Рефераты Изложения История

Моя прабабушка в годы войны. Старт в науке

Моя прабабушка, Пичугина (в девичестве Липина) Мария Федоровна, родилась 2 ноября 1918 года, в деревне Сая, Пермской области. Жила с родителями и братом.

В 1937 году поступила в школу медицинских сестер. Окончила в 1939 году и устроилась медсестрой в Березовскую районную больницу.

В четыре часа утра 22 июня 1941 года радио разнесло по стране страшную весть: фашистские полчища вторглись на нашу землю. Война! Этот день круто изменил жизнь всей страны. Огромный человеческий поток устремился в военкоматы, которые работали день и ночь. В первые же дни войны в действующую армию ушло большинство врачей и медсестер. Прабабушка тоже ушла на фронт - хирургической медсестрой. 4 июля она выехала сортировочным эвакогоспиталем.

Госпиталь был размещен в здании бывшей школы. Долго осматриваться, привыкать к новому месту работ не приходилось. Июнь и август прошли как в лихорадке. Это было тяжелое время первого, горестного периода войны. Поток раненых буквально хлынул один за другим.

Врачи, медсестры и медперсонал едва справлялись с тем, чтобы обмыть, переодеть, сменить повязки и быстрее дальше эвакуировать в тыл.

Большинство врачей были только что со студенческой скамьи, даже с 4-5 курсов медицинских институтов. Многие и не собирались посвящать себя хирургии. Но война изменила планы людей.

В 40- е годы наркоз был примитивным: эфир и спирт. Если не было спирта, то такое средство- палка в зубы и терпи. Антибиотики изобрели в последние годы войны, и это стало спасением для раненых: многие бойцы спаслись от осложнений, выздоравливали и вставали в строй. Прабабушка воочию убедилась, как высок был дух патриотизма нашего народа. А еще не хватало лекарств и перевязочного материала. Использованные бинты стирали, кипятили и использовали вновь и вновь. Но несмотря на трудности, помощь оказывалась в полном объеме.

Моя прабабушка, Мария Федоровна, рассказывала больше о своих коллегах, о страданиях и подвигах раненых, чем о себе.

Она с гордостью вспоминала, что ей довелось ассистировать самому главному хирургу Красной Армии, нейрохирургу, профессору Николаю Ниловичу Бурденко.

Войну бабушка закончила в Вене, в августе 1946 года. Возвращаясь домой, останавливаясь в городах, наши врачи долечивали раненых. Казалось бы, кошмар войны остался позади. Но прабабушка признавалась, что невольно возвращалась к прошлому. Вспоминались бессонные ночи, проведенные у операционного стола: изувеченные тела, нескончаемый грохот орудий, бесчисленные фронтовые дороги, которые пришлось преодолеть за эти страшные годы. Но и дома ее ожидали скорбные известия: гибель отца, без вести пропавший брат. С трудом она могла узнать в поседевшей и постаревшей женщине свою мать. По распределению прабабушка с мамой уехали жить в Челябинск -40 (так назывался тогда Озерск). Мария Федоровна работала в заводской поликлинике ПО «МАЯК» старшей медсестрой. Вышла замуж, родила двух дочерей. Старшая дочь Надя - это моя бабушка, пошла по стопам своей мамы, стала врачом.Прабабушку рано парализовало. Конечно, сказывался нечеловеческий труд в тяжелейшей обстановке Великой Отечественной войны: постоянный страх смерти, голод, холод, нестерпимая боль при виде человеческих мучений от невозможности помочь каждому. Умерла Мария Федоровна 18 июня 1992 года.

К сожалению, мне не довелось увидеть ее, расспросить о страшных испытаниях, выпавших на ее долю, но в семье храним память о ней. Об этом мне рассказала моя мама.

Я горжусь свой прабабушкой, ее героическим прошлым. Я восхищаюсь теми мужеством и стойкостью, с которыми ей удалось пройти тот героический и безрадостный путь. Я всегда буду помнить об этом и расскажу своим потомкам.

В нашем школьном музее хранится альбом о прабабушке и макет полевого госпиталя, выполненный моими руками.

Проектная и творческая деятельность учащихся.

Исследовательская работа

«Детство моей прабабушки

во время Великой Отечественной войны»

Руководитель:

Введение стр.2
Глава 1. стр.3-4

2.1. Самостоятельное обдумывание.

2.2. Чтение книг.

Глава 2. стр.5-6

Интервью с прабабушкой – главный и достоверный

источник информации о детстве прабабушки.


Заключение стр.7
Список использованных источников и литературы стр.8

Приложения стр.9-12

Введение

Актуальность

В предверии грядущего праздника « 55-летия нашего города», который празднуется 9 мая в День Победы, тема моей исследовательской работы очень актуальна. История нашего города и Великая Отечественная война тесно связаны с жизнью моей прабабушки.

Цель исследовательской работы:

узнать, как жили дети во время Великой Отечественной войны и сопоставить с тем, как прошло детство моей прабабушки

собрать материал о детях времён Великой Отечественной войны;

узнать, где жила моя прабабушка, чем занималась она во время войны, как помогала нашей Родине приближать ПОБЕДУ в годы Великой Отечественной войны

Объект исследования:

Великая Отечественная война

Предмет исследования:

Деятельность прабабушки в годы Великой Отечественной войны

Гипотеза:

Во время Великой Отечественной войны детям жилось очень трудно, но они наравне с взрослыми не только стремились сохранить свою жизнь и жизнь тех, кто находился с ними рядом, но и всеми силами приближали победу. Детство моей прабабушки выпало на эти тяжёлые годы. Значит, и она не осталась в стороне от всеобщей беды.


Новизна исследования заключается в том, что впервые эта тема рассматривается применительно к одному конкретному человеку, но сколько таких людей, которые пережили все ужасы войны, но остались добрыми, скромными, трудолюбивыми людьми. В работе описаны воспоминания одного конкретного человека, где рассказывается о том, как жили в военные годы вдали от фронта, с какими трудностями столкнулись в годы войны.

В конце исследовательской работы сделан вывод о том, что и в отдаленном от фронта поселке, во время войны детям жилось тяжело, они так и не узнали настоящего счастливого детства. Эта работа имеет практический характер:

материалы могут быть использованы на уроках истории, краеведения, ;

· напечатаны в районной газете «Гайская новь»;

· востребованы архивом, Советом , школьным музее.

1. Самостоятельное обдумывание.

В нашей стране в 1941 – 1945 годах была война. Для того чтобы победить в этой жестокой войне, необходимо, чтобы каждый житель страны внес посильный вклад, который бы мог приблизить победу. Все жители нашей страны помогали фронту всем, чем могли. Наверное, и дети не остались в стороне.

2. Чтение книг.

В тот далекий летний день 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Дети играли, они даже не подозревали, что всё это скоро кончится и на устах будет только одно слов - война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют сегодняшних 75-82-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.

Война отучила этих детей плакать. Оставшиеся в разрушенных городах и сёлах, они становились беспризорными, обречёнными на голодную смерть. Страшно и трудно было им на оккупированной врагом территории. Детей могли отправить в концлагерь, вывезти на работы в Германию, превратив в рабов, сделать донорами для немецких солдат.

Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной шли в , прибавляли себе год-два и уходили защищать Родину, многие погибали за нее. Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Дети воевали наравне со взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах. В основном это были дети, лишившиеся своих родителей, в большинстве случаев убитых или угнанных немцами в Германию.

Дети, оставшиеся в тылу в годы войны, начинали свой трудовой путь в раннем возрасте. Зимой учились, но долго учиться им не пришлось, нужно было помогать матерям кормить себя и младших братьев и сестёр, рано познали крестьянский труд, умели и лошадь, и быка запрячь и корову подоить. И это всё в 8-13 лет. «Всё для фронта, Всё для Победы»: они так стремились приблизить Победу над врагом, помогали, чем могли. Воспитанные трудом и доблестью, они рано взрослели, заменяя погибших родителей своим братьям и сестрам.

В городах дети во время войны восстанавливали разрушенное хозяйство. Двенадцатилетние мальчишки и девчонки, досрочно выпущенные из

ремесленных училищ, пришли на заводы и фабрики. Многие из них

становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Подростки работали в невыносимых условиях. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром вра


Несмотря на военное время, дети продолжали учиться. Местом учебы стали и некоторые жилых зданий. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.

Попранное войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы.

2. Анкетирование учащихся 5 классов.

То, что я узнал о жизни детей во время Великой Отечественной войны, потрясло меня, и я решил узнать, а знают ли современные дети об этом страшном времени. Для этого было проведено анкетирование учащихся 5 классов.

Годы детства моей прабабушки совпали с периодом Великой Отечественной войны, поэтому я взял у неё интервью.

3.Интервью с прабабушкой.

Моя прабабушка, (в детстве Дмитриева), родилась в 1933 году в селе Акъяр. В 1937 году вся семья переехала в Медногорск, который начинал только строиться. Её отец, вербовал людей на строительство нового города. Когда 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, моей прабабушке едва исполнилось 8 лет. В июле её отца призвали на фронт. Cемья из 4 детей и хрупкой женщины осталась без опоры. Через четыре месяца в семье Дмитриевых родился мальчик, который никогда не увидит своего отца.

Чтобы пережить войну, на тот момент уже мать 5 детей, перевезла всех в совхоз Боевой сейчас Приуральский. Прожили две недели у родственников. Незнакомые люди отдали им под жильё землянку, в которой раньше жил домашний скот. В ней был земляной пол и одно малюсенькое окошко. Печку моя прабабушка со своей мамой построили сами из кирпичей, которые сами же и сделали. Между печкой и стеной было 1,5 метровое расстояние, в котором сделали лежанку, где семья спала. Вещей и посуды в семье не было (багаж потерялся во время переезда). Первый класс бабушка окончила до войны, а во второй класс она ходила несколько дней (школа была очень далеко). Это были самые голодные и тяжелые годы.

Питались травой, ягодой, грибами, варили затируху (вода с мукой). Каждый день приходилось ходить за несколько километров, чтобы получить 500 граммов хлеба (он был с добавлением отрубей и нередко с опилками), но если не было дров и хлеб был не испечён, давали кусочек теста. Хлеб делили поровну на всех, но свой кусочек мама делила еще на две половинки, чтобы накормить маленького сына. Маленькой девочке Зине приходилось работать в поле.

9 мая 1945 года прабабушка в очередной раз пошла за хлебом, где и узнала, что война кончилась. Она рассказала об этом в своем поселке. Реакция у людей на хорошую новость была разная: кто плакал, кто смеялся.

Не всем было суждено вернуться с войны. Папа прабабушки погиб. Семья вернулась в Медногорск.

В 12 лет прабабушка пошла в . Большая школа была отдана под госпиталь, и ученикам приходилось учиться в маленькой комнатке, в которой одна учительница преподавала сразу в трех классах. В 1947 году бабушке исполнилось 14 лет. Её приняли в ремесленное училище, но она продолжала учиться в 5 классе вечерней школы. В 1949 году прабабушка закончила училище и пошла на завод, продолжая обучение в вечерней школе. Вот так и прошло детство моей любимой прабабушки. Она проработала 42 года, не считая работы ребенком во время войны.

Моей прабабушке исполнится 81 год, но и теперь она не сидит без дела, постоянно занимается посильным трудом. Каждую субботу она и прадедушка собирают нас всех вместе в своем уютном доме, и мы с радостью с ними общаемся.

Моя гипотеза подтвердилась. Прочитав литературу, о Великой Отечественной войне, побеседовав с прабабушкой, я узнал, что детям жилось трудно, но они помогали всеми силами, приближали славный День Победы своим самоотверженным трудом. В то же время они не озлобились, смогли в послевоенное время восстанавливать страну из руин. И в наше время они живут, помогая другим.

Заключение.

Сейчас бабушка и дедушка уже старые, но и теперь не сидят без дела, постоянно занимаются посильным трудом. Они, пережившие войну в юном возрасте, знают цену куску хлеба. Я горжусь своими бабушкой и дедушкой и люблю их. Главным подвигом юных жителей города была учеба. Тридцать девять ленинградских школ работали без перерыва даже в самые тяжёлые зимние дни. Это было невероятно трудно из-за морозов и голода. Вот что было написано в отчете одной из таких школ - 251-й Октябрьского района: - "Из двухсот двадцати учащихся, пришедших в школу третьего ноября, систематически продолжали занятия 55. Это одна четвёртая часть. Недостаток питания сказывался на всех. В декабре - январе умерло одиннадцать мальчиков. Остальные мальчики лежали и не могли посещать школу. Остались только девочки, но и те еле ходили”.

Приложение 1.
2.2. Анализ результатов исследования

Анкетирование.

В анкетировании принимали участие 40 учащихся 3-5 классов.

Респондентам была предложена анкета.

1. Когда началась Великая Отечественная война?

2. Какие герои Великой Отечественной войны вам известны?

3. Какие полководцы Великой Отечественной войны вам известны?

4.Каких пионеров –героев вы знаете?

5. Какие битвы Великой Отечественной войны вы знаете?

6. Какой город был взят в блокаду во время Великой Отечественной войны?

8. Знаете ли вы своих родных, жизнь которых связана с Великой Отечественной войной?

Выводы по результатам анкетирования

По результатам анкетирования видно, как мало знают сегодняшние школьники о Великой Отечественной войне.


Мы считаем, что современным школьникам нужно больше читать о Великой Отечественной войне, встречаться с ветеранами, посещать музеи ВОВ,
смотреть кинофильмы и никогда не забывать о том, какою ценой завоёвана победа.

Список использованных источников и литературы


ри приятеля с Волхонки / Идёт война народная: Рассказы. - М.: Детская литература, 1977 - С. 53-54. 57 бессмертных / // За оборону Сталинграда. – М.: Малыш, 1974. – С. 20-22. – (Дедушкины медали). оследний парад: Повесть \ . Ухожу из детства: Повести. – М.: Молодая гвардия, 1983. – С.5-78. – (Б-ка юношества). овесть о Зое и Шуре / Литературная запись Ф. Вигдоровой. - Новосибирск: Зап.-Сиб. Кн. изд-во, 1983. - 2087с. – (Школьная б-ка). овесть о сыне / Литературная редакция П. Гаврилова; Оформл. М. Борисовой-Мусатовой. - М.: Детская литература, 1984. – 207 с.: 8 л.: ил. - (Шк. б - ка). аленький солдат /А. Платонов // Только Победа и жизнь!: Публицистика. - М.: Детская литература,1988. - С. 164 -168 - (Шк. б-ка). Письмо 15-летней девочки К. Сусаниной с фашистской каторги. 1943 г. // Говорят погибшие герои: Предсмертные письма борцов против немецко-фашистских захватчиков (1941 -1945 гг.). ? 3-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1966. - С. 301-303. 16. ети / Только победа и жизнь!: Публицистика. – М.: Детская литература, 1988. – С. 69 - 75. – (Школьная б-ка). 17. Ходза спасать детей! / Дорога жизни. - Л.: Детская литература, 1984. - С. 17.

Приложение 2

Приложение 3.

Приложение 4.

Глоссарий

ВОЙНА ж. (война, воевать, от бить, боевать, как вероятно и , и илибоевода), раздор и ратный бой ами, международная брань. Наступательная война, когда ведут войско на чужое государство; оборонительная, когда встречают это войско, для защиты своего. Война междусобная, усобица, когда один и тот же народ, раздвоившись в смутах, враждует между собою оружием. Война сухопутная, морская, битва на материке, на море. Война подземная, подкопы разн. родов, при осаде, с той и с другой стороны. Малая война, аванпостная служба, занятия и обязанности сторожевой части войска. Партизанская война, действия отдельных, мелких частей войска, с крыльев и с тыла неприятеля, для отрезки ему средств сообщены и подвоза. Народная война, в которой весь народ принимает, по сочувствию к поводу раздора, живое участие

ВОЗРОЖДАТЬ или возраждать, возродить что, раждать, производить, создавать сызнова, вновь. восстановлять, возобновлять; —ся, рождаться снова, обновляться или быть возраждаему. Гусеничка возраждается из личинки мотыльком или в мотылька, а человек может возродиться только духомВозраждаемость ж. свойство всего, что может возродиться. Возрождение ср. действ. возраждающего и состояние возраждаемого, возрожденного. Возрождение человека совершается покорением чувственности и преобладанием духа. Возраждатель, возродитель м. —ница ж. возраждающий кого, что-либо. Возродчивый, способный к возрождению.

тыл - территория позади фронта, за боевой линией

Пример: Отвести роту в т. Выйти, ударить в т. противнику.

тыловик - человек, который служит, работает в тылу.

Ученики 6-б класса писали сочинение о родственниках, участниках Великой Отечественной войны. Предлагаем их вашему вниманию.

Они ковали Победу в тылу!

Мой прадед Ласкин Владимир Ильич и прабабушка Ласкина Валентина Николаевна – труженики тыла. Когда началась Великая Отечественная война, им было по четырнадцать лет. Они только окончили семь классов.

В 1943 году в городе Стерлитамаке начали строить завод по выпуску бомб. Не прошло и года с момента закладки первого камня, а рабочие завода уже выдавали снаряды и бомбы, которые помогали наносить удары по немецко-фашистким захватчикам. Пока строился завод, мой прадед учился в мастерских на токаря. Обучившись токарному мастерству, стал работать. Он обрабатывал корпусные детали бомб весом до восьмидесяти килограммов. Было очень трудно. Цех не отапливался, голод и холод. Работали без выходных по четырнадцать часов в сутки. Вся тяжесть работ легла на плечи юношей и девушек, которым тогда было по четырнадцать-семнадцать лет.

В этом же цехе работала и моя прабабушка. Она убирала стружку. «Все для фронта, все для Победы!» – таков был лозунг в годы войны.

9 Мая 1945 года прадед с прабабушкой как всегда утром шли на работу. На улице было тепло и тихо, а встречные люди говорят им, что война кончилась, на работу идти не надо. В этот день никто не работал. Директор завода собрал всех рабочих и поздравил с Победой. Все плакали и радовались.

Ласкин Данил

Подвиг

Мой прадед Морозов Степан Иванович родился 11 декабря 1911 года. 13 июля 1941 года его призвали на войну. Он был радистом. Прадеда ранило на войне, но он дошел до Берлина.

Уже после объявления Победы он принимал участие в боях за Прагу. У него есть медаль за освобождение Праги и более 12 других медалей. К сожалению, прадед Степан умер до моего рождения. Я очень горжусь своим прадедом и его братом; Морозов Михаил Иванович погиб в боях под Волгоградом.

Асхадуллин Александр

Мои прадедушка и прабабушка

Моего прадедушку Вощикова Михаила Александровича призвали на войну в 18 лет. Он был рядовым. Получил ранение в правую височную область осколком от гранаты и был демобилизован в 1944 году. Награжден медалью «50 лет вооруженных сил СССР». К сожалению, прадедушка не любил рассказывать о себе.

Прабабушка Вощикова Надежда Федоровна служила радисткой в Ленинграде во время блокады. Была награждена медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией», «За доблесть и отвагу в Великой Отечественной войне».

Я благодарна им за подвиг в годы войны!

Черноскутова Таня

Я горжусь своими предками

Моя прабабушка Осокина Ольга Степановна, 1910 года рождения, в годы Великой Отечественной войны проживала в Челябинской области в деревне Петухово. Эта территория не была захвачена врагом, но все население деревни принимало в ней участие. Прабабушка работала в колхозе. Всем колхозом они на полях выращивали зерновые и овощи. Зерно отправляли на фронт для корма лошадей и для выпечки хлеба солдатам. У прабабушки была корова. Она делала из молока масло, сметану и все это тоже отправлялось на фронт. Она с семьей голодала, потому что все продукты они отдавали солдатам.

Брат моей прабабушки Прокопьев Иван Степанович 1905 года рождения был разведчиком. Ходил в разведку в тыл врага и приносил военные сведения о вражеских передвижениях. Однажды ушел в разведку и не вернулся. Он считается без вести пропавшим.

Я горжусь своими предками, потому что они стойко вынесли страдания и лишения военного времени.

Волкова Полина

Рассказы о войне

Моя бабушка рассказывала мне о своем папе. На войну он пошел добровольно, попал в батальон разведки. Один раз его группа пошла на задание и попала в окружение. Погибла вся группа, а прадед был ранен. Год он пробыл в госпитале. Затем снова на фронт, теперь уже обыкновенным солдатом. При обороне Ржева мой прадед с одним из товарищей прикрывал отступление нашей армии и погиб.

По этим рассказам бабушки у меня нарисовалась такая картина; прадед был храбрым, смелым, сильным и мужественным. Он патриот своей Родины. Я и моя бабушка не знаем, где он захоронен.

Сама бабушка работала в тылу, ей было четырнадцать лет, т.е. она была не намного старше меня.

Ломаев Сергей

Рассказ моей прабабушки о войне

Когда началась война, моей прабабушке Волковой Апполинарии Николаевне, было 9 лет. Она жила в деревне Волково. У нее было шесть младших братьев и сестер. Отца в начале войны забрали на фронт, а мама, чтобы прокормить семью, уходила рано утром на ферму. В свои 9 лет прабабушка работала рассыльной на КУМЗе. С утра она пробегала от одного конца завода на другой, разносила письма с фронта. Вечерами обегала пустые поля, чтобы собрать стакан гороха и сварить похлебку для братьев и сестер. В годы войны ее отец пропал без вести.

Так прошли молодые годы моей прабабушки. Каждый раз она вспоминает об этих события со слезами на глазах.

Обухова Полина

Публикация сочинений будет продолжена.

Щербина Владимир, обучающийся 3 "В" класса МБОУ СОШ УИОП г. Зернограда Ростовской области
Руководитель: учитель начальных классов МБОУ СОШ УИОП Куцуренко Татьяна Анатольевна
Цель: сбор сведений о воевавших родственниках и сохранение памяти о героических поступках своих предков в Великой Отечественной войне;
Задачи:
развивать интерес к поисковой деятельности;
расширять кругозор, словарный запас;
содействовать воспитанию чувства патриотизма.
Описание материала: можно использовать как материал на занятиях во внеурочной деятельности и во время проведения классных часов на патриотическую тематику.

Алло, Юпитер!? Я - Алмаз!
Почти совсем не слышу вас...
Мы с боем заняли село,
А как у вас? Алло! Алло!...

Я хотел бы рассказать о человеке, который ушел от нас в 2013 году, этот человек дорог моему сердцу и моей семье. Это моя прабабушка - Щербина Тамара Прокофьевна. Она родилась 23 сентября 1923 года в хуторе Водяная Балка Егорлыкского района Ростовской области. Прабабушка Тамара росла в большой семье, закончила школу и поступила в экономическо-финансовый техникум в городе Ростове-на-Дону. В 1942 году на подходе фашистских войск к Ростову их эвакуировали в город Орджоникидзе, что в Северной Осетии. Оттуда и призвали на военную службу в войска противовоздушной обороны (ПВО).

Несмотря на юный возраст Тамары – 18 лет, ей был доверен женский отряд связистов. О годах своей боевой славы прабабушка мало рассказывала, но от дедушки я слышал, что однажды, когда через реку Дунай ее отряд тянул связь по одну сторону берега (а часть с командованием была на противоположном берегу), произошел случай: кто-то вырезал около двухста метров кабеля. В тот момент прабабушка Тамара возвращалась от командования через мост, заметила, что на мосту нарушена связь и очень сильно испугалась за гибель своего отряда. Она срочно сообщила об этом в полк. Всё обошлось: связь восстановили и устранили неполадки.


Из воспоминаний прабабушки «…При атаках с воздуха было очень страшно, и, несмотря на свой страх, мы старались приободрить друг друга песней или шуткой. А когда возвращались уже домой, целовали друг друга, радовались и плакали, что мы живы, мы победили...».
Тамара Прокофьевна была очень ответственным, смелым и волевым человеком, горячо любила свою Родину и ценила жизнь. Она была очень красива.
Закончила моя прабабушка свой боевой путь в 1945-ом в городе Будапеште. За годы службы была награждена медалями: «За Отвагу»


«За взятие Будапешта»


«За победу над Германией»

И
«Орденом Великой отечественной Войны II степени»


Я буду бережно хранить память о своей прабабушке и с гордостью рассказывать о ней своим детям и внукам.

Сочинение

« »

Ученицы 7 «А» класса

ГБОУ СОШ № 769

Дубовицкой Ольги

МОЯ ПРАБАБУШКА – ВЕТЕРАН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Бабушка моей мамы – Леонтьева (Полянцева) Пелагея Ивановна родилась 6 ноября 1924 года в деревне Есаково Рязанского района. Сейчас ее уже нет в живых. Она умерла в 2001 году, не дожив всего одну неделю до моего двухлетия. Поэтому я практически не помню ее, не помню, как она играла со мной, как гуляла со мной в последние годы ее жизни. Поэтому о прабабушке я все знаю только из рассказов моей мамы и навсегда запомню историю о ее молодых годах, которые непосредственно связаны с Великой Отечественной Войной.

В холодном и голодном 1942 году, когда немецкие фашисты уже совсем близко подошли к Москве, на фронтах Великой Отечественной войны были многочисленные потери. Не хватало оружия, боеприпасов, а также мужчин. Поэтому на фронт стали призывать женщин. Сначала добровольцев, а затем уже и по законному призыву. Вот тогда дошла очередь до семьи моей прабабушки. Отец ее умер еще в 1941 году, а в семье у них из мужчин остался только младший брат, который, не дождавшись своей восемнадцатилетней годовщины, тоже ушел на фронт. Оставались только сестры. Старшие из них не смогли пойти на фронт. Поэтому прабабушка Пелагея, совсем еще юная девушка, ей только исполнилось восемнадцать лет, ушла на фронт добровольцем.

Вот так в холодную зиму 1942 года начался фронтовой путь молодого бойца зенитных войск первого Украинского фронта Полянцевой Пелагеи Ивановны.

Много пережила прабабушка за годы войны. Ей приходилось несколько дней находиться без еды и без сна, нести службу у зенитных установок. А если и приходилось спать, то только на холодной земле, прикрывшись шинелью. Но находясь в таких тяжелых условиях, прабабушка смогла вместе с фронтовыми товарищами сбить много вражеских самолетов. Именно благодаря подвигу наших зенитчиков немецкие войска не смогли пройти к Москве. Много потерь понес враг в суровые годы Великой Отечественной Войны.

Однажды, в 1943 году, в место размещения подразделения зенитных войск на территории Украины, где служила рядовая Леонтьева (Полянцева) Пелагея Ивановна, прибыл маршал Советского Союза Василевский для осмотра готовности войск. Прабабушка как раз в то время находилась около своей зенитной установки. В этот момент произошел очередной налет бомбардировщиков противника. Прабабушка успела вовремя среагировать и поразить сразу три вражеских самолета, и спасти от гибели всю свою батарею, а также командный состав во главе с самим маршалом. Весть об этом сразу облетела всю батарею. Поэтому маршал Василевский потребовал вызвать к себе мою прабабушку и сказал ей в присутствии командира батареи: «Отличный солдат, побольше бы таких в Советской Армии!» Но когда он узнал, что прабабушка всего только простой рядовой солдат, то сразу приказал присвоить ей звание ефрейтора.

Много других подвигов совершила ефрейтор Леонтьева (Полянцева) за годы войны. Она рассказывала, как ей приходилось сутки ползти по земле под мощным обстрелом фашистов, неся подмышками по два снаряда весом по восемьдесят килограмм каждый, как однажды, неся дежурство с другими бойцами (это уже было в 1944 году почти на границе нашей родины), только она одна уцелела под бомбовым взрывом противника. По воле счастливого случая взрывная волна не задела ее.

Удача сопутствовала прабабушке в течение всего ее боевого пути. Она не получила ни одного ранения и дошла до самого Берлина. Прабабушка Пелагея была среди тех солдат, кто участвовал в штурме Рейхстага.

Еще один знаменательный случай из фронтовой истории Полянцевой Пелагеи Ивановны связан с тем, что в 1944 году, во время военных действий наших войск на территории Польши, она встретилась на фронте со своим братом Сашей, который так же, как и она, дошел до Берлина. Весть об этом облетела весь Западный Фронт.

За боевые заслуги перед Родиной, Леонтьева (Полянцева) Пелагея Ивановна награждена Орденом Отечественной Войны первой степени, ей было присвоено звание Героя Советского Союза. Поэтому у моей прабабушки сохранилось много медалей и орденов за заслуги перед Отечеством.

Светлую память о моей прабабушке я долго буду хранить в своем сердце.

ОРДЕН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1-ОЙ СТЕПЕНИ