Рефераты Изложения История

Тыл в годы второй мировой войны презентация. Презентация - советский тыл в годы великой отечественной войны

Слайд 1

Советский тыл Экономика СССР 1941-1945гг
Нападение Германии на СССР потребовало от страны перевода экономики на военные рельсы, т.е. развития и максимального расширения военного производства. Предусматривался перевод экономики на военные рельсы с учетом сложившейся обстановки на фронте и в стране, увеличение выпуска оружия, боеприпасов, производства горючесмазочных материалов и другой продукции первостепенной значимости, в перебазировании предприятий из прифронтовой полосы на восток, в создании государственных резервов. Советская экономика в годы войны прошла в своем развитии два этапа: первый - перестройка народного хозяйства на военный лад (июнь 1941 г. - осень 1942 г.), второй - рост военного хозяйства (осень 1942 г. - сентябрь 1945 г.).
Перестройка шла по двум магистральным линиям: во-первых, переключение на военное производство практически всех отраслей промышленности, резкое сокращение или прекращение выпуска гражданской продукции; во-вторых, перебазирование (эвакуация) производительных сил в отдаленные от фронта районы.

Слайд 2

Советский тыл Рабочая сила
В годы войны резко снизилась численность рабочей силы. Если в 1940 г. в народном хозяйстве СССР было занято 31,2 млн. рабочих и служащих, то в 1942 г. - всего 18,4 млн. Сокращение количества рабочих и служащих было тесно связано с ростом численности вооруженных сил, которая с июня 1941 г. по май 1945 г. выросла с 5,4 млн. до 11,4 млн. человек. В годы войны оказалось в крайне сложном положении сельское хозяйство. В 1941-1942 гг. были потеряны важнейшие сельскохозяйственные районы. На 40-60% уменьшилось количество колхозов и совхозов, тракторов, машин, лошадей. До минимума были сокращены капиталовложения в село. Исключительно острым оставалось положение с трудовыми ресурсами на селе.
На 38% уменьшилась численность трудоспособного населения деревни. Наиболее тяжелым оказался 1943 г. Засуха поразила основные сельскохозяйственные районы. Валовая продукция сельского хозяйства составила в 1943 г. 37% от уровня довоенного 1940 г. Резко снизилась урожайность зерновых. Перелом наступил только в 1944 г.

Слайд 3

Советский тыл Сельское хозяйство
Несмотря на успехи промышленности, 1942 год был особенно трудным для сельского хозяйства страны. Из-за оккупации противником важных продовольственных районов СССР существенно сократились посевные площади и валовой сбор зерновых. Потери, понесенные сельским хозяйством, были значительны, резко ухудшилось его материально - техническое снабжение,остро ощущалась нехватка рабочей силы. К концу года число трудоспособных колхозников по сравнению с довоенным временем сократилось вдвое, уменьшился машинный парк МТС и совхозов, не хватало горючего, сократилось производство минеральных удобрений.
Все это сказывалось на производстве сельскохозяйственной продукции. Перед тружениками деревни была поставлена задача освоить новые земли на востоке. За короткое время были увеличены посевные площади на 2.8 млн. гектаров.

Слайд 4

Советский тыл Работники науки и культуры
На нужды фронта, в интересах победы трудились работники науки и культуры. Наука сосредоточилась на разработке военно-технических проблем, мобилизации сырьевых ресурсов страны на нужды обороны. В 1943 г. начались работы по созданию советской атомной бомбы, которыми занималась специальная лаборатория по расщеплению ядра урана под руководством академика И.В.Курчатова. Советские танки Т-34, KB превзошли лучшие немецкие образцы. В «борьбу умов» внесли вклад авиаконструкторы А.С.Яковлев, С.А.Лавочкин, С.В.Ильюшин (создатель штурмовиков, лучшим из которых стал ИЛ-2 - «летающий танк»), А.Н.Туполев, Н.Н.Поликарпов, В.М.Петляков, В.М. Мясищев, создатели авиамоторов А.Д.Швецов, В.Я.Климов, А.А.Микулин и др.
Большую помощь бойцам оказали медики, в частности, главный хирург Красной Армии академик Н.Н.Бурденко. Предложенный им метод лечения ранений черепа сульфамидными препаратами позволил резко, с 65 до 25%, снизить смертность среди раненых.
Н.Н.Бурденко

Слайд 5

Советский тыл Техника в годы войны
Экономика перестраивалась в условиях, когда враг быстро продвигался в глубь страны, а советские вооруженные силы несли огромные людские и материальные потери. Из имевшихся на 22 июня 1941 г. 22,6 тыс. танков к концу года осталось 2,1 тыс., из 20 тыс. боевых самолетов - 2,1 тыс., из 112,8 тыс. орудий и минометов - всего около 12,8 тыс., из 7,74 млн винтовок и карабинов - 2,24 млн. Без восполнения таких потерь, причем в кратчайшие сроки, вооруженная борьба с агрессором стала бы просто невозможной.

Слайд 6


В крупнейший станкостроительный центр превратился Челябинск, где на базе местного тракторного завода, а также эвакуированного из Ленинграда оборудования Кировского и Харьковского дизельного заводов и ряда других предприятий было образовано многопрофильное танковое производственное объединение. В народе его совершенно справедливо называли «Танкоградом». До лета 1942 г. здесь выпускались тяжелые танки КВ-1, потом средние танки Т-34. Еще один мощный центр российского танкостроения на базе Уралвагонзавода был развернут в Нижнем Тагиле. Этот центр обеспечил действующую армию наибольшим за всю войну количеством танков Т-34. В Свердловске на Уралмашзаводе, где раньше создавались главным образом уникальные крупногабаритные машины, началось серийное производство корпусов и башен для тяжелых танков КВ. Благодаря этим мерам танковая промышленность сумела уже во втором полугодии 1941 г. выпустить боевых машин в 2,8 раза больше, чем в первом.

Слайд 7

Советский тыл Строительные центры
14 июля 1941 г. около г. Орши впервые были применены реактивные минометы катюша. Их широкое производство началось с августа 1941 г. В 1942 г. советская промышленность выпустила 3 237 реактивных установок, что позволило укомплектовать гвардейские минометные части при Ставке Верховного Главнокомандования. Изготовлению такой сложной военной техники, как самолеты, требующей высокого класса точности, уделялось особое внимание. С августа 1940 г. наркомату авиационной промышленности было передано из других отраслей более 60 действующих заводов. В целом к началу войны авиапромышленность СССР располагала большими производственными мощностями, сотнями тысяч высококвалифицированных рабочих и специалистов. В этих условиях рост выпуска самолетов шел прежде всего за счет вывезенных и вновь построенных авиационных заводов..
В связи с потерей Донбасса и тем уроном, который был нанесен Подмосковному угольному бассейну, в стране резко обострилась топливная проблема. Ведущими поставщиками угля, являвшегося в то время основным видом топлива, стали Кузбасс, Урал и Караганда.

Слайд 8

Советский тыл
Молодежь – фронту Во втором полугодии 1941года в работу включились 360 тысяч учащихся 8-10 классов. Уже на третьем году войны доля рабочих и служащих в возрасте до 18 лет в различных отраслях промышленности составляла от 40 до 60% Сбор средств Добровольная помощь трудящихся позволила направить на фронт: Более 2,5 тыс.самолетов Более 5 тыс. танков По займам и лотереям свыше 118 милрд. руб. Труженики села- фронту! 80% всей рабочей силы в деревне составили – женщины, старики и дети За 1941-1944 гг. колхозы и совхозы дали стране 4,3 миллиарда пудов зерна Рабочий класс – фронту! С 1941 по 1944 гг. увеличилось производство самолетов в 3,3 раза, авиамоторов в 5,4 раза, танков в 2 раза, дизельных моторов в 4,6 раза.
Мальчишки мужали. Мальчишки взрослели Им только бы жить начинать сорванцам Как их завертели такие метели, Какие, пожалуй, не снились отцам. С. Наровчатов

Советский т ыл в годы войны

Выполнила: ученица 11 б класса

Ивлева Ирина

Учитель: Юшечкина Е.Г.


Единство фронта и тыла - залог победы

Война коренным образом изменила жизнь людей. Сначала была надежда на то, что боевые действия переместятся на территорию врага, но вскоре стало ясно,что в ходе войны решается судьба самой страны. Зверства фашистов привели к советских людей к необходимости беспощадной борьбы с агрессором Сталин в своей речи 3 июля неожиданно произнес: «Братья и сестры!» Люди поняли необходимость сплочения и самоотверженности в борьбе и это стало предпосылкой партизанского движения.


Н.М.Шверник

А. Н. Косыгин

Угроза оккупации прифронтовых районов заставила начать вывоз оттуда всего самого ценного оборудования, сырья людей и т.д. эту деятельность возглавил Совет по эвакуации.За короткий срок на Восток было переброшено огромное количество грузов За 5 месяцев было эвакуировано 1500 крупных предприятий и 10 млн. человек. На новом месте для них возводили новые производственные помещения, или объединяли с уже существующими предприятиями(Танкоград).


Челябинский «Танкоград»

Сборка танков на Челябинском

тракторном заводе

В декабре 1941 г. падение производства прекратилось и начался его рост. В середине 1942г.перестройка жизни страны на военный была успешно завершена, хотя западные эксперты считали, что нам понадобится на это не менее 5 лет. Советская экономика в итоге выиграла соревнование у экономики фашистской Германии и это стало одной из причин нашей победы в войне.

К осени 1942 года на Урале работало более 830 эвакуированных предприятий


Перевод экономики на военные рельсы

Работа на эвакуированных предприятиях


Школа военной поры

Война нанесла тяжелый удар по системе образования. Тысячи школ были разрушены, не хватало учебников и тетрадей. Но работа школ продолжалась даже в осажденных Севастополе, Ленинграде, Сталинграде и др. городах. В оккупированных районах обучение детей прекратилось. Научные центры в годы войны переместились на Восток. Сюда были эвакуированы научно-исследовательские институты АН СССР


Ученые: вклад в победу

В годы войны советские ученые работали на нужды армии. Академик Е.Патон, разработал новый метод сварки стали, позволявший получать сверхпрочные танковые корпуса.

Евгений Оскарович Патон


Научные исследования в медицине

Медики разработали методику переливания крови и впервые начали применять пенициллин.

Зинаида Ермольева –

пенициллина

Николай Бурденко – разработчик новых

методов лечения ранений


Разработка нового оружия

В 1943 г. Началась разработка советского ядерного оружия. Конструкторы работали над созданием новых образцов вооружения.

Михаил Тимофеевич

Калашников


Жизнь продолжается…

Афиши кинокартин,

снятых в годы войны


Искусство и война

С первых дней войны тысячи деятелей советской культуры ушли на фронт. Защищая Родину погибли А.Гайдар и Е. Петров. Фронтовыми корреспондентами работали М.Шолохов, К.Симонов,А.Фадеев и др. В осажденном Ленинграде продолжали работать О.Бергольц, В.Инбер, Д.Шостакович. События тех дней нашли отражение во «Фронтовых дневниках» К.Симонова, Н.Тихонова и др.

Писатель А. Толстой

выступает перед солдатами


Вывод:

Создание сильной экономической базы на востоке страны, единство фронта и тыла, морально-политическое единство советского общества стали одной из важнейших предпосылок коренного перелома и победы в войне.


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Из истории создания Тыловое обеспечение войск возникло с зарождением армий рабовладельческих государств. Первые организационные формы оно получило в армии Древнего Рима, имевшей особые органы, выдававшие воинам жалованье, снабжавшие их оружием, одеждой и др. Для изготовления и починки оружия и предметов военного снаряжения имелись специальные лагерные мастерские.

3 слайд

Описание слайда:

Продовольствие закупалось у населения или собиралось как дань с покорённых народов. Небольшие запасы оружия, продовольствия, одежды и обуви перевозились за войсками в обозах. Для этого использовались выделявшиеся населением по требованию военачальников вьючные животные, повозки, средства передвижения по воде. Большое значение придавалось строительству дорог, мостов, изысканию водных источников на путях движения войск. В армиях рабовладельческих государств впервые появились казначеи, интенданты, лица, ведавшие дорожными и фортификационными работами, устройством лагерей и расквартированием войск.

4 слайд

Описание слайда:

В связи с этим во 2-й половине 17 в. во французской, а затем и в др. европейских армиях была принята Магазинная система снабжения, позже были введены подвижные магазины, которые, хотя и являлись государственными, не были подчинены вооружённым силам. С увеличением численности армий и развитием их организации (18-19 вв.) в составе частей и соединений постепенно стали создаваться штатные подразделения, предназначенные для централизованного тылового обеспечения войск и флотов.

5 слайд

Описание слайда:

С тех пор начал организационно складываться Т. в. с. в современном его понимании. С появлением во 2-й половине 19 - начале 20 вв. массовых вооружённых сил, построенных на принципах кадровой армии и ВМФ, оснащением войск и сил флота новой боевой техникой Т. в. с. становится всё более сложным и многообразным.

6 слайд

Описание слайда:

В России в начале 18 в. с созданием регулярной армии Петр I образовал две службы: провиантскую - для обеспечения войск продовольствием и фуражом, и комиссариатскую - для финансирования, обеспечения вещевым имуществом, обозом, ручным оружием. В полках имелись хозяйственные подразделения - постоянные обозы с запасами материальных средств: осуществлялись хлебопечение, сушка сухарей, заготовка мяса, пошив и ремонт обмундирования, обуви. В 18 в. были созданы лазареты и госпитали.

7 слайд

Описание слайда:

С начала 19 в. в Военном министерстве имелись комиссариатский и провиантский департаменты, вошедшие в состав образованного в 1864 Главного интендантского управления. На него были возложены функции, ранее выполнявшиеся самими войсками (снабжение всеми видами материальных средств, организация пошива обмундирования и др.): были установлены должности интендантов от главного до дивизионного. В 1900 в Петербурге были созданы интендантские курсы (в 1911 преобразованы в Интендантскую академию).

8 слайд

Описание слайда:

Применение в ходе 1-й мировой войны танков, авиации и автомобильного транспорта потребовало создания сил и средств технического, дорожного, инженерно-аэродромного и аэродромно-технического обеспечения, снабжения горючим, инструментами и др. новым имуществом. Появление химического оружия вызвало необходимость снабжать войска средствами защиты от отравляющих веществ. Сложность удовлетворения потребностей многомиллионных вооружённых сил во время войны в разнообразной боевой технике привела к значительному расширению связи Т. в. с. с экономикой государства.

9 слайд

Описание слайда:

С 1918 обеспечением войск материальными средствами ведал начальник снабжения соответствующего фронта, армии, дивизии, бригады, которому подчинялись различные службы. Важные меры по организации Т. в. с. были приняты в результате проведения Военной реформы 1924-25 (См. Военная реформа 1924-25); материальное обеспечение сосредоточено в едином органе - Управлении начальника снабжения РККА; установлен порядок взаимоотношений органов Т. в. с. с народно-хозяйственными органами; принята схема снабжения - центр - округ - часть; реорганизованы войсковые органы тылового обеспечения.

10 слайд

Описание слайда:

К началу Великой Отечественной войны 1941-45 Т. в. с., кроме тыловых подразделений, частей и учреждений, входивших в состав частей, соединений и объединений родов войск и видов вооружённых сил, имел также базы и склады с запасами материальных средств, автомобильные, железно- дорожные, дорожные, эвакуационные, ремонтные, инженерно-аэродромные, авиационно-технические, медицинские, ветеринарные и др. тыловые части и учреждения центрального подчинения.

11 слайд

Описание слайда:

Современный тыл Вооруженных Сил имеет в своём составе: арсеналы, базы и склады с запасами материальных средств; специальные войска - автомобильные, железнодорожные, дорожные и трубопроводные; вспомогательный флот; части, учреждения и подразделения - инженерно-аэродромные, авиационно-технические, аварийно-спасательные, эвакуационные, ремонтные, строительные, медицинские, ветеринарные и др.

12 слайд

Описание слайда:

Стратегический тыл включает тыл центра (арсеналы, базы и склады с запасами материальных средств, части специальных войск тыла и др. тыловые части и учреждения, находящиеся в постоянном непосредственном распоряжении министерства обороны и главнокомандующих видами вооруженных сил).

13 слайд

Описание слайда:

Оперативный тыл составляют базы и склады с запасами материальных средств, части специальных войск тыла и др. тыловые части и учреждения, входящие в состав всех видов вооруженных сил.

14 слайд

Описание слайда:

Войсковой тыл образуют склады с запасами материальных средств, автотранспортные, ремонтные, медицинские и др. части и подразделения, предназначенные для непосредственного тылового обеспечения соединений, частей, кораблей и подразделений. Каждое войсковое соединение, часть (корабль) и подразделение имеют свой тыл, состав которого определён штатами.

Разделы: История и обществознание

Класс: 9

Приложение 1 (Этапы урока)

Приложение 2 (Карточки)

Цель: расширение и углубление знаний учащихся о роли тыла в ходе войны, о чрезвычайных условиях жизни, труда и быта в тылу.

Охарактеризовать перевод экономики на военный лад, показать вклад тружеников тыла, учёных, деятелей культуры в общее дело победы;

Продолжить формирование умений самостоятельной работы с учебником, дополнительной литературой, умения анализировать исторические факты и делать выводы; развивать мировоззренческие убеждения учащихся, расширять их социальный опыт;

Создать условия для воспитания гражданственности, патриотизма на примере тяжелейшего труда в тылу – труда наших родных и близких.

Тип урока: изучение нового и первичное закрепление новых знаний.

Оборудование: учебник; копии документов, книга “Тобольск” автор Копылов Д.И., Прибыльский Ю.П., книга “Летопись Тобольского района” автор Самоцлов В.А., карта “Великая Отечественная война”, мультимедийное оборудование.

Подготовительная работа: сообщения о вкладе наших земляков, тружеников тыла города Тобольска и Тобольского района, в дело победы.

Новые понятия: эвакуация, местоблюститель.

Ход урока

1. Организационный момент.

(Звучит один куплет песни “Священная война”).

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Прошло почти 70 лет с начала той страшной войны, но не через 70 и даже через 170 лет мы не должны забывать о ней.

2. Повторение ранее изученного материала.

“Тот, кто не помнит своего прошлого, обречён на то, что оно повторится”, -

сказал Д.Сантаяна.(Слайд №1) И мы, ребята, всегда должны помнить о тех страшных годах и о тех, благодаря кому мы сейчас так живём. Вашему вниманию я предлагаю тест из 10 заданий с выбором ответа (работаем 7 минут).(Слайд № 2 - самопроверка)

3. Введение в тему урока. Целеполагание.

Посмотрите внимательно на иллюстрации, которые расположены на доске. Что показано на картине? (ответы учащихся). Обратите внимание на таблицы (Слайд №3). Перед вами показатели производства вооружений в СССР в 1940 году и в 1944 году. Что вы можете сказать про эти цифры? Благодаря кому удалось добиться такого военного превосходства? (Ответы учащихся). Правильно ребята именно в тылу, трудом простых тружеников создавались эти самые танки и миномёты, самолёты и винтовки, хлеб и всё то, что без чего не может воевать ни одна армия в мире. О советском тылу в годы Великой Отечественной войны мы будем говорить сегодня на уроке. (Слайд №4 - тема) Война вызвала огромный морально-политический подъём, энтузиазм и личную заинтересованность большинства людей в победе над врагом и быстрейшем окончании войны. Все осознавали с врагом нужно сражаться любыми способами. Как ещё можно “ковать победу” в тылу? (Ответы учащихся). (Слайд №5 – цели и задачи урока)

4. Изучение нового материала:

Работа в парах. (учащимся раздаются отрывки из документов, книги ит.д.) Проанализировав предложенные факты и документы, дополнительную литературу, рассказать какую, роль в победе сыграли:

Эвакуация;

Церковь;

Художественная литература и культура;

После отчёта пар, заполнить таблицу (Слайд №6).

5. Физкультминутка (зарядка для глаз).

6. Закрепление изученного материала.

а) Каков вклад тружеников тыла в общее дело победы? К какому выводу вы пришли. (Слайд №7 – проверка правильности заполнения таблицы)

7. Первичный контроль.

Тест (5 заданий с выбором ответов - слайд № 8)

Домашнее задание (по выбору): - п. 31, вопросы №2, №4, №5;

Подготовить сообщение о каком-нибудь величайшем научном или техническом открытии, сделанном в это время и сыгравшем большую роль в разгроме врага (например сообщение о “Танк Т-34 – оружие победы”;

Написать сочинение “Вклад моей семьи в дело победы”.

Слайд 2

1.Советское общество в годы войны. 2.Перестройка экономики на военный лад. 3.Образование и наука. 4.Деятели культуры-фронту. 5.Церковь в годы войны. План урока.

Слайд 3

Докажите, что труженики тыла внесли существенный вклад в разгром гитлеровских захватчиков? Задание на урок.

Слайд 4

Война коренным образом изменила жизнь людей.Сна чала была надежда на то, что боевые действия пе-реместятся на территорию врага,но вскоре стало ясно,что в ходе войны решается судьба самой стра-ны.Зверства фашистов привели к советских людей к необходимости беспощадной борьбы с агрессором Сталин в своей речи 3 июля неожиданно произнес: «Братья и сестры!» Люди поняли необходимость сплочения и самоотверженности в борьбе и это стало предпосылкой партизанского движения. 1.Советское общество в годы войны. Беженцы.

Слайд 5

Угроза оккупации прифронтовых районов заставила начать вывоз оттуда всего самого ценного-оборудо-вания, сырья людей и т.д. эту деятельность возгла-вил Совет по эвакуации.За короткий срок на Вос-ток было переброшено огромное количество грузов За 5 месяцев было эвакуировано 1500 крупных пре дприятий и 10 млн человек.на новом месте для них возводили новые производственные помещения, или объединяли с уже существующими предприя-тиями(Танкоград). 2.Перестройка экономики на военный лад. Эвакуированный завод на новом месте.

Слайд 6

Многие производства были перепрофилированы на выпуск военной продукции.В декабре 1941 г. паде-ние производства прекратилось и начался его рост. В сер. 1942г.перестройка жизни страны на военный была успешно завершена, хотя западные эксперты считали,что нам понадобится на этоне менее 5 лет. Советская экономика в итоге выиграла соревнова-ние у экономики фашистской Германии и это ста-ло одной из причин нашей победы в войне. 2.Перестройка экономики на военный лад. Плакат.1943 г.

Слайд 7

Война нанесла тяжелый удар по системе образования. Тысячи школ были разрушены, не хватало учеб-ников и терадей.Но работа школ продолжалась да-же в осажденных Севастополе,Ленинграде,Сталин-граде и др.городах.В оккупированных районах обучение детей прекратилось. Научные центры в годы войны переместились на Восток.Сюда бали эвакуированы научно-исследо-вательские институты АН СССР. 3.Образование и наука. Военная школа. 1942 г.

Слайд 8

В годы войны советские ученые работали на нужды армии.Академик Е.Патон, разработал новый метод сварки стали, позволявший получать сверхпроч-ные танковые корпуса.А.Иоффе создал первые в мире радиолокаторы.Медики разработали методи-ку переливания крови и впревые начали приме-нять пенициллин.В 1943 г. Началась разработка со ветского ядерного оружия.Конструкторы работали над созданием новых образцов вооружения. 3.Образование и наука. Конструктор П.Дегтярев.

Слайд 9

С первых дней войны ты-сячи деятелей советской культуры ушли на фронт.Защищая Родину погибли А.Гайдар и Е. Петров. Фронтовыми корреспондентами рабо-тали М.Шолохов,К.Си-монов,А.Фадеев и др. В осажденном Лениграде продолжали работать О. Бергольц,В.Инбер,Д.Шостакович.События тех дней нашли отражение во «Фронтовых дневни-ках» К.Симонова,И.Эрен бурга,Н.Тихонова и др. 4.Деятели культуры-фронту. А.П.Гайдар на фронте

Слайд 10

Другие представители культуры выезжали на фронт в составе артистических бригад.В Средней Азии на объединенной киностудии продолжали снимать кинофильмы.Огромную популярность приобрели лирические песни(«Огонек»,«В землянке»,«Катю-ша» и др.)Д.Шестакович в осажденном Ленинграде написал Седьмую симфонию, которая летом 1942 г.была исполнена в осажденном городе. В Москве, Ленинграде продолжали работать театры. 4.Деятели культуры-фронту. А.Н.Толстой у летчиков

Слайд 11

К 1941 г.на свободе оста-лось 7 епископов Русс- кой Православной церк-ви.Местоблюститель пат риаршнго престола мит-рополит Сергий 22 июня 1941г.призвал верующих на защиту Родины. Его примеру последовали ли деры других конфессий. Церковь не только вела идеологическую работу, но и собирала средства для нужд фронта.В этих условиях Сталин в сен-тябре 1943 г.восстановил патриаршество и освобо-дил часть священников. 5.Церковь в годы войны. Митрополит Сергий.

Посмотреть все слайды