Рефераты Изложения История

Возможности дистанционного обучения в выбранной профессиональной сфере. Особенности, возможности и формы дистанционного обучения

В современном мире все происходит стремительно. Часто людям приходится одновременно заниматься домашним хозяйством, воспитывать детей, работать. Сложно в таком бешеном ритме выделить свободное время для получения качественного образования, без которого невозможно продвинуться по карьерной лестнице. Отличным выходом из этой ситуации является дистанционное образование. С помощью подобной формы обучения можно получать необходимые знания без отрыва от домашних дел и рабочего места.

Преимущества и недостатки дистанционного образования

Данный вариант получения диплома имеет свои плюсы и минусы. Термин «дистанционное образование» предполагает организацию учебного процесса, при котором разрабатывается преподавателем специальная программа, основывающаяся на самостоятельном освоении материала. Подобная среда обучения предполагает отделение ученика от преподавателя во времени и пространстве. При этом современные формы дистанционного обучения оставляют шанс на полноценный диалог путем применения современных технических средств. Благодаря данному формату появляется возможность обучения у жителей тех регионов, в которых нет квалифицированных преподавателей, качественного высшего образования, требуемого уровня квалификации.

Страницы истории

В европейских странах во второй половине прошлого века начали появляться так называемые дистанционные университеты, виртуальные колледжи. Используемые формы дистанционного обучения отличались разнообразными педагогическими приемами, экономическими механизмами.

Интерактивная деятельность учащихся и учителя

Данный термин применяется не только в отечественной, но и в зарубежной педагогике. В узком смысле понятие «интерактивный» рассматривается как диалог программы и пользователя, обмен запросами (текстовыми командами) и приглашениями (ответами). Появление возможности в произвольном виде задавать вопросы, давать на них развернутые ответы, стало толчком к тому, что в большом количестве появились вузы с дистанционной формой обучения. От технических возможностей программы напрямую зависит активность пользователя, шансы на интерактивность. В более широком смысле идет речь о диалоге между субъектами посредством всех доступных методов и средств.

Априори интерактивного общения является телекоммуникационная среда. Очно-дистанционная форма обучения в качестве субъектов рассматривает ученика и преподавателя, общающихся посредством диалога в режиме реального времени по электронной почте, в ходе телеконференций.

Организационно-методические варианты дистанционного обучения

Такие формы как экстернат, ориентированы на тех студентов, которые по различным причинам не могут заниматься по традиционной (аудиторной) форме. В 1836 году появился основной задачей которого была организация экзаменов, выдача степеней, аттестатов студентам, не занимающимся в обычных учебных учреждениях. И в настоящее время не утрачена актуальность подобного варианта образования.

Есть и такие формы дистанционного обучения, которые предполагают учебу на основе определенного университета. Речь идет о целой системе образования для студентов, предпочитающих дистанционное обучение, организуемой с помощью современных информационных технологий, в том числе и компьютерных телекоммуникаций (off-campus). Многие ведущие университеты мира разработали программы для выдачи аттестатов по разным направлениям обучения. В австралийском университете (Южный Уэльс) заочно-дистанционная форма обучения выбрана 5 тыс. студентами. Если учесть, что на очном отделении занимается всего 3 тыс. студентов, масштаб дистанционной работы впечатляет.

Некоторые учебные заведения заключают договор о сотрудничестве. В этом случае использование дистанционных форм обучения способствует повышению качества образования.

Организация дистанционного обучения

В современной России существуют специальные образовательные которые созданы для талантливых и одаренных детей. Из крупных центров выделим Открытый Лондонский университет, на базе которого в последнее время организуются разнообразные курсы для школьников. В технологическом университете с использованием формы дистанционного обучения готовят инженеров.

Обучающие автономные системы подразумевают получение знаний с помощью радио- либо телевизионных программ, специальных печатных пособий и методических рекомендаций. В основном такая форма используется для взрослой аудитории, не сумевшей своевременно завершить школьное образование. Разрабатываются специальные программы, ориентированные на повышение компьютерной грамотности, тренинги здоровья.

Модели дистанционного обучения

Единичная модель предполагает применение одного информационного канала либо единственного К примеру, образовательный процесс осуществляется с помощью телевизионной передачи, путем переписки. Данная модель в качестве основного средства получения знаний рассматривает печатные материалы. Здесь нет двухсторонней коммуникации - предполагается традиционное заочное обучение.

Мультимедиа связано с применением разных средств образования: печатных пособий, компьютерных программ на съемных носителях, видео-, аудиозаписи. Лидирующие позиции принадлежат односторонней передаче информации. В случае необходимости дополнительно проводят консультации, очные встречи, экзамены, обучающие семинары.

Гипермедиа считается дистанционным обучением нового поколения. Модель предполагает применение новейших информационных технологий, где ведущая роль отводится компьютерным телекоммуникациям. Самым простым вариантом считается применение электронной почты и конференций.

Основные моменты удаленного обучения в ОУ

Организация полноценного дистанционного обучения невозможна без применения информационных технологий. Нужно выделить два основных момента:

  • Дистанционное образование не предполагает отказа от классического (традиционного) варианта образования. Независимо от того, какими бы совершенными ни были технические возможности, обучение посредством ИКТ является необходимостью, но не панацеей. Безусловно, нельзя пренебрегать подобными возможностями ведь с помощью технических средств можно улучшить качество образования.
  • Основные технологии, которые применяются при дистанционном обучении: видеоконференции, компьютерные тестирования, электронные учебники.

Работа с детьми в рамках реализации приоритетных национальных проектов

В современной России не только высшая школа стремительно развивается в направлении дистанционного обучения. По инициативе министерства образования РФ был разработан специальный проект по инклюзивному обучению для школьников. У ребят, имеющих проблемы со зрением, опорно-двигательным аппаратом, слухом, появилась возможность учиться, не покидая стен своего дома. Государство позаботилось об оснащении таких школьников полным комплектом компьютерного оборудования. Первые результаты реализации программы подтверждают ее своевременность и актуальность.

Заключение

Применение разнообразных методов и форм обучения позволяет получать желаемый результат - воспитывать гармонично развитую личность. Во многих ситуациях дистанционный способ обучения становится единственным вариантом получения высшего образования. Наука не отстает от тех веяний, которые происходят в современном обществе. В каждой школе, среднем и высшем учебном заведении есть собственные Выбор формы дистанционного образования остается за студентом либо родителями (законными представителями) школьника. За данным видом обучения будущее, с его помощью у всех появляются равные возможности получить желаемое образование.

Широкое применение в системе образования информационных и телекоммуникационных технологий создало предпосылки для активного использования в учебном процессе дистанционного обучения (ДО). Этот термин, появившийся в отечествен ном педагогическом контексте сравнительно недавно, имеет англоязычные корни. До начала 90-х годов XX в. в литературе использовалась русская «калька» словосочетания «distant learning» - «дистантное обучение». Позднее стала употребляться более характерная для нашего языка форма «дистанционное обучение», т.е. обучение на расстоянии.

Дистанционное обучение можно определить как целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе. ДО представляет собой:

Обучение на расстоянии, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно (Е.С.Полат);

Комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям пользователей с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от учреждений дополнительного профессионального образования (Ю.А.Первин);

Новую ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео- и аудиотехники (Л. П. Давыдов);

Синтетическую, интегральную, гуманистическую форму обучения, базирующуюся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий, их технических средств, которые используются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, организации диалогового обмена между преподавателем и обучающимися, когда процесс обучения некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению (А. А. Андреев).

ДО сохраняет преимущества, присущие традиционным фор-Мам обучения: контакты с преподавателями и слушателями, контроль за правильностью усвоения материала. Кроме того, оно обладает рядом достоинств: свободный график обучения; независимость от места расположения; экономия транспортных расходов; Удобный вид представления материалов; индивидуальный темп обучения; отсутствие ограничений на возраст, коммуникабельность, здоровье.

Долговременная цель развития ДО в мире - дать возможность обучающемуся в любом месте пройти курс обучения любого колледжа или университета. В 1994 г. в России была принята Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования, созданы Евразийская Ассоциация дистанционного обучения, Ассоциация международного образования, разработана Концепция создания и развития системы дистанционного обучения в Российской Федерации.

Дистанционное обучение открывает новые перспективы профессионально-личностного развития для лиц, остро нуждающихся в образовательных услугах, но не имеющих возможность получить их традиционным,способом:

Абитуриентов, готовящихся к поступлению в вузы;

Молодежи, вынужденной совмещать учебу с работой в силу ограниченной пропускной способности вузовской системы или по семейным обстоятельствам;

Лиц, имеющих медицинские ограничения для получения регулярного образования в стационарных условиях;

Военнослужащих, офицеров, увольняющихся в запас, и членов их семей; офицеров и солдат срочной службы МВД и погранвойск;

Высвобождающихся специалистов конверсионных предприятий ВПК;

Лиц всех возрастов, проживающих в отдаленных регионах страны.

Можно выделить следующие принципы организации дистанционного обучения:

гибкость, проявляющуюся в отсутствии регулярных занятий в виде лекций, семинаров и свободном выборе времени, необходимого для освоения курса; модульность, выражающуюся в том, что каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области; параллельность, связанную с тем, что обучение может проводиться при совмещении с основной профессиональной деятельностью;

дальнодействие, заключающееся в отсутствии препятствий в виде расстояния от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения;

асинхронность, подразумевающую возможность реализации технологий обучения и учения независимо во времени;

массовость, означающую некритичность параметра «количество обучающихся»;

рентабельность, предполагающую экономическую эффективность ДО1;

широкое применение новых информационных технологий. Существует множество организационных моделей ДО: по принципу экстерната, университетское, на основе автономных обучающих систем, интегрированное обучение с использованием мультимедийных программ, неформальное и др. Преподавателя в системе ди станционного обучения называют тьютором, а процесс педагогической деятельности - тьюториалом. Появление в современной практике электронных тьюторов (интеллектуальных обучающих программ) позволяет говорить о возможности выполнения андрагогических функций не только человеком, но и компьютером.

В дистанционных формах обучения применяются такие методы, как информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемный, эвристический, исследовательский. Они охватывают всю совокупность педагогических актов взаимодействия преподавателя и обучающихся: самостоятельную познавательную деятельность студентов с различными источниками информации, учебными материалами курса; оперативное и систематическое взаимодействие обучаемых с ведущим преподавателем и куратором курса; групповую работу с использованием различных методов работы над соответствующими модулями изучаемого курса; совместные проекты студентов с иногородними и зарубежными партнерами.

Интерес представляет организация компьютерных лабораторных практикумов, где обучающемуся предлагается в интерактивном режиме «собрать» на экране монитора соответствующую лабораторную установку. Процесс правильности стыковки элементов контролируется автоматически. На созданной таким образом виртуальной лабораторной установке выполняется эксперимент. При этом реальный физический процесс воспроизводится на экране монитора с помощью методов математического моделирования. Подобная визуализация реальных физических процессов особенно важна в ходе профессиональной подготовки. В системе ДО для совершенствования взрослым человеком профессиональных качеств используются также электронные тренажеры. Оттачивая на них свое мастерство, участник виртуального тренинга готовится к достижению максимальной эффективности в реальной деятельности, что сводит в минимуму возможность человеческих ошибок.

В системе дистанционного обучения широко используются разнообразные средства: печатные и электронные издания; компьютерные обучающие системы в обычных и мультимедийных вариантах исполнения; учебные аудио- и видеоматериалы; компьютерные сети. Печатные издания, представляющие собой традиционные учебники, учебно-методические пособия, широко используются в системах ДО, где технический уровень оснащения образовательного процесса высок. Как правило, печатные издания для системы дистанционного обучения имеют блочно-модульную структуру, снабжены инструкциями по изучению материала и организации самостоятельной работы; обязательными элементами в них являются контрольные задания, вопросы для самопроверки с ответами, тренировочные задания, толковые словари.

Электронные издания представляют собой электронный вариант печатных учебных материалов, но обладают компактностью хранения в памяти компьютера или на внешнем магнитном носителе, возможностью оперативного внесения изменений и передачи на большие расстояния по электронной почте; при наличии принтера они легко превращаются в твердую копию.

Компьютерные обучающие системы (программно-методические комплексы, программные средства учебного назначения, конт-ролирующе-обучающие программы) заявили о себе как о средстве обучения в начале 70-х годов, когда появились персональные компьютеры. В этих системах сосредоточены средства, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Компьютерные обучающие системы позволяют:

Индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;

Осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью;

Осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;

Высвобождать учебное время за счет выполнения компьютером трудоемких рутинных вычислительных работ;

Визуализировать учебную информацию;

Моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления;

Проводить лабораторные работы в условиях имитации на компьютере реального опыта или эксперимента;

Формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях;

Развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образного, теоретического);

Усиливать мотивацию обучения (например, за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);

Формировать культуру познавательной деятельности и др. Компьютерные обучающие системы на современном этапе

включают электронные (компьютеризированные) учебники; контролирующие компьютерные программы; справочники и базы данных учебного назначения; сборники задач и генераторы примеров (ситуаций); предметно-ориентированные среды; компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий.

Разновидностью компьютерной обучающей системы можно считать электронный учебник, который является компьютерным приложением бумажного учебника. Электронный учебник аккумулирует в себе все основные дидактические, методические, научные и информационно-справочные материалы, необходимые преподавателям для подготовки и проведения всех видов и форм занятий, а также слушателям для самостоятельного изучения учебных тем или подготовки к занятиям, проводимым под руководством преподавателя, и получения дополнительных информационно-справочных сведений по учебной дисциплине. Кроме того, он предоставляет возможность слушателям качественно решать задачи самоконтроля усвоения материалов по учебной дисциплине, а преподавателям - объективно осуществлять текущий и итоговый контроль за успеваемостью слушателей и курсантов.

Электронный учебник позволяет решать следующие задачи:

Получать сведения об учебной программе и тематическом плане учебной дисциплины, последовательности занятий и логике изучения тем;

Индивидуально просматривать, изучать или повторять учебный, методический и информационно-справочный материал;

Наглядно представлять на дисплее компьютера весь дидактический материал и наглядные пособия (схемы, рисунки, таблицы, графики, текст и т.д.);

Осуществлять самоконтроль (с автоматизированным выставлением оценок) усвоения содержания учебных тем и всей дисциплины в целом, а также получать рекомендации по дополнительному изучению недостаточно усвоенных учебных тем; получать информацию о рекомендованной учебной, научной и методической литературе;

Распечатывать образцы планов проведения занятий и методические разработки по всем темам;

Размножать раздаточные материалы (планы, таблицы, задания и т.д.), необходимые для проведения занятий со слушателями и курсантами;

Иметь доступ к базе данных по законодательным актам и руководящим документам, регламентирующим информационную деятельность в стране и в Вооруженных Силах, а также учебно-воспитательный процесс в вузах Министерства обороны Российской Федерации;

Узнавать сведения о некоторых технологиях, применяемых в информационной деятельности.

Дидактические аудио и видео учебные материалы в настоящее время в основном записываются на магнитные носители, аудио-и видеокассеты и могут быть представлены обучаемому с помощью магнитофона или видеомагнитофона. Учебные аудиоматериалы используются для записи лекций и инструкций к учебному курсу, не требующему графических иллюстраций, а также для записи уроков по обучению иностранным языкам, что наиболее распространено. В видеоформе могут быть представлены лекции, инструктивные занятия, иллюстративный материал к печатным изданиям, учебным ситуационным задачам.

Компьютерные сети - это специфическое средство обучения, включающее в себя различного рода информацию и совокупность компьютеров, соединенных каналами связи. Компьютерные сети используются в дистанционном обучении в режиме удаленных баз данных, в том числе Интернета, электронной почты и электронной конференции.

В России наиболее широко дистанционное обучение применяется в учебных центрах при университетах. В Московском государственном авиационном технологическом университете (МАТИ) проводится дистанционная подготовка абитуриентов для поступления в это учебное заведение из числа школь ников, проживающих в удаленных районах России. При Астраханском государственном техническом университете (АГТУ) функционирует центр дистанционной подготовки для учащихся выпускных классов, военнослужащих, инвалидов и всех желающих повысить уровень знаний и подготовиться к поступлению в высшие учебных заведения, не прибегая к посещению подготовительных курсов. В Московском государственном индустриальном университете дистанционное обучение используется для обучения сотрудников уголовно-исполнительной системы МВД России и осужденных исправительных колоний.

Среди вузов, имеющих активно действующие центры дистанционного обучения, широко известны Московский государственный университет электроники и математики (МИЭМ), имеющий множество филиалов по всей стране, МГУ им. М. В.Ломоносова, Московский государственный авиационный институт (МАИ), Московский государственный университет экономики, информатики и статистики (МЭСИ), Пензенский государственный университет, Петрозаводский государственный университет, Рязанский государственный педагогический университет, Челябинский государственный технический университет, Самарский государственный авиационный университет, Санкт-Петербургский государственный технический университет, Санкт-Петербургский институт точной механики и оптики, Тамбовский государственный технический университет, Томская государственная академия управляющих систем и радиоэлектроники, Томский политехнический университет, Уральский государственный технический университет, Ухтинский индустриальный институт и др.

Для деятельности учебно-дистанционных вузовских центров характерны следующие направления:

Совершенствование информационных и телекоммуникационных технологий (ИТТ);

Применение новейших ИТТ в дистанционном обучении;

Развитие форм культурного обмена и делового сотрудничества со всеми заинтересованными российскими и зарубежными организациями;

Корпоративное (фирменное) дистанционное обучение, осуществляющееся на базе и в интересах подготовки кадров для какой-либо определенной фирмы (корпорации).

ДО развивается не только в рамках систем образования, но и отдельными коммерческими компаниями с преимущественной ориентацией на подготовку в сфере бизнеса.

Тенденция развития корпоративного (фирменного) дистанционного обучения отмечается в банковских системах, системах РАО «Газпром», Центробанка, Санэпидемслужбы и др. По своим техническим и дидактическим возможностям эти системы превосходят системы дистанционного обучения вузов.

Например, дистанционное обучение в интересах «Газпрома» обеспечивает первичное обучение для лиц, впервые принятых на работу; ежегодное повышение квалификации руководителей, специалистов, техников и высококвалифицированных рабочих по актуальным направлениям профессиональной деятельности; обучение лиц, готовящихся к освоению второй профессии или должностному перемещению.

Дистанционное обучение в интересах «Газпрома» обеспечивает:

Первичное обучение для лиц, впервые принятых на работу на предприятия и в организации РАО «Газпром»;

Ежегодное повышение квалификации по актуальным направлениям профессиональной деятельности руководителей, специалистов, техников и высококвалифицированных рабочих;

Периодическое обучение по специальным образовательным программам для поддержания квалификации всего контингента руководителей и специалистов на уровне, достаточном для эффективного исполнения должностных обязанностей;

Обучение лиц, готовящихся к должностным перемещениям;

Обучение лиц, готовящихся освоить вторую профессию или перейти на работу по другой профессии.

Задание для самоконтроля

Подготовьте реферат на одну из тем:

1. Опыт зарубежных корпораций в организации дистанционного обучения населения.

2. Дистанционное образование взрослых в различных регионах России: проблемы и перспективы.

3. Модели дистанционного обучения для педагогов.

4. Центры дистанционного обучения взрослых на современном этапе.

5. Дидактические особенности электронных учебных средств.

Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение: Учеб.-метод, пособие. - М., 1997.

Богданова А. И., Деренжи Н.Д., Стефанова В. С. Информация и образование в XXI в. // Открытое образование.- 2001. - № 1.

Глейзер Г. Д. Новая Россия: Общее образование и образующееся общество // Педагогика. - 2000. - № 6.

Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е. С. Полат. - М 2000.

Кларин М. В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта // Педагогика. - 2000. - № 7.

Концепция создания и развитие системы дистанционного образования в России. - М., 1995.

Моисеева М. В. Координатор как ключевая фигура процесса дистанционного обучения // Открытое образование. - 2001. - № 1.

Полат Е. С. Дистанционное обучение. - М., 1998.

Понятия и Пр"инципы дистанционной педагогики // Школа 2000: Концепции, методики, эксперимент: Сб. науч. тр. / Под ред. Ю.И.Дика, А. В. Хуторского. - М., 1999.

Рейман Л. Д. Формирование образовательного пространства на основе взаимоувязанной сети связей России // Открытое образование. - 2001 - № 1.

Слуцкий Л. Э. Открытое образование в системе подготовки кадров для малого бизнеса // Открытое образование.- 2001. - № 1.

Суворинов А. В., Осин А. В. Мультимедиа-среда образования в эпохе глобальных компьютерных технологий // Проблемы информатизации высшей школы. - 1998. - № 1 -2; (11 -12).

Турищева М. С, Курышев А. С. Использование дистанционных технологий для подготовки абитуриентов к вступительным испытаниям // Открытое образование. - 2001. - № 1.

Фейгенберг И.М., Ровинский Р.Е. Информационная модель будущего |как программа развития // Вопросы философии. - 2000. - № 5. | Хуторской А. В. Дистанционные формы творчества // Информатика и \ образование. - 1998. - № 6.

Хуторской А. Б. Основы дистанционного обучения: Программа спецкурса для студентов педагогических учебных заведений. - М., 1999.

С развитием интернет-технологий каждый человек любого возраста и рода деятельности получил сотни путей для саморазвития. Окончить зарубежный университет, не выезжая из страны, подготовиться к экзамену, послушать лекцию профессора, не выходя из дома, – возможности дистанционного образования кажутся безграничными. Образовательное разобралось, кому лучше всего подходит удаленное обучение и чему можно научиться в онлайн-режиме.

Дистанционное образование появилось задолго до того момента, как в дома и офисы проник вирус интернета. Его ранние вариации существовали еще в 19-м веке и помогали в отработке определенных навыков и предметов. Например, учитель стенографии Исаак Питман преподавал своим студентам методы скоростного письма, общаясь с ними исключительно посредством почтовой переписки.

С введением компьютера инструменты работы и способы доставки информации значительно усовершенствовались. А в 1999 году появился и официальный термин «электронное обучение». В последующие десятилетия виртуальная академическая среда стала новой образовательной тенденцией.

Онлайн-образование для всех

За границей этот сектор развивается гигантскими шагами. Созданы целые сетевые университеты, уроки в которых обновляются ежедневно, а доступ предоставляется любому пользователю, умеющему пользоваться интернетом. Пройденный материал легко подтвердить платным или бесплатным дипломом.

Помимо известных Coursera и KhanAcademy, есть еще edX, University Of the People, TED и сотни образовательных каналов на YouTube. Микролекции или полноценные модули на данных ресурсах, как правило, требуют владения английским языком, но иногда сопровождаются русскими субтитрами.

Обратите внимание

Практически каждый крупный университет Великобритании, Канады, Штатов и стран Европы имеет собственное отделение удаленного обучения. Онлайн-программы разработаны для бакалавриата, магистратуры и курсов повышения квалификации в различных областях знаний.

Поступление на такие факультеты и требования к документам ничем не отличаются от очных вариантов и зависят только от страны нахождения вуза. В некоторых учреждениях действует услуга «тестового периода», по истечении которого можно вернуть деньги за учебу, если она по объективным причинам не подошла ученику.

В английском университете Essex University, который славится своими научными исследованиями, можно заниматься удаленно на программах продолжительностью от 8 до 48 месяцев. Куратор остается на связи 24 часа, а студенты получают доступ к электронной библиотеке и 21 день пробного периода. Оценка учащегося происходит через письменные работы и активность в дискуссиях и на форумах. В дипломе не упоминается, в какой форме проходили занятия.

Обратите внимание

Чаще всего для обучения удаленно выбирают программы магистратуры. Наибольшей популярностью пользуются такие специальности, как экономика, менеджмент, социология и бизнес. Онлайн-степень MBA, или Master of Business Administration, сочетает теорию с практическим управлением бизнесом и открывает новые пути для карьерного развития.

При поиске подходящей программы в этом сегменте стоит обратить внимание на аккредитацию заведения, содержание и расписание активностей, отчет о трудоустройстве выпускников.

Учебные заведения с лучшими онлайн-программами MBA (по версии бизнес-журнала CEO Magazine, 2017)

  1. EU Business School, Испания, Германия, Швейцария
  2. SBS Swiss Business School, Швейцария
  3. IE Business School, Испания
  4. University of Otago Business School, Новая Зеландия
  5. University of Utah: Eccles, США
  6. Nebrija Business School, Испания
  7. Temple University: Fox, США
  8. The Open University, Великобритания
  9. Rochester Institute of Technology: Saunders, США
  10. MIP Politecnico di Milano, Италия

Удаленное бизнес-образование движется в сторону конкретизации специальности и получению более узких знаний. Помимо MBA General, многие университеты уже предлагают программы, заточенные на определенную отрасль или функционал, например, «MBA в сфере финансовых услуг», «MBA в промышленности», «MBA – управление маркетингом и продажами». В их учебных планах содержится больше дополнительного материала для изучения специфических аспектов конкретного сектора.

Бизнес-школа Aberdeen Business School на базе британского Robert Gordon University аккредитована международной организацией AMBA и считается одной из лучших в сфере энергетики. Степень MBA «Управление нефтегазовым бизнесом» (Оnline) даст понимание процессов разработки и эксплуатации месторождений нефти и газа, типовых проблем при реализации крупных объектов и поможет в развитии управленческих компетенций для их решения.

Образование за рубежом

Онлайн-образование для школьников и абитуриентов

Кроме краткосрочных и долгосрочных программ, в современных реалиях оказались востребованными услуги подготовки к международным экзаменам : IELTS, TOEFL, SAT, ACT, GMAT и другим. Школьники параллельно с занятиями в российской средней школе могут также виртуально обучаться в учреждениях других стран. Эта опция позволяет получить зарубежный аттестат и подготовиться к поступлению в иностранный вуз, не выезжая из родного города.

По такой схеме, например, работает американская Franklin Virtual High School, где для каждого учащегося формируется индивидуальный учебный план. Зачисление проходит без вступительных испытаний, только на основании пройденных ранее предметов.

Программа состоит из модулей, скорость прохождения которых контролирует сам ученик. От этого же и зависит конечная стоимость, так как оплата проходит ежемесячно. В любом случае она получается в несколько раз меньше, чем при очном присутствии в американской школе. Результаты выпускных экзаменов Franklin Virtual High School признаются вузами Англии, Америки и Канады.

Плюсы и минусы дистанционного образования

Интернет переполнен положительной информацией и удачными примерами из жизни. Остановимся подробнее на очевидных и скрытых преимуществах виртуальных классов.

Гибкий график и удобная обстановка

Онлайн-обучение предлагает более гибкие условия занятий, чем традиционные программы на базе университетов и колледжей. Не нужно ехать к 9 утра на другой конец города. Можно заниматься в любое время и выбрать то место, которое мотивирует больше всего: собственная спальня, кафе, рабочий стол или даже беговая дорожка. Доступ к личному кабинету, электронной почте учителей и студенческим форумам осуществляется в режиме 24/7. Это особенно актуально, если уже есть основная занятость, с которой нужно выстроить график совмещения.

Снижение расходов

Финансовые трудности, связанные с посещением вуза или школы, – самое распространенное препятствие для получения первого или дополнительного образования. Онлайн-курсы более доступны в этом плане, даже при платной учебе в канадском или американском вузе учащийся не берет на себя расходы на жилье, студенческие сборы, транспорт и учебники.

Большой охват курсов

Вопрос «где учиться?» прозвучит одним из первых, и он значительно ограничивает свободу выбора. Обучаясь дистанционно, можно не беспокоиться о местонахождении аудиторий и выбрать из множества онлайн-предложений именно то, что подходит больше всего.

Разнообразие используемых материалов

Вместо общепринятых лекций и семинаров – разносторонний качественный контент, от мультимедийных тренажеров и цифровых путеводителей до дискуссионных форумов, инфографики и вебинаров. К тому же материал всегда доступен для повторного просмотра или прослушивания, если с первого раза он не усвоился.

Несмотря на возможные подводные камни, большинство людей довольны своим онлайн-обучением и бонусами, которое оно дает. Однако важно знать и отрицательные стороны, чтобы принять обоснованное решение и подобрать оптимальный вариант.

Нужны навыки самодисциплины

В традиционной и привычной для большинства людей форме обучения существует набор правил и принципов, которым каждый должен следовать. Это важный момент, потому что он дает чувство дисциплинированности и целеустремленности. В дистанционном варианте ситуация немного другая. Учащийся свободен в своем расписании, но при этом ограничен рамками дедлайнов для выполнения заданий и сдачи проверочных работ. Если он не умеет грамотно управлять своим временем, распределяя его между учебой и другими занятиями, откладывает все на потом, то это приводит к проблемам с успеваемостью. Прокачанные навыки самоконтроля здесь обязательны.

Отсутствие прямого контакта с учителем и сокурсниками

Живое общение с преподавателем и единомышленниками стимулирует интерес к предмету и помогает наладить социальные и деловые связи. Так формируется среда, которая подталкивает к достижению поставленной образовательной цели и пригодится в будущей карьере. Не стесняйтесь объединяться в группы по интересам и находить одноклассников в социальных сетях, это компенсирует потребность в общении и развивает навыки нетворкинга.

Большая рабочая нагрузка

Учреждения, предлагающие онлайн-программы, понимают, что не могут эффективно контролировать повседневную деятельность своих учеников. Это серьезная проблема, которая влияет на качество полученного образования. Чтобы решить ее и быть уверенными, что ученик освоил весь объем материала, – они в конечном итоге дают больше заданий и ежедневной нагрузки. Каждый курс дает информацию о предполагаемой занятости в неделю. Изучите ее подробно и не ожидайте, что справитесь быстрее. Скорее, наоборот.

Возможные случаи мошенничества

Онлайн-курсов так много, что сложно отследить, какие из них действительно аккредитованы и предлагают обучение, дипломы и сертификаты, имеющие ценность. Обращайтесь только к проверенному учреждению или проконсультируйтесь со специалистом в сфере образования, прежде чем браться за учебу и оплачивать ее.

При четкой мотивации и соблюдении нехитрых правил предосторожности интернет-пространство превращается не только в развлечение и место для залипания, но и эффективную площадку для «прокачки» практически любого навыка. А с современными ресурсами пользоваться этим источником удобно, доступно и недорого.

Материал подготовлен Надеждой Озонюк совместно со специально для сайт.

Давайте для начала разберемся, а что же это – дистанционное образование? В настоящее время под термином дистанционное образование понимается внушительное многообразию обучающих курсов, программ и лекций, и его популярность подобного вида обучения растет.

Дистанционное обучение — это в первую очередь взаимодействие учащихся и учителя между собой на расстоянии (дистанционно), при этом такое ДО отражает практически все присущие учебному процессу компоненты (методы, цели, организационные формы, содержание, а часто и средства обучения) и реализуемое специфичными средствами телекоммуникационных технологий, предусматривающими обучения.

Отдельно стоит отметить, что дистанционное обучение — это в основном самостоятельная форма обучения, главным средством которого являются информационные технологии.

Как появилось дистанционное обучение?

Ближе к началу восьмидесятых годов двадцатого века, прогресс в сфере коммуникаций позволил использовать новые способы передачи данных и спутниковую связь, чтобы проводить обучение студентов, аспирантов или персонала (в случае корпоративного обучения) на совершенно новом, доселе невиданном уровне – теперь было неважно, где находится человек, важно было лишь наличие сети для коммуникаций с обучаемыми.

В наше время интернет-технологии позволили обучаться дистанционно большинству желающих , образовав огромную сеть с беспрецедентным количеством информации и вовлеченных в обучение студентов и преподавателей. Еще каких-то 50 лет назад такое было невозможно представить, а теперь это реальность, которая претендует на главенствующую роль в образовании. Вот так дистанционное обучение появилось, заявило о себе и продолжает уверенно занимать свою долю планеты. На сегодняшний день, чтобы преуспеть в любом деле, необходимо постоянно развиваться, учиться и овладевать новыми знаниями и информацией, повышая свою профессиональную планку — всё это позволяет сделать возможным дистанционное образование.

Понятие дистанционного обучения охватывает как стандартные программы по повышению уровня квалификации, так и полноценные курсы высшего образования, во время которых реализуются способы тесного контакта студентов с преподавателями и сокурсниками, практически по аналогичной схеме, используемой и во время очного обучения. Однако во время дистанционного обучения образовательные учреждения могут задействовать и использовать гораздо более широкий инструментарий: специально подобранные и оптимизированные под студентов компьютерные программы, конференц-связь, электронную почту, онлайн-мессенджеры, а если говорить о материальной базе, то для обеспечения интерактивности процесса ДО служат персональные компьютеры, смартфоны и даже (VR).

С началом 21 века такой тип образования набирает популярность и в нашей стране и в мире! Основным преимуществом ДО является то, что это очень удобная и гибкая форма обучения. Сами посудите, ведь дистанционное обучение позволяет обеспечить:

  • экономию времени (не требуется тратить время на поездки к месту учёбы);
  • снижение затрат на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений);
  • возможность одновременного обучения большого количества учащихся;
  • повышение качества обучения за счет применения современных средств и технологий;
  • мгновенный доступ к объёмным электронным библиотекам и базам знаний;
  • создание единых, либо отраслевых образовательных сред и методик.

Выгода и экономия подобного подхода говорят сами за себя.

Характерные черты дистанционного образования

Полноценный курс дистанционного образования не только предоставляет , открывая студентам учебные материалы, но и организует процесс обучения таким образом, чтобы студентам было доступно и интересно. Только обеспечив интерес к предметам, азарт и жажду знаний, можно добиться от студентов хорошей успеваемости. Поэтому хорошая программа дистанционного образования нацелена именно на полное вовлечение и погружение студентов в образовательный процесс и дальнейшее самообразование.

Вопреки расхожему мнению, дистанционный курс образования не должен вселять в своих студентов чувство разобщенности, одиночества или изоляции, напротив, самая лучшая программа та, которая найдет методы и приемы для создания атмосферы присутствия, сотрудничества и кооперации, наподобие той, что предоставляют в настоящий момент многопользовательские онлайн игры (ММО).

Совет абитуриентам: если прямо сейчас вы решитесь выбрать программу дистанционного образования, спросите уже обучающихся студентов, как проходит их обучение, как подается материал, как они получают дополнительные консультации и помощь от преподавателей.

Вы должны быть твердо уверены, что вам предоставят полную онлайн-поддержку, окажут любое информационное содействие и дадут исчерпывающую консультацию по любому интересующему вас вопросу учебной программы.

Формы дистанционного образования

Помните, мы уже говорили, что нормальная программа дистанционного образования должна иметь при себе огромный спектр методов доставки учебной информации студенту? На вооружение ДО уже сейчас стоят аудио/видео-конференции, интернет-чаты, электронная почта, телефоны/факс и так далее.

  • Чат-занятие — учебные мероприятия, которые проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату и педагоги и учащиеся. Во многих дистанционных учебных заведений существуют, так называемые чат-школы и чат-кабинеты.
  • Веб-занятие — уроки, лабораторные работы, семинары, конференции, деловые игры, практикумы и другие формы дистанционных учебных занятий с помощью возможностей сети Интернет. Возможно как синхронное, так и асинхронное взаимодействие учеников и педагогов.
  • Телеконференция — проводится с использованием рассылок по электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Данный вид дистанционного обучения очень популярен в Европе для получения дополнительного (второго) образования жителей ЕС. Студенты, регулярно выполняя практические «домашние задания», получают навыки, совмещая теоретические знания с практическими упражнениями.
  • Телеприсутствие — один из экспериментальных способов дистанционного обучения на базе формирования атмосферы присутствия. То есть у обучаемых, находящихся вне помещения класса, создается ощущение личного присутствия внутри аудитории.

Отметим также, что программы могут быть единовременными/синхронными – когда необходима совместная, одновременная связь студентов и их преподавателей, чтобы взаимодействовать в режиме реального времени (например, опрос по семинару, конференции и тому подобное). В таких случаях пользуются методами видеоконференции и интерактивного телевидения.

Также программы могут быть и «неодновременными», то есть асинхронными – в этом случае у студента есть возможность найти удобное для себя время, чтобы отработать материал программы обучения. Такой подход отличается большей эластичностью, а взаимодействие осуществляется с помощью интернет-ресурсов и отсылкой материалов лично преподавателю через электронную почту.

Эссе: «Технологии дистанционного обучения»

Развитие дистанционного обучения помогает решить ряд задач:

Повышение уровня образованности общества и качества образования;

Реализация потребностей населения в образовательных услугах;

Повышение социальной и профессиональной мобильности населения, его социальной активности, уровня самосознания, расширение кругозора;

Сохранение и приумножение знаний;

Развитие единого образовательного пространства в рамках России, СНГ, всего мирового сообщества, подразумевающее обеспечение возможности получения образования в любой точке образовательного пространства.

На сегодняшний день существует большой выбор технических средств, который помогает решать эти задачи. Наиболее популярными являются: электронная почта, блог, видео- и голосовая связь.

Использование электронной почты в дистанционном обучении.

Возможности использования электронной почты:

с помощью электронной почты преподаватель может немедленно распространить ответы на наиболее часто возникающие вопросы, причем не только тем, кто спрашивал, но и всем остальным;

электронная почта позволяет снять барьеры, мешающие обучаемому задать вопросы, связанные с проблемами, лежащими вне изучаемой дисциплины;

электронная почта может качественно изменить управление учебно-воспитательным процессом, давая возможность заблаговременно распространять результаты аттестации, распоряжения и другую информацию административного характера;

с помощью электронной почты обучаемые могут объяснить причины своего отсутствия на занятиях, посылать уведомления о болезни, текущие отчеты о практике, проходящей в отдаленных местах, и т.п.;

возможность встраивания доступа к электронной почте в обучающие программы, с тем чтобы обучаемый имел возможность если и не получить консультацию, то хотя бы задать своему педагогу вопрос в случае возникновения затруднений.

Возможности Skype в дистанционном обучении.

Skype - это возможность дистанционно обучаться по любой дисциплине и получать ценные навыки.

Появляется возможность видео- и голосовой связи с учеником, что максимально приближено к очному общению и в основном носит индивидуальный порядок. Возможность заниматься в любое удобное время. У учителя появляется возможность составить индивидуальную программу для каждого обучающегося, опираясь на его уровень знаний, задачи и цели.

Использование данной программы подразумевает повышенные требования к интернет соединению.

Информационно-образовательная среда vacad.ru

Основная цель ИОС – обеспечение перехода образования в новое качество: в состояние соответствующее информационному обществу.

Дистанционное обучение организуется с помощью специализированной информационно-образовательной среды (ИОС), которая представляет собой системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения,

ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей

пользователей.

Информационно-образовательная среда vacad.ru – это е диный информационный ресурс, позволяющий организовать дистанционное обучение.

Учебно-методические материалы и практические задания для самостоятельной работы расположены на сервере Центра и доступны для

работы. Использование сетевых технологий позволяет не только представлять обучающимся учебный материал в различных формах и видах, но и организовывать управляемый учебный процесс, осуществляемый под руководством преподавателя.

В свой блог преподаватель может поместить следующие материалы:

Учебный план обучающегося,

Программу учебного предмета (дисциплины),

Учебник по учебному предмету (дисциплине),

Практикум или практическое пособие,

Тестовые материалы для контроля качества усвоения материала,

Учебные дидактические пособия и задачники - позволяющие обеспечить освоение и реализацию образовательной программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и педагогические возможности дистанционного обучения в ходе исследовательской деятельности обучающихся

В настоящее время границы современного образовательного пространства расширяются. Сегодня педагоги используют Интернет, который выполняет многообразные функции: информационную (поиск, получение,...

Информация об использовании возможностей дистанционного обучения в урочной и внеурочной деятельности по английскому языку

Вовлечение учащихся в систему дистанционного обучения, в том числе осваивающих программы заочных школ, Интернет-школ и т.п. Ресурсы сети Интернет:- Творческие конкурсы исследовательских раб...

«Электронные средства обучения как возможность дистанционного обучения учащихся»

В статье представлена роль дистанционного обучения как способа обучения учащихся в современной школе....

О ходе реализации личной методической темы: «Мотивация самостоятельной учебной работы студентов через совершенствование возможностей дистанционного обучения в техникуме»

Студенты СПО должны формировать соответствующие компетенции не только на уроках, но и в процессе внеаудиторной самостоятельной работы. В процессе апробации различных форм самостоятельной работы был сд...

Совместная научная статья преподавателей ОБПОУ "КМТ" и ФГБОУ ВО "КГУ"Сборник материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции "ФГОС ОВЗ: опыт, проблемы, перспе...

Статья в сборнике регионального научно-методического журнала "Педагогический поиск", №7-8 июль-август 2019 "Использование возможностей социальных сетей при реализации элементов дистанци...