Рефераты Изложения История

М.Ю. Лермонтов "Мцыри": описание, герои, анализ поэмы

ПОЭМА – крупное стихотворное произведение с развёрнутым сюжетом. Лиро-эпическое произведение, т.к. рассказывая о судьбе своих героев, рисуя картины жизни, поэт высказывает собственные мысли, чувства, переживания.

Произведение Лермонтова «Мцыри» - это романтическая поэма.
Композиция поэмы своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой второй главе – строфе рассказана вся жизнь Мцыри, а все остальные главы (их 24) представляют монолог героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трёх днях, проведённых на свободе, написана целая поэма.

Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул, убежать из «семьи чужой». Живя в монастыре, юноша не переставал видеть «живые сны».

В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного «чудного мира тревог и битв».

В поэме «Мцыри» рассказывается о трагической судьбе кавказского мальчика, плененного и увезенного русским генералом Ермоловым из родных краев. По дороге ребенок заболел и был оставлен в одном из местных монастырей. Здесь мальчик был вынужден проводить свою жизнь «вдали от солнечного света». Ребенок все время скучал по кавказским просторам, стремился обратно в горы.

Через некоторое время он как будто привык к стесненным условиям жизни в обители, выучил чужой язык и уже готовился к постригу в монахи. Однако в семнадцать лет юноша вдруг ощутил сильный душевный порыв, заставивший его внезапно покинуть монастырь и убежать в неведомые края. Он почувствовал себя свободным, к нему вернулась память детских лет. Парень вспомнил родной язык, лица некогда близких ему людей.

Опьяненный свежим воздухом и детскими воспоминаниями, юноша провел на воле три дня. За этот короткий срок он увидел все, чего лишила его неволя. Парень любовался картинами грузинской могучей природы, красивой девушкой, грациозно наполняющей кувшин водой. Он одолел в смертельной схватке барса и постиг степень собственной силы и ловкости. За три дня юноша прожил целую жизнь, наполненную яркими эмоциями и ощущениями. Найденный совершенно случайно в окрестностях монастыря без памяти, парень отказался принимать пищу, потому что понял, что прежнюю жизнь в неволе он продолжать не сможет.

Путь к мятежному сердцу Мцыри нашел только старый монах, который его крестил. Исповедуя юношу, старец узнал о том, что увидел и почувствовал парень за три дня своего неудавшегося побега.


Роль художественной детали в рассказе Л.Н. Толстого «После бала».

Любая художественная деталь помогает раскрыть идейный смысл произведения. Пример - контрастное сопоставление цветов (доминирующий белый и розовые цвета первой части противопоставлены красному, пестрому, неестественному виду спины татарина во второй части рассказа) , контрастное сопоставление звуков (звуки вальса, кадрили, мазурки, польки в первой части диссонируют со свистком флейты, буханьем барабана, рефреном повторяющихся на протяжении второй части) .
Улыбка полковника - благопристойный гражданин, заботливый отец. И как не приятен Этот человек Ивану Васильевичу во второй части рассказа.

Писатель обращается к резко социальному конфликту, который выражен и на уровне контрастной композиции (бал - наказание). Положительные в первой части рассказа детали (красивое лицо, статная фигура полковника, усы как у Николая I, обаятельная улыбка) становятся отрицательными во второй части. Красота полковника вызывает у Ивана Васильевича, наблюдающего наказание, отвращение (оттопыренная губа, надутые щеки полковника). Писатель прибегает к приему контрастного сопоставления цветов (доминирующий белый и розовые цвета первой части противопоставлены красному, пестрому, неестественному виду спины татарина во второй части рассказа), а также контрастного сопоставления звуков (звуки вальса, кадрили, мазурки, польки в первой части диссонируют со свистком флейты, буханьем барабана, рефреном повторяющихся на протяжении второй

В рассказе "После бала" Толстой поднимает важную проблему: "Что влияет на становление личности человека: среда или случай? ". Он решает её, рассказывая о двух моментах жизни Ивана Васильевича, главного героя произведения: его любви к девушке Вареньке, счастливейшем балу в его жизни и сцене экзекуции, свидетелем которой он стал на следующее утро.
Толстой делает акцент именно на эпизод утра, и это не случайно. В небольшой сцене наказания, занимающей всего лишь четверть рассказа, и раскрывается основная мысль, авторская позиция. Поэтому Толстой называет свой рассказ "После бала".

В.П. Астафьев основную мысль рассказа «Фотография, на которой меня нет» выразил в финале: «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история». Объясните, как вы понимаете смысл этой фразы.

Основную мысль выразил автор в финале: «Деревенская фотография - своеобычная летопись нашего народа, настенная его история». История - это не только войны, перевороты, эпохальные события; история страны, ее судьба складывается из историй и судеб отдельных людей. Писателю дорого время его детства, ставшее историей. Фотография тех лет - часть этой истории.

В данном фрагменте автор, на мой взгляд, поднимает проблему связи между поколениями.
Вопрос, волнующий писателя, очень важен. Он представляет интерес для писателей, философов, педагогов, социологов и для любого простого человека, который задумывается о том, как жили его предки, что удалось сохранить после них.

Герой В. Астафьева «со стыдом» вспоминает, сколько бесценного уничтожил» он, «уничтожил безвозвратно. Он сожалеет о том, что у него не осталось ни одной фамильной вещи, что он ничего не унаследовал, как будто разорвалась «цепь времён». Писатель рассказывает и о другом человеке – учителе истории Николае Ивановиче, который по крупицам собирает четверть века старинные вещи не из этнографического интереса, а ради того, чтобы восстановить, не утратить связи между поколениями.
Рассказчик искренне восхищён музеем, созданным руками Николая Ивановича. Таким образом, вырисовывается авторская позиция: каждый человек должен стремиться к тому, чтобы сохранить хоть какую-то старинную вещь, особенно дорогую для родителей, дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек. Эта вещь должна вызывать особые воспоминания.
Невозможно не согласиться с мыслями автора. В. П. Астафьев прав в том, что фамильные вещи помогают сохранить, оживить воспоминания о близких людях, не разорвать цепь времён.

Я считаю, что смысл финальной фразы рассказа «Фотография, на которой меня нет» заключается в том, что снимок - это та вещь, которая напоминала людям о их корнях, о их прошлом, которое постепенно и неотвратимо стирается с памяти. Фотография - это исторический источник, который позволяет восстановить прошлое нашего народа, его быт. А так, как долгое время основное население нашей страны составляли крестьяне, то и деревенская фотография - это летопись всего российского народа.

ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА ПОЭМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА (НА ПРИМЕРЕ ПОЭМЫ «МЦЫРИ»)

Сочинение написано в классе по итогам изучения темы. На подготовку и написание было отведено 4 ака­демических часа. Сочинение анализировали трое одно­классников автора.

Сочинение представляет собой анализ поэтики поэ­мы «Мцыри». Автор работы указал в первую очередь на жанрообразующие особенности романтической поэмы, верно отметив слияние позиций автора и рассказчи­ка, своеобразие сюжетного построения произведения, определив черты характера главного героя как героя романтической поэмы, обозначив особую роль приро­ды в произведении. Примечательно то, что ученица не только указала черты, характерные для жанра поэмы, но и отметила, в чем состоит новаторство М. Ю. Лер­монтова.

Поэма «Мцыри» – наиболее зрелое лиро-эпическое произведение М. Ю. Лермонтова. «Мцыри» представля­ет собой романтическую поэму. Традиционен для роман­тизма уже сам сюжет – бегство героя из неволи и стрем­ление обрести свободу. Характерно, что лермонтовское понимание свободы полярно традиционному православ­ному, то есть под свободой поэт подразумевает не сми­рение перед объективным ходом вещей и подчинение воле Божьей, а вседозволенность. Это выражено даже на сюжетном уровне – герой совершает побег с целью «уз­нать, для воли иль тюрьмы» он рожден на свет, именно из православного монастыря. Многие критики обвиняли Лермонтова в натянутости сюжета, ведь на деле стать по­слушником довольно сложно.

Главная жанровая особенность поэмы заключается в ее исповедальности. Мцыри является и рассказчиком, и героем одновременно. Во многом это объясняется эго­центризмом и субъективизмом, которые свойственны

поэтам-романтикам. Исповедальность свидетельствует о тождественности взглядов героя и автора. Для Мцыри, как и для Лермонтова, главной ценностью является сво­бода. Больше всего на свете он стремится вырваться на волю:

Я знал одной лишь думы власть,

Одну – но пламенную страсть…

Она мечты мои звала От келий душных и молитв В тот дивный мир тревог и битв…

«Тоска по родине святой» выражается не только в жела­нии вернуться в родной аул и отцовский дом, Мцыри дви­жет и жажда самоутверждения. В этом смысле побег на Кавказ – это способ обретения собственного «я».

Особую роль в поэме Лермонтова играет тема при­роды. Во-первых, с ней тесно связан конфликт произве­дения, который заключается в противостоянии человека враждебному миру природы. Не случайно кульминаци­онной сценой поэмы является бой героя с барсом. Кон­фликт Мцыри, как и любого романтического героя, прин­ципиально неразрешим, ведь он вступает в схватку с са­мой судьбой. Характерно, что Мцыри не помогает даже его тесная связь с природой. Он, например, обладает способностью слышать речь деревьев «о тайнах неба и земли», а в ходе повествования сам не раз сравнивается с животными:

Я сам, как зверь, был чужд людей И полз, и прятался, как змей…

Я был чужой

Для них навек, как зверь степной…

На близость героя и природного мира указывает и вставная конструкция поэмы – песнь рыбки. Рыбка словно озвучивает мечты Мцыри о «привольном житье». А. С. Пушкин дал природе эпитет «равнодушная». И дей­ствительно так. На третий день странствий природа из родственной стихии превращается во враждебную.

Мцыри чуть не погибает, очнувшись на краю пропасти, на него нападает барс, в конце же, заблудившись в лесу, он снова возвращается к монастырю. Подобно героям древнегреческих трагедий, Мцыри своими действиями только ускоряет свершение того, что предначертано ему судьбой.

В финале поэмы герой гибнет. На первый взгляд может показаться, что Лермонтов на сюжетном уровне хотел по­казать поражение своего героя. Но данное мнение было бы ошибочным. Да, Мцыри умирает, но он не отрекается от своих убеждений, «не молит о прощенье». Он говорит иноку:

Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил – и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей.

Мцыри гибнет даже не от физического истощения, а от невозможности вернуться к прежней жизни, познав сво­боду. Эта мысль выражена в эпиграфе к поэме: «Вкушая, вкусив мало меда, и сe аз умираю».

Помимо конфликта между человеком и судьбой, в по­эме намечен и еще один, менее значительный, конфликт. Он заключается в противоречии между стремлениями Мцыри и его потенциальными возможностями. Отсюда сравнение героя с «в тюрьме воспитанным цветком».

Природа в поэме составляет и отдельную тему фило­софских размышлений автора. Эта тенденция прослежи­вается во всем творчестве Лермонтова. Природа была своеобразной лестницей между ним и Создателем, в еди­нении с ней поэт находил умиротворение:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, –

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога…

(«Когда волнуется желтеющая нива…»)

Следующей ярко выраженной чертой поэмы является динамичность ее сюжета. В романтических поэмах тради­ционно преобладает лирическое начало. Автор, прежде всего, ставит перед собой задачу раскрыть внутренний мир героя, показать его психологию. Здесь же лирическое и эпическое начала уравновешены. Интересно и то, что в произведении отсутствует любовная линия. Она лишь слегка намечена, хотя обычно ей отводится значительное место в романтической поэме.

Таким образом, поэма «Мцыри» – уникальное произ­ведение, один из лучших образцов поэтики романтизма. О верности Лермонтова этому литературному течению свидетельствует и свод излагаемых идей, и художествен­ные приемы, используемые автором, и особенности по­строения сюжета. Но в то же время Лермонтов вносит в поэму и много новых, индивидуальных черт. На мой взгляд, именно этот синтез традиционных романтических и новаторских приемов автора и привлекает читателей больше всего.

Здесь искали:

  • краткие Особенности жанра поэмы в творчестве М Ю Лермонтова (на примере поэмы “Мцыри”)

Мцыри – это романтическая поэма, одна из последних поэм в русской литературе, принадлежащая романтическому направлению в русской литературе.

Коротко об истории создания поэмы

(подробнее об истории создания «Мцыри» можно прочитать )

В 1837 году Лермонтов был сослан на Кавказ за . Проезжая по военно-грузинской дороге, он встретился со старым монахом, рассказавшим о своей невеселой судьбе. Этот рассказ до глубины души поразил поэта. Находясь на Кавказе, он начал работать над поэмой. Источником вдохновения ему служила сама природа Дарьяльского ущелья которое он проезжал всякий раз, когда приезжал в Тифлис.

Поэма вошла в первое прижизненное издание, увидевшее свет в 1840 году.

Тема и идея произведения

Лермонтов давно задумал написать произведение о монахе. Такие попытки были сделаны в произведениях «Боярин Орша» и «Исповедь», но эти произведения не удовлетворяли поэта. В рассказе старого монаха на военно-грузинской дороге он услышал нужные ему мотивы. В этом рассказе прозвучала тема неволи.

Лермонтов решил вложить в новое произведение идею свободы и попытку бороться за нее на примере конкретного юноши. Сначала он планировал назвать свое произведение «Бэри», монах. Но узнав полное значение слова «Мцыри» переименовал поэму. Кроме того, что «мцыри» означало неслужащий монах, это слово переводилось как пришелец, чужеземец. Темой произведения стала жизнь юноши-горца в монастыре и три дня жизни на воле.

Произведение «Мцыри» написано в жанре классической поэмы. Это одно из последних романтических произведений в русской литературе. И хотя критики находят в ней нотки байроновского творчества, это русская поэма, и в ней отражены проблемы России, русского Кавказа.

Композиция и построение поэмы

(подробная статья об особенностях композиции произведения )

С третьей строфы начинается развитие основного действия. Отсюда рассказ ведется от лица . Он повествует о своих переживаниях, о том, что успел увидеть, оказавшись на воле.

Кульминацией произведения служит его выход к монастырю и голос колокола. Развязка произведения – завещание юноши, его просьба похоронить в саду.

В поэме «Мцыри» 26 строф разной длины. Самая длинная– 2 строфа. В ней 49 строк. Самые короткие – 19 и 24-я строфы. В них по 11 строк. В 23-ю строфу включена песня, которую Мцыри слышит, находясь без сознания, между жизнью и смертью. «Мцыри» написана четырёхстопным ямбом. О стихотворном размере поэмы Белинский писал:

Действующие лица поэмы

На первом плане этого произведения основных 2 действующих лица. Мцыри и монах. Мцыри рассказывает, монах слушает. О монахе читатель знает, что именно он выходил и вырастил юношу. Это свидетельствует о его добром христианском сердце. Возможно, он знаком с народной медициной. Благо, за воротами монастыря целый лес зеленой аптеки. Мы можем предположить, что у монаха в прошлом была бурная мирская жизнь, разочаровавшись в которой он удалился в монастырь.

Мцыри в отличие от старого монаха жизни совсем не знал. До шести лет он жил в ауле, а после того, как оказался в монастыре, кроме монахов и монастырских стен никого и ничего не видел. Эти три дня свободы были для него глотком настоящей, беспокойной жизни со всеми ее заботами и опасностями.

На втором плане русский генерал, привезший мальчика в монастырь, и девушка- грузинка. Ее Мцыри повстречал у потока. От переполнявших его чувств и эмоций «Мцыри» на короткое время лишился чувств. Но она запомнилась ему чистым голосом, который пел народную песню, стройностью и небогатым нарядом, выдававшим в ней крестьянку.

На третьем плане – отец Мцыри и сестры. О них Мцыри рассказал как о детских воспоминаниях. Детские годы запомнились как счастливые. Сестры пели у его колыбели, смеялись между собой. Отец пользуется авторитетом и уважением. У крыльца дома часто собирались старики, чтобы посоветоваться о делах. Он слушал рассказы о боевых подвигах сельчан.

Средства художественной выразительности произведения

«Мцыри» – лирико-эпическое произведение и все средства художественной выразительности направлены на усиление образов, на создание лирических, ярких картин, описаний природы. В поэме их довольно много, поэтому назовем лишь самые выразительные тропы.

  • Сравнения: обнявшись, будто две сестры; как серна гор, пуглив и дик; слаб и гибок, как тростник; Она, (пламенная страсть) как червь,
  • Эпитеты: во тьме ночной оторванный листок; келий душных, грузинки молодой и др.
  • Метафоры — Изгрызла душу; я эту страсть вскормил слезами и тоской; бой закипел, смерть их навеки заживит; мечтанья погибли; страданье спит.
  • Олицетворения рассыпанный аул, гордый непреклонный взор, ночную свежесть.

В этих строках что ни слово, то все – поэзия. В каждой строке по одному или несколько художественных средств, В этих стихах Лермонтов постарался выразить красоту природы после грозы, увидеть ее глазами юноши, впервые оказавшегося в лесу. Цвел божий сад – это гипербола. Растений радужный наряд – метонимия. Наряд хранил следы – метафора, небесных слез (дождя) – олицетворение. Кудри виноградных лоз – тоже олицетворение. И грозды полные на них серег подобье дорогих – сравнение. Птиц пугливый рой — олицетворение.

Заключение

Анализ поэмы «Мцыри» поневоле заставляет прийти к выводу, что поэма звучит упреком русскому царизму. В ней появляются завуалированные революционные нотки. В угоду собственным амбициям и неким государственным интересам Российская империя стремилась лишить горцев независимости. Впрочем, взаимоотношения России местными с народами Кавказа были неоднозначными, сложными и запутанными. Выражение «Восток — дело тонкое» в полной мере относится и к Кавказу.

Писатели XIX века всегда тянулись к Кавказу - их манила природа и кавказская чарующая атмосфера, однако Лермонтов, пожалуй, был впечатлен Кавказом больше других. Возможно, в этом сыграло роль его пребывание на юге в детстве, когда он лечился кавказскими водами и воздухом. Лермонтов был пленен горами, реками и укладом жизни гордых горцев, и став поэтом, он много писал о Кавказе. Самой популярной поэмой Лермонтова о Кавказе стала "Мцыри", анализ которой мы сейчас проведем.

Сюжетная линия поэмы

В 1837 году поэт отправился в Грузию, чтобы больше узнать о местных обычаях и сказах. Находясь там, Лермонтов повстречал одного сына горца, который когда-то давно попал в плен к русским. Теперь этот человек состарился и был монахом в старом монастыре. Но интересна история, как он туда попал и стал монахом. Оказывается, пока русские во главе с генералом Ермоловым вели мальчика, на них напала болезнь, поэтому плененного сына горца генерал решил отпустить, а рядом был монастырь. Мальчик остался жить при монастыре и всю жизнь провел в его стенах.

Монах рассказал Лермонтову, что ему не нравилась жизнь в монастыре, он предпринимал несколько попыток бежать, а один раз побег чуть не стоил ему жизни, поэтому вернувшись, юноша принял сан и смирился со своей судьбой.

Эта история очень важна при анализе "Мцыри" Лермонтова, потому что именно ее поэт взял за основу произведения. Изначально поэма называлась "Бэри", поскольку на грузинском языке так переводится слово "монах", но прижилось второе название - "Мцыри", которое также подходит по значению.

Краткий анализ "Мцыри"

В поэме Лермонтова герой Мцыри является романтическим персонажем. Этот мальчик становится затворником в монастыре насильно, и теперь ему предстоит нелегкая судьба. То, как описан Мцыри, прекрасно подходит для классического образа романтического героя. Еще будучи совсем маленьким, Мцыри отличался от своих сверстников, не ладил с ними. Причина в том, что у него другие интересы, он взрослее, он более серьезен. Попав в монастырь, мальчик жаждет свободы, его душат стены и он хочет бежать в другой мир, искать другой жизни. Мцыри понимает, что есть лучшее, и этого лучшего нужно добиться.

Получается, делая анализ "Мцыри", мы четко видим, что Лермонтов в своей поэме реализовал основные принципы, относящиеся к романтизму - исключительный герой и исключительные обстоятельства, в которые он попал, а кроме того изображение двух миров. Причем, проявление романтизма видно на любом уровне поэмы.

Например, в ключе романтизма показана природа Кавказа - читатель не встретит серых, обычных и будничных картин. Наоборот, большое впечатление внушает яркое представление южных гор, стремительных рек и непроходимых зарослей. Мцыри пробирается сквозь преграды нетронутой рукой человека природы, когда бушует ветер и воют дикие шакалы. На сказку похожа речная вода, чистая и прозрачная.

Другие детали анализа

Опираясь на текст поэмы, можно выделить еще некоторые важные детали анализа "Мцыри". Лермонтов написал великолепную поэмы с удивительно тонким слогом, выразительную и красивую с точки зрения сюжета. Как построена рифма в поэме? Учтем, что стихотворный размер, который применил автор - это ямб , рифмована поэма парным способом.

Когда будете делать самостоятельный анализ "Мцыри", старайтесь брать завершенные эпизоды, и уже в них находить средства выражения, ведь поэма наполнена эпитетами , метафорами , сравнениями и т. д.

Хотя часто "Мцыри" называют исповедью, и частично так оно и есть, все-таки, главный герой не изливает всю свою душу, делясь пригрешениями и сожалея о них. Скорее, он винит в своих страданиях других, монах виноват в том, что герой влачит такую жизнь.

Судя по концовке поэмы, Лермонтов использует характерный для себя финал, ведь для его романтических персонажей не присуще становиться счастливыми. После борьбы с барсом, израненый, главный герой возвращается в монастырь - он лишен свободы, его мечта не сбылась, вера разрушена. Другого счастья он не видит и не знает. Лермонтов ярко показывает, какую жажду жизни и свободы может испытывать человек, какие страсти души претерпевать.

Одно из направлений в творчестве М.Ю. Лермонтова является тема красоты Кавказа. Судьба навек привязав его к этим местам. Побывав десятилетним мальчиком первый раз в горах Кавказа, он навсегда влюбился в них. Свою смерть он принял у подножья кавказской горы Машук. Красота природы, удивительные люди нашли свое отражение в поэме писателя «Мцыри».

В одной из поездки по грузинской дороге Лермонтов познакомился с человеком, старым монахом, рассказавшим свою историю, которая и была положена в основу поэмы «Мцыри».

Мальчик, попавший в плен, был воспитан за стенами монастыря. Он не знал, что происходит в свободном мире. Его готовили к постригу. В результате бури мальчик оказывается за стенами своего дома. Три дня, проведенные свободным человеком перевернули его жизнь. Мцыри нашли умирающим на четвертый день путешествия, вернув его в обитель, он не смог находиться в неволе и умер.

Вся поэма наполнена воспоминаниями героя о трех днях его свободы. Он нисколько не пожалел о своем путешествии. Мцыри узнал о существовании другой жизни, в которой есть друзья, семья, любовь, природа и возможность передвигаться не оглядываясь. Основная сцена рассказа победа героя над барсом, могущественным и сильным зверем. Чувство самосохранение и возможность показать свою силу помогают юноше победить в борьбе. Мальчик восхищен зверем, который храбро до последнего вздоха боролся с ним и погиб, не отступив перед глазами смерти.

Возвращение монастырь подобно душевной смерти Мцыри. Он пытается доказать монаху о том, что свобода лучше веры в Бога. Умирая, герой не боится смерти, он познал истину - быть свободным счастье.

Важную роль в своем произведении поэт отводит описанию природы, обладающей красотой и величием, которых так не хватало в монашеской жизни Мцыри. Только на природе, в естественной среде обитания человек может быть по-настоящему свободен.

Жанр произведения- поэма. В ней четко прослеживается и образ героя через его поступки, и последовательность повествования. В ней всего два героя - юноша и монах-воспитатель, которому исповедуется Мцыри, но это только помогает читателю понять основную идею произведения.

Применение художественных средств помогает автору создать образность своего творения. Сравнение (обнявшись, будто две сестры, я сам, как зверь) передает эмоции главного героя. Метафоры (бой закипел) усиливают сюжетную линию происходящего. Эпитеты и олицетворения помогают создать поэтическую картину окружающего свободного мира.

Поэма «Мцыри» - песня борьбы за свободу человеческой души. В ней с особой силой проявился талант поэта как великого мастера романтизма.

Вариант 2

Если заглянуть в историю создания знаменитой поэмы, то она уже сама по себе может стать началом для одного из самых романтических произведений в мире. С главным героем произведения Лермонтов Михаил Юрьевич познакомился на Кавказе.

Путешествуя в 1837 году по одной из дорог, которая в те времена называлась военной-грузинской. Именно на этой дороге великий русский поэт встретил одного старого монаха.

Монах открыто и честно рассказал поэту всю свою жизнь, и всё что он пережил за неё. Монах рассказал и о плене, в котором он побывал, и о юности в монастыре, и про каждую свою попытку сбежать и очутиться в своих родных местах.

Одна из таких попыток, чуть не стала для него роковой, молодой юноша заблудился в горах, которые встретили его не добродушно, там он чуть не погиб. После всего пережитого он наконец понял, что его предназначение жить в монастыре и быть именно монахом. Он принял постриг и остался жить в монастыре до конца своих дней, смирившись со своей судьбой, но в душе не теряя надежды всё же когда-нибудь оказаться в родных местах.
Данную историю жизнь поведанную Михаилу Юрьевичу, он счел настоящей жизненной трагедией, и просто не мог об этом не написать. Именно встреча с этим монахом повергла его на создание данного удивительного произведения, которое полюбили многие читатели, которое уважают критики и специалисты в области литературы, которое ещё многие годы будут с уважением читать и перечитывать потомки.

Очень интересным фактом становиться то, что мечтать написать данное произведение автор начал ещё будучи совсем ребенком, в возрасте семнадцати лет. Образ этого монаха стоял перед ним, и он понимал что не может поступить иначе. В тысяча восемьсот тридцать девятом году произведение было написано, а уже в следующем году напечатано и признано общественностью.

Анализ произведения Лермонтова «Мцыри»

Михаил Лермонтов – человек, который отличался особым даром, талантом, который проявлялся тогда, когда он писал свои произведения. Одно из его произведения – это «Мцыри». Вообще, критики литературы Лермонтова считали, что это произведения Лермонтова самое что ни есть глубокого смысла, и потому они оно считалось самым глубоким произведением этого творческого человека.

Итак, поэма под названием «Мцыри» была написана в 1839 году. Немного раньше этого времени, в 18737 году, Лермонтов путешествовал по Кавказу. Именно там, в той среде, писатель и поэт познакомился со своим будущим героем поэмы, которого он там подробно описал, и, взяв его образ и некоторые качества характера – сделал его героем главным своей книги.

Он встретил этого человека, когда путешествовал военной грузинской дороге. Этот человек был – монахом, очень старым, но еще очень умным. Лермонтов был рад познакомиться с монахом, так как еще в юном возрасте, когда ему было примерно семнадцать лет, он мечтал написать такое произведение, где главным героем был бы монах, еще юношей, а потом – постепенно рос бы.

И теперь, когда сам настоящий монах стоял перед ним, Лермонтов был просто счастлив. К тому же монах этот рассказал о себе, своей жизни, то есть юности, молодости, а потом – старости, в которой он сейчас пребывал.

История была такова его жизни – он был молод, когда попал в плен, а когда пытался бежать, заблудился в горах. Тогда он все же решился остаться в монастыре, где и была его юность. Тогда он и принял постриг, и стал – монахом. Так было безопасно и самым лучшим выходом тогда. Тогда Лермонтов, взяв за основу рассказ и образ монаха, которого встретил когда-то, написал уже в следующем году – это произведение, жанр которой – поэма.

Эта поэма стала самой любимой у поэта, так как его мечта сбылась, и он выполнил задуманное когда-то еще в юности. Знакомые и приятели поэта помнили, как Лермонтов читал вслух всем свое произведение, которым очень гордился, и это было прямо видно. Ведь его глаза были такими огненными, а лицо – все пылало, что подтверждало, что Лермонтов не просто доволен поэмой, но очень гордится ею.

Но сначала поэма называлась по-другому. Ее первое название было «Бэри», и это переводилось с грузинского на русский – монах. Но потом Лермонтов решил изменить название, и дал своему произведение другое, еще лучшее название, - Мцыри. Это слово означало – чужак или же послушник.

Вообще, поема считается весьма романтичной, но вместе с тем, в нем слышно призыв к борьбе.

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Ноздрева в поэме Мертвые души Гоголя

    Ноздрев – второстепенный герой в произведении Николая Васильевича Гоголя Мёртвые души, а также третий помещик, у которого побывал Чичиков и купил мертвые души

  • Образ и характеристика Барыни в рассказе Муму Тургенев сочинение

    Главный персонаж рассказа – старая богатая барыня, живущая в большом особняке в центре Москвы. Среди крепостных, окружавших помещицу, был дворник. Герасим был весьма крупного телосложения

  • Сочинение по произведению Война и мир Толстого

    Свое знаменитое произведение «Война и мир» Лев Николаевич писал в 60-е годы прошлого века. Окончательную же редакцию создает в 70-е годы, когда в русском обществе полным ходом обсуждалось дальнейшее развитие России

  • Образ и характеристика Азазелло в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

    В романе М.А. Булгакова Мастер и Маргарита не последнюю роль играет такой персонаж, как Азазелло, - член свиты Воланда. У него имеется и ветхозаветный прототип - падший ангел Азазел. Именно он научил

  • Сочинение Яшка-Турок в рассказе Певцы Тургенева (Яков-Турок)

    Яшка-турок - герой произведения «Певцы» И.С.Тургенева. Певцы входят в цикл рассказов «Записки охотника». У Яшки бесподобный голос, удивляющий слушателей своим превосходным тембром.