные виды творческой деятельности. Либо энергия столь велика, что нейтрализует или подавляет многие иные проявления личности. Такова «механика» эмоциональных проявлений одаренности – одержимости, неукротимой жажды деятельности до самозабвения. Вспомните, каким специфическим энергетическим полем обладают талантливые и гениальные люди. Их, как правило, окружает аура одухотворенности, особенно ощутимой в момент реализации задатков, когда они будто растворяются в процессе творчества. Они забывают о времени, не замечают происходящего, не думают о насущном. Они сливаются с результатом своих творений – будь то поэтические строки, танец, музыка, изобретение или ваяние. Они погружены в бурлящий поток психической энергии, которую продуцируют природные силы одаренности. Чудаковатость или экстравагантность гения целиком объяснима избытком психической энергии задатков и способностей, которая часто блокирует различные сферы его деятельности, кроме проявления «божьего дара».

Исследовательский рефлекс, любопытство и любознательность

По сути своей – это генетические программы познавательной активности многих высокоразвитых живых существ. Благодаря им происходит познание и оценка состояния окружающей среды, без чего невозможна адаптация к ней и выживание. Естественно, у человека данное «программное трио» действует на более высоком и слаженном уровне, чем у прочих животных, обладающих психикой.

Элементарная познавательная программа, обеспечивающая выживание, – исследовательский рефлекс. В нем преобладают инстинктивные силы, но уже есть элементы психической энергии. В этом легко убедиться, прослеживая «работу» рефлекса. Он побуждает животное внимательно наблюдать и обследовать среду обитания: что происходит, нет ли угрозы опасности, как бы чего не вышло. Мозг автоматически и без устали, на уровне подсознания, преобразует энергию внешних воздействий в психическую энергию. Происходит все по такой схеме:

Ощущения и восприятие фиксируют физические состояния и перемены в окружающей обстановке;

Энергия отраженных внешних воздействий приводит в действие память – вместилище идеального: полученные только что впечатления оживляют хранящиеся в ней образы;

Психический заряд образов заставляет «работать» мышление – происходит сопоставление новых впечатлений и старых образов, делаются выводы: благоприятна или чем-то угрожает окружающая среда.

Если зафиксированное состояние среды не соответствует хранящемуся в памяти образу, возникает чувство тревоги, беспокойства. Это психическая энергия, и она заставляет сделать то или иное умозаключение: надо предпринимать защитные меры, можно рисковать или надо сохранять спокойствие. Исследовательский рефлекс – надежное орудие выживания, тем не менее, животное, ведущее подвижный образ жизни, не может обходиться только с его помощью. Ведь исследовательский рефлекс позволяет лишь фиксировать и оценивать состояние окружающей среды. Но она изменчива и порой неожиданна, что заставляет животное заглядывать за границы очевидного и вероятного. Иначе не упредить события, не предвосхитить сокрытое, не разглядеть опасное.

В действие вступает любопытство – более мощная программа познавательной активности, сопровождаемая эмоцией. В любопытстве участвует психическая энергия некогда свершившегося случайного открытия – оно привело к неожиданному, к удивлению.

Любопытство движимо психической энергией предвосхищения новизны – неизведанных ощущений и открытий.

Психика ужасно «любопытна» – ей необходимы перемены, открытия и потрясения. Механизм любопытства принципиально одинаков в самых разных проявлениях. У кошки, обнюхивающей углы и предметы в новой ситуации. У младенца, который реагирует на новую игрушку, ощупывая и беря в рот, стараясь заглянуть в ее нутро. У женщины – искательницы любовных приключений, жаждущей резких поворотов судьбы и встреч с неожиданностями. У мужчины, испытывающего страсть к переменам в пространстве и во времени. Суть любопытства в том, что психика совершает колебания: от состояния привычного – к новому, от устаревшего – к неизведанному, от интереса – к скуке. Одни участки мозга временно задействованы и постепенно «утомляются», другие под влиянием нового подключаются и приступают к работе. Но и они в скором времени адаптируются и будут ждать отдыха. Под влиянием внутренних и внешних воздействий в мозге периодически происходит смена зон активного действия.

В «периоде колебания», в процессе сдвига от пережитого и известного к новому и неизведанному, порождается психическая энергия приятного состояния.

Вот почему для любопытных обыкновенно важнее процесс познания, чем предмет познания и триумф победы. Приятное состояние «периода колебания» хочется повторить. Вот почему любопытство, если оно присуще данному человеку, приходит к нему всерьез и надолго.

Любознательность – более высокая ступень познавательной активности, свойственная людям. Любознательность – это уже устойчивая черта личности, обладающей определенными задатками и воспитанной в определенных условиях. На любознательность «работает» психическая энергия многих проявлений идеального; переживание радости открытий, стремление к новому знанию, к разгадке глубоких тайн и сложных явлений, движущая сила знаний и опыта. Исключительную роль играет, конечно, интеллект.

Интеллект

Психическая энергия интеллекта кроется в его природных потенциалах – в качестве его организованности как системы. Известно, что любая хорошо организованная система исполняет свои функции лучше, чем плохо организованная. Хороший интеллект является мощным источником психической энергии.

Интеллект, как и любая способность, действует по принципу «одаренности», то есть в зависимости от качества и организованности своих подструктур.

Таковыми являются познавательные психические процессы – восприятие, память, представления, внимание, мышление. При этом каждый познавательный процесс – вполне самостоятельный источник психической энергии. Возьмем восприятие. Чем активнее, интенсивнее и шире оно проявляет себя, тем больше производит психической энергии. Ведь восприятие формирует образы окружающей действительности и впечатления от внутренних состояний. Каждый образ или впечатление – фрагмент идеального, информационно-энергетическая модель, слепок реальности.

Образ – компактная и удобная для хранения в мозге единица идеального, обладающая зарядом психической энергии.

До поры до времени образы хранятся в памяти, но настанет момент, когда сконцентрированная в них энергия начнет действовать. Образ порождает радостное или грустное воспоминание. Образ побуждает продвигаться к намеченной цели, влечет и манит. Образ придает смысл нашим поступкам. Он выступает мерой при оценке новых впечатлений. Психическая энергия образа заставляет действовать мысль: как, что, в какой последовательности надо осуществить, чтобы желаемое воплотилось в действительность.

Не оставляет сомнений энергетическая природа памяти. В ней хранятся очень разные по своему происхождению информационно-энергетические носители идеального: образы предметов и людей, житейский опыт и профессиональные знания, сведения из области науки и культуры, свойства физических и химических веществ, впечатления детства, отрочества и юности и т. д. Влияние памяти на внутреннюю и внешнюю активность личности столь огромно, что порой оказывает деструктивное действие на психику и отношения с окружающими. Не случайно мы говорим: «память не дает покоя», «тревожат воспоминания», «воспоминания возникают сами собой». Энергетическое содержание памяти определяет не только объем, но и качество хранящейся в ней информации. Преобладание позитивно или негативно эмоционально окрашенных эпизодов, как известно, влияет на состояние личности, ее коммуникативный стиль и характер взаимодействия с партнерами.

Мощнейший источник психической энергии – мышление. От природы мышление человека «начинено» многочисленными и подходящими для разных случаев программами – операциями: анализ, синтез, классификация, типология явлений и предметов, определение вероятности развития и наступления событий, построение суждений и умозаключений и т. д. Мыслительные программы – это потенциальные информационно-энергетические силы. Своего рода сжатые пружины, готовые в нужный момент распрямиться и действовать.

Разнообразие и качественный уровень мыслительных программ, доступных индивиду, определяет силу и коммуникативные свойства его психической энергии, порождаемой интеллектом.

Какие мыслительные операции свойственны вам более всего? Вам лучше всего удается, как Шерлоку Холмсу, идти от частного к общему или, как философу-марксисту, от общей теории к частному? Вы запросто оперируете понятиями? Если с операциями мышления обстоит все благополучно, вы продуцируете вовне достаточно мощную энергетику интеллекта. Она привлекает внимание столь же интеллектуальных партнеров, побуждает их к ответной работе ума.

Если какие-либо мыслительные операции «западают» или несвойственны вам, то на их месте образуется энергетический вакуум. Слабые интеллектуальные потенции сопровождаются хилой психической энергией. Интеллект, имеющий недостатки, порождает искаженные образы действительности, строит сомнительные или ложные выводы. В итоге он формирует уродливое энергетическое биополе, в котором неуютно чувствует себя партнер, обладающий нормативным интеллектом.

Планы, цели, намерения

Это продукты интеллектуальной деятельности, обладающие запасом психической энергии. Откуда она берется? Во-первых, это формы проявления идеального, а оно, как мы признали, является носителем информации и энергии. Во-вторых, планы, цели и намерения связаны с выживанием, точнее с одной из его форм – целенаправленной саморегуляцией. А все, что обеспечивает выживание, оснащено энергией.

Энергия «планов» порождается за счет того, что человек от природы запрограммирован выживать при помощи целенаправленного воздействия на внутреннюю и внешнюю среду.

Что это означает? Природа устроила людей так, что они способны активно влиять на внешнюю и внутреннюю действительность, приспосабливая ее для себя. Не только адаптироваться в среде, как большинство живых существ, но менять ее соответственно своим целям, потребностям, идеям. Цепь психологических событий при этом такая:

Обследовав и оценив действительность, человек осознает ее неудовлетворительное состояние;

Возникает переживание неудовлетворенности средой (угроза разрушительного влияния, несовпадение с имеющимся опытом, отсутствие нужного поведения);

Это побуждает находить выход – намечать цели, строить планы, упорядочивать намерения.

Как видим, в энергетическом механизме «планов» множество принудительных сил, управляющих психикой. Иногда общество или отдельная личность оказывается жертвой собственных намерений. Помните у К. Маркса: «Теория, овладев сознанием масс, становится материальной силой». Комментируя верное высказывание классика, можно уточнить: психическая энергия планов, целей, намерений, действительно, способна преобразовываться в материальные формы ее проявления – в действия и поступки. При этом качество психической энергии «планов», бесспорно, влияет на окружающих. Не вызывает сомнения справедливость житейского вывода о «чистоте помыслов» – добрые цели, планы и намерения обладают запасом положительной психической энергии, благотворно влияющей на окружающих.

Привычки, привязанности, вкусы

Эти проявления личности концентрируют в себе энергию прижизненно усвоенной информации. Чем лучше и многообразнее сформированные привычки, привязанности, вкусы, тем более они энергетизированы. Кроме того, они обладают дополнительной энергетической потенцией, поскольку представляет собой набор алгоритмов – привычных, заученных, последовательных действий и оценок. Всякий алгоритм обладает спонтанной энергией, образующейся за счет того, что он стремится к воспроизведению. Человек использует алгоритмы, потому что они облегчают реализацию деятельности, направляют ее по пути наименьшего сопротивления.

Демонстрируя привычки, привязанности, вкусы, индивид направляет свою психическую деятельность по проторенным путям, за счет чего появляется энергия свободы и легкости.

Так река набирает силу, устремляясь по проложенному руслу. Устойчивость привычек, диктат привязанностей, навязчивость вкусов объясняется легкостью протекания психических процессов, которая приносит некоторое удовлетворение человеку.

Идеалы, ценности, убеждения

Идеалы, ценности, убеждения – это основные компоненты психики, составляющие в ней уровень сознательного. Оно образуется в результате оценок, доводов, споров человека с самим собой или с окружающими. Надо признать: мир сознательного – мощнейший источник психической энергии. Во-первых, потому что сознательное хранит в себе огромное количество информации, полученной при жизни. Ее энергетическое напряжение зависит не только от количества единиц хранения, но и от вложенного смысла, силы и убедительности доводов, которыми личность поддерживает свое сознание. Попробуйте отнять у кого-либо его веру, попытайтесь убедить кого-либо в спорности его взглядов или сомнительности оценок. Вы обязательно натолкнетесь на сопротивление и неприятие ваших попыток. Это психическая энергия партнера противодействует чуждому воздействию. Во-вторых, идеалы, ценности, убеждения высоко энергетизированы за счет того, что они живут своей жизнью: появляются, развиваются, трансформируются, исчезают, а главное, – противоречат друг другу. Когда элементы сознания противоречивы, возникает еще одна энергетическая предпосылка. Человек устроен так, что вольно или невольно стремится к некоторой упорядоченности своего внутреннего мира, преодолению внутреннего конфликта. Таково условие его нормального бытия. Деструкция и дисгармония на уровне сознательного делает личность неполноценной, наполняет переживаниями и страданиями.

Человек стремится избавиться от внутренней дисгармонии, преодолеть противоречия между компонентами своего сознания – таков дополнительный источник психической энергии.

Желая устранить дисгармонию между отдельными компонентами своего сознания, человек прибегает к различным осмысленным хитростям и бессознательным уловкам. Он игнорирует истину, если она не совпадает с его идеалами, ценностями, убеждениями. Он искажает не устраивающие его сведения, принижает роль достоверных фактов, недооценивает силу оппонентов. Ему хочется увидеть то, чего нет в действительности. Он избегает правды и лжет. И все это ради одного – избавиться от психологического дискомфорта, обусловленного конфликтом тех или иных компонентов идеального. Но игнорировать объективность почти невозможно, она вновь и вновь являет свое подлинное лицо. Это заставляет человека еще и еще раз прибегать к механизмам психологической защиты, травмировать себя и окружающих. Психическая энергия «идеалов» постоянно циркулирует между партнерами.

Интересы и мотивы

Интересы и мотивы – связующие звенья между внутренним и внешним. Обе психические реалии отражают стремление человека повлиять на соотношение внутреннего и внешнего. Свои состояния, потребности, задатки, умения, ценности, то есть внутреннее, человек почему-либо стремится согласовать или подчинить внешнему – требованиям, условиям, мнениям окружающих, свойствам предметов. В интересах и мотивах заключена программа, объясняющая прежде всего самому индивиду его собственные действия: зачем и почему он должен влиять на внешнюю среду или на свой внутренний мир. Такая программа и есть источник психической энергии. При этом любой интерес выражает объяснительную программу действий человека, основанную на знании свойств и ценностей внешней среды – предметов, явлений, людей. Мотивы определяют программу действий, продиктованную внутренними состояниями.

Таким образом, энергетический потенциал интересов и мотивов обусловлен движущей силой программ, с помощью которых человек более или менее отчетливо и решительно (отсюда величина энергии) формулирует для себя и для других объяснение своих действий.

Подсознательное и бессознательное

Подсознательное и бессознательное в личности – ее вторая сущность, обладающая не меньшим энергетическим потенциалом, чем мир сознательного. На подсознательном уровне, как и на сознательном, заявляют о себе задатки и способности, навыки и умения, опыт и знания, потребности и намерения, привычки и привязанности, интересы и мотивы. За счет подсознательного (предсознательного и бессознательного) личность, по крайней мере, удваивается, становится объемнее, глубже, сложнее. Соответственно, увеличивается ее психическая энергия. Кроме того, в анналах подсознательного вмещаются подавляемые идеи, наклонности, аморальные и импульсивные тенденции, которые личность не хочет или не может осознать в себе, чтобы не нарушить психологический комфорт или хотя бы сохранить переносимое представление о собственном Я.

Бессознательное является постоянно действующим источником психической энергии, готовой материализоваться в иных разных ее проявлениях и поведенческих актах.

По 3. Фрейду, бессознательное и подсознательное проявляются, в частности, в агрессии, страхах, запретных влечениях, упрямстве, жестокости, садизме, в стремлении делать зло или в форме так называемых малых симптомов – оговорок, шуток, парадоксов, описок. При невозможности «прорваться» сквозь блокаду сознательного эта психическая энергия подталкивает личность изнутри, деформирует и делает аномальной. Сублимация (переадресовка психической энергии), неврозы, ассоциации, сновидения и регрессии (примитивное поведение) также являются формами проявления и нейтрализации психической энергии.

Психическая энергия – важнейший атрибут воли. Когда мы размышляем о воле, то не случайно употребляем слова, показывающие связь с энергией: надо мобилизоваться, сдержать свои порывы, напрячь силы, превозмочь усталость и апатию. Воля – способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия. Такого рода препятствия возникают в форме психических энергий, когда человек переживает действие разнонаправленных или противоположных сил, тенденций. Конфликт энергий может быть преодолен только за счет увеличения той или иной противоборствующей энергетической силы. Возобладает та сила, которую «поддержит» наш разум или эмоция.

Волевое усилие – это энергия мысли или эмоции, с помощью которой мы осуществляем переадресовку психической энергии от одного энергетического источника к другому.

Воля преодолевает конфликт разнонаправленных психических энергий и посылает сигнал психической энергии на физиологический уровень, где приходят в действие иные формы энергии, в частности, механическая. В результате человек заставляет себя трудиться, менять образ жизни, преодолевать расстояния. Переделывать плохо сделанную работу и т. п.

Итак, мы упомянули некоторые источники психической энергии и показали их связь с эмоциями. Прочие еще предстоит обсудить на страницах этой книги – их нормальное и аномальное действие, значение в разных сферах – в деловом общении, любви, семье, принципы и закономерности их проявления. Тем не менее изложенного достаточно, чтобы убедиться в следующем:

Психическая энергия – реальное явление внутреннего мира человека и его взаимодействия с окружающими;

Источники психической энергии разнообразны и охватывают практически весь спектр психического – потребности, задатки, умения, познавательную активность, привычки и привязанности, интересы и мотивы, идеалы и убеждения, волю, сознательное и подсознательное;

Психическая энергия, генерируемая различными источниками, непременно задевает область эмоций. Они как бы «встроены» в различные аспекты поведения и являются неотъемлемой частью энергетики человека.

Общие положения

Способности - индивидуальные особенности личности, обеспечиваю­щие успех в деятельности и легкость овладения ею.

Талант - высшая степень спо­собностей личности к определенной деятельности.

Задатки - некоторые генетиче­ски детерминированные анатомо-фи-зиологические особенности нервной системы, являющиеся индивидуально-природной предпосылкой формирова­ния и развития способностей.

Одаренность общая - единство общих способностей человека, обус­ловливающее диапазон его интеллек­туальных возможностей, уровень и своеобразие его деятельности.

Гениальность - высшая степень творческих проявлений личности.

От способностей зависит скорость, глубина легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся

Исследованиями установлено, что способности - прижизненные образования, что их развитие идет в процессе индивидуальной жизни, что среда, воспитание активно формируют их.

Способности - понятие динами­ческое, их формирование определен­ным образом происходит в процессе организованной деятельности.

Глубокий анализ проблемы способ­ностей был дан Б.М. Тепловым. В по­нятии «способности» по его мнению заключено следующее: «Во-первых под способностями разумеются инди­видуально-психологические особенно­сти, отличающие одного человека от другого... Во-вторых, способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности вы­полнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-треть­их, понятие «способность» не сводит­ся к тем знаниям, навыкам или уме­ниям, которые уже выработаны у дан­ного человека».

Характерным для задатков яв­ляется то, что они сами по себе еще ни на что не направлены. Задатки влия­ют, но не решающим образом на про­цесс формирования и развития спо­собностей, которые формируются при­жизненно в процессе деятельности и воспитания.

К основным составляющим при­родных различий спосбностей могут быть отнесены: определенные свой­ства нервной системы, познавательная активность и саморегуляция, особенно­сти строения анализаторов. Задатки многозначны, они обуславливают:

разные пути формирования способ­ностей,

влияют на уровень достижения, быстроту развития.

На формирование способностей влияет ряд условий. Это - теорети­ческий и практический опыт, знания; физическая и умственная активность, связанная с выполнением конкретных целей и приобщением к различным видам игры, учения, труда; наблюда­тельность, хорошая память, яркость воображения.

Способности, считал Б.М. Теплов, находятся в постоянном развитии. Способности, которые не развиваются на практике, со временем гаснут. Толь­ко постоянно совершенствуясь в му­зыке, рисовании, техническом творче­стве, математике, можно поддерживать и развивать способности в соответ­ствующей деятельности.

Для способностей характерны за­меняемость, большие компенсаторные возможности.

В этом плане обычно разли­чают:

общие способности (такие инди­видуальные свойства личности, ко­торые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овла­дении знаниями и осуществлении раз­личных видов деятельности);

специальные способности (систе­ма свойств личности, которые помо­гают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности). Специальные способности органичес­ки связаны с общими. Специальные способности: литературные, математические, пе­дагогические, художественные.

Одна и та же способность может быть разной по степени развития.

Талант - высокий уровень разви­тия способности, обеспечивающий выдающихся успехов в том или ином виде деятельности. Гениальность - высший уровень развития способностей, делающий его выдающейся личностью в соответствующей сфере деятельности.

Принадлежность личности к одному из трех человеческих типов: «художественному», «мыслительному» и «промежуточному» (по терминологии И.П. Павлова) - определяет в значительной мере особенности их способностей.

Относительное преобладание первой сигнальной системы в психической деятельности человека характеризует художественный тип, от­носительное преобладание второй сиг­нальной системы - мыслительный гип, примерно равное их представи­тельство - средний тип людей. Эти различия в современной науке связы­вают с функциями левого (словесно-логического) и правого (образного) полушарий головного мозга.

Для художественного типа свой­ственна яркость образов, для мысли­тельного типа - преобладание аб­стракций, логических построений.

У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них может быть более значительной, чем другие. С другой стороны, у раз­личных людей наблюдаются одни и те же способности, но различающиеся между собой по уровню развития.

1) Общая характеристика способностей человека

Под способностями понимают та­кие индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного вы­полнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.

Если суммировать существующие в настоящее время подходов к исследованию способностей, то их можно свести к трем основным типам. В первом случае под способностями пони­мают совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наи­более широкое и самое старое толкование термина «способности». С точки зрения второго подхода под способностями понимают высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии ХVIП-Х1Х вв. и достаточно часто встречается в настоящее время. Третий подход основан на утверждении о том, что способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое при­обретение, закрепление и эффективное использование на практике.

В отечественной психологии экспериментальные исследования способностей чаще всего строятся на основе последнего подхода. Наибольший вклад в его раз­витие внес известный отечественный ученый Б. М. Теплов.Он выделил следую­щие три основных признака понятия «способность».

Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные осо­бенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения ка­кой-либо деятельности или многих деятельностей.

В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

В повседневной практике понятия «способности» и «навыки» часто отождествляют, что приводит к ошибочным выводам, особенно в педагоги­ческой практике. (Классическим примером такого рода может служить неудачная попытка В. И. Сурикова, ставшего впоследствии знаменитым художником, посту­пить в Академию художеств. Хотя выдающиеся способности Сурикова прояви­лись достаточно рано, необходимых умений и навыков в рисовании у него еще не было. Академические педагоги отказали Сурикову в поступлении в академию. Более того, инспектор академии, просмотрев представленные Суриковым рисун­ки, заявил: «За такие рисунки вам даже мимо академии надо запретить ходить». Ошибка преподавателей академии заключалась в том, что они не сумели отличить отсутствие умений и навыков от отсутствия способностей. Суриков делом дока­зал их ошибку, овладев в течение трех месяцев нужными умениями, в результате чего те же педагоги сочли его на этот раз достойным зачисления в академию).

Несмотря на то, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, это не означает, что они никак не связаны со знаниями и умениями. От способно­стей зависят легкость и быстрота приобретения знаний, умений и навыков. При­обретение же этих знаний и умений, в свою очередь, содействует дальнейшему развитию способностей, тогда как отсутствие соответствующих навыков и знаний является тормозом для развития способностей.

Способности, считал Б. М. Теплов, не могут существовать иначе как в посто­янном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на прак­тике человек перестает пользоваться, со временем утрачивается. Только благода­ря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и худо­жественное творчество, математика, спорт и т. п., мы поддерживаем и развиваем у себя соответствующие способности.

Следует отметить, что успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными спо­собами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более высокого развития других. «Од­ной из важнейших особенностей психики человека, - писал Б. М. Теплов, - явля­ется возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, ко­торая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвиты­ми у данного человека».

^

Методика 31. «Анализ значимых личностных качеств»

Если ты хочешь получить советы специалистов при выборе профессии, выполни представленные ниже задания:

Задатки дарований есть у каждого человека, в соответствии с ними нужно выбрать профессию.

^ Выполняя следующий тест, подчеркни тот признак одаренности, который проявляется у тебя в наибольшей мере:

Хорошая память;

Наблюдательность;

Сообразительность;

Тонкость и точность движений и действий;

Тонкое обоняние;

Умение различать цвета и их оттенки;

Рассудительность;

Здравый смысл;

Устойчивый интерес ко всем наукам;

Высокая умственная работоспособность;

Увлеченность техникой;

Умение конструировать, моделировать;

Интерес к экспериментам;

Любовь к детям и стремление постоянно быть с ними;

Страсть к путешествиям, желание много увидеть;

Любовь к природе, к животным;

Интерес к кулинарии;

Постоянно испытываемое удовольствие от общения;

Свои наблюдения __________________________________

Чем ты отличаешься от других?
___________________________________________________
В чем превосходишь своих сверстников?
В чем отстаешь от них?
__________________________________________________________________________________________________________

^ Некоторыми профессиями невозможно овладеть при определенных недостатках, которые называются противопоказаниями к профессии. Перечисли их:

Аллергия на пищу, запахи, шерсть, пыль, растения и др.;

Плохое здоровье;

Болезненность;

Быстрая утомляемость;

Повышенная нервная чувствительность;

Раздражительность;

Нетерпеливость;

Боязнь крови, человеческих страданий;

Вспыльчивость, неуравновешенность;

Быстрая утомляемость от общения с людьми;

Неаккуратность, неряшливость;

Небрежное отношение к работе и быту;

Отсутствие выдержки;

Конфликтность в отношениях со сверстниками и взрослыми;

Нежелание переделывать плохо выполненную работу.
^ Какие из названных ниже профессий ты предпочтешь, если другого выбора не будет:

Моторист;

Милиционер;

Строитель;

Продавец;

Кулинар;

Овощевод…. (подчеркните свой вариант выбора).
^ Подчеркни профессиональные черты того человека, который для тебя является образцом:

Знание своего дела;

Вдумчивость;

Пытливость;

Цепкость в работе;

Творческий склад ума;

Нестандартность мышления;

Умение быть простым, доступным в общении с людьми;

Требовательность к себе и своей работе;

Высокая результативность труда и качество его выполнения;

Полная самоотдача в любом деле;

Умение учитывать условия и обстоятельства;

Умение преодолевать трудности;

Уверенность в своих силах.
^ Подчеркни требования к своей будущей профессии:

Отсутствие чрезмерной физической нагрузки;

Конкретные результаты;

Возможность творчества;

Возможность заниматься любимым делом;

Общение с интересными людьми;

Высокая общественная значимость;

Разнообразие в содержании работы;

Свободное время;

Возможность самому регулировать рабочее время.
^ Какой учебный является твоим любимым и почему (?):

(люблю ………………...… (учебный предмет), потому что):

Он легко усваивается;

Развивает хорошо ум и способности;

Нравится преподаватель этого предмета и мои

Взаимоотношения с ним;

Нравится, как преподают этот предмет;

Знание этого предмета необходимо для поступления в

Институт;

Знание этого предмета пригодится для будущей

Профессии;

Испытываю постоянное чувство успеха в освоении этой

- ……………………..………………………..(своя причина).
Анализ ответов учащихся может дать психологу первичную информацию о них:

Интересах;

Склонностях;

Увлечениях;

Способностях;

Возможностях;

Характере мотивации выбора профессии;

Уровне самооценки;

О главных направлениях профориентационной работы при

Последующих встречах с ребенком.
^ Бланк для выделенных ответов.


1

Твои способности, одаренности, природные задатки, проявившиеся в большей мере... (выдели 2-3 призн-ка).

2

Чем отличаешься от других? В чем превзошел своих сверстников. В чем отстаешь от них?

3

Твои недостатки, которые возможно мешают тебе и могут считаться как «противопоказания» к профессии.


4

Какие профессии из предложенных предпочтешь, если другого выбора не будет?


5

Профессиональные черты личности – твой образец человека (твой идеал).

6

Какие требования ты выдвигаешь к своей будущей профессии?

7

Какой твой любимый школьный предмет и почему...

^ Анализ ответов:

Вывод :_________________________________________________

_______________________________________________________

Методика 32. «Теппинг-тест».

(Определение типа нервной системы).
Тест определяет один из пяти типов нервной системы:

– по уровню нейродинамики (сила-слабость):

1 тип – сильный тип нервной системы;

2 тип – средне-сильный тип нервной системы;

3 тип – средний тип нервной системы;

4 тип – средне слабый тип нервной системы;

5 тип – слабый тип нервной системы.
– по уровню психодинамики (подвижность- инертность):

1 тип (45-50 точек) – высокая подвижность;

2 тип (35-45 точек) – средневысокая подвижность;

3 тип (25-35 точек) – средняя подвижность;

4 тип (20-25 точек) – склонность к инертности;

5 тип (до 20 точек) – ярко выраженная инертность.
^ Ход работы:

В течение 5 секунд в каждом из 8 квадратов вы должны поставить как можно больше точек, держа руку на весу. Идет подсчет точек в каждом квадрате, строится график, определяется тип нервной системы. Задание выполняется для каждой руки отдельно.

^ Бланк к теппинг-тесту:


I
4

II
3

III
2

IV
1

VIII
5

VII
6

VI
7

V
8

В бланке арабскими цифрами обозначен порядок работы «Правой рукой», а римскими – порядок работы «Левой рукой».

Результаты, полученные с помощью «бланка к теппинг-тесту», необходимо занести в «график нейродинамических процессов». С помощью графика определите «силу-слабость» и «подвижность-инертность» нервных процессов испытуемого.

^ График нейродинамических процессов:

(Представить две кривые – на левую и правую руку отдельно).

Кол.точек :

^ Кол. 1 2 3 4 5 6 7 8

клеток:

Обработка результатов:

Обработка производится по анализу графической кривой.

I. Сила-слабость:


  1. Средний тип нервной системы:

  1. Низкий тип нервной системы:
II. Подвижность-инертность:

  1. Подвижный тип – ближе к 50 точкам

  2. Слабо-подвижный – 25-35 точкам

  3. Инертный тип – ближе к 10 точкам.
В случае, когда в ходе профессиональной консультации выявляются четко выраженные профессиональные намерения, возникает вопрос, а сможет ли ученик в полной мере овладеть избранной профессией, какой ценой он добьется в ней успеха, т.е. речь идет о соответствии возможностей и способностей -интересам и склонностям . Иногда психолог уже в ходе первичной консультации видит явное несоответствие выбора ученика его возможностям. В этом случае ему необходимо изучить «общие» и «специальные» способности ребенка, чтобы подсказать ему правильный выбор. Речь идет об исследовании:

  • типологических свойств нервной системы;

  • психических процессов;

  • психомоторных процессов;

  • психических состояний.

Выводы: ___________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
^ Тема VI. Работа с документацией

по профессиональному самоопределению
Методика 33. «Бланки документов психолога-
профконсультанта».

Бланк 1. Лист первичного обращения.
Формулировка причины обращения к профконсультанту:

______________________________________________________________________________________________________________

Сведения о членах семьи (образование, работающие, неработающие)______________________________________________

_______________________________________________________

1. Информативность оптанта о мире профессий:

А) полная ________________________________________

Б) недостаточная__________________________________

В) отсутствует ____________________________________

Г) другое _________________________________________

2. Наличие профессионального плана у оптанта:

А) предполагаемая профессия _______________________

Б) учебное заведение ______________________________

3. Сформированность у оптанта профессионального плана:

А) сформирован ___________________________________

Б) частично сформирован __________________________

В) не сформирован ________________________________

Г) другое ________________________________________

4. Осознанность выбора профессии оптантом ____________ _______________________________________________________

5. Ведущие мотивы оптанта в выборе профессии: ________

______________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата ________ Подпись профконсультанта ___________

^ Бланк 2. Лист итоговых результатов профдиагностики в профконсультации.


  1. Сведения из «Анкеты оптанта»:
_______________________________________________________

А) любимые занятия _____________________________________

В) опыт работы __________________________________________

Г) успешность обучения по дисциплинам:

Естественным ________________________________________

Точным _____________________________________________

Гуманитарным _______________________________________

Труду ______________________________________________


  1. ^ Анкета профессионального самоопределения:
_______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

3. Анкета «Твоя будущая взрослая жизнь»

_______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________


  1. Готовность на материальные жертвы:
_ ______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

^ 5. Беседа «Стандартизированное интервью»

_______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

6. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО):

Вариант 1_________________________________________

Вариант 2_________________________________________

Вариант 3_________________________________________

Результаты профессиональной направленности личности (итоговый вариант): П___Т___Ч___З___Х___

^ 7. Определение направленности на цель труда:

Г ___ П ___ И ____

8. Орудия и средства труда: Р___А___М___П__Ф___

9. Различные аспекты деятельности:

а) степень проблемности трудовых ситуаций: Н___ С___ В___

Б) социально-психологические параметры:

К___ С___В___

В) эмоционально-волевые параметры: О___У___ П/Н___

^ 10. Умения и способности к деятельности: (выведенная формула)

______________________________________________________________________________________________________________

^ 11. Выявленные профессии по формуле:

_______________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

^ 12. Карта интересов (сведения о познавательных интересах):


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14



16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

^ 13. Классификатор и опросник профессий Дж. Голланда: (сведения о взаимосвязи типа личности и сферы профессиональной деятельности)

_______________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________

14. «Мечты о профессиях»:

_______________________________________________________

^ 15. Опросник Йовайши: (сведения о сфере профессиональных предпочтений)

_______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

^ 16. Опросник профессиональных склонностей Л.Н.Кабардова

_______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________

^ 17. Выраженность профессиональных интересов и склонностей:

А) ярко выражены (в какой области деятельности?)_____

_______________________________________________________ _______________________________________________________

Б) не выражены__________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

^ 18. Опросник профессиональных предпочтений Д. Голланда:

а)вариант 1 ______________________________________

_______________________________________________________

б)вариант 2______________________________________

_______________________________________________________

^ 19. Матрица выбора профессии.

_______________________________________________________

^ 20. Потребность в достижениях:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Ведущие мотивы деятельности:
_______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________


  1. Мотивы выбора профессии:
_______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________


  1. ^ Личностный опросник Кэттэлла:

14

13


12

9


8

5


4

0

МД А В С Е F G H I L M N O Q1 Q2 Q3 Q4

МД – самооценка;

А – замкнутость-общительность; В – интеллект;

С – эмоциональная неустойчивость– устойчивость;

Е – подчиненность – доминантность;

F – сдержанность - экспрессивность;

G - моральное непостоянство–высокая нормативность повеления;

H - робость–смелость;

I - жесткость–чувствительность (эмпатия);


L – доверчивость – подозрительность (тревога);

M - практичность– развитое воображение (творчество);

N – наивность – принципиальность;

O - уверенность в себе–тревожность;

Q1 - консерватизм–радикализм; Q2 - зависимость от группы –самостоятельность;

Q3 - низкий самоконтроль –высокий самоконтроль;

Q4 – расслабленность – напряженность.


__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Личностный опросник Томаса (выявление степени конфликтности):________________________________
______________________________________________________________________________________________________________

  1. Опросник «Коммуникативных» и «Организационных» склонностей (КОС):________________________
а) Кс – 1, 2, 3, 4, 5; Уровень:___________________

Б) Ос - 1, 2, 3, 4, 5. Уровень:___________________

^ 26. Тест «Самооценка»: (результат)__________________

_______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

^ 27. Самооценка деловых качеств:

_______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

28. Уровень притязаний (моторная проба):

_______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

^ 29. Анализ значимых личностных качеств:

_______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

30. Определение типа нервной системы:

_______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

^ Результаты профдиагностики:

______________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

Дата: __________________________________________

Консультант: ______________________________________
^ Бланк 3. Лист заключения психолога по

профессиональному консультированию клиента.

Фамилия ___________________________________________

Имя _______________________________________________

Отчество ___________________________________________

Возраст ____________________________________________

Адрес проживания __________________________________

___________________________________________________

Телефон ___________________________________________

Учебное заведение __________________________________

Класс\ курс\ группа _________________________________

Оптант (не) нуждается в углублённой профконсультации:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пути профессионализации:____________________________
______________________________________________________________________________________________________________

Запасной вариант профессионального выбора: __________
______________________________________________________________________________________________________________

Противопоказанные сферы деятельности: _______________
______________________________________________________________________________________________________________

Сформированность профплана после консультации: ______

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы психолога-консультанта:______________________

______________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________

Виза лица, проводившего психологическую профконсультацию, профдиагностику _________________________________ _______________________________________________________

Дата __________ Подпись профконсультанта ____________

^ Бланк 4. Пример составления отчета по результатам

первичной индивидуально-психологической

профконсультации.
В результате анализа «Карты первичной профконсультации» выявлено несколько ситуаций выбора профессий. Информированность о мире профессий хорошая, профессиональный план частично сформирован.

1. По результатам изучения ведущих мотивов установлено: профессиональные мотивы адекватно сформированы; более значимы мотивы собственного труда, социальной значимости и самоутверждения в труде; менее значимы мотивы профессионального мастерства.

2. Данные профессиональной направленности на предмет труда (опросник ДДО) показывают, что предпочтения отдаются следующим группам профессий:

- «Человек-Техника» - наибольшее предпочтение;

- «Человек-Пирода», «Человек-Знаковая система» - предпочтение выше среднего;

- «Человек-Художественный образ» - менее предпочитаем;

- «Человек-Человек» - не предпочитаем.

3. Полученные результаты исследования профессиональной направленности на цель труда показало, что доминирующее положение занимает «преобразующая» цель труда.

4. Потребность в достижении ПД = 13 баллам, что позволяет предположить средний уровень развития этой сферы. Прослеживается достаточно критическое отношение к себе, к своим возможностям, отмечается постановка наверняка достижимых целей перед собой. Возможно соперничество в деле, где есть стремление достигнуть успеха. От помощи не отказывается.

5. Результаты познавательных интересов показывают:


Наиболее выраженные
интересы


Высокая степень
отрицания


1. Биология

1. Литература

2. Электро- и радиотехника

2. Легкая и пищевая промышленность

3. История

3. Журналистика

4. Химия

4. Педагогика

5. Военные специальности

5.Изобразительное искусство

6. Авиационное и морское дело

6. География

7. Физкультура и спорт

7. Физика

8. Строительство

8. Деревообработка

9. Иностранные языки

9. Металлообработка

10. Экономика

10. Транспорт

11. Сценическое искусство

11. Право, юриспруденция

12. Экономика

6. Анализ полученных данных характеристики типа личности и сферы профессиональной деятельности наиболее соответствует Конвенциальному типу - наиболее предпочтительны такие специальности, как бухгалтер, товаровед, экономист, делопроизводитель.

7. По результатам определения профессиональных предпочтений более привлекательна сфера технических интересов.

8. По результатам опросника Холланда определился код профессии ESC. Это означает, что испытуемому близки профессии в области торговли и предпринимательства, менее интересны - в социальной сфере и совсем не интересны традиционные профессии.

9. Полученные данные оценки коммуникативных и организационных склонностей характеризуют их средний уровень у человека.

10. Уровень самооценки средний, характеризуется так: человек уважает себя, он знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций.

11. Уровень притязаний - умеренный, успешно решает круг задач средней сложности, не стремясь улучшить свои достижения и перейти к более сложным целям.

12. В конфликтной ситуации стремится к компромиссу.
^ Вывод :

Оптант не нуждается в углубленной профконсультации.

Дата____________________200_г.

Психолог-профконсультант: _____________________

Понятие о способностях и задатках. В широком смысле слова, способности – это всякое и физическое и психическое свойство индивида, взятое под углом зрения его практического применения. Способности – это такое свойство системы, которое проявляет себя только в процессе взаимодействия системы с чем-то. Способности – это те свойства индивида, от которых зависит возможность осуществления и степень эффективности деятельности. По Б. М. Теплову, у способностей 3 основных признака:

  1. Индивидуальные особенности, заметно отличающие одного человека от другого;
  2. Это не всякие особенности, а только те, которые имеют прямое отношение к успешности выполнения какой-то деятельности;
  3. Способности не сводятся к тем знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у данного индивида, от которого зависит скорость их приобретения.

Способности обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Способности представляются двояко: в субъективной и объективной формуле. Объективная формула способностей: это отношение продуктивности к цене. Субъективная формула способностей: это отношение успешности деятельности к трудности. Способности проявляются, прежде всего, в умении осваивать неизвестную деятельность, умение усваивать способы нестандартной деятельности и они проявляются в способности импровизации деятельности. Наряду с понятием способностей есть понятие пригодности. Пригодность – это результат сравнения способностей индивида со способностями других индивидов в этой деятельности. Способности и пригодности совпадают в деятельности конкурентного типа (например, в спорте). Вне включения в деятельность говорить о способностях вообще не корректно. Задатки – это исходные предпосылки развития способностей (часто говорят об обще видовых задатках). На природу задатков существует 2 точки зрения:

  1. Задатки – это анатомо-физиологические особенности организма (Теплов);
  2. Задатки – это наиболее элементарные, самые общие и простые природные психические особенности (Мясищев, Платонов).

В этом смысле в задатки включаются те свойства, которые наиболее сильно влияют на продуктивность. Из характеристик ощущений в задатки входят: скорость различения; точность ощущения. Из свойств восприятия входят: быстрота восприятия; быстрота различения; точность восприятия; точность различения. Из характеристик памяти в задатки входят: объем; скорость запоминания; скорость воспроизведения; точность запоминания; точность воспроизведения; точность узнавания и длительность сохранения. К характеристикам представлений и воображения относятся: быстрота и точность. К мышлению относятся: быстрота мышления; гибкость; оригинальность; динамичность; точность операций; точность решения. К характеристикам внимания относятся: длительность концентрации; широта распределения; скорость переключения; точность переключения; отсутствие ошибок переключения (модель Шадрикова). Естественно, задатки определяются тем, применительно к какой деятельности они рассматриваются. Актуальные проблемы психологии способностей (Б.М. Теплов, В. А. Крутецкий, В.Д. Шадриков и др.). Б. М. Теплов рассматривал способности в плане индивидуально-психологических различий и ввел в их определение три основных признака. Он понимал под способностями индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, имеющие отношение к успешности выполнения одной или многих деятельностей и обеспечивающие легкость и быстроту приобретения знаний и навыков. Способности считал он, могут существовать только в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, со временем утрачивается. Только благодаря постоянным упражнениям (музыкой) мы поддерживаем и развиваем соответствующие способности. Собранный В. А. Крутецким (советский психолог, исследовавший математические способности у школьников) материал позволил ему выстроить общую схему структуры математических способностей в школьном возрасте.

1. Получение математической информации: способность к формализованному восприятию математического материала, схватыванию формальной структуры задачи.

2. Переработка математической информации:

  1. способность к логическому мышлению в сфере количественных и пространственных отношений, числовой и знаковой символики. Способность мыслить математическими символами;
  2. способность к быстрому и широкому обобщению математических объектов, отношений и действий;
  3. способность к свертыванию процесса математического рассуждения и системы соответствующих действий. Способность мыслить свернутыми структурами;
  4. гибкость мыслительных процессов в математической деятельности;
  5. стремление к ясности, простоте, экономности и рациональности решений;
  6. способность к быстрой и свободной перестройке направленности мыслительного процесса, переключению с прямого на обратный ход мысли (обратимость мыслительного процесса при математическом рассуждении).

3. Хранение математической информации: математическая память (обобщенная память на математические отношения, типовые характеристики, схемы рассуждений и доказательств, методы решения задач и принципы подхода к ним).

4. Общий синтетический компонент: математическая направленность ума. Выделенные компоненты тесно связаны, влияют друг на друга и образуют в своей совокупности единую систему, целостную структуру, своеобразный синдром математической одаренности, математический склад ума. Необязательны и не входят: быстрота мыслительных процессов; вычислительные способности и др. Способность определяется Шадриковым как свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения деятельности. В. Д. Шадриков экспериментально доказал, что развитие одаренности и способностей осуществляется через изменение функциональных и операционных механизмов. Особое место в развитии одаренности и способностей отводится формированию у операционных механизмов черт оперативности. Этот процесс лежит в основе развития профессиональных способностей из общих способностей и одаренности. На основе теоретических положений о сущности одаренности и способностей им предложены общие принципы диагностики способностей и метод диагностики мнемических способностей, который он обозначает как «метод развертывания мнемической деятельности». В. Д. Шадриков ввел в современную психологию понятие «духовные способности», раскрыл его сущность, определил место духовных способностей в системе интеллектуальных качеств человека, показал, что развитие способностей проходит через тройную детерминацию: первая - средой развития, вторая - требованиями деятельности, третья - индивидуальными ценностями и смыслами.

Способности и деятельность. Способности не существуют в готовом виде у человека. Они формируются и развиваются в процессе освоения какого-либо вида деятельности. В процессе освоения деятельности человек приобретает необходимые для ее выполнения навыки и умения. Каждый человек, в силу своей телесной организации, может освоить любую деятельность и приобрести соответствующие навыки и умения. Но у одного они могут осуществляться на высоком уровне, а другого на низком. Конечно, навыки и умения связаны со способностями, но их не следует отождествлять, так как способности – это психические свойства личности, а умения и навыки – это автоматизированные приемы и способы выполнения деятельности. Обозначенные признаки акцентируют внимание на различии аспектов проблемы способностей, но их объединяет общий тезис о проявлении и формировании способностей в деятельности, выдвинутый и обоснованный С. Л. Рубинштейном и Б. М. Тепловым. С.Л. Рубинштейн отмечал: «Способности - это закрепленная в индивиде система обобщенных психических деятельностей». Однако желание конкретизировать понимание способностей, связав его с разными видами деятельности, приводит к недооценке активности личности как субъекта развития и возможности использования ею своих способностей. Дело все в том, что когда способности рассматриваются как фактор, обуславливающий успешность деятельности, то чаще абстрагируются от индивидуальных особенностей, в результате главными оказываются характеристики самой деятельности.

Общие и специальные способности. Большинство исследователей проблемы способностей сходятся на том, что общие и специальные способности не конфликтуют, а сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга. Более того, в отдельных случаях высокий уровень развития общих способностей может выступать в качестве специальных способностей по отношению к определенным видам деятельности. Подобное взаимодействие некоторыми авторами объясняется тем, что общие способности, по их мнению, являются базой для развития специальных. Другие исследователи, объясняя взаимосвязь общих и специальных способностей, подчеркивают, что деление способностей на общие и специальные весьма условно. К числу общих способностей отнести способности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с людьми. Эти способности являются социально обусловленными. Они формируются у человека в процессе его жизни в обществе. Без данной группы способностей человеку очень трудно жить среди себе подобных. Так, без владения речью как средством общения, без умения адаптироваться в обществе людей, т. е. правильно воспринимать и оценивать поступки людей, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях, нормальная жизнь и психическое развитие человека были бы просто невозможными. Отсутствие у человека такого рода способностей явилось бы непреодолимой преградой на пути превращения его из биологического существа в социальное. Отдельно выделяют специальные способности. По Доброхотовой и Браниной сюда входят:

  1. Способности, направленные на «служение людям»: психотерапевты, лекари, заговариватели;
  2. Способности, имеющие практический интерес только для самого обладателя: способность к феноменальной памяти; способность видеть числа и оперировать ими и др.;
  3. Необъяснимые качества личности, которые не находятся в зависимости ни от мотивов, ни от внешнего облика человека: отталкивающие люди; притягивающие;
  4. Интуитивное знание.

Познавательные способности. Познавательные способности – свойства интеллекта, которые обнаруживают себя при решении проблем (задач). Конвергентная способность – показатель правильности и скорости нахождения единственно возможного (нормативного) ответа при разрешении проблемы (задачи, ситуации). Дивергентные способности (креативность) – умение порождать множество оригинальных идей. Или, другими словами, способность активировать познавательные модели ПИ.

Интеллект. Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. Интеллект (от лат. intellectus - понимание, познание) - система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения. Общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей. Уровень интеллекта коррелирует и с продолжительностью жизни и с социально-экономическим статусом. Интеллект – это прежде всего способность учиться на своем опыте и способность выводить его на уровень абстрактного мышления. Интеллект проявляется в умении соразмерять значимость и уместность предмета. Общепринятых моделей интеллекта в современной психологии нет. В то же время наиболее распространенные трактовки понятия интеллекта таковы:

  1. Интеллект – способность давать правильные ответы, опираясь на факты или на веру;
  2. Интеллект – это способность к осуществлению абстрактного мышления;
  3. Интеллект – способность адаптироваться к окружающим условиям;
  4. Интеллект – способность к решению задач без проб и ошибок в уме;
  5. Интеллект – способность к обучению или приобретению опыта;
  6. Интеллект – способность к познанию и решению проблем, определяющих успех в любой деятельности и лежащая в основе других способностей;
  7. Интеллект – способность к приобретению других способностей;
  8. Интеллект – это способность тормозить или модифицировать инстинктивные формы поведения;
  9. Интеллект – это форма организации и реорганизации своего собственного ментального опыта.

Существуют следующие объяснительные подходы в понимании интеллекта:

  1. Социокультурный подход: интеллект – это результат социализации и усвоения культуры;
  2. Генетический подход: это следствие усложняющейся адаптации к требованиям окружающей среды в естественных условиях взаимодействия с внешним миром;
  3. Процессуально-деятельностный подход: интеллект понимается как особая форма человеческой деятельности;
  4. Образовательный подход: интеллект понимается как продукт целенаправленного обучения;
  5. Информационный подход: интеллект понимается как совокупность элементарных процессов переработки информации;
  6. Феноменологический подход: интеллект понимается как особая форма содержания сознания;
  7. Структурно-уровневый подход: интеллект понимается как система разноуровневых познавательных процессов;
  8. Регуляционный подход: интеллект понимается как фактор саморегулирующейся психической активности.

В большинстве исследований принято дифференцировать биологический интеллект, психометрический интеллект и социальный интеллект. Кроме того, принято различать поведенческий интеллект, вербальный интеллект, пространственный интеллект, формально-знаковый интеллект и др. Концепция общего интеллекта. В зарубежной психодиагностике сформировалась психометрическая модель интеллекта, которая обычно признается традиционной. Эта модель базируется на следующих положениях:

  1. Допускается существование единой всепроницающей способности, названной общим интеллектом, или G;
  2. Общий интеллект имеет биологическую основу, а в соответствии с этим высоко коррелирует с наследственностью (h) и различными психофизиологическими показателями;
  3. Тесты интеллекта измеряют биологический интеллект.

Вербальный и невербальный интеллект. Вербальный интеллект (словесный):

  1. Содержание зависит от контекста;
  2. Содержание и операции непрерывны;
  3. Операции инвариантны относительно пространства;
  4. Операции необратимы;
  5. Существует определенная эмоциональная насыщенность;
  6. Существует смысловая неоднозначность;
  7. Независимость операции от ситуации. Невербальный интеллект (образный).

Диагностика интеллекта.

1). Диагностика невербального интеллекта. Прогрессивные матрицы Равена. Тест пригоден как для младших школьников, так и для взрослых. Разработан около 1936 года. Тестовый опросник охватывает 60 заданий (5 серий по 12 задач). При решении заданий выступают 3 основных психических процесса:

  1. Внимание – внимательность;
  2. Восприятие – восприимчивость;
  3. Мышление – понятливость.

Поэтому, испытания прогрессивными матрицами Равена не является тестом всеобщего интеллекта, а испытывает остроту и точность внимания, и ясность мышления.

2). Тест «Структура интеллекта». Методика Амтхауэра (диагностика умственного развития от 13 до 61 года). Тест создан в 1953 году. Тест был адаптирован в 1984 году для русских школьников М. К. Акимовым. Тест включает 9 субтестов. 1, 2, 3, 4 и 9-ый с/т вербальные. Они требуют способности обращаться со словами как с символами. 5и 6-ой с/т – математические. 7 и 8-ой с/т – наглядно-пространственные.

3). МЭДИС (методика экспресс диагностики интеллектуальных способностей). Предназначена для 1 класса.. Разработана Щелбановой, Альбериной. Методика состоит из 4-ых субтестов, каждый содержит по 5 заданий (осведомленность, логическое мышление и др.).

4). ГИТ (групповой интеллектуальный тест). Предназначен для детей 10 лет, учащихся 5-6 классов. Разработан Ванной. Перевод и адаптация Борисовой, Козловой, Логиной. Тест содержит 7 с/т (арифметические задачи, определение сходства и различия и др.).

5). Методика исследования интеллекта Векслера. Тест используется для диагностики подготовленности к школе. Шкала измерения интеллекта Векслера для дошкольников от 4 до 6,5 лет. Впервые появилась в 1967 году. В детском тесте 12 субтестов (+ лабиринт). Во взрослом тесте 11 субтестов. И др. Творческие способности. Относительно независимой характеристикой способностей является их творческость. Чаще всего творческость обозначают понятием креативность. Креативность – это способность адаптивно реагировать на необходимость в новых подходах и в новых продуктах. Основные свойства креативности, это: оригинальность; состоятельность; валидность и адекватность задачи; пригодность продукта. Креативность – это способность к открытиям. Изучение творческих личностей независимо от сферы деятельности выделяет следующие их характеристики:

  1. Зоркость в поисках проблемы («любознательность»);
  2. Способность к «свертыванию» информации, то есть способность к сжатым и точным формулировкам;
  3. Способность к «сцеплению», т. е. способность к увязыванию новой информации с имеющейся;
  4. Способность к переносу, т. е. к применению старого опыта в новой ситуации;
  5. Высокая мобилизационная готовность памяти;
  6. Способность к доведению дела до конца.

Качественная и количественная характеристика способностей. Способности были охарактеризованы как индивидуально-психологические особенности, т. е. такие качества, которыми отличается один человек от другого. Вот почему, говоря о способностях, необходимо охарактеризовать эти различия. Они могут быть и качественными и количественными. Качественная характеристика способностей. Рассматриваемые со стороны их качественных особенностей, способности выступают как сложный комплекс психологических свойств человека, обеспечивающий успех деятельности, как набор «переменных величин», позволяющий идти к цели разными путями. В целом качественная характеристика способностей позволяет ответить на вопрос, в какой сфере трудовой деятельности (конструкторской, педагогической, экономической, спортивной и др.) человеку легче найти себя, обнаружить большие успехи и достижения. Тем самым качественная характеристика способностей неразрывно связана с характеристикой количественной. Выяснив, какие конкретно-психологические качества отвечают требованиям данной деятельности, можно, далее, ответить на вопрос, в какой мере они развиты у человека: в большей или в меньшей степени по сравнению с его товарищами по работе и учебе. Количественная характеристика способностей.

Проблема количественных измерений способностей имеет большую историю в психологии. Еще в конце XIX - начале XX в. ряд буржуазных психологов (Кеттелл, Спирмен и др.) под влиянием требований, вызванных необходимостью осуществлять профессиональный отбор для массовых специальностей, выступили с предложением выявлять уровень способностей обучающихся. Уровни развития способностей. Одаренность, талант, гениальность. Способности наделяются определенными качественными характеристиками. Исходным уровнем способностей, выше средних, является одаренность .

Одаренность бывает очевидная, а также скрытая и потенциальная. Скрытая форма одаренности проявляется в нерегламентированных формах деятельности. Потенциальная одаренность – это не проявленная одаренность. Специальные способности проявляются раньше, чем общие. Одним из первых критериев интеллектуальной одаренности является время реакции, но не скорость сама по себе, а выбор скорости: это умение определить – когда, с какой скоростью следует мыслить, а также действовать в зависимости от задачи или условий, в которых она решается. Фактически, интеллектуальная одаренность – это способность к распределению ресурсов. Существует много классификаций одаренности. Эта классификация проводится по следующим критериям:

  1. Широта проявления: общая и специальная одаренность;
  2. Тип предпочитаемой деятельности: академическая; творческая; художественная; спортивная одаренность и др.;
  3. Интенсивность проявления: повышенная готовность к обучению; одаренные; высокоодаренные; исключительно одаренные;
  4. По виду проявления: явная и скрытая;
  5. По возрастным особенностям проявления: стабильная и приходящая.

Под одаренностью понимается качественно своеобразное сочетание способностей, обуславливающих особо успешную деятельность, причем не гарантируя успешность, а создавая только возможность ее достижения. Талант – это способности к деятельности, проявляющиеся на уровне творчества, т. е. создание нового продукта. Гениальность – это высшая степень одаренности и талантливости, их исключительно высокий уровень. Курт Левин в качестве признаков гениальности выделил следующие:

  1. Для гения характерно одиночество;
  2. Центральная характеристика гениальности – это оригинальность;
  3. Наличие длительной неразберихи в собственных мыслях;
  4. Усердная работа;
  5. Благоприятность ситуации;
  6. Значимость одной или нескольких не гедонистических ценностей.

У. Джеймс подчеркивал, что в гениальности главное способность воспринимать мир необычным образом. Гений не обязательно обладает моральной безупречностью. Для своего окружения они часто предстают инфантильными, чудаками или несчастными. Проблемы диагностики способностей. Тесты способностей предназначены для оценки возможностей испытуемого в овладении знаниями, навыками, умениями, необходимыми для одной или нескольких деятельностей. Тесты общих способностей обеспечивают измерение уровня овладения многими видами деятельности (отождествляются с тестами интеллекта). На специальные способности отдельные тесты. Способности и когнитивные стили. В когнитивной психологии понятие «когнитивный стиль» используется для того, чтобы выделить межиндивидуальные различия в процессах получения и переработки информации, а также, чтобы выделить типы людей в зависимости от особенностей их когнитивной ориентации. Создать ситуацию, где человек получал бы информацию только в рамках предпочитаемых им способов ее восприятия и переработки учебного материала, практически невозможно. Необходимо создать условия, чтобы человек имел возможность для развития любых когнитивных стилей, особенно на начальном этапе обучения. А. М. Митина, изучая работы зарубежных ученых по исследованию когнитивных стилей обучения, пришла к выводу, что имеет место связь познавательного учебного поведения человека с его природным темпераментом. На основе этого она приводит типологию когнитивных стилей, которая выглядит следующим образом:

  1. Активный – пассивный. Одни слушатели сами активно ищут новую информацию и их называют самонаправленными учащимися, другие – пассивно воспринимают информацию, предоставленную им кем-то другим;
  2. Ассимилятор – аккомодатор. У ассимилятора доминантные учебные способности состоят в абстрактной концептуализации и рефлексивном наблюдении; сильная сторона аккомодатора – в активном экспериментировании и обучении посредством конкретного опыта;
  3. Конкретный – абстрактный. Некоторые учащиеся любят начинать с конкретной ситуации, например, с опыта; другие предпочитают начинать с абстрактных теоретических идей;
  4. Конвергеры – дивергеры. У конвергера лучше получается абстрактная концептуализация и активное экспериментирование, а у дивергера – рефлексивное наблюдение и конкретный опыт;
  5. Зависимость – независимость от общего информационного поля. Восприятие в первом случае в значительной степени зависит от общей организации информационного поля, во втором случае части информационного поля воспринимаются как дискретные, отдельно от организованного поля;
  6. Фокусирование – сканирование. Если перед слушателями поставлена проблема, «фокусеры» станут изучать ее как некую целостность и генерировать гипотезы, уточняемые по мере поступления новой информации; «сканеры» же выберут один аспект проблемы и будут принимать его за решение, пока последующая информация не опровергнет эту, и тогда они вынуждены возобновить решение задачи;
  7. Целостный – сериальный. Некоторые учащиеся «видят» явление целиком, другие – соединяют вместе, «нанизывают» части;
  8. Размышление – импульсивность. В первом случае явление рассматривается и изучается в целостности; во втором случае учащиеся «хватаются» за первую идею, которая приходит им в голову; вторая стратегия чаще кончается неудачей, чем первая.
  9. Косность – гибкость. Косность или ригидность проявляются в том, что, познав однажды эффективный способ обучения, учащийся стремится использовать его во всех учебных ситуациях; это создает определенные трудности, так как возникают проблемы, решение которых требует долгих подходов. Гибкость как характеристика учебного поведения состоит в возможности гибкой смены когнитивного стиля в зависимости от поставленной задачи.

Формирование способностей. Рассмотренное соотношение задатков и способностей показывает, что, хотя развитие способностей зависит от природных предпосылок, которые далеко не одинаковы у разных людей, однако способности не столько дар природы, сколько продукт человеческой истории. Способности формируются в труде и деятельности. Реализуясь в тех или иных достижениях, способности человека не только проявляются, но также формируются и развиваются. Зависимость развития способностей от методов обучения. В школьном возрасте для развития умственных способностей большое значение имеет методика обучения. Как правило, наиболее эффективной является методика такая, которая даёт возможность учащимся проявить самостоятельность и активность при усвоении знаний, навыков и умений. Только при такой методике у учащихся появляется интерес к школьному предмету, а в дальнейшем потребность заниматься соответствующей наукой.

Роль склонностей и интересов в формировании способностей. Существенно важный фактор развития способностей человека - устойчивые специальные интересы. Специальные интересы - это интересы к содержанию определенной области человеческой деятельности, которые перерастают в склонность профессионально заниматься этим родом деятельности. Познавательный интерес здесь стимулирует действенное овладение приемами и способами деятельности. Склонности – это положительное избирательное отношение к какой-то деятельности. Высшая степень склонности – это увлечение какой-то деятельностью. Склонности раскрываются через длительность и повторность деятельности. Учет способностей в процессе обучения и воспитания. Немаловажное значение для развития способностей в детском возрасте имеют семейные условия воспитания. Если члены семьи занимаются ею, и при наличии врожденных задатков у ребенка быстро развиваются способности.

Проблемы дифференцированного обучения. В решении любой проблемы стоит всегда одна и та же задача - добиться максимального результата с минимальными потерями. Проблема решается, в основном, путем совершенствования, шлифовки существующих педагогических технологий, изменения темпов подачи информации. При этом педагогическая доктрина исходит из количественной оценки возможностей детей. Этот подход привел к так называемому, уровневому обучению, разделению детей на умных, средних и глупых. В нашей школе на настоящий момент практика дифференциации представлена большим разнообразием проявлений. Важнейшим видом дифференциации при обучении во всех классах становиться уровневая дифференциация, понимаемая как внутриклассная дифференциация, при которой ученики получают право и возможность самостоятельно выбирать уровень изучения предмета. Цели уровневой дифференциации состоят в обеспечении достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, представляющего собой государственный стандарт образования, и одновременном создании условий для развития учащихся, проявляющих индивидуальные способности.

Педагогические способности подразделить на 3 группы: личностные (представляющие собой черты, качества личности), дидактические (связанные с передачей информации) и организационно-коммуникативные (связанные с организаторской функцией и общением

Некоторые бланки документов психолога-профконсультанта

Лист первичного обращения

Формулировка причины обращения к профконсультанту:

Сведения о членах семьи (образование, работающие, неработающие):

1. Информативность оптанта о мире профессий:

а) полная ________________________________________

б) недостаточная__________________________________

в) отсутствует ____________________________________

г) другое _________________________________________

2. Наличие профессионального плана у оптанта:

а) предполагаемая профессия _______________________

б) учебное заведение ______________________________

3. Сформированность у оптанта профессионального плана:

а) сформирован ___________________________________

б) частично сформирован __________________________

в) не сформирован ________________________________

г) другое ________________________________________

4. Осознанность выбора профессии оптантом _______________________

5. Ведущие мотивы оптанта в выборе профессии: _______

Дата ________ Подпись профконсультанта ___________

Лист итоговых результатов профдиагностики в профконсультации

1. Сведения из «Анкеты оптанта»: ____________________

а) любимые занятия _____________________________________

в) опыт работы __________________________________________

г) успешность обучения по дисциплинам:

естественным ________________________________________

точным _____________________________________________

гуманитарным _______________________________________

труду ______________________________________________

2. Анкета профессионального самоопределения:

3. Анкета «Твоя будущая взрослая жизнь»

4. Беседа «Стандартизированное интервью»

5. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО):

вариант 1_________________________________________

вариант 2_________________________________________

вариант 3_________________________________________

Результаты профессиональной направленности личности (итоговый вариант): П___Т___Ч___З___Х___

7. Определение направленности на цель труда:

Г ___ П ___ И ____

6. Орудия и средства труда:

Р___А___М___П__Ф___

7. Различные аспекты деятельности:



а) степень проблемности трудовых ситуаций:Н___ С___ В___

б) социально-психологические параметры: К___ С___В___

в) эмоционально-волевые параметры: О___У___ П/Н___

8. Умения и способности к деятельности: (выведенная формула)

9. Выявленные профессии по формуле:

_______________________________________________________

10. Карта интересов (сведения о познавательных интересах):

11. Классификатор и опросник профессий Дж. Голланда: (сведения о взаимосвязи типа личности и сферы профессиональной деятельности)

12. «Мечты о профессиях»:

13. Опросник Йовайши: (сведения о сфере профессиональных предпочтений)

Опросник профессиональных склонностей Л.Н.Кабардова

15. Выраженность профессиональных интересов и склонностей:

а) ярко выражены (в какой области деятельности?)

б) не выражены

16. Опросник профессиональных предпочтений Д. Голланда:

а)вариант 1______________________________________



б)вариант 2______________________________________

_______________________________________________________

Матрица выбора профессии.

20. Мотивы выбора профессии:

_______________________________________________________

21. Тест «Самооценка»: (результат)