Генетический ряд для серы. Генетическая связь между основными классами неорганических веществ
Инструкция для обучающихся по заочному курсу «Общая химия для 12 класса» 1. Категория обучающихся: материалы данной презентации предоставляются обучающемуся для самостоятельного изучения темы «Вещества и их свойства», из курса общей химии 12 класса. 2. Содержание курса: включает 5 презентаций тем. Каждая учебная тема содержит четкую структуру учебного материала по конкретной теме, последний слайд контрольный тест – задания для самоконтроля. 3. Срок обучения по данному курсу: от одной недели до двух месяцев (определяется индивидуально). 4. Контроль знаний: учащийся предоставляет отчет о выполнении тестовых заданий – лист с вариантами заданий, с указанием темы. 5. Оценивание результата: «3» - выполнено 50% заданий, «4» - 75%, «5» % заданий. 6. Результат обучения: зачет (незачет) изученной темы.
Уравнения реакций: 1. 2Cu + о 2 2CuO оксид меди (II) 2. CuO + 2 HCl CuCl 2 + Н 2 О хлорид меди (II) 3. CuCl NaOH Cu(OH) Na Cl гидроксид меди (II) 4. Cu(OH) 2 + H 2 SO 4 CuSO 4 + 2Н 2 О сульфат меди (II)
Генетический ряд органических соединений. Если в основу генетического ряда неорганической химии составляют вещества, образованные одним химическим элементом, то основу генетического ряда в органической химии составляют вещества с одинаковым числом атомов углерода в молекуле.
Схема реакций: Каждой цифре над стрелкой соответствует определенное уравнение реакции: этаналь этанол этен этан хлорэтан этин Уксусная (этановая) кислота
Уравнения реакций: 1. С 2 Н 5 Cl + H 2 O С 2 Н 5 OH + HCl 2. С 2 Н 5 OH + O СН 3 СН O + H 2 O 3. СН 3 СН O + H 2 С 2 Н 5 OH 4. С 2 Н 5 OH + HCl С 2 Н 5 Cl + H 2 O 5. С 2 Н 5 Cl С 2 Н 4 + HCl 6. С 2 Н 4 С 2 Н 2 + H 2 7. С 2 Н 2 + H 2 O СН 3 СН O 8. СН 3 СН O + Ag 2 O СН 3 СOOH + Ag
Вначале наши сведения о классификации веществ представим в виде схемы (схема 1).
Схема 1
Классификация пеорганических веществ
Зная классы простых веществ, можно составить два генетических ряда: генетический ряд металлов и генетический ряд неметаллов.
Различают две разновидности генетического ряда металлов.
1. Генетический ряд металлов, которым в качестве гидроксида соответствует щёлочь. В общем виде такой ряд может быть представлен следующей цепочкой превращений:
Например, генетический ряд кальция:
Са → СаО → Са(ОН) 2 → Са 3 (РO 4) 2 .
2. Генетический ряд металлов, которым соответствует нерастворимое основание. Этот ряд богаче генетическими связями, так как полнее отражает идею взаимных превращений (прямых и обратных). В общем виде такой ряд может быть представлен следующей цепочкой превращений:
металл → основный оксид → соль →
→ основание → основный оксид → металл.
Например, генетический ряд меди:
Сu → СuО → СuСl 2 → Сu(ОН) 2 → СuО → Сu.
Здесь также можно выделить две разновидности.
1. Генетический ряд неметаллов, которым в качестве гидроксида соответствует растворимая кислота, может быть отражён в виде такой цепочки превращений:
неметалл → кислотный оксид → кислота → соль.
Например, генетический ряд фосфора:
Р → Р 2 O 5 → Н 3 РO 4 → Са 3 (РO 4) 2 .
2. Генетический ряд неметаллов, которым соответствует нерастворимая кислота, может быть представлен с помощью такой цепочки превращений:
неметалл → кислотный оксид → соль →
→ кислота → кислотный оксид → неметалл.
Так как из изученных нами кислот нерастворимой является только кремниевая кислота, в качестве примера последнего генетического ряда рассмотрим генетический ряд кремния:
Si → SiO 2 → Na 2 SiO 3 → H 2 SiO 3 → SiO 2 → Si.
Ключевые слова и словосочетания
- Генетическая связь.
- Генетический ряд металлов и его разновидности.
- Генетический ряд неметаллов и его разновидности.
Работа с компьютером
- Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал урока и выполните предложенные задания.
- Найдите в Интернете электронные адреса, которые могут служить дополнительными источниками, раскрывающими содержание ключевых слов и словосочетаний параграфа. Предложите учителю свою помощь в подготовке нового урока - сделайте сообщение по ключевым словам и словосочетаниям следующего параграфа.
Вопросы и задания
Данный урок посвящен обобщению и систематизации знаний по теме «Классы неорганических веществ». Учитель расскажет, как из веществ одного класса можно получить вещество другого класса. Полученные знания и умения пригодятся для составления уравнений реакций по цепочкам превращений.
В ходе химических реакций химический элемент не исчезает, атомы переходят из одного вещества в другое. Атомы химического элемента как бы передаются от простого вещества к более сложному, и наоборот. Таким образом, возникают так называемые генетические ряды, начинающиеся простым веществом - металлом или неметаллом - и заканчивающиеся солью.
Напомню вам, что в состав солей входят металлы и кислотные остатки. Итак, генетический ряд металла может выглядеть таким образом:
Из металла в результате реакции соединения с кислородом можно получить основный оксид, основный оксид при взаимодействии с водой дает основание (только, если это основание - щелочь), из основания в результате реакции обмена с кислотой, солью или кислотным оксидом можно получить соль.
Обратите внимание, такой генетический ряд подходит только для металлов, гидроксиды которых являются щелочами.
Запишем уравнения реакций, соответствующих превращениям лития в его генетическом ряду:
Li → Li 2 O → LiOH→ Li 2 SO 4
Как вы знаете, металлы при взаимодействии с кислородом, как правило, образуют оксиды. При окислении кислородом воздуха литий образует оксид лития:
4Li + O 2 = 2Li 2 O
Оксид лития, взаимодействуя с водой, образует гидроксид лития - растворимое в воде основание (щелочь):
Li 2 O + H 2 O = 2LiOH
Сульфат лития можно получить из лития несколькими способами, например, в результате реакции нейтрализации с серной кислотой:
2. Химическая информационная сеть ().
1. с. 130-131 №№ 2,4 из Рабочей тетради по химии: 8-й кл.: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия. 8 класс» / О.В. Ушакова, П.И. Беспалов, П.А. Оржековский; под.ред. проф. П.А. Оржековского - М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006.
2. с.204 №№ 2, 4 из учебника П.А. Оржековского, Л.М. Мещеряковой, М.М. Шалашовой «Химия: 8кл.», 2013 г.
В этой статье поговорим о генетическом ряде металлов. Индивидуальные химические вещества принято делить на 2 группы: простые вещества и сложные .
Данная схема дает упрощенное представление о генетическом ряде металлов .
Сверху располагаются группа металлов и водород , строение которого отличаются от строения атомов других элементов. На внешнем уровне сидит 1 электрон, как у щелочных металлов, но в то же время не хватает 1го электрона до заполнения внешнего уровня.
Основываясь на генетическом ряде металлы образуют основные оксиды. Водород образует специфический амфотерный оксид - воду Н 2 O , которая при взаимодействии с основным оксидом дает основание (щелочь). Такие реакции идут, как правило, без изменения степени окисления. С изменением происходят только те реакции, в которых из простых веществ образуются сложные:
2 Cu + O 2 = 2 CuO ,
Основные оксиды реагируют с неметаллами, кислотными оксидами, кислотами, кислыми солями.
В зависимости от кислоты , металла или неметалла образуются различные соли. Например:
Cu(ОН ) 2 + H 2 SO 4 = SO 4 .