Рефераты Изложения История

Общешкольное собрание семейное портфолио. Родительское собрание "портфолио ученика"

Родительское собрание
на тему:
«Портфолио ученика, как средство мотивации личностного развития»

Сценарий собрания

Цель собрания:

1. Проинформировать родителей о «Положении о школьном портфолио», его структуре и организации ведения портфолио обучающихся.

2. Формировать у родителей положительное отношение к совместной работе по оформлению портфолио обучающихся.

Ход собрания

I . Мотивация родителей

Что такое СЕМЕЙНАЯ ПАМЯТЬ?
- Мы, родители, записываем в альбомы, снимаем на видеокамеру, фотографируем, т. е. всячески стараемся сохранить для истории драгоценные мгновения. Но как-то так получается, что мы, в основном, фиксируем физический рост и внешние изменения наших детей. А их внутренний мир? Их интересы, их удивительные открытия, их забавные словечки и смешные высказывания?.. Жаль, но порой остаются "за кадром" творческие работы наших малышей: рисунки, башни из кубиков, снежные крепости и песочные замки, пластилиновые фигурки и так далее. А с ними и впечатления от прогулок, путешествий, походов в театр или на концерт и многое-многое другое.
- В школе мы так же фиксируем результаты обучения ребенка по различным предметам школьной Программы - оценка показывает личностные успехи и достижения ребенка в усвоении материала курсов на разных ступенях обучения. Классный руководитель собирает в альбомы фотографии и грамоты как свидетельства участия ребенка в жизни класса и гимназии.
- Достаточно ли этого? Что нужно сделать для того, чтобы ни какая информация о ребенке необходимая ему в будущем не была нами, взрослыми, потеряна?

9.http://www.imc-eduekb.ru

Цель проведения собрания: мотивация родителей на создание портфолио совместно с детьми.

Задачи:

  1. Создать атмосферу взаимного доверия и общности интересов взрослых и детей для развития у них навыков партнерских взаимоотношений.
  2. Ознакомить родителей с педагогическими задачами, решаемыми в ходе совместной детско-взрослой работы над портфолио семьи.
  3. Дать родителям представление о методике портфолио, его роли и месте в формировании семейных ценностей и особенностях совместной работы родителей и детей.

Ход собрания

Вводное слово учителя:

Здравствуйте уважаемые папы и мамы. Вас интересуют ожидания, надежды, ценностные ориентиры своих детей, а вашим детям интересна история и вашей жизни, и ваших родителей, и даже семейного рода. Оказалось, что у каждого в семье есть свои личные хобби, привычки, дела, но часто именно это не дает нам возможности общаться друг с другом, слышать другого, понимать и принимать. Возможно, вам не хватает общего с детьми дела, работа над которым позволила бы гармонично соединить взрослых и не очень взрослых родственников. Сегодня у нас необычное собрание. Знаете ли вы, что такое портфолио ученика?

Вот давайте сегодня поработаем над этим вопросом и разберемся в нем.

Сегодня Вы узнаете:

  1. Что такое портфолио?
  2. С какой целью он составляется?
  3. Какое значение имеет?
  4. Как его составлять?
  5. Как помочь своему ребенку?

Я надеюсь, что мы будем сотрудничать, и вы станете хорошими советчиками своим детям.

Входит Петр1.

Так, добре. По-моему я сюда попал? Кто ж меня сюда позвал?

Дети (хором):

Мы, мы Вас звали.
Вы сюда, сюда попали.

Петр 1:

Хорошо, я не заблудился
и вовремя здесь очутился.
И хочу узнать сейчас,
Что за ассамблея здесь у вас?
Зачем собрался весь Ваш класс?

Ученик:

Бьем челом, любезный царь,
Всероссийский государь.
Не откажите в милости своей.
Очень Вас спросить хотели:
Так ли делаем, так ли поступаем?
Хорошее ли дело мы здесь затеваем?

Дети (хором):

Ведь мы портфолио теперь
все составляем, составляем, составляем.

Петр 1:

Ну-ка, чадо не спешите,
Все по порядку доложите.
Портфолио? – не слыхивал про это раньше.
Ну-ка, продолжайте дальше.
Порадуйте своими делами.
Может, буду я гордиться Вами.
И что ж, я слушаю внимательно,
рассказывайте старательно.

Ученик:

Дело наше не простое,
Дело наше – вот какое.
О себе нам надо рассказать,
Все достижения показать.

Ученица:

Все мы заняты проблемой.
Как портфолио составить,
И оформить все красиво,
Чтобы получилось диво.
День и ночь соображаем,
Работаем – не унываем.

Петр 1:

Кажется, я понял!
Портфолио – папка достижений называется.
В него дела все Ваши собираются.
Мне такое дело очень даже нравится,
Ведь чадо к самоанализу приучается.
Молодцы, прямо бальзам на душу проливаете,
Раз такое дело затеваете.

Ученица:

Да, Вам взрослым хорошо так говорить,
А у меня душа болит.
Я боюсь, что делаю не так
И попаду тогда не в такт.

Петр 1:

Ну, дщерь юная, не журись,
Если что не так,
К предкам своим обратись.
Они уж чаду родному
Не могут отказать.
И, конечно, будут Вам помогать.

Петр 1 обращается к родителям:

Ну, как настроены родители?
Ведь без Вашей помощи им пока не обойтись.

Мама:

Мы Вас, великий царь,
Очень понимаем
И, конечно, своим чадам
Все время помогаем.

Папа:

Да, все мы это подтверждаем,
Что детей одних не оставляем
И, чем можем помогаем.

Петр 1:

Вот это дело мне по душе.
Это сразу видно – настоящая семья,
Где у детей и родителей – общие дела.

Мальчик сидит за столом, на столе – толстая папка, на ней крупная надпись: “Портфолио”.

Входит мама:

Что сынок так не весел?
Что ты голову повесил?
Какие мысли одолели?
Может ножки заболели?

Эх, мамуля дорогая,
Мои ножки не болят,
Прыгать, бегать, веселиться
Вот, что они всегда хотят.
Но, проблема предо мною
Ну, хоть волком прямо вой.
Видишь, папка на столе.
Она просится ко мне
“Напиши Ваня о себе,
Создай, Ваня, резюме”.
Не знаю, что писать
Как портфолио составлять.

Мама:

Ну, сыночек не печалься,
Помогу твоей беде.
Мы подумаем сейчас
И расскажем о себе.
Будет не портфолио, а клад.
Поверь мне, ты будешь рад.
Вон ты у меня какой:
Добрый малый, золотой.
Давай первую страничку назовем:
Знакомьтесь: это – я.
Тут будут фотографии твои.
Твои первые шаги.
Делай первую страничку – не спеши.

Входит бабушка

Внучок, чем ты занят, дорогой сейчас?
Может, погуляешь, ну хотя бы час.

Внук:

Нет, бабуля, погоди
От меня не уходи.
Лучше о родне своей
Мне подробней расскажи.
Хочу я вторую страничку открыть
Родословной своей ее посвятить.

Бабушка:

Молодец, внучок!
Умным сразу стал,
Что такие сведения
Из сундука достал.
Историю надо знать
И предков своих почитать.

Внук:

Ура! Вторая страничка готова. Теперь можно и погулять.

Входит девочка:

Вань, глянь.
Какую я страничку создала,
Знаешь, как я ее назвала?
“Что в имени моем сокрыто?”.

Ваня:

Здорово. Я тоже так сделаю. Узнаю, что означает мое имя. А еще я узнаю, кто из великих людей носил это имя.

Девочка:

Молодец, я тоже так сделаю.

Ваня вздыхает с облегчением:

Правду в народе говорят, что глаза страшатся, а руки делают. Вот уже у меня третья страничка готова.

А меня еще мысль посетила. Я поработаю над собой и страничку создам: “Я какой”.

Разделю я страничку пополам.
И такой проспект создам:
Что мне нравиться в себе,
С одной сторонки напишу.
А над чем работать мне?
Я у мамочки спрошу.
Уж она мне честно скажет,
Что я делаю не так.
Умный я, порядочный
Или Ванечка – дурак.

Входит дедушка:

Здравствуй, Ваня,
Как здесь ты поживаешь?
Ну-ка, дай взглянуть
Что ты составляешь?

Ваня:

Да, вот хочу в себе я разобраться
И очень мне надо стараться.
Видишь, вот портфолио лежит,
Лишь его открой
И сразу видно я какой:
Вот мои успехи.
А вот мои прорехи.
Вот здесь я чудо молодец.
А вот тут не очень,
Поленился, между прочим.
Так что, дедушка,
Вот самоанализ проведу
Критику на себя я наведу.
И буду я работать над собой,
Чтоб стать личностью большой.

Дедушка:

Ваня, я тобой горжусь,
Может, в чем я пригожусь

Ваня:

Ну, конечно, дедуля, дорогой,
Страничку добрых дел открой.

Дедушка:

Дела добрые всем нужны.
Дела добрые важны.

И знаешь, что человек живет на свете не напрасно. Знаешь, внучок, девиз моей жизни:

“Делай людям добро, и люди о тебе не забудут”.

Я тебе советую открыть страничку творчества.

Туда все твои стихи, рисунки и поделки должны поместиться.

Ваня:

Спасибо, дедушка, за совет.
Их у меня столько много.
Вытащу – ка я все это на свет.

Дедушка:

Ну, и конечно, страничка должна быть “Мои достижения”

В ней ты поместишь вознаграждения за проекты и олимпиады.

Вижу, дело к концу движется.
Портфолио составляется.
Понемногу прибавляется.

(дед листает портфолио)

Внучок, а где же твоя учеба?

Что – то не найду.

Ваня:

Сейчас исправим
И страничку “Как учусь”,
Вмиг составим.
Все готово дед.
Ну, скажи, я молодец?
Славно я потрудился.
Хороший результат у нас получился.

Ваня несет портфолио Петру1; Петр листает портфолио:

Зело, браво, отроки мои.
Вижу, что вы – не лентяи.
Вижу, что вы – работяги.
Честь, хвала вам детвора.
Мне во дворец теперь пора.
Порадовали царя – батюшку.
Ухожу со спокойной душой.
Надеюсь на вас.
Будет земля русская гордиться
Своими умными сынами и дочерьми.

Заключительное слово классного руководителя:

Смею надеяться, что Вам, дорогие родители, стало ясно, что такое портфолио.

Мы постарались показать, какую помощь можете оказать своим детям всей семьей. Как оформить, сделать красивыми надписи, какие фотографии подобрать. Приучать детей к умению обобщать, систематизировать, анализировать надо с детства. Ребенок должен расти самостоятельным, уметь рассказать о себе, проанализировать и сделать правильные выводы.

До свидания. Спасибо, что приняли участие в проведении классного собрания.

Тема сегодняшней нашей встречи: «Портфолио ученика на­чальной школы».

«Мама! Мне срочно нужно портфолио!» - эта фраза прозву­чала как гром среди ясного неба во многих семьях российских школьников. В результате многие родители, прибегая к услугам "сарафанного радио", имеют либо не полную, либо искаженную информацию о том, что же такое "портфолио", для чего оно нужно, когда и как начать его собирать, чем наполнять... Материал содержит презентацию к родительскому собранию и план проведения беседы с родителями о том,как способствовать формированию у родителей потреб­ности в оказании помощи при оформлении портфолио

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Родительское собрание « Портфолио ученика начальной школы » Учитель начальных классов Супрун Л. В.

« Портфолио достижений» дневник вашего ребенка, куда вы вместе с детьми и классным руководителем будете в течение многих лет записывать достижения в поведении и увлечениях, в физической подготовленности и спорте, в конкурсах и олимпиадах, в исследовательской деятельности и во многом-многом другом.

Оканчивая каждый класс, ваш ребенок будет знать себя всё лучше: какой он; что больше всего ему нравится, получается; что он, может быть, хотел бы исправить и улучшить, чего достичь. И кем бы ни стали ваши дети - художниками, изобретателями, врачами, - мы знаем, что они вырастут умными, воспитанными и целеустремленными людьми, настоящими гражданами России.

Портфолио становится «историей успеха », помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося, историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет, в интеграции количественной и качественной оценки и, наконец, в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку. Основной смысл учебного портфолио - показать все, на что ты способен.

Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения. Что это дает? Для чего это нужно?

У каждого ученика будет свое портфолио, то есть индивидуальный "портфель" образовательных достижений - результаты районных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Портфолио в начальной школе, прежде всего, должно носить обучающий характер. Это не форма оценивания детей, а «инструмент», с помощью которого у младших школьников формируется контрольно-оценочная самостоятельность.

Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: «Каждодневный творческий процесс ученики должен быть зафиксирован».

В самом начале, когда ребёнок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но, по мере того как он взрослеет, эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого тала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. Во время такой работы происходит осмысление своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.

Хочется подчеркнуть, что на этапе начальной школы вашим вкладом в будущий успех ребенка является, прежде всего, включение детей в различные виды деятельности, привитие интереса к труду. Думаю, что, объединив усилия, мы обязательно добьемся успеха. Уважаемые родители!

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Портфолио ученика начальной школы »

Цели: способствовать формированию у родителей потребности в оказании помощи при оформлении портфолио, содействующего выявлению и развитию индивидуальных творческих способностей ребенка; дать рекомендации родителям по организации ведения портфолио.

Форма проведения: родительский всеобуч.

Оборудование: медиапроектор, компьютер.

Этап подготовки:

1. Оформление доски: тема, цель, цитата: «Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован».

2. Подготовка вопросов для обсуждения на родительском собрании

2.1. Портфолио в школе.

2.2. Для чего ученику портфолио?

2.3. Как выглядит портфолио ученика начальной школы?

3. Выставка портфолио и работ учащихся.

Ход собрания

Родительское собрание проходит в кабинете, который закреплён за классом. Собрание начинается с экскурсии родителей по выставке портфолио и работ учащихся (представленных с разрешения лающихся 2-х классов).

  1. Вступительное слово классного руководителя по теме собрания.

Классный руководитель: Поздравляю вас: ваши дети стали учениками!

В школе наших учеников всегда ждут чудесные открытия знании увлекательные конкурсы, хитрые олимпиады и веселые спартакиады. И, конечно же, дети будут в них с удовольствием участвовать, и даже побеждать самих себя. Да, да, побеждать самих себя... И это большая тайна! Ведь прежде чем, например, прыгнуть дальше всех, ребенок сначала должен научиться прыгать дальше, чем делал это вчера. С каждым разом он будет прыгать все дальше и дальше. Дальше самого себя или даже дальше всех ребят класса или школы. И тогда, быть может, он захочет стать профессиональным спортсменом и прыгнуть дальше всех в мире.

И если даже ребенок родился со слабым здоровьем, но каждый день делает зарядку, закаляется, любит заниматься спортом или просто играть в подвижные игры, то он обязательно вырастет здоровым, сильным, ловким и выносливым.

Дорогие родители, перед вами «Портфолио достижений» -дневник вашего ребенка, куда вы вместе с детьми и классным руководителем будете в течение многих лет записывать достижения в поведении и увлечениях, в физической подготовленности и спорте, в конкурсах и олимпиадах, в исследовательской деятельности и во многом-многом другом.

Оканчивая каждый класс, ваш ребенок будет знать себя всё лучше: какой он; что больше всего ему нравится, получается; что он, может быть, хотел бы исправить и улучшить, чего достичь. И кем бы ни стали ваши дети - художниками, изобретателями, врачами, - мы знаем, что они вырастут умными, воспитанными и целеустремленными людьми. Настоящими гражданами России.

Желаем вам и вашим детям увлекательных дней в нашей школе и высоких достижений!

Тема сегодняшней нашей встречи: «Портфолио ученика начальной школы».

«Мама! Мне срочно нужно портфолио!» - эта фраза прозвучала как гром среди ясного неба во многих семьях российских школьников. В результате многие родители, прибегая к услугам "сарафанного радио", имеют либо не полную, либо искаженную информацию о том, что же такое "портфолио", для чего оно нужно, когда и как начать его собирать, чем наполнять...

Этап 1. Поговорим о портфолио

Классный руководитель: Предлагаю ознакомиться с общей информацией, которая позволит составить представление о том, что такое портфолио.

Итак, что такое портфолио? Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др.), и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.

Этап 2. Для чего ученику портфолио?

Классный руководитель: Что стоит за сухой отметкой, выставленной в дневнике? Можно ли разглядеть за ней личность ученика, его ежедневный кропотливый труд, его неисчерпаемый творческий потенциал? Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося, историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет, в интеграции количественной и качественной оценки и, наконец, в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку. Основной смысл учебного портфолио - показать все, на что ты способен.

Наличие у ребенка портфолио позволит сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути.

У каждого ученика будет свое портфолио, то есть индивидуальный "портфель" образовательных достижений - результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы.

Портфолио в начальной школе, прежде всего, должно носить обучающий характер. Это не форма оценивания детей, а «инструмент», с помощью которого у младших школьников формируется контрольно-оценочная самостоятельность.

Основное предназначение портфолио - продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

Основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах:

Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации и самоактуализации в различных областях школьной и внешкольной жизни;

Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

Формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

Формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; стимулирование к самосовершенствованию;

Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»).

Этап 3. Что это дает? Для чего это нужно?

Классный руководитель: Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения.

Этап 4. Как выглядит портфолио ученика начальной школы?

Классный руководитель: Жестких требований на данный момент не существует. И это радует! Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти к этой задаче творчески, придумать что-то свое, оригинальное.

Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: «Каждодневный творческий процесс ученики должен быть зафиксирован».

Этап 5. Ознакомление с содержанием портфолио обучающихся 1 класса

Знакомство со структурой портфолио.

Этап 6. Важно помнить!

Классный руководитель: В самом начале, когда ребёнок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но, по мере того как он взрослеет, эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого тала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. Во время такой работы происходит осмысление своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.

Этап 7. «Цепочка мнений»

Классный руководитель : Подведем итог нашего собрания. Сформулируем основные выводы. (Родители делятся впечатлениями, делают выводы.)

Этап 8. Рефлексия

Классный руководитель: Уважаемые родители! Завершая нашу встречу, хочется подчеркнуть, что на этапе начальной школы вашим вкладом в будущий успех ребенка является, прежде всего, включение детей в различные виды деятельности, привитие инт ереса к труду. Думаю, что, объединив усилия, мы обязательно добьемся успеха.


Виртуальное родительское собрание

"Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации его личностного развития"

Цель собрания:

1. Проинформировать родителей о школьном портфолио, его структуре и организации ведения портфолио обучающихся.
2. Формировать у родителей положительное отношение к совместной работе по оформлению портфолио обучающихся.


Что такое СЕМЕЙНАЯ ПАМЯТЬ?


Мы, родители, записываем в альбомы, снимаем на видеокамеру, фотографируем, т. е. всячески стараемся сохранить для истории драгоценные мгновения. Но как-то так получается, что мы, в основном, фиксируем физический рост и внешние изменения наших детей. А их внутренний мир? Их интересы, их удивительные открытия, их забавные словечки и смешные высказывания?.. Жаль, но порой остаются "за кадром" творческие работы наших малышей: рисунки, башни из кубиков, снежные крепости и песочные замки, пластилиновые фигурки и так далее. А с ними и впечатления от прогулок, путешествий, походов в театр или на концерт и многое-многое другое.

В школе мы так же фиксируем результаты обучения ребенка по различным предметам школьной Программы. Оценка показывает личностные успехи и достижения ребенка в усвоении материала предметов на разных ступенях обучения. Мы собираем в альбомы фотографии и грамоты как свидетельства участия ребенка в жизни класса и школы.

Достаточно ли этого? Что нужно сделать для того, чтобы никакая информация о ребенке необходимая ему в будущем не была нами, взрослыми, потеряна?

Хорошим решением для исправления этой ситуации в школе вполне может стать портфолио!

На нашем виртуальном собрании мы попытаемся выяснить:
1. Что такое «Портфолио»?
2. С какой целью создается «Портфолио обучающегося»?
4.Какими бывают Портфолио обучающихся?
5. Кто и как должен его составлять?

Что такое Портфолио?

Каждый из Вас, наверное, не раз слышал это слово. Давайте разберёмся, что оно значит. Это слово иностранного происхождения. В переводе с английского - портфель для документов, с французского – собрание листов, с итальянского – папка с документами. Мы можем сделать вывод, что это множество каких – то листов или документов, собранных в одном месте.


В педагогической литературе «Портфолио» - это:
· Коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению.
· Выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год).

С какой целью создаётся Портфолио?

Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося, историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет, в интеграции количественной и качественной оценки, и, наконец, в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку. Основной смысл учебного Портфолио – показать все, на что ты способен. Наличие у ребенка портфолио позволит сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути


Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.


Воспитательные и педагогические цели ведения портфолио в начальных классах:
Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации и само актуализации в различных областях школьной жизни и внешкольной жизни;
Формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
Формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; стимулирование к самосовершенствованию;
Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями.

Цель портфолио: Собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
Задачи портфолио.
Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:
а) Создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха.
б) Поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности.
в) Поощрять его активность и самостоятельность.
г) Формировать навыки учебной деятельности.
д) Содействовать индивидуализации образования ученика.
е) Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации.
ж) Укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной деятельности со школой.

Нужно ли оформлять портфолио нашим детям?

С 2011 года с введением Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения портфолио школьника является обязательным для оформления личной документации ученика.

«Портфель личных достижений» ученика начальных классов включён как обязательный компонент определения итоговой оценки в Примерную основную образовательную программу, дополняющую Федеральный государственный образовательный стандарт. Таким образом, всем ученикам начальных классов необходимо вести портфель своих достижений.

Введение обязательного портфолио – не просто пиар-ход, это маленький переворот во всей системе образования, когда количество дополняется качеством. У каждого ученика будет "Портфолио", то есть индивидуальный "портфель" образовательных достижений - результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы.

Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован". Главное не победа, главное - участие!

Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.


Каким мы видим портфолио наших детей?

Жёстких рамок и стандартов к офрмлению и структуре портфолио ПОКА НЕ СУЩЕСТВУЕТ!!! Поэтому всё зависит от Вашего творчества и творчества вашего ребёнка.

В школе разработано «Положение о портфолио ученика начальной школы». В нём прописана структура портфолио. Он состоит из титульного листа и основных разделов. Давайте вместе подумаем, что мы можем поместить в каждый раздел. А теперь я более подробно познакомлю вас с тем, что может быть помещено в каждый раздел.


ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.

Считаем важным дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.


РАЗДЕЛ "МОЙ МИР"

"Мое имя" - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.

"Мой город" - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы Важно, чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).

"Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.

"Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах.

"Мои любимые школьные предметы" - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...". Также неплох вариант с названием "Школьные предметы". При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.

РАЗДЕЛ "МОЯ УЧЁБА"

В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.


РАЗДЕЛ "МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА"

Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.

РАЗДЕЛ "МОЁ ТВОРЧЕСТВО"

В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!

Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет-порталом, сделать распечатку тематической странички.


РАЗДЕЛ "МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ"

В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. Если в школе это не практикуется, родителям имеет смысл прийти на помощь учителю и разработать и размножить типовой бланк "Творческого задания". В конце учебного года возможно проведение презентации творческих заданий с обязательным награждением лучших работ в нескольких номинациях.

РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ"

Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.

РАЗДЕЛ "ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ"

В портфолио ученика начальной школы этот раздел включают не часто. А жаль! Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний. К сожалению, дневники школьников пестрят либо нелицеприятными замечаниями типа "Не готов к уроку!", либо ничего не отражающей похвалой типа "Молодец!". А что если вместо того же "Молодец!" дать небольшой отзыв в портфолио? Например: "Принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию "Цена Победы". Выучил и великолепно рассказал стихотворение. Самостоятельно подготовил стенгазету, при этом привлек к оформлению своих товарищей".

Считаем важным добавить лист отзывов, а также бланк, где учителя могут высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам учебного года.

РАЗДЕЛ "РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ"

В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить.

Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет бОльшую ценность, размещается в специальном разделе. Его можно озаглавить "РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ"

Кто и как должен составлять портфолио?

Портфолио – это результат действия двух ладоней, это совместная работа школы и семьи. Помните, каким бы профессиональным не был бы ваш учитель и классный руководитель, пусть он будет даже мастером... никогда без Вашей помощи ему не сделать того, что можно сделать вместе.


Типичные ошибки при составлении портфолио.

1. «Мама или я - Новиков Илья?»

Известное стихотворение Агнии Барто, как нельзя лучше демонстрирует самую распространенную ошибку: сбор материалов взрослыми (учителем, классным руководителем или родителями), а не ребенком. Вместо поддержки (на правах совещательного голоса) при сборе и оформлении портфолио, которая, разумеется, нужна, родители полностью подменяют ребенка в этом процессе. В таком случае вместо помощи ребенку в самоопределении вы сведёте работу над портфолио к принципу "папа у Васи" и будете вынуждены провести 11 школьных лет в гонке за дипломами. Взрослым нельзя опираться лишь на свои предпочтения и свое мнение о способностях и интересах ребенка. К сожалению, мы, взрослые, имеем нехорошую привычку считать, что мы лучше нашего ребенка знаем, что ему нужно.


2. Лучше меньше, да лучше.

Многие ребята и их родители стремятся собрать максимальное количество документов и материалов, помещаемых в Портфолио. Важно помнить, что главное в технологии Портфолио - помочь ученику разобраться в том, каковы истинные интересы и возможности ученика, а вовсе не в том, чтобы создать формально увесистую папку документов. Ученик должен отдавать себе отчет в том, с какой целью он помещает в папку портфолио тот или иной документ.

3. Информационный вакуум.

Важно помнить, что Портфолио собираете вы, и вы, более чем кто-либо, заинтересованы в его качестве. Не ждите рекомендаций извне, действуйте сами:

1) Участвуйте в различных классных, школьных и районных мероприятиях.

2) Найдите в Интернет образовательные сайты, предложите ребенку участвовать в мероприятиях, проводимых детскими сайтами (или совместно с ними).
Рекомендации.
1. Согласовывайте с ребенком все документы, которые хотите разместить в Портфолио.

2. Пополняйте Портфолио систематически, а не от случая к случаю.

3. Ни в коем случае не подменяйте ребёнка в процессе формирования Портфолио как копилки его успехов.

4. Не стремитесь к количеству достижений, лучше обратите внимание на их качественную сторону.

5. Привлекайте самого ребёнка к планированию конкретных учебных задач и анализу успехов в целях формирования сознательного отношения к учебе и её конечным результатам, это поможет сформировать ответственность у школьника за результаты учебного труда или внеурочной деятельности.

6. . Помогайте ребёнку вести его Портфолио с учётом индивидуальных способностей, возможностей и особенностей – каждый ребёнок уникален, его нельзя ни с кем сравнивать.

7. Не отказывайте в помощи при сборе материалов: можно напоминать ученику о пересмотре его достижений, помогать в систематизации материалов, обсуждать достижения ребёнка, своевременно пополнять копилку его успехов.

8. Предоставляйте ребёнку возможность периодически пересматривать свои работы и по желанию их заменять.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ:

«Портфолио ученика начальной школы».

Цель собрания:

Формирование у родителей положительного отношения к совместной работе

по оформлению портфолио; информирование по организации ведения портфолио.

Участники: родители обучающихся 1 класса.

Учитель: Петличёва Т.В.

Оборудование: компьютер, проектор,

Этап подготовки:

1.Оформление доски: тема, цель, цитата.

2.Подготовка вопросов для обсуждения на родительском собрании:

  • Что такое портфолио?
  • Кто должен его собирать?
  • Для чего ученику портфолио?
  • Как выглядит портфолио ученика начальной школы?

3.Выставка портфолио и работ учащихся.

ХОД СОБРАНИЯ

I. Вступительное слово классного руководителя по теме собрания.

Уважаемые родители! Я рада видеть Вас на открытом родительском собрании. Все наши с вами встречи мы проводим ради детей. И сегодня их

рассуждения и высказывания помогут нам с вами сформулировать тему

собрания. Давайте послушаем их. (Рассуждения детей)

Кто догадался, о чём пойдёт речь? Я знаю, что для большинства из вас слово «портфолио» прозвучало как гром среди ясного неба. На самом деле

многие из вас имеют неполную, либо искаженную информацию о том, что же такое "портфолио".

Какие вопросы возникают у вас, глядя на это иностранное слово?

Сегодня, на нашем собрании мы попытаемся выяснить:

  • Что такое «портфолио»?
  • Кто должен его собирать?
  • Что в него складывать?
  • Для чего это надо?

Я знаю, что многие родители с первых недель жизни собирают и хранят

достижения своих детей, стараются сфотографировать первый

шаг, заснять на видео первое сказанное слово, прочитанное стихотворение, многие хранят первые тетради своих детей, сохраняя самые дорогие и драгоценные мгновения собирая таким образом своего рода портфолио.

В школе, эта работа получила продолжение. Теперь, каждый ученик в нашем классе будет иметь свой портфолио, свой портфель достижений. Основной смысл такого портфеля - показать всё, на что способен и к чему должен стремиться ваш ребёнок.

II. Чтобы ответить на ваш вопрос, кто должен помогать ребёнку в сборе портфолио, проведём эксперимент.

ХЛОПОК (1 эксперимент)

Поставьте правую руку на локоток и поверните ладонью ко мне. А теперь

попробуйте сделать одной ладошкой хлопок. Ну как? Выходит? Почему?

Чего не хватает? Нужна вторая ладошка. Я готова дать вам вторую ладошку. Одна ладонь - вы, другая - я. Давайте попробуем сделать хлопок вместе

(делаем по очереди хлопки: учитель - родитель). Заметила, что при этом процессе все вы улыбались. Это же здорово! Я желаю вам всегда улыбаться, когда мы вместе с вами будем «делать хлопок» в жизни.

Вывод Данный эксперимент доказывает, что портфолио - это результат действия двух ладоней, это совместная работа школы и семьи. Помните, каким бы профессиональным не был бы ваш учитель, пусть он будет даже мастером... никогда без Вашей помощи ему не сделать того, что можно сделать вместе.

III. Упражнение для родителей “Снежинка” (Для чего это надо?)

А сейчас мы выполним с вами интересное упражнение. Главное условие, не

смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед Вами лежит лист бумаги. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте

внимательно и выполняйте следующее:

Сложите лист пополам

Опять сложите пополам

Снова оторвите правый верхний уголок

Сложите лист пополам

Оторвите правый верхний уголок

Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте

свою снежинку. Покажите их друг другу и нашим гостям. Посмотрите,

сколько замечательных, но абсолютно разных и непохожих друг на друга

снежинок у вас получилось? А почему? Как вы думаете? (все люди разные)

Вывод: Мы - взрослые люди при одинаковых условиях делаем все по-разному. Ваши дети тоже все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества. Портфолио даёт шанс каждому ребёнку

почувствовать себя успешным, повышает самооценку и уверенность в себе.

IV. Анкета: «Интересы и склонности».

А сейчас, давайте проведём ещё один эксперимент. Мне бы хотелось

проверить, хорошо ли вы знаете своих детей, чем они интересуются, что

любят делать? Для этого я прошу написать на конверте с фамилией вашего ребёнка 3области, в которых расположены на ваш взгляд интересы вашего ребёнка: I —математика, II —техника, III —биология и сельское хозяйство, IV —медицина, V —журналистика, VI —искусство, VII —труд в сфере

обслуживания, VIII —военное дело, IX —спорт.

Сверьте ответ с результатом анкетирования вашего ребёнка (конверты с

детскими анкетами на столе).

Вывод: совпадение говорит о том, что вы хорошо знаете своего ребёнка, вы

идёте верным маршрутом. Если ответы не совпали, вам стоит прислушаться к своему ребёнку, задуматься, то ли направление внеурочной деятельности вами выбрано? Или может быть, ваш ребёнок стал жертвой нереализованных в детстве ваших интересов?

V. Структура портфолио

Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок был успешным в жизни. А что это значит? Как вы думаете? (ответы родителей)

Это то, что надо сформировать и выработать в ребёнке, качества, которые ему будут помогать в дальнейшем вне школы, помогут определиться в

будущем. Именно на это направлено портфолио. Форма портфолио:

  • файловая папка с вкладышами,
  • пластиковый портфель,
  • пластиковая папка.

По своей структуре «портфолио» напоминает многослойный пирог или

многоярусную пирамиду. Основные разделы я вынесла на экран.

  • ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
  • «МОЙ МИР»
  • «МОЯ УЧЁБА»
  • «МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА»
  • «МОЁ ТВОРЧЕСТВО»
  • «МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ»
  • «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ»
  • «САМООЦЕНКА МОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА ГОД»

Теперь давайте каждый раздел рассмотрим поподробнее.

«Титульный лист» содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика. Важно дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.

«Мой мир» включает следующие рубрики:

- «О себе» - информация об имени и фамилии ребёнка. Ребёнок также указывает об общих увлечениях, о любимых семейных праздников.

- «Моя семья» здесь можно рассказать о каждом члене семьи, об общих увлечениях, о любимых семейных праздников.

- «Мой город» рассказ о родном городе, о его интересных местах, о происхождении улицы, на которой живёт ребёнок. Здесь же ребёнок рисует схему безопасного маршрута от дома до школы.

- «Мои увлечения» небольшой рассказ о том, чем увлекается ребёнок, какие кружки и секции посещает.

- «Моя школа» рассказ о школе, педагогах, своих любимых уроках по принципу «мне нравиться… потому что…»

«Моя учёба» этот раздел ученик наполняет удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.

«Моя общественная работа» в данном разделе ребёнок рассказывает о своих поручениях, обязанностях в школе, о своей помощи по дому.

«Моё творчество» в этот раздел ребёнок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи.

«Мои впечатления» в данном разделе ребёнок вкладывает свои отзывы от экскурсий, посещения театра и т.д.

«Мои достижения» здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма.

«Самооценка моей деятельности за год» здесь ребёнок подводит итоги за год.

Вывод: Теперь вы знаете, какой материал помещают в портфолио и я надеюсь, что не ошибётесь с его распределением по разделам.

ЛАДОШКА

Я бы хотела обратить ваше внимание на листы цветной бумаги. Обведите на них свою ладонь. Протяните мне руку помощи . Сейчас будет небольшое

задание. Каждый палец - это позиция по которой надо высказать своё мнение.

  • Если вам была понятна информация по портфолио, она была нужной и
  • полезной, поставьте + на большом пальце.
  • Если нужна дополнительная разъяснительная работа, информации было недостаточно поставьте + на указательном пальце.
  • Если придя сюда, вы зря потратили время, поставьте + на мизинце.

Вывод: Ваши ладошки я положу в портфолио рядом с ладонью вашего ребёнка и пусть они всегда будут рядом не только в портфолио, но и в жизни

и в дальнейшем ваша рука поведёт его к успеху.

Рефлексия «Цепочка мнений».

  1. Ну, и в заключении мне бы хотелось услышать цепочку мнений. Продолжите, пожалуйста, предложения.
  2. Теперь я знаю, ....(что такое портфолио, какие разделы оформляют родители)
  3. Я сумею объяснить, для чего....(его надо собирать)
  4. Я смогу рассказать, как....(оформить портфолио)

(Родители делятся впечатлениями)

Благодарю всех за активное участие. Желаю вам процветания и

благополучия! До новых встреч!