Рефераты Изложения История

О развитии военно-исторической науки. Военно-историческая наука действительно в упадке

Что изучает Военная История

Военная история изучает прошлое народов, государств, оценивает его, чтобы раскрыть закономерности общественного развития, правильно понять его важнейшие тенденции, а также извлечь из него определенные уроки и учитывать их в практике сегодняшнего и завтрашнего дня.

Военно-историческая наука неразрывно связана с современностью, так как проблема войны и мира продолжает оставаться одной из наиболее острых. Во-вторых, военно-историческая наука, объективно оценивая военное прошлое нашей страны и других стран, вырабатывает теоретические положения и оценки по истории войн, военного искусства, военного строительства и т. д.

Таким образом, она активно включается в решение оборонных задач государства. В-третьих, объективная истина, добываемая военно-исторической наукой, отражается в понятиях, которые раскрывают законы военных событий и формы их реализации, помогают людям лучше понять сущность исторического процесса и его противоречия.

Раскрывая деятельность людей в различные эпохи, направленную на достижение политических целей военными средствами, военноисторическая наука показывает особенности и формы этой деятельности, ее механизм. И наконец, военно-историческая наука не только исследует историю войн, военного прошлого как единый закономерный процесс, но формирует и определяет основные закономерности развития военного искусства, создавая тем самым основу для развития современной военной теории и практики.

Говоря об этой стороне методологической функции военно-исторической науки, необходимо отметить, что она, изучая прошлое, в особенности военные действия различного характера и масштаба, оказывает непосредственную помощь военной науке и служит важным научным материалом, из которого последняя вырабатывает теоретические и практические рекомендации вооруженным силам с учетом современных условий, уровня развития военной техники, оружия и т. д. Своими исследованиями она показывает факторы и условия, которые привели именно к этому, а не к другому результату, оценивает различные возможности, существующие в исследуемых военных действиях (войне), но особое внимание обращает на показ реализованной возможности. Так, например, обстоятельно описаны и оценены факторы и условия успешного контрнаступления наших войск под Сталинградом и Курском в Великой Отечественной войне и др.

Факты показывают, что тесная, органическая, прочная связь между военной историей и военной наукой не случайна. Она закономерна и глубоко необходима. Эта взаимосвязь оправдывает слова Н. Г. Чернышевского, который говорил, что «без истории нет теории, но и без теории нет истории». Изучая опыт прошлых войн, военно-историческая наука вносит огромный вклад в развитие отечественной военной теории. В этом смысле она является важным фактором укрепления оборонной мощи страны. Важнейшей функцией военной истории является мировоззренческая функция. Она выражается, во-первых, в осмыслении места войны в историческом процессе, выработке отношений к войне и роли в ней человека, а также к войне и военным действиям (искусству их ведения) как к средству изменения действительности в интересах общества и государства.

Во-вторых, данная функция способствует развитию общей, в том числе военной культуры человека, гражданина; влияет на формирование правильных представлений о характере современной войны и понимания военной доктрины государства. Иными словами, военная история как наука есть активный и равноправный участник формирования научной компоненты развития общества в целом (и в этом содержится ее мировоззренческий потенциал).

Дисциплина

«Военная история»

Тема 1

«Военная история как наука. Зарождение армий и военного искусства»

Лекция 1

«Военная история как наука»

Учебное время 2 часа

Рассмотрено и одобрено на заседании цикла ОВП

Протокол №_____ от «____» ____________ 20___ г.


Тема 1. Военная история как наука. Зарождение армии и военного искусства.

Лекция 1. Военная история как наука и учебная дисциплина.

Учебное время: 2 часа.

Место: аудитория.

Метод: лекция.

Материальное обеспечение: проектор, ноутбук.

Учебные вопросы и распределение времени:

І. Вводная часть – 10 мин.

1. Проверка наличия студентов и готовности к занятию – 1 мин.

2. Объявление темы занятия и времени, отводимого на её изучение – 3 мин.

4. Обоснование актуальности данной темы, её места в учебном плане и связи с предыдущим занятием – 3 мин.

5. Постановка учебных целей – 1 мин.

ІІ. Основная часть – 70 мин.

2. Объект и предмет военной истории. Взаимосвязь военной истории с другими дисциплинами.

ІІІ. Заключительная часть – 10 мин.

1. Краткие выводы по теме, ответы на вопросы студентов – 4 мин.

3. Доведение вопросов для самостоятельного изучения – 5 мин.


1. Зарождение военно-исторической науки. Структура, методы, понятия, категории и основные задачи военной истории.

Военная история как наука и как учебная дисциплина, изучаемая в военно-учебных заведениях, – итог ее длительного развития. Она зародилась в глубокой древности в форме простейших повествований о войнах и сражениях, о деятельности полководцев и военачальников в Египте, Ассирии, Китае, Персии, в странах античного мира (Древней Греции, Древнем Риме). Собственный путь имеет российская военно-историческая наука. На заре Отечества первоначальной формой освещения военно-исторических событий были летописи, которые велись на княжеских дворах и при монастырях. Тогда же появились первые военно-исторические труды. Однако их теоретический уровень обобщения был невысок. Это были описания событий и фактов, а также прославление военных вождей различных рангов.

В дальнейшем в результате попыток дать оценку тем или иным событиям, выявить причинно-следственные связи, сформулировать основополагающие принципы и закономерности военного искусства постепенно стали складываться определенные методы военно-исторических исследований, появляются военные историки-профессионалы и военная история становится самостоятельной отраслью науки.

Объект и предмет военной истории. Взаимосвязь военной истории с другими дисциплинами.

Каждая наука имеет свой объект и предмет исследования. Объект науки - это то явление или процесс, которое подвергается изучению. Одно и то же явление могут исследовать различные науки, сосредоточивая внимание на определённом его аспекте. Следовательно, предмет науки - это та сторона объекта, которая исследуется данной наукой.

Уже само название научной дисциплины свидетельствует о том, что ее объектом является процесс создания и функционирования армии, подготовки и ведения войн прошлого. В нем военная история исследует исторические закономерности военного строительства, возникновения, хода и исхода войн; военную деятельность (в единстве всех ее сторон) государств, народных масс, классов, партий, движений как в мирное, так и в военное время в различные исторические эпохи. Причем эта деятельность связана как с подготовкой и ведением военных акций, так и с их предотвращением.

Предметом же военно-исторической науки выступают исторические закономерности возникновения, хода и исхода войн, возникновения и развития военной организации государства, военная деятельность в единстве всех ее сторон – экономической, политической, социальной, духовной и собственно военной – народных масс, военный армий, партий, движений как в мирное, так и в военное время в различные исторические эпохи. Причем эта деятельность связана

Объект и предмет военной истории свидетельствуют, что она изучает чрезвычайно широкий спектр проблем. В решении этих проблем военно-историческая наука функционирует как определенная сторона всеобщей истории и в качестве таковой взаимодействует с другими науками, в том числе с военной. В своих исследованиях она использует теоретические положения военной науки по вопросам подготовки, ведения и обеспечения вооруженной борьбы и в то же время является исторической базой военной науки.

Военная история как наука изменяется под воздействием всей совокупности общественных отношений, и прежде всего объекта изучения: армии, войны, военного дела, - которые обусловливают появление и развитие многочисленных отраслей военно-исторической науки. Известный историк и теоретик А. Свечин писал: "Каждая специальность военного дела имеет свою историю. Существует история военных знаний, пехоты, кавалерии, артиллерии, долговременной фортификации, осад, снабжения, военного права, дисциплины и т. д. Многие из этих специальных дисциплин имеют свою весьма почтенную, обширную и поставленную на научную почву литературу".Такое развитие военно-исторической науки позволяет сделать вывод о том, что военная история - наука собирательная. Она состоит из ряда относительно самостоятельных отраслей. Важнейшими из них являются: история войн, военного искусства, строительства вооруженных сил, военной техники, военной мысли.

Военная история состоит из ряда относительно самостоятельных отраслей. Важнейшими из них являются: история войн, военного искусства, строительства вооруженных сил, военной техники, военной мысли.

История войн изучает социальную сущность, раскрывает цели, причины и характер конкретных войн, их ход, последствия и итоги. При изучении войн военная история занимается исследованием всех связанных с ней процессов, акцентируя внимание как на истории непосредственно вооруженной борьбы и ее обеспечения, так и на невоенных формах и средствах борьбы во время войны - экономических, дипломатических, идеологических и других. Все это обеспечивает объективный, конкретно-исторический подход к рассматриваемой войне.

История военного искусства обращается к формам и способам непосредственно вооруженной борьбы. Сам термин "военное искусство" пришел к нам из глубины средних веков. В то время любой вид деятельности - сапожное, кузнечное, плотницкое, гончарное, военное и другое дело - назывался искусством. В новое и новейшее время, когда все эти виды труда стали называться ремеслами, военное искусство сохранило свое название. Исходя из этого, следует иметь в виду, что в данном случае понятие "искусство" нельзя отождествлять с понятием "искусный". Военное искусство - это деятельность военных кадров по подготовке и ведению вооруженной борьбы, которую в одних случаях можно оценивать как искусную, победоносную, а в других - ведущую к поражениям.

Формы и способы вооруженной борьбы в зависимости от масштаба, привлекаемых сил и средств, решаемых задач в военной науке принято подразделять на кампанию, операцию и бой. Перечисленным формам вооруженной борьбы соответствуют составные части военного искусства: стратегия, оперативное искусство и тактика.

Стратегия (от греч. stratos - войско и ägö - веду) - высшая форма военного искусства, охватывающая теорию и практику подготовки страны и вооруженных сил к войне, планирование и ведение стратегических операций и войны в целом.

Оперативное искусство - составная часть военного искусства, охватывающая теорию и практику подготовки и ведения общевойсковых (общефлотских) совместных и самостоятельных операций (боевых действий) объединениями различных видов вооруженных сил.

Тактика (от греч. taktika - искусство построения войск) - составная часть военного искусства, охватывающая теорию и практику подготовки и ведения боя подразделениями, частями и соединениями различных видов вооруженных сил и родов войск1.

История военного искусства соответственно включает в себя историю стратегии, оперативного искусства и тактики.

История строительства вооруженных сил исследует формы организации, принципы комплектования армии, возникновение и развитие видов вооруженных сил и родов войск (сухопутных войск, военно-морского флота, военно-воздушных сил, инженерных войск, артиллерии и т. д.). Появление вследствие научно-технического прогресса новых видов вооруженных сил и родов войск поставило перед военной историей задачу изучения и обобщения опыта их создания и боевого применения. В настоящее время решительно заявили о своем существовании истории Войск противовоздушной обороны страны, Ракетных войск стратегического назначения, воздушно-десантных войск, военно-космических сил.

История военной техники изучает процесс создания и совершенствования различных видов военной техники и вооружения: бронетанковой, авиационной, ракетной, артиллерийской, инженерной и т. д.

История военной мысли исследует труды, теоретические концепции учёных и военачальников многих поколений. Известно, что не все теоретические и методологические разработки военных мыслителей оказываются востребованы практикой. Многие остаются в забвении, хотя в них содержатся оригинальные и рациональные выводы и положения, учет которых во многом позволит избежать новых ошибок в военном строительстве, наиболее объективно определить основные тенденции и направления развития военного дела.

К военной истории относятся и так называемые вспомогательные или специальные отрасли: военная историография , воссоздающая историю военно-исторической науки; военно-историческое источниковедение, занимающееся теорией и практикой изучения и использования письменных, устных, вещественных, этнографических и других военно-исторических источников; военная археология , исследующая по вещественным источникам деятельность людей в военной области в прошлом; геральдика - гербоведение, позволяющее устанавливать происхождение, подлинность и принадлежность документов, образцов оружия, военного снаряжения; фалеристика, исследующая историю орденов и медалей, знаков отличия, наградные документы и наградную статистику; эмблематика, специальная историческая дисциплина о символических условных изображениях, отражающих определенные понятия и обозначающих принадлежность военнослужащих и различного имущества к виду вооруженных сил, специальным войскам и службам, и ряд других отраслей.

В исследовании и обобщении военного опыта прошлого все отрасли военной истории находятся в органическом единстве и взаимодействии. Этому способствует применение общих для всех отраслей военной истории методов изучения прошлого. Метод науки - это способы изучения реальной действительности, исходные принципы, на которых базируется данная наука. Совокупность применяемых методов образует методологию науки.

Военно-историческая наука советского периода базировалась на положениях и принципах марксизма-ленинизма, абсолютизируя одни принципы (например, партийности и классового анализа) и оставляя без должного внимания другие философские, социологические, исторические воззрения. Марксистско-ленинская методология ориентировала больше на анализ объективной стороны военно-исторического процесса. Вследствие этого субъективные аспекты, человек с его духовным миром оставались как бы на втором плане. Между тем существуют методологические подходы, в которых субъективная сторона исторического процесса приоритетна.

Пересмотр значения марксизма-ленинизма как методологической основы военной истории не означает, что все ранее изложенное военными историками в корне неверно и нужно полностью отказаться от принципов марксистской методологии военно-исторической науки. Многие из них базируются на основополагающих принципах других наук и не утратили своего значения. К ним относятся, например, принципы объяснения истории на основе законов диалектики (единство и борьба противоположностей, взаимный переход количества и качества, отрицание отрицания), а также категории (причина и следствие, сущность и явление, содержание и форма, необходимость и случайность, возможность и действительность и т. д.). Не устарели и не утратили своего значения для военно-исторической науки общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, - а также логические приемы: индукция, дедукция, аналогия. И это далеко не полный перечень методов, которые находились в арсенале методологии военных историков многих поколений.

Накопленный опыт отечественной военно-исторической науки свидетельствует, что для объективного отражения и познания исторической действительности необходимо использовать все достижения в области методологии, не замыкаться в рамках какого-либо одного учения или методологического подхода, а опираться на весь арсенал общественной, исторической мысли, в том числе зарубежной.

3. Функции военной истории. Развитие военного искусства.

Военная история как наука и учебная дисциплина, объективно воспроизводя прошлое, формирует взгляды и представления, вырабатывает теоретические положения и оценки по истории войн, военного искусства, истории военного строительства и т. д. Включаясь в жизнь общества, в функционирование многих его институтов, военно-историческая наука выполняет ряд функций и, прежде всего, познавательную . Будучи исторической формой познания, органически связанной с теоретической, следующая общим закономерностям познания, она специфична, поскольку направлена на познание событий прошлого, которые не воспроизводимы экспериментальным путем и в этом смысле неповторимы. Военно-историческое познание всегда включает в себя момент оценки событий, ибо в вооруженной борьбе действуют люди с их личностными и социальными особенностями, характерами и интересами.

Военно-исторические явления и события, их ход и исход, исследуются (познаются), как правило, в конкретной хронологической форме. При этом теория присутствует в ней как исходный пункт и как основа, и как результат познания. А это не что иное, как умение понять сущность военно-исторических событий и закономерности, которые в них проявляются. Изучение каждой войны включает в себя познание ее причин и предпосылок как существенных, так и второстепенных, понимание ее сущности как единства политики и собственно вооруженной борьбы, рассмотрение вооруженной борьбы во взаимосвязи с деятельностью тыла и морально-политическим состоянием народа и армии. При изучении вооруженной борьбы важно не только понять, каким было и как менялось соотношение сил в ходе военных действий, но и как осуществлялось непосредственное руководство этими действиями, как новое, рожденное войной, боролось с отжившим, как на руководство войсками оказывали влияние личные качества руководителей и т.д.

Многогранный опыт военной истории несет значительную мировоззренческую, методологическую, образовательную и воспитательную нагрузку.

Военно-историческая наука отнюдь не ограничивается только воспроизведением фактической стороны событий. Цель ее - не только восстановить картину военного прошлого, но и исследовать его в едином закономерном процессе истории. А это неизбежно выводит исследователя на обнаружение исторических закономерностей, общего и типичного. Исторические закономерности военные историки могут открывать и формулировать сами, могут их заимствовать из других наук. Таким образом, военная история как наука является активным и равноправным участником формирования научной картины развития общества в целом, то есть выполняет мировоззренческую функцию .

Методологическая функция военной истории заключается в том, что военно-историческая наука, отражая объективную истину в понятиях, категориях, закономерностях, дает возможность использовать их в исследованиях других наук, применять выработанные ею методы научного познания действительности. Раскрывая исторический опыт предшествующих поколений в области военного дела, она вооружает современников конкретными формами и способами этого вида деятельности.

Образовательная функция военной истории состоит в том, что эта наука несет в себе огромный заряд знания, необходимый военным кадрам в их повседневной деятельности и на полях сражений. Вооружая военные кадры конкретными знаниями по военным вопросам, теории и практике подготовки и ведения боевых действий, она закладывает фундамент широкого военного кругозора, является эффективным средством совершенствования оперативно-тактического мышления, помогает решать задачи, стоящие перед войсками.

Воспитательная функция выражается в наличии больших возможностей военной истории для формирования у военнослужащих высоких духовно-нравственных качеств. Правдивое и яркое воспроизведение страниц героического прошлого, беззаветного служения Отечеству, показ традиций народа и армии, истории их борьбы за независимость способствуют повышению морального духа, воспитанию чувства патриотизма, веры в свои силы, преданности Родине, своему народу, готовности проявить мужество и героизм, до конца выполнить свой воинский долг.

Правильно понять и объяснить военно-исторические события невозможно без опоры на определенные методологические основы, которые дают верное направление познания, указывает на его пути, способы и средства. Методология подсказывает, как надо подходить к исследованию связей и отношений в военно-исторических событиях, к выявлению сущности войн и их закономерностей.

Особую роль играют философские и общенаучное принципы и, в первую очередь, – принципы всесторонности, историзма, объяснения истории на основе материалистического понимания истории, закона причинности (детерминизма), а также таких фундаментальных категорий, как сущность и явление, содержание и форма, необходимость и случайность, возможность и действительность. Важное значение для военно-исторической науки имеют общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и такие логические приемы, как индукция, дедукция, аналогия. При этом необходимо комплексное их использование. Принципы исторического и логического подходов нацеливают на раскрытие сущности военно-исторических явлений, их причинно-следственных связей, выработку целостных представлений о них. Все большую роль в военно-историческом исследовании приобретает эвристика как совокупность приемов и способов, способствующих более быстрому и целенаправленному поиску истины. Важную роль играют эмпирические методы – анализ документов и исторических описаний, статистические исследования.

Методологическую роль играет положение о преемственности военно-исторического опыта, необходимости сохранять и развивать все ценное, накопленное в теории и практике военного дела, и одновременно выявлять тенденции и перспективы его развития.

В современных условиях можно выделить некоторые методологические проблемы военно-исторической науки. Во-первых, это проблема личной ответственности человека за ход истории и связанные с ней вопросы о смысле военной истории, отрицании и преемственности в ней, о критериях прогресса и его цене. Например, вопрос о том, что оставили после себя мировые войны XIX в. человечеству приобрел не только научное, но и важное мировоззренческое и политическое значение. В этом контексте особо важное значение имеет проблема цены победы в войне и цены войны в целом.

Во-вторых, в процессе изучения военной истории возрастает интерес к проблеме уроков военно-исторических событий, войн и вооруженных конфликтов. Уроки прошлого должны служить настоящему. Сквозь прошлое просматривается смысл истории, корректируются представления об историческом опыте. Последний – это итог познавательного и духовного освоения человеком социального мира и его будущего. Он не только в знаниях, но и в ценностных, мировоззренческих представлениях.

В-третьих, в познании явлений и процессов минувших войн, в развитии военного дела все большее место занимает проблема выбора. Поскольку история – это человеческая деятельность, то она в самой себе заключает необходимость выбора из ряда возможностей. Решить проблему выбора – значит правильно определить задачу деятельности личностей, партий и движений.

В-четвертых, возрастает значение проблемы исторической памяти. Чем бы человек не занимался, он так или иначе вынужден задумываться над военной историей отечества, определяя свое место в цепи поколений. Историческая память несет в себе оценочный момент – принять или не принять прошлое, одобрить или не одобрить его и т.д. На этой основе формируются общественное сознание, военно-исторические традиции, патриотизм.

Методологическое значение имеет повышение роли военно-исторической науки в системе общественных наук. Она играет все более важную роль в выработке военной политики государств и в определении задач, стоящих перед вооруженными силами, национальной доктрины безопасности страны и общества как в мирное, так и в военное время.

Реалии XXI в. с его глобальными угрозами обязывают военную историю давать такие знания, которые помогали бы укреплять международную, региональную и национальную безопасность, обобщать опыт использования военной силы, как в целях вооруженной борьбы, так и предотвращения войн, решения миротворческих задач.

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что военно-историческая наука решает важнейшую задачу - исследование и обобщение военного опыта, имеющего теоретическое и практическое значение для укрепления обороноспособности страны.

Современный этап развития военного дела предъявляет повышенные требования к подготовке военных кадров. Усложнение военной техники и оружия, возрастание роли человека в системе "человек - оружие", наличие многочисленных специальностей в армии и на флоте обусловливают необходимость узкой профессионализации офицерского состава, нацеливают будущих офицеров на качественное усвоение учебных дисциплин по избранной специальности. В то же время ускорение научно-технического прогресса, ведущее к быстрому обновлению оружия и техники, качественные изменения призываемого в вооруженные силы личного состава, широкий круг вопросов, который приходится решать офицеру в его повседневной деятельности, в ходе подготовки и ведения боевых действий требуют соответствующей фундаментальной и общественной подготовки. В силу названных причин военная история является обязательной военной дисциплиной в подготовке офицерского корпуса Российской армии.

Заключение.

К числу проблем фундаментальных военно-исторических знаний отнесены вопросы строительства и развития вооруженных сил, возникновения, хода и исхода наиболее значимых войн, военного искусства, деятельности великих полководцев и военачальников в истории Отечества, а также особенности военного строительства и военного искусства зарубежных стран. В целях углубления профессиональных знаний предусмотрено освоение опыта организации и проведения воспитательной работы, морально-психологического обеспечения боевых действий.


См.: Арзамаскин Н.Ю. и др. История. Учебник. – М.: Кучково поле, 2014 .

См.: Орлов А.С. и др. История Россия. Учебник. – М.: Проспект, 2014 .

1 См.: Военный энциклопедический словарь. М., 1986. С. 514, 711, 724.

|

Агеев Николай Валентинович


О структуре военной истории как науки, ее общих положениях и методологии

Агеев Николай Валентинович,

доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры управления персоналом, документоведения и архивоведения Российского государственного социального университета.

Базовое образование: Киевское высшее зенитное ракетное училище имени С.М. Кирова в (1982), Военная академия ПВО СВ в г. Смоленск (1997)

Тема кандидатской диссертации: «Опыт борьбы с воздушным противником в локальных войнах и вооруженных конфликтах второй половины ХХ века»

Тема докторской диссертации: «Развитие теории применения войск ПВО в армейских операциях и ее реализация в локальных войнах второй половины ХХ века».

Основные публикации: Агеев Н.В. Применение экспертно-интуитивных методов в прогнозировании систем управления. 2010, Агеев Н.В., Костин К.К. Военная история. 2010, Агеев Н.В. Описание, объяснение и понимание как процедуры научного познания. 2010, Агеев Н.В. Некоторые вопросы теории управления. 2011. и др.

Сфера научных интересов: методология научного исследования, общая теория управления, основы социологического исследования, военная истории России, военная конфликтологияmail:[email protected]

Аннотация: в настоящее время в среде ученых Российской Федерации отсутствует единство во взглядах на место, предмет и взаимную связь военной науки и военно-исторической науки. По своей сути продолжают господствовать взгляды на данные вопросы второй половины 1980-х годов ХХ века. В статье приводится авторский вариант структуры военной истории как науки, соотношения предметов военной истории и военной науки, раскрываются основные аспекты методологии военно-исторического исследования.

Ключевые слова: объект науки, предмет науки, история, военная история, военная наука, методология военной истории, военно-историческое исследование.

Военная история как наука складывалась на всем протяжении процесса развития человечества. В древности и в средние века (до XVI-XVII веков) наиболее типичной формой исторических сочинений были анналы и хроники (на Руси - летописи). Они носили описательный характер и содержали события и факты исторической жизни, а также прославляли военных вождей различных рангов. Тогда же появились первые военно-исторические труды.

В XVIII-XIX веках, по мере накопления фактологического материала, все чаще авторы стремились дать оценку тем или иным событиям, выявить причинно-следственные связи, сформулировать основополагающие закономерности и принципы военного дела. Окончательное оформление военной второй половине истории как науки (в том числе и отечественной) стало возможно в XIX века, к моменту определения основ общей науки в целом. С этого времени изучение военной истории вошло в практику подготовки офицерского состава русской армии и флота.

Так что же это за наука - военная история? Как она соотносится со всеобщей историей и с военной наукой?

Каждая наука имеет свой объект и предмет исследования. Объект науки - это именно то целостное явление или процесс, которое подвергается изучению. При этом одно и то же явление могут исследовать различные науки, сосредоточивая внимание на определённом его аспекте. Следовательно, предмет науки - это та сторона объекта, которая исследуется данной наукой.

История (греч. istoria - повествование, рассказ о прошлом, сведения, полученные путем распросов) в широком смысле слова это процесс развития природы и человечества. В этом значении термин история применим ко всем без исключения явлениям в жизни природы и человеческого общества. История в более узком смысле - это наука, изучающая прошлое, конкретные проявления и закономерности исторического процесса, развитие общества и деятельность людей во всем ее многообразии. Кстати, при внимательном анализе данной формулировки не трудно сделать вывод о тождественности сущности истории как науки с сущности истории социологии.

Предметом исторической науки согласно Большой энциклопедии является «вся конкретная и многообразная жизнь общества во всех ее проявлениях и в ее исторической преемственности, начиная с появления человеческого общества и до современности». При этом изучение исторического процесса как единого целого не исключает того, что отдельные историки сосредоточивают свое внимание на тех или иных сторонах этого процесса, на своем предмете, для которых объектом будет наука история.

При этом возможно выделение двух подходов. Так, например, с точки зрения системного подхода «Отечественная история» изучает только историю России, а «Древняя история (История Древнего мира)» исследует развитие древних рабовладельческих государств. При функциональном подходе следует выделить такие составные части истории как «Историю культуры», «Историю экономики», «Историю права», «Историю политики» и т.д. Следуя логике второго подхода, именно история как наука является объектом исследования для военной истории, то есть военная история является предметом науки история.

В соответствии с принятыми в настоящее время взглядами военная история рассматривается в двух аспектах и представляет собой:

) процесс развития военного дела с древнейших времен до настоящего времени;

) науку, изучающую войны и вооруженные силы прошлого, развитие средств, форм и способов ведения вооруженной борьбы.

Интересно, что в энциклопедии советского периода формулировка содержания военной истории как науки было более объемным: «наука, изучающая войны и вооруженные силы прошлого, в зависимости от изменения материально-технических, социально-экономических и политических условий жизни общества, выявляющую опыт военной деятельности масс, страт (классов), партий».

Действительно, война как сложное социально-политическое явление изучается многими науками. При этом военная энциклопедия, изданная уже в Российской Федерации, трактует предмет военной науки как «вооруженную борьбу в войне». Не случайно один из виднейших военных теоретиков Российской империи конца XIX - начала ХХ века Н.П. Михневич считал объектом военной науки именно социологию. Однако в той же энциклопедии военная наука определяется как «система знаний о законах, военно-стратегическом характере войны (той войны, которая может произойти!), путях ее предотвращения, строительстве и подготовке вооруженных сил и страны к войне (прогнозируемой войне), способах ведения вооруженной. Эта же энциклопедия выделяет предмет военной истории вразрез с вышесказанным, а именно, как «историю военной мысли, военного искусства, вооруженных сил, вооружения и других отраслей военного дела». Таким образом, достаточно путаная трактовка предметов и объектов военной истории и военной науки ставят в тупик исследователей, не позволяя сделать вывод о взаимном соответствии и взаимоотношении указанных отраслей науки.

Вместе с тем, представляется очевидным, что военная история и есть та система научных знаний о войнах и вооруженных силах прошлого, из которой военная наука получает базисные, исходные данные для современных военно-теоретических исследований. Именно военная история на основе знаний о сущностных закономерностях и взаимосвязях процесса развития военного дела, вскрывает тенденции развития тех или отраслей военной области, именно она является основой для военной науки. Итак, с одной стороны военная история является составной частью истории, с другой лежит в основе военной науки.

Вместе с тем, военная история как наука сама может быть объектом исследования для каждой из составных ее частей и специальных отраслей. Согласно современным военно-историческим взглядам (см. рис. 1), структура отечественной военной истории как науки включает следующие составные части: историю войн, историю военного искусства, историю военной мысли, историю строительства вооруженных сил и историю вооружения и военной техники. Кроме составных частей выделяют также и специальные отрасли военной истории, а именно историографию, источниковедение, военную статистику, военную археологию, военную археографию и т.д.

Вместе с тем, изучение трудов по военной истории последних лет, собственная научная деятельность автора, анализ тем отечественных военно-исторических исследований конца ХХ - начала ХХI века, трудности, возникавшие и возникающие в ходе научного руководства учениками, свидетельствуют, что данная структура требует некоторой корректировки.

Предлагается, что состав военной истории как науки должен включать (рис. 2): общие положения и методологию военной истории, историю военной политики и войн, историю государственного и военного управления, историю военной науки (в свою очередь включающую историю военного искусства и историю военной мысли), историю военного строительства и развития видов вооруженных сил и родов войск.


Рис. 1. Структура отечественной военной истории как науки по взглядам конца ХХ - начала ХХI веков

военный история вооруженный наука

Специальные и междисциплинарные отрасли военной истории это те предметы исследования, которые находятся на стыке предметов нескольких научных дисциплин. Например, историю вооружения и военной техники следует считать специальной отраслью военной истории, так как с одной стороны вооружение и военная техника с древнейших времен использовалась в военном деле, а с другой стороны развитие техники вообще неразрывно связано с развитием ее военных образцов. Историография как отрасль науки имеет свой собственный раздел - военную историографию, источниковедение - соответственно военное источниковедение, геральдика - военную геральдику и т.д.

К междисциплинарным отраслям следует отнести военные разделы соответствующих наук: военную педагогику, военное право, военную экономику и т.д.

Несмотря на то, что приведенная на рисунке 2 структура военной истории несколько отличается от общепринятой сегодня, основной целью данной публикации все же является не столько постановка вопроса о конкретизации названий ее составных частей (предметов), сколько назревшая необходимость введения в состав военной науки методологического раздела как направления, предмета или отдельной научной дисциплины.

Рис. 2. Военная история как объект и предмет исследования. Предлагаемый вариант ее структуры.


Давайте разберемся, что же это за дисциплина - общие положения и методология военной истории. Учитывая, предметом методологической науки является изучение тех методов и приемов, с помощью которых приобретается и обосновывается новое знание в науке, начнем с рассмотрения общих положений военной истории, что же они в себя включают?

Во-первых, изучение военной истории невозможно без разработки ее философского аспекта, без выявления и анализа факторов, обусловливающих изменения в военной области социальной сферы, без объективных знаний и последующего обобщения опыта решения государственно-политических, экономических и иных задач средствами вооруженного насилия в исторической ретроспективе. Именно философия позволяет выделять проекты теоретических проблем в науке, идеи, методы, правила и операции мышления.

Во-вторых, только все вышеперечисленное позволяет выявить направление развития военной истории в исторической ретроспективе и провести научно обоснованный прогноз и последующую четкую формулировку целей, а, соответственно, и тематик военно-исторических исследований с учетом теоретической и практической направленности ожидаемых результатов.

В-третьих, именно эти основополагающие знания помогут теоретически выработать и в последующем создать на практике обоснованную, учитывающую самые последние достижения науки в целом, структуру военной истории, определить ее содержание, сформулировать как название ее составных частей, так и их минимально необходимое количество, взаимосвязи между ними и взаимообусловленность научных задач, решаемых отдельными отраслями военной истории.

В-четвертых, важным при реализации научного подхода в ходе изучения общих основ военной истории является выявление взаимосвязи данной отрасли с другими отраслями науки. Речь здесь идет о вскрытии местонахождения военной истории в системе наук и правильной формулировке ее объекта и предмета. Именно эти знания позволяют определить область специальных исследований для вспомогательных военно-исторических дисциплин, обусловливают понимание требований к конечным результатам военно-исторических исследований, таких как их важность и востребованность для самой военной истории и других наук (актуальность), возможность использования в дальнейших теоретико-научных исследованиях и на практике (теоретическая и практическая значимость).

Однако все вышеперечисленные результаты, входящие в общие основы военной истории, являются следствием выработки и последующего правильного применения методологии военно-исторического исследования.

Другим направлением дисциплины под названием общие положения и методология военной истории является выявление, формулировка и разрешение проблемных вопросов понятийного характера в аппарате как военно-исторической науки, так и в аппаратах наук, с различной степенью глубины рассматривающих в своих исследованиях военную область социальной сферы.

Основные трудности для военного историка при этом заключаются в следующем. Учитывая, что результаты военно-исторических исследований должны быть представлены в таком виде, чтобы их можно было использовать в современных условиях (например, военной наукой), весь понятийный аппарат, претерпевший даже незначительные изменения от того, выбранного историком конкретного хронологического этапа до настоящего времени, требует «перевода» на современный научный язык.

На практике это означает следующее. Во-первых, военный историк должен знать состояние изучаемого предмета не только в выбранных для исследования хронологических рамках, но и в конкретных современных условиях. То есть, к примеру, при изучении тактики мотострелковых (танковых) рот и батальонов по опыту локальных войн историк должен разбираться в современных взглядах на тот же предмет.

Во-вторых, представляемый историком результат может быть при необходимости «переведен» на «языки» других наук. Другими словами результат военно-исторического исследования смогут использовать для достижения своих целей специалисты иных дисциплин. Например, специалист в области истории тактики при расчете боевых возможностей подразделений, частей или соединений должен апеллировать принятыми в математике современными научными терминами и понятиями, а не «специально изобретенными» военными специалистами ранее или сейчас. Именно подобный подход позволит использовать результаты военного исследования при выработке, скажем, требований к тактико-техническим характеристикам перспективных образцов вооружений и техники.

В-третьих, методологией определены требования и к самому научному тексту - простота, ясность, доходчивость, краткость, смысловая точность и др. Однако, при выборе структуры изложения результатов исследования следует помнить о правильности ее архитектоники (то есть необходимости соблюдения внутренней логики изложения материала).

Еще одним разделом методологии военной истории должны являться специальные методы, способы и приемы, использовавшиеся при проведении военно-исторического исследования как ранее, так и разработанные с учетом их развития в современных условиях. При этом следует ориентироваться и на развитие методологии познания на общефилософском или общенаучном уровне и на современные методологические достижения других наук.

Известно, что методология (как и логика) не может служить безошибочным инструментом открытия новых истин в науке, но это отнюдь не исключает использования логических и особенно методологических норм, правил и рекомендаций по более организованному и систематическому поиску и проверке новых истин. Вместе с тем, как целью, так и возможным результатом исследований в области методологии для военной истории следует считать выработку новых или совершенствование имеющихся специальных методов.

Например, общенаучный метод систематизация был применен автором при корректировке структуры военной истории как науки. Систематизация тем военно-исторических исследований последних лет позволила сделать вывод о необходимости корректировки заглавий составных частей военной истории: вместо «истории войн» - «история военной политики и войн», вместо «история военной мысли» - «история военной науки», вместо «истории строительства ВС» - «история военного строительства и развития видов ВС и родов войск». Сравнительный анализ с применением другого общенаучного метода - классификации, а именно классификации разделов общей истории (согласно паспорту специальности), обусловил вывод о необходимости включения в состав военной истории предмета «история государственного и военного управления». Анализ же классификации других наук и выявление в них разделов, касающихся военного дела, позволили сделать вывод о наличии междисциплинарных дисциплин (см. выше), а также вывод о том, что историю вооружения и военной техники более целесообразно считать специальной отраслью, нежели составной часть военной истории.

При необходимости изучения военно-исторического процесса важнейшим методом можно считать периодизацию, с помощью которого могут быть выявлены тенденции изучаемого процесса. Изучая конкретное историческое явление зачастую не обойтись без выделения его уровней и их взаимосвязей путем структуризации с целью вскрытия закономерностей, присущих этому явлению. Методом, сочетающим в себе черты, как периодизации, так и структуризации, а поэтому и более сложным, но при этом и значительно более универсальным следует считать табличный метод.

При этом следует отметить, что одновременное использование методов периодизации, структуризации, систематизации может с одной стороны усложнить военно-историческое (социологическое) исследование, с другой стороны привести к новым, нередко оригинальным результатам. Такой эффект наблюдался при изучении профессором Виниченко М.В. проблем использования подземного пространства социальными системами в экстремальных условиях.

И, наконец, методология военной истории будет неполной без определения принципов (требований к…, правил, которым следуют в своей практической деятельности) военно-исторического исследования. К наиболее общим из них следует отнести достоверность полученных данных (к ним относятся как достоверность самого источника получения данных, так и достоверность получения данных при создании источника). В ходе военно-исторического исследования достоверность достигается повышением объективности оценок, выявлением наиболее существенных для исследуемого предмета причинно-следственных связей и может быть обеспечена учетом ряда факторов, среди которых:

·использованием современных методов сбора и обработки исходной информации, в том числе и специальных, используемых при изучении отраслей военной истории;

·перекрестной проверкой информации из различных источников;

·повышением массива статистического и фактологического материала;

·представительной выборочной совокупностью;

·наличием у соискателя личного опыта как участника исследуемых событий;

·правильным выбором показателей оценки исторического события, явления или процесса.

Необходимость соблюдения принципа обоснованности в ходе обобщений полученных результатов, полученных в результате проведения военно-исторического исследования и формулировки выводов, обусловлена, в первую очередь, требованием соблюдения законов формальной логики - тождества, достаточного основания, исключенного третьего, противоречия, а также репрезентативностью выборки использованных данных. При этом их доказательность может быть подтверждена:

·сопоставлением результатов исследования с данными зарубежного и отечественного опыта;

·обсуждением результатов исследования на международных и всероссийских научных конференциях с привлечением специалистов из различных направлений военной истории;

·публикациями результатов исследования в рецензируемых научных изданиях, в т.ч. включенными в списки ВАК;

·корректностью применения уже апробированного в научной практике исследовательского и аналитического аппарата;

·подтверждением результатов экспертными оценками специалистов и динамикой развития событий в современных условиях.

Кроме того, военный историк постоянно должен помнить, что учет опыта прошлого при формулировании рекомендаций и выработке предложений для современного военного дела возможен далеко не всегда. Сужение хронологических рамок исследуемого процесса при вскрытии динамики событий или их чрезмерная временная удаленность от сегодняшнего дня существенно снижают степень конкретности предложений и, как следствие, теоретическую и практическую значимость результатов проведенного военно-исторического исследования для современной военной науки.

Таким образом, из всего вышесказанного следует, что знание общих положений военной истории как науки и усвоение ее методологии закладывают основы научного подхода к проведению военно-исторического исследования в целом, позволяя прогнозировать не только сроки его проведения, но и качество получаемого результата. Вместе с тем, именно данная составная часть военной истории является наименее разработанной военными историками не только у нас в стране, но и за рубежом. Именно общие положения и, особенно, методология военной истории требует незамедлительной и углубленной разработки в интересах наиболее качественного развития всей военно-исторической науки.

Список литературы


1.Большая Российская энциклопедия: В 30-и т. /Председатель Науч-ред. совета Ю.С. Осипов. Отв. ред. С.Л. Кравец. Т. 12 Исландия - Канцеляризмы. -М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. -767 с.

.Большая энциклопедия: В 62 томах. Т. 19. -М.: ТЕРРА, 2006. -592 с.

.Виниченко М.В. Системно-структурное представление об использовании подземного пространства войсками. //Военная мысль. -2007. № 7.- С. 54-56

.Военная энциклопедия: В 8 томах. /Председатель Главной редакционной комиссии П.С. Грачев. Т. 2: Вавилония - Гюйс. -М.: Воениздат, 1994.- 544 с.

.Военная энциклопедия: В 8 томах. /Председатель Главной редакционной комиссии П.С. Грачев. Т. 3: «д» - Квартирьер. -М.: Воениздат, 1995.- 543 с.

6.Кириллов А.В. Уточнение понятийного аппарата в интересах повышения эффективности управления. //Экономика и управление <#"justify">Spisok literatuy


1.Bolshayia Rossiyskayia entsiklopedia: V 30-i t. /Predsedatel Nautsh-red. soveta U.S. Osipov. Otv. red. S/L/ Kravez. T. 12 Islandiyia - Kantzelayrizmi. -M.: Bolshayia Rossiyskayia entsiklopedia, 2008. -767 s.

.Bolshayia entsiklopedia: V 62 tomah. Т. 19. -М.: TERRA, 2006. -592 s.

.Vinichenko M. V. Sistemno-strukturnoe predstavlenie ob ispolzovanii podzemnogo prostranstva voiyskami. //Voennayia misl. -2007. № 7.- S. 54-56

4.Voennayia entsiklopedia: V 8 tomah. / Predsedatel Glavmoi red. komissii P.S. Gratchev. Т. 2: Vaviloniyia - Gyis. -М.: Voenizdat, 1994.- 544 s.

.Voennayia entsiklopedia: V 8 tomah. / Predsedatel Glavmoi red. komissii P.S. Gratchev. Т. 3: «D» - Kvartiryer. -М.: Voenizdat, 1995.- 543 s.

.Kirillov A.V. Utothenie ponyatiynogo apparata v interesah povisheniya effektivnosti upravleniya. //Ekonomika i upravlenie. 2013 . № 10 (96). - S. 55-59

.Otetchestvennayia istoriyai: entsiklopedia. V 5 т.: Т. 2. D-К. /Red. kol.: V.L. Yianin (Gl. red.) i dr. -М.: Bolshayia Rossiyskayia entsiklopedia, 1996. -656 s.

.Ruzavin G.I. Metodologiyia nautchnogo poznaniyai: Utch. pos. dlyia vuzov /G.I. Ruzavin. -М.: UNITI-DANA, 2009.- 287 s.

9.Sovttskayia voennayia entsiklopedia. V 8 tomah. Т. 3. Grajdanskayai - Yaiokota. / Predsedatel Glavmoi red. komissii N.V. Ogarkov. -М.: Voenizdat, 1977.

.Filosofiyia nauki. /V.O. Golubintzev, V.A. Dantzev, V.S. Lubtchenro. -Rostov n/D: Feniks, 2007. -541 s.


of historical sciences, professor, professor of chair of human resource management, document science and archive science of the Russian state social university.education: The Kiev highest antiaircraft rocket school of a name of S. M. Kirov in (1982), the SV air defense Military academy to Smolensk (1997)of the master"s thesis: "Experience of fight against the air opponent in local wars and armed conflicts of the second half of the XX century"of the doctoral dissertation: "Development of the theory of application of armies of air defense in army operations and its realization in local wars of the second half of the XX century".publications: Ageev N. V. Application of expert and intuitive methods in forecasting of control systems. // Interdisciplinary scientific and practical Sociology magazine and social policy. 2010, Ageev N. V., Kostin K.K. Military history. 2010, Ageev N. V. Description, explanation and understanding as procedures of scientific knowledge. 2010, Ageev N. V. Some questions of the theory of management. 2011, etc.of scientific interests: methodology of scientific research, general theory of management, basis of sociological research, military stories of Russia, military conflictologymail:[email protected]

: at present, scientists of the Russian Federation there is no unity in views on the place, the subject and the interconnection of military science and military history. Essentially continue to dominate views on these issues in the second half of 1980-ies of XX century. In the article the author"s variant of the structure of military history as a science, the ratio of items of military history and military science, describes the main aspects of the methodology of the military-historical research.words: object of science, the subject of science, history, military history, military science, methodology of military history, military history research.

Домашний адрес: 127576 г. Москва

Улица Алтуфьевское шоссе, д. 89А, кв. 126

телефон: домашний 8-915-474-30-92


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.


Военная история как совокупность знаний возникла на раннем этапе развития человечества. В древности и в средние века наиболее типичной формой исторических сочинений были анналы и хроники (на Руси - летописи) - повествования о важнейших событиях военной жизни. Тогда же появились первые военно-исторические труды. Однако их теоретический уровень обобщения был невысок. Основу их составляли описания событий и фактов, а также прославление военных вождей различных рангов.

В дальнейшем в результате попыток дать оценку тем или иным событиям, выявить причинно - следственные связи, сформулировать основополагающие принципы и закономерности военного искусства постепенно стали складываться определённые методы военно-исторических исследований, появляются военные историки - профессионалы и военная история становится самостоятельной отраслью науки. В России процесс становления военной истории как науки пришёлся на XIX век. В это же время изучение военной истории прочно входит в практику подготовки офицерского состава русской армии.

Каждая наука имеет свой объект и предмет исследования. Объект науки - это то явление или процесс, которые подвергаются изучению. Одно и то же явление могут исследовать различные науки, сосредотачивая внимание на определённом его аспекте. Следовательно, предмет науки - это та сторона объекта, которая исследуется данной наукой.

Уже само название научной дисциплины свидетельствует о том, что её объектом является процесс создания и функционирования армии, подготовки и ведения войн прошлого. В нём военная история исследует исторические закономерности армии, возникновения, хода и исхода войн; военную деятельность в единстве всех её сторон (экономической, политической, духовной и собственно военной) государств, народных масс, классов, партий, движений как в мирное, так и в военное время в различные исторические эпохи. Причём эта деятельность связана как с подготовкой и ведением военных акций, так и с их предотвращением.

Объект и предмет военной истории свидетельствуют, что она изучает чрезвычайно широкий спектр проблем. В решении этих проблем военно-историческая наука функционирует как определённая сторона всеобщей истории и в качестве таковой взаимодействует с другими науками, в том числе с военной наукой. В своих исследованиях она использует теоретические положения военной науки по вопросам подготовки, ведения и обеспечения вооружённой борьбы и в то же время является исторической базой военной науки.

Военная история как наука изменяется под воздействием всей совокупности общественных отношений и прежде всего объекта изучения: армии, войны, военного дела, которые обуславливают появление и развитие многочисленных отраслей военно-исторической науки. Известный историк и теоретик А. Свечин писал: "Каждая специальность военного дела имеет свою историю. Существует история военных знаний, пехоты, кавалерии, артиллерии, долговременной фортификации, осад, снабжения, военного права, дисциплины и т.д. Многие из этих специальных дисциплин имеют свою весьма почётную, обширную и поставленную на научную почву, литературу". Такое развитие военно-исторической науки позволяет сделать вывод о том, что военная история - наука собирательная. Она состоит из ряда относительно самостоятельных отраслей. Важнейшими из них являются: история войн, военного искусства, строительства вооружённых сил, военной техники, военной мысли.

История войн изучает социальную сущность, раскрывает цели, причины и характер конкретных войн, их ход, последствия и итоги. При изучении войн военная история занимается исследованием всех связанных с ней процессов, акцентируя внимание как на истории непосредственно вооружённой борьбы и её обеспечения, так и невоенных форм и средств борьбы во время войны - экономических, дипломатических, идеологических и других. Всё это обеспечивает объективный, конкретно - исторический подход к рассматриваемой войне.

История военного искусства обращается к формам и способам непосредственно вооружённой борьбы. Сам термин "военное искусство" пришёл к нам из глубины средних веков. В то время любой вид деятельности - сапожное, кузнечное, плотницкое, гончарное, военное и другое дело - назывались искусством. В новое и новейшее время, когда все эти виды труда стали называться ремёслами, военное искусство сохранило своё название. Исходя из этого следует иметь в виду, что в данном случае понятие "искусство" нельзя отождествлять с понятием "искусный". Военное искусство - это деятельность военных кадров по подготовке и ведению вооружённой борьбы, которую, в одних случаях, можно оценивать как искусную, победоносную, а в других - ведущую к поражениям.

Формы и способы вооружённой борьбы в зависимости от масштаба, привлекаемых сил и средств, решаемых задач в военной науке принято подразделять на кампанию, операцию и бой. Перечисленным формам вооружённой борьбы соответствуют составные части военного искусства: стратегия, оперативное искусство и тактика.

Стратегия (от греч. - веду войско) - высшая форма военного искусства, охватывающая теорию и практику подготовки страны и вооружённых сил к войне, планирование и ведение стратегических операций и войны в целом.

Оперативное искусство - составная часть военного искусства, охватывающая теорию и практику подготовки и ведения общевойсковых общефлотских (совместных и самостоятельных операций боевых действий) объединениями различных видов вооружённых сил.

Тактика (греч. - искусство построение войск) - составная часть военного искусства, охватывающая теорию и практику подготовки и ведения боя подразделениями, частями, и соединениями различных видов вооружённых сил и родов войск.

История военного искусства соответственно включает в себя историю стратегии, оперативного искусства и тактики.

История строительства вооружённых сил исследует формы организации, принципы комплектования армии, возникновение и развитие видов вооружённых сил и родов войск (сухопутных войск, военно-морского флота, военно-воздушных сил, инженерных войск, артиллерии и т. д.). Появление вследствие научно-технического прогресса новых видов вооружённых сил и родов войск поставило перед военной историей задачу изучения и обобщения опыта их создания и боевого применения. В настоящее время решительно заявили о своём существовании истории войск противовоздушной обороны страны, ракетных войск стратегического назначения, воздушно-десантных войск, военно-космических сил.

История военной техники изучает процесс создания и совершенствования различных видов военной техники и вооружения: бронетанковой, авиационной, ракетной, артиллерийской, инженерной и т. д.

История военной мысли исследует труды, теоретические концепции учёных и военачальников многих поколений. Известно, что не все теоретические и методологические разработки военных мыслителей оказываются востребованы практикой. Многие остаются в забвении, хотя в них содержатся оригинальные и рациональные выводы и положения, учёт которых во многом позволит избежать новых ошибок в военном строительстве, наиболее объективно определить основные тенденции и направления развития военного дела.

К военной истории относятся и так называемые вспомогательные или специальные отрасли: военная историография, воссоздающая историю военно-исторической науки; военно-историческое источниковедение, занимающееся теорией и практикой изучения и использования письменных, устных, вещественных, этнографических и других военно-исторических источников; военная археология, исследующая по вещественным источникам деятельности людей в военной области в прошлом; геральдика, изучающая гербы, что позволяет устанавливать происхождение, подлинность и принадлежность документов, образцов оружия, военного снаряжения; фалеристика, исследующая историю орденов и медалей, знаков отличия, наградные документы и наградную статистику; эмблематика, занимающаяся изучением символических условных изображений, отражающих определенные понятия и обозначающие принадлежность военнослужащих и различного имущества к виду вооружённых сил, специальным войскам и службам и ряд других отраслей.

В исследовании и обобщении военного опыта прошлого все отрасли военной истории находятся в органическом единстве и взаимодействии. Этому способствует применение общих для всех отраслей военной истории методов изучения прошлого. Метод науки - это способы изучения реальной действительности, исходные принципы, на которых базируется данная наука. Совокупность применяемых методов исследования образует методологию науки.

Военно-историческая наука советского периода базировалась на положениях и принципах марксизма - ленинизма, абсолютизируя одни принципы (например, партийности и классового анализа) и оставляя без должного внимания другие философские, социологические, исторические воззрения. Марксистско-ленинская методология ориентировала больше на анализ объективной стороны военно-исторического процесса. Вследствие этого субъективные аспекты, человек с его духовным миром оставались как бы на втором плане. Между тем существуют методологические подходы, например, у К. Клаузевица, Н. Бердяева, Д. Парского и других, в которых субъективная сторона исторического процесса приоритетна.

Пересмотр значения марксизма-ленинизма как методологической основы военной истории не означает, что всё ранее изложенное военными историками в корне не верно и нужно полностью отказаться от принципов марксистской методологии военно-исторической науки. Многие из них базируются на основополагающих положениях других наук и не утратили своего значения. К ним относятся, например, принципы объяснения истории на основе законов диалектики - единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количества и качества, отрицания отрицания, а также категорий - причины и следствия, сущности и явления, содержания и формы, необходимости и случайности, возможности и действительности и т. д. Не устарели и не утратили своего значения для военно-исторической науки общенаучные методы: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, а также логические приёмы - индукция, дедукция, аналогия. И это далеко не полный перечень методов, которые находились в арсенале методологии военных историков многих поколений.

Накопленный опыт отечественной военно-исторической науки свидетельствует, что для объективного отражения и познания исторической действительности необходимо использовать все достижения в области методологии, не замыкаться в рамках какого-либо одного учения или методологического подхода, а опираться на весь арсенал общественной, исторической мысли, в том числе зарубежной.

Как и любая наука, военная история выполняет определённые функции, характеризующие её теоретическое и практическое значение для прогрессивного преобразования общественной жизни. Многогранный опыт военной истории несёт значительную мировоззренческую, методологическую, образовательную и воспитательную нагрузку.

Военно-историческая наука отнюдь не ограничивается только воспроизведением фактической стороны событий. Цель её - не только восстановить картину военного прошлого, но и исследовать его в едином закономерном процессе истории. А это неизбежно выводит исследователя на обнаружение исторических закономерностей, общего и типичного. Исторические закономерности военные историки могут открывать и формулировать сами, могут их заимствовать из других наук. Тем самым военная история как наука является активным и равноправным участником формирования научной картины развития общества в целом. Этим она выполняет мировоззренческую функцию.

Методологическая функция военной истории заключается в том, что военно-историческая наука, отражая объективную истину в понятиях, категориях, закономерностях, даёт возможность использовать их в исследованиях других наук, применять выработанные ею методы научного познания действительности. Раскрывая деятельность людей в разные исторические эпохи она указывает им путь, вооружает конкретными формами и способами деятельности в военной области.

Образовательная функция военной истории состоит в том, что она несёт в себе огромный заряд знания, необходимый военным кадрам в их повседневной деятельности и на полях сражений. Вооружая военные кадры конкретными знаниями по военным вопросам, теории и практике подготовки и ведения боевых действий, она закладывает фундамент широкого военного кругозора, является эффективным средством совершенствования оперативно-тактического мышления, помогает решать задачи стоящие перед войсками.

Воспитательная функция выражается большими возможностями военной истории для формирования у военнослужащих высоких духовно- нравственных качеств. Правдивое и яркое воспроизведение страниц героического прошлого, беззаветного служения Отечеству, показ традиций народа и армии, истории его борьбы за независимость способствуют повышению морального духа, воспитанию чувства патриотизма, веры в свои силы, преданности Родине, своему народу, готовности проявить мужество и героизм, до конца выполнить свой воинский долг.



ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ - 1) процесс развития военного дела с древнейших времен до современности; 2) дисциплина классической исторической науки, изучающая такие практики существования человеческого общества как ведение войн, строительство и развитие вооруженных сил. Военная история, кроме изучения конкретных войн и военных событий, анализирует их цели и причины, итоги и значение, исследует историю строительства вооруженных сил и комплектования армий, их оснащение, принципы выделения видов и родов войск, полководческое искусство и историю военной мысли, форму и тактику военных действий. В военной истории выделяются разделы: военная историография, военное источниковедение, военная археография. Источниками военной истории являются законы, уставы, инструкции, приказы, реляции, летописи, сказания, мемуары, теоретические сочинения (Л. Г. Бескровный).

Об истории войн писали еще на Древнем Востоке, особенно историки Древней Греции (Геродот, Плутарх и др.) и Древнего Рима (Тацит, Иосиф Флавий и др.). В XVIII веке в период становления европейской исторической науки предпринимались попытки сделать последовательные описания войн, отдельных походов, прошлого полков, военных кораблей и т. д. Военной истории уделялось большое внимание в исторических нарративах, так как прошлое и настоящее всех европейских государств было тесно связано с войнами. Военная история играла важную роль в обучении будущих офицеров, поэтому работы по истории войн имели практическое значение. Самостоятельной дисциплиной исторической науки военная история становится во второй половине XIX века. Одним из первых историков, создавших научные труды по военной истории был генерал от инфантерии, преподаватель Императорской военной академии кн. Н. С. Голицын. Военный историк создал капитальный труд, известный как «Всеобщая военная история» в 15 частях, где определил понятие «военная история», ее предмет и цель, методы изучения, источники и историографию, а также значение военной истории. Немецкий военный историк Г. Дальбрюк в конце XIX - начале XX веков привнес в теорию военной истории новые правила проверки уже имеющихся представлений о событиях прошлых войн: соотношения таких сведений с теорией военной науки, с топографическими данными, физиологическими и техническими возможностями воевавших сторон. В России военная история стала одной из наиболее развитых отраслей исторической науки. Она была представлена многочисленными военно-историческими описаниями, дополнявшими общеисторические труды по вопросам внешней политики и войн. Д. Ф. Масловский, А. 3. Мышлаевский, Ф. Ф. Веселаго разрабатывали методы анализа источников по военной истории и занимались их публикацией. В СССР военная история была идеологизирована и противопоставлена исследованиям так называемой «буржуазной военной историографии». Изучением военной истории занимались Военно-историческая комиссия (1918-1921), Военно-исторический отдел (1924-1946 и с 1953), Военно-историческое управление Генштаба (1946-1953). В 1966 году была подписана директива начальника Генштаба Вооруженных Сил СССР о создании Института военной истории МО СССР; сейчас он носит название Научно-исследовательский институт (военной истории) - НИИ (ВИ). Институтом было опубликовано около 1500 научных трудов, в том числе более 30-ти фундаментальных изданий, среди которых «История Второй мировой войны 1939-1945» (в 12 т.), «Военная энциклопедия» (в 8 т.) и др. Проблемы военной истории освещаются в периодических изданиях: «Военно-исторический журнал» (Россия), «Army History», «The Journal of Military History» (США), «Military History Monthly» (Великобритания) и др. В 1938 г. был создан международный орган исследователей, занимающихся проблемами военной истории, - «Международная комиссия военной истории» (Commission internationale d"histoire militaire ).

С. И. Маловичко

Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 49-51.

Литература:

Бескровный Л. Г. Очерки по источниковедению военной истории России. М., 1957; Он же. Очерки военной историографии России. М., 1962; Голицын Н. С. Всеобщая военная история древних времен: в 4 ч. СПб., 1872- 1875; Он же. Всеобщая военная история средних времен. СПб., 1876; Он же. Всеобщая военная история новых времен: в 3 ч. СПб., 1872-1874; Он же. Всеобщая военная история новейших времен: в 2 ч. СПб., 1872-1875; Он же. Русская военная история: в 5 ч. СПб., 1877-1878. Очерки советской военной историографии. М., 1974; Black Jer. Rethinking Military History. L.; N.Y, 2004; Delbruck H. Die Perserkriege und die Burgunderkriege. Zwei combinierte kriegs- geschichtliche Studien nebst einem Anhang iiber die romische Manipular-Taktik. Berlin, 1887.