Рефераты Изложения История

Что такое съезд князей в древней руси. Феодальные съезды

Съезды русских князей

Съезды русских князей - личные встречи Рюриковичей , предпринимаемые для урегулирования разногласий и совместного решения вопросов внутренней и внешней политики. Проводились в Киевской Руси и отдельных русских княжествах с по XIV век .

Съезды носили официальный характер и имели формализованную процедуру. По форме они представляли собой «семейный» совет, что отвечало существовавшему в княжеской среде представлению, что все части Руси управляются братьями одного рода. В - начале XII веков решения крупных съездов, в которых принимали участия все старшие князья своего поколения, определяли политическое устройство Киевской Руси . В последующий период, в условиях разрастания династии и наступления феодальной раздробленности , появились региональные съезды, проводившиеся среди княжеских ветвей в рамках той или иной земли, и встречи отдельных князей. При этом вплоть до монгольского нашествия периодически продолжали собираться и общерусские съезды, успешно решавшие, в первую очередь, задачи организации совместных походов против кочевников. Особым видом съездов были т. н. «роты» - регулярные встречи киевских князей с половецкими ханами, предпринимаемые для поддержания мирных отношений. По подсчётам А. С. Щавелева в домонгольский период на Руси в общей сложности состоялось до 170 княжеских встреч разного уровня.

В историографии съезды Рюриковичей рассматриваются как особый институт, но его роль, особенно в период раздробленности, является не достаточно изученной и трактуется диаметрально противоположно: от признания съездов высшим органом власти страны (В. Т. Пашуто) до их оценки как архаической процедуры, не оказывавшей реального воздействия на политический строй (Б. А. Рыбаков , А. П. Толочко).

Порядок проведения, состав участников

Типичная процедура съезда выглядела следующим образом: князья каждый со своей дружиной прибывали в заранее условленное место и, расположившись отдельно друг от друга, начинали «стояние на конях». Происходил обмен послами для предварительных переговоров. Затем начинался непосредственно съезд. Местом его проведения чаще всего были княжеские шатры, разбитые вне городских стен, либо небольшие городки и замки, иногда сёла. Реже съезды проходили в Киеве и региональных столицах. В ходе съезда князья произносили речи. Договорённости имели преимущественно устную форму и сопровождались риторическими формулами и ссылками на правовые прецеденты прошлого. Достигнутые соглашения скреплялись крестоцелованием, которое должен был совершить лично каждый князь. Кресты хранили и могли предъявить в случае нарушения клятвы, такой поступок считался абсолютным грехом и очень остро воспринимался обществом. По завершению съезда устраивался пир (иногда несколько пиров, даваемых князьями друг другу по очереди). Пир сопровождался совместным распитием из одной чаши и обменом подарками. Их предметами были меха, дорогая одежда, лошади, оружие и амуниция, а также просто различные редкие или необычные вещи. Например, на съезде 1160 года Ростислав Мстиславич Смоленский присовокупил к своим дарам Святославу Ольговичу Черниговскому рыбьи зубы.

Съезды носили ярко выраженный элитарный характер. Лица некняжеского достоинства непосредственного участия в обсуждении обычно не принимали. Когда в 1096 году Святополк Изяславич и Владимир Мономах предложили своему двоюродному брату Олегу Святославичу прибыть в Киев и заключить договор в присутствии духовенства, бояр и горожан, тот презрительно заявил, что «не пристойно судить меня епископу, или игуменам, или смердам». Представители духовенства на съезды практически никогда не приглашались. Вместе с тем с кон. XII века тенденции к эволюции съездов в сторону большей представительности проявились в некоторых княжествах и были связаны с процедурой передачи власти, когда правящий князь при своей жизни определял наследника. Для этого собирался «Собор», помимо князей включавший в себя представителей знати, духовенства и городов. Подобное имело место в Галицком княжестве (в 1187 году , по повелению Ярослава Осмомысла) и Владимиро-Суздальском ( , по инициативе Всеволода Большое гнездо) .

Съезды XI - нач. XII вв

Черниговское княжество

Дмитровский съезд () - съезд четырех князей: великого князя Владимирского Андрея Александровича , Тверского князя

Съезды русских князей (по-древнерусски «снемы») - личные встречи Рюриковичей , предпринимаемые для урегулирования разногласий и совместного решения вопросов внутренней и внешней политики. Проводились в эпоху Древнерусского государства и в русских княжествах с по XIV век .

Съезды носили официальный характер и имели формализованную процедуру. По форме они представляли собой «семейный» совет, что отвечало существовавшему в княжеской среде представлению, что все части Руси управляются братьями одного рода. В - начале XII веков решения крупных съездов, в которых принимали участия все старшие князья своего поколения, определяли политическое устройство Киевской Руси . В последующий период, в условиях разрастания династии и наступления феодальной раздробленности , появились региональные съезды, проводившиеся среди княжеских ветвей в рамках той или иной земли, и встречи отдельных князей. При этом вплоть до монгольского нашествия периодически продолжали собираться и общерусские съезды, успешно решавшие, в первую очередь, задачи организации совместных походов против кочевников. Особым видом съездов были т. н. «роты» - регулярные встречи киевских князей с половецкими ханами, предпринимаемые для поддержания мирных отношений. Нередкими для западнорусских княжеств были также совместные съезды с литовскими князьями (ригасами). По подсчётам А. С. Щавелёва, в домонгольский период на Руси в общей сложности состоялось до 170 княжеских встреч разного уровня .

В историографии съезды Рюриковичей рассматриваются как особый институт, но его роль, особенно в период раздробленности, является недостаточно изученной и трактуется диаметрально противоположно: от признания съездов высшим органом власти страны (В. Т. Пашуто) до их оценки как архаической процедуры, не оказывавшей реального воздействия на политический строй (Б. А. Рыбаков , А. П. Толочко).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Разведопрос: Клим Жуков и Александр Скробач о происхождении Украины

    ✪ Феодальная раздробленность на Руси

    ✪ Род князей Голицыных. Передача 1. Не падайте духом, поручик Голицын...

    ✪ Феодальная раздробленность на Руси.

    ✪ Голицыны. Съезд, посвященный 600-летию князей Голицыных в России

    Субтитры

Порядок проведения, состав участников

Типичная процедура съезда выглядела следующим образом: князья каждый со своей дружиной прибывали в заранее условленное место и, расположившись отдельно друг от друга, начинали «стояние на конях». Происходил обмен послами для предварительных переговоров. Затем начинался непосредственно съезд. Местом его проведения чаще всего были княжеские шатры, разбитые вне городских стен, либо небольшие городки и замки, иногда сёла. Реже съезды проходили в Киеве и региональных столицах. В ходе съезда князья произносили речи. Договорённости имели преимущественно устную форму и сопровождались риторическими формулами и ссылками на правовые прецеденты прошлого. Достигнутые соглашения скреплялись крестоцелованием, которое должен был совершить лично каждый князь. Кресты хранили и могли предъявить в случае нарушения клятвы, такой поступок считался абсолютным грехом и очень остро воспринимался обществом. По завершении съезда устраивался пир (иногда несколько пиров, даваемых князьями друг другу по очереди). Пир сопровождался совместным распитием из одной чаши и обменом подарками. Их предметами были меха, дорогая одежда, лошади, оружие и амуниция, а также просто различные редкие или необычные вещи. Например, на съезде 1160 года Ростислав Мстиславич Смоленский присовокупил к своим дарам Святославу Ольговичу Черниговскому рыбьи зубы.

Съезды носили ярко выраженный элитарный характер. Лица некняжеского достоинства непосредственного участия в обсуждении обычно не принимали. Когда в 1096 году Святополк Изяславич и Владимир Мономах предложили своему двоюродному брату Олегу Святославичу прибыть в Киев и заключить договор в присутствии духовенства, бояр и горожан, тот презрительно заявил, что «не пристойно судить меня епископу, или игуменам, или смердам». Представители духовенства на съезды практически никогда не приглашались. Вместе с тем с конца XII века тенденции к эволюции съездов в сторону большей представительности проявились в некоторых княжествах и были связаны с процедурой передачи власти, когда правящий князь при своей жизни определял наследника. Для этого собирался «Собор», помимо князей включавший в себя представителей знати, духовенства и городов. Подобное имело место в Галицком княжестве (в 1187 году , по повелению Ярослава Осмомысла) и Владимиро-Суздальском ( , по инициативе Всеволода Большое Гнездо) . В обоих случаях съезд принимал решение о наследовании престола не тем князем, который должен был его наследовать по праву старшинства.

Съезды XI - нач. XII вв

  • Городецкий съезд ( /) - первый достоверно известный съезд Рюриковичей. Состоялся между братьями Ярославом Мудрым и Мстиславом Тмутараканским - двумя из трёх оставшихся к тому времени в живых детьми Владимира . Согласно «Повести временных лет», их встреча состоялась у Городца (очевидно, Городец-Остёрский Черниговской земли, либо одноимённый Городец близ Киева). Братья заключили мир на условиях признания старшинства Ярослава и раздела «Русской земли » по Днепру . Левобережье с центром в Чернигове отошло к Мстиславу. Тем самым была выработана модель, по которой в дальнейшем улаживались конфликты между русскими князьями. Об исторической значимости съезда свидетельствует тот факт, что ещё в конце XII века Мономаховичи и Ольговичи апеллировали к нему в своих спорах;
  • Съезд у Орши (10 июля ) - «неудавшийся» съезд сыновей Ярослава Мудрого : киевского князя Изяслава , черниговского князя Святослава и переяславского князя Всеволода с одной стороны и полоцкого князя Всеслава Брячиславича с двумя своими сыновьями - с другой. Съезду предшествовала война , в которой Всеслав потерпел поражение. Ярославичи пригласили его на встречу, поцеловав крест, что не причинят зла. Но как только Всеслав переплыл на левый берег Днепра, где располагался лагерь братьев, и вошёл в шатёр к Изяславу, он вместе с сыновьями был вероломно пленён. Его привезли в Киев и посадили в поруб. Через год его освободили восставшие киевляне, и он даже смог на короткое время стать киевским князем. Это событие пришлось на праздник Крестовоздвиженья и было воспринято современниками как божья кара за клятвопреступление;
  • Вышгородский съезд (20 мая ) - съезд Ярославичей (Изяслава, Святослава и Всеволода), состоявшийся в присутствии митрополита и духовенства в Вышгороде для торжественного перенесения мощей Бориса и Глеба в новую каменную церковь. Большинство исследователей трактует эту церемонию как официальную канонизацию погибших князей и объясняет её желанием создать культ покровителей княжеского рода. Существует предположение, что именно на этом съезде была принята «Правда Ярославичей »;
  • Съезд на Желяни (4 декабря ?) - съезд старших внуков Ярослава Мудрого: Святополка Изяславича , Владимира Мономаха и Олег Святославича на речке Желяни для «сотворения мира». В летописях не упомянут. О нём известно из граффити на стене киевского Софийского собора . Данное обстоятельство может свидетельствовать о том, что съезды проводились чаще, чем это отмечено в летописях. Год встречи не назван. По мнению А. С. Щавелёва, вероятнее всего она имела место в 1093 и была связана с неудачными действиями Святополка против половцев (после поражения на Стугне Святополк был разбит на Желани, а вскоре после съезда был заключён мир с половцами, ознаменованный женитьбой Святополка на дочери Тугоркана) ;
  • Любечский съезд () - самый известный съезд русских князей. Состоялся в городе Любече (на Днепре) с целью договориться о прекращении войны за уделы на левобережье Днепра и сплотиться против разорявших Русь половцев . На Любечском съезде присутствовало 6 князей: князь киевский Святополк Изяславич , переяславский князь Владимир Мономах , черниговский князь Олег Святославич , его брат Давыд Святославич , волынский князь Давыд Игоревич и князь Василько Ростиславич . Любечский съезд провозгласил принцип наследования князьями земель своих отцов . Это решение констатировало наличие нового политического строя на Руси и в перспективе открыло процесс создания региональных династий.
  • Городецкий съезд (весна ) - военный съезд, устроенный по инициативе Владимира Мономаха с Давыдом и Олегом против Святополка, после того как тот бесцеремонно нарушил договорённость Любечского съезда и пленил Василька Ростиславича, а затем позволил Давыду Игоревичу его ослепить. Братья собрались вместе с дружинами в лесу под Городцом и отправили послов к Святополку со словами: «Зачем ты зло это учинил в Русской земле и вверг нож в нас? Зачем ослепил брата своего? Если бы было у тебя какое обвинение против него, то обличил бы его перед нами, а, доказав его вину, тогда и поступил бы с ним так» . Не приняв оправдания Святополка, на следующее утро братья перешли Днепр и двинулись на Киев. Святополк хотел бежать из города, но киевляне не дали ему этого сделать. Кровопролития удалось избежать при посредничестве матери Владимира Мономаха и митрополита. Святополк обязался перед братьями изгнать Давыда, но присвоил его владения.
  • Съезд в Уветичах () - Святополк, Владимир Мономах, Давыд и Олег Святославичи заключили между собой мир 10 августа, a 30 августа собрались вновь для суда над Давыдом Игоревичем , нарушившим перемирие, установленное в Любече. Давыд был лишён Владимиро-Волынского княжества , получив взамен городки Бужский Острог , Дубен, Чарторыйск и 400 гривен серебра. Примирение князей прекратило войну за уделы на правобережье Днепра и позволило им в последующие годы организовать широкомасштабные походы против половцев ;
  • Саковский съезд () - съезд всех братьев (7 князей, из Святославичей присутствовал ещё и Ярослав) на реке Золотче. На съезд прибыли половецкие послы с просьбой о мире. Князья передали им предложение встретиться в городе Саков (в пределах левобережной Киевщины). Русско-половецкий съезд состоялся 15 сентября, стороны обменялись заложниками и заключили мир;
  • Долобский съезд (весна ) - съезд Святополка и Владимира Мономаха у Долобского озера близ Киева для организации совместного похода на половцев. В отличие от предыдущих съездов переговоры проходили с участием дружины. Дружина Святополка выступила против идеи пойти в поход на половцев весной, в ответ Владимир Мономах произнёс речь, после которой дружинники не смогли ничего возразить, и Святополк согласился.

Съезды XII - 1-й пол. XIII вв

К 1147 году относится известная встреча Юрия Долгорукого с его двоюродным братом Святославом Ольговичем в Москве в ходе междоусобицы середины XII века . Походы Юрия под Торжок (Новгородская республика), Святослава - в верховья Протвы (Смоленское княжество) были отмечены пиром, также был намечен план дальнейших действий.

К 1179 году относится неудавшийся съезд русских князей с половцами для заключения мира ниже Треполя . Вместо этого половцы продолжали разорять окрестности Переяславля . Узнав о переходе русскими князьями Днепра, они ушли в степи.

В 1180 году Рюрик Ростиславич занял Киев, освободившийся после отъезда Святослава Всеволодовича в Чернигов, и созвал на съезд своих союзников, из которых летописью названы поимённо только Давыд Ростиславич вышгородский, Всеволод и Ингварь Ярославичи луцкие. Съезд был совмещён с военным сбором, в котором участвовали и галицкие войска. Давыд был послан в помощь Роману Ростиславичу против черниговцев.

Каневский съезд (1193) - съезд Святослава Всеволодовича , Рюрика Ростиславича и двух ханов лукоморских половцев, в котором предполагалось участие и двух ханов половцев-бурчевичей с левобережья Днепра, для заключения общего мира после возвращения от половцев к чёрным клобукам

У великого князя Владимира, крестителя Руси, было несколько сыновей. Один из них получил прозвище Окаянный за совершенное братоубийство, другой — прозвище Мудрый за выдающиеся деяния. А сын по имени Мстислав вошел в историю под прозвищем Храбрый. Именно он, будучи князем Черниговским, начал строительство Спасо-Преображенского собора.

Князь Мстислав Владимирович Храбрый - известная историческая личность России.

Рождение Князя Мстислава

Мстислава родила Владимиру Крестителю его жена Рогнеда, происходившая из знатного полоцкого рода. Точное время рождения княжича неизвестно. В некоторых изданиях годом появления Мстислава на свет указывается 983-й. С уверенностью можно сказать лишь то, что Мстислав был рожден после 980 года. В тот кровавый год недавно взошедший на киевский престол Владимир Святославич, еще язычник, захватил Полоцк, убил местного правителя Рогволода, его сыновей, а красавицу-дочь сделал своей женой. До Мстислава Рогнеда родила Ярослава, будущего Мудрого властелина всей Киевской державы. Справедливости ради стоит отметить, что есть и другие указания относительно матери Мстислава. Иоакимовская летопись (условное название несохранившегося свода, известного только по выпискам историка XVIII века В.Н. Татищева) называет его матерью княгиню Адиль.

Княжение малолетнего Мстислава Владимировича в Тмутаракани

Около 988 года Владимир Святославич посадил малолетнего сына на княжение в , на Таманском полуострове. Этот древнерусский город, возникший среди руин античной Гермонассы и камышовых шатров хазарской Таматархи, располагался на окраине тогдашнего влияния киевских князей.

Удаленность города, его оторванность от основных земель Руси со временем обусловила появление в русской разговорной речи нарицательного значения — Тмутаракань (или Тьмутаракань) сопоставляется с чем-то недосягаемо далеким, неизвестным и, как правило, носит пренебрежительный оттенок. Тем не менее, в конце X столетия Тмутаракань имела довольно важное политическое значение.

Первые годы Мстислав являлся номинальным правителем, все важнейшие вопросы за него решало ближайшее окружение, «княжеский двор», который состоял из преданных людей, закаленных в боях и прошедших суровую школу жизни. Но ребенок рос, становился юношей — приходило время брать бразды правления в свои руки.

Становление Мстислава Храброго

Окраинное положение Тмутаракани, ее соседство со Степью — Степью именно с большой буквы, той самой Степью, откуда в течение столетий исходила для русских земель кочевническая угроза, — обуславливало военный характер местной жизни. Тмутараканский князь должен был научиться сидеть на коне и владеть мечом прежде других, мирных, навыков, кои в те времена требовалось постичь всякому правителю.

Мстислав Храбрый одолевает князя Редедю

В 1016 году Мстислав Храбрый боролся с хазарами, в 1022 году он покорил касогов и наложил на них дань. Перед сражением с касогами Мстислав в личном единоборстве одолел касожского князя Редедю. События тех далеких лет так передаются в «Повести временных лет»:

«В год 6530 (1022) пришел Ярослав [Мудрый] к Берестью. В то же время Мстислав, который владел Тмутараканью, пошел на касогов. Узнав же об этом, князь касожский Редедя вышел навстречу ему. И, когда стали оба полка друг против друга, сказал Редедя Мстиславу: „Чего ради мы будем губить наши дружины? Но сойдемся и сами поборемся. И, если одолеешь ты, возьмешь имущество мое, и жену мою, и детей моих, и землю мою. Если же я одолею, то я возьму все твое“. И сказал Мстислав: „Будь так“. И сказал Редедя Мстиславу: „Не оружием будем биться, а борьбой“. И схватились бороться крепко, и долго боролись, и начал изнемогать Мстислав, ибо был велик и силен Редедя. И сказал Мстислав: „О, Пречистая Богородица, помоги мне! Если же одолею его, построю церковь во имя Твое“. И, сказав это, ударил Редедю о землю. И выхватил нож, зарезал Редедю. И пошел в землю его, взял все имущество его, и жену его, и детей его, и дань возложил на касогов. И, вернувшись в Тмутаракань, заложил церковь Святой Богородицы, и построил ее, стоит она и до сего дня в Тмутаракани».

Слава Мстислава, его влияние и притязания росли с головокружительной быстрой.

Политика Мстислава Храброго - Разделяй и властвуй

В 1023 году Мстислав с дружиной пришел к Чернигову, одному из крупнейших древнерусских городов того времени, и, вопреки воле своего старшего брата, правящего великого князя Киевского Ярослава, закрепился в Черниговской земле. Согласно В. Н. Татищеву, достоверность сведений которого вызывает определенные сомнения, Мстислав в 1023 году потребовал у Ярослава Мудрого, чтобы тот увеличил его земельный надел. Ярослав дал ему Муромскую землю, но это не удовлетворило Мстислава. Он совершил поход на Киев, пытаясь захватить велико-княжеский стол, однако киевляне не захотели принимать тмутараканского правителя. Не желая уходить из центральных областей Руси, Мстислав и занял Чернигов.

В 1024 году Ярослав предпринял попытку изгнать непокорного родственника из захваченного им города. Киевский князь собрал рать, включая внушительный воинский контингент варягов, и отправился в поход. В ожесточенной битве у Листвена на берегу реки Руды Мстислав наголову разбил Ярославову дружину. Сам Ярослав бежал на север, в Новгород, где он княжил до восшествия на киевский престол и где он мог заручиться необходимой поддержкой для продолжения борьбы. Показательно, что Мстислав не преследовал брата.

Городецкий договор Ярослава и Мстислава Храброго на середине Днепра

В 1026 году Ярослав и Мстислав заключили мир, встретившись у Городца (населенный пункт неподалеку от Киева). Братья договариваются о прекращении вражды на середине реки, стоя каждый на своем плоту, а по берегам их дружины ожидают княжеского решения. Согласно мирному договору, во владении Ярослава осталась территория днепровского правобережья, а Мстиславу отошли русские земли, расположенные по левому берегу Днепра с центром в Чернигове.

Городецкий договор означал не условное, но вполне реальное примирение Мстислава и Ярослава. В 1031 году князья совершили совместный поход на Польшу, откуда Мстислав привел много пленников. Воинские подвиги и доблесть Мстислава воспевал древнерусский певец Боян. Летописец писал о князе:

«Был же Мстислав дороден телом, румян, с большими глазами, храбр был в бою, милостив и очень любил дружину, имущества для нее не жалел, ни в питье, ни в пище не ограничивал ее».

Смерть Мстислава Храброго

Мстислав Храбрый скончался в 1036 году. Его земельные владения вновь вошли в состав Киевского государства под единовластным управлением Ярослава Мудрого. Тело усопшего, христианское имя которого, по некоторым данным, было Константин, захоронили в недостроенном Спасо-Преображенском соборе Чернигова.


Первоначально историки называли такие съезды кня­жескими. Княжеские съезды считались особенностью по­литического строя Киевской Руси с середины XI в. (т.е. после смерти князя Ярослава). Рассматривая террито­риальную структуру Киевской Руси в этот историчес­кий период как союз князей, ряд историков (например, В.

И. Сергеевич) считали съезды союзным органом, «со­бранием независимых государей». Называя съездами со­вещания, в которых принимали участие только князья, в прежней историографии не обращали внимания на съез­ды боярства и называли их обычно вечевыми собраниями.

Феодальные съезды созывались в случаях, когда не­обходимо было решать вопросы исключительной полити­ческой важности, и притом так или иначе затрагивающие интересы широкого круга феодалов.

Феодальные съезды имели часто «общеземский» ха­рактер: в них принимали участие все князья или основ­ная масса князей. Наиболее яркими примерами подобных съездов были съезды в Любече и Уветичах. Ho были съез­ды, созываемые той или иной феодальной группировкой. Достаточно отметить созыв двух съездов Ростиславичами и Ольговичами в 1187 г.

B съездах могли принимать участие не только кня­зья, но и их представители. Несомненно, что так называе­мая Правда Ярославичей была обсуждена на подобном съезде: «Правда уставлена Роуськой земли, егда ся сово­купил Изяслав, Всеволод, Святослав, Коснячко, Перенег, Микыфор Кыянин, Чюдин, Микула». Были даже съезды, где под председательством великого князя совещались не князья, а только их представители. Так, статья о резах была принята на подобном съезде: «Володимер Всеволо- довичь по Святополце созва дружину свою на Бересто- вемь: Ратибора Киевьского тысячьского, Прокопью Бело- городьского тысячьского, Станислава Переяславьского тысячьского, Нажира, Мирослава, Иванка Чюдиновича Олгова мужа и уставили до третьего реза, оже емлеть в треть куны». (46 (53) Tp.).

Ha съездах присутствовали также боярство, дружи­на. Это подтверждается летописными данными. Напри­мер, рассказывая о съезде в Уветичах, летописец отмечал: «И сташа вся братья на коних; и ста Святополк со своею дружиною, а Давыд и Олег с своею разно, кроме себе» (Лав­рентьевская летопись, под 1100 г.). Рассказывая о Долоб- ском съезде, летописец указывал, что вопрос о походе на половцев решался на нем не столько князьями, сколько дружиной, и так характеризовал обстановку этого съезда: «Бог вложи в сердце князем Рускым, Святополку, и Воло- димеру, и снястася думать на Долобьске; и седе Свято- полк с своею дружиною, а Володимер с своею в единомь шатре».

Княжеская дружина принимала активное участие не только при обсуждении вопросов на съезде, но и в выпол­нении принятых решений. Например, после принятия ре­шения по делу князя Давыда, князья «послаша к Давыду мужа свое, Святополк Путяту, Володимер Орогостя и Pa- тибора, Давыд и Олег Торчина; послании же придоша к Давыдови и рекоша ему: «Ce ти молвять братья: не xo- чем ти дати стола Володимерского, зане ввергл еси ножь в ны, его же не було в Русскей земли».

По мере того как ослаблялись связи между отдель­ными русскими землями, общих, всерусских съездов, по­добно Любечскому и Уветичскому, уже не созывалось. Вме­сто них начали созываться феодальные съезды или отдельных территорий (нескольких княжений), или съез­ды одной земли-княжения.

Наиболее типичными феодаль­ными съездами подобного рода были съезды в Ростово­Суздальской земле, во время борьбы Владимира с Ростовом в 1158 и 1175 гг.: «Том же лете сдумавши ростовци и суздальци и володимерди вси, пояшаАндрея, сына Дюргева старейшего, и посадища и на отни столе, Ростове, и Сужда- ли, и Володимири, зане был прелюбим всеми за премногую его добродетель». Другим примером подобного съезда яв­лялся съезд владимирцев и переяславцев, направленный против Ярополка и избравший князьями Михалка и Все­волода (Суздальская летопись, под 1176 г.).

Какие вопросы решались на феодальных съездах? Строго очерченной компетенции съездов установить не­возможно. Они собирались для решения наиболее важ­ных вопросов, имевших общее значение для всей земли или нескольких княжений. Феодальные съезды отдель­ной земли-княжения собирались для решения наиболее важных вопросов данного княжения, когда руководящая феодальная группа главного города стремилась найти под­держку и других иногородних феодальных групп. Ha та­ких съездах рассматривались вопросы о распределении престолов при дроблении княжества, об избрании и изгна­нии князей, об «экзекуции» против князей, нарушивших договор, о заключении союзов, об объявлении войны и мира, об издании новых законов и изменении старых и т.д. Например, на одном из съездов была принята Правда Ярославичей. Bo всяком случае, компетенция съездов не ограничивалась какими-либо установленными нормами.

Как вообще все феодальные съезды, так и съезды в Киевской Руси созывались тогда, когда в них была надоб­ность. Следовательно, никакой периодичности в их созы­ве не было. Созывать съезды мог всякий, кто рассчитывал привлечь внимание к данному вопросу, кто обладал доста­точной силой и влиянием. Общерусские съезды созывали великие князья, так как только они одни могли организо­вать такие съезды. B период острой борьбы между фео­дальными группировками, претендующими на Киевский престол, такие съезды могли созываться вождями этих феодальных группировок.

He установилось, конечно, никаких твердых норм и относительно порядка заседаний съезда, порядка выпол­нения решений и т. д.

Значение вынесенных съездом решений определялось фактической поддержкой решений съезда его участника­ми. Феодальный съезд не обладал настоящей властью. Князь не был обязан выполнять принятое съездом реше­ние. Летопись приводит ряд примеров этого. Классичес­кий случай отказа от принятых решений мы встречаем в рассказе о походах против половцев, предпринятых по инициативе князя Святослава: «И тако совокупившеся вси князич русские пойдоша по Днепру, нелзе бо бяшеть инде ити, бе бо снег велик. И дойдоша до Снепорода и ту изимаша сторожи половецкые и поведаша вежи и стада половецкая у Голубого леса. Ярославу же не любо бысть далее пойти, и поча молвити брату Святославу: «He могу ити дале от Днепра, земля моя далече, а дружина моя изнемоглься». Рюрик же посла ко Ярославу и рече ему: «брате! тебе было не лепо измясти нам...» И бысть межи ими распря. Рюрик же много понуживая их и не може их повести. Святослав же, хоте итти с Рюриком, но не оста брата Ярослава. И возвратишася во свояси» (Ипатьевс­кая летопись, под 1178 г.).

B целом феодальные съезды в Киевской Руси по сво­ей организации и компетенции были тождественны фео­дальными съездам раннего западноевропейского средневе­ковья.

История знает много примеров того, как благие и разумные решения, способные направить развитие государства по благоприятному для него пути, остаются лишь пустыми декларациями, ввиду их злостного неисполнения. Одним из таких эпизодов прошлых веков является Любечский съезд князей, состоявшийся в 1097 году.

Роковая ошибка мудрого князя

Почувствовав в 1054 году близость кончины, Киевский князь Ярослав Мудрый принял давно уже вынашиваемое им решение - разделить территорию огромного, подвластного ему государства на несколько княжеств, во главе каждого из которых поставив своих детей.

Несмотря на все прежние заслуги, дававшие ему право именоваться Мудрым, это его решение никак нельзя назвать дальновидным, так как именно оно положило начало феодальной раздробленности Руси и многим последующим бедам.

Чтобы исключить возможное недовольство среди наследников, Ярослав, руководствуясь возрастным принципом, отдал Киев во владение старшему сыну Изяславу, а остальным пяти по убыванию возраста прочие земли - от Черниговской, полученной Святославом, до Владимир-Волынской, ставшей вотчиной Игоря. В общем, хотелось престарелому князю сделать как лучше, а вышло…

Начало княжеских междоусобиц

Сразу после его кончины начались между наследниками раздоры, перешедшие в открытую вражду, нередко приводящую к кровопролитию. Не остались в стороне от неё и простые люди, понесшие основные тяготы княжеских междоусобиц. Именно на их долю выпало больше всего страданий и горя. Усугубляли же бедственность положения постоянные набеги половцев, воспользовавшихся ослаблением государства и не встречавших со стороны удельных князей организованного сопротивления.

В сложившейся обстановке необходимо было принимать срочные меры, для обсуждения которых Владимир Мономах, являвшийся ещё при жизни Ярослава Мудрого его правой рукой, предложил братьям собраться вместе и мирно решить все вопросы. Местом общей встречи, вошедшей в историю как Любечский съезд князей, был выбран расположенный на берегу Днепра одноименный город, вблизи которого помещалась родовая усадьба Владимира Мономаха.

Попытка решения разногласий

Для участия в решении важнейших вопросов того времени, кроме сыновей Ярослава Мудрого и прочих его родственников, в Любеч съехались также все наиболее знатные князья. Таким образом, Любечский съезд (1097 год) стал форумом, в работе которого приняла участие вся политическая элита конца XI века.

После длительных обсуждений, споров, клятв и взаимных упрёков был выработан ряд решений, делавших честь участникам совещания трезвостью подхода к обсуждаемым проблемам. Запись о них сохранилась в знаменитой «Повести временных лет» - летописном своде, составленном в начале XII века монахом Киево-Печерской лавры Нестором.

Постановления съезда

Киевский летописец, в частности, сообщает, что Любечский съезд обозначил границы владения каждого из Рюриковичей и обязал их неукоснительно соблюдать принятое решение, не претендуя при этом на чужие владения. В случае же попыток с чьей-либо стороны посягнуть на земельную собственность соседа, виновник будет считаться преступником, и его действия должны пресекаться силами объединённого ополчения прочих князей.

В случае же очередных набегов кочевников Любечский съезд вменил в обязанность каждому из собравшихся Рюриковичей участие в их совместном отражении. Этот пункт был особенно важен, поскольку на тот момент установилась порочная практика не только уклоняться от помощи подвергшемуся нападению соседу, но и использовать половцев в междоусобной борьбе для ослабления возможных конкурентов.

Значение Любечского съезда заключается ещё и в том, что одним из пунктов его решений было узаконено наследственное владение землёй, переходящей от отца к сыну. Такое решение, по замыслу его авторов, должно было положить конец территориальным спорам и борьбе за власть. Даже несмотря на то, что в полной мере этого не произошло, оно стало одним из важнейших законодательных актов Средневековья, поскольку на его основе впоследствии оформилось крупное феодальное землевладение.

Распределение земельных владений

В целом же разделение спорных на тот момент земель свелось к тому, что Матерь городов русских - Киев, а в придачу к нему Пинск и Туров достались старшему из князей - Святополку. Ему был также дарован титул Великого князя. Инициатор съезда Владимир Мономах получил во владение Переяславское княжество, а вместе с ним Суздальско-Ростовскую землю, Белоозеро и Смоленск.

Два Святославовича - Давид и Олег - завладели Тмутараканью, Рязанью, Муромом и Черниговом, а князь Давид Игоревич - Луцком и Владимиром-Волынским. Младший же из всех - Василько Ростиславович - стал хозяином Червени, Теребовля и Перемышли.

Завершился Любечский съезд, как и заведено на Руси, всеобщим целованием креста, которое должно было свидетельствовать о готовности каждого из присутствующих свято соблюдать принятые решения. Однако, как показали последующие события, этой готовности хватило ненадолго, и данные клятвы оказались забыты.

Печальный результат клятвопреступления

Решения Любечского съезда князей способствовали прекращению междоусобиц лишь на левобережье Днепра, но не смогли помешать начавшейся вскоре войне за юго-западной территории, часть которых отошла к Васильку Ростиславовичу. Коварным агрессором оказался присутствовавший на съезде и вместе со всеми целовавший крест Давид Игоревич. Он не только посягнул на чужие владения, но и, захватив в плен, ослепил их законного владельца, князя Василько.

Дурной пример, как известно, заразительный, и через непродолжительное время уже Великий Киевский князь Святополк запятнал себя клятвопреступлением, напав на Волынь и Перемышль. Вскоре вслед за этим запылал и весь юго-запад Руси.

Таким образом, решения, которые принял состоявшийся в 1097 году Любечский съезд, в большинстве своём не были соблюдены, и русская земля вновь обагрилась кровью междоусобных войн. Не став единым монолитным государством, она и впредь продолжала подвергаться набегам кочевников, а через полтора столетия оказалась под ярмом татаро-монгольского ига.