Рефераты Изложения История

Для чего изучают ораторское искусство. Как развить ораторские способности

Инструкция

Очень часто человек способен красиво и связано излагать свои мысли, но проявить свое ораторское мастерство он не может из-за страха публичных выступлений. Чтобы побороть эту фобию нужно следовать нескольким рекомендациям. Чтобы чувствовать себя увереннее во время выступления, подготовьтесь к нему. Составьте план, которому будете следовать во время своей речи. Или, например, если собираетесь выступать с докладом на конференции, то составьте текст, который будете произносить во время своего выступления и выучите его. Это поможет чувствовать себя более уверенными.

Если вы теряетесь из-за большого количества народа, то можете выбрать какого-то одного человека и обращаться к нему, а не пытаться охватить взглядом всю аудиторию. Только лучше выбирать человека, который сидит в середине или в конце зала, тогда создастся ощущение, что вы беседуете со всем залом, а не с кем-то одним.

Помогайте себе в своей речи жестами, мимикой. Конечно, сильно размахивать не надо, но и стоять, как статуя, тоже не стоит. Естественные движения помогут вам почувствовать себя свободнее и непринужденнее.

Многие начинают запинаться во время разговора, бормотать что-то не связное, так как чувствуют себя скованно, бояться совершить ошибку. Этого можно избежать, если заранее продумать все свои страхи, дать себе право на ошибку. Например, вы боитесь, что забудете свою речь. Подумайте, что можно сделать, чтобы исправить эту ситуацию. Представьте, как вы выходите из этого неловкого положения. Если вы переживете все это мысленно, то и в реальной жизни вам потом будет легче сориентироваться, если вдруг окажитесь в подобном положении.

Чтобы обладать хорошими ораторскими , одной уверенности в себе мало. Нужно уметь еще правильно и красиво говорить. Человек с широким лексическим запасом может по-разному выразить одну и ту же мысль. Для этого следует расширять свой кругозор, больше книг, интересоваться окружающим миром и т.д.

Четкая и понятная речь также помогает улучшить ораторское мастерство. Если вы говорите невнятно, окружающие по несколько раз переспрашивают вас, то нужно это исправить. Запишите свою речь на диктофон, а потом прослушайте ее. Запомните все недостатки, которые удалось обнаружить. Затем снова запишите себя, прослушайте еще раз. Делайте так, пока ваша речь вас не удовлетворит. Или можете проговаривать скороговорки. Сначала делайте это медленно, научитесь хорошо произносить все , слова. После этого можете пытаться говорить в более быстром темпе, с разными интонациями и т.д. Регулярные занятия помогут вам довольно быстро сделать вашу речь более четкой и красивой.

Связанная статья

Источники:

  • Как побороть страх перед публичными выступлениями?

Инструкция

Научиться говорить можно, если овладеть техникой речи. Это отдельный раздел риторики и составная часть ораторского мастерства. Техника речи представляет собой набор навыков и умений, используемых для эффективного звучания речи.

Техника речи включает в себя несколько этапов овладения мастерством, таких как постановка речевого дыхания, постановка голоса, усовершенствование дикции, работа над интонационной составляющей речи, развитие слуха.

При овладении навыками хорошей речи необходимо соблюдать систематичность занятий, упорство в выполнении соответствующих упражнений. Особенно длительная работа предстоит над произношением.

Работу над совершенствованием техники речи целесообразно вести под руководством опытного специалиста. Только в этом случае вы сможете получить обратную связь и исправить свои речевые недочеты.

Типичный начальный курс овладения техникой речи включает следующие разделы и упражнения:- разминочные упражнения, включающие массаж и гимнастику;
- развитие управляемого дыхания;
- заучивание и произнесение скороговорок;
- упражнения на развитие вокальных данных;
- упражнения на постановку навыков интонирования в зависимости от содержания высказывания;
- чтение текста с выражением;
- специальные упражнения на управление громкостью, темпом речи, высотой звучания голоса в зависимости от ситуации общения и т.п.

Правильно сформированные речевые навыки востребованы во многих профессиях. Без них сегодня не обходятся ни политики, ни журналисты, ни учителя, ни работники социальных учреждений. Высокий уровень техники речи может стать залогом профессиональной успешности для каждого человека, работающего с людьми.

Видео по теме

Источники:

  • Техника речи в 2018

Совет 3: Говорить нужные слова нужным людям в нужное время: как овладеть искусством

Вы заметили, что удача проходит мимо вас? Крупные сделки срываются, друзья отдаляются и в личной жизни порой возникают проблемы. Бывает такое, что важные моменты люди портят словами. Не зная что, как и когда сказать, человек рушит все, что строил долгое время. Пора научиться говорить!

Вам понадобится

  • Книги по риторике и психолигии

Инструкция

Следите за тремя составляющими успешной коммуникации. На восприятие информации влияют 3 фактора: что , где сказать и как сказать. Каждый из них может привести к неудаче. Представьте себе следующую ситуацию. Вы решили, что вам нужно , продумали вы и как это сделать, но время выбрали неправильное: он был очень занят. Каким будет результат вашего поздравления? В лучшем случае - никаким, а в худшем – негативным.

Начните с мыслей о том, что именно вы хотите сказать. Когда в разговоре вы начинаете объясняться туманно и сами путаетесь, то и собеседник может не понять вашу мысль. Продумайте, что вы скажете, о чем умолчите, чего коснетесь. На этом же этапе надо попробовать решить для себя, чего вы не знаете. Что может быть такого, что смысл ваших слов? Этому моменту нужно уделить особенное внимание, ведь часто люди слышат совсем не то, что вы говорите.

Представьте, каких слов ждет от вас человек. Предугадайте его реакцию. Чего бы он хотел услышать, и совпадает ли ваша информация с желаемой. Если нет, то задача усложняется. Сообщать о неприятной новости всегда было неудобно и даже опасно. Так, раньше гонца, принесшего скорбное известие, убивали, а того, кто радовал адресата, угощали разнообразными яствами.

Когда вы определились с предметом вашего разговора, решите, как именно вы будете говорить. Обязательно уделяйте внимание не только произносимым словам, но и жестам, и мимике. Люди в меньшей степени могут их контролировать. Поэтому по таким невербальным знакам можно с легкостью распознать, что человек волнуется или лжет. Старайтесь говорить с той же скоростью, что и собеседник. Подбирайте понятные и однозначные слова.

Обратите внимание

Если ваш собеседник говорит медленно и тихо, то ваша быстрая и сбивчивая речь будет сильно раздражать его.

Полезный совет

Прочитайте книги по психологии и риторике. Это поможет вам лучше понимать других людей и общаться с ними.

Источники:

  • как сказать нужные слова

Хороший оратор – это тот, кто умело преподносит и раскрывает тему своего выступления. Он свободно выражает мысли и талантливо овладевает вниманием слушателей. Не у всех есть такие врожденные способности, но их несложно приобрести.

Инструкция

Отработайте хорошую дикцию. Тогда слушатели будут понимать вас и серьезно воспринимать сказанное. Следите за тем, чтобы правильно , четко их проговаривать, и за тем, чтобы ваша речь была плавной, а не обрывистой.

Думайте о слушателях. Готовя выступление, поразмышляйте о людях, которые будут вас слушать, о том, что может быть им интересно, как привлечь их внимание. Пользуясь сравнениями, наглядными примерами и другими ораторскими приемами, говорите о том, что знакомо слушателям, будет им понятно и затронет их.

Делайте паузы. Они необходимы для того, чтобы подчеркивать и выделять главные мысли, а также чтобы слушатели имели возможность поразмыслить над сказанным вами.

Следите за внешним видом. Хотя он напрямую не влияет на ваши ораторские способности, опрятный внешний вид позволит вам чувствовать себя увереннее. Одеваясь в аккуратную, подходящую и чистую одежду, вы проявите уважение к слушателям и поможете им настроиться на важность ваших слов.

Что такое ораторское мастерство? Это искусство публичных выступлений с целью убедить слушателя в той или иной мысли при помощи сочетания различных техник. Само искусство риторики зародилось еще в Древней Греции и Древнем Риме и претерпело множество изменений под давлением сменяющихся эпох.

Неизменным остается значение риторики для жизни человека. Ораторское мастерство, в первую очередь, учит тому, как быть уверенным в себе и как вселять эту уверенность в слушателей. Хорошие ораторы достигают желаемых высот на любом поприще, будь то собственный бизнес или преподавательская карьера.

Риторика открывает многие двери на пути к новым возможностям, однако становление оратора происходит не за один день. Для того чтобы овладеть этим искусством, необходимо обучение риторике, которое можно пройти самостоятельно или в профильных классах. В данной статье рассмотрены основные столпы искусства риторики.

Первый тренинг посвящен письменной речи. Подготовка ораторской речи перед выступлением является основой, на которой строится искусство ораторского мастерства. Тщательно проработанная речь – уже полшага на пути к успешному выступлению. Итак, работа над речью обычно проводится в несколько этапов.

  • Для начала необходимо провести сбор информации и ее доскональное изучение. Очень важно обращаться к нескольким источникам для того, чтобы рассмотреть вопрос с разных сторон. Оратора должна отличать хорошая осведомленность не только во всех актуальных новостях, но и в основных тенденциях всех сфер жизни человека. Уделите изучению информации достаточное время. В завершение этого этапа нужно произвести структурирование собранной информации.
  • Далее при работе над речью оратор должен подумать о том, как привлечь свою аудиторию. Речь оратора всегда имеет своей целью то или иное воздействие на слушателя. При подготовке к выступлению необходимо изучить публику, ее интересы, манеру общения и прочее. Успех выступления измеряется тем, был достигнут необходимый эффект или нет. Чтобы достичь его, необходимо говорить на понятном публике языке о том, что ей интересно.
  • Обучение риторике заключается еще и в выстраивании цели своего выступления. Бесцельное разглагольствование перед публикой – удел демагога. Такие речи не привлекают необходимую аудиторию. Именно поэтому нужно научиться ставить во главу своего выступления ту или иную острую проблему, которую необходимо решить. Ее решение – и есть цель выступления, объединяющая аудиторию и оратора.
  • Публика доверяет тому оратору, который раскрывается перед ней как личность. Поэтому очень важно включать в речь свои собственные мысли по обсуждаемому вопросу. Мало кто станет слушать оратора, не имеющего своей четкой позиции. Для этого и необходимо пропустить через свой опыт и свое мировоззрение всю собранную информацию и сформировать свою собственную позицию.

Ораторское искусство это, прежде всего, умение готовить речь так, чтобы она захватила внимание целевой аудитории.

Не менее важно правильно подготовиться к самому выступлению.

Подготовка к выступлению

Правила ораторского искусства гласят, что любое выступление должно быть хорошо спланировано.

Хотя оратору необходимо быть готовым также и к спонтанной речи. Для подготовки ораторского выступления обычно применяется следующая схема.

  • В первую очередь, нужно отказаться от выступления по бумажке. Можно оставить на бумаге только план и короткие пометки о важных моментах, которые необходимо упомянуть. Таким образом, основную часть речи лучше выучить. Именно поэтому ораторские навыки включают в себя отличную память, которую необходимо регулярно тренировать.
  • Обучение ораторскому мастерству заключается также в том, чтобы следовать структуре выступления. Это придает речи логичность и целостность. Необходимо четко ограничить вступление, основную часть и заключение. Желательно уделить особое внимание именно вступлению, так как в этот момент начинает формироваться отношение публики к оратору.
  • Рекомендуется заранее продумать организационные вопросы выступления, то есть по возможности ознакомиться с площадкой для выступления, обсудить с организаторами технические моменты относительно работы микрофонов, приготовить воду и т.д.
  • Ораторские навыки включают в себя не только различные способности к выступлениям, но и умение хорошо выглядеть. Оратор всегда должен выглядеть опрятно, так как внешний вид – это первое, на что обращает внимание публика.

Ораторское искусство, учит привлекать людей и вести их за собой, что практически необходимо для многих профессий. Однако отличным оратором не рождаются, поэтому обучение риторике актуально с давних времен и по сей день.

Приемы хорошего оратора

Ораторские приемы – что это? Это всем известные хитрости, которые оратор использует для того, чтобы сделать речь доступной для аудитории и чтобы повысить усвояемость информации. Таких приемов огромное множество. Ниже представлены два базовых ораторских приема.

  1. Сравнение. Часто речь оратора изобилует абстрактными описаниями, которые сложно представить в уме. Так как информация лучше воспринимается, когда она получает образную проекцию в сознании, оратор прибегает к сравнениям, которые делают абстрактное более материальным. Для передачи определенного настроения оратор иногда применяет скрытые сравнения – метафоры.
  2. Повтор. Все знают выражение «Повторение – мать учения». Искусство ораторства часто обращается к этой поговорке, потому что чем чаще человек получает одну и ту же информацию, тем прочнее она закрепляется в его сознании. Для оратора очень важно донести до слушателя главную мысль своего выступления, в чем ему помогает уместное повторение ключевой мысли.

Помимо сравнения и повтора, правила ораторского искусства также советуют обращаться к аллегориям, риторическим вопросам, призывам, гиперболам, иронии и другим средствам речевой выразительности.

Техника речи

Выступление перед аудиторией – это своего рода физическая работа. Ораторы знают, что это часто дается непросто. Ораторское мастерство и искусство речи требует от выступающего работы над техникой произнесения речи, которая включает в себя следующие аспекты.

Дыхание

Во время активной речи темп дыхания человека изменяется: вдох становится короче, а выдох длиннее. Правила ораторского искусства требуют выполнения специальных упражнений для постановки речевого дыхания. Оратору во время вдоха требуется больший объем воздуха, а также его более экономичный расход в процессе речи. Кроме того, на ровность дыхания оказывает влияние волнение, от которого нужно учиться избавляться.

Громкость

Ораторское мастерство и искусство речи заключается в способности управлять собственным голосом. Оратор должен одинаково хорошо говорить громко и тихо в зависимости от ситуации. Также в пределах одного выступления необходимо выделять основную информацию при помощи изменений тона голоса.

Дикция

Понятная речь – четкая и чистая. Чтобы добиться правильного произношения звуков и слогов, ораторы тщательно следят за работой своего артикуляционного аппарата и регулярно тренируют свою дикцию при помощи скороговорок.

Темп

Риторика ораторское искусство склоняется к среднему темпу произнесения речи. Оратор не должен стрелять словами как из пулемета, равно как и не должен растягивать слова. Как правило, в процессе обучения и с приобретением опыта оратору удается найти наиболее комфортный для себя и для слушателя темп речи.

Интонация

Интонационные изменения делают речь яркой, живой и более доступной для восприятия. Тренировать интонацию помогает выразительное чтение художественной литературы вслух.

Любое начинание, на первый взгляд, кажется сложным, однако не стоит бояться. При правильном подходе и усердном обучении можно овладеть любым ремеслом и искусством – даже таким требовательным, как риторика.

Красноречие - качество, которым в наши дни полезно обладать не только представителям определенных профессий: политикам, педагогам, телеведущим. Одни люди наделены им от рождения, другие вынуждены долго и упорно добиваться его развития. Как развить красноречие тем, кто пока не владеет искусством говорить красиво? Упражнения, собранные в статье, помогут в этом.

Как развить красноречие: эффективное упражнение

Упражнение, которое часто рекомендуют на курсах ораторского мастерства, может показаться забавным, однако дает превосходные результаты. Как развить красноречие, не посещая специальные тренинги? Нужно выбрать какой-либо предмет скажем, кастрюлю, а затем максимально подробно описать его, выражаясь красивым литературным языком.

Люди, у которых вызывает сложности это задание, могут начать с трехминутного описания. Время постепенно увеличивается, пока человек не научится говорить об одном и том же предмете в течение получаса, не повторяясь в своих мыслях и не прибегая к одним и тем же характеристикам.

Работа со словарем

Как развить красноречие с помощью словаря русского языка (любого)? Исследования показали, что среднестатистический человек в повседневной жизни использует около 4 тысяч слов. В результате люди не способны выразить мысли, возникающие у них, из-за нехватки словарного запаса. Проблема имеет простое решение - заучивание наизусть новых слов.

Необходимо приобрести небольшой словарик, который легко носить с собой, и ежедневно заниматься с ним в свободные минуты. Можно поставить себе задачу - каждый день запоминать значение не менее 10 незнакомых слов. Упражнение положительно сказывается не только на красноречии, но и на интеллекте и памяти.

Как развить красноречие, не прибегая к использованию словаря? Расширять словарный запас помогает чтение. Причем штудировать нужно не только художественную литературу, но и научную, справочную, техническую.

Замена слов

Как развить красноречие, чтобы разговаривать свободно на разные темы? Отличные результаты показывает упражнение, связанное с заменой слов. Скажем, нужно взять небольшой текст, а затем все присутствующие в нем глаголы заменить синонимами, соответствующими по смыслу. Аналогичные операции можно проделать со всеми словами: прилагательными, существительными, причастиями. Это упражнение приводит к активизации пассивного словарного запаса, которым человек обладает, но не привык пользоваться.

Похожее упражнение - составление словосочетаний со словами, обладающими противоположным смыслом. Допустим, маленький великан, горький сахар, быстрая черепаха и так далее. Это положительно сказывается не только на красноречии, но и на креативном мышлении.

Еще одно увлекательное упражнение - «расшифровка» слов. Необходимо выбрать слово, а затем вообразить, что оно представляет собой аббревиатуру, которую необходимо расшифровать. Для начала лучше всего использовать короткие слова, далее можно переходить к более сложным. Скажем, лето - «ласковый енот топчет опилки». Сначала можно пренебречь здравым смыслом, и постепенно «перевод» будет получаться все более удачным.

Пересказ

Как развить красноречие? Упражнения, связанные с пересказом текстов, обязательно помогут. Необходимо взять газетную статью, внимательно прочитать ее, а затем изложить содержание заметки в разговорном стиле. Пересказ повторяется несколько раз, история дополняется и расширяется, обогащается новыми подробностями, в том числе и выдуманными. Обязательно высказывается о прочитанной статье. В качестве слушателя можно выбрать зеркало.

Важно, чтобы хотя бы первые десять предложений оказались связными, плавными, без искусственных пауз. Также необходимо научиться передавать содержание текста в единственном предложении. Вместо газетной статьи можно брать параграфы из учебников, главы из книг. Кроме того, полезно описывать увиденные картины, дополняя описание оценкой мастерства художника.

Самая сложная задача - пересказ текста, в теме которого рассказчик абсолютно не разбирается. Однако постоянные тренировки с простыми текстами помогут постепенно освоить и это искусство.

Управление мимикой

Красноречие: как развить в себе этот дар, о котором мечтают многие люди? Обогащение словарного запаса и пересказ текстов обязательно помогут, однако необходимо уделить внимание и упражнениям, которые позволяют научиться управлять своей мимикой.

Встав перед зеркалом, нужно пересказать любой текст (художественный, научный, технический) без эмоций, а затем повторить его, подключив мимику и жестикуляцию. Также полезно многократно проговаривать одну и ту же фразу, постоянно меняя интонации и темп речи.

Как развить красноречие? Этого невозможно добиться, лишь изучая теорию, потому что будущий искусный оратор нуждается в постоянной практике. Необходимо общаться как можно больше, планомерно расширяя знакомясь с новыми интересными людьми. Также полезно наблюдать за выступлениями ведущих по телевизору, посещать тренинги и оценивать речи ораторов. Наконец, необходимо уделить внимание развитию собственного чувства юмора, так как удачная шутка послужит украшением любой истории. Добиться этого легко, заучивая наизусть смешные анекдоты и просматривая юмористические передачи.

Как развить красноречие у ребенка? Добиться этого, как и в случае со взрослыми людьми, помогут несложные упражнения. Нужно попросить сына или дочь взять в руки тот или иной предмет, а затем описать его максимально подробно: форма, материал, цвет и так далее. Упростить ребенку задачу помогут наводящие вопросы.

Также взрослым стоит чаще задавать детям вопросы, не предполагающие односложного ответа. К примеру, можно просто поинтересоваться у ребенка, чем он сегодня занимался в садике, а затем внимательно выслушать ответ, поощряя маленького рассказчика к подробностям.

Главное - упражняться регулярно, и тогда результат не заставит ждать себя.

Введение

Актуальность курсовой работы: давно известно, что наиболее успешные люди, хорошие работники, отличные руководители являются теми, кто хорошо владеет таким мощнейшим орудием как ораторское искусство, умеет применять его в конкурентоспособной сфере. Для менеджера по управлению персоналом, очевидно, нужно уметь хорошо разговаривать, подготавливать речи, пользоваться различными техническими средствами, а так же уметь планировать и развивать чистоту и грамотность своей речи. Ведь в его работе, несомненно, одна из основ - общений с людьми, некой аудиторией, которая может быть различна, преследует разные цели и задачи. Нужно уметь найди к каждому подход. Это и есть, в некой степени, ораторское искусство. Так же оратор это не профессия, а определенные навыки и умения, которые нужно развивать, чтобы обладать этим искусством. Черты оратора в разное время были присущи различным профессиям: философам, проповедникам, различным зазывалам, политикам, а теперь управленцам и руководителям. Но кому бы ни были присущи эти черты, важность ораторов никогда не ставилась под вопрос.

Разве могут люди, способные "разжигать огонь в сердцах" у аудитории недооцениваться? Конечно же, нет. Хороший оратор всегда был в почете. Именно для того, чтобы ознакомиться с основными навыками и умениями оратора, и была проделана данная курсовая работа. Знания, полученные во время написания работы, могут и будут применены на практике.

Цель курсовой работы: Разобрать основные навыки и умения современного оратора.

Задачи курсовой работы:

· Разобраться с основными терминами и определениями, возможными тезисами. Полностью осознать сущность вопроса.

· Ознакомиться и узнать все об основных навыках и умениях оратора.

· Разобрать каждый навык и каждое умение оратора подробно.

· Узнать о том, как же все-таки стать хорошим оратором.

· Сделать выводы и подвести итоги.

Объект исследования: ораторское искусство, оратор.

Предмет исследования: основные навыки и умения оратора.

Практическая значимость: Следует отметить, что во все времена ораторов, в совершенстве владеющих искусством речи, способных повести за собой людей, было не так много, но когда они появлялись - они не редко меняли ход истории.

Сложно найти того человека, которому не предстоит выступать на публике ни разу в своей жизни. И поэтому ознакомление с основными навыками и умениями оратора очень важно, как для общего развития, так и для будущей деятельности, с которой каждый человек рано или поздно столкнется на своем жизненном пути.

оратор ораторское искусство менеджер

Сущность содержания ораторского искусства

Для того чтобы точно и наиболее полно определить основные навыки и умения оратора - необходимо определить сущность изучаемого вопроса, а именно выяснить, что есть навыки, умения, кто такие ораторы и как они появились вообще. Для начала мы разберем такие понятия, как навык и умение, а так же попытаемся разобраться, что из чего следует.

Навык (автоматизированное действие, автоматизм вторичный) - действие, сформированное благодаря множественным повторениям, характеризуется высокой степенью освоения и без поэлементного контроля и регуляции. Навыки бывают:

· двигательными - воздействие, доведенное до автоматизма, на внешний объект с помощью движений с целью его преобразования, уже неоднократно осуществляющихся ранее;

· интеллектуальными - приемы, доведенные до автоматизма, способы решения ранее встречавшихся интеллектуальных задач и заданий;

· перцептивными - чувственные, доведенные до автоматизма, отражения свойств и каких-либо характеристик уже ранее хорошо знакомых, много раз воспринимавшихся предметов.

Еще выделяют такие навыки, как "изначально автоматизированные, сформированные без осознания их компонент" и "автоматизированные, но уже вторично, формируются с предшествующим осознанием компонент действия; легче сознательно контролируются, лучше перестраиваются и совершенствуются". «Словарь практического психолога" С.Ю. Головина.

Другое же определение навыков звучит так - доведенные до автоматизма путем множественных повторений действия; критерий достижения навыков - временные показатели выполнения и то, что завершение действия не требует постоянного и интенсивного контроля (сосредоточения на действии внимания).

Отличаясь от привычки, навык не связан с устойчивой тенденцией к актуализации в определенных условиях и обстоятельствах. «Большой психологический словарь».

На формирование навыков влияют:

· Мотивация, возможность к обучаемости, прогресс в усвоение, какие-либо упражнения, подкрепление, формированное в целом, либо по частям.

· Для уяснения содержания операции - уровень личного развития, наличие определенных знаний, каких-либо определенных умений, обратная связь.

· Для овладения операцией - полнота уяснения содержания всей операции, переход от одного уровня овладения к другому постепенный по таким показателям как: автоматизированность, интериоризованность, скорость и другие.

Навык - некое автоматизированное действие, один из составных элементов умения, доведенное до высокой степени совершенства. «Определения основных терминов дидактики высшей военной школы" Устинов И.Ю.

Умение же - некий уровень освоения определенного действия, последовательности действий, либо деятельности в целом, позволяющий индивиду его осознанно и наиболее качественно. Это некая возможность эффективно выполнять действие в соответствии с какими-то целями, либо условиями, в которых приходится реализовывать действия. О.А. Абдулина так же утверждает, что умение является одним из "качеств личности".

Для того чтобы наиболее точно понять сущность умений, рассмотрим процесс приобретения умений индивидом по мере его взросления:

· Младенческий возраст - 1-3 года - индивид приобретает такие умения, как: смотреть, издавать какие-либо звуки, выполнять движение, передвигаться.

· Детсадовский возраст - 3-5 лет - приобретаются навыки рисования, игры, как вида деятельности; умение самостоятельно есть, одеваться и другие житейские и наиболее простые умения.

· Школьный возраст - 6-17 лет - происходит взросление, переход в пубертатный период. Подросток социализируется, учиться письму, общению, основам многих видов наук, приобретается ответственность за свои поступки, основы физической культуры, формирование хобби, место в какой-то группе (одноклассников, спортивных команда и др.).

· Во взрослом периоде - с 18-25 лет - уже взрослый человек углубляет свои умения, навыки, знания, учась в каком-либо высшем учебном заведении, служит в армии. Работает, тем самым учиться выполнять различную практическую деятельность, уже полностью отвечает за свои поступки.

В психологии понятия "навык" и "умения" довольно часто путаются, а психологические различия между данными понятиями так же очень часто игнорируются. Навык - явление операционного уровня, оно не связано с целеполаганием, поэтому их можно довести до совсем автоматического и рефлекторного выполнения. Действия и деятельность берут свое существование лишь после активного целеполагания, поэтому их выполнение всегда контролируется сознанием. Наличие операционных навыков выполнения включенных в действие каких-либо операций - важнейшее условие выполнения действий и деятельности, то есть умений. Умение формируется путем выполнения каких-либо упражнений, так же создает возможность выполнения действия не только в привычных, обычных, но так же и в изменившихся, экстремальных условиях. Предполагают экстериоризацию - процесс перехода внутреннего психического действия во внешнее психическое действие.

Из каких-либо полученных навыков в итоге и формируются умения в той или иной областях, т.е. без навыков нет и умений.

Если говорить о навыках и умениях публичного выступления, то навыки это - усвоенные в силу многократного повторения речевые, интеллектуальные и иные действия, выполняемы в значительной степени автоматически, без особого напряжения памяти. Умения же - способность человека сознательно и эффективно выполнить какие-либо действия на основе усвоенных знаний и обретенных навыков, так же на основе сложившегося опыта.

Теперь, когда мы примерно разобрали, что такое навыки и умения и как они в общем-то связаны, можно перейти ко второй части это главы: кто такие ораторы и что такое ораторское искусство в целом.

Пожалуй, начнем с определения и свойств ораторского искусства, чтобы потом уже точно понимать, кто такие ораторы:

Ораторское искусство - иногда: красноречие либо искусство красноречия - искусство публичного выступления с целью убеждения слушающей аудитории. Крайне высокая степень мастерства публичного выступления.

Требования к ораторскому искусству : правильная структура выступления, умение привлечения и удержания внимания аудитории, уверенный в себе ритор, креативность речи, хорошо поставленные голос и дикция, умение импровизировать, умение пользоваться приемами запоминания речи. Вот как об этом говорил Цицерон: "Первое и важнейшее условие для оратора есть природное дарование… ведь для красноречия необходима особого рода живость ума и чувства, которая делает в речи нахождение всякого предмета быстрым, развитие и украшение - обильным, запоминание - верным и прочным".

Основные слагаемые ораторского искусства : гармоничное сочетание риторики, приемов актерского выступления (т.е. подачи) и психологических техник, понимание целей и задач подготовки к выступлению, глубокое знание и свободное владение материалом, высокая общая культура.

Методика формирования ораторского искусства : Постановка голоса, правильное произнесение гласных и согласных букв и звуков; логико-композиционное построение речи - т.е. правильное построение речи; выбор темы, построение планов выступления; владение собой во время публичного выступления, работа с аудиторией. Свойства ораторского искусства в том, что:

· подразумевается особая структура речи, соотношение языковых и неязыковых средств убеждения (жесты, мимика) средств убеждения публики;

· направленность наступления, выступающий ожидает получения ответной реакции от слушателей, поскольку его цель - не просто донести информацию до слушателей, а убедить их в своей точке зрения;

· эффективность, зависящая от психологического настроя и состояния выступающего, его авторитета у публики, аудитории.

Алгоритм формирования ораторского искусства : во время выступления имеется одна общая, основная идея, все аргументы, заявления и реплики ритора должны быть направлены на нее, быть ее частью. Если так и есть - то выступление получается логичным и последовательным. Нужно отбрасывать все то, что не относится к общей теме разговора.

Ораторская речь - вид монологической речи (речь, обращенная к слушателям), в ситуации, когда выступающий обращается к аудитории с целью ее убеждения в чем-то. Ораторская речь // Большая советская энциклопедия. 3-е изд.

В современной классификации выделяют много видов ораторской речи, подробно мы их рассматривать не будем, но перечислим: социально-политическое ораторское искусство, академическое ораторское искусство, судебное ораторское искусство, социально-бытовое ораторское искусство и последнее - богословско-церковное ораторское искусство.

Разобравшись с ораторским искусством и речью, перейдем к определению самого оратора:

Термин Оратор (от лат. слова orare - говорить) многозначен и в толковых словарях имеет несколько определений:

· В античности оратор это тот человек, который профессионально занимающееся искусством красноречия. В некоторых случаях глава Охлократии - вырожденной формы демократии, основа которой - меняющиеся прихоти толпы, под постоянным влиянием демагогов, была характерна для переходных и кризисных периодов. Водовозов В.В., Охлократия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. 1890-1907.

· Это человек, публично произносящий речь, выступающий, говорящий на каком-либо собрании.

· Просто челочек красноречивый, обладающий даром публично, перед многими людьми, произносить какие-либо речи.

· В теории ораторского искусства слово "оратор" является термином, поэтому его определение звучит так: Оратор - любой человек, публично произносящий речь. Слово оратор не имеет качественной оценки либо характеристики, поэтому оратор может быть: хорошим, плохим, скучным, блестящим, успешным и многое другое.

· В русском же языки слово "оратор" появилось в начале 18 века, а стало широко распространяться в первой половине 19 столетия. Владимир Иванович Даль в "Толковом словаре живого великорусского языка" разбирая суть слова "оратор" подбирает к нему такие синонимы и словосочетания, как: краснослов, вития, речистый человек, мастер говорить. Все они довольно ясно объясняют, что оратор - человек умеющий говорить красно, то есть красиво, образно, выразительно и последовательно.

Каждый оратор, выступающий человек, конечно, имеет свои индивидуальные особенности, прямо влияющие и на стиль речь, проявляющиеся в манере выступления, общего поведения оратора. Разные теоретики ораторского искусства выделяли разные типы ораторов. Так Марк Туллий Цицерон в своем труде "De oratore" ("Об ораторе"), датирующемуся на 55 год до н.э., назвал три типа ораторов:

· Первый тип ораторов является "велеречивым, с возвышенной силой мысли и торжественностью выражений". Такие ораторы, по Цицерону, "решительные, разнообразные, неистощимые, всемогущие, готовые трогать и вести за собой сердца людей".

· Второй тип ораторов характеризует человека как "сдержанного и проницательного, готовому всему поучать, все разъяснять, не возвеличивающие, отточенные в своей прозрачной, и, так сказать, сжатой речи".

· Третий тип, который выделял Цицерон, является средним между первыми двумя. Они не настолько "тонко предусмотрительны" как вторые, но и не настолько бесконечно настойчивы, не проявляют такого "бурного натиска" как первые.

Так же Цицерон говоря об ораторах точно заметил: "Величайшее из достижений оратора - не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно".

В современной же литературе по ораторскому искусству так же выделяют различные виды ораторов:

· Ораторы, для которых основное средство ораторского искусства - логика рассуждений;

· Ораторы, могущие воздействовать на аудиторию посредством своей высокой эмоциональности.

Деление ораторов на типы несколько условно, ведь даже очень логичный оратор может в своем выступлении перед определенной аудиторией дать волю своим чувствам и эмоциям, чтобы еще больше затронуть саму публику, аудиторию. Но, однако, это разделение на типы имеет под собой научную основу, выявленную в психологии Академиком И.П. Павловым. Он в своих трудах выделил у человека два крайних типа высшей нервной деятельности: художественная, а так же мыслительная. В зависимости от того, к какой нервной деятельности принадлежит индивид, он разными способами и методами произносит речь, выступает, то же самое и с восприятием. Если и говорить о разных типах ораторов, то стоит учитывать, какая сторона речи преобладает у оратора - эмоциональная или логическая.

Но так же стоит понимать, как я уже замечал выше, что каждая речь должна быть и в меру эмоциональной, и логической. Нельзя быть высокоэмоциональным человеком, но не подготовить в своей речи логику рассуждений, не приводить каких-либо аргументов. Если такой оратор говорит пафосно, воодушевленно, но его речь не подкреплена какими-либо аргументами, бессодержательна, то, скорее всего, такой выступающий вызовет у публики лишь раздражение, протест и порицание. Так же плохи и те ораторы, которые говорят бесстрастно, неэмоционально, во время выступления не взаимодействуют с аудиторией своих слушателей.

Теперь разобравшись с терминами: навык, умение, ораторское искусство и оратор, мы можем перейти к изучению основных навыков и умений оратора.

Ораторское искусство – один из наиболее ценных навыков, который помогает красиво и грамотно донести свою позицию широкому кругу слушателей. Немногие имеют врожденную способность к таким выступлениям. Те же, кто освоил секреты ораторского мастерства, имеют все шансы стать интересной личностью и достичь ошеломляющего успеха практически в любой сфере, будь то бизнес, политика, искусство и т.п.

Настоящий оратор должен обладать рядом качеств, которые делают его асом публичных выступлений. Во-первых, ему необходимо быть эрудированным и начитанным, для того чтобы в нужный момент подбирать правильные слова для оформления своих мыслей . Во-вторых, речь оратора должна быть грамотной и четкой, понятной целевой аудитории слушателей. В-третьих, профессионал должен подчинять волнение своей воле и сохранять хладнокровное спокойствие в процессе презентации.

ОБЩИЕ КРИТЕРИИ, КОТОРЫМ ДОЛЖЕН СООТВЕТСТВОВАТЬ ИСКУСНЫЙ ОРАТОР

В первую очередь нужно иметь четкое произношение и хорошо поставленный голос, поскольку они являются залогом красивой и внятной речи. Достичь этого можно правильно выговариваемыми согласными и чистыми гласными звуками. Для того чтобы ваша речь доставляла вам и вашим слушателям удовольствие, практикуйте упражнения для развития голоса .

Кроме того, чтобы во время вашего спича случайно не проскользнуло жаргонное выражение, следует исключить многие низкопробные сленговые слова из своего лексикона.

Обращайте внимание на то, чтобы ваш голос был плавным, поскольку он формирует благосклонность слушателей. Темп и громкость стоит выбирать исходя из места и количества слушателей. Громкая и медленная речь идеально подходит для больших аудиторий. Также следите за интонацией.

Для того чтобы вас слушали, нужно отлично разбираться в докладываемой теме и говорить о ней в разрезе тех вопросов, которые интересуют ваших зрителей. Если строить свое выступление как диалог с публикой, вам будут обеспечены заинтересованные лица, устремленные на вас из зала.

Во время презентации всегда говорите только о главном, опуская лишние ненужные факты второстепенного порядка.

Помните, что хороший оратор должен поддерживать нейтралитет в отношении различных спорных вопросов. Будьте дипломатом, а не агрессором - иногда лучше промолчать .

Если вдруг, выступая перед публикой, вы были включены в дискуссию, то вам необходимо быть максимально объективным. Ведя публичный диалог вы можете столкнуться с мнением, противоречащим вашему. Не пытайтесь спорить, а просто примите право человека на собственную позицию. Цель любой дискуссии должна заключаться в примирении нескольких сторон.

Помните, что во время диалога себя нужно вести корректно и уравновешено. Не давайте воли эмоциям. Искусство ораторской речи заключается в гармонии спокойствия и уверенности.

Старайтесь говорить по делу, поскольку увиливание от конкретных высказываний и основной темы будет раздражать как оппонентов, так и наблюдателей. Наоборот, четкие и ясные мысли помогут убедить человека поверить вам и тому, что вы говорите.

Начинайте говорить только после того, как убедитесь, что ваш коллега закончил свою мысль. Умение слушать собеседника – очень ценное качество.

предполагает наличие у выступающего некоторых личностных качеств. К ним относятся спокойствие и внутренняя собранность, склонность к саморазвитию , хорошая память и воображение. Кроме того, не будет лишней и проницательность . Также не забывайте о красноречии, поскольку умение формировать свои мысли в привлекательной форме – большой дар. Уверенность – важная составляющая хорошего оратора, ведь это качество заражает публику, и она начинает подсознательно доверять каждому слову выступающего. Коммуникабельность поможет вам найти «ключ» к любому слушателю или собеседнику, поэтому всячески старайтесь развить этот навык.

Следите за своим телом. Плавные движения сыграют вам на руку. Хорошая осанка выставит вас в лучшем свете. Не нужно сутулиться, или наоборот, раскидываться на кресле. Помните, что все взгляды устремлены на вас, поэтому будьте собраны.

Когда вы говорите, всегда смотрите на того, к кому обращаетесь. Ораторская речь должна исключать всякую небрежность. Старайтесь, чтобы выражение вашего лица совпадало с тем, что вы говорите, иначе вас смогут уличить в неискренности.

Основы ораторского искусства заключаются в том, что во время спича вы продвигаете одну основную идею, и все ваши заявления и реплики должны быть направлены именно на нее или подводить к ней. Постарайтесь убирать из сознания все не относящиеся к основной цели мысли. Если вы упорядочите информацию, которую хотите донести, у себя в голове, то ваше выступление будет максимально логичным и последовательным. Постоянно старайтесь держать перед глазами то, о чем хотите сказать. Помните, чем больший интерес вы проявляете к предмету дискуссии, тем ваша речь будет качественней.

Следует также обратить внимание на то, что конструктивная критика – это неотъемлемый атрибут любого диалога с оппонентом или публикой. Если вас в чем-то обвиняют, принимайте это спокойно, и уверенно продвигайте свою идею. Критиковать же оппонентов лучше аккуратно и снисходительно. Так вы покажете свой позитивный настрой , и не будете выглядеть врагом в глазах собеседника.

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ С АУДИТОРИЕЙ

Во-первых, нужно принимать во внимание, что слушатели делятся по многим признакам: пол, возраст, образование и т.п. Поэтому следует учитывать, с кем и о чем вы собираетесь говорить, иначе можете натолкнуться на равнодушие или, еще хуже, агрессию.

Во-вторых, ораторское мастерство подразумевает умение завоевать внимание публики, поэтому перед спичем постарайтесь максимально подумать над тем, что будет интересно услышать вашим зрителям.

В-третьих, выступающий должен отлично понимать, что хочет от него аудитория, и дать ей это. Понятие потребностей каждого отдельного слушателя сделает выступление увлекательным.

В-четвертых, искусство ораторского мастерства основывается на позитивном отношении к людям, даже если цель выступления заключается в критике.

Помните, что положительно настроенный человек вызовет такие же чувства в аудитории, а это значит, что оратор во время выступления сможет без проблем достичь поставленных целей .

НАИБОЛЕЕ ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ, КОТОРЫЕ СОВЕРШАЮТ МНОГИЕ МАСТЕРА СЛОВА

Очень часто, выступая перед аудиторией, люди строят слишком сложные предложения и используют длинные слова. Во-первых, это может сбить самого выступающего, а, во-вторых, путает слушателей. Так что лучше избегать подобного формата построения речи.

Кроме того, нередко начинающие ораторы делают ошибку, употребляя безличные предложения. Такой формат общения с аудиторией может вызвать недоверие, поэтому больше употребляйте определенно-личных местоимений.

Не следуют проявлять нерешительность. Делайте больше утверждений и держитесь самодостаточно.

Оценивайте аудиторию правильно, и не используйте сленговые выражения, которые могут не понять ваши слушатели. Продумывайте каждое предложение, каждый тезис, каждую шутку и т.п.

Найдите идеальный баланс между утвердительными и вопросительными предложениями. Разбавляйте свою речь мягкими вставками типа «также», «помимо всего прочего» и т.п.

Кроме того, очень часто неумелые ораторы терпят неудачу, не зная как задавать вопросы аудитории. Помните, что если вы хотите вывести ваших слушателей на активный диалог, то в этом вам помогут только открытые вопросы.

Ну и напоследок, никогда не уводите взгляд от аудитории. Поддерживайте зрительный контакт, и тогда ваше выступление будет более ярким и убедительным.

БЕЗ волшебства и изотерики!

Зарегистрироваться