Рефераты Изложения История

Воскресенский леонид александрович. Воскресенский Леонид Александрович — Биография



Воскресенский Леонид Александрович – заместитель главного конструктора по отработке ракеты-носителя в лётных условиях ОКБ-1 Государственного Комитета Совета Министров СССР по оборонной технике, город Калининград Московской области.

Родился 1 (14) июля 1913 года в городе Павловский Посад Богородского уезда Московской губернии (ныне райцентр Московской области). Русский. С 1922 года жил в Москве.

С 1929 года работал электромонтёром на московском заводе «Красный факел», в 1933–1936 годах – инженером в Московском институте приборостроения (ныне ГосНИИ приборостроения). Одновременно в 1932–1936 годах заочно учился в Московском энергетическом институте, окончил 3 курса.

В 1936–1937 годах служил красноармейцем в 106-м особом сапёрном батальоне.

С 1937 года работал инженером и начальником контрольно-измерительной станции в ГосНИИ азота. Занимался зажигательными и взрывчатыми веществами на основе азота.

В 1943 году переведён на должность начальника лаборатории в НИИ-3, где занимался разработкой унифицированной системы автоматики и её элементов для самолётных жидкостно-ракетных двигателей.

В 1944–1947 – начальник электротехнической лаборатории НИИ-1. С 1945 года в составе специальной межведомственной комиссии находился в длительной командировке в Германии, где участвовал в изучении ракет ФАУ-2, а с марта 1946 года в организованном ракетном институте «Нордхаузен» был начальником отдела испытаний.

В апреле 1947 года переведён в НИИ-88, где занимался испытаниями ракетно-космической техники, разработанной в ОКБ-1 под руководством С.П.Королёва. Работал на должностях начальника контрольно-измерительной станции (апрель 1947 – октябрь 1951) и начальника проектно-испытательного отдела (октябрь 1951 – февраль 1954). Руководил лётно-испытательной станцией на полигоне Капустин Яр при запусках боевых ракет Р-1, Р-2 и Р-5.

С февраля 1954 года по апрель 1963 года работал заместителем главного конструктора ОКБ-1 по лётным испытаниям ракет и космических объектов. ОКБ-1 располагалось в городе Калининград (ныне Королёв) Московской области, сейчас это РКК «Энергия» имени С.П.Королёва. Под руководством Л.А.Воскресенского были созданы методические и технические основы испытаний, требования к испытательному оборудованию и измерительным системам. Руководил пусками всех типов ракет, разработанных в этот период в ОКБ-1, с полигона Капустин Яр и космодрома Байконур, в том числе первых межконтинентальных боевых ракет Р-5М (1955), Р-7 (1957), Р-7А (1959) и Р-9А (1961), а также ракет-носителей «Восток» (1959) и «Молния» (1960).

За заслуги в деле создания и запуска в Советском Союзе первого в мире искусственного спутника Земли Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 21 декабря 1957 года Воскресенскому Леониду Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

С 1960 года совмещал работу в ОКБ-1 с преподавательской деятельностью в Московском авиационном институте. В 1961 году по его инициативе в МАИ была организована кафедра «Измерительные и испытательные системы летательных аппаратов», которую Л.А.Воскресенский возглавлял до своей смерти.

После перехода по состоянию здоровья на преподавательскую работу в МАИ, с октября 1963 года продолжал сотрудничать с ОКБ-1 в качестве консультанта в должности исполняющего обязанности научного руководителя отделов испытаний.

Доктор технических наук (1958), профессор (1963).

Награждён 3 орденами Ленина (20.04.1956; 21.12.1957; 17.06.1961), орденом Красной Звезды (16.09.1945), медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

В 1970 году его именем назван кратер Воскресенский на обратной стороне Луны.

Из книги Б.Е.Чертока «Ракеты и люди».

Работая с С.П.Королёвым, Л.А.Воскресенский всё время находился на самых ответственных участках отработки образцов новой техники, проявил незаурядные способности учёного, конструктора и испытателя, многократно, качественно и в установленные сроки проводил сложные экспериментальные и технические испытания всех видов изделий.

По поручению С.П.Королёва Л.А.Воскресенский взаимодействовал с комиссией В.И.Вознюка по выбору полигона для запуска межконтинентальных баллистических ракет (МБР): боевых изделий 8К71, 8К74 и 8К75, а также космических носителей 8К72 и 8К78.

Несомненно, сильной чертой Л.А.Воскресенского была инициатива в принятии смелых решений в экстремальных ситуациях. Экстремальных ситуаций при испытаниях ракет Воскресенский пережил очень много. Вот лишь несколько примеров.

1953 год. На ГЦП Капустин Яр проводятся два запуска ракеты Р-2 под кодовыми названиями «Герань» и «Генератор» с экспериментом по линии Минобороны – распыление радиоактивной жидкости, заключённой в специальные ёмкости в головных частях, над заданной территорией.

При подготовке первой ракеты стартовая команда замечает течь мутной жидкости по корпусу со стороны «головы» и пытается покинуть опасное место. Стреляющий (Л.Воскресенский) поднимается на установщик, размазывает пальцем жидкость и артистично, на виду у всех... пробует палец языком. Спустившись с установщика, громко обращается к стартовикам: «Мужики! Давайте работать! Это гадость, но безвредная». Он был уверен, что этот эксперимент только имитировал процесс распыления «радиоактивного дождя», и не ошибся. Правда, вечером, после пуска, «для нейтрализации организма и ликвидации последствий пережитого» употребил-таки стопку спирта.

Вновь Капустин Яр. Боевая ракета Р-2 – на стартовом столе, головная часть впервые заряжена тонной тротила. Леонид Александрович как стреляющий командует: «Зажигание! Предварительная! Главная! Подъём!» Ракета, оторвавшись от стартового стола, через несколько секунд вдруг падает. Пожар на старте – гигантский всполох пламени. Королёв выбегает из бункера, по пути хватая огнетушитель... «Сергей! Назад!» – кричит Воскресенский, догоняет его и тащит обратно.

Прибывшие пожарные машины затушили огонь. К счастью, боеголовка не взорвалась – по штатной схеме она была заблокирована и приводилась в действие электрической командой на выключение двигателя, а её в данной аварийной ситуации не было. Что касается аварии, то Л.А.Воскресенский при осмотре места падения ракеты обнаружил бачок для перманганата натрия с открытым штуцером (не был закрыт пробкой), служащий для разложения перекиси водорода в газогенераторе. Парогазовая смесь раскручивает турбонасосный агрегат для подачи компонентов топлива в камеру сгорания. С открытым бачком двигатель только успел выйти на режим и остановился.

Военный испытатель ГЦП и НИИП-5 В.Графовский вспоминает: «На Капустином Яре был случай перед пуском ракеты Р-5. Нас часто подводил один из узлов заправки кислородом – подпиточное приспособление с клапаном. Почти каждый раз перед самым пуском, когда нужно уже отстыковывать заправщик и убираться в укрытие, этот клапан заедало, он не закрывался плотно, и жидкий кислород лился на пусковой стол. Железо начинало трещать. Ситуация неприятная. Л.А.Воскресенский кричит: «Что стоите? Давайте молоток!» Ему сунули молоток – и он начал дубасить по клапану. Тот закрылся. Все разбежались по укрытиям, и ракета взлетела...»

9 апреля 1961 года. Космодром Байконур. Первый пуск Р-9. По окончании скоростной заправки автоматика пуска была остановлена по команде стреляющего для осмотра ракеты. В перископ Л.А.Воскресенский заметил небольшую течь кислорода на стыке съёмной и неподвижной частей пускового стола. Решил на месте осмотреть характер течи, взял с собой Б.А.Дорофеева и А.И.Осташева. Установили: течь очень маленькая. Воскресенский принимает неординарное решение: снял с головы беретку, приложил к месту течи и... пописал на неё, предложив сделать то же самое сопровождающим. Тряпки обмерзли – и течь прекратилась…

В первых командировках на Байконур (площадка 2) Л.А.Воскресенский жил в двухместном купе спального вагона. После постройки четырех домиков (по три комнаты в каждом) С.П.Королёв распорядился так: дом №1 – для маршала М.И.Неделина (резерв), №2 – С.П.Королеву, В.П.Мишину и Б.Е.Чертоку по комнате, №3 – В.П.Бармину, В.И.Кузнецову и Л.А.Воскресенскому, №4 – Н.А.Пилюгину, В.П.Глушко и М.С.Рязанскому. Этим распределением Королев приравнял по привилегиям к главным конструкторам своих заместителей – Мишина, Чертока и Воскресенского.

Будучи человеком «старой закалки», Королёв обязывал докладывать ему в любое время суток о замечаниях, выявленных во время испытаний ракет и космических объектов на Байконуре. В интересах нормального отдыха Главного конструктора Л.А.Воскресенский сумел поломать этот порядок. Все доклады стали проводиться только утром, но никак не ночью. Примечательно, что в кругу близких С.П.Королёв называл его ласково «мой Лёня».

На фоне таких прекрасных взаимоотношений существовали резкие различия во взглядах С.Королёва и Л.Воскресенского на отработку блока «А» первой ступени тяжёлой суперракеты Н-1 (изделие 11А52) для покорения человеком Луны. Воскресенский настаивал на строительстве мощного стенда для огневых испытаний всего пакета в полной связке и предлагал до начала лётных испытаний Н-1 провести на этом стенде прожиг блока «А» в сборе. Однако он не получил поддержки ни у Королёва, ни у Мишина. После аварии при первом пуске Н-1, уже после смерти Воскресенского и Королёва, патриарх отечественной космонавтики Б.Е.Черток высказался так: «Прав был Л.Воскресенский, что настаивал на строительстве и отработке блока «А» на стенде».

В конце 1960 года по инициативе Л.А.Воскресенского в МАИ было образовано новое направление по подготовке инженеров-испытателей для ракетно-космической промышленности: создана спецкафедра 308, которой он бессменно руководил до последнего дня жизни.

Л.А.Воскресенский любил жизнь и всё то прекрасное, что её составляет. Сам водил машину, в свободную минутку мог перекинуться в карты, поиграть в теннис. По этому виду спорта он имел квалификацию судьи республиканской категории. Увлекался горными лыжами, которые требуют не только хорошей физической подготовки, но и смелости, ловкости, решительных действий. Любил музыку. Последний раз был на концерте в зале Чайковского 14 декабря 1965 года, всего за сутки до кончины. Друзья и коллеги не только уважали его как талантливого технического специалиста, но и любили за человечность, жизнелюбие, приветливость и сердечность.

Л.А.Воскресенский ушёл из жизни 15 декабря 1965 года, на 53-м году жизни, в самом расцвете творческих сил. Причина смерти – инсульт… Менее чем через месяц не стало его близкого друга – С.П.Королёва. Главный конструктор успел проститься с главным испытателем и позаботиться о его семье.

В апреле 1967 года, когда готовился на Байконуре первый пилотируемый корабль «Союз», М.С.Рязанский сказал: «Я догадываюсь, кого нам всем не хватает, – Сергея и Леонида». Первый пуск без Королёва и Воскресенского – и первая гибель космонавта в новом корабле…

Биография

Советский архитектор, художник, график-гравер. Лауреат Государственной премии (1972). Заслуженный архитектор РСФСР (1978).

В 1941 году В. Л. Воскресенский окончил Московский архитектурный институт (МАРХИ).

Работал в мастерской-школе академика И. В. Жолтовского. Занимался реконструкцией Государственного ипподрома на Беговой улице в Москве (1951–1955, совместно с И. В. Жолтовским , П. И. Скоканом), проектировал кинотеатры «Победа» (1952), «Слава» (1955), «Буревестник» (1957).

Являлся членом кружка-студии гравюры при институте «Моспроект», организованного Московским отделением Союза советских архитекторов (1953) с целью повышения квалификации архитекторов в области графического искусства и применения гравюры в архитектурной практике. Участвовал в выставках кружка. В 1954 году на выставку представил перспективу главного фасада здания ВЦСПС (гравюра на оргстекле).

Работал в институте «Моспроект», позднее руководитель мастерской № 13 «Моспроекта» (1961–1981). «Моспроект» – Управление по проектированию жилищно-гражданского и коммунального строительства. Образова­но в 1933 году под названием Моспроект на базе Архитектурно-проектных мастер­ских Моссовета. С 1961 – современное назва­ние. Основная задача Моспроекта -1 – обеспечение жилищно-гражданского и коммунального строительства в Москве проектно-сметной документацией, комплексное размещение всех видов строительства в восьми планировочных зонах города согласно Генеральному плану развития Москвы.

Один из авторов гостиницы «Интурист» (1968–1970), Дома культуры завода имени Владимира Ильича (1970), современного лабораторно-клинического корпуса Института хирургии имени Вишневского. Который был построен в 1971 году группой архитекторов и инженеров (архитекторы – Т. Н. Дроздова , Л. И. Кирильцева ; инженеры – В. А. Максименко, В. В. Ханджи, А. О. Яценко) во главе с Всеволодом Леонидовичем, за что эта группа в 1972 – была удостоена Государственной премии РСФСР в области архитектуры.

При строительстве здания института были впервые в СССР реализованы некоторые архитектурно-строительные инновации. Хотя мастерская Всеволода Воскресенского проектировала вдоль трассы Большой Серпуховской и Большой Тульской улиц совершенно новую застройку, здание института пришлось вписывать между сохраняемыми старыми корпусами. К стоящему с отступом от фронта улицы 17-этажному параллелепипеду примыкает низкий, облицованный известняком корпус, вмещающий вестибюль, администратиивные помещения и зал на 760 мест, чаша которого заглублена в землю. В соответствии с одним из принципов Ле Корбюзье, клинический корпус поднят на столбы, между которыми можно пройти в зеленый внутренний двор больницы.

Всеволод Воскресенский также автор проектов зданий Монетного двора СССР (1974) на Даниловской площади и Министерства высшего, среднего и специального образования на Люсиновской улице (1978). Руководил группой архитекторов занимающихся планировкой и застройкой Зюзино, Волхонка-ЗИЛ, Бирюлёво Западное, Чертаново, площадей Ленина и Добрынинской и других градостроительных объектов столицы. Участвовал в проектировании памятника Н. К. Крупской на Сретенском бульваре (1976, скульпторы Е. Ф. и А. М. Белашовы).

Как упоминалось выше, В. Л. Воскресенский был одним из авторов проекта знаменитой гостиницы «Интурист» на улице Горького (1965–1970; соавторы – Ю. Н. Шевердяев и А. Болтинов), снесенной в 2002 году. Вот как вспоминает о нём архитектор Феликс Новиков : «Его главный автор Всеволод Воскресенский – на мой взгляд, самая яркая личность в плеяде учеников мастерской – школы Жолтовского – был всецело поглощён своим детищем. В ту пору всеобщего увлечения модернизмом он, как мечту строил «золотую» лестницу, облюбовывая каждый фрагмент интерьера, истово «проталкивая» яркую монументальную работу Полищука и Щетининой. А когда московский партийный вождь Гришин воспротивился высотному строительству в центре города, он нашёл способ ускорить достижение заветной мечты. Я встретил старшего коллегу, шедшего по улице Горького в состоянии лёгкого опьянения. Он сообщил: «Сейчас был наверху. Поставил работягам ящик водки, чтобы скорее закончили монтаж каркаса»».

Вместе с В. Д. Бабадом , Л. В. Смирновой и В. Ш. Барамидзе проектировал многоподъездный жилой дом, построенный на Большой Тульской (1970–1980). Сегодня москвичи чаще всего называют этот дом «кораблем» или «титаником». А все потому, что в 1980-е годы огромное здание, появившееся на мало застроенной в то время территории, действительно напоминало большой круизный лайнер, плывущий на фоне голубого неба. Второе имя архитектурного чуда – «Дом атомщиков». Его строили по заказу министерства среднего машиностроения СССР, занимавшегося атомной промышленностью.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Люди Богородского края

Источник: www . sovkos.ru

(1913 - 1965 гг.)

«Знать о ракете больше, чем даже конструкторы!»

Этому учил своих студентов профессор, доктор технических наук , организатор и первый заведующий кафедрой испытаний летательных аппаратов МАИ, он же, первый представитель профессии инженера-испытателя в области ракетной техники, возникшей в нашей стране в послевоенные годы.
Воскресенский родился в Павловском Посаде Московской области в семье сельского священника, воспитывался в семье старшего брата в Москве. Уже с 16 лет начал трудовую деятельность - электромонтером на заводе «Красный факел», совмещая работу с учебой в школе, а с 1932 года - в МЭИ. После четвертого курса института его призывают в армию, где он всерьез занимается совершенствованием оружия, и, уже демобилизовавшись, про. должает работать в этой области. Перед самой войной один из разработанных им образцов принимается на вооружение, и Государственный Комитет Обороны поручает Воскресенскому организацию eгo производства на предприятиях страны. В 1942 году Леонид Александрович назначается начальником электротехнической лаборатории института и разрабатывает новые образцы ракетного оружия, и за участие в этой работе награждается орденом Красной Звезды.
После войны его включают в число участников первых пусков мощных баллистических ракет. Здесь его талант прирожденного испытателя, его удивительную интуицию, выдержку и смелость оценил С.П. Королев . Уже тогда Сергей Павлович ставит его на свое место у перископа в испытательном бункере, доверяя «своему Лене» больше, чем себе. Абсолютно считаясь с его мнением при пусках, Королев был в то же время крайне требователен к своему заместителю по испытаниям в процессе подготовительной работы, где на Воскресенском лежала ответственность за разработку испытательного оборудования, систем измерений, программ и методик испытаний.

Источник: www . novosti - kosmonavtiki . ru

История создания ракет и космических кораблей – это история жизни замечательных людей, творения которых в области ракетно-космических систем беспримерны. Один из них – Леонид Александрович Воскресенский, талантливый инженер-исследователь и испытатель отечественной ракетно-космической техники, заместитель Главного конструктора ОКБ-1 С.П.Королева, Герой Социалистического Труда, д.т.н., профессор, кавалер двух орденов Ленина и ордена Красной Звезды.

Леонид Александрович родился 14 июля 1913 г. в семье Павлово-Посадского священника (его отец и мать, будучи «служителями религиозного культа», после 1917 г. подвергались гонениям). До девяти лет он жил с родителями, а затем в Москве – на иждивении старшего брата Георгия, инженера завода «Манометр». Эта маленькая хитрость открыла Леониду путь в будущее: «сын живет от отца отдельно и отлучен от религиозного влияния».

В апреле 1929 г. Леонид начал свою трудовую деятельность электромонтером на заводе «Красный факел» в Москве. Без отрыва от производства он прошел три курса обучения в Московском энергетическом институте (1932–36). Затем – служба рядовым в 106-м особом саперном батальоне РККА (1936–37), работа в Государственном НИИ азота МХП СССР (1937–43, инженер), НИИ-3 МАП СССР (1943–44, нач. лаборатории) и НИИ-1 МАП (1944–47, нач. лаборатории), совершенствование знаний, приобретение опыта...

В сентябре 1944 г. на захваченном немецком артиллерийском полигоне в Дембице были найдены обломки нового секретного оружия – ракеты «Фау-2». «Осколки» доставили в Москву в НИИ-1, где в то время работал Л.А.Воскресенский. Для дальнейшего изучения реактивного вооружения непосредственно в Германии была образована межведомственная комиссия особого назначения, в которую вошли С.П.Королев, Л.А.Воскресенский, В.П.Мишин, Б.Е.Черток, Н.А.Пилюгин, А.М.Исаев, В.И.Кузнецов, М.С.Рязанский, В.П.Глушко и др.

Из воспоминаний В.П.Мишина: «8 августа 1945 г. нас поодиночке вызвали в ЦК ВКП(б) и проинформировали кратко: «Вы включены в состав Межведомственной комиссии, считайте – призваны в армию. Завтра вылетаете в Берлин… На месте вам объяснят, что делать… 9 августа 1945 г. рано утром на Центральном аэродроме в Москве у трапа самолета ЛИ-2 выстроились на посадку люди в необношенной, только что полученной со склада, мешковато висевшей на них форме. Среди них был и Л.А.Воскресенский, беспартийный, произведенный росчерком пера из рядового солдата в подполковники…»

В Германии состоялась первая встреча С.Королева и Л.Воскресенского, который после образования в марте 1946 г. института «Нордхаузен» (под руководством генерал-лейтенанта Л.М.Гайдукова) стал руководителем группы «Выстрел» и начальником отдела испытаний.

Получив необходимую информацию по ракете из различных источников, осуществив горизонтальные испытания десяти «Фау-2» (серия А4-Н), подготовив десять комплектов узлов и деталей для сборки ракет серии А4-Т на опытном заводе НИИ-88, советские специалисты, в т.ч. Л.Воскресенский, в начале 1947 г. вернулись на родину. На базе «Фау-2» предстояло создать отечественную индустрию по производству, сборке, испытаниям и запуску ракет.

В апреле 1947 г. Воскресенского переводят из НИИ-1 в НИИ-88 – он навсегда становится испытателем РКТ, создаваемой коллективом С.П.Королева. В структуре ОКБ-1 Головной проектно-испытательный отдел №19, который с октября 1951 г. по февраль 1954 г. возглавлял Леонид Александрович, функционировал 15 лет (1951– 1966), до его расформирования в 1966 г. в ходе реорганизации ОКБ-1 в ЦКБЭМ.

С февраля 1954 г. по 29 апреля 1963 г. Л.А.Воскресенский работал заместителем Главного конструктора ОКБ-1 по летным испытаниям ракет и космических объектов (был освобожден от должности по личной просьбе по состоянию здоровья), а с 29 октября 1963 г. по 16 декабря 1965 г. – научным руководителем испытательного «куста» ОКБ-1.

Работая с С.Королевым, Л.Воскресенский все время находился на самых ответственных участках отработки образцов новой техники, проявил незаурядные способности ученого, конструктора и испытателя, многократно, качественно и в установленные сроки проводил сложные экспериментальные и технические испытания всех видов изделий.

Из обращения к министру МОМ СССР С.А.Афанасьеву, подписанного С.П.Королевым 3 января 1966 г. «Л.А.Воскресенский, являясь выдающимся инженером и способным организатором, сумел сплотить вокруг себя большой творческий коллектив испытателей. Под его руководством были созданы методические и технические основы испытаний, требования к испытательному оборудованию и измерительным системам – основным средствам, определяющим необходимое качество испытаний. Лично ему принадлежит свыше 80 научно-технических трудов. На этих трудах воспитана целая плеяда высококвалифицированных инженеров-испытателей».

По поручению С.Королева Л.Воскресенский взаимодействовал с комиссией Василия Ивановича Вознюка по выбору полигона для запуска межконтинентальных баллистических ракет (МБР).

С 1957 г. по апрель 1963 г. Леонид Александрович как зам. главного конструктора по летным испытаниям выполнял роль стреляющего при отработке и пусках ракет разработки ОКБ-1 С.Королева: боевых изделий 8К71, 8К74 и 8К75, а также космических носителей 8К72 и 8К78.

О полигонных буднях Л.Воскресенского Б.Е.Черток вспоминал так: «Леонид Александрович обладал талантом окрашивания трудных часов на старте. Острил, шутил – и всегда к месту. Это было подобно острой приправе к пресной пище».

Э.Б.Бродский, сменивший Л.А.Воскресенского на должности начальника отдела испытаний, так охарактеризовал своего бывшего непосредственного руководителя: «Будучи человеком целеустремленным, он с энтузиазмом до мельчайших подробностей вникал в освоение нового. Поэтому Сергей Павлович Королев именно ему доверил столь сложный и ответственный участок работы, назначив своим заместителем по испытаниям РКТ».

Несомненно, сильной чертой Л.Воскресенского была инициатива в принятии смелых решений в экстремальных ситуациях.

А.И.Осташев, который работал под непосредственным руководством Леонида Александровича с 1947 по 1965 гг., рассказывал:

«Вся славная летопись ОКБ-1 по освоению космоса рождалась при активном непосредственном участии Л.А.Воскресенского – главного идеолога и руководителя испытательных работ.

Его отличали острый ум, уникальная быстрота и точность реакции в чрезвычайных ситуациях, тонкий юмор, большое жизнелюбие, способность достойно держать себя в любом обществе. Интересно, что только он среди всех работников ОКБ-1 общался с С.П.Королевым на «ты».

Экстремальных ситуаций при испытаниях ракет Л.Воскресенский пережил очень много. Вот лишь несколько примеров.

1953 г. На ГЦП Капустин Яр проводятся два запуска ракеты Р-2 под кодовыми названиями «Герань» и «Генератор» с экспериментом по линии Минобороны – распыление радиоактивной жидкости, заключенной в специальные емкости в головных частях, над заданной территорией.

При подготовке первой ракеты стартовая команда замечает течь мутной жидкости по корпусу со стороны «головы» и пытается покинуть опасное место. Стреляющий (Л.Воскресенский) поднимается на установщик, размазывает пальцем жидкость и артистично, на виду у всех... пробует палец языком. Спустившись с установщика, громко обращается к стартовикам: «Мужики! Давайте работать! Это гадость, но безвредная». Он был уверен, что этот эксперимент только имитировал процесс распыления «радиоактивного дождя», и не ошибся. Правда, вечером, после пуска, «для нейтрализации организма и ликвидации последствий пережитого» употребил-таки стопку спирта.

Вновь Капустин Яр. Боевая ракета Р-2 – на стартовом столе, головная часть впервые заряжена тонной тротила. Леонид Александрович как стреляющий командует: «Зажигание! Предварительная! Главная! Подъем!» Ракета, оторвавшись от стартового стола, через несколько секунд вдруг падает. Пожар на старте – гигантский всполох пламени. Королев выбегает из бункера, по пути хватая огнетушитель... «Сергей! Назад! – кричит Воскресенский, догоняет его и тащит обратно.

Прибывшие пожарные машины затушили огонь. К счастью, боеголовка не взорвалась – по штатной схеме она была заблокирована и приводилась в действие электрической командой на выключение двигателя, а ее в данной аварийной ситуации не было. Что касается аварии, то Леонид Александрович при осмотре места падения ракеты обнаружил бачок для перманганата натрия с открытым штуцером (не был закрыт пробкой), служащий для разложения перекиси водорода в газогенераторе. Парогазовая смесь раскручивает турбонасосный агрегат для подачи компонентов топлива в камеру сгорания. С открытым бачком двигатель только успел выйти на режим и остановился.

После этого случая Воскресенский шутил: “Чтобы Сергею неповадно было бегать на старте с огнетушителем, нужно удалить старт от бункера километров на 20, а пуском ракет с атомным зарядом управлять по радиолинии”».

Военный испытатель ГЦП и НИИП-5 В.Графовский вспоминает: «На Капустином Яре был случай перед пуском ракеты Р-5. Нас часто подводил один из узлов заправки кислородом – подпиточное приспособление с клапаном. Почти каждый раз перед самым пуском, когда нужно уже отстыковывать заправщик и убираться в укрытие, этот клапан заедало, он не закрывался плотно, и жидкий кислород лился на пусковой стол. Железо начинало трещать. Ситуация неприятная. Леонид Александрович кричит: «Что стоите? Давайте молоток!» Ему сунули молоток – и он начал дубасить по клапану. Тот закрылся. Все разбежались по укрытиям, и ракета взлетела...»

9 апреля 1961 г. Космодром Байконур. Первый пуск Р-9. По окончании скоростной заправки автоматика пуска была остановлена по команде стреляющего для осмотра ракеты. В перископ Л.А.Воскресенский заметил небольшую течь кислорода на стыке съемной и неподвижной частей пускового стола. Решил на месте осмотреть характер течи, взял с собой Бориса Аркадьевича Дорофеева и Аркадия Ильича Осташева. Установили: течь очень маленькая. Воскресенский принимает неординарное решение: снял с головы беретку, приложил к месту течи и... пописал на нее, предложив сделать то же самое сопровождающим. Тряпки обмерзли – и течь прекратилась…

В первых командировках на Байконур (площадка 2) Леонид Александрович жил в двухместном купе спального вагона. После постройки четырех домиков (по три комнаты в каждом) С.П.Королев распорядился так: дом №1 – для маршала М.И.Неделина (резерв), №2 – С.П.Королеву, В.П.Мишину и Б.Е.Чертоку по комнате, №3 – В.П.Бармину, В.И.Кузнецову и Л.А.Воскресенскому, №4 – Н.А.Пилюгину, В.П.Глушко и М.С.Рязанскому. Этим распределением Королев приравнял по привилегиям к главным конструкторам своих заместителей – Мишина, Чертока и Воскресенского.

Будучи человеком «старой закалки», Королев обязывал докладывать ему в любое время суток о замечаниях, выявленных во время испытаний ракет и космических объектов на Байконуре. В интересах нормального отдыха Главного конструктора Леонид Александрович сумел поломать этот порядок. Все доклады стали проводиться только утром, но никак не ночью. Примечательно, что в кругу близких С.П.Королев называл его ласково «мой Лёня».

На фоне таких прекрасных взаимоотношений существовали резкие различия во взглядах С.Королева и Л.Воскресенского на отработку блока «А» первой ступени тяжелой суперракеты Н-1 (изделие 11А52) для покорения человеком Луны. Леонид Александрович настаивал на строительстве мощного стенда для огневых испытаний всего пакета в полной связке и предлагал до начала летных испытаний Н-1 провести на этом стенде прожиг блока «А» в сборе. Однако он не получил поддержки ни у Королева, ни у Мишина. После аварии при первом пуске Н-1, уже после смерти Воскресенского и Королева, патриарх отечественной космонавтики Борис Евсеевич Черток высказался так: «Прав был Л.Воскресенский, что настаивал на строительстве и отработке блока «А» на стенде».

В конце 1960 – начале 1961 гг. по инициативе Л.А.Воскресенского в МАИ было образовано новое направление по подготовке инженеров-испытателей для ракетно-космической промышленности: создана спецкафедра 308, которой он бессменно руководил до последнего дня жизни.

Леонид Александрович любил жизнь и все то прекрасное, что ее составляет. Сам водил машину, в свободную минутку мог перекинуться в карты, поиграть в теннис. По этому виду спорта он имел квалификацию судьи республиканской категории. Увлекался горными лыжами, которые требуют не только хорошей физической подготовки, но и смелости, ловкости, решительных действий. Любил музыку. Последний раз был на концерте в зале Чайковского 14 декабря 1965 г., всего за сутки до кончины. Друзья и коллеги не только уважали его как талантливого технического специалиста, но и любили за человечность, жизнелюбие, приветливость и сердечность.

Воскресенский ушел из жизни 16 декабря 1965 г., на 53-м году жизни, в самом расцвете творческих сил. Причина смерти – инсульт… Менее чем через месяц не стало его близкого друга – Сергея Павловича Королева. Главный конструктор успел проститься с главным испытателем и позаботиться о его семье.

В апреле 1967 г., когда мы готовили на Байконуре первый пилотируемый корабль «Союз», М.С.Рязанский сказал: «Я догадываюсь, кого нам всем не хватает, – Сергея и Леонида». Первый пуск без Королева и Воскресенского – и первая гибель космонавта в новом корабле…

Леонид Александрович Воскресенский (1913-1965) - советский учёный-испытатель ракетной техники, один из ближайших соратников С. П. Королёва, профессор, доктор технических наук.

Биография

Родился 14 июня 1913 года в городе Павловский Посад в Российской империи в семье священника Александра Георгиевича Воскресенского; мать - Екатерина Вениаминовна, урождённая Соколова. Верующие родители после 1917 года подвергались гонениям[каким?] и с девяти лет Леонид Воскресенский жил в семье старшего брата Георгия, инженера завода «Манометр».

С 1929 по 1936 год работал электромонтером, затем бригадным инженером Научно-технического института всесоюзного объединения точной индустрии (НТИ ВОТИ) и заочно учился в Московском энергетическом институте. После 4 курса, в 1936 году был призван в армию.

В 1937-1943 гг. работал старшим инженером в государственном НИИ азота Наркомата химической промышленности, затем до 1947 года - начальником электротехнической лаборатории в НИИ-3 и НИИ-1. В это время, в 1945 году, он был направлен в Германию, в составе большой группы специалистов, в которую входили С. П. Королёв, В. П. Глушко, В. П. Мишин, Б. Е. Черток, Н. А. Пилюгин и др. - для выявления и вывоза заводского и лабораторного оборудования и образцов немецких ракет А-4. С марта 1946 года, в организованном ракетном институте «Нордхаузен», он был руководителем группы «Выстрел» и начальником отдела испытаний.

В апреле 1947 года Л. А. Воскресенский был назначен начальником контрольно-измерительной станции в НИИ-88. С октября 1951 года по февраль 1954 года он возглавлял проектно-испытательный отдел № 19 (лётно-испытательную станцию на полигоне Капустин Яр) ОКБ-1.

В 1954-1963 годах Л. А. Воскресенский - заместитель главного конструктора ОКБ-1 (главный конструктор - С. П. Королёв). Участвовал в уникальных разработках и испытаниях отечественной реактивной артиллерии и ракетно-космической техники, руководил пусками всех типов ракет разработанных в этот период в ОКБ-1, в том числе первых межконтинентальных боевых ракет 8К71(Р-7), 8К74 (Р-7А) и 8К75 (Р-9, Р-9А), способных нести ядерный заряд, а также космических ракет-носителей 8К72 (Восток) и 8К78 (Молния).

12 апреля 1961 года во время запуска c космодрома Байконур первого в мире космонавта Ю. А. Гагарина на космическом корабле «Востока» Л. А. Воскресенский был дублёром «стреляющего» - подполковника ракетных войск А. С. Кириллова. Он вёл наблюдения у второго перископа в бункере управления, но команд не отдавал.

Ракеты, основанные на Р-7, были отработаны до столь высокого уровня надежности, что продолжают служить и по сей день - 15 июля 2012 года корабль Союз ТМА-05М стартовал к МКС, ракета «Восток» была снята с эксплуатации после более 30 лет (последний запуск 29 августа 1991 года с индийским спутником на борту), а ракета «Молния» прослужила почти 50 лет (последний запуск с космическим аппаратом СПРН состоялся 30 сентября 2010 года).

С апреля 1963 г. по состоянию здоровья перешел на преподавательскую работу в Московский авиационный институт, однако до конца своих дней продолжал сотрудничать с ОКБ-1 в качестве консультанта, официально в должности «исполняющего обязанности научного руководителя отделов испытаний».

В 1959 г. присуждена ученая степень доктора технических наук, в 1964 г. присвоено ученое звание профессора.

С 1961 по 1965 гг. профессор, заведующий кафедрой № 308 Московского Авиационного Института (МАИ), инициатор организации в 1961 году этой кафедры, получившей при создании название «Кафедра измерительных и испытательных систем летательных аппаратов», и подготовившей несколько поколений инженеров-испытателей ракетной и авиационной техники.

Леонид Александрович Воскресенский скончался 16 декабря 1965 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок 6, ряд 27).

Семья

Отец - Александр Георгиевич Воскресенский (1875-1950), с 1898 г. священник Никольской церкви в городе Павловский Посад, а с 1923 г. московского храма Успенья Пресвятой Богородицы в Кожевниках, с 1930 по 1950 гг. протоиерей московского храма Иоанна Воина. Мать - Екатерина Вениаминовна Соколова (1880-1956).


Родился 14 июля 1913 года в городе Павловский Посад , Московской губернии
в семье священника .

Его отец и мать , будучи «служителями религиозного культа» , после 1917 года подвергались гонениям .

До девяти лет он жил с родителями , а затем в Москве – на иждивении старшего брата Георгия , инженера завода «Манометр» . Эта маленькая хитрость открыла Леониду путь в будущее:
«
сын живет от отца отдельно и отлучен от религиозного влияния ».

В апреле 1929 года Леонид начал свою трудовую деятельность электромонтером на Московском заводе «Красный факел» .
Без отрыва от производства он прошел три курса обучения в Московском энергетическом институте (в 1932–1936 годах ).
Затем – служба
рядовым в 106-м особом саперном батальоне РККА (в 1936–1937 годах ),
работа в должности
инженера в Государственном НИИ азота Наркомата Химической промышленности СССР (в 1937–1943 годах ), НИИ-3 Наркомата авиационной промышленности СССР (в 1943–1944 годах , Начальник лаборатории ) и НИИ-1 НКАП
(в 1944–1947 годах , Начальник лаборатории ), совершенствование знаний ,
приобретение опыта...

В сентябре 1944 года на захваченном немецком артиллерийском полигоне в Дембице были найдены обломки нового секретного оружия ракеты «Фау-2» .
«Осколки» доставили в Москву в НИИ-1 , где в то время работал Л.А. Воскресенский .
Для дальнейшего изучения реактивного вооружения непосредственно в Германии была образована межведомственная комиссия особого назначения , в которую вошли С.П. Королёв , Л.А. Воскресенский , В.П. Мишин , Б.Е. Черток , Н.А. Пилюгин , А.М. Исаев , В.И. Кузнецов , М.С. Рязанский , В.П. Глушко и др .

В.П. Мишин вспоминал :

В Германии состоялась первая встреча С.П. Королёва и Л.А. Воскресенского ,
который после образования в
марте 1946 года института «Нордхаузен»
(под руководством генерал-лейтенанта Л.М. Гайдукова ) стал руководителем группы «Выстрел» и Начальником отдела испытаний .

Получив необходимую информацию по ракете из различных источников , осуществив горизонтальные испытания десяти «Фау-2» (серия А4-Н ), подготовив десять комплектов узлов и деталей для сборки ракет серии А4-Т на опытном заводе НИИ-88 , советские специалисты ,
в т.ч. и Воскресенский , в начале 1947 года вернулись на родину .
На базе «Фау-2» предстояло создать отечественную индустрию по производству, сборке, испытаниям и запуску ракет .

В апреле 1947 года Воскресенского переводят из НИИ-1 в НИИ-88 – он навсегда становится испытателем ракетно-космической техники , создаваемой коллективом С.П. Королёва .

В структуре ОКБ-1 Головной проектно-испытательный отдел № 19 , который с октября 1951-го
по февраль 1954 года возглавлял Леонид Александрович , функционировал 15 лет
(с 1951-го по 1966 года ), до его расформирования в 1966 году в ходе реорганизации ОКБ-1
в ЦКБЭМ .

С февраля 1954-го по 29 апреля 1963 года Л.А. Воскресенский работал Заместителем Главного конструктора ОКБ-1 по летным испытаниям ракет и космических объектов (был освобожден от должности по личной просьбе, по состоянию здоровья ), а с 29 октября 1963 года по 16 декабря 1965 года научным руководителем испытательного «куста» ОКБ-1 .

Работая с Королёвым , Воскресенский все время находился на самых ответственных участках отработки образцов новой техники , проявил незаурядные способности ученого , конструктора и испытателя , многократно , качественно и в установленные сроки проводил сложные экспериментальные и технические испытания всех видов изделий .

В 1958 году Л.А. Воскресенский защитил Докторскую диссертацию .

В конце 1960-го – начале 1961 годов по инициативе Леонида Александровича
в МАИ было образовано новое направление по подготовке инженеров-испытателей для ракетно-космической промышленности : создана спецкафедра 308 , которой он бессменно руководил до последнего дня жизни .

Леонид Александрович любил жизнь и все то прекрасное , что ее составляет .
Сам водил машину , в свободную минутку мог перекинуться в карты, поиграть в теннис .
По этому виду спорта он имел квалификацию судьи республиканской категории .
Увлекался горными лыжами , которые требуют не только хорошей физической подготовки ,
но и смелости , ловкости , решительных действий . Любил музыку . Последний раз был на концерте в Зале имени П.И. Чайковского 14 декабря 1965 года , всего за сутки до кончины .

Друзья и коллеги не только уважали его как талантливого технического специалиста ,
но и любили за человечность , жизнелюбие , приветливость и сердечность .
Н аграды:
За подготовку и успешное осуществление запуска Первого
в Мире Искусственного Спутника Земли
в 1957 году
Леониду Александровичу Воскресенскому было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина
и Золотой медали "Серп и молот" .

Он - Кавалер двух орденов Ленина и ордена Красной Звезды .