Рефераты Изложения История

Красные революционные шаровары. Литературно-исторические заметки юного техника Человек садится на лошадь

10Ноя

1917-2017. Штаны или орден?

Сейчас многие эти предметы кажутся забавными. Но они рассказывают о событиях, которые сто лет назад были какими угодно, только не смешными. Красные революционные шаровары, агитационная посуда — эти раритеты хранились в волгоградских семьях, теперь гордость музея.

Фото Александр Кирьянов

Листовки и плакаты, награды и оружие, фотографии и документы того времени представляют трагедию населения России, попавшего в топку революции и гражданской войны. Куратор выставки, заведующая отделом истории края Ирина Талдыкина рассказала мне о самых интересных экспонатах. Все эти предметы сегодня показывает Волгоградский областной краеведческий музей на выставке «Россия на историческом повороте» (из истории двух революций 1917 года).

Красные галифе

Чем только не награждали – орденами и медалями, оружием, часами, одеждой. Все поснят «красные революционные шаровары» красноармейца Трофимова из фильма «Офицеры»… А почему награждали именно штанами, а не медалями и орденами? Красные галифе выдавались немногим отличившимся в боях красноармейцам. Носившие их выделялись из толпы, имели привилегии. Во избежание мошенничества (!) к брюкам прилагался документ, удостоверяющий право на их ношение.

Красные галифе приравнивались к ордену Красного Знамени. Вот так – или штаны, или орден.

— Галифе кумачового цвета поступили в краеведческий музей в 1968-м от Затямина Тимофея Яковлевича, участника гражданской войны на Украине, уроженца села Салтынь Урюпинского района, — рассказала Ирина Талдыкина, — После Гражданской он был на партийной работе в Урюпинском районе Сталинградской области.

В Киеве после ухода немцев в 1918-го на складах осталась униформа австрийских гусар. Доказано – красные галифе именно из этой униформы использовались для награждения. Если бы владелец таких штанов попал в руки белогвардейцев, расправы было бы не миновать. В стречаются упоминания, что лично Троцкий награждал такими красными галифе.

Агитационный фарфор

Сервиз с надписью РККА – Рабоче-Крестьянская Красная армия. Попал в музей в конце прошлого века. Передан в дар жителями уже Волгограда. Первая агитационная посуда выпускалась еще в 1920-е, но такой в музее нет. Это — 1930-е.

Интересна история статуэтки красноармейца. Ее выкопала на своем огороде Сталина Александровна Ямщикова из села Песковатка Дубовского района Волгоградской области. Три года назад предмет был передан в дар краеведческому музею.

Посуду с изображением Ленина стали выпускать сразу после его смерти. Этот фарфор тоже 1930-х.

Награды Белого движения

Материал для выставки предоставил один из самых известных волгоградских специалистов по Гражданской войне и Белому движению Виктор Викторович Комягин. Например, п одлинную полковую икону «Вмч. Георгий Победоносец», п огоны младшего унтер-офицера Корнилова, бомбардира Корнилова, унтер-офицера Марковского пехотного полка, капитана Корнилова, вольноопределяющегося Алексеевского пехотного полка. Шевроны, нашивки, форму корниловского штабс-капитана.

Конечно, награды и знаки.

  1. Орден Бермонтт-Авалова.
  2. Орден «2-ой поход на Петроград».
  3. Крест «Спасение Дона».
  4. Знак ордена «Особождение Сибири».
  5. Крест Екатеринославского похода.
  6. Крест «Особого Манчжурского отряда» 2 ст.
  7. и 12. Знак первого Кубанского (Ледяного) похода 1 и 2 ст.
  8. Крест «За степной поход».
  9. Крест для моряков, эвакуированных в Бизерту.
  10. Крест для воинов, эвакуированных на остров Лемнос.
  11. Кокарда унтер-офицера.

1. Знак первого Кубанского (Ледяного) похода 2 ст. на владимирской ленте. 2. Крест «Особого Манчжурского отряда» 1 ст. 3. Крест Бермонт-Авалова 1 ст. 4. Крест «За Великий Сибирский поход» 1 ст. 5. Крест похода генерала Бредова. 6. Медаль дроздовцев. 7. Крест Булак-Булаховича. 8. Крест «Особого Манчжурского отряда». 9. Крест «Освобождение Сибири». 10. Крест «Особого Манчжурского отряда» 1 ст. 11. Крест Бермонт-Авалова. 12. Кокарда Бермонт-Авалова. 13. Крест для чинов яхты «Лукулл». 14. Крест для воинов, эвакуированных в Галлиполи.

На выставке можно посмотреть материалы о председателе Царицынского совета рабочих и солдатских депутатов, первом городском голове Царицына С. К. Минине; организаторе и руководителе Царицынского пролетарского Красного хора И. М. Перегудове; экспонаты из частных коллекций по истории красного и белого движения, уникальные музейные предметы по истории частей особого назначения (ЧОН) Царицынской губернии; подлинные знамена, оружие, награды и знаки, царицынские боны «мининки», революционные газеты.

Выставка «Россия на историческом повороте» работает в Волгоградском областном краеведческом музее со 2 ноября 2017 года до конца 2018 года.


Знакомый нам по кино образ красноармейца как нищего оборванца в драной гимнастерке в стоптанных ботинках с обмотками не имеет на самом деле ничего общего с реальностью. При создании Красной Армии были захвачены интендантские склады, где уже лежала новая форма, пошитая концерном Н.А. Второва по эскизам Васнецова и Коровина - эта форма была сшита по заказам Двора Его Императорского Величества и предназначалась для Парада победы в Берлине. Это были долгополые шинели с «разговорами», суконные шлемы, стилизованные под старорусские шоломы, позднее известные как «буденовки», а также комплекты кожаных тужурок с брюками, крагами и картузами, предназначенные для механизированных войск, авиации, экипажей броневиков, бронепоездов и самокатчиков.
О том, как на самом деле выглядела Красная армия, можно судить по рисункам Андрея Каращука - самого известного российского мастера военно-исторической иллюстрации.

Кроме того, красноармейцам достались и богатые запасы парадной униформы. Зачастую смешение различных предметов униформы приводило к курьезам. Так, курсанты Инженерных курсов носили юнкерские мундиры с киверами, на которых царские орлы были закрыты суконными красными звездами, причем все это «чудо» носилось вместе с защитными брюками.

Также в Красной Армии имелся ряд подразделений, носивший комплекты гусарской униформы.
Русский дипломат Г.Н. Михайловский в своих мемуарах писал: «через весь город по Нахимовскому проспекту с Екатерининской улицы проехала в буквальном смысле «красная кавалькада» - вся в красном одеянии с головы до ног, с белыми высокими гетрами - не столько красноармейцы, сколько «красноиндейцы» нового типа. Сумасшедшая кавалькада (особые отряды крымской ЧК) пронеслась по пустому городу весьма живописно, что выглядело, как страница из кинематографического романа…»
А вот как выглядели представители Белого движения. Широко известных по художественным фильмам золотых погон белых офицеров почти не встречалось. Это объясняется тем, что уже в ходе Первой Мировой войны практически вся армия носила полевые погоны и производство галунных погон, на которые шло дефицитное золото, было свернуто; фабрики, способные производить золотые и серебряные погоны оказались на территории, занятой большевиками. Шить же офицерские погоны из обычной материи могла любая швейная мастерская.
В 1918 - начале 1919 офицеры погоны часто просто рисовали чернильным карандашом прямо на гимнастерках. Светло - серых френчей также хорошо знакомых по художественным фильмам, вообще не существовало. Френчи имели цвет хаки, темно- зеленый, коричневатый и коричневый. Очень часто цвета униформы были черный или белый. Армии Белого Движения, в основном, были обмундированы гораздо хуже Красной Армии. Частично они носили еще старую русскую униформу, частично одевались в униформу Англии, Франции, Италии, Германии, Австрии получаемую от союзников.

Почему без них нельзя представить наградные списки Гражданской войны

Текст: Ольга Хорошилова, кандидат искусствоведения

Это одна из самых необычных наград Гражданской войны, ставшая символом Красной армии. Доблестных бойцов в кумачовых штанах изображали советские художники. Их образы сохранились на советских плакатах, фотографиях, кинолентах. Но у красных шаровар сложная и противоречивая фронтовая история.

Шаровары курсанта Трофимова

Известный советский фильм «Офицеры» открывается эффектной сценой. Зима, заснеженный плац кавалерийского училища. Перед шеренгой красных курсантов стоит Алексей Трофимов. Затаив дыхание, он слушает речь начальника. Зычным командным голосом тот перечисляет заслуги молодца. Курсант Трофимов проявляет трудовую сознательность и рабоче-крестьянскую дисциплину, он предан делу мировой революции и понимает текущий политический момент, он отличился во время призовой стрельбы.

За все это курсанта награждают красными революционными шароварами.

Трофимов не может скрыть гордости и счастья. Он повсюду щеголяет в галифе. В них совершает мужественный поступок - спасает девушку от бандитов. И этим завоевывает ее сердце: девушка становится супругой доблестного курсанта. Вместе они отправляются на фронт Гражданской войны, в Среднюю Азию.

Революционные шаровары Трофимова - не эффектная выдумка сценаристов. Их действительно вручали бойцам за важные заслуги. Но красные шаровары были не только наградными. И отношение к ним на фронте не всегда было позитивным.


Н. Самокиш. Фрагмент картины "Бой за знамя. Атака". 1922 год.

Красный маскарад

Во время Гражданской красный цвет был очень популярен среди бойцов РККА. Он символизировал революцию и молодую советскую республику. Кроме того, он прекрасно читался на большом расстоянии и помогал отличать своих от чужих. Бойцы выискивали любую возможность украсить свой костюм какой-нибудь красной вещицей или тряпицей, хотя и нарушали уставную форму. Впрочем, эта форма существовала только на бумаге. На деле органы снабжения едва работали, носить приходилось то, что могли раздобыть на прифронтовых складах и изъять у населения.

Красноармейцы сами сочиняли себе форму. И никого не смущали даже боевые, заслуженные командиры в женских пальто вместо шинелей - что находили, то и надевали.

Особой удачей считалось найти на каком-нибудь складе прочную ткань красного цвета. Из нее шили косоворотки, жилеты, украшали отрезом материи верх папах или зачехляли ими фуражки. Случалось, что бойцов с головы до ног одевали в импровизированную форму из красной материи.

Журналист Николай Равич, участник Гражданской войны, вспоминал, что в городе Сумы к нему подъехали патрульные комендантского эскадрона - проверить документы. Их вид впечатлил - алые кафтаны, красные галифе, фуражки с красными околышами. И даже сапоги были кирпичного оттенка. Равич, конечно, заметил, что такие яркие патрульные будут хорошей мишенью. Но сумской комендант, товарищ Кин, объяснил, что одел их так, чтобы отличать от «разномастных» красноармейцев.

Не меньше удивился дипломат Михайловский, увидев, как по центральной улице Севастополя горделиво гарцуют бойцы особого отряда крымской ЧК - с головы до ног в красном и в высоких белых гетрах на ногах. Дипломат окрестил их «красноиндейцами» - за литературную близость с героями Фенимора Купера.

Иногда алые рубахи, кафтаны или шаровары бойцы получали в подарок от тружеников тыла. К примеру, московские рабочие, узнав о бедственном положении 51-й стрелковой дивизии Блюхера, прислали бойцам подарки - кумачовые гимнастерки.

Возможно, именно этот повсеместный красный маскарад вдохновил художника Дмитрия Моора на создание в 1920 году его знаменитого плаката «Ты записался добровольцем?». Боец одет почти так же, как сумские патрульные и бойцы крымской ЧК. Все на нем алое - и буденовка со звездой, и рубаха, и шаровары.

«Красноштанники»

Генерал 17-го гусарского Черниговского полка
в краповых чакчирах

Кумачовые шаровары, однако, были не только военным маскарадом и вынужденной «неуставщиной». Некоторые части носили их вполне законно. К примеру, весной 1920 года Красно-гусарский полк Заволжской бригады присвоил себе обмундирование 10-го гусарского Ингерманландского полка царской армии. Произошло это потому, что красные гусары стояли в городке Балаклее, в котором до революции располагались ингерманландцы. Они носили в качестве парадной формы краповые (то есть ярко-красные) чакчиры.

На складах в Балаклее бойцы, к своей неописуемой радости, обнаружили большие залежи старого парадного обмундирования хорошего качества и кроя. Красные конники преобразились в театральных императорских гусар, надев голубые расшитые шнурами доломаны и краповые чакчиры. Но позже гусарские штаны оказались у махновцев - они стаскивали их с убитых красных бойцов.

Тогда же, в 1920-м, кумачовые шаровары стали элементом официально утвержденного обмундирования генштабистов РККА. Оно вообще отличалось оригинальностью - серо-зеленые кафтаны на манер стрелецких, черные бархатные воротники и петлицы, ярко-малиновые рубахи, алые фуражки и галифе.

Многим генштабистам эта несерьезная аляповатая форма не нравилась. И, если верить воспоминаниям современников, из всего бутафорского реквизита офицеры носили только красные фуражки и галифе. Малиновое сукно, предназначенное для форменных рубах, дарили женам, и те шили себе эффектные платья.

Помимо красных гусар и генштабистов, кумачовые шаровары носили курсанты некоторых военных училищ, например, Рязанских кавалерийских курсов, в том числе и Георгий Жуков.

На фронте отношение к юным курсантам и штабным офицерам в красных шароварах было порой негативным. Бойцы их называли уничижительно «красноштанниками».

К. Китайка. Герой Гражданской войны Г.И. Котовский.
1948 год

Жуков, только что окончивший курсы и прибывший в свою новую часть, был встречен убийственными словами командира полка: «Мои бойцы не любят командиров в красных штанах». Молодому командиру пришлось объяснить своим подчиненным, что эти шаровары ему выдала Родина и других у него нет.

Негативное отношение к «красноштанникам» сквозит и в записках Исаака Бабеля. Штабных офицеров он называл «красными штанами», «мелкими штабными душонками». И этим выражал общее мнение бойцов Первой конной, с которой писатель участвовал в советско-польской войне.

Отрез сукна в награду

Гражданская война - время противоречивое. «Красноштанников» не любили. Но одновременно кумачовыми революционными шароварами награждали за доблесть.

Но почему вручали штаны? Ответ простой. Наградная система Красной армии только формировалась. Бойцы были плохо одеты и обуты. Получить орден, конечно, почетно. Но практичнее получить от командира хорошую добротную вещь.

И потому красноармейцев часто награждали часами, сапогами, седлами, бекешами, рубахами, отрезами сукна или плотного шелка. Некоторых поощряли даже антиквариатом. Историк Андрей Ганин в книге, посвященной генштабистам РККА, упоминает золотую табакерку Екатерины II, которую вручили одному из видных военспецов Красной армии братьев Раттэлей.

В Первой конной армии Семена Буденного практиковалось награждение красными шароварами. Известно, что усатый командарм лично выдал доблестному кавалеристу Константину Недорубову революционные галифе за героизм, проявленный в боях с Врангелем. Эту же награду получил командир 2-й батареи 6-го конно-артиллерийского дивизиона Наливайко - «за преданность революции и умелое командование батареей».

Но таких эффектных награждений, как в фильме «Офицеры», было наперечет. И причина в том, что найти на фронте Гражданской войны красные хорошего качества штаны было непросто. Бойцы, конечно, радовались, когда командиры выдавали им краповые гусарские чакчиры или суконные кое-как сшитые галифе. Но чаще красноармейцы получали в награду не сами шаровары, а отрез кумачовой материи.

Приказов о таких награждениях в архивах немало. Историк Алексей Степанов, к примеру, нашел любопытный документ.

В нем описан самоотверженный труд товарища Габайдулина из 1-го Бухарского стрелкового полка, который усердно обучал молодых красноармейцев. За это его наградили «отрезом алого сукна на брюки». Приказ датирован 1923 годом. Гражданская война закончилась, но командиры продолжали награждать отличившихся штанами и алой материей. Красные революционные шаровары остались наградой Гражданской войны и символом молодой Красной армии.


Журнал "Родина", октябрь 2017, (номер десять), с.30-33


Анархист Попандопуло (Михаил Водяной в фильме "Свадьба в Малиновке", 1967 год)


«А пулемёт я по секрету от пана атамана сменял вот на эти штанишки!»

«Кто был ничем, тот станет всем!» - эту цитату из революционной песни «Интерна­ционал» можно было бы использовать в качестве эпиграфа к материалу об истории брюк. Равно как и библейское «и последние станут первыми». Обычные штаны могут служить отличным примером того, как сомнительное становится нормальным, социально неприемлемое - социально одобряемым. «Эта, на первый взгляд, простая вещь имеет тем не менее необычную историю: ведь брюки - это не только одежда, это ещё и символ», - пишет французский культуролог Кристин Бар в книге «Политическая история брюк», которая несколько лет назад ­вышла на русском языке. Эта работа ограничена ­историей Франции последних двух веков и проблемой женского равноправия. Мы же посмотрим на брюки с высоты всей человеческой цивилизации.

Человек садится на лошадь

// VI–I тыс. до н. э. Они были первыми

Штаны - не такая уж банальная штука. Возможно, эта инновация так и не была бы внедрена, если бы человек не начал одомашнивать лошадь. Скакать верхом удобнее, когда ноги прикрыты отдельными брючинами. Наверное, первые конники казались странными людьми. Но спустя столетия именно кавалерия станет ударной силой армии, а орды кочевников будут наводить ужас на всю Евразию. Самыми древними считаются шерстяные штаны, найденные недавно во время раскопок на западе Китая. Их предположительный возраст - 3 000 лет. Скорее всего, они принадлежали азиатскому кочевнику.

Возвышение Ассирии

// IX век до н. э. Женские шаровары

Ассирия. В IX веке до нашей эры это государство переживает свой второй расцвет, превращаясь в первую в мире империю. Именно ассирийцы начинают системно использовать в войнах конницу. Считается, что тогда и появились женские брюки. Их носила легендарная правительница Семирамида (её исторический прототип - ассирийская царица Шаммурамат). Во время конных походов она перетягивала длинный подол одежды ремнями, и получалось нечто вроде шаровар. Модный тренд сохранялся на Востоке многие столетия. «И старуха взяла вещи и ушла, оставив женщину в рубахе и штанах…» - читаем мы в сказках «Тысячи и одной ночи». Скорее всего, речь идёт именно о шароварах - широких полупрозрачных штанах, собранных на щиколотках.

Закат Римской империи

// III–V века. Варварские брюки

Поздний Рим. Границы империи трещат под напором варваров: германцев, славян, пришедших из глубин Азии гуннов. Некоторые из них включаются в римскую жизнь - становятся военными, чиновниками. Про таких коренные граждане презрительно говорят: «Недавно штаны снял» - по смыслу это нечто среднее между «из грязи в князи» и «понаехали тут». Дело в том, что штаны считались сугубо варварской одеждой, которую не должен носить приличный патриций. Однако вскоре военные стали надевать под традиционную тунику короткие шерстяные брюки: в прохладное время это спасало от простуды, да и всадники одобрили. А потом Римская империя рассыпалась. И дикие варвары в штанах принялись строить Европу.

Французская революция

// 1789–1793 годы. Простолюдины делают историю

На улицах Парижа бушует Великая французская революция. Свобода, равенство, братство и прочие красивые слова. Главная действующая сила - санкюлоты. Первоначально это была презрительная кличка, которую аристократы дали представителям черни. Слово происходит от французского sans culotte, то есть «без кюлот». В XVII–XVIII веках мужчины-аристократы носили кюлоты - короткие, ­застёгивающиеся под коленом обтягивающие штаны из бархата или замши. А простолюдины (быдло по-современному) надевали длинные брюки из ­грубой материи вроде тех, что сейчас носят все. Потом аристократам ­начали методично рубить головы, а слово «санкюлоты» стали упо­треблять с гордостью - для обозначения восставшего народа. «Костюм и образ санкюлота по праву остаются в памяти республиканцев и рабочих, ведь они символизируют переход от одного мира к другому, от одной сис­темы ценностей к другой. Распространение одного предмета одежды, в данном случае брюк, по социальной лестнице снизу вверх - само по себе достаточно редкое событие, и уже поэтому не стоит пренебрегать его символическим содержанием», - пишет Кристин Бар в своей «Политической истории брюк».

Европа: корабли и фабрики

// Вторая половина XIX века. Случайная складка

Западная Европа превращается в фабрику мира. Промышленная революция касается и производства одежды - её теперь можно ­делать больше, быстрее, качественнее. Британия и другие страны активно экспортируют свою продукцию по морю, благо почти весь глобус уже покрыт колониями. Для экономии места в трюмах брюки складывают вдвое и укладывают максимально плотно. Образовавшиеся складки-­стрелки разглаживаются с трудом. Тогда-то предприниматели и превращают мелкий недостаток в модную новинку (современные программисты в таких случаях говорят, что это не баг, а фича).

Эпоха ковбоев и пароходов

// 60–90-е годы XIX века. Рождение джинсов

Посмотрите вокруг: наверняка вы увидите хотя бы одного человека в синих или голубых джинсах, которые стали одним из самых массовых видов одежды за всю историю человечества. Считается, что первые джинсы создал ­Левай Страусс в 1853 году. Но вряд ли они приобрели бы такую популярность, ­если бы не совпало сразу несколько факторов. Во-первых, золотая лихорадка на западе США (1848–1860) - первыми покупателями были именно старатели. Во-­вторых, массовое распространение пароходов (с середины XIX века) - освобо­дились мощности фабрик, производивших паруса. В-третьих, синтез искусственного индиго (1880) - это обеспечило дешевизну красителя. В-четвёртых, окончание Гражданской войны в США и начало эпохи ковбоев (1865–1885), минимум треть которых были освобождёнными неграми, - именно с ковбоями стали со временем ассоциироваться джинсы… А потом ещё реклама, фильмы, обучающие ранчо для детей. И всё та же тенденция: первыми потребителями джинсов были нищие пастухи и золотоискатели - сейчас эта одежда считается нормальной даже для миллионеров.

Октябрьская революция и Гражданская война

// 1917–1922 годы. Красные шаровары

«Красноармеец Трофимов за выдающиеся успехи в боевой и политической подготовке, а также за понимание текущего момента награждается красными революционными шароварами!» - объявляет голос за кадром, и на лице молодого бойца появляется широкая улыбка. С этого эпизода начинается советский фильм «Офицеры». Откуда взялись эти шаровары? В годы Гражданской войны надо было как-то награждать красноармейцев, но своих медалей ещё не было, а часов и личного оружия хватало не всем. Тогда смекалистые большевики вспомнили, что на складах царской армии осталась уйма красных кавалерийских штанов! Ими-то и стали награждать за ратные подвиги. «Красные революционные шаровары» выделяли своего счастливого обладателя, к нему относились с особым уважением. К таким штанам даже документ прилагался, удостоверяющий право на их ношение.

Новые победы феминизма

// 60-е годы XX века. Брюк хватит на всех

«Служить их телу, их жестам, их позам, их жизни. Я хотел сопровождать их в этом великом освободительном движении, - писал ­знаменитый модельер Ив Сен-Лоран. - Я говорю себе, что это я придумал ­гардероб современной женщины, что это я участвовал в ­преобразованиях своего времени». Именно он ввёл в моду стиль унисекс, в том числе женские брюки. Консервативное общество сопротивлялось. Дам в брюках не пускали в рестораны, во время установления диктатуры ­Пиночета в Чили за ношение брюк могли арестовать, а то и расстрелять. Но эмансипация победила. Этому способствовали молодёжные ­бунты 60-х и технологический прогресс. «Валентина Терешкова становится первой женщиной-­космонавтом: в 1963 году она проводит больше двух дней в космическом пространстве, будучи одетой в комбинезон оранжевого цвета. Во время тренировок и прыжков с парашютом, в которых ей нет равных, она всегда в брюках», - пишет Кристин Бар. Сейчас большая часть человечества относится к женским брюкам спокойно. Исключение составляют разве что религиозные фундаменталисты, как мусульманские, так и христианские.

Товарный дефицит в СССР

// 60–80-е годы XX века. Дело фарцовщиков

Весь западный мир уже ходил в джинсах, но в СССР они оставались страшным дефицитом. Чтобы приобрести заветные голубые штаны, нужно было либо выехать за границу (что было делом крайне непростым), либо обратиться к нелегальным торговцам - фарцовщикам. Государство с ­ними нещадно боролось. В 1961 году были расстреляны Ян Рокотов, Владислав Файбишенко и Дмитрий Яковлев. Их обвиняли в торговле валютой и иностранными товарами, в том числе джинсами. По нынешним меркам это вовсе не преступление, а скорее социально одобряемый бизнес, и уж по крайней мере не основание для смертной казни, которая тем более в России де-факто отменена. В память о расстрелянных фарцовщиках в США в 2013 году начали выпускать марку джинсов Rokotov.

Красные революционные шаровары Почему без них нельзя представить наградные списки гражданской войны Это одна из самых необычных наград Гражданской войны, ставшая символом Красной армии. Доблестных бойцов в кумачовых штанах изображали советские художники. Их образы сохранились на советских плакатах, фотографиях, кинолентах. Но у красных шаровар сложная и противоречивая фронтовая история.

Шаровары курсанта ТрофимоваИзвестный советский фильм "Офицеры" открывается эффектной сценой. Зима, заснеженный плац кавалерийского училища. Перед шеренгой красных курсантов стоит Алексей Трофимов. Затаив дыхание, он слушает речь начальника. Зычным командным голосом тот перечисляет заслуги молодца. Курсант Трофимов проявляет трудовую сознательность и рабоче-крестьянскую дисциплину, он предан делу мировой революции и понимает текущий политический момент, он отличился во время призовой стрельбы. За все это курсанта награждают красными революционными шароварами. Трофимов не может скрыть гордости и счастья. Он повсюду щеголяет в галифе. В них совершает мужественный поступок - спасает девушку от бандитов. И этим завоевывает ее сердце: девушка становится супругой доблестного курсанта. Вместе они отправляются на фронт Гражданской войны, в Среднюю Азию.Революционные шаровары Трофимова - не эффектная выдумка сценаристов. Их действительно вручали бойцам за важные заслуги. Но красные шаровары были не только наградными. И отношение к ним на фронте не всегда было позитивным. https://www.youtube.com/watch?v=UsWLK5fWZns

Красный маскарадВо время Гражданской красный цвет был очень популярен среди бойцов РККА. Он символизировал революцию и молодую советскую республику. Кроме того, он прекрасно читался на большом расстоянии и помогал отличать своих от чужих. Бойцы выискивали любую возможность украсить свой костюм какой-нибудь красной вещицей или тряпицей, хотя и нарушали уставную форму. Впрочем, эта форма существовала только на бумаге. На деле органы снабжения едва работали, носить приходилось то, что могли раздобыть на прифронтовых складах и изъять у населения.Красноармейцы сами сочиняли себе форму. И никого не смущали даже боевые, заслуженные командиры в женских пальто вместо шинелей - что находили, то и надевали.Особой удачей считалось найти на каком-нибудь складе прочную ткань красного цвета. Из нее шили косоворотки, жилеты, украшали отрезом материи верх папах или зачехляли ими фуражки. Случалось, что бойцов с головы до ног одевали в импровизированную форму из красной материи.

Н. Самокиш. Фрагмент картины "Бой за знамя. Атака". 1922 год. Журналист Николай Равич, участник Гражданской войны, вспоминал, что в городе Сумы к нему подъехали патрульные комендантского эскадрона - проверить документы. Их вид впечатлил - алые кафтаны, красные галифе, фуражки с красными околышами. И даже сапоги были кирпичного оттенка. Равич, конечно, заметил, что такие яркие патрульные будут хорошей мишенью. Но сумской комендант, товарищ Кин, объяснил, что одел их так, чтобы отличать от "разномастных" красноармейцев.Не меньше удивился дипломат Михайловский, увидев, как по центральной улице Севастополя горделиво гарцуют бойцы особого отряда крымской ЧК - с головы до ног в красном и в высоких белых гетрах на ногах. Дипломат окрестил их "красноиндейцами" - за литературную близость с героями Фенимора Купера. Иногда алые рубахи, кафтаны или шаровары бойцы получали в подарок от тружеников тыла. К примеру, московские рабочие, узнав о бедственном положении 51-й стрелковой дивизии Блюхера, прислали бойцам подарки - кумачовые гимнастерки.Возможно, именно этот повсеместный красный маскарад вдохновил художника Дмитрия Моора на создание в 1920 году его знаменитого плаката "Ты записался добровольцем?". Боец одет почти так же, как сумские патрульные и бойцы крымской ЧК. Все на нем алое - и буденовка со звездой, и рубаха, и шаровары.

Генерал 17-го гусарского Черниговского полка в краповых чакчирах. "Красноштанники"Кумачовые шаровары, однако, были не только военным маскарадом и вынужденной "неуставщиной". Некоторые части носили их вполне законно. К примеру, весной 1920 года Красно-гусарский полк Заволжской бригады присвоил себе обмундирование 10-го гусарского Ингерманландского полка царской армии. Произошло это потому, что красные гусары стояли в городке Балаклее, в котором до революции располагались ингерманландцы. Они носили в качестве парадной формы краповые (то есть ярко-красные) чакчиры.На складах в Балаклее бойцы, к своей неописуемой радости, обнаружили большие залежи старого парадного обмундирования хорошего качества и кроя. Красные конники преобразились в театральных императорских гусар, надев голубые расшитые шнурами доломаны и краповые чакчиры. Но позже гусарские штаны оказались у махновцев - они стаскивали их с убитых красных бойцов. Тогда же, в 1920-м, кумачовые шаровары стали элементом официально утвержденного обмундирования генштабистов РККА. Оно вообще отличалось оригинальностью - серо-зеленые кафтаны на манер стрелецких, черные бархатные воротники и петлицы, ярко-малиновые рубахи, алые фуражки и галифе. Многим генштабистам эта несерьезная аляповатая форма не нравилась. И, если верить воспоминаниям современников, из всего бутафорского реквизита офицеры носили только красные фуражки и галифе. Малиновое сукно, предназначенное для форменных рубах, дарили женам, и те шили себе эффектные платья.Помимо красных гусар и генштабистов, кумачовые шаровары носили курсанты некоторых военных училищ, например, Рязанских кавалерийских курсов, в том числе и Георгий Жуков.

К. Китайка. Герой Гражданской войны Г.И. Котовский. 1948 год. На фронте отношение к юным курсантам и штабным офицерам в красных шароварах было порой негативным. Бойцы их называли уничижительно "красноштанниками". Жуков, только что окончивший курсы и прибывший в свою новую часть, был встречен убийственными словами командира полка: "Мои бойцы не любят командиров в красных штанах". Молодому командиру пришлось объяснить своим подчиненным, что эти шаровары ему выдала Родина и других у него нет.Негативное отношение к "красноштанникам" сквозит и в записках Исаака Бабеля. Штабных офицеров он называл "красными штанами", "мелкими штабными душонками". И этим выражал общее мнение бойцов Первой конной, с которой писатель участвовал в советско-польской войне.

А. Вахрамеев. Заигрывание с милиционером. 1920 год. Отрез сукна в наградуГражданская война - время противоречивое. "Красноштанников" не любили. Но одновременно кумачовыми революционными шароварами награждали за доблесть. Но почему вручали штаны? Ответ простой. Наградная система Красной армии только формировалась. Бойцы были плохо одеты и обуты. Получить орден, конечно, почетно. Но практичнее получить от командира хорошую добротную вещь. И потому красноармейцев часто награждали часами, сапогами, седлами, бекешами, рубахами, отрезами сукна или плотного шелка. Некоторых поощряли даже антиквариатом. Историк Андрей Ганин в книге, посвященной генштабистам РККА, упоминает золотую табакерку Екатерины II, которую вручили одному из видных военспецов Красной армии братьев Раттэлей.В Первой конной армии Семена Буденного практиковалось награждение красными шароварами. Известно, что усатый командарм лично выдал доблестному кавалеристу Константину Недорубову революционные галифе за героизм, проявленный в боях с Врангелем. Эту же награду получил командир 2й батареи 6го конно-артиллерийского дивизиона Наливайко - "за преданность революции и умелое командование батареей".