Рефераты Изложения История

Проектирование современного урока в соответствии с фгос. Проектирование современного урока в условиях реализации фгос

В рамках модернизации системы российского образования поменялись цели и содержание образования, появились новые средства и технологии обучения, но основной формой обучения учащихся остался урок. В чем же новизна современного урока в условиях введения ФГОС ООО? В соответствии с новыми стандартами, нам, педагогам, необходимо усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, показать ему, что урок - это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Принципиальным отличием современного подхода в образовании является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО»

«Если мы сегодня будем учить детей как вчера,

мы украдем у них завтра»

Джон Дьюи

Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Землянухина Д.В., заместитель директора по УВР МБОУ «Аннинская СОШ с УИОП»

В рамках модернизации системы российского образования поменялись цели и содержание образования, появились новые средства и технологии обучения, но основной формой обучения учащихся остался урок. В чем же новизна современного урока в условиях введения ФГОС ООО? В соответствии с новыми стандартами, нам, педагогам, необходимо усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, показать ему, что урок – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Принципиальным отличием современного подхода в образовании является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности. (Приложение 1).

Важнейшей задачей каждого учителя при реализации ФГОС ООО является освоение технологии проектирования учебного занятия с учетом деятельностного подхода. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной. (Приложение 2).

Моделируя современный урок, необходимо придерживаться следующих правил:

    Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.

    Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, подобрать систему упражнений, дополнительный материал для дифференцированной работы).

    Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности обучающихся и учителя на всех этапах урока.

    Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.

    Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.

    Продумать форму подведения итогов урока.

Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. Используя современные технологии, работая в технологии моделирования у обучающихся формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

Новым видом методической продукции, обеспечивающей качественное преподавание учебных предметов в школе и достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС ООО является технологическая карта урока. Ее использование позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) обучающихся. Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. Также технологическая карта поможет администрации школы осуществлять необходимую методическую помощь учителю, контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов. (Приложения 3, 4, 5, 6).

Так что же для нас современный урок? Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, ступенька к знанию, самопознание, самореализация… Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали. Время «готовых» уроков постепенно отходит. Участниками образовательного процесса на уроке, по-прежнему, являются учитель и ученик. И сколько бы ни говорили о равенстве их позиций, учитель как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке: он задает тон урока, создает рабочую атмосферу, прививает интерес и стремление к познанию. Поэтому современный урок должен проектироваться учителем - Личностью, у которого дети будут учиться с удовольствием.

Приложение 1

Отличие современного урока от традиционного

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

(учитель помогает, советует)

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

(учитель консультирует)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

(учитель консультирует)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

(учитель консультирует, советует, помогает)

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

(учитель консультирует)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Приложение 2

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

По поиску и обработке информации;

Обобщению способов действия;

Постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Приложение 3

Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

2. Совместное исследование проблемы.

Поиск решения учебной задачи.

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

3. Моделирование

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

Воспринимают ответы обучающихся

Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4. Конструирование нового способа действия.

Построение ориентированной основы нового способа действия.

Организует учебное исследование для выделения понятия.

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

Участвуют в обсуждении содержания материала

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

5. Переход к этапу решения частных задач.

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию

Осуществляют самоконтроль

6. Применение общего способа действия для решения частных задач.

Коррекция отработки способа.

Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.

Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

7. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Контроль.

Диагностическая работа (на выходе):

Организация дифференцированной коррекционной работы,

Контрольно-оценивающая деятельность.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Рефлексия своих действий

Осуществляют пошаговый контроль по результату

Приложение 4

КАРТА АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ ПО ФГОС

Предложенная карта анализа урока по ФГОС предназначена для учителей, осуществляющих самоанализ педагогической деятельности, независимых экспертов, а также для ведения внутришкольного контроля оценки качества проведения занятий.

Дидактические критерии, перечисленные в представленной Вашему вниманию таблице, являются унифицированными и подходят для оценки эффективности уроков по предметам различного цикла.

В последней колонке представлены разъяснения по экспертизе, являющиеся примерными для исследования содержательного и организационно-методического наполнения урока.

Карта анализа урока содержит балльные критерии оценки, руководствуясь которыми возможно прийти к количественным показателям эффективности проведения занятия.

Критерии оценивания разработаны с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в ФГОС: личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных.

В таблице обозначены условия успешной реализации требований ФГОС:

    грамотное организационно-методическое сопровождение;

    особенности работы по формированию универсальных учебных действий;

    организация текущего, промежуточного и итогового видов контроля;

    возможные формы межличностного коммуникативного взаимодействия в системе ученик-учитель-класс и познавательной активности обучающихся;

    применение материально-технического сопровождения.

Карта анализа урока по ФГОС

Критерии

Возможные баллы

баллы

Разъяснения по экспертизе

Организационно-методическое сопровождение

Целеполагание

Осознанное соотношение мотивации детей к познавательной активности на уроке и дидактических целей педагога

Соответствие содержания проекту технологической карты

Раскрытие темы урока, соответствие цели как конечному результату поставленных учебных задач, логическое соответствие этапов урока, прописанных в технологической карте, содержательному наполнению

Уровень заинтересованности детей

на протяжении урока (мотивация)

Умение организовать дифференцированную работу каждого учащегося в классе по индивидуальному маршруту – 100 %

(высокий уровень – 5 баллов);

Наглядная познавательная активность 50 % учащихся класса (средний уровень – 3 балла);

Локальная эпизодическая включенность учащихся в учебный процесс (низкий уровень – 0 баллов).

Используемая технология

Программированная

Частично-адаптивная технология, предполагающая индивидуальный маршрут обучения

Блочно-модульная

Технология обучения на основе обобщения программного материала в тематические блоки (модули) по общим содержательным (опознавательным) признакам

Проблемно-поисковая

Технология обучения в индуктивно-дедуктивном режиме «вопрос-ответ»

Алгоритмизированная

Технология обучения, в основе которого формируется словесно-логический тип мышления и работы с информацией

Технология, спроектированная на основе игровой деятельности как ведущей

Проектная технология

Технология высокого уровня абстракции на метапредметном уровне, в основе которого лежит высокий уровень самостоятельности и осознанности мыслительной активности обучающихся

Традиционный урок

Соблюдение традиционных (объяснительно-репродуктивных) подходов в обучении

Традиционный урок

с элементами …

Сочетание традиционных подходов с элементами активных форм обучения

Формирование УУД

Личностные

(готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению себя в социуме; наличие ценностно-смысловых установок, общих правил ученической позиции как активного участника образовательного процесса, результаты которого необходимы для жизненного успеха)

Оценка значимых социальных и межличностных установок , формируемых учителем на уроке и отражающих значимость образовательной деятельности в контексте гражданственности:

установки отсутствуют – 0 баллов;

наличие установок – 3 балла;

установка урока в рамках личностной социальной значимости учебного процесса и гражданственности межличностных отношений –

Метапредметные

(«мета» - стоящие «ЗА» пределами специфики предмета, расширяющие сознание познавательной активности УУД, реализующие принцип человекосообразности)

а) регулятивные

Использование учителем алгоритмов саморегуляции и направляющих механизмов, вносящих порядок в процесс формирования УУД:

отсутствие четких регламентов деятельности педагога – 0;

четко спроектированные стратегии деятельности педагога – 3;

адаптированность дидактических подходов к ситуативным особенностям хода урока – 5.

б) познавательные

Способность учителя сочетать на уроке элементы эмпирической и теоретического аспектов практико-ориентированной работы:

низкий метапредметный уровень (отсутствуют полидисциплинарные связи) – 0 баллов;

средний уровень – локальная реализация метапредмета – 3 балла;

высокий уровень абстракции метапредмета –

в) коммуникативные

(делающие общим, связывающие посредством общения УУД)

Сформированность умения организовывать коммуникативное взаимодействие в учебной среде : сотрудничество, сотворчество в группе, в паре со сверстником, в индивидуальном взаимодействии с учителем; умение выстраивать монолог по теме урока и смежным с ней темам на основе своих собственных рассуждений.

Преобладание собственного «Я» в работе на уроке, неумение слышать и слушать – 0 баллов;

Эффективно выстроенная межличностная коммуникация на уроке – 5 баллов.

Предметные

Оценивается научность и доступность компетентностно-терминологического арсенала учителя.

Владение ключевыми понятиями и предметными терминами на уровне их практической реализации, в процессе говорения, комментирования, применения в нестандартных условиях постановки задач, в процессе творческого взаимодействия.

Промежуточный и итоговый контроль результатов деятельности

Промежуточный контроль

Контроль осуществлялся на определенных этапах по усмотрению учителя

Пошаговый контроль и своевременная корректировка

Непрерывная обратная связь,

осуществлялся посредством

«человеко-машинного» диалога в форме адаптивной учебной деятельности

Локальный контроль

Традиционная форма, не позволяющая охватить всех учащихся

Итоговый контроль

Традиционная форма необходимая для осуществления контроля

Форма познавательной активности

Репродуктивная

(по образцу)

Организована традиционная форма работы по теме урока

Поисково-проблемная

(по наводящим вопросам учителя)

Организована проблемно-поисковая деятельность. Урок в индуктивно-дедуктивной форме

«Вопрос-ответ»

Самостоятельная

(самостоятельный поиск)

Организована самостоятельная деятельность учащихся по решению проблемного вопроса

Творческая

Организована проектная деятельность,

«инсайт-урок», приветствовались

креативные решения

Коммуникативное взаимодействие на уроке

«Я-Учитель»

Ведущая роль учителя на уроке

Групповое

Организованная групповая работа

Организованная парная работа

Фронтальное

Организованная проблемно-поисковая деятельность при поддержке учителя в форме «вопрос-ответ»

Адаптивное

Инновационное адаптивное обучение

Материально-техническое сопровождение

Стандарт

Учебники, сборники тестов, карточки, раздаточный материал, мел, доска

Электронная доска, проектор, видео, аудио-сопровождение и др.

(программно-педагогические средства обучения)

Индивидуальная компьютерная поддержка

ИТОГ:

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:
  • Трушко Г.Н, учитель русского языка и литературы МБОУ «Перовская школа-гимназия»
  • Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС
  • С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.
  • Современному обществу нужны люди, которые могут:
  • анализировать свои действия;
  • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
  • ориентироваться в большом потоке информации и адаптироваться в любом обществе;
  • быть способными к сотрудничеству;
  • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
  • «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», - писал известный педагог В. А. Сухомлинский.
  • Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:
  • мобилизация;
  • целеполагание;
  • осознание недостаточности имеющихся знаний;
  • коммуникация;
  • взаимопроверка, взаимоконтроль;
  • рефлексия.
  • Требования к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС:
  • хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
  • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  • вывод делают сами учащиеся;
  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • времясбережение и здоровьесбережение;
  • в центре внимания урока - дети;
  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
  • планирование обратной связи;
  • урок должен быть добрым.
Универсальные Учебные Действия - совокупность способов действий учащихся (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
  • Регулятивные: организация собственной деятельности
  • Познавательные: умение результативно мыслить и работать с информацией
  • Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать с людьми
  • Функции УУД: обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
  • Приёмы, способствующие повышению мотивации:
  • иллюстративный материал
  • использование ИКТ
  • игровые ситуации
  • разгадывание грамматических загадок
  • инсценирование
  • лирическое вступление
  • верю-не верю
  • кластер
  • рефлексивные вопросы
  • создание благоприятного
  • психологического климата
  • Главный принцип деятельностного подхода – научить учиться. Такой подход предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности.
  • Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов.
  • 1 – й шаг. Определение нового .
  • 2 – й шаг. Конструирование проблемной ситуации.
  • 3 – й шаг. Планирование действий.
  • 4 – й шаг. Планирование решений.
  • 5 – й шаг. Планирование результата.
  • 6 – й шаг. Планирование заданий для применения нового знания.
Этап мобилизации
  • Деятельность ученика:
  • Выполняя предложенные учителем задания частично-поискового характера, определяет тему урока.
  • Пользуясь опорной схемой, формулирует цели урока, создает установку на их реализацию.
  • Актуализирует имеющиеся знания, применяя их в практической деятельности.
  • Тема: «Буквы е-и в корнях с чередованием»
  • Дается орфографическая диктовка (безударные гласные в корне) и три словосочетания на новое правило. Проверяем написанное. А дальше в форме диалога подводим учеников к самостоятельной формулировке темы:
  • – Какое было задание? (вставить пропущенную букву)
  • – Какое правило применяли? (безударная гласная в корне)
  • – Все слова смогли проверить? (нет)
  • – Почему? (правило не подошло)
  • – А если это не подошло, какое нужно? (если не определяют сразу, то дальше делаем разбор по составу)
  • –Так о чем будем говорить на уроке? (о корнях с чередованием е-и). Запишите тему урока.
  • Тема: «Правописание НЕ с прилагательными»
  • Учащимся предлагается сравнить предложения со слитным и раздельным написанием НЕ с существительными и прилагательными.
  • - Что общего в правописании существительных и прилагательных?
  • - Прочитайте правило на стр. 38-39.
  • - Какая информация для вас оказалась новой?
  • В результате проведённой работы учащиеся самостоятельно формулируют правило.
  • Тема: «Имя существительное как часть речи»
  • Учащимся предлагается отрывок из стихотворения
  • О. Молоткова из упр 272.
  • - Найдите слова, называющие людей, животных, предметы окружающего мира, понятия, действия, время, число.
  • - Можно ли сказать, что у этих слов есть что-то общее?
  • - Назовите часть речи, к которой они относятся.
  • В чём необычность этого стихотворения?
  • - Итак, какую часть речи мы сегодня будем изучать? (Имя существительное.)
  • - Что значит изучить слово «как часть речи»? (Это значит указать лексическое значение (что выражает), морфологические признаки (какие формы может иметь) и синтаксическую функцию (каким членом предложения является).
  • - Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении темы.
  • - Выберите для себя удобную форму краткой записи важной информации о
  • существительном (опорный конспект, таблица и т.д.)
Приёмы создания учебной ситуации
  • Предъявить противоречивые теории, факты
  • Обнажить житейское представление и представить научный факт
  • Использовать приёмы «яркое пятно», «актуальность»
  • 1.Учитель сам ставит проблему «В жизни всегда есть место подвигам», - говорит М.Горький. Что такое подвиг? Возможны ли подвиги в повседневном труде?
  • 2. Учащимся сообщаются различные, даже противоположные мнения по какому-либо вопросу.
  • Например: дети в 5 классе познакомились с темой «Толковые словари. Лексическое значение слова».Учитель попросил найти в словаре слово «перст» и объяснить его лексическое значение. Далее следует задание:
  • Витя и Маша прочитали предложение в книге. Витя согласился с тем, что выделенное слово написано правильно, а Маша решила, что допущена ошибка. А как считаете Вы? Почему? Используйте в ходе работы толковый словарь. Что ввело в заблуждение Витю?
  • Анна Ивановна воспитывала Маринку с любовью, поэтому не удивительно, что девушка, даже когда выросла, оставалась наперсн ицей обожаемой тетушки .
  • Учащиеся вместе с учителем осознают противоречие, опираясь на имеющиеся знания, и формулируют проблемный вопрос.
Приёмы создания проблемных ситуаций
  • 3. Учащимся предлагаются задания, требующие сравнения фактов.
  • Обратите внимание на перечисленные слова. Определите лишнее в каждой строке. Выбор объясните.
  • 1)Пролага ть, излага ть, прилага ть, отложить.
  • 2)Доложить, выложить, слага ть, уложить. 4. Задания, стимулирующие исследование языковой ткани произведения в различных аспектах.
  • Привести пример текста-описания, попросить убрать все прилагательные. Сделать вывод о роли прилагательных в тексте.
Приёмы создания проблемных ситуаций
  • Ситуация «выбор».
  • (до)ехал (до)б...рёзы
  • (по)бежал (по)д...ревне
  • (про)читал (про) город
  • (на)кричал (на)с...баку
  • Скажите, на какие две группы можно разделить находящиеся в них слова?
  • 1) слова из словарика и не из него;
  • 2) слова с приставками и предлогами;
  • 3) глаголы и прилагательные
  • У. Обратите внимание на особенность записи этих слов и сформулируйте тему урока.
  • Д. Сегодня мы будем говорить о правописании приставок и предлогов.
Приёмы создания проблемных ситуаций
  • Ситуация «неопределенность».
  • Подберите проверочные слова к словам, записанным на доске зап[и]вал , запишите их вместе с проверочными. Запивал – пил, запевал – пел. Кто прав? Почему оба варианта правильные? Как узнать какое слово имелось ввиду? (из предложения) Задача урока: учиться проверять слова, одинаковые по звучанию.
  • Ситуация «неожиданность».
  • Сидят на ветке воробьи,
  • Болтают про дела свои,
  • Вспорхнули с ветки воробьи!
  • Что вы заметили? Ребята обратят внимание на слово «ветка». На первой строке это слово написано с «е», на последней строке – с «и». Почему одно слово написано с разными окончаниями ребята - объяснить не могут. Задача урока: познакомить с условиями выбора букв е-и в окончаниях существительных.
Приём «актуальность» на уроке русского языка по теме: «Ударение».
  • - Тема сегодняшнего урока актуальна во все времена. А почему? Попробуйте догадаться сами. На доске вы видите слова, записанные парами: ба́ловать и балова́ть, на́чать и нача́ть, краси́вее и красиве́е, ку́хонный и кухо́нный, укра́инский и украи́нский .
  • -Как вы думаете, почему одно и то же слово можно произнести по-разному?
  • - Всё зависит от того, на какой слог мы поставим ударение.
  • - Верно. Каждый день мы произносим несколько тысяч слов, но далеко не все задумываются над тем, правильно ли ставят ударения в словах. Часто мне приходится слышать от вас: «Позво́нишь, повто́рим, красиве́е, жда́ла». Но все эти слова произносятся неправильно.
  • Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?
  • «Ударение». Мы будем сегодня работать с теми словами, в произношении которых чаще всего допускаются ошибки, а также мы познакомимся с вами со словарями, которые помогут нам в затруднительных ситуациях.
Опорный конспект- один из возможных способов повышения эффективности и выбора проблемы исследования
  • вторичный текст, так как в нем в краткой форме передаются основные сведения текста исходного
  • могут использоваться сокращения, различные знаки, символы, графические выделения
  • часто опорный конспект представляет собой рисунок или схему, иногда таблицу
  • способствует лучшему пониманию и усвоению знаний
  • Умение составлять опорный конспект - одно из важных общеучебных умений, которое подготавливает учеников к презентации своих знаний.
  • Например, при изучении темы «Имя существительное как часть речи» учащимся предлагается вспомнить, что им известно об имени существительном из начальной школы и сделать краткие выводы в виде опорного конспекта.
Работа в группах
  • раскрепощает ребят
  • создает условия психологического комфорта
  • учит свободно излагать свои мысли, доказывать собственные выводы, слушать других, уважать чужую точку зрения, спорить, анализировать свои действия, давать им оценку
  • Работа в группах может быть организована на различных этапах урока.
Работа в группах Тема: «Имя существительное как часть речи»
  • На этапе актуализации знаний учащиеся работают в группах и выполняют задания, например:
  • Задания 1 группы: Спишите загадки, вставляя пропущенные буквы. Просклоняйте в ед.ч сущ-
  • отгадки. Обозначьте окончания.
  • А) В сенокос горька, а в мороз сладка. Что за яго..ка? (рябина) Б) На зелѐной хрупкой ножк..
  • Вырос шарик у дорожк.. (одуванчик) В) Много рук, а нога одна. (Дерево)
  • Задания 2 группы: Выпишите существительные (с предлогами) и укажите их морфологические
  • признаки. Образец: (из) песчинок - ж.р, 1 скл., мн.ч., Р.п
  • 1) Из песчинок гора вырастает. 2) Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, а лени – три дня.
  • 3) Как часто говорят в делах: ещѐ успею. Но надобно признаться в том, Что это говорят, спросяся
  • не с умом, а с леностью своею.
  • Задания 3 группы: Подберите слова для игры «Четвѐртый лишний», учитывая морфологические
  • признаки существительного.
  • Например: Меч, ночь, камыш, друг
Работа в группах Тема: «Буквы о-е после шипящих в окончаниях прилагательных»
  • Перед вами слова с пропущенными буквами. Вставьте пропущенные орфограммы.
  • - Каждая группа выбирает только определённую группу слов:
  • Для первой группы : «Буквы О-Ё после шипящих в корне слова»
  • Для второй группы: «Буквы О-Е после шипящих в суффиксах существительных»
  • Для третьей группы: «Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»
  • Для четвёртой группы : «Лишние слова»
  • Реш…тка, улиц…й, врач…м, крыж..вник, собач…нка, больш…го, ж…лудь, друж…к, колюч…го, ш…рох, плеч…м, пищ…вой, бельч…нок, свинц…вый, девч..нка, еж…вый, полотенц..ем, реч..нька, пищ..й, ож..г
  • - От чего зависит выбор буквы? (Под ударением будем писать о, без ударения – е)
  • - Какой части морфемы это касается? (Суффикса и окончания)
  • - А в корне? (под ударением – ё, кроме слов исключений и заимствованных слов, где пишется о)
  • А что же вы можете сказать о правописании слов 4-ой группы?
  • -Вот вам и проблемная ситуация, которую нам предстоит решить
Работа в группах Тема: «Буквы з-с на конце приставок»
  • Прочитайте текст, найдите в нём слова с приставками, оканчивающимися на –з, -с.
  • Выпишите найденные слова, распределяя их по группам:
  • а) слова с приставками, оканчивающимися на З,
  • б) слова с приставками, оканчивающимися на С.
  • 3. Выделите приставки, подчеркните в них согласные З, С.
  • 4. Наблюдая за словами, постарайтесь высказать предположение о том, от чего может зависеть выбор согласных З, С в приставках.
  • 5. Графически обозначьте орфограмму.
  • 6. Результаты своих наблюдений представьте в виде схемы.
  • Водопад.
  • Перед нами мощный поток воды, который бурно устремляется вниз с большой высоты. Далеко разносится грохот низвергающейся с обрыва воды. Всё кругом вздрагивает от шума. Беспрерывно падает вода и рассыпается внизу на миллиарды мелких брызг. Путешественники смотрят в безмолвном оцепенении на это чрезмерно величественное явление природы. Особенное впечатление на зрителей водопад производит в безоблачные дни, когда бесчисленные капельки как бы растворяются в воздухе.
  • Работа в парах дает возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса. Работа в парах эффективна при взаимоопросе, проверке заучивания наизусть стихотворений, в процессе усвоения новых понятий и слов и на других этапах урока.
  • Использование игровых приёмов на уроках русского языка – важное условие эффективной организации учебного процесса.
  • Игровые приёмы:
  • «Зоркий глаз»
  • «Орфографическая эстафета»
  • «Вырасти дерево»
  • «Лексическое лото»
  • «Собери фразеологизм/пословицу»
  • «Составь слово»
  • «Мозговой штурм»
  • Кроссворды
  • Заключительный этап урока – рефлексия …Учителю важно знать, что приобрели, чему научились ребята, с какими трудностями столкнулись. Этот этап позволит учителю спланировать следующий урок.
  • Вопросы для рефлексии после самостоятельной работы:
  • - Сумели ли Вы решить поставленную перед вами задачу?
  • Что Вам в этом помогло?
  • Какие трудности возникли?
  • Приёмы итоговой рефлексии:
  • Четвёртое лишнее
  • Незаконченное предложение
  • Плюс-минус-интересно
  • Светофор
  • Перфокарта
  • Кластер
  • Синквейн
Развитие оценочной самостоятельности - ключевое условие решения многих задач реформы образования.
  • Самооценка
  • Взаимооценка
  • Рецензирование
  • Цель - овладеть не только предметными знаниями, умениями и навыками, но и приобрести самостоятельность в учебных действиях.
  • Проблемно-деятельностное обучение – это обучение, обеспечивающее творческое усвоение знаний учащимися, специально организованное учителем. Сначала он в форме диалога помогает ученикам поставить учебную проблему, затем организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, нельзя не понимать то, до чего додумался сам .
  • Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Проблемы:
  • Недостаточное финансирование не позволяет приобрести необходимые электронные пособия.
  • Не все кабинеты оснащены необходимым мультимедийным оборудованием.
  • Отсутствие диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложняет деятельность учителя.
  • Переутомляемость, возбудимость при такой нагрузке как у учителя, так и у ребенка.
  • Недостаточно разработана система оценивания.
  • Увеличение документации.
  • "Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность"
  • Б. Шоу

Какие требования к уроку предъявляются сегодня?

Меняются цели и содержание образования, требования к результатам, появляются новые технические средства и технологии обучения, а урок, оставаясь основной дидактической единицей образовательного процесса, должен обеспечить развитие качеств выпускника, отвечающих требованиям современного общества. Предлагаемые методические рекомендации направлены на оказание методической помощи при проектировании современного урока, соответствующего требованиям ФГОС НОО, для молодых педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре

для молодых педагогов

заместителя директора по УВР

Е.Ю. Книжниковой

Проектирование современного урока

В соответствии с требованиями ФГОС НОО

Федаральный государственный образовательный стандарт устанавливает новые требования к результатам освоения учащимися основной образовательной программы. В редакции Государственного образовательного стандарта 2004 года речь шла о формировании общеучебных умений, навыков и способов действий, прежде всего учебно-управленческих и учебно-информационных. ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».

Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. И всё же у многих педагогов они вызвали тревогу и неуверенность в своих силах.

Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты?

Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока?

Какие методы и приёмы работы будут эффективными?

Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять?

И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися?

Это далеко не все вопросы, которые сегодня задаёт учитель, реализующий ФГОС НОО.

Технологический процесс подготовки современного урока по-прежнему базируется на известных каждому учителю этапах урока:

  • определение цели и задач;
  • отбор содержания учебного материала;
  • подбор методов и приёмов обучения;
  • определение форм организации деятельности учащихся;
  • подбор материала для домашней работы учащихся;
  • определение способов контроля;
  • продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся;
  • подбор вопросов для подведения итога урока.

Однако теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся, так как главная особенность заключается в изменении характера деятельности учителя и учащихся на уроке.

Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что учитель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия , т.е. расписать деятельность свою и деятельность ученика. Причем деятельность обучающегося представлена в трех аспектах:

  • познавательной;
  • коммуникативной;
  • регулятивной.

Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Деятель-ность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникатив-ная

Регулятивная

1. Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

2. Совместное исследование проблемы.

Поиск решения учебной задачи.

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвину-тые учени-ками гипо-тезы, орга-низует их обсуждение

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

3. Моделирование

Фиксация в модели существен-ных отношений изучаемого объекта.

Организует учебное взаимодей

ствие уче-ников (групппы) и следующее обсуждение составлен-ных моде-лей.

Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

Воспринимают ответы обучающихся

Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4. Конструирование нового способа действия.

Построение ориентированной основы нового способа действия.

Организует учебное исследование для выделения понятия.

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

Участвуют в обсуждении содержания материала

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

5. Переход к этапу решения частных задач.

Первичный контроль за правильно

стью выполнения способа действия.

Диагности-ческая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию

Осуществляют самоконтроль

6. Применение общего способа действия для решения частных задач.

Коррекция отработки способа.

Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.

Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

7. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Контроль.

Диагности-ческая работа (на выходе):

Организа-ция дифферен-цированной коррекционной работы,

Контроль-но-оцени-вающая деятель-ность.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Рефлексия своих действий

Осуществляют пошаговый контроль по результату

Каков же алгоритм проектирования урока с точки зрения требований новых ФГОС?

Первое:

  • четко определить и сформулировать для себя тему урока;
  • определить место темы в учебном курсе;
  • определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
  • и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

Второе.

Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?

Как же определяется цель урока в логике системно-деятельностного подхода к образованию?

В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования.

Задачи урока – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата.

Слова-ориентиры для определения целей урока.

Традиционный («знаниевый») подход

Компетентностный подход

Понимать требования

Научить формулировать цели

Знать (сформировать знание о…)

Сформировать потребность в знаниях (видеть проблемы)

Научить работать с различными источниками знаний

Научить выбирать источники знаний

Систематизировать

Научит систематизировать

Обобщать

Научить выявлять общее и особенное

Научить выполнять определенные действия (сформировать умения) при решении задачи

Научит выбирать способы решения задачи

Оценить

Сформировать критерии оценки, способность к независимой оценке

Закрепить

Модифицировать, перегруппировать, научит применять

Проверить

Научить приемам самоконтроля

Проанализировать (ошибки, достижения учащихся)

Сформировать способность к самооценке

Третье.

1. Спланировать учебный материал

2. Подобрать учебные задания, целью которых является:

  • узнавание нового материала;
  • воспроизведение;
  • применение знаний в новой ситуации;
  • применение знаний в незнакомой ситуации;
  • творческий подход к знаниям.

3. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному".

4.Составить три набора заданий:

  • задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
  • задания, способствующие осмыслению материала учеником;
  • задания, способствующие закреплению материала учеником.

Четвертое.

Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать ученикам. Здесь необходимо четко представлять, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока. При правильной организации деятельности учащихся на уроке формируются: на этапе объявления темы урока - познавательные, общеучебные, коммуникативные учебные действия, на этапе сообщения целей и задач – регулятивные, целеполагания, коммуникативные и т.д.

Данная таблица позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока формируются какие метапредметные результаты.

Таблица формирования универсальных учебных действий

на каждом этапе урока.

Требования

к уроку

Урок

современного типа

Универсальные

учебные действия

Объявление темы урока

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Сообщение целей и задач

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Планирование

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

(учитель помогает, советует)

Регулятивные планирования

Практическая деятельность учащихся

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

(учитель консультирует)

Осуществление контроля

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

(учитель консультирует)

Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Осуществление коррекции

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает)

Коммуникативные, регулятивные коррекции

Оценивание учащихся

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) (учитель консультирует)

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Итог урока

Проводится рефлексия

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Домашнее задание

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Пятое.

Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут.

Шестое.

Разработать структуру урока. Например, структура урока введения нового материала имеет следующие этапы:

  • мотивационно-целевой;
  • процессуальный;
  • рефлексивно-оценочный.

Седьмое.

Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности.

Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

  • что контролировать;
  • как контролировать;
  • как использовать результаты контроля

Задание ученикам по рефлексии их деятельности должно помогать им найти ответы на ряд вопросов: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме? и т.п.»

Восьмое.

Разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат урока. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.

Девятое.

Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

Проектируя любой урок, направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний. Практически все учебники для начальной школы прошли экспертизу на соответствие требованиям ФГОС НОО. А это значит, что и в содержании, и в структуре, и в системе заданий заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Учителям ещё предстоит овладеть технологией проведения таких уроков. Сегодня же учитель, используя возможности традиционного урока, также может успешно формировать у учащихся личностные и метапредметные результаты. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.

Литература:

1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия – к мысли. Система заданий /Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011. Серия «Работаем по новым стандартам».

2. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Асмолов А. Г. - Педагогика М.: 2009 - №4. - С18-22.

3. Компетентностный подход и проблемы его реализации./ Строкова Т.А. – М.: Школьные технологии, 2009. - № 6. – С9-16.

4. Определение целей урока с позиции компетентностного подхода. / Лебедев О.Е.– М.: Школьные технологии, 2011. - № 6. – С10-17.

5. Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС: методическое пособие / авт.сост: С.В.Фаттахова. – Казань: ИРО РТ, 2015. – 89 с.


Проектирование современного урока

в соответствии с требованиями ФГОС НОО

«МАСТЕРСТВО УЧИТЕЛЯ - ЭТО СПЕЦИАЛЬНОСТЬ, КОТОРОЙ НАДО УЧИТЬСЯ»

А.С.Макаренко

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться» для того, чтобы

    быть востребованным в высококонкурентном и высокотехнологичном мире;

    уметь влиться в быстро развивающееся общество.

Особенности современного урока, каковы они?

    Современный урок – это личностно-ориентированный урок .

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

2) Современный урок – это деятельностный урок. Методологической основой стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, цель которого заключается в развитии личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности. В основе деятельностного подхода - восточная мудрость: «Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я усваиваю». В стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения.

3) Современный урок – это компетентностный урок, то есть в центре внимания будут уже не знания ученика, а его способность применять эти знания на практике (его компетентность).

При проектировании современного урока важно помнить методические принципы его организации.

Методические принципы организации урока

    Принцип целеполагания.

    Принцип мотивации.

    Принцип проектирования.

    Принцип включенности учителя в совместно-распределенную учебную деятельность.

    Принцип передачи функции оценивания обучающимся.

Существуют 5 условий реализации деятельностного подхода:

1. Наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели. Процесс усвоения начинается не с предъявления ученику образца, готовых сведений, а создание такой ситуации, которая вызвала бы у детей потребность, желание узнать эти сведения, научиться ими пользоваться. На каждом уроке такой мотив реализуется в учебной цели – понимание того, что именно нужно выяснить, освоить.

2. Выполнение действий для приобретения недостающих знаний. Сущность 2-го условия реализации деятельностного подхода хорошо раскрывает Г.А. Цукерман: «Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска». Названное условие тесно связано с первым, оно его как бы продолжает. Возникла необходимость в новой информации – предпринимаются шаги для ее приобретения.

3. Выявление и освоение обучающимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретенные знания. Процесс усвоения знаний – всегда выполнение обучающимися определенных познавательных действий. При деятельностном подходе к обучению основные усилия учителя должны быть направлены на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении общего для многих случаев способа действий. Верный способ действия приведет к верному результату.

4. Формирование у школьников умения контролировать и оценивать свои действия как после их завершения, так и по ходу.

5. Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Ученик действует по принципу «я учусь», а не по принципу «меня учат».

Для увеличения эффективности путей активизации учения школьников, обеспечения их делового и речевого взаимодействия возникла необходимость переосмыслить типовую схему учебного занятия.

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на 4 группы.

Типы уроков

    урок открытия нового знания;

    урок рефлексии;

    урок построения системы знаний;

    урок развивающего контроля.

Цели уроков выделенных типов:

    Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.

    Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.

    Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.

    Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Этапы урока

    Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

    Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

    Выявление места и причины затруднения.

    Построение проекта выхода из затруднения.

    Реализация построенного проекта.

    Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    Включение в систему знаний и повторение.

    Рефлексия учебной деятельности.

Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания, развития и не мешала творческой работе педагога. Структура урока изменяется и в результате использования на уроках новых технологий обучения:

    технология личностно-ориентированного обучения

    дифференцированное обучение

    технология проектной деятельности

    развитие критического мышления

    игровые технологии

    нформационно-коммуникативная технология

    здоровьесберегающие технологии.

О современном уроке говорят так: это урок, на котором как можно меньше учителя и как можно больше обучающихся.

С переходом на ФГОС изменилась деятельность педагога: произошла переориентация учителя из информатора в консультанта, исследователя, координатора, эксперта, ведущего.

Вместо конспекта учитель готовит сценарный план, который даёт ему большую свободу и определяет последовательную деятельность обучающихся, уделяет внимание формированию не только предметных, но и личностных, метапредметных результатов. Изменилась формулировка заданий для обучающихся: проанализируйте, докажите, создайте схему, исследуйте, оцените. Все чаще при планировании урока групповые и парные формы организации деятельности обучающихся преобладают над фронтальными. Педагоги дают уроки в паре совместно с психологами и логопедами, педагогами других дисциплин. Выросло количество взаимопосещений уроков с целью их дальнейшего анализа. Создание портфолио обучающихся - оптимальный способ организации накопительной оценки.

Изменения коснулись и деятельности обучающихся, которые активно включены в образовательный процесс. Позиция ученика: активность, наличиемотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности. Самостоятельной работе на уроке отводится больше времени, чем раньше, причём характер её стал исследовательским, творческим, продуктивным. Обучающиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. Педагог при этом формирует у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки. Значительно расширен ассортимент учебных материалов.

Как показывает результат диагностических работ, школьники не боятся выполнять нестандартные задачи, могут применять свои знания при решении практико-ориентированных заданий. Возможность выбора заданий, способов решения, возможность свободно выражать свои мысли, доказывать свою точку зрения снизила у детей уровень тревожности при их выполнении, повысила мотивацию к обучению. Сроки адаптации первоклассников снижены до 1 месяца.

Ребёнок хочет учиться ….

Когда получается

Когда ничто не угрожает

Когда интересно

Будем стремиться к этому и помнить о том, что каждый ребёнок приходит в этот мир не для того, чтобы его учили, а для того, чтобы быть счастливым.

Исключительную важность имеет также настрой преподавателя на качественное проведение урока. От того, как педагог настроится на данный урок, как он сумеет «войти в форму», насколько четко продумает свое педагогическое поведение, во многом зависит эффективность проектируемого урока.

Системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов, приёмов. Это своего рода философия образования новой школы, которая даёт возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с обучающимися, мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать УУД – таким образом готовить обучающихся к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

Учить детей сегодня трудно,

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010г.

2. Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС – Волгоград: Учитель, 2013г.

3. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

4. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.

5. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.

4. Журнал «Начальная школа плюс До и после» - №9, 2012г.:

И.А.Кокоткина «Технология построения урока на деятельностной основе как средство развития УУД».

5. Проектирование уроков деятельностной направленности в образовательном процессе начальной школы. Сборник материалов. (сост. О. В. Петрова, Т. П. Савушкина; под ред. М. И. Солодковой; ГОУ ДПО ЧИППКРО. –Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2011.

Интернет-источники:

2.http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/2/proekt_uroka_matematiki_1_klass.doc