Рефераты Изложения История

Вопрос науке что происходит после смерти. Есть ли жизнь после смерти? Память души бессмертна

Содержание

Вопрос о том, что будет после ухода из жизни, интересует человечество с древних времен – с самого момента появления раздумий о смысле собственной индивидуальности. Сохранится ли сознание, личность после умирания физической оболочки? Куда попадает душа после смерти – научные факты и утверждения верующих одинаково твердо доказывают и опровергают возможность загробного существования, бессмертия, свидетельства очевидцев и ученых в равной степени сходятся и противоречат друг другу.

Доказательства существования души после смерти

Доказать наличие души (анимы, атмана и др) человечество стремилось еще с эпох шумерско-аккадской и египетской цивилизаций. Фактически все религиозные учения базируются на том, что человек состоит из двух сущностей: материальной и духовной. Вторая составляющая является бессмертной, базисом личности, и будет существовать после смерти физической оболочки. То, что говорят ученые о жизни после смерти, не противоречит большинству тезисов богословов о существовании загробного мира, так как наука изначально вышла из монастырей, когда монахи были собирателями знаний.

После научной революции в Европе многие практики попытались выделить и доказать существование души в материальном мире. Параллельно западноевропейская философия определяла самосознание (самоопределение) как источник человека, его творческих и эмоциональных позывов, стимула к рефлексии. На этом фоне возникает вопрос – что произойдет с духом, который формирует личность, после разрушения физического тела.

До развития физики и химии доказательства существования души базировались исключительно на философских и теологических работах (Аристотель, Платон, канонические религиозные труды). В средние века алхимия пыталась вычленить аниму не только человека, но и любых элементов, флоры и фауны. Современная наука о жизни после смерти и медицина пытаются зафиксировать наличие души на основании личного опыта очевидцев, переживших опыт клинической смерти, медицинских данных и изменений состояния пациентов в различные моменты их жизни.

В христианстве

Христианская церковь (в ее признанных миром направлениях) относится к человеческой жизни как к подготовительному этапу посмертия. Это не означает, что материальный мир не имеет значения. Наоборот, главное, что предстоит христианину в жизни, - это жить так, чтобы впоследствии попасть в рай и обрести вечное блаженство. Доказательств наличия души для любой религии не требуется, данный тезис является базисом для религиозного сознания, без него оно не имеет смысла. Подтверждением существования души для христианства может косвенно служить личный опыт верующих.

Душа христианина, если верить догматам, является частью Бога, но способной самостоятельно принимать решения, творить и созидать. Поэтому существует понятие посмертного наказания или награды в зависимости от того, как относился человек при материальном существовании к выполнению заповедей. Фактически после смерти возможны два ключевых состояния (и промежуточное – только для католицизма):

  • рай – состояние наивысшего блаженства, нахождения рядом с Творцом;
  • ад – наказание за неправедную и греховную жизнь, которая противоречила заповедям веры,место вечных мучений;
  • чистилище – место, которое присутствует только в католической парадигме. Обитель тех, кто умирает в мире с Богом, но нуждается в дополнительном очищении от неискупленных при жизни грехов.

В исламе

Вторая мировая религия, ислам, по догматическим основам (принцип мироздания, наличие души, посмертное существование) кардинально не отличается от христианских постулатов. Наличие частицы Создателя внутри человека определяется в сурах Корана и религиозными трудами исламских богословов. Мусульманин должен жить порядочно, соблюдать заповеди, чтобы попасть в рай. В отличие от христианского догмата о Страшном Суде, где судия – Господь, Аллах не принимает участие в определении, куда попадет душа после смерти (судят два ангела – Накир и Мункар).

В буддизме и индуизме

В буддизме (в европейском понимании) существуют два понятия: атман (духовная сущность, высшее Я) и анатман (отсутствие самостоятельной личности и души). Первое относится в внетелесным категориям, а второе – к иллюзиям материального мира. Поэтому нет точного определения, какая конкретная часть отправляется в нирвану (буддийский рай) и растворяется в ней. Одно можно сказать точно: после окончательного погружения в посмертие сознание каждого, с точки зрения буддистов, вливается в общее Я.

Жизнь человека в индуизме, как точно заметил бард Владимир Высоцкий, это череда переселений. Душа или сознание не помещаются с рай или ад, а в зависимости от праведности земной жизни перерождаются в другую личность, животное, растение или даже камень. С этой точки зрения доказательств посмертного опыта гораздо больше, потому что существует достаточное количество зафиксированных свидетельств, когда человек полностью рассказывал свою предыдущую жизнь (учитывая, что знать о ней он не мог).

В древних религиях

Иудаизм до сих пор не определил свое отношение к самой сути души (нешамы). В данной религии существует огромное количество направлений и традиций, которые могут противоречить даже в базовых принципах друг другу. Так, саддукеи уверены, что нешама смертна и погибает вместе с телом, фарисеи же считали ее бессмертной. Некоторые течения иудаизма базируются на принятом из Древнего Египта тезисе о том, что душа должна пройти цикл перерождений для достижения совершенства.

Фактически, каждая религия базируется на том, что цель земной жизни – возвращение души к своему создателю. Убежденность верующих в существовании загробной жизни базируется в большей своей части на вере, а не на доказательствах. Но нет и доказательств, опровергающих существование души.

Смерть с научной точки зрения

Максимально точное определение смерти, которое принято среди научного сообщества – необратимая утрата жизненных функций. Клиническая смерть подразумевает кратковременную остановку дыхания, кровообращения и мозговой активности, после чего пациент возвращается к жизни. Количество определений конца жизни даже у современной медицины и философии превышает два десятка. Этот процесс или факт остается такой же тайной, как и факт наличия или отсутствия души.

Доказательства жизни после смерти

"Есть многое на свете, друг Гораций, что и не снилось нашим мудрецам" - эта шекспировская цитата с большой долей точности отражает отношение ученых к непознаваемому. Ведь то, что мы не знаем о чем-то, вовсе не означает, что этого нет.

Найти доказательства существования жизни после смерти – это попытка подтверждения факта наличия души. Материалисты утверждают, что весь мир состоит из только частиц, но при этом наличие энергетической сущности, субстанции или поля, которые создают личность, никак не противоречит классической науке из-за недоказанности (например, бозон Хиггса, недавно найденную частицу, считали вымыслом).

Свидетельства людей

В этих случаях считаются достоверными рассказы людей, которые подтверждаются независимой комиссией из психиатров, психологов и теологов. Условно их разделяют на две категории: воспоминания о прошлых жизнях и рассказы переживших клиническую смерть. Первый случай - эксперимент Яна Стивенсона, который установил около 2000 фактов реинкарнации (под гипнозом тестируемый не может врать, а множество указанных пациентами фактов подтверждались историческими данными).

Описания состояния клинической смерти часто объясняют кислородным голоданием, которое испытывает в это время человеческий мозг, и относятся к ним с немалой долей скепсиса. Однако поразительно одинаковые рассказы, которые фиксируют не одно десятилетие, могут говорить о том, что нельзя исключать факт выхода некоей сущности (души) из материального тела на момент его гибели. Стоит упомянуть большое количество описаний мелких деталей, касающихся операционных, врачей и окружения, произносимых ими фраз, которые пациенты в состоянии клинической смерти знать не могли.

Факты истории

К историческим фактам наличия загробной жизни можно отнести воскрешение Христа. Здесь имеется в виду не только основа христианской веры, но большое количество исторических документов, которые не были связаны между собой, но в единый период времени описывали одинаковые факты и события. Еще, для примера, стоит упомянуть знаменитую признанную подпись Наполеона Бонапарта, которая появилась на документе Людовика XVIII в 1821 году после смерти императора (признана подлинной современными историками).

  • внетелесный опыт, видения, который переживают пациенты во время операций;
  • встреча с умершими родственниками и людьми, которых больной мог даже не знать, но описывал после возвращения;
  • общая схожесть опыта клинической смерти;
  • научные доказательства жизни после смерти, основанные на изучении состояний посмертного перехода;
  • отсутствие дефектов у инвалидов во время внетелесного нахождения;
  • возможность детей помнить прошлую жизнь.
  • Есть ли подтверждения жизни после смерти, достоверные на 100%, сказать тяжело. Всегда найдется объективный контртезис на любой факт посмертного опыта. У каждого есть индивидуальные представления на этот счет. Пока не будет доказано наличие души так, чтобы даже далекий от науки человек согласился с этим фактом, споры будут продолжаться. Однако научный мир стремится к максимальному исследованию тонких материй, чтобы приблизиться к пониманию, научному объяснению человеческой сущности.

    Видео




    Жизнь после смерти Исповедь покойника
    Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

    Если мы попытаемся выяснить, что же такое смерть, то придём к выводу, что существует множество определений этого явлений. Наука также не даёт чёткого и понятного определения. Попробуем обратиться толковому словарю С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой . Вот что они пишут:

    »СМЕРТЬ. Прекращение жизнедеятельности организма.

    Клиническая смерть (короткий период после прекращения дыхания и сердечной деятельности, в который еще сохраняется жизнеспособность тканей).

    Биологическая смерть (необратимое прекращение биологических процессов в клетках и тканях организма).»

    Определение понятное, но мало что объясняющее. К тому же в нём нет никакого упоминания о Душе. Заглянем в толковый словарь В.И. Даля . Там сказано:

    «СМЕРТЬ - конец земной жизни, кончина, разлучение души с телом, умирание, состояние отжившего. Смерть человека, конец плотской жизни, воскресение, переход к вечной, к духовной жизни».

    Определение не столь понятное, но в нём уже присутствует упоминание о Душе. Интересно замечание о «вечной и духовной жизни», но, к сожалению, что это такое – совершенно непонятно.

    Оксфордский академический словарь дает совершенно бессодержательное определение: «Смерть – это конец жизни».

    Британская энциклопедия 1986 года трактует смерть как «полное прекращение жизненных процессов».

    Медицинские руководства дают такое определение смерти: «Отсутствие признаков жизни» и «Отсутствие мозговой активности, подтвержденное электроэнцефалограммой».

    22-й Всемирный медицинский конгресс 1968 года, специально изучавший проблему смерти дал такое определение: «Необратимая потеря функций всего организма».

    Часто встречается и другое определение, также не дающее ясного представления: «Смерть есть окончательное прекращение жизненных функций у животного или растения».

    Таким образом, понятие «смерть» до сих пор твёрдо не установлено даже среди профессиональных врачей. Критерии смерти различаются даже среди самих врачей.

    Рассмотрим три основных определения «смерти».

    Определение № 1.
    «Смерть» – отсутствие клинически определимых признаков жизни.

    По этому определению умершим можно считать человека, у которого остановилось сердце, прекратилось дыхание, давление крови упало до уровня, который уже не может быть определён приборами, зрачки расширились, температура тела начинает падать и т. п.

    Этим клиническим определением смерти на протяжении многих веков и пользовались врачи. Большинство людей признавались мертвыми именно на основании этих критериев.

    Часто, для того чтобы определить, умер человек или нет, к его губам подносили зеркальце. Если оно запотевало, то это свидетельствовало о том, что человек ещё дышит. Но и отсутствие дыхания – это ещё не смерть. Утонувших людей, извлеченных из воды, иногда удавалось оживить.

    Иногда врач делал маленький надрез на коже, проверяя, потечет ли кровь. Однако это тоже был не очень достоверный способ. После остановки сердца и прекращения кровообращения тоже удавалось спасать жизнь людей.

    Поэтому данное определение больше подходит к понятию клиническая смерть. А как известно, клиническая смерть – это ещё не конец существования.

    Люди, испытавшие опыт жизни вне тела, в соответствии с этим определением тоже считались умершими. Однако современные методы реанимации позволили вернуть их жизни и они смогли поведать о своём опыте.

    Определение № 2
    «Смерть» – отсутствие мозговой активности.

    Современные технические достижения позволили создать чувствительную аппаратуру, позволяющую фиксировать биологические процессы, скрытые от непосредственного наблюдения. Один из таких приборов – электроэнцефалограф. Это прибор, который усиливает и регистрирует даже самые слабые электрические сигналы мозга.

    С появлением этого прибора, на первый взгляд, появилась возможность делать заключение о состоявшейся смерти на основании отсутствия электрической активности мозга. В момент смерти на экране электроэнцефалографа появляется хорошо заметный ровный участок (плато). Однако такое плато получали и у людей, которых в последствии удалось реанимировать. Также учёные установили, что наркотики являются депрессантами нервной системы и их повышенный уровень в организме также приводит к появлению плато. Такое же плато появляется и при понижении температуры человеческого тела.

    Поэтому и этот метод установления смерти также не совершенен.

    Определение № 3
    «Смерть» – необратимая утрата жизненных функций.

    Это определение говорит о том, что уже началось структурное изменение тканей. Реанимация возможна только в том случае, если ещё не появились необратимые разрушения тканей организма. После того как ткани начали распадаться, никакая реанимация уже невозможна. Некоторые специалисты предлагают ещё более строгое определение, согласно которому никто не может быть признан мертвым, независимо от того, есть или нет клинические признаки жизни, если последовала реанимация. Другими словами, «смерть» - это такое состояние, когда вернуть человека к жизни уже невозможно.

    Однако мы говорим не только о моменте перехода, но и о самом существовании удивительного феномена жизни после жизни, когда какая-то часть человека выходит из своего тела и может наблюдать это тело и всё окружающее со стороны. Становится ясно, что сознательная жизнь может продолжаться вне зависимости от жизнедеятельности физического тела.

    Тело, как известно, состоит из клеток и тканей, и при умирании человека разные клетки и ткани разрушаются в разное время. Первыми умирают клетки головного мозга. Клетки некоторых других тканей, более примитивных, ещё некоторое время могут жить и даже размножаться. Например, общеизвестно, что когда человека уже умер, у него ещё несколько дней растут волосы и ногти. С точки зрения науки вообще нельзя говорить о единовременном умирании всего организма человека.

    Можно ли как-то установить момент, когда Душа и жизнь полностью покинули тело? Вряд ли это кому-то под силам. Даже медицина в настоящее время не имеет абсолютно точных критериев для определения момента смерти. А может и самой смерти нет? Ведь не зря, наверно, в лексиконе врачей, изучающих вопросы смерти появилось слово «переход». Обычно под смертью понимают конец человеческой жизни. Теперь же известно, что после смерти тела Личность человека продолжает жить. Поэтому можно говорить о смерти физического тела и о переходе Души в новое состояние Бытия. Из этого следует, что существует некоторый механизм, с помощью которого Душа может выйти из тела. Иногда этот механизм запускается ещё до фактической смерти. При этом люди могут испытывать необычные ощущения, например, увидеть за несколько секунд всю свою прошлую жизнь. Некоторые люди накануне своей смерти реально предчувствуют её, а иногда даже ощущают, как и когда это произойдёт.

    Также в настоящее время нельзя точно определить, с какого момента возврат к жизни невозможен. Этот момент зависит не только от самого человека, его качеств, физического состояния, но и от множества других факторов. Ещё несколько десятилетий назад большинство людей не могли бы быть возвращены к жизни. Бурное развитие техники реанимации позволит возвращать к жизни многих из тех, кого врачи не в состоянии были спасти ещё вчера.

    Максимально конкретизировать определение смерти крайне необходимо. Ведь правильное констатирование смерти очень важно при пересадках органов от умершего живому человеку. Такие операции чрезвычайно дороги, но очень популярны во всём мире. Однако здесь возникает много различных моральных и юридических нюансов.

    На врачей, которые проводят реанимацию, и на врачей, принимающих для пересадки орган умершего человека, возлагается колоссальная ответственность. Врачи-реаниматоры обязаны до конца использоваться все возможности для возвращения человека к жизни. Это их моральный и профессиональный долг.

    Но с другой стороны, сердце, почку или печень нужно изъять из тела донора достаточно быстро, сразу же после смерти донора, пока орган ещё жив и способен функционировать. Соответственно, бригада врачей, производящая изъятие органа, должна находиться поблизости. Исходя из этой ситуация сложилась определённая процедура. Когда в реанимацию поступает человек, у которого мало шансов на возвращение к жизни, реаниматологи сразу сообщают о таком случае своим коллегам, которые занимаются пересадкой органов. К месту реанимации немедленно выезжает специальная бригада врачей, которая ожидает результатов реанимации. В случае смерти донора, после официальной её констатации, эта бригада немедленно изымает из тела умершего необходимый орган.

    Однако только в теории всё выглядит гладко. Та же практика показывает, что иногда врачи в погоне за материальным вознаграждением или не выполняют свой моральный долг, или выполняют его спустя рукава и, таким образом, лишают человека права на продолжение жизни. Нам кажется, что пока наука не признает существование тонкого мира, она не сможет и дать более точного определения понятию «смерть». Насколько близки учёные к такому признанию - покажет только время…

    § 2. Техника реанимации

    В популярной, научной и художественной литературе достаточно описано случаев, когда уже объявленный умершим человек иногда оживал. Самые известные случаи – это воскресение Иисусом Христом умершего Лазаря на третий день после смерти (Библия, Евангелие от Иоанна, глава 11), и, конечно же, само удивительное воскресение Христа.

    Вера в то, что воскресение возможно, заставляла людей делать попытки оживления. Самые древние попытки были очень примитивны. Чаще всего умершего пороли крапивой, вдували мехами воздух в легкие, сажали на лошадь в надежде, что тряска вернет его к жизни. Позже стали использовать для оживления электрический ток. Всё это говорит о том, что люди подсознательно чувствовали, что для воскрешения человека необходимо сильное раздражение.

    Очевидно, что такие дилетантские действия редко приводили к успеху. Тем не менее, во все времена люди надеялись, что когда-нибудь станет возможным возвращать умерших к жизни.

    Еще недавно, жизнедеятельность всего организма зачастую зависела от работоспособности одного из органов. Если жизненно необходимый орган переставал работать, человек умирал. Например, остановка сердца или отказ печени приводил к смертельному исходу. Однако с развитием медицины удалось решить и эту проблему. Ученые разработали новые методы оживления: искусственное дыхание, переливание крови, пересадка органов. Всё чаще стали использоваться искусственные органы: сердце, лёгкие, почки и т.д.

    Попытки реанимации бывали успешными, как правило, только в первые минуты после угасания жизненных функций. Если состояние смерти продолжалось недолго и ещё не произошел необратимый распад тканей организма, то человек получал шанс вернуться к жизни.

    В принципе, зная механизмы жизнедеятельности человека и особенно функционирования его тонких энергетических тел, оживление человека в принципе возможно. Однако здесь есть один важный момент, который заставляет задуматься, а нужно ли такое оживление. Если человек действительно умер и в этом состоянии находился некоторое время (час, два, сутки, двое), то после его оживления в итоге всегда получится человек больной и умственно неполноценный, так как, в первую очередь, при смерти биологического тела умирает головной мозг. А головной мозг напрямую связан с Сознанием и Разумом. Как только головной мозг перестает функционировать, Сознание и Разум приобретают обособленность и существуют, как бы отдельно от физического тела. Потому, если биологическое тело оживёт, получится имбецил, действующий только в режиме удовлетворения биологических инстинктов. Это уже не будет полноценный человек.

    В любом случае это довольно спорная тема и может вызвать немало как положительных, так и негативных откликов. Стоит ли человеку вообще вмешиваться в Замысел Божий? Вот об этом мы и предлагаем поразмышлять, прежде чем высказывать свое мнение.

    Вернёмся к реальным фактам и явлениям, а точнее к людям, прошедшим через клиническую смерть. Часто они потом рассказывали о своих переживаниях, которые они испытали в момент смерти. Они сохраняли способность воспринимать окружающее. Могли, например, со стороны смотреть на свое мертвое тело, видеть, как врачи пытаются вернуть его к жизни, и могли слышать и понимать их разговоры. Таким образом, оказалось, что возвращенный к жизни человек сохранял память о происходившем и позже мог рассказать о том, что он видел и слышал. А ведь в это время он лежал на операционном столе и не подавал признаков жизни.

    Отсюда напрашивается логический вывод. Личность или Душа человека, не умирает одновременно с телом, а продолжает независимое существование. Если умершего удается оживить, Душа снова возвращается в тело. Таким образом, человек получает право на продолжение жизни.

    Говоря более точным языком, возвращение человека к жизни после клинической смерти – это начало его новой инкарнации на Земле. Умирая, Душа человека оставляет нынешнее тело, и через какое-то время получает новое тело. Мы называем это реинкарнацией. В случае клинической смерти, Душа лишь временно покидает своё тело и через какое-то время снова вселяется в него. Это как бы второе рождение человека, начало его новой жизни на Земле. Можно в это верить или не верить, но опыт показывает, что человек, переживший клиническую смерть, очень часто меняется к лучшему. Это отдельная тема для разговора и мы к ней вернёмся чуть позже. Желающим досконально разобраться в этом удивительном феномене, мы рекомендуем для прочтения нашу книгу «Жизнь только миг. Знания XXI века» .

    Если вы хотите получить больше информации на данную тему, напишите нам: ok@сайт

    Представьте, что вам, прямо сейчас дали доказательства жизни после смерти, как может измениться ваша реальность… Прочтите и подумайте. Информации к размышлению достаточно.

    В статье:

    Точка зрения религии на загробный мир

    Жизнь после кончины… Звучит как оксюморон, смерть - завершение жизни. Человечество преследовала мысль, что биологическая смерть тела не оказывается концом существования человека. Что остается после кончины стана, у разных народов в различные периоды истории были свои взгляды, которые имели и общие черты.

    Представления племенных народов

    Мы не можем наверняка сказать, каких взглядов придерживались наши доисторические предки, антропологами собрано достаточное количество наблюдений за нынешними племенами, чей образ жизни изменился со времен неолита. Стоит сделать некоторые выводы. В период физической смерти душа усопшего покидает тело и пополняет сонм духов предков.

    Существовали и духи животных, деревьев, камней. Человек не отделялся принципиально от окружающего мироздания. Никакого места для вечного упокоения духов не было - продолжали жить в том согласии, наблюдая за живыми, способствуя им в делах и помогая советом через посредников-шаманов.

    Оказывали помощь почившие предки бескорыстно: незнающие товарно-денежных отношений аборигены, не переносили их и на общение с миром духов - последние довольствовались почтением.

    Христианство

    Благодаря миссионерской деятельности ее адептов, охватило вселенную. Деноминации согласились, что после смерти человек отправляется либо в Ад, где любящий Бог будет наказывать его вечно, либо в Рай, где постоянное счастье и благодать. Христианство - самостоятельная тема, вы можете подробнее ознакомиться с загробной жизни.

    Иудаизм

    Иудаизм, из которого и «выросло» христианство, не имеет соображения, о жизни после смерти, факты не представлены, ибо никто не возвратился обратно.

    Ветхий Завет трактовали фарисеи, что загробная жизнь и воздаяние существует, и саддукеи, уверенные - со смертью все заканчивается. Цитату из библии «…псу живому лучше, нежели мертвому льву» Ек. 9.4. книгу Екклезиаста, писал саддукей, не веривший в загробную жизнь.

    Мусульманство

    Иудаизм, относится к числу авраамических религий. Существуют ли жизнь после смерти, определились четко - да. Мусульмане, в Рай, остальные дружно в Ад. Без апелляций.

    Индуизм

    Мировая религия на земле, о загробной жизни рассказывает многое. Согласно верованиям, люди после физической смерти отправляются либо в райские сферы, где жизнь лучше и продолжительнее, чем на Земле, либо на адские планеты, где все хуже.

    Одно радует: в отличие от христианства, ты и из адских сфер за примерное поведение можешь вернуться на Землю, а из райских - вновь ниспасть, если у тебя что-то не заладилось. Нет вечного приговора на адские муки .

    Буддизм

    Религия - из индуизма. Буддисты верят в то, что пока ты не получишь просветления на земле и не сольешься с Абсолютом, череда рождений и смерти бескрайняя и называется « ».

    Жизнь на земле - сплошное страдание, человека одолевают его бесконечные желания, а неисполнение делает его несчастным. Отрешитесь от жажд, и вы свободны. Это верно.

    Мумии восточных монахов

    “Живая” 200-летняя мумия тибетского монаха из Улан-Батора

    Явление обнаружено учеными на юго-востоке Азии, и сегодня оно одно из доказательств, путь косвенных, что человек после отключения всех функций стана еще живет.

    Тела восточных монахов не хоронили, а мумифицировали. Не так, как фараонов в Египте, а в естественных условиях, создаются благодаря влажному воздуху с плюсовой температурой. В течение некоторого времени у них еще растут волосы и ногти. Если у трупа обычного человека это явление объясняется усыханием оболочки и визуальным удлинением ногтевых пластин, то у мумий они действительно отрастают.

    Энергетически-информационное поле, что измеряется градусником, тепловизором, приемником дециметрового диапазона и другими современными аппаратами, у этих мумий в три или в четыре раза больше, чем у среднестатистического человека. Ученые называют эту энергию ноосферой, позволяющей мумиям оставаться целыми и поддерживать связь с земным информационным полем.

    Научные доказательства жизни после смерти

    Если религиозные фанатики или просто верующие не ставят под сомнение написанное в учении, современные люди с критичным мышлением сомневаются в истинности теорий. Когда приближается смертный час, человека охватывает трепетный страх перед неизвестностью, и это побуждает любопытство и желание узнать, что ждет нас за пределами материального мира.

    Ученые установили, что смерть - явление, которому характерен ряд очевидных факторов:

    • отсутствие сердцебиения;
    • прекращение любых умственных процессов в мозге;
    • остановка кровотечения и сворачивание крови;
    • через время после смерти тело начинает окоченевать и разлагаться, и от него остается легкая пустая и сухая оболочка.

    Дункан МакДугалл

    Исследователь из Америки по имени Дункан МакДугалл в начале XX века осуществил эксперимент, где установил: вес человеческого тела после кончины уменьшается на 21 грамм. Вычисления позволили ему сделать вывод, что разница масс - вес души уходит из тела после смерти. Теория подвергалась критике, это одна из работ по поиску ее доказательств.

    Исследователи установили, что душа имеет физический вес!

    Мысль о том, что нас ждет, окружен множеством мифов и мистификаций, что создаются шарлатанами, выдающими себя за ученых. Сложно разобраться, где правда или вымысел, уверенные теории можно поставить под сомнение за неимением доказательств.

    Ученые продолжают поиски и знакомят людей с новыми исследованиями и экспериментами.

    Ян Стивенсон

    Канадо-американский биохимик и психиатр, автор труда «Двадцать случаев предполагаемых реинкарнаций» Ян Стивенсон провел эксперимент: где проанализировал рассказы в количестве более 2 тыс. человек, утверждавших, что хранят в памяти воспоминания из прошлых жизней.

    Биохимик высказал теорию о том, что человек одновременно существует на двух уровнях бытия - грубом или физическом, земном, и тонком, то есть духовном, нематериальном. Покидая износившееся и непригодное к дальнейшему существованию тело, душа отправляется на поиски нового. Конечным итогом этого путешествия оказывается рождение человека на Земле.

    Ян Стивенсон

    Исследователи выяснил - каждая прожитая жизнь оставляет отпечатки в виде родинок, шрамов, обнаруженных после появления ребенка на свет, физических и психических деформаций. Теория напоминает буддистскую: умирая, душа реинкарнирует в другом теле, с уже накопленным багажом опыта.

    Психиатр работал с подсознанием людей: в группе изучаемых ими были дети, появившиеся на свет с изъянами. Вводя подопечных в состояние транса, он пытался раздобыть любую информацию, доказывающую, что душа, живущая в этом теле, находила пристанище ранее. Один из мальчиков в состоянии гипноза рассказал Стивенсону, что был зарублен топором, продиктовал приблизительный адрес своей прошлой семьи. Приехав в указанное место, ученый нашел людей, одного из членов дома которых действительно убили ударом топора об голову. Рана отразилась на новом теле в виде нароста на затылке.

    Материалы работы профессора Стивенсона дают многим основание полагать, что факт реинкарнации действительно научно доказан, что чувство «дежавю» - воспоминание из прошлой жизни, подброшенное нам подсознанием.

    Константин Эдуардович Циолковский

    К. Э. Циолковский

    Первой попыткой российских исследователей определить такую составляющую человеческой жизни, как душа, были исследования известного ученого К. Э. Циолковского.

    Согласно теории, абсолютной смерти во вселенной не может быть по определению, а сгустки энергии, именуемые душой, состоят из неделимых атомов, бесконечно странствующих по необъятной Вселенной.

    Клиническая смерть

    Современными свидетельствами жизни после кончины многие считают факт клинической кончина - состояние, пережитое людьми, чаще на операционном столе. Эту тему в 70-х годах XX века популяризировал доктор Раймонд Моуди, выпустивший книгу под названием «Жизнь после смерти».

    Описания большинства из опрошенных сходятся:

    • около 31% чувствовали полет по тоннелю;
    • 29% - видели звездный ландшафт;
    • 24% наблюдали собственное тело в бессознательном состоянии, лежащее на кушетке, описывали реальные действия врачей в этот момент;
    • 23% пациентов увлекал манящий яркий свет;
    • 13% людей во время клинической смерти смотрели, как фильм, эпизоды из жизни;
    • еще 8% лицезрели границу двух миров - мертвого и живого, а некоторые - собственных умерших родственников.

    Среди опрошенных были люди от рождения слепые. И показания - аналогичны рассказам зрячих. Скептики объясняют видения кислородным голоданием мозга и фантазией.

    Николай Викторович Левашов в начале 90-х годов 20 века подробно и точно описал в своих , что такое Жизнь (живая материя), как и где она появляется; какие условия должны быть на планетах для зарождения жизни; что такое память; как и где она функционирует; что такое Разум; каковы необходимые и достаточных условия для появления Разума у живой материи; что такое эмоции и какова их роль в эволюционном развитии Человека, и многое другое. Он доказал неизбежность и закономерность появления Жизни на любой планете, на которой одновременно наступают соответствующие условия. Он впервые точно и чётко показал, что такое Человек в действительности, как и для чего он воплощается в физическое тело, и что с ним происходит после неизбежной смерти этого тела. уже давно дал исчерпывающие ответы на вопросы, поставленные автором в этой статье. Тем не менее, здесь собраны вполне достаточные аргументы, свидетельствующие о том, что современная наука практически ничего не знает ни о Человеке, ни о реальном строении Мира, в котором мы все живём…

    Жизнь после смерти есть!

    Взгляд современной науки: существует ли душа, и бессмертно ли Сознание?

    Всякий человек, который столкнулся со смертью близкого, задаётся вопросом: существует ли жизнь после смерти? В наше время этот вопрос приобретает особую актуальность. Если несколько столетий назад ответ на этот вопрос был всем очевиден, то сейчас, после периода атеизма, решение его более трудно. Мы не можем просто верить сотням поколений наших предков, которые на личном опыте, столетие за столетием, убеждались в наличии у человека бессмертной души. Мы хотим иметь факты. Причём, факты научные. Нас со школьной скамьи пытались убедить, что нет Бога, нет бессмертной души. При этом нам говорили, что так говорит . И мы верили… Заметим, что именно верили в то, что нет бессмертной души, верили в то, что это якобы доказала наука, верили в то, что Бога нет. Никто из нас и не пытался разобраться в том, что же говорит беспристрастная наука о душе. Мы просто доверяли неким авторитетам, особо не вдаваясь в подробности их мировоззрения, объективности и интерпретаций ими научных фактов.

    И вот теперь, когда случилась трагедия, внутри нас происходит конфликт. Мы чувствуем, что душа у умершего вечна, что она жива, но с другой стороны, старые и внушённые нам стереотипы о том, что никакой души нет, тянут нас в пропасть отчаяния. Эта борьба внутри нас очень тяжела и сильно изматывает. Мы хотим правды!

    Так давайте посмотрим на вопрос существования души через настоящую, не идеологизированную, объективную науку. Услышим мнение настоящих учёных по этому вопросу, лично оценим логические выкладки. Не наша ВЕРА в существование или не существование души, а только ЗНАНИЕ может погасить этот внутренний конфликт, сохранить наши силы, придать уверенности, посмотреть на трагедию с другой, реальной точки зрения.

    Речь в статье пойдёт про Сознание. Вопрос Сознания мы и разберём с точки зрения науки: где же в нашем теле находится Сознание и может ли оно прекратить свою жизнь?

    Что такое Сознание?

    Сначала о том, что вообще такое Сознание. Над этим вопросом люди думали всю историю человечества, но до сих пор не могут придти к окончательному решению. Нам известны лишь некоторые свойства, возможности сознания. Сознание – это осознавание себя, своей личности, это великий анализатор всех наших чувств, эмоций, желаний, планов. Сознание – то, что нас выделяет, то, что заставляет нас ощущать себя не предметами, а личностями. Другими словами, Сознание чудесным образом обнаруживает наше принципиальное существование. Сознание – это осознание нами своего «Я», но в то же время Сознание есть великая тайна. У сознания нет измерений, формы, нет цвета и запаха, вкуса, его нельзя потрогать, повертеть в руках. Несмотря на то, что мы очень мало знаем о сознании, мы совершенно достоверно знаем, что мы его имеем.

    Одним из главных вопросов человечества является вопрос о природе этого самого Сознания (души, «Я», эго). Диаметрально противоположные взгляды по этому вопросу имеют материализм и идеализм. С точки зрения материализма человеческое Сознание есть субстрат головного мозга, продукт материи, порождение биохимических процессов, особого слияния нервных клеток. С точки зрения идеализма Сознание это – эго, «Я», дух, душа – нематериальная, невидимая одухотворяющая тело вечно существующая, не умирающая энергия. В актах сознания всегда участвует субъект, который собственно всё и осознаёт.

    Если интересоваться чисто религиозными представлениями о душе, то никаких доказательств существования души не даст. Учение о душе является догматом и не подлежит научному доказательству. Нет абсолютно никаких объяснений, а тем более доказательств и у материалистов, считающих, что они беспристрастные учёные (хотя это далеко не так).

    А как же большинство людей, которые равно далеки от религии, от философии, да и от науки тоже, представляет себе это Сознание, душу, «Я»? Давайте зададимся вопросом, что такое «Я»?

    Пол, имя, профессия и другие ролевые функции

    Первое, что большинству приходит в голову: «Я – человек», «Я – женщина (мужчина)», «Я – бизнесмен (токарь, пекарь)», «Я – Таня (Катя, Алексей)», «Я – жена (муж, дочь)» и т.п. Это, конечно, забавные ответы. Своё индивидуальное, неповторимое «Я» нельзя определить общими понятиями. На свете огромное количество людей с такими же особенностями, но они же не ваше «Я». Половина из них женщин (мужчин), но они тоже не «Я», люди с такими же профессиями вроде имеют своё, а не Ваше «Я», то же самое можно сказать и про жён (мужей), людей разных профессий, социального положения, национальностей, вероисповедания и т.д. Никакая принадлежность к какой либо группе не объяснит Вам, что представляет Ваше индивидуальное «Я», потому что Сознание всегда лично. Я – не качества (качества только принадлежат нашему «Я»), ведь качества одного и того же человека могут изменяться, но его «Я» при этом останется неизменным.

    Психические и физиологические особенности

    Некоторые говорят о том, что их «Я» – это их рефлексы , их поведение, их индивидуальные представления и пристрастия, их психологические особенности и.т.п. На самом деле это не может быть ядром личности, которое называют «Я». Почему? Потому что на протяжении жизни меняется и поведение, и представления, и пристрастия, и уж, тем более, психологические особенности. Нельзя же сказать, что если раньше эти особенности были другими, то это было не моё «Я».

    Понимая это, некоторые приводят следующий аргумент: «Я – это моё индивидуальное тело» . Это уже интереснее. Разберём и это предположение. Всем ещё из школьного курса анатомии известно, что клетки нашего организма постепенно в течение жизни обновляются. Старые умирают (апоптоз), а новые рождаются. Некоторые клетки (эпителий желудочно-кишечного тракта) полностью обновляются почти каждые сутки, но есть клетки, которые проходят свой жизненный цикл значительно дольше. В среднем же каждые 5 лет обновляются все клетки организма. Если считать «Я» простой совокупностью клеток человека, то получится абсурд. Получится, что если человек живёт, например, 70 лет, за это время минимум 10 раз у человека поменяются все клетки в его теле (т.е. 10 поколений). Может ли это значить, что свою 70-летнюю жизнь прожил не один человек, а 10 разных людей? Не правда ли, это довольно глупо? Делаем вывод, что «Я» не может являться телом, потому что тело не постоянно, а «Я» постоянно. Это означает, что «Я» не может являться ни качествами клеток, ни их совокупностью.

    Но тут особо эрудированные приводят контраргумент: «Хорошо, с костями и мышцами понятно, это действительно не может быть «Я», но ведь существуют нервные клетки! А они же на всю жизнь одни. Может быть «Я» – это сумма нервных клеток?»

    Поразмышляем над этим вопросом вместе…

    Состоит ли сознание из нервных клеток? Материализм привык раскладывать на механические составляющие весь многоаспектный мир, «гармонию проверять алгеброй» (А.С. Пушкин). Самым наивным заблуждением воинствующего материализма в отношении личности является представление, что личность есть совокупность биологических качеств. Однако совмещение безличных предметов, будь они хоть , хоть нейронами, не может породить личность и её ядро – «Я».

    Как может быть этим сложнейшим «Я», чувствующим, способным на переживания, любовь, просто сумма специфических клеток организма, вместе с протекающими биохимическим и биоэлектрическими процессами? Каким образом эти процессы могут формировать «Я»? При условии, если бы нервные клетки составляли бы наше «Я», то мы бы ежедневно теряли часть своего «Я». С каждой умершей клеткой, с каждым нейроном, «Я» становилось бы меньше и меньше. С восстановлением клеток, оно бы возрастало в размерах.

    Научные исследования, проведённые в разных странах мира, доказывают, что нервные клетки, как и все остальные клетки человеческого организма, способны к регенерации (восстановлению). Вот что пишет серьёзнейший биологический международный журнал Nature: «Сотрудники калифорнийского Института биологических исследований им. Солка обнаружили, что в мозгу взрослых млекопитающих рождаются полностью работоспособные молодые клетки, которые функционируют наравне с уже существующими нейронами. Профессор Фредерик Гэйдж и его коллеги также пришли к выводу, что ткани мозга быстрее всего обновляются у физически активных животных…»

    Это подтверждает публикация в ещё одном авторитетнейшем, реферируемом биологическом журнале Science: «В течение двух последних лет исследователи установили, что нервные и мозговые клетки обновляются, как и остальные в человеческом организме. Организм способен сам восстанавливать нарушения, относящиеся к нервному тракту» , – говорит учёная Хелен М. Блон».

    Таким образом, даже при полной смене всех (включая нервные) клеток организма, «Я» человека остаётся прежним, следовательно, оно не принадлежит постоянно меняющемуся материальному телу.

    Почему-то в наше время необходимо настолько сложно доказывать то, что было очевидно и понятно ещё древним. Ещё живший в III веке римский философ-неоплатоник Плотин писал: «Нелепо предполагать, что, раз ни одно из частей жизнью не обладает, то жизнь можно создать их совокупностью... к тому же совершенно невозможно, чтобы жизнь производило нагромождение частей, и чтобы ум порождало то, что ума лишено. Если кто-нибудь возразит, что это не так, а на самом деле душу образуют сошедшиеся вместе атомы, то есть неделимые на части тельца, то он будет опровергнут тем, что атомы сами по себе только лежат один подле другого, не образуя живого целого, ибо не может получиться единства и совместного чувствования из нечувствительных и не способных к объединению тел; а душа-то – чувствует сама себя» (1).

    «Я» – это неизменное ядро личности , которое включает в себя многие переменные, но само не является переменным.

    Скептик может выдвинуть последний отчаянный аргумент: «А может быть «Я» – это мозг?». Является ли Сознание продуктом деятельности мозга? Что говорит ?

    Сказку про то, что наше Сознание является деятельностью мозга, многие слышали ещё в школе. Необычайно широко распространено представление, что мозг и есть по сути человек с его «Я». Большинство думает, что именно мозг воспринимает информацию из окружающего мира, перерабатывает её и решает, как действовать в каждом конкретном случае, думают, что именно мозг делает нас живыми, даёт нам личностность. А тело – не более чем скафандр, обеспечивающий деятельность центральной нервной системы.

    Но эта сказка не имеет отношения к науке. Мозг в настоящее время глубоко изучен. Давно и хорошо изучены химический состав, отделы мозга, связи этих отделов с функциями человека. Изучены мозговая организация восприятия, внимания, памяти, речи. Изучены функциональные блоки мозга. Огромное количество клиник и научных центров изучают человеческий мозг больше сотни лет, для чего разработана дорогостоящая эффективная аппаратура. Но, открыв любой учебники, монографии, научные журналы по нейрофизиологии или нейропсихологии, Вы не встретите научных данных о связи мозга с Сознанием.

    Для людей, далёких от этой области знания, это кажется удивительным. На самом деле ничего удивительного в этом нет. Просто никто и никогда не обнаружил связи мозга и самого центра нашей личности, нашего «Я». Конечно, учёные-материалисты этого всегда хотели. Проводились тысячи исследований и миллионы опытов, на это были затрачены многие миллиарды долларов. Усилия учёных не прошли даром. Благодаря этим исследованиям были открыты и изучены сами отделы мозга, установлена их связь с физиологическими процессами, очень многое удалось сделать для понимания нейрофизиологических процессов и феноменов, но самого главного сделать не удалось. Не удалось найти в мозге то место, которое и является нашим «Я» . Не удалось даже, несмотря на крайне активную работу в этом направлении, сделать серьёзного предположения, о том, как мозг может быть связан с нашим Сознанием?..

    Жизнь после смерти есть!

    К таким же выводам пришли английские исследователи Питер Фенвик из Лондонского института психиатрии и Сэм Парния из Центральной клиники Саутгемптона. Они обследовали пациентов, возвратившихся к жизни после остановок сердца, и установили, что некоторые из них точно пересказывали содержание разговоров, которые вёл медицинский персонал, пока те пребывали в состоянии . Другие давали точное описание произошедших в этот временной отрезок событий.

    Сэм Парния утверждает, что мозг, как любой другой орган человеческого тела, состоит из клеток и не способен мыслить. Однако он может работать как устройство, обнаруживающее мысли, т.е. как антенна, с помощью которой становится возможен приём сигнала извне. Ученые предположили, что во время клинической смерти, действующее независимо от головного мозга Сознание использует его, как экран. Как телеприёмник, который вначале принимает попадающие в него волны, а затем преобразует их в звук и изображение.

    Если мы выключаем радио, то это не значит, что радиостанция прекращает своё вещание. То есть после смерти физического тела Сознание продолжает жить.

    Факт продолжения жизни Сознания после смерти тела подтверждает и академик РАМН, директор НИИ Мозга человека, профессор Н.П. Бехтерева в своей книге «Магия мозга и лабиринты жизни». Кроме обсуждения сугубо научной проблематики, в данной книге автор приводит также и свой личный опыт столкновения с посмертными феноменами.

    В культуре цивилизаций Запада есть три основные концепции по поводу того, что происходит с людьми после смерти. посмертного существования в Раю или в Аду в религиях, концепция материалистов и реинкарнация (концепция цикла перерождений).

    Наиболее распространенной версией того, что происходит с людьми после смерти, является концепция Ада и Рая. Но это характерно только для западных религий. Согласно этой концепции, Высшее существо судит людские души после их смерти. Что любопытно, в некоторых наказывают за одни определенные поступки, а вот в других - совершенно за другие. В итоге получается так, что большинство душ попадает в Ад, где они обречены на вечные муки и невероятные страдания. Только маленький процент соблюдающих строгие правила праведников имеет шанс на попадание в Рай.

    В науке Западной цивилизации наибольшее распространение получила концепция материализма. Что происходит с людьми после смерти по мнению материалистов? Сознание - как продукт деятельности мозга - полностью прекращает свою деятельность после смерти самого мозга. С другой стороны, очень много различных исследований, которые проводились в основном в американских и английских клиниках, показывают, что у большинства людей во время клинической смерти сознание не прерывается даже при абсолютном отсутствии активности мозга. Также не прерывается и поток ощущений.

    Во время данных исследований, целью которых было объяснить то, что происходит с людьми после смерти, ученых заинтересовал не характер индивидуальных переживаний (большинство людей утверждали, что видели свое тело со стороны, слышали какие-то голоса), а сами факты этих переживаний именно в момент смерти. Отсутствие электрических импульсов мозга ставило науку в тупик. Когда была накоплена приличная статистика, ученые пришли к выводам, что само наличие переживаний совершенно не зависит от того, прекращены ли активность мозга и электрические нервные импульсы во время или же продолжаются. Если принять теорию о том, что сознание - продукт мозга, то человек не сможет переживать что-либо в момент отсутствия активности головного мозга. То есть, он не в состоянии будет осознать факт того, что умер. Однако исследования противоречат теории.

    Наконец, есть еще одна концепция, которая пытается ответить на вопрос: «Что происходит с людьми после смерти?» Это теория о перерождениях (о реинкарнации). Согласно этому воззрению, наше сознание не исчезает после смерти физического тела. Оно, как и все, что окружает нас, просто переходит в другие формы и состояния. После смерти матери, отца, сына, дочери или другого близкого человека многие люди предпочитают верить именно этой теории. У кельтов, например, существовал обычай, по которому человек, взявший сумму в долг, писал завещание. После смерти он обещал вернуть эти деньги, но уже в другом теле. И такая практика считалась нормальной. Реинкарнация встречается не только у народов Востока. Еще Пифагор стал одним из первых философов, которые стали открыто выражать идеи о перерождении душ. Сам ученый часто говорил, что помнит свои прошлые воплощения.