Рефераты Изложения История

Женщины в средневековье. Сексуальная жизнь человека в средние века Быт средневековых горожан

Что первое всплывает у вас в воображении при словах «средневековый город»? Наверняка это грязные улицы, наводнённые бродягами, трактиры с мерзкой безвкусной едой и ушлые торговцы, продающие низкосортные товары. Но всё было совсем не так.

Факт: трактирщики были богатыми людьми

В представлении большинства людей средневековый трактирщик - это здоровенный грубый мужик, подающий на стол кое-как приготовленную еду и берущий за это сущие гроши. Но, во-первых, около 10–20% владельцев трактиров в Средние века были женщинами. А во-вторых, городские трактирщики были состоятельными людьми.

В городских трактирах чаще всего останавливались государственные чиновники, торговцы и представители духовенства. А большинство из них были богатеями, охотно оставлявшими деньги за хороший сервис, например, за чистые кровати и уход за своими лошадьми. К тому же трактиры были центрами сплетен и торговли. Будучи всегда в курсе событий, трактирщики нередко становились ещё и владельцами различных предприятий и магазинов. А тех трактирщиков, кто обладал отличной репутацией, нередко избирали на какую-нибудь общественную должность.

Факт: в Средние века существовал фастфуд

Немногие горожане в Средневековье могли похвастаться тем, что в их доме есть печь. В то время они были очень опасными, и из-за них часто возникали пожары. Поэтому городские жители приносили подготовленные продукты в пекарни и просили разрешения воспользоваться печью. Но чаще всего они забегали в какую-нибудь пекарню, чтобы купить вафли, блины и пироги, которые можно съесть на ходу.

У средневековых пирогов было много начинки, а тесто выступало в роли контейнера для еды, обычно его не съедали. Примечательно, что магазины, торгующие фастфудом, оставались открытыми и после наступления темноты.

Миф: средневековая еда была пресной и невкусной

Даже крестьяне, живущие в деревнях, находили способы улучшить вкус своих простых овощных блюд и каш. Они добавляли в них душистые травы, выращенные на своём же огороде. А жители городов и вовсе не стеснялись пользоваться специями, особенно жители Лондона. В столицу Великобритании каждый день прибывали корабли, гружёные специями.

На городских рынках в Средние века можно было встретить знакомые нам имбирь, тмин, гвоздику и другие специи. Не был редкостью и рис, привозимый из Азии. Разумеется, стоили специи довольно дорого, но городские жители могли себе это позволить. А повара в пекарнях и трактирах соревновались друг с другом в умении пользоваться специями, чтобы привлечь покупателей. Правда, рассчитывать на ароматные вкусные блюда и сладкую выпечку могли только зажиточные горожане. Люди победнее покупали в пекарнях выпечку, подслащённую дешёвым мёдом, а не дорогим сахаром.


Разнообразие средневековой кухни. Автор Джакопо Чименти. 1625 год

Факт: в Средневековье существовал футбол

Какие виды средневекового спорта вы можете назвать? Наверняка скачки на лошадях, фехтование и стрельбу из лука. Но, оказывается, в те времена был чрезвычайно популярен футбол! Только тогда он назывался просто - мяч.

Правила средневекового футбола несколько отличались от современных. Толкать мяч можно было любой частью тела, в том числе и руками, а в футбольной команде было около 400 человек. Этой толпе разрешалось драться и пинаться, а матчи проводили не только на загородных полях, но и прямо на городских улицах. Часто соперниками в футболе становились люди разных профессий. Сражались между собой и дамы, незамужние против замужних. В XIV веке король Эдуард II попытался ввести запрет футбол, но у него ничего не вышло. С изменёнными правилами эта игра дошла до наших дней.

Факт: в городах был комендантский час

Преступность на улицах была главной проблемой средневековых городов. И её причина крылась в отсутствии полиции и разрешении носить оружие практически любому человеку. Но средневековые власти, пытаясь бороться хотя бы с ночной преступностью, сделали важный шаг - ввели комендантский час.

Начинался комендантский час незадолго до захода солнца. С возвещающим о нём звонком ворота в город закрывались, и никого не пускали и не выпускали. Все жители обязаны были разойтись по домам, а выпивох, засидевшихся в трактирах, владельцы выталкивали на улицу прямо в распростёртые объятия ночных надзирателей. Те были добровольцами и охотно отвозили нарушителей в каталажку. При этом они не трогали чернорабочих, работавших допоздна, и именитых горожан. Простых людей же могли запросто остановить, допросить и, если ответы не устраивали надзирателя, препроводить в городскую тюрьму. Без уважительной причины находиться на улице после захода солнца было запрещено.

Факт: за вход в город нужно было платить

В Средние века за вход в большие города нужно было внести определённую плату на воротах. Не платить за вход и выход из города могли только проживающие в нём горожане. С простых путешественников брали чисто символическую плату, если они не везли ничего на продажу. А вот с торговцев, приезжающих на ярмарки, деньги брали по полной. В каждом городе имелся список ставок, по которым торговцы обязаны были заплатить налог за тот или иной ввозимый товар.


«Пейзаж с римскими руинами». Автор: Поль Брилл, 1580 год

Факт: в Средневековье проституция была легальна

В Средние века взгляды людей на добрачные половые отношения были весьма пуританскими. Но вместе с этим во многих городах были вполне легальные бордели, существование которых объяснялось весьма просто. Считалось, что мужскую похоть нужно удовлетворять безопасным способом, чтобы защитить невинность честных дам.

Все владельцы борделей обязаны были предоставлять отчёт о своих прибылях и убытках в городской совет. А финансировались эти заведения не за счёт правительства или церкви, а за счёт богатых покровителей. При этом иногда бордели принадлежали высокопоставленным членам духовенства. Разумеется, это держалось в тайне от посетителей. В некоторых городах владелец борделя обязан был присягнуть мэру и служить только ему. А в Вене борделями могли владеть только женщины.

Миф: люди были зависимы от лордов

Жители деревень и правда были привязаны к земле, на которой они жили, и считались собственностью лордов. Но они всегда могли обратиться в суд, если с ними обращались плохо. Если всё было совсем худо, то крестьяне при должной удаче могли сбежать в город и стать свободными, прожив в нём больше года. А вот горожане были совершенно независимы.

Конечно, городские жители должны были соблюдать законы и платить налоги, особенно на землю. Последние, к слову, шли к лорду, на земле которого находился город. Но при этом жители подчинялись не лорду, а городскому совету, который сами же избирали.

Факт: средневековые гильдии были очень влиятельны

В Средние века, конечно же, существовали ушлые торговцы, пытающиеся впарить товар ненадлежащего вида. Но работали такие в основном на дешёвых рынках или в мелких лавочках. В серьёзных магазинах ситуация обстояла иначе.

Городские торговцы обязаны были состоять в гильдии. Это было выгодно обеим сторонам. Состоящие в гильдии всегда могли рассчитывать на медицинскую страховку и страхование жизни, а ещё на выплату пособия для многодетных семей или денежную помощь в сложной ситуации. Также гильдии финансировали строительство церквей и дошкольное образование и помогали мастерам найти учеников. В ответ члены гильдии обязывались помечать свои товары особым знаком и неукоснительно соблюдать установленные стандарты качества. А если покупатель был недоволен купленным товаром, то он мог пожаловаться в гильдию, и нерадивый мастер обязан был выплатить компенсацию.

Факт: в городах было меньше жителей, чем в деревнях

Средневековые города по сравнению с современными были очень маленькими, а число населения в них постоянно менялось. Например, во время ярмарок за счёт торговцев и путешественников оно увеличивалось в два-три раза. Но фактически в городах жило мало людей, и тому было несколько причин.

В городах, несмотря на комендантский час, всё-таки было небезопасно. К тому же земля в городе стоила очень дорого, а значит, не каждый мог позволить себе построить дом в черте города. Но главной причиной нежелания людей жить в городах в Средние века было то, что жизнь в них была по сути бесполезной. В те времена большинство людей занималось сельским хозяйством, и отправляться жить в город им было невыгодно. Так что в городах жили в основном богачи, ремесленники и торговцы. По примерным подсчётам только 12% людей в Средневековье были городскими жителями.

Жизнь городских жителей в средние века была наиболее динамична. Занятия горожан были разнообразны, многие люди на протяжении жизни несколько раз меняли род своей деятельности, чего не могло быть в прочих средневековых сословиях. Городские ремесленники и купцы умели сплотиться против феодалов в защиту своих интересов, и поэтому города скоро отстояли известную свободу и самоуправление. Горожане, богатея, постепенно добивались от феодалов все большей и большей независимости. Бережное отношение к времени и своей свободе - отличительная особенность жителей средневекового города. Горожане представляли себе мир очень сложным и постоянно меняющимся.


Горожане | Бюргеры



Основную часть городского населения составляли бюргеры (от немецкого "бург" крепость). Они занимались торговлей и ремеслом. Одни торговали по мелочам тем, что было нужно жителям города и окружающих деревень. А те, кто побогаче, занимались торговлей с другими областями и странами, где закупали и продавали большие партии товара.

Для таких торговых операций были надобны немалые средства, и среди этих купцов главную роль играли состоятельные люди. Им принадлежали лучшие здания в городе, нередко каменные, где располагались и их склады для товара.


Богачи пользовались большим влиянием в городском совете, который управлял городом. Вместе с рыцарями и знатными людьми, часть которых селилась в городе, богачи образовывали патрициат - этим древнеримским термином обозначалась городская правящая верхушка.

Горожане | Городская беднота


Полного равенства всех горожа н во времена Средневековья не было достигнуто нигде. Далеко не все население являлось полноправными бюргерами: наемные рабочие, слуги, женщины, неимущие, кое-где духовенство не пользовались правами граждан, но - даже последние нищие - оставались свободными людьми.


Бедняками в средневековом городе были все те, кто не имел собственного недвижимого имущества и был вынужден работать по на
йму. Ученики мастера в период обучения представляли собой малообеспеченный слой населения. Но они имели надежду после окончания срока обучения купить ремесленную мастерскую, стать мастерами и получить статус полноправных бюргеров. Более пе чальной была судьба подмастерьев, которые всю жизнь работали в качестве наёмных рабочих у мастера и получали за это жалкие гроши, которых едва хватало на пропитание.


Крайней бедностью отличались и сре
дневековые студенты, университеты которых чаще всего располагались в городской черте. К бедным слоям населения городов можно отнести бродячих актёров, трубадуров, миннезингеров. Среди бедняков были и такие, кто нигде не работал, а жил за счет милостыни, которую выклянчивал на церковной паперти.


Причины роста городов

1. Сельское хозяйство в X-XI вв. стало более производительным, увеличились урожаи крестьянского хозяйства, поэтому часть выращенного урожая крестьянин мог продать. Это позволяло людям, не занимавшимся сельским хозяйством, покупать продовольствие у крестьян.

2. Ремесло усовершенствовалось и стало таким сложным занятием, что им мог заниматься только специально обученный человек, не терявший времени на сельское хозяйство. Таким образом произошло отделение ремесла от сельского хозяйства, и ремесленники стали создавать отдельные поселения, которые и являлись городами.

3. Рост населения приводит к нехватке земли. Поэтому некоторые люди были вынуждены заниматься не сельским хозяйством, а другими занятиями и перебраться из деревни в город.

Городское самоуправление


Городское самоуправление бывало двух видов - полное и частичное. При полном самоуправлении в городе мэров избирали бюргеры, а при частичном его назначал феодал, на территории которого находился город.

Первое время власть в городах обычно находилась в руках самых богатых горожан: купцов, ростовщиков, городских землевладельцев и домовладельцев. Эта прослойка называлась патрициатом. Патрициат - узкий слой, наиболее богатых и влиятельных людей, своего рода городская знать, (в больших городах обычно несколько десятков семей).

Но поскольку города обычно стояли на земле какого-либо сеньора, то именно этот сеньор считался верховным господином города. Поэтому патриции боролись с феодалами за свое полновластие в городе. В своих интересах патрициат использовал народные движения против феодалов. Но в некоторых городах в XIII в. в ряде стран Западной Европы, особенно в Италии и Германии, против патрициата повели борьбу цехи. Историки иногда называют эту борьбу цехов с местным патрициатом "цеховыми революциями".

Результатом цеховых движений было то, что патрициат был вынужден делить свою власть в городе с наиболее влиятельными цехами (на деле - с зажиточной верхушкой этих цехов). "В тех городах, где была сильно развита внешняя торговля, патрициат даже этой уступки не делал, сохраняя власть исключительно в своих руках. Таковы были, например, городские патрицианские республики - Генуя и Венеция в Италии, крупнейшие ганзейские города - Гамбург, Любек и другие в Германии.

Питание горожан

Питание горожан мало чем отличалось от питания жителей села, поскольку практически все горожане имели небольшие огороды в пределах городской черты.

Горожане употребляли в пищу достаточно много овощей, основой их пищи были каши и хлеб из различных видов зерновых, а также многочисленные кисели.

Пища богатых горожан была близка питанию знати. Отличительная черта питания жителей города заключалась в употреблении достаточно большого количества привозной пищи, как из сельской местности, так и из других стран. Поэтому на столах горожан чаще можно было увидеть такие экзотические продукты, как сахар, чай или кофе.

Одежда


Одежда горожан соответствовала общему направлению в развитии одежды в средневековом обществе.
Однако п оскольку жители средневековых городов чаще, чем селяне общались и с представителями знати, и с

купцами, много повидавшими в различных частях света, их одежда отличалась большим изяществом и они больше следили за влияниями моды. антисанитария средневекового города тоже отразилась на одежде его жителей: среди горожан были распространены высокие деревянные башмаки, которые позволяли жителям городов не испачкать свою одежду на грязных и пыльных городских улицах.

Культура


Среди средневековых горожан распространилось мнение о том, что самыми главными ценностями в жизни являются:

1 - личность человека

2 - служба, должность, профессия

3 - имущество, богатство

4 - время его жизни

5 - любовь к ближним, другим христианам

Горожане считали, что общественный строй должен оставаться неизменным, и никто не должен стараться перейти в высший общественный разряд.

По их мнению земная жизнь и небеса не были противопоставлены так резко, как это было в учении монахов раннего Средневековья. Наоборот, необходимость исполнять службу, трудиться и обогащаться считалась первым долгом христианина перед Господом Богом.


В числе определений, которые дают человеку ученые, - "человек разумный", "общественное существо", "человек трудящийся" - есть и такое: "человек играющий". "действительно, игра - неотъемлемый признак человека, и не одного лишь ребенка. люди средневековой эпохи так же любили игры и развлечения, как и люди во все времена.

Суровые условия жизни, тяжкий груд, систематическое недоедание сочетались с праздниками - народными, которые восходили к Языческому прошлому, и церковными, отчасти опиравшимися на ту же Языческую традицию, но преобразованную и приспособленную к требованиям церкви. Однако отношение церкви к народным, прежде всего крестьянским, празднествам было двойственным и противоречивым.

С одной стороны, она была бессильна попросту запретить их, - народ упорно за них держался.

Легче было сблизить народный праздник с церковным. С другой стороны, на протяжении всего средневековья духовенство и монахи, ссылаясь на то, что "Христос никогда не смеялся", осуждали необузданное веселье, народные песни и пляски. танцами, утверждали проповедники, незримо верховодит дьявол, и он увлекает веселящихся прямо в ад.

И тем не менее веселье и праздник были неискоренимы, и церкви приходилось с этим считаться. рыцарские турниры, сколь косо ни смотрело на них духовенство, оставались излюбленным развлечением благородного сословия.


К концу средневековья в городах складывается карнавал - праздник, связанный с проводами зимы и встречей весны. Вместо того, чтобы безуспешно осуждать или запрещать карнавал, духовные лица предпочитали принимать в нем участие.

В дни карнавала отменялись все запреты на веселье и высмеивались даже религиозные обряды. При этом участники карнавального шутовства понимали, что такая вседозволенность допустима исключительно в дни карнавала, по окончании которого безудержное веселье и все сопутствующие ему бесчинства прекратятся и жизнь возвратится в свое привычное русло.


Однако не раз бывало, что, начавшись как веселый праздник, карнавал превращался в кровавое побоище между группами богатых купцов, с одной стороны, и ремесленников и городских низов, с другой.
Противоречия между ними, вызванные стремлением завладеть городским управлением и переложить на противников бремя налогов, приводили к тому, что участники карнавала забывали о празднике и старались расправи
ться с теми, кого они давно ненавидели.

Средневековая Европа сильно отличалась от современной цивилизации: территория ее была покрыта лесами и болотами, а люди поселялись на пространствах, где смогли вырубить деревья, осушить топи и заняться земледелием. Как жили крестьяне в Средние века, чем питались и занимались?

Средневековье и эпоха феодализма

История Средних веков охватывает период с V по начало XVI век, вплоть до наступления эпохи Нового времени, и относится в основном к странам Западной Европы. Для этого периода характерны специфические особенности жизни: феодальная система взаимоотношений между землевладельцами и крестьянами, существование сеньоров и вассалов, доминирующая роль церкви в жизни всего населения.

Одна из главных особенностей истории Средних веков в Европе — существование феодализма, особого общественно-экономического уклада и способа производства.

В результате междоусобных войн, крестовых походов и других военных действий, короли одаривали своих вассалов землями, на которых те строили себе поместья или замки. Как правило, дарилась вся земля вместе с живущими на ней людьми.

Зависимость крестьян от феодалов

Богатый сеньор получал во владение все окружающие замок земли, на которых располагались деревни с крестьянами. Практически все, чем занимались крестьяне в Средние века, облагалось налогом. Бедные люди, возделывая землю свою и его, платили сеньору не только дань, но также за использование разных приспособлений для обработки урожая: печи, мельницы, пресса для давки винограда. Налог они отдавали натуральными продуктами: зерном, медом, вином.

Все крестьяне находились в сильной зависимости от своего феодала, практически они работали на него рабским трудом, питаясь тем, что оставалось после выращивания урожая, большую часть из которого отдавалась своему господину и церкви.

Между вассалами периодически происходили войны, во время которых крестьяне просили о защите своего хозяина, за что они вынуждены были отдавать ему свой надел, а в будущем становились полностью зависимыми от него.

Деление крестьян на группы

Чтобы понять, как жили крестьяне в Средние века, нужно разобраться во взаимоотношениях между феодалом и бедными жителями, которые проживали в деревнях на прилегающих к замку территориях, обрабатывали земельные участки.

Орудия труда крестьян в Средние века в поле были примитивными. Самые бедные боронили землю бревном, другие — бороной. Позже появились косы и вилы, сделанные из железа, а также лопаты, топоры и грабли. С IX века на полях стали применять тяжелые колесные плуги, на легких почвах использовали соху. Для уборки урожая предназначались серпы и цепи для обмолота.

Все орудия труда в Средневековье оставались неизменными многие столетия, ведь у крестьян не было денег для приобретения новых, а их феодалы были не заинтересованы в усовершенствовании условий труда, их волновало только получение большого урожая с минимальными затратами.

Недовольство крестьян

История Средневековья отличается постоянным противостоянием между крупными землевладельцами, а также феодальными взаимоотношениями богатых сеньоров и обнищавшего крестьянства. Это положение сформировалось на руинах античного общества, в котором существовали рабство, ярко проявившееся в эпоху Римской империи.

Достаточно тяжелые условия того, как жили крестьяне в Средние века, лишение их земельных наделов и имущества, часто вызывали протесты, которые выражались в разных формах. Некоторые отчаявшиеся бежали от своих хозяев, другие устраивали массовые бунты. Восставшие крестьяне почти всегда терпели поражение из-за неорганизованности и стихийности. После таких бунтов феодалы стремились закреплять размеры повинностей, чтобы остановить их бесконечный рост и уменьшить недовольство бедных людей.

Конец эпохи Средневековья и рабской жизни крестьян

По мере роста экономики и появления производства к концу эпохи Средневековья произошел промышленный переворот, многие жители деревень стали переезжать в города. Среди бедного населения и представителей других сословий начали преобладать гуманистические взгляды, которые считали личную свободу для каждого человека важной целью.

По мере отказа от феодальной системы пришла эпоха, названная Новым временем, в которой уже не было места устаревшим взаимоотношениям между крестьянами и их сеньорами.

Популярные картины Средневековья редко глубоко вникают в подробности жизни обычных людей. Однако именно эти часто игнорируемые моменты могут быть экстраординарными. Кажется, современные учёные начинают понимать: когда речь заходит о жителях городов Средневековья, ничто не может считаться само собой разумеющимся.

Давно покончившие с примитивной сельской жизнью, люди во времена Средневековья имели свои обряды и обычаи и отличались довольно сложными взаимоотношениями. Возможно, что как раз мелкие бытовые детали и способны больше всего поразить воображение современного человека. Простые вещи могли довести общество до смертельного бешенства, а подход к браку и воспитанию детей имел мало общего с тем, что есть у нас сейчас.

10. Потревоженные могилы

Около 40 процентов захоронений средневековой Европы имеют следы значительных повреждений. Раньше в этом обвиняли бессовестных грабителей, однако недавние раскопки на двух кладбищах показали, что это могло быть и делом рук почтенных жителей. Австрийское кладбище Брунн-ам-Гебирге содержало 42 могилы лангобардов, германского племени шестого века. Все могилы, кроме одной, были повреждены, и характер повреждений везде был одним и тем же.

В большинстве могил отсутствовали черепа. В то же время в двух могилах было отмечено наличие у покойника двух черепов. Многие кости были перемешаны с помощью какого-то инструмента. Мотив этих действий не ясен, но возможно, что жители пытались таким образом воспрепятствовать возрождению нежити. Кроме того, есть версия, что черепа оставляли себе лангобарды, родственники покойных, в качестве напоминания о близких.

На английском кладбище Винналл II (седьмой и восьмой века) скелеты были связаны и обезглавлены, их ноги были согнуты или скрючены; кроме того, могилы содержали «лишние» человеческие кости. Первоначально считалось, что это было частью какого-то необычного похоронного обряда, однако выявлено много доказательств того, что все манипуляции производились значительно позднее похорон. Вероятно, что совершались они всё с той же целью – угомонить беспокойных покойников.

9. Брак было трудно доказать

Выйти замуж в средневековой Англии было легче, чем споткнуться о бревно. Всё, что требовалось для заключения брака – это наличие мужчины, женщины и их устное согласие на заключение союза. Если девушке уже исполнилось 12 лет, а юноше – 14, то не требовалось никакого согласия со стороны семьи. И ни одна церковь и ни один священник не участвовали в этом процессе.

Люди часто заключали брачный союз в любом месте, будь то в местном пабе или постели. (Вступление в сексуальные отношения автоматически считалось заключением брака.) Церковь предостерегала от опасностей такого поспешного супружества. Она предупреждала молодых людей о том, что им не следует злоупотреблять доверием девушек ради занятия с ними сексом. Как правило, если дело доходило до судебного разбирательства, связанного с супружескими отношениями, следовало доказать, что свадьба действительно была.

Если у пары не было свидетелей, то было трудно доказать добровольное заключение союза, именно по этой причине поощрялось присутствие священника. Развод мог состояться, в первую очередь, по той причине, что союз никогда и не был законным. Кроме того, причиной развода могло быть выяснение того обстоятельства, что один из супругов уже состоял в браке, что супруги оказались родственниками (отдалённые родственные связи часто просто придумывались) или что кто-то из супругов не был христианином.

8. Мужчин лечили от бесплодия

В древнем мире в случае отсутствия в семье детей обычно винили жену. Предполагалось, что так же было и в средневековой Англии, но исследователи обнаружили доказательства противоположного. Начиная с XIII века стали считать, что виновниками бесплодия могут быть и мужчины, в медицинских книгах того времени обсуждаются проблемы мужской репродуктивности.

На страницах книг излагаются весьма своеобразные рекомендации по определению бесплодного партнёра и способов его лечения. В частности, оба супруга должны были помочиться в отдельные ёмкости с отрубями, запечатать их на девять дней, а затем проверить их на наличие червей. Если оказывалось, что в лечении нуждается муж, то предполагалось несколько вариантов его излечения от «неподобающего семени». Например, один из рецептов предлагал высушить в земле свиные яички, после чего в течение трёх дней употреблять их вместе с вином.

Хотя врачи и относились с пониманием к бесплодию мужчин, средневековые суды были менее снисходительны. Жена могла развестись с мужем, если он был импотентом.

7. Отданные в ученики подростки доставляли много хлопот

В Северной Европе у родителей был обычай отдавать подросших детей в подмастерья, обычно обучение длилось в течение десяти лет. Таким образом семья избавлялась от лишнего рта, а мастер получал дешёвую рабочую силу.

Дошедшие до наших дней письма учеников тех времён показывают, что их жизнь была довольно суровой. Некоторые историки считают, что в ученики отдавали наиболее непослушных, так как родители надеялись, что обучение даст свой положительный эффект. Возможно, что мастера знали об этом, поэтому многие из них подписывали контракт, как ученик должен себя вести. Тем не менее, подмастерья приобрели дурную славу. Будучи вдали от семей, они возмущались своей трудовой жизнью и, связавшись с такими же недовольными, сбивались в молодёжные банды.

Чаще всего они играли в азартные игры и посещали бордели. В Германии, Франции и Швейцарии они бузили на праздниках, нарушали порядок и однажды даже устроили общегородской погром. На улицах Лондона происходили целые битвы между различными гильдиями, а в 1517 году они разграбили город. Вполне вероятно, что всё это происходило от разочарования. Многие понимали, что, несмотря на долгие годы обучения, у них нет никаких гарантий будущей работы.

6. Реальная жизнь стариков в Средневековье

В Англии начала Средневековья человек в возрасте 50 лет уже считался старым. Британские учёные описывали эту эпоху как «золотой век» людей преклонного возраста. Считалось, что общество почитало их за мудрость и опыт. В реальности это было не совсем так. Очевидно, что не было никакого понятия о том, чтобы позволить кому-то спокойно выйти на пенсию, пожилым людям приходилось доказывать свою ценность. Общество ожидало от них, что в обмен на уважение пожилые члены будут продолжать вносить свой вклад, особенно воины, благочестивые люди и признанные авторитеты. Солдаты продолжали сражаться, а рабочие – работать.

Средневековые авторы высказывают противоречивые мнения по поводу старости. Некоторые соглашаются с тем, что пожилые люди были духовными лидерами, в то время как другие называют их «столетними детьми». Собственно старость не заслужила хороших стихов. Тексты характеризуют её как «предвкушение ада». Ещё одно заблуждение состоит в том, что все умирали, не доживая до старости. Отдельные люди продолжали нормально жить даже в свои восемьдесят или девяносто лет.

5. Повседневная смертность

В Средние века не все погибали от насилия в обществе и постоянных войн. Люди гибли также от насилия в семье, несчастных случаев и слишком «активного отдыха». В 2015 году были исследованы записи средневековых коронеров Уорикшира, Лондона и Бедфордшира. Результаты позволили совершенно по-новому взглянуть на повседневную жизнь в этих районах.

Были реальные смерти от зубов свиней. В 1322 году двухмесячная Йоханна де Ирланде умерла в своей кроватке от того, что свинья укусила её за голову. Другая свинья убила мужчину в 1394 году. Несколько человек погибли по вине коров. Но, по записям коронеров, преобладали среди случайных смертей утопленники. Люди тонули во рвах, колодцах и реках.

Случались и убийства. Одна из историй подробно описывает, как в 1276 году Джоана Клариче перерезала горло своему мужу и буквально выпотрошила его мозг. Несколько человек погибли во время драк, но не меньше людей погибло и в результате падений. Люди падали с деревьев, крыш зданий и просто с ног, когда слишком сильно напивались. Одна женщина упала с кресла, на которое встала, пытаясь дотянуться до свечи. В 1366 году Джон Кук решил в шутку побороться со своим другом, но на следующий день умер от полученных травм.

4. Лондон считался одним из худших мест

Говоря о насилии, достаточно сказать, что никто не хотел перевозить в Лондон свои семьи. Это был самый жестокий город в Англии. Археологи долго размышляли над 399 черепами, датируемыми с 1050 по 1550 годы. Они принадлежали представителям разных социальных классов и были собраны с шести разных лондонских кладбищ. Почти семь процентов из них были с подозрительными физическими травмами. Большинство из них принадлежало людям в возрасте от 26 до 35 лет из беднейших слоёв общества. Кладбища показали, что насилия было вдвое больше, чем в любом другом регионе, при этом мужчины из рабочего класса часто становились жертвами самой крайней формы агрессии.

Записки коронеров дали некоторые представления и о быте того времени. Нереально большое количество убийств приходилось на воскресные вечера, когда большинство людей из беднейших классов находились в тавернах. Вполне вероятно, что пьяные споры часто приводили к фатальным результатам. Кроме того, только высшие классы могли себе позволить адвокатов или участие в поединках, где обе стороны имели возможность защищаться. Остальным приходилось улаживать разногласия или мстить с помощью неформальных методов.

3. Пристрастия читателей Средневековья

В XV-XVI веках все сферы жизни людей пронизывала религия. Особенно были популярны молитвенные книги. Используя технику, которая вычисляет количество отпечатков на поверхности страниц, искусствоведы поняли, что чем грязнее страница, тем большее количество читателей привлекло её содержание.

Чтобы понять, каковы были предпочтения того времени, а также возможные причины этого, было просмотрено несколько молитвенных книг. Наиболее загрязнённые страницы показали, что средневековые европейцы не так уж сильно отличались друг от друга. В одной рукописи была приведена молитва, посвящённая святому Себастьяну, которая, как говорили, спасала от чумы. Эта молитва перечитывалась много раз – очевидно, теми, кто опасался болезни. Много внимания также уделялось разным молитвам о личном спасении – намного больше, чем молитвам о спасении других.

Эти молитвенные книги хранились во многих домах и читались ежедневно. Однако есть и одна забавная подробность. Наиболее истрёпанными у всех книг оказались только первые страницы. Очевидно, чтения их оказывалось достаточным для того, чтобы людей начинало клонить в сон.

2. В Средневековье с кошек сдирали шкуры

Проведённое в 2017 году исследование показало, что в Испании была довольно распространена выделка кошачьих шкур. Это касалось как диких, так и домашних кошек.

1000 лет назад Эль Борделле был крестьянским посёлком. Среди его многочисленных средневековых находок есть ямы, которые, как полагают, использовались для хранения урожая. Но в некоторые из них были найдены кости животных, и неожиданно большое количество их, около 900 скелетов, принадлежало кошкам. Все они находились в одной и той же яме. Анализ костей показал, что они принадлежали особям в возрасте от девяти до двадцати месяцев – это лучший возраст для получения большой и неповреждённой шкуры. Ещё одним доказательством обдирания кошек были следы на костях. Они характерны для инструментов, с помощью которых обычно сдирали шкуры.

Это может заставить поёжиться любителей домашних животных, но в Северной Европе тоже убивали кошек ради изготовления одежды из их шкур. Тем не менее, исследователи полагают, что в Эль Борделле кошек могли убивать и в рамках религиозного ритуала. В яме с кошачьими скелетами были найдены также череп лошади, куриное яйцо и рог козла. Все эти предметы часто использовались в магических средневековых обрядах.

1. За полосатую одежду могли и убить

Полосы снова и снова входят в моду каждые несколько лет, но в то время подобный нарядный костюм мог привести к смерти. В 1310 году французский сапожник решил походить днём в полосатой одежде и был приговорён к смертной казни за это решение. Этот мужчина не совсем понимал, что полосы означают принадлежность к дьяволу, и он стал жертвой городского духовенства.

Добропорядочным гражданам надлежало любой ценой избегать полос. Доказательная база в документах XII и XIII веков показывает, что власти строго придерживались этой позиции. Полосатую одежду надлежало носить наиболее опустившимся проституткам, палачам, прокажённым, еретикам и, по определённым причинам, шутам. Даже инвалиды, внебрачные дети, евреи и африканцы освобождались от ношения полос.

Откуда взялась эта ненависть к полоскам, остаётся загадкой. Почему не пятна или клетка? Ни одна теория не может адекватно объяснить связь между сатаной и полосками. Одно из довольно натянутых объяснений ссылается на строчку из Библии: «Вы не будете носить на себе предмет одежды, который состоит из двух». Возможно, что чей-то средневековый мозг счёл этот отрывок как ссылку на полосы. Но какова бы ни была причина, к XVIII веку эта нетерпимость прошла.

Крестьяне | Быт крестьян

Жилище

На большей площади Европы крестьянский дом строился из дерева, но на юге, где этого материала не хватало, чаще из камня. Деревянные дома крылись соломой, которая годилась в голодные зимы на корм скоту. Открытый очаг медленно уступал место печи. Маленькие окошки закрывались деревянными ставнями, затягивались пузырём или кожей. Стекло использовалось лишь в церквях, у сеньоров и городских богачей. Вместо дымохода часто зияла дыра в потолке, и когда топили, дым заполнял помещение. В студёную пору нередко и семья крестьянина, и его скот жили рядом - в одной избушке.

Женились в деревнях обычно рано: брачным возрастом для девушек считалось часто 12 лет, для юношей 14 - 15 лет. Детей рождалось много, но даже в состоятельных семьях далеко не все доживали до совершеннолетия.

Питание

Неурожаи и голод - постоянные спутники Средневековья. Поэтому питание средневекового крестьянина никогда не было обильным. Обычной была двухразовая трапеза - утром и вечером. Повседневной пищей большинства населения был хлеб, каши, варёные овощи, зерновые и овощные похлёбки, приправленные травами, с луком и чесноком. На юге Европы в еду добавляли оливковое масло, на севере - говяжий или свиной жир, сливочное масло было известно, но употреблялось весьма редко. Мяса в народе ели мало, говядина была совсем редкой, свинина употреблялась чаще, а в горных районах - баранина. Почти везде, но только по праздникам ели кур, уток, гусей. Употребляли довольно много рыбы, потому что 166 дней в году приходилось на посты, когда есть мясо было запрещено. Из сладостей был известен только мёд, сахар появился с Востока в XVIII веке, но был чрезвычайно дорог и считался не только редчайшим лакомством, но и лекарством.

В средневековой Европе много пили, на юге - вино, на севере - до XII века брагу, позднее, после того, как открыли применение растени. хмель - пиво. Следует отменить, что обильное употребление алкоголя объяснялось не только приверженностью к пьянству, но и необходимостью: обычная вода, которую не кипятили, ибо о болезнетворных микробах не было известно, вызывала желудочные заболевания. Спирт стал известен около 1000 года, но применялся только в медицине.

Постоянное недоедание компенсировалось сверхобильным угощением на праздниках, причём характер еды практически не менялся, готовили то же самое, что и каждый день (может быть, только давали больше мяса), но в больших количествах.

Одежда

До XII - XIII вв. одежда была удивительно однообразной. Слабо различались по виду и покрою одеяния простолюдинов и знати, даже, в определенной мере, мужские и женские, исключая, разумеется, качество тканей и наличием украшений. И мужчины, и женщины носили длинные, до колен, рубахи (такая рубаха называлась камиза), короткие штаны - брэ. Поверх камизы надевалась другая рубаха из более плотной ткани, спускавшаяся несколько ниже пояса - блио. В XII - XIII вв. распространяются длинные чулки - шоссы. У мужчин рукава блио были длиннее и шире, чем у женщин. Верхней одеждой являлся плащ - простой кусок ткани, накидывавшийся на плечи, или пенула - плащ с капюшоном. На ногах и мужчины, и женщины носили остроконечные полусапожки, любопытно, что они не разделялись на левые и правые.

В XII в. намечаются перемены в одежде. Появляются также различия в одежде знати, горожан и крестьян, что свидетельствует об обособлении сословий. Разграничение обозначается прежде всего цветом. Простонародье должно было носить одежды неярких цветов -- серого, чёрного, коричневого. Женское блио доходит до пола и нижняя часть его, от бёдер, делается из другой ткани, т.е. появляется нечто вроде юбки. Эти юбки у крестьянок, в отличие от знати, особенно длинными никогда не были.

На протяжении всего средневековья одежда крестьян оставалась домотканой.

В XIII в. на смену блио приходит обтягивающая шерстяная верхняя одежда - котта. С распространением земных ценностей появляется интерес к красоте тела, и новая одежда подчёркивает фигуру, особенно женщин. Тогда же, в XIII в. распространяются кружева, в том числе и в крестьянской среде.

Орудия труда

Среди крестьян были распространены сельскохозяйственные орудия труда. Это, прежде всего, соха и плуг. Соха чаще использовалась на легких почвах лесной полосы, где развитая корневая система не позволяла глубоко переворачивать землю. Плуг с железным лемехом, напротив, использовался на тяжелых почвах с относительно гладким рельефом. Кроме того, в крестьянском хозяйстве использовались различного вида бороны, серпы для жатвы зерна и цепы для его обмолотки. Эти орудия труда оставались практически неизменными на протяжении всей средневековой эпохи, поскольку знатные сеньоры стремились получать доходы от крестьянских хозяйств с минимальными затратами, а у крестьян просто не было денег для их совершенствования.