Рефераты Изложения История

Занятия с детьми старшей возрастной группы по ознакомлению с пространственными отношениями «Одаренный ребенок. Любопытные правила ориентирования на местности Ориентирование по компасу

Одним из важнейших направлений в педагогике является патриотическое воспитание. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем, городом, улицей.

Поэтому одним из приоритетных направлений работы в нашей группе стало знакомство с нашим городом, в частности творческий проект «Путешествие по улицам нашего города».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Информационно-практико-ориентированный проект «Путешествие по улицам нашего города» Протвино 2015 Выполнила: воспитатель 1-ой квалификационной категории Мамыкина И.И.

О проекте Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители. Классификация проекта - долгосрочный (годовой)

Актуальность Одним из важнейших направлений в педагогике является патриотическое воспитание. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем, городом, улицей. Поэтому одним из приоритетных направлений работы в нашей группе стало знакомство с нашим городом, в частности творческий проект «Путешествие по улицам нашего города».

Цель проекта Приобщение детей к истории и культуре родного города через знакомство с улицами ближайшего окружения.

Задачи 1. Воспитывать у детей любовь к родному городу. 2. Расширять представления детей об истории улиц родного города, обогащать словарный запас и связную речь. 3. Формировать пространственные представления у детей, умения ориентироваться на улицах родного города, используя карты и схемы. 4. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком. 5. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности через формирование представлений об улицах родного города. 6. Научить применять полученные знания в практической деятельности.

Ожидаемый результат Для детей: Начальное формирование знания об улицах родного города, их истории, достопримечательностях. Представление об ориентировании на основе карты, схемы. Способность организовать сюжетно-ролевые игры на основе полученных знаний. Для родителей: Повышение интереса к совместной деятельности детей, педагогов и родителей. Позитивные изменения в стиле взаимодействия ребенок-родитель.

I этап - подготовительный Мероприятия: Опрос и беседы, выявляющие знания и представления дошкольников и родителей о том, в честь кого названа улица, на которой они живут. Оформление родительского уголка с рекомендациями по теме проекта. Подбор дидактических пособий, демонстрационного материала, методической литературы, книг по теме проекта. Сбор фотографий, иллюстраций, книг, календарей, открыток с видами города. Планирование работы по месяцам.

Месяц Содержание работы Цель Сентябрь 1 Сбор фотографий, иллюстраций, книг, календарей, открыток с видами города. Вызвать интерес детей к проекту «Улицы нашего города» 2 Знакомство с историей родного города Закрепить знания детей об улицах, достопримечательностях родного города. 3 Оформление альбома «Мой родной город» Закреплять знания детьми улиц города, жилых кварталов. Поддержание интереса к проекту. 4 Целевая прогулка на Детский пр-д Расширять представления детей об истории улиц родного города, обогащать словарный запас и связную речь. II этап - основной Октябрь 1 НОД «Имена наших улиц» - Познакомить детей с историей улиц; - Прививать любовь к своему городу, чувство гордости. 2 Дидактическая игра «Экскурсия по городу» Закреплять навыки ориентировки, знания административных и культурных зданий, жилых кварталов. 3 Вечер стихов о Протвино - Воспитывать интерес к литературе; - Закреплять умение слушать, запоминать, понимать стихи. 4 Целевая прогулка на Сосновый пр-д и «Сказочный городок» Закреплять знания детьми улиц города, жилых кварталов Вызвать интерес у детей путешествовать по карте Ноябрь 1 Беседа «По улицам нашего города». Познакомить детей с историей наших улиц, прививать любовь к своему городу. 2 НОД «Что было раньше, что сейчас» - Используя фотографии, открытки, показать разницу, как выглядел город раньше и как выглядит сейчас; - Привить любовь к родному краю, воспитывать чувство гордости за свой город. 3 Клуб знатоков «Знаешь ли ты свой город?» Выявить знания и представления детей о названиях улиц нашего города. 4 Целевая прогулка на Парковый пр-д Формировать пространственные представления у детей, умения ориентироваться на улицах родного города, используя карты и схемы.

Декабрь 1 Составление рассказов «Улица на которой я живу» Формировать умение составлять рассказ, умение слушать 2 Разучивание стихотворений о городе Закрепить знания детей о родном городе 3 Настольно-печатная игра «Расскажи про свой город». Обогащение знаний об объектах социальной и культурной сферы, находящихся в городе 4Экскурсия на улицу Школьная Закреплять навыки ориентировки, знания административных и культурных зданий, жилых кварталов. Январь 1 Чтение рассказов о городе и улицах Развивать интерес к родному городу и его достопримечательностях. 2 Игра «Путешествие по городу». - Закрепить знания детей по теме «Улицы города»; - Вызвать интерес у детей путешествовать по карте. 3 Аппликация «Улицы нашего города ». Закрепить навыки композиционного построения рисунка 4 Целевая прогулка на улицу «Победа» - Площадь Алеева Е.А. Познакомить детей с историей улицы. Прививать любовь к своему городу, посёлку, чувство гордости за своих земляков. Февраль 1 Презентация «Улицы нашего города» Прививать любовь к своему городу, закреплять знания детьми улиц ближайшего окружения. 2 Речевая игра «Кто больше назовёт улиц» Вовлечение детей в активную познавательную деятельность, активизировать речь детей. 3 Викторина «Наш город». Обобщить знания детей о своем городе, о его улицах; 4 Целевая прогулка на улицу «Победа»- парк «Мирабель» Закрепить знания детей о природе, о составных частях улицы (проезжая часть, тротуар, здания), о местоположении улицы, ее названии.

Март 1 Дидактические игры «Путешествие по улицам нашего города» Закрепить знания детей по теме «Улицы нашего города» 2 Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу» Вызвать интерес у детей путешествовать по карте. 3 НОД «Улица на которой я живу» Обобщить знания детей о своем городе, о его улицах. Познакомить детей с историческими местами, достопримечательностями, красотами нашего города. Апрель 1 Чтение художественной литературы С. Михалков "Моя улица", "Мой город" Развитие умения слушать и запоминать информацию. 2 Просмотр видеофильмов, фотографий о городе. Привить любовь к родному краю, воспитывать чувство гордости за свой город. 3 Дидактические игры «Вот моя улица, вот мой дом» Закрепить знания детьми улиц на которых они проживают. 4 Экскурсия на улицу «Центральный пр-д 5 » Детская библиотека. Закрепить знания детей об улицах, достопримечательностях родного города; Май 1.Дидактическая игра «Узнай здание по описанию». Закрепит знание детей об административных, культурных, жилых зданиях. 2.Поход к рубежу Славы в честь 70-ти летия победы в Великой Отечественной Войне. Формировать патриотическое сознание. Способствовать вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком. 3.Речевая игра «Кто больше назовет улиц» Вовлечение детей в активную познавательную деятельность. 4 .Праздничное карнавальное шествие посвященное Дню города. Прививать любовь к своему городу. Обогащать детско - родительские отношения опытом совместной деятельности.

III этап - итоговый Итоговое мероприятие: приглашение родителей и детей на презентацию продуктов проекта. Презентация "Наше путешествие по городу" Повышение интереса к совместной деятельности детей, педагогов и родителей Выставка рисунков «Улица, на которой я живу» (совместная работа детей и родителей) Обобщить знание детей о своей улице и городе.

Планируемый результат проекта Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей, формированию патриотических чувств у дошкольников. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей как граждан своего города и страны. Родители вместе с детьми представили интересные работы по теме проекта и дети самостоятельно вели рассказ сопровождая показом своих рисунков и фотографий. Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребёнку. В дальнейшем мы планируем продолжить работу по этой теме и создать банк данных по истории улиц нашего города и познакомиться с административно- культурной частью города.

Используемая литература: 1 . Позднякова Е. А. «Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении»./г. Волгоград, Издательство «Учредитель» 2007г. 2. Кереева Т. И. «Люби и знай свой отчий край» Москва 2006г. 3. Арнаутова Е. П. «Основы Сотрудничества педагога с семьёй дошкольника» Москва 1994г. 4. Кондрыхинская Л. А. «С чего начинается Родина? » (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) М: ТЦ Сфера 2004г.

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОДНОМУ ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКИЙ САД № 3 «НЕЗАБУДКА»

Муниципальный семинар

«Детский туризм в ДОУ –

инновационный подход к сохранению и укреплению здоровья детей»

Информационно-практико-ориентированный проект «Путешествие по улицам нашего города»

Выполнила:

воспитатель 1-ой квалификационной категории

Мамыкина И.И.

Г.Протвино 2015г.

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители.

Классификация проекта - долгосрочный (годовой)

Актуальность проекта.

Одним из важнейших направлений в педагогике является патриотическое воспитание. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем, городом, улицей.

Поэтому одним из приоритетных направлений работы в нашей группе стало знакомство с нашим городом, в частности творческий проект «Путешествие по улицам нашего города».

Цель проекта:

Приобщение детей к истории и культуре родного города через знакомство с улицами ближайшего окружения.

Работая над проектом, выполняются следующие поставленные задачи:

1. Воспитывать у детей любовь к родному городу.

2. Расширять представления детей об истории улиц родного города, обогащать словарный запас и связную речь.

3. Формировать пространственные представления у детей, умения ориентироваться на улицах родного города, используя карты и схемы.

4. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком.

5. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности через формирование представлений об улицах родного города.

6. Научить применять полученные знания в практической деятельности.

Ожидаемый результат:

Для детей:

Начальное формирование знания об улицах родного города, их истории, достопримечательностях.

Представление об ориентировании на основе карты, схемы.

Способность организовать сюжетно-ролевые игры на основе полученных знаний.

Для родителей:

Повышение интереса к совместной деятельности детей, педагогов и родителей.

Позитивные изменения в стиле взаимодействия ребенок-родитель.

Каждый проект предполагает этапы:

I этап – подготовительный .

Мероприятия:

  1. Опрос и беседы, выявляющие знания и представления дошкольников и родителей о том, в честь кого названа улица, на которой они живут.
  2. Оформление родительского уголка с рекомендациями по теме проекта.
  3. Подбор дидактических пособий, демонстрационного материала, методической литературы, книг по теме проекта.
  4. Сбор фотографий, иллюстраций, книг, календарей, открыток с видами города.

На втором основном этапе проекта мы разработали план и перешли к его практической части.

II этап – основной

Месяц

Цель

Сентябрь

1 Сбор фотографий, иллюстраций, книг, календарей, открыток с видами города.

Вызвать интерес детей к проекту «Улицы нашего города»

2 Знакомство с историей родного города

Закрепить знания детей об улицах, достопримечательностях родного города.

3 Оформление альбома «Мой родной город»

Закреплять знания детьми улиц города, жилых кварталов.

Поддержание интереса к проекту.

4 Экскурсия на улицу «Детский пр-д»

Расширять представления детей об истории улиц родного города, обогащать словарный запас и связную речь.

Октябрь

1 НОД «Имена наших улиц»

Познакомить детей с историей улиц;

Прививать любовь к своему городу, чувство гордости.

2Дидактическая игра «Экскурсия по городу»

3 Вечер стихов о Протвино

Воспитывать интерес к литературе;

Закреплять умение слушать, запоминать, понимать стихи.

4 Целевая прогулка – улица Сосновый пр-д «Сказочный городок»

Закреплять знания детьми улиц города, жилых кварталов

Ноябрь

1 Беседа «По улицам нашего города».

Познакомить детей с историей наших улиц, прививать любовь к своему городу.

2 НОД «Что было раньше, что сейчас»

Используя фотографии, открытки, показать разницу, как выглядел город раньше и как выглядит сейчас;

Привить любовь к родному краю, воспитывать чувство гордости за свой город.

3 Клуб знатоков «Знаешь ли ты свой город?»

Выявить знания и представления детей о названиях улиц нашего города.

Формировать пространственные представления у детей, умения ориентироваться на улицах родного города, используя карты и схемы.

Декабрь

1 Составление рассказов «Улица на которой я живу»

Формировать умение составлять рассказ, умение слушать

2 Разучивание стихотворений о городе

Закрепить знания детей о родном городе

3 Настольно-печатная игра «Расскажи про свой город».

Обогащение знаний об объектах социальной и культурной сферы, находящихся в городе

4Экскурсия на улицу «Школьная»

Закреплять навыки ориентировки, знания административных и культурных зданий, жилых кварталов.

Январь

1 Чтение рассказов о городе и улицах

Развивать интерес к родному городу и его достопримечательностях.

2 Игра «Путешествие по городу».

Закрепить знания детей по теме «Улицы города»;

Вызвать интерес у детей путешествовать по карте.

3 Аппликация «Улицы нашего города».

Закрепить навыки композиционного построения рисунка

4 Целевая прогулка на улицу «Победа» и к спортивному комплексу «Импульс»

Познакомить детей с историей улицы.

Прививать любовь к своему городу, посёлку, чувство гордости за своих земляков.

Февраль

1 Презентация «Улицы нашего города»

Прививать любовь к своему городу, закреплять знания детьми улиц ближайшего окружения.

2 Речевая игра «Кто больше назовёт улиц»

Вовлечение детей в активную познавательную деятельность, активизировать речь детей.

3 Викторина «Наш город».

Обобщить знания детей о своем городе, о его улицах;

4 Целевая прогулка на улицу «Победа»- парк «Мирабель»

Закрепить знания детей о природе, о составных частях улицы (проезжая часть, тротуар, здания), о местоположении улицы, ее названии.

Март

1 Дидактические игры «Путешествие по улицам нашего города»

Закрепить знания детей по теме «Улицы нашего города»

2 Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу»

Вызвать интерес у детей путешествовать по карте.

3 НОД «Улица на которой я живу»

Обобщить знания детей о своем городе, о его улицах.

Познакомить детей с историческими местами, достопримечательностями, красотами нашего города.

4 4 Экскурсия на улицу «Гагарина»

Закрепить знания детей о природе, о составных частях улицы (проезжая часть, тротуар, здания, палисадники), о местоположении улицы, о ее названии.

Апрель

1 Чтение художественной литературы С. Михалков "Моя улица", "Мой город"

Развитие умения слушать и запоминать информацию.

2 Просмотр видеофильмов, фотографий о городе.

Привить любовь к родному краю, воспитывать чувство гордости за свой город.

3 Дидактические игры «Вот моя улица, вот мой дом»

Закрепить знания детьми улиц на которых они проживают.

4 Экскурсия на улицу «Парковый пр-д»

Закрепить знания детей об улицах, достопримечательностях родного города;

Май

1.Дидактическая игра «Узнай здание по описанию».

Закрепит знание детей об административных, культурных, жилых зданиях.

2. Целевые прогулки к местам Боевой славы.

  • Поход к рубежу Славы;
  • Просмотр реконструкции военного сражения на рубеже;
  • Участие в Бессмертном полку в честь 70-ти летия победы в Великой Отечественной Войне.

Формировать патриотическое сознание. Способствовать вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком.

3.Речевая игра «Кто больше назовет улиц»

Вовлечение детей в активную познавательную деятельность.

4 .Праздничное карнавальное шествие посвященное Дню города (55 летие).

Прививать любовь к своему городу. Обогащать детско - родительские отношения опытом совместной деятельности.

III этап - итоговый

Результат проекта:

Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей, формированию патриотических чувств у дошкольников. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей как граждан своего города и страны. Родители вместе с детьми представили интересные работы по теме проекта и дети самостоятельно вели рассказ сопровождая показом своих рисунков и фотографий. Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребёнку. В дальнейшем мы планируем продолжить работу по этой теме и создать банк данных по истории улиц нашего города и познакомиться с административно- культурной частью города.

Используемая литература:

1. Позднякова Е. А. «Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении»./г. Волгоград, Издательство «Учредитель» 2007г.

2. Кереева Т. И. «Люби и знай свой отчий край» Москва 2006г.

3. Арнаутова Е. П. «Основы Сотрудничества педагога с семьёй дошкольника» Москва 1994г.

4. Кондрыхинская Л. А. «С чего начинается Родина? » (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) М: ТЦ Сфера 2004г.


На этом видеоуроке изучению представлена тема «Ориентирование на местности по плану». Все желающие смогут научиться пользоваться планом местности. Учитель расскажет, какие бывают основные и второстепенные стороны горизонта, что такое азимут, как его определить, как правильно производить ориентирование на местности по плану и какие существуют методы определения сторон горизонта.

Тема: План и карта

Урок: Ориентирование на местности по плану

1. Введение

Цель урока: выяснить, какие бывают стороны горизонта, что такое азимут и как его определять, научиться определять стороны горизонта.

В географии стороны горизонта (света) - основные направления из четырех (север, юг, запад, восток).

Направления «север» и «юг» определяются полюсами Земли, а «восток» и «запад» связаны с вращением планеты вокруг своей оси.

Кроме разбиения горизонта на четыре направления - север, юг, запад, восток, - по мере развития задач ориентирования вводились дополнительные разбиения с промежуточными направлениями: северо-запад, северо-восток, юго-запад, юго-восток; всего направлений стало восемь.

Позже вводились следующие промежуточные разбиения: северо-северо-запад (ССЗ), запад-северо-запад (ЗСЗ) и т. д. с доведением числа направлений до 16.

Рис. 1. Стороны горизонта

3. Ориентирование

Ориентирование - умение определять стороны горизонта; определение своего местоположения относительно сторон горизонта.

Ориентироваться можно по Солнцу, по звездам, по местным признакам, по объектам природы. Сначала определяется направление на север.

Рис. 2. Определение сторон горизонта по полуденному Солнцу (тень падает на север)

Наилучший способ ориентирования - с помощью компаса. Чтобы определить по компасу стороны горизонта (приблизительно, без учета магнитного склонения), нужно отпустить тормоз магнитной стрелки и установить компас горизонтально. Затем повернуть его так, чтобы северный конец магнитной стрелки оказался против буквы С, которая обозначает север. При таком положении компаса буквы В, 3 и Ю укажут соответственно направления на восток, запад и юг. В любом из этих направлений можно выбрать на местности какой-либо ориентир, который в дальнейшем будет использован для ориентирования в движении.

Рис. 3. Компас

Это угол между направлением на север и направлением на изучаемый предмет, отсчитываемый по часовой стрелке. Измеряется в градусах.

Рис. 4. Азимут

5. Направление на плане

Планы и карты ориентированы на север, т. е. сверху северное направление, снизу - южное. Кроме того, направление сторон горизонта часто показывается стрелками.

Рис. 5. План с направлением «cевер-юг»

6. Способы ориентирования

Существуют различные способы ориентирования:

В северных широтах в летние ночи от близости зашедшего Солнца к горизонту северная сторона неба - самая светлая, южная - более темная. Самое высокое положение Солнца определяется по длине самой короткой тени, что соответствует полудню, а ее направление в северном полушарии указывает на север (см. рис.). Это соответствует действительности только между Северным полюсом и Северным тропиком.

Правило применимо в следующих случаях:

а) когда Солнце находится в зените (тень в основании предмета);

б) на экваторе, где полуденная тень полго-да направлена на север (с 24 сентября по 20марта) и полгода на юг (с 21 марта по 23 сен-тября);

в) в широтах между экватором и тропика-ми, где тень также меняет направление. В южном полушарии, наоборот, тень указывает на юг.

Рис. 6. Ориентирование по Солнцу

С относительной точностью стороны горизонта можно определить по Солнцу с помощью часов. Для этого, держа часы горизонтально, нужно повернуть их так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. В этом случае биссектриса угла между часовой стрелкой и направлением на цифру 12 на циферблате покажет на юг. Следует помнить, что до полудня надо делить угол на циферблате, который часовая стрелка должна пройти до 12 часов после полудня - тот угол, который она прошла после 12 часов.

Рис. 7. Ориентирование по Солнцу с помощью часов

Безоблачной ночью стороны горизонта легче всего определить по Полярной звезде, всегда указывающей направление на север с точностью до 1°.

Солнце восходит на востоке, а садится на западе.

Рис. 8. Различные способы ориентирования

При отсутствии компаса стороны света можно определить следующим образом: кора большинства деревьев грубее и темнее на северной стороне; на деревьях хвойных пород смола более обычно накапливается с южной стороны; годовые кольца на свежих пнях с северной стороны расположены ближе друг к другу; с северной стороны деревья, камни, пни и т. д. раньше и обильнее покрываются лишайниками, грибками; муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней и кустов, южный скат муравейников пологий, северный - крутой; летом почва около больших камней, строений, деревьев и кустов более сухая с южной стороны; у отдельно стоящих деревьев кроны пышнее и гуще с южной стороны; алтари православных церквей, часовен и лютеранских кирок обращены на восток, а главные входы расположены с западной стороны; приподнятый конец нижней перекладины креста церквей обращен на север.

Рис. 9. Мох на дереве с северной стороны

Домашнее задание

Параграф 6.

1. Какие основные стороны горизонта вы знаете?

Список литературы

Основная

1. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. - 10-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 176 с.

2. География. 6 кл.: атлас. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, ДИК, 2011. - 32 с.

3. География. 6 кл.: атлас. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, ДИК, 2013. - 32 с.

4. География. 6 кл.: конт. карты. - М.: ДИК, Дрофа, 2012. - 16 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А. П. Горкин. - М.: Росмэн-Пресс, 2006. - 624 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. География: начальный курс. Тесты. Учеб. пособие для учащихся 6 кл. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 144 с.

Спортивное ориентирование – неолимпийский, но популярный вид спорта . Задачей ориентировщиков является прохождение контрольных пунктов в заданном, произвольном или полупроизвольном порядке. Побеждает тот, кто пройдет дистанцию быстрее (иногда с учетом штрафного времени) или же наберет наибольшее количество очков.

О видах соревнований, экипировке, истории, спортивном ориентировании на конвертах, марках и тортах, а также другие интересные факты поведает сегодня

Чтобы ориентировщиком стать…

Как и любой вид спорта , ориентирование требует определенного снаряжения . Обязательно понадобятся компас, специальная крупномасштабная схема местности (спортивная карта), легенды, чипы для отметки (SFR, SportIdent, Emit) и, конечно же, удобный спортивный костюм.

В зависимости от вида спортивного ориентирования , дополнительно необходимы шиповки (ориентирование бегом), фонарь (ночное ориентирование), планшет (лыжное и велоориентирование), лыжи и палки или же велосипед.

История и виды спортивного ориентирования

Еще со времен Древнего Мира люди развивали собственные умения и навыки ориентирования на местности, которое в конце XIX века перешло в вид спорта . Первооткрывателями соревнований стали военные гарнизоны Великобритании, Норвегии и Швеции.

Первые масштабные гражданские первенства по ориентированию провел норвежский клуб Тьалве недалеко от Осло в 1897. А уже в 1918 — Президент Стокгольмской Любительской Спортивной Ассоциации Эрнст Килландер модифицировал военный опыт, придумав соревнования по пересеченной местности. Спортсмены должны были пробежать по собственному маршруту, используя карту и компас. К 1934 году это явление распространилось в Швейцарии, СССР и Венгрии. А начало Второй мировой войны совпало с датой основания ежегодных национальных соревнований для мужчин и женщин Швеции, Норвегии и Финляндии.

21 мая 1961 года на конгрессе в Копенгагене была основана Международная федерация спортивного ориентирования , которая и сегодня руководит четырьмя видами спортивного ориентирования:

  • Первый Чемпионат мира (ЧМ) по ориентированию бегом был проведен в 1966 году.
  • С 1975 в ЧМ выделилось спортивное ориентирование на лыжах . Его особенностью является то, что на карте при соревнованиях в заданном направлении нанесены лыжни и показаны виды лыжней в отношении скорости передвижения.
  • 2002 год стал дебютным для ЧМ по спортивному ориентированию на велосипедах . Где на спортивной карте показаны виды дорог в отношении скорости проезда.
  • ЧМ по точному ориентированию (ориентированию по тропам) проводятся с 2004 года. Это, пожалуй, самый сложный вид ориентирования. Участник лишь может выбрать, как ему стартовать: пешком (бегом), на велосипеде или на одноместной коляске. Далее он двигается только по разрешенным участкам местности и должен идентифицировать какой/никакой из контрольных пунктов обозначен в карте.

Наш адрес не дом и не улица, наш адрес…

Luise-Finke-Weg…

В 2011 году одну из улиц Ганновера (Германия) назвали в честь выдающейся ориентировщицы Луисэ Финке (Luise Finke ). Начав заниматься этим спортом в возрасте «за 40», она стала первооткрывательницей спортивного ориентирования начала 60-х годов в ФРГ. А в последние годы своей жизни, давала фору соперницам на 30 лет младше и ушла из жизни в 85. А кто из украинок-оринтировщиц известен вам?

Спортивное ориентирование на марках

Марки , посвященные спортивному ориентированию, составляют отдельный подраздел спортивной филателии или картофилии – тематического коллекционирования.

Первые почтовые марки были посвящены второму чемпионату мира по спортивному ориентированию (World Orienteering Championships) 1968 года в Швеции. Также выпушены почтовые марки по случаю чемпионата Европы 2008 года, юниорского чемпионата мира 2003 года, эстафеты Юкола 2009. А на филателистической выставке LAPOEX 2010 в Финляндии представили марку с изображением финской ориентировщицы Минны Кауппи.

Всего в мире 16-18 разновидностей марок , посвященных спортивному ориентированию. Их создали представители Швеции, ГДР, Дании, Болгарии, Финляндии, Аландских островов, Швейцарии, Эстонии и Латвии.

Система игровых упражнений

I этап
(Занятия с детьми 4 лет)

1. Упражнения, выполняемые в групповом помещении и дома:

    «Покажи и назови, что расположено впереди (сзади, слева, справа)»;

    «Объясни, где лежит игрушка»;

    «Возьми пирамидку и поставь на полку справа»;

    Задание: найти игрушку в комнате по словесному указанию взрослого (например: «Иди прямо, у стола поверни налево, подойди к крайнему окну и справа ищи куклу»);

    Различные задания найти предмет по числу шагов.

2. Аналогичные задания, выполняемые на территории детского сада и во дворе дома:

    Ознакомительная экскурсия по участку детского сада и двору дома (задача: сформулировать, где что расположено по отношению к ребенку);

    Нахождение игрушки по словесному указанию взрослого (например: «Пройди прямо по дорожке до песочницы, сверни налево, пройди до домика, там найдешь игрушку»).

II этап
(Занятия с детьми 5 лет)

1. Работа с макетом кукольной комнаты с мебелью (совместное рассматривание кукольной комнаты и изображение ее взрослым с помощью простейших геометрических фигур).

2. Создание взрослым при активной помощи детей карты-схемы игровой или жилой комнаты, границами которой являются стены с окнами и дверями.

3. Беседа с рассматриванием карты-схемы помещения. Задания: показать и назвать предмет в комнате, найти его изображение на карте-схеме (в качестве помощника можно использовать цвет).

4. Индивидуальное составление детьми карты-схемы группы или своей комнаты на листе бумаги. (Необходимая помощь взрослого - в соблюдении масштаба схемы.)

5. Упражнения с картой-схемой.

    Взрослый пунктирной линией изображает на карте-схеме маршрут, по которому предлагается «пройти» ребенку.

    Соревнования: кто быстрее и точнее пройдет свой маршрут.

Важные подсказки:
при передвижении карту-схему нужно держать перед собой так, чтобы ее главные детали - стены, окна, двери - совпадали с их подлинным расположением;
постоянный ориентир: сначала посмотри на дверь.

    Игры «Найди, где спрятались игрушки», «Расставь игрушки так, как указано на карте-схеме».

6. Ориентирование на участке детского сада (во дворе дома).

    Изучение условных обозначений деревьев, кустов, оборудования, расцветка обозначений.

    Составление плана участка взрослым и детьми.

    Упражнения: «Пройти по нашему участку от веранды к песочнице, двигаясь при этом в соответствии с изображенными на карте стрелками», «Как проехать от веранды до песочницы?».

    Совместное составление взрослым и детьми карты-схемы двух-трех групповых участков.

    Составление «малых» карт каждым желающим ребенком.

    Игра с картой.

Площадка условно делится на 4 маршрута: например, красный, синий, желтый, зеленый. В качестве ориентиров на маршрутах размещены знакомые детям предметы или игрушки указанных четырех цветов. На карте-схеме маршруты изображены цветовыми знаками, соответствующими размещенным ориентирам, которые одновременно являются сигналами поворотов на пути следования.
Каждому члену команды (команда состоит примерно из четырех детей) выдается карта, на которой нанесен предстоящий маршрут. Дети должны пройти по своему маршруту, запомнить ориентиры, а затем нарисовать их фломастерами на общей карте. Можно также проехать по маршруту на велосипеде.

    Самостоятельные игры типа «Казаки-разбойники»: одна из команд убегает, отмечая свое направление стрелками, другая ищет ее.

III этап
(Занятия с детьми 6 лет)

1. Изучение составленной взрослыми карты-схемы всей территории детского сада (можно ориентироваться на нескольких вариантах карт).

2. Совместное составление взрослым и детьми карты-схемы территории детского сада.

3. Упражнения по ориентированию на местности по уменьшенным картам. Сначала местом «старта» и «финиша» служат дверь, калитка или ворота, затем другие ориентиры.

    «Уличные лабиринты».

    «Охота на зверей». На маленькие картонки прикрепляются картинки с изображением разных хищных зверей. Картинки размещаются на территории детского сада, служа отметками маршрута. Перечень зверей на том или ином маршруте зарисовывается воспитателем на контрольной карточке. По мере прохождения маршрута дети собирают картинки с изображением зверей и отдают их взрослому для оценки выполнения задания.

    Упражнения на развитие памяти: на карте закрывается часть территории детского сада и детям предлагается нарисовать ее по памяти.

    Игра «Поиск сокровищ». Детям дается карта-схема двух участков с обозначением пункта, где спрятано «сокровище». Требуется найти «сокровище» по плану.

    Игры-соревнования на велосипедах по маршруту.

    Игра «Светофор»: участники следят за картой в руках взрослого: «зеленый» цвет означает быстрый бег, «желтый» - медленный, «красный» - остановку.

    Игры: «Самый наблюдательный», «Кто быстрее», «Следопыты», «Не заблудись», «Найди и запомни», «Самый внимательный».

4. Знакомство с компасом.

    Рассматривание, обследование, рассказ взрослого об устройстве прибора и его назначении.

    Упражнения и игры с компасом (выбор направления движения по компасу).

5. Ориентирование по солнцу, луне, звездам.

6. Ориентирование по природным явлениям, предметам.

7. Соревнования по ориентированию на участке детского сада.

8. Туристические прогулки в близлежащие парки.

9. Семейные туристические походы (пешие, велосипедные, автомобильные).

10. Возможная перспектива: проведение семейного туристического слета.

Ольга САПОЖНИКОВА,
старший воспитатель ДОУ № 213,
г. Ростов-на-Дону

Определение направлений точек горизонта обычно называют ориентировкой на местности.

Уметь ориентироваться на местности очень важно людям самых различных профессий, и вы легко можете научиться этому.

Удобнее и лучше всего ориентироваться по компасу.

Намагниченная стрелка компаса направляется одним своим концом в сторону севера. Для точной ориентировки по компасу надо знать, насколько стрелка не совпадает с направлением географического меридиана.

Угол между географическим меридианом и стрелкой компаса (склонение) можно определить по направлению полуденной линии (если она правильно проведена). Он обычно невелик. Если на Солнце большие пятна, то склонение компаса меняется. Это объясняется тем, что большие пятна являются отражением грандиозных физических процессов, происходящих на Солнце, а они влияют на земной магнетизм и на многие другие явления на Земле.

Если у вас нет компаса, можно ориентироваться по Солнцу, Луне и звездам.

Движение Солнца по небосводу хорошо известно. Всегда можно сообразить, в какой стороне небосвода находится Солнце. Но при этом надо помнить, что летом Солнце поднимается в полдень высоко, восходит на северо-востоке и заходит на северо-западе. Зимой же, наоборот, путь Солнца по небу невысокий, восход в юго-восточной части неба, заход в юго-западной. Кроме того, высота Солнца над горизонтом два раза в день бывает одинакова - до полудня и после полудня. Если час дня совершенно неизвестен, то остается единственный способ: понаблюдать, укорачиваются ли тени (до полудня), или удлиняются (после полудня).

Можно ориентироваться и по правильно идущим карманным часам. Для этого часы нужно держать в горизонтальном положении так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. Расстояние между часовой стрелкой и цифрой 1 на циферблате делится пополам. Если через полученную точку из центра циферблата мысленно провести прямую линию, она покажет направление юга.

Даже если небо закрыто облаками, иногда можно, осмотрев весь небосвод, найти место, которое все же остается наиболее светлым; здесь находится Солнце.

Самый вид Луны, ее фазы и положение на небе могут помочь ориентировке. Вовремя полнолуния Луна высоко движется по небосводу зимой и низко -- летом. За время от новолуния до полнолуния, когда Луна горбом обращена вправо, она видна в вечерние часы в западной стороне небосвода, а от полнолуния до новолуния - в восточной. Даем таблицу видимости Луны.

По виду Луны можно определить, в какой стороне от нее находится Солнце. Если горб Луны представить себе как изогнутый лук с натянутой тетивой, то стрела, наложенная на середину тетивы, будет направлена в сторону Солнца.

Можно ориентироваться по звездам, для этого надо найти по Большой Медведице Полярную звезду. Под ней и будет точка севера. Но небо не всегда бывает вполне ясным. Иногда оно закрыто облаками, а в просветах между ними видны другие созвездия. Если помнить главные созвездия вокруг Полярной звезды, то, заметив в просвете облаков одно из них, можно узнать, где приблизительно должна быть Полярная звезда. Если облака передвигаются и откроется другое созвездие, сделайте такое же определение и по нему, тогда более точно будете знать, где север.

Полярную звезду можно найти не только по двум звездам Большой Медведицы, на небе есть много звезд, по линии которых она находится.

На прилагаемой звездной карте стрелками указаны звезды созвездий, по которым можно найти Полярную звезду. Это удобно при полупасмурном небе.

Кроме того, можно ориентироваться и по положению этих созвездий над линией горизонта. Если, например, прямоугольник Пегаса, Орион, Лев видны с наклоном влево, то они находятся в юго-восточной части небосвода, если стоят прямо - над южной точкой горизонта, если вправо- над юго-западной.

Если вы знаете созвездия, то всегда сможете ориентироваться.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .