Рефераты Изложения История

Неправильное произношение слов у детей. Какие недостатки речи ребенка должны вас беспокоить? Упражнение «Что из чего?»

Причин может быть несколько:

1. Подражание неправильной речи окружающих – не только взрослых, но и детей.
**********************************************************************
Приложите усилия к тому, чтобы правильную речь Ваш малыш слышал чаще, чем дефектную. Так же важно следить за тем, чтобы при общении с ребёнком Вы избегали так называемого «сюсюкания». Помните, что аудиозаписи и мультфильмы не заменяют и не восполняют живого общения, для развития речи ребенка и формирования навыков связной речи необходим диалог.

2. Слабость мышц языка, губ или небольшое расстройство координации движений, т.е. ребёнок не может выполнять языком и губами точные целенаправленные движения.
************************************************************************
Для того чтобы проверить не является ли это причиной неправильного произношения звуков, необходимо предложить выполнить ряд упражнений, которые Вы ему покажете.

Во время выполнения ребёнок должен видеть себя в зеркале. Лучше, если Вы представите всё в виде сказки, которую будете показывать вместе.

%0A" border="0">

%0A" border="0">

%0A" border="0">
Упражнение в виде Сказки:
************************
Жили-были Пузырь (надуваем щёки) и Соломинка (втягиваем щёки).

Утром Пузырь всегда улыбался (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы).

А Соломинка на него дулась (губы тянутся вперёд трубочкой), потому что тот не хотел умываться.

Они шли вместе чистить зубы. Сначала они чистили верхние зубки (широкий язык за верхними зубами).

Они очень старались и чистили их вправо, влево, внутри, снаружи (соответствующие движения широким языком).

Потом они чистили нижние зубки (повторение движений языком за нижними зубами).

В конце они полоскали рот (поочерёдное надувание щёк – губы плотно сомкнуты).

Наступало время завтрака. Соломинка ставила самовар, который пыхтел вот так (надувание обеих щёк одновременно, с последующим выпусканием воздуха через губы).

И жарила блины, вот такие (широкий язык лежит на нижней губе).

Лапоть с удовольствием ел блины (пошлёпываем губами распластанный язычок, получается звук «пя-пя-пя»).

Слизывая варенье с губы вот так (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

Завтрак был таким вкусным, что Лапоть облизывался (кончик языка облизывает губы по кругу).

После завтрака Соломинка садилась шить, а Лапоть ей помогал. Он брал иголку (узкий язык вытянут вперёд) и пытался попасть в ушко ниточкой (узкий язык двигается вперёд-назад), но у него ничего не получалось (узкий язык двигается влево вправо).

Наконец-то, Лапоть вдевал нитку в иголку, и Соломинка пришивала пуговицы, с начала одну, потом вторую (кончик языка упирается то в одну, то в другую щеку).

Друзья шли на улицу качаться на качелях (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы).

И кататься на лошадке (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки).

Если ваши опасения о слабости мышц подтвердились, то помогите ребёнку в их укреплении: давайте погрызть сухарики, мясо кусочками, выполняйте речевую зарядку. Не забывайте о мелкой моторике, она тесно связана с артикуляцией.

3. Плохо развитый фонематический слух.
************************************
Ребёнок просто не слышит своего неправильного произношения, он думает, что говорит верно. Фонематический слух можно развивать специальными упражнениями.

4. Проблемы из-за особенностей строения артикуляционного аппарата.
************************************************************
Часто встречается короткая подъязычная уздечка. Её или растягивают, или подрезают. Высокое нёбо также может являться причиной неправильного произношения звуков.

Все эти проблемы необходимо решать совместно с логопедом.

%0A" border="0">
НЕВОЗМОЖНО ОБОЙТИ МОЛЧАНИЕМ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ,А ИМЕННО:
Часто причиной дефектного звукопроизношения является неправильная речь окружающих ребенка взрослых людей, двуязычие в семье, а также «сюсюкание».

Если у родителей в семье имеются дефекты звукопроизношения (например, папа или мама не выговаривают звук «Р» или «Л»), то и ребенок будет подражать этому неправильному произношению. Именно этим и можно объяснить нередкие случаи «семейной картавости». В данном случае родители, у которых неправильное произношение звука, не могут заниматься автоматизацией звука с ребенком. Когда у ребенка звук поставлен, автоматизировать его нужно на занятиях с педагогами или с тем из родителей, у которого нет речевых проблем.

Если в семье «двуязычие», то это становится большой проблемой. В детском саду ребенок учится произносить звуки русского языка, а приходит домой и слышит другую речь. Хорошо, когда в этом случае родители идут на встречу педагогам и в период занятий с логопедом по постановке и автоматизации звуков, не используют второй язык. Хочется добавить, что детям, имеющим проблемы со звукопроизношением, не рекомендуются ранние занятия английским языком.

Отдельная история, когда родители начинают сознательно «подстраиваться» под речь ребенка, копировать его неправильное произношение. В следствие этого, ребенок не только лишен правильного образца для подражания, но так же утрачивает стимул для совершенствования собственной речи – ведь все понимают и его речь так нравится взрослым. В данном случае требуется помощь логопеда.

Бывают случаи, когда родители невнимательно, безразлично относятся к речи ребенка, не обращают внимания на неправильное произношение, а также на речь в целом. Это можно назвать педагогической запущенностью.

Все перечисленные причины неправильного произношения являются социальными. Ребенку в данных случаях мешает самостоятельно овладеть правильным звукопроизношением окружение, среда.

Что делать в таких случаях? Немедленно бежать к логопеду и не ждать, когда у вашего ребенка звукопроизношение «само» станет нормальным.

%0A" border="0">
НЕБОЛЬШАЯ РЕМАРКА ОТ СПЕЦИАЛИСТА
***********************************
Необходимо напомнить родителям, что следует весьма осторожно относиться к РАННЕМУ изучению иностранных языков. Если у ребёнка проблемы с родным языком или речь находится в стадии формирования, то не стоит усугублять его проблемы приобщением к другой языковой системе. Любой язык в своей системе имеет звуки, которые характерны только для него. А обучение иностранному языку подразумевает постановку правильного звукопроизношения. Так, в английском языке, есть межзубные звуки, которые не допустимы в русском языке. Такое произношение у нас считается дефектным и требует серьёзной работы по его преодолению.

Причины неправильного произношения

Звуки речи - это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. В этот процесс включены сложные мозговые системы и периферия (речевой аппарат), которые управляются центральной нервной системой. Неблагоприятные факторы и воздействия, ослабляющие этот процесс, отрицательно сказываются на становлении произношения.

Наиболее распространенными дефектами периферического речевого аппарата являются:

Укороченная подъязычная связка - не дает языку высоко подниматься и затрудняет его движение;

Слишком большой или очень маленький и узкий язык затрудняет правильную артикуляцию;

Узкое, слишком высокое («готическое») или низкое, плоское нёбо - препятствует правильной артикуляции многих звуков;

Толстые губы, часто с отвислой нижней губой, или укороченная, малоподвижная верхняя губа - затрудняют четкое произношение губных и губно-зубных звуков;

Дефекты строения челюстей, ведущие к аномалиям прикуса; нормальным считается прикус, когда при смыкании челюстей верхние зубы на 1/3 прикрывают нижние;

Неправильное строение зубов, зубного ряда - при нарушении зубного ряда может искажаться звукопроизношение.

В ряде случаев неправильное произношение не связано с дефектами органов артикуляционного аппарата. Оно может быть вызвано другими причинами, такими как:

Физическая ослабленность вследствие соматических заболеваний, особенно в период активного формирования речи;

Недоразвитие фонематического восприятия, вследствие чего у ребенка наблюдаются затруднения в различении звуков, отличающихся тонкими акустическими признаками, например, звонких и глухих согласных ([б] - [п], [в] - [ф], [г] - [к] и т. д.), мягких и твердых ([б] - [б"], [в] - [в"], [г] - [г"] и т. д.), свистящих и шипящих ([с] - [ш], [з] - [ж] и т. д.);

Недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата, что может проявляться, например, в неумении удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому;

Снижение слуха (даже очень незначительное снижение слуха часто мешает нормальному развитию произношения).

Еще одной причиной плохого звукопроизношения является неправильная речь окружающих взрослых или общение ребенка с детьми, имеющими неправильное произношение. В этом случае отрицательно сказывается навык подражания, поэтому родители должны по возможности устранить негативное влияние и следить за тем, чтобы ребенок подражал примерам правильной речи.

Ответственные родители стараются воздействовать на формирование речи ребенка с раннего возраста, заботятся о том, чтобы он слышал правильную, спокойную, неторопливую, четко интонированную речь. Родители и окружающие ребенка взрослые должны говорить, правильно артикулируя каждый звук и четко выговаривая окончания слов. Особенно отчетливо следует произносить новые для ребенка слова. Ни в коем случае нельзя «подстраиваться» под неправильную детскую речь, недопустимо искажать слова и сюсюкать. Следует помнить, что дети, подражая взрослым, копируют их.


Эта проблема может быть вызвана нарушениями строения артикуляционного (произносительного) аппарата, например нарушениями прикуса, при которых верхняя или нижняя челюсть выступает вперед. Кроме того, встречаются формы открытого прикуса: при смыкании челюстей по центру или с боков остается щель между верхними и нижними зубами. В таких случаях нужно обязательно проконсультироваться с врачом-ортодонтом.Однако нарушение звукопроизношение не всегда вызвано дефектами прикуса – множество детей с неправильным прикусом говорят правильно и разборчиво.

К выраженным нарушениям звукопроизношения, как правило, приводит укорочение уздечки языка (анкилоглоссия).

Укорочение уздечки языка тяжелой степени проявляется уже в раннем возрасте: малыш с трудом сосет, язычок пассивен, лежит на дне полости рта, заметно «раздвоение» языка. Впоследствии такому малышу будет трудно жевать и глотать.

И хотя такое нарушение видно невооруженным глазом, и не только специалисту, по сей день к нам на прием приходят дети с укорочением уздечки тяжелой степени, которые несколько лет безрезультатно занимались с логопедом. Операция по иссечению уздечки должна проводиться челюстно-лицевым хирургом, при этом необходимо наложить швы, иначе может образоваться рубец, который еще больше ограничит подвижность языка.

Нечеткая дикция, «смазанная» артикуляция могут быть следствием неврологических нарушений – повышения и понижения тонуса мышц органов речи.

Движения губ, языка, мягкого нёба ограничиваются, становятся неточными: ребенок не может найти и удержать положение, которое требуется для произнесения определенного звука. Во рту скапливается много слюны, иногда она даже подтекает изо рта, и ребенку приходится надевать слюнявчик. Такой малыш плохо жует и глотает, бывает, что он долго держит пищу во рту. Ребенка нужно обязательно показать невропатологу и логопеду – лечение должно быть комплексным, включающим не только речевую терапию, но и медикаментозное лечение. При необходимости рекомендуют физиотерапевтические мероприятия, массаж.

Заниматься с ребенком нужно, строго следуя рекомендациям врача и логопеда. Однако есть упражнения, которые легко и удобно выполнять в домашней обстановке: как правило, малышам нравится «вкусная» гимнастика. Помимо нее, полезны дыхательные, голосовые и традиционные артикуляционные упражнения. Все эти упражнения вы найдете в главе «Заниматься с ребенком – это просто. Игры и упражнения».

Если у вашего ребенка возникли проблемы с произношением звуков, проконсультируйтесь с педиатром, невропатологом, ортодонтом и обратите внимание:

Как сосет малыш,

Не часто ли он захлебывается,

Не поперхивается ли,

Не выливается ли молоко или жидкость из носа,

Не давится ли ребенок.

Эти симптомы могут свидетельствовать о неврологических нарушениях, снижении или повышении мышечного тонуса, ограничении подвижности органов (парезы и параличи). Попадание жидкости в нос может быть признаком скрытой расщелины неба.

Не гнусавит ли он,

Не слышно ли «хрюканья» – специфического звука, с которым при расщелинах нёба происходит утечка воздуха в нос.

Во время кормления малыша, понаблюдайте:

Активно ли он жует,

Хорошо ли глотает,

Не является ли он «ленивым сосуном» и «ленивым жевуном»,

Не держит ли слишком долго пищу во рту.

Следите за тем:

Какую пищу предпочитает ребенок,

Может ли он жевать более твердую пищу или предпочитает протертую еду,

Не давится ли он,

Не «мусолит» ли долго пищу во рту.

Внимательно следите за ростом зубов: все ли зубы прорезались, расположены ли они на челюстной дуге, нет ли лишних зубов. Ортодонт оценит состояние прикуса, челюстно-лицевой хирург определит состояние уздечки языка.

Речевые проблемы могут быть вызваны и нарушением слуха.

Обращайте внимание на поведение малыша:

Реагирует ли он на звук,

Определяет ли источник звука,

Не говорит ли слишком громко,

Не переспрашивает ли,

Не делает ли громче, чем обычно, звук телевизора.

Малыша нужно обследовать не только у ЛОР-врача, но и у сурдолога, который проверяет состояние слуха и органов слуха.

Мама привела трехлетнюю Любу на консультацию к ЛОР-врачу. Опытный специалист обследовала ребенка: у Любы были выявлены лор-заболевание (аденоидит) и снижение слуха. Врач обратила внимание на особенности строения лица и головы девочки, а также на ее затылок. Мама подтвердила, что Люба очень неразборчиво говорит, гнусавит. Врач заподозрила анатомическое нарушение и направила ребенка к челюстно-лицевому хирургу и логопеду.

У Любы была обнаружена скрытая расщелина нёба. В таких случаях всегда стоит вопрос: нужно ли делать операцию, то есть закрывать расщелину. Оценив состояние Любы, лор-врач, челюстно-лицевой хирург и логопед порекомендовали речевую терапию и специальный массаж (удалять аденоиды при наличии расщелины не рекомендуется). Лечение девочки будет комплексным: задача челюстно-лицевого хирурга – наблюдать ребенка, следить за формированием челюстно-лицевой области, а логопеда – развивать речь, корректировать голос, стимулировать работу органов речи, дыхания, глотания, жевания.

К сожалению, зачастую диагноз «анатомическое нарушение» ставится слишком поздно, когда у ребенка уже сформировывается неправильное произношение звуков, что ухудшает разборчивость речи, тормозит речевое развитие. В таких случаях эффективность речевой терапии нелегко прогнозировать. Но мамам и папам всегда нужно помнить: положительных результатов можно добиться, несмотря ни на какие осложнения.

Мы уже говорили о таких проблемах, как задержка речевого развития, отсутствие речи как таковой и недоразвитие речи. Невозможность общаться или неполноценность общения негативно влияют на формирование личности маленького человека, меняют его отношение к окружающему миру и к себе самому.

Речь – служанка деятельности. Она «обслуживает» все наши действия, поступки, контакты с окружающими людьми. Если с ребенком не заниматься, не уделять ему внимания, и не просто внимания, а внимания деятельного, продуктивного, развитие его речи затормозится.

Даже такая несложная, на первый взгляд, манипуляция, как выкладывание малыша на живот, крайне полезна не только для физического, но и для психоречевого развития. Новая позиция для наблюдения за окружающим миром, мамины слова, сопровождающие усилия малыша, когда он старается удерживать голову, – все это стимулирует развитие речи маленького человека.

Если вы почти не разговариваете с ребенком, ограничиваетесь словами и короткими фразами, если малыш часто предоставлен себе или посторонним людям (даже самая чудесная няня – это все-таки не мама), существует реальная опасность возникновения проблемы речевого развития.

«Кла, кличит волона, клажа, калаул» - если ребенок до 5 лет именно так произносит эту скороговорку, то это не повод для паники. Многие логопеды говорят о том, что неумение ребенка произносить некоторые звуки до этого возраста считается вариантом нормы, но если проблема сохранилась и после, то необходима консультация специалиста. Когда родителям необходимо подключать логопеда для решения проблемы неправильного произношения звуков «р» и «л»? Только ли логопед может участвовать в лечении?

Оглавление:

Когда ребенок научится выговаривать р и л

В формировании речи ребенка сначала встают свистящие звуки, а вот буквы Р и Л считаются трудными для произношения, и полноценно в речи ребенка обычно встают к 4-5 годам.

Обратите внимание

Если рассматривать проблему в целом, то только у 10% детей до этого возраста отмечается чистое произношение звуков «р» и «л». В остальном, можно увидеть проблемы той или иной сложности.

Как утверждают многие специалисты, причины такой проблемы могут быть не только логопедическими, но и стоматологическими. Именно поэтому в ее решении могут участвовать сразу несколько специалистов, иногда именно их слаженная работа помогает решить проблему в короткие сроки.

Родители должны понимать, что выяснение причины нарушения произношения звуков – первый и важный этап в лечении. Но обо всем по порядку.

Причины неправильного произношения звуков

Логопеды акцентируют родительское внимание на том, что проблему считают существующей лишь, в случае если ребенок после 5 лет не может правильно произносить «р» и «л». В остальном, это лишь вариант нормы.

Звуки «р» и «л» считаются сложными, и их освоение происходит в последнюю очередь. Для полноценного произношения необходимо несколько составляющих: достаточное развитие речевого аппарата, умение ребенка удержать произнесенный звук. Если у ребенка после 5 лет не наладилось произношение, то этому может быть несколько причин.

Уздечка языка

Уздечка языка крепится к дну полости рта и другим своим концом вплетается в язык примерно на его середине. В клинической практике можно встретить ее укорочение, когда она вплетается в верхней трети языка, существенно ограничивая его движения.

Обратите внимание

Короткая уздечка языка может диагностироваться еще в родильном отделении, где и проводится его коррекция, так как грудное вскармливание и даже кормление из бутылочки невозможно.

Но чаще всего короткая уздечка выявляется гораздо позже, когда появляются проблемы с речью. К 5-6 годам у ребенка уздечка языка должна быть примерно 8 мм , именно такая длина обеспечивает нормальные движения языка. Если же диагностировано ее укорочение, утолщение, ограничение движения, то у детей практически со 100% вероятностью развиваются проблемы в произношении «р» и «л».

Коррекцией уздечки может заниматься как стоматолог – хирургический метод, так и логопед – консервативно. Решение этого вопроса – камень преткновения между двумя специальностями.

Нарушенное звукопроизношение

Неправильное произношение звуков «р» и «л» может быть связано с неправильным произношением других звуков, освоенных ранее. Чаще всего, у детей формируется путаница в произношении свистящих и шипящих звуков, что выливается в проблему с произношением «р» и «л».

Нередко такие нарушения становятся причиной того, что ребенок путает их в повседневной речи («Кла, кличит волона, клажа, калаул»). Как утверждают логопеды, такие нарушения легче всего поддаются коррекции. Дело в том, что «р» и «л» схожи по методике произношения: язык находится примерно в одинаковом положении, но «л» легче произносится, поэтому дети идут по самому легкому пути. Если же «р» заменяют другим звуками, то ситуация несколько сложнее и специалисты подозревают нарушения фонетического слуха. Если же дети «проглатывают» этот звук, то скорее всего нарушено фонетическое восприятие.

Нарушения фонетического слуха

Выборочное восприятие отдельных звуков, когда ребенок слышит «ш», «ч», «к», «а», но не слышит «р», и автоматически его заменяет на «л» и называется нарушением фонетического слуха .

Фонетический слух достигает пика своего развития к 4-5 годам, но родители могут заметить его нарушения и до этого возраста. Чем раньше была диагностирована проблема и приняты меры по ее коррекции, тем больше шансов на успех.

Обратите внимание

Формирование активного и пассивного словаря, развитие фонетического слуха происходит именно во время устной речи. Поэтому, специалисты не рекомендуют сюсюкаться с детьми, речь родителей должна быть правильной и четкой, что поможет детям избежать множества проблем с устной речью.

Если родители заметили «симптомы» нарушения фонетического звука – нужно как можно скорее показать ребенка специалисту. Такие нарушения могут указывать на некоторые заболевания центральной нервной системы, аденоидные вегетации или отит, имеющие скрытое течение.

Речевой аппарат

Речевой аппарат – это язык, щеки и губы. Пропуск в произношении некоторых звуков может указывать на их недостаточное развитие и тех мышц, которые участвуют в образовании речи, также причина может скрываться в гипо- или гипертонусе, что в равной степени влияет на звукопроизношение.

Проблемы поведения

Освоение звуков «р» и «л» требует от малыша сосредоточенности и некоторых усилий. Замечено, что чаще проблемы с воспроизведением звуков регистрируются у детей с особенными поведенческими реакциями, например, при синдроме дефицита внимания и , но есть и обратная сторона медали – дети, склонные к апатии.

Горловые звуки

Даже если развитие речи идет согласно нормам и среднестатистическим показателям при освоении звуков «р» и «л» дети могут следовать по «ленивому» пути. Под этим путем наименьшего сопротивления понимается воспроизведение гортанного звука, когда вибрации формируются за счет язычка гортани.

Эту логопедическую проблему довольно сложно исправить, ведь она требует переучивания ребенка. Осложняет ситуацию тот факт, что многие родители не могут отличить правильно произнесенный звук от гортанного, и чем дольше существует проблема, тем сложнее переучивание.

Что должны сделать родители?

Для успешной коррекции и обучения правильного произношения звуков, необходимо вычислить причинный фактор. Понять это поможет консультация логопеда и, при необходимости, стоматолога. Именно эти специалисты могут оценить состояние уздечки языка, развитие речевого аппарата, фонетического слуха и выявить проблему горлового произношения.

В индивидуальном порядке, учитывая сложность проблемы, ее причину и наличие дополнительных обстоятельств составляется индивидуальный план лечения и коррекции. Главное, родители должны понимать, что успех во многом зависит от работы специалистов и повторения материала в домашних условиях.

Артикуляционная гимнастика

Коррекция неправильного произношения звуков «р» и «л» начинается с освоения артикуляционной гимнастики. Такие мероприятия преследуют сразу несколько целей:

  • Подготовить речевой аппарат к правильному произношению звуков;
  • Можно использовать как разминку для языка, губ и щек.

Если пропускать артикуляционную гимнастику – дальнейшие упражнения могут и не принести желаемого результата.

Выполнять ее лучше всего находясь друг перед другом или перед зеркалом, для того, чтобы малыш мог видеть, как двигаются губы, щеки и язык взрослого.

Наиболее удобная форма восприятия для ребенка – игра. Чем увлекательнее будет упражнение, тем больше шансов на успех. Для привлечения внимания ребенка, во время упражнения родители могут читать стишки или включить заводную мелодию.

Некоторые упражнения артикуляционной гимнастики направлены именно на тренировку языка, щек и губ, что поможет в правильном произношении звуков «р» и «л». Благодаря им можно будет растянуть уздечку, натренировать язык и увеличить его время пребывания в верхнем положении.

Обратите внимание

Хороший выдох имеет фундаментальное значение для правильного произношения звуков. Помочь натренировать выдох могут мыльные пузыри, малыши могут попробовать загнать шарик от настольного тенниса между двумя препятствиями. Такие увлекательные упражнения помогут сформировать хорошую воздушную струю.

Артикуляционная гимнастика: упражнения

Артикуляционная гимнастика включает в себя многочисленные упражнения для языка, щек и губ ребенка. Главное, чтобы они нравились малышу и были представлены в форме игры. В каждую из них родители могут привносить что-то свое, «изюминку». Вот лишь некоторые из них:

Как научить ребенка правильно произносить звуки?

После благополучного освоения артикуляционных упражнений, логопеды приступают к непосредственному запуску звуков «р» и «л». Обычно, запуск звука «р» сравнивают с заведением мотора и одноименное упражнение – одно из самых популярных и действенных.

На первый взгляд упражнение может показаться сложным к исполнению, но все не так страшно:

При выполнении упражнения язык должен быть расслаблен, а вот кончик языка – вибрировать. Главное – чтобы малыш прочувствовал. Постепенно язык начнет самостоятельно вибрировать и на выходе воздушной струи формируется «р».

Закрепляем результат

Заведенный моторчик – половина успеха. Даже, если малыш научился отдельно произносить звуки «р» и «л», порой очень сложно вставить их в беглую речь и не допускать путаницу. Закрепление результатов или автоматизация звуков – одни из самых длительных и сложных процессов в лечении.

В закреплении результата важно сначала научить ребенка сочетать звук с гласными и согласными, довести сформированные слоги до автоматизма. Логопеды в индивидуальном порядке подбирают нужные закрытые и открытые слоги в течение нескольких упражнений, прорабатывают их с обязательным повторением дома.

Нагрузка и усложнение пройденного материала происходит постепенно: от закрытых слогов переходят к отрытым, от слогов – к словам. Где звуки сначала расположены в начале, после, в середине и конце слова.

Параллельно с освоением этих навыков специалисты учат малыша различить твердые и мягкие звуки «р» и «л». Главное, чтобы малыш понял, где нужно звуки произносить сильнее, жестче, а где расслабленнее и, главное, как правильно это выполнить на практике.

Когда необходимо кардинальное вмешательство?

Логопедические упражнения вполне могут консервативно корректировать длину уздечки языка, но этот процесс длительный и сложный, да и результаты не всегда оправдывают ожидания.

Действовать консервативно или хирургически – была и до сих пор остается одной из спорных тем между стоматологами и логопедами. Каждая группа специалистов приводит доводы в свою пользу.

Между тем, есть строгие показания к хирургической коррекции:

  • Если уздечка вплетается в верхней трети языка и мешает полноценному кормлению или существенно ограничивает движения языка;
  • Появление сильной боли во время выполнения логопедических упражнений;
  • Травмы;
  • И др.

В любом случае, если причина неправильного произношения звуков «р» и «л» кроется именно в укорочении уздечки, необходима консультация стоматолога и совместное решение о тактике дальнейшего лечения.

Современная стоматология располагает безболезненными методиками коррекции уздечки с минимальным периодом реабилитации. Главным образом речь идет об использовании лазера, что позволяет сократить период восстановления до нескольких часов и избежать множества возможных осложнений.

Сама уздечка не имеет нервных окончаний, следовательно, ее коррекция безболезненна, но анестезия требуется для обеспечения комфорта маленького пациента, снижения рвотного рефлекса и др.

После проведения операции, стоматологами рекомендовано тщательно соблюдать гигиену полости рта: полоскать полость рта растворами антисептиков для предотвращения присоединения инфекции.