Рефераты Изложения История

Библейские крылатые выражения в русском языке. Сурдегской Крылатые выражения из библии и их значение

Крылатые выражения из Библии

Кто знает происхождение фразы "Да будет свет!", - сказал монтёр"? Понятно, что "Да будет свет" - это из Библии. ("И сказал Бог: "Да будет свет!" И стал свет. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер и было утро"). Но откуда монтёр взялся?.. В языки мира вообще вошло великое множество высказываний из Библии. (Даже фраза "великое множество" - тоже оттуда). Вот лишь несколько крылатых библейских выражений:

  • Кто с мечом придет, от меча и погибнет. "Ибо все, взявшие меч, мечом погибнут" (Матф. 26:52).
  • Кто не работает, тот не ест. "Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь" (2-е Фее. 3:10).
  • Хам. Так звали одного из трёх сыновей Ноя (Хам, Сим, Иафет), от которых "населилась вся земля" после всемирного потопа. Он оказался непочтительным к своему отцу, и подвергся его проклятию.
  • "Голубь мира" появился не благодаря рисунку Пикассо или пионерской организации СССР. Голубь, выпущенный Ноем из ковчега, принес ему масличный лист, как свидетельство того, что потоп окончился, появилась суша, гнев Божий сменился милостью (Быт. 8,11). С тех пор голубь с масличной (оливковой) ветвью стал символом примирения.
  • Притча во языцех (у всех на устах, предмет общего разговора). "И будешь... притчею и посмешищем у всех народов" (Втор. 28:37). По церковнославянски "у всех народов" ― "во всех языцех".
  • От лукавого (лишнее, ненужное, сделанное во вред). «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5:37) - слова Иисуса Христа.
  • Грехи молодости. «Грехи юности моей... не вспоминай... Господи!» (Пс. 24:7).
  • Тьма кромешная (символ ада). «А сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Матф. 8:12). По церковнославянски "тьма внешняя" - "тьма кромешная".
  • Путеводная звезда ― Вифлиемская звезда, указывающая путь восточным мудрецам (волхвам), которые шли поклониться родившемуся Христу (Матф. 2:9). Употребляется в значении: то, что направляет чью ― либо жизнь, деятельность.
  • Суета сует. Имеется ввиду малость людских хлопот и дел перед Богом и Вечностью. "Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, ― все суета!" (Еккл. 1:2).
  • В поте лица (тяжким трудом). "В поте лица твоего будешь есть хлеб" (Быт. 3:19) ― сказано Богом Адаму, изгоняемому из рая.
  • Вернуться на круги своя (возвращение к началу какого ― либо жизненного этапа). "И возвращается ветер на круги свои" (Еккл. 1:6) (по церковнославянски ― "на круги своя").
  • Внести свою лепту (внести посильный вклад). Лепта ― мелкая медная монета. По словам Иисуса, две лепты вдовы, положенные в храмовую жертвенницу, стоили гораздо больше богатых пожертвований, т.к. она отдала все, что имела (Марк. 12:41-44; Лук.21:1-4).
  • Во главу угла (главное, приоритетное). "Камень, который отвергли строители, соделался главою угла" (Пс. 117:22). Многократно цитируется в Новом Завете (Матф. 21:42; Марк. 12:10; Лук. 20:17; Деян. 4:11; 1-е Петра 2:7).
  • Корень зла (источник зла). «Как будто корень зла найден во мне» (Иов. 19, 28). «Ибо корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим. 6, 10).
  • Ни на йоту не уступить (не уступить ни на малость). "Ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все" (Матф. 5,18), то есть, недопустимо даже малейшее отклонение от закона, пока не исполнятся все предначертания. Под йотой здесь подразумевается знак древнееврейского алфавита - йод, по форме похожий на апостроф.
  • Кто не со мною, тот против меня. Кто не с нами, тот против нас. «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12:30). Этими словами Иисус Христос подчёркивал, что в духовном мире существует только два царства: добра и зла, Бога и сатаны. Третьего не дано.
  • Молочные реки, кисельные берега. Выводя иудейский народ из египетского рабства, Господь обещал благодатное место, «где течёт молоко и мёд». Цитируется многократно в Ветхом Завете (Исх. 3:8; Чис. 13:28 и др.) Выражение «молочные реки, кисельные берега» как место беззаботной привольной жизни прочно закрепилось в русских народных сказках.
  • Волк в овечьей шкуре (лицемер, прикрывающий свое злонамерение мнимым благочестием). "Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные" (Матф. 7:15).
  • Время разбрасывать камни, время собирать камни (всему свое время). "Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться и время умирать; ... время разбрасывать камни, и время собирать камни; ... время войне, и время миру" (Еккл. 3:1-8). Вторая часть выражения (время собирать камни) употребляется в значении: время созидания.
  • Выпить чашу до дна (претерпеть испытание до конца). "Воспряни, воспряни, восстань, Иерусалим, ты, который из руки Господа выпил чашу ярости Его, выпил до дна чашу опьянения, осушил" (Ис. 51:17).
  • Всякой твари по паре. Из повествования о всемирном потопе ― об обитателях Ноевого ковчега. (Быт. 6:19-20; 7:1-8). Употребляется в ироническом смысле по отношению к пестрой компании.
  • Глас вопиющего в пустыне. Выражение из Ветхого Завета (Ис. 40:3). Цитируется в Новом Завете (Матф. 3:3; Марк. 1:3; Иоан. 1:23) по отношению к Иоанну Крестителю. Употребляется в значении: отчаянный призыв.
  • Зарывать талант в землю (не дать развиться способностям, заложенным в человеке). Из евангельской притчи о рабе, зарывшем в землю талант (мера веса серебра) вместо того, чтобы употребить его в дело и получить прибыль (Матф. 25:14-30). Слово "талант" впоследствии стало синонимом выдающихся способностей.
  • Камень преткновения (препятствие на пути). "И будет Он... камнем преткновения, и скалою соблазна" (Ис. 8:14). Цитата из Ветхого завета. Часто цитируется в Новом Завете (Рим. 9:32-33; 1-е Петра 2:7).
  • Умывать руки (устраниться от ответственности). "Пилат, видя, что ничто не помогает, ... взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего" (Матф. 27:24). Римский прокуратор Понтий Пилат совершил принятое среди иудеев ритуальное умывание рук в знак непричастия к совершаемому убийству (Втор. 21:6-9).
  • Камня на камне не оставить (разрушить до основания). "Не останется здесь камня на камне; все будет разрушено" (Матф. 24:2) ― пророческие слова Иисуса о предстоящем разрушении Иерусалима, которое произошло через 70 лет после распятия Христа.
  • - Манна небесная (неожиданная помощь). Пища, посланная Богом с неба израильскому народу во время скитаний в пустыне (Исх. 16:14-16; Исх. 16:31).
  • - Метать бисер (понапрасну тратить слова перед людьми, не желающими или не умеющими оценить их смысл). "Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими" (Матф. 7:6). По церковнославянски жемчуг ― бисер.
  • - Лезть на рожон (предпринимать что-либо, заведомо обречённое на неудачу). Рожон — заострённая палка для управления бычьей упряжкой; заострённый шест, кол. «Трудно тебе идти против рожна», — предупредил Иисус Христос Савла, ярого гонителя христиан (Деян. 9, 5). Потрясённый встречей с Богом, Савл стал одним из проповедников христианства — апостолом Павлом. Производными от выражения «лезть на рожон» стали выражения: «какого рожна?» — почему?; «какого рожна надо?» — что ещё нужно?
  • - Не от мира сего. "Вы от мира сего, Я не от сего мира" (Иоан. 8:23) ― из разговора Иисуса Христа с иудеями, а также "Царство Мое не от мира сего" (Иоан. 18:36) ― ответ Христа Понтию Пилату на вопрос, он ли есть Царь Иудейский. Выражение применяется по отношению к людям, отрешенным от реальностей жизни, чудакам.
  • Не сотвори себе кумира. Выражение из второй заповеди Божьей, запрещающей поклонятся ложным богам, идолам (Исх. 20:4; Втор. 5:8).
  • Не судите, да не судимы будете. Цитата из Нагорной проповеди Иисуса Христа (Матф. 7:1).
  • Не хлебом единым. "Не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа" (Втор. 8:3). Цитируется Иисусом Христом во время Его сорокадневного поста в пустыне в ответ на искушение сатаны (Матф. 4:4; Лук. 4:4). Употребляется по отношению к пище духовной.
  • Невзирая на лица. "Не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушайте" (Втор. 1:17). "Имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица" (Иак. 2:1).
  • Книга за семью печатями (нечто недоступное). "И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, ... запечатанную семью печатями. ... И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее" (Откр. 5:1-3).
  • Козел отпущения (существо, несущее ответственность за других). Животное, на которое символически возлагались грехи, совершенные всем израильским народом. (Лев. 16:21-22). По древнееврейскому обряду, в день отпущения грехов первосвященник клал руки на голову козла и тем самым возлагал на него грехи всего народа. Затем козла уводили в Иудейскую пустыню и отпускали.
  • Ни на йоту не уступить (не уступить ни на малость). "Ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все" (Матф. 5:18), т.е. недопустимо даже малейшее отклонение от закона, пока не исполнятся все предначертания. Под йотой здесь подразумевается знак древнееврейского алфавита ― йод, по форме похожий на апостроф.
  • Ничтоже сумняшеся. Ничтоже сумняся. "Но да просит с верою, нимало не сомневаясь" (Иак. 1:6). По церковнославянски: "Да просит же верою ничтоже сумняся". Выражение употребляется в ироническом смысле: не слишком сомневаясь.
  • Отделять плевелы от пшеницы (отделять истину от лжи, плохое от хорошего). Из евангельской притчи о том, как враг посеял плевелы (злостные сорняки) среди пшеницы. Хозяин поля, опасаясь, что при выборке плевел можно повредить неокрепшую пшеницу, решил дождаться созревания ее и тогда выбрать сорняки и сжечь (Матф. 13:24-30; 36-43).
  • Перекуем мечи на орала (призыв к разоружению). "И перекуют мечи свои на орала, и копья свои ― на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать" (Ис. 2:4). Орало ― плуг.
  • Посыпать голову пеплом (знак крайнего отчаяния и скорби). Древний обычай иудеев в знак скорби посыпать голову пеплом или землею. "И возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу" (Иов. 2:12); "... разодрал одежды свои и возложил на себя... пепел" (Есф. 4:1).
  • Плоть от плоти (родственная близость). "И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей" - слова о Еве, созданной Богом из ребра Адама (Быт. 2:23).
  • Хранить, как зеницу ока (хранить, как самое драгоценное). "Храни меня, как зеницу ока" (Пс. 16:8). "Хранил его, как зеницу ока Своего" (Втор. 32:10).
  • Власть тьмы (торжество зла). "Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы" (Лук. 22:53) - слова Иисуса Христа, обращенные к пришедшим взять Его под стражу.

Наталья Радулова

В статье приведены наиболее употребительные в русском языке библейские изречения и фразеологизмы.
Свободное владение этими изречениями является признаком общей культуры и образованности человека.

За последние два десятилетия, в связи с известными политическими изменениями, атеизм пошёл на спад в странах бывшего Союза, возрос интерес к религии, что незамедлительно сказалось на увеличении использования выражений из библейских текстов. Изречения, фразеологизмы и примеры из Библии можно встретить повсеместно. Библеизмы стали широко применяться не только в обычной, живой речи, но и «на самом высоком уровне».

Безусловно, необходимо хоть немного разбираться в этом вопросе, чтобы не быть похожим на пиндосов, которые в большинстве своём считают, что авторами библейских изречений и фразеологизмов являются их президенты, политики, телеведущие и киногерои. 🙂 Таковы результаты приобщения к культуре через зомбоящик.

Мало того, библеизмы проникли в юмор, остроумие и просто в «острое словцо»! А в архаичном своём звучании предают речи как бы свежесть, новизну и оригинальность. Маятник качнулся в другую сторону. Ведь были когда-то времена, что слова и выражения, имеющие отношение к религии и церкви, пытались изгнать из русского языка. Достаточно одного только примера, когда говорить «новорожденного окрестили» считалось неполиткоректным. Следовало говорить «новорожденного озвездили». 😆

Надо сказать, что в «христианских языках» количество пословиц, поговорок и прочих фразеологизмов, имеющих библейское происхождение, огромно; большинство из них вообще утратили связь со своими первоисточниками, и только специалисты вопроса знают откуда произрастают их корни. Даже бывает, что авторство приписывается людям, никакого отношения к религии не имеющим. «Песками времени» архаичность большинства библеизмов стёрлась, и они давно уже стали пословицами.

Учёные «афористы-библияведы» насчитывают в русском языке несколько сотен пословиц библейского происхождения. И это только тех, которые более или менее точно воспроизводят библейский текст. А если «огласить весь список» фразеологизмов, связанных так или иначе с библейскими источниками, то счет пойдет на тысячи. По мнению знатоков вопроса, среди наиболее употребительных русских пословиц пословицы библейского происхождения составляют 15-20%.

Существуют в основном два варианта употребления библеизмов: приближённый к первоисточнику, с претензией на цитату; и полностью трансформированный, утративший свой архаичный вид, звучащий по современному. Например, изречение
«Обращающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми развратится» (Соломон, 13:21) давным-давно преобразился во всем известный «классический вид»:
«С кем поведёшься, от того и наберёшься».
«Конец дела лучше начала его». (Екклесиаст, 7:8) - «Конец - делу венец».
Такой процесс называется «фольклоризацией».

В речевом обиходе, однако, встречаются и не трансформированные изречения, которые формально являются прямыми цитатами из Библии. Так происходит в случаях, когда изречения звучат современно и понятно. Например:


Око за око, зуб за зуб. (Матф., 5:38)
Не судите, да не судимы будете. (Матф., 7:1)
Есть время разбрасывать камни, и есть время собирать камни. (Екклесиаст, 3:5)
Не создай себе кумира. (Исход, 20:4)

Знатоки вопроса провели исследования по степени известности и употребительности в русском языке выражений библейского происхождения.
В результате, 350 взятых для опытов выражений, разделили на 3 группы. В 1-ю группу включили изречения, которые оказались известны 75-100% опрашиваемых людей, носителей русского языка. Известность изречений 2-й группы – не ниже 50%. Остальные изречения (их оказалось 277 из 350) отнесены к 3-й группе.

Наиболее употребляемые и известные библейские изречения
(1-я группа)


1. Берегитесь лжепророков. (Матф., 7:15)
2. Бога бойтесь, царя чтите. (1-е Петра, 2:17)
3. Взявшие меч мечём погибнут. (Матф., 26:52)
4. Возлюби ближнего твоего, как самого себя. (Лука, 10:27; Матф., 22:39; Марк, 12:31)
Люби ближнего твоего, как самого себя. (Левит, 19:18).
5. Врач, исцели самого себя. (Лука, 4:23)


6. Время разбрасывать камни и время собирать камни. (Екклес., 3:5)
7. Всему своё время. (Екклес., 3:1)
8. Всякая неправда есть грех. (1-е Иоанна, 5:17)
9. Господь дал, Господь и взял. (Иов, 1:21)
10. Дерево познается по плоду. (Матф., 12:33)


11. Железо железо острит. (Соломон, 27:17)
12. И нитка, втрое скрученная, не скоро порвется. (Екклес., 4:12)
13. И перекуют мечи свои на орала, (и копья свои – на серпы). (Исайя, 2:4)
14. Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. (Матф., 7:12). … так и вы поступайте с ними. (Лука, 6:31)
15. Кого любит Господь, того наказывает. (Соломон, 3:12)


16. Кто не со мною, тот против меня. (Матф., 12:30)
17. Не всякому слову верь. (Сирах, 19:16)
18. Не делай себе кумира. (Исход, 20:4; Второзак., 5:8).
Не делайте себе кумиров. (Левит, 26:1)
19. Не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание. (Екклес., 7:21)
20. Не одним хлебом живет человек. (Второзак., 8:3)
Не хлебом одним будет жить человек. (Матф., 4:4; Лука, 4:4)


21. Не судите, да не судимы будете. (Матф., 7:1)
Не судите и не будете судимы. (Лука, 6:37)
22. Нет ничего нового под солнцем. (Екклес., 1:9)
23. Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным. (Лука, 8:17)
24. Никто не может служить двум господам. (Матф., 6:24)
25. Око за око, и зуб за зуб. (Матф., 5:38)


26. У богатого много друзей. (Соломон, 14:20)
27. Ударившему тебя по щеке подставь и другую. (Лука, 6:29)
28. Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. (Лука, 18:25; Матф., 19:24; Марк, 10:25)
29. Что посеет человек, то и пожнёт. (Галатам, 6:7)

Библейские изречения, известные 50-75 процентам «респондентов»
(2-я группа).

1. Бездна бездну призывает. (Псалт., 41:8)
2. В уши глупого не говори. (Соломон, 23:9)
3. Верному другу нет цены. (Сирах, 6:15)
4. Во многой мудрости много печали. (Екклес., 1:18)
5. Воздай каждому по делам его. (Матф., 16:27)

6. Враги человеку – домашние его. (Матф., 10:36)
7. Все произошло из праха, и все возвратится в прах. (Екклес., 3:20)
8. Все суета и томление духа. (Екклес., 2:11)
9. Все труды человека - для рта его. (Екклес., 6:7)
10. Да минует меня чаша сия. (Матф., 26:39)

11. Добрая жена – счастливая доля. (Сирах, 26:3)
12. Доброе имя лучше большого богатства. (Соломон, 22:1)
13. Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. (Матф., 15:14)
14. Есть время говорить и время молчать. (Екклес., 3:7)
15. И глупец, когда молчит, может показаться мудрым. (Соломон, 17:28)

16. И псу живому лучше, чем мертвому льву. (Екклес., 9:4)
17. Ищите - и найдёте. (Матф., 7:7)
18. Какою мерою мерите, такою же отмерится и вам. (Лука, 6:38)
19. Корень всех зол есть сребролюбие. (Тимофею, 6:10)
20. Кривое не может сделаться прямым. (Екклес., 1:15)

21. Кто надеется на себя, тот глуп. (Соломон, 28:26)
22. Кто находится между живыми, тому есть ещё надежда. (Екклес., 9:4)
23. Кто слушает совета, тот мудр. (Соломон, 12:15)
24. Кто умножает познания, умножает скорбь. (Екклес., 1:18)
25. Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом и томлением духа. (Екклес., 4:6)

26. Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых. (Екклес., 7:5)
27. Лучше сосед вблизи, нежели брат вдали. (Соломон, 27:10)
28. Любовь покрывает все грехи. (Соломон, 10:12)
29. Много званных, да мало избранных. (Матф., 22:14)
30. Мудрость лучше силы. (Екклес., 9:16)

31. Не противься злому. (Матф., 5:39)
32. Не хорошо быть человеку одному. (Бытие, 2:18)
33. Нет памяти о прежнем. (Екклес., 1:11)
34. Один сеет, а другой жнёт. (Иоанн, 4:37)
35. Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. (Матф., 22:21)

36. Род проходит, и род приходит, а земля пребывает вовеки. (Екклес., 1:4)
37. Суетен всякий человек. (Псалт., 38:12)
38. Тайна сия велика. (Ефисянам, 5:32)
39. Труд глупого утомляет его. (Екклес., 10:15)
40. Украшение стариков - седина. (Соломон, 20:29)

41. Чего нет, того нельзя считать. (Екклес., 1:15)
42. Что Бог сочетал, того человек да не разлучает. (Матф., 19:6)
43. Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было. (Екклес., 3:15)

Некоторые афоризмы из третьей группы.


Не будь скор языком твоим и ленив и нерадив в делах твоих. (Сирах, 4:33) - Не спеши языком, торопись делом.
Не заботьтесь о завтрашнем дне. (Матф., 6:34);
Враги человеку - домашние его. (Матф., 10:36);
Горче смерти - женщина. (Екклес., 7:26);
Друг не познается в счастье, враг не скроется в несчастье. (Сирах, 12:8) - Друг познаётся в беде.

Если кто не хочет трудиться, тот не ешь. (2-е Фес., 3:10) - Кто не работает, тот не ест.
Забота прежде времени приводит старость. (Сирах, 30:26). - Не работа старит, а забота.
Прах ты, и в прах возвратишься. (Бытие, 3:19)
И возвратится прах в землю, чем он и был. (Екклес., 12:7)
Всё произошло из праха, и всё возвратится в прах. (Екклес., 3:20).
Не судите никак прежде времени. (1-е Коринф., 4:5) - Не судите прежде (раньше) времени.

Кто находится между живыми, тому есть ещё надежда. - Век живи, век надейся.
Ученик не бывает выше своего учителя. (Лука, 6:40);
Не оставайтесь должными никому ничем. (Римлянам, 13:8);
Будьте в мире со всеми людьми. (Римлянам, 13:8)
Любите врагов ваших. (Лука, 6:27)
Никому не воздавайте злом за зло. (Римлянам, 12:17)

Злом на зло не отвечай.
Не противься злому. (Матф., 5:39)
Побеждай зло добром. (Римлянам, 12:21)
Кто не против вас, тот за вас. (Марк, 9:40)
Судей не злословь, начальника не поноси. (Исход, 22:28);

Всё мне позволительно, но не всё полезно. (1-е Коринф., 6:12);
Должник делается рабом заимодавца. (Соломон, 22:7);
Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. (Матф., 6:21);
Не можете служить Богу и маммоне. (Матф., 6:24);
Трудящийся достоин пропитания. (Матф., 10:10);

Нищеты и богатства не давай мне. (Соломон, 30:8);
Не выставляй себя слишком мудрым: зачем тебе губить себя? (Екклес., 7:16)
Кто копает яму, тот упадет в неё. (Екклес., 10:8). - Кто другому яму роет, тот сам в неё попадёт. // Не рой другому яму - сам в неё попадёшь.
Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина. (Иеремия, 31:29). - Отцы клюкву ели, а у детей оскомина.

Никакой пророк не принимается в своем отечестве. (Лука, 4:24) - Нет пророка в своем отечестве.
Кроткий ответ отвращает гнев. (Соломон, 15:1) - Кроткое слово гнев побеждает. // Кроткое слово и буйну голову смиряет.
Против вина не показывай себя храбрым, ибо многих погубило вино. (Сирах, 31:29) - Кто винцо любит, тот сам себя погубит.
Обращающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится. (Соломон, 13:21) - От умного научишься, от глупого разучишься.
Во время сытости вспоминай о времени голода, и во время богатства - о бедности и нужде. (Сирах, 18:25) - Пирог ядучи, помяни и сухую корочку.

Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознаётся и оставляет их, тот будет помилован. (Соломон, 28:13) - Повинную голову и меч не сечет.
Сердце мудрых - в доме плача, а сердце глупых - в доме веселия. (Екклес., 7:4) - Умный плачет, а глупый скачет.
Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя. (Соломон, 15:23) - Слово вовремя и кстати - сильнее письма и печати.
Не оставляй старого друга, ибо новый не может сравниться с ним. (Сирах, 9:12) - Старый друг лучше новых двух.
И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль. (Соломон, 14:13) - Нет печали без радости, а радости без печали.

Примечание

Статистика наиболее употребляемых и известных в русском языке библейских изречений и пословиц библейского происхождения взята из докторской диссертации В.Ф. Занглигера. С авторефератором данной работы можно ознакомиться на странице:
Русские пословицы и их отбор для активного усвоения студентами-русистами болгарских вузов.

Кто знает происхождение фразы "Да будет свет!", - сказал монтёр"? Понятно, что "Да будет свет" - это из Библии. ("И сказал Бог: "Да будет свет!" И стал свет. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер и было утро"). Но откуда монтёр взялся?.. В языки мира вообще вошло великое множество высказываний из Библии. (Даже фраза "великое множество" - тоже оттуда). Вот лишь несколько крылатых библейских выражений:

  • Кто с мечом придет, от меча и погибнет. "Ибо все, взявшие меч, мечом погибнут" (Матф. 26:52).
  • Кто не работает, тот не ест. "Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь" (2-е Фее. 3:10).
  • Хам. Так звали одного из трёх сыновей Ноя (Хам, Сим, Иафет), от которых "населилась вся земля" после всемирного потопа. Он оказался непочтительным к своему отцу, и подвергся его проклятию.
  • "Голубь мира" появился не благодаря рисунку Пикассо или пионерской организации СССР. Голубь, выпущенный Ноем из ковчега, принес ему масличный лист, как свидетельство того, что потоп окончился, появилась суша, гнев Божий сменился милостью (Быт. 8,11). С тех пор голубь с масличной (оливковой) ветвью стал символом примирения.
  • Притча во языцех (у всех на устах, предмет общего разговора). "И будешь... притчею и посмешищем у всех народов" (Втор. 28:37). По церковнославянски "у всех народов" ― "во всех языцех".
  • От лукавого (лишнее, ненужное, сделанное во вред). «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5:37) - слова Иисуса Христа.
  • Грехи молодости. «Грехи юности моей... не вспоминай... Господи!» (Пс. 24:7).
  • Тьма кромешная (символ ада). «А сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Матф. 8:12). По церковнославянски "тьма внешняя" - "тьма кромешная".
  • Путеводная звезда ― Вифлиемская звезда, указывающая путь восточным мудрецам (волхвам), которые шли поклониться родившемуся Христу (Матф. 2:9). Употребляется в значении: то, что направляет чью ― либо жизнь, деятельность.
  • Суета сует. Имеется ввиду малость людских хлопот и дел перед Богом и Вечностью. "Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, ― все суета!" (Еккл. 1:2).
  • В поте лица (тяжким трудом). "В поте лица твоего будешь есть хлеб" (Быт. 3:19) ― сказано Богом Адаму, изгоняемому из рая.
  • Вернуться на круги своя (возвращение к началу какого ― либо жизненного этапа). "И возвращается ветер на круги свои" (Еккл. 1:6) (по церковнославянски ― "на круги своя").
  • Внести свою лепту (внести посильный вклад). Лепта ― мелкая медная монета. По словам Иисуса, две лепты вдовы, положенные в храмовую жертвенницу, стоили гораздо больше богатых пожертвований, т.к. она отдала все, что имела (Марк. 12:41-44; Лук.21:1-4).
  • Во главу угла (главное, приоритетное). "Камень, который отвергли строители, соделался главою угла" (Пс. 117:22). Многократно цитируется в Новом Завете (Матф. 21:42; Марк. 12:10; Лук. 20:17; Деян. 4:11; 1-е Петра 2:7).
  • Корень зла (источник зла). «Как будто корень зла найден во мне» (Иов. 19, 28). «Ибо корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим. 6, 10).
  • Ни на йоту не уступить (не уступить ни на малость). "Ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все" (Матф. 5,18), то есть, недопустимо даже малейшее отклонение от закона, пока не исполнятся все предначертания. Под йотой здесь подразумевается знак древнееврейского алфавита - йод, по форме похожий на апостроф.
  • Кто не со мною, тот против меня. Кто не с нами, тот против нас. «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12:30). Этими словами Иисус Христос подчёркивал, что в духовном мире существует только два царства: добра и зла, Бога и сатаны. Третьего не дано.
  • Молочные реки, кисельные берега. Выводя иудейский народ из египетского рабства, Господь обещал благодатное место, «где течёт молоко и мёд». Цитируется многократно в Ветхом Завете (Исх. 3:8; Чис. 13:28 и др.) Выражение «молочные реки, кисельные берега» как место беззаботной привольной жизни прочно закрепилось в русских народных сказках.
  • Волк в овечьей шкуре (лицемер, прикрывающий свое злонамерение мнимым благочестием). "Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные" (Матф. 7:15).
  • Время разбрасывать камни, время собирать камни (всему свое время). "Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться и время умирать; ... время разбрасывать камни, и время собирать камни; ... время войне, и время миру" (Еккл. 3:1-8). Вторая часть выражения (время собирать камни) употребляется в значении: время созидания.
  • Выпить чашу до дна (претерпеть испытание до конца). "Воспряни, воспряни, восстань, Иерусалим, ты, который из руки Господа выпил чашу ярости Его, выпил до дна чашу опьянения, осушил" (Ис. 51:17).
  • Всякой твари по паре. Из повествования о всемирном потопе ― об обитателях Ноевого ковчега. (Быт. 6:19-20; 7:1-8). Употребляется в ироническом смысле по отношению к пестрой компании.
  • Глас вопиющего в пустыне. Выражение из Ветхого Завета (Ис. 40:3). Цитируется в Новом Завете (Матф. 3:3; Марк. 1:3; Иоан. 1:23) по отношению к Иоанну Крестителю. Употребляется в значении: отчаянный призыв.
  • Зарывать талант в землю (не дать развиться способностям, заложенным в человеке). Из евангельской притчи о рабе, зарывшем в землю талант (мера веса серебра) вместо того, чтобы употребить его в дело и получить прибыль (Матф. 25:14-30). Слово "талант" впоследствии стало синонимом выдающихся способностей.
  • Камень преткновения (препятствие на пути). "И будет Он... камнем преткновения, и скалою соблазна" (Ис. 8:14). Цитата из Ветхого завета. Часто цитируется в Новом Завете (Рим. 9:32-33; 1-е Петра 2:7).
  • Умывать руки (устраниться от ответственности). "Пилат, видя, что ничто не помогает, ... взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего" (Матф. 27:24). Римский прокуратор Понтий Пилат совершил принятое среди иудеев ритуальное умывание рук в знак непричастия к совершаемому убийству (Втор. 21:6-9).
  • Камня на камне не оставить (разрушить до основания). "Не останется здесь камня на камне; все будет разрушено" (Матф. 24:2) ― пророческие слова Иисуса о предстоящем разрушении Иерусалима, которое произошло через 70 лет после распятия Христа.
  • - Манна небесная (неожиданная помощь). Пища, посланная Богом с неба израильскому народу во время скитаний в пустыне (Исх. 16:14-16; Исх. 16:31).
  • - Метать бисер (понапрасну тратить слова перед людьми, не желающими или не умеющими оценить их смысл). "Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими" (Матф. 7:6). По церковнославянски жемчуг ― бисер.
  • - Лезть на рожон (предпринимать что-либо, заведомо обречённое на неудачу). Рожон — заострённая палка для управления бычьей упряжкой; заострённый шест, кол. «Трудно тебе идти против рожна», — предупредил Иисус Христос Савла, ярого гонителя христиан (Деян. 9, 5). Потрясённый встречей с Богом, Савл стал одним из проповедников христианства — апостолом Павлом. Производными от выражения «лезть на рожон» стали выражения: «какого рожна?» — почему?; «какого рожна надо?» — что ещё нужно?
  • - Не от мира сего. "Вы от мира сего, Я не от сего мира" (Иоан. 8:23) ― из разговора Иисуса Христа с иудеями, а также "Царство Мое не от мира сего" (Иоан. 18:36) ― ответ Христа Понтию Пилату на вопрос, он ли есть Царь Иудейский. Выражение применяется по отношению к людям, отрешенным от реальностей жизни, чудакам.
  • Не сотвори себе кумира. Выражение из второй заповеди Божьей, запрещающей поклонятся ложным богам, идолам (Исх. 20:4; Втор. 5:8).
  • Не судите, да не судимы будете. Цитата из Нагорной проповеди Иисуса Христа (Матф. 7:1).
  • Не хлебом единым. "Не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа" (Втор. 8:3). Цитируется Иисусом Христом во время Его сорокадневного поста в пустыне в ответ на искушение сатаны (Матф. 4:4; Лук. 4:4). Употребляется по отношению к пище духовной.
  • Невзирая на лица. "Не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушайте" (Втор. 1:17). "Имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица" (Иак. 2:1).
  • Книга за семью печатями (нечто недоступное). "И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, ... запечатанную семью печатями. ... И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее" (Откр. 5:1-3).
  • Козел отпущения (существо, несущее ответственность за других). Животное, на которое символически возлагались грехи, совершенные всем израильским народом. (Лев. 16:21-22). По древнееврейскому обряду, в день отпущения грехов первосвященник клал руки на голову козла и тем самым возлагал на него грехи всего народа. Затем козла уводили в Иудейскую пустыню и отпускали.
  • Ни на йоту не уступить (не уступить ни на малость). "Ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все" (Матф. 5:18), т.е. недопустимо даже малейшее отклонение от закона, пока не исполнятся все предначертания. Под йотой здесь подразумевается знак древнееврейского алфавита ― йод, по форме похожий на апостроф.
  • Ничтоже сумняшеся. Ничтоже сумняся. "Но да просит с верою, нимало не сомневаясь" (Иак. 1:6). По церковнославянски: "Да просит же верою ничтоже сумняся". Выражение употребляется в ироническом смысле: не слишком сомневаясь.
  • Отделять плевелы от пшеницы (отделять истину от лжи, плохое от хорошего). Из евангельской притчи о том, как враг посеял плевелы (злостные сорняки) среди пшеницы. Хозяин поля, опасаясь, что при выборке плевел можно повредить неокрепшую пшеницу, решил дождаться созревания ее и тогда выбрать сорняки и сжечь (Матф. 13:24-30; 36-43).
  • Перекуем мечи на орала (призыв к разоружению). "И перекуют мечи свои на орала, и копья свои ― на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать" (Ис. 2:4). Орало ― плуг.
  • Посыпать голову пеплом (знак крайнего отчаяния и скорби). Древний обычай иудеев в знак скорби посыпать голову пеплом или землею. "И возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу" (Иов. 2:12); "... разодрал одежды свои и возложил на себя... пепел" (Есф. 4:1).
  • Плоть от плоти (родственная близость). "И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей" - слова о Еве, созданной Богом из ребра Адама (Быт. 2:23).
  • Хранить, как зеницу ока (хранить, как самое драгоценное). "Храни меня, как зеницу ока" (Пс. 16:8). "Хранил его, как зеницу ока Своего" (Втор. 32:10).
  • Власть тьмы (торжество зла). "Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы" (Лук. 22:53) - слова Иисуса Христа, обращенные к пришедшим взять Его под стражу.

Наталья Радулова

Басалов Денис

Доклад студента 1 курса Хабаровской духовной семинарии Басалова Дениса, прочитанный на городской научной студенческой конференции «Русский язык: история и современность» 17.11.10.

Крылатые выражения являются яркими языковыми средствами любой речи, поскольку их главными признаками являются метафоричность, оценочность, экспрессивность, сжатость и емкость информации, ориентированной на фоновые (экстралингвистические) знания образованного слушателя и читателя.

Значение некоторых крылатых слов и выражений из Библии, названных в языкознании «библеизмами», нам хотелось бы раскрыть в докладе, поскольку нередко их смысл непонятен современному человеку.

Адамовы веки (времена).
По библейскому преданию, Адам — имя первого человека на земле, прародителя рода человеческого. На основе этого возникло выражение "адамовы веки (времена)", употребляемое в значении: давняя старина.

Беден, как Лазарь. Петь Лазаря.
Выражение возникло из Евангелия (Лука, 16, 20—21), из притчи о нищем Лазаре, который лежал в струпьях у ворот богача и рад был бы напитаться хоть крохами, падающими со стола его. В старину нищие-калеки, выпрашивая подаяние, пели "духовные стихи" и особенно часто "стих о бедном Лазаре", созданный на сюжет евангельской притчи. Стих этот пелся жалобно, на заунывный мотив. Отсюда пошли выражения "петь Лазаря", "прикидываться Лазарем", употребляемые в значении: жаловаться на судьбу, плакаться, клянчить, притворяться бедняком, несчастным.

Блудный сын.
Выражение возникло из евангельской притчи о блудном сыне (Лука, 15, 11—32), в которой рассказывается о том, как некий человек разделил имение свое между двумя сыновьями. Младший пошел в дальнюю сторону и, живя распутно, расточил свое имение. Испытав нужду и лишения, он вернулся к своему отцу. Отец сжалился над ним, обнял его и поцеловал, и сын сказал ему: "Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим". Но отец велел одеть его в лучшую одежду и устроил в честь него пир, сказав: "Станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся". Выражение "блудный сын" значит: сын, вышедший из повиновения отцу; употребляется в значении: человек беспутный, нравственно нестойкий, но чаще в значении: раскаявшийся в своих заблуждениях.

Вавилонский плач. Вавилонское пленение. Вавилонская тоска .
Выражения возникли из Библии, из 136-го псалма, в котором говорится о тоске
иудеев, находившихся в вавилонском плену и с плачем вспоминавших о своей родине: "На реках вавилонских тамо седохом и плакахом..."

Вавилонское столпотворение.
Выражение возникло из библейского предания о попытке построить в Вавилоне башню, которая должна была бы достигнуть неба. Когда строители начали свою работу, Бог разгневался и "смешал язык их", они перестали понимать друг друга и не могли продолжить постройку (Бытие, 11, 1—9). (Церковнославянский: столпотворение — строение столпа, башни.) Употребляется в значении: беспорядок, бестолочь, шум, суматоха.

Валаамова ослица.
Выражение возникло из библейской истории о Валааме, ослица которого однажды заговорила человеческим языком, протестуя против побоев (Числа, 22, 27—28). Употребляется иронически в применении к молчаливым и покорным людям, неожиданно заговорившим, запротестовавшим.

Валтасаров пир. Жить Валтасаром.
Выражение возникло из Библии (Книга пророка Даниила, 5) из рассказа о пире у халдейского царя Валтасара (Балтазара), во время которого таинственная рука начертала на стене письмена, предвещавшие гибель царю. В ту же ночь Валтасар был убит, и его царством овладел Дарий Мидянин. Употребляется в значении: веселая, легкомысленная жизнь во время какого-либо бедствия. "Жить Валтасаром" — беспечно роскошествовать.

Ветхий Адам [человек].
Выражение восходит к Посланиям апостола Павла к Римлянам (6, 6), Ефесянам (4, 22), Колоссянам (3, 9), где имеет значение: грешный человек, который должен нравственно переродиться. Отсюда "совлечь с себя ветхого человека, Адама" получило значение: духовно обновиться, освободиться от старых привычек, взглядов.

Вложить персты в язвы.
Выражение, возникшее из Евангелия, употребляется в значении: коснуться уязвимого, больного места у кого-либо; не доверяя другому, самому убедиться в чем-либо на опыте.

Волк в овечьей шкуре.
Выражение возникло из Евангелия: "Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные" (Матф. 7, 15). Употребляется как характеристика лицемера, скрывающего свои дурные намерения под маской добродетели.

Глас вопиющего в пустыне.
Выражение из Библии (Исаия, 40, 3; цитируется: Матф., 3, 3; Марк, 1, 3; Иоанн, 1, 23), употребляется в значении: напрасный призыв к чему-нибудь, остающийся без внимания, без ответа.

Голгофа .
Место в окрестностях Иерусалима, где был распят на кресте Иисус. Иносказательно: нравственные страдания, мучения; подвижничество.

Голиаф.
Так называют человека очень высокого роста и большой физической силы, по имени филистимлянского богатыря-великана, которого Давид убил камнем, брошенным из пращи, о чем рассказано в Библии (1-я Книга Царств, 17).

Египетская работа.
Выражение это, употребляемое в значении: тяжелый, изнурительный труд, возникло из библейского рассказа о тяжелых работах, которые выполняли евреи, находясь в египетском плену (Исход, 1,11, 13—14).

Египетские казни.
Выражение это, употребляемое в значении: жестокие, губительные бедствия. Возникло из библейского предания о десяти казнях, которым бог подверг Египет за отказ фараона освободить евреев из плена: превратил воду в кровь, наслал жаб, мошек, моровую язву и проч. (Исход, 7—12).

Египетский плен.
Выражение возникло из библейского рассказа о тяжелом положении евреев, находившихся в египетском плену (Исх, 1). Употребляется в значении: тяжелая неволя.

Златой телец.
Выражение употребляется в значении: золото, богатство, власть золота, денег,—по библейскому рассказу о тельце, сделанном из золота, которому евреи, странствуя в пустыне, поклонялись как богу (Исход, 32).

Избиение младенцев.
Выражение возникло из евангельской легенды об умерщвлении всех младенцев в Вифлееме по повелению иудейского царя Ирода после того как он узнал от волхвов о рождении Иисуса, названного ими царем иудейским (Матф., 2, 1—5 и 16). Употребляется как определение жестокого обращения с детьми, а также когда шутливо говорят о строгих мерах, применяемых по отношению к кому-либо вообще.

Камень преткновения.
Выражение употребляется в значении: затруднение, на которое наталкивается кто-нибудь в каком-нибудь деле. Возникло из Библии (Книга пророка Исайи, 8, 14; Послание апостола Павла к римлянам, 9, 31—33 и др.).

Кающаяся Магдалина.
Мария Магдалина (из г. Магдалы), по евангельской истории (Марк, 16, 9; Лука, 7, 37—48; 8, 2), была исцелена Иисусом, изгнавшим из нее "семь бесов", после чего она раскаялась в своей развратной жизни и стала одной из верных его последовательниц. Образ евангельской кающейся Магдалины был широко популяризирован мастерами итальянской живописи, в особенности Тицианом (1477—1576), Корреджо (1494— 1534), Гвидо Рени (1575—1642). По ее имени "кающимися Магдалинами" стали называть женщин, после развратной жизни вернувшихся к труду. Такое словоупотребление восходит к уставам убежищ для "кающихся магдалин", возникших в средние века при женских монастырях; самые ранние убежища организованы в 1250 г. в Вормсе и Меце. В России магдалинские убежища существовали с 1833 г. "Кающимися магдалинами" иронически называют также лиц, плаксиво кающихся в своих проступках..

Не хлебом едином жив будет человек.
Выражение из Библии (Второзаконие, 8, 3; Матф., 4, 4; Лука, 4, 4). Употребляется в значении: человек должен заботиться об удовлетворении не только своих материальных, но и духовных потребностей.

Притча во языцех.
Выражение из Библии (Второзаконие, 28, 37). Притча — краткий рассказ с нравоучительным смыслом; слово "языци" — языки, наречия, а также — народы, племена. "Притча во языцех" — то, что получило широкую известность, у всех на устах, сделалось предметом общих разговоров, вызывая неодобрение и насмешки.

Раскрытие значений крылатых выражений способствует лучшему пониманию Библии, обогащению фоновых (разносторонних) знаний человека.


(оценок: 2 , среднее: 5,00 из 5)

Библия — это священная книг христиан. Она переведена на многие языки мира, поэтому если вы знаете только свой родной, вы в любом случае сможете прочитать ее мудрые высказывания. Эту книгу еще называют Священным Писанием, так как в ней есть философские размышления, биографическая информация, и даже предсказания будущего.

Цитаты из Библии полны добра и глубокого смысла. Христианские высказывания о свободе, о терпении, о вере, о любви и о жизни помогут вам в самых сложных и неоднозначных ситуациях. Библия призывает жить правильно, быть достойным человеком и любить ближнего своего.

Лучшие цитаты из Библии о браке и семье, о детях, о женщинах научат вас тому, как нужно относиться к тем, кто находится рядом с вами, как строить крепкие и надежные отношения, как выбирать хороших людей. Библейские изречения очень красивы и очень мудры. Про любовь писали в прошлом и пишут до сих пор как о всесильном и всемогущественном чувстве, способном творить настоящие чудеса.

Афоризмы из Библии, которые вы можете читать онлайн в данной статье, откроют вам тайну счастливой жизни. Важно лишь верить в хорошее, светлое и прекрасное, и впустить в свое сердце любовь. Также мы предлагаем вам цитаты из Библии в картинках, что позволит вам еще больше наслаждаться мудростями жизни.

Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим
(1-я заповедь)

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им
(2-я заповедь)

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно
(3-я заповедь)

Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый - суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя… Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его
(4-я заповедь)

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе
(5-я заповедь)

Не суди превратно тяжбы бедного твоего.
Удаляйся от неправды и не умерщвляй невинного и правого, ибо Я не оправдаю беззаконника. Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых.
(Исх. XXIII, 6-8)

Главное — мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум. Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней; возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец.
(Притчи Соломона, 4, 7-9)

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
(Мт. 5:1–12)

Не внимай пустому слуху, не давай руки твоей
нечестивому, чтоб быть свидетелем неправды.
(Исх. XXIII, 1)

В уши глупого не говори, потому что он
презрит разумные слова твои.
(Книга Притчей Соломоновых. XXIII, 9)

Кто роет яму, сам упадет в нее, и кто
ставит сеть, сам будет уловлен ею.
(Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. XXVII, 29)

Наушник оскверняет свою душу и будет
ненавидим везде, где только жить будет.
(Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. XXI, 31)

Не делай зла, и тебя не постигнет зло; удаляйся
от неправды, и она уклонится от тебя.
(Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. VII, 1,2)

Не будь навязчив, чтобы не оттолкнули тебя,
и не слишком удаляйся, чтобы не забыли о тебе.
(Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. XIII, 13)

Всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.
(Соборное послание Святого апостола Иакова. III, 7-8)

Язык — небольшой член, но много делает…
Он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?
(Соборное послание Святого апостола Иакова. III, 5, 8-12)

Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец, ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит?
(Первое соборное послание Святого апостола Иоанна Богослова, IV, 20)