Рефераты Изложения История

Герой худякова вспоминает случай который. Сборник идеальных эссе по обществознанию

(1)Он нёс меня на себе восемь километров. (2)Восемь тысяч метров по раскалённой земле. (3)Я до сих пор помню его горячую спину, пот, который, будто кислота, разъедал кожу на руках. (4)И белую даль, словно накрахмаленная больничная простыня... (5)Я всё это помню, помню в деталях, в подробностях, в красках. (6)Но всё равно ничего не могу понять. (7)И сегодня, спустя много лет, когда я вспоминаю тот случай, моя мудрость, потеряв равновесие, беспомощно вязнет в густой трясине недоумения: мне кажется непостижимой и странной вся наша жизнь, особенно если пытаешься её понять.

(8)Нам тогда было по тринадцать - мне и моему закадычному другу Серёжке Леонтьеву. (9)Мы пошли рыбачить за тридевять земель на старый, обмелевший пруд. (10)Мне вдруг приспичило освежиться, и я полез в воду, но не успел сделать и шагу, как вскрикнул от острой боли в ноге. (11)Ко мне бросился Серёжка, он выволок меня на берег. (12)Я с ужасом увидел, что из пятки торчит осколок бутылочного горлышка, а на траву каплет густая кровь. (13)Восемь километров Серёжка нёс меня на себе.

- (14)Серёнь, брось меня! - шептал я сухими губами.

- (15)Нет! - хрипел друг. (16)Это было как в кино: друг выносит с поля боя раненого друга. (17)Свистят пули, рвутся снаряды, а ему хоть бы хны. (18)Он готов пожертвовать своей жизнью, отдать своё сердце, свою душу, готов отдать всё на свете... (19)У меня от слабости кружилась голова, и вдруг, сам не знаю зачем,

я сказал Серёжке:

- (20)Серёнь, если я умру, то передай от меня привет Гальке Коршуновой! (21)Скажи ей, что я её любил.

(22)Серёжка, сдувая с лица капли пота, рвал свою футболку на лоскуты и от усталости, кажется, уже не соображал, что я говорю. (23)Он дотащил меня до больницы, потом, тяжело дыша, сидел на кушетке и смотрел, как врач обрабатывает мою рану.

(24)А на следующий день, когда я, хромая, вышел во двор, все уже знали, что перед смертью я просил передать привет Гальке Коршуновой. (25)И я сделался посмешищем всей школы. (26)Моё появление теперь у всех вызывало конвульсии глумливого хихиканья, и я, от природы жизнерадостный мальчишка, стал замкнутым и застенчивым до болезненности.

(27)3ачем он рассказал им про мой привет? (28)Может быть, он просто изложил все подробности того случая, не предполагая, что моя просьба всех так рассмешит? (29)А может быть, ему хотелось, чтобы его геройство выглядело более внушительным на фоне моего тщедушного актёрства? (30)Не знаю!

(31)Он нёс меня восемь километров по залитой солнечным зноем дороге. (32)Но я до сих пор не знаю, спас он меня или предал.

(33)Шрам на ноге почти полностью зарубцевался, а вот сердце моё до сих пор кровоточит. (34)И когда мне говорят: «Вам такой-то передал привет», я цепенею от ужаса и по моей спине пробегают мурашки.

(По М. Худякову)

Показать текст целиком

Что такое предательство? В чем оно может заключаться?Этими вопросами задается М. Худяков, автор прочитанного мною текста.

Рассуждая над поставленными вопросоми, автор повествует об истории двух тринадцатилетних мальчиков. Два друга отправились на рыбалку, один из них случайным образом поранил ногу. Серёжа Леонтьев нёс раненого друга восемь километром на себе до больницы. Изнемогая от слабости, раненый мальчик попросил друга передать Гальке Коршуновой, что любит ее. Серёжа совершил героический поступок, не оставив друга в беде, но к сожалению, он оказался и предателем, так как рассказал всей школе о признании своего друга. Герой не может понять: почему, совершив геройский поступок, Серёжа потом его предал? Этот случай заставил задуматься автора о том, что такое предательство.

Авторская позиция заключается в том : предательство-худшее качество человека. Душевные раны намного больнее физических. В связи с предательским поступком Серёжи Леонтьева по отношению к своему другу, героизм мальчика остался в тени .

В романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Швабрин Алексей Иванович- подлый и бесчестный человек. Доя него предать тов

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 2 из 3 К2

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Герой М. Худякова вспоминает случай, который заставил его задуматься о многом. Такие приёмы, как (А)_____ («нёс меня на себе восемь километров», «восемь километров... нёс меня» в предложениях 1, 13, 31; «помню» в предложении 5) и (Б)_____ (предложения 3-4), в сочетании со сравнительными оборотами задают тревожно-напряжённый тон всему тексту. Противоречивость поступка Серёжки Леонтьева подчёркивает такое лексическое средство, как (В)_____ («спас» - «предал» в предложении 32), а такой троп, как (Г)_____ («сердце кровоточит» в предложении 33), передаёт потрясение героя».

Список терминов:

1) контекстные антонимы

2) метафора

3) риторический вопрос

4) парцелляция

6) диалектизм

7) ряд однородных членов

9) лексический повтор

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г

(1)Он нёс меня на себе восемь километров. (2)Восемь тысяч метров по раскалённой земле. (3)Я до сих пор помню его горячую спину, пот, который, будто кислота, разъедал кожу на руках. (4)И белую даль, словно накрахмаленная больничная простыня... (5)Я всё это помню, помню в деталях, в подробностях, в красках. (6)Но всё равно ничего не могу понять. (7)И сегодня, спустя много лет, когда я вспоминаю тот случай, моя мудрость, потеряв равновесие, беспомощно вязнет в густой трясине недоумения: мне кажется непостижимой и странной вся наша жизнь, особенно если пытаешься её понять.

(8)Нам тогда было по тринадцать - мне и моему закадычному другу Серёжке Леонтьеву. (9)Мы пошли рыбачить за тридевять земель на старый, обмелевший пруд. (10)Мне вдруг приспичило освежиться, и я полез в воду, но не успел сделать и шагу, как вскрикнул от острой боли в ноге. (11)Ко мне бросился Серёжка, он выволок меня на берег. (12)Я с ужасом увидел, что из пятки торчит осколок бутылочного горлышка, а на траву каплет густая кровь. (13)Восемь километров Серёжка нёс меня на себе.

- (14)Серёнь, брось меня! - шептал я сухими губами.

- (15)Нет! - хрипел друг. (16)Это было как в кино: друг выносит с поля боя раненого друга. (17)Свистят пули, рвутся снаряды, а ему хоть бы хны. (18)Он готов пожертвовать своей жизнью, отдать своё сердце, свою душу, готов отдать всё на свете... (19)У меня от слабости кружилась голова, и вдруг, сам не знаю зачем,

я сказал Серёжке:

- (20)Серёнь, если я умру, то передай от меня привет Гальке Коршуновой! (21)Скажи ей, что я её любил.

(22)Серёжка, сдувая с лица капли пота, рвал свою футболку на лоскуты и от усталости, кажется, уже не соображал, что я говорю. (23)Он дотащил меня до больницы, потом, тяжело дыша, сидел на кушетке и смотрел, как врач обрабатывает мою рану.

(24)А на следующий день, когда я, хромая, вышел во двор, все уже знали, что перед смертью я просил передать привет Гальке Коршуновой. (25)И я сделался посмешищем всей школы. (26)Моё появление теперь у всех вызывало конвульсии глумливого хихиканья, и я, от природы жизнерадостный мальчишка, стал замкнутым и застенчивым до болезненности.

(27)3ачем он рассказал им про мой привет? (28)Может быть, он просто изложил все подробности того случая, не предполагая, что моя просьба всех так рассмешит? (29)А может быть, ему хотелось, чтобы его геройство выглядело более внушительным на фоне моего тщедушного актёрства? (30)Не знаю!

(31)Он нёс меня восемь километров по залитой солнечным зноем дороге. (32)Но я до сих пор не знаю, спас он меня или предал.

(33)Шрам на ноге почти полностью зарубцевался, а вот сердце моё до сих пор кровоточит. (34)И когда мне говорят: «Вам такой-то передал привет», я цепенею от ужаса и по моей спине пробегают мурашки.

(По М. Худякову*)

*Михаил Георгиевич Худяков (1894-1936) - историк, археолог, фольклорист, автор ряда этнографических и археологических очерков по истории тюркских и финно-угорских народов.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Заполним пропуски.

«Герой М. Худякова вспоминает случай, который заставил его задуматься о многом. Такие приёмы, как лексический повтор (в предложениях 1, 13, 31 наблюдается лексический повтор слов «нес», «восемь километров». В предложении 5 наблюдается лексический повтор слова «помню») и парцелляция (парцелляция - это такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы), в сочетании со сравнительными оборотами задают тревожно-напряжённый тон всему тексту. Противоречивость поступка Серёжки Леонтьева подчёркивает такое лексическое средство, как контекстные антонимы («спас» - «предал» в предложении 32), а такой троп, как метафора (метафора - скрытое сравнение, в предложении 33 происходит скрытое сравнение переживаний с сердечным кровотечением), передаёт потрясение героя».

Ответ: 9412.

Ответ: 9412

Правило: Задание 26. Языковые средства выразительности

АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.

Целью задания является определение средств выразительности, использованных в рецензии путём установления соответствия между пропусками, обозначенными буквами в тексте рецензии, и цифрами с определениями. Записывать соответствия нужно только в том порядке, в каком идут буквы в тексте. Если Вы не знаете, что скрывается под той или иной буквой, необходимо поставить «0» на месте этой цифры. За задание можно получить от 1 до 4 баллов.

При выполнении задания 26 следует помнить, что Вы заполняете места пропусков в рецензии, т.е. восстанавливаете текст, а с ним и смысловую, и грамматическую связь . Поэтому часто дополнительной подсказкой может служить анализ самой рецензии: различные прилагательные в том или ином роде, согласующиеся с пропусками сказуемые и т.д. Облегчит выполнение задания и разделение списка терминов на две группы: первая включает термины на основе значения слова, вторая – строение предложения. Это деление Вы сможете провести, зная, что все средства делят на ДВЕ большие группы: в первую включаются лексические (неспециальные средства) и тропы; во вторую фигуры речи (часть из них называют синтаксическими).

26.1 ТРОП-СЛОВО ИЛИ ВЫРАЖЕНИЕ, УПОТРЕБЛЯЕМОЕ В ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА И ДОСТИЖЕНИЯ БОЛЬШЕЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. К тропам относятся такие приемы, как эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, метонимия, иногда к ним относят гиперболы и литоты.

Примечание: В задании, как правило, указано, что это ТРОПЫ.

В рецензии примеры тропов указываются в скобках, как словосочетание.

1.Эпитет (в пер. с греч. - приложение, прибавление) - это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. От простого определения эпитет отличается художественной выразительностью и образностью. В основе эпитета лежит скрытое сравнение.

К эпитетам относятся все «красочные» определения, которые чаще всего выражаются прилагательными :

грустно-сиротеющая земля (Ф.И.Тютчев), седой туман, лимонный свет, немой покой (И. А. Бунин).

Эпитеты могут также выражаться:

-существительными , выступающими в качестве приложений или сказуемых, дающих образную характеристику предмета: волшебница-зима; мать - сыра земля; Поэт - это лира, а не только няня своей души (М. Горький);

-наречиями , выступающими в роли обстоятельств: На севере диком стоит одиноко ...(М. Ю. Лермонтов); Листья были напряженно вытянуты по ветру (К. Г. Паустовский);

-деепричастиями : волны несутся гремя и сверкая ;

-местоимениями , выражающими превосходную степень того или иного состояния человеческой души:

Ведь были схватки боевые, Да, говорят, еще какие ! (М. Ю. Лермонтов);

-причастиями и причастными оборотами : Соловьи словословьем грохочущим оглашают лесные пределы (Б. Л. Пастернак); Допускаю также появление... борзописцев, которые не могут доказать, где они вчера ночевали, и у которых нет других слов на языке, кроме слов, не помнящих родства (М. Е. Салтыков-Щедрин).

2. Сравнение - это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим. В отличие от метафоры сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета (явления, признака, действия).

Горят аулы, нет у них защиты.

Врагом сыны отечества разбиты,

И зарево, как вечный метеор ,

Играя в облаках, пугает взор. (М. Ю. Лермонтов)

Сравнения выражаются различными способами:

Формой творительного падежа существительных:

Соловьем залетным Юность пролетела,

Волной в непогоду Радость отшумела (А. В. Кольцов)

Формой сравнительной степени прилагательного или наречия: Эти глаза зеленее моря и кипарисов наших темнее (А. Ахматова);

Сравнительными оборотами с союзами как, словно, будто, как будто и др.:

Как хищный зверь , в смиренную обитель

Врывается штыками победитель... (М. Ю. Лермонтов);

При помощи слов подобный, похожий, это:

На глаза осторожной кошки

Похожи твои глаза (А. Ахматова);

При помощи сравнительных придаточных предложений:

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Точно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.(С. А. Есенин)

3.Метафора (в пер. с греч. - перенос) - это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. В отличие от сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создает компактность и образность употребления слова. В основу метафоры может быть положено сходство предметов по форме, цвету, объему, назначению, ощущениям и т. п.: водопад звезд, лавина писем, стена огня, бездна горя, жемчужина поэзии, искра любви и др.

Все метафоры делятся на две группы:

1) общеязыковые («стертые»): золотые руки, буря в стакане воды, горы своротить, струны души, любовь угасла;

2) художественные (индивидуально-авторские, поэтические):

И меркнет звезд алмазный трепет

В безбольном холоде зари (М. Волошин);

Пустых небес прозрачное стекло (A. Ахматова);

И очи синие, бездонные

Цветут на дальнем берегу. (А. А. Блок)

Метафора бывает не только одиночной : она может развиваться в тексте, образуя целые цепочки образных выражений, в во многих случаях - охватывать, как бы пронизывать весь текст. Это развернутая, сложная метафора , цельный художественный образ.

4. Олицетворение - это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия. Чаще всего олицетворения используются при описании природы:

Катясь чрез сонные долины, Туманы сонные легли , И только топот лошадиный, Звуча, теряется вдали. Погас, бледнея, день осенний, Свернув душистые листы, Вкушают сон без сновидений Полузавядшие цветы . (М. Ю. Лермонтов)

5. Метонимия (в пер. с греч. - переименование) - это перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. Смежность может быть проявлением связи:

Между действием и орудием действия: Их села и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам (А. С. Пушкин);

Между предметом и материалом, из которого сделан предмет: ...не то на серебре, - на золоте едал (А. С. Грибоедов);

Между местом и людьми, находящимися в этом месте: Город шумел , трещали флаги, мокрые розы сыпались из мисок цветочниц... (Ю. К. Олеша)

6. Синекдоха (в пер. с греч. - соотнесение) - это разновидность метонимии , основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Чаще всего перенос происходит:

С меньшего на большее: К нему и птица не летит, И тигр нейдет... (А. С. Пушкин);

С части на целое: Борода, что ты все молчишь? (А. П. Чехов)

7. Перифраз, или перифраза (в пер. с греч. - описательное выражение), - это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания. Например, Петербург в стихах

А. С.Пушкина - «Петра творенье», «Полнощных стран краса и диво», «град Петров»; А. А. Блок в стихах М. И. Цветаевой - «рыцарь без укоризны», «голубоглазый снеговой певец», «снежный лебедь», «вседержитель моей души».

8.Гипербола (в пер. с греч. - преувеличение) - это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение какого-либо признака предмета, явления, действия: Редкая птица долетит до середины Днепра (Н. В. Гоголь)

И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! (Н.В. Гоголь).

9. Литота (в пер. с греч. - малость, умеренность) - это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия: Какие крохотные коровки! Есть, право, менее булавочной головки. (И. А. Крылов)

И шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах... а сам с ноготок! (Н.А. Некрасов)

10. Ирония (в пер. с греч. - притворство) - это употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Ирония представляет собой вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка: Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И. А. Крылов)

26.2 «НЕСПЕЦИАЛЬНЫЕ» ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

Примечание: В заданиях иногда указано, что это лексическое средство. Обычно в рецензии задания 24 пример лексического средства дается в скобках либо одним словом, либо словосочетанием, в котором одно из слов выделено курсивом. Обратите внимание: именно эти средства чаще всего необходимо найти в задании 22!

11. Синонимы , т. е. слова одной части речи, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению и отличающиеся друг от друга или оттенками значения, или стилистической окраской (смелый -отважный, бежать - мчаться, глаза (нейтр.) - очи (поэт.)), обладают большой выразительной силой.

Синонимы могут быть контекстными.

12. Антонимы , т. е. слова одной и той же части речи, противоположные по значению (истина - ложь, добро - зло, отвратительно - замечательно ), также обладают большими выразительными возможностями.

Антонимы могут быть контекстными, т. е становится антонимами только в данном контексте.

Ложь бывает доброй или злой ,

Сердобольной или беспощадной,

Ложь бывает ловкой и нескладной,

Осмотрительной и безоглядной,

Упоительной и безотрадной.

13. Фразеологизмы как средства языковой выразительности

Фразеологизмы (фразеологические выражения, идиомы), т. е. воспроизводимые в готовом виде словосочетания и предложения, в которых целостное значение доминирует над значениями составляющих их компонентов и не является простой суммой таких значений (попасть впросак, быть на седьмом небе, яблоко раздора ), обладают большими выразительными возможностями. Выразительность фразеологизмов определяется:

1) их яркой образностью, в том числе мифологической (кот наплакал, как белка в колесе, нить Ариадны, дамоклов меч, ахиллесова пята );

2) отнесенностью многих из них: а) к разряду высоких (глас вопиющего в пустыне, кануть в Лету ) или сниженных (разговорных, просторечных: как рыба в воде, ни сном ни духом, водить за нос, намылить шею, развесить уши ); б) к разряду языковых средств с положительной эмоционально-экспрессивной окраской (хранить как зеницу ока - торж. ) или с отрицательной эмоционально-экспрессивной окраской (безцаря в голове - неодобр., мелкая сошка - пренебрежит., грош цена - презр. ).

14. Стилистически окрашенная лексика

Для усиления выразительности в тексте могут использоваться все разряды стилистически окрашенной лексики:

1) эмоционально-экспрессивная (оценочная) лексика, в том числе:

а) слова с положительной эмоционально-экспрессивной оценкой: торжественные, возвышенные (в том числе старославянизмы): вдохновение, грядущий, отечество, чаяния, сокровенный, незыблемый; возвышенно-поэтические: безмятежный, лучезарный, чары, лазурный; одобрительные: благородный, выдающийся, изумительный, отважный; ласкательные: солнышко, голубчик, доченька

б) слова с отрицательной эмоционально-экспрессивной оценкой: неодобрительные: домысел, препираться, околесица; пренебрежительные: выскочка, деляга ; презрительные: балбес, зубрила, писанина ; бранные/

2) функционально-стилистически окрашенная лексика, в том числе:

а) книжная: научная (термины: аллитерация, косинус, интерференция ); официально-деловая: нижеподписавшиеся, докладная ; публицистическая: репортаж, интервью ; художественно-поэтическая: лазурный, очи, ланиты

б) разговорная (обиходно-бытовая): папа, мальчонка, хвастунишка, здоровущий

15. Лексика ограниченного употребления

Для усиления выразительности в тексте могут использоваться также все разряды лексики ограниченного употребления, в том числе:

Лексика диалектная (слова, которые употребляются жителями какой-либо местности: кочет - петух, векша - белка );

Лексика просторечная (слова с ярко выраженной сниженной стилистической окраской: фамильярной, грубой, пренебрежительной,бранной, находящиеся на границе или за пределами литературной нормы: голодранец, забулдыга, затрещина, трепач );

Лексика профессиональная (слова, которые употребляются в профессиональной речи и не входят в систему общелитературного языка: камбуз - в речи моряков, утка - в речи журналистов, окно - в речи преподавателей );

Лексика жаргонная (слова, свойственные жаргонам - молодежному: тусовка, навороты, крутой ; компьютерному: мозги - память компьютера, клава - клавиатура ; солдатскому: дембель, черпак, духи ; жаргону преступников: братва, малина );

Лексика устаревшая (историзмы - слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением обозначаемых ими предметов или явлений: боярин, опричнина, конка ; архаизмы - устаревшие слова, называющие предметы и понятия, для которых в языке появились новые наименования: чело - лоб, ветрило - парус ); - лексика новая (неологизмы - слова, недавно вошедшие в язык и не потерявшие еще своей новизны: блог, слоган, тинейджер).

26.3 ФИГУРАМИ (РИТОРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ, СТИЛИСТИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ, ФИГУРАМИ РЕЧИ) НАЗЫВАЮТСЯ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, основанные на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного практического употребления, и имеющие целью усиление выразительности и изобразительности текста. К основным фигурам речи относятся: риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, повтор, синтаксический параллелизм, многосоюзие, бессоюзие, эллипсис, инверсия, парцелляция, антитеза, градация, оксюморон. В отличие от лексических средств- это уровень предложения или нескольких предложений.

Примечание: В заданиях нет чёткого формата определения, указывающего на эти средства: их называют и синтаксическими средствами, и приёмом, и просто средством выразительности, и фигурой. В задании 24 на фигуру речи указывает номер предложения, данный в скобках.

16.Риторический вопрос - это фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Риторический вопрос не требует ответа, он используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи, привлечь внимание читателя к тому или иному явлению:

Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, Зачем поверил он словам и ласкам ложным, Он, с юных лет постигнувший людей? .. (M. Ю. Лермонтов);

17.Риторическое восклицание - это фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение. Риторические восклицания усиливают в сообщении выражение тех или иных чувств; они обычно отличаются не только особой эмоциональностью, но и торжественностью и приподнятостью:

То было в утро наших лет - О счастие! о слезы! О лес! о жизнь! о солнца свет! О свежий дух березы. (А. К. Толстой);

Увы! пред властию чужой Склонилась гордая страна. (М. Ю. Лермонтов)

18.Риторическое обращение - это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. Оно служит не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорится в тексте. Риторические обращения могут создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния:

Друзья мои! Прекрасен наш союз. Он, как душа, неудержим и вечен (А. С. Пушкин);

О, глубокая ночь! О, холодная осень! Немая! (К. Д. Бальмонт)

19.Повтор (позиционно-лексический повтор, лексический повтор) - это стилистическая фигура, состоящая в повторении какого-либо члена предложения (слова), части предложения или целого предложения, нескольких предложений, строфы с целью привлечь к ним особое внимание.

Разновидностями повтора являются анафора, эпифора и подхват .

Анафора (в пер. с греч. - восхождение, подъем), или единоначатие, - это повторение слова или группы слов в начале строк, строф или предложений:

Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река.

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака (Ф. И. Тютчев);

Эпифора (в пер. с греч. - добавка, конечное предложение периода) - это повторение слов или группы слов в конце строк, строф или предложений:

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, - человечно.

Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, - человечно (А. А. Фет);

Досталась им буханка светлого хлеба - радость!

Сегодня фильм хороший в клубе - радость!

Двухтомник Паустовского в книжный магазин привезли- радость! (А. И. Солженицын)

Подхват - это повтор какого-либо отрезка речи (предложения, стихотворной строки) в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи:

Повалился он на холодный снег,

На холодный снег, будто сосенка,

Будто сосенка во сыром бору (М. Ю. Лермонтов);

20. Параллелизм (синтаксический параллелизм) (в пер. с греч. - идущий рядом) - тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают единый образ:

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской... (М. Ю. Лермонтов);

Я был вам звенящей струной,

Я был вам цветущей весной,

Но вы не хотели цветов,

И вы не расслышали слов? (К. Д. Бальмонт)

Часто с использованием антитезы: Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов); Не страна – для бизнеса, а бизнес – для страны (из газеты).

21. Инверсия (в пер. с греч. - перестановка, переворачивание) - это изменение обычного порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости какого-либо элемента текста (слова, предложения), придания фразе особой стилистической окрашенности: торжественного, высокого звучания или, наоборот, разговорной, несколько сниженной характеристики. Инверсированными в русском языке считаются следующие сочетания:

Согласованное определение стоит после определяемого слова: Сижу за решеткой в темнице сырой (М. Ю. Лермонтов); Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая (И. С. Тургенев);

Дополнения и обстоятельства, выраженные существительными, стоят перед словом, к которому относятся: Часов однообразный бой (однообразный бой часов);

22.Парцелляция (в пер. с франц. - частица) - стилистический прием, заключающийся в расчленении единой синтаксической структуры предложения на несколько интонационно-смысловых единиц - фраз. На месте расчленения предложения могут использоваться точка, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие. Утром, ярким, как лубок. Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном (Р. Рождественский); Почему никто не возмущается? Образование и здравоохранение! Важнейшие сферы жизни общества! Не упомянуты в этом документе вообще (Из газет); Нужно, чтобы государство помнило главное: его граждане - не физические лица. А люди . (Из газет)

23.Бессоюзие и многосоюзие - синтаксические фигуры, основанные на намеренном пропуске, или, наоборот, сознательном повторении союзов. В первом случае, при опущении союзов , речь становится сжатой, компактной, динамичной. Изображаемые действия и события здесь быстро, мгновенно развертываются, сменяют друг друга:

Швед, русский - колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет.

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон. (А.С. Пушкин)

В случае многосоюзия речь, напротив, замедляется, паузы и повторяющийся союз выделяют слова, экспрессивно подчеркивая их смысловую значимость:

Зато и внук,и правнук, и праправнук

Растут во мне, пока я сам расту... (П.Г. Антокольский)

24.Период – длинное, многочленное предложение или сильно распространённое простое предложение, которое отличается законченностью, единством темы и интонационным распадением на две части. В первой части синтаксический повтор однотипных придаточных (или членов предложения)идёт с нарастающим повышением интонации, затем – разделяющая значительная пауза, и во второй части, где дается вывод, тон голоса заметно понижается. Такое интонационное оформление образует своего рода круг:

Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел,/Когда мне быть отцом, супругом приятный жребий повелел,/ Когда б семейственной картиной пленился я хоть миг единый, - то, верно б, кроме вас одной невесты не искал иной. (А.С. Пушкин)

25.Антитеза, или противопоставление (в пер. с греч. - противоположение) - это оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия, положения, образы. Для создания антитезы обычно используются антонимы - общеязыковые и контекстуальные:

Ты богат, я очень беден, Ты - прозаик, я - поэт (А. С. Пушкин);

Вчера еще в глаза глядел,

А ныне - все косится в сторону,

Вчера еще до птиц сидел,

Все жаворонки нынче - вороны!

Я глупая, а ты умен,

Живой, а я остолбенелая.

О вопль женщин всех времен:

«Мой милый, что тебе я сделала?» (М. И. Цветаева)

26.Градация (в пер. с лат. - постепенное повышение, усиление) - прием, состоящий в последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака. Возрастающая градация обычно используется для усиления образности, эмоциональной выразительности и воздействующей силы текста:

Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла (А. А. Блок);

Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В. А. Солоухин)

Нисходящая градация используется реже и служит обычно для усиления смыслового содержания текста и создания образности:

Принес он смертную смолу

Да ветвь с увядшими листами. (А. С. Пушкин)

27.Оксюморон (в пер. с греч. - остроумно-глупое) - это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу (горькая радость, звонкая тишина и т. п.); при этом получается новый смысл, а речь приобретает особую выразительность: С того часу начались для Ильи сладостные мученья , светло опаляющие душу (И. С. Шмелев);

Есть тоска веселая в алостях зари (С. А. Есенин);

Но красоты их безобразной Я скоро таинство постиг. (М. Ю. Лермонтов)

28.Аллегория – иносказание, передача отвлеченного понятия через конкретный образ: Должны победить лисы и волки (хитрость, злоба, жадность).

29.Умолчание – намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о невысказанном: Но я хотел… Быть может, Вы…

Кроме вышеперечисленных синтаксических средств выразительности в тестах встречаются и следующие:

-восклицательные предложения ;

- диалог, скрытый диалог;

-вопросно-ответная форма изложения такая форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы на вопросы;

-ряды однородных членов;

-цитирование;

-вводные слова и конструкции

-Неполные предложения – предложения, в которых пропущен какой-либо член, необходимый для полноты строения и значения. Отсутствующие члены предложения могут быть восстановлены и контекста.

В том числе эллипсис, то есть пропуск сказуемого.

Эти понятия рассматриваются в школьном курсе синтаксиса. Именно поэтому, наверное, эти средств выразительности чаще всего в рецензии называют синтаксическими.





Х удяков Николай Васильевич - помощник командира 32-го истребительного авиационного полка по воздушно-стрелковой службе 256-й истребительной авиационной дивизии 5-го истребительного авиационного корпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, капитан.

Родился 7 (20) июля 1913 года в городе Туле в семье рабочего. Русский. Окончил 7 классов средней школы № 10 Тулы, школу ФЗУ патронного завода и аэроклуб Осоавиахима. Работал бригадиром слесарей на патронном заводе.

В Красной Армии с 1932 года. В 1933 году окончил Ейское военно-морское авиационное училище лётчиков. Служил в авиабригаде под командованием Я.В.Смушкевича . С 1939 года работал инструктором Московского аэроклуба. Член ВКП(б) с 1941 года.

На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года. До середины 1942 года был лётчиком-штурмовиком, командовал звеном. После переучивания на самолёты «як» стал лётчиком-истребителем. Был командиром эскадрильи, заместителем командира истребительного авиаполка по воздушно-стрелковой службе. Воевал на Юго-Западном, Северо-Западном, Воронежском, 1-м Украинском фронтах.

Участвовал в оборонительных боях в районе западной границы, под Киевом и Харьковом – в 1941 году; воздушных боях на Дону – в 1942; в Курской битве и боях за Днепр – в 1943; освобождал Правобережную Украину, участвовал в воздушных боях над Вислой – в 1944; окончательно освобождал Польшу и сражался в небе Берлина – в 1945.

Помощник командира 32-го истребительного авиационного полка по воздушно-стрелковой службе капитан Худяков к марту 1945 года совершил 308 боевых вылетов, в 65 воздушных боях лично сбил 19 самолётов противника.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитану Худякову Николаю Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 7543).

Всего за войну совершил около 460 боевых вылетов, провёл десятки штурмовок, в 70 воздушных боях сбил лично 20 и в группе 3 самолёта противника.

С 1946 года майор Н.В.Худяков – в запасе. Жил в Москве. Работал завхозом на московском стадионе "Юность". Умер 29 марта 1996 года. Похоронен в Москве на Митинском кладбище (участок 72).

Награждён орденом Ленина (27.06.45), 2 орденами Красного Знамени (27.10.43; 19.06.44), орденами Александра Невского (1944), Отечественной войны 1-й степени (06.04.85), медалью «За боевые заслуги» (03.11.44), другими медалями.

В 1939 году кадрового военного лётчика Николая Худякова направили инструктором в аэроклуб. Стране нужны были молодые лётные кадры. Но события на Халхин-Голе и последовавшая финская война заронили в душе лётчика неудовлетворённость. Он хотел участвовать в боях. С этой просьбой он обратился к командующему ВВС РККА генералу Я.В.Смушкевичу , бывшему ранее его непосредственным командиром. Генерал проникся стремлением лётчика, и вскоре Худяков получил предписание в 66-й штурмовой авиаполк 15-й авиационной дивизии, базировавшийся вблизи западной границы. Полк был укомплектован самолётами И-15бис.

22 июня 1941 года звено штурмовиков во главе с лейтенантом Худяковым вступило в первый бой с гитлеровцами. За первые 4 месяца войны штурмовыми действиями лично уничтожил переправу и около роты солдат противника. Участвовал в обороне Киева, в боях под Харьковом.

В конце июля 1942 гола в авиаполк поступило боевое распоряжение: в излучине Дона оказалось отрезанным от своих войск большое количество живой силы и техники врага. Необходимо до наступления темноты нанести штурмовой удар, чтобы гитлеровцы не ускользнули ночью из окружения.

Быстро изучив боевую задачу, девятка Ил-15бис вылетела на штурмовку вражеского объекта. Звено Николая Худякова должно было нанести удар по огневым средствам, прикрывавшим вражескую группировку с воздуха. Первые же сброшенные бомбы уничтожили вражеские зенитки, которые так и не произвели ни одного выстрела по нашим самолётам. Идущие за Худяковым лётчики вслед за бомбовым ударом открыли по гитлеровцам пулемётный огонь. Чёрные клубы дыма и огня подтверждали эффективность их штурмовых действий. Ведомый Худякова Николай Викторов прямым попаданием зажёг вражеский танк. Всюду горели машины, по полю, пытаясь спастись, разбегались немецкие солдаты и офицеры.

Когда в 1942 году 66-й штурмовой авиаполк был направлен на переформирование, старший лейтенант Худяков переучился на истребитель Як-1 и был направлен в январе 1943 года на Воронежский фронт в 728-й истребительный авиаполк 256-й истребительной авиадивизии. Ему доверили эскадрилью. В дни боёв на Курской дуге лётчики эскадрильи показали беззаветное мужество и героизм. Сам Худяков, летая на самолёте Як-7Б с бортовым номером "37" 16 июля 1943 года в небе над Курском сбил истребитель Ме-109, а в один из последующих дней - 3 бомбардировщика (2 лично и 1 - в группе).

После сражения на Курской дуге началась подготовка к операции по освобождению Украины. Войска Воронежского фронта наступали на Киевском направлении. Командир эскадрильи Худяков участвовал в операции по форсированию Днепра, в сентябре 1943 года имел уже 10 побед.

15 сентября 1943 года Николай Худяков во главе четвёрки «яков» вылетел на прикрытие группы Ил-2. Подойдя к району цели, «илы» точно сбросили свой смертоносный груз на заданный объект, а затем обрушили на врага всю мощь огня своих пушек и пулемётов. На обратном пути, подлетая к линии фронта, комэск Худяков услышал в наушниках позывной командующего 2-й воздушной армией. Генерал С.А.Красовский приказывал истребителям атаковать большую группу Ju-87, которые приближались к переднему краю наших войск.

Использовав преимущество в высоте, Николай Худяков скомандовал второй паре - Михаилу Сачкову и Александру Выборнову - атаковать девятку на левом фланге, а сам с ведомым Суреном Холотяном решил ударить по девятке флагмана. Гитлеровцы не заметили, как к их строю подкралась четвёрка «яков».

С первой же атаки в небе вспыхнули два «юнкерса». Их зажгли Худяков и Сачков . А ещё через несколько минут от меткой пулемётной очереди Выборнова третий «юнкерс» горящим факелом пошёл к земле. Гитлеровцы, беспорядочно сбросив бомбы, поспешили покинуть поле боя. Но не успели они лечь на обратный курс, как от их строя оторвался ещё один объятый пламенем бомбардировщик.

Показательным оказался воздушный бой в сентябре 1943 года шестёрки истребителей "Як" под командованием старшего лейтенанта Худякова, против 54 вражеских самолётов, среди которых было 18 истребителей "Мессершмитт-109" и "Фокке-Вульф-190". Факт боя был зафиксирован документально, и о нём писала газета "Крылья Победы". В этом бою, прикрывая 12 штурмовиков "Ил-2", шестёрка советских истребителей, сбила 4 "юнкерса" и 4 "мессершмитта", не потеряв при этом ни одного самолёта.

Лётчики эскадрильи Худякова получили задачу сопровождать штурмовики. В районе цели на краснозвёздные самолёты набросилась стая немецких истребителей. Николай Худяков подал команду к бою. Первую атаку Худяков со своим ведомым направил на ведущую четвёрку вражеских истребителей. Однако, не приняв боя, «мессеры» поспешили уйти. Воспользовавшись этим, Худяков сделал крутой разворот и быстро приблизился к девятке бомбардировщиков врага. С дистанции 50-70 метров лётчик успел дать короткую очередь по «юнкерсу». Бомбардировщик задымил и начал падать. Но в это время из-за облака вышла пара «мессеров». Вертикальным манёвром Худяков ушёл в сторону и скрылся в облаках. Когда же гитлеровцы поспешили ввязаться в бой с другой парой «яков», комэск и его ведомый переворотом через крыло снова обрушились на врага. Меткая очередь - и ещё один гитлеровский самолёт врезался в землю.

Героически действовали и другие наши лётчики. Выходя из атаки,


Предательство - одна из самых страшных вещей, которые могут случиться в жизни человека. Она практически всегда является причиной различных разногласий между близкими людьми. В данном тексте М. Худяков как раз освещает проблему предательства.

Рассказывая нам о поступке Сережки Леонтьева, автор показывает нам, что, к сожалению, иногда даже самый близкий человек способен на предательство в самой неподходящей ситуации. Причем даже один подобный поступок стирает из сознания все положительные моменты, связанные с этим человеком. «И я сделался посмешищем всей школы". Именно такой эффект возымел поступок лучшего друга на автора. "Шрам на ноге почти полностью зарубцевался, а вот сердце мое до сих пор кровоточит". Предательство невозможно забыть и практически невозможно простить.

Худяков на жизненном примере показывает нам, что предательство может случиться в любой момент, и даже самые близкие люди способны на такое, оно оставляет неизгладимый отпечаток в памяти. Я полностью согласен с мнением автора и считаю, что самое первое предательство в жизни настолько сильно может повлиять на сознание человека, что представление о жизни может кардинально измениться.

К сожалению, зачастую для некоторых предательство становится смыслом жизни. Вспомним произведение В.А. Каверина "Два капитана". Ромашов в школе продавал своих товарищей в прямом смысле этого слова, сдавая информацию о них заведующему за небольшие вознаграждения. Апофеозом его предательства стал сбор порочащих сведений о Николае Антоновиче, своем покровителе. Таким образом, предав кого-либо единожды, трудно сойти с этого пути.

Гораздо страшнее ощущается предательство в зрелом возрасте, когда у человека уже накрепко сформированы взгляды на жизнь и моральные устои.

Вспомним произведение Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Эраст, проиграв

крупную сумму денег в карты, говорит своей возлюбленной, что уходит в армию, а сам в это время женится на богатой вдове. Когда же предательство раскрылось, Лиза с горя решается на самоубийство. Таким образом, автор показывает нам, как может повлиять на вполне взрослого человека внезапное предательство со стороны близкого человека.

На основании приведенных литературных аргументов можно с полной уверенностью сказать, что предательство не может пройти бесследно, оно обязательно оставит свой отпечаток в памяти и сознании человека, оно страшно&讹 как в юности, так и в зрелом возрасте.

Обновлено: 2018-03-12

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Слайд 1)

Цели:

  • подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по заданному тексту;
  • формировать умения и навыки строить текст с учётом требований к заданию С ЕГЭ по русскому языку; обобщить и закрепить знания о стиле и типе речи; совершенствовать навыки построения связного монологического высказывания, способность развивать речемыслительные деятельности учащихся;
  • формировать умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения; воспитывать чувство ответственности.

Средства обучения: текст по Худякову, толковый словарь И.С.Ожегова, русско-татарский словарь, слайды с высказываниями выдающихся людей о дружбе, план разбора текста.

Метод: аналитическая беседа.

Тип урока: совершенствование и углубление знаний и умений по написанию сочинения-рассуждения.

Предварительное задание к уроку: подобрать пословицы на тему: »Дружба», составить ассоциограмму.

Эпиграф:

Текст – объект для исследования и мышления.

М. Бахтин

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Лингвистическая разминка (Приложение 1 , слайд 2)

Определите по данным морфемам части речи и приведите примеры: а) -чик, б) -ащ, в) -у, г) -ся, д) -ишь. (индивидуальные карточки)
(Ответы: а) существительное: мальчик, монетчик, б) причастие: держащий, в) существительное, если это окончание Д.п.: брату или наречие, если это суффикс: сбоку, г) глагол: купаться, г) глагол: стоишь (Способ проверки – взаимопроверка)

3. Вступительное слово учителя:

– Сегодня мы проведём очередной урок развития речи, задачей которого будет поработать над текстом и написать сочинение-рассуждение. По определению известного филолога М. Бахтина текст «является объектом для исследования и мышления». (Чтение эпиграфа)
Итак, мы с вами должны проанализировать текст М.Худякова. В тетрадях запишите тему урока. В помощь вам я предлагаю план разбора текста. (План разбора текста и текст на партах перед каждым учеником)
Внимательно прочитаем текст.

(Учащиеся знакомятся с содержанием текста) (Приложение 1 , слайд 3)

Исходный текст:

(1)Он нёс меня на себе восемь километров. (2)Восемь тысяч метров по раскалённой земле. (3)Я до сих пор помню его горячую спину, пот, который, будто кислота, разъедал кожу на руках.(4) И белую даль, словно накрахмаленная больничная простыня… (5)Я всё это помню, помню в деталях, в подробностях, в красках.(6) Но всё ровно ничего не могу понять. (7)И сегодня, спустя много лет, когда я вспоминаю тот случай, моя мудрость, потеряв равновесие, беспомощно вязнет в густой трясине.
(8)Нам тогда было по тринадцать – мне и моему закадычному другу Серёжке Леонтьеву.(9) Мы пошли рыбачить за тридевять земель на старый, обмелевший пруд. (10) Мне вдруг приспичило освежиться, и я полез в воду, но не успел сделать и шагу, как вскрикнул от острой боли в ноге.
(11) Ко мне бросился Серёжка, он выволок меня на берег.(12) Я с ужасом увидел, что из пятки торчит осколок бутылочного горлышка, на траву каплет густая кровь. (13)Восемь километров Серёжка нёс меня на себе.
– (14)Серёнь, брось меня! – шептал я сухими губами.
– (15) Нет! – хрипел друг. (16)Это было как в кино: друг выносит с поля боя раненого друга. (17)Свистят пули, рвутся снаряды, а ему хоть бы хны. (18)Он готов пожертвовать своей жизнью, отдать своё сердце, свою душу, готов отдать всё на свете…(19)У меня от слабости кружилась голова, и вдруг, сам не знаю почему, я сказал Серёжке:
– (20) Серёнь, если я умру, то передай от меня привет Гальке Коршуновой! (21)Скажи ей, что я её любил.
(22)Серёжа, сдувая с лица капли пота, рвал свою футболку на лоскуты и от усталости, кажется, уже не соображал, что я говорю. (23)Он дотащил меня до больницы, потом, тяжело дыша, сидел на кушетке и смотрел, как врач обрабатывает мою рану.
(24)А на следующий день, когда я, хромая, вышел во двор, все уже знали, что перед смертью я просил передать привет Гальке Коршуновой. (25)Я сделался посмешищем всей школы. (26) Моё появление теперь у всех вызывало конвульсии глумливого хихиканья, и я, от природы жизнерадостный мальчишка, стал замкнутым и застенчивым до болезненности.
(27)Зачем он рассказал им про мой привет? (28)Может быть, он просто изложил все подробности того случая, не предполагая, что моя просьба всех так рассмешит? (29)А может быть, ему хотелось, чтобы его геройство выглядело более внушительным на фоне моего тщедушного актёрства? (30)Не знаю!
(31)Он нёс меня восемь километров по залитой солнечным зноем дороге. (32)Но я до сих пор не знаю, спас он меня или предал.
(33)Шрам на ноге почти полностью зарубцевался, а вот сердце моё до сих пор кровоточит. (34)И когда мне говорят: »Вам такой-то передал привет», я цепенею от ужаса и по моей спине пробегают мурашки.

– Ребята, встретились ли вам в тексте непонятные слова?
– Да, конечно.
– Перечислите их.
– Трясина.
– Тщедушно.
– Конвульсия.
– Цепенеть.

– Хорошо, давайте проведём словарную работу. Чтобы работа шла быстрее и была эффективнее, мы разделимся на группы. (Приложение 1 , слайд 4)

1 группа находит значение 1 и 4 слова, и выписывает из текста словосочетания,
2 группа – 2 слова,
3 группа – 3 слова.

– Послушаем выступление учащихся:

Трясина – это зыбкое, болотистое место; в густой трясине
Цепенеть – становиться неподвижным, замирать под влиянием какого-нибудь сильного чувства, цепенею от ужаса.

2 группа: Тщедушный – хилый, слабосильный, тщедушного актёрства

3 группа. Конвульсия – то же, что судорога, конвульсии хихиканья

– Ребята о чём этот текст? (Приложение 1 , слайд 5)
– О дружбе.
– О детстве,
– О предательстве друга,
– Об обиде, которая перешла в боль.
– О ране, которая может быть сделана словом…
– Какое впечатление произвёл на вас текст?
– Текст заставил задуматься о том, что секреты и тайны друга надо хранить.
– Совершил подвиг ради друга, то не надо его разглашать.
– Слово может ранить сильнее, чем оружие.
– Да, ребята, вы правы. Потерять закадычного друга – большая потеря. Но скажите мне, как вы понимаете значение этого слова?
– Закадычный друг – это самый близкий друг,
– Он готов ради тебя на всё,
– Молодцы, ваши ответы меня порадовали, и я надеюсь, что у каждого у вас есть такой закадычный друг. А кто же является закадычным другом героя текста?
– Серёжка Леонтьев.
– Как вы думаете, почему он не называет его просто Сергей или Серёжа?
– Так, по-особенному, ласкательно – Серёжка, Серёнь, можно назвать только близкого человека.
Прочитаем отрывок из текста (предложения № 8-21)

– Ребята, а что вы лично вкладываете в такие понятия, как «друг», «дружба»?
– Мой друг – это близкий мне человек, которому я могу доверить свои тайны, даже самые сокровенные, о которых я не говорю и родителям,
– Мой друг приходит ко мне на выручку, когда надо, может пожертвовать собой…
– На дом дано было задание: подготовить пословицы о дружбе. Послушаем их (Приложение 1 , слайд 6)

  • Друзей много, а друг бывает один.
  • Друга на деньги не купишь.
  • Друг не испытанный – что орех не сколотый.
  • Друга ищи, а найдёшь – береги.
  • Дружба что стекло: сломаешь – не починишь.
  • Дружбу водить – себя не щадить.
  • Старый друг лучше новых двух.

– Мы с вами увидели, что говорит о таких моральных категориях, как друг и дружба, народная мудрость. В самой мудрой книге о дружбе написано: «Верный друг – крепкая защита: кто нашёл его, нашёл сокровище. Верному другу нет цены и нет меры доброте его» (Сирах)

– Другая группа должна была составить ассоциогрмму слову «дружба»(Приложение 1 , слайд 7)

Выдающиеся люди всех времён и народов тоже размышляли над тем, что такое дружба и кто такой настоящий друг. Послушайте некоторые высказывания:
(Приложение 1 , слайд 8)

  • Блажен тот, кому повезёт с верным другом. (Менандр, поэт-комедиограф )
  • Потерять друга – величайшая из потерь. (Публилий Сир, поэт)
  • Без истинной дружбы жизнь – ничто. (Цицерон, политический деятель, оратор, поэт)
  • Помни, друг: трудней найти друга, нежели подругу. Измена другу – преступление. Без оправданья, без прощенья. (Лопе де Вега, испанский драматург)
  • Сам погибай, а товарища выручай (А.В.Суворов)

Слайды с высказываниями проецируются на экране. Читают учащиеся.

Из пословиц и выражений выберите эпиграф к вашему сочинению. Объясните, зачем вы выбрали именно это высказывание?

Динамическая пауза

Учащиеся поют песню «Улыбка» вместе с героем мультфильма енотом, на слайде сделать двойной щелчок.

– Итак, вернёмся к нашему тексту. О чём он? Как вы поняли содержание? (Один ученик излагает краткое содержание)
– Серёжка Леонтьев, нес на спине своего друга восемь километров. Это было как в кино: друг выносит с поля боя раненого друга. Свистят пули, рвутся снаряды. Он донёс друга до больницы. По дороге тот рассказал о своей тайне. А на следующий день, когда друг пришёл в школу, то узнал, что его тайну знают все. С этого момента он стал замкнутым и застенчивым. А друга своего считал предателем. Теперь прошло много лет, но это событие до сих пор мучает его.

– Ребята, что мы может сказать о первом поступке Серёжи, каким он предстал перед вами?
– Первый его поступок вызывает наше уважение, он герой, который совершил подвиг.
– Но второй поступок Серёжи заставляет нас задуматься. Он огласил всей школе его просьбу передать привет девочке, из-за чего он стал посмешищем всей школы.
– Ваша оценка по поводу этого поступка Серёжи?
– Он поступил неправильно. Второй поступок его не красит.
– То есть в начале рассказа мы видим крепкую, верную дружбу, которая последовательно превращается в предательство.
– Какой вопрос больше всего волнует автора, вызывает его размышление?
– Вопрос сложности и противоречивости человеческих поступков.
– Таким образом, какую проблему затрагивает автор?
– Проблему сложности и противоречивости человеческих поступков.
– Следующая проблема, затронутая автором в тексте?
– Проблема предательства.
– Какова позиция автора по этой проблеме
– Жизнь, как и человеческие отношения, сложна. Один и тот же человек может оказаться способным и на героический поступок, и на предательство.
– Теперь нам предстоит высказать своё мнение по этому поводу. Вы можете согласиться или не согласиться с мнением автора. Ваши суждения, прошу.

(Приложение 1 , слайд 10)

Нужно привести не менее 2-х аргументов, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. Что можно считать жизненным опытом, а что – читательским?

Обратимся к таблице, вывешенной на доске.

– Какие можете привести аргументы? (Рассказы учащихся)
– Мы обладаем литературой, так много сказавшей о человеческих ценностей. Каких героев можем привести из художественной литературы?
– В повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Швабрин самое низкое лицо. Сначала из мстительности оскорбляет честь девушки Маши Мироновой. При каждом удобном случае клевещет на всех, спасая свою шкуру. А этот поступок, когда он доносит отцу Гринёва о поединке, вызывает только презрение к нему. Нам известно, что Гринёв получил в детстве должное воспитание, потому для него важно соблюдать такие понятия, как честь и совесть. А Швабрин, видимо, (нам о его детстве ничего не известно), не усвоил этих понятий.
– Это правильно, добрые чувства воспитываются именно в детстве. Ещё В.А.Сухомлинский писал: »В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств».
– Какие ещё проблемы на ваш взгляд затрагивает автор в данном тексте?
– Раны душевные.
– Правильно, ничто не может так остро ранить, как слово. Какова по этому поводу авторская позиция?
– Душевные раны затягиваются гораздо дольше, поэтому нужно очень бережно относиться к чувствам доверившегося человека.
– Я думаю, Сережка не учел того, что раз друг доверил тебе, поделился своими чувствами, необходимо держать его в себе. С одной стороны, он откликнулся на беду, пришел на выручку. А с другой, поступил некрасиво. В первую очередь, считаю я, друзья должны деликатно относиться друг другу.
– К какому типу речи будет относиться наше сочинение? (Приложение 1 , слайд 11)
– Это будет сочинение-рассуждение.
– Из каких частей состоит сочинение–рассуждение?
– Из трёх – тезис, доказательство, вывод..
Тезис – это мысль, которую вы будете доказывать. Доказательства должны быть убедительными и подтверждать выдвинутый вами тезис, а не что-то другое. Для грамматической связи между аргументами можно использовать вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец; между доказательством и выводом: итак, следовательно, таким образом.
В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами: однако, хотя, потому что, так как…
– К какому стилю вы отнесёте этот текст?
– Публицистический стиль, тип – смешенный: повествование с элементами рассуждения.
– Назовём приметы этого стиля. (Эмоциональность, общедоступность, образность, логичность, отражает реальную жизнь)
– Какова цель? (Воздействие на общественное сознание, формирование общественного мнения)
– Какие средства использовал автор?
– В тексте совмещается книжный и разговорный стиль, встречаются фразеологические обороты: за тридевять земель, хоть бы хны;
– Риторические вопросы, восклицания: (27)Зачем он рассказал им про мой привет? (28)Может быть, он просто изложил все подробности того случая, не предполагая, что моя просьба всех так рассмешит? (29)А может быть, ему хотелось, чтобы его геройство выглядело более внушительным на фоне моего тщедушного актёрства? (30)Не знаю!
– Сравнения: белая даль, словно накрахмаленная больничная простыня, это было как в кино;
– Контекстуальные антонимы: спас – предал; метафоры: «сердце кровоточит».
– Ребята, приступим к составлению плана с учетом требований к заданию с развернутым ответом ЕГЭ по русскому языку

План (примерный)

I. Вступление
Счастливая пора детства!
II.Основная часть
1. Как я понимаю значения слова «дружба»?
2. Поступок Серёжи.
3. Случай из школьной жизни.
III. Заключение.
Мои выводы.

– Сегодня на уроке мы с вами говорили о таких проблемах, которые актуальны в нашем современном мире. Из всего, о чем мы говорили, можно сделать вывод, что найти настоящего друга сложно. А если ты нашёл, то береги его.
– Теперь, зная о чем и как нужно писать, вы напишите сочинение на заданную тему. Запомните несколько основных правил, которые помогут тебе избежать ошибок в работе: (Читаем памятку)
– Не начинай сочинение словами: »Я заинтересовался», «Мне понравился текст», «Передо мной текст»;
– Отбери для доказательства своей точки зрения убедительные, бесспорные аргументы;
– Следи за логикой изложения мыслей;
– Следи за речью;
– Не считай свою точку зрения единственно правильной. Соблюдай конкретность в суждении.

(Приложение 1 , слайд 12)

Домашнее задание: дописать сочинение – рассуждение, проверить по критериям ЕГЭ и поставить приблизительный балл (карандашом)

(Приложение 1 , слайд 13)

Примерный вариант вступительной части рассуждения.

«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней?» Кому из нас незнакомы эти слова – светлый гимн человеческому началу? Настолько прочно эта фраза Л.Н. Толстого вошла в наше сознание, что порой мы перестаем задумываться: так ли светло и безоблачно было детство, чтобы спустя годы и десятилетия «свет той невозвратимой поры» согревал нас?
Так, в тексте М. Худякова мы узнали о прекрасной поре, которую, к сожалению, сам рассказчик вспоминает с содроганием. Когда ему передают привет от друга его детства, он цепенеет от ужаса и по его спине пробегают мурашки. Виной всему этому случай, который он, как он сам признается, помнит в деталях, в подробностях, в красках.
Конечно, наш мир полон тревог и неожиданностей, мы сталкиваемся порой с такими проявлениями жизни, которые не только озадачивают нас, но и ставят в тупик.

Примерный вариант сочинения-рассуждения

Для меня понятие «дружба» имеет очень большое значение. Друг – это самый близкий человек после родных: мамы, папы, сестры и брата. Говоря словами песни: друг – в беде не оставит, в трудности не предаст.
Содержание текста М. Худякова, который я решился назвать «Спас или предал», заставил меня задуматься над вопросом – он предал его или нет? С одной стороны хочется согласиться с первым вариантом вопроса. Да, герой в момент слабости признался другу о самом главном – о любви к девочке Гальке. Он поделился тайной. Но, читая текст дальше, мы узнаем, что он сам тоже сомневается:
– Может быть, он просто изложил подробно случай», а может, ему хотелось показаться героем, – рассуждает он.
Может быть, друг в тот момент даже и не подумал, что, говоря о случившемся, он раскрывает тайну? Ведь иногда мы так увлекаемся рассказом, что только после всего понимаем, что сделали глупость, что кому-то сделали больно, кого-то ранили. Многие потом об этой боли забывают, многие помнят всю жизнь.
В моей школьной жизни тоже произошел подобный случай. В нашу школу пришла молодая учительница английского языка. Мне, ученику 10 класса, она очень понравилась. Хотя английский язык давался мне довольно трудно, я старался, начал подолгу готовиться и немного преуспел. После новогодних праздников я о своих чувствах рассказал близкому другу Айрату. Мне показалось, что он серьезно отнесся ко всему. И я был уверен, что у меня есть друг, что он везде и во всем меня поддержит. Но однажды я заметил, как у учительницы изменилось отношение ко мне: стала реже подходить на уроке, даже если я задавал вопросы. Если даже подходила, то была чрезмерно строга. Я стал замечать, что и класс по-другому на меня смотрит, смеется, когда она что-то объясняет мне. У меня что-то перевернулось, хотелось кричать и плакать. Но я успокоился, взял себя в руки. Первые дни были тяжелыми. Все-таки я переборол и взгляды, и насмешки друзей. »Что же с другом? – спросите вы. Друг понял свою ошибку. Урок, который он получил в этот момент, пошел ему на пользу. Дружба наша не прекратилась. В будущем мы, наверное, будем вспоминать этот случай с улыбкой.
Да, душевная боль часто оказывается сильнее боли физической, да, часто мы не осознаем, что насмешками наносим душевную рану. Но, нужно ли считать это предательством? Не знаю. Предательство для меня это что-то другое.
Только та дружба, которая переживет все невзгоды, неприятности, достойна считаться настоящей.
Вывод Этот жизненный пример, описанный автором, помогает нам, молодым, научиться видеть красивые и благородные поступки людей, а также учит отделять зло от добра, друга от предателя.

Памятка для ученика.

1. Не начинай сочинение словами: «Я заинтересовался», «Мне понравился текст», «Передо мной текст».
2. Отбери для доказательства своей точки зрения убедительные, бесспорные аргументы.
3. Следи за логикой изложения мыслей.
4. Следи за речью.
5. Не считай свою точку зрения единственно правильной.
6. Соблюдай конкретность в суждении.

Структура сочинения ЕГЭ по русскому языку

1. Вступление.

5.Аргументы

– читательский опыт;
– жизненный опыт;

6. Вывод. Заключение.