Рефераты Изложения История

Откуда взялись пираты. Морские пираты XXI века становятся богаче и опаснее

По данным Международной морской организации, современное пиратство подразделяется на три вида :

Первый вид – это когда вооруженные шайки пиратов атакуют с ножами и пистолетами суда в открытом море или в гавани, используя фактор внезапности. Нападение длится примерно 30-60 минут. Добычей морских бандитов становятся наличные деньги экипажа и пассажиров судна, а также часть груза, если он представляет для них интерес. Как правило, они не покушаются на захват самого судна, а ограничиваются лишь судовой кассой и частью груза, который перегружают на свои катера и лодки.

Для второго вида характерно жестокое нападение хорошо организованных и вооруженных местных банд, обычно сопровождаемое убийствами, нередко истреблением всего экипажа судна, и захватом груза. Это банды, вооруженные крупнокалиберными пулеметами, автоматами и гранатометами, которые нередко истребляют весь экипаж, захватывают судно и груз.

Третий вид – хорошо скоординированные действия международных организованных бандгрупп по захвату кораблей с особо ценными грузами. При этом экипаж корабля уничтожается или высаживается, а груз перегружается на пиратское судно. Захваченный корабль после этого обычно продается по подложным бумагам или используется для собственных целей. Это международные организованные группы, которые захватывают корабли с особо ценными грузами. Они используют современную спутниковую навигацию и средства связи, обладают агентурной сетью, обширными связями в различных эшелонах власти.

По методам действий пираты делятся на два типа - "индонезийский" и "сомалийский". Первый тип, распространенный прежде всего в водах ЮВА, подразумевает охоту за ценным грузом. Люди в этом случае являются досадной помехой и часто уничтожаются. Второй тип нападений, практикующийся, как ясно из названия, в основном в африканских водах, предусматривает захват заложников с целью получения выкупа.

Характеристика нынешних пиратов

1. Комплекс Робин Гуда

Многие сомалийские пираты считают самих себя хорошими людьми. И в какой-то момент они были хорошими. После падения сомалийского правительства в 1991 году соседние страны начали незаконный лов рыбы в территориальных водах Сомали. Первыми пиратами были просто разгневанные рыбаки, которые захватывали иностранные суда и требовали "пошлину". Но поскольку незаконный лов продолжался, первые пираты объединились и провозгласили себя "береговой охраной". Они утверждали, что будут заботиться о территориальной целостности Сомали, пока в стране не появится правительство.

Впрочем, они были не одиноки. Другие пираты дебютировали, грабя суда ООН, доставлявшие продовольствие в сомалийские лагеря беженцев. Они утверждали, что, если они не заберут продовольствие, его захватят полевые командиры. В их заявлениях был смысл. Полевые командиры в 1990-е годы захватили значительную часть гуманитарной помощи, поступавшей в Сомали.

Но с годами пиратство превратилось в бизнес стоимостью миллионы долларов. Сегодня пираты не скрывают свои мотивы и прямо говорят, что их интересуют только деньги.

2. Никто не зарабатывает столько, сколько пираты

По некоторым оценкам, в 2008 году пираты заработали $150 млн., таким образом, пиратство стало крупнейшей индустрией в Сомали. По существу, удачливые пираты сейчас являются самыми завидными женихами. В то время как заработки мелких бандитов это пятизначные цифры, главари зарабатывают $2 млн. в год, и это в стране, гдк можно пообедать меньше чем за $1. Сейчас многие пираты устремляются на новые пастбища, и с ними из Сомали уходят реальные деньги. Они покупают недвижимость на побережье Кении, где новые виллы растут, как грибы. Если вилла продается за несколько миллионов долларов, пиратам не проблема накинуть полмиллиона, чтобы кенийцы не задавали лишних вопросов.

3. Быть пиратом легко!

Промышлять пиратством может практически любой. Все, что для этого нужно, пистолет, алюминиевая лестница (чтобы взбираться на корабли) и моторная лодка. Главное, не надо опасаться, что с выбранного объекта откроют ответный огонь. По международным соглашениям, гражданским судам запрещено иметь на борту оружие, так как правительства не хотят, чтобы вооруженные корабли перемещались из порта в порт. Лучшей защитой от пиратов является скорость, но поскольку конструкция гражданских судов не предусматривает быстрый ход, пиратам нетрудно их догонять. У самых технологичных грабителей есть пулеметы и GPS, однако многие пираты почти не отличаются от рыбаков. Захватив судно, они либо грабят его, либо требуют выкуп за товары и экипаж. Выкуп за груз торгового судна составляет в среднем около $1 млн.

5. Пираты редко убивают людей, и этим опасны

Трудно отличить пиратов от рыбаков, пока они не взбираются на судно и не достают автоматы. Поэтому сдерживающая роль военных кораблей сводится к тому, чтобы плавать поблизости для устрашения. После того, как пираты захватывают судно, военные редко пытаются отбить его, так как при этом могут пострадать заложники. При всей агрессивности пиратов в 2008 году количество убитых невелико. Капитан одного судна, взятый в заложники, умер от естественных причин. Несколько человек погибли в перестрелках, пытаясь освободить заложников. Пираты предпочитают, чтобы заложники были здоровы. За каждого из них можно получитб тысячи долларов выкупа. К тому же из-за репутации пиратов, не причиняющих вреда заложникам, правительства не хотят наносить ответные удары, чего требуют судовладель

«БЫТЬ ПИРАТОМ - ЭТО КРУТО!»

«Сегодня никакого брифинга не будет, никаких комментариев», - перекрикивая шум волн заявил один из пиратов, захвативших украинское судно «Фаина» с 33 танками на борту, и отключил спутниковый телефон.

На кону - несколько миллионов долларов, которые пираты требуют в качестве выкупа за корабль и членов экипажа. Ему не до журналистов?

Но кто же эти современные пираты? Как выясняется, большинство из них - выходцы из Пунтленда, самопровозглашенного государства на востоке Сомали. И, как рассказывают местные жители, живут они в роскоши.

«У них есть все: и деньги, и власть. С каждым днем пираты становятся все влиятельнее», - говорит Абди Фарах Джуха, житель столицы Пунтленда - Гарове.

«Они берут в жены самых красивых женщин, строят огромные дома и покупают самые последние марки машин и новейшее оружие, - добавляет он. Пиратство не только социально приемлемо, оно стало в какой-то мере модным».

Средний возраст «морских волков» колеблется от 20 до 35 лет. И для них это в первую очередь не романтика, а возможность прилично. Средний размер выкупа, получаемого за захват судна, - два миллиона долларов. Для раздираемой конфликтами последние 17 лет Сомали это немалые деньги - особенно в стране, где около половины населения нуждаются в гуманитарной помощи.

По данным британского Королевского института международных отношений Chatham House, общая сумма выкупов, выплаченных пиратам с начала этого года, приближается к 30 млн. долларов. При этом запрашиваемые суммы постоянно растут - за освобождение украинской «Фаины» изначально требовали 22 млн. Потом сумма сократилась до трех миллионов.

В захвате «Фаины» с танками и 21 членом экипажа на борту приняли участие 62 человека.

По словам обозревателя Би-би-си по Сомали Мохаммеда Али, членов пиратских группировок можно условно поделить на три группы:

Бывшие рыбаки - «Мозг» всех подобных операций - знают море, как никто другой,

Бывшие военные- «Мускулы» пиратства - люди с опытом военных действий в многочисленных конфликтах между кланами в Сомали,

Технические эксперты - так называемые «Ботаники» - программисты и люди, помешанные на технических новинках. Они отвечают за необходимое пиратам оборудование: спутниковые телефоны, навигационные устройства и военную технику.

Самое удивительное, что конфликты внутри, пиратских группировок происходят крайне редко. Как говорит корреспондент Би-бй-си в Пунтленде Мохамёд Али, вымогателей сплачивает перспектива заработка и дележки денег. Именно поэтому, когда появилась информация о возможной перестрелке на «Фаине», представитель пиратов ее категорически опроверг: «Мы просто стреляли в воздух, отмечая завершение Рамадана. Все счастливы».

Судя по всему, основная масса вооружения сомалийских пиратов поставляется из соседнего Йемена. Часть закупается прямо в столице Сомали - Могадишо.

Причем перевод денег осуществляется по традиционной в мусульманском мире системе, основанной не столько на документах, сколько на доверии и клановой принадлежности.

Недавно в прессе появились сообщения о том, что к финансированию пиратства, якобы, каким-то образом причастны влиятельные бизнесмены из Саудовской Аравии. Но, как указывают в Сомалийской Службе Би-би-си, наоборот, сами бизнесмены все чаще обращаются к пиратам за ссудами. Не удивительно, что при такой доходности «бизнеса» и отсутствии альтернативы к пиратству обращается все больше молодежи. «Это оказывает негативное влияние на многие аспекты жизни в Гарове», - товорит один из жителей столицы Пунтленда Моха-мед Хасан. По его словам, вливание в оборот миллионов долларов приводит к девальвации валюты и росту цен. «Из-за них все больше людей употребляют наркотики и алкоголь, - отмечает Мохамед Хасан.- Они себя называют не пиратами, а береговой охраной».

Робин ХАНТЕР, Би-Би-Си, Лондон

Наиболее удачливые члены пиратских банд сумели построить себе виллы и выбиться в люди. 27-летний Али Ахмад получил свою долю -140 тысяч долларов за участие в нападении на французскую суперяхту Le Ponant. Он выстроил себе резиденцию в Галькайо, купил джип "Тойота" и вторую жену. Шесть его товарищей были захвачены во время рейда французских коммандо в Эйль и сейчас ожидают суда во Франции.

Али Ахмад между тем процветает - он купил грузовик, киоск по продаже хата и скоростной катер. Катер он сдает в наем банде пиратов, которые платят ему долей в полученном выкупе. В последний раз он получил 40 тысяч долларов. Ухмыляясь, он говорит: "Хорошая трансакция".

Членство в "Береговой Гвардии" рассматривается местным населением как своеобразный знак почета. Оно представляет свободный пропуск через блок-посты и доступ к товарному кредиту местных коммерсантов. Члены банды стали даже героями популярного комикса, в котором прекрасная женщина бросает члена исламской милиции и отправляется навстречу новой прекрасной жизни вместе с "хозяином морей".

Тем не менее нападение на суда, перевозящие продовольствие ООН (ооновское продовольствие составляет 40% потребляемого в стране), для Сомали значительно подпортило пиратский имидж. Власти соседней провинции Пунтлэнд посчитали, что им более выгодно сотрудничать с Западом. В результате больше сотни пиратов оказались за решеткой в столице провинции городе Бусассо. Представитель пунтлэндских властей сообщил, что им грозит наказание "между 15 годами лишения свободы и смертной казнью".

Чем современные пираты XXI века отличаются от тех, что грабили суда во времена Христофора Колумба?

На самом деле различий мало. В отличие от тех пиратов, которые описываются в приключенческих книгах и фильмах, где они наделены геройскими качествами, настоящие морские грабители прошлого всегда были беспощадными и жестокими. Они не испытывали никакой жалости к своим жертвам. Современные пираты остались такими же коварными и беспощадными, только стали еще более изощренными, чем раньше. Чтобы понять, какие они, нужно их видеть и видеть то, на что они способны.

Есть ли у пиратов иерархия?

Я могу выделить две группы пиратства: низшую и высшую. На низшем уровне орудуют простые бандиты. У них нет никакого продуманного плана операции, и они действуют по принципу “повезет - не повезет”. Их целью, как правило, становятся небольшие суда. Они падки на личные ценности, деньги и прочую мелочевку и не всегда убивают людей. Но и они тоже представляют большую угрозу, ведь во время атаки пиратов судно в течение 40 минут или более остается бесконтрольным и может напороться на рифы, попасть в водоворот или подвергнуться другим опасностям, что грозит гибелью людям на борту. Пираты более высокой ступени готовятся к нападениям с особой тщательностью, организуют серии налетов, нацеленные на угон корабля и кражу груза, который может оцениваться миллионами долларов. Бывали случаи захвата корабля с целью взятия пассажиров в заложники и удержания их до получения выкупа. Часто случается, что даже после получения пиратами требуемой суммы заложников убивали.

По классификации Международной морской организации современные пиратские группы условно делятся на три вида:

1. Малочисленные группы (до 5 человек), вооруженные ножами и пистолетами. Нападают на суда в гавани или открытом море, используя фактор внезапности. Грабят судовую кассу и пассажиров, перегружают на свои катера и лодки часть груза. Общая численность – от 8–10 тысяч человек по всему миру.

2. Банды (до 30 человек), вооруженные крупнокалиберными пулеметами, автоматами и гранатометами, часто убивают экипаж захваченного судна, забирают корабль и груз. Общая численность – около 300 тысяч человек по всему миру.

3. Международные организованные группы, захватывают корабли с особо ценным грузом (сегодня это нефть и нефтепродукты). Они имеют современную спутниковую навигацию и средства связи, агентурную сеть, прикрытие во властных структурах. Чаще всего грабят танкеры, сухогрузы, контейнеровозы. Иногда нападают на частные яхты. В 2001 г. произошел скандал - пираты на Амазонке убили обладателя Кубка Америки, яхтсмена Питера Блейка. Эксперты считают, что из ворованных кораблей синдикаты пиратов организовали сеть морских перевозок с оборотом около 5 млрд долларов в год.

В XXI в. пираты оказались в идеальном положении, поскольку в отличие от прошлых веков ныне торговые и пассажирские суда практически беззащитны. Их экипажи не имеют ору

Говоря о пиратах, мы представляем себе героев «Острова сокровищ» или голливудских красавцев вроде Джонни Деппа, в общем – приключения, а не встречу с настоящими бандитами. Культурный миф столь силен, что мы упорно не видим проблемы, пока не столкнемся с ней лицом.

жия, в лучшем случае пистолет есть у капитана.

Питер Т. Лисон, профессор экономики Университета им. Джорджа Мейсона, в своей книге «Невидимый крюк»

Есть и другие общие параллели между современными сомалийцами и пиратами начала XVIII века. К примеру, Сомали не существует как государство практически со времен окончания холодной войны, когда властный диктатор Мухаммед Сиад Баре был свергнут, а его обширный арсенал попал в руки кланов, которые составляют основу сомалийского общества. Несмотря на то что с тех пор было сформировано и признано международным сообществом более дюжины «переходных правительств», ни одному из них не удалось подавить активность представляющих кланы боевых группировок. В результате, нынешние молодые сомалийцы, по сути, оставались людьми без гражданства на протяжении всей сознательной жизни. Подобным же образом, отмечает Лисон, 300 лет назад «большинство будущих пиратов порывали всякие связи со своим государством прежде, чем им исполнялось тридцать», и «их не волновал никакой другой флаг, кроме черного, под которым они шли». И сомалийцам, и морским скитальцам былых времен, чтобы сохранить надежный источник дохода и стабильный жизненный уклад, пришлось искать убежище вне государств.

Вплоть до последнего времени сомалийские пираты встречали минимальные препятствия своей деятельности. Но, также как исключительный успех старинных пиратов заставил когда-то Британию объединить свои силы, дабы стереть их с лица Земли, вторжение сомалийцев в сферу торговых и стратегических интересов Соединенных Штатов, а также держав Европы, Азии и Персидского залива дает ныне толчок к формированию антипиратской коалиции. Возглавляемая США Объединенная оперативная группа 150 - включающая, главным образом, корабли Авианосной ударной группы ВМС США имени Рузвельта и, посменно, несколько кораблей других, в основном европейских, стран - патрулирует побережье Сомали, начиная с 2002 года, а ее миссия состоит теперь не только в контрраспространении и контртеррористической деятельности, но и в противоборстве пиратству. С целью защиты собственных морских перевозок в регион направили военные суда Малайзия, Россия и Индия, а НАТО и Е вропейский Союз послали свои корабли патрулировать область, где промышляют сомалийцы.

Если пираты XVIII века, сумевшие пережить облаву военно-морских сил, могли, по крайней мере, вернуться на родину, то у сомалийцев нет такой возможности. Единственное, что они могут - это вернуться в погруженные в анархию земли Сомали и заняться разбоем на суше. На самом деле сомалийские пираты - богатые, вычурно разодетые и тяжело вооруженные - успели стать большими шишками у себя дома. Они могут позволить себе подождать, пока не спадет международное внимание к ним, и затем возобновить свой морской бандитизм, как это сделали многие помилованные пираты 1700‑х. Вытесненные более двух лет назад финансируемыми США эфиопскими войсками из Могадишо, исламистские боевики - которые вели активную борьбу с пиратами - теперь угрожают вернуть себе фактическую власть. Вотчиной нерелигиозных боевиков, имевших меньшую свободу действий на суше, стала - а возможно, будет и в дальнейшем - морская территория.

Успешные антипиратские действия Великобритании начала 1700‑х подсказывают возможные меры по противодействию сомалийским пиратам: введение системы законных санкций по принципу кнута и пряника и обеспечение возможности оперативно приводить их в исполнение. В 2008 году ООН приняла резолюцию, объявлявшую борьбу с пиратством международным долгом стран - членов организации и разрешавшую им преследовать пиратов в сомалийских территориальных водах. Но поскольку основная часть военно-морских сил сосредоточена на решении других неотложных задач, поддержание их присутствия, достаточного для упреждения или отражения значительного количества пиратских нападений, остается трудновыполнимым. И даже если бы все затронутые страны ввели на территорию свои патрули, их действия по наблюдению за различными секторами пиратского промысла нужно было бы координировать через центральный командный пункт. Это само по себе представляет крайне трудную дипломатическую задачу.

Книга Лисона ясно дает понять, что при всех стараниях, вложенных британским парламентом в разработку антипиратских законов, не было никаких шансов покончить с пиратством до тех пор, пока в 1717 году король не направил эскадры для того, чтобы взять под контроль два главных пиратских порта на Багамах и на Мадагаскаре. Лишившись доступа к ним, разбойники были вынуждены рассеяться по всему земному шару и стали более уязвимыми. В нынешней ситуации проведение сходного маневра предполагало бы военное вторжение в Сомали. Принимая во внимание необходимость обеспечения безопасности и создания государственных структур, в Сомали, подобно тому как это было в Афганистане, понадобилось бы разместить множество военных для принуждения к миру и гражданских для восстановления инфраструктуры. Но, учитывая сохраняющуюся потребность в войсках на территории Ирака и Афганистана, основные военные державы не располагают ресурсами, достаточными, чтобы обеспечить коалицию или миротворческую операцию ООН. Что касается африканских войск, то их не хватает даже для урегулирования уже существующих конфликтов в Судане, южном Сомали и других странах. Горький опыт американцев по проведению гуманитарной интервенции в Сомали в начале 1990-х, кульминацией которого стал инцидент, известный как «падение Черного ястреба», также заставляет задуматься, прежде чем начинать силовую интервенцию. Поэтому международному сообществу следовало бы максимально использовать дипломатию и стремиться наладить беспрецедентно активный и устойчивый диалог.

Правда, венчающая «Невидимый крюк», состоит в том, что пираты, исходя из логики своего мира, действуют рационально. То же самое касается и террористов, так что противоборствующая сторона никогда не решит проблему, попросту объявив их сборищем безумцев. Действительно, недавние исследования, например, «Умереть ради победы: стратегическая логика террориста-смертника» Роберта Пейпа, дают понять, что те, кто так делает, совершают явную глупость. Стоит процитировать доблестного Джека Воробья: «Что до меня, я нечестен, и я нечестный человек, в нечестности которого вы всегда можете быть уверены. Честно говоря, это с честных надо не спускать глаз, ведь никогда не знаешь, когда они выкинут что‑нибудь невероятно глупое».

Сомалийские морские разбойники (их возраст в среднем от 20 до 35 лет) при захвате торговых судов, идущих через залив, сносно обращаются с заложниками, редко ругаются и между собой, так как жизненная потребность в выкупе сплачивает их.

Обычно банда состоит из пиратов трех типов: 1) мозговой центр - бывшие рыбаки, знающие море как свои пять пальцев; 2) боевая мощь - бывшие ополченцы, некогда сражавшиеся на стороне тех или иных кланов в Сомали; 3) техники - эксперты по всяческому оборудованию: от компьютеров до спутниковых телефонов и оружию нового поколения.

Сомалийские пираты довольно хорошо организованы. Ведь для захвата судна необходима масштабная подготовка: это и закупка необходимого вооружения, и поиск переводчика, который бы общался с заложниками, - поведал в беседе с “МК” Ноэль ЧУНГ, глава базирующегося в Куала-Лумпуре антипиратского центра Международного морского бюро.

Известно о четырех главных бандах, оперирующих в этом регионе. Первая - “Национальная добровольческая береговая охрана” под предводительством некоего Гараада Мохамеда - специализируется на перехвате мелких судов в южной части залива. Банда “Marka” и “Пунтлендская группа” состоят в основном из обычных рыбаков и слабо организованы. Но есть на Африканском Роге и реальная военная мощь - так называемые “Сомалийские моряки”. Эта группа построена по принципу армии: в ней есть флотский адмирал, вице-адмирал и даже руководитель финансовых операций.

Оружие бандиты закупают в Йемене, хотя нередко арсенал удается раздобыть и в сомалийской столице - Могадишо. Причем сделки заключаются, как говорится, на честном слове. То есть у торговцев оружием лежит депозит. Курьер просто приезжает и забирает “товар”, покупатель платит за него уже при получении. В основном пираты предпочитают автоматы Калашникова, 7,62-мм самозарядные пистолеты Токарева (ТТ-30) и в качестве последнего аргумента - гранатометы РПГ-7.

Примечательно, что сами корсары называют себя не пиратами, а береговой охраной. Кстати, это далеко не пустые слова: разбойники действительно отпугивают иностранные рыболовецкие суда, которые, будучи обычно лучше оснащены, раньше собирали огромный улов, оставляя местных рыбаков голодать.

Официально международное сообщество признает в качестве единственной законной власти в стране лишь федеральное правительство Сомали, однако последнее контролирует только кусок столицы - города Могадишо. Как жить остальной части несуществующего государства, определяют бандиты.

Некоторое время назад в порту Харадхер морские разбойники открыли собственную биржу. Она работает 24 часа в сутки, и приобрести на ней акции самопровозглашенных пиратских фирм может каждый. И притом не только за деньги, но и за оружие, наркотики или что-то еще, что может показаться пиратам полезным. Всего таких компаний, разместивших на бирже свои акции, больше 70. А держателями ценных бумаг являются не только местные банды и жители, но и сомалийские диаспоры других стран. Сами бандиты уверены, что финансовый кризис им нипочем: если море не будет сильно штормить, свой “улов” они принесут.

И все же этому рынку не хватает организованности.

Если бы на рынке появились настоящие бизнесмены, то они могли бы поставить все на широкую ногу, - поделился своим мнением в беседе с “МК” главный редактор сетевого журнала “Морской бюллетень” Михаил ВОЙТЕНКО. - Самым оптимальным решением для них было бы собрать побольше “солдат удачи”, бывших военных и профессиональных бандитов, и обеспечить более-менее гарантированные результаты захватов. Но они это не сделали и не сделают, так как они слишком разобщены.

В некоторых случаях пираты при захвате не заинтересованы в грузе и даже экипаже: они ограничиваются тем, что забирают личные вещи моряков. Но даже это - огромная добыча, ведь на корабле чаще всего удается найти множество ноутбуков, дорогостоящей аппаратуры и наличных денег, которые каждое судно обязано возить в своей кассе для уплаты различного рода издержек.

Сейчас, 300 лет спустя, пиратство снова в моде. Сомалийские пираты, промышляющие в Индийском океане и Аденском заливе, - самые дерзкие и деятельные, зато другие прочесывают геостратегически важные Малаккский пролив и Южно-китайское море. В сентябре прошлого года сомалийские пираты атаковали и захватили украинское торговое судно, груженное танками, тяжелым оружием и боеприпасами. Даже будучи окружены американскими и русскими военными кораблями, пираты удерживали контроль над судном вплоть до февраля, когда его владельцы выплатили выкуп в размере 3,2 миллионов долларов. В последующие дни сомалийцы угнали саудовский нефтяной супертанкер, перевозивший два миллиона баррелей нефти в почти 500 милях от Сомали, и захватили шедший под флагом Гонконга иранский корабль, перевозивший китайское зерно. В целом, сомалийские пираты в 2008 году совершили 124 нападения, что на 80% больше, чем в 2007 году, и получили, по имеющимся сведениям, свыше 50 миллионов долларов чистой прибыли. После Нового года пираты стали еще отчаяннее. В апреле 2009 года они впервые атаковали корабль под флагом США - «Маерск Алабама», перевозивший продовольствие и сельскохозяйственные продукты для организаций гуманитарной помощи в Кении. Команде вскоре удалось вернуть себе контроль над судном, а ВМС США освободили взятого в плен капитана, но эта операция имела крайне сомнительный «сдерживающий» эффект, так как пираты пообещали нанести ответные удары по американским целям.

Хотя Лисон и не уделяет много места анализу современного пиратства, он все-таки делает несколько интересных наблюдений. Например, он замечает, что хотя большинство современных пиратов существенно отличаются от старинных, не проводя много времени в море, сомалийские пираты напоминают классических своей готовностью оставаться в открытом море на протяжении длительных периодов времени, своим эгалитарным принципом разделения добычи, созданием системы «социального страхования» для компенсаций семьям погибших пиратов и введением элементарного писаного «пиратского кодекса», включающего правила обращения с пленниками.

C начала ХХI века пиратским нападениям подверглись суда 62 стран мира. Морским разбоем занимаются более ста группировок. Почему их до сих пор не могут победить?

Что это за явление такое - пираты в XXI веке? Почему базой современных пиратов стало государство Сомали? Рассказывает старший научный сотрудник Института Африки РАН, преподаватель МГИМО (У) МИД РФ Ренат Ирикович Беккин. Недавно он вернулся из научной командировки в Сомали.

- Почему пираты XXI века облюбовали именно Сомали?

На самом деле международный морской разбой сегодня имеет место не только у берегов Сомали. Джентльмены удачи из Юго-Восточной Азии не в пример их сомалийским коллегам отличаются крайней жестокостью. Сомалийцы по сравнению с пиратами, «работающими» в Малаккском проливе, - безобидные овечки, благородные рыцари. А в территориальных водах Индонезии пиратством занимаются профессиональные банды. Не брезгуют пиратством и партизаны-сепаратисты, а также моряки и рыболовы, потерявшие работу. Пираты активно вовлечены в контрабандную деятельность.

Но в мире не так мало бедных стран. В той же Африке. Почему пиратство получило распространение именно в Сомали? Ведь с начала года сомалийскими пиратами было захвачено свыше 30 морских судов. Существуют ли какие-нибудь исторические предпосылки для распространения пиратства в Сомали?

Можно говорить скорее о географических, чем исторических предпосылках. Суда, идущие из Красного моря в Индийский океан и обратно, через узкий Баб-эль-Мандебский пролив, не могут миновать Аденский залив и представляют лакомый кусок для долговязых смуглых джентльменов из Сомали. Через Аденский залив пролегает путь из Европы в Южную и Восточную Азию, Австралию. Не меньше возможностей для пиратов открывает упоминавшийся Малаккский пролив в Юго-Восточной Азии - один из самых оживленных морских путей. А разбросанные во внутренних морях Индонезии многочисленные острова - рай для пиратских баз. Да и в Африке Сомали - далеко не единственное место, где орудуют пираты. Среди мест их наибольшей активности я бы выделил побережье Нигерии и юг континента.

- Что заставляет людей идти в пираты? Кто он, типичный сомалийский пират?

Что бы мы ни говорили о пиратской романтике, в основе пиратства лежит бедность. Не будем забывать и о том, что большая часть когда-то единого государства Сомали находится во власти вождей различных кланов и племен.

Сотрудники ООН жалуются: отправляют груз с гуманитарной помощью в Сомали, но прежде чем он достигает цели, его перехватывают представители других кланов, оставшихся обделенными при распределении продовольствия.

Большинство сомалийских пиратов - это молодые люди, не имеющие возможности найти хорошую работу. Для них пиратство окутано ореолом романтики. Возможность ввязаться в интересное приключение и заработать при этом огромные деньги, сравнимые с рождественскими докризисными бонусами топ-менеджеров с Уолл-стрит, толкает молодежь в ряды джентльменов удачи. По имеющимся у меня данным, среди пиратов нет выходцев из Сомалиленда - де-факто независимого государства на севере Сомалийского полуострова. Сомалиленд живет в мире и относительном благополучии по сравнению с другими частями когда-то единого государства Сомали с 1991 г., и потому профессия пирата не пользуется здесь большой популярностью. Большинство пиратов - выходцы из кланов маджертан и хавийе, из Пунтленда - буферного квазигосударства на северо-востоке Сомалийского полуострова.

Сомалийские пираты стараются не проливать крови захваченных экипажей, обращаются с ними человечно. И это притом что низкий уровень медицинского обслуживания приучил людей спокойно относиться к перспективе собственной преждевременной кончины или смерти близких людей. Кстати, в качестве одного из оправданий пиратства сомалийцы приводят следующий довод: иностранные суда безвозмездно пользуются территориальными водами Сомали, а народ не получает от этого ничего. Что касается корабля «Фаина», то, по просочившейся в СМИ информации, он перевозил оружие, предназначавшееся мятежникам в Южном Судане, то есть грубейшим образом нарушил нормы международного права. Если эта информация подтвердится, то можно говорить о том, что одни преступники захватили других.

- А привычное для поклонников Голливуда Карибское море?

Карибское море, как, впрочем, и весь Американский континент, согласно небезызвестной доктрине Монро, - это зона стратегических интересов США. Поэтому поставленный на широкую ногу пиратский промысел в этом районе не имеет шанса на существование. Хотя отдельные пиратские вылазки имеют место и у берегов Южной Америки.

Картинка захвата корабля «Фаина» поражает современного телезрителя. Сомалийские пираты на катерах и утлых лодочках берут на абордаж огромное судно, борт которого превышает на 6-8 метров всю флотилию джентльменов удачи. «Фаина» могла бы разогнаться, и у пиратов не было бы ни одного шанса ее остановить, почему этого не произошло? Какими новейшими пиратскими технологиями обладают флибустьеры из Сомали?

Когда я ездил по Сомали, я встречал людей, которые вполне могли бы быть пиратами. В обычной жизни они могут быть мирными гражданами, иметь мирную профессию, а в свободное время промышлять пиратством. Сомалийцы - удивительный народ, я не встречал таких позитивно настроенных людей. У человека нет ничего, кроме ветхого жилья из плетеных веточек и доллара на питание в день, но он светится улыбкой. Скептики говорят, что причиной тому кат - наркотическая трава, которую сомалийцы жуют поголовно. Пожуешь этот кат, и весело и беззаботно становится на душе. А если серьезно, то уверенности пиратам, безусловно, придает тот факт, что команды захватываемых ими судов, как правило, не оказывают им никакого сопротивления. Потому что морские разбойники действуют молниеносно. Неожиданно атакуют корабль и активно обстреливают его из гранатометов и пулеметов. Но даже в тех случаях, когда удается обезвредить пиратов, их вскоре отпускают. (Многие эксперты считают, что представители местных властных структур и полиции покрывают пиратов, т.к. те делятся с ними своей добычей. - Прим. ред.)

Особое отношение в Сомали к россиянам. В 70-80-е гг. в Сомали строили местную модель социализма, и между нашими странами выстроились неплохие отношения. Особенно до сомалийско-эфиопской войны 1977 г., где Советскому Союзу пришлось принять сторону Эфиопии. Многие сомалийцы учились в СССР. Я встречал их во время своей поездки в Сомали. Это, безо всякого преувеличения, белая кость, прослойка наиболее образованных людей в стране.

В июле этого года ООН приняла документ, разрешающий военному флоту третьей страны входить в территориальные воды Сомали и пресекать деятельность пиратов. Есть ли сейчас сила, способная навести в Сомали порядок и покончить с пиратством?

Как показали недавние события, Союз шариатских судов Сомали доказал свою способность навести порядок и обуздать преступность. Но как только им удалось укрепиться и начать объединение юга Сомали, в ситуацию вмешались США, которые руками Эфиопии помешали объединительному процессу в стране. Интерес США - не допустить создания единого и сильного исламского государства в Сомали. Эфиопия также не заинтересована в возрождении сомалийской государственности. После гибели более 130 миротворцев ООН и потери около 3 млрд долл. в 1993 г. в ходе операции «Возрождение надежды» никакого желания ввязываться в разборки между кланами у мирового сообщества нет.

1 октября посол фактически не существующего государства Сомали объявил о том, что правительство Сомали в ближайшее время признает Южную Осетию и Абхазию. Как вы оцениваете данный шаг?

С точки зрения тактики, возможно, это неплохой ход, но с точки зрения стратегии - несусветная глупость. Мотивы руководства Сомали понятны. Оно делает этот жест доброй воли в надежде получить поддержку со стороны Москвы. Если Сомали признает Абхазию и Южную Осетию, то у США не будет никаких оснований не признать тот же Сомалиленд, где у американцев есть определенные интересы. И тогда на единстве Сомали можно будет поставить большой жирный крест.

* К моменту подписания номера у нас не было новой информации о судьбе «Фаины» и экипажа.

Пиратские захваты судов в XXI веке

По данным Международного центра по борьбе с пиратством, с начала XXI века нападениям подверглись суда 62 стран мира* в прибрежных морях 56 стран. Морским разбоем занимаются более ста группировок.

По классификации Международной морской организации современные пиратские группы условно делятся на три вида:

1. Малочисленные группы (до 5 человек), вооруженные ножами и пистолетами. Нападают на суда в гавани или открытом море, используя фактор внезапности. Грабят судовую кассу и пассажиров, перегружают на свои катера и лодки часть груза. Общая численность - от 8-10 тысяч человек по всему миру.

2. Банды (до 30 человек), вооруженные крупнокалиберными пулеметами, автоматами и гранатометами, часто убивают экипаж захваченного судна, забирают корабль и груз. Общая численность - около 300 тысяч человек по всему миру.

3. Международные организованные группы, захватывают корабли с особо ценным грузом (сегодня это нефть и нефтепродукты). Они имеют современную спутниковую навигацию и средства связи, агентурную сеть, прикрытие во властных структурах. Чаще всего грабят танкеры, сухогрузы, контейнеровозы. Иногда нападают на частные яхты. В 2001 г. произошел скандал - пираты на Амазонке убили обладателя Кубка Америки, яхтсмена Питера Блейка. Эксперты считают, что из ворованных кораблей синдикаты пиратов организовали сеть морских перевозок с оборотом около 5 млрд долларов в год.

География действия пиратов XXI века - прибрежные воды Азии, Африки, Латинской Америки.

Основные районы нападений:

1. Юго-Восточная Азия и Южно-Китайское море (Малаккский пролив, Индонезия, Филиппины, Таиланд).
2. Западная Африка (Нигерия, Сенегал, Ангола, Гана), Индийский океан, Восточная Африка (Индия, Шри-Ланка, Бангладеш, Сомали, Танзания).
3. Южная Америка и Карибское море (Бразилия, Колумбия, Венесуэла, Эквадор, Никарагуа, Гайана).

Самое «популярное» место нападений - прибрежные воды Индонезии.

Ежегодный ущерб от пиратства по всему миру - 40 млрд долларов.

По материалам ежегодных докладов Международного морского бюро:

В 2000 г. в мире было совершено 469 пиратских нападений на морские суда
в 2001 г. - 344
в 2002 г. - 370
в 2003 г. - 344
в 2004 г. - 329
в 2005 г. - 276
в 2006 г. - 239
в 2007 г. - 263

Статистика по российским судам искаженная, так как 60% кораблей ходит под флагами других стран мира, то есть попросту сдается в аренду вместе с российской командой.

* Эта цифра не является окончательной, так как многие судовладельцы боятся заявлять в полицию о нападении пиратов, опасаясь мести преступников, коррумпированных чиновников и полицейских прибрежных стран.

Последние трагедии на море

Грузовой теплоход «Капитан Усков» под флагом Камбоджи вышел 15 января 2008 г. из российского порта Находка в Гонконг, но в порт назначения не прибыл. Экипаж теплохода состоял из 17 россиян, в том числе 22-летняя буфетчица Екатерина Захарова, которая вышла в свое первое плавание. На борту судна находилось 4,5 тыс тонн металла. К поискам корабля и экипажа подключился Международный центр по борьбе с пиратством, который распространил по всему миру информацию с его описанием. Даже если судно перекрасили, сменили название и флаг, его можно узнать по индивидуальным характеристикам. Надежды на успех невелики.

1 февраля 2008 г. у берегов Сомали пиратами был захвачен ледокольный буксир «Свицер Корсаков», который шел из Санкт-Петербурга на Сахалин под флагом государства Сент-Винсент и Гренадины. В составе команды - один англичанин, один ирландец, четверо граждан России. За судно и экипаж похитители получили выкуп - 700 тысяч долларов. Его заплатила компания «Свицер Вайсмюллер», которой принадлежит буксир. Переговоры с пиратами велись с 1 феврали по 18 марта 2008 г.

Как бороться

16 ноября 1994 г. была принята Конвенция ООН по морскому праву, в соответствии с которой все государства в максимально возможной степени должны сотрудничать в деле пресечения пиратства в открытом море или любом другом месте за пределами юрисдикции какой-либо страны.

В 1991 г. Международная торговая палата создала Центр по борьбе с пиратством в столице Малайзии Куала-Лумпур.

В Калифорнии (США) работает учебный центр подготовки специалистов по борьбе с морскими разбойниками. Он тренирует антипиратские подразделения для военно-морских сил Индонезии, Филиппин и Таиланда.

В Морской доктрине РФ, утвержденной президентом Путиным 21 июля 2001 г., отмечается: «Активизация сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона по обеспечению безопасности мореплавания, борьбе с пиратством» - одно из направлений деятельности государства.

На пленарном заседании Госдумы 1 октября 2008 г. палата одобрила протокольное поручение Комитету по безопасности запросить в соответствующих министерствах и ведомствах информацию «о мерах, принимаемых для решения проблемы международного пиратства, обеспечения безопасности международных торговых путей, в том числе совместно с другими членами международного сообщества».

23 сентября 2008 г. Россия отправила из Балтийского моря в прибрежные воды Сомали эсминец «Неустрашимый». В Заявлении командования ВМФ РФ говорится, что это было сделано «в ответ на участившиеся случаи пиратства в регионе, жертвами которого становятся также граждане России». «Неустрашимый» пока не предпринимает активных действий, так как идут переговоры с пиратами.

Случались победы…

В 2005 г. круизный лайнер «Сиборн спирит» был атакован пиратами у берегов Сомали. Они появились неожиданно на быстроходных катерах, вооруженные автоматами и гранатометами, и обстреляли судно.

Остроумный капитан использовал нетрадиционное средство борьбы - акустическую пушку. Она оглушила пиратов. Судно успело уйти на безопасное расстояние.

В мае 2006 г. у берегов Сомали произошло настоящее морское сражение: пираты открыли огонь по военным кораблям ВМФ США. Ракетный крейсер «Кейп Сент-Джордж» и ракетный эсминец «Гонсалес» ответили залпами ракетных установок. В результате спецоперации было задержано 12 пиратов, в их числе 5 раненых. Поражает наглость флибустьеров, вступивших в бой с современными военными кораблями.

Само по себе слово «пират» в первую очередь ассоциируется с образами 17-века, полными удалых приключений, ходьбой по доскам, сражениями на мечах и сундуками с сокровищами. Но кто бы мог подумать, что в последние десятилетия морское пиратство вновь возродится? Только вот современные пираты совсем не похожи на тех, к которым мы так привыкли в кино. Настоящие пираты – жестокие преступники, а не романтические герои, сражающиеся за любовь и дружбу.

Современные морские бандиты чаще всего орудуют в Индийском океане, Красном море, в районе побережья Сомали и в Малаккском проливе. Они часто вооружены винтовками AK-47 и гранатометами. Плавают пираты теперь не на старинных парусниках, а на быстроходных лодках и захватывают торговые корабли, яхты и другие суда, часто забирая в плен заложников, и требуя за них выкуп. Современное пиратство представляет собой серьезную проблему для мирного населения – ежегодно происходят грабежи товаров на миллионы долларов, кровавые убийства и вероломные похищения. Перед вами 10 самых шокирующих случаев.

10. Яхта Квест (Quest)

Фото: Mass Communication Specialist Seaman Jesse L. Gonzalez

В 2011 году 4 американца отправились на каникулы своей мечты в путешествие вокруг света на яхте под названием Квест. К сожалению, плавание совсем скоро превратилось в настоящий кошмар, когда на них напали сомалийские пираты в 305 км от побережья Омана. В ответ ВМС США отправили в эту зону свой авианосец Энтерпрайз (USS Enterprise) и три других военных корабля, чтобы высвободить заложников.

В течение нескольких дней военные добрались до месторасположения Квеста, который пираты пытались отогнать к берегу Сомали. В процессе переговоров об освобождении американских граждан на борт Стеретт (USS Sterett), американского эсминца с управляемыми ракетами, поднялось 2 парламентера со стороны пиратов. Представители ВМС предложили пиратам обмен заложников на целую яхту, но бандиты отказались от такой сделки, считая, что за пленных можно получить куда как более значительный выкуп.

Пока пираты-переговорщики отплывали назад, кто-то из сомалийских бандитов выстрелил с борта Квест в американский эсминец реактивной гранатой. К счастью, они промахнулись. Следом за гранатой с палубы Квеста последовала стрельба, и американцам пришлось реагировать - команда морских котиков США получила приказ отбить яхту и спасти заложников от агрессоров. Произошло непродолжительное сражение, в ходе которого 2 пирата было убито (один был застрелен, другой - заколот ножом). Остальные бандиты сдались. К величайшему сожалению, все 4 заложника были убиты пиратами – в них стреляли, и они скончались от полученных ранений.

Американские военные также обнаружили тела еще 2 пиратов, которые были убиты ранее при неизвестных обстоятельствах. Возможно, во время изначального захвата яхты Квест американские туристы дали достойный отпор бандитам. До сих пор не ясно, что именно заставило пиратов расстрелять своих пленных. Эта история – напоминание всем путешественникам об опасностях, которые скрываются в водах удаленных морей.

9. Танкер Шомон (Chaumont)

По мнению экспертов одна из самых серьезных опасностей, связанных с современным пиратством, – это риск экологической катастрофы. Когда пираты захватывают торговые суда, они чаще всего связывают экипаж, и оставляют корабли без управления. Иногда такие суда продолжают свое движение на полном ходу по неконтролируемой траектории.

Самая ужасная ситуация – это когда захваченный корабль с промышленным грузом лишают управления в узком проливе. Это грозит почти 100% вероятностью того, что корабль разобьется, и все его содержимое (часто это нефть и резервуары с химическими жидкостями) выплеснется в . Именно это едва не произошло в 1999 году в Малаккском проливе между Малайзией и Индонезией, когда был захвачен французский танкер Шомон.

Пираты были вооружены мачете и атаковали танкер рано утром, быстро получив над судном полный контроль. После обездвиживания всех членов экипажа, бандиты опустошили сейф и покинули борт. Связанным морякам не удавалось высвободиться еще 35 минут, в течение которых танкер плыл на полном ходу вдоль узкого канала. Многие до сих пор считают, что это настоящее чудо, что Шомон не столкнулся с другим кораблем или с подводными скалами. Он даже не сел на рифы, выстилающие все побережье региона.

8. Сэр Питер Блэйк (Sir Peter Blake)

В 2001 году мировая общественность была шокирована убийством сэра Питера Блэйка, знаменитого мореплавателя из Новой Зеландии. Он считался одним из самых выдающихся моряков всех времен. Блэйк дважды выигрывал Кубок Америки, самый престижный трофей в яхтенном виде спорта, и поставил целый ряд мировых рекордов на своем судне. В 2001 году он начал свое путешествие по реке Амазонка в рамках исследовательской экспедиции для проверки экологического состояния реки.

В ночь на 5 декабря Блэйк и еще 14 членов экипажа на борту яхты Симастер (Seamaster) спустил якоря в пригороде Макапы (Macapa), когда на судно пробралось 8 пиратов, вооруженных огнестрельным оружием и ножами. Пока бандиты выкрикивали свои требования, Питер схватил винтовку и застрелил одного из злоумышленников. Началась перестрелка, в которой легендарный мореплаватель был убит. Бандиты обогатились на небольшой двигатель и несколько пар часов. Это и стало ценой жизни Блэйка.

Пиратство в водах Амазонки – очень распространенное явление. Многие считают, что проблема усугубилась особенно в последние годы, и что в этом районе у местных властей нет никакого влияния. На Амазонке полный беспредел. Трагическое убийство сэра Питера Блэйка наглядно демонстрирует все уродство современного пиратства. Оно происходит по всему миру, и опасаться разбойников стоит не только в бескрайних водах океанов, но и в других более мелких водоемах.

7. Похищение Теббутт (Tebbutt)

В сентябре 2011 года британские верноподданные Джудит Теббутт и ее муж Дэйвид (Judith Tebbutt, David) отдыхали на элитном курорте побережья Кении. Они были единственными гостями изолированного курорта, что Джудит сразу не понравилось. На вторую ночь их пребывания в отеле пару разбудили вооруженные пираты. Жену насильно посадили на борт лодки и увезли в Сомали, где ее держали в заложницах в тесном убежище.

Во время пленения женщина узнала, что ее мужа убили в ночь нападения, когда Дэйвид попытался оказать сопротивление одному из разбойников. Предположительно эти пираты были связаны с исламистской военной группировкой Аль-Шабааб (Al-Shabaab). В марте 2012 года пираты освободили Джудит после 6 месяцев заключения. Судя по всему, это произошло только потому, что родственники Теббут заплатили немалый выкуп.

6. Корабль Маерск Алабама (Maersk Alabama)


Фото: Petty Officer 2nd Class Jon Rasmussen, US Navy

Речь пойдет о торговом судне Маерск Алабама, ставшим особенно известным благодаря фильму «Капитан Филлипс» (Captain Philips), снятому по мотивам случившегося. В 2009 году к этому американскому кораблю было привлечено внимание всей мировой общественности из-за нападения на него пиратов. Судно пересекало Индийский океан, направляясь в кенийский порт Момбаса (Mombasa), когда на него напали сомалийские бандиты, приплывшие на маленькой моторной лодке. Несмотря на сопротивление экипажа, пиратам удалось подняться на борт торгового корабля.

В течение нескольких минут бандиты захватили капитана корабля, Ричарда Филлипса (Richard Phillips), но им не удалось схватить всех членов команды в числе 21 человека. Многие из моряков смогли запереться в укрепленной каюте. Экипажу удалось выключить двигатели судна, не позволив пиратам взять полный контроль над кораблем. Более того, моряки активно сопротивлялись, они даже устроили засаду и схватили в плен одного из пиратов.

Разбойники быстро поняли, что они не контролируют ситуацию и покинули корабль. Три пирата решили попробовать скрыться на спасательной шлюпке Маерск Алабамы, взяв с собой капитана Филлипса для прикрытия своих тылов во время отплытия назад в Сомали.

Шлюпку преследовало сразу несколько военных кораблей США, ведших с пиратами переговоры об освобождении капитана. Через несколько дней бесплодных переговоров и после одной неудачной попытки бегства капитана Филлипса, снайперы из числа морских котиков расстреляли всех троих пиратов. Капитан был спасен, он и его экипаж были признаны героями за их храбрость и находчивость.

5. Угон лайнера Ахилле Лауро (Achille Lauro)


Фото: D.R. Walke

Происшествие случилось в 1985 году. Ахилле Лауро был итальянским лайнером, курсирующим по Средиземному морю с 700 пассажирами на борту. 7 октября корабль пристал к берегу в Александрии. Здесь многие гости лайнера сошли на берег, чтобы посетить знаменитые пирамиды. В это самое время на корабль пробралось 4 палестинских боевика, связанных с Палестинским освободительным фронтом. Размахивая винтовками, они захватили лайнер, отдав приказ покинуть порт вместе с 400 человеками на борту, в числе которых были и отдыхающие, и экипаж. И хотя многие считают этих захватчиков террористами, технически они скорее пираты.

Вооруженные боевики требовали освободить 50 палестинских заключенных, находящихся в израильских тюрьмах. Власти Израиля отказывались отвечать на эти требования. Пираты направили Ахилле Лауро в сирийский порт Тартус (Tartus), но правительство Сирии запретило им заплывать на свою территорию. Рассерженные отказом пираты в ответ застрелили 69-летнего американского еврея на инвалидной коляске, и выбросил его тело за борт. Предположительно выбор пал именно на него по религиозным соображениям.

Затем лайнер отправился в Египет, где угонщики обратились к местным властям, освободили заложников в обмен на беспрепятственный доступ к аэропорту и получили в свое расположение самолет, на котором они собирались скрыться в неизвестном направлении. Тем не менее, после того как воздушное судно поднялось в воздух, по приказу президента США Рональда Рейгана (Ronald Reagan) его перехватили американские истребители. Рейс был вынужден приземлиться на базе НАТО в Италии, где местные власти и арестовали пиратов-угонщиков.

4. Корабль Нахам 3 (The Naham 3)


Фото: Columbia Pictures / Unproduced Screenplays

Нахам 3 был рыболовецким судном, промышлявшим в Индийском океане в 2012 году, когда на него напали сомалийские пираты. Экипаж состоял из 29 человек родом из разных азиатских стран, включая Китай, Вьетнам и Филиппины. Моряков увезли в Сомали, где их держали в пустыне. Захватчики требовали огромные за возвращение пленников целыми и невредимыми.

По словам рыбаков, во время плена их часто избивали, и им приходилось есть крыс и жуков, чтобы выжить. Два члена экипажа умерло от болезней, еще один был застрелен. Спустя 4 с половиной года пираты получили за пленников значительно меньшую сумму и все-таки отпустили 26 оставшихся заложников домой. Всего они пробыли в плену 1672 дня…

3. Судно Хай Миеко (Hye Mieko)

Хай Миеко был торговым кораблем, принадлежавшим сингапурской компании, совершавшим рейс из Сингапура в Камбоджу в 1995 году, когда на него было совершено нападение. Корабль, груженный сигаретами и другими товарами на 2 миллиона долларов, так никогда и не добрался до Камбоджи. Согласно предположениям властей, Хай Миеко был захвачен китайской береговой охраной. Вероятно, экипаж вынудили проплыть еще тысячи километров через международные воды до Южного Китая.

Когда судно прибыло на место, вместе с грузом его распродали. До сих пор не известно, кто и кому продал все добро, и куда ушли все деньги. Официальный Китай отказался признать свою причастность к случившемуся, несмотря на то, что его не раз обвиняли в связях с пиратами. Что интересно, так это то, что корабль успел подать сигнал бедствия, во время которого экипаж сообщил о нападении пиратов, но никто не пришел им на помощь.

Участие местных властей в пиратских рейдах – не самое распространенное явление, но в этом случае оно было почти очевидным.

2. Нападение на лайнер Сибурн Спирит (Seabourn Spirit)


Фото: Ivan T.

В 2005 году круизный лайнер Сибурн Спирит плавал в 160 км от берега Сомали, когда на него напали пираты. Две лодки с серьезно вооруженными бандитами покружили вокруг корабля с 300 пассажирами на борту, а затем открыли огонь. Судно обстреляли из пулеметов и гранатометов несколько раз. Два сотрудника службы безопасности лайнера Майкл Гроув и Сом Багадур Гурунд (Michael Groves, Som Bahadur Gurung) предприняли попытки отразить нападение разбойников с помощью шланга высокого давления и высокотехнологичной звуковой пушки типа LRAD.

Во время схватки Гурунд был ранен осколком от взрыва гранатомета, но Гроуву удалось оттащить его в безопасное место, а после этого он продолжил бой с морскими бандитами под тяжелым обстрелом. Через полчаса пираты наконец-то сдались и отступили, а лайнер Сибурн Спирит смог отплыть дальше в море на безопасную дистанцию. За проявленную смелость Гроув и Гурунд были награждены почетными медалями из рук самой королевы Англии.

1. Грузовое судно Эрриа Инге (Erria Inge)

Австралийское грузовое судно Эрриа Инге было взято в аренду китайской компанией в 1990 году. Через несколько месяцев и владелец корабля, и компания-арендатор потеряли связь с судном и его экипажем. Считалось, что на Эрриа Инге напали пираты. Затем по ряду косвенных доказательств стало ясно, что судну дали новое название, и по поддельным документам краденый корабль использовался для доставки незаконных грузов. Пираты поступают так довольно часто, зная, что никто из простых судоходных компаний не кинется рисковать жизнью и возвращать назад свои корабли.

Загадочная история Эррии Инге получила свое продолжение в 1992 году, когда сотрудники нового владельца корабля, купившего его на металлолом, совершили необычное открытие. В давно неиспользуемой морозильной камере они обнаружили останки 10 сожженных тел. Было абсолютно неясно, кем были эти жертвы или что с ними случилось, но в участии пиратов не оставалось почти никаких сомнений. Шокирующее открытие, сделанное на борту угнанного судна Эрриа Инге, - это жуткое напоминание об опасности, которая до сих пор присутствует в современных морях.

Вопреки общему мнению, жизнь пиратов была строго регламентирована. На судне запрещались азартные игры, драки, пьянство. Невыполнение приказов строго каралось. За появление на борту женщины виновника ждало повешение. Самовольно покинувший корабль или своё место во время сражения, приговаривался к смерти или высадке на необитаемый остров.

При наборе команды капитан составлял договор, где прописывались все аспекты совместного промысла. Базировались пираты на островах, часто создавая своеобразные «республики», наиболее известная из которых – Тортуга. Действовал неписаный кодекс поведения и на суше, регулировавший жизнь морских разбойников. Своих денег пираты не чеканили, предпочитая пользоваться награбленными, не только пиастрами.

Известный пират и писать Александр Эксквемелин, "подрабатывающий" морским разбоем в 1667 - 1672 годах в книге «Пирaты Америки», писал, что джентльмены удачи помогают друг другу. Если у пирата ничего нет, его снабжают необходимым, ожидая оплаты длительное время. Суд над членами пиратского братства вершили сами, рассматривая каждый случай индивидуально. Капитан корабля был фигурой неприкосновенной, его власть была абсолютной, до тех пор, пока он не допускал ошибку в глазах команды, которая могла и жизни за это лишить.

Равенство и братство не распространялось на делёж добычи. Не участвовавшие непосредственно в битве члены команды получали меньше собратьев. Владелец судна получал половину всей добычи. Капитану полагалось 2-3 доли, его помощники получали по 1,75 доли; новички, впервые участвовавшие в бою, довольствовались четвертью доли. Причём, сначала добычу складывали в общую кучу. После чего капитан проводил распределение, учитывая необходимость иметь деньги на ремонт судна, пополнение запасов провизии, пороха, пуль и ядер.

Трофейного оружия делёж не касался – всё, что взял в бою, твоё. За тяжёлые ранения полагалась компенсация, порядка 400 дукатов. Известный английский мореплаватель и пират Генри Морган диверсифицировал выплаты: правая рука стоила 600 песо, левая рука или правая нога - 500 песо, за потерю левой ноги полагалось 400 песо, глаза - 100 песо. В 1600 году один песо был равен примерно 50 современных фунтов стерлингов. Медикаменты и врачебная помощь ценились очень высоко. Даже беспощадный к противникам Чёрная Борода для своей команды добыл трёх врачей.

Желавший «завязать» с пиратством должен был выплатить команде 10 000 в любой валюте.

Морское пиратство - разбой на море, захват торговых судов с целью получения выкупа либо продажи захваченного груза. В массовом сознании ассоциируется больше с событиями средневековья, однако в реальности эта проблема чрезвычайно актуальна и сегодня. В наибольшей степени известны сейчас действия сомалийских пиратов, однако на самом деле это далеко не единственный район их активных действий…

Морское пиратство известно ещё с античности (наиболее знамениты в этом плане финикийские пираты, сделавшие заодно множество географических открытий). Чрезвычайно развито было пиратство в средневековье и в Новое время, причём оно охватывало многие регионы мира. Кроме собственно пиратства, считавшегося прямым бандитизмом, имело место такое явление, как каперство, - тоже пиратство, но с наличием официального патента от правительства какой-либо страны.

Например, каперы с британским патентом грабили французские и испанские суда и наоборот. В Восточной Азии очень активны были китайские пираты. В годы двух мировых войн действия, сходные с каперскими, вели немецкие рейдеры (вспомогательные крейсеры).

В настоящее время основными зонами активности морских пиратов являются Гвинейский и Аденский заливы, Малаккский пролив, Южно-Китайское море. Их действиям способствует политическая нестабильность в странах, прилегающих к побережью указанных акваторий, наличие многочисленных удобных убежищ на берегу, интенсивное судоходство в этих районах. Значительные доходы, получаемые пиратами от выкупа за суда, их экипажи и грузы, позволяет им приобретать скоростные лодки и катера, оружие, средства связи, что делает их действия ещё более эффективными.

Военные флоты мира не приспособлены для борьбы с морским пиратством, поскольку пиратские лодки - очень многочисленные, скоростные и чрезвычайно малоразмерные цели. Боевые корабли не приспособлены для борьбы с подобными целями. Кроме того, борьба с морским пиратством крайне затруднена по причинам юридического характера.

Во-первых, неясно, в чьей юрисдикции находятся пираты, захваченные в нейтральных водах. Если средневековых пиратов, не имевших каперского патента, вешали на реях, то современных пиратов, особенно если они успели выбросить оружие за борт, либо просто отпускают, либо передают властям своей страны, где они, как правило, сразу оказываются на свободе (самый яркий пример - Сомали).


Во-вторых, очень часто непонятна юрисдикция захваченных пиратами судов. Современное торговое судоходство интернационализировано, как, видимо, никакая другая отрасль мировой экономики. Суда, как правило, ходят под удобными флагами (Панамы, Либерии, Монголии, Камбоджи и т.д.), их команды почти всегда состоят из представителей нескольких стран. В итоге очень часто бывает неясно, кто именно должен защищать каждое конкретное судно.

Страна, коей судно формально принадлежит, в реальности не имеет к нему никакого отношения, кроме того, не располагает силами и средствами для освобождения судов. Поэтому захват судна пиратами становится, как правило, проблемой только и исключительно компании-судовладельца, которая нередко не имеет ни средств, ни желания спасать судно и моряков (причём моряки, как уже было сказано, могут не иметь никакого отношения ни к стране, флаг которой развевается над судном, ни к стране, где «прописана» компания-судовладелец). Выплата выкупа оказывается очень часто единственно возможным вариантом.

В итоге, хотя, например, в западной части Индийского океана сегодня с целью борьбы с морским пиратством находятся соединение ВМС НАТО, эскадра Евросоюза (отдельно от НАТО), оперативное соединение ВМС США (также отдельно от НАТО), боевые корабли России, Японии, Китая, Индии, Южной Кореи, Ирана, количество захваченных пиратами судов и сумма выкупов за них продолжают расти.


Некоторые факты о современном пиратстве:

Сумма выкупов, полученных сомалийскими пиратами близ Африканского Рога в 2005–2012 годах, оценивается в $339–413 млн. Средний куш – $2,7 млн.

Рядовые пираты за успешную операцию получают по $30–75 тысяч, причем первому, кто взберется на борт захваченного судна, а равно тем, кто пришел с собственным оружием или лестницей, – полагается бонус $10 тысяч.

Кат , который беспрестанно жуют в том числе в Сомали, часто поставляется пиратам в кредит. Его количество строго учитывается, и после операции пират получает свою долю наживы за вычетом стоимости ката, которая в море втрое выше, чем на материке.

Из жалованья пирата также удерживают за питание плюс штрафы: например, за жестокость по отношению к команде судна можно недополучить $5 тысяч – пиратский кодекс, как в старые добрые времена. В результате особенно несдержанные порой не зарабатывают на рейде ничего или оказываются в долгах.

Часть добычи уходит поварам, посредникам, счастливым обладателям детекторов валют (для проверки подлинности купюр) и адвокатам (спрос на которых постоянно высок) за их услуги. Также платят местным защитникам правопорядка и террористам (группировка «Аш-Шабааб», например, берет с пиратов 20% в качестве «налога на развитие»), чтобы не трогали.

Бывшие пираты, как могут, устраиваются на суше. Зачастую они зарабатывают на жизнь сервисом для настоящих и потенциальных жертв своих недавних коллег – становятся «консультантами» или переговорщиками.

Финансирование пиратских экспедиций – не такое дорогое удовольствие, как можно было бы подумать. Стандартная вылазка может стоить всего несколько сотен долларов, так что участники вполне могут скинуться на предприятие самостоятельно. Крупные походы на нескольких судах обходятся до $30 тысяч и требуют профессионального финансирования. В качестве финансистов тогда выступают военные или гражданские, торговцы катом, рыбаки и бывшие пираты. За свои услуги они требуют от 30% до 75% выкупа.

В среднестатистическую операцию вкладываются 3»5 инвесторов. Поскольку порядочные сомалийцы держат деньги подальше от родины, им приходится изобретать отмывочные схемы, чтобы вернуть средства в Сомали.

Финансовый сектор страны на удивление хорошо себя чувствует и растет быстрее, чем правительственные институты. В частности, развивается система интернет-платежей, в том числе в совсем неспокойных частях государства.

Доходы от пиратской деятельности утекают из Сомали в основном через Республику Джибути, Кению и ОАЭ.

Треть финансистов от пиратства тратят свои деньги на формирование подобия «народного ополчения» и собственное политическое влияние. Многие инвестируют в торговлю катом – это крупный и к тому же легальный бизнес.


Карта морского пиратства

Острова зеленого мыса.

Эти острова находятся вблизи африканского континента, и многие жители этого материка, стремятся добраться до них, в поисках более лучших рабочих мест. Поэтому в том районе нередки попытки захвата яхт частных лиц. А на сами острова, лучше не высаживаться, там процветает контрабанда наркотиков, и по данным моряков побывавших там, такое количество наркоманов они ни где не видели. Вы можете подвергнуться нападению в любой момент, ну а кражи там – вполне обычное дело. Нередки случаи нападений преступников, на яхты, находящиеся на приколе недалеко от берега.

Бразилия.

В Бразилии периодически, происходят спонтанные нападения на суда организованных банд. Эта страна, наравне с Сомали являются, единственными странами мира, где пираты не боятся нападать не только на малоразмерные яхты, но и на торговые суда. Недавно бандиты напали на яхту ” Seamaster ” англичанина Питера Блэйка, ни побоявшись ни размера судна (36 м), ни 10 отлично обученных членов экипажа.

А чуть ранее нападению подверглись еще две яхты, обе большого размера, одна немецкая, другая роскошная французкая яхта ” Jongert “. И не смотря на попытки сопротивления экипажа, все три были полностью разграблены. Береговая линия Бразилии протянулась на сотни км, и изобилует небольшими заливами и устьями рек, где бандиты могут быстро скрыться после нападения. Самыми опасными считаются, устье Амазонки и области Сантос и Фортелеза, там современное пиратство особенно процветает.


Венесуэла

В памяти многих моряков, территориальные воды этой страны, оставили мрачные воспоминания. Еще совсем недавно, нападения пиратов происходили очень часто, особенно в восточном регионе. Хотя в основном, пиратством там занимаются бедные рыбаки, вынужденные идти на это из-за нехватки средств к существованию.

Также мировой общественности стал известен вопиющий случай попытки захвата немецкой яхты, членами венесуэльской береговой охраны! Хотя правительство страны этот факт категорически отрицает, заявляя что это были просто разборки местных наркодилеров, ну да, охотно верим. Особенно опасны области вокруг островов Пуэрто-Ла-Крус, и Маргарита. Также особо внимательным надо быть возле полуострова Пария и Арайя, недалеко от устья реки Амакуро и Педерналес.

Тринидад

Еще недавно эти места считались безопасными для плавания, но все изменилось к худшему в прошлом году. Особенно в области Чагуарамас участились случаи попыток захвата судов, бандитами на лодках с подвесными моторами. Не стоит выходить на берег, есть все шансы быть ограбленным или даже убитым.


Колумбия

Здесь случаи пиратства довольно редки, несмотря на плохой имидж самой страны. Последний серьезный случай нападения морских разбойников произошел 29 сентября 2002 года, когда три американских яхты были атакованы в районе Пуэрто-Эрмоса, в 50 км к северо-востоку от границы с Венесуэлой. А правительства этих стран тычут пальцами друг в друга, утверждая, что это с территорий соседа, налетчики совершают свои набеги на суда.

Самая опасная область, где можно подвергнуться нападению корсаров – это южная часть залива Гольфо -де-Ураба, где на лодках, контрабандным путем переправляются наркотики.

Никарагуа и Гондурас

Обе эти страны сильно пострадали от урагана Митч и землетрясения. Из-за политической нестабильности, в эти странах процветает бандитизм и насилие. Кроме того, правительства этих государств ведут постоянные споры о границах своих стран. На побережьях очень мало полицейских и военных, поэтому часты случаи нападений на туристов, как и на берегу, так и на море. Современное пиратство , здесь не редкость.

Сомали

Эта страна прославилась на весь мир, благодаря постоянным нападениям пиратов.Уже много лет в Сомали идет гражданская война, в этом государстве царят беззаконие и анархия. Сомалийские пираты славятся своей жестокостью, они хорошо вооружены и организованны. Каждая банда подчиняется лидеру клана,а все побережье Сомали, налетчики поделили межу собой, и на каждом участке орудует своя банда разбойников.

Передвигаются они на малоразмерных судах, численностью в 5-8 человек, заходят далеко в море, в поисках коммерческих судов. Кораблям, находящимся в Аденском заливе, не рекомендуется приближаться к береговой линии, ближе чем на 100 морских миль. И не смотря на постоянное патрулирование в этих водах американских, французких, немецких военных кораблей, ситуация лучше не становиться. Несомненно, Сомали – главная вотчина в мире, морских разбойников.

компиляция материала – Fox