Рефераты Изложения История

Юрий рерих биография личная жизнь. Юрий Николаевич Рерих

Ю.Н.Рерих выдающийся русский востоковед, филолог, историк, искусствовед, этнограф, путешественник внёс огромный вклад в мировую тибетологию, индологию и монголоведение. Стремление к познанию неведомого, страсть к истории, к путешествиям, конным и пешим, способность к усвоению новых языков, художественный талант, открытость и любовь к людям были присущи ему с детских лет. Этому способствовало деревенское приволье его раннего детства на лоне поэтичной русской природы.

Юрий Николаевич был первенцем в семье Рерихов. Он родился 3 (16) августа 1902 года в Новгородской губернии близ села Окуловки в усадьбе Кунёво. Детские и отроческие годы будущего учёного прошли в Петербурге и на Валдае в атмосфере семьи, где интерес к духовной культуре Востока был очень велик. Проблемы Великого переселения народов, загадки рождения и гибели кочевых империй, тайны древних курганов и могильников Великой Евроазиатской степи - всё это с юношеских лет глубоко запало в сознание будущего востоковеда, непрестанно питая его творческое воображение. Уже с гимназии К. Мая древние культуры Египта и Вавилонии захватили воображение подростка. Начальному увлечению Востоком способствовали также занятия с выдающимся русским египтологом Б.А. Тураевым. Интересы юноши постепенно расширяясь, перешли от Ближнего Востока к отдельным районам Азии. Он начинает изучать монгольский язык и литературу с известным монголистом А.Д. Рудневым, и с той поры Центральная Азия всё больше и больше приковывает к себе его внимание.

С конца 1916 года семья Рерихов жила в Финляндии, затем, с нарастанием разрушительных революционных событий в России, переехала в Англию. В 1919 г. семнадцатилетний Юрий Николаевич поступил на индо-иранское отделение Школы восточных языков при Лондонском университете, где начал заниматься персидским языком и санскритом у профессора Денисона Росса. К этому времени он уже хорошо знал греческий, латынь, свободно владел многими европейскими языками. Свои занятия Юрий Николаевич продолжил в Америке, в Гарвардском университете, где углубил свои знания по санскриту у профессора Ч.Л. Ланмана. В то же время Юрий Николаевич начинает изучать пали и китайский язык. В 1922 гон закончил Гарвардский университет по отделению индийской филологии со степенью бакалавра. Завершает своё образование в 1923 гв Школе восточных языков при Сорбонне (крупнейшем центре европейского востоковедения). В результате Юрий Николаевич прекрасно усвоил санскрит, пали, тибетский, китайский, монгольский, иранский и ряд живых языков Индии.

В 1923-1928 гг. он принимает деятельное участие в Центрально-азиатской экспедиции, организованной его отцом. Пройдя по местам, совершенно не известным мировой науке, экспедиция успешно завершила эпопею больших исследовательских маршрутов по Центральной Азии, начатых ещё в XIX столетии Н.М. Пржевальским и Г.Н. Козловым и продолженных В.И. Роборовским, П.К. Козловым, У. Рокхилом и Свеном Гедином. В этой экспедиции Юрий Николаевич окончательно сформировался как учёный. Базируясь в Дарджилинге, экспедиция Н.К. Рериха проработала в Сиккиме (Индия) с конца 1923 гдо весны 1925 г. Одним из результатов была коллекция тибетских буддийских танок, писанных по шёлку, подробное описание которых было сделано Ю.Н. Рерихом в работе «Тибетская живопись». Во время работы в Сиккиме Юрий Николаевич впервые на практике применил свои знания тибетского языка, общаясь с местными учёными-ламами. В конце осени 1925 г. экспедиция начала своё движение из Ладакха через Каракорумский хребет в Синцьзян по одной из самых высоких караванных дорог мира. Подробности экспедиции описаны Юрием Николаевичем в книге «По тропам Срединной Азии». На протяжении всего долгого пути, полного трудностей, Юрий Николаевич был незаменимым помощником отца. Помимо научной работы на нём лежала почти вся организационная часть и вооружённая охрана экспедиции, вернувшейся в мае 1928 г. в Индию. Экспедиция позволила Юрию Рериху ближе узнать тибетский язык и диалекты, познакомиться с жизнью, обычаями и бытом кочевников, их культурой, провести большую исследовательскую работу, собрать богатейшие материалы.

По окончании экспедиции семья Рерихов поселилась в индийской долине Кулу. Юрий Николаевич возглавил основанный отцом Институт гималайских исследований «Урусвати», работа которого была направлена на комплексное изучение Востока (история, археология, ботаника, зоология, минералогия, антропология и др.). На протяжении двенадцати лет, с 1930 по 1942 гг. он был директором и душой института. Он предпринимает несколько экспедиций по Северной Индии, Кашмиру, Сиккиму, Ладакху, ведёт чрезвычайно интенсивную научно-исследовательскую работу. В 1931 г. в статье «Проблемы тибетской археологии» он даёт периодизацию археологических памятников и намечает новые объекты для исследования. В 1932 г. Ю.Н. Рерих публикует работу «К изучению Калачакры». В 1933 г. выходит статья «Тибетский диалект Лахула», посвящённая языку маленького княжества в Западных Гималаях. В 1934-1935 гг. Юрий Николаевич совершает вместе с отцом экспедицию по Северной Манчжурии, Барге и пустыне Гоби в предгорьях Хингана, а также посещает Японию. Работая в Западных Гималаях, Юрий Николаевич поддерживает живые научные контакты с крупнейшими востоковедами мира. Он редактирует «Журнал Урусвати», пишет большой труд по истории Центральной Азии, ряд монографий по тибетской филологии, составляет словарь тибетского языка. Одно из самых значительных научных достижений в этот период - «Голубые анналы» («Синяя летопись»). Это перевод и комментарии к одному из наиболее важных сочинений по истории Тибета, созданному в 1476-1478 гг. тибетским историком Го-Ло-цава Шон-ну-палом. Юрий Николаевич рассматривает Тибет не как изолированный горный район в центре Азии, а как особое место на планете, где находятся ключи к историческим судьбам многих народов. Особое внимание Юрий Николаевич уделял эпосу о Гэсэр-Хане. В 1942 г. он завершил работу «Сказание о царе Гэсэре из страны Линг», где обобщил все известные данные о Гэсэре. Многогранные интересы Юрия Николаевича Рериха как учёного охватывали индологию, тибетологию, монголоведение, иранистику и тюркологию в самых различных аспектах. В области тибетологии он разрабатывал направления истории, этнографии, археологии, лингвистики, литературы, историографии, истории религии, философии и искусства.

Ю.Н.Рерих (в центре)
на открытии выставки картин С.Н. Рериха

В 1948 г. после кончины отца Юрий Николаевич вместе со своей матерью Еленой Ивановной покидает долину Кулу и поселяется в Калимпонге - на границе с Сиккимом. Здесь он работает в местном университете, возглавляя научный семинар для аспирантов, публикует ряд своих новых исследований («Амдосское наречие» и др.), завершает перевод историко-географического памятника «Жизнь Дхармасвамы» о тибетском пилигриме, посетившем в XV в. Индию. Его избирают членом Королевского Азиатского общества в Лондоне, Азиатского общества в Бенгалии, Парижского географического общества, Американского Археологического и Этнографического обществ и многих других. Ю.Н. Рерих никогда не был кабинетным учёным. По завету Христа на известной картине Н.К. Рериха «Знаки Христа» - своими ногами пройти и своими руками добыть знание - именно так накопил он богатейший научно-исследовательский материал. Благодаря весьма широким личным связям отца, а также благодаря своему собственному научному и человеческому авторитету, Юрий Николаевич имел возможность обсуждать проблемы буддологии, буддизма и вообще индийской философии с такими выдающимися умами Индии, как Дж. Неру, С. Радхакришнан и многими другими. Беседы с известными пандитами, йогами, ламами, отсутствие у Ю.Н. Рериха каких бы то ни было языковых преград открыли ему глубину современной жизни древних культурных традиций Востока. Сквозь все эти годы пронёс он также глубочайшую любовь к России. Боль за судьбу отечества ярко проявилась в том, что летом 1941 года, когда гитлеровская Германия напала на Советский Союз, Юрий Николаевич немедленно послал телеграмму в Лондон И.М. Майскому, советскому послу в Англии, с просьбой зачислить его добровольцем в ряды Красной Армии. В годы второй мировой войны Ю.Н. Рерих принимал активнейшее участие в продвижении созданного по инициативе Н.К. Рериха Международного договора об охране научных и художественных учреждений и исторических памятников.

Ю.Н. и Е.И. Рерихи хотели вернуться в Россию ещё в конце 1940-х гг., чувствуя, что их место там, что их знания и помощь нужны, но в разрешении на въезд им было отказано. Юрий Николаевич приехал в Москву лишь осенью 1957 г., уже после смерти матери, по приглашению Н.С. Хрущева. Ему дали квартиру, вручили диплом доктора филологических наук. Всего два с половиной года прожил Рерих в Советском Союзе, когда внезапно смерть оборвала его замечательную, полную творческого горения жизнь. Однако и за этот небольшой срок он сделал очень много. Возглавляя Сектор истории религии и философии Индии Института народов Азии АН СССР, Рерих руководил работами по изучению, переводу и публикации древних философских памятников народов Востока, продолжал собственные научные изыскания. На Родине он успел опубликовать несколько работ, внёсших большой вклад в отечественное востоковедение. Возвращение Ю.Н. Рериха на Родину сыграло существенную роль в дальнейшем развитии русской школы «классической» индологии (буддология, история культуры и философии Индии), которая понесла столь значительные утраты со смертью таких выдающихся своих представителей, как С.Ф. Ольденбург, Е.Е. Обермиллер, Ф.И. Щербатской, а также молодых талантливых индологов и тибетологов В.С. Воробьёва-Десятовского и А.И. Вострикова. Возникшие ещё в 1930-х годах новые отрасли советской индологии (живые индийские языки, гражданская история и экономика Индии) были слабо связаны с изучением культурных традиций. За короткий срок Юрию Николаевичу удалось в значительной мере возродить отрасли «классической» индологии, оживить интерес к ней широких кругов учёных в смежных дисциплинах. Ю.Н. Рерих организовал преподавание тибетского языка и изучение тибетских источников. Он руководил всеми тибетологическими работами в Москве, Ленинграде и на периферии (особенно в Бурятской АССР). Он фактически возглавил исследование в области монгольского источниковедения и средневековой истории Монголии. В связи с этим следует отметить большую работу Ю.Н. Рериха над тибетоязычной монгольской исторической литературой, значительно расширяющей круг источников по истории Монголии. Ю.Н. Рерих в течение четверти века работал над созданием тибетско-санскритско-русско-английского словаря и подготовил его к опубликованию. Объём словаря достигает 98 авторских листов и не имеет себе равных в мировой тибетологии. Уже после смерти Ю.Н. Рериха в 1961 году в Москве увидела свет подготовленная им монография «Тибетский язык». После приезда в Советский Союз Ю.Н. Рерих опубликовал и подготовил к печати большое количество статей, связанных главным образом с историей политических и культурных связей народов Азии. Совместно с Н.П. Шастиной Ю.Н. Рерих написал статью «Грамота царя Петра I к Лубсан-тайджи и её составитель». В статье устанавливается, что грамота Петра I, написанная на монгольском языке тибетскими буквами, составлена знатоком «тангутского письма» Павлом Ивановичем Кульвинским. Эта публикация проливает свет на историю связей России со странами Азии. Большое внимание уделил Ю.Н. Рерих связям Тибета и Монголии. Этому вопросу он посвятил статьи «Монголо-тибетские отношения в XIII и XIV вв.» и «Монголо-тибетские отношения в XVI и начале XVII в.», широко использовав тибетские источники.

Деятельность Ю.Н. Рериха как монголоведа требует особого упоминания. Он написал статью о некоторых терминах «Сокровенного Сказания». Ю.Н. Рерих принимал также самое активное участие в организации и работе Первого Международного съезда монголоведов-филологов, где им был прочитан доклад о монгольских заимствованиях в тибетском языке.

В 1958 году Ю.Н. Рерих опубликовал статью «Основные проблемы тибетского языкознания», в которой как бы подводит итоги своей двадцатипятилетней работы в области тибетского языкознания. Особенно важно то, что в этой статье Ю.Н. Рерих наметил основные проблемы, над решением которых должны работать лингвисты-тибетологи - это, во-первых, изучение современных наречий и составление лингвистической карты; во-вторых, выяснение фонетического строя древнетибетского письменного языка, а также развитие тибетского письменного языка и его отношение к разговорному; в-третьих, освещение истории развития письменного языка и его отношения к разговорной стихии; в-четвертых, разработка тангутской проблемы; в-пятых, сравнительное изучение тибетских наречий и других тибето-бирманских языков. Ю.Н. Рерих оживил всю работу по переводу древних философских и литературных источников и начал преподавание ведийского языка. Благодаря его усилиям возродилась серия "Bibliotheca Buddhica", первым изданием которой стала «Дхаммапада» - сборник изречений Будды, вышедший в переводе В.Н. Топорова под общей редакцией Ю.Н. Рериха. К ХХV Международному конгрессу востоковедов Ю.Н. Рерих подготовил доклад «Сказание о Раме в Тибете». Но эта работа обсуждалась на конгрессе уже в отсутствие автора.
Юрий Николаевич Рерих очень много сил отдавал работе с молодёжью. Он делился своими обширными знаниями с каждым, кто проявлял интерес к востоковедению. Ю.Н. Рерих был не только исключительным по глубине и эрудиции специалистом, но и человеком, который страстно любил науку. Он был удивительно скромен и прост, всегда спокоен и оптимистичен. Для всех, кому посчастливилось сотрудничать с Ю.Н. Рерихом, незабываемым осталось время совместной работы с ним. За те недолгие годы, что он прожил после возвращения на Родину, Рерих сумел создать плеяду молодых учёных-индологов и тибетологов, которые плодотворно трудятся и успешно продолжают разработку открытых им направлений. Ученики и коллеги Рериха в Институте востоковедения - А.М. Пятигорский, Е.С. Семека, Н.П. Шастина, В.А. Богословский - писали в 1967 г. в предисловии к составленному ими сборнику «Ю.Н. Рерих. Избранные труды»: «Его роль в индологической работе выражалась не только в том, что он преподавал три индийских языка и тибетский и продолжал свои исследования. Для молодых исследователей он был замечательным наставником в области индийской культуры. И действительно, такие понятия, как "веда", "буддизм", "веданта", "карма" и др., бывшие до того либо сухими абстракциями, либо экзотическими образами, представали в его беседах как явления, вполне переводимые на язык русской культуры».

Чем дальше уходит время, тем яснее становится, что задача, с которой Юрий Николаевич приехал на Родину, была гораздо шире чисто научной сферы и заключалась в том, чтобы дать импульс новому сознанию соотечественников, подвести их к новым идеям и путям. Один из учеников Ю.Н. Рериха, Андрей Николаевич Зелинский, оценивает его роль так: «Есть одна важная вещь, когда мы говорим о том вкладе в науку, который человек сделал. Если учёный оставил огромные словари, переводы, работы по филологии, это вызывает уважение, восхищение, но это ещё не определяет главного: во-первых, ради чего он это делал, и, во-вторых, что эти словари и переводы могут дать нам сейчас. Для нас важно знать, осуществил ли этот человек ту идею, ради которой он это делал. Оставил ли он следы своих внутренних замыслов, своего осмысления исторической реальности прошлого и настоящего. Если он их оставил, значит, он нам какие-то просеки проложил. Так вот, Юрий Николаевич, несомненно, эти просеки проложил».

Не менее важной задачей, чем возрождение школы индологии и тибетологии в России, было возвращение Родине наследия Рерихов. Юрий Николаевич Рерих привёз с собой сотни картин своего отца, архив Центрально-Азиатской экспедиции, обширную библиотеку, включавшую сотни манускриптов на восточных языках, часть фамильных коллекций (буддийская живопись, древняя бронза), личные вещи старших Рерихов. Именно Юрию Николаевичу удалось пробить стену запретов и умолчания, окружавшую в СССР имена и творчество Рерихов, и тем самым вернуть Родине её национальное достояние. 12 апреля 1958 года в Москве на Кузнецком мосту впервые за долгий период открылась выставка полотен кисти Н.К. Рериха. «Выставка продвигается. Грандиозный успех. Ежедневно тысяч пять посетителей», - писал Юрий Рерих брату Святославу в Индию. «Когда 4 мая думали, что выставку закроют, толпа не выходила до 11 часов вечера и не выпускала дирекцию. Книга отзывов - в 6 томах!» - радостно сообщал он позднее. Москва, Ленинград, Киев, Рига, Тбилиси - и повсюду колоссальный успех.

Было выпущено два издания каталога выставки Н.К. Рериха в Москве. Вышли статьи в центральных журналах, снимался фильм. Юрий Николаевич общался с биографом Н.К. Рериха П.Ф. Беликовым, который неоднократно приезжал к нему из Таллинна; с Р.Я. Рудзитисом (Рига), также писавшим о Н.К.Рерихе. В.П. Князевой при его участии готовилась первая монография о творчестве Н.К. Рериха, вышедшая в 1963 году. По предложению писателя Панфёрова, Юрий Николаевич решил напечатать в журнале «Октябрь» первую публикацию «Листов дневника» Н.К. Рериха. (Он привёз из Индии два машинописных экземпляра «Листов дневника»). Ю.Н. Рерих неутомимо выступал с лекциями и докладами в музеях и галереях, участвовал в передачах радио и телевидения. Часто приезжал в Ленинград, где встречался с ленинградскими учёными В.С. Люблинским, Л.Н. Гумилёвым, И.В. Сахаровым. Но главной его целью был Музей Н.К. Рериха в его родном городе, о создании которого Юрий Николаевич вёл продолжительные и ответственные переговоры с высокопоставленными чиновниками советского правительства. Основу экспозиции должны были составить художественные произведения, вещи и документы из огромного собрания, привезённого Ю.Н. Рерихом в Советский Союз, а также документы, мемориальные предметы, вещи и мебель из их бывшей квартиры на Мойке, 83, сохранённые в Ленинграде семьёй Митусовых. Часть художественных произведений предназначалась для музеев Москвы и Сибири. Такова была воля Н.К. и Е.И. Рерихов. Кроме того, Юрий Николаевич вёл переговоры с директором Русского музея В.А. Пушкарёвым, который обещал ему выделить отдельный зал для постоянной экспозиции картин Рериха.

«Будет по-нашему», - говорил Л.С. Митусовой в 1960 году о Музее в Ленинграде Юрий Николаевич, который к этому времени уже добился согласия Министерства культуры СССР на его создание. Активное участие в подготовке Музея принимало Русское Географическое общество, другие организации, уже подключились ленинградские власти. Однако внезапная кончина Ю.Н. Рериха помешала осуществлению планов.

11 мая 1960 года при содействии Ю.Н. Рериха в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина открылась выставка произведений его младшего брата, выдающегося художника Святослава Николаевича Рериха. Она пользовалась колоссальным успехом и собирала несчётное количество посетителей. Спустя десять дней после открытия выставки, 21 мая 1960 года, Ю.Н. Рериха не стало. Он ушёл из жизни на взлете творческих сил и возможностей.

(3/16.8.1902, усадьба Кунево, Окуловский район Новгородской обл.,-21.5.1960, Москва) - сын Е.И. и Н.К. Рерихов. Директор Института гималайских исследований "Урусвати". Один из попечителей Музея Рериха в Нью-Йорке. Член консультативного совета Комитета Пакта Рериха (в 40-50-е годы). Великий востоковед (в следующих областях: языкознание, эпос о Гесэр-хане, историография, археология, буддийская иконография, философия и религия, материальная и духовная культура), более всего - тибетолог; организатор науки, редактор научных книг, научный консультант и педагог, переводчик с тибетского. Вице-президент Индо-Китайской ассоциации. Член Королевского Азиатского общества (Великобритания; с 1921), Азиатского общества в Бенгалии, Парижского географического общества, Археологического и Этнографического обществ США и других. Знаток многих восточных и западных языков (говорил, что может овладеть новым языком за 5 дней) и военного дела (это и ряд черт характера объяснимы его воплощением Тамерланом (см. Дн-1920)). Хорошо разбирался в йогической психофизиологии. Вообще легко осваивал прикладные знания. В письмах матери иногда - "Юхан(чик)". "Удрая".

"...радуется сердце мое о моем мощном Юханчике. Истинный сподвижник своего отца, доверяйте его знанию и силе. Он - прирожденный вождь и явит спасение и мощь там, где указано" (П/П-4.4.34).

"...начал самоучиться читать и писать в самых ранних годах, написал свою первую поэму, которая начиналась: "Наконец я народилси". А затем рассказывалось о каком-то путешествии на верблюдах" (ЛД-19.5.35). В 1912-6 гг. учился в гимназии К.И. Мая. Хорошо рисовал (увлекался этим по меньшей мере до 1921 г.). Очень много читал. Первый научный интерес (еще в детстве) - история Востока, особенно кочевников. Вначале увлекался Средиземноморским Востоком (в том числе общался с египтологом академиком Б.А. Тураевым), затем Центральной Азией. В Финляндии всерьез взялся за язык, литературу и историю Монголии (учился у знаменитого А.Д. Руднева, жившего рядом).

В Финляндии занимался изобразительным искусством, выполнил несколько портретов отца. В Англии в 1919-20 гг. закончил 2 курса индо-иранского отделения Школы восточных языков при Лондонском университете (персидский, санскрит), и уже до этого он хорошо знал греческий, латынь и многие европейские языки. В библиотеке самостоятельно изучал историю Центральной Азии и других азиатских стран. Состоял в Русско-Британском Братстве. Вместе с Шибаевым и Шклявером создал Русский кружок молодежи в Лондоне (культурно-просветительского характера). Слушал лекции теософки А. Безант. В США продолжил образование на отделении индийской филологии Гарвардского университета (санскрит, пали, китайский), получил степень бакалавра. Переводил на русский Упанишады и книгу о Будде Гаутаме "Гирлянда джатак". Дебютировал в качестве преподавателя: учил студентов русскому языку. В 1922-3 гг. стажировался на Средне-Азиатском и Тибето-Монгольском отделениях Коллеж де Франс и Школы Высших исследований при Парижском университете (совершенствовался в уже известных ему языках и добавил знание тибетского и иранского), занимался на военном и юридическо-экономическом отделениях университета, слушал курс китайского и персидского в Школе Восточных языков. Получил степень магистра. Стал членом Лингвистического общества. Писал статьи по искусству, публикуя во французских журналах; с февраля 1923 г. заведовал отделом восточной хроники журнала "Французские страницы". Вместе со Шклявером посетил Германию. Помогал теософке Ирме Владимировне Манциарли переводить "Бхагавад-Гиту"; был помолвлен с ее дочерью Марой, композитором.

С конца 1923 г. уже непосредственно изучает Восток (научным результатом стала книга "Тибетская живопись", изданная в 1925 г. в Париже), в 1925-8 гг. участвует в Центрально-Азиатской экспедиции (см.), которая без знаний Ю.Н. была бы гораздо менее эффективной. Отвечал также за охрану и другие организационные вопросы. Проводил исследования, изучал разговорные языки. По результатам экспедиции опубликовал научные труды "Будда и Шестнадцать Великих Архатов" (1930), "Звериный стиль у кочевников Северного Тибета" (по выходным данным - 1930, фактически - 1931), "Современная тибетская фонетика" (1931), "По тропам Срединной Азии" (1931) и другие. Звериный стиль для некоторых регионов явился крупным научным открытием, впрочем, не единственным. Так Ю.Н. стремительно вышел в самый авангард востоковедов.

После экспедиции стал директором "Урусвати" (см.) и оставался им до 1942 г. (жалованье получал только до февраля 1934). Поддерживал переписку с виднейшими востоковедами мира. Вместе с ламой Мингиюром Лобзангом Дордже перевел несколько книг по тибетской медицине, собирал тибетский словарь, издал книгу "Тибетский диалект Лахула" (1933). Вел раскопки древних погребений. В 1929-30 гг. в Нью-Йоркском Музее Рериха организовал кабинет тибетологии, читал лекции в университетах США, а также изыскивал научные кадры и источники финансирования работы "Урусвати". В 1934-5 гг. вместе с отцом совершил экспедицию в Маньчжурию и Китай (Внутреннюю Монголию), посетив также Японию. Официально участвовал как специалист по центральноазиатским языкам и ответственный за медицинские исследования (составил "Китайско-латинско-японский словарь медицинских растений, произрастающих в Маньчжурии" и т.п.), но этим работа его не ограничивалась. Например, после экспедиции ему долго пришлось заниматься финансовым и ботаническим отчетами. Посещал Цейлон и Бирму с целью изучения южного буддизма.

В 1939 г., в начале июля 1941 г. и в августе 1945 г. через советские посольства выражал готовность защищать рубежи Родины. После увольнения Шибаева взял на себя его обязанности секретаря Н.К. Рериха и другие.

В 1949 г. вместе с матерью перебирается в Восточные Гималаи - Калимпонг (близко от буддийских монастырей). Сразу же стал обучать студентов; пытался, вплоть до 1956 г., открыть Индо-Тибетский исследовательский институт. С 1953 г. руководит индо-тибетским семинарием, заведует курсами китайского и тибетского языков при отделении Индо-Китайской ассоциации (China-Bharata Samskriti, с головной организацией в Калькутте) в Калимпонге. В 1958 г. в Риме вышла книга "Амдосское наречие", а в Индии - "Грамматика тибетского языка" (названия взяты из писем Ю.Н.). Единственный среди ученых Ю.Н. описал все диалекты тибетского языка. Из переводов (с комментариями) особенно прославили его "Голубые Анналы" ("Синяя летопись") - труд по тибетской истории и хронологии, изданный в Калькутте в 1949-53 гг., а в России в 2001 г. В 1959 г. опубликован перевод "Жизни Дхармасвамы" (тибетского пилигрима в Индию). Крайне значимы его работы о Гесэре и Калачакре. За эти и другие работы (не менее 40 статей) он имел громаднейший авторитет среди специалистов, которые даже специально приезжали к нему за консультациями не только по языкам, но и по буддизму, философии, археологии, искусствоведению, филологии. Был неофициальным политическим советником Панчен-ламы (Таши-ламы). Ряд работ Ю.Н. был посвящен межкультурным связям разных народов.

Наконец увенчались успехом давние попытки Рерихов вернуться на родину: Н.А. Булганин (возможно, и Н.С. Хрущев) во время визита в 1956 г. в Индию пригласил Ю.Н. в СССР и обещал достойную работу. 2.3.1957 вышел указ о предоставлении Ю.Н. советского гражданства. 4.7 он отправился и 8.8 прибыл в Москву, привез замечательную восточную библиотеку и около 560 картин и этюдов отца. Протекция ЦК КПСС обеспечила быстрое предоставление квартиры и работы: 19.9 он был зачислен в штат Института востоковедения (Института народов Азии АН СССР) старшим научным сотрудником, а 5.11.1958 возглавил созданный специально для него сектор истории философии и религии отдела Индии и Пакистана. 17.3.1958 ему без защиты диссертации, по совокупности опубликованных трудов, присвоили степень доктора филологических наук. Работал Ю.Н. также в Институте китаеведения: в Ученом совете и руководил группой тибетоведения.

Ю.Н. вел курсы тибетского языка, санскрита и многие другие учебные занятия, руководил десятью аспирантами и словарной группой, читал лекции, например, о Тибете для Географического общества. Впервые в стране начал преподавание ведийского языка. Участвовал в различных комиссиях, комитетах и научных советах. Писал статьи, переводил. Консультировал музейных работников по вопросам восточного искусства. Исследования его фактически никто не направлял, поскольку он был уникальным специалистом. Ю.Н. возродил разгромленные в 30-х годах тибетологию и буддологию (в том числе в Бурятии), возобновил издание серии "Библиотека Буддика" (был ответственным редактором). Пытался добиться открытия буддийского храма в Ленинграде. За несколько дней до смерти вышла из печати, благодаря именно его героическим усилиям, "Дхаммапада" в переводе В.Н. Топорова. Много занимался Монголией (в частности, в июле-августе 1958 г. знакомился с фондом тибетских и монгольских рукописей в Улан-Баторе, а в первой половине сентября 1959 г. приезжал туда на Первый международный конгресс монголоведов, организации которого помогал). Успел подготовить учебник тибетского языка (издан в 1961 г.). В 1967 г. вышли в свет его "Избранные труды", на английском языке. Подобный сборник статей, уже на русском, - "Тибет и Центральная Азия" (1999). Самая же грандиозная по объему его работа - "Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями", написанный (без русской части) в Индии к 1935 году, но так и не изданный там. Ученики подготовили рукопись к печати и издали, дополнив, в 1983-7 и 1993 гг. Остались и неизданные рукописи, например, "История Средней Азии" (публикация состоялась недавно).

Много усилий Ю.Н. потратил на организацию выставок картин сначала отца (первая из них открылась в Москве на Кузнецком мосту 12.4.1958), а затем и брата (11.5.1960). Вел переговоры об открытии Музея Н.К. Рериха в Ленинграде и его филиала в Сибири, следил за распределением картин по галереям (повлиять на это, впрочем, оказалось почти невозможно: удалось лишь предотвратить дробление коллекции на много частей). Прочитал множество лекций о творчестве Н.К. в музеях и институтах, выступал по радио, написал сценарий фильма об отце. Ю.Н. возродил в СССР Рериховское движение (не только искусствоведческое, но и философское), много встречаясь с последователями. Принимал деятельное участие в работе Советско-индийского и Советско-цейлонского обществ дружбы и культурных связей. Был активным членом Всесоюзного географического общества.

Три события за несколько дней до ухода 21.5 - выход важнейшей буддийской книги, открытие выставки брата и решение о передаче 60 картин отца в Новосибирскую галерею (16.5; и ВСЕ посланное стало постоянной экспозицией) - позволяют предположить уход в апофеозе возможного в трудных условиях, когда были выполнены главные задачи за намеченные Учителем 3 года.

На базе библиотеки Ю.Н. в Институте Востоковедения в середине августа 1960 г. был открыт мемориальный кабинет его имени. В октябре того же года там состоялись первые, ежегодные, Рериховские чтения (не следует путать их с проводившимися с 1976 г. одноименными всесоюзными). К юбилеям Ю.Н. прошли общественные конференции. 17.8.1965 на могиле Ю.Н. был установлен памятник (выполнен по эскизам С.Н. Рериха). А 7.10.2004 был открыт памятник Ю.Н. возле Музея Рериха в Москве. Горная вершина на Алтае, покоренная советскими альпинистами 18.8.1981, названа его именем. На доме, где он жил в Москве (Ленинский проспект, 62/1), установлена мемориальная доска (выполнена А.И. Григорьевым; он и его жена А.А. Арендт - авторы двух десятков скульптур Ю.Н., Е.И. и Н.К. Рерихов).

Характер его был удивительно безупречен. Некоторым людям с ним бывало трудно общаться, но вследствие не его слабостей или пороков, а таковых собеседника. Будучи, несомненно, не только буддистом, но и синтетическим Агни-йогом, из классических йог Ю.Н. особенно сильно проявил грани джнани-йога (мыслителя, с гигантской эрудицией) и карма-йога (очень много работал и принципы последовательно реализовал в своих действиях). Не говорил высокие слова, а применял их в жизни. Мудрые советы его чаще относились именно к образу действия. Никогда не поучал назидательно, был не амбициозен, скромен, демократичен. Конечно, не мягок. Он был воином - да и кем мог быть бывший Тамерлан (см.)? Детское увлечение оловянными солдатиками (имел их тысячами) продолжилось получением военного образования в Париже и написанием ряда военно-исторических научных работ. Елена Ивановна называла Ю.Н. своим охранителем. Показательно также, что родственники хотели отдать его в юности в кадетский корпус. Всю жизнь он следил за новинками военного дела.

Как истинный воин, был бесстрашен и неприхотлив. Но не агрессивен, а удивительно выдержан. Стойко переносил, например, бесконечное нашествие желающих получить у него научную консультацию. При этом навязываемой ему суете не поддавался, даже не замечал ее, всегда умея вывести уровень общения на высоту. Не судил никого внешне, но находил среди несовершенств людей сокровище качества и малозаметно поддерживал его. Не миссионерствовал, не убеждал, а подкреплял замеченные им ростки будущего. Об Учении Агни-Йоги говорил лишь с уже совершенно определившимися. Был уравновешен, всегда спокоен, но не медлителен. Дисциплинирован, пунктуален. Не увлекаясь ничем лишним, успевал совершать главное. Настойчиво достигал поставленной цели. Услышанную Р.Я. Рудзитисом от него через два с половиной года после приезда в СССР фразу "План выполнен" вряд ли можно отнести к его собственному выводу - скорее, это была мысль Великого Владыки. И выполнил работу он в срок: Е.И. так и говорила, что он поедет на три года, а потом очень скоро воплотится вновь.

Отмечают его несимпатию к чудесным психическим феноменам (точнее, он переболел это в юности). Однако он носил в себе истинное чудо - ментальную связь с Владыкой. Е.И. отметила это уже в июне 1937 года: "Сейчас у Юрия развивается замечательное проникновение в дела Новой Страны; за несколько дней он знает, что там произойдет... принимает все эти Указания в полном доверии". Показательно и гораздо более раннее утверждение Е.И. в письме к Ю.Н.: "...родной мой... ты тоже ученик Алл[ал] Минга..." (П/П-3.6.21). Но он никогда не демонстрировал напоказ свою Приобщенность. Е.И. хвалила Ю.Н. и за сдержанность в письмах: без нужды он не упоминал имен, не выдавал возможным соглядатаям тайн. Но истинные сотрудники могли убеждаться в личных беседах, что знал он многое и, к тому же, на собственном опыте. Получал знаки о будущем или настоящем "в физических образах": например, раздумывая о чем-то, задаваясь вопросом, слышал фразу на улице или видел что-то соответствующее, знаменательное. Бывало, получал указания во сне.

Замечательно, что Тимур (Тамерлан) фактически сотрудничал с Владыкой, который тогда был воплощен Сергием Радонежским (см.): с 1373 г. он отвоевывал владения угнетавшей Россию Золотой Орды, а к 1395 г. совершенно разгромил Орду. Жизнь на севере Индии - тоже не в новинку: Тимур владел Пенджабом. Воплощение же М.В. Ломоносовым (см. Дн-6.7.21) вполне соответствует и крутому нраву Тимура и научному масштабу Ю.Н. В трех известных нам воплощениях Ю.Н. - великий объединитель и борец. Еще упомянуты воплощения: хан Гирей (см. Дн-20.8.21), воин-конник (см. Дн-27.12.24) и, возможно, Ал-Нур, или Нур (см. Дн-6.9.25, 16.9.25).

Вижу молодого ученого, который собрал все заветы Учений Востока и сказал себе: "Вот выберу отовсюду наставления жизни, отброшу все гимны и поклоны, забуду разницу во времени и ошибки клеветников и переводчиков. Наиболее простое кажется наиболее основным. Из этих осколков сложу здесь одну жизнь - это жизнь Востока, несмотря на отрывочность. Эта жизнь будет мудра и полна действиями эволюции".

Озарение, ч. 3, VI , п. 2

1902, 16 августа (3 августа по старому стилю) - родился в селе Окуловка Новгородской губернии.

Отец – Николай Константинович Рерих, художник, учёный, академик, путешественник, мыслитель, крупнейший деятель культуры.

Мать – Елена Ивановна Рерих, урожденная Шапошникова, русский философ и писательница, создатель книг Учения Живой Этики.

1912–1917 - учеба в частной гимназии К.И.Мая в Санкт-Петербурге. Проявляет большие способности к живописи, истории, лингвистике и военному делу.

1916 - в издательстве «Свободное искусство» выходит в свет «Наш журнал. Вып. 1. Наша Первая Книжка» с рисунками Юрика Рериха 1912–1914 гг.: «За кулисами», «Война», «На улице зимой».

1916, декабрь – вместе с родителями и младшим братом Святославом переезжает в г. Сердоболь (с 1918 – г. Сортавала).

1918 - в связи с закрытием границы между Россией и отделившейся от нее Финляндией семья Рерихов оказалась отрезанной от Родины.

1919, март - отъезд вместе с родителями и братом через Швецию и Норвегию в Англию.

1919–1920 - учеба в Школе восточных языков Лондонского университета (индоиранское отделение).

1920 - получает диплом об окончании второго курса индоиранского отделения Школы восточных языков Лондонского университета. Знакомится с Рабиндранатом Тагором. Вместе с родителями и братом переезжает в Нью-Йорк (США), поступает в Гарвардский университет на отделение индийской филологии.

1922 - оканчивает Гарвардский университет со степенью бакалавра.

1922–1923 – учится в Парижском университете на среднеазиатском, индийском и монголо-тибетском отделениях. Слушает курс китайского и персидского языков. Одновременно занимается на военном и юридическо-экономическом отделениях. Получает ученую степень магистра индийской словесности.

1923, декабрь - семья Рерихов приезжает в Индию для проведения научной, художественной и исследовательской работы. Рерихи осматривают памятники истории и культуры Индии, места, связанные с историей буддизма, посещают независимое княжество Сикким в Гималаях.

1924 - начало Центрально-Азиатской экспедиции (1924–1928) под руководством Николая Константиновича Рериха. Юрий вместе с родителями и братом посещает старинные монастыри Сиккима, начинает вести исследовательскую работу, занимается санскритом и тибетским языком.

1925 - в Париже на английском языке выходит монография Юрия Рериха «Тибетская живопись», уникальное научное исследование буддийской иконографии, сохранившее свою высочайшую ценность до наших дней.

1925-1926 – экспедиция проходит по территории Кашмира, Ладака, Китайского Туркестана.

1926, 29 мая - Центрально-Азиатская экспедиция пересекает границу СССР в районе озера Зайсан.

1926, 28 мая – 8 июня – по реке Иртыш экспедиция проплывает до Омска.

1926, 26 июля – 26 августа - Центрально-Азиатская экспедиция находится на Алтае. Юрий вместе с Н.К. и Е.И. Рерихами совершает радиальные конные путешествия по Катунскому хребту, по Теректинскому хребту, по долинам рек Катунь, Кучерла, Ак-Кем.

1926, сентябрь – 1927, 13 апреля - Центрально-Азиатская экспедиция находится в Улан-Баторе (Урге), столице Монголии. Николай Константинович, Елена Ивановна и Юрий Рерихи оформляют специальное разрешение на посещение Лхасы при своем следовании через Тибет.

1927, 6 октября – 1928, 6 марта - Центрально-Азиатская экспедиция задержана властями Тибета на высокогорном плато Чантанг и фактически обречена на гибель. Юрий Рерих исследует образцы «звериного стиля» у кочевников Северного Тибета, изучает диалекты тибетского языка.

1928, март - власти Тибета разрешают Центрально-Азиатской экспедиции двигаться в Сикким через неисследованные области Тибетского нагорья и Трансгималаев.

1928, 26 мая – завершение Центрально-Азиатской экспедиции в северной Индии (княжество Сикким).

1928, 24 июля - основание Института Гималайских исследований «Урусвати». Его Почетным Президентом являлась Елена Ивановна Рерих, а директором – Юрий Николаевич Рерих.

1929 - семья Рерихов обосновывается в Наггаре (долина Кулу, Северная Индия)

1929, апрель - 1930 - вместе с Н.К.Рерихом Юрий выезжает через Париж в США, где решает вопросы, связанные с деятельностью Института Гималайских исследований «Урусвати», ведет большую работу по организации Кабинета тибетологии в Музее Николая Рериха в Нью-Йорке. Читает лекции в университетах американских городов; заканчивает работу над книгой «По тропам Срединной Азии» (Нью-Хейвен, 1931); опубликовано его исследование «Звериный стиль у кочевников Северного Тибета» (Прага, 1930). Посещает Англию и Францию.

1930–1939 - работает над тибетско-русско-английским словарем с санскритскими параллелями. Руководит периодическими изданиями Института – ежегодником «Урусвати» и серией «Tibetica».

1931–1932 - участвует в экспедиции в Западный Тибет (Лахул); пишет ценнейшие исследования: «Проблемы тибетской археологии», «К изучению Калачакры» (1932), «Тибетский диалект Лахула».

1934–1935 - вместе с Н.К.Рерихом совершает экспедицию в Маньчжурию и Внутреннюю Монголию. Проводит комплексные научные исследования малоизученных территорий этого региона.

1935, 15 апреля - в Вашингтоне представителями государств Северной и Южной Америки подписан Пакт Рериха, первый международный договор о защите культурных ценностей, разработанный по инициативе Н.К. Рериха. Юрий Рерих принимал активное участие в продвижении этого договора.

1935–1939 - создает фундаментальный труд «История Средней Азии».

1939 - в связи с началом Второй мировой войны работа Института Гималайских исследований «Урусвати» приостанавливается.

1941, конец июня - вместе с братом Святославом телеграфирует в Лондон советскому послу в Великобритании И.М.Майскому просьбу зачислить их добровольцами в ряды Красной Армии.

1942 - работает над очерком «Сказание о царе Гесэре из страны Линг».

1945–1946 - создает труды «Индология в России» (1945), «Происхождение монгольского алфавита», «Автор "Истории буддузма в Монголии"» (1946), «Тибетские заимствования в монгольском языке».

1947, 13 декабря - ушел из жизни Николай Константинович Рерих, отец Ю.Н.Рериха.

1948–1949 - вместе с матушкой, Еленой Ивановной Рерих, переезжает в Дели, а затем в Калимпонг (Восточные Гималаи).

1949–1953 - в Калькутте выходит его перевод с тибетского на английский язык книги «Синий Дэбтэр» («Голубые Анналы») в 2-х томах.

1949–1957 - работает в Калимпонге, где руководит Индо-тибетским семинарием, а также заведует курсами китайского и тибетского языков. Состоит членом Королевского Азиатского общества в Лондоне и Азиатского общества в Бенгалии.

1955, 5 октября – ушла из жизни Елена Ивановна Рерих, мать Ю.Н.Рериха.

1957 - возвращается на Родину, в Москву. Зачислен в штат Института востоковедения АН СССР старшим научным сотрудником сектора истории философии и религии отдела Индии и Пакистана. Привозит с собой значительную часть художественного и литературного наследия Николая Константиновича Рериха. Картины из этой коллекции были безвозмездно переданы Ю.Н. Рерихом государству.

Памятник Ю. Н. Рериху на Новодевичьем кладбище, Москва

1958, 12 апреля - в Москве в Выставочном зале Союза художников СССР открывается персональная выставка картин Н.К.Рериха, организации которой добился Ю.Н.Рерих.

1958 - присвоена ученая степень доктора филологических наук без защиты диссертации, по совокупности опубликованных трудов. Назначен заведующим сектором философии и истории религии. Посещает Монголию.

1959 - принимает участие в организации и проведении Международного конгресса монголистов-филологов в Улан-Баторе. Возглавляет группу в секторе философии и истории религии отдела Индии и Пакистана по составлению тибетско-русско-английского словаря с санскритскими параллелями. Возобновляет издание серии научных трудов и источников по буддийской философии и культуре «Bibliotheca Buddhica».

1960, 11 мая - в Москве, в Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина открывается персональная выставка произведений С.Н.Рериха, в организации которой участвовал Ю.Н.Рерих.

1960, 21 мая - скоропостижно скончался в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Использованная литература:

1. Юрий Николаевич Рерих. Биобиблиографический указатель. Международный Центр Рерихов, Москва, 2002.

2. Ю.Н. Рерих Письма, тт. 1, 2. М. 2002.

3. Материалы сайта Международного Центра Рерихов http://www.icr.su/rus/family/gnr/

Великий ученый востоковед, ученый мирового уровня профессор Юрий Николаевич Рерих родился 16 августа 1902 года (нов.стиль) в поселке Окуловка Новгородской губернии.
Он был старшим сыном художника, ученого и философа Николая Константиновича Рериха (1874-1947) и его супруги Елены Ивановны (1879-1955).
С ранних лет Юрий начал проявлять интерес к военному делу, истории, Востоку. Елена Ивановна старалась заботливо направлять эти интересы.
23 октября 1904 года (нов.стиль) в Петербурге родился младший брат Юрия Святослав Николаевич (1904-1993). Святослав позднее пошел по стопам отца и стал великим художником и общественным деятелем.
Кстати говоря, Юрий Николаевич в свои детские и юношеские годы тоже рисовал. Его живописные работы сейчас выставлены в музее Рериха при Международном Центре Рерихов в Москве.
Юрий Николаевич, подобно своему отцу учился в гимназии К.И.Мая на Васильевском острове.
Гимназия Мая была особенным учебным заведением. В ней учителя относились к ученикам как к равным. И возможно это приводило к тому, что ее оканчивали целые семьи великих людей, семья Бенуа, семья Семеновых Тянь-Шаньских, семья Рерихов и другие.
В 1916 году, когда Юрию Николаевичу исполнилось 14 лет, семья Рерихов из-за болезни Николая Константиновича вынуждена была переехать в курортный город Сердоболь на западном берегу Ладожского озера. Этот город располагался на территории Великого Княжества Финляндского, которое имело автономный статус в составе России.
Рерихи перебрались в Сердоболь в декабре 1916 года. А уже в 1917 году грянуло две революции. Старая Россия исчезла. В 1918 году Финляндия объявила о своей независимости и закрыла границы с Россией. Рерихи, сами того не желая, оказались отрезанными от Родины.
Начался период их великих путешествий.
До окончания Первой Мировой Войны они жили в Финляндии, потом была Швеция, затем Великобритания и Америка.
Юрий Николаевич же, окончив гимназический курс, получил два высших образования в двух очень престижных ВУЗах мира. Он учился в Сорбонне и Гаварде. Изучал там военное дело и востоковедение, особенно восточные языки и историю стран Востока.
В 1923 году в возрасте 21 года Юрий Николаевич, уже успевший получить два высших образования, принял участие в Центрально-Азиатской экспедиции, организованной его родителями Н.К. и Е.И.Рерихами. Причем Юрий Николаевич не был каким-то пассивным участником экспедиции. Он отвечал за организацию ее охраны,а также за общение с местными жителями. И именно благодаря тому, что Юрий Николаевич прекрасно владел тибетским, монгольским, китайским, хинди и рядом других восточных языков, экспедиции удалось сделать то, что она сделала. Охрана тоже была необходима, ибо в 20-е годы в Центральной Азии были целые племена, единственным средством дохода которых был разбой.
Итак,в 1923 году пароход с участниками экспедиции прибыл в Бомбей. Из Бомбея они проследовали в столицу британской Индии Калькутту. Оттуда они перешли в городдок Дарджилинг в Гималаях, где прожили почти год, завершая подготовительный этап. Перед самым началом экспедиции в 1925 году вышла первая книга Юрия Рериха "Тибетская живопись". В ней поветсовалось о тибетских священных изображениях, причем повествовалось со знанием дела. Автору же книги было только 22 года.
В 1925 году экспедиция началась. Она прошла через индийский Кашмир, в тогда независимое княжество Ладак,а оттуда через Гималаи в китайский Туркестан. Везде в пути Юрий Николаевич был незаменим. Его знание восточных языков располагало к нему местных жителей. Благодаря Юрию Николаевичу Рерихи смогли пообщаться и со многими важными Ламами, о чем позднее Н.К.Рерих написал в своей книге "Алтай-Гималаи". В 1926 году экспедиция пришла в город Хотан в китайском Туркестане. Там местный амбань (чиновник) задержал ее на несколько месяцев под предлогом бюрократических проволочек. Членам экспедиции запрещено было писать картины, запрещено заниматься археологическими и иными научными изысканиями. Но все же под давением общественного мнения экспедиция была освобождена из своего плена и смогла продолжить путь.
В городе Урумчи, столице китайского Туркестана Рерихи встретились с советским консулом Н.Быстровым. Тот выдал им разрешение на въезд в СССР. И летом 1926 года в районе озера Зайсан экспедиция пересекла советскую границу.
Попав в Советский Союз, члены экспедиции сделали казалось бы неожиданный поворот. Они доехали до Новониколаевска (ныне Новосибирск) и оттуда по железной дороге отправились в Москву.
В Москве в августе 1926 года Николай Константинович и Юрий Николаевич Рерихи вручили советским властям Послание. Это Послание приветствовало советскую власть. С тех пор многие сторонники старой России стали считать Рерихов "предателями" и "большевистскими агентами" (это были цитаты из высказываний приближенных атамана Семенова, сделанных ими в Харбине в 1934 году в ответ на приезд в этот город Н.К.Рериха). Но да не покажется сие странным, это Послание имело ооснование появиться. В 1926 году первого советского вождя уже не было в живых. Второй еще не вошел в силу. У власти находились партийные "либералы", а также те, кто верил в коммунизм именно как в идею. И появилась уникальная возможность повлиять на этих людей и не допустить попадания страны в новую тоталитарную ловушку,в которую она попала при Сталине. Более того, появилась возможность одухотворить социальное коммунистическое учение, которое как идея в общем-то за некоторыми исключениями и не столь негативна.
Но к сожалению эта попытка Рерихов не удалась. Чичерин, Луначарский и Крупская, с которыми они встречались, были запуганы уже приходившим к власти "кремлевским горцем" и ничего сделать не смогли и не захотели. Более того, на Рерихов обратил внимание "железный Феликс", знаменитый председатель ВЧК Ф.Дзержинский. И лишь суматоха, случившаяся в Москве в связи с внезапной смертью Дзержинского, позволила Рерихам покинуть столицу.
Покинув Москву, экспедиция через тот же Новониколаевск отправилась на Алтай. Там они провели определенное время в Верхне-Уймонской долине. Жили они в семье старовера Вахрамея Атаманова. Видели они и святыню алтайцев гору Белуха.
В 1927 году экспедиция прибыла в Монгольскую Народную Республику. Из нее она проследовала в китайскую Внутреннюю Монголию и в конце 1927 года прибыла в тогда независимый Тибет.
Власти Тибета зимой 1927 года задержали экспедицию на плато Чантанг. Зимой в летних палатках при тяжком морозе экспедиция погибала. Погибли почти все караванные животные, были потери и среди людей. Но лишь весной 1928 года экспедиции разрешили продолжить путь через Тибет в британскую Индию.
И наконец в 1928 году экспедиция вернулась в британскую Индию и завершилась.
После окончания экспедиции Рерихи поселились в Западных Гималаях в долине Кулу.
Уникальные коллекции, собранные во время экспедиции стали основой фондов основанного в том же 1928 году Института Урусвати. Институт Урусвати был уникальным учреждением. В нем впервые в истории сотрудничали великие ученые Запада такие как Эйнштейн, Милликен, Бор, ученые Индии такие как знаменитый биолог Джагдиш Бос и Ламы Тибета. Это была первая попытка сотрудничества великих ученых для решения общечеловеческих задач. Также это была попытка сотрудничества научных знаний Запада и духовных традиций Востока.
Сотрудничал этот Интситут и с советскими учеными. К примеру велась деловая переписка с великим советским генетиком Николаем Ивановичем Вавиловым, позже погибшим в сталинских застенках. Вавилов исследовал многие сорта растений по всей Азии, мечтал попасть в Индию, но из-за взаимных осложнений между СССР и Англией это было невозможно. Интситут Урусвати же здесь пришел ему на помощь и высылал образцы гималайских растений.
Директором этого уникального Института стал Юрий Николаевич Рерих.
В 1934-35 годах Ю.Н.Рерих вместе со своим отцом Н.К.Рерихом организовал экспедицию в Манчжурию. Эта экспедиция была организована по поручению вице-президента США Генри Уоллеса с целью поиска и изучения засухоустойчивых растений.
Экспедиция прошла достаточно успешно.
Вообще нужно отметить, что в 30-е годы Ю.Н.Рерих широко публикуется в Европе и США. Выходят его книги "По Тропам Срединной Азии", "Звериный стиль кочевников Северного Тибета" и ряд иных. Многие из этих книг сейчас переведены на русский язык и доступны в продаже.
Также в 30-е годы Ю.Н.Рерих получил профессорскую степень.
1 сентября 1939 года началась Вторая Мировая Война.
Война нарушила общеевропейские и общемировые связи. В связи с этим в конце 1939 года пришлось законсервировать работу Института Урусвати. Сейчас наследие этого института находится под охраной Международнго Трастового Рериховского Центра в Индии. Одну из ведущих ролей в этом центре играет Посольство России в Республике Индия. И возможно со временем это наследие вновь будет открыто и Институт вновь заработает.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная Война. В первый день войны Юрий Николаевич и его брат Святослав подали в советское посольство в Лондоне прошения о зачислении их добровольцами в Красную Армию. Они хотели сражаться за Родину с оружием в руках.
Но им было отказано. Причиной отказа стало крайне негативное мнение о Рерихах, которое сформировалось в высших кругах СССР еще в 1939 году. В этом году Н.К.Рерих через Латвийское Общество Рериха отправил советским властям предложение присоединиться к Пакту по охране культурных ценностей во время войны, заключенному в 1935 году в США. Рерих справедливо полагал, что присоединение к Пакту такой мощной страны как СССР охладило бы пыл агрессоров и позволило бы возможно избежать войну.
Сталин, которому передали это предложение, потребовал у печально известного Л.П.Берии предоставить отчет о "политическом облике" Рериха. Отчет был следующий, прошу прощения за оскорбительные фразы, но это цитата "Рерих - темная личность, авантюрист, член ряда масонских организаций, японский, германский и британский шпион. Любые контакты с ним вредны для СССР". Со времени того печально известного отчета минуло почти 70 лет, но и сейчас многие хулители Рерихов пользуются той же самой терминологией. Это наводит на мысль, что кампания против Рерихов носит организованный характер.
Но как известно, после первых тяжелых поражений в начале войны, мнение советского руководства начало меняться. Изменилось оно и по отношению к Рерихам. В советской прессе появлялись патриотические статьи Н.К.Рериха. Советское посольство в Лондоне принимало финансовую помощь которую Рерихи перечисляли в фонд Красной Армии, переводя туда гонорары от своих трудов. Рерихи создали также Американо Русскую и Индо Русскую Культурные Ассоциации, которые активно сотрудничали с СССР и служили мостом для связи между народами.
9 мая 1945 года пришла Великая Победа. Нацизм был разгромлен.
В том же году в семье Рерихов произошла и еще одна радость. Младший брат Юрия Николаевича Святослав женился на Девике Рани - извстной актрисе и внучатной племяннице великого индийского поэта Рабиндраната Тагора.
После Победы Николай Константинович Рерих делал все возможное, чтобы вернуться на Родину. Он чувствовал, что ему не долго осталось и хотел, хотя бы последнее свое время провести на Родине, ради которой он трудился всю жизнь. В то время он горько писал " Наша семья столько трудилась.... разве для чужих?" Н.К.Рерих налаживал связи с СССР через своего старого друга Игоря Эммануиловича Грабаря и очень надеялся вернуться.
Тем временем 15 августа 1947 года Индия стала независимым государством. И почти сразу же после объявления независимости в стране, которая по воле англичан была разделена на Индию и мусульманский Пакистан, вспыхнула жуткая межрелигиозная резня. Мусульмане и индуисты начали зверски истреблять друг друга. Особенно опасно было в западной Индии, в районах приграничных с Пакистаном. И как раз там находилась и долина Кулу.
Дошло до того, что осенью 1947 года Юрий Николаевич и его брат Святослав вынуждены были нести вооруженную охрану дома, опасаясь вторжения людей, опьяненных междоусобицей.
В это же время Николай Константинович заболел.
В начале декабря 1947 года ему стало несколько легче и он подумал, что сможет оправиться. Но это была уже прелюдия ухода.
13 декабря 1947 года Николая Константиновича Рериха не стало. Спустя два дня его тело было кремировано возле дома в Кулу и на месте кремации местные жители поставили камень с надписью "Тело Махариши (Великого Мудреца (санскрит)) Николая Рериха, великого друга Индии, было кремировано на сем месте 15 декабря 1947 года. ОМ РАМ. Да будет мир!"
В 1948 году Юрий Николаевич и вся семья Рерихов покинули Кулу. Они одно время жили в Деле и Бомбее, ожидая возможности возвращения. Но вскоре стало ясно, что в ближайшем будущем они в СССР не будут нужны и они переехали в Калимпонг в восточных Гималаях.
Там Елена Ивановна продолжала работу над своими трудами. Юрий же продолжал заниматься научными работами, среди прочих он занимался тибетско-монгольско-русско-английским словарем с санскристкими параллелями. Эту работу он успел завершить лишь в конце жизни.
Елена Ивановна, чувствуя, что и ее годы подходят к завершению, говорила Юрию о том, что он должен, обязан будет вернуться и вернуть в Россию Рерихов.
5 октября 1955 года Елена Ивановна Рерих ушла из жизни. Тело ее было кремировано. На месте же кремации Ламы, бежавшие из оккупированного маоистами Тибета, построили белую памятную ступу и гомпа (монастырь). Так они признали духовные заслуги Елены Ивановны.
Спустя два года в 1957 году у Юрия Николаевича появилась реальная возможность вернуться на Родину. В этом году Индию с официальным визитом посетил новый глава СССР Н.С.Хрущев. Председателем комиссии по организации встречи высокого гостя стал брат Ю.Н.Рериха Святослав, вхожий в высшие круги Индии. Святослав Николаевич передал Хрущеву просьбу своего брата о возвращении и Хрущев такое разрешение дал.
Итак в 1957 году Ю.Н.Рерих спустя много лет вернулся на Родину.
Он поселился в Москве. Работать он начал в Институте Востоковедения АН СССР, читал лекции и в других ВУЗах. Но тем не менее, вернувшись он столкнулся со страшной картиной. Востоковедения в Советском Союзе больше НЕ БЫЛО. Все изучение Востока было построено лишь на "классовых" позициях. Не изучались даже восточные языки!!
И за короткие три года, которые ему оставалось прожить, Юрий Николаевич, преодолевая жесточайшие барьеры, сумел восстановить советское, российское востоковедение на должном уровне.
Многие его студенты, которые к этому времени и сами уже обзавелись учеными степенями, вспоминают его с глубочайшим уважением, как Учителя Жизни.
Смог Юрий Николаевич и вернуть имя своего отца на Родину. 12 апреля 1958 года в Москве прошла первая после революции выставка Н.К.Рериха. Затем эта передвижная выставка проехала по всему СССР.
Примечательно, что 12 апреля 1958 года среди прочих выставку посетил мало кому тогда известный Юрий Алексеевич Гагарин. А когда спустя три года Ю.А.Гагарин стал первым космонавтом планеты, одним из первых его отзывов о полете стали слова "Красота как на полотнах художника Рериха".
Юрий Николаевич сумел вдохновить и воодушевить и тех прибалтийских рериховцев и рериховцев из иных республик, что прошли сталинские застенки и были реабилитированы Хрущевым, но все равно сохранили в своей душе раны.
Также, повторюсь, Ю.Н.Рерих был для многих Учителем Жизни. О жизни в СССР он говорил, что понимает обиды тех, кто прошел через лагеря, потерял там близких и сталкивается со множеством проблем. Но тем не менее, растить обиду - плохой сад. Обида приводит к саморазрушению. Надо перестать копаться в прошлых обидах и жить будущим. Это не мешает понять многим и в наше время.
В конце 50-х в СССР началось увлечение Западом. Люди считали, что Запад материально живет лучше и что там "свобода".. Юрий Николаевич же на это отвечал, что те, кто покинут Родину, потеряют очень многое. Запад сейчас может быть живет и лучше, но он молится на "золотого тельца" и не имеет того мощного духовного потенциала, который имеет Родина. И поклонение Западу Ю.Н.Рерих считал тяжелой ошибкой, за которую возможно в будущем придется серьезно заплатить. Что кстати ныне и происходит.
В 1959 году Юрий Николаевич издал в СССР книгу "Дхаммапада" - священную книгу буддистов.
В том же году он закончил работу над переводом книги "Голубые Анналы" - книги истории ламаистского Тибета.
Но жизнь Юрия Николаевича на Родине была далеко не райской.
Он не мог понять, почему его взгляд на жизнь и учение Будды должен разбираться на партсобраниях как "антисоветский". Он не мог понять, почему профессура и студенчество, которые даже в правление самых жестких царей гордились своей свободой, теперь стали писать доносы друг на друга в спецслужбы. Он не мог понять, как можно быть непунктуальным, нечестным, непорядочным.. Все это его очень сильно угнетало и периодически он говорил "Вокруг меня - стена".
В начале мая 1960 года в Москву приехал Святослав Николаевич Рерих с супругой Девикой Рани. Юрию Николаевичу с большим трудом и препонами удалось добиться первой выставки своего брата в Советском Союзе.
Братья много говорили друг с другом. И это были их последние дни общения.
21 мая 1960 года Юрий Николаевич Рерих внезапно ушел из жизни.
Этот уход был столь внезапен, что поползли слухи о его убийстве. Но это не было убийство. Просто любой, даже сверхсильный человеческий организм может в конце концов сдать от тех нечеловеческих препятствий, которые Юрию Николаевичу пришлось преодолевать. Как позднее стало известно, причиной ухода стал тромб оторвавшийся и закупоривший жизненно-важные сосуды. Это произошло из-за жуткого перенапряжения, которое Ю.Н.Рерих испытывал в последние годы жизни.
Тело Ю.Н.Рериха было погребено на Новодевичьем кладбище в Москве. И над его могилой стоит единственный во всем бывшем СССР памятник с изображеним Знамени Мира Рерихов. Автором памятника стал Святослав Николаевич Рерих.
Ныне имя Юрия Николаевича Рериха признано как в мире так и в России. Но к сожалению, наследие его находится на грани гибели.
Его квартира в Москве, ставшая квартирой-музеем, попала в руки мошенника В.Васильчика. Этот человек, скорее всего психически неадекватный, выдает себя за "воплощение Преподобного Сергия Радонежского", а тем временем неся окружающим неадекватный бред, сбывает под шумок (или кто-то сбывает под его прикрытием) бесценные картины Н.К.Рериха и труды Ю.Н.Рериха заграничным покупателям.
К сожалению, восстановить справедливость в этой истории и спасти уникальное наследие пока не удается.
Но будем надеяться, что справедливость все-таки восторжествует!

Рерих Юрий Николаевич (1902 – 1960)

Ю.Н. Рерих является одним из крупнейших востоковедов, лингвистов и энциклопедистов ХХ века, чье имя известно во многих странах мира. Он в совершенстве владел более чем 30 европейскими и азиатскими языками и диалектами, блестяще знал культуру Востока, его религию и философию и представлял то синтетическое направление востоковедения, которым могла бы по праву гордиться Россия.

Уже с 15 лет Юрий Рерих начал заниматься египтологией с известным ученым-египтологом Б.А. Тураевым, а также монгольским языком и историей монголов с А.Д. Рудневым.
О широте интересов и многообразии талантов молодого Рериха свидетельствуют его живописные и графические работы, выполненные в школьные годы и говорящие о художественном даре Юрия.Окончив гимназию Карла Мая, он поступает на индоиранское отделение Школы восточных языков при Лондонском университете. Незаурядные способности к языкам у него были столь значительны, что как лучшего студента по санскриту его представляют государственному секретарю по делам Индии, посетившему университет.


Ю.Н. Рерих. В замке. 1917 – 1918


В сентябре 1920 года Юрий Николаевич вместе с родителями выезжает в США. Здесь он поступает в Гарвардский университет на отделение индийской филологии, тогда же начинает изучение языка пали и китайского языка. Его целеустремленность поражает: в 18 лет он уже сформировавшийся востоковед, у которого есть своя тема и свое направление в науке.


Ю.Н. Рерих. Тибетская живопись.
Издание МЦР, 2002

После окончания Гарвардского университета со степенью бакалавра и магистра Юрий Рерих продолжает свое образование во Франции, в Школе восточных языков при Парижском университете. В течение года он работает на среднеазиатском и монголо-тибетском отделениях этого университета и одновременно занимается на военном и юридическо-экономическом отделениях. В 1923 году Ю.Н. Рерих оканчивает Парижский университет и получает степень магистра индийской филологии.
Уже в возрасте 21 года Юрий Рерих начинает самостоятельную научно-исследовательскую работу. С этого момента вся его дальнейшая научная деятельность будет пронизана высокими гуманистическими устремлениями.
В 1923 году семья Рерихов приезжает в Индию. Здесь начинается первый этап Центрально-Азиатской экспедиции, организованной Н.К. Рерихом. После краткого по времени, но очень насыщенного и протяженного путешествия по Индии (декабрь 1923 г.) Юрий Николаевич вместе с семьей совершает в 1924 г. небольшие экспедиции по Сиккиму – стране снежных гигантов и древних монастырей – и Бутану, что в Восточных Гималаях. Результатом этих путешествий стала блестящая монография – «Тибетская живопись» (Париж, 1925). Этот научный труд, завершенный Юрием Рерихом в возрасте 23 лет, уникален, так как других подобных работ ни тогда, ни в наши дни написано не было. Спустя десятилетия современное переиздание этого исследования, осуществленное Международным Центром Рерихов в 2002 году, высоко оценит Далай-Лама XIV.


Е.И. и Ю.Н. Рерихи во время
Центрально-Азиатской экспедиции.
1927 – 1928

С 1925 по 1928 годы Ю.Н. Рерих является участником основного этапа Центрально-Азиатской экспедиции. На Юрия Николаевича, несмотря на его молодой возраст, была возложена ответственность за охрану экспедиции. Здесь в полной мере пригодились его знания военного дела. Не раз тактические навыки и личное мужество Юрия Рериха спасали караван. Кроме того, он выполнял роль переводчика, прекрасно владея монгольским и тибетским языками, а также рядом центрально-азиатских диалектов. Это позволяло общаться с местным населением и приносило неоценимую научную пользу. Не будет преувеличением сказать, что без Юрия Николаевича решение многих поставленных перед Центрально-Азиатской экспедицией задач было бы невозможно.
Достижения этой уникальной экспедиции нашли отражение в монографии Ю.Н. Рериха «По тропам Срединной Азии» (Лондон, 1931), которая сразу поставила молодого исследователя в ряды ученых-первопроходцев Азии.
Открытие во время Центрально-Азиатской экспедиции в Тибете менгиров, кромлехов и каменных могил Юрий Николаевич описал в своей работе «Звериный стиль у кочевников Северного Тибета» (Прага, 1930), явившейся событием в мировой науке. Л.Н. Гумилев писал: «Работа Юрия Николаевича Рериха о «зверином стиле» в Тибете, давно уже ставшая библиографической редкостью, цитируется всеми историками скифского и сарматского искусства как сочинение, сделавшее эпоху в науке».


Уточка. «Звериный стиль».
Бронза из коллекции семьи Рерихов

По окончании экспедиции огромный научный материал, собранный на маршруте, был передан в Институт Гималайских исследований «Урусвати», созданный в июле 1928 года. Как пишет в своей работе «Свет Утренней звезды» крупнейший современный исследователь жизни и творчества семьи Рерихов Л.В. Шапошникова, этот материал «был первым драгоценным зерном той новой науки, о которой писала Живая Этика и говорили Учителя, стоявшие высоко на лестнице космической эволюции». Более 10 лет Юрий Николаевич Рерих являлся бессменным директором Института.
Определяя цели Института, он писал: «Постижение основных путей развития человечества – это шаг к пониманию собственной личности. Обращаясь к прошлому, мы раскрываем для себя настоящее. <...> В горах скрыта забытая цивилизация, которая хранит древнюю мудрость и культуру. Именно здесь зашедшая в тупик наука может найти свое обновление. Древняя мудрость – это ключ, которым археолог и натуралист открывают секреты культуры Востока. <…> Вновь наступает время, когда восточное знание проникает в нашу жизнь и подчиняет себе науку».


Ю.Н. Рерих у входа в институт
«Урусвати». 1930-е

В 1934 – 1935 гг. Ю.Н. Рерих вместе с Н.К. Рерихом предпринимает экспедицию в Маньчжурию и Внутреннюю Монголию, организованную по инициативе Департамента земледелия США с целью сбора семян засухоустойчивых растений, препятствующих эрозии почв и распространению насекомых-вредителей. Помимо чисто научных задач экспедиция несла общественно-культурную цель – создание на территории Маньчжурии, а затем и Внутренней Монголии сельскохозяйственных кооперативов на основе широкого сотрудничества народов.
Как выдающийся ученый-энциклопедист Ю.Н. Рерих был избран членом Королевского азиатского общества в Лондоне, Азиатского общества в Бенгалии, Парижского географического общества, Американского археологического и этнографического обществ и многих других.
Юрий Николаевич Рерих провел за границей более 35 лет, длительный срок прожил в Индии. Но, несмотря на это, он всегда оставался настоящим патриотом своей Родины, никогда не принимал иностранного подданства. Когда фашистская Германия напала на Советский Союз, Юрий Николаевич незамедлительно шлет телеграмму в советское посольство в Лондоне с просьбой о зачислении его добровольцем в ряды Красной Армии, но получает отказ.


Ю.Н. Рерих. История Средней
Азии.Издание МЦР, 2002.

В августе 1957 года Ю.Н. Рерих возвращается из Индии в Москву. Это произошло благодаря личному вмешательству Н.С. Хрущева, который встречался с Юрием Николаевичем во время своего официального визита в Индию. Только после этого Ю.Н. Рерих получает советское подданство и разрешение вернуться на Родину.
В Москве Юрий Рерих приступает к работе в Институте востоковедения АН СССР, возглавляя «Сектор философии и истории религии Индии». За три неполных года, проведенных в Советском Союзе (август 1957 – май 1960), он выполняет невероятно большой объем работ, сравнимый с целой человеческой жизнью. Юрий Николаевич Рерих возродил научные традиции российского востоковедения, создал отечественную школу тибетологии, впервые в СССР начал преподавание санскрита, заложил фундамент новой науки – номадистики (изучение кочевых племен). За краткий срок своей деятельности в Москве Ю.Н. Рерих подготовил к печати многотомный тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями, большое количество статей и научных трудов. По инициативе Юрия Николаевича возобновились работы по переводу и публикации древних философских и литературных памятников Востока. Он возобновил знаменитую серию «Biblioteca Buddhica», основанную выдающимся русским востоковедом С.Ф. Ольденбургом в 1897 году и посвященную буддийской философии, религии и искусству, выступив в качестве научного редактора книги А.И. Вострикова «Тибетская историческая литература» и основополагающего буддийского трактата «Дхаммапада» (сборник изречений Будды). Этот литературный памятник древнеиндийской философской мысли явился важнейшим этапом в изучении буддизма в нашей стране.


Ю.Н. Рерих. История Средней
Ю.Н. Рерих. Москва.
1958 – 1960

Особо следует отметить многолетний оставшийся в рукописи фундаментальный научный труд Ю.Н. Рериха «История Средней Азии», над которым он работал еще в Индии и который намечал, но не успел завершить на Родине. Под термином «Средняя Азия» Юрий Николаевич понимал обширное пространство от Кавказа до Большого Хингана и от Гималаев до Алтая. Это исследование представляет собой культурно-исторический обзор важнейших государственных и культурных образований на огромной территории Евразии. В настоящее время Международным Центром Рерихов выпущен в свет 1 том этого уникального труда.
Возвращение Ю.Н. Рериха в Россию и принятие советского гражданства было шагом мужественным и самоотверженным, учитывая, что долгое время правящие круги СССР формировали в общественном сознании искаженное представление об этой выдающейся семье.
Именно Юрию Николаевичу Рериху мы обязаны тем, что имеем возможность широкого знакомства с многогранным творческим наследием его родителей – Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов. Заветная мечта родителей вернуться на Родину при жизни так и не сбылась. Это сделал старший сын Юрий Рерих, вернувший их доброе Имя и великое наследие в Советский Союз. Он привез на Родину принадлежавшую ему часть наследия родителей: более 500 картин отца, огромную библиотеку, ценные предметы.
При непосредственном участии Ю.Н. Рериха снимались не только запреты на все, что было связано с именами Рерихов, но и рассыпались многочисленные мифы об их жизни и творчестве. От Юрия Николаевича Рериха окружающие его люди узнали о сути и главной концепции учения Живой Этики, или Агни Йоги. Именно он положил начало Рериховскому культурному движению в СССР.
При участии и с помощью Юрия Николаевича устраивались первые выставки картин Н.К. Рериха: сначала в Москве (апрель 1958 г.), а затем в Ленинграде, Риге, Киеве, Тбилиси и других городах.
Впервые на правительственном уровне Ю.Н. Рерихом был поставлен вопрос о создании в стране музея Н.К. Рериха. В этих целях он передал в дар Русскому музею около 350 картин своего отца, при условии их постоянной экспозиции, 60 полотен были подарены Новосибирской картинной галерее. Однако при жизни Юрия Николаевича его мечте не суждено было сбыться. Государством не была создана и постоянная экспозиция живописи Н.К. Рериха при Русском музее. Большинство из этих полотен так и не дошли до зрителя и по сей день продолжают пылиться в запасниках.
И как человек, и как ученый, и как гражданин своей страны Юрий Николаевич Рерих был личностью выдающейся. По словам Святослава Николаевича Рериха: «Юрий Николаевич – это образ истинного, вдохновенного ученого-мыслителя, человека высочайшей духовной гармонии. Он прекрасно понимал, что высшее достижение человека лежит в самоусовершенствовании личности, что только постоянно работая над самим собою и развивая в себе качества, присущие человеку, стремящемуся к более совершенной жизни, он мог всесторонне обогатить свою специальность и поднять ее над уровнем повседневности».
Юрий Николаевич Рерих ушел из жизни 21 мая 1960 года в возрасте 58 лет. Его прах был захоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Автором памятника выдающемуся русскому ученому является С.Н. Рерих.