Рефераты Изложения История

Золотое солнышко: Лингвистические сказки. Лингвистические сказки Сказка о разделах науки о языке

ГАПОУ МОК им. Виктора Талалихина Проектная работа «Лингвистическая сказка на уроках русского языка»

Разработчик проекта:

ученица 6Г

класса Сабурова В.

Руководитель проекта:

учитель русского языка

и литературы

Нечаева О.А.

Москва, 2016



Введение.

Актуальность работы. Современного школьника мало чем можно удивить, а тем более заинтересовать. Особенно это касается правил, определений, орфограмм, которые кажутся ученикам однообразными, скучными и нудными и становятся главной их неприятностью, снижая интерес к предмету. Учитель при этом всячески старается сохранить внимание и заинтересованность своих учеников: положительные эмоции при выполнении работы, как утверждают психологи, способствуют более успешному ее результату. Сделать правила русского языка интересными для учеников можно при помощи лингвистических сказок.


Цель данной работы: – выяснить, какую роль играет использование лингвистических сказок (их чтение, анализ и создание) при изучении русского языка, как влияют они на развитие речи и творческих способностей учащихся; - создать в помощь учителю и учащимся электронный (печатный) сборник лингвистических сказок для уроков русского языка. Задачи : - раскрытие прикладного характера лингвистики; - развитие связной речи обучающихся; - формирование интереса к русскому языку; - развитие творческих способностей и логического мышления; - воспитание через обучение нравственных качеств личности.


Гипотеза проекта : Лингвистическая сказка способствует формированию орфографической грамотности и творческих способностей школьника. Методы исследования: изучение и теоретический анализ научной литературы; анкетирование учащихся 5- 7 классов школы; . Практическая значимость и научно-исследовательская перспективность работы в том, что полученные результаты исследований могут быть использованы на уроках русского языка, на внеклассных занятиях, дополняться и расширяться. Созданный электронный (печатный) сборник лингвистических сказок будет полезен школьникам для лучшего усвоения и понимания правил русского языка, учителям русского языка и литературы для формирования коммуникативно- речевых умений учащихся, развития творческих способностей.


I. Понятие литературного термина «сказка»

  • Сказка – это древнейший жанр устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое, произведение волшебного, авантюрного или бытового характера. Если подобрать к слову сказка однокоренные слова, то в результате возникнет ряд слов, в определенной степени раскрывающий его смысл: сказка – рассказывать – сказывать. По сути сказка – то, что рассказывается, устный рассказ о чем-либо интересном как для исполнителя, так и для слушателя, несмотря на то, что она всегда
  • ориентирована на вымысел.
  • Незнание сказок как один из
  • существенных недостатков
  • воспитания расценивал А.С
  • . Пушкин: «Слушаю сказки –
  • и вознаграждаю те недостатки
  • проклятого своего воспитания.
  • Что за прелесть эти сказки!
  • Каждая есть поэма!»

II. Особенности использования лингвистических сказок. В ходе опроса учащихся 5-7х классов нашей школы ребятам задавались следующие вопросы: 1)Как, на Ваш взгляд, легче усваивается новая тема на уроках русского языка- с использованием лингвистической сказки или без нее? 2)Что нравится Вам в лингвистической сказке? Связана ли она с фольклорной сказкой? 3) Создавали ли Вы когда-нибудь сами лингвистические сказки? Из каких частей такая сказка состоит? 4) Помните ли Вы те сказки и правила (темы), связанные с ними?5) Помогает ли Вам создание и слушание лингвистических сказок развивать свою устную и письменную речь? Ответы учащихся содержали в себе следующие основные моменты: Лингвистическая сказка объясняет нам законы языка в нестандартной форме. Ей присущи сказочные элементы, волшебные превращения, герои, определённые устойчивые выражения.



III. Этапы создания лингвистических сказок В процессе создания проекта ребятам предлагалось написать лингвистическую сказку самим. Все сказки обязательно должны были создаваться в рамках какой-либо темы курса «Русский язык». Заранее отмечалось, что сказка – это первично-вторичный текст, т.е. сказка может создаваться на основе другой сказки, может быть абсолютно оригинальной. Лингвистическая сказка может быть звучащей. Она обязательно должна рассказываться. Сказка может быть графической (текст написан в учебнике или записан в тетради). Сказка может передавать информацию с помощью рисунков, иллюстраций.. Лингвистические сказки по подготовленности являются полностью подготовленными, например, когда на уроке дается домашнее задание – сочинить лингвистическую сказку.


В ходе работы над лингвистическими сказками у нас выработался определенный алгоритм того, как написать произведение данного жанра. 1.Определи, на кого рассчитана сказка, и в какой ситуации будет рассказана. 2.Выберите лингвистический материал, сведения о лингвистическом понятии. 3.Подумай, какие герои будут действовать. 4.Подумай композицию, продумай сюжет. 5.Составь план. 6.Запиши сказку. Если необходимо, сделай иллюстрацию. 7.Проверь, нет ли логических или фактических ошибок. 8.Отредактируй текст. 9.Подготовься к устному воспроизведению, продумай, какие жесты (телодвижения) будут уместны, как будет звучать голос. 10.Прорепетируй выступление. С целью демонстрации результатов работы в данном проекте мы представили наиболее удачные образцы работ учащихся 5- 7 классов.


IV. Лингвистические сказки (приложение) «Образование слов в русском языке» Жил был в стране Русский язык король Морфем. И было в этой стране всего лишь четыре жителя: Приставка, Корень, Суффикс и Окончание. Раз позвал Морфем их и говорит: -Хорошая у нас страна! И название, и территория большая. Только, мало жителей… За неделю мы должны стать могущественной, сильной державой! - Только как? – спросило Окончание. - Есть у меня идея. – сказал король. – Завтра приходи, ты Корень, ну и пусть Суффикс тоже придёт. На первый день так и пришли Корень, Суффикс и Окончание прихватили. - Приступим! – сказал Морфем. Вот ты, Корень «-дом-». Иди-ка сюда, и ты – Суффикс «-ик-» тоже. Встаньте-ка вместе! – приказал король. – До-мик. Отличное слово! Так, все соединяемся! – сказал Морфем. Наконец к вечеру они образовали так много слов, что незамедлительно пришлось строить три города, в которых и разместились новые жители государства. На второй день позвал Морфем Приставку и Корень, ну и разумеется – Окончание.


А что, если Приставка встанет впереди Корня, а он уже за ней? – сказал король. – Например: пусть встанет приставка «-при-» перед Корнем «-город-». И получается слово… пригород! Отлично! И так они создали ещё очень много слов. Разместил Морфем их в три города. На третий день пришли все четыре первых жителя. - Попробуйте все сразу соединится! – предложил король. – Подснежник. А почему не подснегник? - Подснежник лучше звучит! – сказал Корень. - Действительно! – согласился Морфем. – Тогда все, работаем! Новых жителей поселили в другие три города (те города были и так переполнены). На четвёртый день позвал он жителей из второго города Глаголь. И сказал: - А давайте попробуем так: из вас уберём Суффикс, может что-то и получится! Так и случилось. Убрали из слова «ходить» Суффикс и вышло – ход. Новые слова поселили в городок Сущеглаголь. На пятый день призвал он основы и две гласных «о» и «е». Приказал Морфем соединить две основы и поставить между ними гласную, получилось: пылесос, самолёт…


На шестой день опять позвал король жителей, но уже не только из города Глаголь. Сказал: - А соединитесь просто, вместе. Вагон соединился с рестораном. Вышло: вагонресторан . - А вдруг они поссорятся! Надо поставить что-то между ними… - сказал Морфем. – О! Надо поставить дефис (-). Вагон-ресторан! На последний день Морфем позвал жителей из двух городов: Прилагатель и Существо. - Что ж. Подумаем.. - А можно мне переехать? – вдруг спросило прилагательное «больной». - Точно! Так же новые слова получаются! – радостно вскликнул король. – Конечно можно! Теперь прилагательное стало существительным. Так всего лишь за неделю страна Русский язык стала могущественным государством. И появилось семь способов образования новых слов. Каких? Дополнительные вопросы по сказке: Почему в образовании новых слов участвуют все части речи кроме окончания? Почему на пятый день король позвал не только жителей, но и гласные?


Заключение.

  • Проведенная исследовательская работа позволяет сделать следующие выводы: 1.Речевой жанр сказки способствует формированию прочных знаний, умений и навыков усвоения лингвистических понятий. 2.Методически грамотное использование лингвистической миниатюры (сказки) помогает в дальнейшем постичь логику построения и содержательную информацию лингвистических текстов учебника.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГАОУ СПО САЛАВАТСКИЙ КОЛЛЕДЖ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Лингвистические сказки

Работу выполнила: Ракитина С.Ю

Работу проверила: Дидух С.Н

Салават 2014 год

Лингвистические сказки

Сказка об имени существительном и его друзьях.

Жило-было имя существительное. Звали его Зима.

Вдруг оно решило, что грустно жить одному и пригласило к себе жить имя прилагательное по имени Холодная. Вот прошло несколько дней. Они жили прекрасно: вместе играли, пили чай с вареньем, читали друг другу книги.Как-то раз пошли они гулять. Вот идут Зима и Холодная, идут себе, песенку поют. И тут неожиданно выходит к ним глагол по имени Наступила. Глагол из его дома выгнала Осень. Он попросился пожить у имени существительного и имени прилагательного. Они взяли его к себе. И стали жить они втроём весело и дружно. Так они и живут по сей день вместе: глагол Наступила, имя прилагательное Холодная и имя существительное Зима.Тут и сказки конец.

Сказка о глаголе

Жил да был Глагол в стране Глаголия. Он страшно ненавидел ленивых и спокойных, так как сам весь день что-то делал: бежал, плавал, читал, рисовал, мастерил, строил. Его везде можно было увидеть там, где УЧАТСЯ, где РАБОТАЮТ, где ПОМОГАЮТ. Глагол - великий труженик, потому что ДЕЛАЕТ и СДЕЛАЕТ все как надо всем в каждом предложении.А еще НЕ любит Глагол частицу НЕ, и поэтому стоит от нее поодаль, т.е. пишется РАЗДЕЛЬНО: не любит, не знает, не хочет - вообщем, НЕНАВИДИТ (в виде исключения) к тому же смотрит телевизор, слышит музыку, держит себя в порядке, дышит свежим воздухом, вертит обруч,гонит лень,не обидит и мухи и очень зависит от нас с вами, как мы учитываем его изменение по лицам и числам - это два пути -дороги - 1 и 2 спряжения.А еще Глагол может такое, что никакая другая уважаемая часть речи сделать не сможет.Что же? Смотри: ЖИЛ,ЖИВЕТ, БУДЕТ ЖИТЬ. Правильно! Изменяться по временам.Но временами бывает и так, что Глагол теряет свое лицо, когда ВЕЧЕРЕЕТ и СМЕРКАЕТСЯ, ДУЕТ в окно и ХОЧЕТСЯ СЕСТЬ у теплой печки и ПОМЕЧТАТЬ...Долго сказка СКАЗЫВАЕТСЯ, а вас приглашаю в страну ГЛАГОЛИЮ, на РАЗБОР морфологический, так вот все в порядок и мысли свои приведете и Глаголу поможете

Глагол и его дети
Жил-был Глагол. Это был очень деятельный, энергичный мужчина: весь в делах, он постоянно что-то делал. Никакой личной жизни! Всю свою деятельность он согласовывал с Существительным, управлял и командовал другими существительными или Местоимениями. А около Существительного очень часто находилось Прилагательное. Эта была такая чудесная часть речи, что не обратить внимание на её качества просто было невозможно. И Глагол обратил! Это был прекрасный союз! Красивый! Что с качественной, что с действенной стороны. И от этого союза родилась новая форма глагола: Причастие! Это было прелестное создание, похожее как на папу – Глагол, так и на маму – Прилагательное.
Как Глагол, Причастие обозначало действие предмета, только через признак: несгибаемая, несомая, придумавшая, проверенная. Как Глагол, Причастие имело вид: совершенный и несовершенный, изменялось по временам (настоящее и прошедшее время), но только формы будущего времени у него не было, а почему – узнаете позже. Как Глагол, Причастие могло быть возвратным и невозвратным.
А как Прилагательное, Причастие изменялось по родам, числам и падежам, в предложении согласовывалось с существительным, в полной форме чаще всего было определением, а в краткой – сказуемым.
А почему у Причастия не было формы будущего времени? А потому что в будущем Глагол покинул эту семью.
По долгу службы Глаголу всё чаще всего приходилось общаться с Наречием. Наречие верой и правдой служило Глаголу и обозначало его признак. В своих привязанностях Наречие было неизменяемым и постоянным, оно просто примыкало к Глаголу. И Глагол это в конце концов заметил и оценил: Прилагательное – то какое? Всё около Существительного, да около Существительного. А Наречие-то вот, здесь, около.
Так и зародился новый союз: Глагол + Наречие. Ну и сынок у них родился, всем на зависть! Как Глагол, обозначал действие, правда добавочное при основном, выраженным Глаголом. На то он и сын.
Но действие того же лица, что и Глагол. Отвечал на вопросы: что делая? Что сделав?, имел вид: совершенный и несовершенный. Возвратность. Но как Наречие, не изменялся, примыкая к Глаголу. И даже как член предложения отвечал на вопросы обстоятельств, как Наречие.
Вот так и появились у Глагола его производные особые формы. А в нашей лингвистической терминологии появились новые термины: Причастие и Деепричастие. Иногда их даже называют самостоятельными частями речи.

Сказка о прилагательном

В некотором царстве, в некотором государстве, название которому Морфология, в городе Частиречинск появился новый житель.
Уж такой он был слабенький, уж такой был бледненький, беспомощный, только и спрашивал: «Какой я? Я чей?» Царица Морфология посмотрела на такое чудо и не могла решить, что с этим дальше делать. Обратилась она по такому случаю ко всем своим самостоятельным господам- частям речи:
« Господа мои великие да самостоятельные! Не возьмет ли кто из вас под опеку нового жителя нашего государства?» Но не захотели брать на себя такую обузу ни Глагол, ни Наречие, ни Числительное: мол, зачем нам это? Жили себе, жили, не тужили, а тут: вот тебе, бабушка, и Юрьев день.
Только Существительному жаль стало бедолагу: «Возьму тебя себе в друзья, будешь ко мне прилагаться, так сказать. Но смотри, подчиняйся мне и в роде, и в числе, и в падеже! А раз я – предмет, то ты будешь моим признаком! Не потерплю другого!» осказках.ру - oskazkax.ru
А Прилагательное (так его теперь все звать стали с легкой руки Существительного) и радо стараться: как старший друг скажет, так и сделаю; подчиняться, так подчиняться. Лишь бы не прогнали.

И стало Прилагательное украшать Существительное, песни ему хвалебные петь: и доброе оно, и умное, и милостивое, и самостоятельное… Существительному это ой как нравилось! Так и стали поживать, горя не знать. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец.

Сказка о появлении имени прилагательного

В некотором лингвистическом царстве, в некотором лексическом государстве жили-были король и королева. Его Величество король по имени Глагол был очень решительным. За его действиями порой не всегда успевали его верные, постоянные министры Спряжение и Вид. Красавица королева (а звали ее Имя Существительное) требовала от своих фрейлин Склонение и Число и пажей Род и Падеж каждый день переписывать все предметы в царстве, деля их на одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные.

Как-то раз в гости к королеве приехала ее крестная – волшебница Местоимение. Ей, побывавшей во многих странах, сразу бросился в глаза скучный, однотонный цвет всего, что было в царстве Глагола и Имени Существительного. Все предметы вокруг были только серого цвета: серые стены, серая мебель, на серой земле росли серые растения, в сером небе резвились серые птицы. Все роскошные королевские наряды были тоже серыми! Крестная решила во чтобы то ни стало изменить жизнь в царстве.

Местоимение подарила королеве чудо-семя и наказала в тот же день посадить его в горшочек. Имя Существительное не могла ослушаться свою любимую крестную! Она позвала фрейлин и пажей и велела им посадить чудесное семя, поливать и оберегать его.

Чудеса начали происходить незамедлительно. Из семени тут же проклюнулся росток, который рос не по дням, не по часам, а по минутам! Росток был ярко зеленый. То и дело на нем появлялись и, на глазах у удивленных королевы, ее фрейлин и пажей, распускались фантастические листья. Затем один за другим стали проклевываться бутоны, которые превращались в цветы несказанной красоты. На этом чудеса не закончились!

Цветы стали превращаться в сказочных Эльфов. По мере роста волшебного растения весь дворец наполнился сотнями, тысячами радужных крылатых существ. Каждый из них был неповторим в своей красоте! Эльфы садились на пышное серое платье королевы, и оно стало сказочно красивым, переливающимся всеми цветами радуги. Имя Существительное не могла сдержать восторга от происходящего!

Эльфы обратились к королеве с просьбой разрешить служить ей вечно, быть ПРИ ней и днем, и ночью, стать ее слугами. Имя Существительное согласилась, но попросила выполнить одно ее условие – Эльфы должны быть во всем похожи на ее верных подданных: Склонение, Число, Род и Падеж. Эльфы с удовольствием исполнили просьбу королевы!

А за их верность и преданность, стремление во всем подражать подданным ее Величества, королева дала им ласковое имя "Прилагательные", что значит находящиеся при Имени Существительном, во всем полага ющиеся на Склонение, Число, Род и Падеж, яркие, трогательные

Так и живут до сих пор Прилагательные в царстве Имени Существительного. А царство стало ярким, процветающим…

Сказка о частице не

В Грамматическом царстве, в Морфологическом государстве, в городе Частей речи, в доме Частиц жила-была частица Не. Или не жила, или не в Городе, или не в Государстве. Не поймешь. Да и неважно. Это же сказка. До того была это неприятная и вздорная особа, что никто не мог найти с ней общего языка. И, несмотря на то, что она служебная часть речи, была она до того гордая, своенравная и заносчивая, что побаивались её и самостоятельные части речи, не говоря уже о её соседях предлогах и союзах.

Особенно не складывались отношения у Не с глаголами. Приходит как-то к Не глагол Работать, а она тут же ему заявляет: «Не работать». И не солоно хлебавши уходит глагол ни с чем. Такая же история приключилась и с другими глаголами: учиться, смотреть, гулять. Не могут они ничего сделать со вздорной частицей. Решили собрать общий сход Глаголов и поставить вопрос ребром: либо частица Не будет работать, либо выселить её из Грамматического царства. Сказано - сделано. Пришел грозный отряд Инфинитивов и прочих глагольных форм к дому частицы Не. Но ждало их полное разочарование. Не пришла, не слушала, не исполняла. Да ещё и защитников пригласила. Странные они какие-то: на голове огромные приставки со знаком не, а сами не поймешь кто. Здоровится, годовать, навидеть, взлюбить, волить, доумевать. Так и заявили эти странные существа: «Не отдадим вам частицу свою ненаглядную, ни мы, ни наши родственники жить без нее не могут, поэтому мы будем жить в ее доме и защищать от всяких посягательств, а если вам она не нравится, уходите прочь и живите без неё».

С тех пор Глаголы на дух не переносят эту зловредную даму – частицу Не, и если приходится встречаться с ней в Предложении, они пытаются отодвинуться от нее подальше, хоть на один пробел, но лишь бы не рядом.

Но это еще не сказка, а только присказка. Сказка будет впереди. И не сказка, а целая детективная история.

А пока давайте вспомним, выполнив первое задание, по каким правилам живут в стране Грамматической частицы и глаголы?

Однажды в город с таким поэтическим названием Части речи пришла беда. Стали пропадать слова. Так смотришь, было Счастье, был человек Добрый и все было Хорошо, и вдруг все исчезло. Одна Беда кругом, люди Злые, дела идут из рук вон Плохо. Забеспокоились самостоятельные части речи, что делать, как быть. Решили спросить старейшину Глагола, видел ли он пропавших, знает ли о таинственных исчезновениях и как быть дальше, где искать такие нужные для всех слова.

Не знаю, - ответил глагол и отошел от частицы Не на один пробел. А частица Не рядом ведь стояла, и никак не мог Глагол всю правду сказать. И тогда он нашелся: - Дорогие соседи, не могу не знать, что искать надо во владениях частицы Не.

Частица Не только глазами сверкнула от злости. А вы, наверное, уже догадались, что это были её проделки.

И тогда все Части решили позвать детектива Правило, чтобы отправить его в дом частицы Не наводить порядок. Правило пришел не один, а с Алгоритмом и тут же отправился на место происшествия, в дом частицы Не, выяснять причины столь загадочного исчезновения отдельных слов из города частей речи.

В первой квартире жили Существительные. Зашли туда Правило и Алгоритм и за голову взялись. Кого здесь только не было. Было здесь Несчастье, было и Не Счастье, а Беда, был Неуч и Неряха, был здесь даже не Стол. Алгоритм взял дело в свои руки, вспомнил все подходящие правила и быстро навел порядок. Сначала он предложил всем существительным, у которых есть или подразумевается противопоставления, перейти в отдельную комнату. Затем всем неряхам и неучам приказал сидеть тихо и не высовываться. И только потом решил разобраться с такими сознательными существительными как счастье, друг, порядок. Алгоритм сказал: «Друзья, вы свободны! Вы спокойно можете жить и не беспокоиться больше о частице не». Но существительные загрустили: «Понимаешь, алгоритм, мы не можем просто уйти от частицы не. За то время, пока мы здесь жили, мы породнились с ней, и теперь она нам не частица, а приставка. А приставка – родное дитя, ее не оставишь просто так. Да и есть у нас синонимы, они могут подтвердить наши слова». Синонимы дружно закивали: «Все так, без обмана». Алгоритм вынужден был согласиться, но предупредил: «Только крепко держите возле себя свои приставки не, чтобы ученики не перепутали вас с противопоставлением, и не писали приставку Не отдельно». «Хорошо, хорошо, нам синонимы помогут, у них-то нет Не».

Ребята, расскажите, какие правила вспомнил алгоритм? И какое отношение имеет противопоставление и синонимы к написанию не с существительными.

Повторение правила о правописании не с существительными.

Правило был доволен, что его помощник так быстро справился с частицей Не в квартире существительных, что, сославшись на занятость в других разделах Грамматики и со словами: «Разберетесь сами, здесь одинаковые правила », покинул место преступления. Алгоритм остался один. Трудно ему придется ему без Правила, но мы ему поможем. Правда, ребята.

Войдя в соседнюю квартиру, а там жили прилагательные, алгоритм увидел следующих героев:

Неряшливый, не деревянный, неширокая речка; не широкая, а узкая речка; вовсе не широкая речка.

Ребята, сравним этих героев-прилагательных с существительными.

Есть ли что-то общее в написании не с существительными и прилагательными?

СКАЗКА ПРО МЕСТОИМЕНИЯ.
В тридевятом царстве в тридесятом государстве была большая страна. А страну эту называли Страна Местоимений. И были в этой стране и большие и малые города. И названия этим городам были – Личный, Возвратный, Притяжательный, Указательный, Вопросительный, Относительный, Отрицательный, Определительный и Неопределённый. И жило в этой сказочной стране великое множество местоимений. И селились они по городам по своим интересам и характерам.
Так в городе Личный жили личные местоимения. Гордые и независимые жители Я живут на улице Яколки. Когда они женятся, то меняют свою фамилию на – МЫ. На улице Тыколки живут воспитанные взрослые – ВЫ и их озорные детки – ТЫ. На Дружной улице живут брат ОН, сестра ОНА и их фантастическое животное ОНО. Их видят всегда вместе и зовут просто – ОНИ.
Самый маленький город в стране - Возвратный. В нём живёт только одна семья – себялюбки, так их называют в других городах. Потому что они только и делают, что говорят о себе и любят только СЕБЯ.
Третий город – Притяжательный. В этом городе живут очень дружные жители – местоимения - МОЙ, ТВОЙ, ЕГО, ЕЁ, НАШ, ВАШ, ИХ, СВОЙ. Они всегда готовы помочь не только жителям своего города, но и жителям всей страны.
В городе Указательный живут самые невоспитанные местоимения. Они только и делают, что показывают друг на друга пальцем и говорят: ЭТОТ, ТОТ, ТАКОЙ.
Самые любознательные жители страны собрались в одном городе. Они постоянно задают друг другу и всем, кто к ним приезжает вопросы: КТО? ЧТО? КАКОЙ? КАКОВ? КОТОРЫЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? Поэтому своему городу они дали самое правильное название – Вопросительный.
А вот в городе Относительный вопросов нету. Там живут очень спокойные жители, хотя внешне слова, которые они произносят и похожи на слова их соседей: КТО, ЧТО, КАКОЙ, КАКОВ, КОТОРЫЙ, ЧЕЙ, СКОЛЬКО. Только говорят они их спокойно. Например, вот так мама может сказать своему непослушному ребёнку: “Ах, в который раз ты не слушаешься меня...”
В городе Определительный живут всякие разные местоимения. У них очень разные интересы, но все они очень добрые и работящие жители: ВЕСЬ, ВСЯКИЙ, КАЖДЫЙ, САМ, САМЫЙ, ИНОЙ, ЛЮБОЙ, ДРУГОЙ.
Самые упрямые местоимения живут в городе Отрицательный. Они ни с кем никогда не соглашаются и всегда всё отрицают: НИКТО, НИЧТО, НИЧЕЙ, НИКАКОЙ, НЕКОГО, НЕЧЕГО. Они часто говорят: “Никого, ничего никто не видел. Ничего никто не брал. И вообще я ничего не знаю.”
Самый последний город в Стране Местоимений – это город Неопределённый. У жителей этого города есть одна любимая сказка. Которая начинается словами: “В НЕКОТОРОМ царстве, в НЕКОТОРОМ государстве жили-были НЕСКОЛЬКО НЕКТО и НЕЧТО. НЕКОТОРЫЙ КТО-ТО ЧТО-ТО ГДЕ-ТО видел красивое, но нам с вами об этом не расскажет…”

Спор подлежащего и сказуемого

Встретились в предложении Подлежащее и Сказуемое. Подлежащее говорит сказуемому:
- Я главнее тебя. Ведь именно я называю то, о чем говорится в предложении. Недаром мое второе имя - Субъект.
-Нет, - сказало Сказуемое, - ты неправильно говоришь. Ведь без тебя может быть предложение, а без меня нет.
- Как это "нет”? Например, предложение "Зима”. Ведь тебя в нем нет!
- Ты ошибаешься. Просто я здесь в нулевой форме. А возьми другие формы этого предложения: "Была зима”, "Будет зима”. Видишь, я и появилось. А вот я могу без тебя в предложении обойтись. Например, "На улице холодно”. В этом предложении только сказуемое, а подлежащего нет, да оно здесь и не нужно.
Тогда Подлежащее огорчилось:
А я-то думало, что я главное.
- Не расстраивайся, - успокоило его Сказуемое. - Ведь когда ты есть в предложении, именно ты указываешь, в какой форме стоять мне. Мы оба главные. Ведь недаром нас называют основой предложения, или предикативным ядром.

Суффиксы -ЧИК и -ЩИК

"Жили-были суффиксы -ЧИК и -ЩИК, разводили вместе пчел на пасеке. Дело в том, что оба очень любили кушать мед. Как ни странно, одного из них постоянно жалили пчелы, они налетали на него, жужжа: "Д-Т-З-С-Ж, Д-Т-З-С-Ж". Суффикс -ЩИК убегал от них в слезах. А вот его брата, суффикс -ЧИК, пчелы очень любили и угощали медом. С недавних пор суффиксы договорились, что собирать мед будет только -ЧИК, а ЩИК будет приходить к нему в гости и вдоволь наедаться любимым лакомством. Однако до сих пор -ЩИК обходит пасеку стороной. Как только услышит "Д-Т-З-С-Ж" - бежит со всех ног прочь, так что бывает в гостях у брата очень редко".

Сварливые принцессы ПРЕ и ПРИ

У королевы Приставки родились дочки-двойняшки.Одну звали Пре-, а другую При-. И такие они сварливые и заносчивые, что каждый день между ними спор идет, которая из них важнее.
- Я,- кричит Пре-, потому что обозначаю превосходную степень.
- А я имею значение приближения и присоединения,- гордо отвечает При-.
- Но я вполне заменяю многоуважаемую приставку Пере-, - самодовольно усмехнулась Пре-.
- Зато без меня не обходится значение неполноты действия, - в тон ей заявляет При-.
Пока они спорили между собой, рекой лились красные чернила в ученических тетрадях. Надоело это королеве-матери, и сказала она, что если дочки не перестанут спорить и перепутывать, то придется их выселить из страны Грамматики в словари.
Но принцессы не хотели ничего слышать, и спор между ними продолжается до сих пор.

Сказка о Знаках препинания

Жили-были в области Пунктуации Знаки препинания. Заспорили они как-то раз, кто важнее.

Точка сказала:

Я самая главная, потому что заканчиваю предложение. А повествовательное предложение сообщает людям очень много важной информации.

Нет, я самый главный,- громко заявил Вопросительный знак.- Если я буду стоять в конце предложения, то оно будет вопросительным, а люди без вопросов не могут разговаривать друг с другом. Ведь каждый вопрос порождает ответ, а значит и новые мысли.

Тут в спор вмешался дядюшка Синтаксис:

Все вы важны. Каждый из вас сообщает определенную информацию в определенной последовательности, которая очень важна каждому человеку.

С тех пор знаки препинания зажили дружно.

Лингвистические сказки
Сказка про Буквы и Звуки
В сказочной стране Русский язык есть городок под названием Алфавит. В
этом городке всего 33 домика, в котором живут звуки. Каждый домик имеет
свою особенную архитектуру. Называют домики буквами.
Ранним утром из домиков раздаются разные звуки: «А­А­А! О­О­О! И­И­И!
Ы­Ы­Ы! У­У­У! Э­Э­Э!». Это проснулись гласные звуки и начали петь,
гласные звуки очень любят петь, у них красивые голоса. Дружно живут
гласные звуки, их ровно 6. Любят гласные звуки петь дуэтом со звуком Й и
получается у них: «ЙА! ЙО! ЙЭ! ЙУ!».
Из других домиков слышится шипение: «Ш­Ш­Ш. Ж­Ж­Ж. Щ­Щ­Щ. Ч­Ч­
Ч». В этих домиках живут согласные звуки, их называют шипящие звуки. Из
других домиков раздаются тихие отрывистые звуки, похожие на глухой стук:
«П.Т. К. С. Ф. Ж.», эти звуки называют глухими согласными. А напротив
глухих согласных живут их друзья, звонкие согласные, голоса которых можно
услышать издалека: «Б. Д. Г. З. В. Ш.». Эти согласные неразлучные друзья,
очень похожи друг на друга, из­за этого их называют ещё парными. Согласных
звуков намного больше, чем гласных, поэтому и домиков у них больше ­ 21! В
остальных домиках поселились только глухие звуки: [Х, Ц, Ч, Щ], всего их 4,
и только звонкие согласные звуки:[Л, М, Р, Н, Й], всего их 5. А на окраине
этого городка, вдали от всех, стоят ещё два домика. Да только никогда звуки
из этих домиков не раздаются!!! Поэтому прозвали эти домики­буквы
мёртвыми. А называются буквы твёрдый (Ъ) и мягкий знак (Ь).

Почему буква Я в алфавите последняя стоит
Жила ­ была буква Я. Буква Я была зазнайкой и хвастунишкой. Всё время
себя нахваливала: «Я самая умная! Я самая красивая! Я самая сильная! Я
самая хорошая!». «Без меня вам не прожить!», ­ говорила буква Я остальным
буквам. Рассердились буквы алфавита на букву Я и отправили её в самый
конец алфавита. Пусть там будет. Оттуда не будет слышно её хвастовства. С
тех пор буква Я в алфавите самая последняя стоит.
Сказка о твёрдом и мягком знаке
Давно это было. В сказочной стране Русский язык в городе Алфавит жили­
были два брата. Два родных брата, а характер у них разный. У одного ­
покладистый, мягкий, поэтому и назвали его Мягкий знак, а у другого
напористый, твёрдый, его назвали Твёрдый знак.
Однажды загоревал Мягкий знак и говорит Твёрдому знаку:
­ Горько мне, что нас называют мёртвыми буквами, и зачем мы живём на этом
белом свете?».
­ Пойдём к царице нашей Орфографии и узнаем своё предназначение, ­
предложил ему Твёрдый знак.
Отправились братья в дорогу. Долго ли шли, коротко ли, но пришли к
царице Орфографии. Царица им и отвечает: «Вас называют мёртвыми
буквами, потому что вы не обозначаете звуков. Но наделю вас силой
волшебной. Отныне ты, Мягкий знак, будешь обозначать мягкость согласных
букв в конце слова - боль, соль - и сможешь изменять значение слова! Ты
сможешь угол превратить в уголь! Ты будешь обозначать мягкость согласных
звуков и стоять перед твёрдыми согласными в середине слова: просьба,
письмо. А следующее ваше предназначение будет главным! Наделю вас силой
разделительной, и будете вы, как пограничники, разделять гласные буквы от
согласных. Ты, Мягкий знак, будешь разделять гласные И, Ю, Я, Ё, Е от
согласных в середине корня и на конце корня перед окончанием: вЬюга,

листЬя, муравЬи, белЬё, варенЬе. Ну а ты,Твёрдый знак, встанешь после
приставки, которые заканчиваются на согласную букву, перед гласными Я, Ё,
Е, Ю: подЪехал, предЪюбилейный, обЪявление, сЪёмка. Выдала
Орфография братьям удостоверения и Указ издала, чтобы отныне не
ссорились между собой гласные и согласные буквы да не вносили в слова
путаницу и раздор, а подчинялись Мягкому и Твёрдому знаку.
ОБ­ ОТ­ РАЗ­ В­
С­ ПОД­ НАД­
СОГЛАСНЫЕ
Ъ
Я Ю Е Ё
Ь
Я Ю Е Ё И
сЪёмка
подЪезд
обЪявление
предЪюбилейны
й
вьюга белЬё
семЬя
муравЬи
варенЬе
Во избежание беды великой строго­настрого Орфография запретила Мягкому
знаку вставать в сочетания букв РЩ, ЩН, НЩ, ЧК, ЧН, НЧ, ЧТ.
А на память дала ему древнее писание, которое испокон веков было.
СОЧЕТАНИЯ БУКВ
РЩ, ЩН, НЩ, ЧК, ЧН, НЧ, ЧТ
пиши без Ь!!!
БОРЩ РУЧКА ОДУВАНЧИК

ЧТЕНИЕ ХИЩНИК

Сказка о частях слова
Жили­были части слова: Приставка, Корень, Суффикс и Окончание.
Дружно жили, друг к другу в гости ходили. Каждая часть слова жила в своём
доме. Угадай, кто в каком домике живёт?
Однажды собрались Приставки, Суффиксы и Окончания вместе, а Корень
не пригласили, и заскучали.
– Почему мы так скучно живём? – сказала Приставка.
– Потому, что без интересного и полезного дела жить скучно, – ответил
Суффикс.
– Тогда давайте вокруг наших домов разведём красивый и богатый сад слов!–
предложило Окончание.
Части слова с радостью принялись за дело, но у них ничего не получилось,
никак не росли деревья со словами. Взялись за дело приставка По­, суффикс­
К­ и окончание ­И, но ничего у них не вышло, нет дерева с таким названием
ПО + К + И. Расстроились части слова и обратились за помощью к
Волшебнику, которого зовут Русский язык. Они его спросили:
­ Уважаемый Русский язык, почему в нашем саду не растут деревья слов?
­ Без корня дерево слов не вырастит. Без корня слов не бывает. Корень – это
главная часть слова, в которой заключено значение всего слова, ­ ответил им
Русский язык.
Поняли свою ошибку части слова и побежали к Корню. Он подарил им
корень ­ЦВЕТ­ . Посадили они его, и выросло дерево однокоренных слов да
большое­пребольшое, красивое, много­много на нём было листочков­слов. Все
слова на этом дереве они назвали однокоренными, потому что выросли все из
одного корня. Обрадовались части слова и впредь решили дружить с корнем.
Приставка всегда стояла перед корнем, а суффикс после корня, и вместе они

выращивали новые деревья. Окончание же придавало словам особую форму.
Вскоре всем на загляденье дома частей слов окружал большой красивый сад.
Сказка об однокоренных словах
Жили­были слова с корнем ГОР - горы, горец, горный.
Дружно жили, да и как иначе, ведь они были одной семьёй. У них был один
корень, одни истоки, похожи они были друг на друга, были близкими по
значению. Поэтому эту семью называли ­ однокоренные слова. Однажды в их
горную местность из далёкой стороны пришло слово Горе. И сказало Горе: «Я
ваша дальняя родственница, у нас с вами один корень ­ГОР­ , примите меня в
свою семью». Приняли её в свою семью слова, относились к Горю с
уважением, во всём её слушали. С тех пор начались в семье ссоры да раздоры.
За какое бы дело ни брались однокоренные слова - ничего у них не
получалось.
Задумались слова и поняли, что мир покинул их семью, когда Горе
поселилось вместе с ними. Поняли слова, что Горе не их родственница, хоть
корень у них одинаковый, да характер у них другой, значение разное. Ничего
общего у них не было. Выгнали однокоренные слова Горе и снова зажили
дружно и счастливо.

Сказка о суффиксе­богатыре, суффиксах­трудягах и суффиксах­
малютках
В сказочной стране Русский язык в городе Состав слова жили­были
суффиксы. Все остальные части слова уважали суффиксы за их талант и
трудолюбие. Они всё время образовывали новые слова. Встанут после корня и
получится новое слово. У каждого суффикса есть своё значение. Суффикс
­ИЩ­ части слова называли богатырём, так как силищей обладал он
неимоверной. Все маленькие предметы превращал в большие. С ним все слова
чувствовали себя сильными и большими. Дом превращался в домИЩе, рука в
ручИЩу, глаза в глазИЩе, хвост в хвостИЩе. Суффиксы ­ТЕЛЬ­, ­ИСТ­,
­ЧИК­, ­ЩИК­ называли трудягами. Встанут суффиксы­трудяги после
корня и получаются слова со значением труда. На гитаре начинает играть
гитарист, в футбол играть футболист, на тракторе работает тракторист, груз
грузит грузчик, а на барабане барабанит барабанщик, детей учит учитель,
романы пишет писатель.
Однажды суффиксы ­ЧИК­ И ­ЩИК­ поссорились. Решил ­ЧИК­ слово
грузчик образовать, а ­ЩИК­ ему перечет: «Нет, здесь я буду стоять! Будет
слово писаться грузщик!». Крепко поссорились братья, дело до драки дошло.
Хорошо вовремя вмешалась в их ссору царица той страны Орфография, она­
то их и рассудила. Она сказала: «По законам нашим древним ты, ­ЧИК­,
должен стоять после букв Д­Т, З­С и Ж. А ты, ­ЩИК­, ­ во всех остальных
случаях!». Помирились братья и с тех пор живут дружно и не ссорятся, свято
соблюдают законы Орфографии.
В городе Состав слов много суффиксов живут. Но особой любовью
пользуются суффиксы­малютки. Все их любят за их характер ласковый и
называют их уменьшительно­ласкательные. Они все слова делают добрыми,
маленькими и ласковыми: дом - домик, глаза - глазки, лес - лесок, серый
- серенький, дочка - доченька, слон - слонёнок, звезда - звёздочка.
Сказка о приставках ПРЕ­ и ПРИ­
Жили­были приставки ПРЕ­ и ПРИ­. Вставали они всегда перед корнем,
поэтому их и назвали приставками. Приставка ПРЕ­ всегда всем восхищалась
«Прекрасно! Прелестно!» или возмущалась «Прескверный!» и придавало
слову высшую степень качества и действия. Она всё либо ПРЕуменьшала,
либо все ПРЕувеличивала. Все слова с ней становились очень красивыми,
очень добрыми и очень важными, в общем очень­очень! Добрый становился с
приставкой ПРЕ­ предобрым, то есть очень добрым, успешный - преуспевал
во всём, то есть достигал особого успеха в чём­нибудь! Приставка ПРЕ­
дружит с приставкой ПЕРЕ­ и часто заменяет её.

ПЕРЕступить - ПРЕступить. ПЕРЕгородить - ПРЕграждать.
А приставка ПРИ­ всё время что­то присоединяла (пришить, приклеить)
приближала (прибежать, прилететь) да прибавляла (придать). А ещё
приставка ПРИ­ указывала дорогу путникам и указывала на близость
расположения объектов. Если что­то находилось рядом с озером, его она
называла приозёрный, рядом с городом - пригородный, находится что­то
рядом со школой, значит, ­ пришкольный, а у дороги - придорожный.
Всегда приставка ПРИ­ старалась все дела доводить до конца. Она думает­
думает да придумает, строит­строит да пристроит. Но бывало что приставка
ПРИ­ и не в полной мере выполняла какие­нибудь действия. Не сядет, а чуть­
чуть присядет, не откроет окно, а чуть ­ чуть приоткроет.
А в некоторых словах приставки ПРЕ­ И ПРИ­ просто срослись с КОРНЕМ и
их перестали выделять как приставки, а воспринимают как единое целое,
запомните их:
ПРИ ­ природа, притязание, присяга, приспешник, привидение,
пригодный;
ПРЕ ­ прелестный, претить, претерпевать, преткновение, презирать,
прельщать, пренебрегать.
Так приставки и до сих пор живут в Русском языке и хорошо выполняют
свою работу - образовывают новые слова.
Сказка про соединительные гласные Е, О и сложные слова
Жил­был один Мастер, который любил создавать разные невиданные и
диковинные машины. Однажды он создал машину, которая сама летает, сама
варит, везде ходит. А как назвать свои изобретения не знал. Пошёл Мастер к
волшебнику Русскому языку - помощи просить. Посмотрел Русский язык на
эти чудо­машины и сказал: «Хорошо, я тебе помогу». И призвал Русский язык
корень слова ­САМ­, ­ЛЁТ­, ­ВАР­, ­ХОД­ да гласные О и Е. Повелел Русский
язык частям слова образовать новые слова, которые бы стали названиями для
машин Мастера. Гласные О и Е сразу принялись за работу. Соединила гласная
О корень ­САМ­ с корнем ­ЛЁТ­ и получилось слово - САМоЛЁТ, этим
словом назвали машину, которая сама летает. А словом САМоВАР назвали
предмет, который сам варит. А гласная Е соединила слово ВЕЗДЕ и корень
­ХОД­ и получилось слово ВЕЗДеХОД.

Обрадовался Мастер, поблагодарил Русский язык и отправился к себе в
мастерскую другие машины изобретать.
А гласным О и Е так понравилось новые слова придумывать, что они
продолжили соединять корни. Много слов они придумали, так появились в
русском языке слова земледелие, снегопад, птицеферма, путешествие,
вертолёт, скалолаз и многие другие.
Однажды заспорили гласные О и Е, между каких корней какой гласной
вставать. Пришла царица Орфография и рассудила их спор. Она сказала:
«Ты, гласная О, будешь стоять после твёрдых согласных. А ты, гласная Е,
будешь стоять после буквы Ц и мягких согласных». А ещё присвоила
Орфография гласным О и Е звание ­ соединительные, а слова, которые
создавали соединительные гласные, назвала сложными.
Почему «ЖИ» и «ШИ» пишутся с буквой И, а «ЧА» и «ЩА» с буквой А и
буквой У
Когда­то давным­давно шипящие буквы Ж, Ш были только мягкими
согласными и дружбу водили с такой же красивой и нежной гласной И, а
букву Ы на дух не переносили. Она всегда дружила только с твёрдыми
согласными. Но шло время и звуки Ж и Ш изменились, отвердели, стали
твёрдыми согласными, но дружбу не предали. Всем сказали: «ЖИ и ШИ
пишите с буквой И! ЖИвот. МаШИна». Так они и по сей день всегда пишутся
с буквой И. А навязчивую букву Ы не пускают, как бы она ни просилась!
А вот мягкие согласные Ч, Щ сразу подружились с гласной А и У. Между
ними сразу вспыхнули нежные ЧУвства! Буквы Ч и Щ ЧАсто с ними
прогуливались в ЧАще, в реке ловили ЩУку. Гласные Ю и Я уговаривали их
дружить с ними, говорили что будут подчёркивать их мягкость, нежность и
красоту! При виде шипящих согласных Я и Ю начинали петь: «Ах, какие же
они прекрасные эти мягкие щипящие!». Но никакие их признания в любви,
обещания, уговоры и даже угрозы не разлучили буквы ЧА и ЩА, ЧУ и ЩУ.
Вот уж правду говорят ­ настояЩАя дружба в огне не горит и в воде не
тонет!

Как Незнайка русский язык учил
Однажды Незнайка решил грамотным стать. Надоело ему, что его все
называют незнайкой. Всем решил доказать, что не так уж и сложно грамотно
писать. Подумаешь! Незнайка к тому же был ещё и большим зазнайкой!
Принялся Незнайка русский язык изучать.
Но скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Начал писать слова с
корнями ГОР­ГАР, КОС­КАС, ЗОР­ЗАР, ЛАГ­ЛОЖ, КЛАН­КЛОН. Ой,
кругом голова пошла! Никак не может разобраться Незнайка, когда в этих
корнях писать букву А, а когда О!?
В поиске ответа на этот вопрос решил Незнайка отправиться к царице
Орфографии, которая правописанием слов управляла. Долго ли шёл, коротко
ли, да пришёл Незнайка к царице Орфографии и просит её:
­ Уважаемая Орфография, научи, как правильно писать гласные А и О в
корнях с чередованием!»

­ Ах, эти корни­близнецы, озорники ужасные! Всё время людей путают! Но
беде твоей помогу, ­ отвечает ему Орфография.
И поведала царица Незнайке тайну, как различать написание корней ГОР­
ГАР, КОС­КАС, ЗОР­ЗАР, ЛАГ­ЛОЖ, КЛАН­КЛОН. Она сказала ему:
«Корень КАС очень дружит с суффиксом ­А­, увидишь после корня КАС
суффикс ­А­, то всегда и в корне пиши букву А, а если этого суффикса нет,
то тогда в корне пиши букву О. Например, прикасаться, но прикоснуться! В
корне ГАР гласная А пишется всегда под ударением, а гласная О всегда без
ударения. Запомни: загар, но загореть!
Секрет написания остальных корней­близнецов узнаешь из древнего
писания. И дала Орфография Незнайке писание древнее и сказала: «Это
писание волшебной силой обладает! Береги его как зеницу ока. Выучи всё, что
там написано и станешь самым грамотным человеком на Земле!»
Корни
Правило
Примеры
клан ­ клон
Под ударением пишется А, без
ударения О
Кланяться­
преклоняться
лаг ­ лож
Перед буквой Г пиши А, перед
буквой Ж пиши О
зар ­ зор
Без ударения А, под ударением О Заря ­ зорька
скак ­ скоч
Перед буквой К пишется – А,
перед буквой Ч пиши О
Скакать ­ вскочить
плав ­ плов
Буква О пишется только в
словах:
пловец, пловчиха
мак ­ мок
­Мак­ пишется в словах со
Макать ­ промокает
значением «опускать что­нибудь в
жидкость», а ­мок­ ­ «пропускать
жидкость»
чет ­ чит
В корне пишется И, если после Счесть ­ считать

бер ­ бир
корня слова стоит суффикс ­а­.
Соберу ­ собирать
пер ­ пир
дер ­ дир
мер ­мир
блест ­ блист
стел ­ стил
жег ­ жиг
«Если после корня А, ­
в корне И пиши всегда,
Вот пример, запоминай:
«Ноги вытер? Вытирай!»
Запереть ­ запирать
Раздеру ­ раздирать
Замереть ­ замирать
Блестеть ­ блистать
Стелить ­ застилать
Сжечь ­ сжигать
Используемые ресурсы
1. Справочник по русскому языку «Грамматика в таблицах и вопросах» П.М.
Баев, Издательство «Просвещение» Ленинградское отделение, Ленинград
1968
2. Бесплатные изображения https://pixabay.com/ru/
3. Бесплатные изображения FotoHomka.ru
4. http­www­aleks­zschool­narod­ru­images­p56­neznayka­jpg.

Как сделать урок русского языка интересным? Эта проблема давно привлекает к себе внимание учителей-словесников. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы). На своих уроках я стараюсь использовать различные приемы, повышающие интерес учеников к русскому языку. Особое внимание уделяю лингвистической сказке. Особенно в 5-6 классах, в которых обучаются школьники 10-12 лет. В силу психолого-физиологических особенностей они очень подвижны, и, если нет выхода их энергии, быстро устают. В то же время дети не могут долго слушать объяснения учителя, подолгу писать: внимание многих недостаточно устойчиво. По этой причине при их обучении приобретает известное значение элемент занимательности. Так что едва ли не один из главных инструментов познания мира у детей этого возраста – сказка.

Скачать:


Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка:" ЕГЭ: подготовка к написанию частиС. Анализ текста на лингвистическую тему"

На уроке используются основные приёмы технологии развития критического мышления на примере анализа текста Д. Лихачёва. Тип урока: урок-практикум. Цель урока: создать условия для формирования у учащихс...

Игровые технологии на уроках истории как средство мотивации к изучению предмета.

Успешность любого человека во многом зависит от внутренней потребности к саморазвитию и самообразованию. В настоящее время много внимания уделяют развитию творческой активности и интереса ученик...

"Критериальное оценивание на уроках математики как средство мотивации к учебной деятельности и индивидуального подхода к ученику"

В современной системе образования особенную остроту приобретает вопрос оценивания результатов обучения учащихся в рамках внедрения ФГОС: сделать оценку учащихся более содержательной, объективной...

презентация к уроку русского языка слова обозначающие признаки предметов в 4 классе VIII вида

в презентации представлены задания на повторение и закрепление таких тем как:- слова обозначающие предметы;- слова обозначающие действия предметов;- слова обозначающие признак предмета....

Критериальное оценивание на уроках математики как средство мотивации к учебной деятельности и индивидуального подхода к ученику...

Не запрещай себе творить,

Пусть иногда выходит криво –

Твои нелепые мотивы

Никто не в силах повторить.

М. Цветаева.

Лингвистическая сказка

Особенности лингвистической сказки.

Лингвистическая сказка объясняет нам законы языка.

Ей присущи сказочные элементы, волшебные превращения, герои, определённые устойчивые выражения. Композицию лингвистических сказок составляют: присказка, зачин, сказочное действие и концовка.



В лингвистической сказке в концовках говорится о лингвистических понятиях. Как бы делается вывод из того, о чём в сказке рассказывалось.
Отличие лингвистической сказки от обычной, фольклорной.
Лингвистическая сказка поучительна.

Сюжет построен на лингвистических понятиях. Она является разновидностью предметной сказки.

Герои – буквы или слова. Герои находятся в особом царстве. Все они разные, сильные, добрые, капризные.

В лингвистической сказке нельзя допускать фактических ошибок. (знание русского языка, знание лингвистического материала, всех условий написания той или иной орфограммы обязательно. А иначе вы сочините неправильную сказку).

Существуют три основные коммуникативные задачи лингвистической сказки:
Научить, объяснить новый материал.

Проверить знания по теме.

Развлечь, увлечь, заинтересовать, повысить интерес к предмету (русскому языку).

Сказка – это первично-вторичный текст, т.е. сказка, может создаваться на основе другой сказки, может быть абсолютно оригинальной. По способу передачи информации сказки являются поликодовыми текстами, т.е. текстами, которые кодируют и передают информацию на разных уровнях.
Как написать лингвистическую сказку
Определи, на кого рассчитана сказка, и в какой ситуации будет рассказана.

Выберите лингвистический материал, сведения о лингвистическом понятии.

Подумай, какие герои будут действовать. Продумай композицию, продумай сюжет.

Составь план. Запиши сказку. Если необходимо, сделай иллюстрацию.

Проверь, нет ли логических или фактических ошибок. Отредактируй текст.

Подготовься к устному воспроизведению, продумай, какие жесты

Лексика



На море, на океане

На острове Буяне

Стоит дуб зелёный,

Под тем дубом стол золочёный,

Садись, кушай,

Мою сказку слушай .



В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-поживали Лексика, Графика и Орфоэпия.

Правил этим царством король Словообразование. Любовь и уважение, дружба и забота друг о друге царили в королевстве. Но однажды к королю пришла Лексика и стала жаловаться, что Графика очень перегружена работой и поэтому отказывается помогать ей в составлении толкового словаря. Очень удивился король Словообразование, что в его царстве появилось недовольство.

Конечно,- обиженно сказала Графика. – Лексика требует, чтобы я несколько раз записывала одно и то же.

Неправда,- возразила Лексика.- Сначала мы записали значение отдельных слов, например, заведующий, хозяйство. А сейчас надо растолковать значение словосочетания заведующий хозяйством.

Всё равно не буду писать. Я устала!- упрямо твердила графика. Пока они спорили, король Словообразование думал. Затем он улыбнулся и сложил части основ: завхоз. Королю понравилось образовывать новые слова сложением частей основ.

Универсальный магазин - универмаг, заведующий учебной частью - завуч. Это было похоже на игру с матрёшкой, когда кукла в кукле. Всем понравился такой способ образования сложносокращённых слов. И его стали широко использовать в русском языке. И снова мир воцарился в королевстве.



Вам - сказку,

А мне – бубликов связку,