Рефераты Изложения История

Золотой век русской литературы 19 века кратко. «Золотой век» русской литературы XIX века

«Золотой век» русской литературы. Романтизм, реализм

Введение

1. Романтизм как отражение русского национального самосознания

2. Реалистический подход к проблеме исторического выбора России

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Для понимания особенностей русской культуры XIX в. существенное значение имеет знание характера политики, экономики и права Российской Империи. В результате петровских реформ в России произошло утверждение абсолютной монархии и законодательное оформление бюрократии, что особенно ярко проявилось в «золотой век» Екатерины II. Начало XIX в. ознаменовалось министерской реформой Александра I, который на практике проводил линию на укрепление феодально-абсолютистского порядка, учитывая новый «дух времени», в первую очередь влияние Великой французской революции 1789 г. на умы, на русскую культуру. Одним из архетипов этой культуры является любовь к свободе, воспеваемая русской поэзией, начиная с Пушкина и кончая Цветаевой. Учреждение министерств знаменовало собой дальнейшую бюрократизацию управления и усовершенствования центрального аппарата Российской империи. Одним из элементов модернизации и европеизации российской государственной машины является учреждение Государственного совета, функция которого заключалась в централизации законодательного дела и обеспечении единообразия юридических норм. Министерская реформа и образование Государственного совета завершили реорганизацию органов центрального управления, просуществовавших до 1917 г. После отмены крепостного права в 1861 г. Россия прочно вступила на путь капиталистического развития.

Актуальность данной темы определяется колоссальным влиянием, оказываемым этим периодом русской культуры, как на современную культуру России, так и на культуру западных стран.

Целью настоящей работы является исследование основных особенностей русской культуры 19 века.

В связи с поставленной целью можно формулировать следующие задачи исследования:

· рассмотреть особенности становления русской культуры в 19 в.;

· по причине обширного материала, рассмотреть лишь творчество величайших русских писателей, их взгляд на исторический выбор России и проблему человека.

Реферат состоит из 5 разделов. В первом сформулированы цель и задачи исследования, во втором описываются особенности становления русской национальной идеи, в третьем дается обзор творчества Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, в четвертом сделаны основные выводы по содержанию работы, в пятом указаны первоисточники по теме работы.

1. Романтизм как отражение русского национального самосознания

Значимость XIX века для развития русской культуры обусловлена процессами, которые предопределяют характер умонастроения России и его основных противоречий. К таким процессам следует отнести становление русского национального самосознания, складывание нации, отражение этих процессов и общественной мысли XIX века.

Если для Западной Европы XIX век - век развития капиталистического общества, полного крушения абсолютистских монархий, уничтожение сословного деления общества, то для России это время создания условий для уничтожения феодальных отношений. В.Г. Белинский видит в России страну, «где люди торгуют людьми, не имея и того оправдания, каким пользуются американские плантаторы, утверждал, что негр - не человек... где люди сами себя называют не именами, а кличками: Ваньками, Стешками, Палашками; ... где... нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей." Общественная казнь страны, развивается в условиях деспотизма и всевластия государства, сословного деления общества, абсолютного бесправия населения, существования крепостного права.

Русское национальное самосознание выковывается из противоречия "между идеей империи, могущественного государства военно-полицейского типа, и религиозно-мессианской идеей царства, которое уходило в подземный слой, слой народный".Для русской духовности характерно понимание государственности не этническое, геополитическое, географическое, т.е. государство - это не власть, распространяющаяся на определённую территорию, имеющую четко очерченные границы, государственность для русской духовности - явление религиозное, в народной лексике получившее название Святая Русь, за этим понятием "стоит отнюдь не, выражаясь по-нынешнему, национальная идея, не географическое и не этническое понятие. Святая Русь - категория едва ли не космическая. По крайней мере, в её пределы (или её беспредельность) вмещается и ветхозаветный Эдем и евангельская Палестина". У Святой Руси нет локальных признаков. У неё только два признака: первый - быть в некотором смысле всем миром, вмещающим даже рай; второй - быть миром под знаком истинной веры. Русское национальное самосознание ХIХ века впитывает эти два несовместимых феномена: Землю святорусскую и представление о России как национальном государстве. Русское самосознание сумело увидеть в России, идентифицируемой географически и этнографически, "особенную стать" Свитой Руси.

Гоголь писал из Италии: "Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу бедно, разбросано и неприютно тебе; не развеселят, не испугают взоров дерзкие дива природы, венчанные дерзкими дивами искусства, города с многооконными высокими дворцами, вросшими в утесы, картинные деревья и плющи, вросшие в домы... Открыто пустынно и ровно в тебе; как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин твои неприметные города: ничто не обольстит и не очарует взора". Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе? Что зовет, и. рыдает, и. хватает за сердце?... Здесь ли в тебе ли не родиться бесцельной мысли, когда же ты сама без конца?... У! какая верующая, чудная, незнакомая земле даль! Русь! Эта двойственность в восприятии России наложит особый отпечаток на русское самосознание, породит в нем противоречия, часто неразрешимые, создаст особую русскую литературу, которая, являясь чисто русским национальным явлением, поднимет вопросы глобальные, космические.

Особую роль в развитии русского сознания XIX века сыграло масонство. Русское масонство ставило своей задачей поиск истинного христианства, христианства интерконфессионального. Масонские ложи стали первыми формами самоорганизации общества начала ХIХ века. Именно через масонские ложи в общественную мысль России проникают идеи всеобщего равенства, в организациях вольных каменщиков формируется нравственный идеал личности, идеи гуманизма, благородство. Именно внутри масонских лож созревали будущие тайные общества.

Формированию русского национального самосознания способствует война 1812 года и заграничный поход. Отечественная война сплотила людей различных сословий, выявила истоки национального единения. М.И. Муравьев-Апостол писал: "Мы были дети 1812 года, именно 1812 год, а вовсе не заграничный поход создал последующее общественное движение, которое было в своей сущности не заимствованным, не европейским, а чисто русским."" Именно рост национального самосознания, чувство единства и близости со своим народом, подъем общенационального патриотизма не могли не создать новой духовной атмосферы в среде наиболее совестливых русских людей, рассматривавших российские проблемы как свои личные. Слой этих людей был немногочисленным, это был узкий слой русского образованного дворянства, оказавшегося между самодержавной монархией и темной крестьянской массой. Декабристское движение было чисто русским. Нация не может сложиться в условиях сословного деления общества. Средневековое представление о божественной освещенности социального неравенства людей окончательно разрушено буржуазными революциями ХVII–ХVIII вв. Русское сознание впитывает эти представления под влиянием событий 1812-1815 гг.

Рост национального самосознания находит свое выражение в русском романтизме. Если западноевропейский романтизм был реакцией на эпоху разума, кровавые последствия Великой Французской революции, то русский романтизм отразил процесс превращения русского народа в нацию, поэтому он и становится вполне оригинальным явлением. Эстетическим выражением романтизма было стремление изобразить национальный характер и национальный колорит жизни народа. "Да создастся для славы России поэзия чисто русская, да будет Святая Русь не только в гражданском, но и в нравственном мире первою державою во вселенной! Вера праотцев, нравы отечественные, летописи, песни и сказания народные - лучшие, чистейшие источники для нашей словесности" - это программа русского романтизма начала XIX века, сформулированная Б.К. Кюхельбекером.

Романтизм сумел выйти за пределы сословий оценки людей, переключиться на нравственные характеристики, проявить интерес к человеческой личности, нашёл в себе смелость признать одинаковое право на нравственное достоинство и в крестьяне, и в дворяне, В.М. Карамзин В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, М. Кольцов составили мощное направление литературного романтизма в русской культуре, отразившее становление нации.

2. Реалистический подход к проблеме исторического выбора России

Большую роль в развитии национального самосознания сыграло поставление труда Н.М. Карамзина «История государства Российского». Основанием этого процесса проникнуты «Философские письма» П.Я. Чаадаева, создавшего первую философию истории России. Начало полемики между западниками и славянофилами положили статьи А.С. Хомякова «О старом и новом» и Киреевского И.В. «В ответ А.С. Хомякову», напечатанные в 1939 году. Пафос этой полемики состоял в поиске путей превращения русского народа в русскую нацию.

Ответ на этот вопрос лежал через решение проблемы о месте и судьбе России в мировом культурном процессе. Кто мы такие? Европейцы и наш путь – это повторение пути Западной Европы: или новая, молодая цивилизация, идущая своей дорогой и способная показать миру образцы нравственности. Основателями западнического направления можно считать как революционно – демократически настроенных А.И. Герцена и В.Г. Белинского, так и мыслителей либерального толка Д.Л. Крюкова, Т.Н. Грановского, И.С. Тургенева, К.Д. Кавелина, Б.И. Чичерина. Западники считали, что русский народ – народ европейский и его путь связан с развитием свободы человеческой личности, также как и путь Западной Европы. Россия – отсталая страна, она нуждается в просвещении, именно в этом своеобразие России. По мнению Н. Бердяева, западники очень мало представляли особенности реальной жизни современной Европы и ориентировались на утопический идеал европейской жизни.

Славянофилы связывали надежды на особое, инакое развитие России с тем, что российская культура формируется на уникальной духовной почве – православии. Именно отличие от Европы основы российской духовности позволяет занять особое место в мировой цивилизации. Православие обеспечивает русской культуре целостность, тогда как раздвоенность европейской культуры покоится на католицизме. Католицизм и католическая схоластика, приведшие Европу к религиозному, лишают европейскую культуру целостности, необходимый для существования цивилизации. Европа с её рациональностью, механизированностью, насильственней государственностью глубоко враждебна русской культуре. Поэтому, оценивая петровские реформы, славянофилы видят в них деяния, несущие опасность органичности и целостности русской жизни. Допетровская Русь обладала этими качествами с точки зрения славянофилов.

Будущность России славянофилы связывали только с простым народом, так как образованная часть общества заражена западным рационализмом и государственным абсолютизмом. Источниками здоровья русского народа славянофилы объявили три принципа: православие, народность, самодержавие. Неискаженная православная вера и подлинная народность сохранились только в крестьянстве. Будучи антигосударственниками, славянофилы отстаивали монархию, так как власть представлялась им абсолютным грехом, злом, а потому, чем меньше людей будет замарано властью, тем больше оснований не беспокоиться о нравственном здоровье народа. Демократическое же правление вовлекает во зло народ, поэтому оно менее предпочтительно, чем самодержавие, где один человек берет на себя грех политической власти. У русского народа нет стремления к образованию государственности, у него иное призвание - религиозное, духовное. Славянофилы считали, что греха собственничества нет у русского крестьянина, в отличие от европейца. Это связано с особым укладом русский жизни - с общиной.

Лагерь славянофилов составили такие мыслители, как А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Б.И. Керимов. Их взгляды не были едины, они различно относились к характеру русской культуры и её месту в истории, но объединяло их критическое отношение к западноевропейской цивилизации, убеждение в принципиальном своеобразии русской истории и культуры, общая православно-христианская культурологическая ориентация, горячая защита свободы личности, свободы совести, мысли, слова.

Размышления о месте России в мировом культурном процессе только начинаются в полемике западников и славянофилов. Вторая половина ХIХ века знаменуется бурным развитием культурологической мысли, где проблема развития России исследуется и такими мыслителями, как Б.С. Соловьев, Б. И. Чичерин, С.М. Соловьев, Г.В. Леханов, Н.Я. Данилевский.

Многие философы и историки связывают с Россией особые надежды развития мирового процесса, так, для Н.Я. Данилевского именно славянский культурно-исторический тип может связать воедино четыре сферы социокультурной жизни (религиозную, собственно культурную, политическую, экономическую), что не удавалось еще ни одному народу в обозримом историческом процессе. С.М. Соловьёв видит в России "образец христианского государства", центр мирового развития, В. С.Соловьев в триаде ""Восток-Запад-Россия" считает, что особенности национального характера русского народа могут превратить русскую цивилизацию из национальной вобщечеловеческую.

Духовная атмосфера России ХIХ века проникнута верой в особое предназначение России, верой в особый путь русского народа, чья духовность нравственный облик должны показать пример создания нового общества, лишенного недостатков обществ Запада и Востока. Эта мысль пронизывает русскую литературу ХIХ века, которая идет путем мучительных поисков царства любви и правды.

Особое место вкультуре ХIХ века занимает русская; литература, именно врусской литературе ХIX века были подняты важнейшие вопросы, мучавшие человека: вопросы жизни и смерти, ценности человеческой жизни, места и веса духовной жизни и общечеловеческих ценностях. Все вопросы нравственной и политической жизни осмысляются именно в художественном слове. Литература обретает статус универсальной формы общественного самосознания. Это придавало писателям в обществе особый вес и особые функции. Писатель становился учителем жизни; его мнение не было просто мнением частного лица, он формировал умы людей, создавал идеалы, которым старалась подражать молодёжь того времени.

Романтическая идея преобразования мира через искусство была наиболее близка великому русскому писателю. Н.В. Гоголю. Преображения жизни можно достигнуть, указывая обществу на его недостатки, поэтому "Ревизор" и "Мертвые души" - это путь, по которому общество идти не должно. Из-под его пера выходят фантасмагорические, подобно гофманским, образы "мертвых душ". Но вера впреображение мира утрачивается Гоголем он разочарован в своем творчестве. «Избранные места из переписки с друзьями», вызвавшие такое негодование Белинского, это поиск путей достижения лучшей жизни, которая невозможна без личного нравственного совершенства. В основе его проповеди лежит идея социального христианства. Гоголевская теократическая утопия несет на себе печать религиозно-нравственного учительства, столь присущего литературе XIX века. Образованного мира представляется писателю как авторитетное общество, где по–прежнему господствует крепостное право, но если внешний облик утопий ничем не отличается от современной ему России, то люди, которые в ней живут, управляются добродетельными генерал – губернаторами, а низшие слои отличаются покорностью и послушанием. Суть идеи Гоголя состоит в том, что именно Россия облечена и признана нести людям братство и должна стать примером нравственного совершенства для людей всего мира. Гоголь – истинный носитель русской духовности, для которой так характерно искать Царство Божье на земле. Гоголь закладывает основу религиозно-нравственных поисков русской литературы, ее мессианского служения.

Достоевский сказал о Гоголе, что его произведения «давят на ум глубочайшими непосильными вопросами, вызывают в русском уме самые беспокойные мысли».

40 русских писателей XIX века составили мировую славу русской литературе, которая стремится к творческому совершенству жизни, поднимает проблему социальной миссии искусства, призывает писателя словом служить общественному делу. Вся русская литература проникнута исканиями социальной правды. Особое место плеяде великих правдолюбцев занимают Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой. Оба титана русской литературы стремились к социальной правде, искали Царство Божье на земле, так как только в него и может входить социальная правда. Для них социальная тема не отделима от религиозной.

Особенное чувство справедливости толкает Достоевского к проблеме теодицеи. Можно ли соединить всеблагого Бога и мир, созданный на зле и страдании? В романе “Братья Карамазовы” Иван Карамазов мучится проблемой цены, которую можно заплатить за создание мировой гармонии. Можно ли строить гармонию, принеся в жертву ничем не повинных людей, для Ивана, как и для Достоевского, ответ очевиден: “От высшей гармонии совершенно отказываются. Не стоит она не слезинки хотя бы только одного замученного ребёнка".

Самые сокровенные струны человеческой души, её высоты впадения привлекают внимание писателя. В самом падшем человеке ищет писатель образ Божий, в каких бы пороках не погряз человек - он творение божье. Последний из людей имеет абсолютное значение, но только потому, что он подобие бога. Только вера позволяет людям сохранить в себе человеческое. Достоевский видит, что из неверия вырастает самообожествление человека, эта безбожная свобода выливается вбесчеловечность и жестокость, для которых отдельная человеческая жизнь безделица, которую легко принести в жертву всеобщему благоденствию. Это идея всеобщего счастья превращается в, кровожадного Молоха, который требует все больше человеческих жертв во имя великой идеи.

Ни у кого нет права распорядиться чужой жизнью, как бы не казалась она ненужной и ничтожной, ничто не может оправдать человекоубийство - ни высокая идея всеобщего благоденствия, ни личная польза или состоятельность отдельной личности. Для Раскольникова, героя романа "Преступление и наказание", сомнение вэтой истине приводит к уничтожению собственной души.

Достоевский ищет правду и находит её в русском народе. Буржуазный мир, капиталистические отношения не несут в себе правды, поэтому писатель выступает против буржуазных отношений, ибо сытость не заменит свободу духа. Но и революционная деятельность представляется Достоевскому как отрицание свободы и личности. Там, где отрекаются от свободы духа, там начинается царство Антихриста. Это начало видит он как в авторитетном христианстве, так и в авторитарном социализме. Насилие не должно быть путем всемирного единения. "Легенда о Великом Инквизиторе" - зато гениальное ясновидение писателя о том, какое горе и разрушение приносит как авторитарный католицизм, так и авторитарный коммунизм и фашизм, все тоталитарные режимы. "Легенда о Великом Инквизиторе", "Бесы", "Записки из подполья" поднимают страшный вопрос том, какова может быть цена прогресса; если этот прогресс ведет к построению мировой гармонии, где миллионы счастливы, отказавшись от личности исвободы. Все царства мира основаны на принуждении и на отрицании свободы духа.

Достоевский создаёт свою утопию, теократическую утопию, в которой церковь целиком поглощает государство и осуществляет царство свободы и любви. Для писателя вопрос о переустройстве общества лежит не в плоскости политики или экономики, а в области религии. Писатель выявляет три пути решения вопроса о мировой гармонии, о рае, о рае об окончательном торжестве добра:

первый путь - это достижение гармонии, рая, жизни в добре без свободы избрания, без мировой трагедии, без страданий, но и без творческого труда;

второй путь- это гармония, рай, жизнь в добре на вершине земной истории, купленная ценой неисчислимых страданий и слез всех обреченных па смерть человеческих поколений, превращенных в средство для грядущих счастливцев;

третий путь - это гармония, рай, жизнь в добре, к которому придет человек через свободу и страдания в плане, в который войдут все когда-либо жившие и страдавшие, т.е. а Царстве Божьем. Достоевский может принять только третье решение о мировой гармонии.

Не было о мировой литературе писателя, который столь обнаженно лично, с такой душевной болью воспринимал социальные и нравственные конфликты и, с другой стороны, столь общечеловечески, в масштабах мира переживал свои личные трагедии, как Ф.М. Достоевский.

Л.Н.Толстой - великий правдоискатель, страстно и радикально выступает против исторического христианства, исторической церкви, приспособляющих заветы Христа к закону этого мира, подменяющих Царство Божье царством кесаря.

Зачем человек живет, каково его предназначение в этом мире? Эти вопросы мучат писателя, он ищет на них ответы в своих трактатах "Исповедь", "В чем моя вера?", "Царство Божие внутри нас", "О жизни". Люди очень часто гонятся за призраками, за ложными ценностями, не щадя при этом ни своих, ни чужих. Толстой считает, что жизнь, которую человек растрачивает во имя корысти, карьеры, приобретения богатства, растрачена напрасно. Люди живут, не задумываясь о смерти, они катятся на салазках жизни, не замечая, что летят в пропасть. Они толкают друг друга, ссорятся между собой, не думая о смысле всего происходящего. Но человеку самому трудно разобраться в нравственных ориентирах и ценностях. И помочь в этом нелегком процессе выработки идеалов призваны учителя жизни - писатели, философы, деятели культуры, так как их долг перед обществом указывать человеку дорогу в его нелегком пути нравственного выбора.

В трактате "В чем моя вера?" Толстой писал и том, что человек должен жить так, чтобы смерть не могла нарушить жизни. Для этого нужно свести к минимуму жизнь "телесную", телесные потребности. Подлинная жизнь - жизнь духовная, в добре и нравственном совершенстве. Если человек не смог найти путь от механической и ничтожной жизни к жизни души, то он так и останется на пороге человеческой жизни, так и не преступивего.

Проблема смерти и бессмертия связана у Толстого с проблемой смысла жизни. Смерть - это удел низшего сознания. "Жизнь в теле" и заканчивается смертью тела. Преодоление смерти связано с преодолением жизни, связанной только о материальными потребностями. Преодолеть смерть можнотолько о помощью дела любви, т.е. деятельности, направленной на милосердие и сострадание. В процессе жизни, по Толстому, человек проходит три ступени самосознания: первая ступень - это жизнь растительная, бессознательная, вторая - жизнь индивидуальная, осознающая себя отдельным существом, третья - жизнь божественная, подлинная. Первая ступень - это жизнь, лишенная всякихдуховных интересов. Вторая - это жизнь ради наслаждения и славы. Только третья ступень - жизнь в духовной деятельности, работе по совершенствованию себя и окружающей жизни. Именно эту жизнь Толстой называет "разгадкой тайны и полярной звездой для движущегося человечества, потому что она дает истинное благо». ("Путь жизни")

Толстой связывает будущей человечества с ростом нравственности, бездуховность губит жизнь. Только самосовершенствование человека создает условия дляподлинного перелома вобстоятельствах жизни, без самоизменения внешние перемены - просто перекладывание "без известки, но на новый манер" разваливающегося здания из неотесанных камней. Эта мысль пронизывает всю русскую культуру ХIX, взывающую к нравственному совершенству человечества.

Заключение

Крепостное право, державшее в темноте и забитости крестьянство, царский произвол, подавляющий всякую живую мысль, общая экономическая отсталость России в сравнении с западноевропейскими странами препятствовали культурному прогрессу. Несмотря на эти неблагоприятные условия и даже вопреки им Россия в XIX в. сделала поистине гигантский скачок в развитии культуры, внесла громадный вклад в мировую культуру. Такой взлет русской культуры был обусловлен рядом факторов. В первую очередь он был связан с процессом формирования русской нации в переломную эпоху перехода от феодализма к капитализму, с ростом национального самосознания и являлся его выражением. Огромное значение имел и тот факт, что подъем русской национальной культуры совпал с началом революционно-освободительного движения в России.

Важным фактором, способствовавшим интенсивному развитию русской культуры, являлось тесное общение и взаимодействие ее с другими культурами. Мировой революционный процесс и передовая западноевропейская общественная мысль оказывали сильное влияние и на культуру России. Это было время расцвета немецкой классической философии и французского утопического социализма, идеи которых пользовались широкой популярностью в России.

Русская культура воспринимала лучшие достижения культур других стран и народов, не теряя при этом своей самобытности и в свою очередь оказывая влияние на развитие иных культур. Немалый след оставила в истории европейских народов, например, религиозная русская мысль. Подъем патриотизма в связи с Отечественной войной 1812 г. способствовал не только росту национального самосознания и формированию декабризма, но и развитию русской национальной культуры. В. Белинский писал: «1812 год, потрясши всю Россию, возбудил народное сознание и народную гордость».

Список использованной литературы

1. Гуревич П.С. Человек и культура М.: «Дрофа», 1998 г.

2. Ерасов Б.С.Социальная культурология: В 2-х ч. Ч.1 - М.: АО «Аспект Пресс», 1994. – 384 с.

3. Культурология. Курс лекций под ред. А.А. Родугина Изд. “Центр” Москва 1998 г.

4. Культурология / Под ред. А.Н. Марковой М., 1998 г.

5. Левинас Э. Философское определение идеи культуры. // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М.: Прогресс, 1990. - С.86-97

6. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. М.: «Гардарики», 1997. - 344 с.

Золотой век русской литературы – это плеяда гениев искусства слова, прозаиков и поэтов, которые благодаря своему изысканному и непревзойденному творческому мастерству, определили дальнейшее развитие русской и зарубежной культуры.

Тонкое переплетение классицизма и социального реализма в литературе полностью отвечало общенациональным идеям того времени. Впервые в литературных произведениях начали подниматься остросоциальные проблемы: конфронтация личности человека и общества, несогласие с устаревшими принципами, потребность в изменении приоритетов.

Герои золотого века русской литературы

Появляются литературные герои, для которых в первую очередь важна личная свобода. Ярким представителем выступает Татьяна Ларина , которая не нуждалась в праздной мишуре светских раутов, и для которой более предпочтительным было уединение и философские размышления. Так же, герой Александр Чацкий – человек, который в открытой форме выражал несогласие с общепринятым устоем жизни консервативного дворянства. Жажда переустройства общества среди просвещенных лиц поспособствовала появлению тайных обществ, в которых состояло большинство литераторов.

Представители золотого века русской литературы

Суровыми судьями аристократических кругов были А. С. Грибоедов и А. А. Бестужев – Марлинский , в своих произведениях они презирали высшие слои общества за их тщеславие, эгоизм, лицемерие и моральную распущенность. Задушевную романтику и трепетную мечтательность внес в русскую классическую литературу В. А. Жуковский . В своих стихах Жуковский старался уйти от серой обыденности, чтоб показать возвышенный мир чувств, который нас окружает.

Без сомнений, одним из ярчайших представителем Золотого века русской литературы является знаменитый поэт, отец русского литературного языка А. С. Пушкин . Произведения Александра Сергеевича сделали настоящий переворот в литературе. Поэзия Пушкина, роман «Евгений Онегин» и повесть «Пиковая дама» не только пополнили фонд Русской классики, но и стали определенной стилистической подачей, которой неоднократно в будущем пользовались многие отечественные и мировые литераторы.

Также для литературы Золотого века были свойственны и философские концепции. Наиболее ярко они проявляются в творчестве М. Ю. Лермонтова . На протяжении всего своего творческого пути, автор восторгается декабристскими движениями, отстаивает права и свободы человека. Стихи Лермонтова были насыщенны оппозиционными призывами и критикой императорской власти. Золотой век русской классики был представлен также в драматургическом жанре. Пьесы Антона Павловича Чехова с момента их создания до сегодняшнего дня ставят во многих театрах мира. Используя тонкую сатиру, Чехов высмеивал пороки человеческой сущности, выражал презрение к порокам представителей дворянских сословий.

Начало XIX века - это переломное время в искусстве, которое ознаменовало выход русской литературы на мировую арену. Литература начала утверждать высокие принципы свободы личности. Именно в этот период общество начало учиться читать между строк, что особенно беспокоило правительство. И несмотря на жестокие условия, в которых развивалась русская литература, она все-таки смогла занять положенное ей высокое место в фонде мирового искусства.

«Золотой век» русской литературы XIX века

19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков. 19 век - это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А.С. Пушкину.
Но начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Указанные литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии. На первый план выходят стихотворные произведения поэтов Е.А. Баратынского, К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, А.А. Фета, Д.В. Давыдова, Н.М. Языкова. Творчеством Ф.И. Тютчева «Золотой век» русской поэзии был завершен. Тем не менее, центральной фигурой этого времени был Александр Сергеевич Пушкин.
А.С. Пушкин начал свое восхождение на литературный олимп с поэмы «Руслан и Людмила» в 1920 году. А его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван энциклопедией русской жизни. Романтические поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» (1833), «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» открыли эпоху русского романтизма. Многие поэты и писатели считали А. С. Пушкина своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений. Одним из таких поэтов был М.Ю. Лермонтов. Известны его романтическая поэма «Мцыри», стихотворная повесть «Демон», множество романтических стихотворений. Интересно, что русская поэзия 19 века была тесно связана с общественно политической жизнью страны. Поэты пытались осмыслить идею своего особого предназначения. Поэт в России считался проводником божественной истины, пророком. Поэты призывали власть прислушаться к их словам. Яркими примерами осмысления роли поэта и влияния на политическую жизнь страны являются стихотворения А.С. Пушкина «Пророк», ода «Вольность», «Поэт и толпа», стихотворение М.Ю. Лермонтова «На смерть поэта» и многие другие.
Наряду с поэзией начала развиваться проза. Прозаики начала века находились под влиянием английских исторических романов В. Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Пушкин под влиянием английских исторических романов создает повесть «Капитанская дочка», где действия разворачивается на фоне грандиозных исторических событий: во времена Пугачевского бунта. А.С. Пушкин произвел колоссальную работу, исследуя этот исторический период. Это произведение носило во многом политический характер и было направлено к власть имущим.
А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А.С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н.В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А.С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель».
Литература унаследовала от 18 века свою публицистичность и сатирический характер. В прозаической поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» писатель в острой сатирической манере показывает мошенника, который скупает мертвые души, различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков (сказывается влияние классицизма). В этом же плане выдержана комедия «Ревизор». Полны сатирических образов и произведения А. С. Пушкина. Литература продолжает сатирически изображать российскую действительность. Тенденция изображения пороков и недостатков российского общества - характерная черта всей русской классической литературы. Она прослеживается в произведениях практически всех писателей 19 века. При этом многие писатели реализуют сатирическую тенденцию в гротескной форме. Примерами гротескной сатиры являются произведения Н. В. Гоголя «Нос», М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», «История одного города».
С середины XIX века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литературный критик В.Г. Белинский обозначает новое реалистическое направление в литературе. Его позицию развивают Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский. Возникает спор между западниками и славянофилами о путях исторического развития России.
Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.
Развитие поэзии несколько затихает. Стоит отметить поэтические произведения Некрасова, который первым внес в поэзию социальную проблематику. Известна его поэма «Кому на Руси жить хорошо?», а также множество стихотворений, где осмысляется тяжелая и беспросветная жизнь народа.
Литературный процесс конца 19 века открыл имена Н. С. Лескова, А.Н. Островского А.П. Чехова. Последний проявил себя мастером малого литературного жанра - рассказа, а также прекрасным драматургом. Конкурентом А.П. Чехова был Максим Горький.
Завершение 19 века проходило под знаком становления предреволюционных настроений. Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература, отличительными чертами которой были мистицизм, религиозность, а также предчувствие перемен в общественно-политической жизни страны. Впоследствии декадентство переросло в символизм. С этого открывается новая страница в истории русской литературы.

Направления в русской литературе XIX века

●Классицизм − Термин «классицизм» в переводе с латинского означает «образцовый» и связан с принципами подражания образам. Классицизм возник в XVII веке во Франции как выдающееся по своему общественному и художественному значению направление. В своей сущности он был связан с абсолютной монархией, утверждением дворянской государственности...

●Сентиментализм − Во второй половине XVIII в. в европейской литературе возникает течение, получившее название сентиментализм (от французского слова sentimentalism, что означает чувствительность). Само название дает четкое представление о сути и характере нового явления. Основной чертой, ведущим качеством человеческой личности провозглашался не разум, как это было в классицизме и в эпоху Просвещения, а чувство, не ум, а сердце...

●Романтизм − направление в европейской и американской литературе конца XVIII - первой половины XIX века. Эпитет "романтический" в XVII века служил для характеристики авантюрных и героических сюжетов и произведений, написанных на романских языках (в противоположность тем, что создавались на языках классических)...

●Реализм − Во всяком произведении изящной словесности мы различаем два необходимых элемента: объективный — воспроизведение явлений, данных помимо художника, и субъективный — нечто, вложенное в произведение художником от себя. Останавливаясь на сравнительной оценке этих двух элементов, теория в различные эпохи — в связи не только с ходом развития искусства, но и с иными разнообразными обстоятельствами — придаёт большее значение то одному, то другому из них.

Тема урока: «Золотой век русской поэзии».

Цель урока : познакомить учащихся с поэтами «пушкинской поры»
Задачи: Обучающие:
сформировать понятие «поэты пушкинской поры»; установить хронологические рамки возникновения «Золотого века русской поэзии»;
Развивающие:
развивать творческое мышление, умение выбирать из огромного литературного материала наиболее важную информацию, делать выводы;
Воспитательные:
формировать любовь и уважение к литературным и музыкальным произведениям;
воспитывать чувство толерантности, ответственности, коллективизма через работу в группе.
Оборудование: компьютер, мультемидийный проектор.

Ход урока.

I . Организационный момент.

II . Проверка домашнего задания.

III. Актуализация знаний.

Что такое лирика?

Лирический герой

IV. Объяснение нового материала.

Поэты пушкинской поры, поэты пушкинской плеяды, поэты пушкинского круга, Золотой век русской поэзии - обобщающее именование поэтов-современников А. С. Пушкина, вместе с ним входивших в число создателей «золотого века» русской поэзии, как называют первую треть XIX столетия. Поэзия пушкинской поры хронологически определяется рамками 1810-1830-х годов.

В большинстве своем они формировались под воздействием карамзинской реформы языка. Исследователи так определяют характерные черты писателей этого круга: «Понятие „поэты пушкинской поры“ не только хронологическое. Если Батюшков, Жуковский и Д. Давыдов органически входят в эпоху Пушкина, то Полежаев, Лермонтов, Кольцов принадлежат уже по проблематике и пафосу своей поэзии к эпохе иной, послепушкинской. То же относится к Тютчеву, чья ранняя лирика, хотя она формировалась в атмосфере конца 1820-1830-х годов и достигла тогда высокого совершенства, является все же началом его творческого пути. Что касается поэзии Дельвига, несомненно исполненной обаяния, то ей недоставало существенного - той самой подлинности душевной жизни в лирике, которая была достигнута не только его сверстниками, но и старшими современниками».

Баратынский, Евгений Абрамович

Батюшков, Константин Николаевич

Бестужев-Марлинский, Александр Александрович

Веневитинов, Дмитрий Владимирович

Вольховский, Владимир Дмитриевич

Вяземский, Петр Андреевич

Давыдов, Денис Васильевич

Дельвиг, Антон Антонович

Гнедич, Николай Иванович

Жуковский, Василий Андреевич

Катенин, Павел Александрович

Козлов, Иван Иванович

Крылов, Иван Андреевич

Кюхельбекер, Вильгельм Карлович

Плетнёв, Пётр Александрович

Рылеев, Кондратий Фёдорович

Туманский, Василий Иванович

Туманский, Фёдор Антонович

«Золотой век» русской литературы XIX века

19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков. 19 век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А.С. Пушкину.

Но начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Указанные литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии. На первый план выходят стихотворные произведения поэтов Е.А. Баратынского, К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, А.А. Фета, Д.В. Давыдова, Н.М. Языкова. Творчеством Ф.И. Тютчева «Золотой век» русской поэзии был завершен. Тем не менее, центральной фигурой этого времени был Александр Сергеевич Пушкин.

А.С. Пушкин начал свое восхождение на литературный олимп с поэмы «Руслан и Людмила» в 1920 году. А его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван энциклопедией русской жизни. Романтические поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» (1833), «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» открыли эпоху русского романтизма. Многие поэты и писатели считали А. С. Пушкина своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений. Одним из таких поэтов был М.Ю. Лермонтов. Известны его романтическая поэма «Мцыри», стихотворная повесть «Демон», множество романтических стихотворений. Интересно, что русская поэзия 19 века была тесно связана с общественно политической жизнью страны. Поэты пытались осмыслить идею своего особого предназначения. Поэт в России считался проводником божественной истины, пророком. Поэты призывали власть прислушаться к их словам. Яркими примерами осмысления роли поэта и влияния на политическую жизнь страны являются стихотворения А.С. Пушкина «Пророк», ода «Вольность», «Поэт и толпа», стихотворение М.Ю. Лермонтова «На смерть поэта» и многие другие.

Наряду с поэзией начала развиваться проза. Прозаики начала века находились под влиянием английских исторических романов В. Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Пушкин под влиянием английских исторических романов создает повесть «Капитанская дочка», где действия разворачивается на фоне грандиозных исторических событий: во времена Пугачевского бунта. А.С. Пушкин произвел колоссальную работу, исследуя этот исторический период. Это произведение носило во многом политический характер и было направлено к власть имущим.

А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А.С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н.В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А.С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель».

БАТЮШКОВ

О солнце! чудно ты среди небесных чуд!

И на земле прекрасного столь много!

«Подражания древним».

Великий поэт, говоря о себе самом, о своём Я, говорит об общем – о человечестве,

ибо в его натуре лежит всё, чем живет человечество.

И потому в его грусти всякий узнает свою

грусть, в его душе всякий узнает свою

и видит в нём не только поэта, но и человека…

В.Г.Белинский.

К.Н.Батюшков – непосредственный предшественник А.С.Пушкина, поэт раннего русского романтизма («предромантик»). Соединяя литературные открытия классицизма и сентиментализма, он явился одним из родоначальников новой, «современной» русской поэзии.

Поэзия Батюшкова погружает нас в глубины индивидуального сознания. Предметом её изображения является душевная жизнь человека – не как «малая» часть большого мира, а как абсолютная ценность внешней, всеобщей жизни.

Батюшков, поэт неповторимого дарования, создал свой художественный мир, в центре которого образ АВТОРА с его романтической мечтой и устремленностью к идеалу («Мечта в мире золотит И от печали злыя Мечта нам щит») и реальным миром земных радостей («Я умею наслаждаться, Как ребенок всем играть, И счастлив»), с миром светлых чувств («Только дружба обещает Мне бессмертия венок») и душевной скорби («Печальна опытность открыла Пустыню новую для глаз»).

Жизнь поэта не должна противоречить духу его поэзии, жизнь и творчество неотделимы:

Живи, как пишешь, и пиши, как живёшь…

Счастлив тот, кто пишет потому, что чувствует…

Тема Отечественной войны входит в поэзию К.Н.Батюшкова как живой отклик на увиденное:

Мой друг! Я видел море зла

И неба мстительного кары:

Врагов неистовых дела,

Войну и гибельны пожары…

Бродил в Москве опустошенной,

Среди развалин и могил…

«К Дашкову»

Впечатления войны с Наполеоном составили содержание многих стихов К.Н.Батюшкова: послание «К Дашкову», «Пленный», «Судьба Одиссея», «Переход через Рейн», элегия «Переход русских войск через Неман», «Тень друга» и др.

К.Н.Батюшков создал образцы гражданской поэзии, в которых патриотизм соединился с глубокими индивидуальными переживаниями автора:

Пока на поле чести

За древний град моих отцов

Не понесу я в жертву мести

И жизнь и к родине любовь,

Пока с израненным героем,

Кому известен к славе путь,

Три раза не поставлю грудь

Перед врагом сомкнутым строем –

Мой друг, дотоле будут мне

Все чужды музы и хариты,

Венки, рукой любови свиты,

И радость шумная в вине!

«К Дашкову»

Антон Антонович Дельвиг

«И ты пришёл, сын лени вдохновенный,

Сердечный жар, так долго усыплённый,

И бодро я судьбу благословил.»

А.С.Пушкин

Никто на свете не был мне ближе Дельвига“, - писал Пушкин. Дельвиг был не только другом души, но и большим поэтом, при жизни недооцененным едва ли не всеми, кроме его великого друга.

Переписка Дельвига и Пушкина - настоящий литературный памятник тому, что называется истинной дружбой.

Поэтический дар друзей, Дельвиг ценил больше, чем свой собственный. Хуже то, что критика впоследствии говорила, что половина стихотворений Дельвига написано Баратынским, половина - Пушкиным. Скромность Дельвига сослужила ему очень плохую службу…

Дельвиг был издателем альманаха «Северные цветы» и «Литературной газеты».

С Пушкиным его связывала нежнейшая дружба. По единогласному утверждению друзей, Пушкин никого так не любил, как Дельвига. Да и сам Пушкин писал после смерти Дельвига: « Никто на свете не был мне ближе Дельвига. Из всех связей детства он один оставался на виду – около него собиралась наша бедная кучка. Без него мы точно осиротели». Именно Дельвиг в апреле 1825 года навестил ссыльного Пушкина в Михайловское. Какой это был замечательный для Пушкина год! В январе к нему приехал Пущин, а апреле Дельвиг. За посещение опального поэта Дельвиг был строго наказан: он лишился своего места в библиотеке.

Вдохновение

Не часто к нам слетает вдохновенье,
И краткий миг в душе оно горит;
Но этот миг любимец муз ценит,
Как мученик с землею разлученье.

В друзьях обман, в любви разуверенье
И яд во всем, чем сердце дорожит,
Забыты им: восторженный пиит
Уж прочитал свое предназначенье.

И презренный, гонимый от людей,
Блуждающий один под небесами,
Он говорит с грядущими веками;

Он ставит цель превыше всех частей,
Он клевете мстит славою своей
И делится бессмертием с богами.

Петр Андреевич Вяземский

«Да сколько я вам раз, милостивые государи и безмилостивые деспоты, сказывал, что я не хочу писать ни как тот, ни как другой, ни как Карамзин, ни как Жуковский, ни как Тургенев, а хочу писать как Вяземский...»

Петр Андреевич Вяземский – поэт, критик, историк литературы, мемуарист, ближайший друг Пушкина.

Он был одним из организаторов и наиболее активных участников литературного общества «Арзамас», объединившего поборников романтизма.

На гербе общества изображался , так как « славился своими жирными гусями».

Друзьям.

Я пью за здоровье не многих,

Не многих, но верных друзей,

Друзей неуклончиво строгих

В соблазнах изменчивых дней.

Я пью за здоровье далеких,

Далеких, но милых друзей,

Друзей, как и я, одиноких

Средь чуждых сердцам их людей.

В мой кубок с вином льются слезы,

Но сладок и чист их поток;

Так, с алыми – черные розы

Вплелись в мой застольный венок.

Мой кубок за здравье не многих,

Не многих, но верных друзей,

Друзей неуклончиво строгих

В соблазнах изменчивых дней;

За здравье и ближних далеких,

Далеких, по сердцу родных,

И в память друзей одиноких,

Почивших в могилах немых.

Пётр Вяземский
«Моя вечерняя звезда»

Моя вечерняя звезда,
Моя последняя любовь!
На потемневшие года
Приветный луч пролей ты вновь!

Средь юных, невоздержных лет
Мы любим блеск и пыл огня;
Но полурадость, полусвет
Теперь отрадней для меня.

Николай Михайлович Языков

«Они жрецы собой связует», - писал Пушкин в сентябре 1824 г., имея в виду главным образом добрые отношения, которые сложились у него к тому времени с Дельвигом, Вяземским, Баратынским, и приглашая Языкова к их компании присоединиться, -

Они жрецы единых муз,

Единый пламень их волнует,

Друг другу чужды по судьбе,

Они родня по вдохновенью.

В процитированном отрывке из послания «К Языкову», ключевое слово – «родня». Пушкин в детстве не знал материнской любви, не имея семьи настоящей, - круг дружественных потов до поры до времени семью ему заменили.

«Пловец»

Нелюдимо наше море,

День и ночь шумит оно;

В роковом его просторе.

Много бед погребено.

Смело, братья! Ветром полный

Парус мой направил я:

Полетит на скользки волны

Быстрокрылая ладья!

Облака бегут над морем,

Крепнет ветер, зыбь черней,

Будет буря: мы поспорим

И помужествуем с ней.

Смело, братья! Туча грянет,

Закипит громада вод,

Выше вал сердитый встанет,

Глубже бездна упадет!

Там, за далью непогоды,

Есть блаженная страна:

Не темнеют неба своды,

Не проходит тишина.

Но туда выносят волны

Только сильного душой!..

Смело, братья, бурей полный

Прям и крепок парус мой

Денис Васильевич Давыдов

Из наиболее даровитых поэтов послепушкинского периода, широко известных и в 1810-1830 г.г., первое место принадлежит герою-партизану Отечественной войны 1812 г., поэту гусару Д.В.Давыдову.

«Пусть загремят войны перуны,

Я в этой песне виртуоз»!

Своими стихотворениями Давыдов сказал новое слово в русской батальной лирике, отличавшейся известной парадностью. Самой войны в стихотворениях Давыдова нет, но есть боевой дух офицера, широта души, распахнутой на встречу товарищам.

Не пробуждай, не пробуждай
Моих безумств и исступлений
И мимолетных сновидений
Не возвращай, не возвращай!

Не повторяй мне имя той,
Которой память - мука жизни,
Как на чужбине песнь отчизны
Изгнаннику земли родной...

(Романс «Не пробуждай, не пробуждай...»)
Евгений Абрамович Баратынский

Читая стихи Баратынского, не можешь отказать ему в своей симпатии, потому что этот человек, сильно чувствуя, много думал, следовательно жил, как не всем дано жить»,- писал о Баратынском Белинский.

Муза
Не ослеплён я музою моею:
Красавицей её не назовут,
И юноши, узрев её, за нею
Влюбленною толпой не побегут.
Приманивать изысканным убором,
Игрою глаз, блестящим разговором
Ни склонности у ней, ни дара нет;
Но поражён бывает мельком свет
Её лица не общим выраженьем,
Её речей спокойной простотой;
И он, скорей чем едким осужденьем,
Её почтит небрежной похвалой.

Заключение: Вопросы, которые волновали поэтов пушкинской поры: любовь, красота природы, интересы народа, война, права и достоинства человека, - продолжают волновать и нас, жителей 21 века. Эти вопросы будут актуальны всегда, сколько бы времени ни прошло.

Нет поколений бывших и настоящих, мы все современники».

Разделы: Литература

Класс: 9

Романтизм как литературное направление

РОМАНТИЗМ – течение (направление) в европейской и американской литературе и искусстве конца XVIII – 1-й половины XIX века.

В XVIII веке романтическим называли всё фантастическое, необычное, странное, встречающееся только в книгах, а не в действительности.

Основные представители литературы европейского романтизма:

  • Дж. Байрон, В.Скотт (Англия).
  • В.Гюго, (Франция).
  • Э.Гофман, Я. и В.Гримм (Германия).

Основная идея романтизма

Борьба добра и зла составляет основу развития всего живого, т.е. добро не может существовать без зла.

Романтиков интересуют взаимоотношения:

– между людьми;

– между человеком и обществом;

– между человеком и искусством;

– внутренний мир человека.

Главная задача писателя: Раскрыть сложный и внутренне противоречивый мир, в котором живет человек, показать диалектику его души.

Романтический герой

  • показан в развитии, т.е. изображается диалектика его души;
  • противопоставлен обществу (в этом основа романтического индивидуализма);
  • как правило, одинок;
  • часто находится в пути;
  • это сильная личность, человек, одержимый какой-либо страстью;
  • р.г. показывается в нестандартных, экстремальных ситуациях;
  • может быть и положительным, и отрицательным.

Черты романтизма:

  • Недостижимость идеального мира.
  • Идея двоемирия: чувства, желания человека и окружающая действительность находятся в глубоком разладе.
  • Самоценность отдельной человеческой личности с её особым внутренним миром, богатство и уникальность человеческой души.
  • Исключительный герой романтизма помещён в особые, исключительные обстоятельства.

Основные жанры

  • роман (эпический жанр).
  • поэма (лиро-эпический жанр).
  • драма (драматический жанр).

Особенности русского романтизма:

  • Исторический оптимизм.
  • Внимание к прошлому своей страны.

Идеальный герой: гражданин-патриот или гуманный человек, наделённый чувством любви и глубокого христианского сострадания.

Представители русского романтизма:

  • В.А.Жуковский (баллады).
  • М.Ю.Лермонтов («Мцыри», «Герой нашего времени»).
  • Н.В.Гоголь («Вечера на хуторе близ Диканьки»).