Рефераты Изложения История

Примерная программа основного общего образования по химии. Рабочие программы по химии Программа по химии фгос в школе

В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, формировании научной картины мира, создании основы химических знаний, необходимых для повседневной жизни, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, а также в воспитании экологической культуры.

Успешность изучения химии связана с овладением химическим языком, соблюдением правил безопасной работы при выполнении химического эксперимента, осознанием многочисленных связей химии с другими предметами школьного курса.

Программа включает в себя основы неорганической и органической химии. Главной идеей программы является создание базового комплекса опорных знаний по химии, выраженных в форме, соответствующей возрасту обучающихся.

Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, Периодический закон Д.И. Менделеева с краткими сведениями о строении атома, видах химической связи, закономерностях протекания химических реакций.

В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, описанию результатов ученического эксперимента, соблюдению норм и правил безопасной работы в химической лаборатории.

Реализация данной программы в процессе обучения позволит обучающимся усвоить ключевые химические компетенции и понять роль и значение химии среди других наук о природе.

Изучение предмета «Химия» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Биология», «География», «История», «Литература», «Математика», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Русский язык», «Физика», «Экология».

Первоначальные химические понятия

Предмет химии. Тела и вещества.Основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент. Физические и химические явления. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Атом. Молекула. Химический элемент. Знаки химических элементов. Простые и сложные вещества. Валентность. Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Индексы. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля химического элемента в соединении. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Коэффициенты. Условия и признаки протекания химических реакций. Моль – единица количества вещества. Молярная масса.


Кислород. Водород

Кислород – химический элемент и простое вещество. Озон. Состав воздуха. Физические и химические свойства кислорода. Получение и применение кислорода. Тепловой эффект химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Водород – химический элемент и простое вещество. Физические и химические свойства водорода. Получение водорода в лаборатории. Получение водорода в промышленности. Применение водорода. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород). Объемные отношения газов при химических реакциях.

Вода. Растворы

Вода в природе. Круговорот воды в природе.Физические и химические свойства воды. Растворы. Растворимость веществ в воде. Концентрация растворов. Массовая доля растворенного вещества в растворе.

Основные классы неорганических соединений

Оксиды. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оксидов. Химические свойства оксидов. Получение и применение оксидов. Основания. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оснований.Получение оснований. Химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические свойства кислот.Получение и применение кислот. Химические свойства кислот. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах. Соли. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей.Получение и применение солей. Химические свойства солей. Генетическая связь между классами неорганических соединений. Проблема безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни.Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.

Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

Строение атома: ядро, энергетический уровень. Состав ядра атома: протоны, нейтроны. Изотопы. Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номера группы и периода периодической системы. Строение энергетических уровней атомов первых 20 химических элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств атомов химических элементов и их соединений на основе положения в периодической системе Д.И. Менделеева и строения атома. Значение Периодического закона Д.И. Менделеева.

Строение веществ. Химическая связь

Электроотрицательность атомов химических элементов. Ковалентная химическая связь: неполярная и полярная. Понятие о водородной связи и ее влиянии на физические свойства веществ на примере воды. Ионная связь. Металлическая связь. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки.

Химические реакции

Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Понятие о катализаторе. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления атомов химических элементов; поглощению или выделению энергии. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Степень окисления. Определение степени окисления атомов химических элементов в соединениях. Окислитель. Восстановитель. Сущность окислительно-восстановительных реакций.

Неметаллы IV – VII групп и их соединения

Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Общие свойства неметаллов. Галогены: физические и химические свойства. Соединения галогенов: хлороводород, хлороводородная кислота и ее соли. Сера: физические и химические свойства. Соединения серы: сероводород, сульфиды, оксиды серы. Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли. Азот: физические и химические свойства. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли. Фосфор: физические и химические свойства. Соединения фосфора: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и ее соли. Углерод: физические и химические свойства. Аллотропия углерода: алмаз, графит, карбин, фуллерены. Соединения углерода: оксиды углерода (II) и (IV), угольная кислота и ее соли. Кремний и его соединения.

Металлы и их соединения

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.Металлы в природе и общие способы их получения. Общие физические свойства металлов. Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Электрохимический ряд напряжений металлов. Щелочные металлы и их соединения. Щелочноземельные металлы и их соединения. Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Железо. Соединения железа и их свойства: оксиды, гидроксиды и соли железа (II и III).

Первоначальные сведения об органических веществах

Первоначальные сведения о строении органических веществ. Углеводороды: метан, этан, этилен. Источники углеводородов: природный газ, нефть, уголь. Кислородсодержащие соединения: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая и олеиновая кислоты). Биологически важные вещества: жиры, глюкоза, белки. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Типы расчетных задач:

1. Вычисление массовой доли химического элемента по формуле соединения.

Установление простейшей формулы вещества по массовым долям химических элементов.

2. Вычисления по химическим уравнениям количества, объема, массы вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции.

3. Расчет массовой доли растворенного вещества в растворе.

Примерные темы практических работ:

1. Лабораторное оборудование и приемы обращения с ним. Правила безопасной работы в химической лаборатории.

2. Очистка загрязненной поваренной соли.

3. Признаки протекания химических реакций.

4. Получение кислорода и изучение его свойств.

5. Получение водорода и изучение его свойств.

6. Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества.

7. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».

8. Реакции ионного обмена.

9. Качественные реакции на ионы в растворе.

10. Получение аммиака и изучение его свойств.

11. Получение углекислого газа и изучение его свойств.

12. Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV – VII групп и их соединений».

13. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Примерная программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Примерная программа конкретизирует содержание стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В примерной программе определен перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчетных задач.

Примерная программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников. Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса химии в основной школе, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников химии могут предложить собственный подход в части структурирования и определения последовательности изучения учебного материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению курса химии в основной школе.

Структура документа

Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным (в модальности «не менее») распределением учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников основной школы по химии. В примерной программе представлено минимальное по объему, но функционально полное содержание.

Общая характеристика учебного предмета

Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому, как бы ни различались авторские программы и учебники по глубине трактовки изучаемых вопросов, их учебное содержание должно базироваться на содержании примерной программы, которое структурировано по шести блокам: Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии; Вещество; Химическая реакция; Элементарные основы неорганической химии; Первоначальные представления об органических веществах; Химия и жизнь. Содержание этих учебных блоков в авторских программах может структурироваться по темам и детализироваться с учетом авторских концепций, но должно быть направлено на достижение целей химического образования.

Цели

Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • · освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  • · овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • · развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • · воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • · применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Место предмета в базисном учебном плане

Для обязательного изучения учебного предмета «Химия» на этапе основного общего образования федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов. В том числе по 70 часов в VIII и IX классах, из расчета – 2 учебных часа в неделю.

Примерная программа рассчитана на 140 учебных часов. В ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 14 учебных часов (или 10 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Химия» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, характеризовать, определять, составлять, распознавать опытным путем, вычислять.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (140 час)

МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ (8 час).

Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.

Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе.

Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.

Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.

Взвешивание. Приготовление растворов. Получение кристаллов солей. Проведение химических реакций в растворах.

Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании.

Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе. Определение характера среды. Индикаторы.

Получение газообразных веществ.

Демонстрации

Образцы простых и сложных веществ.

Горение магния.

Растворение веществ в различных растворителях.

Лабораторные опыты

Знакомство с образцами простых и сложных веществ.

Разделение смесей.

Химические явления (прокаливание медной проволоки; взаимодействие мела с кислотой).

Практические занятия

Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории.

Очистка загрязненной поваренной соли.

Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.

ВЕЩЕСТВО (25 час).

Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава.

Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем.

Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.

Качественный и количественный состав вещества. Простые вещества (металлы и неметаллы). Сложные вещества (органические и неорганические). Основные классы неорганических веществ.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы.

Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.

Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Понятие о валентности и степени окисления. Составление формул соединений по валентности (или степени окисления).

Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).

Демонстрации

Химические соединения количеством вещества в 1 моль.

Модель молярного объема газов.

Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.

Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей.

Модели кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений.

Возгонка йода.

Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.

Образцы типичных металлов и неметаллов.

Расчетные задачи

Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.

Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.

Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ (15 час).

Химическая реакция. Уравнение и схема химической реакции. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях.

Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии.Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного обмена.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.

Демонстрации

Реакций, иллюстрирующих основные признаки характерных реакций

Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.

Лабораторные опыты

Взаимодействие оксида магния с кислотами.

Взаимодействие углекислого газа с известковой водой.

Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств.

Практические занятия

Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорганических соединений.

Расчетные задачи

Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей.

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ (62 час).

Водород, физические и химические свойства, получение и применение.

Кислород, физические и химические свойства, получение и применение.

Вода и ее свойства. Растворимость веществ в воде. Круговорот воды в природе.

Галогены. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли.

Сера, физические и химические свойства, нахождение в природе. Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Сернистая и сероводородная кислоты и их соли.

Аммиак. Соли аммония. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота. Оксиды азота (II и IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты.

Фосфор. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли.

Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Угарный газ – свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода.

Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и силикаты. Стекло.

Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Ряд напряжений металлов.

Щелочные и щелочноземельные металлы и их соединения.

Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида.

Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II и III).

Демонстрации

Взаимодействие натрия и кальция с водой.

Образцы неметаллов.

Аллотропия серы.

Получение хлороводорода и его растворение в воде.

Распознавание соединений хлора.

Кристаллические решетки алмаза и графита.

Получение аммиака.

Лабораторные опыты

Знакомство с образцами металлов и сплавов (работа с коллекциями).

Растворение железа и цинка в соляной кислоте.

Вытеснение одного металла другим из раствора соли.

Знакомство с образцами природных соединений неметаллов (хлоридами, сульфидами, сульфатами, нитратами, карбонатами, силикатами).

Знакомство с образцами металлов, рудами железа, соединениями алюминия.

Распознавание хлорид-, сульфат-, карбонат-анионов и катионов аммония, натрия, калия, кальция, бария.

Практические занятия

Получение, собирание и распознавание газов (кислорода, водорода, углекислого газа).

Решение экспериментальных задач по химии теме «Получение соединений металлов и изучение их свойств».

Решение экспериментальных задач

Управления образования Большесосновского муниципального района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Большесосновская средняя общеобразовательная школа»

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО»

Протокол заседания решение педсовета протокол № 1 от 28 августа 2015 г.

методического объединения Директор МБОУ «Большесосновская СОШ»

учителей _________________ ____________________ О.А. Лискова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По химии

Уровень обучения (класс): основное общее образование: 8 классы

Количество часов 68 (2 часа в неделю)

Учитель Дегтерева Алена Григорьевна

Программа разработана на основе программы основного общего образования по химии (базовый уровень) и авторской программы О.С. Габриеляна, А.В. Купцовой Программа основного общего образования по химии. 8-9 классы. М: Дрофа, 2012г.

с. Большая Соснова

2015 г.

Рабочая программа по химии

8 класс (2 часа в неделю, 68 часов за год)

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, на основе примерной Программы курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габориеляна (О.С. Габриелян Программа курса химии для 8- 11 классов общнобразовательных учреждений» М. Дрофа, 2009г.

Рабочая программа предназначена для изучения химии в 8 классе школы по учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс». Дрофа, 2012. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии и реализует авторскую программу О.С. Габриеляна. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования и в соответствии с учебным планом МБОУ «Большесосновская СОШ» программа рассчитана на преподавание курса химии в 8 классе в объеме 2 часа в неделю (68 часов в год).

Количество контрольных работ за год – 5

Количество практических работ за год – 7

2. Цели изучения курса

Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

    освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

    овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

    развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

    воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

    применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

3. Структура курса

ГЛАВА

Кол-во часов

Введение.

Атомы химических элементов.

Простые вещества.

Соединения химических элементов.

Изменения, происходящие с веществами.

ИТОГО

68

В результате изучения химии ученик должен

знать / понимать

    химическую символику : знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

    важнейшие химические понятия : химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

    основные законы химии : сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

    называть: химические элементы, соединения изученных классов;

    объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

    характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

    определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

    составлять : формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;

    обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

    распознавать опытным путем: растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

    вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    безопасного обращения с веществами и материалами;

    экологически грамотного поведения в окружающей среде;

    оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

    критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

    приготовления растворов заданной концентрации.

4. Тематическое планирование.

Курс «Неорганическая химия» 8 класс (базовый уровень)

п/ п

ТЕМА

Основные понятия

Знания, умения, планируемые результаты

Средства обучения

Формы организации учебного процесса

Домашнее задание

ВВЕДЕНИЕ (6часов)

Химия -

наука о

веществах их свойствах и превращениях­

Химия, вещество, свойства веществ.

Знать: определение понятий – химия, вещество, свойства веществ.

Уметь: характеризовать физические свойства веществ

Учебник, тетрадь.

Изделия из стекла и

алюминия. Модели молекул

Урок изучения новых знаний

Введе-

ние.

§ 1, упр.

3, 6, 10

Превраще­ния веществ.

Роль химии

в жизни

человека

Химическое явление, физические явления, химическая реакция

Знать: понятие хими­ческая реакция

Уметь: отличать химиические реакции от физических явлений

Медная проволока, спиртовка, мел, соляная кислота, пробирка

Комбинированный урок

§2,

упр. 1, 2.

§3

Периоди­ческая сис­тема хими­ческих элементов. Знаки хи­мических элементов

Структура П.С.: период, ряд, группа, подгруппа,знакихимических элементов

Знать: знаки первых 20 химических элементов

Уметь: определять положе­ние химического эле­мента в П.С., называть химические элементы

Таблица «Периодиче­ская система химических элементов Менделеева»

Комбинированный урок

§4,

упр. 5

Химиче­ские фор­мулы. От­носитель­ная атом­ная и мо­лекулярная масса

Химическая формула, закон постоянства состава вещества, качественный и количественный состав, Ar , Mr . Атомная единица массы.

Знать : определение химиче­ской формулы вещества, формулировку закона постоянства состава, п онимать и записы­вать химические фор­мулы веществ.

Уметь : оопределять состав веществ по химической формуле; принадлежность к простым и сложным веществам

ПСХЭ

Комбинированный урок

§5,

упр. 1, 2, 8

Массовая доля эле­мента в соединении

Вычислять молекулярную массу и массовую долю элемента в химическом соединении

Уметь: ввычислять мас­совую долю химиче­ского элемента в со­единении

Учебник, тетрадь, ПСХЭ

Комбинированный урок

§5,

упр. 6, 7. Практи­ческие работы 1-2,

с.174-181

Практи­ческая

работа № 1.

Знакомство

с лабораторным

оборудованием. Правила безопасной ра­боты в химическом кабинете.

Практи­ческая работа 1

Правила безопасной работы в химической лаборато­рии.

Штатив,

спиртовка,

пробирка,

химический

стакан, кол-­

ба, вода,

мерный цилиндр, фар­-

форовая

чашка, све­ча, спички

Практическое занятие

Стр. 174

АТОМЫ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ (10 часов)

Основные сведения о строении атомов.

Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны), электроны.

Уметь: объяснять физический смысл порядкового номера хим. элемента

Учебник, тетрадь, ПСХЭ

Урок изучения новых знаний

§6 ,

упр. 3, 5

Изотопы как разновидности атомов хи­мического

элемента

Изотопы

Знать: определение понятия – химический элемент

Учебник, тетрадь, ПСХЭ

Комбинированный урок

§7,

упр. 3

Электроны. Строение электрон­ных оболо­чек атомов химиче­ских эле­ментов

Строение электронных оболочек атомов 20 элементов ПС

Уметь: объяснять физический смысл номера группы, периода, составлять схемы первых 20 элементов системы

Учебник, тетрадь, ПСХЭ

Комбинированный урок

§8,

упр. 1, 2

Периоди­ческая сис­тема хими­ческих элементов и строение атомов

Периодический закон и периодическая система химических элементов. Группы и периоды периодической системы

Знать : формулировку периодического закона. Уметь: объяснять закономерности изменения свойств эл-тов в пределах малых периодов и главных подгрупп, характеризовать хим. элементы на основе их положения в ПС и особенностей строения их атомов.

Учебник, тетрадь, ПСХЭ

Комбинированный урок

§8, 9,

упр. 3-5

Ионная связь

Строение молекул. Химическая связь. Ионная связь

Знать: определение понятий - химическая связь, ион, ионная связь. Уметь: определять тип химической связи (ионная) в соединении

Учебник, тетрадь, ПСХЭ

Комбинированный урок

§9,

упр. 2

Ковалентная непо­лярная хи­мическая связь

Ковалентная неполярная связь

Уметь: определять тип химической связи (ковалентная неполярная) в соединении.

Учебник, тетрадь, ПСХЭ

Комбинированный урок

§ 10,

упр. 1-5

Ковалентная поляр­ная хими­ческая связь

Ковалентная полярная связь.

Уметь: определять тип химической связи (ковалентная полярная) в соединении

Учебник, тетрадь, ПСХЭ

Комбинированный урок

§ 11,

упр. 1-4

Металли­ческая химическая связь

Понятие о металлической связи

Знать : определение металлической связи, объяснять свойства металлов, исходя из типа химической связи, находить черты сходства и различия ее с ковалентной и ионной связью.

Учебник, тетрадь, ПСХЭ

Комбинированный урок

§ 12, упр. 1, 3

Обобщение и систематизация знаний по теме «Ато­мы хими­ческих элементов»

Учебник, тетрадь, ПСХЭ

Контроль­ная рабо­та № 1 .

Атомы хи­мических элементов

Тетрадь, ПСХЭ

Урок проверки и оценки ЗУН

ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА (7 часов)

Простые вещества – металлы.

Простые вещества металлы

Знать: общие физические свойства металлов.

Уметь: характеризовать связь между составом, строением и свойствами металлов.

Учебник, тетрадь

Урок изучения новых знаний

§13

Простые вещества – неметаллы. Аллотропия.

Простые вещества неметаллы, аллотропия

Уметь : характеризовать физические свойства неметаллов. Понимать связь составом, строением и свойствами неметаллов.

Учебник, тетрадь

Комбинированный урок

§14

Количество вещества. Мо­лярная масса

Количество вещества, моль, молярная масса.

Знать: определение понятия «моль», «Молярная масса»

Уметь: вычислять молярную массу по формуле соединения, массу вещества и число частиц по количеству вещества.

Учебник, тетрадь, ПСХЭ

Комбинированный урок

§15

Молярный объем га­зов. Закон Авогадро.

Молярный объем

Знать: определение молярного объема газов.

Учебник, тетрадь

Комбинированный урок

§16

Решение расчетных задач.

Уметь: вычислять объем газов по его количеству вещества или числа молекул газа.

Учебник, тетрадь, ПСХЭ

Комбинированный урок

§16

Обобщение знаний по теме «Простые вещества»

Учебник, тетрадь, ПСХЭ

Урок обобщения и систематизации знаний

Контроль­ная рабо­та № 2.

Простые вещества

Ттетрадь, ПСХЭ

Урок проверки и оценки ЗУН

СОЕДИНЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ (14 часов)

Степень окисления. Бинарные соединения

Понятие о валентности и С.О. Составление формул соединений по С.О.

Уметь: определять валентность и степень окисления в бинарных соединениях, составлять формулы соединений по степени окисления, называть бинарные соединения

Учебник, тетрадь, ПСХЭ

Урок изучения новых знаний

§17

Оксиды. Летучие водород­ные соеди­нения

Основные классы соединений- оксиды, ЛВС

Уметь: определять принадлежность вещества к классу оксидов, называть их, составлять формулы оксидов

Учебник, тетрадь

Комбинированный урок

§18

Основания

Основные классы соединений- основания

Уметь: определять принадлежность вещества к классу оснований, называть их, составлять формулы оснований

Знать: качественную реакцию на распознавание щелочей.

Комбинированный урок

§19

Кислоты

Основные классы соединений- кислоты

Уметь: определять принадлежность вещества к классу кислот, называть их, составлять формулы кислот Знать: формулы и названия кислот, качественную реакцию на распознавание кислот

Учебник, тетрадь, таблица растворимости

Комбинированный урок

§20

28 29

5,6

Соли

Основные классы соединений- соли

Уметь: определять принадлежность вещества к классу солей, называть их, составлять формулы солей

Учебник, тетрадь, таблица растворимости

Комбинированный урок

§21

Основные классы не­органиче­ских ве­ществ

Основные классы соединений

Уметь: определять принадлежность вещества к соответствующему классу соединений, называть и составлять формулы веществ.

Учебник, тетрадь, таблица растворимости

Урок обобщения и систематизации знаний

§18- 21

Кристаллические решетки

Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток

Уметь : характеризовать и объяснять свойства веществ на основании вида химической связи и типа кристаллической решетки

Учебник, тетрадь

Комбинированный урок

§22

Чистые вещества и смеси

Чистые вещества и смеси

Знать: способы разделения смесей, природные смеси: воздух, природный газ, нефть природные воды.

Учебник, тетрадь

Комбинированный урок

§23

Массовая и объемная доля ком­понентов смеси (раствора)

Массовая (объемная) доля вещества

Уметь:

Учебник, тетрадь

Комбинированный урок

§24

Решение расчетных задач

Уметь: вычислять массовую долю вещества в растворе т объемную долю компонентов смеси

Учебник, тетрадь

Урок закрепления ЗУН

Практи­ческая

работа № 2

Приготов­ление раствора сахара с определенной массовой доли сахара в растворе.

Уметь: готовить растворы заданной концентрации

Учебник, тетрадь

Практическое занятие

стр.185

Обобщение знаний по теме «Соединения химических элементов»

Учебник, тетрадь ПСХЭ

Урок обобщения и систематизации знаний

Контрольная работа №3 Соединения химических элементов

Тетрадь, ПСХЭ

Урок проверки и оценки ЗУН

ИЗМЕНЕНИЯ ПРОИСХОДЯЩИЕ С ВЕЩЕСТВАМИ (11 часов)

Физические явления

Способы разделения смесей. Очистка вещества. Фильтрование.

Знать: Способы разделения смесей

Учебник, тетрадь

Урок изучения новых знаний

§25

Химиче­ские реакции

Химическая реакция. Условия протекания и признаки химических реакций.

Знать: определение понятия «химическая реакция», признаки химических реакций, типы реакций по поглощению или выделению энергии.

Учебник, тетрадь

Урок изучения новых знаний

§26

Химические уравнения

Уравнение и схема химической реакции. Сохранение массы вещества при химической реакции

Знать: определение понятия «химическая реакция»

Уметь: составлять уравнения химических реакций на основе сохранения закона массы веществ

Учебник, тетрадь

Комбинированный урок

§27

Практи­ческая работа №3 Признаки химических реакций

Уметь: определять признаки химических реакций

Учебник, тетрадь

Практическое занятие

Расчеты по химическим уравнениям

Вычисление по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества

Уметь : вычислять по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества

Учебник, тетрадь ПСХЭ

Комбинированный урок

§28

Реакции разложения. Реакции соединения.

Реакции разложения, реакции соединения

Уметь: отличать реакции разложения и реакции соединения от других типов реакций, составлять уравнения реакций данного вида

Учебник, тетрадь

Комбинированный урок

§29, 30

Реакции замещения.

Реакции замещения

Уметь: отличать реакции замещения от других типов реакций, составлять уравнения реакций данного вида

Знать: условия течения и уметь составлять уравнения реакций взаимодействия металлов с растворами кислот и солей, используя ряд активности металлов.

Учебник, тетрадь

Комбинированный урок

§31

Реакции обмена.

Реакции обмена

Уметь: отличать реакции обмена от других типов реакций, составлять уравнения реакций данного вида, определять возможность протекания реакций обмена до конца.

Учебник, тетрадь

Комбинированный урок

§32

Типы химических реакций на примере свойств воды

Уметь: составлять уравнения реакций разложения, соединения, замещения и обмена (гидролиза) на примере взаимодействия воды с различными веществами

Знать: типы химических реакций на примере свойств воды, понятие «гидроксиды»

Учебник, тетрадь

§33

47

10

Обобщение знаний по теме «Классы неоргани­ческих ве­ществ. Типы хими­ческих ре­акций

Учебник, тетрадь

Урок обобщения и систематизации знаний

48

11

Контрольная работа № 4 Изменения, происходящие с веществами

Тетрадь, ПСХЭ

Урок проверки и оценки ЗУН

РАСТВОРЕНИЕ. РАСТВОРЫ. ВОЙСТВА РАСТВОРОВ ЭЛЕКТРОЛИТОВ (20 часов)

49

1

Растворение. Растворимость веществ в воде.

Растворы, процесс растворения. Растворимость веществ в воде. Хорошо растворимые, мало растворимые и плохо растворимые вещества.

Знать: определение понятия «растворы», условия растворения веществ в воде.

Уметь: пользоваться таблицей растворимости.

Учебник, тетрадь

Урок изучения новых знаний

§34

50

2

Электролитическая диссоциация

Электролиты, неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты.

Знать: определение понятий «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация, «сильный электролит», «слабый электролит», понимать сущность процесса ЭД.

Учебник, тетрадь

Комбинированный урок

§35

51

3

Основные положения ТЭД

Ионы, катионы, анионы

Знать: основные положения ТЭД

Учебник, тетрадь

Комбинированный урок

§36

52

4

Ионные уравнения реакций

Реакции ионного обмена

Уметь: составлять уравнения реакций ионного обмена, понимать их сущность. Определять возможность протекания реакций ионного обмена.

Учебник, тетрадь, таблица растворимости

Комбинированный урок

§37

53 54

5-6

Кислоты в свете ТЭД, их классификация и свойства.

Классификация кислот и их химические свойства в свете ТЭД.

Знать: классификацию и химические свойства кислот

Уметь: составлять уравнения реакций в молекулярном и ионном виде, характеризующие свойства кислот

Учебник, тетрадь, таблица растворимости

Комбинированный урок

§38

55

7

Основания в свете ТЭД, их классификация и свойства.

Классификация оснований и их химические свойства в свете ТЭД.

Знать: классификацию и химические свойства оснований

Уметь: составлять уравнения реакций в молекулярном и ионном виде, характеризующие свойства оснований

Учебник, тетрадь, таблица растворимости

Комбинированный урок

§39

56

8

Оксиды в свете ТЭД, их свойства

Классификация оксидов и их химические свойства в свете ТЭД.

Знать: классификацию и химические свойства оксидов

Уметь: составлять уравнения реакций в молекулярном и ионном виде, характеризующие свойства оксидов

Учебник, тетрадь, таблица растворимости

Комбинированный урок

§40

57

9

Соли в свете ТЭД, их свойства.

Классификация солей и их химические свойства в свете ТЭД.

Знать: классификацию и химические свойства солей

Уметь: составлять уравнения реакций в молекулярном и ионном виде, характеризующие свойства солей

Учебник, тетрадь, таблица растворимости

Комбинированный урок

§41

58 59

10,11

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Химические свойства основных классов неорганических соединений. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Уметь: составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства и генетическую связь основных классов неорганических соединений в молекулярном и ионном виде

Учебник, тетрадь, таблица растворимости. ПСХЭ

Комбинированный урок

§42

60

12

Контрольная работа №5 Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

Тетрадь, таблица растворимости. ПСХЭ

Урок проверки и оценки ЗУН

61

13

Практи­ческая работа № 4.

Ионные реакции

Практическое занятие

62

14

Практическая работа № 5.

Практическое занятие

63

15

Практическая работа № 6.

Практическое занятие

64

16

Практическая работа №7.

Практическое занятие

65

17

Классификация химических реакций. Окислительно- восстановительные реакций

Окислительно- восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель. Окисление, влсстановление.

Знать: определение понятий «окислитель», «восстановитель», «окисление». «восстановление»

Уметь: определять окислители и восстановители, отличать ОВР от других типов химических реакций, классифицировать реакции по различным типам.

Учебник, тетрадь, ПСХЭ

Комбинированный урок

§43

66

18

Упражнение в составлении окислительно- восстановительных реакций

Уметь: определять окислители и восстановители, отличать ОВР от других типов химических реакций, классифицировать реакции по различным типам, расставлять коэффициенты в ОВР методом электронного баланса

Комбинированный урок

§43

67

19

Свойства веществ изученных классов веществ в свете ОВР.

Уметь: рассматривать химические свойства основных классов неорганических соединений с позиций учения ОВР.

Учебник, тетрадь, ПСХЭ

Комбинированный урок

68

20

Обобщение знаний по ОВР.

Учебник, тетрадь, ПСХЭ

Урок обобщения и систематизации знаний

5 Распределение учебного материала

1 четверть

9 недель

2 четверть

7 недель

3 четверть

10 недель

4 четверть

8 недель

Год

34 недели

Количество часов

18

14

20

16

68

Раздел

1. Введение

2. Атомы химических элементов

3. Простые вещества

4. Соединения химических элементов

5. Изменения происходящие с веществами

6. Растворы. Растворение. Свойства растворов электролитов

7. Обобщение и систематизация знаний

7

Контрольные работы

«Атомы химических элементов»

«Простые вещества»

«Соедине­ния хими­ческих элементов»

« Изменения,

происходящие с ве­ществами»

«Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»

5

Практические работы

Знакомство с лабораторным оборудова-­

нием. Правила безопасной ра­боты в хи­мической лаборато­рии

-

Приготов­ление раствора сахара с определенной массовой доли сахара в растворе

    Признаки химических реакций

    Ионные реакции

    Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца

    Свойства кислот оснований и солей

    Решение экспериментальных задач.

7

6. Критерии оценки знаний учащихся

Оценка устного ответа

Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий, материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком, ответ самостоятельный.

Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий, материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две – три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащегося основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «1»: отсутствие ответа

Оценка контрольных работ

Отметка «5»: ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»: ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»: работа выполнена не менее чем на половину, допущена одна существенная ошибка и при этом две – три несущественные ошибки.

Отметка «2»: работа выполнена меньше чем на половину или содержит несколько существенных ошибок.

Отметка «1»: работа не выполнена

Оценка умений решать задачи

Отметка «5»: в логическом рассуждении и решении ошибок нет, задача решена рациональным способом.

Отметка «4»: в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена не рациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»: в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»: имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.

Отметка «1»: отсутствие ответа на задание.

Оценка экспериментальных умений

Отметка «5»: работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, эксперимент осуществлен по плану с учетом ТБ, проявлены организационно – трудовые умения.

Отметка «4»: работа выполнена правильно, сделаны правильные выводы и наблюдения, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами.

Отметка «3»: работа выполнена правильно, сделан эксперимент не менее чем на половину, но допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил ТБ.

Отметка «2»: допущены две и более существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил ТБ при работе с веществами.

Отметка «1»: у учащегося отсутствуют экспериментальные умения, работа не выполнена.

7. Материально-техническая база:

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, магнитная доска, вытяжной шкаф.

Электронные ресурсы:

CD «Химия общая и неорганическая». Образовательная коллекция.

CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»-М.: Просвещение,2001

CD « Неорганическая химия 8-9 класс». Образовательная коллекция.

CD «Репетитор ». Образовательная коллекция.

Наглядные пособия:

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

Электрохимический ряд напряжений металлов

Таблица растворимости солей, кислот, оснований.

Таблица индикаторов

8. Информационно – методическое обеспечение

Основная литература:

  1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009.

  2. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. М: «Дрофа», 2012. – 270, с. : ил.

    Настольная книга учителя. Химия. 8 класс / О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2008.

    Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 158, с.

    Химия. 8 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 176 с. : ил.

Дополнительная литература:

  1. Изучаем химию в 8 классе: дидактическое пособие к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» для учащихся и учителей – 5-е изд., испр и доп. – Москва: «БЛИК и К», 2004. – 224с.

  2. Дидактические карточки-задания по химии: 8 класс: к учебнику О.С. Габриеляна Химия. 8 класс» / Н.С. Павлова. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 159, с. (Серия «Учебно-методический комплект).

    Хомченко И.Г. Решение задач по химии. – М.: ООО «Издательство Новая Волна», 2005. – 256с.

    Глинка Н.Л. Общая химия. Издательство «Химия», 1979 www . edios . ru – Эйдос – центр дистанционного образования

    16. www . km . ru / education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

    1. - электронная библиотека.

Пособие предназначено для учащихся 9-11 классов, желающих заниматься проблемами охраны окру-жающей среды, а также углублять свои познания в химии. Также данное пособие будет полезно не только школьникам, но и руководителям кружков, тематика которых близка с данной, учителям химии, работающим в химических классах.
В рамках курса «Химические и физико-химические методы анализа объектов окружающей среды», пре-подаваемого на базе лаборатории экологии и биомониторинга Эколого-биологического центра «Крестовский остров» Санкт-Петербурга, учащиеся знакомятся с основными методами анализа объектов окружающей среды в теории и на практике. Целью ставится выработка навыков работы в лаборатории, расширение кругозора учащихся и бережное отношение к природе. Профориентирующей особенностью является связь аналитической химии, экологии, биологии, медицины.
В пособии приведены общие положения, понятия и теории, господствующие в химии. Описаны важней-шие законы, на которых базируется химия вообще, и аналитическая химия в частности, а также наиболее при-емлемые методики проведения эксперимента для школьников.
Методическое пособие содержит шесть частей. Каждая часть содержит главы по каждому из методов анализа с кратким теоретическим описанием, ориентированным на анализ объектов окружающей среды.
В пособии представлено 24 лабораторные работы с инструкциями по выполнению.

Целевая аудитория: для учителя

Рабочая программа курса химии для 8 класса составлена на основе государственного стандарта основного общего образования по химии, примерной программы основного общего образования по химии, так же программы курса химии для общеобразовательных учреждений (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дрофа, 2010.), рекомендованной Министерством образования РФ.

Рабочая программа по химии составлена на основе авторской программы Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана для 8 - 9 классов (базовый уровень).
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В рабочей программе определен перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчетных задач.

Целевая аудитория: для 8 класса

При разработке элективного курса, я выбрала тему «Решение усложненных химических задач» не случайно. Как показал мой небольшой опыт работы в школе, ребятам сложнее разобраться с задачами чем с теоретическим материалом. Тематическое планирование отводит мало времени на решение задач. Данный курс действительно помог мне научить ребят решать задачи по химии. Программу курса можно использовать как дополнение к тематическому плану.

Рабочая программа учебного курса химии для 10 класса составлена на основе примерной федеральной программы основного общего образования по химии для 8 - 11 классов; программы курса химии для 8 - 11 классов общеобразовательных учреждений, автор О.С. Габриелян (2010 год).Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). В рабочую программу входят: цели и задачи рабочей программы, учебно-методический комплект, содержание курса, требования к результатам усвоения учебного материала по органической химии, календарно-тематическое планирование и информационно-методическое обеспечение.

Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, на основе примерной программы по химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна (в основе УМК лежат принципы развивающего и воспитывающего обучения. Последовательность изучения материала: строение атома → состав вещества → свойства). Рабочая программа предназначена для изучения химии в 8 классе средней общеобразовательной школы по учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс». Дрофа, 2013г. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии и реализует авторскую программу О.С. Габриеляна.

Целевая аудитория: для 8 класса

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования; стандарта среднего (полного) общего образования по химии и биологии. Программа элективного курса «Аналитическая химия» ориентирована для обучающихся 11 класса средних общеобразовательных школ. Курс рассчитан на 1 год, общая продолжительность - 34 часа, из них 16 часов отводится на выполнение практических занятий.

Целевая аудитория: для 11 класса

Данная рабочая программа определяет содержание химической подготовки учащихся в МБОУ «Лицей №2» и составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования и Примерной программы по химии. Она конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
По БУПу 2004 года на изучение химии в 10 классе предусмотрено 35 часа, по Учебному плану МБОУ «Лицей №2» так же 35 часа.
Курс является систематическим и определяется базовым уровнем образования, включающим изучение основ органической химии в 10 классе.
Учебник Габриелян О.С. "Химия" - 10 класс. Учебник для общеобразовательныхучреждений. М., Изд. "Дрофа", 2012

Целевая аудитория: для 10 класса

Данная рабочая программа определяет содержание химической подготовки учащихся в МБОУ «Лицей №2» и составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения и Примерной программы по химии. Она конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.Изучение курса проводится по учебнику Габриелян О.С.. "Химия" - 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., Изд. "Дрофа", 2012 (включен в ФП учебных пособий на 2014-2015уч. год).

Целевая аудитория: для 9 класса

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ХИМИ
И

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа

Примерная программа по химии составлена на основе федерального компонента госу-дарственного стандарта основного общего образования.


Примерная программа конкретизирует содержание стандарта, дает примерное распре-деление учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного про-цесса, возрастных особенностей учащихся. В примерной программе определен перечень де-монстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчетных задач.


Примерная программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспита-ния и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежу-точной аттестации учащихся.

Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных про-грамм и учебников. Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса химии в основной школе, за пределами которого остается возможность ав-торского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников химии могут предложить собственный подход в части структурирования и определения последовательности изучения учебного материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социали-зации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образо-вательного пространства и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению курса химии в основной школе.


Структура документа


Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное со-держание с примерным (в модальности «не менее») распределением учебных часов по раз-делам курса и возможную последовательность изучения тем и разделов; требования к уров-ню подготовки выпускников основной школы по химии. В примерной программе представ-лено минимальное по объему, но функционально полное содержание.


Общая характеристика учебного предмета


Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зави-симости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, иссле-дование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях полу-чения веществ, материалов, энергии. Поэтому, как бы ни различались авторские программы и учебники по глубине трактовки изучаемых вопросов, их учебное содержание должно ба-зироваться на содержании примерной программы, которое структурировано по шести бло-кам:

Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии; Вещество; Химическая реакция; Элементарные основы неорганической химии; Первона-чальные представления об органических веществах; Химия и жизнь. Содержание этих учеб-ных блоков в авторских программах может структурироваться по темам и детализироваться с учетом авторских концепций, но должно быть направлено на достижение целей химиче-ского образования.

Цели
Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический экспе-римент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химиче-ских реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответст-вии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов ес-тествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окру-жающей среде.
Место предмета в базисном учебном плане
Для обязательного изучения учебного предмета «Химия» на этапе основного общего образования федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Рос-сийской Федерации отводит 140 часов. В том числе по 70 часов в VIII и IX классах, из рас-чета – 2 учебных часа в неделю.

Примерная программа рассчитана на 140 учебных часов. В ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 14 учебных часов (или 10 для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, вне-дрения современных методов обучения и педагогических технологий.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных уме-ний и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом на-правлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на ступени основного общего об-разования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил пове-дения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.


Результаты обучения
Результаты изучения курса «Химия» приведены в разделе «Требования к уровню под-готовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направле-ны на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентирован-ного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овла-дение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ори-ентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собст-венного здоровья.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятель-ности, в том числе творческой: объяснять, характеризовать, определять, составлять, распо-знавать опытным путем, вычислять.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельно-сти и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного про-цесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (140 час)
МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ (8 час).


Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.
Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о химиче-ском анализе и синтезе.
Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Пра-вила безопасности.
Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.
Взвешивание. Приготовление растворов. Получение кристаллов солей. Проведение химических реакций в растворах.
Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании.
Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе. Определение характера среды. Индикаторы.
Получение газообразных веществ.

Демонстрации
Образцы простых и сложных веществ.
Горение магния.
Растворение веществ в различных растворителях.
Лабораторные опыты
Знакомство с образцами простых и сложных веществ.
Разделение смесей.
Химические явления (прокаливание медной проволоки; взаимодействие мела с кисло-той).
Практические занятия
Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории.
Очистка загрязненной поваренной соли.
Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.

ВЕЩЕСТВО (25 час).
Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава.
Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем.
Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.
Качественный и количественный состав вещества. Простые вещества (металлы и неме-таллы). Сложные вещества (органические и неорганические). Основные классы неорганиче-ских веществ.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделее-ва. Группы и периоды периодической системы.
Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение элек-тронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.
Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Понятие о валентности и степени окисления. Состав-ление формул соединений по валентности (или степени окисления).
Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металличе-ская).

Демонстрации
Химические соединения количеством вещества в 1 моль.
Модель молярного объема газов.
Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.
Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей.
Модели кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений.
Возгонка йода.
Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.
Образцы типичных металлов и неметаллов.
Расчетные задачи
Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.
Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.
Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.


ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ (15 час).
Химическая реакция. Уравнение и схема химической реакции. Условия и признаки хи-мических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях.
Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исход-ных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; погло-щению или выделению энергии. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и со-лей в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного обмена.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.

Демонстрации
Реакций, иллюстрирующих основные признаки характерных реакций
Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.
Лабораторные опыты
Взаимодействие оксида магния с кислотами.
Взаимодействие углекислого газа с известковой водой.
Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств.
Практические занятия
Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными клас-сами неорганических соединений.
Расчетные задачи
Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из про-дуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей.


ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ (62 час).
Водород, физические и химические свойства, получение и применение.
Кислород, физические и химические свойства, получение и применение.
Вода и ее свойства. Растворимость веществ в воде. Круговорот воды в природе.
Галогены. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли.
Сера, физические и химические свойства, нахождение в природе. Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Сернистая и сероводородная кислоты и их соли.
Аммиак. Соли аммония. Азот, физические и химические свойства, получение и приме-нение. Круговорот азота. Оксиды азота (II и IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты.
Фосфор. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли.
Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Угарный газ – свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода.
Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и силикаты. Стекло.
Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделее-ва. Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралю-миний, бронза). Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Ряд напряжений металлов.
Щелочные и щелочноземельные металлы и их соединения.
Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида.
Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II и III).

Демонстрации


Взаимодействие натрия и кальция с водой.
Образцы неметаллов.
Аллотропия серы.
Получение хлороводорода и его растворение в воде.
Распознавание соединений хлора.
Кристаллические решетки алмаза и графита.
Получение аммиака.
Лабораторные опыты
Знакомство с образцами металлов и сплавов (работа с коллекциями).
Растворение железа и цинка в соляной кислоте.
Вытеснение одного металла другим из раствора соли.
Знакомство с образцами природных соединений неметаллов (хлоридами, сульфидами, сульфатами, нитратами, карбонатами, силикатами).
Знакомство с образцами металлов, рудами железа, соединениями алюминия.
Распознавание хлорид-, сульфат-, карбонат-анионов и катионов аммония, натрия, ка-лия, кальция, бария.
Практические занятия
Получение, собирание и распознавание газов (кислорода, водорода, углекислого газа).
Решение экспериментальных задач по химии теме «Получение соединений металлов и изучение их свойств».
Решение экспериментальных задач