Рефераты Изложения История

Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов

Справочная таблица содержит основные этапы развития человечества от первобытного общества до новейшей истории, с указанием хронологических рамок, длительности каждого из этапов и краткой характеристики. Данный материал будет полезен школьникам, студентам, при выполнении домашних заданий, экзаменов и ЕГЭ.

Этапы (период) истории

Хронологические рамки

Длительность периода

Краткая характеристика

около 2 млн. лет назад - 4-е тысячелетние до н.э.

около 2 млн. лет (20000 веков)

Становление человека, совершенствование орудий труда, переход к земледелию и скотоводству от охоты и собирательства.

4-е тысячелетие до н.э. -середина 1-го тысячелетия н.э.

около 4 тыс. лет (40 веков)

Раскол общества на управляющих и управляемых, распространиение рабства, культурный подъем, падение Римской империи

476г. - середина 17в.

около 1200 лет (12 веков)

Начало эпохи великих географических открытий. Утверждение сословного строя в Европе, большое значение приобретает религия, урбанизация, становление крупных феодальных государств.

середина 17в. - начало 20в.

около 300 лет (3 века)

Становление промышленной капиталистической цивилизации, появление колониальных империй, буржуазная революция, промышленный переворот, развитие мирового рынка и его падение, кризисы производства, соц. противоречия, передел мира, окончание первой мировой войны .

1918г. - начало 21в.

около 100 лет (менее века)

Державное сопернечиство, Вторая мировая война , изобретение ядерного оружия, распространение компьютеров, изменение характера трудовой деятельности, восстановление целостности мирового рынка, формирование общемировой системы инфокоммуникаций

В результате роста уровня производительных сил и борьбы антагонистических классов за качественно новые производственные отношения развитие общества проходит через следующие общественно-экономические формации:

· Первобытно-общинный строй (первобытный коммунизм: нем. Urkommunismus ). Уровень экономического развития крайне низкий, используемые орудия примитивны, поэтому нет возможности производства прибавочного продукта. Классовое разделение отсутствует. Средства производства находятся в общественной собственности. Труд имеет всеобщий характер, собственность - только коллективная.

· Азиатский способ производства (другие названия - политарное общество , государственно-общинный строй ). На поздних этапах существования первобытного общества уровень производства позволил создавать прибавочный продукт. Общины объединились в крупные образования с централизованным управлением. Из них постепенно выделился класс людей, занятый исключительно управлением. Этот класс постепенно обособился, аккумулировал в своих руках привилегии и материальные блага, что привело к появлению частной собственности, имущественного неравенства и обусловило переход к рабовладению. Управленческий аппарат же приобретал все более сложный характер, постепенно трансформируясь в государство.
Существование азиатского способа производства как отдельной формации не является общепризнанным и являлось темой дискуссий на всем протяжении существования истмата; в работах Маркса и Энгельса он также упоминается не везде.

· Рабовладение (нем. Sklavenhaltergesellschaft ). Существует частная собственность на средства производства. Непосредственным трудом занят отдельный класс рабов - людей, лишённых свободы, находящихся в собственности у рабовладельцев и рассматриваемых как «говорящие орудия». Рабы трудятся, но не имеют собственности на средства производства. Рабовладельцы организуют производство и присваивают результаты труда рабов. Основным механизмом, побуждающим к труду является насильственное принуждение, страх физической расправы рабовладельца над рабом.

· Феодализм (нем. Feudalismus ). В обществе выделяются классы феодалов - собственников земли - и зависимых крестьян, находящихся от феодалов в личной зависимости. Производство (главным образом, сельскохозяйственное) ведётся трудом зависимых крестьян, эксплуатируемых феодалами. Феодальное общество характеризуется монархическим типом правления и сословной социальной структурой. Основным механизмом, побуждающим к труду является крепостное право, экономическое принуждение.

· Капитализм . Имеется всеобщее право частной собственности на средства производства. Выделяются классы капиталистов (буржуазия), - владельцев средств производства, - и рабочих (пролетариев), не владеющих средствами производства и работающих на капиталистов по найму. Капиталисты организуют производство и присваивают прибавочный продукт, производимый рабочими. Капиталистическое общество может иметь различные формы правления, но наиболее характерны для него различные вариации демократии, когда власть принадлежит выборным представителям общества (парламенту, президенту). Основным механизмом, побуждающим к труду, является экономическое принуждение - рабочий не имеет возможности обеспечить свою жизнь иным способом, чем получением заработной платы за выполняемую работу.


· Коммунизм. Никогда ещё не существовавшее на практике, устройство общества, которое придет на смену капитализму. При коммунизме все средства производства находятся в общественной собственности (не государственной), частная собственность на средства производства полностью утрачена, следовательно классовое разделение отсутствует. Из-за отсутствия классов нет классовой борьбы - коммунизм последняя формация общества. Высокий уровень развития способа производства, по сравнению с ранее существовавшим в других формациях, освобождающий человека от тяжелого физического труда, человек занят только умственным трудом (сегодня считается, что эту задачу выполнит полная автоматизация производства, машины возьмут на себя весь тяжелый физический труд). Товарно-денежные отношения отмирают из-за их ненадобности для распределения материальных благ (материальных благ хватает каждому человеку благодаря высокому уровню развития способа производства). При этом общество предоставляет любые доступные блага каждому человеку. Достижения и вклад человека в улучшение жизни всего общества - высшая ценность человека и общества. Предполагается, что человек, мотивированный уже не экономически, а отношением окружающих людей и всем обществом к нему, трудится сознательно, стремится принести обществу наибольшую пользу, и тем самым получить признание и уважение за проделанную работу. Таким образом реализуется принцип «Каждый по способностям, каждому по потребностям!». Поощряется коллективизм и добровольное признание каждым членом общества приоритета общественных интересов перед личными. Власть осуществляется всем обществом в целом, на основе самоуправления, государство отмирает.

В качестве общественно-экономической формации, переходной от капитализма к коммунизму, рассматривается социализм , при котором происходит обобществление средств производства (переход из частной собственности в собственность общества), но сохраняются товарно-денежные отношения (в силу пока, что еще недостаточно развитых производительных сил), экономическое принуждение к труду и ряд других особенностей, характерных для капиталистического общества. При социализме реализуется принцип: «От каждого по его способностям, каждому - по его труду». Самым первым и известным социализмом в истории является СССР.

В классической экономической теории социализму не отводится место отдельной общественно-экономической формации, по К. Марксу коммунистическая формация состоит из двух фаз: первая - социализм, вторая - коммунизм.

· «Мы имеем дело не с таким коммунистическим обществом, которое развилось на своей собственной основе, а с таким, которое только что выходит как раз из капиталистического общества и которое поэтому во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет ещё родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло». (Карл Маркс, Критика Готской программы)

« Вот это коммунистическое общество, которое только что вышло на свет божий из недр капитализма, которое носит во всех отношениях отпечаток старого общества Маркс и называет „первой“ или низшей фазой коммунистического общества». (Владимир Ленин, Государство и революция)

Обобщая все сказанное, не правильно разделять социализм и коммунизм в разные общественно-экономические формации. Социализм - это низшая фаза коммунизма потому, что уже нет частной собственности на средства производства, а следовательно нет и антагонистических классов, поэтому нет классовой борьбы, а без борьбы классов не может быть и перехода в другую формацию. Социализм становится развитым коммунизмом в результате постоянного своего укрепления, обусловленного постепенным ростом производительных сил (ростом уровня технологии и навыков людей), но уже без резких качественных скачков производственных отношений (в социализме производственные отношения коммунистической формации).

Место позитивного мышления в системе Конта можно понять только в связи с его знаменитым законом «трех стадий», или «трех состояний», ко­торый он считал своим главным открытием.

Согласно этому закону, индивидуальный человек, общество и человече­ство в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии.

1) На теологической, или фиктивной, стадии человеческий разум стре­мится найти либо начальные, либо конечные причины явлений, он «стре­мится к абсолютному знанию». Теологическое мышление, в свою очередь, проходит три фазы развития: фетишизм, политеизм, монотеизм. Эта ста­дия была необходимой для своего времени, так как обеспечивала предва­рительное развитие человеческой социальности и рост умственных сил. Но притязания теологии проникать в предначертания подобны предположению о том, что у низших животных сущест­вует способность предвидеть желания человека или других высших животных.

2) На метафизической, или абстрактной, стадии человеческое мыш­ление также пытается объяснить внутреннюю природу явлений, их начало и предназначение, главный способ их образования. Но в отличие от теоло­гии метафизика объясняет явления не посредством сверхъестественных фа­кторов, а посредством сущностей или абстракций. На этой стадии спекулятивная, умозрительная часть очень велика «вследствие упорного стремления аргументировать вместо того, чтобы наблюдать». Метафизическое мышление, как неизбежный этап, по своей природе является критическим, разрушительным. Его черты в значительной мере сохраняются и в современную эпоху.

3) Основной признак позитивной, или реальной, или научной стадии состоит в том, что здесь действует закон постоянного подчинения вообра­жения наблюдению. На этой стадии ум отказывается от недоступного оп­ределения конечных причин и сущностей и вместо этого обращается к простому исследованию законов, т. е. «постоянных отношений, существу­ющих между наблюдаемыми явлениями».

Иногда Конт высказывается не только против изучения «конечных» при­чин, но и против исследования причинности вообще, утверждая, что наука должна заменить вопрос «почему» вопросом «как». Сам он, однако, в сво­их сочинениях нередко высказывается о причинах тех или иных явлений.

Социальная статика и социальная динамика

Социальная статика предполагает, с одной стороны, анатомический анализ структуры общества на конкретный момент, а с другой- анализ социальных элементов, определяющих общественный консенсус, т.е. превра­щающих совокупность индивидов или семейств в коллектив, де­лающих из множества социальных институтов целостное единст­во. Таким образом социальная статика приводит к пониманию ус­ловий установления и сохранения порядка всякой социальной общности и общества в целом.

Социальная динамика, в отличие от статики, изучает после­довательные этапы, которые проходит общество в своем развитии. Поэтому она сосредоточивает внимание на метаморфозах, осуще­ствляющихся в процессе развития общества.

Таким образом, статика и динамика соотносятся с термина­ми порядка и прогресса. Сам же прогресс трактуется как развитие порядка. В основу теории общественного прогресса, согласно О. Конту, должна быть положена история человеческого духа. Прогресс означает развитие по восходящей линии, хотя и не включает в себя факторы совершенствования. Существуют два ряда факторов, вли­яющих на общественный прогресс: первичные и вторичные. Пер­вичным, решающим фактором является духовное, умственное раз­витие. Ко вторичным относятся климат, раса, средняя продол­жительность человеческой жизни, прирост населения, обусловли­вающий разделение труда и побуждающий развитие интеллекту­ального и морального в человеке.

Заключение

Огюст Конт стал основателем не только новой науки, но и подлинно социологического подхода к анализу социальных явлений и процессов. Он впервые поставил проблему и собственно понятийного аппарата социологии, полагая, что описание и анализ структуры общества должны производиться в социальных терминах, т.е. в явлениях ассоциации и ее специфических продуктов. С точки зрения этого подхода О. Конт дает описание разнообразным социальным системам, социальным институтам, институциональным взаимоотношениям и стратификации – социального неравенства, т.е. основным аспектам общей социологии.
С появлением О. Конта социальная теория обретает институциональный статус, получает права гражданства в научном мире.
Таким образом, позитивизм в лице одного из своих передовых представителей – О. Конта – заложил основы нового прогрессивного научного направления, дал обществу инструмент познания самого себя, создал предпосылки институализации социологии как науки.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Задание 1. Дайте характеристику этапов первобытной истории. На каком этапе произошли наиболее существенные изменения в жизни человечества в первобытн ую эпоху? Обоснуйте свой ответ

В настоящее время среди ученых, занимающихся исследованием древнейшей истории человечества единого мнения о периодизации этой истории нет. Существуют несколько специальных и общая (историческая) периодизации первобытной истории, частично отражающие характер дисциплин, которые участвуют в их разработке.

Рассмотрим несколько теорий периодизации первобытной истории. Из специальных периодизаций наиболее важна археологическая, основанная на различиях в материале и технике изготовления орудий труда. Известное уже древнекитайским и древнеримским философам деление древнейшей истории на три века - каменный, бронзовый (медный) и железный - получило научную разработку в XIX - начале XX в., когда были в основном типологизированы эпохи и стадии этих веков.

Первый этап в развитии человечества - первобытнообщинный строй -занимает огромный период времени с момента выделения человека из животного царства (около 3-5 млн. лет назад) до образования классовых обществ в различных регионах планеты (примерно в IV тыс. до н.э.). Его периодизация основана на различиях в материале и технике изготовления орудий труда (археологическая периодизация).

В соответствии с ней в древнейшей эпохе выделяются три периода:

Каменный век (от возникновения человека до III тыс. до н.э.),

Бронзовый век (с конца IV до начала 1 тыс. до н.э.),

Железный век (с 1 тыс. до н.э.).

В свою очередь каменный век подразделяется на древнекаменный (палеолит), средне каменный век (мезолит), новый каменный век (неолит) и переходный к бронзе меднокаменный век (энеолит).

Схемы внутренней периодизации новокаменного, бронзового и железного веков на стадии у разных исследователей сильно отличаются друг от друга. Еще более различаются выделяемые внутри стадий культуры или фазы, называемые по тем областям, где они были впервые обнаружены.

Каменный век: 1. Древнекаменный век или палеолит (2.4 млн. -10000 до н.э.) Начало кремниевых орудий. Время охотников и собирателей.

1) Ранний (нижний) палеолит (2,4 млн. -600000 лет до н.э.) Период появления древнейших видов людей и широкого распространения Homo erectus.

2) Средний палеолит (600000-35000 лет до н.э.) Период вытеснения эректусов эволюционно более продвинутыми видами людей, включая современного человека. В Европе господствуют неандертальцы.

3) Поздний (верхний) палеолит (35000-10000 лет до н.э.). Период господства современного вида людей на всей территории земного шара в эпоху последнего оледенения.

2. Среднекаменный век (мезолит) 10000-5000 до н.э.

Охотники и собиратели освоили высокоразвитую культуру изготовления орудия из камня и кости, а также и дальнобойное оружие - лук и стрелы. Период характеризуется развитием техники производства каменных орудий труда и общей культуры человека. Керамика отсутствует.

3. Новокаменный век или неолит (5000-2000 до н.э.) Возникновение неолита связывается с неолитической революцией. Появляются новые способы ведения хозяйства, вместо собирательного и охотничьего "присвающего" - "производящее" земледелие и скотоводство. Это эпоха появления сельского хозяйства. Орудия труда и оружие каменные, их производство доводится до совершенства, широко распространяется керамика. Различают ранний, средний и поздний неолит.

Медный век: Поздний неолит нередко переходит в медный век без разрыва в культурной преемственности. Приблизительно охватывает период 4-3 тыс. лет до н.э., но на некоторых территориях существует дольше, а на некоторых отсутствует вовсе. Появляются медные орудия, но преобладают по-прежнему каменные.

Бронзовый век (3500-800 лет до н.э.). Ранняя история. Характеризуется ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений и последующим получением из них бронзы. Первые письменные источники в передней Азии и Эгеиде. Выделяют ранний, средний и поздний бронзовый век.

Железный век . (С ок.800-до н.э.). Характеризуется распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий. Термин "железный век" обычно применяется к "варварским" культурам Европы, которые отличало отсутствие или редкое использование письменности. В железном веке выделяют следующие периоды: Ранняя история (ок.800-500 до н.э.), Античность (ок.500 до н.э. - 500 н.э.), Средние века (ок. 500-1500 н.э.), Новая история (с ок. 1500 н.э.)

При всей важности специальных периодизаций первобытной истории ни одна из них не в состоянии заменить обшей (исторической) периодизации древнейшего прошлого человечества, разработка которой ведется уже более столетия, главным образом по этнографическим и археологическим данным.

Первая серьезная попытка в этом направлении была предпринята выдающимся американским этнографом Л.Г. Морганом, близко подошедшим к историко-материалистическому пониманию первобытной истории. Использовав установившееся в XVIII в. членение исторического процесса на эпохи дикости, варварства и цивилизации и основываясь главным образом на критерии уровня развития производительных сил ("производства средств к жизни"), он выделил в каждой из названных эпох низшую, среднюю и высшую ступени. Низшая ступень дикости начинается с появления человека и членораздельной речи, средняя - с возникновения рыболовства и применения огня, высшая - с изобретения лука и стрел. Переход к низшей ступени варварства знаменуется распространением керамики, к средней - освоением земледелия и скотоводства, к высшей - внедрением железа. С изобретением иероглифического или алфавитного письма начинается эпоха цивилизации.

Первобытная эпоха человечества характеризуется низким уровнем развития производительных сил, медленным их совершенствованием, коллективным присвоением природных ресурсов и результатов производства (прежде всего эксплуатируемой территории), равнообеспечивающим распределением, социально-экономическим равенством, отсутствием частной собственности, эксплуатации человека человеком, классов, государств.

Анализ развития первобытного человеческого общества показывает, что это развитие шло крайне неравномерно. Процесс обособления наших отдаленных предков от мира человекообразных обезьян был очень медленным.

Общая схема эволюции человека следующая:

человек австралопитековый - человек прямоходящий (ранние гоминиды: питекантропы и синантропы) - человек современного физического вида (поздние гоминиды: неандертальцы и верхнепалеолитические люди).

Практически появление первых австралопитеков ознаменовало зарождение материальной культуры, непосредственно связанной с производством орудий труда. Именно последние стали для археологов средством определения основных этапов развития древнего человечества.

Богатая и щедрая природа того периода не способствовала ускорению этого процесса; только с появлением суровых условий ледниковой эпохи, с усилением трудовой деятельности первобытного человека в его тяжелой борьбе за существование ускоренно появляются новые навыки, совершенствуются орудия, вырабатываются новые социальные формы.

Овладение огнем, коллективная охота на крупных животных, приспособление к условиям растаявшего ледника, изобретение лука, переход от присваивающего к производящему хозяйству (скотоводству и земледелию), открытие металла (меди, бронзы, железа) и создание сложной родоплеменной организации общества - вот те важнейшие этапы, которые отмечают путь человечества в условиях первобытнообщинного строя.

Темп развития человеческой культуры постепенно ускорялся, особенно с переходом к производящему хозяйству. Но появилась еще одна особенность - географическая неравномерность развития общества. Области с неблагоприятной, суровой географической средой развивались по-прежнему медленно, а области с мягким климатом, запасами руд и пр. быстрее продвигались к цивилизации.

Важным этапом в истории первобытного человека стала первая экономическая революция (неолитическая), когда произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему. По мере углубления общественного разделения труда и роста его производительности в первобытном обществе усилился обмен, возник прибавочный продукт, что стало основой появления частной собственности и имущественного неравенства. На смену первобытному строю приходят классовые общества.

Задание 2 . Охарактеризуйте место эпохи Древности в истории человечества. Какие достижения (политические, социальные, экономические, научно-технические, культурные и др.) оказали наибольшее влияние на развитие человеческого общества в данную эпоху? Приведите аргуме нты в защиту своей точки зрения

Исторически первым фундаментальным переходом, первой "культурной революцией" был переход от эпохи Архаики к эпохе Древности. Этот переход у разных народов осуществлялся в разное время на протяжении в общей сложности не менее трех тысяч лет, считая от создания древнейших государственных образований в долинах рек Тигр, Евфрат и Нил до завоевания римлянами варварских племен Западной Европы, цивилизованных ими по древнеримскому образцу.

История Древнего мира условно делится на три этапа:

Конец IV тыс. до н.э. - конец II тыс. до н.э. (эпоха ранней Древности);

Конец II тыс. до н.э. - конец 1 тыс. до н.э. (эпоха расцвета древних государств);

Первая половина 1 тыс. н.э. (эпоха поздней Древности).

Хронологические рубежи периода ранней Древности (конец IV - конец II тыс. до н.э.) практически совпадают с эпохой бронзы, или бронзовым веком. Самые первые государства на земле появляются в долинах крупных рек Нила, Тигра, Евфрата, там, где возможно было создать оросительные (ирригационные) системы - основу поливного земледелия. В долинах этих рек люди гораздо меньше, чем в других местах, зависели от природных условий, получали стабильные урожаи.

С появлением в III тыс. до н.э. крупных государств начинает складываться особая форма социально-политического устройства - деспотия, характерная для большинства древневосточных стран на протяжении всей их истории. В III тыс. до н.э. основной экономической единицей являлись крупные царские хозяйства, полностью господствовал натуральный тип производства. Торговые отношения развивались в рамках изолированных друг от друга регионов (Египта, Месопотамии, Индии) и существовали в основном в виде обмена. этап первобытная древность российская

Во II тыс. до н.э. в древневосточных государствах происходит некоторое усовершенствование орудий труда, наблюдается прогресс в ремесле и отчасти в сельском хозяйстве, растет товарность производства, развивается ростовщичество, долговое рабство. Государственные земли на разных условиях начинают предоставляться частным лицам.

Эпоха Древности - важнейший этап в развитии человечества: произошел распад родового строя, возникновение классов и древних рабовладельческих обществ, создание государств, начало цивилизаций и экономики, как организованной сферы деятельности человека.

Отделение скотоводства от земледелия, развитие сельского хозяйства и выделение из него ремесел, возникновение металлургии вызывали потребность в дополнительной рабочей силе. Ею становились главным образом пленные, которых обращали в рабство. Рост производства дал избыточный продукт, который стал объектом обмена. Появилась торговля, а затем и деньги. Родовая община постепенно распадается. Войны и торговля увеличивали имущественное расслоение. Возникает первое деление общества на классы- рабовладельцев и рабов. Для охраны интересов собственников, имущества, рабовладельцев и защиты от внешней опасности создается государство.

Задание 3. Перечислите основные процессы и факторы развития общества в странах Западной Европы в раннее Новое время. Какие из них представляются вам наиболе е важными? Обоснуйте свой ответ

Этот период (с начала XVI в. до середины XVII в.) знаменует начало нового этапа всемирно-исторического развития. Если в предшествующий период общение между разными частями и народами мира не имело ещё прочной основы в их экономических связях, то в результате великих географических открытий и зарождения в XVI в. первых очертаний мирового рынка эти связи становятся регулярными, и вся дальнейшая история человечества развивается во всё растущем общении разных народов мира между собой.

В раннее Новое время в европейской экономике аграрная сфера производства по-прежнему резко преобладала над промышленностью; несмотря на ряд технических открытий, ручной труд господствовал повсеместно. В этих условиях особое значение приобретали такие факторы экономики, как рабочая сила, масштабы рынка труда, уровень профессионализма каждого работника. Заметное воздействие на развитие экономики в эту эпоху оказывали демографические процессы.

В большинстве стран Западной Европы к началу XVI в. в основном завершился процесс политического объединения национальной территории и образования централизованного государства.

В это время в жизни европейского общества происходили изменения глобального характера. В экономической сфере такие процессы, как активное развитие торговли, финансового и банковского дела, появление и расширение мануфактурной промышленности, начавшийся процесс первоначального накопления капитала, постепенно стали входить в противоречие с традиционными устоями средневековой экономики. Меняется и социальная структура общества. Буржуазия и "новое дворянство", значительно разбогатевшие за эти годы, начинают играть все большую роль в политической жизни европейских государств. Революционные изменения происходят и в духовной сфере. Гуманизм, распространявшийся в Европе с XV века, рассматривал человека уже не как носителя всяческих пороков, обязанного всю жизнь искупать "первородный грех", а как свободную личность, обладающую огромными возможностями. На рубеже XV-XVI веков в значительной степени меняются представления европейцев о Земле. Достижения научной мысли, Великие географические открытия - все это расширяло кругозор людей, влияло на представления о своем месте в окружающем мире. Данные явления самым радикальным образом изменили образ жизни европейцев, ознаменовав начало Нового времени. Процесс трансформации европейской цивилизации проходил в тяжелой борьбе со старыми порядками, институтами (католическая церковь и др.), которые не желали уступать свои позиции. Эта борьба, протекавшая в виде религиозных войн, национально-освободительных движений, буржуазных революций, длилась более двух с половиной столетий.

Реформация XVI века явилась переломным этапом в истории западноевропейской христианской церкви, духовным и социально-культурным переворотом в жизни Европы. В ходе реформации происходит адаптация христианской веры к потребностям современного ей общества. Уже с XV века католическая церковь переживала кризис народного доверия: происходило переосмысление теории о "единоспасающей" роли католической церкви, значения различных церковных таинств, Священного предания. Огромную роль в пересмотре многих догматов сыграли европейские писатели-гуманисты, прежде всего Эразм Роттердамский, которые стали своеобразной предтечей Реформации. Большое раздражение вызывает роскошь папского двора, нравы, царящие там, "стяжательство" церкви, владевшей обширными земельными наделами и огромными богатствами. В этих условиях в Германии начинается Реформация, распространившаяся затем на всю Европу.

XV - начало XVII вв. стали эпохой невиданного расцвета европейской культуры, которая в этот период развивается под знаком гуманизма. Влияние гуманизма распространяется на такие сферы духовной жизни, как литература, архитектура, живопись, политические теории и т, д. Классическими представителями культуры Возрождения данного периода стали мыслители - Эразм Роттердамский, Т. Мор, Н. Макиавелли, Рафаэль, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Тициана и др.

Значительные успехи были достигнуты в науке (прежде всего в естествознании). Шаг вперед сделали медицина и анатомия, благодаря трудам А. Везалия, У. Гарвея и М. Сервета. К началу XVII века в развитии культуры происходит отход от принципов классического Ренессанса, а именно от следования античным принципам и формам. Культура поднимается на качественно новую ступень.

Важнейшим явлением Новой истории было распространение элементов Западной цивилизации на весь мир. Начало этому процессу положили еще Великие географические открытия, передавшие в руки европейцев огромные богатства. Религиозные изменения в Европе, носившие революционный характер, затронули все сферы жизни общества - от сельского хозяйства до геополитики. Столкновение Реформации и Контрреформации приводит к многочисленным религиозным войнам, в которые втягиваются в той или иной степени практически все европейские государства. В XVI веке происходит замедление темпов экономического роста Европы. Экономический застой не затронул только Англию и Голландию; между этими странами обостряется конкуренция, связанная с борьбой за колониальный рынок.

XVI и первая половина XVII в. являются периодом зарождения капиталистического уклада в недрах феодального общества. Основным, решающим фактом истории этого времени является разложение феодальных отношений, возникновение в ряде наиболее развитых стран капиталистического производства в форме рассеянной и централизованной мануфактуры.

Задание 4. Назовите основные этапы российской истории. Выделите их общие и специфические характеристики

За более чем тысячелетнюю историю Русское государство прошло в своем развитии ряд этапов. Эти этапы оцениваются историками по разным основаниям. Так, выдающийся историк С.М. Соловьев выделяет следующие основные этапы:

1. От Рюрика до Андрея Боголюбского- период господства родовых отношений в политической жизни (IX-XII вв.).

2. От Андрея Боголюбского до начала XVII в. - период борьбы родовых и государственных начал, завершившийся полным торжеством государственного начала. Этот период имел 3 стадии:

а) от Андрея Боголюбского до Ивана Калиты (XII-XIV вв.) начальное время борьбы родовых и государственных отношений;

б) от Ивана Калиты до Ивана III - время объединения Руси вокруг Москвы (XIV-XVI);

в) от Ивана III до начала XVII в. - период борьбы за полное торжество государственного начала;

г) с начала XVII до середины XVIII в. - период вступления России в систему европейских государств. д) с середины XVIII в. до реформ 60-х годов XIX в. - новый период русской истории.

Периодизация С.М. Соловьева отражает прежде всего историю государственности.

По-другому подходит В.О. Ключевский, который определяет периоды развития России по размещению русского народа, колонизации территории:

1. VIII - XIII вв. - Русь Днепровская, городовая, торговая.

2. XIII - сер. XV вв. - Русь Верхневолжская, удельно-княжеская, вольно-земледельческая.

3. Сер. XV - второе десятилетие XVII в. - Русь Московская, царско-боярская, военно-землевладельческая.

4. Начало XVII - вторая половина XIX вв. - Всероссийский, императорско-дворянский, период земледельческо-крепостного и фабрично-заводского хозяйства. В.О. Ключевский называл эти периоды: 1) днепровский, 2) верхневолжский, 3) великорусский, 4) всероссийский. Эти выдающиеся русские ученые оценивали дореволюционный период развития России.

Большинство современных отечественных историков выделяют такую периодизацию:

1. IX-XIII вв. - Киевская Русь.

2. XIV-XVII вв. - Московская Русь.

3. XVIII - начало XX в. - Российская империя.

4. 1917 г. - н.в. - Советский период.

Становление и развитие российской государственности насчитывают много веков. Начало этому процессу было положено в Древнерусском государстве и продолжается до сих пор. Россия за всю свою историю прошла пять основных периодов государственного развития: Древнерусское государство, Московское государство, Российская империя, Советское государство и Российская Федерация.

Если соотносить историю России со всемирной историей, то мы увидим, что Россия не прошла все те формации, которые определяли основные этапы исторического развития: древний мир - рабовладельческая; средневековье - феодальная; новое время - буржуазная социально-экономическая формация; новейшее время период развитого капитализма и социализма в ряде стран. Россия миновала рабовладельческую стадию и чуть больше полувека было отпущено развитию капитализма. К началу XX века она стала страной, в которой переплелись острейшие противоречия феодализма, капитализма, империализма, национальные, социальные, в результате разрешившиеся тремя революциями, гражданской войной и созданием первого в мире социалистического государства. По сути дела, история России представляет собой поэтапное развитие феодализма с раннефеодальных форм, сменяющих первобытное общество, до тотального закрепощения в форме военно-феодального самодержавного строя. Экономическое развитие также имело свои особенности. Если в Западной Европе доминировал экономический рыночно капиталистический путь, с опорой на денежную ренту, налоги с самостоятельных крестьянских хозяйств, купцов, ремесленников, развитые товарно-рыночные отношения на базе частной собственности, то в России преобладал другой, внеэкономический, административный путь, где основными формами экономических отношений были закабаление, крепостное право, обязательные поставки, неразвитые товарно-рыночные формы хозяйства.

Основные черты, тенденции и противоречия в историческом пути России, основные закономерности развития:

Процесс создания русского государства и превращения его в могучую империю;

Характер освободительной борьбы русского народа, завоевание независимости;

Формирование основных народностей, составляющих базу народа России: великорусский, белорусский, украинский;

Процесс присоединения других народов к России, создание многонационального государства;

Складывание феодально-крепостнического строя и особенности перехода к капитализму;

Динамика революционных изменений двадцатого века и создание социалистического государства;

Развитие самобытной культуры и формирование российской цивилизации, обогащенной восточной и западной культурой;

Исторические портреты государственных, политических и военных деятелей России, внесших вклад в ее развитие;

Особенности внутренней и внешней политики на современном этапе.

Список используемой литературы

1. Всемирная история: учебник для вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

2. Всемирная история. В 24 тт. - Минск: Современный литератор, 1999.

3. История Отечества / под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

4. История России: традиции государственности. - М.: ЮКСП, 1995.

5. http://historik.ru/.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Этапы первобытной истории. Место эпохи древности в истории человечества. Достижения, повлиявшие на развитие общества. Социальное развитие стран Западной Европы в раннее Новое время. Этапы российской истории, их общие и специфические характеристики.

    контрольная работа , добавлен 03.05.2014

    Сущность и функции исторического познания. Характеристика важнейших культурных достижений древневосточных государств. Основные процессы и факторы развития общества в странах Западной Европы в эпоху Просвещения. Наиболее выдающиеся деятели России.

    контрольная работа , добавлен 13.06.2012

    Отношение гуманистов к зачатию, беременности и появлению ребенка в ранее Новое время. Эволюция взглядов от средневекового общества к обществу эпохи Возрождения на возрасты жизни. Изучение гуманизма в средней школе. Восприятие детства и старости в семье.

    дипломная работа , добавлен 08.09.2016

    Характеристика эпохи "Смутное время" - периода кризиса в истории России. Начало формирования политического мышления и гражданского общества. Переосмысление соотношения элементов государя, государственности и народа. Теории альтернативного развития России.

    реферат , добавлен 20.12.2015

    Краткое изложение исторических событий мира эпохи Нового времени, которая охватывает время формирования в Западной Европе и Северной Америке индустриального общества. Анализ предпосылок для возникновения капитализма. Особенности буржуазных революций.

    краткое изложение , добавлен 06.05.2010

    Понятие исторического времени, разделение истории общества на формации: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. Анализ временных периодов развития России, их отношения к всемирно-исторической периодизации.

    реферат , добавлен 23.05.2010

    Сущность понятия "средние века". Определяющие черты этого периода в Западной Европе. Основные принципы периодизации истории средних веков. Основные черты средневекового развития Византии. Периодизация истории средних веков в российском государстве.

    реферат , добавлен 06.05.2014

    Важность периода Средневековья для развития западноевропейской цивилизации. Формирование религиозной общности Европы. Новое христианское направление, соответствующее буржуазным отношениям - протестантство. Франция, Англия, Германия, Византия IX-XI вв.

    реферат , добавлен 24.11.2009

    Значение экономических факторов (расширения торговых сношений, индустриальной революции) для процесса перемещений народов Европы (конец Средневековья – Новое время). Влияние политических факторов на формирование народов Европы и национальных государств.

    реферат , добавлен 27.07.2010

    Капитализм - мощный стимул для развития общества. Процесс постепенного перехода от традиционного к современному индустриальному обществу на рубеже ХIХ-ХХ веков. Органическая и неорганическая модернизация. Промышленные революции в странах Западной Европы.