Рефераты Изложения История

Межличностные отношения. Понятия отношения, взаимоотношения Значение слова взаимоотношение

Под словом «отношения» большинство людей подразумевает социальные контакты , часто — только романтические, любовные.

Однако значение этого слова гораздо шире. Важно знать, какие бывают отношения, чтобы лучше понимать людей, осознавать собственные приоритеты в определенных социальных ситуациях и эффективнее решать задачи.

Определение понятий

Отношения — это некая поведенческая программа, определяющая, как человек или другое существо будет взаимодействовать с чем-либо.

Виды отношений:

  1. Природные. Их определяют законы, существующие в природе: физические (я вешу больше, а он меньше), биологические (кролик для льва и растения для травоядных — пища) и другие.
  2. Социальные. Взаимодействия между индивидами, проходящие по законам и нормам, которые установлены в этом обществе. Делятся на административные (директор и подчиненные), правовые, национальные, межнациональные, армейские и гражданские.
  3. Личностные. Каждый человек имеет субъективный опыт, на основе которого выстраивает отношения с другими людьми. Субъективное отношение человека, сформированное под влиянием множества факторов, к кому-то либо чему-то относится к .

Взаимоотношения — взаимная поведенческая программа. То есть, к примеру, отношения между двумя людьми, каждый из которых имеет определенную поведенческую программу насчет другого, являются взаимоотношениями.

Классификация взаимоотношений между людьми

В психологии выделяют три основных типа отношений, в зависимости от:


Также огромное значение имеет степень близости между людьми. Различают следующие уровни:


Особняком стоит : человек не может выбрать, у каких родителей родиться, но между ребенком, матерью и отцом (а в особенности между матерью и ребенком) всегда формируется тесная связь, которая далеко не всегда бывает здоровой.

В первые годы жизни ребенок отчаянно нуждается в родителях, они для него — идеал, и наиболее он привязан к матери. Позднее, по мере взросления, он сепарируется и начинает собственную жизнь, а общение с родителями становится менее тесным .

Виды отношений в коллективах

На протяжении взросления человек сталкивается со множеством коллективов, которые работают по сходным моделям и имеют похожие форматы отношений. Это школьные коллективы (класс), коллективы в средних специальных и высших заведениях (группа), взаимоотношения на работе.

Основные типы отношений в коллективах:

В рабочих коллективах также выделяют отношения:

  • между отделами;
  • с партнерами организации, компании и с организациями в целом;
  • с государством;
  • международные.

Также, как уже было упомянуто, отношения, включая те, что существуют в коллективах, делятся на вертикальные и горизонтальные.

Виды деловых связей

Деловые отношения, в зависимости от последствий, подразделяются на:

  1. Конструктивные. Они помогают деловым взаимодействиям развиваться в благоприятную сторону, положительно влияют на продуктивность.
  2. Деструктивные. Воздействуют разрушительно на деловые взаимодействия.

Также деловые взаимодействия делятся по содержанию на:

Политических

Основные формы политических отношений наблюдаются между:


От того, насколько совпадают цели и приоритеты этих объединений, зависит, насколько продуктивными они будут и сколько продлятся.

Между полами

Как и в случае с отношениями в целом, у взаимоотношений между мужчиной и женщиной есть уровни:

  • знакомство;
  • приятельство;
  • товарищество;
  • любовь.

Чтобы стать другом , нужно пройти последовательно три первых уровня общения.

Но в случае с любовью все сложнее: нередко, если взаимные чувства возникли внезапно, возлюбленный может автоматически переместиться с первого-второго уровня на пятый и стать едва ли не центром мира.

Вопреки распространенному стереотипу, дружеские отношения между мужчиной и женщиной возможны, но лишь в том случае, если никто из них не испытывает друг к другу романтических чувств , таких как влечение, страсть, влюбленность, любовь.

В отдельных случаях бывает дружба, при которой кто-то из друзей (или сразу оба) скрывают свои истинные чувства. Если никто из них не решится открыться, отношения так и останутся в рамках дружеских .

Также в некоторых дружеских отношениях между мужчиной и женщиной присутствует секс, приятный для них и ни к чему не обязывающий. Такие дружеские отношения называются дружбой с привилегиями .

Романтические отношения между парнем и девушкой можно разделить на следующие типы:

  1. Взаимное развитие. В основе таких отношений — стремление к совместному развитию. Мужчина и женщина занимаются совместной деятельностью, много общаются, имеют массу общих интересов, могут вести совместные дела, поддерживают друг друга в процессе совершенствования. Такие отношения — частый выбор рационалистов, прагматиков.
  2. Полное взаимопонимание. Это одухотворенный союз, в котором каждому из партнеров комфортно настолько, что они получают наслаждение лишь от факта нахождения друг рядом с другом.
  3. Расчет. В таких отношениях как минимум один из партнеров ищет прямую выгоду.

    Такой союз далеко не всегда плохой, особенно если мужчина и женщина умеют договариваться между собой.

  4. Эксперимент. Мужчина и женщина, находящиеся в таких взаимоотношениях, стремятся переделать партнера под себя, чтобы он был максимально удобным. Эти отношения едва ли стоят продолжения.
  5. Затянутость. Один из самых неприятных типов взаимоотношений. Мужчина и женщина, состоящие в союзе, часто ссорятся, могут расходиться и сходиться вновь. Им следовало бы расстаться, но по каким-то личным причинам они продолжают быть вместе.

Между мужем и женой

Основные разновидности супружеских отношений:


Отношения — важный элемент жизни, подталкивающий человека к развитию, помогающий чувствовать себя лучше, увереннее и значимее.

Важно внимательно относиться к чувствам близких людей, учиться находить компромиссы и выказывать готовность оказать поддержку — и тогда отношения с ними продлятся долго и будут дарить массу положительных эмоций.

О типах взаимоотношений между людьми в этом видео:

Необходимо рассмотреть также понятие "общение" и его соотношение с категориями "отношение" и "взаимоотношение".

Понятие "общение" используется в научной литературе в широком и узком значении. Наибольшие трудности встречаются при разграничении широкого понятия "общение" с отношениями. В этом случае нередко то "общение" включается в "отношение", то "отношение" входит в "общение". В словаре современного русского литературного языка "общение" определяется как "связь" и "взаимное отношение".

Наиболее обстоятельно понятие "общение" исследуется в трудах Б.Д. Парыгина, В.М. Соковнина и А.А. Леонтьева. Б.Д. Парыгин рассматривал общение "как сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга. И как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга".

Общение - сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга.

Соглашаясь с тем, что общение есть процесс, мы полагаем, что статус процесса неправомерно приписывать и отношениям людей друг к другу. Да, отношения могут проявляться в каких-то процессах. Да, всякий процесс взаимодействия предполагает наличие отношений между взаимодействующими объектами. Но само отношение никак не является процессом. Вообще говоря, едва ли возможно рядополагать отношение и другие составные компоненты общения. В каждой из них с необходимостью предполагается отношение. Без отношения невозможно ни взаимодействие, ни взаимовлияние, ни сопереживание, ни взаимное понимание. Можно согласиться с тем, что общение обязательно предполагает взаимоотношения между общающимися, но эти понятия отнюдь не совпадают друг с другом.

Широкое толкование понятия общения предлагает и В.М. Соковнин. При этом, с одной стороны, автор рассматривает общение как компонент отношений "отношения общения", а с другой - общение отождествляется с отношением. Так, при характеристике общения как взаимовлияния, отмечается, что "взаимодействие является одним из основных компонентов человеческих отношений, в том числе отношений общения" . В другом месте автор говорит о том, что "общение можно рассматривать как личностное отношение. Независимо от того, протекает коммуникативный акт по поводу сугубо личного предмета общения или в качестве такового выступает интерсубъективный предмет (когда индивид представляет в общении какую-либо общность), он совершается как личностное отношение и проявляется в форме субъективных влияний, выражения симпатий (антипатий), чувств, претензий и т. п." .

Рис. 1.1

Однако уже в процитированном нами положении В.М. Соковнин вынужден указать на то, что коммуникативный акт, включает в себя отношение и проявляется в определенных формах. Думается, что правильнее было бы соотнести эти понятия несколько иначе: общение и есть процесс проявления личностного отношения. Именно такое более точное понимание соотношения этих понятий содержится в других работах того же автора: "Индивиды вступают в общение там, где они вступают в какое-либо отношение. Отношение и общение неразрывны. Общение выступает как реальное бытие того отношения, в которое вступили индивиды. Именно через общение их общественное отношение выступает как общественное и человеческое, то есть сознательное.

Следовательно, общение - внешняя сторона человеческих отношений, их являющаяся сторона. И дальше: "Личные взаимоотношения индивидов... становятся реальными прежде всего в речевом общении. Именно поэтому под общением зачастую понимают личные (обычно дружеского характера) отношения. Поскольку именно общение делает реальностью отношения людей, можно заключить, что общение есть являющаяся сторона человеческих отношений" .

Общение - внешняя сторона человеческих отношений, их являющаяся сторона.

Не имея возможности сколько-нибудь подробно анализировать концепцию А.А. Леонтьева, подчеркнем лишь некоторые ее положения, представляющие для нас особый интерес. Прежде всего, в контексте нашей работы важно проведенное исследователем разграничение понятий общественного отношения и его "личностного" психологического коррелята, возникающего "в реальном процессе общения как производное от его психологической организации, а именно "взаимоотношение"". "Общение есть актуализация отношений" .

В работах социологов нам представляется интересной концепция польского ученого Яна Щепаньского, который вводит понятие "социальной связи", реализующейся через контакты трех видов - "пространственный", "психический", "социальный", - и "взаимодействия".

Первым условием возникновения социальной связи является пространственный контакт: Всякие отношения между людьми должны начинаться с каких-либо соприкосновений в пространстве, со взаимного наблюдения и с установления факта обладания одним из индивидов какими-то чертами и особенностями, которые могут заинтересовать другого. Если эта возможность переходит в действительность, возникает психический контакт, который может быть взаимным и невзаимным.

Психический контакт, с точки зрения автора, не создает еще никакой связи. Здесь следует отметить специфический характер трактовки собственно "связи". Вообще же подобное состояние может, на наш взгляд, истолковываться как взаимоотношения между заинтересованными друг другом личностями.

Следующий этап развития контактов - социальный контакт. "Это определенная система, в которую входят, по меньшей мере, два лица, какая-нибудь ценность, которая становится основой контакта, какие-то взаимодействия, касающиеся этой ценности". При этом контакты могут быть личностными и вещественными.

На основе социальных контактов развиваются взаимодействия, под которыми понимается "систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера, это воздействие и на самого партнера, причем вызванная реакция вызывает в свою очередь реакцию воздействующего" .

Взаимодействия - систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера, это воздействие и на самого партнера, причем вызванная реакция вызывает в свою очередь реакцию воздействующего.

Создается впечатление, что взаимодействия представляют собой процесс общения между партнерами. Таким образом, контакты выступают здесь как внутренняя основа деятельности общения.

Различение взаимоотношений как внутренних состояний индивида и общения, как процесса их проявления и реализации - давняя традиция отечественной психологии, основы которой заложил В.Н. Мясищев. "Взаимоотношение, - указывал он, - является внутренней личностной основой взаимодействия, а последнее - реализацией или следствием и выражением первого" . Здесь автор не пользуется понятием "общение", используя категорию "взаимодействие". Но в своих последних работах В. H. Мясищев прямо ставил вопрос о взаимосвязях общения и отношений: "В общении выражаются отношения человека с их различной активностью, избирательностью, положительным или отрицательным характером. Общение обусловлено жизненной необходимостью, но характер его, активность, размеры определяются отношением".

Отметим параметры, которые выделяются для изучения указанных процессов: активность, избирательность, положительный или отрицательный характер, а также размеры.

Конечно, человек может испытывать какое-то отношение к неодушевленным предметам, но поскольку оно не может стать взаимным, об общении не может быть и речи. Как правильно подчеркивает К.К. Платонов, "взаимодействие между машиной и человеком не может рассматриваться как общение, поскольку оно требует взаимного психического отражения". В проведенном анализе нам важно было не столько представить полный обзор различных точек зрения на проблему, сколько подчеркнуть различие понятий "взаимоотношение" и "общение".

Мы приняли следующее "рабочее" определение: общение - это информационное и предметное взаимодействие, в процессе которого реализуются, проявляются и формируются межличностные взаимоотношения/

Таким образом, взаимоотношения, с одной стороны, реализуются и проявляются в процессе общения, представляя собой его мотивационно-потребностную основу, с другой - они видоизменяются, развиваются, формируются в зависимости от особенностей общения.

В живом акте межличностного общения слиты воедино операциональный, процессуальный, "являющийся" и внутренний, мотивационный, "отношенческий" компоненты. В наблюдаемом акте общения мы имеем дело и с актуализацией существующих отношений (которые в значительной степени сформировались в предыдущем опыте общения), и с предпосылкой для их развития в сторону укрепления или ослабления, и с причиной возможного изменения самой модальности отношений, их знака.

Проведенное понятийное разграничение общения и взаимоотношений имеет принципиальное методологическое значение. Оно позволяет различить, разграничить адрес конкретных исследований, которые могут касаться собственно взаимоотношений, не затрагивая процесс общения, или могут быть направлены на изучение самого процесса общения как наблюдаемых актов поведения. Ясно, что, в зависимости от предмета исследования, необходимо использовать особые методические подходы.

Сразу отметим, что наши исследования направлены. прежде всего на изучение личных взаимоотношений, а не на процесс общения между сверстниками, что, как будет показано далее, и определило выбор основных исследовательских средств. Проведенное разграничение имеет и существенное психолого-педагогическое значение в плане поисков путей управления внутриколлективными отношениями и межличностным общением. По-видимому, можно говорить о двух принципиально осуществимых способах управления: изменении и регулировании отношений через изменение общения и регулировании общения через изменение отношений. Ясно, что каждый из этих путей требует для своего осуществления специфических педагогических воздействий.

Ваше предназначение Каплан Роберт Стивен

Что такое взаимоотношения?

Что такое взаимоотношения?

Часто, говоря о взаимоотношениях, мы имеем в виду романтические отношения, свидания и т. п. Взаимоотношения ассоциируются с глубокой эмоциональной привязанностью или хотя бы с некоторой ее долей. В таком случае взаимоотношения больше связаны с чувствами, чем с интеллектом.

Если ты бизнесмен, слово «взаимоотношения» ассоциируется с клиентами или заказчиками, а может, с вкладчиком, двадцать лет назад открывшим счет у тебя в банке, или домовладельцем, который регулярно посещает твой хозяйственный магазин. Если говорить о моем квартале в Нью-Йорке, мне сразу приходят на ум работники закусочной на углу, которые, прежде чем я сяду за столик, уже знают, что я закажу.

Да, все это разные виды взаимоотношений. Однако здесь я использую это слово в более узком значении. Как я понял, для значимых взаимоотношений требуется три вещи: взаимопонимание, взаимное доверие и уважение. Для создания таких взаимоотношений нужно время, близкое общение и упорный труд, равно как и взаимный интерес, обмен информацией о себе и искренность.

На основе этого определения составь список людей, взаимоотношения с которыми характеризуются такими признаками. Если ты такой же человек, как и большинство из нас, ты будешь удивлен составом этого списка. Почему некоторые люди в него не попали? Может, ты им не доверяешь, может, они болтливы и ты не склонен с ними откровенничать? Может, ты просто не понимаешь их? Может, ты их понимаешь, но не уважаешь?

С другой стороны, ты с удивлением обнаружишь, что у тебя могут сложиться взаимоотношения с людьми, к которым ты не чувствуешь никакого расположения. Возможно, ты считаешь, что эмоциональная привязанность и расположение - необходимые составляющие взаимоотношений. На самом деле это вовсе не обязательно. Задай себе вопрос, что для тебя важнее в отношениях с начальником - симпатия или понимание, доверие и уважение? Как выстраивать отношения, характеризующиеся такими признаками, как взаимопонимание, доверие и уважение? Предлагаю сделать три вещи:

Открой себя. Расскажи человеку о себе то, что поможет ему лучше понять тебя.

Прояви интерес. Поговори с человеком о нем самом, задай вопросы, которые помогут тебе лучше понять его.

Попроси совета. Будь готов обратиться за конструктивным советом по важным для тебя вопросам (и прояви готовность дать совет со своей стороны); приготовься попросить у этого человека поддержки в делах, в которых чувствуешь себя неуверенным и некомпетентным.

Из книги Мальчики и девочки - два разных мира автора Еремеева Валентина Дмитриевна

Что такое «хорошо», и что такое «плохо»: почему дети не слышат наших оценок? Что происходит в коре головного мозга у ребенка, когда он воспринимает оценки взрослых? От чего зависит действенность этих оценок? Какие скрытые процессы лежат в основе этих явлений? Почему

автора

Из книги Как научиться понимать своего ребенка автора Исаева Виктория Сергеевна

Что такое хорошо, что такое плохо? Еще одна «священная» родительская обязанность – «учить ребенка жизни». То есть с самых ранних лет растолковывать ему, что такое хорошо и что такое плохо. Но всегда ли мы советуем малышу то, что для него действительно полезно?Когда я была

Из книги Брак и его альтернативы [Позитивная психология семейных отношений] автора Роджерс Карл Р.

Взаимоотношения Вот некоторые заметки Роя, часто написанные на скорую руку, но очень показательные.«Мы всегда стремились к развитию и гибкости в нашем браке, но никогда так, как в последние два года, когда мы переехали из маленького города в большой и дети стали учиться в

Из книги Философские сказки для обдумывающих житье или веселая книга о свободе и нравственности автора Козлов Николай Иванович

Что такое Женщина и что такое Человек Да простят меня мужчины, речь пойдет о женщинах. Великий исследователь женского вопроса М.М. Жванецкий Пожалуйста, провокационный практикум: двор, песочница, два дитятки подрались. Догадайтесь, кого защищают их Родители?Чтобы долго

Из книги Оставаться или идти автора Виилма Лууле

Что такое эмоция и что такое чувство? «Какая между ними разница?» - удивленно вопрошают те, кто хотел бы поспорить и доказать, что это одно и то же. Привычка отождествлять эти понятия происходит оттого, что у нас не принято думать или размышлять над своими мыслями. Мы, так

Из книги Психология и Дао [Синхроничность: случайны ли совпадения в нашей жизни] автора Болен Джин Шинода

Глава 1. ЧТО ТАКОЕ ДАО… ЧТО ТАКОЕ ТАНЕЦ… Личная перспектива понимания Дао в религиях Востока. Синхроничность, как единственный эквивалент Дао в психологии. Повод из-за которого у нас людей Запада так много проблем с этим понятием - это принцип работы нашего

Из книги Хорошая девушка начинает и выигрывает! автора Николаева Елена Ивановна

Глава 1 Что такое успех и что такое счастье? В этой главе мы не собираемся давать единственный рецепт достижения успеха или счастья.Попытки осчастливить людей по единым предписаниям уже многие делали, и они всегда заканчивались несчастливо для всех участников такого

Из книги Философия бизнеса автора Рон Джим

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ. Хорошее взаимоотношение представляет собой величайшую ценность жизни.Ваша семья и ваша любовь – это сад, за которым необходимо ухаживать. Постоянно требуется время, соответствующие усилия и воображение для того, чтобы сохранять его цветущим и

Из книги Строение и законы ума автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Взаимоотношения Мужчины и женщины, причиняя боль во взаимоотношениях, показывают друг другу, где находится разделение и отрицание. Поскольку движение происходит из полноты в пустоту и наоборот, мужчина никогда не сможет причинить боль женщине там, где она целая, и

Из книги Я всё могу! Позитивное мышление по методу Луизы Хей автора Могилевская Ангелина Павловна

Взаимоотношения Самое важное в нашей жизни – это взаимоотношения. Мы не можем долго жить в полной изоляции от окружающего мира. Никого и ничего не видя и не зная, что происходит снаружи, мы одичаем и можем погибнуть. Нам просто необходимо взаимодействие с другими людьми и

Из книги Идеальные переговоры автора Глейзер Джудит

Шаг 2. Взаимоотношения Для Бренды сосредоточиться на построении теплых, доверительных взаимоотношений с сотрудниками и непосредственными подчиненными было нелегким делом. На наших последующих занятиях мы работали над стратегиями по перестройке этих отношений, которые

Из книги Семейные секреты, которые мешают жить автора Кардер Дэйв

9. Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? Профессор Генри КлаудУитни являли собой «идеальную христианскую семью». Семья была полной: оба родителя, состоящие в браке, трое детей. Мистер Уитни служил дьяконом и благодаря своему высокому профессионализму хорошо

Из книги Я - женщина автора Шереметева Галина Борисовна

Взаимоотношения Поздравления и подарки Кто из вас не сталкивался с этой великой для мужчин проблемой?Многие женщины удивляются:– Почему он не может мне сделать подарок красиво?К сожалению, большинство мужчин неспособны делать подарки. Впрочем, наверное, к нашему

Из книги Как мы портим наших детей [Коллекция родительских заблуждений] автора Царенко Наталья

Глава 3 Коллекция заблуждений на тему «Что такое хорошо и что такое плохо?» Помимо поощрений и наказаний, в наших отношениях с детьми существует еще множество других моментов: детский сад и школа, друзья и домашние зверушки, ложь и стремление к идеалу, семейные

Из книги Откровенный разговор про это с подростком автора Котенёва Анна Николаевна

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ (КАК?) Аня, 13 лет. Я пол года встречаюсь с парнем. Ему 16 лет. Он все время намекает мне на близость, а я стесняюсь и боюсь, что он меня увидит голой. Он говорит, что до этого у него уже были девушки старше меня. Что мне делать, как раскрепоститься?Для начала

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова взаимоотношение

взаимоотношение в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

взаимоотношение

взаимоотношения, ср.

    Взаимная связь; взаимодействие. Взаимоотношение явлений.

    только мн. Взаимные отношения двух или нескольких лиц. Обострение англо-французских взаимоотношений.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

взаимоотношение

Я, ср. Взаимные отношения между кем-чем-н. Нормальные взаимоотношения. Взаимоотношения в семье.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

взаимоотношение

ср. Отношение предметов, явлений, взаимно связанных друг с другом или взаимно обусловленных.

Примеры употребления слова взаимоотношение в литературе.

Здоровье человека зиждется на гармоничном взаимодействии органов его тела, а взаимоотношения между людьми, семьями, племенами и народами станут гармоничными, если эмоции и импульсы альтруистического эгоизма автоматически обеспечат мирное сотрудничество и устранят все мотивы переворотов и войн.

Мы уже говорили о полезности альтруистического эгоизма в межличностных и социальных взаимоотношениях .

В былые времена взаимоотношения города и округа были самыми тесными: патологоанатомы, их ассистенты пользовались одними и теми же синтетическими простынями, ампутационными пилами и фиксирующими растворами.

Это лирико-психологическая бытовая драма, ее самыми замечательными страницами являются развернутые ансамблевые сцены, где сложные человеческие характеры вступают в остроконфликтные взаимоотношения и раскрываются с большой трагической силой.

Уже к началу 30-х годов в ходе ожесточенной социальной борьбы сложились новые взаимоотношения общественных классов - буржуазии, аристократии, пролетариата.

Предварительно я сочинил специальную песню на слова моего приятеля поэта Асара Эппеля о взаимоотношениях молодежи и старшего поколения.

Взаимоотношения между банком и клиентом на основании гражданского законодательства носят договорный характер.

Весь день он был в возбужденном состоянии, и его карканье разносилось далеко по коридорам и палатам госпиталя, а к вечеру он зазвал к себе в ординаторскую доктора Баркана, посадил на клеенчатый диван и, слегка склонив голову набок, спросил: -- Доктор Баркан, не кажется ли вам, что пора положить конец этим нашим нездоровым взаимоотношениям ?

Декларация устанавливает, что Всемирная конвенция не должна применяться ко взаимоотношениям между странами Бернского союза тогда, когда речь идет о произведениях, страной происхождения которых является страна Союза.

Он входит в особые взаимоотношения с миром, и если хочет остаться человеком, то вместо простой нравственной категории должен взять за вадемекум другую, более высокого порядка, созидательную.

Мы делали буквально все, чтобы расположить их в нашу пользу и создать хорошие условия для добрых взаимоотношений между руководством СССР и Польши, проложить дорогу к дружбе и взаимоуважению наших народов.

Алена: В том-то и дело, что, по мере взросления юношей и девушек, их роли во взаимоотношениях с окружающими изменяются!

При интервью со 130 детьми с неврозами применялся также разработанный нами вопросник с перечислением проблемных ситуаций во взаимоотношениях с детьми.

Посредством своего вопрошания о бытии он надеется пролить свет на внутримирные взаимоотношения - но его собственное отношение к самому себе так и остается непроясненным.

В соответствии с новыми политическими и идеологическими веяниями и в канцеляриях военно-морского ведомства, и в корабельных кают-компаниях, и в служебных взаимоотношениях тон стали задавать такие офицеры, для которых завещанное шестидесятыми годами гуманное отношение к матросу было ненавистно - и по сословно-кастовым предрассудкам и потому еще, что оно требовало от них неустанного воспитательского труда.

Общая характеристика понятия «отношение». В любом акте взаимодействия людей всегда присутствует их отношение друг к другу Последнее следует рассматривать как социализированную связь внутреннего и внешнего содержания психики человека, результат его взаимодействия с окружающей действительностью и с другими людьми, ее представляющими. Начав формироваться и развиваться, отношения во многом зависят от целого ряда факторов - от самих индивидов, от условий окружающей действительности и социального строя, от последующей трансформации контактов и результатов совместной деятельности - и имеют свою динамику.

Понятие «отношение» может иметь два значения - широкое и узкое. В первом случае оно относится к общественным отношениям, о которых уже говорилось. Через них определяется система потребностей, мотивов, влечений человека в социальной среде. В этом случае отношение выступает индикатором и средством выражения, объективизации всех социальных действий человека. Например, вы являетесь представителем какого-то социального класса. К вам и относятся первоначально в соответствии с тем положением, которое занимает этот класс в обществе.

Понятие же «отношение» в узком смысле выступает базовой категорией психологической науки, подразумевая, что оно находит конкретное воплощение в любых контактах, взаимодействиях человека с человеком, материальными и идеальными вещами и явлениями. В этом случае отношение как бы эмоционально окрашивает любые связи индивида с внешним миром и другими людьми. Даже безразличие к кому-либо, чему-либо является отношением.

те с тем при анализе реальной жизни и деятельности отдельного индивида, вступающего в контакт с другими людьми, зачастую приходится абстрагироваться от более широкого понятия, принимая во внимание только более узкое значение.

Классификация психологических отношений. Категория отношения может рассматриваться и как предрасположенность к определенному взаимодействию, и как реально действующая связь в рамках «субъект-объект», «субъект-субъект» (Обозов Н.Н., 1980). В первом случае понятие «отношение» сливается с понятием установки как готовности к определенной активности, возникновение которой зависит от наличия следующих условий: от потребности, актуально проявляющейся у человека, и от объективной ситуации удовлетворения этой потребности. Готовность в этом случае понимается только как возможность раскрытия связи. Отношения же человека представляют собой целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личностный опыт и внутренне определяет его действия и переживания.


Во втором случае отношения в рамках «субъект-объект» и «субъект-субъект» не являются идентичными. Так, общими характеристиками для одной и другой связи выступает, например, активность (или выраженность) отношения, модальность (положительная, отрицательная, нейтральная), широта, устойчивость и т.д. Вместе с тем существенным различием отношений в рамках субъект-объектной и субъект-субъектной связи являются взаимность и однонаправленность отношений. Субъект-объектные (однонаправленные) отношения - это все отношения личности к действительности и к другим людям, исключая отношения между ними и самоотношение. В свою очередь субъект-субъектные (взаимонаправленные) отношения включают в себя не только отношения человека к другому человеку, но и отношение к самому себе под влиянием социального окружения, т.е. самоотношение.

Только при условии наличия взаимности отношений возможно образование «совокупного фонда» общего и нового межсубъектного образования (мыслей, чувств, действий). Когда трудно сказать, где свое, а где чужое, и то и другое стано-

тсЯ нашим. Субъект-субъектные отношения характеризуется как постоянной взаимностью, так и изменчивостью, что бусловливается активностью не только одной из сторон, как τ0 имеет место при субъект-объектных отношениях, где устойчивость больше зависит от субъекта, чем от объекта.

Таким образом, психологические отношения обнаруживаются как в рамках субъект-объектных, так и субъект-субъектных отношений. Межличностные отношения - всегда субъект-субъектные связи. В этом смысле психологические отношения выступают родовым понятием по отношению к видовому - «межличностным отношениям». !

Отношения можно разделить на ситуативные и устойчивые. Последний вид отношений близок к такому психологическому феномену, как привязанность, которая выступает устойчивым отношением, характеризующимся зависимостью от чего-либо и кого-либо. Привязанность может быть к вещам, природе, людям, ко всему, с чем так или иначе связан человек. Привязанность как система отношений стабилизирует положение личности, индивидуальности. Негативной стороной является инертность связей и отношений, а следовательно, и развития личности, ее индивидуальности.

Особенности межличностных отношений. Межличностные отношения (синоним - взаимоотношения) людей - это субъективные связи, возникающие в результате их фактического взаимодействия и сопровождаемые уже различными эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) индивидов, в них участвующих. Они формируются не только в процессе прямого взаимодействия и совместной деятельности людей, влияя на их ход и результаты, но и через личностное отношение к труду, другим индивидам, самому себе.

Межличностные отношения реализуются через проявление оценочных суждений, эмоциональных переживаний и конкретного поведения. Оценочный компонент межличностных отношений предполагает определение человеком того, что ему нравится или не нравится во взаимодействии с другими людьми. Эмоциональные переживания порождают определенный настрой психики партнеров по взаимоотношениям. А их поведение отражает или определяет дальнейшие перспективы Продолжения или прекращения сотрудничества.

К главным параметрам, задающим содержание межлично-стных отношений, как правило, относят:

Дистанцию между партнерами или степень их психологи-ческой близости (близкую, далекую);

Оценку отношений (позитивную, негативную, противоре. чивую, безразличную);

Позицию партнеров (доминирование, зависимость, равенство);

Степень знакомства (Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М., 2001).

Многое в проявлении взаимоотношений зависит от ролей, которые человек играет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук и т.д. Мужчина и женщина - это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами и обычаями. Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т.д.). Многие из них определяются индивидуальными особенностями человека.

Активные роли обусловливаются конкретной социальной ситуацией и исполняются в данный момент времени (например, учитель на уроке). Латентные роли не проявляются в актуальной ситуации, хотя субъект потенциально является носителем данной роли (учитель дома). Поскольку каждый человек, как правило, входит в разнообразные социальные группы, в которых он не может находиться одновременно, он имеет большое количество латентных социальных ролей.

Предписанные роли определяются возрастом, полом, национальностью, а приобретенные лют усваивают в процессе социализации.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически опре-

д Я ются возрастом и полом человека и не требуют особых ИЛИЙ дл Я их приобретения.

Каждая роль несет в себе определенные возможности эмоционального проявления ее субъекта. Переживания, например, п о поводу утраты близкого человека являются вполне естественными и оправданными. Однако существуют такие роли, которые предписывают эмоциональную сдержанность и контроль, как, например, работа следователя или хирурга.

формализация роли определяется спецификой межличностных отношений ее носителя. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, - только неформальных; третьи могут сочетать в себе оба этих отношения.

Мотивация роли зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т.д.

Через межличностные отношения и общение индивид опосредованно включается в систему общественных отношений. Если у ребенка такое включение происходит через ближайшее окружение, то у взрослого границы значительно расширяются. Он непосредственно, а не только через межличностные отношения и общение, становится частью разнообразных общественных отношений, их носителем. Взаимоотношения складываются и протекают в условиях взаимодействия большого числа людей. Отбор партнеров для общения и выполнения какой-либо деятельности - сложный процесс и зависит как от общей атмосферы в группах взаимодействующих людей, так и от психологических особенностей их самих.

Проблема межличностных отношений лежит на стыке интересов и взаимовлияния общей и социальной психологии. Взаимоотношения, не охватывая всех общественных отношений человека, являются наиболее близкими личности и задачам ее формирования. Неофициальность, личностная значимость, эмоциональная насыщенность и связь с интимными сторона-Ми жизни, высокая вовлеченность создают основу для глубокого влияния межличностных взаимоотношений на личность.

Существует сложная система зависимости некоторых параметров межличностных отношений от характерологичес-

ких, мотивационных, интеллектуальных и нейродинамических особенностей личности. Так, устойчивые парные дружеские отношения и взаимодействия приводят к изменению некоторых личностных свойств партнеров, сделав их сходными гю ряду параметров. Межличностная взаимная неприязнь, наоборот, сохраняет различия между партнерами по этим параметрам. Выявлено также влияние сходства-различия реальных личностных характеристик партнеров (ценностных ориентации, интересов, мотивации, характера, интеллекта, темперамента, нейродинамики) на образование и развитие парных дружеских отношений.

В силу взаимного характера межличностных отношений в их регулировании принимают участие три таких мотивационных компонента, как «я хочу», «я могу» и «надо». Личного желания («я хочу») недостаточно для образования отношений. Необходимо согласование взаимных мотивов (желаний) и возможностей («я могу» удовлетворить потребность другой личности). Наконец, третий момент -«надо» -есть важнейшая детерминанта образования и развития или распада отношений. «Надо-не надо», представляя собой не субъективную сторону отношений, а объективную, характеризует общественную необходимость в каждом конкретном типе отношений.

Еще одной более общей характеристикой межличностных отношений является их привлекательность. К составным элементам взаимной привлекательности-непривлекательности относятся: симпатия-антипатия и притяжение-отталкивание. Если симпатия-антипатия представляет собой переживаемое удовлетворение-неудовлетворение от реального или мысленного контакта с другим, то притяжение-отталкивание есть практическая составляющая этих переживаний.

Притяжение-отталкивание как одно из составляющих межличностной привлекательности в основном связано с потребностью человека быть вместе, рядом. Притяжение-отталкивание часто, но не всегда, определяется с переживанием симпатии-антипатии (эмоциональным компонентом межличностных отношений). Такое противоречие возникает часто при однонаправленных отношениях популярности какой-либо личности: «К ней почему-то тянет без видимого удовлетворения быть вместе и рядом».

Лекция δ. Виды взаимоотношений

Можно говорить о следующих видах межличностных отношений: отношениях знакомства, приятельских, товарищеских, дружеских, любовных, супружеских, родственных, деструктивных. Данная классификация основана на нескольких критериях: глубине отношений, избирательности в выборе партнеров, функции отношений (Обозов Н.Н., 1980).

Главный критерий - мера, глубина вовлечения личности в отношения. В структуре личности можно выделить несколько уровней проявления ее характеристик: общевидовые, социокультурные, психологические, индивидуальные. Общевидовые выражают социальный статус человека. Социокультурными можно считать национальность, профессию, образование, политическую и религиозную принадлежность и т.п. Психологическими характеристиками личности считаются ее интеллект, мотивация, характер, темперамент и т.п. К индивидуальным относится все личностно неповторимое, обусловленное своеобразием жизненного пути человека.

Разные виды межличностных взаимоотношений предполагают включение в общение тех или иных уровней характеристик личности. Наибольшее включение личности, вплоть до индивидуальных характеристик, происходит в дружеских, супружеских отношениях. Отношения знакомства, приятельства ограничиваются включением во взаимодействие преимущественно видовых и социокультурных особенностей личности.

Второй критерий - степень избирательности при выборе партнеров для взаимоотношений. Избирательность можно определить как число признаков, значимых для установления и воспроизводства отношения. Наибольшую избирательность обнаруживают отношения дружбы, супружества, любви, наименьшую - отношения знакомства.

Третий критерий - различие функций (целей, назначения) отношений. Под функциями понимается круг задач, вопросов, которые решаются в межличностных отношениях. Функции отношений проявляются в различии их содержания, психологического смысла для партнеров.

Дополнительными критериями для различения межличностных отношений можно считать также: дистанцию между п артнерами, продолжительность и частоту контактов, участие

ролевых клише в актах общения, нормы отношений, требования к условиям контакта.

Каждое межличностное отношение характеризуется определенной дистанцией между партнерами, предполагает ту или иную меру участия ролевых клише, предъявляет требования к частоте и длительности встреч. Общая закономерность такова: по мере углубления отношений (например, дружба, супружество в сравнении со знакомством) сокращается дистанция, увеличивается частота контактов, устраняются ролевые клише.

Отношения дружбы характеризуются очень высокой избирательностью, если они правильно оцениваются. Возможна переоценка отношений одним из партнеров, и на этой почве возникают недоразумения. Недооценка дружеских отношений может привести к их распаду.

Дружеские отношения принято разделять на инструментальные и эмоционально-исповедные. Единая профессия, род занятий, совпадение интересов, совместная или просто взаимосвязанная работа, учеба скорее приведут к образованию инструментальной дружбы. Инструментальная дружба основана на взаимной помощи в тех или иных жизненных обстоятельствах. Эти отношения близки к товарищеским, но отличаются от них тем, что цели дружеских инструментальных отношений могут не выходить за пределы личной выгоды каждого из партнеров.

Эмоционально-исповедные дружеские отношения строятся при условии взаимной симпатии, эмоциональной привязанности и доверчивости. Они характеризуются:

Высокой доверительностью между партнерами, взаимораскрытием внутреннего мира (доверие тайн, мечтаний, интимных переживаний, скрываемых черт личности, фактов биографии);

Снятием социальной внешней маски поведения (возможность быть самим собой);

Понижением самоконтроля и раскованностью в контакте («когда не боишься, что тебя не так поймут, неверно оценят твой поступок»);

Преобладанием положительного оценочного отношения партнеров (отсутствие осуждения, насмешки, неприятия).

Для понимания существа дружбы-товарищества необходимо знать их антипод - вражду. Для некоторых видов меж-

лй чностных отношений в реальной жизни можно обнаружить т акие противоположности: дружба-вражда, товарищество-соперничество, родные-чужие. Однако некоторые виды взаимоотношений не имеют антиподов, и их негативные формы неспецифичны. Так, нельзя найти реальное противопоставление отношениям знакомства, супружества. Разрыв таких отношений выражается в полном исчезновении отношения, переходе в другой вид (знакомство в приятельство) или превращении в негативную форму другого вида отношений (вражда, соперничество).

Полнота анализа межличностных отношений требует исследования их негативных форм. Негативная форма дружеских взаимоотношений - вражда. Она предполагает негативные эмоциональные установки по отношению к партнеру: ненависть, антипатию, неприятие. Отношения вражды проявляются в отсутствии доверия, скупости в контактах и передаче информации партнеру: нарушение его планов, препятствие в деятельности, намеренное занижение его самооценки, статуса, намеренная дезориентация сознания и самосознания партнера. В целом отношения вражды проявляются во всевозможных попытках дестабилизации, разрушения, нивелировки личности партнера и его жизнедеятельности.

Следует отметить, что отношения вражды, как и дружбы, возникают при условии взаимного отношения друг к другу равных партнеров. В случае превосходства одного из них или при односторонней неприязни не отмечается типично враждебного поведения, стремления нанести партнеру ощутимый вред.

Основная функция деструктивных отношений - культивирование, поддержание, удовлетворение аномальных потребностей и личностных черт (стяжательство, агрессия, хулиганство и пр.). Этой функцией обусловлено и число входящих в группировку лиц. Обычно оно невелико, не превышает размеров малой группы. Численность группировки зависит от возможностей удовлетворения аномальных потребностей. Взаимная заинтересованность в удовлетворении аномальных потребностей сужает взаимодействие членов группировки рамками взаимодействия, сотрудничества в удовлетворении данной потребности. Как правило, в контакт вовлечена не вся структура личности, а лишь те ее стороны, которые связаны с аномальными потребностями.

Социальная психология

Проявление данного вида отношений - взаимное участие, помощь в удовлетворении аномальных потребностей при поиске объектов потребности, взаимная стимуляция потребности. Членство в группировке, время ее существования, характер взаимоотношений всецело обусловлены возможностями и желанием удовлетворить общую для данных партнеров потребность.

Каждое из описанных взаимоотношений людей отличается собственными функциями, глубиной вовлечения личности, критерием выбора партнеров, содержания отношений, их проявлением. Это дает основание считать их самостоятельными видами межличностных отношений.

Вопросы для повторения

1. Как понимается «отношение» в психологической науке?

2. В чем разница между «субъект-объектными» и «субъект-субъектными» отношениями?

3. Что определяет содержание межличностных отношений?

4. Какие виды взаимоотношений вам известны?