Рефераты Изложения История

Технологическая карта индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука. Технологическая карта логопедического занятия

Учитель логопедии:

Дата: 08.02.2017г.

Тема: Гласные А, О,У, Ы,Э.

Тип урока: рефлексия (обобщение, закрепление)

Оборудование:

Карточки - упражнения гимнастики, гласные А, О,У, Э,Ы из разрезной азбуки, компьютерная игра «Свинки-копилки» из программно-методического комплекса «Логомер», альбом «Я учусь говорить и читать» , Смайлики

Цель: закрепление понятия о гласных звуках А, О,У, Ы,Э и умение выделять их в слогах и словах.

Образовательные:

Закреплять и моторные и слуховые образы гласных звуков первого ряда;

Формировать навыки звукового анализа;

Коррекционные:

Продолжать развивать зрительную память и внимание;

Работать над развитием тического слуха;

Воспитательные:

Формировать ответственное отношение к выполнению заданий;

Воспитывать умение внимательно слушать инструкцию и правильно ее выполнять;


Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Формируемые БУД

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

1. Мотивация к учебной деятельности. Настрой на занятие

Здравствуйте!

Говорим всегда красиво, смело и неторопливо!

Она как лесенка стоит, начинает Алфавит.

Она как Обруч, захочу – по дороге покачу.

Как сучок в любом лесУ, ты увидишь букву …

Мы узнали от совЫ, что нету слов на букву…

Э-ге-гей! – крикун кричит, изо рта язык торчит.

Как вы думаете, о каких буквах мы сегодня с вами будем говорить?


Обучающиеся настраиваются на занятие, отгадывают загадки и называют тему урока.

Формирование мотивации к обучению и целенаправленной деятельности.

Развитиеумения принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Выделение существенной информации из текста.

Развитие Умения учебного сотрудничества с учителем.

2. Артикуляционная гимнастика.

Предлагаются карточки с изображением названий упражнений артикуляционной гимнастики.

- «Тесто»

- «Белка и орехи»

Иголочка»

- «Хомяк»

- «Бегемот»

- «Лошадка»

- «Улыбка»

Обучающиеся по очереди берут карточки, называют, показывают и выполняют вместе соответствующее упражнение.

Воспитание целенаправленной . Отработка точности артикуляционных движений.

Развивать умение соотносить свои действия с заданными образцами.

Умение пользоваться знаками, символами.

Умение слушать собеседника, точно выполнять инструкции.

3. Актуализация знаний, фиксация затруднений в пробном учебном действии.

Повторение.

Что такое буква?

Что такое звук?

Почему А, О, У, Ы, Э называют гласными?

Каким цветом обозначаются гласные буквы?

Работа с карточками гласных букв (угадывание буквы по беззвучной артикуляции учителя).

В воздухе летит самолет! Сейчас он летит тихо «У», а теперь громко «У»!

Девочка плачет тих «О», а теперь громко «О»!

Работа над развитием фонематического слуха.

-«Поймай гласный звук». Хлопайте в ладоши, если услышите звук А (так с каждым звуком).

А-О-У-А-Ы-Э-А-У-Ы-У-О - Э

Дифференциация звуков в слогах

Работа с программой «Логомер». Игра «Свинки-копилки».

Определение места звука в схеме слова.

Разложи продукты в корзины. Смотри на схемы слов. стр. 35 «Я учусь говорить и читать»


Обучающиеся актуализируют полученные ранее знания о понятии «Звук и буква», «Гласные».

Анализируют артикуляцию звука и выбирают соответствующую карточку с буквой и воспроизводит ее.

Внимательно слушают педагога и реагируют хлопком, когда услышат заданный звук.

Нажимают на звуковые монетки, воспроизводят слог и кладут монетку в свинку-копилку с соответствующей буквой.

Рассматривают картинку, озвучивают названия продуктов, подбирают обобщающее понятие, определяют место звука «Ы» в слове и раскладывают продукты в соответствии со схемой слова, обозначенной на корзинках (первая – заданный звук в середине слова, вторая – в конце слова).

Формирование ответственного отношения к выполнению заданий.


Развивать умение активно участвовать в деятельности, переключаться с одного на другой.

Формировать умение работать с несложной по содержанию и структуре информацией.

Умение обращаться за помощью, принимать помощь.

4. Первичное закрепление во внешней речи.

Определи названия картинок, выдели первый звук и собери из них соответствующую букву.

Самостоятельно рассматривают, определяют первый звук в слове, отбирают картинки на заданный звук и собирают соответствующую букву.

Формирование самостоятельности в выполнении учебных заданий.

Развивать умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.

Развивать умение наблюдать, понимать изображение.

Развитие умения сотрудничать с педагогом и сверстниками.

5. Рефлексия деятельности. Снятие эмоционального напряжения, анализ работыобучающихся на занятии.

О каких звуках и буквах мы сегодня с вами говорили?

Ребята, какое задание вам показалось самым трудным, а какое самым лёгким?

Что вам понравилось на занятии?

Понравилось заниматься?

Самоанализ работы на уроке.

Осознание необходимости в изучении звуков.

Развивать умение оценивать результаты своей деятельности.

Развитие умения делать простейшие обобщения.


Развитие умения выражать свои мысли.


Технологическая карта занятия

Данные о логопеде (ФИО, место работы, имеющаяся категория, запрашиваемая категория)____________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________

Предмет: фронтальное логопедическое занятие Класс 2 Программа, пособие:

Тема занятия: Дифференциация Й - Е. Тип занятия: закрепление пройденного материала

Оборудование:

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется занятие : учащиеся владеют

регулятивными УУД : 1) определять тему и цель учебной деятельности с помощью логопеда и самостоятельно; 2) сопоставлять свои действия с эталоном (образцом).

познавательными УУД: 1) дифференцировать Й - Е в слогах и словах; 2) владеть звуковым анализом и синтезом; 3) различать гласные от согласных и согласные по твердости и мягкости.

коммуникативными УУД: 1) оформлять свои мысли в устной форме могут только по алгоритму; 2) отстаивать свою точку зрения только по инициативе логопеда; 3) не всегда умеют слушать ответы других.

личностными УУД : радоваться своим успехам и успехам одноклассников; 2) уважительное отношение друг к другу в процессе занятия

Цель и задачи как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижений:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижений результатов обучения

Предметные УУД (знать, уметь)

Закреплять способы дифференциации Й – Е в словах и словосочетаниях.

Учить применять полученные знания в практической деятельности.

Согласовывать прилагательные с сущ. ед. и мн.ч.

Метапредметные

Познавательные УУД

Уметь выделять существенную информацию из источника.

Регулятивные УУД

Определять тему и цель учебной деятельности с помощью логопеда и самостоятельно.

Планировать свои действия с опорой на алгоритм.

Коммуникативные УУД

Уметь высказывать свои предположения, аргументируя ответ.

Осуществлять совместную деятельность.

Личностные УУД

Проводить самооценку на основе успешности учебной деятельности.

Этап урока,

время этапа

Задачи этапа

Методы,

приемы обучения

Формы учебного взаимодейст-вия

Деятельность логопеда

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап 5 мин.

Психологический настрой на занятие, активизация внимания.

Обеспечить актуализацию имеющихся знаний.

Организовать самостоятельное или с помощью логопеда формулирование постановки цели.

Игровой момент

Беседа

Фронтальная

1. Предлагает уч-ся воспроизвести ритм.

2. Организует деятельность уч-ся, направленную на актуализацию имеющихся знаний.

Отхлопывают ритм, записывают число в тетради.

Выделяют одинаковый звук в словах.

Определяют тему и цель занятия.

Личностные:

Умение позитивно настраиваться на работу.

Познавательные:

Коммуникативные:

Регулятивные:

Определять и осознавать цели учебной деятельности.

Ориентировочный этап

5 мин.

Организовать самостоятельное или с помощью логопеда высказывание по алгоритму?

Беседа

Индивидуальная.

Фронтальная

Работа с зеркалами.

Сравнивают артикуляцию звуков, дают характеристику звуков.

Познавательные:

Умение выделять общий звук в словах

Коммуникативные:

Излагать свои мысли

Поисково-исследовательский этап

1-2 мин.

Организовать поиск решения проблемы.

(Как будем различать?)

Беседа

Прием наложения тыльной стороной ладони под подбородок

Фронтальная

Индивидуальная.

Предлагает уч-ся определить способы различения звуков.

Самостоятельно называют способы различения звуков.

Познавательные:

Умение называть способы различения звуков.

Коммуникативные:

Высказывать свои предположения.

Практический этап

20 мин.

Обеспечить применение знаний на практике.

Упражнение

Демонстра-ция.

Игровой метод.

Индивидуальная.

Фронтальная

Групповая

Предлагает ряд заданий на отработку полученных знаний.

Предметные:

Познавательные:

Извлекать информацию. Ориентироваться в своей системе знаний. Добывать новые знания.

Регулятивные:

Контролировать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные:

Рефлексивно-оценочный этап

8-9 мин.

Оценивают результат своей деятельности. Планируют свои действия для совершенствования результата.

Излагают суждения в устной форме.

Индивидуальная

Диалог логопеда и ребенка, выявление возникших трудностей.

Наводящие вопросы логопеда, позволяющие осознать ребенку следующий шаг для достижения результата на более высоком уровне.

Трудность дальнейшего планирования действий для совершенствования результата.

Личностные:

Способность к самооценке.

Коммуникативные:

Умение адекватно использовать речевые средства для оформления своих суждений. Умение слушать.

Регулятивные:

Планировать дальнейшие действия для совершенствования результата.


Технологическая карта логопедического занятия.
Ф.И.О.
Гержина Тамара Ивановна
учителя­логопеда
Группа
(класс, логопедическое
заключение)
Тема занятия
Тип занятия
Используемые
технологии
Цель занятия
0 класс, подгрупповое занятие.
Логопедическое заключение: ФФНР.
Звук Ж. Буква Ж.
«Открытие нового знания»
1. Технология на основе деятельностного подхода.
2. Здоровьесберегающие технологии.
3. Информационно­коммуникативные технологии
Технология поэтапного формирования умственных действий
Формирование у дошкольников умений необходимых для правильного произношения звука [ж]. Развитие
фонематического слуха.
Задачи
Образовательные
Коррекционно­
развивающие
Воспитательные
Здоровьесберегающие
Предполагается, что к
окончанию занятия
учащиеся будут:
­ дифференцировать
понятия «звук», «буква»;
­ знать артикуляционную
позу звука [ж];
­ обозначать на письме
изучаемый звук.

Способствовать развитию
умений:
­корригировать
произношение звука /Ж/
и
­корригировать
развивать диалогическую
речь через формирование
ответа
полным
предложением;
­корригировать
развивать
внимание
фонематическое
и
слуховое
и

Создать условия,
обеспечивающие
положительный интерес к
изучаемой теме.
Способствовать созданию
условий обеспечивающих:
­ формирование навыков
самоконтроля;
­ овладение необходимыми
навыками самостоятельной
учебной деятельности.
Формировать установки на
здоровый образ жизни и
реализации в реальном

Планировать объем материала с
учетом
повышенной
утомляемости ребенка:
­следить за правильной осанкой
ребенка;
­соблюдать режим охраны
зрения;
­способствовать
благоприятного
психологического климата;
­чередовать статические и
динамические задания.
созданию

зрительное

внимание,
логическое
восприятие;
­корригировать речевое
дыхание;
­развивать
внимание и восприятие;
­развивать мелкую и
артикуляционную
и
общую моторику;
­развивать
память,
мышление;
и
­корригировать
личностные
развивать
качества,
эмоционально­
волевую сферу (навык
самоконтроля,
усидчивости);
­ выражать свои мысли
грамотно, точно, четко.
Регулятивные УУД:
­ развивать умение
высказывать свое
предположение;
­
учить принимать и
сохранять учебную задачу.
поведении.
Коммуникативные УУД:
­ развивать умение слушать
и понимать других;
­ учить работать в паре.
Познавательные УУД:
­ развивать умение находить и
структурировать информацию;
­ развивать умения
представлять информацию и
извлекать ее из схем, таблиц;
­ на основе анализа объектов
делать выводы,
обобщать, классифицировать
по признакам.
Универсальные
учебные действия
Личностные УУД:
­ формировать мотивацию
к обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
­ создать условия для
воспитания
положительного интереса
к изучаемому предмету.

Средства ИКТ,
аппаратное обеспечение
Аппаратное обеспечение: компьютер, жидкокристаллическая панель.
Базовая презентация «Артикуляционная гимнастика. Комплекс упражнений для щипящих».
Оборудование
Индивидуальные зеркала, логопедические шпатели, схемы звуков, графический профиль артикуляции звука Ж,
демонстрационная картинка «Жук», раздаточные картинки на звук Ж, аудио песня «Мы жуки», счетные палочки
Организационная структура логопедического занятия.
Этап
Длительнос
ть этапа
Методы
и приемы работы
Формы
организации
деятельности
детей
Деятельность
учителя­логопеда
Деятельность
детей
I Этап
Мотивации
II. Этап
Актуализации
знаний
­ создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебный процесс;

5 минут
Фронтально
Учимся и оздоравливаемся.
Показ образца
выполнения
упражнения,
ИКТ
Выполняют
­дыхательную гимнастику:
«Кораблик» «Погреем ладошки».
­ артикуляционную гимнастику:
«Улыбка­Трубочка», «Грибок»,
«Чистим зубки», «Чашечка­блюдце­
тортик», «Вкусное варенье» «Парус»
­ актуализировать изученные способы действий, достаточных для построения нового знания и их обобщение (воспроизводят и
фиксируют ЗУН, необходимые для построения нового знания);
­ закреплять полученные знания об артикуляции звука [ж].
Длительнос
Деятельность
Деятельность
Методы
ть этапа
и приемы работы
учителя­логопеда
детей
Формы
организации
деятельности

3 мин
Практические
Фронтальная
детей
1. Показ правильной артикуляции звука
[ж]:
­ При произнесении звука [ж] губы слегка
вытянуты и округлены, зубы сближены, но
не соприкасаются, расстояние между ними
2­3 мм, язык «чашечкой» поднят вверх за
верхние зубы, около альвеол, воздух
тёплый, струя направлена посередине
языка, звучит голос.
­ Приняли правильное положение губ и
языка и пожжужали.
1. Артикулируют, глядя на себя в
зеркало, повторяя за логопедом.
Затем произносят звук [ж] длительно.
III. Этап
Выявления
места и
причины
затруднений
­ осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
­ фиксация места, на котором возникло затруднение, соотношение своих действий на этом месте с изученными способами и
определение, какого знания или умения им недостает для решения затруднения:
­ постановка звука [ж], выработка правильной артикуляции звука, закрепление его в слогах и изолированно.
Длительнос
Деятельность
Методы
Формы
ть этапа
и приемы работы
5 мин
Практические:
устные,
аналитико­
синтетические
организации
деятельности
учащихся
Фронтальная
учителя­логопеда
1. Игра «Здравствуй, пальчик!»:
пальчиковая гимнастика (большой палец
поочерёдно касается подушечкой с
остальными при этом проговаривает слоги
согласно таблице гласных букв:
ЖА­ЖО­ЖУ­ЖЫ­ЖЭ.
2. – Поиграем в маленьких жучков.
Пожжужим, расправив крылья.
3. Работа в парах:
­ Повернулись друг к другу и произнесли
звук [ж]. Обратите внимание на свою
Деятельность
обучающихся
1. Выполняют упражнение,
проговаривают слоги.
2. Произносят длительный звук [ж],
разводят руки в стороны.
3. Произносят звук [ж], сравнивают,
обращают внимание на ошибки.

артикуляцию и артикуляцию соседа.
Сравните.
4.Логопед указывает на ошибки и
недочёты.
IV. Этап
Объяснения
(добывания)
нового
знания)
Цели УД и способ их реализации:
­ учащиеся в коммуникативной форме формулируют конкретную цель будущих учебных действий, устраняющих причину
затруднения (какие знания нужны и чему необходимо научиться);
­предлагают и согласовывают тему занятия, которую учитель может уточнить,
­определяют средства для построения НЗ(новых знаний) (с помощью чего? – изученные понятия, алгоритмы, модели, способы
записи).
Длительнос
Деятельность
Деятельность
Методы
ть этапа
и приемы работы
учителя­логопеда
детей
Формы
организации
деятельности
детей
Фронтальная
8 мин
Наглядно­
демонстрационн
ые: схем,
таблиц.
Практические:
сопоставление­
выбор
правильных
формулировок
­ заполнение
схемы звука.
Охарактеризовать звук [ж].
1. Ещё раз произнесём и попробуем
определить какой этот звук?
2. Гласный или согласный?
3. Произнесём звук твёрдо.
­ Квадратиком какого цвета обозначим
звук Ж?
4. Можно ли произнести его мягко?
5. Этот звук звонкий или глухой?
6. Почему?
7. Вспомним артикуляционную позу и
определим, какими упражнениями
нарисуем схему звука.
8. Познакомимся с буквой, которая
1. Дети произносят.
2. Согласный.
3. [ж].
­ Синего.
4. Нет.
5. Звонкий.
6. При артикуляции его мы
пользуемся голосом. Работают
голосовые связки.
7., Губы ­ «трубочка» широкая
Зубы ­ «заборчиком»
Язык­ «чашечкой» (прогнутая
стрелочка вверх).

обозначает этот звук на письме. (Показ,
демонстрационной картинки «Буква Ж».
Рассмотрите внимательно букву,
Посчитайте, сколько элементов у буквы
Ж?
9.Выкладывание из счетных палочек
букву Ж.
Теперь возьмите счетные палочки и
выложите на партах букву Ж.
8. Написание буквы указательным
пальцем в воздухе.
9.Работают с счетными палочками
Деятельность
обучающихся
­ формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.
Длительнос
Деятельность
Методы
Формы
ть этапа
и приемы работы
учителя­логопеда
организации
деятельност
и учащихся
групповая
2 мин
Показ образца
выполнения
упражнения.
Выполняет физминутку вместе с
логопатами
Чистоговорка:
­ Может ёжик побежать?
­ Может жаба подождать?
­ Может жук жужжать, жужжать?
Координация слов с движениями:
­ Ёжик может побежать!
­ Жаба может подождать!
­ Может, может жук жужжать!
­ усвоение нового способа действия;
­ выполняют в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) типовые задания на новый способ
действий;
­ проговаривание выполнения вслух.
Развитие фонематического слуха.
Длительност
Деятельность
Методы
Формы
учителя­логопеда
Деятельность
обучающихся
ь этапа
и приемы работы
3 мин
­ Наглядно­
демонстрационные:
организации
деятельности
учащихся
Парная
Определение места звука в слове.
­ Разложить предметные картинки на
Работают в парах сообща,
V. Этап
Физминутка
VI. Этап
Закрепления,
проговариван
ия во внешней
речи

предметные
картинки.
3(три) строчки: ж­; ­ж­; ­ж.
раскладывают картинки по
признаку звук [ж] в начале слова, в
середине, в конце.
­ создавать на занятии условия, обеспечивающие формирование навыков самоконтроля
­ способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности
Длительнос
Деятельность
Методы
Формы
ть этапа
и приемы работы
учителя­логопеда
организации
деятельности
учащихся
Деятельность
обучающихся
7 минут
Практические
письменные
индивидуальная
Работа в тетради.
­ Я буду называть слова, а вы напишите
букву Ж в схемах слов, определив
позицию звука (на слух)
Пишут букву самостоятельно.
­ формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
­ формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика».
Длительнос
Деятельность
Методы
Формы
ть этапа
и приемы работы
учителя­логопеда
организации
деятельности
учащихся
Деятельность
обучающихся
VII. Этап
Самостоятель
ная работа
VIII. Этап
Рефлексия
2 мин
аналитико­
синтетические
Фронтально­
индивидуальная

­ Сверьте свои записи с моими на доске (
на оборотной стороне).
­ Поставьте себе значок отличия.
Оценивают свои записи значками:

Технологическая карта индивидуального (парного) логопедического занятия

Ф.И.О.

Учителя-логопеда

Милусь Наталья Александровна

Группа (логопедическое заключение)

Подготовительная группа, ОНР III уровня

Тема занятия

Дифференциация звуков /С/ и /Ш/

Цель

Выработать четкую дифференцировку /С/, /Ш/ с опорой на артикуляторные и моторные ощущения

Задачи

Образовательные:

Учить детей давать четкую характеристику изучаемым звукам,

Учить детей находить различия в акустико-артикуляционных характеристиках звуков /С/, /Ш/, с опорой на различные виды контроля.

Коррекционно-развивающие:

Содействовать совершенствованию фонематического восприятия,

Способствовать совершенствованию артикуляционной моторики, речевого дыхания, координации речи и движения,

Упражнять в дифференцировке звуков /С/- /Ш/ в слогах, словах, предложениях,

Учить определять место звука в слове (начало,середина, конец).

Воспитательные:

Дать возможность выражать свои мысли, доказывать, делать выводы,

Формировать способы дружеских взаимоотношений между детьми, привычку работать сообща,

Воспитывать у детей самоконтроль за вновь поставленными звуками.

Универсальные учебные действия

Личностные УУД:

1. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

2. Развивать способности к самооценке своих действий.

Регуляторные УУД:

1. Развивать умение формулировать цель деятельности, составлять план действий.

2. Формировать умение работать парно.

3. Соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его.

4. Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности.

Коммуникативные УУД:

1.Участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

2.Формулировать собственные мысли, высказывания и обосновывать свою точку зрения.

3.Строить небольшое монологическое высказывание.

4.Осуществлять совместную деятельность в парах и индивидуально с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Познавательные УУД:

1.Осозновать поставленную задачу.

2.Формировать умение делать выводы в результате совместной работы парно и учителя-логопеда.

3.Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, делать обобщения, выводы.

Средства ИКТ, аппаратное обеспечение, наименование

Аппаратное обеспечение: индивидуальные компьютеры, доска СМАРТ, СД диски с играми, аудиозапись физкультминутки.

Предметные картинки со звуками /С/, /Ш/, наборы для составления схем, карандаши, тетради, зеркала, раздаточный материал: стеклянные камешки Кабошона, шишки (природный материал), дидактическая игра: «Найди звук», «Скажи наоборот», «Зашифруй слова», на доске изображения: туча закрыта солнышком, цыплята, еж, утка, заяц, улитка, сорока.

Организационная структура занятия

Этап логопедического занятия

Методы и приёмы работы

Формы организации деятельности воспитанников

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность воспитанников

Этап мотивации

Беседа, игра-разминка «Общий круг», артикуляционная моторика и мимические упражнения, работа с загадкой.

Задача: Эмоциональный настрой, создание положительных эмоций, способствование формирование мини группы (парно) воспитанников.

Включение воспитанников в деятельность через проблемную ситуацию.

Учитель-логопед собирает всех детей в круг, так, чтобы я видела вас, а вы видели меня. Когда дети рассаживаются в круг, учитель-логопед говорит: «А теперь, чтобы убедиться, что никто не спрятался и я вижу всех, и все видят меня, пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед справа».

Ребята, отгадайте загадку:

Огненное блюдце

По небу катается.

Утром на востоке

Поднимается.

Вечером на западе

За горизонт опускается.

А вы ребята помните сказку про «Солнышко», которое было три дня заслонено тучей, и после заблестеть не могло?

Однажды большая туча занавесило небо, закрыло солнышко и оно перестало освещать землю (на СМАРТ доске появляется изображение: туча закрыло солнце).

Что делать? Кто разбудит «Солнышко»?

(на доске СМАРТ появляется изображение: туча закрывающая солнце и цыплята).

Воспитанники здороваются глазками.

Ребята хором отвечают «Солнышко»

Да, помним. Это словацкая сказка «У Солнышка в гостях».

Ответы детей хором: решили идти цыплята.

Этап актуализации знаний

Наблюдение, самостоятельная работа, сравнение, анализ.

И, П

Звуковая разминка «Листья»

Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся,

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружиться хотят.

Как шелестят листья? (Ш-ш-ш). Подул ветерок. Как ветерок свистит? (С-с-с). Листики шуршат: ш-ш-ш, ветерок свистит: с-с-с, листики…, ветерок….

Какие звуки мы будем стараться правильно произносить?

Что вы знаете про эти звуки?

Ребята выполняют движения в соответствии с текстом.

(Логопед произносит слова «листики» или «ветерок», а ребёнок – звуки /Ш/ или /С/).

Ответы: /Ш/ и /С/.

Ребята выполняют сравнительную характеристику звуков с использованием звуковых символов.

(/Ш/- согласный, глухой, твердый всегда, шипящий;

/С/ - согласный, глухой, твёрдый и мягкий, свистящий).

Этап выявления затруднений

Самостоятельная работа, сравнение, анализ

И, П

Ребята, а что мы ещё должны с вами обязательно помнить про эти звуки?

С помощью чего нам проверить какое положение во рту занимает кончик языка?

Ответы детей

(какое положение языка занимает звук /С/ и звук /Ш/)

Ответы детей (необходимо взять зеркало, произносить наши звуки по очереди и наблюдать за положением языка и губ); и ещё можно узнать положение языка по тактильным ощущениям.

Этап объяснение (добывания) нового знания

Наблюдение, анализ, дискуссия,

пальчиковая гимнастика.

И, П

Ребята, какой вывод можно сделать, сравнив эти два звука?

Идут, цыплята идут… Вот кого они встретили…

Пальчиковая гимнастика «Улитка»

Кто там медленно ползёт,

(одна ладошка накрывает другую).

Дом свой на себе несёт?

(«Улитка» медленно ползёт по столу).

Проползёт ещё немножко,

(указательный и средние пальцы высовываются из под ладошки).

Высунет и спрячет рожки.

По листу, по ветке гибкой

(«Улитка» ползёт с высунутыми рожками)..

Медленно ползёт …улитка!

(на доске появляется: туча закрыла солнце, цыплята, улитка).

Спросили цыплята у улитки, как им к солнышку пройти, а она говорит: «Спросите лучше у сороки. Она везде летает, всё знает».

Ребята, на что похожа буква Ш? А буква С?

Из чего мы можем выложить эти буквы?

Что при произнесении звука /Ш/ -губки вытянуты вперёд, рупором, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам, язык принимает форму чашечки, кончик языка поднят к верхним зубам, а выдыхаемая струя – теплая;

При произнесении звука /С/ - губки в улыбке, кончик языка упирается в нижние передние зубы боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, а выдыхаемая воздушная струя сильная – прохладная.

Выполнение ребятами пальчиковой гимнастики.

Ответы и рассуждения детей.

Ответы детей.

Каждый ребёнок выкладывает буквы /Ш/ и /С/ из того материала, который посчитает нужным (отдельно на столе к отдельных коробочках множество разновидностей материала: стеклянные камешки Кабошона, палочки счётные, веревочки, фасоль, пуговицы, карандаши цветные и т.д.).

Закрепление во внешней речи

Самостоятельная работа с проверкой

Рефлексия

Речевые упражнения, самостоятельная работа, взаимопроверка.

П, И

(на доске появляется: туча закрыла солнце, цыплята, улитка, сорока). Натаскала она много шишек и камешек КАБОШОНА и не может их разложить. Поможем ей.

Если услышишь в слове звук /Ш/, бери шишку, если звук /С/, бери камешек стеклянный и раскладывай их в разные стороны.

Слова: усы, уши, нос, нож, мыс, мышь, рос, рожь, миска, мышка, сутки, шутки, каска, каска, крыса, крыса, носки, ножки, басня, башня, касса, каша.

Идут дальше цыплята. Видят, зайка сидит, лапкой прикрывает книгу. (на доске появляется: туча закрыла солнце, цыплята, улитка, сорока, зайка). Что случилось? Зайка рассказал, что был дождь и в книге у некоторых слов смылись буквы.

Цыплята пожалели зайку и решили ему помочь.

«Буква потерялась». Посмотрите в словах пропали буквы. Дождь их смыл. Угадайте и поставьте их на место.

Цыплята спросили, не знает ли зайка, как пройти к солнышку. «Нет, может утка знает?» - ответил заяц.

Послушайте внимательно слова: санки, шапка. Вы должны выполнить звуковой анализ слов, с выкладыванием графической схемы. Напечатать слова в тетрадях.

На доске появляется: туча закрыла солнце, цыплята, улитка, сорока, зайка, утка.

Утка и утята прохаживаются вперевалочку и собирают цветы. Помогите им собрать красивые букеты.

Определение места звуков /Ш/ и /С/ в словах (начало, середина и конец), (у каждого цветочка в серединке схема, где находится звук).

Слова: шапка, уши, мышь, кувшин, душ, шайба, машина, тушь.

Слова: санки, носок, нос, собака, стол, усы, весы, сок, ананас.

Друзья спросили у уточки, не знает ли она, как попасть к солнышку. Уточка сказала, что не знает. Ей самой без солнышка грустно.

Ребята предлагаю вам выполнить одно задание самостоятельно, которое находится в конвертах. В одном конверте - картинка машина, а в другом – автобус. Вы должны будете составить предложение с этими словами по схемам, которые тоже находятся в конвертах (у каждого своя схема).

Уточка предложила спросить у ёжика, он очень умный.

На доске появляется: туча закрыла солнце, цыплята, улитка, сорока, зайка, утка, ёжик.

Ребята выполняют задание на развитие фонематического слуха

Ребята выполняют задание: ко..а, мы..и, но..ы, ..уба, ..апка, ..умка, мо..ка, па..та, ..анки, ма..ина, ..ахта, ..ило, но..ок, мо..т, ..ани, ми..ка, ..а..ки.

Дети выполняют задание самостоятельно, затем рассказываю и доказывают свои ответы.

Дети выполняют задание самостоятельно, а затем сравнивают свои результаты.

Дети самостоятельно выполняют задание.

Рефлексия, включение нового в систему знаний

Рефлексия, самооценка

-Ёжик знает одно стихотворение, которое может прогнать тучу и разбудить солнышко. Давайте его разучим, а вместе с нами и его друзья. (Учитель-логопед показывает на доска СМАРТ).

Прослушивание и отраженное проговаривание стихотворения «Солнышко, свети!»

Солнышко, солнышко,

Золотое донышко!

Солнце, солнце – гори!

Солнце, солнце – свети!

Солнышко, солнышко,

Золотое донышко!

Ты по кругу иди,

Не сбивайся с пути!

Вот и выглянуло солнце из-за тучи! (на доске появляется: солнце, цыплята, улитка, сорока, зайка, утка, ёжик). Все очень обрадовались! Сегодня мы помогали цыплятам и их друзьям искать солнышко.

Ребята, какое важное задание мы должны были с вами выполнить во время занятия?

Как вы думаете, удалось ли нам выполнить это задание?

Сделайте вывод: Что необходимо помнить, чтобы правильно произносить и различать свистящие и шипящие звуки?

Ребята, а сейчас каждый оценит свою работу ан занятии, для этого необходимо взять картинку – солнышко и поставить её на нашу лесенку - чудесенку, состоящую их трёх ступеней. Оцените себя. Если вы считаете, что были очень внимательны, старательны и выполнили работу без ошибок, то поставьте на самый верх лесенки – чудесенки.

Ребята слушают и отраженно проговаривают.

Учились правильно произносить и различать звуки /Ш/ и /С/.

Да.

Ребята по очереди озвучивают свои выводы (один ребёнок о свистящих, другой о шипящих звуках).

Ребята оценивают себя. Высказывают свое мнение.

Скрягина Алина Игоревна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 407
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Технологическая карта подгруппового логопедического занятия
Дата публикации: 16.01.2017
Раздел: дошкольное образование

Технологическая карта подгруппового логопедического занятия с детьми имеющими общее недоразвитие речи

Подготовила: учитель-логопед Скрягина Алина Игоревна

МБДОУ «Детский сад № 407» г.о. Самара
Ф.И.О. учителя-логопеда Скрягина Алина Игоревна Возраст ребенка, логопедическое заключение) 5 лет Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи третьего уровня, стертая дизартрия 5 лет Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи третьего уровня, стертая дизартрия Тема занятия «Ласточка в гостях. Звук Л». Тип занятия «Закрепление знаний» Используемые технологии Технология на основе деятельностного подхода. Здоровьесберегающие технологии. Технология поэтапного формирования умственных действий Цель занятия автоматизировать правильное произношение звука [Л] в словах, предложениях в рамках темы перелетные птицы Задачи Уточнить и закрепить артикуляцию звука [л] Автоматизировать произношение звука [л] в словах, словосочетаниях Закрепить представление о перелетных птицах Планируемые результаты Предметные Метапредметные
 Развитие подвижности органов артикуляции в процессе выполнения артикуляционной гимнастики;  Закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука [Л];  Автоматизировать произношение звука [л] в словах,  Развивать фонематическое восприятие, путем выделения звука [л] на фоне слова  Систематизировать представления ребенка о перелётных птицах  Активизировать употребление новых слов в различных синтаксических конструкциях.  Закреплять умение пользоваться простыми распространёнными предложениями.  Закреплять умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов –чк-, -шк-  Закреплять умения строить предложено-падежные конструкции с предлогами за, на, под.  Закреплять умение образовывать дательный падеж им. существительных Регулятивные УУД: учить принимать и сохранять учебную задачу. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность (наблюдать, анализировать, питания). Коммуникативные УУД: развивать умение слушать учителя до конца развивать умение высказывать свое предположение развивать умения строить и поддерживать диалог Личностные УУД: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Воспитывать положительное отношение к птицам, профилактировать агрессию по отношению к птицам. Воспитывать интерес к миру природы и формировать чувство ответственности за перелётных осуществлять познавательную рефлексию Средства обеспечения Зеркало, набор карточек с изображением птиц, зерен, кормушки; изображение весеннего парка, мяч.

Организация и структура логопедического занятия
Этап Длительно сть этапа Методы и приемы работы Формы организации деятельности учащихся Деятельность учителя-логопеда Деятельность обучающихся Планируемые результаты УУД I Этап Мотив ации - создать условия для возникновения у воспитанника внутренней потребности включения в образовательный процесс 3 минуты устные Подгрупповая Что бы язычок нас слушался и помогал красиво говорить нужно сделать гимнастику Губки наши улыбаются. Держи улыбку под счет до 10 Блинчик -иголочка Качели Почистим зубки Маляр Чашечка Парус К нам на занятие сегодня прилетела птичка, разгадай загадку и узнай, что это за птица. Она под крышами живет Гнездо своё из глины вьет, Целый день суетится На землю не садится, Высоко в облаках летает, Мошек на лету поедает, В черном фраке лапочка, А зовется?….
.(Ласточка)
Дети выполняют артикуляционные упражнения перед зеркалом Отгадывают загадку Ласточка Регулятивные УУД: учить принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативны е УУД: развивать умение слушать учителя до конца; развивать умение высказывать свое предположение
II. Этап Актуа лизац ии знани й
-
актуализировать изученные способы действий, достаточных для построения нового знания и их обобщение (воспроизводят и фиксируют ЗУН, необходимые для построения нового знания); Длительно сть этапа Методы и приемы работы Формы организации деятельности учащихся Деятельность учителя-логопеда Деятельность обучающихся Планируемые результаты УУД 8 мин Устные, аналитико- синтетические Подгрупповая 1 Ласточка принесла с собой ее любимый звук. Догадайся какой это звук. Какой первый звук ты слышишь: Ласточка. Звук [Л] Как он правильно произносится? Что делают губы? Где должен быть язычок?
2 Ласточка просит нас помочь ее друзьям

другим птицам вернутся домой.

Но птички

хотят с тобой поиграть. Ребенок

закрывает глаза. они спрятались, их

нужно найти.

Соловей, иволга,

Дополнительно: стриж, грач
Как называются эти птицы? Почему? 3 Давай вспомним из каких частей состоит птичка? Тебе нужно собрать птичку и назвать ее части тела. Вот подсказка. 4 Дополнительно: Ласточка хочет попросить тебя о помощи. Нужно определить где другая птичка будет нести звук [л]. В начале (в клюве), в середине (в лапках) или в конце (в хвостике) масло, мул, ложка, палка, луч, козёл, полка, лыжи, пол, лапа, галка, мел. Вспоминают, что при звуке Л губя улыбаются, а язык прикусываем зубками. Ищут в кабинете птиц, затем называют птиц: соловей, иволга, грач, стриж Обозначают общее называние птиц: Перелетные. Определяют почему такое название. Складывают из частей схему птицы и называет части тела: Голова, клюв, туловище, крылья, хвост, лапки. Определяют место звука [л] в словах. Регулятивные УУД: учить принимать и сохранять учебную задачу;Развивать познавательно- исследовательску ю деятельность
III Этап физми нутка - формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном проведении Длительно сть этапа Методы и приемы работы Формы организации деятельности учащихся Деятельность учителя-логопеда Деятельность обучающихся Планируемые результаты УУД 2 мин Показ образца выполнения упражнения устные, аналитико- синтетические Подгрупповая Выполняет физминутку вместе с обучающимся Черный грач по полю ходит, Важно ноги поднимая, (идут, высоко поднимая колени) По проталинкам шагает, (и помахивая руками (крыльями). Червячков в земле находит. Выполняют движения по образцу Личностные УУД: формировать мотивацию к обучению и целенаправленно й познавательной деятельности. IV закреп ление и усвоен ие знани й - Усвоение знания и возможность применить его в разных учебных заданиях Длительно сть этапа Методы и приемы работы Формы организации деятельности учащихся Деятельность учителя-логопеда Деятельность ученика Планируемые результаты УУД Устная, аналитико- синтетическая Подгрупповая
Игра «Собираем зерно»
Путешествие домой это очень долгий путь, нужно много сил. Птицам тяжело. Как думаешь, чем можно им помочь? Откуда им взять силы для путешествия? Нужно хорошо подкрепится! Нужно собрать зерно Определяют, необходимость пищи для птиц, перед полетом. Называют картинки, в названии которых звук л
для птичек. Но не просто так, под зерном нарисована картинка, тебе нужно ее назвать и красиво произнести в нем звук Л. Тогда мы сможем это зерно взять с собой и покормить им птичек. колокол, облако, вилка, платье, стол, флажок, шоколад, ложка, лук, лужа, лак, лампа, желудь. Если ребенок правильно называет звук в слове, то это зернышко отправляется в кормушку. А если нет, то остается зерно исправляется произношение, ребенок делает попытку снова Сейчас птицы возвращаются с теплых стран. Они должны искать себе пропитание, но это очень сложно ранней весной. Как можно им помочь?
Игра «Покорми птиц»
Вот мы и собрали зерно. А куда мы теперь можем положить зерно, корм птицам? Как называется? Кормушка! Теперь кого будет кормить? Кто у нас в гостях? (ласточка, иволга, соловей). Это зерно ты дашь кому? И т.д
Игра «Скажи ласково»
Ты покормил птичек, теперь они хотят поиграть. Я буду говорить тебе слово и колокол, облако, вилка, платье, стол, флажок, шоколад, ложка, лук, лужа, лак, лампа, желудь. Определяют необходимость кормить птиц весной По очереди берут зерно и называют кому он его отдаст. Кому? Ласточке, Иволге, Соловью. Ловят мяч по очереди и образует существительное, при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов птичка гнёздышко крылышко головушка лапа- лапка, лапочка. соловушка лодочка яблочко Регулятивные УУД: учить принимать и сохранять учебную задачу. Развивать познавательно- исследовательску ю деятельность Коммуникативны е УУД:
кидать мяч. А ты должен сказать это слово ласкового. И кинуть мне обратно. птица – гнездо – крыло голова- лапа- Соловей- Лодка- Яблоко- Полка- Кулак-
Игра «Скажи наоборот»
Ребенку предлагается прослушать предложение и договорить слово, противоположное названному по значению, слово наоборот. Ночью на улице темно, а днем...(светло). Перец горький, а сахар... (сладкий). Фея в сказках добрая, а ведьма … (злая) Свеча горячая, а мороженое...(холодное). Летом тепло, а зимой... (холодно). Паутинка тонкая, а веревка бывает… (толстая) Бабочка легкая, а ворона... (тяжелая) Пьеро в сказке грустный, а Буратино … (веселый) Дополнительно: полочка кулачок Ловят по очереди мяч и заканчивает предложение словом антонимом Светло, сладкий, злая, холодное, холодно, толстая, тяжелая, веселый Дети берут по очереди птичку и сажают ее по инструкции, а затем самостоятельно озвучивает куда посадил птичку, ориентируется в пространстве на горизонтальной поверхности, определяет местоположение, обозначает местоположение при помощи предлогов, выбирает правильные предложно падежные- конструкции, контролирует правильное произношение звука Л в построенном предложение развивать умение слушать учителя до конца; развивать умение высказывать свое предположение

Игра «Посади птичку»

Что за птичка? Куда она залетела? Что

ты в парке видишь?
Посади соловья на лавку, под елку, посади справа от клумбы, посади за клумбу, и т.д Где сидит соловей? Ответ ребенка: Соловей сидит на клумбе. V. Этап Рефле ксия формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности; Длительно сть этапа Методы и приемы работы Формы организации дея- ти уч-ся Деятельность учителя-логопеда Деятельность обучающихся Планируемые результаты УУД
2 мин Устные, аналитико- синтетические Подгрупповая
Вот мы и помогли птицам! Накормили

птенцов, проводили их в гнезда! Ласточка

тебе очень благодарна.

Какой ее любимый звук ты учился

правильно сегодня произносить? У тебя

получилось?
Какую пользу приносят птицы? Птицы опыляют растения, уничтожают гусениц и других вредных насекомых. Вот почему можно сказать: «птицы – наши помощники». Кроме того, птицы украшают леса, парки и сады. Певчие птицы радуют нас своим пением. Каким бы стал мир без птиц? Что мы можем сделать, чтобы живущим на земле птицам было хорошо? Отвечают на вопросы, оценивают свои усилия Коммуникативны е УУД: развивать умение слушать учителя до конца;ьразвивать умение высказывать свое предположение; развивать умения строить и поддерживать диалог Личностные УУД:. Воспитывать положительное отношение к птицам, профилактироват ь агрессию по отношению к птицам;Воспиты вать интерес к миру природы и формировать чувство ответственности за перелётных осуществлять познавательную рефлексию