Рефераты Изложения История

Что такое анафора. Анафора — это повторение во имя торжества смысла

Язык любой культуры, в том числе и русской, содержит множество приспособлений для обогащения речи. К одному из таких способов относятся так называемые фигуры речи. Поскольку объем данных о каждой из них выходит далеко за рамки планируемого объема статьи, рассмотрим для начала одну стилистическую фигуру, ярко представленную в выразительной речи, например, в стихах. Речь идет о так называемой анафоре.

Что такое анафора

Это стилистическая фигура, которая с греческого переводится буквально как «восхождение». Суть ее в том, что сродные или схожие звуки, слова или их сочетания повторяются в начале каждого параллельного ряда. А если чуть проще, то в качестве примера можно взять стихотворение, тогда параллельными рядами будут просто его строки, которые, если разговор об анафоре, будут начинаться как-либо единообразно.

В связи с тем фактом, что при образовании данной стилистической структуры могут использоваться звуки, слова и целые словосочетания, выделяют довольного много разновидностей такого явления, как анафора.

Примеры

Итак, звуковая анафора для начала. Рассмотрим такой вот простой стишок:

Гротеск не внятен... Боже мой...
Гробницы в круг, в бетон одеты...

Очевидно, что сочетание звуков «гро» образует анафору. Затем наблюдаем морфемное образование, когда идет повтор части слова, имеющей собственное лексическое предназначение. Например, вот такой небольшой отрывок:

Длинношерстая тигрица,
Длиннокрылая синица.

И все в таком духе. Как видим, «длинно», являясь лишь частью слова, тем не менее образует вполне осмысленную лексическую единицу. И так можно выделять еще множество разновидностей анафоры, смысл, думается, читателем уже усвоен. Ответив на вопрос, что такое анафора, движемся вперед в стилистическом образовании нашего любимого «великого и могучего».

Эпифора

Раз уж мы начали разбирать такое интересное явление, как ритмические элементы в языке, то в контексте можно обратиться к антиподу представленной ранее структуры. Созвучное слову «анафора» - эпифора. Ее мы и обсудим в нашем лингвистическом исследовании греческого языка.

С последнего это образование переводится как «принесение». При этом означает оно все то же самое, только относительно к концу строки в ритмическом повторении. Например, опять же, в стихотворении. Возьмем небольшой этюд в исполнении Марины Цветаевой, чтобы не вгонять читателя в скуку:

Мы вам дарили прекрасных, как ночь, сыновей,
Нищих, как ночь, сыновей.

Эпифора, как ритмическая структура, гораздо более востребована в прозаическом изложении, нежели анафора. Вспомним известное ницшеанское «так проповедовало безумие». Подобных примеров можно найти множество в прозаических произведениях классиков и не только. Продолжая разговор о стилистических фигурах, можно рассмотреть в контексте еще пару интересных их видов. И начнем с одной, довольно трудноуловимой в обычном языке, с которой, тем не менее, связана и анафора.

Инверсия

Стоит подчеркнуть, что данная стилистическая фигура относится скорее к области риторики, поскольку сам прием, который, кстати, переводится с латыни как «переворачивание», относится больше к языку и его особенностям. Так называемые аналитические языки, вроде английского, где слова в предложении располагаются в соответствии с установившимися нормами, не склонны использовать инверсию. А вот русский и некоторые другие - совсем другое дело. Здесь нет такого определенного распорядка, поэтому перемешивание слов в предложении приводит к занимательным явлениям, которые и называются, по сути, инверсиями. Таким образом, определение этого термина - это нарушение порядка слов в предложении с целью создания выразительности языка. Характерно как для поэзии, так и для прозы.

Когда мы обсуждали, что такое анафора, мы склонялись к ритмике языка, и это объединяет рассматриваемые понятия. Однако место последней большей частью в поэзии. А вот инверсии позволяют делать действительно поразительные эффекты, в том числе и в рамках использования прозы. И наконец, еще одну стилистическую фигуру речи можно рассмотреть в контексте. Она вбирает в себя невероятное количество явлений любого языка, позволяя получать самые изысканные смысловые и образные конструкции при помощи живого языка.

Метафора

Анафора, являясь ярким примером фигуры, может быть противопоставлена метафоре как представителю так называемых троп. То есть на сцену выходит переносное значение слов и выражений. Это как раз тот механизм, благодаря которому любой язык начинает играть всеми своими яркими гранями, представляя собой великолепное средство для выражения абсолютно любой фантазии. Анафора, примеры которой мы вкратце рассмотрели, по сути, является средством создания ритмики в языке. Метафора же позволяет развивать язык, делать его ярче, богаче, глубже и так далее. Нет пределов для языка, активно использующего метафору как средство саморазвития.

Вообще об этом инструменте можно отдельно сказать очень много. Напомним лишь основное определение. Метафора - это использование слов или словосочетаний в переносном смысле. По сути, это постоянная игра ассоциаций, которая позволяет создать всю затейливую структуру любого языка. Без метафоры язык повествования сух и скучен, а поэзию без этого инструмента представить просто невозможно. Поэтому его важность подчеркивают все исследователи, отводя метафоре центральное место в слаженном хоре троп.

Заключение

Таким образом, нам удалось рассмотреть несколько важнейших стилистических фигур языка, разобраться на примерах, что такое анафора, как она связана с другими представителями фигур, и даже ухватить основной смысл важнейшего представителя троп.

Основным выводом по окончании этого небольшого путешествия в мир лингвистики является тот факт, что любому культурному человеку следует знать не только то, из чего состоит его родной язык, но и как этим богатством можно воспользоваться. Поэтому, расширяя собственное образование, следует думать, как его можно применить. Тогда язык, а с ним и жизнь, будут намного интереснее, богаче, глубже и значимее. Желаем читателю быть не только грамотным, но и преуспевающим благодаря получаемым знаниям.

Термин «анафора» переводится с греческого языка буквально как «вынесение вперед», «восхождение».

Анафора – одна из стилистических фигур речи, характеризующаяся единым началом, повтором определенных слов или звуков в начале строфы, стиха или полустишия.

«Опять с вековой тоскою
Пригнулись к земле ковыли,
Опять за туманной рекою
Ты кличешь меня издали…
(А. Блок)

Анафора как любой стилистический повтор делает стихотворение более острым и выразительным, служит своеобразным лейтмотивом текста и является своеобразным голосом поэта, помогает понять его душевное, эмоциональное состояние. Также этот троп нужен для смыслового подчеркивания мыслей, которые кажутся наиболее значимыми, для объединения в единое целое конструкций, отличающихся синтаксическим строением.

Это не только стихотворный приём, анафора встречается и в прозе – в повторениях частей сложных предложений, фраз, абзацев. Например:

«Всё разнообразие, вся прелесть, вся красота слагается из тени и света». (Л. Толстой)

Примеры анафоры из литературы.

В языке существует несколько видов анафоры:

  • Звуковая – повторение одинаковых сочетаний звуков:

    «Грозой снесенные мосты,
    Гроба с размытого кладбища».
    (А. Пушкин)

  • Морфемная, когда повторяются отдельные морфемы:

    «И вспрыснуты они святой водой;
    И все священники в собранье:
    Чтоб день и ночь душе на упокой
    Свершать во храме поминанье».
    (В. Жуковский)

  • Лексическая – в ней происходит повтор отдельных лексем:

    «Эти бедные селенья,
    Эта скудная природа –
    Край родной долготерпенья,
    Край ты русского народа».
    (Ф. Тютчев)

  • Синтаксическая представляет собой повтор одинаковых по строению конструкций:

    «Быть может, вся Природа – мозаика цветов?
    Быть может, вся Природа – различность голосов?»
    (К. Бальмонт)

  • Строфическая встречается в начале каждой стихотворной строфы:

    «Люблю тебя, Петра творенье,
    Люблю твой строгий, стройный вид…»
    (А. Пушкин)

В литературе встречается также строфико-синтактический вид анафоры, совмещающий признаки двух последних.

Подобные примеры можно встретить в творчестве и других поэтов, в фольклорных произведениях.

Что такое анафора можно узнать из языковедческих и литературных справочников и в Интернете.

АНАФОРА

- (от греч. anaphora - вынесение вверх) - стилистическая фигура: единоначатие, повторение слова или группы слов в начале стихотворных строк или прозаических фраз; одна из разновидностей параллельных синтаксических конструкций (см. параллелизм).

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид.

А.С. Пушкин

См. также повтор

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое АНАФОРА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • АНАФОРА в Словаре-указателе имен и понятий по древнерусскому искусству:
    (греч. возношение) особая молитва (канон), являющаяся основной частью литургии (см.) и начинающаяся после чтения Символа Веры. Центральный момент анафоры возношение …
  • АНАФОРА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    "вынесение наверх" - повторение одних и тех же слов в начале предложений или отд. частей одного и того же предложения: …
  • АНАФОРА в Литературной энциклопедии:
    [греч. ??????? — возвращение, единоначатие, скреп] — повторение каких-либо сходных звуковых элементов в начале смежных ритмических рядов (полустиший, строк, строф). …
  • АНАФОРА в Большом энциклопедическом словаре:
    (греч. anaphora букв. - вынесение), стилистическая фигура; повторение начальных частей (звуков, слов, синтаксических или ритмических построений) смежных отрезков речи (слов, …
  • АНАФОРА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (греч.) — риторическая фигура, состоящая в повторении с особым ударением какого-нибудь слова или даже нескольких слов в начале непосредственно следующих …
  • АНАФОРА
    [от древнегреческого anaphora вынесение наверх] поэтический прием, состощий в повторении в начале двух или нескольких отрезков речи (стихов, фраз) одного …
  • АНАФОРА в Энциклопедическом словарике:
    ы, ж. 1. лит. Стилистическая фигура: тождество звуко- или словосочетаний, ритмических конструкций в начале следующих друг за другом фраз или …
  • АНАФОРА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АН́АФОРА (греч. anaphora, букв.- вынесение), стилистич. фигура; повторение нач. частей (звуков, слов, синтаксич. или ритмич. построений) смежных отрезков речи (слов, …
  • АНАФОРА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (греч.) ? риторическая фигура, состоящая в повторении с особым ударением какого-нибудь слова или даже нескольких слов в начале непосредственно следующих …
  • АНАФОРА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    ана"фора, ана"форы, ана"форы, ана"фор, ана"форе, ана"форам, ана"фору, ана"форы, ана"форой, ана"форою, ана"форами, ана"форе, …
  • АНАФОРА
    (греч. anaphora — вынесение вверх). Стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного …
  • АНАФОРА в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. anaphora ana... вновь + phoros несущий) единоначатие, повторение - звуков, словосочетаний, ритмических и речевых конструкций в начале параллельных …
  • АНАФОРА в Словаре иностранных выражений:
    [гр. anaphora единоначатие, повторение - звуков, словосочетаний, ритмических и речевых конструкций в начале параллельных синтаксических периодов или стихотворных строк, напр.: …
  • АНАФОРА в словаре Синонимов русского языка:
    единоначатие, …
  • АНАФОРА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • АНАФОРА в Словаре русского языка Лопатина:
    ан`афора, …
  • АНАФОРА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    анафора, …
  • АНАФОРА в Орфографическом словаре:
    ан`афора, …
  • АНАФОРА в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (греч. anaphora, букв. - вынесение), стилистическая фигура; повторение начальных частей (звуков, слов, синтаксических или ритмических построений) смежных отрезков речи (слов, …
  • АНАФОРА в Толковом словаре Ефремовой:
    анафора ж. Стилистический прием в стихосложении, заключающийся в повторении одних и тех же звуков, слов, словосочетаний, предложений и т.п. в …
  • АНАФОРА в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ж. Стилистический прием в стихосложении, заключающийся в повторении одних и тех же звуков, слов, словосочетаний, предложений и т.п. в начале …
  • АНАФОРА в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ж. Стилистический прием в стихосложении, заключающийся в повторении одних и тех же звуков, слов, словосочетаний, предложений и т.п. в начале …
  • АНАФОРА СИНТАКСИЧЕСКАЯ в Словаре лингвистических терминов:
    Повторение одних и тех же синтаксических конструкций. Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль …
  • АНАФОРА МОРФЕМНАЯ в Словаре лингвистических терминов:
    Повторение одних и тех же морфем или частей сложных слов. ..Черноглазую девицу, Черногривого коня! (Лермонтов.) Анафора лексическая. Повторение одних и …

Повторение одних и тех же синтаксических конструкций. Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам . (Пушкин.)

Анафора широко используется при построении периода, члены которого (предложения, входящие в состав повышения или понижения) начинаются одними и теми же служебными словами. Например: Мало того что осуждена я на такую страшную участь; мало того что перед концом своим должна видеть, как станут умирать в невыразимых муках отец и мать, для спасения которых двадцать раз готова была бы отдать жизнь свою,- мало всего этого: нужно, чтобы перед концом своим мне довелось увидеть и услышать слова и любовь, какой не видала я (Гоголь).

  • - АНАФОРА - единоначатие, повторение определенного слова или отдельных звуков в начале нескольких строф, стихов или полустиший...

    Словарь литературных терминов

  • - повторение начальных частей смежных отрезков речи...

    Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • - - стилистическая фигура: единоначатие, повторение слова или группы слов в начале стихотворных строк или прозаических фраз; одна из разновидностей параллельных синтаксических конструкций...

    Словарь литературоведческих терминов

  • - центральная часть Божественной литургии; во время А. совершается пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. А. именуется также евхаристической молитвой...

    Католическая энциклопедия

  • - риторическая фигура, состоящая в повторении с особым ударением какого-нибудь слова или даже нескольких слов в начале непосредственно следующих друг за другом предложений, а такое же повторение слов в конце...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - стилистическая фигура; повторение начальных частей смежных отрезков речи: "Город пышный, город бедный..." ...

    Большой энциклопедический словарь

  • - единонача-тие, фигура слова, входящая в группу фигур прибавления. А. - это повторение слова или группы слов в начале нескольких периодов или стихотворных строф...

    Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

  • - фигура речи, основанная на повторении слов, синтаксических конструкций, звуков, отдельных смыслов...

    Толковый переводоведческий словарь

  • - Á сущ см. _Приложение II Вот пример ана́форы: Терпеливо, как щебень бьют, Терпеливо, как смерти ждут, Терпеливо, как вести зреют, Терпеливо, как месть лелеют - Буду ждать тебя. М. И. Цветаева, «Терпеливо, как щебень...

    Словарь ударений русского языка

  • - Стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда. Анафора звуковая. Повторение одних и тех же сочетаний звуков...

    Словарь лингвистических терминов

  • - ана́фора ж. Стилистический приём в стихосложении, заключающийся в повторении одних и тех же звуков, слов, словосочетаний, предложений и т.п. в начале смежных или близко расположенных строк, строф или...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ан"...

    Русский орфографический словарь

  • - "св. дары" , др.-русск., с XII в., из греч. ἀναφορά – то же, см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 31; Бернекер 1, 28...

    Этимологический словарь Фасмера

  • - Риторическая фигура, состоящая в повторении, с особым ударением, одного или даже нескольких слов в начале каждого предложения...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - ...

    Формы слова

  • - ...

    Словарь синонимов

"анафора синтаксическая" в книгах

Анафора: нескучное повторение

Из книги Утерянное искусство красноречия автора Доуиз Ричард

Анафора: нескучное повторение Моя триада, начинающаяся со слов «нам не нужен», – это пример анафоры, еще одного инструмента, к которому часто прибегают профессиональные составители речей.Анафора есть не что иное, как повторение слова (слов) в начале последовательно

Несмешное «вампуки»{202} Анафора {203}

Из книги Демон театральности автора Евреинов Николай Николаевич

Несмешное «вампуки»{202} Анафора{203} {77} Не надо забывать, что дело происходит в театре, что некоторая ненатуральность здесь неизбежна, что связь сцены с балаганом пропасть окончательно не может. И это хорошо, потому что все это необходимым образом толкает к ирреальности, к

6.14. Значение имени прилагательного, его морфологические признаки и синтаксическая роль

автора Гусева Тамара Ивановна

6.14. Значение имени прилагательного, его морфологические признаки и синтаксическая роль В чем специфика имени прилагательного, отличающая его от других частей речи? Эта специфика выражена в трех величинах: значении прилагательного как части речи, его морфологических

6.43. Спрягаемые и неспрягаемые глаголы и их синтаксическая роль

Из книги Современный русский язык. Практическое пособие автора Гусева Тамара Ивановна

6.43. Спрягаемые и неспрягаемые глаголы и их синтаксическая роль Изменения глагола по лицам и числам, временам и наклонениям (а в прошедшем времени – и по родам) называют спряжением (в широком смысле этого слова); некоторые исследователи относят к спряжению и изменения

6.72. Значение наречия, его морфологические признаки и синтаксическая роль

Из книги Современный русский язык. Практическое пособие автора Гусева Тамара Ивановна

6.72. Значение наречия, его морфологические признаки и синтаксическая роль Наречие относится к неизменяемым самостоятельным частям речи. Оно выражает грамматически значение признака другого признака (т.е. вторичный признак). Так, например, в предложении Публика

20.10.2 Первая абстрактная синтаксическая нотация (ASN.1)

Из книги TCP/IP Архитектура, протоколы, реализация (включая IP версии 6 и IP Security) автора Фейт Сидни М

20.10.2 Первая абстрактная синтаксическая нотация (ASN.1) Определения MIB написаны на стандартном языке первой абстрактной синтаксической нотации (Abstract Syntax Notation 1 - ASN.1), разработанном в ISO. ASN.1 похож на компьютерные языки. Существуют и основные правила кодирования (Basic Encoding Rules -

Синтаксическая перегрузка

Из книги Основы объектно-ориентированного программирования автора Мейер Бертран

Синтаксическая перегрузка Перегрузка - это связывание с одним именем более одного содержания. Наиболее часто перегружаются имена переменных: почти во всех языках программирования различные по смыслу переменные могут иметь одно и то же имя, если они принадлежат

МОЙ МАЯК (Триолет-анафора)

Из книги Опыты по метрике и ритмике, по евфонии и созвучиям, по строфике и формам автора Брюсов Валерий Яковлевич

МОЙ МАЯК (Триолет-анафора) Из сборника «Семь цветов

16.1. Анафора (повторение в начале)

Из книги Технологии лидерства [О Богах, Героях и Руководителях] автора Рысев Николай Юрьевич

16.1. Анафора (повторение в начале) Несколько слов о фигурах прибавления. Два вопроса. Первый. Что такое панегирик? Второй. Что такое филиппик? Подозреваю, что если первое слово и пробуждает у вас смутные воспоминания, то второе, кроме свободных ассоциаций с именем Филипп,

Лекция VIII. Синтаксическая и семантическая структура фразы

Из книги Язык и сознание автора Лурия Александр Романович

Лекция VIII. Синтаксическая и семантическая структура фразы До сих пор мы анализировали основной элемент языка - слово. Мы рассмотрели роль слова в переработке информации, формировании понятия и посвятили две последние лекции анализу регулирующей функции слова.Сейчас мы

II. Анафора.

Из книги Евхаристия автора Керн Киприан

II. Анафора. д) Приношение хлеба и вина с водой (Апология, 65.Триф., 41).е) Подробные молитвы, т. е. канон, в который входят благодарения за творение мира и искупление, установительные слова, воспоминание страданий (Апол., 65).ж) Преложение через «молитву Слова» (Апол.,

Анафора.

Из книги Евхаристия автора Керн Киприан

Анафора. Иерей: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, любовь Бога и Отца и общение Святаго Духа да будет со всеми вами».Народ отвечает: «И со духом твоим».Иерей: «Имеем гор? наши ум и сердца».Народ: «Мы имеем ко Господу».Иерей: «Благодарим Господа».Народ: «Достойно и

Анафора.

Из книги Евхаристия автора Керн Киприан

6. Анафора в "Апостольских Постановлениях"

Из книги Лекции по Исторической Литургике автора Алымов Виктор Альбертович

6. Анафора в "Апостольских Постановлениях" Сразу после Приношения в XII гл. следует изложение Анафоры:· Еп.: "Благодать Вседержителя Бога и любовь Господа нашего Иисуса Христа и общение Св. Духа - со всеми вами.· Народ: "И со духом твоим".· Еп.: "Горе

Евхаристический канон, или анафора (Возношение)

Из книги Литургика автора (Таушев) Аверкий

Анафора это единоначатие; стилистический приём, который заключается в преднамеренном повторе звуков, морфем, слов или синтаксических конструкций в начале двух или больше смежных речевых отрезков (слов, фраз, предложений, строк, строф). Анафора в стилистике относится к фигурам прибавления.

Происхождение

Анафора – древний литературный приём, истоки которого лежат в библейских псалмах. Ранние религиозные тексты содержат изобилие звуковых, лексических, синтаксических повторов, которые подчёркивают отдельные слова, фразы и предложения («Всему своё время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное…»; Библия).

Писатели Елизаветинской эпохи и периода романтизма воплотили стилистический приём анафоры в прозе и в поэзии («Безумный мир! Безумные короли! Безумен их союз!»; Шекспир, «Король Иоанн»).

Поскольку анафора использует избыточность слов для создания драматического эффекта, этот приём не распространен в академических и публицистических текстах. Таким образом, анафора не характерна для формальных стилей письма и главным образом используется для создания ритма и акцента в поэтической манере.

Виды анафоры

В зависимости от повторяющихся элементов в речевых отрезках, различают следующие виды анафоры:

  • звуковая (фоническая) анафора – повтор звуков в словах, расположенных в начале смежных речевых отрезков. Звуковая анафора свойственна аллитерационному стиху;
  • морфемная анафора – повтор морфем, т. е. частей слов, в начале соседних отрезков речи;
  • лексическая (словесная) анафора – повтор слов в начале параллельных речевых отрезков. Это наиболее распространённый вид анафоры;
  • синтаксическая анафора – повтор синтаксических структур в начале смежных речевых отрезков;
  • строфическая анафора – повтор речевых элементов в начале параллельных строф стиха;
  • ритмическая анафора – повтор ритмических единиц (стоп) в соседних стихотворных строках.

Анафора в поэзии

Анафора в поэзии размещается в начале полустиший, стихотворных строк, строф или же на протяжении всего произведения («Когда волнуется желтеющая нива…» М. Ю. Лермонтова, «Это утро, радость эта…» А. А. Фета), составляя принцип его композиции.

Термин «анафора» используется также для обозначения стихотворения, в котором все слова начинаются с одного и того же звука.

Стилистический приём анафоры применяли знаменитые русские писатели А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, А. А. Блок, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, С. А. Есенин, Б. Л. Пастернак, К. Д. Бальмонт и др.

Примеры анафоры:

Город пышный, город бедный…
(А. С. Пушкин)

Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
(С. А. Есенин)

Анафора в риторике

Ораторы, в том числе политические деятели, используют анафору как риторический приём в своих выступлениях, чтобы подчеркнуть идеи, которые они хотят передать, и вызвать эмоции у аудитории. В устной речи анафора, как правило, реализуется в повторе одного слова или целой фразы.

Анафору применял политик и оратор Уинстон Черчилль. Его утверждающая речь «Мы будем сражаться на пляжах» (1940 г.), произнесённая во время Второй мировой войны, полна анафорических примеров. У. Черчилль неоднократно повторил слово «мы», ссылаясь на множественную форму, которую он применил ко всей нации, вызывая патриотические настроения среди народа.

Функции анафоры

Анафора как стилистический приём в литературе выполняет следующие функции:

  • усиление образности и выразительности художественной речи;
  • смысловое и логическое выделение значимых идей путём акцентирования внимания на повторяющихся элементах речи;
  • установление связи между отрезками речи на основе параллелизма;
  • выражение контраста между параллельными речевыми рядами посредством антитез;
  • добавление ритма в текст, что усиливает его интонационную и смысловую структуру, делает его более лёгким для чтения и запоминания;
  • поддержание мелодического воздействия поэтической речи звуковым, лексическим или синтаксическим повтором;
  • композиционное построение в лирическом сюжете.

Анафора как риторический приём используется для привлечения внимания аудитории, для вызова эмоций у слушателей, с целью убеждать, мотивировать и побуждать их.

Анафора и эпифора

Анафора и эпифора (эпистрофа) – близкие понятия в том отношении, что оба представляют собой стилистические приёмы, основанные на повторе элементов речи. Однако в анафоре повторяющиеся единицы размещаются в начале смежных отрывков текста, в эпифоре – в конце. Если эти две фигуры используются одновременно, они образуют симплоку – соединение анафоры и эпифоры.

Анафора также вступает в сочетание с другими видами повтора: многосоюзием (полисиндетоном); градацией – фигурой, состоящей в перечислении элементов речи с нарастающей интонацией, например: «Не жалею, не зову, не плачу…» (С. А. Есенин).

В современном искусстве анафора проявляется в разных контекстах, включая песни, кинофильмы, телевидение, политические речи, поэзию и прозу.

Слово анафора произошло от греческого anaphora, что в переводе означает вынесение, повторение.