Рефераты Изложения История

Особенности работы с первоклассниками. Способы организации учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период Возвращение из школы

Серова Юлия Сергеевна

учитель начальных классов МБОУ ООШ №3

Как организовать первоклассника!

Букет цветов в твоих руках.
И ранец новый за плечами,
В глазах волненье и восторг,
Сжимаешь крепко руку маме.
Сегодня главный праздник твой,
Ты первый раз шагаешь в школу,
Ты - первоклассник, ты - большой!
Теперь всё будет по-другому.

Илона Грошева

Нет, я решительно не знала, что мне делать с этими беспомощными первоклассниками. Выпустив четвертый класс, я сама оказалась вдруг беспомощной: первачки плохо воспринимали то, что я им говорила, постоянно отвлекались. Я писала планы уроков, но выполнить их в полном объеме не могла.

… Когда в наступившей тишине, которую с трудом удавалось установить вдруг падал портфель, ручка или пенал, класс взрывался. Всем непременно нужно было узнать, кто уронил, что именно упало и что за этим последует. Через эти школьные моменты жизни, наверное, проходили многие начинающие учителя начальных классов.

Проблема адаптации первоклассников к новым формам жизнедеятельности в школе возникает при любых условиях обучения. Содержание, методы и формы работы в этот период определяются как возрастными и индивидуальными особенностями поступающих в школу детей, так и характерными особенностями системы работы учителя.

Для того чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в новые для него отношения и новый вид деятельности, учителю необходимо, прежде всего, изучить его стартовый уровень.

Готовность ребенка к школе определяется уровнем развития личности в интеллектуальном, мотивационном, коммуникационном и физическом отношениях.

Современная наука выработала критерии готовности к школе, исходя из уровня интеллектуальной подготовки (А.В. Запорожец и др.), развития речи (Л.Е. Журова, В.И. Логинова, Ф.А. Сохин и др.), математического развития (А.М. Леушина и др.), нравственно-волевого воспитания (Р.И. Жуковская, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева и др.), воспитания готовности к позиции школьника (И.А. Домашенко, В.А. Гелло, И.В., М.И. Лисина и др.). Кроме того, рассматривается соотношение понятий "школьная зрелость" и "готовность к школе", а также вопросы преемственности дошкольного и школьного воспитания и образования (Н.Ф. Алиева, С.В. Гаврилова, Ю.Ф. Змановский, А.А. Люблинская).

Педагогика и психология накопили множество вариантов объективного изучения готовности детей к школьному обучению.

Опыт работы, изучение научной литературы, посещение большого количества уроков у разных учителей позволили мне выделить некоторые организационно – методические приемы, с помощью которых в сравнительно короткие сроки можно достичь хороших результатов в организации детского коллектива.

Одним из направлений в развитии педагогической мысли, основанной на применении ненасильственных методов воздействия на личность, является педагогика стимулирования. Она – наследница прогрессивных традиций мирового опыта гуманистического воспитания, восходящих от Ф.А.Дистервега, Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ж-Ж. Руссо (на Западе), П.Ф. Каптерева, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и других (в России).

Наиболее успешно реализуется в работе прием поощрения . Его можно распространять на одного ученика, группу учеников, целый класс.

Поощрение полезно сочетать с перечислением недостаточно сформированных у детей правил: посадки, письма, чтения и других. С одной стороны, это делается как бы попутно, без выделения на уроке специального времени, с другой - такое упоминание о правилах находит моментальный отклик в действиях учащихся.

Правила в данном случае выполняются с большим желанием и интересом.

Можно применять поощрение с целью профилактики возможных нарушений при выполнении различных действий, недостаточно усвоенных детьми.

Например, учитель говорит: «Сейчас я посмотрю, кто из вас быстро и бесшумно откроет учебник». Флажок на парте или у рабочего места, наклейка цветочка, смайлика и др. на обложке тетради – такое поощрение носит уже предметный характер.

Поощрение часто используют во время игры. Например, детям предлагается игра «Кто подарит этот букет». Смысл ее в следующем. Каждый цветочек букета и ваза вырезаются из цветной бумаги или из открытки. В процессе урока или всего учебного дня они вручаются наиболее отличившимся учащимся. В игре «Кто построит этот дом?» в качестве поощрения детям также раздаются детали дома (крыша, стены, окна, дверь и т.д.). В аналогичной игре «Кто станет альпинистом?» ученики получают часть горы - это может быть просто треугольник, разрезанный на несколько частей.

В конце урока ученики, получившие, какой либо поощрительный предмет выходят к доске и сами (или с помощью учителя) собирают предмет на доске. Из кусочков, розданных детям, появляется гора, и юных альпинистов поздравляют с восхождением на нее. На уроке такую игру полезно проводить, когда объясняется сложный учебный материал.

В течение всего учебного дня игра обычно используется в конце недели, четверти или праздничные дни. Игровой процесс является прекрасным стимулом и дисциплинирует учащихся в наиболее сложные периоды учебы.

В своей работе для организации первоклассников я часто использую прием: счет команда. В работе с малышами он позволяет быстро организовать их на выполнение различных подготовительных или итоговых работ (вход в класс и выход из него на перемену, подготовка к уроку, к окончанию учебных занятий и т.п.)

Вот, например, как можно организовать работу при сборе ученических тетрадей;

на счет «раз» - закрыть тетрадь;

на счет «два» - взять ее в руки;

на счет «три» - сложить две тетради вместе, передав, их ученику сидящему справа или слева;

на счет «четыре» - передать тетради впереди сидящему ученику.

Если ученики сидят за отдельными партами, то они передают тетради впереди сидящим на счет три.

Из личного опыта работы было замечено, что прием сила голоса , (его интонационная окраска) оказывают удивительное влияние на малышей. Много раз я замечала, что у учителей, говорящих громко, в классе бывает шумно и на перемене дети начинают покрикивать друг на друга, невольно подражая учителю.

Не касаясь чисто индивидуальных, личностных качеств у учителей, методические пособия показывают лишь те приемы, которые легко можно использовать любой учитель. Но даже они оказываются достаточно действенными, особенно на начальном этапе формирования классного коллектива, столь необходимого для успешной организации учебных занятий. Поэтому в своей педагогической деятельности использую методы и приемы оказания помощи первоклассникам в период адаптации разработанные педагогами и психологами.

Игры-знакомства для установления межличностных отношений, игровая деятельность в учебное и внеурочное время.

Индивидуальная помощь каждому ученику, хвалим за конкретный результат, поддерживание положительного отношения к учению:

  • динамичный экран настроения;
  • физкультминутки, точечный массаж по методу (А.А. Уманской), пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики рук;
  • развивающие занятия педагогами класса и психолога школы;
  • рекомендации родителям.

Используя, эти приемы в комплексе могу, сказать, что результат организованности в моем классе к началу второй четверти находится на уровне выше-среднего, но моя работа на этом не заканчивается, поэтому буду продолжать работать над улучшением результата.

Считаю, что очень важно учить ребенка сравнивать то, чему он научился, с тем, что он мог делать некоторое время назад. Например, сравниваем его ранние работы с работами сегодняшнего дня и вместе обсуждаем пройденный путь. Если такую привычку удастся выработать, то школьник всегда будет стремиться к новым достижениям. А способность эмоционально переживать сам факт успешно выполненной работы повышает уверенность в своих силах.

Но, не смотря ни на что, именно здоровье определяет успешность обучения и организацию наших детей. Важно создать для ребенка все условия, обеспечивающие полноценный отдых, питание, обучение.

Литература

1 . Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., 2004.

2. Карпекина Т. В., Макарьева О. Ю. Условия успешной адаптации первоклассников (круглый стол для воспитателей) // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2008. №1.

3. Конева О. Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие - Челябинск: Изд-во ЮУРГУ, 2000.

4. Нижегородцева Н. В., Шадрикова В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

5. Нечаева Н.В. Методика « Развитие устной речи»

6. Платонова А.А. Успешное завтра будущего первоклассника // Нач. школа, 2005, № 5.

7. Чутко Н.Я. Методика «Раскрашивание фигур»


СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

М.Ю. Спирина

МБОУ СОШ №48

Статья посвящена проблеме формирования мотивации младших школьников к учебно-познавательной деятельности во время адаптационного периода. В данной статье рассказывается об особенностях адаптационного периода и условиях успешной адаптации первоклассников к учебно-познавательной деятельности. Описаны методы и приемы, используемые в адаптационный период учителем при организации учебно-познавательной деятельности.

Проблема адаптации младших школьников является актуальной в настоящее время. Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Для успешного протекания периода адаптации первоклассников важно формирование положительной «Я-концепции» в процессе учебной деятельности. Я-концепция - важный структурный элемент психологического облика личности, складывающийся в общении и деятельности, идеальная представленность индивида в себе, как о другом. Становление Я-концепции, будучи, в конечном счете, обусловлено широким социально-культурным контекстом, возникает в обстоятельствах обмена деятельностью между людьми, в ходе которого субъект смотрится как в зеркало в другого человека и тем самым отлаживает, уточняет, корректирует образы своего Я. Значение различных компонентов Я-концепции с возрастом меняется. Если для дошкольника одним из основных представлений о себе является физическое Я (образ тела), то для младшего школьника - это оценивание себя как ученика .

Для формирования положительной «Я-концепции» возможно использование разнообразных методов, форм и приемов. Сложившаяся «Я-концепция» обладает свойством самоподдержания. Благодаря этому у ребенка создается ощущение своей постоянной определенности, самотождественности.

У учащегося 1 класса появляются новообразования в виде «Я-концепции». Для него в этот период важна внутренняя позиция школьника. Если будет сформирована положительная «Я-концепция», то возникает положительное мнение о себе, ребенок включается в различные виды деятельности. Эта успешность позволяют ученику стремиться к достижению целей. И, наоборот, отрицательно сформированная «Я-концепция» приводит к тому, что ребенок считает себе безуспешным, формируется негативное отношение к процессу обучения и т.д. Учителю важно определить условия, которые позволят сформировать положительное отношение ребенка к учебной деятельности и будут мотивировать учащихся на учебно-познавательную деятельность.

Создавая положительное отношение ребенка к учебе, коллективу, окружающей среде, учитель активно способствует успешной адаптации младших школьников, что является необходимым условием для хорошей успеваемости. Для этого педагогу необходимо создавать на уроке ситуации успеха, вводить систему поощрений, разрабатывать новые формы дневников, портфолио, использовать различные наглядные пособия и, конечно, чередовать виды деятельности. Другими словами учитель обязан создать некую систему средств, формирующих мотивацию к учебно-познавательной деятельности.

В адаптационный период младших школьников учитель ставит перед собой задачи:

обеспечение психологической адаптации детей;

знакомство с основными школьными правилами;

привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы;

обучение элементарным приемам обратной связи;

знакомство с системой школьного оценивания;

развитие внимания, памяти, мышления, воображения;

организация классного коллектива.

Следовательно, под организацией учебно-познавательной деятельности надо понимать специальную упорядоченность учебно-познавательных действий учащихся и учителя, отвечающую целям, мотивам и задачам и протекающую в определенном режиме.

В.В. Давыдов рассматривает учебную деятельность как один из типов воспроизводящей деятельности, которая требует особого внимания и правильной организации. Она становится ведущей в младшем школьном возрасте, поскольку детерминирует возникновение основных психологических новообразований данного возраста, определяет общее психическое развитие младших школьников, формирование их личности в целом. . Поэтому, учитывая психологические и физические особенности первоклассников, учителю необходимо строить урок иначе, чем в следующих классах начальной школы.

Основная часть урока - «дробная» т.е. состоит из нескольких взаимосвязанных, но различных видов деятельности. Особое внимание уделяется использованию игр как структурной части урока. Необходимо использовать в качестве дидактических игр не только игры с правилами, которые способствуют формированию новой ведущей деятельности - учебной, но и ролевые игры, способствующие развитию творческих способностей, основа которых - воображение.

Домашние задания в первом классе не задаются. Оценочная деятельность педагогов направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность первоклассников. У каждого учителя имеется «копилка» контрольно-оценочных приемов и средств. Такими являются карточки трех цветов, которые обозначают настроение детей на уроке; стенд успеваемости, представляющий собой несколько оснований цветов, лепестки которых дети должны заработать на уроке; картонные звездочки, квадратики и кружочки, которые выдает учитель ребенку на уроке по степени активности. Таким образом, работа по оцениванию учебных достижений первоклассников ведется в следующем направлении: заложить основы оценочной самостоятельности учащихся.

В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Среди психолого-педагогических мер, направленных на облегчение адаптации детей к школе, важное место принадлежит уменьшению учебной нагрузки на первом этапе обучения. В уроке представляем несколько структурных элементов: оргмомент, актуализация знаний, постановка темы и цели урока, «открытие новых» знаний, первичное закрепление, контроль и самооценка, итог урока.

Таким образом, можно утверждать, что грамотная организация учебно-познавательной деятельности необходима для успешного адаптационного периода первоклассников, от которого напрямую зависит дальнейшее развитие личности ребенка и его успеваемость.

Литература

    Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося: индивидуальный подход // Серия «Педагогика и психология», 1992, № 3.-97 с.

    Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986

    Педагогический словарь. T.I.M.: Изд-во Акад. пед. Наук, 1960, 778 с.

Вы вновь на моем блоге, и я рада вас видеть! Здравствуйте! Не побоюсь показаться занудой, и снова задам навязчивый вопрос родителям первоклашек: а вы готовы начать школьную жизнь? Да-да, именно вы, родители! Ребёнок-то давно готов: спит и видит себя на утренней линейке, вышколенный до блеска, с новым портфелем и букетом цветов.

Когда сталкиваешься с некоторыми, пусть маленькими и вполне решаемыми проблемами, нарабатывая бесценный опыт, стараешься потом облегчить жизнь себе и окружающим, делясь этим самым опытом. Сегодня хотелось бы оказать небольшую помощь родителям новоиспечённых учеников и разобраться, как обустроить рабочее место для первоклассника.

План урока:

Быть рабочему месту или не быть?

Подготовка к урокам за кухонным столом или по принципу «где свободно» сегодня – прошедший этап советских времён, когда в широко известных «хрущовках» помещалось как минимум две, а то и три семьи. «Кто первый встал, того и тапки» — вот как раньше дети делали домашнее задание. Очень надеюсь, что такие походные условия для школьников остались далеко позади.

Можно ли предоставить в маленькой квартире уголочек вашему будущему первоклашке, чтобы он с комфортом приобретал новые знания? А поменять уже привычную глазу обстановку в большой квартире, нарушив «потом и кровью» выстраданный и своими руками выстроенный пару лет назад интерьер?

Дизайнеры, которые делают из всего «конфетку» убеждают, что совместить дома можно всё, зависит это от нашего желания. Главное: делать это с душой и правильно.

Так что рабочему месту для будущего школьника однозначно быть! А вот как его эффективно организовать? Следуйте за мной!

В тесноте, да не в обиде, или куда поселить школьника

К выбору места для школьника стоит подходить с особой скрупулезностью.

  • В первую очередь, потому что это должно быть и эргономично и безвредно для растущего организма, ведь за школьным столом первоклашке придётся провести жуть как много времени!
  • Во-вторых, школьный уголок должен остаться персональным местом для учёбы, а не превратиться через пару месяцев в жилой сектор для всех домочадцев и в склад для игрушек, бытовых предметов и одежды. Из списка мест для собственных нужд родителям выделенный уголок придётся вычеркнуть раз и навсегда.

Итак, если вы готовы, берём в руки большую метлу и начинаем чистить пространство, не жалея и не скупясь.


Ученические столы и стулья: что нужно знать

Ортопедические требования к школьной мебели мы уже с вами подробно изучали. Помните? Кроме подбора мебели под рост ребёнка, стараемся выбрать столешницы с регулируемым наклоном для разного рода занятий: от чтения до творчества, а также исключаем из списка крутящиеся стулья, чтобы не дать повода превратить занятие уроками в цирковой аттракцион.

Из истории про растущую мебель мы с вами уяснили, что идеальным вариантом для первоклашки будет трансформируемая парта.

Что ещё важно для мебели? Психологи говорят, что не стоит забывать про цвет. Так, чересчур яркие краски на «вау» воспринимаются только первые несколько часов и постепенно начинают раздражать глаза. Сделайте выбор в пользу «золотой середины». Это могут быть бежевые, светло-кофейные, болотные, жёлтые тона, даже красный, но тёплых оттенков – все они не будут утомлять.

Да будет свет!

Пусть стул и стол не подойдут по росту, мы знаем выход из положения: подберём под ноги подставочку, подложим под спинку подушечку. Это не беда и даже не её половинка! А вот если ребёнок не видит что пишет, и не может разобрать, что читает, вот она – трагедия! Хорошее освещение – залог здоровых глаз и успешной учёбы. Для лучика света в школьном рабочем царстве тоже есть свои правила.

  • Размещая стол напротив окна, помните, что солнечные лучики могут отражаться от столешницы, если она глянцевая, а это прямая нагрузка на зрение. Выхода два: стол — в другое место или матовая столешница.
  • Идеально для учебного стола — боковая сторона у окна. Для правшей солнечные лучики должны падать слева, для левшей – в точности до наоборот. Аналогичные правила действуют и для светильников.
  • Полумрак всей комнаты при одном лишь освещённом рабочем месте сильно влияет на утомляемость. Достичь уюта можно при помощи светодиодных полосок, которые лепятся на полки, точечных лампочек, расположенных по периметру, а также выключателей, способных регулировать интенсивность света.
  • Окулисты советуют для настольных светильников использовать мощность лампочек не более 60 Ватт.

Приятные глазу мелочи

Ни одно рабочее место не будет завершённым без приятных и полезных мелочей. Где будут ночью спать уставшие от перелистывания книги? Куда после напряженного ручного труда пойдут отдыхать ручки и карандаши? А куда спрячется пластилин ? Конечно, подумать об аксессуарах, шкафчиках и полках очень как нужно!

Что может поселиться на рабочем столе?


Что ещё нужно учесть при организации рабочего места?


Это интересно! Хрустальный глобус считается самым сильным талисманом, помогающим в учёбе школьникам и студентам. Даже если вы не верите в эзотерические приметы, такой подарок на 1 сентября сможет порадовать вашего первоклашку и удачно поселится на его рабочем столе.

Ну а теперь много-много-много необычных идей для обустройства комнаты школьника. Смотрим видео!

Уверена, что у каждого из прошедших подготовку к школе есть свои «пять копеек». Не стесняйтесь, пополняйте копилку дельных советов! На сегодня всё.

Успешной вам подготовки к школе!

Всегда ваша, Евгения Климкович

Организация обучения первоклассников в адаптационный период

Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие ему дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание.

Адаптированность – уровень фактического приспособления человека, его социального статуса и самоощущения, удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью.

В современной образовательной практике, наряду с формированием знаний и умений, в число приоритетных, включены цели, связанные с общим личностным развитием и сохранением психологического здоровья учащихся. Существенное значение в их достижении имеет психолого-педагогическое сопровождение обучаемых.

Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что она обеспечивает возрастное развитие. Механизмы же приспособления, возникшие в процессе адаптации, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера.

Процесс адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.

Первый этап – ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Длится две-три недели.

Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе затраты снижается, бурная реакция начинает затихать.

Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.

Что же способствует успешной адаптации первоклассников?

В 1-е классы принимаются дети 8-го или 7-го года жизни по заявлению родителей. Прием в образовательное учреждение детей 7-го года жизни осуществляется при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

Организация режима школьной жизни первоклассников.

Обучение детей в 1-м классе проводиться с соблюдением следующих требований:

    учебные занятия проводятся только в первую смену;

    продолжительность учебного года - 33 недели;

    5-дневная учебная неделя;

    максимально допустимая недельная нагрузка – 20 часов;

    проведение не более 4-х уроков в день

Согласно п. 10.10 Санитарных правил 2.4.2 2821-10, введенных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010, за № 189, в первом полугодии первого класса используется "ступенчатый" режим обучения:

В сентябре - октябре - 3 урока в день по 35 минут каждый, остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми

В ноябре - декабре - 4 урока по 35 минут каждый,

В январе - мае - 4 урока по 45 минут каждый.

    Согласно письму МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» (от 25.09.2000г. № 2021/11-13), физкультминутки проводятся на каждом уроке продолжительностью по 1,5-2 минуты (рекомендуется проводить на 10-й и 20-й минутах урока), ежедневная физзарядка до занятий . В комплекс физминуток включаются различные упражнения с целью профилактики нарушения зрения, простудных заболеваний, заболеваний опорно-двигательного аппарата, а также минутки отдыха, релаксации в комплексе с музыкотерапией;

    организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;

    организация питания и прогулки для детей, посещающих группу продленного дня;

    дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти (февраль);

    в первых классах после третьего (или второго) урока необходимо проводить динамическую паузу (прогулку на свежем воздухе или игры в помещении) длительностью не менее 40 минут.

Каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для детей с нарушениями слуха и зрения парты, независимо от их роста, ставятся первыми, причем для детей с пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна, согласно листам здоровья, которые заполняет для каждого класса медсестра.

Столы в классных комнатах располагаются так, чтобы можно было организовать фронтальную, групповую и парную работу обучающихся на уроке. По возможности учебники и дидактические пособия для первоклассников хранятся в школе.

Для снятия статистического напряжения школьников рекомендуется на четвёртых уроках использовать не классно-урочную систему, а иные формы организации учебного процесса. Уроки-театрализаций, уроки-экскурсий, уроки-импровизаций, т.е. на этих уроков обучение и закрепление учебного материала предлагается проводить в нетрадиционной форме. В классном журнале целесообразно указывать форму проведения урока, если урок проводится не в классно-урочной форме.

При проведении трех уроков в день в течение двух месяцев четвертые учебные часы следует планировать иначе, чем традиционные уроки. Эти сорок часов учебной нагрузки (8 недель по 1 уроку ежедневно) можно распланировать следующим образом: 16 уроков физкультуры и 24 нетрадиционных урока, которые можно распределить между разными предметами, гибко использовав расписание уроков. Например, провести последними уроками в течение сентября - октября 4-5 экскурсий по окружающему миру, 3-4 – по изобразительному искусству, 4-6 - по труду, 4-5 уроков театрализации по музыке и 6-7 уроков-игр и экскурсий по математике.

Окружающий мир

Тема урока

Форма проведения урока

Что такое Родина?

Урок-экскурсия

Что мы знаем о народах России?

Урок-викторина

Кто такие птицы?

Урок-викторина

Что у нас над головой?

Урок-путешествие

Кто такие птицы?

Урок-викторина

Изобразительное искусство

Тема урока

Форма проведения урока

Изображения всюду вокруг нас.

Урок-экскурсия

Изображать можно пятном.

Урок-сказка

Разноцветные краски

Урок-сказка

Художники и зрители

Урок- виртуальная экскурсия

Технология

Тема урока

Форма проведения урока

Материалы и инструменты. Организация рабочего места.

Урок-викторина

Что такое технология.

Урок- экскурсия в мастерские

Аппликация из природного материала

Урок-игра

Аппликация из пластилина

Урок-сказка

Один урок математики каждую неделю рекомендуется проводить на воздухе.

Перечисленные формы организации учебной деятельности могут быть использованы при изучении следующих вопросов программы:

1. Признаки предметов (сравнение предметов по цвету, размеру, форме): экскурсии по школе, школьному двору; на спортивную площадку с включением игр «Как найти свою группу», «Кто первый», «Угадай-ка», «Кто дальше, кто выше, кто больше» и др.

2. Пространственные представления, взаимное расположение предметов: экскурсии в парк, по улицам города, на пришкольный участок; подвижные игры с различными заданиями.

3. Сравнение групп предметов по их количеству, счет предметов: экскурсии по школе, в парк, магазин.

Особенности организации урока в 1-м классе.

Учитывая особенности первоклассников, урок строится иначе, чем в следующих классах начальной школы. В уроке представляем два структурных элемента: организационный момент и основную часть .

Организационный момент используем для обучения детей умениям организовывать рабочее место (достать учебник, разложить кассу букв, расположить на парте правильно и удобно тетрадь и т.п.). Здесь требуется терпеливая, длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция учителя, подробно объясняющая, что и как делать (используется прием проговаривания последовательности действий).

Основная часть урока - «дробная» т.е. состоит из нескольких взаимосвязанных, но различных видов деятельности. Особое внимание уделяется использованию игр как структурной части урока. Необходимо использовать в качестве дидактических игр не только игры с правилами, которые способствуют формированию новой ведущей деятельности - учебной, но и ролевые игры, способствующие развитию творческих способностей, основа которых – воображение, широко используются дидактические игры с двигательной направленностью.

Индивидуальная работа с первоклассниками.

В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Уровень готовности ребёнка к школе может быть и высоким и очень низким. У некоторых первоклассников не сформированы школьно-значимые функции: многие быстро утомляются, с трудом организуют свою деятельность без внешнего контроля. Разные приходят ребята и по уровню интеллектуального, речевого, нравственно-волевого развития.

Формы индивидуальной дифференцированной работы в первом классе:

задания разной степени трудности;

специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитие

мышления, речи, воображения, внимания, памяти и пр., занимающие не

большую по времени часть урока. При этом по возможности дети объединяются в пары, группы, чтобы коллективно решить ту или иную логическую или творческую задачу.

Не требуется от каждого ребенка запоминания дополнительного содержания, т.к. оно больше служит для поддержания интереса детей, чем увеличения их информированности.

Домашние задания в первом классе не задаются (Письмо МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» от 25.09.2000 г. № 2021/11-13.) .

В соответствии с требованиями ФГОС на каждого ученика заведено «Портфолио», в котором фиксируются все достижения первоклассника за текущий учебный год.

Контроль и оценка результатов обучения.

Контроль и оценка результатов обучения в 1-х классах осуществляется в соответствии с Письмом МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» от 25.09.2000 г. № 2021/11-13:

    исключается система балльного (отметочного) оценивания. Не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звёздочки, самолётики, солнышки и т.п.)

    Оценочная деятельность педагогов направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность первоклассников.

    Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Нельзя при неправильном ответе ученика говорить «не думал», «не старался», «неверно», лучше использовать реплики «ты так думаешь», «это твоё мнение», «давай послушаем других» и др.

    Не подлежит никакому оцениванию темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.)

    В течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20-25 апреля; в день можно проводить не более одной контрольной работы.

Всё выше перечисленное способствует снижению уровня невротизации, позволяет избежать стрессовых ситуаций, а значит сохранить психическое здоровье детей, создать условия для успешной адаптации. Помочь каждому ребёнку в промежутке между дошкольным и школьным детством войти в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой.

Перечень основных нормативно-правовых документов, регулирующих образовательный процесс в первых классах:

    Федеральный закона«Об образовании в Российской Федерации»;

    Письмо Минобразования России от 25 сентября 2000 г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырёхлетней начальной школы»;

    Письмо Минобразования России от 20.04.2001 г. № 408/13-13 «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период»;

    Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях 2.4.2.2821-10

Поступление в школу - не только большая радость для детей, но и огромные нагрузки, ведь первоклассник осваивает совершенно новый для него мир. От того, насколько эффективно пройдет процесс адаптации, будут во многом зависеть успехи, эмоциональное состояние ребенка, его дальнейшее отношение к школе. При успешной адаптации учеба воспринимается как увлекательный процесс общение со сверстниками и педагогами. В случае дезадаптации школа превращается для ребенка в безрадостную повинность.

Особенно остро дети нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении в кризисные моменты жизни. Первый год учебы в школе требует от ребенка мобилизации всех ресурсов и активизирует проблему его сопровождения сквозь «тернии» образовательного процесса .

В литературе по проблеме сопровождения ребенка в период адаптации в качестве ее основного критерия принято рассматривать успешность школьника в учебной деятельности.

Однако мы считаем, что работа по организации адаптации первоклассника не ограничивается помощью в овладении учебными навыками. Ведь ребенок, придя в первый класс, вынужден привыкать к непривычным для себя нагрузкам, прежде всего статическим, к новому социальному окружению, правилам и традициям, которые приняты в данной школе, наконец, к системе оценивания его труда.

В первые дни в школе обучение первоклассников строится на доступном практически всем детям дошкольном материале: игры, рисования, конструирования, элементарного экспериментирования.

Среди психолого-педагогических мер, направленных на облегчение адаптации детей к школе, важное место принадлежит уменьшению учебной нагрузки на первом этапе обучения. Домашние задания в первом классе не задаются.

Учитывая особенности первоклассников, урок строится иначе, чем в следующих классах начальной школы. В уроке представлены два структурных элемента: оргмомент и основная часть.

Оргмомент используется для обучения детей умениям организовывать рабочее место (достать учебник, разложить кассу букв, расположить на парте правильно и удобно тетрадь и т.п.). Здесь требуется терпеливая, длительная работа, в основе котopoй лежит пошаговая инструкция учителя, подробно объясняющая, что и как делать (используется прием проговаривания последовательности действий).

Основная часть урока - «дробная» т.е. состоит из нескольких взаимосвязанных, но различных видов деятельности. Особое внимание уделяется использованию игр как структурной части урока. Необходимо использовать в качестве дидактических игр не только игры с правилами, которые способствуют формированию новой ведущей деятельности - учебной, но и ролевые игры, способствующие развитию творческих способностей, основа которых - воображение.

В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Известно, какими разными бывают дети, пришедшие в первый класс. Часть первоклассников имеет несформированность школьно-значимых функций: многие быстро утомляются, с трудом организуют свою деятельность без внешнего контроля. Разные приходят ребята и по уровню интеллектуального, речевого, нравственно-волевого развития. Формы индивидуальной дифференцированной работы в первом классе:

  • * задания разной степени трудности;
  • * специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитиебольшую по времени часть урока. При этом по возможности дети объединяются в пары, группы, чтобы коллективно решить ту или иную логическую или творческую задачу;
  • * предлагаемый детям на уроке дополнительный материал, который создает благоприятный интеллектуальный и эмоциональный фон обучения.

Не требуется от каждого ребенка запоминания дополнительного содержания, т.к. оно больше служит для поддержания интереса детей, чем увеличения их информированности.

Итак, в последние годы существенно изменились приоритеты начального образования - на первый план выдвинулись цели развития личности ученика, формирование у младшего школьника умения учиться и достижения при этом высокого уровня знаний, умений и навыков. Реализация этих целей невозможна без точного знания учителем интеллектуальных и личностных способностей каждого ученика. Это особенно важно на первом году обучения, когда в одном классе собираются дети с очень разным уровнем готовности к обучению в школе.

Наиболее существенным для педагогической деятельности является определение сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой, т.е. тех компонентов, которые составляют основу усвоения этих предметов. Причем такую диагностику должен осуществлять именно учитель, с тем, чтобы использовать данные, полученные в процессе ее проведения, для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к детям при обучении в 1 классе.

Задания диагностики должно максимально учитывать особенности и возможности 7-летних детей, обеспечивать адекватное понимание детьми их содержания, не зависеть от уровня навыков чтения, письма и других предметных знаний, которые входят в программу первого класса.

Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является переход учителя с позиции обучающего на позицию человека, проводящего диагностику. Если в процессе повседневной педагогической работы основная цель - научить, получить правильный ответ, то в процессе проведения диагностики главное - получить достоверные данные о состоянии готовности ребенка к школе. Поэтому даже при оказании помощи ребенку основной целью учителя должно стать не обучение определенному действию, а выявление и фиксация шагов помощи, оказываемых ребенку в процессе выполнения работы, так как именно это позволит определить те педагогические средства, которые следует применить, чтобы поднять данного ребенка на более высокий уровень.

Для исследования педагогической готовности первоклассников к школе можно использовать методику Л.Е. Журовой. Данная диагностика включает в себя пять заданий, предложенных детям на рабочих листах, в ходе котopoй выявляется умение передавать форму фигуры, ориентироваться на плоскости (листе бумаги), способности правильно понимать высказывания, сравнивать множества по числу элементов, умение копировать заданный образец.

Для выявления психологической и эмоциональной готовности ребенка к обучению в школе можно использовать методику А.Е. Хасанова «Готов ли я стать школьником». Ребенок отвечает на 12 вопросов, определяющих отношение к ситуации школьного обучения.

Для изучения уровня учебной мотивации первоклассников - анкету Н.Г. Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации первоклассников». В нее включено 10 вопросов, отражающих отношение к школе и обучению. На основании ответов конкретный учащийся может быть отнесен к одному из уровней школьной мотивации.

Анкета для родителей первоклассников «Адаптация ребенка к школе» М.Р. Битяновой направлена на определение уровня сформированности предпосылок учебной деятельности и адаптации первоклассников к школьному обучению. Родителям предлагаются вопросы и варианты их ответов. Родители выбирают тот ответ, который является наиболее подходящим к их ребенку.

Кроме того, психолог может использовать специальные методы диагностики для определения готовности ребенка к школьному обучению.

Готовность ребенка к школьному обучению определяется системным обследованием состояния интеллектуальной, речевой, эмоционально-волевой и мотивационной сфер. Каждая из этих сфер изучается рядом адекватных методик, направленных на выявление:

  • 1) уровня психического развития;
  • 2) наличия необходимых навыков и умений;
  • 3) состояния мотивационного отношения к школьному обучению.

Особенности интеллектуального развития

Особенности развития мышления

протекание мыслительного процесса, активность, последовательность, доказательность, критичность суждений

установление причинно-следственных зависимостей и функциональных связей

затруднения в построении выводов, обобщений, умозаключений

особенности оперирования знаниями: дифференцированность, подмена признаков, выделение существенного

состояние наглядно-действенного, наглядно-образного, понятийного мышления

индивидуальные качества мышления

Особенности развития памяти

протекание запоминаний и воспроизведения

значение волевой установки в запоминании

развитие зрительной и слуховой памяти

соотношение образной и словесной памяти

состояние оперативной слуховой памяти

Особенности развития фонематического слуха

понимание детской обращенной речи. Речевое общение

состояние аналитико-синтетической фонематической деятельности

нарушение речи. Общее недоразвитие речи

Развитие математических представлений

умение соотнести предмет с символом (условным знаком, числом)

выполнение элементарных операций с предметами

владение представлений равенства, «больше», «меньше»

Особенности развития эмоционально-волевой сферы

Особенности эмоций

эмоциональное отношение к деятельности, эмоциональная выраженность в поведении, действии. Уступчивость, неустойчивость эмоционального отношения

индивидуальный эмоциональный статус

Особенности волевой регуляции

волевая регуляция и саморегуляция в заданной деятельности. Настойчивость, склонность к завершению деятельности. Колебания в волевой установки. Работоспособность, инициативность

Особенности развития мотивационной сферы личности ребенка

Особенности мотивации отношения к школьному обучению

интерес к школе. Наличие собственного желания. Личностные ожидания. Интерпретация собственного отношения к школьному обучению. Осознанность мотивов школьного обучения.

До начала психологической диагностики психологу необходимо тщательно ознакомиться с характеристикой на ребенка из дошкольного учреждения, рисунками, поделками ребенка. Исследование начинается со знакомства с деятельностью ребенка в естественных условиях (во время игр, занятий, при выполнении трудовых поручений и т.д.).

Перед началом обследования для установления эмоционального контакта с ребенком, правильного отношения к психологу необходимо провести беседу. Содержание ее должно быть направлено на выявление особенностей представлений ребенка об окружающем мире, раскрытие интересов ребенка с помощью его любимых игр, занятий. В случае ухода от вопросов, отказа от общения можно предложить интересную книгу, игрушку, постепенно входя в контакт с ребенком.

В процессе обследования необходима спокойная доброжелательная обстановка, приветливый эмоциональный тон, уважительное отношение к личности ребенка.

При обучении первоклассников в их первые дни обучения в школе необходимо придерживаться следующих методических приемов и предложений:

  • - создать методическую копилку игр, которые помогли бы во время перемены снять статическое напряжение, испытываемое детьми во время урока. Важно подобрать игры, которые будут травмобезопасны, позволяющие задействовать различные группы мышц, снять усталость;
  • - регулярно проводить во время урока физкультминутки, подбирая такой материал, чтобы он вызывал оживление, улыбку;
  • - разрешить детям при появлении признаков усталости встать из-за парт или сесть так, как им удобно;
  • - в первые три месяца сократить продолжительность урока до 30 минут, затем постепенно увеличивая ее;
  • - оборудовать кабинет для первоклассников с игровым пространством, игрушками, ковром на полу, где можно полежать и отдохнуть;
  • - до начала учебного года провести беседу с родителями на тему «Учебные нагрузки первоклассника, режим дня» и «Развитие ребенка до поступления в школу», ознакомить их с рекомендациями по организации дня, рабочего места, системе питания первоклассника;
  • - создать благоприятные эргономические условия в классной комнате. Снизить напряжение помогут красивые растения, чистота и порядок в классе.

При организации социально-психологической адаптации первоклассников могут быть задействованы следующие приемы и формы работы:

  • 1. Межличностные контакты. Они предполагают знакомство друг с другом. Однако дети даже имена своих одноклассников не сразу могут запомнить, поэтому все педагоги и работники школы обязаны носить бейджики. Учитывая, что большинство детей идут в школу уже читающими, первоклассники в течение сентября тоже должны носить бейджики с крупно написанной фамилией, именем, номером класса.
  • 2. Рассказ о себе. «Раскрыть» каждого ребенка, показать одноклассникам его достоинства, приподнять ребенка в его собственных глазах помогут адаптационные тренинги.
  • 3. Вхождение в коллектив. Детей, которые испытывают трудности межличностного общения (застенчивые, малообщительные, агрессивные, несдержанные, эгоистичные и т.п.), необходимо адаптировать к системе межличностных отношений, проведя с ними тренинг по формированию навыков коммуникативной компетентности.
  • 4. Заочное знакомство. Дети часто стесняются подойти и завязать знакомство, вступить в игру с понравившимся им одноклассником. Это гораздо легче сделать, пообщавшись вначале по телефону или электронной почте. В первые же учебные дни предлагается детям обменяться телефонными номерами и электронными адресами. Важно подвести каждого ребенка к мысли, что одиноко и тревожно может быть не только ему, но и его одноклассникам. Телефонный звонок поможет справиться с этими неприятными чувствами.
  • 5. Общее дело. Ничто так не сплачивает коллектив, как общие дела. Необходимо продумать их перечень, направленность, целесообразность и регулярно проводить коллективные дела для создания классного содружества.

Процедура социометрии позволяет установить статус ребенка в группе, его симпатии и антипатии при выборе партнера по общению. Результаты социометрии использую как основу для работы с детьми, которые не являются успешными в общении.

Будущие первоклассники получат блестящую возможность присмотреться друг к другу, установить контакты, если для них организована воскресная школа.

Доверие к педагогу, отсутствие скованности, страха перед учителем придет при организации неформально общения с ним. Адаптацию проходит не только ребенок, но и вся семья. Поэтому можно предложить родителям новую школьную традицию - семья может пригласить педагога в гости. В подобной ситуации не только педагог имеет возможность познакомиться с ребенком и его родителями, но и семья может ближе узнать учителя. Поход в гости предполагает общение на территории ребенка, а значит в более комфортных для него условиях. Это позволит ребенку полнее раскрыться, а впоследствии - легче принять особенности школьного общения.

Комплекс организационной адаптации первоклассников включает в себя следующие мероприятия:

  • 1. Создание буклетов, где будет помещена информация о школе, её традициях, истории, правилах внутреннего распорядка, даны контактные телефоны лиц, отвечающих за ключевые позиции школьной жизни. Буклеты предполагается дарить родителям первоклассников, когда они приносят заявление о приеме ребенка в школу.
  • 2. Создание сайта «Моя родная школа», где будут публиковаться материалы о важных школьных, традициях, о проблемах школы.
  • 3. Сегодня важно объяснять как родителям, так и детям причины принятия тех или иных административных решений. Важно, чтобы ребенок и семья не только подчинялись требованиям школы, но и понимали их.
  • 4. Оценка - новое явление в жизни первоклассника. Важно, чтобы ребенок правильно реагировал на нее. Помочь адаптировать ребенка к оценке могут родители, однако их необходимо нацелить на подобную работу, подсказать им эффективные приемы восприятия оценки. Эта работа проводится в первые дни сентября.

Современная начальная школа не только для ребенка, но и для его родителей . Легко и успешно овладеть программой, не прибегая к их участию в учебном процессе, вряд ли возможно. Для родителей, заинтересованных в успехе своего ребенка нужно проводить индивидуальные консультации.