Рефераты Изложения История

Возраст нашего дома — планеты Земля. Сколько Земле лет по Библии? Наука о возрасте земли

Его пытались вычислить самые разные ученые. Было поставлено множество экспериментов. Чтобы точно определить возраст нашей планеты, понадобилось больше трех веков.
Теперь мы знзвм, что Земля существует уже 4,54 млрд лет (с точностью 1%) - значение, которое мало изменилось с момента, когда его впервые получили 57 лет назад, в 1956 году; уменьшилась лишь погрешность. Но можем ли мы быть уверены в том, что перед нами уже окончательное число?
Почему так много времени потребовалось, чтобы его найти? В поисках ответа на эти вопросы мы должны вернуться назад на три столетия.

Архиепископ англиканской церкви Джеймс Ашшер (James Ussher) из Ирландии - один из многих ученых XVII века, пытавшихся установить точную дату создания Земли Богом. В те времена знания привыкли добывать путем анализа разного рода исторических текстов, в том числе Библии, и полученные значения колебались от 3616 до 6984 года до н. э. Ашшер расставил в хронологическом порядке всех значимых персонажей в Ветхом Завете, начиная с Адама. Так он определил, что небо и земля созданы в ночь с субботы на воскресенье 23 октября 4004 года до н. э. Дата осталась бы малоизвестной, если бы не предприимчивый торговец по имени Томас Гай (Thomas Guy). Почувствовав спрос на дешевое массовое издание Библии, Гай в 1675 году начал печатать версию книги, которая включала в себя хронологию Ашшера, вынесенную на поля. СФЕРЫ ВРЕМЕНИ
По мере того как накапливались знания по геологии, ученые начали понимать, что историю всей Земли явно не уместишь в нескольких тысячелетиях. Французский натуралист Жорж-Луи Леклерк де Бюффон (Georges-Louis Leclerc de Buffon) выдвинул гипотезу об образовании земного шара из струи очень горячего материала, вылетевшей из Солнца под влиянием кометы. Он попытался выяснить, когда это могло произойти, изучая опытным путем процессы охлаждения.
В течение 11 лет Бюффон проводил длительные эксперименты с шарами разного радиуса, изготовленными из железа и камня. Засекал время их охлаждения, а затем экстраполировал эмпирические данные на объект размером с Землю. Результаты он обнародовал в 1775 году, оценив возраст Земли по меньшей мере в 74 832 года с момента ее образования до нынешнего охлажденного состояния. При этом сам Бюффон считал, что Земля всё же гораздо старше и ей, возможно, даже 10 млн лет.
В течение последовавшего затем столетия появились и многочисленные свидетельства длительных геологических процессов, протекавших многие миллионы лет. По характерным отложениям были описаны разные геологические эпохи. Наконец, к середине XIX века метод «песочных часов» стал восприниматься как весьма авторитетный. Первые попытки оценить мощность горных пород на разных континентах и скорость, с которой накапливались эти отложения (что позволяло получить в результате время, необходимое для их накопления), давали огромный разброс - от З млн до 2,4 млрд лет (из-за разницы в скорости образования осадков в разных местах).
Еще одной альтернативой стали попытки измерения скорости, с которой в морской воде накапливалась соль. Реки выносят в моря соль из размытых ими горных пород. Если предположить, что первоначально океаны состояли из пресной воды, то, в принципе, можно оценить и время, необходимое для их «загрязнения» до нынешнего состояния. Этот метод был сопряжен с немалыми сложностями и приводил к большому разбросу значений (не говоря уж о сугубой гипотетичности исходного предположения).
В 1862 году британский физик лорд Кельвин начал одно из выступлений на заседании Эдинбургского королевского общества с выпадов в адрес геологов и их методов определения возраста Земли. Как и Бюффон, Кельвин утверждал, что Земля первоначально находилась в расплавленном состоянии, и считал «очевидным», что, если известны температура, при которой плавятся горные породы, и скорость, с которой они охлаждаются, можно рассчитать время, за которое образуется земная кора. Первоначальное значение Кельвина лежало в очень широких пределах, от 20 до 400 млн лет, но несколько лет спустя, после точных измерений температуры плавления пород (она оказалась значительно ниже предполагаемой), Кельвин пересмотрел свою оценку, уменьшив ее до 20-40 млн лет. Среди геологов эта работа вызвала изрядное смятение.
Десятилетие на рубеже XX века принесло целый ряд важнейших открытий. В 1895 году были открыты рентгеновские лучи, а в 1896 году стало известно, что уран тоже испускает похожие «таинственные лучи». Это явление радиоактивности было обнаружено французским химиком Антуаном Беккерелем (Antoine Henri Becquerel), а затем его изучением занялись супруги-физики Мария Склодовская-Кюри (Maria Skiodowska-Curie) й Пьер Кюри (Pierre Curie). Название этому явлению дала Мария Кюри. В результате их открытий по лабораториям всего мира прокатился настоящий бум исследований в этом направлении.
В 1897 году Джозеф Джон Томсон (Joseph John Thomson) открыл электрон, а в 1902 году Эрнест Резерфорд (Ernest Rutherford) и Фредерик Содди (Frederick Soddy) предложили теорию радиоактивного распада, легшую в основу учения об атоме и атомной энергии. Они поразили мир заявлением, что в процессе радиоактивного распада один элемент меняется на другой: уран превращается в радий, который распадается, выделяя газ радон.
Вскоре после этого Содди показал, что в результате выделяется не только радон, но и гелий. Радон тоже неустойчив и распадается на другие элементы.
Пару месяцев спустя, перед тем как Пьер и Мария Кюри были удостоены Нобелевской премии в 1903 году, Пьер обнаружил, что в процессе радиоактивного распада атом покидают электроны с выделением энергии в виде тепла. Даже если Кельвин был прав, полагая, что Земля охлаждалась из расплавленного состояния, он в любом случае не знал, что в то же время радиоактивные элементы внутри Земли производят достаточно тепла, чтобы затянуть процесс охлаждения практически на любой срок, который может понадобиться геологам. КАМЕНЬ ВЕКОВ
Открытие того, что гелий является побочным продуктом распада урана, подтолкнуло Резерфорда к следующему шагу. Он понял, что, исходя из скорости образования гелия и замеров количества урана и гелия в породах, путем относительно простых расчетов мы можем оценить длительность накопления гелия и так установить возраст породы. Спустя год Резерфорд стал первым человеком, оценившим возраст горной породы при помощи радиоактивного распада, - он получил значение 40 млн лет. К сожалению, в его методе крылась ошибка, и отыскать ее помог Роберт Стратт (Robert Strutt), преподаватель физики из Лондонского королевского научного колледжа (Великобритания), который обратил внимание на то, что газообразный гелий может просачиваться сквозь породы. Это означало, что лишь часть радиогенного гелия оказывалась измеренной и полученный таким образом возраст был лишь минимальной оценкой. Заняться поисками более совершенного метода Стратт предложил одному из своих учеников, 20-летнему Артуру Холмсу.


Измеряя соотношение урана и свинца в породах, Артур Холмс разработал надежный экспериментальный метод датирования, открыв дорогу к определению возраста Земли.
Установка Артура Холмса для определения соотношения урана и свинца в минералах. Минеральной раствор кипятят (1), собирают выделившийся газ радон (2), количество которого (в силу своей радиоактивности он приводит к ионизации воздуха) оценивается с помощью электроскопа (3).

В 1910 году британский геолог Артур Холмс (Arthur Holmes) установил соотношение урана и свинца (U/Pb) для 17 различных минералов. Так удалось оценить возраст пород и показать, что свинец - стабильный продукт распада урана. Холмс выделял минералы из горных пород и сплавлял их с бурой в платиновом тигле, а полученную стекловидную массу растворял в разбавленной соляной кислоте. После кипячения раствора и отстаивания в закупоренной колбе радон собирался в газгольдер , его количество оценивалось с помощью электроскопа , реагирующего на радиоактивность. Известная скорость распада урана в радон позволяла оценить количество урана. Свинец анализировали при помощи тонкой химической процедуры, пока накапливался радон. Чтобы удостовериться в правильности результатов, эксперимент повторяли до пяти раз. Однажды Холмсу пришлось отбросить все данные и начать сначала, потому что радон просочился в комнату, исказив результаты эксперимента. Соотношение U/Pb в изученных минералах в среднем оказалось равным 0,045 - возраст пород был оценен в 370 млн лет. Кроме того, соотношение U/Pb последовательно менялось с изменением возраста пород, что свидетельствовало о надежности уран-свинцового метода датировки. Этот метод в конечном счете и послужил основой для современной оценки возраста Земли.

Ключевой эксперимент

В 1907 году американский химик Бертрам Болтвуд (Bertram Borden Boltwood) изучил породы, содержащие уран. Он заметил, что наряду с гелием в них содержалось большое количество свинца, и предположил, что свинец может быть конечным продуктом в цепочке распада урана. А Холмс, в свою очередь, понял, что если прав Болтвуд, то возраст породы можно получить, измеряя содержание в ней свинца, а не гелия. Тем самым определялось, какая доля урана успела распасться за время существования объекта - с момента кристаллизации в нем минералов. Ученый решил это попробовать. Зимой 1910 года он проанализировал содержание урана и свинца в 17 минералах (см. врезку «Ключевой эксперимент»).
Полученные результаты позволили Холмсу прийти к выводу, что свинец - действительно конечный продукт распада урана и что теперь наконец найден надежный метод оценки возраста пород (в разных вариациях он используется до сих пор). Самая древняя порода в исследованных образцах имела возраст 1,64 млрд лет, а Земля должна была быть еще старше. Однако эти результаты приняли в штыки большинство геологов, которые доверяли Кельвину и полученным им цифрам.

Уильям Томсон, лорд Кельвин (1824-1907)
Британский физик и математик из университета Глазго. Считал работу, посвященную определению возраста Земли, своим важнейшим вкладом в науку.

Фредерик Содди (1877-1956)
Британский химик, объяснивший суть радиоактивного распада (вместе с Эрнестом Резерфордом в канадском университете Макгилла) и изотопов (в университете Глазго), чем произвел настоящую революцию в науке о радиоактивности.

Альфред Нир (1911-1994)
Американский физик из Гарвардского университета, пионер в области масс-спектрометрии. Он открыл изотоп свинца 204РЬ, что подвигло Артура Холмса на разработку более совершенного метода датировки земных пород.

Артур Холмс (1890-1965)
Британский физик и геолог, разработавший уран-свинцовый метод датировки. Холмс работал в Даремском университете над созданием «общей шкалы геологического возраста».

Клэр Паттерсон (1922-1995)
Американский геохимик из Калифорнийского технологического института, который наконец смог оценить возраст Земли, выделив микрограмм свинца из метеоритов.

Действующие лица

Прогресс шел медленными темпами, а открытие изотопов Фредериком Содди в 1913 году всё лишь усложнило. В то время единственным способом отличить один изотоп от другого было получение их атомных масс, и лишь несколько лабораторий в мире могли справиться с этой задачей. Кроме того, Холмс понимал, что некоторое количество свинца, вероятно, присутствовало на Земле изначально. Он не мог определить, какой из изотопов свинца образуется в результате распада урана, а какой присутствовал на Земле с самого начала, поэтому его датировки не могли быть точными. ПРОБЫ И ОШИБКИ
В 1924 году Холмс стал профессором в Даремском университете (Великобритания), где продолжил работу по созданию «общей шкалы геологического возраста» и установлению возраста всей Земли. Помимо прочего, он попытался разработать и новые методы датировки. Хотя каждый метод изначально выглядел многообещающим, спустя какое-то время все они были признаны непригодными. Наконец в 1938 году молодой физик Альфред Нир (Alfred Nier), работавший с новым масс-спектрометром Гарвардского университета (США), попытался выделить все известные изотопы свинца (химический символ РЬ). Он быстро обнаружил три известных изотопа радиогенного происхождения (от распадавшихся урана и тория) - 206РЬ, 207РЬ и 208РЬ. А в конце спектра заметил еще один крошечный всплеск. Тогда и был наконец идентифицирован первичный изотоп 204РЬ - недостающий элемент в уран-свинцовой головоломке.
ХРОНОЛОГИЯ
1775
Жорж-Луи Бюффон вычисляет возраст Земли, нагревая железные сферы, засекая время, за которое они остывают и экстраполируя эти результаты на размеры планеты. Получается 74 832 года.
1862
Лорд Кельвин считает, что Земля возникла как расплавленный шар 20-400 млн лет назад. Затем он уточняет это значение и получает 20-40 млн лет.
1902
Эрнест Резерфорд и Фредерик Содди объясняют суть радиоактивного распада. Два года спустя Резерфорд впервые датирует возраст породы с помощью радиоактивного распада. Получается 40 млн лет.
1911
Артур Холмс развивает уран-свинцовый метод датирования и выясняет, что Земля старше 1,64 млрд лет. Два года спустя Содди открывает ранее неизвестные изотопы свинца, что позволяет значительно улучшить точность метода.
1946
После открытия Альфредам Ниром породы возрастом 2,48 млрд лет Холмс использует его данные для разработки модели расчета возраста Земли, с помощью которой получает значение 3,015 млрд лет.
1956
Клэр Паттерсон оценивает содержание свинца в пяти метеоритах, упавших на Землю, что позволяет найти современное значение для возраста Земли, Луны и метеоритов. Оно равно 4,55 ± 0,07 млрд лет.
ХРОНОЛОГИЯ

Нир занялся разработкой геохронологической шкалы времени. Перед Второй мировой войной он провел серию очень точных экспериментов, позволивших определить возраст 2S разных пород из различных геологических формаций. Возраст одного из исследованных минералов, пегматита из Манитобы, был оценен в 2,48 млрд лет. Заинтересовавшись результатами Нира, Холмс написал ему в мае 1945 года (после того как тот закончил свою работу в Манхэттенском проекте по созданию атомной бомбы, в котором тогда принимали участие очень многие американские физики).
По мнению Холмса, работа Нира представляет «огромный интерес не только потому, что показала, что старейшие породы пока не найдены». Она, как он считал, интересна еще и вот чем: «...полученное значение дает знать, что современные представления о расширяющейся Вселенной нуждаются в пересмотре».
К тому времени американский астроном Эдвин Хаббл (Edwin Hubble) определил, что возраст Вселенной составляет лишь 1,8 млрд лет. А ведь данные Нира показывали, что это не может быть истиной - вся Вселенная не моложе Земли. Холмс предсказал, что данные Нира еще помогут уточнить возраст Земли. Он же приобрел одну из первых вычислительных машин для завершения сложных вычислений и вновь обратился к Ниру 16 февраля 1946 года, написав, что возраст Земли должен быть в районе 3 млрд лет и что лучший набор данных приводит его к значению 3,015 млрд лет.

К началу 1950-х годов метод уран-свинцовых изотопов для датировки пород наконец стал общепризнанным. Но Холмс был уже нездоров и отошел от исследований, предоставив следующему поколению продолжить его поиски. По мере усовершенствования технологии другой американский исследователь, Клэр Паттерсон (Claire Patterson), сумел выявить исчезающе малые количества свинца в железных метеоритах.
Преимущество выбора именно железных метеоритов в том, что содержание урана в них незначительно, поэтому любой первичный свинец не загрязнен свинцом радиогенного происхождения. Паттерсон сообразил, что если Земля (согласно предположениям астрономов) была сформирована в то же время, что и Солнечная система, то можно использовать данные по количеству первичного свинца, выделенного из метеоритов, для определения текущего возраста Земли.

НАДО ЗНАТЬ
Изохрона
Если все образцы пород оказываются на одной линии (изохроне) на диаграмме изотопных отношений, то все они образовались в одно время. Наклон линии дает возраст породы.
Изотоп
Химически идентичные атомы любого элемента, содержащие разное число нейтронов в ядре. Сумма нейтронов и протонов дает атомную массу изотопа. Нестабильный изотоп 238U распадается на стабильный изотоп 206РЬ с периодом полураспада 4,47 млрд лет (ряд радия).
Масс-спектрометр
Инструмент, осуществляющий разделение ионизированных частиц вещества (молекул и атомов) по их массам. Принцип действия основан на влиянии магнитных и электрических полей на пучки ионов, летящих в вакууме.
Пегматит
Крупнозернистая магматическая горная порода. Формируется у края магматического очага во время финальной стадии кристаллизации. Он часто содержит минералы, которые подходят для датировки.
Радиоактивный распад
Спонтанное изменение состава нестабильных атомных ядер путем испускания частиц или ядерных фрагментов. Образовавшееся в результате дочернее ядро в некоторых случаях также оказывается нестабильным и через некоторое время может распасться.
НАДО ЗНАТЬ

Следующие три года Паттерсон провел в попытках это подтвердить. В 1956 году ему удалось наконец показать, что Земля, планеты и метеориты имели общее начало. Он проанализировал содержание свинца в пяти метеоритах и выяснил, что соотношения их изотопов легли на прямую линию (изохрону), которая и дала возраст 4,55 ± 0,07 млрд лет. Кроме того, образцы с Земли (а позже и Луны) легли на эту линию, то есть Земля и метеориты сформированы примерно в одно время из одного солнечного вещества около 4,5 млрд лет назад. Так ровно через 300 лет после Ашшера (умершего в 1656 году) истинный возраст Земли был наконец установлен.

Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его - все воинство их: Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах. Да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все живущие во вселенной, ибо Он сказал, - и сделалось; Он повелел, - и явилось (Пс. 32:6-9).

Устаревшие методы определения возраста в археологии

В первую очередь, необходимо разобраться с методами, которые предоставляют науке датировки в миллионы лет описывая существование планеты Земля.

Сейчас определяя возраст археологических находок, как человеческих костей, так и керамики используют следующие методы: радиоуглеродный, калий-аргоновый, уран-ториевый, рубидий-стронциевый, иониево-радиевый и пр. Радиоуглеродный метод считается наиболее вызывающим у всех доверие.

Ученые запада, которые в отличии от советских не подвергались цензуре пишут следующее: «Радиоуглеродный метод датирования, несомненно, обладает глубокими и серьезными недостатками. Хотя он в течение последних тридцати пяти лет был значительно улучшен и освоен, все же лежащие в его основе допущения весьма спорны и многое указывает на то, что он может вскоре оказаться в кризисной ситуации… Неудивительно поэтому, что добрая половина результатов датирования вызывает сомнения» (Robert E. Lee Radiocarbon Ages in Error, Anthropologial journal of Canada, 19, 1981, 9.).

«Вне зависимости от степени полезности радиоуглеродного метода, следует признать, что он не в состоянии обеспечить точные и надежные результаты. Противоречия, встречающиеся в рамках этого метода, огромны, полученные хронологические данные бессистемны и зависимы друг от друга, и считающиеся правильными даты по существу взяты с потолка» (Ydid, p. 29.).

«За последние годы ученые с ужасом осознали, что скорость радиоактивного распада не так неизменна, как считалось ранее, и к тому же, подвержена влиянию внешних факторов. Это значит, что при глобальных катастрофах «атомные часы» способны сбиваться, и в результате может оказаться, что конец мезозойского периода наступил не 65 миллионов лет назад, а совсем недавно, когда на Земле уже существовал человек» (Frederic B. Jueneman, «Secular Catastrophism», Industrial Researrch and Development (June 1982), p. 21.).

Приведем несколько датировок самого точного, по словам эволюционистов и атеистов, метода.

«Датирование по углероду-14 показало, что только убитый тюлень умер 1300 лет назад» (Antarctic Jornal, Vol. 6, 1971, p. 211.).

Проверка скорлупы живых улиток показала, что они умерли 27000 лет назад! (Science, Vol. 224, 1984, P. 58-61.).

«Возраст раковины живого моллюска определен 2300 годами» (Science, Vol. 141, 1963, P. 634-637.).

Еще в советское время считалось, что «…радиоуглеродный метод может применяться только в ограниченном хронологическом диапазоне… к датам свыше 35-40 тыс. лет необходимо относиться очень осторожно…» (Геохронология СССР, Новейший этап, Л., т. 3, 1974, с. 21-22.).

В свою очередь с другими методами датировок дело обстоит еще уже. Это было признано даже советскими учеными, но западный высказываются бескомпромиссно: «При использовании калий - аргонового метода обычной является практика, при которой отбрасываются те результаты датирования, которые существенно отличаются в большую или меньшую сторону от остальной выборки результатов или от других имеющихся в распоряжении данных, таких, например, как существующая геохронологическая шкала. Разница между принимаемыми во внимание и отбрасываемыми данными необоснованно приписывается захвату или потере аргона» (A. Hayatsn «Pottassium-Argon Ysocron Age of the North Mountain Basalt, Nova Scotia, Canadian Journal of Earth Sciences 16, 1979, p. 974.).

Таким образом с распадом СССР, который был центром эволюционной теории, обсуждения о возрасте земли в миллиарды лет стали тише.

Можно увидеть на примере, как противоречат друг другу датировки находок. До сих пор точно не установлен период правления царя Хаммурапи. В кругах ученых есть три варианта: 1955-1913 гг. до Р. Хр.; 1792-1750 гг. до Р. Хр., и, наконец, 1728-1686 гг. до Р. Хр.

Существуют и другие варианты в которых предположительно называются даты его правления по британской энциклопедии – 2067-2055 гг. до Р. Хр., согласно Французской энциклопедии «Лярус» – 2003-1961 гг. до Р. Хр. Так можно увидеть, что даже при большом количестве находок (как в данном случае с правлением Хаммурапи) и возрасте находок не больше чем 4000 лет, разногласия доходят до 400 лет. Наука советского времени, не смотря на ограничения о невозможности датировать более 35 тыс. лет, ухитрялась датировать останки человека и его орудий труда в сотни тысяч и даже миллионы лет.

Материальные свидетельства опровергают теорию о миллиардах лет

Существуют неопровержимые факты, которые подтверждают молодость нашей планеты. Рассмотрим их, не углубляясь в физические, химические, астрономические научные доказательства.

Магнитное поле Земли. Известен всем факт о напряженности магнитного поля земли, которое падает в два раза за 1400 лет. Получается, что 1400 лет тому магнитное поле планеты было сильнее в два раза, от сегодняшнего. 2800 лет тому – магнитное поле было сильнее в четыре раза сегодняшнего. Согласно этим показателям, был определен максимальный возраст Земли, который составил порядка 10 000 лет, так как дальше сила магнитного поля земли была бы недопустимой величины.

Метеорная пыль . На землю попадает десятки тонн метеорной пыли, учитывая это, очевиден вывод, что если бы возраст земли был в миллионы лет, то наша планета была бы в первую очередь под большим слоем космической пыли (до нескольких десятков метров в высь), во вторую очередь, земная кора имела бы очень большие отложения никеля (метеорная пыль включает в себя до 2,8 % никеля). Согласно сегодняшним показателям содержания никеля и количестве метеорной пыли можно смело говорить, что земля имеет возраст не больше 6000-7000 лет.

Возраст Луны . При отправлении американского космического корабля на Луну, были опасения, что он может глубоко упасть в метеорную пыль, так как луна, если верить теории эволюции, была сформирована несколько миллиардов лет назад, так же как Земля, согласно этим заключениям, пыли должно было быть очень большое количество. К всеобщему удивлению, когда экипаж высадился на поверхность Луны, то обнаружили, что луна покрыта тонким слоем пыли, было открыто, что луна имеет магнитное поле, сейсмическую активность, тепловое излучение и таким образом было выявлено, что ее возраст не превышает 6000 лет.

Поступление кремния в океан с речной водой , не дает возможности ставить возраст земли больше 8000 лет. Количество поступаемого никеля в океан с речной водой, говорит о молодом возрасте планеты – максимум этот возраст может составлять 9000 лет.

Медленное удаление луны со скоростью 4 см в год от Земли. Раньше скорость была большей. Если предположить, что Луна соприкасалась с Землей, то необходимо было 1, 37 миллиарда лет, чтобы отдалится на сегодняшнее расстояние. Этот возраст не является реальным, а максимально возможным, но даже этот возраст не устраивает эволюционистов, потому что они утверждают, что Луна имеет возраст в 4,6 миллиарда лет. Ко всему данный возраст гораздо меньше возрастов, которые получены при радиометрическом датировании пород Луны.

Поступление соли в океаны происходит гораздо быстрее, чем уходит из них . Если предположить, что процессы происходили миллиардами лет, то вода в морях и океанах была бы гораздо солоней. Даже при самых разных допущениях моря не могут иметь возраст больше 62 млн. лет (это не реальный, а максимально возможный возраст) эволюционисты утверждают о возрасте в миллиарды лет.

В некоторых (неокаменелых) костях динозавра были найдены красные кровяные тельца и гемоглобин. Это дает право утверждать, что последние динозавры существовали не больше нескольких тысяч лет тому, а не 65 миллионов лет, как говорят эволюционисты. (Humphreys, D. R., 1986. Reversals of the earth’s magnetic field during the Genesis Flood. Proc. First ICC, Pittsburgh, PA 2:113-126.)

Доказательства быстрого формирования геологических страт после периода Потопа : отсутствие между слоями пород эрозии, которые по предположительным данным разделены миллионами лет; отсутствие нарушенной структуры породы, которая появляется в результате существования организмов (ходы червей, корни растений и т.д.); отсутствие слоев почвы; полистратные окаменелости (они пересекают вертикально несколько слоев породы – если предположить, что погребение было медленным и постепенным то выходит, что они были в вертикальном положении миллионы лет); изогнутые, но цельные, слои имеют большую толщину, указывают на то, что раньше порода была мягкой и гибкой и множество других примеров.

Прирост населения . Чтобы правильно просчитать прирост населения важно знать три показателя: среднее количество детей в семье, средний возраст поколения, а также среднюю продолжительность жизни. Используя эти общепризнанные параметры, сможем рассчитать, беря за основание 5 главу книги Бытия, приблизительную численность населения в допотопном мире. При подсчете выходят следующие цифры: средняя продолжительность жизни – 500 лет, средний возраст поколения – 100 лет, и предположим, что средняя численность детей в семье составляет шесть, то получим, что 235 миллионов человек жило на планете до потопа. При условии, что человек существует миллион лет согласно данным теории эволюции, а средний возраст поколения составляет 35 лет (при учете эпидемий, войн, несчастных случаев), то выходит, что на земле было 28600 поколений. Если предположить, что в каждой семье в среднем было по двое детей (эта цифра умышленно занижена), то выходит, что к настоящему времени население земли должно было соответствовать сверх фантастической сумме: десять в пятитысячной степени человек! В свою очередь, изучая прирост населения земли, можно сказать, что наша планета насчитывает больше 4000 лет после потопа, а это точно совпадает с данными Библии (H. M. Morris ed. Scientific Creationism (public school), San Diego, 1974, p. 149-157; 185-196.)

В своей брошюре «Доказательства молодости мира» («Evidence for a Young World») доктор Рассел Хамфриз говорит о примерах других процессов, которые не согласуются с теорией о миллиардах лет.

Только 6 тысяч лет

Учась в школе, в нас с малых лет усердно вкладывали теорию эволюции с миллиардными эрами. Важно заметить, что количество теорий эволюций было порядка тысячи и все они часто шли в противоположных направлениях противореча друг другу. Мы указали, что «было» именно в прошедшем времени, потому что теорию эволюции на Западе уже не преподают в большей части школ и вузов , так как эта теория не соответствует данным науки и даже не имеет научных обоснований.

Часто на территории бывшего советского союза тема происхождения жизни на земле умалчивалась, потому что воспитание в атеистическом духе не разрешало говорить о Творце.

В свою очередь Библия открывает нам совершенно другую картину. Здесь говорится о том, что человек был сотворен на шестой день творения порядка шести тысяч лет назад. Таким образом, согласно временной шкале, которая основывается на Библейских данных, размещает человека в начале истории мира, а не в конце, как утверждает теория эволюции.

Сейчас очень популярна восточная философия, которая у многих вызывает восхищение и возводится в понимании мироздания выше Библии. Стоит обратится к «священным» текстам индуизма, которые описывают состояние мира в самом начале: «Когда несколько миллионов лет тому назад мир начал существовать, он имел плоскую треугольную форму с высокими горами и множеством водоемов. Он держался на головах слонов, стоящих на черепахе, «покоящейся», в свою очередь, на гигантской змее. Если слоны начинали отряхиваться, происходило землетрясение». В свою очередь Библия так рассказывает об устройстве нашего мира: «Он есть Тот, Который восседает над кругом земли…» (Ис. 40:22) и «повесил землю ни на чем» (Иов 26:7).

То есть, Библия еще 2500 лет, до открытия Коперника, уже говорила, что земля имеет круглую форму. Порядка 1700 г.до Р.Хр. Иов писал, что земля «повешена ни на чем». Такая информация из Писания многие столетия была трудна для понимания и уже сегодня мы можем уверенно сказать, что Богом было дано понимание древнему патриарху о устройстве нашей планеты.

Так на весах на одной чаше находятся черепахи и слоны, которые заставляют улыбнутся, а на другой чаше очень точные научные данные. При всем, в Библии описан круговорот воды в природе еще за много столетий до появления научных заключений. «Все реки текут в море, но море не переполняется; к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь» (Еккл. 1:7), говорится и о том, что «воздух имеет вес»: «Когда Он ветру полагал вес, и располагал воду по мере…» (Иов. 28:25).

Что верно 6 дней или 6 периодов?

Есть те, кто воспринимают 6 дней творения Земли за 6 великих периода. Где истина? Все было, так как описано в книге Бытия в первой главе, а там постоянно используется несколько слово «…и был вечер и было утро…» (Быт.1:5). «День» в данном случае равняется суткам, а именно 24 часам. В книге Левит 23:32 говорится, что сутки считаются «от вечера до вечера». Это подтверждает, то что Земля была создана за шесть календарных дней. Такая информация так же обосновывается логикой творения. Важно напомнить, что растительность была сотворена в третий день, солнце же – на четвертый. Существование растительности не было бы возможно, если бы это был не буквальный день, длительный срок, не так ли?

Четвертая заповедь снова говорит о том, что дни творения были буквальными: «…ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; и посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20:11).

Каждый день и каждая ночь говорят о Творце, как о Создателе времени для человека – дне и ночи, и неделе из семи дней.

Каков возраст Земли? Сколько Земле лет: тысячи или миллиарды?

Согласно Библии, Адам, первый человек, был создан на шестой день существования планеты Земля. Соответственно, мы можем вычислить возраст Земли за хронологией человечества. Предполагая, что подсчеты Бытия верны, можно утверждать, что описанные там шесть дней сотворения Земли – это буквальные 24 часовые сутки, лишенные каких-либо хронологических пробелов.

На основании записанной в пятой и одиннадцатой главах Бытия генеалогии Адама и всех его потомков, вплоть до Авраама, которые составляют единую родовую линию, можно вычислить возраст нашей планеты. Определив, где хронологически находился Авраам в истории, и добавив периоды времени, описываемые в Бытие, становится ясно, что нашей Земле около 6 000 лет, плюс минус несколько веков.

Так как на счет наиболее популярного предположения, о том, что Земле около 4.6 млрд. лет, принимаемого большинством ученых и изучаемого в самых солидных мировых институтах? Этот возраст был определен двумя основными методами: радиометрическим и геологическим датированием. Ученые, поддерживающие более молодой возраст (6 000 лет), настаивают на том, что радиометрическое датирование нельзя считать достоверным из-за того, что оно опирается на ряд неверных допущений, а геологическое датирование применяет циркулярные умозаключения. Также они указывают на разоблачение мифов, связанных с «древней Землей», как например популярное заблуждение о том, что на стратификацию, окаменение, формирование алмазов, угля, нефти, сталактитов, сталагмитов и т.п. необходимо очень много времени. Ученые, поддерживающие теорию «молодой планеты», представляют свои доказательства, вместо опровергаемых ими аргументов оппонентов. Они признают, что их сегодня меньшинство, но уверены в том, что со временем все больше ученых будет пересматривать свои позиции относительно правящего в современности предположения о «древней Земле».

В принципе, возраст Земли не может быть точно установлен. Будь-то 6 000 лет или 4.6 млрд. лет (а также все, что между ними) – обе эти теории обоснованы лишь на догадках. Люди, придерживающиеся версии про 4.6 млрд. лет, верят в надежность радиометрического метода и в невозможность ничего такого, что смогло бы воспрепятствовать естественному распаду радиоизотопов. Придерживающиеся версии про 6.000 лет верят в правдивость Библии, и в то, что есть другие факторы, объясняющие «обозримый» возраст земли (который мы с легкостью можем отследить), такие как всемирный потоп или создание Господом вселенной, которая «кажется» существующей очень долгое время. Для примера можно взять Адама и Еву, которых Бог создал уже взрослыми и полноценными людьми. Если бы врачу пришлось протестировать их в день их сотворения, он бы наверняка предположил, что им, скажем, 20 лет отроду, хотя им не было и дня. Как бы там ни было, всегда найдутся причины верить в Божье Слово превыше атеистических речей современных ученых с эволюционистским мировоззрением.

Наука о сотворении мира: сколько лет Земле согласно библейским текстам? Какие есть доказательства правоты христианской веры в сотворение мира? Все об этом в нашем материале!

Наука о сотворении мира

Здесь говорится о том, что первоначально единый мировой океан, покрывавший всю землю, распался на отдельные бассейны, разделенные между собой сушей. Появление на лике Земли континентов и морей имело важнейшее значение в истории развития нашей планеты, но произошло оно в столь отдаленном прошлом, что следов этого события не осталось в геологической летописи.

В современной науке вопрос о происхождение гидросферы, равно как и атмосферы, является объектом взаимоисключающих гипотез, которые основываются не на прямых геологических данных, а на тех или иных космогонических построениях и общих взглядах на происхождение Земли. На геологически обозримое время нет данных, позволяющих допускать заметное увеличение объема гидросферы, на что обращал внимание еще В. И. Вернадский. Если это положение верно, то следует полагать, что суша появилась лишь в результате длительного процесса геологического развития нашей планеты, выражающегося в дифференциации ее твердых оболочек на океанические впадины, вместившие в себя основную массу поверхностных вод. Таким образом, современные научные данные не противоречат картине, рисуемой книгой Бытия, но приходится удивляться, если отрицать ее боговдохновенность, что писатель народа, почти не видящего моря, такое большое значение в развитии Земли придавал ее водной оболочке.

Библия и геология

Вопросы о причинах происхождения океанов и континентов, гор и равнин мы в настоящем очерке не рассматриваем, поскольку ни один из них не противоречит Библии. Для нас сейчас важно другое - сравнительный анализ последовательности творений по Библии и последовательности появления различных типов материального мира в свете современных научно-естественных знаний.

В этих стихах говорится, что неживая природа по повелению Бога произвела живую природу в виде растений, которые, таким образом, возникли раньше животных. Итак, уже на сравнительно ранних этапах развития Земли растительный мир достигал значительного разнообразия и развивался не только в воде, но и покрывал сушу.

От самых первых этапов жизни в геологической летописи не осталось следов, поэтому приходится ограничиться лишь общими соображениями и догадками. Обычно принимается, что жизнь возникла в океанах, но Г. С. Осборн и Л. С. Берг (1946) считают, что первые этапы жизни проходили на суше, в заболоченных и сырых местах. Согласно современным представлениям, высказанным впервые В. И. Вернадским и вошедшим сейчас в учебники, наша современная топоатмосфера (без которой невозможна никакая животная жизнь, нуждающаяся в наличии свободного кислорода) является биогенной. Без растений животные не только бы задохнулись, но им нечего было бы есть, ибо только растения обладают способностью переводить неорганические формы материи в органические.

В отложениях архейской эры (см. Геохронологическую таблицу на с. 36) достоверные органические остатки отсутствуют. Древнейшие из известных в настоящее время несомненно растительных остатков обнаружены в докембрийских известняках штата Монтана; в отложениях протерозоя найдены и неплохо изучены бактерии и разнообразные водоросли; в докембрийских отложениях Чехии - древесина, описанная под названием Archaexylan , с признаками структуры голосемянных растений (то есть хвойных); в докембрии Урала найдены неопределимые остатки наземных растений и споры высших растений; из отложений кембрия Прибалтики описаны споры высших наземных растений - моховидных и папоротникообразных; из верхнего силура австралийской провинции Виктория - флора примитивных, ныне вымерших растений псилофитов. В девоне известная наземная флора уже характеризуется большим разнообразием видов и групп.

Геохронологическая таблица

Растительный мир

Таким образом, основываясь на современных научных представлениях и данных, приходится в полном соответствии с Библией считать, что растения были первыми организованными формами органической жизни на Земле, и растительный мир уже в глубокой древности достигал значительного разнообразия форм.

Быт 1:14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для освещения земли и для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;
Быт 1:15 и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.
Быт 1:16 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;
Быт 1:17 и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,
Быт 1:18 и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.
Быт 1:19 И был вечер, и было утро: день четвертый.

В приведенных стихах рассказывается о создании Солнца, Луны и звезд. О космогонии мы уже много говорили в преды­дущем очерке , поэтому сейчас сформулируем лишь краткие выводы из двух научных гипотез происхождения звезд: 1) обе гипотезы предполагают присутствие дозвездной материи во Вселенной. Эта материя лишь при определенных условиях образует звезды; 2) при реализации механизма второй концепции (предполагающей наличие особого сверхплотного состояния вещества) принципиально возможно существование невидимых звезд, которые могут вспыхнуть в последующие времена. Далее возможно образование сгустков материи в таких ограниченных областях, за пределы которых никакое излучение проникнуть не может. Такое образование материи можно охарактеризовать образным библейским языком как отделил Бог свет от тьмы .

Возраст Вселенной

Рассмотрим проблему возраста Земли и тел Вселенной, как она представляется богословию и современному естественно-научному сознанию.

Для богословия единственным критерием возраста мира являются библейские тексты. В приведенных текстах книги Бытия создание мира описывается по определенным этапам, названным “днями”. Понимать под ними наши привычные астрономические сутки, связанные с вращением Земли вокруг своей оси, нельзя, так как до четвертого “дня” не существовало Солнца и, следовательно, не было смены дня и ночи . Так как шесть дней Библии - условное деление времени - не имеет ничего общего с астрономическими сутками, с их днем и ночью, то ночь поэтому и не упоминается в книге Бытия в связи с днем творения: “и был вечер, и было утро” - для каждого часа своя работа, и она не прерывалась ночью. Это подчеркивается порядком слов “был вечер, и было утро” вместо, казалось бы, естественного: “было утро и был вечер - день четвертый”.

Необходимо остановиться на летоисчислении от сотворения мира, которое раньше было принято всем христианским миром и охватывает около 7000 лет .

В библейских текстах нет никаких данных для определения возраста мира. Следовательно, вопрос об исчислении возраста мира не входит в компетенцию богословия. Отдельные толкователи Библии пытались подойти к летоисчислению косвенным образом, используя имеющиеся в Библии сведения об отдельных родах и поколениях и историю еврейского народа, и получили совершенно различные цифры. Примененный ими метод по самой своей сути не мог входить в задачу определения возраста мира от первого дня творения. Наука же давно пытается оценить разными способами и методами возраст различных частей мира от самого их становления. Прежде всего остановимся на определении возраста Земли.

Грубые, упрощенные расчеты представляют первые младенческие попытки науки определить возраст Земли. Лишь открытие Беккерелем и супругами Кюри радиоактивного распада позволило геологии получить “эталон времени”, не зависящий ни от каких геологических процессов. При любой температуре, при любом давлении радиоактивные элементы с одинаковой скоростью переходят в нерадиоактивные свинец и гелий. Соотношение между радиоактивными элементами, в частности, ураном, и образовавшимся из него свинцом или гелием с поправкой на скорость распада - есть мера времени. Такой же мерой времени может быть соотношение между радиогенными и нерадиогенными изотопами одного и того же элемента. Не имея возможности углубляться в детали методики определения времени, сообщим лишь конечные результаты проделанной рядом исследователей работы.

1) Наиболее древние минералы, найденные на земле, имеют возраст 2,0–2,5 млрд лет. Наиболее древние породы на земной поверхности обнаружены в Антарктиде и имеют возраст 3,9–4,0 млрд лет.

2) Возраст метеоритов достигает 4,0–4,5 млрд лет.

3) Исходя из изучения солнечной радиации, В. Г. Фесенков считает, что возраст Солнца должен близко соответствовать возрасту Земли и, вероятно, и других планет, и предполагает, что планеты, в частности Земля, могли существовать и при отсутствии вполне сформировавшегося Солнца.

4) Теория расширяющейся Вселенной предсказывает ее возраст в 15–20 млрд лет.

Таким образом, во всех перечисленных случаях определения возраста объектов (расширяю­щейся метагалактики, земной коры, Солнца), произведенные разными исследователями, разными методами и способами, дали цифры одного порядка. О большем, исходя из требований научной осторожности, говорить нельзя. Случайны ли эти совпадения? Нам, воспитанным на научном мышлении XX века, трудно себе представить, чтобы вся величественная Вселенная с ее миллиардами звезд имела бы возраст, близкий к возрасту древнейших пород на поверхности нашей планеты и первому зарождению жизни на ней.

Можно, конечно, сомневаться, что “красное смещение” свидетельствует о разлетании галактик, можно сомневаться в теории Эйнштейна, из которой независимо от “красного смещения” теоретически вытекает расширение Вселенной, можно сомневаться в принципах определения возраста минералов и метеоритов радиологическим методом и любым другим, можно сомневаться в достоверности астрофизических данных, но тогда приходится вообще отрицать пригодность наших наблюдений для истолкования Вселенной. На этом пути стоят атеисты. Они говорят, что нельзя переносить законы движения конечной, ограниченной области Вселенной на всю бесконечную Вселенную. Иными словами, они признают два мира: один мир, где действуют законы, ведущие к “поповщине”, где им, к несчастью, приходится жить, и другой мир, мир еще не открытый и нам неведомый, мир “потусторонний” (!), где нет законов, ведущих к “поповщине”. Лучшее, что следовало бы сделать атеистам, чтобы самим же не попасть впросак, - это признать, что наука в силу ее ограниченности в каждый конкретный отрезок времени не может дать полную картину Вселенной, вполне точно ее отражающую, а, следовательно, непригодна как метод антирелигиозной пропаганды.

Желая понять смысл библейского описания пятого дня творения, надо помнить, что классификация у древних народов, так же как и у современных народов архаичной культуры, имеет внешне-морфологический экологический характер, а не сравнительно-анатомический, как современная естественно-научная систематика. Для древних ящерица представлялась более родственной какой-нибудь многоножке, а не лягушке, воробей - пчеле, а не кроту, летучая мышь - ласточке, а не слону; не будет ли, наконец, и наш малообразованный современник сравнивать дельфина скорее с рыбой, чем с коровой? С научной же биологической точки зрения родственные отношения животных в приведенных примерах являются как раз обратными.

Пресмыкаю­щиеся и птицы

Итак, какой же смысл вкладывали древние в понятия “пресмыкаю­щиеся и птицы”? Пресмыкающиеся (20 ст., в еврейском sheres) означает собственно червей водных и животных, в некоторых случаях многородящих, что подчеркивается в данном тексте словом yish э r э su ‘да произведет’, происшедшем от sharas, что значит ‘кишеть, рождать’ или ‘родить в изобилии’. Удачнее, чем в русском переводе 20-й стих переведен Лютером: Und Gott sprach: Es errege sich das Wasser mit webenden und lebendigen Tieren, букв. ‘Бог сказал: Да взволнуется вода кишащими и живыми животными’.

Такое расширенное понимание слова sheres дает и святитель Василий Великий в своем “Шестодневе”. В толковании на 20-й стих он пишет: “Вышло повеление - и реки производят и озера рождают свойственные себе и естественные породы; и море чревоболезнует всякого вида плавающими животными”, а ниже в связи с этим перечисляет не только рыб, но и слизняков и полипов, каракатиц, гребешки, крабов, раков и “тысячи разнообразных устриц”.

Под птицами же в древности, как свидетельствует тот же Василий Великий, понимались все животные, летающие над землей, как собственно птицы, так и насекомые.

В 21-м стихе употреблено слово tanninim, обозначающее собственно большое морское животное, в русском переводе переведенное как ‘рыбы’, а как пресмыкающиеся употреблено не слово sheres, как в 20-м стихе, а romeset, обозначающее ползающих, пресмыкающихся животных, так что в этом случае русский перевод довольно точен.

Итак, в разбираемых сейчас стихах 20–23 рассказывается о появлении на Земле различных животных, прародиной которых по Библии является вода; говорится о том, что море населили самые разнообразные твари - мелкие и крупные, и что наземные пресмыкающиеся произошли после водных и их прародиной тоже была вода.

Не останавливаясь на взаимоотношениях отдельных типов животного мира и генетическом переходе одного типа в другой, по поводу чего существует большое количество часто взаимоисключающих гипотез, рассмотрим тот фактический материал, который дают в настоящее время геология и палеонтология.

Самые ранние этапы развития животного мира сокрыты от нас; первые остатки животных относятся к верхнему докембрию, - это ядра и отпечатки простейших, остатки скелета губок, трубочки хода червей, роговые раковинки брахипод, моллюски и трубочки крылоногих (ракообразных).

В кембрии, судя по имеющимся остаткам, животный мир уже достигает огромного разнообразия форм. Встречаются представители почти всех ныне живущих типов. В отложениях кембрия найдены не только остатки твердых скелетов, обычно только и сохраняющихся в ископаемом состоянии, но и (в Северной Америке) прекрасной сохранности отпечатки организмов, обладающих только мягким телом: медуз, голотурий, разнообразных червеобразных и членистоногих. К кембрийскому морю применимы слова святителя Василия Великого о том, что “мо­ре чревоболезновало всякого рода плавающими животными”.

С еще большим основанием эти слова можно отнести к силурийскому периоду: известно до 15000 видов морских организмов силура. По-видимому, с силуром связана попытка животных выйти из воды, так как в отложениях этого возраста, правда, исключительно редко, встречаются остатки сухопутных членистоногих многоножек и скорпионов, то есть, по библейской терминологии, пресмыкающихся. Как в целом осуществлялся этот переход, каковы были его стадии - мы не знаем; известно, что к концу девона он уже закончился, ибо из девона Северной Америки (Пенсильвания) давно известен отпечаток четырехпалой ступни наземного позвоночного (Thino­pus), а из верхнего девона Гренландии - первые достоверные костные остатки черепа амфибии.

В следующий за девоном каменноугольный период были широко распространены тритоноподобные амфибии - это были в полном смысле пресмыкающиеся по земле животные. В это же время появляются и достигают наибольшего развития насекомые из группы прямокрылых. Число известных их видов - при неполноте геологической летописи - достигает 1000. Про этот период можно сказать, что “птицы летали по тверди небесной”.

В пермском периоде наряду с земноводными широко распространены и рептилии (пресмыкающиеся в современном смысле этого слова). Мезозойская эра является настоящим царством рептилий, которые дали не только такие гигантские формы, как 28-метровый брахиозавр, но и наполнили “воды в морях”, наряду с разнообразными рыбами, амфибиями и богатым миром беспозвоночных.

В юре установлены летающие рептилии, строение крыльев которых в общих чертах напоминало строение летучих мышей, а из отложений юры известны две находки настоящих, хотя очень примитивных птиц из литографских сланцев Баварии. В мелу птицы становятся уже довольно многочисленными.

Таким образом, согласно библейской терминологии, девонский, каменноугольный, пермский период и значительная часть мезозойской эры могут быть названы днем пресмыкающихся и птиц.

Так рассказывает Библия о первом этапе творений шестого дня. Несомненно, что под зверями и скотами следует понимать сухопутных млекопитающих, и что родиной их является материк, но неясно, что подразумевается под гадами, так как о пресмыкающихся уже говорилось при описании пятого дня. Быть может, понять смысл этого термина в Библии нам помогут сами естественно-научные данные.

В настоящее время появление млекопитающих связывают с находками крайне скудных остатков в отложениях средней и верхней юры. Из верхнего мела известны редкие остатки сумчатых и плацентарных млекопитающих, а следующий за ним третичный период может быть назван вместе с современным четвертичным эпохой млекопитающих; они не только господствуют на суше (звери и скоты), но поднялись в воздух (летучие мыши и т. п.) и овладели морями (киты, дельфины, тюлени, моржи и т. п.). Форма, богатство красок и вариации размеров млекопитающих поразительны - от крохотных полевок до гигантских слонов и китов. Они освоили все леса и степи земного шара, их не пугает ни зной пустынь, ни холод полярных стран, - всюду они являются наиболее подвижными, самыми активными, наиболее умными животными. К ним же принадлежит и сам человек.

По всей вероятности, под гадами в книге Бытия подразумеваются лягушки, жабы (то есть бесхвостые амфибии) и змеи. К такому пониманию этого слова нас склоняют и палеонтологические данные, так как появление амфибий и змей совпадает со временем появления млекопитающих.

Мир статичен?

На предыдущих страницах мы видели, что по библейским и научным данным облик Земли и космоса в целом менялся. Вдумываясь в смысл библейского текста, богословие выдвигает проблему огромного естественно-научного значения: создал ли Бог мир неизменным и статичным, или мир Божий может изменяться и развиваться? Возможно ли совершенствование в этом мире и возрастание от низшего к высшему в области духовного делания и материального, особенно биологического развития, или же все существующее подвержено монотонным, вечно повторяющимся замкнутым циклам, как движение порш­­ней машин? На вопрос: Творец какого мира должен обладать большей мудростию и большим могуществом? - возможен только один ответ: конечно, мира подвижного и развивающегося. Таким образом, с христианско-богословской точки зрения, признающей Бога Всемогущим, легче принять естественно-научные теории развивающейся Вселенной, чем статичной. Великий принцип всеобщего развития, пронизывающий в той или иной степени все творение Божие, с особой силой сконцентрирован во внутреннем, духовном мире человека - венце Божественного творчества. Следовательно, если человек - творение, обладающее волей и разумом, не работает над своим духовным развитием, не стремится к нему, то он сознательно или бессознательно является противником великой творческой идеи Божества, то есть богоборцем сознательным или бессознательным, а потому и начинается в нем духовное запустение, регресс.

Возможность умственного и духовного развития человека неоспоримо доказана всей человеческой историей и особенно бесчисленным сонмом христианских подвижников, канонизированных и неканонизированных святых.

Казалось, богословие должно было предвосхитить идеи естественной эволюции мира. В зародыше они действительно имеются у некоторых отцов Церкви, хотя те отправляются от других исходных позиций. Так, например, преподобный Иоанн Дамаскин писал: “что началось с изменения, должно изменяться”. Но почему же тогда инквизиция и иезуиты боролись против научных открытий, почему же часть церковников встретила враждебно теории эволюции животных и растений? Почему в XIX веке они упорно защищали идею неизменяемости видов, хотя такое предположение не имеет основ ни в Предании, ни в Откровении и противно всем аналогиям в природе? Исходя из ограниченных научных данных античного мира и средневековья, богословы создали умозрительную схему мироздания, которой исчерпывалось, по их представлению, могущество Бога. И вот, когда эмпирическое изучение природы - творения Бога, расширило известные людям пределы Его могущества и мудрости за границы их старых представлений, эти богословы забыли, что могущество Творца простирается дальше пределов человеческого разумения, подняли шум о мнимом атеизме научных теорий, “ибо безмерную Его творческую силу и мудрость” (слова Ломоносова) измеряли своими ограниченными знаниями. В этом повинны, впрочем, не все церковнослужители. Некоторые из них были даже родоначальниками эволюционных теорий в биологии. Так, например, английский священник В. Герберт (1837) считал, что “виды были созданы в состоянии в высшей степени пластическом, и что они через скрещения и уклонения произвели все ныне существующие виды”.

В настоящее время биологическая эволюция может считаться научно установленной закономерностью. Однако, в противоположность общепринятому мнению, ни зоология, ни ботаника как науки о современных формах жизни (необио­логия) не могут ее доказать. Они могут доказать лишь пластичность организма или его устойчивость, или характер взаимоотношения между этими двумя полярными свойствами организма. Короче говоря, необиология имеет дело с факторами, которые можно считать факторами эволюции, но не с самой эволюцией.

Только палеонтология совместно с геологией обладает фактическими документами прошлых эпох жизни. Следовательно, только она может дать фактическую основу истории органического мира, то есть рамки, в пределах которых могут и должны разрабатываться вопросы развития жизни, - ту эмпирическую основу, вне которой начинается область фантастики.

Палеонтология и эволюция

Однако палеонтология далеко не сразу заговорила об эволюции. Знаменитый бельгийский палеонтолог Луи Долло делит историю палеонтологии на три периода: первый - период создания басен, когда вместо того, чтобы изучать, предпочитали рассуждать, и крупных вымерших животных принимали за скелеты гигантов или мифологических существ; второй - период морфологический; с него по существу начинается палеонтология как наука об ископаемых, созданная Кювье так же, как сравнительная анатомия; и третий период - период эволюционной палеонтологии, созданный трудами В. О. Ковалевского. “Труд Ковалевского, - писал Долло, - есть истинный трактат о методе в палеонтологии”.

Какие же геолого-палеонтологические доказательства можно привести в пользу эволюции органического мира?

1) Эмпирически установлено, что в древних отложениях отсутствуют современные формы и присутствуют остатки ныне вымерших животных, причем разные отложения отличаются друг от друга разной фауной, и при переходе к более молодым отложениям мы встречаем все более и более высокоорганизованные формы. Это может быть объяснено либо теорией катастроф Кювье (которая предполагает бесчисленное количество повторных творений и уничтожений всего ранее сотворенного, причем каждый раз появляются более высокоорганизованные организмы, чем в предыдущих актах творения), либо результатом эволюции.

С богословской точки зрения теория катастроф представляет нелепицу и не имеет никакого основания в Откровении. Она отражает не христианско-богословские взгляды, как пытаются сейчас изобразить, а состояние фактического материала в эпоху Кювье, когда при сравнительной немногочисленности палеонтологических находок не были найдены промежуточные формы между известными видами и родами. Это обстоятельство, кстати сказать, заставило Дарвина посвятить большой раздел в своем “Происхождении видов” неполноте геологической летописи, чтобы спасти свою теорию от ударов палеонтологов.

2) В ископаемом состоянии перед появлением остатков новых классов и других классификационных групп встречаются остатки организмов, занимающих промежуточное положение между новым “будущим” классом и ранее существовавшим, и отнесение их к тому или иному классу весьма затруднительно. В таком случае невозможно восстановить все стадии из-за неполноты геологической летописи, так как мы не знаем, имеем ли мы дело действительно с переходными явлениями или со следами наличия неких неизвестных нам классов. Таким образом остается лазейка для скептиков.

3) Но существуют роды, в которых удается проследить все постепенные переходы от одной формы к другой из следующих друг за другом горизонтов. Причем крайние формы настолько отличаются друг от друга, что их, безусловно, следует отнести к разным видам; границу между этими видами в разрезе провести невозможно, так как промежуточные формы дают весьма постепенные переходы. Мы сталкиваемся как бы с положением, что надо где-то условно мать отнести к одному виду, а рожденную ею дочь к другому - новому, и отнести двух единоутробных братьев, одновременно рожденных, к разным систематическим единицам, чтобы как-то, хотя бы условно, провести границу между видами. Факт, невозможный в необиологии, но часто случающийся в палеонтологии.

В данной работе мы не останавливаемся на установленных в настоящее время законах эволюции (адаптивной радиации, ускорения развития тахигенеза, необратимости эволюции, неспециализации и др.), поскольку это не имеет непосредственного отношения к нашей теме. Отметим лишь, что между дарвинизмом и эволюционными воззрениями не следует ставить знака равенства, они не тождественны, как это думают наши старшеклассники.

Сотворение мира и происхождение человека

Быт 1:26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
Быт 1:27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
Быт 1:28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

Проблема происхождения человека - одна из наиболее волнующих в биологии и антропологии. В течение нескольких веков она является полем битвы между людьми, придерживающимися разных философских, научных, религиозных и даже политических взглядов.

Начиная с Джордано Бруно, который в сочинении “Изгна­ние торжествующего зверя” (1584) высказался в пользу независимого происхождения человека в разных местах земного шара, идеи полифилии использовались в борьбе против христианской религии. Аналогичные цели преследовала разработка гипотезы полигенеза человеческих рас, содержавшей утверждение о том, что разные расы являются либо разными видами одного рода, либо даже разными родами. Работы ученых-монофилис­тов, в частности в новейшее время (анализ анатомических признаков, не имеющих приспособительного значения - Анри Балуа), доказали, что единственно возможная концепция относительно человеческого рода - это монофилия.

Если вопрос о единстве (монофилии) рода человеческого в настоящее время можно считать научно более или менее решенным, то вопросы о конкретных путях становления вида Homo sapiens и о древности современного человека являются предметом ожесточенных дискуссий.

Между предыдущей стадией и неандертальцами и современными людьми, древнейшая раса которых известна под названием кроманьонцев, существует определенный перерыв постепенности, который признается всеми учеными.

Археологические находки показывают невозможность палеонтологически защищать древность Homo sapiens.

Встает вопрос, почему так упорно стремятся доказать огромную древность современного человека, доказать его древность даже ценою бессознательного или сознательного передергивания научных фактов?

Дело в том, что ортодоксальный дарвинизм объясняет становление человека с его удивительными умственными способностями, которые резко отличают Homo sapiens от всего животного мира, действием естественного отбора, которым определяется все многообразие животных и растений. По теории Дарвина в ее ортодоксальном виде любой вид может эволюционировать в результате того, что отдельные его представители получают незначительное превосходство над своими сородичами, и только эти более совершенные представители всегда выживают в борьбе за существование и только они передают потомкам свои прогрессивные признаки. Чтобы объяснить происхождение человека как результат этого крайне медлительно действующего механизма эволюции, надо допускать огромную длительность его существования. Мозг человека явно превосходит потребность человека выжить в его борьбе за существование с другими животными. Поэтому его совершенствование Дарвин вынужден был приписывать длительной и жесточайшей борьбе человека с человеком и одного человеческого племени с другим. Ему также пришлось прибегнуть к фактору полового отбора. Иными словами, по Дарвину, умственные способности человека удовлетворяли его потребности выжить в борьбе с подобными себе. Следовательно, у народов, стоящих на более низких ступенях исторического развития, они должны быть неизмеримо ниже, чем у народов, ушедших в своем историческом развитии вперед. Однако современные исследования отбросили мнение об умственной отсталости так называемых дикарей .

В приведенных библейских стихах прежде всего обращает на себя внимание грамматическое согласование единственного и множественного числа. В 26-м стихе: “И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему”. В этом имеется намек на тайну Святой Троицы, Которая в Трех Лицах является Единым Нераздельным Божеством. Бог - Един, но Три Лица Божественного Естества. Догмат троичности Божества совершенно неизвестен древним евреям, а связан целиком с христианством, поэтому для атеиста это несогласование превращается в простую описку составителя или переписчика. Для христианина же - это пре-откровение того, что позднее стало откровением.

Итак, человек был задуман по особому изволению Божества как владыка земли и всего, что на ней. “И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою”, - дополняет повествование первой главы вторая глава книги Бытия (Быт 2:7).

В Библии мы не находим рассказа о том, каким образом, какими средствами был сделан человек из праха земного. Она только указывает, как отмечает святитель Григорий Богослов, что человек создан из уже существующего “материала”. И душа, и тело наше, как учил великий христианский подвижник преподобный Серафим Саровский, созданы из “персти земной”. Человек, созданный из праха земли, был “действующим животным существом, подобно другим живущим на земле <…> хотя и превосходствовал над всеми зверями, скотами и птицами”. Они, как часть земли, то есть как из земли происходящие, могли даже послужить материалом для его создания. Поэтому нет ничего антихристианского во включении человека в один систематический ряд с другими животными, как это сделал Линней и как принято сейчас в биологии, - это есть констатация одной из сторон человеческого естества. Нет ничего антирелигиозного в гипотезах происхождения человека от обезьяноподобного существа; для христианина подтверждение этих гипотез лишь раскрывает то, как создавался человек в биологическом процессе своего становления. Главное для Библии не в этом, а в том, что Бог “вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою”, то есть человек, бывший до этого “перстью земною”, животным, хотя и совершеннейшим и разумнейшим из всех животных, приобрел Духа Святого и через это - способность реального общения с Божеством и возможность бессмертия. Соприкасаясь же с земным миром своею материальной природой, человек стал царем этого мира и наместником Божиим на земле. И как наместник Божий на земле он должен продолжить дело, начатое Богом - украшение и возделывание земли во славу Божию.

В творчестве, в чем бы оно ни проявлялось, - в искусстве ли, в создании новых пород животных и растений или же новых небесных тел, - заключается одна из сторон нашего подобия Богу. “Вы боги”, - сказал Господь (Ин 10:34). К творчеству надо подходить с молитвой, со священным мистическим трепетом, с глубокой благодарностью Богу за радость нашего подобия Ему, со страхом перед тем, на что мы используем это дарованное нам подобие. Человеческое творчество имеет две стороны: внешнюю, о которой только что говорилось, и внутреннюю, о которой в настоящее время множество людей забыло. Увлеченные своим внешним творчеством, обращенным не к славе Божией, а к славе человеческой, люди забыли о творчестве внутреннем и, забавляясь своими открытиями, изобретениями и так называемыми “чудесами” техники, как в азартной игре проигрывают Царствие Божие и свое бессмертие.

Жизнь и смерть предложил Бог человеку, добро и зло (см. Втор 30:15), чтобы человек сам мог выбирать и делать себя таким или иным.

Человек может опуститься до животного состояния и возвыситься с помощью Бога до ангельского, ибо в нем заложены семена многообразной жизни; постоянно, закономерно изменяющийся мир дает человеку возможность развиваться и возрастать по своей воле.

Мир не мог быть построен по Прекрасному Произволу и не иметь законов хотя бы только потому, что человек мог познавать лишь мир, в котором существуют законы; только миром, развивающимся по законам, человек мог обладать, только в нем человек мог проявлять свои творческие способности.

Рассмотрев в свете современных представлений библейский рассказ о сотворении мира, мы не увидели в нем ничего противоречащего науке. Можно совершенно определенно утверждать, что наука в своем развитии все больше и больше согласуется с повествованием Моисея. Его рассказ во многих деталях становится понятным только теперь: начало мира, свет раньше Солнца и звезд, подчеркивание антропологического фактора в развитии природы и многое другое. Сопоставление последних открытий науки с Библией ясно показывает, насколько провидение еврейского пророка поднималось над не только ограниченными представлениями древних народов, но и над воззрениями естествоиспытателей нового времени. Для атеиста - это необъяснимое чудо, для антирелигиозника - факт, о котором надо умолчать; для христианина и иудея в этом нет ничего удивительного, ибо для них Библия и Природа - две книги, написанные Богом, и поэтому они не могут противоречить одна другой. Мнимые же противоречия между ними объясняются тем, что человек неправильно читает одну из этих книг или обе вместе.

Оглядываясь назад, на пройденный наукой в течение многих веков путь познания Великой Книги Природы, можно словами Эйнштейна сказать: “Чем больше мы читаем, тем более полно и высоко оцениваем совершенную конструкцию книги, хотя полная разгадка ее кажется все удаляющейся по мере того, как мы продвигаемся вперед”.

В самом начале очерков говорилось, что христианство началом всего считает Бога-Творца. При изложении истории творений мы сознательно стремились оставаться на почве точно установленных фактов и общепринятых в наш атеистический век мнений, противопоставляя им библейский рассказ и не поднимаясь до богословских созерцания и мысли. Теперь же, кончая этот очерк, стоит, может быть, слегка прикоснуться к ним хотя бы намеками.

Из библейского рассказа о сотворении мира видно, что в создании мира после его сотворения действовали и развивались природные силы и природные процессы: “и произвела земля зелень”, “да произведет вода пресмыкающихся” и т. п. Но действовали эти стихии не самочинно, а по получении особых способностей, дарованных им Богом: “И сказал Бог: да произведет земля зелень”, - и она произвела, “да произведет вода пресмыкающихся”, - и она произвела, то есть материя не просто развивалась в результате изначально имеющихся у нее свойств, а воля Божества, переходя от одного этапа к другому, даровала новые способности стихиям, выражая Себя в виде естественных, то есть сохранивших свое значение до настоящего времени законов. Иными словами, Бог, сотворив материю, не оставил ее пребывать в хаосе, но как мудрый Правитель направлял развитие обособленной от Него Вселенной, являясь в таком смысле Творцом всему видимому и невидимому.

Проявление воли Божией видно через всю историю человечества, но выражается она в большинстве случаев в виде естественных законов - неприметно для внешнего мира, который даже чудесам не внимает, но знаменательно для христианина. Христианин-ученый должен уметь видеть разумом и чувствовать сердцем проявление Божественной Воли в Природе и в истории человеческой и поведать о Ней.

“Тайну государеву прилично хранить, а о делах Божиих объявлять похвально” (Тов 12:11).

См. Протоиерей Глеб Каледа. Библия и наука о сотворении мира // Альфа и Омега. 1996. № 2/3 (9/10). - Сс. 26–27. - Ред .

В священных книгах слово “день” вне связи с астрономическими сутками употребляется весьма часто. Иисус Христос все время Своего служения называет “днем”. “Авраам, отец ваш, - говорит Он, обращаясь к евреям, - рад был увидеть день Мой” (Ин 8:56). Апостол Павел говорит: “Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы” (Рим 13:12); “Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения” (2 Кор 6:2). В последнем случае днем называется время после Рождества Христова. “Пред очами Твоими, - обращаясь к Богу, образно восклицал в псалме Давид, - тысяча лет, как день вчерашний” (Пс 89:5), а апостол Петр писал: “У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день” (2 Пет 3:8).

Такое же понимание библейского дня мы находим у святителя Василия Великого. Во второй беседе на Шестоднев этот “учитель вселенский”, как его называет Церковь, говорит: “Назовешь ли его днем или веком, выразишь одно и то же понятие; скажешь ли, что это день, или что это состояние, всегда он один, а не многие; наименуешь ли веком, он будет единственный, а не многократный”.

Критический разбор этого летоисчисления дал в 1757–1759 гг. основатель русской естественно-научной апологетики христианства М. В. Ломоносов, который в работе “О слоях земных” писал о наличии “…неявственных и сомнительных чисел в еврейском Ветхом Завете, кои подобно как и другие многие места в оном не могли и поныне довольно разобрать самые искусные учители этого языка; и сие есть не последнею причиною, что все христианские народы начинают исчисление лет от Рождества Христова, оставив древнее, как не довольно определенное и сомнительное; сверх того между нашими христианскими хронологами нет в том согласия; например, Феофил епископ Антиохийский полагает от Адама до Христа 5515 лет, Августин, 5351, Иероним 3941”.

Полифилия - теория, согласно которой жизнь (или ее отдельные формы) могла независимо зарождаться в разных местах. Монофилия - теория единого зарождения жизни. Сооответственно, термины полигенез и моногенез (наряду с монофилией ) отражают воззрения на происхождение человечества. - Ред.

Так называемая теория первобытного (прелогического) мышления, выдвинутая в прошлом веке Л. Леви-Брюлем и поддержанная рядом этнографов и психологов, основывается, во-первых, на предвзятости и во-вторых - на недостаточном владении материалом. То же самое можно сказать об абсолютно несостоятельном утверждении, согласно которому в языках народов архаичной культуры отстутствуют слова абстрактного значения. - Ред .

Точно ответить на этот вопрос мы вряд ли когда-нибудь сможем. С давних пор человека интересовал вопрос: «Сколько лет Земле?». Ответы на этот вопрос дошли до нас в виде мифов, легенд, преданий. С научных позиций учёные стали искать ответ чуть более четырехсот лет назад, когда появилась и стала укрепляться гелиоцентрическая теория существования Солнечной системы. Чтобы узнать, сколько лет планете Земля, надо было сначала ответить на вопрос: «Как образовалась Солнечная система, одним из элементов которой считается наша планета Земля?». Она является третьей по счету планетой от Солнца. В настоящее время наиболее известными являются две гипотезы появления Солнца и планет, которые могут сказать нам, сколько лет Земле.

Первая, называемая небулярной гипотезой, утверждает, что до образования Солнечной системы в космосе существовало гигантских размеров раскалённое газовое облако, которое уменьшалось в размерах, выбрасывая огромные сгустки газа. Газовое облако, уменьшаясь в размерах, превратилось в Солнце, а громадные сгустки газа, концентрируясь, превращались в планеты, одной из которых стала наша Земля.

Другая теория, которая также пыталась прояснить вопрос о том, сколько лет Земле, носит название планетезимальной. По этой теории до появления Солнца и Земли в космосе существовали огромные скопления сравнительно небольших по размерам относительно твердых тел, которые учёные называют планетезималями, а Солнце было посредине этой массы. Когда вблизи этого скопления тел пролетала большая звезда, части этой массы оторвались под действием массивной звезды. Части эти, в свою очередь, стали притягивать к себе малые планетезимали. Это похоже на то, как зимой прилипает снег к большому снежному кому. Так по этой теории появились планеты, и наша Земля в их числе.

Какая из этих двух теорий более правильна, нам неизвестно, но независимо от этого, астрономы, отвечая на вопрос о том, сколько лет Земле, вычислили, что ей примерно пять с половиной миллиардов лет. Но в науке так принято, что, для того чтобы считать сведения истинными, необходимо подтверждение из других источников. Более точная информация была получена с помощью метода радиометрии. Согласно этим данным возраст Земли был установлен как 4,54 миллиарда лет ±1 %. В результате и развитии методов радиометрии выяснилось, что у некоторых образцов минералов на Земле возраст более одного миллиарда лет. В Австралии нашли кристаллы циркона, возраст которых был определен с помощью этого метода и он оказался равным приблизительно 4-м миллиардам 404 миллионам лет! Исходя из этих фактов, а также учитывая массу и светимость Солнца и других звёзд, учёные пришли к выводу о том, что возраст Солнечной системы и, соответственно, Земли не может быть намного больше возраста этих кристаллов.

В метеоритах встречаются конкреции с большим содержанием кальция и алюминия. Это наиболее древние из известных науке образцов, сформированных в солнечной системе. Их возраст учёные определяют как 4,567 миллиардов лет. Это и будет верхней границей что и поможет нам ответить на вопрос, сколько Земле лет.

Учёные предполагают, что примерно через десять миллионов лет после появления планеты Земля, у неё появился собственный спутник - Луна, которая стала обращаться вокруг Земли и при этом оказывать влияние на морей и океанов, скорость вращения нашей планеты. При этом стал постоянным наклон оси Земли.

За миллиарды лет существования значительно изменился, в том числе и по причине падения метеоритов, самые крупные из которых могли влиять на смену климата на планете, приводить к образованию озёр, островов и морей.