Рефераты Изложения История

Вводные слова и вводные предложения. Простое предложение и его грамматическая основа Форма выражения главного члена

1. Вводные слова и вводные предложения выделяются запятыми:

  • 1) Конечно , не один Евгений смятенье Тани видеть мог. (П.);
  • 2) В усадьбе, вероятно , все ещё спали. (Т.);
  • 3) Мы с вами попутчики, кажется ? (Л);
  • 4) Вы, я вижу, любите природу. (Т.);
  • 5) Берег, как я уже сказал , был низкий, песчаный. (Арс.)

2. Вставные конструкции, имеющие характер дополнительных замечаний или пояснений к высказываемой мысли, выделяются скобками или, реже, тире:

  • 1) Фролов простился со своими спутниками и пешком (тогда все в городе ходили пешком) направился к Смольному. (Н. Ник.);
  • 2) Дубечня — так называлась наша первая станция — находилась в семнадцати верстах от города. (Ч.)

3. Вводные слова выражают различное отношение говорящего к тому, о чём он сообщает. Чаще всего в качестве вводных слов употребляются следующие:

  • а) для выражения уверенности: безусловно, без сомнения, бесспорно, в самом деле, действительно, естественно, конечно, несомненно, правда, разумеется;
  • б) для выражения неуверенности: вероятно, видимо, возможно, должно быть, кажется, казалось, может быть, наверное, очевидно, по-видимому, пожалуй, по всей вероятности-,
  • в) для выражения того или иного чувства: к досаде, к несчастью, к огорчению, к радости, к сожалению, к счастью, к удивлению, на беду, странное дело, чего доброго;
  • г) для указания на источник того или иного сообщения, для названия того, кому оно принадлежит: говорят, по-моему, по мнению кого-либо, по словам кого-либо, по чьему-нибудь сообщению, на чей-нибудь взгляд, помнится;
  • д) для указания на последовательность явлений, на связь между ними: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, следовательно, итак, таким образом, значит, напротив, наоборот, однако, впрочем, с одной стороны, с другой стороны, например, в частности, скажем, стало быть.

Примечание. Вводные слова могут также:

  • 1) указывать на способ выражения, оформления мыслей: одним словом, иначе говоря, короче говоря, другими словами, так сказать, грубо говоря, мягко выражаясь, например: У нас весна, солнышко греет. Одним словом , жизнь расцветает. (Н. О.);
  • 2) служить для привлечения внимания читателей или слушателей: видишь (ли), видите (ли), знаете (ли), извините, представьте себе, пожалуйста, позвольте, согласитесь, например: Где же это, позвольте , было? (Павл.)

Многие из перечисленных выше слов могут выступать и в роли членов предложения. В этом случае они, естественно, запятыми не выделяются, например:

  • 1) Поезд мчит меня к счастью . (Пауст.) Но: К счастью , на всём своём протяжении река имеет большую глубину. (Прж.);
  • 2) Правда в огне не горит и в воде не тонет. (Поел.) Но: Он, правда , в туз из пистолета в пяти саженях попадал. (П.) Ср. также: Мы не надеялись никогда более встретиться, однако встретились. (Л.) (Однако — противительный союз.) Вскоре, однако , недоумение наше рассеялось. (Кор.) (Однако — вводное слово.)

1. Вводные слова и вводные предложения выделяются запятыми: 1) Конечно, не один Евгений смятенье Та­ни видеть мог. (П.); 2) В усадьбе, вероятно, все ещё спа­ли. (Т.); 3) Мы с вами попутчики, кажется? (Л.); 4) Вы, я вижу, любите природу. (Т.); 5) Берег, как я уже ска­зал, был низкий, песчаный. (Аре.)

2. Вставные конструкции, имеющие характер дополни­тельных замечаний или пояснений к высказываемой мыс­ли, выделяются скобками или, реже, тире: 1) Фролов простился со своими спутниками и пешком (тогда все в городе ходили пешком) направился к Смольному. (Н. Ник.); 2) Дубечня - так называлась наша первая станция - находилась в семнадцати верстах от горо­да. (Ч.)

3. Вводные слова выражают различное отношение гово­рящего к тому, о чём он сообщает. Чаще всего в качестве вводных слов употребляются следующие:

а) для выражения уверенности: безусловно, без со­
мнения, бесспорно, в самом деле, действительно, естест­венно, конечно, несомненно, правда, разумеется;

б) для выражения неуверенности: вероятно, види­мо, возможно, должно быть, кажется, казалось, может быть, наверное, очевидно, по-видимому, пожалуй, по всей
вероятности;

в) для выражения того или иного чувства: к досаде, к несчастью, к огорчению, к радости, к сожалению, к сча­стью, к удивлению, на беду, странное дело, чего доброго;

г) для указания на источник того или иного сообще­ния, для названия того, кому оно принадлежит: говорят,по-моему, по мнению кого-либо, по словам кого-либо, по чье­му-нибудь сообщению, на чей-нибудь взгляд, помнится;

д) для указания на последовательность явлений,на связь между ними: во-первых, во-вторых, в-третьих,наконец, следовательно, итак, таким образом, значит, на­против, наоборот, однако, впрочем, с одной стороны, с дру­гой стороны, например, в частности, скажем, стало быть.

Примечание. Вводные слова могут также: 1) указывать на способ выражения, оформления мыслей: одним сло­вом, иначе говоря, короче говоря, другими словами, так сказать, грубо говоря, мягко выражаясь, например: У нас весна, солныш­ко греет. Одним словом, жизнь расцветает. (Н. О.); 2) слу­жить для привлечения внимания читателей или слушате­лей: видишь (ли), видите (ли), знаете (ли), извините, пред­ставьте себе, пожалуйста, позвольте, согласитесь, например: Где же это, позвольте, было? (Павл.)

Многие из перечисленных выше слов могут выступать и в роли членов предложения. В этом случае они, естествен­но, запятыми не выделяются, например: 1) Поезд мчит меня к счастью. (Пауст.) Но: К счастью, на всём своём протяжении река имеет большую глубину. (Прж.);

2) Правда в огне не горит и в воде не тонет. (Поел.) Но: Он, правда, в туз из пистолета в пяти саженях попа­дал. (П.) Ср. также: Мы не надеялись никогда более встре­титься, однако встретились. (Л.) {Однако - противи­тельный союз.) Вскоре, однако, недоумение наше рассея­лось. (Кор.) (Однако - вводное слово.)

Упражнение 19 .

I. Прочитайте и укажите, где выделенные слова являются членами предложения, а где - вводными словами. Спишите, расставляя запятые и подчёркивая вводные слова; укажите их значение (устно).

1) Упражнение должно быть выполнено чисто и акку­ратно. - Ученик должно быть торопился и не продумал за­дания до конца. 2) В результате быстрого таяния снега воз­можно наводнение. - В мае возможно будут заморозки.

3) Удостоверение, выданное дирекцией, действительно до конца года. - Действительно в течение всего сентября стояла чудесная погода. 4) Решение по делу было совер­шенно очевидно . - Поезд очевидно немного запаздывает.5) Мы с товарищем обо всём договорились, но он неожи­
данно поступил совсем наоборот. - Проигрыш не обеску­
ражил шахматиста, он наоборот заставил его в дальнейшем играть более внимательно. 6) Что значит твоё молчание? -Значит ты приедешь ко мне вечером?

II. С указанными ниже словами составьте по два предложения так, чтобы в одном данное слово было членом предложения, а в

другом - вводным словом.

По-моему, к несчастью, скажем, вероятно.

Упражнение 20 .

Спишите предложения, вставляя вместо точек подходящие вводные слова. Они должны иметь следующие значения: а) выра­жать чувство говорящего; б) высказывать его уверенность или
неуверенность, предположение; в) обозначать, кому принадле­жат сообщения; г) указывать последовательность мыслей, связь между ними.

а) 1) ... частые и сильные дожди мешали успешному хо­
ду путешествия. 2) Погода... всё же скоро улучшилась.

б) 1) Лицо Ноздрёва... уже сколько-нибудь знакомо чи­
тателю. 2) В шашки играл Ноздрёв... не совсем безгрешно.

в) 1) ... мы давно должны были уже прийти в деревню, но
её всё не было видно. 2) Виды на урожай... очень хорошие.

г) 1) Когда делаешь утреннюю зарядку, необходи­
мо... предварительно хорошо проветрить комнату, ... во
время упражнений соблюдать правильное дыхание, ... по
окончании зарядки обтереться до пояса холодной водой.

2) Утренняя гимнастика благотворно действует на орга­низм человека. ... ею надо обязательно заниматься.

3) Хорь был человек положительный, практический, ад­министративная голова, рационалист, Калиныч... принад­лежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторжен­ных и мечтательных. 4) Он не рассердился, а... рассмеял­ся. 5) Мы всё подготовили к походу и... завтра отправляемся в путь.

Упражнение 21 .

Спишите, расставляя знаки препинания; вводные слова и
вставные конструкции подчеркните.

I. 1) Лошади сани деревья бык привязанный к столбу всё было бело и казалось мягким пушистым. (Ч.) 2) И плет­ни и белевшая на дворах скотина и крыши домов всё каза­лось спало здоровым тихим трудовым сном. (Л. Т.) 3) Ру­жья пробывшие двое суток на морозе и вероятно густо сма­занные маслом дали осечки. (Аре.) 4) На такой ясный и убедительный довод отвечать разумеется было нечего. (Т.) 5) У самого края воды лежала какая-то большая тёмная масса... Несомненно это был морской зверь выброшенный волнами на берег. (Аре.) 6) Птицы по-видимому зябли на снегу и поэтому сбились в одну кучу... (Аре.) 7) К несча­стью частые и сильные дожди мешали успешному ходу пу­тешествия. (Прж.) 8) Сквозь отверстие виднелась часть ни­зенького домика с двумя к удивлению моему освещенными окнами. (Т.) 9) Самое лучшее время для ловли неводом бы­вает по рассказам крестьян весной и осенью. (Прж.) 10) Итак два почтенных мужа честь и украшение Мирго­рода поссорились между собой. (Г.) 11) Он [Овсянников] например не любил рессорных экипажей. (Т.) 12) Цель на­шей дискуссии во-первых ознакомить писателей с новыми требованиями миллионов читателей во-вторых расширить и углубить тематику искусства в-третьих направить неко­торых товарищей на широкую дорогу. (А. Н. Т.) 13) Опе­кушин был выходцем из простого народа, сперва самоучка затем признанный художник и наконец академик. (Тел.) 14) Князь Василий говорил всегда лениво как актёр гово­рит роль старой пьесы. Анна Павловна Шерер напротив не­смотря на свои сорок лет была преисполнена оживления и порывов. (Л. Т.) 15) Нрава она была весьма смирного или лучше сказать запуганного. (Т.)

II. 1) Так вот как высказано выше с годами важен я не стал. (Твард.) 2) Осмотревшись я пошёл как мне казалось прямо к морю но на пути встретил лесное болото заваленное колодником. (Аре.) 3) Проводив жениха Надя пошла к себе наверх где жила с матерью нижний этаж занимала бабушка. (Ч.) 4) Дмитрий так звали моего соседа был мало заметен в классе. (А. Г.) 5) Однажды наступил уже май но никто ка­жется не заметил тогда ни ледохода на Москве-реке ни цвету­щей черёмухи я стоял в толпе у памятника. (Пауст.) 6) Муж­ское население станицы живёт в походах и на кордонах или постах как называют казаки. (Л. Т.) 7) Овсянников полетел в овраг вместе с беговыми дрожками мальчиком сидевшим сзади и лошадью. К счастью на дне оврага грудами лежал песок. (Т.) 8) Мне помогал маляр или как он сам называл себя подрядчик малярных работ. (Ч.) 9) Однажды было это в конце мая мы сидели на крыльце и ожидали ужина. (Ч.) 10) Хотя для настоящего охотника дикая утка не представ­ляет ничего особенно пленительного но за неимением пока другой дичи дело было в начале сентября: вальдшнепы ещё не прилетали а бегать по полям за куропатками мне надоело я послушался моего охотника и отправился в Льгов. (Т.)

III. 1) Итак я в Ялте. Теперь вечер. Ветер дует как в четвёртом акте Чайки но ко мне никто не приходит а на­против я сам должен буду уйти после десяти надевши шу­бу. (Ч.) 2) Он предчувствовал что князь Андрей одним сло­вом одним аргументом уронит всё его умение. (Л. Т.) 3) Одним словом у этого человека [Беликова] наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой создать себе так сказать футляр который уеди­нил бы его защитил бы от внешних влияний. (Ч.) 4) Рыба­чьи лодки с трудом отмечаемые глазом такими они каза­лись маленькими дремали в морской глади недалеко от до­му. (Купр.) 5) Сторожка лесника как успел заметить Николай Николаевич была поставлена на сваях так что ме­жду её полом и землёю оставалось свободное пространство. (Купр.) 6) Многие разумеют у нас ещё до сих пор под сло­вом «литература» повести романы стихи словом беллетри­стику. (Гонч.) 7) Эти господа [дипломаты] по видимому охотно как своего честь которую они делали немногим при­няли в свой круг князя Андрея. (Л. Т.)

Упражнение 22

Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните ввод­ные слова и определите их значение. Составьте схему первого предложения.

Семья Туркиных

Когда в губернском городе С. пр..езжие жаловались на скуку и однообразие жизни то местные жители как бы оправдываясь говорили что напротив в С. очень хорошо что в С. библиотека театр клуб бывают балы что наконец есть умные интересные пр..ятные семьи с которыми можно за­вести знакомства. И указывали на семью Туркиных как на самую образова..ую и талантливую.

Эта семья жила на главной улице возле губернатора в собственном доме. Сам Туркин Иван Петрович полный кра­сивый брюнет с бакенами устраивал любительские сп..ктак-ли с благотворительной целью сам играл старых генералов и при этом кашлял очень смешно. Он знал много ан..кдотов ш..рад поговорок любил шутить и острить и всегда у него было такое выражение что нельзя было понять, шутит он или говорит серьёзно. Жена его Вера Иосифовна худощавая

миловидная дама в пенсне писала повести и романы и охот­но читала их вслух своим гостям. Дочь Екатерина Ивановна молодая девушка играла на роял.. . Одним словом у каждо­го члена семьи был какой-нибудь свой т..лант. (А. Чехов)

Упражнение 23

Прочитайте текст, определите его основную тему. Найдите
вводные слова, определите их значение и роль в тексте. Чем объ­яснить преобладание в тексте форм повелительного наклонения?Спишите, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки
препинания.

При выборе темы сочинения старайтесь руководство­ваться (во)первых пониманием каждого слова в её назва­нии... (во)вторых знанием привлекаемого материала и (в)трет(?)их интересом к ней.

Прежде всего (не)торопитесь писать, сначала... проана­лизируйте тему. Сделать это значит вдумат(?)ся в каждое ее слово об(?)яснить своими словами каждое понятие.

Отб..рая (не)обходимый для сочинения материал постарай­тесь рассмотреть все факты в их взаимосвязи. Уточнив содер­жание избра..ой темы определите идеи сочинения сформу­лируйте ответ на проблему поставле..ую в теме. Четко сфор-мулирова..ая идея бесспорно поможет полно раскрыть тему.

Связь между частями сочинения разумеется не должна быть случайной. Во вступлении пишите только о том, что соответствует теме и идее сочинения. В заключительной части необходимо подвести итоги размышления над темой. (По Б. Орлову)


I V . Контроль за пониманием темы.
Тестовые задания

1 . Какое из предложений является назывным?

а) Вы, я вижу, любите природу.

б) Неудача не смутила фигуриста.

в) Вот деревенская улица.

г) Приветствую тебя, пустынный уголок!

Ответ: в.
2. Укажите глагол, который не может быть сказуемым в неопределённо-личном предложении.

а) носят в) прочитают

б) не рассказали г) посмотрю

Ответ: г.
3. Найдите ошибку в характеристике предложения.

Дела словом не заменить.

а) простое в) безличное

б) односоставное г) распространённое

Ответ: в.
4. В каком предложении сказуемое выражено безличной формой личного глагола?

а) Нельзя перегибать страницы книги.

б) Под ногами у меня приятно поскрипывало.

в) Исхода нет.

г) Мне было весело вдохнуть свежесть лесов.

Ответ: б.
5. Укажите определённо-личное предложение.

а) На обратном пути ему пришлось пережить маленькое приключение.

б) Кругом не было ни души.

в) Верь в свой народ, создавший могучий русский язык.

г) Пьера с другими преступниками привели на правую сторону девичьего поля.

Ответ: в.
♦ Задание творческого характера. Напишите сочинение-миниатюру «Осень в парке», используя для описания природы односоставные предложения.
V . Подведение итогов работы.
V I.

а) первая группа учащихся выполняет упр. 30 на с. 18 письменно;

б) вторая группа учащихся составляет текст на тему «дисциплина - свобода или необходимость?», используя односоставные предложения.

Урок 5. Предложения с обособленными членами (§ 5)

Цели урока: 1) повторить содержание понятия обособления, интонацию обособления, виды обособленных предложений, условия обособления, необособления согласованных и несогласованных определений, способы выражения обособленных обстоятельств, условия их обособления, необособления; 2) научить находить определения и обстоятельства, нуждающиеся в обособлении, объяснять устно и графически условия обособления, необособления определений и обстоятельств; 3) систематизировать и обобщить знания учащихся о предложениях с обособленными членами, повторить правописание гласных и согласных в корне слова.
I . Дифференцированный опрос.

Один ученик читает текст на тему «дисциплина - свобода или необходимость?», указывая виды односоставных предложений, класс коллективно рецензирует ответ. Другой ученик пишет на доске отрывки из «Прощальной песни» (упр. 30), написанной Антоном Дельвигом, подчёркивает главный член в определённо-личных односоставных предложениях, указывает слова, грамматически не связанные с предложением, рассказывает о пунктуации при них.
II . Повторение теоретических сведений по теме «Предложения с обособленными членами».

Беседа с учащимися.

Что такое обособление?

Назовите условия обособления согласованных и не согласованных определений.

Назовите способы выражения обособленных обстоятельств, условия обособления.

В чём особенность обособления обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами?

Как выражается интонация обособления?
III. Работа с учащимися по учебнику.

1. В упр. 32 на с. 19 учащиеся аргументируют постановку запятых, переписывают, вставляя пропущенные буквы, находят уточняющие обстоятельства и вводные слова.

Таблица 6


Знаки препинания в предложениях с обособленными

членами (определениями и приложениями)


Выделяются запятыми

Примеры

1. Любые определения и приложения (независимо от степени их распространённости и местоположения), если они относятся к личному местоимению

Дружившие с детства, они никогда не расставались. Они, агрономы, поехали работать в село.

2. Согласованные распространенные определения и приложения, если они стоят после определяемого существительного

Ягоды, собранные детьми, были вкусны. Дед, участник военных действий, знал всё о том далёком времени.

3. Два или несколько однородных согласованных нераспространённых определений, стоящих после определяемого существительного

Ветер, тёплый и ласковый, разбудил цветы на лугу.

4. Согласованные определения и приложения (стоящие перед определяемым существительным), если имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное и др.)

Измученные тяжёлой дорогой, ребята не могли продолжить путешествие (причина).

5. Согласованные приложения (в том числе и одиночные), если они стоят после определяемого слова - существительного собственного.

И с к л ю ч е н и е: не выделяются одиночные приложения, сливающиеся с именем существительным по смыслу и в произношении


В отрочестве я зачитывался книгами Дюма-отца.

Таблица 7


Знаки препинания в предложениях

с обособленными приложениями


Выделяются запятыми

Примеры

1. Любые приложения (независимо от степени их распространённости и местоположения), если они относятся к личному местоимению

Оно, «Слово...» по своей поэтической мощи не имеет ничего равного в древней русской литературе.

2. Распространённые приложения, если они стоят после определяемого существительного

Сестра, студентка второго курса мединститута, уже даёт советы соседке.

3. Приложения, стоящие перед определяемым существительным, если имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное и др.)

Смелый охотник, хорёк нападает на животных и крупнее его.

4. Распространённые приложения (в том числе и одиночные), если они стоят после определяемого слова - существительного собственного.

Ис к л ю ч е н и е: не выделяются одиночные приложения, сливающиеся с именем существительным по смыслу и в произношении


Тренером команды назначен Лучников, бывший нападающий.

Вскочил Иван-царевич на лихого коня да и был таков.


5. Обособляются приложения с союзом как, если имеют оттенок причинности

Как истинный поэт, Некрасов любим своим народом.

Не обособляются приложения, если союз как имеет значение «в качестве» или приложение с этим союзом характеризует предмет с какой-либо одной стороны

Все знают Женю как надёжного друга.

2. В упр. 34 девятиклассники определяют тип текста, графически отмечают причастные обороты, называют условия обособления, читают выразительно текст, соблюдая эти условия. Учащиеся отвечают на вопрос, как понимают выражение «проснувшимся Везувием». Морфологический разбор причастий выполняют по вариантам:

а) I вариант - морфологический разбор действительно го причастия;

б) II вариант - морфологический разбор страдательного причастия.

Рекомендации учителю: обратите внимание учеников на то, что обособленные члены предложения выделяются интонацией, чем подчёркивается их особое значение среди других второстепенных членов как средства усиления выразительности речи. Интонация обособления выражается ударением, паузами, убыстрением темпа.

В случае затруднения при выполнении морфологического разбора причастий учащиеся пользуются планом разбора на с. 196 учебника. При объяснении выражения «проснувшимся Везувием» можно обратиться к материалам энциклопедического справочника: Везувий - действующий вулкан в Италии высотой 1277 м. Вулкан - коническая гора с кратером на вершине, через который из недр земли время от времени извергается огонь, лава, пепел.

3. В упр. 36 ученики записывают предложения, обозначая графически причастные и деепричастные обороты, расставляют запятые, соблюдая условия обособления определений и обстоятельств, объясняют, какие из причастных оборотов не являются обособленными, подбирают из текста:

а) причастия, соответствующие схеме: ;

б) деепричастие, соответствующее схеме: .
I V . Контроль за пониманием темы.

Первая группа учащихся (слабоуспевающая) списывает текст (он размножен в количестве, соответствующем числу слабоуспевающих в классе), вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы, графически обозначая выбор орфограммы, выделяя запятыми и обозначая графически обособленные члены предложения.
Т е к с т для первой группы.

Зимой 1825 года Пущин пр..вёз ссыльному Пушкину в Михайловское затеря..ное в снегах и м..телях рукописный список комедии Грибоедова «Горе от ума». Комедия начавшая своё изус..ное триумфальное ше..твие по Росси.. была встрече..а молодыми силами русского общества с л..кованием. Россия выстр..дала героя (бунтаря) предвес..ника нового пок..ления и поэтому каждое обл..чительное слово Ча..кого нах..дило взрывной отклик в прогрессивной Росси.. . Голос Ча..кого, ум Ча..кого, страсть Ча..кого это голос ум и страсть самого Грибоедова но не только: устами Ча..кого говорила вся прогрессивная Россия.

(По Н. К. Доризо)
Вторая группа учащихся (сильная) выполняет задание творческого характера: написать текст, используя в качестве зачина предложение Прогуливаясь в парке, можно любоваться очаровательными кронами деревьев, вырисовывающимися на фоне осеннего неба.

В готовом тексте следует обозначить графически обособленные члены предложения.
Тестовые задания

1. Укажите предложения с обособленными определениями (знаки препинания не расставлены).

а) Утомлённый долгой речью я закрыл глаза и заснул.

б) Он нетерпеливо теребил снятую с правой руки перчатку.

в) Струйки дыма вились в ночном воздухе полном влаги и свежести моря.

г) Солнце великолепное и яркое поднималось над морем.

Ответ: а, в, г.
2. Найдите предложение, в котором не надо обособлять приложение (знаки препинания не расставлены).

а) Инженер по образованию Алексей Иванович увлекался садоводством.

б) Бунина большинство знает как прозаика.

в) Вот она северная ночь нарядная затянутая серебристой дымкой.

г) Наши любимицы берёзки стайками росли на опушке леса.

Ответ: б.
3. Какое из данных обстоятельств в предложении не будет обособляться?

а) смотрел не сводя глаз

б) слезает рукой опершись на седло

в) взвилась рассекая потёмки

г) мчится погоняя свои салазки

Ответ: а.
V . Подведение итогов урока.
V I. Домашнее задание дифференцированного характера:

а) упр. 35 на с. 20 (для слабоуспевающих учащихся);

б) подготовить связный рассказ на тему «Предложения с обособленными членами» (для всех);

в) написать сочинение по заданию в упр. 37 на с. 21 (для более подготовленных учащихся).

Урок 6. Обращения, вводные слова и вставные конструкции (§ 6)

Цели урока: 1) повторить способы выражения обращения, правила выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме, группы вводных слов по значению, виды вводных предложений (односоставные/двусоставные), правила выделения вводных слов, предложений в устной речи (интонация вводности) и на письме; вспомнить, что такое вставные конструкции, их назначение, правила выделения вставных конструкций в устной речи и на письме; 2) уметь находить обращение в предложении, определять способ его выражения, находить вводные слова, вводные предложения, вставные конструкции, производить выбор нужных знаков препинания, выделять на письме обращения, вводные слова, вводные предложения, вставные конструкции, объяснить устно и графически условия их выделения; 3) упрочить навыки правописания орфограмм, изученных в 5-7 классах.
I . Опрос. Варианты опроса с учётом дифференциации. Один ученик записывает на доске предложения с обособленными членами из упр. 35, обозначает графически обособленные члены предложения, подчёркивает грамматические основы в сложных предложениях, выписывает из третьего отрывка словосочетания с подчинительной связью - примыканием.

Учащиеся читают составленные дома тексты по заданию в упр. 37, указывают обособленные члены предложения, объясняют условия их обособления, называют языковые средства, которые обеспечивают связность текста, особенности соотношения начала и конца текста.
II . Повторение необходимых теоретических сведений по теме «Обращения, вводные слова и вставные конструкции». Учащиеся отвечают на вопросы:

Что такое обращение и для чего оно служит?

Какими знаками препинания выделяется обращение?

Сколько есть способов выражения обращения и правил выделения обращения в устной речи и на письме? Перечислите те и другие.

Являются ли обращения членами предложения?

Что могут обозначать вводные слова, вводные сочетания слов и вводные предложения?

Чем отличаются вводные слова и вводные сочетания слов от членов предложения?

Сколько существует групп вводных слов по значению? Назовите.

Какими знаками препинания выделяются вводные слова, вводные сочетания слов и вводные предложения?

Какое значение имеет интонация вводности?

Какие вы знаете виды вводных предложений?

Что такое вставные конструкции? Чем они отличаются от вводных?

В каких случаях вводные предложения и вставные конструкции выделяются с помощью тире?

Рекомендации учителю: следует обратить внимание на способы выражения обращения, правила выделения их в устной речи и на письме, правила выделения вводных слов и предложений в устной речи и на письме, научить подбирать примеры, иллюстрирующие назначение вставных конструкций, выделять вставные конструкции в устной речи и на письме, находить в тексте обращения, вводные слова, вводные предложения, вставные конструкции, производить выбор нужных знаков препинания, объяснять устно и графически условия их выделения.

В классе со слабой подготовкой можно использовать та блицы 8, 9, 10.

Таблица 8


Особенности обращения

Примеры

1. Имеет форму И. п., произносится с особой, звательной интонацией

Пётр, не забывайте нас.

2. Различаются нераспространённые и распространённые обращения

Берёза (нераспростр.), о тебе я в тропических чащах скучал.

Берёза родная (распростр.), со стволом серебристым, о тебе я в тропических чащах скучал. (К. Д. Бальмонт)


3. В разговорной речи выражено одушевлёнными существительными, прилагательными или причастиями (в значении существительных), В художественной речи возможно использование неодушевлённых существительных

Отпусти ты, старче, меня в море! (А. С. Пушкин)

Что ты рано в гости, осень, к нам пришла. (А. Н. Плещеев)


4. Может стоять в начале, в середине и в конце предложения

Папа, приезжай скорей.

Соберите, пожалуйста, тетради, дежурные.

Сегодня, дети, пойдём в музей.

В погоне за благами цивилизации люди забывают, что наивысшая ценность на Земле. Предлагаем вам подборку красивых высказываний о природе, которые напомнят, что в жизни имеет настоящую ценность.Природа – это жизнь. В широком значении природа понимается ка все живое. В более узком она трактуется как загородная местность, отсюда и пошло выражение «поехать на природу». Несмотря на то, что человек каждую минуту находится в окружении природы, в городе связь с природой не чувствуется так, как в сельской местности.

Человек и природа неразрывно связаны друг с другом. Человек не просто живет в среде природы, он регулярно пользуется ее ресурсами. Но, стремление к комфорту не только убивает любовь к природе, но и саму природу. Многие попросту считают, что природа во всем обязана человеку. Пользуясь природными ресурсами, нужно как минимум ценить их и по-человечески относиться к природе-матери. Любовь к природе нужно прививать с детства.

Природа по своей сути не предсказуема. Один день может подарить ласковое солнце, а другой принести разрушительную стихию. Еще древние мыслители заметили, что природа может мстить. Она дарит жизнь и в один мир может ее забрать.

Природа часто выполняет роль психолога и успокоительно. Ничто так не помогает разобраться в себе, как уединение с природой. Природа – это наиболее подходящее место для веселья и отдыха. Пикник в кругу семьи или друзей куда лучше, чем поход в кино или ресторан.

У природы всего четыре больших декорации — времена года, вечно одни и те же актеры — солнце, луна и прочие светила, зато она меняет зрителей (Ривароль).

Зрителей она меняет для того, чтобы ее было кому ценить…

Природу нельзя застигнуть неряшливой и полураздетой, она всегда прекрасна (Ральф Эмерсон).

Жаль, что люди этого не замечают, вечно им то лужи мешают, то ветер сильный…

Природа всегда действует не спеша и по-своему экономно (Монтескье).

Зато люди всегда все делают в спешке и расточительствуют…

Лечит болезни врач, но излечивает природа (Гиппократ).

Излечивать ей помогает время…

Природа всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей (Гёте).

Люди никогда не признают, что неправы, им легче во всем обвинить природу.

Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое даром (Герцен).

Все самое ценное и дорогое дается нам даром, но мы привыкли ценить и замечать только то, что имеет цену, причем немалую…

Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться (Леонардо да Винчи).

За это нужно благодарить природу, она никогда не дает останавливаться на достигнутом.

Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок (Ральф Эмерсон).

За свои промахи приходиться платить, цена за них — высока…

Городским жителям не жаль природу, так как им не жаль себя.

Дело даже не в том, что они не жалеют природу. они ее просто не замечают…

Человек может так надавить на природу, что она ошпарит его парниковым эффектом.

Природа обязательно отомстит за причиненную ей боль.

Человек труда выражает себя, преобразуя природу.

Трудолюбивый преобразует, а вот ленивый только разрушает.

Природа сказала женщине: будь прекрасной, если можешь, мудрой, если хочешь, но благоразумной ты должна быть непременно.

Ум и здравый смысл помогут обрести и красоту, и мудрость, и счастье.

Ближе всех к природе рожающая женщина: она одной стороной даже сама природа, а с другой - сам человек.

Женщина — это продолжение природы, а значит — продолжение жизни.

Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин.

Не любить природу невозможно, равнодушие к ней -признак бесчеловечности.

Кажется, что, по мере того как человечество подчиняет себе природу, человек становится рабом других людей, либо же рабом своей собственной подлости.

Мысли о собственной корысти приводят к разрушению природы.

По тому, как человек отдыхает на природе, сразу видно как природа отдохнула на нем…

Если природа не наделила кого-то человечностью. то этот кто-то так и будет себя вести себя как свинья.

Красивые цитаты про природу

Природа будит в нас потребность любви.

Красоты природы воодушевляют и открывают сердце для любви.

Природа - творец всех творцов.

Все в этом мире начинается с природы.

Розы прививают любовь к природе, а шипы - уважение.

Уважать природу учишься только тогда, когда она сама преподносит урок.

В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости - высшая справедливость жизни.

Сколько бы человек не пытался перепрыгнуть волю природы, он все равно будет там, где ему положено быть.

Природа - приятный наставник, и даже не столько приятный, сколько осторожный и верный.

Верный учит людей жизни, но делает она это осторожно и ненавязчиво, поэтому все думают, что они сами учатся.

У природы чистое сердце.

Без греха в этом мире только природа.

Охранять природу - значит охранять Родину.

Это не значит, что за пределами Родины, уже ничего охранять не нужно…

Соприкосновение с природой есть самое последнее слово всякого прогресса, науки, рассудка, здравого смысла, вкуса и отличной манеры.

Пользоваться благами цивилизации может каждый, а вот видеть красоту природы дано не всем.

Подборка статусов про природу

Природа — это вторая любовница, которая утешает нас, когда изменяет первая.

В минуты предательства никто не способен утешить так, как природа.

Знание Законов природы не спасает от их воздействия.

Стихия непредсказуема, она неподвластна никаким законам.

Природу побеждают, только повинуясь ее законам.

Победа на природой состоит не в том, чтобы что-то превзойти, предотвратить или использовать, а в том, чтобы принять все таким, каким оно есть.

Природа - это бесконечная сфера, центр которой повсюду.

Природа окружает человека каждую секунду.

Природа не только всё, что видно глазу. Она также включает в себя внутреннюю фотографию души.

Природа сама создает душу человека, сама и заглядывает в нее.

Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно.

О человеке можно судить по его отношению к природе.

Чудеса - это не те события, которые происходят вопреки законам природы; мы так думаем потому, что на самом деле не знаем законов природы.

Природа — как и женщина, не подлежит никаким разгадкам.

В цикле природы не существуют ни победа, ни поражение: существует движение.

Даже когда нам кажется, что природа спит, она активно двигается вперед.

Природа и красота по своей сути едины. Природа радует глаз в любое время суток: можно бесконечно восхищаться тайной заката, магией ночи, свежестью рассвета и движением дня… Цените, любите и берегите природу!

  • Путешествия губительны для предрассудков, фанатизма и ограниченности, вот почему они так остро необходимы многим. © Марк Твен
  • Если я что-то понял за время своих путешествий, так это следующее: единственный способ сделать дело – взяться и сделать его. Не нужно разглагольствовать о поездке на Борнео. Купите билет, получите визу, соберите рюкзак – и это произойдет. © Алекс Гарленд
  • Путешествия учат больше, чем что бы то ни было. Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома. © Анатоль Франс
  • Готовясь к путешествию, выложите всю свою одежду и все деньги. После этого возьмите половину одежды и вдвое больше денег. © Сузан Хеллер
  • Время постоянно нас удивляет, к его проделкам невозможно привыкнуть. Отпуск заканчивается, едва успев начаться: только вы заселились в гостиницу, как уже пора в обратный путь. Но стоит вам вернуться, возникает ощущение, будто вы не были дома целую вечность. © Клодия Хэммонд
  • Путешествовать – значит жить гораздо интереснее, если следуешь внезапно возникающим импульсам. © Билл Брайсон
  • Через двадцать лет вы будете больше жалеть не о том, что вы сделали, а о том, что не сделали. Так скидывайте узлы, выплывайте из тихих гаваней. Поймайте ветер в свои паруса. Исследуйте. Мечтайте. Открывайте. © Марк Твен
  • Замечательное чувство - садиться в поезд дальнего следования без багажа. Словно, выйдя из дому прогуляться, вдруг попадаешь в искривлённое пространство-время - и оказываешься в кабине пикирующего бомбардировщика. И больше уже нет ничего. Ни визитов к зубному, расписанных на неделю в календаре. Ни проблем, громоздящихся на столе в ожидании твоего прихода. Ни всех этих «общественных отношений», из которых рискуешь не выпутаться до конца жизни. Ни фальшивой приветливости на физиономии для завоевания доверия окружающих… всё это я на какое-то время просто посылаю к чертям. Остаются лишь эти старые теннисные туфли со стоптанными подошвами. Только они - и ничего больше. Уж они-то накрепко приросли к ногам - ошмётки неясных воспоминаний от другом пространстве-времени. Ну да это уже не страшно. Такие воспоминания запросто изгоняются парой банок пива и сэндвичем с ветчиной. © Харуки Мураками
  • Путешествие за тысячу миль начинается с одного шага. © Лао-Цзы
  • Если человек в путешествии остается неизменным, это плохое путешествие. © Эрнст Симон Блох

  • Путешествия помогают понять красоту пространства и бесценность времени.
  • Путешествия развивают ум, если, конечно, он у вас есть. © Гилберт Честертон
  • Познание стран мира - украшение и пища человеческих умов. © Леонардо да Винчи
  • Мы путешествуем не для того, чтобы сбежать от жизни, а чтобы она от нас не сбежала.
  • Это очень правильно - приезжать в чужой город под утро. На поезде, самолёте - всё равно. День начинается будто с чистого листа… © Сергей Лукьяненко

  • Человек способен изменить свою жизнь, меняя всего лишь свою точку зрения. © Вильям Джеймс
  • Хотя в поисках прекрасного мы странствуем по всему свету, мы должны иметь его в себе, иначе нам не найти его! © Ральф Уолдо Эмерсон
  • Что бы Ты ни пожелал для Себя, отдай это другому… Если Ты желаешь быть счастливым, сделай счастливым другого. Если Ты желаешь быть удачливым, помоги добиться успеха другому. Если Ты желаешь получить больше Любви в своей Жизни, сделай так, чтобы у другого ее было больше. Делай это искренне - не потому, что ищешь личной выгоды, но потому, что Ты, действительно, хочешь, чтобы у другого человека все это было, - и все то, что Ты отдал, придет к Тебе. Почему так? Как это работает? Сам акт отдавания заставляет Тебя чувствовать, что Ты имеешь, что у Тебя есть что отдавать. Так как Ты не можешь отдать то, чего у Тебя нет, Твой ум приходит к новому заключению, Новой Мысли о Тебе, а именно: у Тебя есть что-то, а иначе Ты не смог бы это отдать. Эта Новая Мысль становится частью Твоего Жизненного Опыта. Ты начинаешь “быть” таким. А раз Ты начинаешь “быть”, Ты приводишь в действие самую мощную машину творения во Вселенной - Твое Божественное Я. © Нил Доналд Уолш

  • Я мог бы провести всю жизнь, гуляя каждый день по новому городу. © Билл Брайсон
  • Мир – это книга. И кто не путешествовал по нему – прочитал в ней только одну страницу. © Св. Августин
  • Путешествуй только с теми, кого любишь. © Эрнест Хэмингуэй
  • Путешествие как самая великая наука и серьезная наука помогает нам вновь обрести себя. © А. Камю

  • Каждый в душе хочет внезапно собраться и уйти…Куда? Зачем? А какое это имеет значение. Просто уйти и быть далеко от этого шумного, постоянно куда-то бегущего общества.
  • Путешествие - это великое средство от одиночества.
  • Я путешествую не для того, чтобы приехать куда-то, но для того, чтобы ехать. Главное - это движение. © Роберт Льюис Стивенсон
  • Есть только два способа прожить жизнь. Первый – будто чудес не существует. Второй – будто кругом одни чудеса. © Альберт Эйнштейн
  • Путешествуй только с теми, кто равен тебе или лучше тебя. Если таких нет – путешествуй один. © Дхамапада

  • Никогда не поздно, или, как в моем случае, никогда не рано быть тем, кем ты хочешь быть. Не существуют временного лимита, не существует никаких правил: ты можешь измениться или остаться таким, какой ты есть. Я надеюсь, ты делаешь вещи, которые тебя пугают. Я надеюсь, ты испытываешь чувства, которые никогда прежде не испытывал. Я надеюсь, ты встречаешь людей с разными точками зрения. Я надеюсь, ты живешь той жизнью, которую заслуживаешь. Если же нет, я надеюсь, ты обладаешь достаточным мужеством, чтобы начать сначала.
  • Половина удовольствия от путешествия заключается в эстетике потерянности. © Рей Бредбери
  • Мы лишь тогда ощущаем прелесть родной речи, когда слышим ее под чужими небесами. © Джордж Бернард Шоу
  • Жалеть о потерянном времени - потеря времени. © Мейсон Кули

  • У путешествий есть свои преимущества. Если путешественник посещает лучшие страны, то он может узнать, как улучшить свою. Если же судьба заносит его в худшие страны – он может научиться любить свою страну. © Самюэль Джонсон
  • Если человек уверенно движется по направлению к своей мечте и стремится жить такой жизнью, какую он себе вообразил, то успех придет к нему в самый обычный час и совсем неожиданно.
  • Путешествия – это флирт с жизнью. Это как сказать: «Я бы хотел остаться с тобой, я бы хотел любить тебя, но мне надо выходить, это моя остановка.» © Лиза Сен-Обен-де-Теран
  • Хорошо там, где нас нет. В прошлом нас уже нет, и оно кажется прекрасным. © А. Чехов
  • Свобода начнется тогда, когда вы перестанете ограничивать себя рамками чьих-то представлений. © Аму Мом
  • Пока мы молоды, мы должны вооружиться зубной щеткой и отправиться туда, куда глаза глядят. Смеяться, совершать безумные поступки, идти против системы, читать столько, сколько, кажется, не вместится в голову, любить, что есть сил, чувствовать. Просто жить. © Станиславский

  • Поезда – восхитительны; я обожаю их по-прежнему. Путешествовать на поезде означает видеть природу, людей, города и церкви, реки, – в сущности это путешествие по жизни. © Агата Кристи
  • Если вы молоды, здоровы и жаждете узнавать новое, то я вас заклинаю – путешествуйте. И уезжайте так далеко, насколько это возможно. Спите на голой земле, если придется, но будьте верны этой идее. Учитесь у людей жизни, учитесь у них быту, как готовить и вообще всему, где бы вы ни побывали. © Антони Бордиан
  • Никто не осознаёт красоты путешествия, пока не приходит домой и не прикладывает голову на старую знакомую подушку. © Линь Юйтан
  • Удовольствие от жизни черпается из наших встреч с новым, а потому нет большего счастья, чем постоянно менять свои горизонты, встречая каждый день под иным солнцем. © Джон Кракауэр

  • Он отправился покорять новые земли только с тем, что было одето на нем, потому что ничего не желал нести с собой из Честер Милла. Кроме пары приятных воспоминаний, но для них ему не нужны были ни чемоданы, ни даже рюкзак. © Стивен Кинг
  • Высшая цель путешествия не в том, чтобы увидеть чужую страну, а в том, чтобы увидеть свою страну как чужую. © Гилберт Честертон
  • В путешествиях ты заново открываешь себя.
  • Я теперь понял, что самый верный способ узнать, нравится тебе человек или нет, – это поехать с ним путешествовать. © Марк Твен

  • Странствия - лучшее занятие в мире. Когда бродишь, - растёшь стремительно, и всё, что видел, откладывается даже на внешности. Людей, которые много ездили, я узнаю из тысячи. Скитания очищают, переплетают встречи, века, книги и любовь. Они роднят нас с небом. Если мы получили еще недоказанное счастье родиться, то надо хотя бы увидеть землю. © Константин Георгиевич Паустовский
  • К Богу приходят не экскурсии с гидом, а одинокие путешественники. © Владимир Набоков
  • Путешествовать – способность собираться, перемещаться и не бояться.
  • Для тех, кто только что вышел за дверь, самая трудная часть осталась позади. © Голландская пословица
  • Завтра будет то, что, должно быть, и не будет ничего из того, что быть не должно - не суетись.

  • Путешествие – это та вещь, купив которую вы станете только богаче.
  • Человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать. © Иван Бунин
  • У 93% людей есть мечта, которую можно исполнить до конца недели, а они делают из неё мечту всей своей жизни.
  • Железнодорожный билет возбуждает больше надежд, чем лотерейный. © Поль Моран
  • Иногда так хочется стать ёжиком, собрать в тряпочку всякую херню, повесить на палочку, палочку на плечо и медленно уйти в туман.
  • Жизнь - как служба доставки: получаем то, что заказывали. © Стивен Кови
  • Я думаю, что всё в жизни – искусство. То, что вы делаете. Как одеваетесь. Как вы любите кого-то и как говорите. Ваша улыбка и ваша личность. То, во что вы верите и все ваши мечты. Как вы пьёте чай. Как украшаете свой дом. Или как веселитесь. Ваш список покупок. Еда, которую готовите. Как выглядит ваш почерк. И то, как вы себя чувствуете. Жизнь – это искусство.

  • Я хочу бросить все и просто путешествовать по миру с кем-нибудь, кто хочет этого настолько же сильно, насколько и я.
  • Мне так тесно под весенним небом,

Что, надеясь поймать волну,

Я однажды выйду за хлебом

И случайно покину страну.

  • Все путешествия идут по кругу. Я катался по Азии, выписывая параболу на одном из полушарий нашей планеты. Короче, кругосветка – это всего лишь путь любопытного человека обратно домой. © Поль Теро
  • Человек, много путешествующий, похож на камень, пронесенный водою многие сотни верст: его шероховатости сглаживаются, и все в нем принимает мягкие округленные формы.
  • Если вы делаете что-то прекрасное и возвышенное, а этого никто не замечает – не расстраивайтесь: восход солнца – это вообще самое прекрасное зрелище на свете, но большинство людей в это время еще спит. © Джон Леннон
  • Мое мнение о путешествиях кратко: путешествуя, не заезжай слишком далеко, а не то увидишь такое, что потом и забыть будет невозможно… © Даниил Хармс
  • Я такой злой, потому что у меня нет собственного винного погреба и маленького домика в Италии.
  • Жизнь научила, что нужно сочетать в себе крайности. Любить людей, но быть равнодушным. Творить добро и ждать зла. Надеяться на лучшее, но ожидать худшего. Верить в людей и никому не доверять. Быть оптимистом с реалистичными взглядами. Жить с открытым сердцем и никого в него не впускать. Часть тебя должна любить мир и восхищаться им, другая же ждать удара и быть готовой к войне. © А.Соловьева

  • Польза путешествия – это возможность приспособить свое воображение под реальность, и, вместо того, чтобы думать, каким все должно быть, видеть все так, каким оно есть. © Самюэль Джонсон
  • Простой бутерброд с сыром, съеденный на пикнике, на вершине скалы с видом на бушующее море, кажется нам вкуснее и важнее любых ресторанных деликатесов. © Ален де Боттон
  • Ты сам ставишь себе границы. И они лишь в твоей голове. И не более. Ты сам выбираешь, где будешь работать и как учиться. Какие оценки получать и какого цвета будет твой диплом. Твоя работа – это твой выбор. За тобой выбор города-мечты. И только ты выберешь свой путь. Что ты хочешь – легкую беззаботную жизнь или же узкую дорогу, полную приключений? Если у тебя нет мечты, значит, ты работаешь на чужую. Ты этого хочешь? Выбор за тобой. Ты ставишь себе планку своего риска. Ты ставишь границы своего потолка, выше которого ты не в силе прыгнуть. Ты выбираешь, где тебе развиваться и во что вникать. Что важное, а что не достойно твоего внимания. Ты выбираешь, как думать о людях или же вовсе не думать о них. Каждый день – это выбор. И он за тобой.
  • – Тебе не кажется прекрасным все бросить и уехать туда, где тебя никто не знает? Иногда ведь так и хочется сделать. – Нестерпимо хочется. © Харуки Мураками
  • Не говори мне, насколько ты образован – просто скажи, сколько ты путешествовал. © Мухаммед

  • Нет ничего более полезного для нервов, чем побывать там, где никогда не был. © Анна Ахматова
  • Многие не сдвигаются с места, потому что им важно ощущение надежности или потому что их вообще пугает сама мысль о том, что придется делать что-то незнакомое. Изменения лежат вне зоны их комфорта и пугают их. Но реальность такова: все жизненные награды находятся вне зоны комфорта. Смиритесь с этим. Страх и риск – обязательные стадии, если вы хотите жить успешно и интересно. © Джек Кэнфилд
  • Зачастую стать самим собой оказывается легче где-нибудь в пути или в чужом городе, но вовсе не дома. © Ален де Боттон
  • У каждого путешествия есть свое тайное назначение, о котором сам путешественник не имеет представления. © Мартин Бубер
  • Для него остались в жизни лишь два любимых мгновения: когда он подходил к большому городу и когда покидал его. © Питер Хёг
  • Все, кто собирается за два дня до поездки, должны обратиться к психиатру. Нормальные люди запихивают свои вещи в сумку, когда уже надо выходить из дома. © Тони Хоукс

  • Турист, как только куда-нибудь приезжает, сразу начинает хотеть обратно. А путешественник… Он может и не вернуться… © Пол Боулз
  • Только дороги могут отодвинуть старость. Когда всё время ездишь и ложишься спать, зная, что ночью тебя разбудит будильник, чтобы успеть на самолёт, который идёт чёрт знает куда и вообще чёрт знает зачем ты на нём летишь, тогда время замирает. © Юлиан Семенов
  • Победите себя. Лучше победить себя, чем выиграть тысячи сражений. Тогда победа – твоя. Ее у тебя не смогут отнять ни ангелы, ни демоны, ни рай, ни ад. Чтобы победить себя, нужно победить свой разум. Вы должны контролировать свои мысли. Они не должны бушевать, как морские волны. Вы можете подумать: «Я не могу контролировать свои мысли. Мысль приходит, когда ей вздумается. На что я отвечаю: вы не можете запретить птице пролетать над вами, но несомненно, вы можете помешать ей свить гнездо у вас на голове». © Будда Гаутама
  • Чтоб жить, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться. А спокойствие - душевная трусость. © Лев Толстой
  • Окно вагона представляет для путешественника главное развлечение. В нем, как в калейдоскопе, мелькают полустанки, деревеньки, леса, пролетают мосты под металлический свист клепаных балок, раскрываются поля, меняющие свой цвет от белого к черному и от зеленого к желтому.

В движении все кажется таким милым и немного игрушечным, как будто ненастоящим. Глядя в окно, пассажир становится немного ребенком, с удивлением открывающим для себя, как огромен мир, как много в нем пространства и воздуха, а не только привычных улиц и домов.

Есть тайное обаяние в вагонном окне, когда под колыбельную качку колес смотришь и ни на чем не задерживаешь взгляд. Картинки пролетают, словно смазанные кистью, и от этого размеренного движения и постоянной смены впечатлений погружаешься в легкую дремоту наяву, и мысли сами собой приходят в голову и так же легко исчезают.

Иногда хочется уехать в никуда. Просто ехать и слушать любимую музыку, смотреть на мерцающие огни, смотреть на всю эту городскую суету. Забыть обо всех проблемах и просто наслаждаться.

  • Это не люди создают поездки – поездки создают людей. © Джон Стейнбек
  • Мечтаю так много путешествовать, чтобы меня узнавали работники аэропортов и спрашивали: – Куда на этот раз?

  • Наши сомнения – наши предатели. Они заставляют нас терять то, что мы, возможно, могли бы выиграть, если бы не боялись попробовать…
  • Истинное назначение вашего путешествия - это не место на карте, а новый взгляд на жизнь. © Генри Миллер
  • У хорошего путешественника нет точных планов и намерения попасть куда-то. © Лао-Цзы
  • Скажите, что изменяется в жизни человека после похода в горы? Мировоззрение. Он по-другому начинает смотреть на жизнь. Меняются ценности. Там нет денег, нет привычных удобств. Возвращаясь домой, новички начинают понимать и ценить прелести простых вещей, люди начинают по-другому относиться к благам цивилизации. Ведь там, наверху, вдали от дома, все, что было до похода, кажется сказкой. В горах предъявляются совсем иные требования к людям, нежели в городе.
  • Есть три ловушки, которые воруют радость и мир: сожаление о прошлом, тревога за будущее и неблагодарность за настоящее.
  • Никогда не экономьте на том, что вы не сможете повторить. © Тони Уиллер
  • - Почему ты сразу отказываешься от людей, как только они совершают ошибку. Ты всю жизнь так и проведешь в одиночестве.

- Знаешь, к голоду я привык, а к плохой еде нет.

  • Путешествовать – значит развенчивать чужие заблуждения о других странах. © Олдос Хаксли
  • Только о двух вещах мы будем жалеть на смертном одре – что мало любили и мало путешествовали. © Марк Твен
  • Ты никогда не пересечешь океан, если не наберешься смелости потерять из виду берег.
  • В жизни всё временно. Если всё идёт хорошо – наслаждайся, это не будет длиться вечно. Ну а если всё паршиво – не кисни, это тоже не навсегда. © Ф. М. Достоевский
  • Когда путешествуешь, не зная английского, начинаешь понимать, что значит родиться глухонемым и слабоумным. © Филипп Бувар
  • Со мной тоже такое бывает. Смотрю на карту - и вдруг возникает дикое желание отправиться неведомо куда. Как можно дальше от удобств и благ цивилизации. И своими глазами увидеть, какие там пейзажи и что в тех краях вообще происходит. До лихорадки, до дрожи. Но откуда в тебе это желание появилось, никому объяснить не можешь. Любопытство в чистом виде. Ничем не объяснимое вдохновение.
  • Напоминайте себе почаще, что цель жизни вовсе не в том, чтобы выполнить все намеченное, а в том, чтобы наслаждаться каждым шагом, сделанным на жизненном пути.
  • Любить жизнь легко, когда ты за границей. Там, где тебя никто не знает, и ты один, и вся твоя жизнь в твоих руках, ты как никогда ощущаешь себя хозяином.
  • К одиночеству ведь тоже привыкаешь. С ним даже возможен вполне гармоничный союз: живешь наедине с собой, готовишь ужин на одного, засыпаешь перед телевизором и не ждешь появления спасителя, которое все равно случается лишь в книгах и фильмах. да, это одиночество болезненное, морозное, но зато оно честное – лучше быть одному, чем с кем попало. © Эльчин Сафарли

  • Раз в год отправляйся туда, где ты ещё ни разу не был.
  • Я решил отправиться в путешествие, в настоящее, большое путешествие, о котором мечтает, наверное, каждый, но так никогда и не успевает решиться. С каждым днём всё более отчётливо ощущал необходимость этого, и не потому, что хотел увидеть новые интересные места, а потому, что не чувствовал в себе привязанности к какому-либо месту. Андрей Сидоренко.
  • Сбиться с пути во время путешествия - неприятно, но потерять смысл идти дальше - еще хуже.
  • Жизнь - это путь. У кого-то это путь до булочной и обратно, у кого-то - кругосветное путешествие. © К. Хабенский
  • Знаешь, проснувшись сегодня утром и оглянувшись на свою жизнь, я подумал: “А стоит ли мне бояться рисковать и делать то, что я действительно хочу делать, не обращая внимания на чужое мнение и критику в свой адрес? Не обращая внимания на мнимые страхи, которые рисует мой “умный ум”, отдаляя меня от реализации моих желаний?”. Смерть случается со ста людьми из ста, не с девяносто девятью, а со ста людьми. Стоит ли из-за неё переживать, если придёт момент, когда она ко мне постучится и скажет: “Ну что ж, пора!”? Я думаю страшнее всего это, когда она ко мне постучится, а я, оглянувшись на свою жизнь, буду очень сильно сожалеть, что у меня была возможность, а я не рискнул. Что я мог подойти к девушке и познакомиться, но побоялся, что она меня пошлёт. Что я не успел сказать своим родителям как сильно я их люблю и не хочу, что бы они ругались. Что я не увольнялся с надоевшей и неинтересной мне работы и так и не рискнул открыть своё дело. Буду сожалеть о том, что мало путешествовал и не заботился о своём здоровье. И т.д. Теперь, когда у меня возникают какие-либо сомнения, я задаю себе один вопрос: “А чего же я боюсь?” и сомнений больше не остаётся. © Алексей Демидов
  • Каждая великая мечта начинается с мечтателя. Всегда помните, что в вас есть сила, терпение и страсть, чтобы дотянуться до звезд и изменить мир.
  • Каждому из нас наверное хотелось взять и уехать. Оставить старую жизнь, сесть в первый попавшийся поезд с билетом в один конец.

  • Жизнь - это путь. Выбирай, с кем идти! © Петр Солдатенков
  • Лично я не путешествую, чтобы оказаться где-то, я путешествую ради движения и попутчиков. Движение – это самое прекрасное в жизни. © Роберт Льюис Стивенсон
  • Нам остается жить на этой земле лишь несколько десятилетий, а мы теряем столько невозвратимых часов, раздумывая об обидах, о которых через год мы забудем, о них забудут и все окружающие. © Дейл Карнеги
  • Спасение - в странствиях. Загорается надпись «Пристегните ремни» - и вы отключаетесь от проблем. Разбитые подлокотники берут вверх над разбитыми сердцами. © Алекс Гарленд
  • Если вы достаточно безумны, чтобы заниматься делом, которое любите – вы обречены прожить жизнь, полную смысла.
  • – Что нужно, чтобы наслаждаться жизнью?

– Начать путешествовать!

  • Живите радостью, улыбкой, не расстраивайтесь по мелочам, любите жизнь, тогда она полюбит вас. Не думайте о времени, не считайте дни, не слушайте мнения других людей, и не думайте что может быть потом буду счастлив, а ты подумай что “потом” может не наступить, счастье ждать не будет. Будь счастливым сейчас.
  • Не бойся перемен – иначе мечты так и останутся мечтами.

Жизнь пронесётся, как одно мгновенье,

Её цени, в ней черпай наслажденье.

Как проведёшь её - так и пройдёт,

Не забывай: она - твоё творенье.

  • Не забывайте, что земле доставляет удовольствие ощущать ваши босые стопы, а ветры стремятся играть с вашими волосами… © Халиль Джебран.
  • Не сидите дома, больше двигайтесь, путешествуйте. Мир великолепен и красив, вы должны увидеть намного больше, чем экран монитора.
  • А в голове одна мысль: “Живешь ведь только раз, только раз”

Топ-10 цитат про путешествия из фильмов

    1. Увидеть мир вокруг, испытать на себе опасности, преодолеть их, смотреть сквозь стены, быть ближе, находить друг друга, чувствовать. В этом цель жизни. © К/ф «Невероятная жизнь Уолтера Митти»
    2. Все говорят, что мечтают выбраться отсюда, посмотреть мир, но как доходит до дела, дальше своего скворечника клюв не высунут © Мультфильм «Махни Крылом»
    3. Чтобы изменить мир, надо его увидеть © т\с «Пропавший»
    4. - Поедешь со мной в Америку?

      Да хоть в Африку. © Брат-2

    5. - Если бы у тебя было много времени на часах, чтобы ты сделал?

      Перестал бы следить. Я могу сказать одно, будь у меня время - я не тратил бы его впустую. © Время (In Time)

    6. Жизнь - это танго, в котором главное - это движение. Если остановишься - прекратится танец, если остановишься - прекратится жизнь. © Запах женщины (Scent of a Woman)
    7. Важно путешествие, а не пункт назначения. (Из кинофильма “Шаг вперед 3-D”)
    8. Самый приятный момент путешествия – сборы. Лай собаки страшнее самой собаки. А женщина часто красивее со спины. Мой вид может разрушить твои мечты. (из анимационного фильма «Волчица и пряности» (Spice and Wolf))
    9. Во время путешествия важно не забывать главное - когда заканчивается что-то одно, начинается что-то другое. Из кинофильма “Любовь случается” (Love Happens)
    10. Люди, с которыми вы вместе путешествуете, не менее важны, чем место, в которое вы едете. Эти люди могут сделать ваше путешествие незабываемым. Из кинофильма “Трудности перевода” (Lost in Translation)

Пословицы и поговорки про путешествия, дорогу и туризм

  • Кто путешествует, тот познает.
  • Вольному воля, ходячему – путь.
  • Глаза не видят, так и душа не ведает.
  • Хочешь узнать человека – соверши с ним путешествие.
  • Если любишь своего сына, отправь его путешествовать.
  • Не тот больше знает, кто дольше жил, а тот, кто дальше ходил.
  • Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.
  • Не бойся дороги, были б здоровы ноги.
  • Кто в море бывал, тот лужи не боится.
  • Дорогу осилит идущий.
  • В путь выйдешь – спутники найдутся.
  • Если не достаёт сил, то похвально, по крайней мере, желание.
  • В дороге и ворога назовешь родным отцом.
  • Красна дорога ездоками, а обед – пирогами.
  • Если парус остается без ветра, он становится обыкновенной тканью.
  • Если сам не иду, то кто пойдет со мною?
  • Если сидишь в лодке, не дерись с лодочником.
  • Если ты можешь взобраться на гору, не оставайся в долине.
  • Хочешь ехать далеко – начинай с близкого.
  • Лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать.
  • Кто много видел, тот много знает.
  • Дорога извилиста – истина пряма.
  • Каждый шаг пути прибавляет частицу мудрости.
  • В какой народ придешь, таку и шапку наденешь.
  • Сперва подкуй коня, а потом уж прикидывай дорогу.
  • Едешь на день, а хлеба бери на неделю.
  • Сделай все, что можешь, а в остальном положись на судьбу.
  • Домашняя дума в дорогу не годится.
  • Избным теплом недалеко уедешь.
  • Умный товарищ – половина дороги.
  • Язык до Киева доведет.
  • Где дорога, там и путь.