Рефераты Изложения История

Ознакомление с окружающим средняя группа тема осень. Конспект занятия в средней группе тема: «Осень» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Цель : Закрепить знания детей об овощах и фруктах и месте их произрастания

Задачи :

- закрепить знание о времени года осень;

Закрепить знания детей о характерных свойствах овощей и фруктов;

Закрепить знания о месте их произрастания;

Закрепить умение описывать овощ по характерным признакам (цвет - форма - вкус) ;

Воспитывать умение слушать друг друга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Дары осени» по ознакомлению с окружающим миром в средней группе.

Цель : Закрепить знания детей об овощах и фруктах и месте их произрастания

Задачи :

- закрепить знание о времени года осень;

Закрепить знания детей о характерных свойствах овощей и фруктов;

Закрепить знания о месте их произрастания;

Закрепить умение описывать овощ по характерным признакам (цвет - форма - вкус) ;

Воспитывать умение слушать друг друга.

Связь с образовательными областями:

Коммуникация.

Познания.

Социально – коммуникативное развитие.

Физическое развитие.

Оборудование: 3 корзины, овощи, фрукты, фигуры, 2 стола, полотенчико, тарелочка, шпажки, свежие фрукты и овощи.

Ход

К нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся!

Перед стульчиками в кругу

Пальчиковая игра «С добрым утром» :

С добрым утром глазки! Вы проснулись?

С добрым утром ущки! Вы проснулись?

С добрым утром ручки! Вы проснулись?

С добрым утром ножки! Вы проснулись?

С добрым утром солнце! Мы проснулись?

Садятся

Ребята, а кто мне скажет, какое сейчас время года? (Осень ) .

Верно, наступила осень.

Беседа о времени года.

Скажите по каким признакам можно определить, что наступила Осень? Что происходит в природе Осенью?

Ответы детей:

На улице идут дожди.

Стало холодно.

Дует холодный ветер.

Листочки желтеют и опадают.

Осенью листочки бывают разноцветные.

Солнышко светит, но не греет.

Птицы улетают в тёплые края.

Звери готовятся к зиме.

Люди заготавливают овощи и фрукты на зиму.

А какое время года вы любите?

Почему?

А я очень люблю осень . Осень- красивое , щедрое время года. Она приносит много подарков.

А кто знает, что это за подарки?

Сегодня мы поговорим об овощах и фруктах- самых вкусных и полезных дарах осени.

И я приглашаю вас помочь собрать урожай. Я приготовила для вас испытания, если вы справитесь, то в конце вас ждет сюрприз.

А сейчас вспомните, где растут овощи? (На огороде) .

А где растут фрукты? (В саду) .

Да, они растут в саду-огороде. Сейчас мы пойдем в сад-огород. А по пути поиграем, будьте очень внимательны. Если я называю овощи, вы идете на пятках, а если я называю фрукты, то вы идете на носках.

Незаметно взять корзину с овощами и фруктами.

Вот мы и собрали целую корзину овощей и фруктов. А теперь нам нужно разложить все по разным корзинкам. На столах.

Положите фрукты в одну корзину, а овощи в другую. (Дети раскладывают овощи и фрукты) .

Давайте рассмотрим повнимательнее фрукты и овощи. Ребята у нас на столах лежат фигуры. И мы сейчас будем соотносить наши овощи и фрукты с той фигурой на которую она похожа. Достаю морковь,что это?

Дети: Морковь.

Воспитатель: Какого она цвета?

Дети: Оранжевая

Воспитатель: Какой она формы

Дети: Треугольная.

Воспитатель: Значит мы кладем на треугольник. Дальше сами.

Огурец, капуста, картошка, помидор, яблоко, апельсин,

Возле столов

Воспитатель: Напомните мне ребята, где растут фрукты?

Дети: В саду.

Воспитатель: На чем они растут?

Дети: На деревьях.

Воспитатель: Представьте себе ребята, что перед вами высокая яблоня и чтобы сорвать с дерева спелые яблоки, вам придется встать на носочки, поднять руки вверх и потянуться за сладкими, сочными и ароматными плодами яблок.

Представьте, что вы овощи. Покажите, как овощи вырастают. (Садятся на корточки и постепенно выпрямляются, разводя руки в стороны) .

Давайте вспомним, какие овощи растут над землёй и под землёй. Я назову какой-то овощ. Если он растёт под землёй, вы садитесь на корточки. Если над землёй, то встаёте: морковка (садятся, капуста (встают), картошка, помидор, свекла, огурцы.

Садятся на места

Ребята, а какие условия нужны для произрастания овощей и фруктов? (Ответы детей ) .

Правильно, для того чтобы овощи и фрукты выросли вкусными и сочными их надо поливать, им нужны тепло и свет.

Игра «Узнай по вкусу» .

Вот сколько нового и интересного мы узнали об овощах и фруктах.

Воспитатель: Я хочу вас поблагодарить, вы все отлично поработали. Мне было с вами интересно.

Самоанализ

Цель: Формировать у детей интерес к знаниям об овощах и фруктах через интеграцию образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, Физическое развитие

Задачи:
- Формировать представления детей об овощах и фруктах, о месте прорастания;
- Закрепить умения детей описывать овощи по характерным признакам,;
- Совершенствовать умение грамматически правильно, последовательно строить свои высказывания;
- Расширять активный словарь, активизировать в речи детей названия овощей.

Формировать умение детей согласовывать движения с текстом, понимать и выполнять словесную инструкцию;
- Развивать зрительное восприятие и память, двигательное воображение и координацию движений;
- Создать благоприятную эмоциональную атмосферу и условия для активной игровой деятельности детей.
Организационная деятельность, подготовка к занятию
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.
Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности, что позволило избежать утомляемость детей.
Дидактическая деятельность воспитателя:
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей Познание: Закрепляла умение описывать овощ по характерным признакам; Коммуникация: дети участвовали в общей беседе, слушали не перебивая своего сверстник; активизировала словарь детей за счет слов- название овощей, упражняла в согласовании существительных, прилагательных; «Социализация» самостоятельно выражать доброжелательность, сопереживать, Физическая культура; развивала двигательное воображение и координацию движений; Моя роль сводилась к обучению давать развернутые ответы. Это помогло добиться оптимального результата.

В каждом моменте занятия я старалась направлять малышей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.
Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей,
Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.
Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Итог занятия был организован в виде игровой проблемной ситуации « Угадай угощение?» так, чтобы в ходе его проверить качество усвоения материала.
В связи с тем, что дети маленькие и было много хоровых ответов, я планирую особое внимание уделить индивидуальным ответам. Так же необходимо добиваться чёткого произношения слов. Работать над звукопроизношением, пополнять активный и пассивный словарь. Но, не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.


Квест-игра - современная игровая технология в ДОУ.

Я вас хотела познакомить с современной игровой технологией как квест игра.

Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов у детей.

С помощью такой игры можно достичь образовательных целей : реализовать проектную деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.

Детские игры-квесты - эта такая форма проведения развлекательных мероприятий, напоминает театрализацию : составляется «приключенческий» сюжет с участием популярных среди детей сказочных или мультипликационных героев. Продумываются декорации и материалы для заданий. Нередко квесты для детей проводятся на свежем воздухе. Дошкольники принимают активное участие в процессе игры, они становятся «искателями» .

Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующие задачи : образовательные (участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся) ; развивающие (в процессе игры происходит развитие творческих способностей, формирование исследовательских навыков, самореализация детей); воспитательные (формируются навыки взаимодействия со сверстниками, взаимопомощь).

При разработке и проведении квестов важно использовать следующие принципы :

1. Доступность заданий – не должны быть чересчур сложны для ребёнка.

2. Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом.

3 . Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.

4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.

Варианты квестов:

1. Поиск по запискам.

2. Поиск по карте.

3. Поиск по подсказкам (картинкам, указателям) .

Темы квестов могут быть самыми различными:

1 . Поиск, какой – либо вещи; (клад)

2 . Помощь героям или герою; (помогите найти посох Деда Мороза)

3. Познавательные (по временам года, изучаем и закрепляем животных, растения, птиц, рыб) . Например, «Отправляемся в путешествие к Лесовичку» , «Ищем клад в подводном царстве»

4. С многообразием опытов и экспериментов (с применением фокусов)

5. Литературные квесты (по произведениям автора) . «В гостях у сказки» , «Животные в сказках»

Задания для детского квеста могут быть самыми разнообразными:

Загадки;

Ребусы;

Игры «Найди отличия» , «Что лишнее?» ;

Пазлы;

Творческие задания;

Игры с песком; с водой;

Опыты, эксперименты;

Лабиринты;

Спортивные эстафеты.

ВЫВОД :

Таким образом: образовательная деятельность в формате квест - игры становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.

Я проводила квест в средней группе в мае месяце на улице. Игра проходила на территории рощи, и назывался квест «В гостях у Лесовичка» мы закрепляли знания о лекарственных растения, грибах, и животных. Также специалисты нашего детского сада, проводили общие квесты со средними и старшими группами. У каждой группы был свой цвет в одежде, игры с заданиями проходили в помещениях детского сада. И еще проходили интеллектуальные квесты для педагогов их также проводили наши специалисты целью, которой являлась: сплочение коллектива, создание благоприятного психологического климата, сотрудничества, совместного творчества.

Спасибо за внимание!

Телеграмма

Дорогие ребята! Помогите! Нас похитил Карабас – Барабас и запер в темном сундуке! Спасите нас! Чтобы нас найти, вам нужно двигаться по цветной дорожке. В пути вам предстоит решить много задач, будьте внимательны, ищите подсказки. Начинайте свой путь от красного кубика.

Актеры кукольного театра.



Конспект НОД на тему «Что такое осень» в средней группе

Цель:

Закрепить и уточнять знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

Формировать у детей представления об осени, как о красивейшем времени года;

Воспитывать интерес и бережное отношение к природе;

Продолжать пополнять знания детей об обитателях леса;

Учить детей видеть и чувствовать красоту природы;

Ход:
Воспитатель: - Если на деревьях
листья пожелтели,
Если в край далекий
птицы улетели,
Если небо хмурое,
Если дождик льется,
Ребята, какое это время года?
Дети: - Осень

Воспитатель: - Назовите осенние месяцы?

  1. Какая сейчас осень ранняя или поздняя? Почему?
  2. Что происходит осенью в жизни птиц?
  3. Что происходит осенью в жизни зверей?
  4. Какая погода бывает осенью?

Ребята, давайте поиграем! Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте!

Игра « Да или нет»

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Достаем ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

Воспитатель: - Молодцы! Всё умеете, знаете.

Воспитатель : - А какого цвета осенью трава и листики?
Дети: - Листья разноцветные: оранжевые, жёлтые, красные, коричневые. Трава жёлтая, коричневая. Воспитатель : - Ребята, а для чего звери делают запасы на зиму?
Дети: - Чтобы не остаться голодными, так как зимой под снегом не будет ни грибов, ни ягод, ни колосков.

Физкультминутка «Листья»
Листья осенние тихо кружатся (кружатся на месте, руки в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)
И под ногами шуршат, шелестят (движение руками вправо - влево)
Будто опять закружиться хотят (кружатся на месте, на носочках).

Воспитатель : - У каждого времени года есть свои приметы. Сейчас мы с вами вспомним приметы Осени. (Дети отгадывают загадки и отвечают на вопросы воспитателя)

Это что за невидимка Хлопает в саду калиткой, На столе листает книжку, Шорохом пугает мышку, Сорвал с бабушки косынку, Покачал в коляске Димку, Поиграл листвой, поверьте! Ну, конечно, это… (ветер)

По городу дождик осенний гулял, Зеркальце дождик своё потерял. Зеркальце то на асфальте лежит, Ветер подует - оно задрожит. (лужа)

Он идет, а мы бежим, Он догонит все равно! В дом укрыться мы спешим, Будет к нам стучать в окно, И по крыше тук да тук! Нет, не впустим, милый друг! (дождь)

Итог:

Воспитатель: - Ребята, какие вы у меня уже взрослые, смышленые и ответили на все вопросы! Вам понравилось?
Дети: - Да
Воспитатель: - А что больше всего запомнилось?
Чем мы занимались?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23 «Ласточка»»

Конспект итогового занятия

в средней группе

по ознакомлению с окружающим миром

на тему «Осень»

Составила: воспитатель

Гофман Ирина Витальевна

г. Евпатория, 2017 г.

Тема: Осень

Цель: обобщить знания детей по теме «Осень». Сформировать у детей обобщенное представление об осени. Развитие диалогической речи и грамматического строя речи детей. Расширять словарный запас прилагательными. Развивать познавательный интерес детей, внимание, слуховое восприятие и память, а также мелкую моторику рук, творческие способности детей. Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Словарь: дождливая, ветреная, холодная, туманная…

Материал: конверт с письмом и заданиями от Осени, осенние листочки, аудиозапись «Звуки осеннего леса», «звук дождя и грома», «звук листьев», «шум ветра», презентация «Осень»

Предварительная работа: Беседы: об осени и ее приметах, о жизни диких животных и птиц в лесу, об их подготовке к зиме. Рассматривание на прогулке различных деревьев и их листьев, рассматривание иллюстраций с изображением осеннего леса, диких животных, перелетных и зимующих птиц.

Ход занятия

1. Организационный момент + Сюрпризный момент

(Д. заходят в муз. зал под музыкальное сопровождение «Осень золотая в гости к нам идет»)

В: Здравствуйте! Ты скажешь человеку.

Здравствуй! Улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку.

И здоровым будет много лет.

В: Ребята, давайте, пожелаем здоровья нашим гостям, и скажем, здравствуйте!

В: Ребята, вы любите путешествовать?

Да

В: А трудностей не боитесь?

Нет

В: Сегодня я приглашаю вас в путешествие, только куда, вы узнаете, если отгадаете, кто прислал нам письмо.

«Пришла без красок, без кисти
И перекрасила все листья».

Осень!

В: Да, ребята, это письмо от Осени. Давайте посмотрим, что же в конверте? (воспитатель читает письмо).

«На лесной опушке я краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и разделись клены,

И зазолотились листья у березы.

Друзья, я вас приглашаю в осенний лес».

В: Принимаем приглашение осени?

Принимаем!

В: Но прежде, чем отправиться в путь, я хочу проверить внимательные ли вы или нет.

2. Психогимнастика на концентрацию внимания (игровое упражнение)

«Что звучит?»

(В. использует аудиозаписи: «звук дождя и грома», «звук листьев», «шум ветра». А Д. внимательно слушают и отвечают, что они услышали)

В: Молодцы! Ребята, давайте с вами вспомним правила поведения в лесу…

. Нельзя разрушать гнезда птиц, разводить костер, ломать ветки деревьев и кустарников, разрушать муравейники …

В: Умнички! Тогда в путь. Чтобы попасть в лес, нужно пройти по осенним листочкам и не сбиться с пути. (Д. идут по листочкам под музыкальное сопровождение «Звуки осеннего леса» в лес, затем, когда пришли в лес присаживаются на стульчики)

В: Вот мы и пришли в осенний лес. Слайд 1.

В: Осень - это переход от лета к зиме. А вот первое задание от Осени:

Назовите, какие вы знаете осенние приметы?

В: Молодцы! А наши ребята, еще знают стихотворения об осени, давайте с вами послушаем…

(выходят два ребенка и рассказывают стихи об Осени)

Листья солнцем наливались.

Листья солнцем пропитались.

Налились, отяжелели,

Потекли и полетели. (Денис)

Наступила осень,

Пожелтел наш сад.

Листья на березе

Золотом горят.

Не слыхать веселых

Песен соловья.

Улетели птицы

В дальние края (Кристина)

В: Умнички! Ребята, а кто мне скажет, что происходит в это время в садах и огородах? Слайд 2

В: Правильно, дети, поэтому осень называют порой урожая. А вы интересно у меня умеете различать фрукты и овощи. Вот вам второе задание от Осени, нужно собрать урожай.

3. Эстафета «Сбор урожая»

Девочки собирают фрукты, а мальчики овощи. (проводится эстафета «Сбор урожая»)

В: Молодцы! С этим заданием вы справились…

В: Сейчас девочки проверят, мальчиков правильно ли они собрали урожай овощей, а мальчики проверят девочек, правильно ли они собрали урожай фруктов. (В. выбирает среди детей одну девочку и одного мальчика, дети проверят урожай, затем друг другу задают вопрос)

В: …, спроси у …, какие фрукты собрали в корзинку?

: …., какие фрукты собрали в корзинку?

В: Молодцы! Ребята, как вы думаете, а фрукты наверное растут на грядке? (а овощи на деревьях)

В: Умнички! Мы с вами сделали запасы, а в лесу кто делает запасы и какие?

(дети перечисляют желуди, орехи, рябину и т.п.) .

В: Птицы и звери с удовольствием едят их и запасают на зиму. Слайд 3.

В: Дети, погода осенью бывает разная.

«У меня разноцветный мяч,

мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать».

Я кидаю вам мяч, а вы должны ответить, какая погода.

4. Словесная игра "Погода осенью" (игра с мячом)

Когда идет дождь - дождливая; когда дует ветер - ветреная; когда холодно - холодная; когда пасмурно - пасмурная; когда сыро - сырая; когда хмуро - хмурая; когда ясно - ясная, когда солнечно – солнечная, когда туман-туманная.

В: Отлично. Вы все ответили правильно. Дети, а сейчас посмотрите на эту картинку. Что вы видите на ней? Слайд 4.

Птицы улетают на юг.

В: Правильно. Многие птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.

В: Деревья и кусты тоже готовятся к зиме. Сначала зеленые листья меняют цвет. Назовите, какими они становятся?

желтыми, красными, бордовыми, коричневыми и оранжевыми

В: Правильно, а потом они постепенно сбрасывают листву. А какие деревья остаются зелеными, кто знает?

В: Да, только ель и сосна не расстаются со своими иголочками. А Мунир знает замечательное стихотворение про елочку, послушайте пожалуйста… (ребенок выходит и рассказывает стихотворение)

Елочка, ты елка,

Елка просто диво,

Посмотрите сами,

Как она красива! (Мунир)

Слайд 5.

В: А вы любите играть?

Да, любим!

В: Тогда давайте соберем осенние листочки.

5. Физкультминутка «Осенние листочки»

«Раз и два - повернись, вновь по лесу ты пройдись.

Три, четыре - приседай, быстро ноги разминай.

Ветер по лесу летал, ветер листики считал:

Лист кленовый, лист дубовый, лист березовый резной,

Лист осины, лист рябины – вот такой букет лесной».

В: Дети, посмотрите на картинку. Слайд 6. Это середина осени. Ее часто называют золотой. А кто мне скажет почему?

потому что большинство листочки деревьев становятся желтыми, а на солнце кажется золотым

В: Но вот наступает конец осени. Деревья сбросили свои листья и стоят обнаженные. Часто идет дождь, дует ветер. Слайд 7. Иногда в конце осени падает снег. Природа ждет зимы. Да, осень бывает разная.

В: Давайте на память о нашей красивой осени сделаем гостям красивый осенний букет

(Д. присаживаются за столы и выполняют пальчиковую гимнастику)

6. Пальчиковая гимнастика «Осенние листочки»

Раз, два, три, четыре, пять.

(Загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать.

(Сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

(«Шагают» пальчики по столу).

6.1. Самостоятельная работа детей

(Д. под музыкальное сопровождение выполняют работу: сначала свой листик намазывают клейстером, затем посыпают песком)

6.2 Обыгрывание «Подари осенний букет»

(Д. свои листики прикрепляют на ватман, где изображена ваза)

В: Молодцы! Ребята, посмотрите, какой красивый букет получился!

Мы букет поставим посреди стола,

Осень золотая в гости к нам пришла.

В: Я, надеюсь, что Осень вами будет довольна, но нам пора возвращаться в детский сад. Раз, два, три, повернись, в детском садике очутись.

7. Итог занятия

В: Чем мы с вами сегодня занимались?

(высказывания детей).

В: Вам понравилось наше путешествие?

В: Мы сегодня закончим путешествие, но на память о нашей прогулке по осеннему лесу мы посмотрим с вами интересный фильм. Но его мы посмотрим в группе. (Д. прощаются с гостями и возвращаются в группу под музыкальное сопровождение)

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе.

Тема: «Осень»

Цель : формирование знаний о признаках осени.

Задачи:

    учить отличать овощи и фрукты.

    развивать диалогическую речь;

    познавательную активность;

    воспитывать любовь к окружающему миру.

Демонстрационный материал : картинки с изображением осени, муляжи овощей и фруктов, корзина.

Раздаточный материал : клей, салфетки, заготовки из цветной бумаги овощей и фруктов, бумажные тарелочки.

Ход занятия:

Приветствие:

Доброе утро солнце,

Доброе утро небо,

Доброе утро земля,

Доброе утро всем нам.

В: Ребята, сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы попробуйте их отгадать и подумать о каком времени года эти загадки.

Опустели наши грядки.

Огород и сад в порядке.

Ты, земля, еще рожай.

Мы собрали... ( урожай)

Ветер тучу позовет,

Туча по небу плывет.

И поверх садов и рощ

Моросит холодный... (дождь)

Стало хмуро за окном,

Дождик просится к нам в дом.

В доме сухо, а снаружи

Появились всюду... (лужи)

В сером небе низко

Тучи ходят близко,

Закрывают горизонт.

Будет дождь.

Мы взяли... ( зонт)

Растут - зеленеют.

Упадут - пожелтеют,

Полежат - почернеют. (Листья.)

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задирает.

Одним проходу не дает,

Других он подгоняет. (Ветер.)

Красные, желтые листья

По ветру вьются, летят.

В городе ясно и чисто,

В наших краях... ( Листопад).

Кто плывет по небосводу

В черной шапке до бровей?

Кто по небу носит воду?

Подскажи-ка нам скорей! (Туча.)

Бываю я лишь раз в году,

За летом жарким я иду

Пред белою зимою.

Подружишься со мною?

Догадались, кто я? (Осень )

В: Молодцы, все загадки отгадали. О каком времени года были загадки? (Отв. детей)

В: Правильно об осени.

В: Ой, ребята, я совсем забыла, после какого времени года наступает осень? (Отв. детей).

В: Ребята, а хотите поиграть в игру «Поймай мяч». Я буду вам по очереди бросать мяч, а вы мне рассказывать о приметах осени.

(Отв. детей: день стал короче, на улице стало прохладно, с деревьев опадает листва, птицы улетают в теплые края и.т.д.)

В: А кто из вас знает, что делают люди в садах и огородах осенью?

Д: (собирают урожай)

Игра: «Овощи и фрукты»

(Нужно собрать овощи и фрукты в разные корзинки.)

В: Молодцы с этим заданием справились.

Физминутка: «Листопад»

(Дети эмитируют полет осенних листочков)

В: Ну вот мы с вами немного потанцевали, отдохнули, собрали богатый урожай. Теперь я хочу пригласить вас пройти к своим столам, что вы там видите? (Отв. детей).
В: Да, вы абсолютно правы, мы будем делать аппликацию «Урожай».

В конце дети вывешивают свои работы на доску.

Вот какая красота у нас получилась!

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Дарит осень чудеса" для детей средней группы (4 - 5 лет).

Автор: Акинина Жанна Анатольевна, воспитатель МБДОУ №22 "Улыбка", город Старый Оскол, Белгородская область.
Описание материала: данный конспект рассчитан на детей 4 - 5 лет (средняя группа). Может быть использован воспитателями для работы по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром. Развивает у детей любознательность, наблюдательность, эстетическое восприятие природных явлений.

Цель: формирование представлений об осени, на основе ознакомления с существенными признаками сезона.

Задачи:
1. Развивать любознательность, творческое воображение, координацию движений с речью, слуховое и зрительное восприятие, умение различать листья разных деревьев, ловкость.
2. Учить понимать содержание поэтических текстов, упражнять в образовании разных форм глаголов, совершенствование грамматического строя речь (образование множественного числа существительных), активизация обогащения словарного запаса по теме осень.
3. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе, интерес и заботливое отношение к растительному миру.
4. Вызвать интерес к собственной руке, познакомить с возможностью создания образов на основе одинаковых элементов.

Словарная работа : осень, пожелтели, покраснели, позолотились, воет, гудит, стонет, льёт, идёт, моросит.

Предварительная работа: рассматривание на прогулке листьев деревьев, наблюдение за осенним небом, деревьями, за явлениями неживой природы.

Оборудование : сюжетные картины с изображением времён года, магнитофон, кассета с записью «Осенние песни» П.И.Чайковского, листья деревьев из цветной бумаги, коробка - посылка, раскладной зонтик, предметные картинки с изображением фруктов и овощей, мяч, лист картона размером А3, гуашевые краски, мольберт, салфетки на каждого ребёнка.

Друзья, сегодня мы отправимся в необыкновенное путешествие. В чудесную страну, страну загадочную, полную тайн.
«Но в эту страну не идут поезда,
И самолёт не летает туда,
Как же страну эту назвать?
Страну, до которой рукою подать!»

А здесь простой секрет. Попасть туда можно только если сказать волшебные слова (воспитатель включает запись «Осенней песни» П.И.Чайковского). Закройте глаза и повторяйте за мной: «Раз, два, три! Дверь нам в сказку отвори!». Откройте глаза, кажется мы на месте (дети рассматривают панно с изображением осеннего времени года, любуются яркими красками. Воспитатель читает стихотворение о рыжей осени).

«Летний сад»
Летний сад порыжел немножко.
Хоть возьми да и перекрась!
Это осень - рыжая кошка -
Тёмной ночью в него пробралась.
Где ступала на мягких лапках,
Там и след оставляла свой:
Крона дуба - в жёлтых заплатках
Клён горит огневою листвой.
На газоне - смотрите сами -
Не трава, а рыжая шерсть!
Это кошка лазать устала
И решила в траве присесть.
Г. Новицкая

Скажите ребята, о чём это стихотворение? (об осени).
С кем поэт сравнивает осень? (с рыжей кошкой).
А вам хочется, что бы наступила осень? (да).
Грустно расставаться с летом, но осень будет радовать нас своими чудесами. Осень словно искусный художник, выбрала самые яркие краски для украшения природы.
Дети, как вы думаете, какого цвета осень? (жёлтая, красная, оранжевая).
А можно сказать, что осень разноцветная? (да).
Отгадайте осеннюю загадку: «Падают с ветки золотые монетки?» (это листья).
Посмотрите какое чудо этот осенний букет из листьев (воспитатель раздаёт листья детям). Листья осины красные. Значит, что они сделали? (покраснели). На что похожи листья осины? (на монетки). Листья клёна жёлтые. Значит, они что сделали? (пожелтели). Как вы думаете, на что похожи листья клёна? (на ладошку). А какое дерево потеряло вот этот листок, похожий на пёрышко? (рябина). Листья рябины золотые. Значит, они позолотились. Давайте вместе скажем это слово (проговаривают хором).
Какой ветер дует осенью? (холодный, пронизывающий, злой). А что делает ветер? (воет, гудит, стонет, ревёт). И вдруг подул осенний ветерок. Листочки разлетелись. Сколько листьев! Да у нас здесь целое дерево, как на участке детского сада.

Подвижная игра: «Листья»
Листья осенние тихо кружатся (кружатся на месте, руки в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)
И под ногами шуршат, шелестят (движение руками вправо - влево)
Будто опять закружиться хотят (кружатся на месте, на носочках).

Соберём прекрасный букет в вазу. Пусть он радует нас своей красотой (дети садятся на ковёр). Воспитатель читает стихотворение.

«Что случилось»
Ах, что было,
Что случилось!
Дверь тихонько отворилась
И тихонько затворилось.
Мы судили, мы рядили
Да и думать бросили:
Кто же нам через порог
Кинул жёлтенький листок -
Письмецо от осени?
О.Дриз

Воспитатель показывает коробку, открывает её и сообщает, что в нашу группу пришла посылка от осени. Ребята, вы знаете приметы осени? (да). Поиграем в игру «Осенние приметы». Когда я назову приметы осени, говорите дружно «да». Если приметы относятся к другому времени года, говорите дружно «нет». Вы готовы? (да). Дайте правильный ответ:
Осенью цветут цветы? (нет).
Осенью растут грибы? (да).
Тучки солнце закрывают? (да).
Часто - часто льют дожди? (да).
Туманы осенью плывут? (да).
Ну а птицы гнёзда вьют? (нет).
Звери норки закрывают? (да).
Урожай все собирают? (да).
Птичьи стаи улетают? (да).
Солнце светит очень жарко? (нет).
Все купаются в реке? (нет).
Можно детям загорать? (нет).
Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? (да).
Сапоги всем обувать? (да).
Молодцы! Вы знаете приметы осени. Загадаю вам загадку, слушайте внимательно. Загадка:
«Появилась в небе клякса
Если клякса заревёт,
Разбежится весь народ» (туча).
Осенью часто идут дожди. А что делает дождь? (моросит, идёт, шумит, льёт). Посмотрите, стало пасмурно, кажется дождик начинается (воспитатель раскрывает зонтик).
Подвижная игра: «Дождик»
Капля раз, (прыжок на носочках, руки на поясе)
Капля два, (прыжок на носочках, руки на поясе)
Очень медленно сперва (четыре прыжка на носочках, руки на поясе)
А потом, потом, потом (восемь прыжков на носочках, руки на поясе)
Всё бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, (развести руки в стороны)
От дождя себя укрыли. (сомкнуть руки над головой полукругом).

Дожди прошёл. Выглянуло солнышко. Присаживайтесь на лесную полянку (ковёр). «Нынче, друг, не зевай, собирай урожай». Дидактическая игра «Один - много». Давайте поиграем в мяч. Я бросаю мяч и называю один овощ или фрукт, а вы ловите мяч, бросаете мне его и называете много овощей или фруктов (огурец - огурцы, помидор - помидоры, яблоко - яблоки).
Рисование «Цветные ладошки» (осенние листья). Сегодня мы нарисуем листочки, но рисовать мы красками и карандашами не будем. Ребята, а вы знаете, можно рисовать руками. Есть выражение «наши руки не для скуки». Мы сегодня будем раскрашивать свои ладошки гуашевыми разноцветными красками и ставить отпечатки на листах бумаги. Воспитатель опускает ладошки в тарелочки с разведённой гуашевой краской, прикладывает свою ладонь с расставленными пальцами к листу бумаги, размещённому на мольберте. На что похожа моя ладошка? (на листья клёна). Воспитатель предлагает детям перенести «ручки» на большой лист белой бумаги. Вот какой у нас получился листопад, листья жёлтые, красные, зелёные летят.

Молодцы!

Список литературы:
1. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). - М.: ВАКО, 2005. - 240с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. - М.: «КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА», 2008. - 208 с., 16 л. вкл., переиздание дораб. и. доп.
3. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. - 656с.