Рефераты Изложения История

"Анализ стихотворения Брюсова “Грядущие гунны”". «Грядущие гунны» по плану (Брюсов Валерий Стихи) Какой использован размер

Наблюдая за окружающим обществом, которое ежедневно вертелось вокруг Валерия Брюсова в стремительном круговороте, поэт понимал, что грядут какие-то перемены. Он абсолютно не воспринимал революционные идеи, однако, неспокойные события 1904-1905 годов заставили Брюсова изменить свои взгляды и переосмыслить все происходящее вокруг. Наблюдая за тем, что происходит, поэт решил провести параллель и вспомнил моменты падения римской империи. На фоне таких размышлений появляется стихотворение «Грядущие гунны».

Что же скрывалось под понятием «грядущие гунны»? Так автор называл варваров, которые появились в современном обществе. Они были рабочими и крестьянами. Автор называет их обезумевшими и готовыми за раз разрушить вековые традиции, созданные Россией.

По мнению автора, разрушение страны начнется изнутри. Те люди, которых вскормила и взрастила Россия, будут инициаторами бунта. Брюсов преподносит явление революции, как сплошное зло, которое ни в каком своем проявлении не принесет пользу государству. Во главе революции всегда стоят люди, которые жаждут власти и ничего, кроме этого. Поэт уверен, что необходимо противостоять тем варварам, которые заполоняют Росси. Он сравнивает их с детьми, которым в радость жечь костры из книг и плясать вокруг них хоровод. Однако противостояния не будет, ведь сила варваров велика. И те мудрецы, которые остались, вынуждены попросту бежать и скрываться!

Такие события закономерны. Они преследуют все цивилизации, которые своевременно не разузнали врагов. И если обоюдное и самостоятельное решение не будет принято, тогда на «помощь» приходят внешние силы, разрушающие старые устои и приносящие свои нововведения! И сопротивляться этому совершенно бесполезно! По этой причине, Валерий Брюсов приветствует своих уничтожителей с высоко поднятой головой!

«Грядущие гунны» Валерий Брюсов

Топчи их рай, Аттила.
Вяч. Иванов

Где вы, грядущие гунны,
Что тучей нависли над миром!
Слышу ваш топот чугунный
По еще не открытым Памирам.

На нас ордой опьянелой
Рухните с темных становий —
Оживить одряхлевшее тело
Волной пылающей крови.

Поставьте, невольники воли,
Шалаши у дворцов, как бывало,
Всколосите веселое поле
На месте тронного зала.

Сложите книги кострами,
Пляшите в их радостном свете,
Творите мерзость во храме,-
Вы во всем неповинны, как дети!

А мы, мудрецы и поэты,
Хранители тайны и веры,
Унесем зажженные светы,
В катакомбы, в пустыни, в пещеры.

И что, под бурей летучей.
Под этой грозой разрушений,
Сохранит играющий Случай
Из наших заветных творений?

Бесследно все сгибнет, быть может,
Что ведомо было одним нам,
Но вас, кто меня уничтожит,
Встречаю приветственным гимном.

Анализ стихотворения Брюсова «Грядущие гунны»

Валерий Брюсов не воспринимал всерьез революционные идеи, хотя понимал, что общество нуждается в переменах. Тем не менее, его путь развития через войны и потрясения поэт считал ошибочным. События 1904 -1905 годов, когда по всей России прокатились массовые стачки, превратившиеся в некое подобие генеральной репетиции революции 1917 года, заставили Брюсова более пристально взглянуть на это общественное явление, в котором он увидел параллель с падением римской империи. Именно тогда появилось на свет стихотворение «Грядущие гунны», предрекающее гибель могучей русской державе .

Под «грядущими гуннами» автор подразумевал современных варваров – рабочих и крестьян, которые готовы ради своих безумных и амбициозных идей растоптать вековые традиции и культуру русского народа. В том, что события будут развиваться именно по такому сценарию, Брюсов нисколько не сомневался, предрекая: «На нас ордой опьянелой рухните с темных становий». Разница лишь в том, что если раньше набеги совершали иноплеменники, то теперь разорение страны начинается изнутри, а его инициаторами выступают люди, которых вскормила и вырастила русская земля. Однако это, по мнению поэта, не остановит вандалов от того, чтобы поставить шалаши возле дворцов, а в тронных залах разбить сельскохозяйственные угодья, уничтожив, тем самым, все то, чем так гордилась Россия.

Прибегая к подобным иносказаниям, поэт преследует единственную цель – показать, насколько низко могут пасть люди, опьяненные жаждой власти . Брюсов понимает, что революция в любых ее проявлениях является злом, которому следует противостоять. Иначе его родина превратится в варварскую страну, где человеческая жизни не будет стоить абсолютно ничего. Носителей революционных идей автор сравнивает с малыми детьми, которым радостно плясать возле костров из книг и разорять храмы. Однако этой беспощадной силе некому противостоять, потому что все мудрецы попросту вынуждены будут прятаться от вандалов, унося «зажженные светы в катакомбы, в пустыни, в пещеры». Таков удел многих цивилизаций, не сумевших разглядеть врагов и своевременно от них защититься. Правда, Брюсов видит в подобном сценарии развития событий некую закономерность. Если общество не в состоянии самостоятельно решить свои проблемы, то всегда появляется некая внешняя сила, сметающая все на своем пути. Поэтому поэт считает, что нет смысла пытаться что-то менять и, уж тем более, сопротивляться варварам. «Вас, кто меня уничтожит, встречаю приветственным гимном», — резюмирует поэт.

Стихотворение «Грядущие гунны» Валерий Брюсов писал почти целый год и закончил 10 августа 1905 г.

В “Грядущих гуннах” - наиболее развернуто и полно раскрывающих его отношение к революции и понимание ее смысла. Смести, сломать, разрушить, уничтожить - вот главный смысл революции, каким он виделся Брюсову. Что будет дальше, какой конкретный мир возникнет на развалинах прошлого, как он будет реально построен - все это представлялось Брюсову в весьма абстрактном виде.

В Брюсове в годы первой русской революции поколебалась вера в высшее единство человеческой культуры. Ему пришлось почти физически ощутить, что он и его современники и сподвижники по литературе стоят на рубеже двух культур - одной гибнущей, другой нарождающейся и покамест темной и чужой. Это было то ощущение исторического катаклизма, которое продиктовало ему "Грядущих гуннов" - стихи о гибели культуры и о диком обновлении мира. С тех пор это ощущение не покидало Брюсова.

Говоря о "грядущих гуннах", он говорит о тех варварах, нашествие которых предвидел еще Герцен. Одновременно это звучит и как предчувствие событий, последовавших вскоре за этим. Одна из строф начинается так:

Сложите книги кострами,

Пляшите в их радостном свете,

Творите мерзость во храме,

Вы во всем неповинны, как дети!

А мы, мудрецы и поэты,

Хранители тайны и веры,

Унесем зажженные светы

В катакомбы, в пустыни, в пещеры.

Иными словами, он предвидел духовное подполье, которое должно будет спасти культуру, когда "грядущие гунны" сложат старые "книги кострами".

Самое искреннее и, вероятно, самое сильное стихотворение Брюсова "Грядущие гунны" великолепно демонстрирует идеологию серебряного века.

Где вы, грядущие гунны,

Что тучей нависли над миром?

Слышу ваш топот чугунный

По еще не открытым Памиром.

И кончается стихотворение так:

Бесследно исчезнет, быть может,

Что ведомо было одним нам.

Но вас, кто меня уничтожит,

Встречаю приветственным гимном!

Какой самоубийственный гимн, какой сложный человек, восторженно думали многие читатели того времени. А ведь Брюсов -- человек, хотя и талантливый, совсем несложный, а наоборот, примитивный и даже с примитивной хитростью, что гунны учтут его гимн. И гунны, явившись, действительно учли этот гимн и самого Брюсова пощадили и даже слегка возвеличили его.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

Стихотворение «Грядущие гунны» Валерий Брюсов писал почти целый год и закончил 10 августа 1905 г. В “Грядущих гуннах” - наиболее развернуто и полно раскрывающих его отношение к революции и понимание ее смысла. Смести, сломать, разрушить, унич

Анализ стихотворения Брюсова “Грядущие гунны”

Стихотворение «Грядущие гунны» Валерий Брюсов писал почти целый год и закончил 10 августа 1905 г.

В “Грядущих гуннах” - наиболее развернуто и полно раскрывающих его отношение к революции и понимание ее смысла. Смести, сломать, разрушить, уничтожить - вот главный смысл революции, каким он виделся Брюсову. Что будет дальше, какой конкретный мир возникнет на развалинах прошлого, как он будет реально построен - все это представлялось Брюсову в весьма абстрактном виде.

В Брюсове в годы первой русской революции поколебалась вера в высшее единство человеческой культуры. Ему пришлось почти физически ощутить, что он и его современники и сподвижники по литературе стоят на рубеже двух культур - одной гибнущей, другой нарождающейся и покамест темной и чужой. Это было то ощущение исторического катаклизма, которое продиктовало ему "Грядущих гуннов" - стихи о гибели культуры и о диком обновлении мира. С тех пор это ощущение не покидало Брюсова.

Говоря о "грядущих гуннах", он говорит о тех варварах, нашествие которых предвидел еще Герцен. Одновременно это звучит и как предчувствие событий, последовавших вскоре за этим. Одна из строф начинается так:

Сложите книги кострами,

Пляшите в их радостном свете,

Творите мерзость во храме,

Вы во всем неповинны, как дети!

А мы, мудрецы и поэты,

Хранители тайны и веры,

Унесем зажженные светы

В катакомбы, в пустыни, в пещеры.

Иными словами, он предвидел духовное подполье, которое должно будет спасти культуру, когда "грядущие гунны" сложат старые "книги кострами".

Самое искреннее и, вероятно, самое сильное стихотворение Брюсова "Грядущие гунны" великолепно демонстрирует идеологию серебряного века.

Где вы, грядущие гунны,

Что тучей нависли над миром?

Слышу ваш топот чугунный

По еще не открытым Памиром.

И кончается стихотворение так:

Бесследно исчезнет, быть может,

Что ведомо было одним нам.

Но вас, кто меня уничтожит,

Встречаю приветственным гимном!

Какой самоубийственный гимн, какой сложный человек, восторженно думали многие читатели того времени. А ведь Брюсов -- человек, хотя и талантливый, совсем несложный, а наоборот, примитивный и даже с примитивной хитростью, что гунны учтут его гимн. И гунны, явившись, действительно учли этот гимн и самого Брюсова пощадили и даже слегка возвеличили его.

Урок литературы по теме "Жизнь и творчество В.Я. Брюсова" систематезирует знания учащихся о литературных течениях (символизме, акмеизме, футуризме), знакомит с жизнью и ворчеством В.Я. Брюсова, дает представление об мотивах его поэзии и практическое представление о венке сонетов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока «Жизнь и творчество В.Я.Брюсова»

Цель урока:

Образовательная:

1. закрепить знания о литературных течениях (символизм, акмеизм, футуризм);

2. познакомить с жизнью и творчеством В.Я. Брюсова (обзор);основные темы и мотивы его поэзии;

3. дать полный анализ стихотворений Тютчева «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны»;

4. Разобраться с особенностями поэзии Брюсова: культ формы

Развивающая:

  1. выработать навык выразительного чтения стихотворений;
  2. выработать умение давать анализ лирических произведений

Воспитательная:

  1. привить любовь к литературе, интерес к творчеству В.Я. Брюсова;
  2. способствовать формированию таких черт характера как чувство гордости за нашу литературу;
  3. способствовать нравственному воспитанию личности

Оборудование урока : 1. презентация учащихся 11 класса «Жизнь и творчество В.Я. Брюсова»,

2.схемы к анализу стихотворения «Сонет к форме»;

3.таблица «Литературные течения»;

4. портрет В.Я. Брюсова;

5. выставка книг произведений Брюсова, имеющихся в библиотеке «Прочтите эти книги»;

6. компьютер, мульти медийная установка; документ - камера;

7. тексты стихотворений, разбираемых на уроке

8.словарная работа: запись на доске слов СОНЕТ, ВЕНОК, РОКОВОЙ (объяснение их лексического значения)

Ход урока

Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы

Всей жажды познания, которая сжигает меня.

В.Я. Брюсов

1) Слово учителя: - Накануне урока литературы вы получили индивидуальные и групповые задания, которые касались жизни и творчества поэта «серебряного века» В.Я. Брюсова, вы должны были:

а) обобщить материал о литературных течениях рубежа19 и 20 веков, выявить их особенности (символизм, акмеизм, футуризм);

2) составить презентацию на тему «Жизнь и творчество Брюсова»;

3) подготовить сообщения о страницах биографии поэта;

4) выразительное чтение наизусть указанных стихотворений («Сонет к форме», «Юному поэту», « Грядущие гунны», «Ребенком я не зная страху…», «Люблю одно», «Поэту»,

«Родной язык» и т. д.

Учет знаний вы будите проводить сами, фиксируя его в листе учета знаний.

Если взять три слова ЖИЗНЬ, ИСТОРИЯ, ЛИТЕРАТУРА, то можно установить взаимосвязь понятий, которые стоят за этими словами, и причем получится цепная связь,

которая будет формулой жизни любого поэта «серебряного века». Наша с вами задача познакомиться с биографией Брюсова, проследить, как символизм отразился в его творчестве.

Итак, тема нашего урока «Жизнь и творчество В.Я. Брюсова». Эпиграфом к уроку можно взять слова самого поэта (чтение эпиграфа)

Посмотрим, какая исследовательская работа проведена по литературным течениям

2) Отчет «Литературные течения» с использованием схемы:

Литературные течения (их особенности)

Символизм

Акмеизм

Футуризм

1.Лозунг: «Искусство для искусства»

2 .Мистическое содержание

3 Образ - .символ

4 . Расширение художественной впечатлительности 5 .Взаимное соприкосновение искусства и религии

6 . Объект поклонения -Вечная Женственность

7 . Высшая форма творчества – музыка

8 .В лексике преобладают метафоры, распространенные сравнения,сложные конструкции фраз

1.Лозунг; «Трудное служение поэта в миру»

2 ..Любовь к реальному миру

3 .Тяга к открытию новых миров, экзотическим образам и сюжетам

4 .Признание самоценности каждого явления, значимости обыденной детали

5 .Отношение к творчеству как « высшему ремеслу»

6 .Одухотворенность предметности

7 .Простота, ясность стиха

1.Лозунг: «Искусство для масс»

2 .Мир – микрокосмос

3 .Провозглашал революцию формы, независимой от содержания

4 .Образ поэта – хулигана

5 .Ненависть к существовавшему языку 6 .Слово – чистый звук, свободный от смысла

7 .Свойственно словотворчество(создание неологизмов)

Вывод: Несмотря на различные точки зрения, представители литературных течений сосредотачивают свой взгляд на: лозунге, содержании произведения, образе, языке, . отношении к творчеству и т. д.

3). Блицтурнир (опрос).

  • Какое литературное течение стало основой для образования всех последующих? (символизм)
  • Что считали символисты объектом поклонения? (Вечную Женственность )
  • Чей лозунг «Искусство для масс»? (футуристы )
  • Кому принадлежал лозунг «Искусство для искусства»? (символизм)
  • Кем представлена значимость обыденной детали? (акмеистами)
  • Какие группы выделялись в символизме? (старшие, младосимволисты)
  • Кто считал музыку высшей формой творчества? (символисты)
  • Какому литературному направлению свойственен образ поэта – хулигана? (футуризму)
  • Какое течение просуществовало всего около 2 – х лет? (акмеизм, 1913 – 1914г.)
  • Кто предлагал сбросить с Парохода Современности Пушкина, Достоевского, Толстого? (футуристы)
  • Чей стих назван «сладкозвучным»? (символистов)

4).Презентация «Жизнь и творчество В.Я. Брюсова» (устные сообщения учащихся по страницам презентации):

Вывод: Вы видите насколько насыщенной и творческой была жизнь Брюсова. Мотивы лирики поэта разнообразны. Давайте убедимся в этом анализируя отдельные его стихотворения. Итак свои взгляды на творчество Брюсов высказал в стихотворении

5). Выразительное чтение стихотворения наизусть

СОНЕТ К ФОРМЕ

Меж контуром и запахом цветка

Под гранями не оживет в алмазе.

Бегущие, как в небе облака,

Окаменев, живут потом века

В отточенной и завершенной фразе.

Нашли себе желанные черты.

Упьется в нем и стройностью сонета,

И буквами спокойной красоты!

6).Выяснение лексического значения слова сонет

(запись на доске: Сонет - стихотворение из 14 строк, обладающее строгой системой рифмовки.)

7).Чтение и комментарий строчек сонета по вопросам

Есть тонкие властительные связи

Меж контуром и запахом цветка.

Что такое контур?(Очертание, внешний вид, фигура, образ и так далее.)

Каким чувством воспринимает человек всё вами названное? (Зрением.)

А запах? (Обонянием.)

Как мы называем мир, воспринимаемый зрением? (Видимый)

Можно ли увидеть запах? (Нет.)

Он невидим, это - невидимый мир. Почему связи тонкие? В каком значении употреблено это слово? (Незаметные)

Почему властительные? Какой корень в этом слове? (Власть – сила)

Вывод : контур и запах нельзя разорвать.

Давайте изобразим схемой (чертим на доске)

Чтение строчек:

Так бриллиант невидим нам, пока

Под гранями не оживёт в алмазе.

  • Вопросы классу:

Что такое бриллиант? (Обработанный алмаз)

Как называют человека, видящего в алмазе бриллиант? (Ювелир, мастер и так далее.)

Вывод: Значит, ювелир видит, а мы не видим.

Схема

Чтение строчек

Так образы изменчивых фантазий,

Бегущие, как в небе облака,

Окаменев, живут потом века

В отточенной и завершённой фразе .

Задание учителя : попробуйте удержать в воображении образ цветка, только цветка… Это очень трудно. Образы, мысли, чувства человека бегут. Как их можно остановить?

-“Отточенная фраза” - это какая? (изящная)

Она напоминает бриллиант?

Кто её оттачивает? (Поэт)

Чтение строчек:

И я хочу, чтоб все мои мечты,

Дошедшие до слова и до света,

Нашли себе желанные черты.

Что означает фраза: “Мечты дошли до слова”?

А “мечты дошли до света”?

Их можно увидеть?.

Схема

Найдите в первом четверостишии синоним слова “черты”. (Контур)

Чем отличается бриллиант от алмаза? (формой)

Ещё раз посмотрим на название сонета («Сонет к форме»).

Кто умеет придать форму алмазу? (ювелир)

А мечтам, фантазиям, мыслям? (поэт)

  • Чтение 3-х строчек

Пускай мой друг, разрезав том поэта,

Упьётс я в нём и стройностью сонета,

И буквами спокойной красоты !

Беседа по вопросам:

Какие слова здесь ключевые? (Упьётся, стройность, красота.)

Так что красиво? (Цветок, бриллиант, сонет)

А кто владеет тайной красоты? (поэт и ювелир)

Схема

Вывод:

Поэта и ювелира объединяет умение придать форму - своим переживаниям или драгоценному камню, то есть воплотить то, что невидимо другим, и воплотить по законам красоты.

И символисты верили, что их творчество способно изменить жизнь к лучшему, и в первую очередь - человека Себя они считали творцами символов - бриллиантов, взглянув через которые на мир, читатель прозреет

8). История создания сонета « Роковой ряд»

Есть у Брюсова замечательный по изысканности венок сонетов "Роковой ряд". Сам по себе венок - это одна из труднейших поэтических форм, и не всякому удается совладать с ее жесткими правилами. Брюсову - мастеру стихотворения - потребовалось всего семь часов, чтобы создать в один день пятнадцать сонетов, составляющих этот венок, то есть, по подсчету самого автора, полчаса на сонет!

9). Выяснение лексического значения слов «венок», «роковой».

10).Справка о построении сонета «Роковой венок».

(ВЕНОК СОНЕТОВ - архитектоническая форма поэмы, состоящей из 15 сонетов. Венок сонетов строится так: тематическим и композиционным ключом (основой) является магистральный сонет (или магистрал), замыкающий собой поэму; этот, пятнадцатый по счету, сонет пишется раньше других, в нем заключается замысел всего венка сонетов. Первый сонет начинается первой строкой магистрала и заканчивается второй его строкой; первый стих второго сонета повторяет последнюю строку первого сонета и заканчивается этот сонет третьей строкой магистрала. И так далее - до последнего, 14-го сонета, который начинается последней строкой магистрала и кончается первой его строкой, замыкая собой кольцо строк. Таким образом, 15-й, магистральный сонет состоит из строк, последовательно прошедших через все 14 сонетов.

Каждое из стихотворений этого цикла посвящено реальным персонажам - женщинам, которых когда-то любил поэт.

11). Зрительное знакомство с формой венка сонетов (схема, составленная учителем) Вывод: название сонета перекликается с его формой, он построен так, что его композиция напоминает венок. А это под силу только мастеру.

12). Выразительное чтение наизусть стихотворения « Юному поэту».

9).Анализ стихотворения учащимся (сообщение)

Стихотворение Брюсова « Юному поэту» (1896 год) звучит как манифест:

В теме произведения нет ничего странного - все поэты обращаются к новому поколению, к приемникам, передавая свой опыт. Но Брюсову было лишь 23 года, когда он написал эти строки! Будучи сам ещё юнцом, он даёт советы тем, кто в будущем станет его сторонником-символистом. Остаётся только предполагать, насколько Брюсов был уверен в успехе «неудачной литературной выходки». Целеустремлённость и творческая храбрость присущи Брюсову и как поэту, и как личности.

Метафоры, эпитеты, сравнения. Они придают стихотворному тексту изящество и экспрессию.

Это стихотворение в сжатой форме выражало идейную программу молодого поэта, проповедующего отказ от изображения окружающей действительности, современности и людской толпы с ее «земными» интересами. Оно утверждало индивидуализм и чистый эстетизм

13). ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ И АНАЛИЗ (СООБЩЕНИЕ) СТИХОТВОРЕНИЯ «Грядущие гунны»

Стихотворение «Грядущие гунны» Валерий Брюсов писал почти целый год и закончил 10 августа 1905 г.

В “Грядущих гуннах” - наиболее развернуто и полно раскрывающих его отношение к революции и понимание ее смысла. Смести, сломать, разрушить, уничтожить - вот главный смысл революции, каким он виделся Брюсову. Что будет дальше, какой конкретный мир возникнет на развалинах прошлого, как он будет реально построен - все это представлялось Брюсову в весьма абстрактном виде.

В Брюсове в годы первой русской революции поколебалась вера в высшее единство человеческой культуры. Ему пришлось почти физически ощутить, что он и его современники и сподвижники по литературе стоят на рубеже двух культур - одной гибнущей, другой нарождающейся.

Говоря о "грядущих гуннах", он говорит о тех варварах, нашествие которых предвидел еще Герцен. Одновременно это звучит и как предчувствие событий, последовавших вскоре за этим. Одна из строф начинается так:

Сложите книги кострами,

Пляшите в их радостном свете,

Творите мерзость во храме,

Вы во всем неповинны, как дети!

А мы, мудрецы и поэты,

Хранители тайны и веры,

Унесем зажженные светы

В катакомбы, в пустыни, в пещеры.

Иными словами, он предвидел духовное подполье, которое должно будет спасти культуру, когда "грядущие гунны" сложат старые "книги кострами".

Самое искреннее и, вероятно, самое сильное стихотворение Брюсова "Грядущие гунны" великолепно демонстрирует идеологию серебряного века.

Где вы, грядущие гунны,

Что тучей нависли над миром?

Слышу ваш топот чугунный

По еще не открытым Памиром.

И кончается стихотворение так:

Бесследно исчезнет, быть может,

Что ведомо было одним нам.

Но вас, кто меня уничтожит,

Встречаю приветственным гимном.

Гуннами, то есть варварами и разрушителями старой культуры, представлял себе поэт революционеров

14). Знакомство с крылатыми выражениями в лирике поэта. Сопоставление их с мотивами его лирики.

15). Общий вывод: вернемся к эпиграфу (его чтение). Но и того, что создано Брюсовым, хватило бы на несколько жизней.