Рефераты Изложения История

46 гвардейский женский авиационный полк. Нас называли ночными ведьмами

Весь советский народ внёс свой вклад в победу над нацистской Германией. Мужчины и сражались с врагом лицом к лицу, женщины, подростки и старики пытались по мере своих сил организовывать снабжение, сельское хозяйство и работу тыла в целом. Но были и исключения из этого правила. Уникальные исключения.

В 1941 году, в городе Энгельс под личную ответственность старшего лейтенанта госбезопасности Марины Расковой был основан 46 гвардейский ночной бомбардировочный женский авиационный полк, который в будущем окрестили «Ночными ведьмами «. Для этого Марине пришлось использовать свои личные ресурсы и личное знакомство со Сталиным. Никто особо не рассчитывал на успех, однако дали «добро» и обеспечили необходимой техникой.

В чём, собственно, состоял план. Используя бесшумные и практически незаметные для радаров самолёты У-2, нагруженные бомбами по самое «не могу», девушки под покровом ночи подлетали к позициям немцев и вываливали на их головы взрывоопасные сюрпризы. Задумка хорошая, но, как потом показала практика — почти самоубийственная. Дело в том, что У-2 — УЧЕБНЫЙ устаревший биплан, сделанный из фанеры, который мог развивать скорость не более 120 км/час. То есть если заметят — могут даже из пистолета-пулемёта сбить, не говоря уж о более мощном оружии. Плюс девушки поначалу принципиально не брали с собой парашюты в целях увеличения боекомплекта.

То есть представьте. Зима 1943 года. Мороз минус тридцать, немцы еще успешно сопротивляются, а ты, поздней ночью, практически без освещения, поднимаешь в воздух медленную машину, похожую на деревянный гроб и нагруженную бомбами, летишь за линию фронта, чудом находишь врага, и не привлекая внимания часовых вываливаешь на них всё, что взял. Ах да, автосброса и прицела тоже нет — только импровизированные устройства. А потом ещё вернуться надо. И сесть. Ночью. Без освещения. Повторить 12 раз. Обычная февральская ночь.

Разумеется, потери были. Из 115 дам, которые попали на фронт 27 мая 1942 года, погибло 32 человека. Кого-то сбили на подлёте к противнику, кто-то разбился неудачно приземляясь в полной темноте, кого-то сбили ночные истребители противника, между прочим, специально созданные для борьбы с «ночными ведьмами» . После войны комиссар полка Евдокия Рачкевич на деньги собранные полком объездила все места катастроф и отыскала останки всех своих погибших подруг. Так что никто из «Ночных ведьм «не пропал без вести и не лежит непонятно где.

«Ночные ведьмы » — единственное подразделение, которое полностью состояло из девушек, даже технический и обслуживающий персонал. И если вы думаете, что только лётчицам было тяжело, представьте, каково было девушкам цеплять к крыльям самолёта в лютый мороз бомбы под сто килограмм весом. А потом ремонтировать простреленные насквозь фюзеляжи.

Как уже упоминалось, первоначально в составе «Ночных ведьм » было 115 человек, которые летали на 20 машинах. Потом количество машин увеличилось до 40. А общее количество военнослужащих 46 гвардейского бомбардировочного полка составляло 265 человек. Было проведено более 23 тысяч боевых вылетов и уничтожено огромное количество элементов инфраструктуры противника. . И всё это в абсолютно самоубийственных условиях. Немцы боялись «ночных ведьм » до одури — придумали устрашающее название, специально создали ночной истребительный полк, чтобы хоть как-то им можно было противостоять. Пару раз у них это получалось. 23 лётчицы были награждены званием Героя Советского Союза.

У меня у самого дед был лётчиком. Гражданской авиации, правда, но рассказов я от него в своё время наслушался. И про полёты в грозу, и про посадку в экстремальных условиях, и про аварийные ситуации. Это было страшно, да. Но не идёт ни в какое сравнение с тем, что ежедневно переживали эти девушки. И если это не настоящий героизм, то я не знаю кого вообще можно тогда называть героями. Так что да, «Ночные ведьмы » навсегда вписаны на страницы героической истории России.

46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный Краснознамённый Таманский ордена Суворова 3-й степени полк.
Единственный полностью женский полк (были еще два смешанных полка, остальные исключительно мужские), 4 эскадрильи, это 80 летчиц (23 получили Героя Советского Союза) и максимум 45 самолетов, совершали до 300 вылетов за ночь, сбрасывая каждая 200 кг авиабомб (60 тонн за ночь). Совершили 23 672 боевых вылета (это почти пять тысяч ТОНН бомб). Бомбили в основном передовые, так что заснув немец рисковал не проснуться. Точность боя потрясающая, полет бесшумен, на радарах не виден. Потому и первоначально презрительно называемые немцами "рашен фанер" У-2 (По-2) очень быстро превратился в дословном переводе в полк "ночных колдуний".

Сам У-2 создавался как учебно-тренировочный, был предельно прост и дешев и устарел уже к началу войны. Хотя производился до смерти Сталина и наклепали их 33 тысячи (один из самых массовых самолетов мира). Для боевых действий его срочно дооборудовали приборами, фарами, подвеской для бомб. Часто усиливали раму и... Но это длинная история и о полувековой жизни машины и её создателя Поликарпова. Именно в его честь после смерти от рака в 1944 году самолет переименован в По-2. Но вернёмся к нашим дамам.

Прежде всего развеем миф о потерях. Летали они настолько эффективно (у немцев практически никто не летал по ночам), что за всю войну в вылетах погибло 32 девушки. По-2 не давали покоя немцам. В любую погоду они появлялись над передовой и на малых высотах бомбили их. Девушкам приходилось делать по 8-9 вылетов за ночь. Но бывали такие ночи, когда получали задание: бомбить «по максимуму». Это означало, что вылетов должно быть столько, сколько возможно. И тогда их число доходило до 16-18 за одну ночь, как это было на Одере. Летчиц буквально вынимали из кабин и несли на руках, - стоять на ногах они не могли.
Вспоминает Щербинина Таня Мастер по вооружению

Бомбы-то тяжеленными были. С ними и мужчине справиться нелегко. Молоденькие фронтовички, тужась, плача и смеясь, крепили их к крылу самолета. Но прежде надо было еще сообразить, сколько понадобится ночью снарядов (как правило, брали 24 штуки), принять их, достать из ящика и расконтрить, протереть от смазки взрыватели, вкрутить их в адскую машину.

Техник кричит: "Девчонки! По живой силе!" Значит, надо осколочные бомбы навешивать, самые легкие, по 25 килограммов. А если летят бомбить, например, железную дорогу, то к крылу крепили 100- килограммовые бомбы. В этом случае работали вдвоем. Только до уровня плеч поднимут, напарница Ольга Ерохина что-нибудь скажет смешное, обе прыснут - и уронят адскую машину на землю. Плакать надо, а они хохочут! Снова берутся за тяжеленную "чушку": "Мам, помоги мне!"

Случались счастливые ночи, когда в отсутствие штурмана летчица приглашала: "Забирайся в кабину, полетим!" Усталость как рукой снимало. В воздухе разбирал дикий хохот. Может, это было компенсацией за слезы на земле?


Особенно тяжело было зимой. Бомбы, снаряды, пулеметы -металлические. Разве возможно, например, зарядить пулемет в рукавицах? Руки отмерзают, отнимаются. А ручки-то девичьи, маленькие, порой кожа оставалась на заиндевевшем металле.
Комиссар полка Е. Рачкевич, командиры эскадрилий Е.Никулина и С.Амосова, комиссары эскадрилий К.Карпунина и И.Дрягина, командир полка Е.Бершанская
Докучали переезды. Только ниши, блиндажи с накатами девчонки соорудят, замаскируют, укроют ветками самолеты, а к вечеру командир полка в рупор кричит: "Девочки, готовьте самолеты к передислокации". Полетали несколько дней, и снова переезд. Летом было полегче: в каком-нибудь леске делали шалаши, а то и просто спали на земле, завернувшись в брезент, а зимой приходилось кайлить промерзшую почву, освобождать от снега взлетную полосу.

Главное же неудобство - невозможность привести себя в порядок, отмыться, постирать. Праздником считались дни, когда в расположение части прибывала "вошебойка" - в ней прожаривали гимнастерки, белье, брюки. Чаще же стирали вещи в бензине.
Лётный состав полка

На взлёт! (Кадр из кинохроники)

Экипаж Н.Ульяненко и Е.Носаль получает боевое задание от командира полка Бершанской

Штурманы. Станица Ассиновская, 1942 год.

Экипаж Тани Макаровой и Веры Белик. Погибли в 1944 году в Польше.

Нина Худякова и Лиза Тимченко

Ольга Фетисова и Ирина Дрягина

Зимой

На полёты. Весенняя распутица. Кубань, 1943 год.
Полк летал с "аэродрома подскока" - максимально близко расположенного к линии фронта. На этот аэродром лётчицы добирались на грузовиках.

Лётчица Рая Аронова у своего самолёта

Вооруженцы вставляют взрыватели в бомбы
К самолёту подвешивались 4 бомбы по 50 или 2 по 100 кг. За сутки девушки подвешивали каждая по несколько тонн бомб, так как самолёты вылетали с интервалом в пять минут...
30 апреля 1943 года полк стал Гвардейским.

Вручение Гвардейского знамени полку. Два экипажа

У колодца

Все три кадра сняты в станице Ивановской неподалёку от Геленджика перед штурмом Новороссийска.

"Когда началось наступление на Новороссийск, то в помощь наземным войскам и десанту морской пехоты направлялась авиация, в том числе 8 экипажей из нашего полка.
...Маршрут проходил над морем, или над горами и ущельями. Каждый экипаж успевал за ночь сделать 6 -10 боевых вылетов. Аэродром находился близко от передовой, в зоне, достижимой для корабельной артиллерии противника.
Из книги И.Ракобольской, Н.Кравцовой "Нас называли ночными ведьмами"


Командир эскадрильи 47-го ШАП ВВС ЧФ М.Е.Ефимов и зам. командира полка С.Амосова обсуждают задачу поддержки десанта

Зам.командира полка С.Амосова ставит задачу экипажам, выделенным для поддержки
десанта в районе Новороссийска. Сентябрь 1943 г.

"Наступила последняя ночь перед штурмом Новороссийска, ночь с 15 на 16 сентября. Получив боевую задачу, летчики вырулили на старт.
...Всю ночь самолёты подавляли очаги сопротивления противника, и уже на рассвете поступил приказ: разбомбить штаб фашистских войск, расположенный в центре Новороссийска у городской площади, и экипажи полетели вновь. Штаб был уничтожен."
Из книги И.Ракобольской, Н.Кравцовой"Нас называли ночными ведьмами"
"За время штурма Новороссийска группа Амосовой совершила 233 боевых вылета. Командование наградило летчиц, штурманов,техников и вооруженцев орденами и медалями.

Из книги М.Чечневой "Небо остается нашим"


Новороссийск взят! Пляшут Катя Рябова и Нина Данилова.
Девушки не только бомбили, но и осуществляли поддержку десантников на Малой земле, снабжая их продовольствием и одеждой, почтой. В то же время немцы на Голубой линии яростно сопротивлялись, огонь был очень плотным. В одном из вылетов в небе на глазах подруг сгорели четыре экипажа...

"...В этот момент впереди зажглись прожекторы и сразу поймали самолёт, летевший перед нами. В перекрестье лучей По-2 был похож на серебристого мотылька, запутавшегося в паутине.
...И снова побежали голубые огоньки - прямо в перекрестье. Пламя охватило самолёт, и он стал падать, оставляя за собой извилистую полоску дыма.
Отвалилось горящее крыло, и вскоре По-2 упал на землю, взорвавшись...
...В эту ночь сгорели над целью четыре наших По-2. Восемь девушек..."
И.Ракобольская, Н.Кравцова "Нас называли ночными ведьмами"


"11 апреля 1944 года войска Отдельной Приморской армии, прорвав оборону противника в районе Керчи, рванулись на соединение с частями 4-го Украинского фронта. Ночью полк наносил массированные удары по отступавшим колоннам гитлеровцев. Мы произвели рекордное количество вылетов - 194 и сбросили на врага около 25 тысяч килограммов бомб.
На другой день получили приказ перебазироваться в Крым."
М.П.Чечнева "Небо остается нашим"


Панна Прокопьева и Женя Руднева

Женя училась на мехмате МГУ, занималась астрономией, была одной из самых способных студенток. Мечтала изучать звёзды...
Одна из малых планет в поясе астероидов носит название "Евгения Руднева".
После освобождения Крыма полк получает приказ перебазироваться в Белоруссию.

Белоруссия, местечко близ Гродно.
Т.Макарова, В.Белик, П.Гельман, Е.Рябова, Е.Никулина, Н.Попова


Польша. Полк построен для вручения наград.
Здесь я немного отступлю от истории, памятуя о любителях фотографии. Эта фотография - средняя часть снимка 9х12, обнаруженного мной в альбоме Бершанской. Я отсканировала его с разрешением 1200. Затем распечатала на двух листах 20х30. Потом на двух листах 30х45. А потом... - вы не поверите! Для музея полка было сделано фото длиной 2 метра! И все лица читались! Вот это была оптика!!!
Фрагмент дальнего конца фотографии

Возвращаюсь к рассказу.
Полк с боями двигался на запад. Полёты продолжались...

Польша. На полёты.

Зима 1944-45 года. Н.Меклин, Р.Аронова, Е.Рябова.
Кстати, если кто помнит фильм "В небе ночные ведьмы" - то поставила его Наталья Меклин (по мужу Кравцова). Она также написала несколько книг. Интересную книгу о поездке в 60-х по местам боёв написала и Раиса Аронова. Ну, а третья здесь - моя мама, Екатерина Рябова.

Германия, район Штеттина. Зам. командира полка Е.Никулина ставит задачу экипажам.
А экипажи уже а парадных платьях, сшитых на заказ. Фото, конечно постановочное. Но полёты-то были ещё настоящие...
Два фото из альбома командира полка Евдокии Бершанской.

Командиры получают боевое задание 20 апреля 1945 года.

Берлин взят!

Боевая работа закончена.

Полк готовится к перелёту в Москву для участия в Параде Победы.
К сожалению, перкалевые самолётики на парад не пустили... Но признали, что они достойны памятника из чистого золота!..

Евдокия Бершанская и Лариса Розанова

Марина Чечнева и Екатерина Рябова

Руфина Гашева и Наталья Меклин

Прощание со знаменем полка. Полк расформирован, знамя передаётся в музей.

Знаменитая и легендарная еще до войны создательница полка и родоначальница самой идеи использовать У-2 как ночной бомбардировщик. Марина Раскова, 1941 год

Маршал К.А.Вершинин вручает полку орден Красного Знамени за бои по освобождению Феодосии.

Памятник в Пересыпе
Те, кто не вернулись с войны - вспомним их:

Макарова Таня и Белик Вера сгорели в Польше 29 августа 1944 г.

Малахова Анна

Виноградова Маша

Тормосина Лилия

Комогорцева Надя, еще до боёв, Энгельс, 9 марта 1942 г.

Ольховская Люба

Тарасова Вера
Донбасс, сбиты в июне 1942 г.

Ефимова Тоня
умерла от болезни, декабрь 1942 г.

умерла от болезни весной 1943 г.

Макагон Полина

Свистунова Лида
разбились при посадке 1 апреля 1943 г., Пашковская

Пашкова Юля
умерла 4 апреля 1943 г. после аварии в Пашковской

Носаль Дуся
убита в самолете 23 апреля 1943 г.

Высоцкая Аня

Докутович Галя

Рогова Соня

Сухорукова Женя

Полунина Валя

Каширина Ирина

Крутова Женя

Саликова Лена
сгорели над «Голубой линией» 1 августа 1943 г.

Белкина Паша

Фролова Тамара
сбиты в 1943 г., Кубань
Масленникова Люда (фотографии нет)
погибла при бомбежке, 1943 г.

Володина Таисия

Бондарева Аня
потеряли ориентировку, Тамань, март 1944 г.

Прокофьева Панна

Руднева Женя
сгорели над Керчью 9 апреля 1944 г.

Варакина Люба (фотографии нет)
погибла на аэродроме в другом полку в 1944 г.

Санфирова Леля
подорвалась на мине после прыжка с горящего самолета 13 декабря 1944 г., Польша

Колокольникова Аня (фотографии нет)
разбилась на мотоцикле, 1945 г., Германия.

Желающие получить статистику по полку - в Вики.

Во Вторую мировую войну на фронт ушли не только молодые семнадцатилетние парни, но и девочки-студентки. Юные красавицы, которые еще вчера готовились к экзаменам, встречались с парнями и мечтали о свадебном платье, сегодня боролись за жизнь своих соотечественников и свободу Родины. Кто-то из отважных девушек стал военной санитаркой, кто-то - разведчицей, кто-то - пулеметчицей, а кто-то - военной летчицей. Боролись с фашизмом они наравне с мужчинами, зачастую в одном полку.

«Ночные ведьмы»

Самым известным и при этом единственным женским полком в отечественной и мировой истории является 46 гвардейский женский полк ночных бомбардировщиков, ласково именуемый регулярной армией Советского Союза «Дунькиным полком» и со страхом прозванный, фашистскими солдатами «Ночными ведьмами».

«Ночные ведьмы» вначале вызывали у немецкой армии лишь презрительный смех, так как летали они на фанерных самолетах «У-2», которые при прямом попадании не составляло труда сбить из Однако в ходе сражений бесстрашные воительницы сумели показать, чего они стоят, внушив противнику ужас перед «ночными ласточками» (так девушки называли свои самолеты).

Женский авиационный полк ночных бомбардировщиков внес неоценимый вклад в победу.

«У-2» - картонный кукурузник или боевой «Небесный тихоход»?

«У-2» и «По-2» - это легкие фанерные самолетики, корпуса которых не были защищены от попаданий крупнокалиберного оружия. Они загорались при малейшем контакте с огнем. Медлительные машины, предел скорости которых был чуть выше 100 км/ч, набирали высоту до 500 метров, но в умелых руках девушек-летчиц превращались в грозное оружие.

С наступлением темноты из ниоткуда появлялся 46 женский авиационный полк ночных бомбардировщиков и забрасывал вражеские позиции бомбами.

Ракобольская с уважением отзывается о Расковой, которая сделала из «неоформленной, лохматой, с грязными волосами армии» профессиональный полк ночных бомбардировщиков. Со смехом вспоминает девяностолетняя Ирина Вячеславовна о своей девичьей обиде, когда ей, как и всему женскому полку, командование приказало коротко остричь волосы, и о досаде, возникшей, когда она узнала, как именуют их подразделение боевые братья.

Женщина, воевавшая за народ, за будущее своих детей, со слезами на глазах рассказывает о том, как сложилась судьба некоторых девушек из «Дунькиного полка» после войны, ведь не каждая из них нашла свое призвание в мирное время. Однако мудрая Ирина Вячеславовна Ракобольская, не держит зла ни на власть, ни на взбалмошную молодежь. Она считает, что, начнись война в наше время, молодые ребята и девушки, ни минуты не сомневаясь, отправились бы защищать Родину.

«Ночные ведьмы» в искусстве

Слава настигла полк и в сфере искусства. Про отважных девушек снято немало фильмов и спето множество песен.

Первая кинолента про 46 гвардейский женский полк ночных бомбардировщиков с названием «1100 ночей» была снята Семеном Ароновичем еще при Советском Союзе, в 1961 году. Через 20 лет на экраны вышел еще один фильм - «В небе «Ночные ведьмы».

В известном и всеми любимом произведении «В бой идут одни старики» за основу сюжета взяли историю «Ночной ведьмы» Надежды Поповой и летчика Семена Харламова.

Некоторые иностранные группы, такие как Hail of Bullets и Sabaton, в своих композициях прославляют 46 гвардейский женский полк.


Участник Великой Отечественной войны, заместитель командира эскадрильи 46-го гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков 4-й Воздушной армии 2-го Белорусского фронта, Герой Советского Союза, гвардии майор запаса Надежда Васильевна Попова скончалась в Москве 8 июля на 92-м году жизни.

Окончив школу в городе Сталино (ныне – Донецк), Надежда Попова училась в аэроклубе, а в 1939 году приехала в Москву, чтобы стать военным летчиком. Познакомилась с Героем Советского Союза Полиной Осипенко, которая поспособствовала направлению Поповой в Херсонской авиационной школы ОСОАВИАХИМа, потом – до военного авиационного училища. В мае 1942 года Надежда Попова в составе 588-го ночного бомбардировочного женского авиационного полка вылетела на фронт.

Немецкие военнослужащие называли ночные бомбардировщики По-2, пилотируемые девушками, "ночными ведьмами". Летчицы на то время уже 46-го гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков воевали на территории Украины, в Крыму, Белоруссии, Польше и на территории гитлеровской Германии.

Надежда Попова осуществила 852 боевых вылета. 23 февраля 1945-го в указе о присвоении звания Героя Советского Союза фамилии ее и ее будущего мужа Семена Харламова разделяло всего несколько строк, а днем свадьбы они всегда считали 10 мая 1945-го, когда расписались один за одним на Рейхстаге: "Семен Харламов, Саратов", "Надя Попова с Донбасса".

Считается, что Надежда и Семен стали прототипами Маши и Ромео из фильма Леонида Быкова "В бой идут одни старики" – Семен Харламов был консультантом ленты. К счастью, их история любви, в отличие от экранных героев, имела счастливое продолжение.


________________________________________________________________________

Надежда Попова: «Немцы думали, что мы все курим, пьём… А мы все были - чистые девушки». Последнее интервью.


«У нас вся семья - Герои...» С мужем генералом Семёном Харламовым.

Она пролетела через всю войну, «ночная ведьма» - летчица легендарного женского полка


Я весь апрель звоню Надежде Поповой, добиваясь свидания, но трубка кокетливо отвечает: «Я сейчас зависима: не от любви - от погоды…» Весь апрель непогода, ей 90, она упала, встав с кровати, сильно разбилась: пришлось вызывать МЧС, ломать дверь, спасать… Меж тем Надежду Попову все спрашивают - как раз про любовь. Особенно накануне Победы. Говорят, что это её с мужем история - история Маши и Ромео из фильма «В бой идут одни «старики». Только Надя и Сеня в отличие от киногероев остались в живых.

Я приезжаю без звонка, слушаю её рассказ, уже много лет на разную аудиторию повторяющийся без вариаций, и думаю: а вдруг это в последний раз? У неё. А значит, и у меня… Кто расскажет мне про войну, когда все её герои уйдут и останется только кино?

«Женская единица»

У Надежды Васильевны маникюр, белоснежные кудри и голубые глаза. Она уже забыла, откуда я, но помнит, как цыганка в детстве напророчила: «Будешь счастливой»; помнит, как девочкой ждала папиной зарплаты, чтобы раз в месяц поесть конфет, и как все школьные годы их Донецк, тогда Сталино, вместе со всей страной накрывало волнами, идущими из чёрной тарелки радиоточки. От волн этих щемило где-то в груди: папанинцы! чкаловцы! стахановцы! «Это было прикосновением к подвигу...»

В 19 лет, после лётной школы, она написала рапорт об отправке на фронт и попала в полк ночных бомбардировщиков. Прозвище «ночные ведьмы», которым наградили немцы, им только льстило:


Немцы думали, что мы все курим, пьём, что мы - штрафники, только что из тюрьмы… А мы все были - чистые девушки, 240 человек. Штурманы - девочки, механики - девочки, стокило­граммовые бомбы подвешивали вчетвером. Спали под крыльями самолётов, в брезентовых мешках, по двое, в обнимку… Игнорировали мужчин: думали, они приносят беду, и полк хранили как чисто женскую единицу.

Но пели в те самые редкие минуты затишья: «Летят утки и два гуся, кого люблю - не дождуся…»


Она дождалась - посреди войны. Сене Харламову было 20 лет, и в тот день - летом

42-го, где-то под Ростовом, - он тоже прикоснулся к подвигу: его подбили, он горел, падал, но не бросил самолёт. «Что ж ты так рисковал?» - «Машину жалко было!» Пуля застряла в щеке, пробито бедро, срезан осколком нос. Оперировали под «крикаином» - рецепт: стакан спирта и собственный вопль… Надежда Васильевна вспоминает их встречу, и её голос поднимается на тон выше, чем при рассказе про стахановцев, ещё выше, ещё горячее - она уже и забыла, что сегодня опять давление.


Немцы про нас говорили: «Русиш швайн!» Так это было обидно! Какая же я свинья? Я - красавица! У меня планшет через плечо, пистолет, ракетница за поясом… Я в тот день везла пакет командованию, случайно узнала: на санитарной машине лётчика везут раненого - и пошла посмотреть. Но смотреть было не на что: вся голова в бинтах, только в щёлочке карие глаза озорные и губы - пухлые, нецелованные… Так мне его жалко стало: как же он будет такой, без носа… Разговорились, мне глаза его по­нравились - игривые, но тогда не до мыслей было всяких таких: шло отступление на восток… Я и распрощалась: «Сеня, до свидания, пишите».


Он не написал. Просто однажды нашел её на дорогах войны: их женский полк выполнял вылеты с «мужского» аэродрома - почти как в кино, в котором Маша (актриса Евгения Симонова) совершила вынужденную посадку на аэродром «поющей эскадрильи».


Прибегает ко мне мой механик: «Товарищ командир, вас мужчина спрашивает»! А у меня самолёт уже стоит на взлёт. И это оказывается действительно он, Сеня, у которого я только макушку толком разглядеть успела из-под бинтов!.. А тут он целиком. «Так вы, оказывается, с носом!»


В кабине её «небесного тихохода» лежали яблоки - полк стоял в садах, фляга с боевыми ста граммами, которые выдавали после ночных полётов: «Я не пила, отдала всё ему - и улетела».


Маша и Ромео из фильма умерли в один день - может быть, в тот самый, яблочный...

А Надя Попова - гвардии капитан, 852 боевых вылета за всю войну!!! - и Семён Харламов ещё не раз встречали имена друг друга на страницах газет, как будто передавали друг другу привет, пока однажды, 23 февраля 1945-го, не сошлись на первой полосе, в указе о присвоении звания Героя Советского Союза: в столбце фамилий их разделяла лишь очерёдность букв алфавита - а сердцу уже было понятно, что это судьба.

А днём нашей свадьбы мы всегда считали 10 мая 45-го, когда расписались один за другим на Рейхстаге: «Семён Харламов, Саратов», «Надя Попова из Донбасса» - это и было нашей регистрацией брака…

«Неужели только кастрюли?!»

С сыном под сердцем она летала до 9-го месяца, перейдя после Победы служить к мужу в полк. Семён Харламов дорос до генерала, большого чина, был замом маршала авиации Покрышкина. Консультировал Леонида Быкова во время съёмок «В бой идут одни «старики». «Быков, невысокий, смотрел на моего мужа как на бога, а Сеня всё время шутки шутил». На войну пришлись лучшие их годы…


Когда в хрущёвские времена началось сокращение армии, я уволилась и ужасалась: «Неужели теперь только кастрюли?!»


Вместо кастрюль была депутатом, состояла в Комитете советских женщин, Комитете защиты мира. Встречалась с бельгийской королевой:

Вы как Терешкова? - спросила королева, кивая на звезду и планки на груди.

Нет, я - как Попова.


Овдовела в 1990-м. «Верите ли, за все эти годы так с моим Сенечкой и не наговорилась…» Остался сын, тоже генерал, два внука и трое правнуков.

Она плохо спит - непогода, смотрит по ночам телевизор и ест мороженое. После падения, спасения МЧС и больницы по дому ходит по шажку, на ходунках. Звонит девчатам. Я думала, обсуждают хвори, но: «Мы политически все подкованные, вот сейчас возмущены историей с Бутом: стыдно, что про русское оружие плохо думают!»

Из девчат в прошлом году к скверу у Большого театра пришли семь человек. За этот год двое умерли. «Таня Масленникова и Клава Рыжкова». Остальные - подвешены на тонких ниточках телефонных проводов, не выходят из дома. Не идут парадом. Не кладут гвоздики к Вечному огню.


Надежда Васильевна Попова прижимает наманикюренный палец к бледным губам в мелких морщинках: «Загадываю, что 9 Мая пойду на парад!..»

Ещё держит удар. Ночная ведьма.


Автор: Полина Иванушкина
_________________________________________________________________________

Как много героических подвигов совершили наши предки в годы Великой Отечественной войны. В борьбе с врагом наравне с мужчинами участвовали и советские женщины и даже совсем еще юные девушки. За несколько лет до наступления фашистов на просторах Советского Союза было развернуто массовое обучение молодежи в аэроклубах. Профессия летчика была настолько романтичной и привлекательной, что стремились в небо не только восторженные юноши, но и девушки. В итоге к июню 1941 года штат молодых пилотов у страны был, данное обстоятельство очередной раз опровергает утверждения о том, что к войне СССР был совершенно не готов, а нападения руководство страны не ожидало.

В октябре 1941 год в тяжелейшей военной обстановке Наркомом обороны СССР был издан приказ о формировании женского авиационного полка № 0099. Ответственность за исполнение приказа была возложена на Марию Раскову. В своих интервью, оставшиеся в живых женщины-фронтовики, отзываются о Расковой, как о самом авторитетном человеке в их среде. Ее приказы не обсуждались, молодые девушки, приехавшие из разных концов страны, только окончившие курсы летчиков смотрели на Раскову как на пилота недосягаемого уровня. К тому моменту Расковой было немногим более двадцати пяти лет, но уже тогда Мария Михайловна была Героем СССР. Удивительная, смелая и очень красивая женщина погибла в 1943 году в авиакатастрофе в сложнейших метеоусловиях около села Михайловка в Саратовской области. Марию Раскову кремировали, а урну с ее прахом поместили в Кремлевской стене, для того чтобы благодарные потомки могли возлагать цветы и чтить память женщины-героя.

В соответствии с приказом Наркома обороны Марией Михайловной было сформировано три подразделения:
истребительный авиационный полк 586;
авиационный полк ББ 587;
ночной авиационный полк 588 (легендарные «ночные ведьмы»).

Первые два подразделения в течение войны стали смешанными, в них доблестно сражались не только девушки, но и советские мужчины. Ночной авиационный полк состоял исключительно из женщин, даже самые тяжелые работы здесь выполняли представительницы слабого пола.

Во главе «ночных ведьм» или 46- го гвардейского нбап стояла опытный летчик Евдокия Бершанская. Евдокия Давыдовна родилась в Ставропольском крае в 1913 году. Родители ее погибли еще в период Гражданской войны, и девочка воспитывалась у дяди. Сильный характер этой женщины позволил ей стать блестящим пилотом и командиром. К началу войны у Евдокии Бершанской уже имелся десятилетний опыт полетов, она старательно передавала свои знания молодым подчиненным. Евдокия Давыдовна прошла всю войну, а после еще долго трудилась в общественных организациях на благо Отечества.

Командир полка Евдокия Давыдовна Бершанская и штурман полка Герой Советского Союза Лариса Розанова. 1945 г.

Вверенный Бершанской полк иногда именовали «Дунькиным». В этом названии сквозит вся история отважных летчиц. Фанерные, легкие самолеты По-2 совсем не подходили для ожесточенных сражений с немецкими захватчиками. Немцы откровенно хохотали при виде этой хрупкой конструкции. Часто девушек не воспринимали всерьез, и им в течение всей войны приходилось доказывать свое мастерство и демонстрировать возможности «этажерок». Риск был крайне велик, так как По-2 быстро загорался и был совершенно лишен какой-либо брони или другого вида защиты. По-2 гражданский самолет, использовавшийся для транспортных целей, а также в сфере связи. Девушки самостоятельно подвешивали бомбовый груз на специальные балки на нижней плоскости самолета, который порой превышал 300 кг. Каждая за смену могла перенести вес, достигающий тонны. Девушки работали в крайнем напряжении, что позволяло им сражаться с врагом на равных с мужчинами. Если ранее немцы смеялись при упоминании о «кубанской этажерке», то после налетов стали именовать полк «ночными ведьмами» и приписывать им магические свойства. Вероятно, фашисты просто не могли предположить, что на подобные подвиги способны советские девушки.

За партийную работу в полку обучающихся летному делу девушек в городе Энгельс отвечала Мария Рунт, уроженка Самары, ровесница Бершанской. Это был опытный и отважный летчик-бомбардировщик, терпеливо делившаяся опытом с молодым поколением. До и после войны Рунт занималась педагогической работой и даже защитила кандидатскую диссертацию.

Боевой самолет ПО-2, на котором летали бомбить фашистов экипажи полка

Боевое крещение 46-го гвардейского нбап состоялось в середине июня 1942 года. Легкие По-2 взмыли в небо. В первый полет отправились пилот Бершанская со штурманом Софьей Бурзаевой, а также Амосова и Розанова. По рассказам лётчиц, ожидаемого огня с позиции противника не последовало и экипаж Амосова-Розанова трижды кружили над заданной целью – шахтой, чтобы сбросить смертоносный груз. Сегодня мы можем судить о событиях того времени лишь по документам и немногочисленным интервью непосредственных участниц боевых вылетов. В 1994 году рассказывали о подвигах женского авиаполка Лариса Розанова, штурман, 1918 года рождения, сын героя СССР Ароновой, а также Ольга Яковлева, штурман. Они описывают все трудности и ужасы войны, с которыми пришлось столкнуться хрупким советским девушкам, а также о героически погибших пилотах и штурманах.

Следует отдельно сказать о каждой из тех, кто на легких По-2 наводил ужас на захватчиков. Лариса Розанова несколько раз получала отказ на свои просьбы отправки ее на фронт. После того как был издан приказ № 0099, Розанова попала в летную школу в городе Энгельс, а затем в 46-й гвардейский. За войну она летала над Ставропольским краем и Кубанью, парила на своем легком По-2 над Северным Кавказом и Новороссийском. Розанова внесла свой вклад в освобождение Польши и Белоруссии, праздновала победу в Германии. Умерла Лариса Николаевна в 1997 году, прожив долгую и интересную жизнь.

Командир звена Таня Макарова и штурман Вера Белик. 1942 г. Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза

Ольга Яковлева прошла путь от вооруженца до штурмана, участвовала в сражениях с захватчиками за Кавказ, а также в освобождении Крыма, Кубани и Белоруссии. Отважная женщина наносила меткие бомбовые удары по вражеским объектам на территории Восточной Пруссии.

Боевой путь полка представляет собой череду славных подвигов, вклад в которые внесла каждая из «ночных ведьм». Несмотря на грозное имя, которые дали женскому авиаполку фашисты, для русских людей они навсегда останутся благородными покорительницами неба. После того как состоялся первый боевой вылет, молодые девчонки на легких фанерных «этажерках» воевали еще долго. С августа и до декабря 1942 года они обороняли Владикавказ. В январе 1943 года полк был брошен на помощь в прорыве линии немецких войск на Тереке, а также для поддержки наступательных операций в районе Севастополя и Кубани. С марта по сентябрь того же года девушки предпринимали операции на «Голубой линии фронта», а с ноября по май 1944 года прикрывали высадку на Таманский полуостров советских сил. Полк привлекался к действиям по прорыву обороны фашистов под Керчью, в поселке Эльтиген, а также в освобождении Севастополя и Крыма. С июня по июль 1944 авиационный женский полк брошен в бой на реке Проня, а с августа того же года совершал вылеты по территории оккупированной Польши. С начала 1945 года девушек перебрасывают в Восточную Пруссию, где «ночные ведьмы» на ПО-2 успешно ведут бои и поддерживают форсирование реки Нарев. Март 1945 отмечен в истории доблестного полка участием в освободительных боях за Гданьск и Гдынь, а с апреля по май отважные летчицы поддерживали наступление Советской Армии за отступающими фашистами. За весь период полк совершил свыше двадцати трёх тысяч боевых вылетов, большая часть из которых прошла в сложных условиях. 15 октября 1945 года полк расформировали, а основная часть девушек демобилизовалась.

Двадцать три отважные летчицы 49-го женского авиационного полка были удостоены звания Героя СССР. Евдокия Носаль, уроженка Запорожской области была убита, разорвавшимся в кабине снарядом в боях за Новороссийск. Евгения Руднева, также из Запорожья погибла в апреле 1944 года на боевом задании в небе севернее Керчи. Татьяна Макарова, 24-х летняя москвичка сгорела в самолете в 1944 году в боях за Польшу. Вера Белик – девушка из Запорожской области, погибла вместе с Макаровой в небе над Польшей. Ольга Санфирова, родившаяся в 1917 году в городе Куйбышев, погибла в декабре 1944 года на боевом задании. Мария Смирнова из Тверской области, улыбчивая карелка, вышла в отставку в звании гвардии майора, прожила долгую жизнь и скончалась в 2002 году. Евдокия Пасько – девушка из Киргизии, 1919 года рождения, вышла в отставку в звании старшего лейтенанта. Ирина Себрова из Тульской области, с 1948 старший лейтенант запаса. Наталья Меклин уроженка Полтавской области, также выжила в кровопролитных боях и вышла в отставку в звании гвардии майора, умерла в 2005 году. Жигуленко Евгения, жительница Краснодара, с прекрасными глазами и открытой улыбкой, также стала Героем СССР в 1945 году. Евдокия Никулина, уроженка Калужской области, вышла в запас гвардии майором и после войны прожила до 1993 года. Раиса Аронова девушка из Саратова, вышла в отставку майором и скончалась в 1982 году. Героями СССР в доблестном 49 авиационном полку стали также Худякова Антониа, Ульяненко Нина, Гельман Полина, Рябова Екатерина, Попова Надежда, Располова Нина, Гашева Руфина, Сыртланова Магуба, Розанова Лариса, Сумарокова Татьяна, Парфенова Зоя, Доспанова Хиваз и Акимова Александра.

Поверка пулеметов. Слева ст. техник по вооружению 2-ой эскадрильи Нина Бузина. 1943 г

О каждой из этих великих женщин, а также о других девушках, что служили в 49 –м полку, именуемого фашистами «ночными ведьмами», можно написать не только статью, но и книгу. Каждая из них прошла трудный путь и достойна памяти и уважения. Советские женщины сражались не за партию и не за советскую власть, они воевали за наше будущее, за право последующих поколений жить свободными.

В 2005 году в свет вышло литературное «творение» под названием «Походно-полевые жены», авторами которого являются некие Ольга и Олег Грейг. Не упомянуть об этом скандальном факте, являющемся порождением попыток интерпретации исторической правды, было бы преступно. Упомянутые «творцы», гордым словом писателя их именовать нет желания, попытались очернить светлую память героических женщин утверждениями в их сексуальной распущенности и прочих пороках. В опровержение позорных и недалеких домыслов , хотелось бы напомнить, что ни один боец 49-го женского авиационного полка не покинул строй по причине гинекологических заболеваний или беременности. Не будем отрицать, что на основе реальной истории Нади Поповой и Семена Харламова, была освещена история любви в фильме «В бой идут одни старики», но люди с устойчивыми нравственными ценностями прекрасно понимают различия между сексуальной распущенностью и высоким чувством.

Герои Советского Союза: Таня Макарова, Вера Белик, Поля Гельман, Катя Рябова, Дина Никулина, Надя Попова. 1944 г

Война закончилась. Девушки на стоянке своих "ласточек". Впереди Серафима Амосова - зам. командира полка, за ней Герой Советского Союза Наташа Меклин. 1945 г

Герои Советского Союза командир эскадрильи Мария Смирнова и штурман Татьяна Сумарокова. 1945 г

Герои Советского Союза Надежда Попова и Лариса Розанова. 1945 г

Командиром же полка была назначена Евдокия Бершанская, опытная лётчица с десятилетним стажем. Именно под ее командованием женщины и сражались вплоть до окончания войны. Хотя полк шутливо именовали« Дунькиным полком» по имени его командира, смешного в его деятельности было мало.

« Боевым крещением» летчиц стала операция по прорыву мощного оборонительного рубежа немецко-фашистских войск« Голубой линии» в районе Новороссийска. После освобождения Таманского полуострова полк и получил еще одно прозвище — Таманский.

11 женщин погибли в ходе операции.

«Игрушечные» самолеты


« Ночные ведьмы» получили еще одно свое прозвище благодаря тому, что летали в основном ночью. Летчицы управляли легкими бипланами Поликарпова, которых еще называли По‑2.

Несмотря на свои маневренные преимущества, легкие самолетики не имели никакой защиты — их корпус легко пробивался крупнокалиберными орудиями, загорались они от одной искры.

Для того, чтобы на борт поместилось достаточно бомб, девушки даже парашюты с собой не брали, а в качестве оружия носили только пистолеты. Позже их сменили пулеметы. Но пистолет никак не мог спасти летчицу, если она попадала в луч прожектора. Если это происходило, она была обречена.

« Без радиосвязи и бронеспинок, способных защитить экипаж от пуль, с маломощным мотором, который мог развивать максимальную скорость 120 км/час.(…) бомбы привешивались в бомбодержатели прямо под плоскости самолета», — вспоминала после войны летчица Наталья Кравцова(Меклин).

Механики полка — тоже женщины — чинили самолеты буквально за часы.


« Наш учебный самолёт создавался не для военных действий, — рассказывают авторы книги „Нас называли ночными ведьмами“ И. В. Ракобольская и Н. Ф. Кравцова. — Деревянный биплан с двумя открытыми кабинами, расположенными одна за другой, и двойным управлением — для лётчика и штурмана.(До войны на этих машинах лётчики проходили обучение). Не было прицелов, мы создали их сами и назвали ППР(проще пареной репы). Количество бомбового груза менялось от 100 до 300 кг. В среднем мы брали 150—200 кг. Но за ночь самолёт успевал сделать несколько вылетов, и суммарная бомбовая нагрузка была сравнима с нагрузкой большого бомбардировщика».

Летая над бездной


До войны« на летчика» учились три года, но времени на это уже не было, и «ласточки» осваивали небесное искусство за полгода, занимаясь по 12 часов в сутки.

Летали« ведьмы» очень часто: за ночь один самолет совершил до 10 и более вылетов. «Ночные ведьмы» взорвали 17 переправ, 46 складов боеприпасов, 86 огневых точек врага, 12 топливных цистерн, 9 поездов, 2 железнодорожные станции, захваченные противником. Всего они сбросили более 3000 тонн бомб. Но это — просто цифры, их не понять ни головой, ни сердцем.


« А перед взятием Варшавы у меня было 16 боевых вылетов за одну ночь. Я не вылезала из самолета, — вспоминала одна из „ласточек“ Надежда Васильевна. — Иногда под утро после таких изнуряющих полетов казалось, что нет сил вылезти из кабины».


Всего девушки« налетали» от 800 до 1000 раз.

« Мы должны были сами разглядеть сверху цель, на которую надо сбросить бомбы. А для этого приходилось максимально снижаться, — поясняла Надежда Васильевна. — В это время, уловив звук наших моторов, немецкие зенитчики стремились поймать нас в прожектора и открывали огонь. Эти прожектора для нас были гибели подобны, потому что они ослепляли летчика, и тогда пилотировать было крайне нелегко. Каждый раз приходилось сжимать себя в комок, чтобы точно сбросить бомбы, а еще хуже — не спасовать перед таким шквалом огня, который на нас обрушивали, не свернуть в сторону. Ведь среди нас были и такие, которые и сереньких мышек боялись, а тут…»

« Немцы называли нас ночными ведьмами, а „ведьмам“ было всего от 15 до 27 лет», — писала в воспоминаниях Евгения Жигуленко.